автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.04, диссертация на тему:Планировочные и стилистические особенности исторического центра российского города

кандидата архитектуры
Басс, Наталья Иосифовна
город
Самара
год
1999
специальность ВАК РФ
18.00.04
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Планировочные и стилистические особенности исторического центра российского города»

Текст работы Басс, Наталья Иосифовна, диссертация по теме Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов

и -

/

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОГО ГОРОДА (на примере

архитектурной школы г. Самары)

Специальность 18.00.04 - Градостроительство, районная планировка, ландшафтная архитектура, планировка сельских населенных мест

АКАДЕМИЯ

На правах рукописи

БАСС НАТАЛЬЯ ИОСИФОВНА

Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Научный руководитель:

кандидат архитектуры,

профессор Ребайн Т.Я.

Самара - 1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................5

1. ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ РУССКОГО И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА

XX ВВ................................................................................................................8

1.1. Русское градостроительство...................................................................8

1.1.1. Тенденции развития российских городов конца XIX - начала XX в. 8

1.1.2. Преобразования градостроительной сферы второй половины XIX в. 11

1.1.3. Система контроля и внедрения нового строительства в конце XIX в. 13

1.1.4. Эволюция функционального строительства городов в начале XX в. 14

1.1.5. Города-сады......................................................................................20

1.1.6. Художественный облик российского города в начале XX в.........22

1.2. Западноевропейское градостроительство конца XIX - начала XX в. 23

1.2.1. Реконструкция центров исторических городов.............................23

1.2.2. Города-сады......................................................................................27

ВЫВОДЫ.....................................................................................................30

2. ОБЗОР СТИЛИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.....................................................................31

2.1. Терминология........................................................................................31

2.2. Русская архитектура..............................................................................32

2.2.1. Эклектика..........................................................................................32

2.2.2. Русский модерн.................................................................................46

2.2.3. Неорусский стиль.............................................................................49

2.2.4. Неоклассицизм..................................................................................51

2.3. Историзм и Art Nouveau в архитектуре западноевропейских стран .. 55 ВЫВОДЫ.......................................................................................................66

3. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА СТОЛИЧНОГО РОССИЙСКОГО ГОРОДА В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX В.................................................................................................................67

3.1. Москва...................................................................................................67

3.1.1. Население..........................................................................................67

3.1.2. Благоустройство...............................................................................67

3.1.3. Типология строительства................................................................69

3.1.4. Стилистические изменения застройки центра:...............................70

3.1.4.1. в районе Кремля.............................................................................70

3.1.4.2. на территории Китай-города........................................................74

3.1.4.3. на территории Бульварного кольца.............................................81

3.1.4.4. на территории Садового кольца..................................................82

3.1.4.5. на набережных...............................................................................85

3.2. Петербург...............................................................................................86

3.2.1. Население..........................................................................................88

3.2.2. Строительные ограничения.............................................................88

3.2.3. Типология строительства................................................................89

3.2.4. Стилистические изменения застройки центра:...............................91

3.2.4.1. в районе Невского проспекта.......................................................92

3.2.4.2. на Васильевском острове............................................................ 100

3.2.4.3. на Петроградской стороне.......................................................... 102

3.2.4.4. на Выборгской стороне...............................................................106

ВЫВОДЫ..................................................................................................... 107

4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СТИЛИСТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ГОРОДА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.................109

4.1. Нижний Новгород............................................................................... 109

4.1.1. Население и благоустройство........................................................ 109

4.1.2. Типология строительства..............................................................111

4.1.3. Преобразование территории Ярмарки......................................... 111

4.1.4. Стилистическое освоение центра города......................................113

4.2. Самара..................................................................................................124

4.2.1. Население........................................................................................124

4.2.2. Промышленность и благоустройство...........................................124

4.2.3. Типология строительства..............................................................128

4.2.4. Стилистическое освоение центра города......................................130

ВЫВОДЫ.....................................................................................................144

5. ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ

ПРОВИНЦИАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. САМАРЫ)................................................................................................146

5.1. Архитектурная школа г. Самары конца ХЗХ - начала XX в............146

5.1.1. Архитекторы-эклектики................................................................150

5.1.2. Архитекторы модерна....................................................................155

5.1.3. Архитекторы-неоклассики.............................................................161

5.1.4. Прочие зодчие.................................................................................162

5.2. Влияние столичных архитектурных школ на самарскую.................163

ВЫВОДЫ...................................................................................................167

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..................................168

БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................................171

ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................179

ВВЕДЕНИЕ

Эволюция развития исторического центра провинциального российского города приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с проблемами коренной реконструкции его инфрастуктуры, дефицитом территорий, с одной стороны, и стремление к максимальной сохранности существующей застройки, с другой стороны. Как показывает практическая деятельность проекты реконструкции центров, охранных и заповедных зон исторических городов не в состоянии, также как и в конце XIX в., решить накопившиеся проблемы одновременно максимально сохраняя сложившиеся исторические ансамбли и фоновую застройку. Для того, чтобы центр приспособить под современные требования с минимальным уничтожением и разрушением городской среды, необходимо исследовать общие закономерности процесса трансформации образа центра российского города и, учитывая опыт предшествующего переходного периода рубежа Х1Х-ХХвв., найти дифференцированный подход к использованию реконструктивных мероприятий.

Изучение проблемы велось на различных уровнях: структурном и композиционном, в основном, на материалах столичных и крупных поволжских городов. Предлагаемая работа опирается на имеющиеся исследования других авторов по проблеме развития исторических центров российских городов.

Специфика работы заключается в совместном анализе двух срезов городской среды - пространственного и культурологического, что обусловило взаимопроникновение методики и подходов вышеназванных сфер.

В первой главе дифференцированно рассматриваются и даются характеристики основных теоретических концепций и практических тенденций планировочного развития исторических городов. Во второй главе проводится исследование программных принципов стилеобразования и распространение их по территории Западной Европы и России в зависимости от особенностей национальных архитектурных школ. В третьей главе проводится анализ процесса стилистической трансформации застройки центральных районов Москвы и Петербурга. В четвертой главе рассматривается влияние планировочной структуры на особенности стилистической трансформации центра провинциального российского поволжского города на примере гг. Самары и

Нижнего Новгорода. В пятой главе анализируется архитектурная школа г. Самары, ее роль в создании стилистических особенностей застройки центра и влияние столичных архитектурных школ на провинциальную.

Целью работы являлось определение сферы влияния стилистики мировой архитектуры и градостроительной практики на стилистическую трансформацию исторического центра поволжского города конца XIX- начала XX вв.

Для достижения указанной цели ставились следующие задачи: выделить главные пути развития концепций градостроительного искусства исследуемого периода и характер фактической реализации в практической деятельности зодчих России и Западной Европы; проследить процесс территориального распространения и трансформации стилей конца XIX - начала XX в. России и Западной Европе в структуре исторических городов; определить пути формирования стилистики центра провинциального исторического российского города в сравнении со столичными; исследовать процесс формирования провинциальной архитектурной школы (на примере г. Самары).

В результате решения поставленных исследованием задач в работе было определено, что:

1. Активное стилистическое формирование исторического центра провинциального российского города проходило в период с 1890-го по 1910-е гг.

2. Модерн не создавал фоновую застройку, как классицизм или эклектика, а вкрапливался отдельными зданиями в уже сложившееся пространство улиц и ансамблей столичных и провинциальных городов.

3. Формирование зоны стилистической трансформации центрального района, более однородной в провинции, чем в столицах, зависело от характера и особенностей планировочной структуры города.

4. Центр г. Самары в Х1Х-ХХ вв. перемещался от района крепостей ХУ1-ХУП вв. в направлении новоосваиваемых территорий вдоль р. Волги и вглубь к железнодорожному вокзалу.

5. Типология зданий г. Самары, как и других провинциальных поволжских российских городов, была не менее разнообразной, чем в столицах, но появление отдельных типов общественных зданий и сооружений отставало на 3-5 и более лет (например, вокзалы, театры, народные дома и т.п.).

6. Стилистическая карта исторического центра г. Самары, составленная по материалам настоящего исследования, показала, что наибольшую сохранность исторической застройки имеют улицы Венцека, Некрасовская, Фрунзе, Ст. Разина, А. Толстого, а также ранее выявленные Куйбышева, Ленинградская и Молодогвардейская.

7. Преобладающим стилем улиц торгово-общественного центра является эклектика, которая занимает сплошной фронт фасадов; на улицах, располагающихся в отдалении от главной, преобладают вкрапления модерна, неоклассицизма и неорусского стиля;

8. Характерная черта провинциальной архитектуры, проявившаяся в Самаре -отсутствие четкой грани между стилевыми направлениями, которые сосуществовали или переходили постепенно одно в другое.

9. Достаточное влияние петербургской архитектурной школы на самарскую проявилось в появлении многочисленных произведений модерна и реже неоклассицизма в творчестве почти всех самарских зодчих; влияние московской архитектурной школы обусловило создание небольшого количества зданий русского и неорусского стилей;

10.Результатом исследования архитектурной школы г. Самары явилась атрибуция творчества архитекторов-эклектиков: A.A. Щербачева, Г.Н. Мошкова Я.С. Решетникова; зодчих, работавших в стиле модерн -Д.А. Вернера, З.В. Клейнермана, М.Ф. Квятковского, A.A. Волошинова, Ф.П. Засухина, П.В. Шаманского, а также отдельных зданий и сооружений различного функционального назначения исследуемого периода.

Диссертация состоит из одного тома, содержащего 178 страниц основного текста, в том числе введение, 5 глав, 35 иллюстративных и текстовых таблиц, выводы по главам, основные выводы, приложения; библиография включает 109 наименований, в том числе 10 архивных источников.

Диссертационная работа выполнена на кафедре градостроительства Самарской Государственной Архитектурно-Строительной Академии.

I. КОНЦЕПЦИИ РОССИЙСКОГО и ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

1.1. Русское градостроительство.

1.1.1. Тенденции развития российских городов в конце XIX - начале XX вв.

[20, 23, 71]

В конце XIX в, в России начинает активно развиваться промышленность: текстильная и пищевая, затем тяжелая. В связи с этим начинают формироваться основные районы, где уровень развития промышленности прогрессирует по сравнению с другими. Например, заметно выросла промышленность Петербурга, ставшего крупнейшим центром машиностроения. Быстрыми темпами шло строительство железных дорог. Основными железнодорожным узлом России стала Москва.

В крупных городах - Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде проходило увеличение концентрации числа рабочих, причем разнообразных по профессиональному составу: так, в Москве преобладали текстильщики, в Петербурге -металлисты и т.д. Этот фактор способствовал быстрому освоению окраин. Строились неблагоустроенные дома, бараки и казармы-общежития. Они составляли разительный контраст с центральными улицами.

Рост числа фабрик и создание торговли увеличивало значение крупных торговых центров, сделавшихся одновременно и железнодорожными узлами: Москва и Петербург, а в Поволжском регионе - Нижний Новгород, Самара, Саратов и Астрахань. Практически в регионе четыре последних города являлись так же и крупными промышленными центрами. Более 100 ООО человек проживало в Саратове и Астрахани на рубеже Х1Х-ХХ вв., от 50 до 100 000 жителей в Самаре и Нижнем Новгороде. За счет влияния роста промышленности в Самаре и Нижнем Новгороде удвоилось население. Основным источником роста городов в конце ХЕХ в, был приток населения из деревень и сел.

Следует отметить, что большая часть промышленных предприятий строилась на землях, примыкавших к городам, но не входивших в их административные границы. Это способствовало возникновению рабочих окраин, постепенно окружавших город плотным кольцом. Особую разновидность составляли фабрично-заводские села -

Пушкино, Реутово, Наро-Фоминское, Раменское (насчитывавшие от 3 ООО до 7 ООО жителей, в основном рабочих промышленных предприятий) в Московской губернии; с. Сормово в Нижегородской губернии, промышленный пос. Колпино под Санкт-Петербургом.

Увеличение населения городов, развитие разнообразных направлений промышленности, концентрация капитала и, наконец, общее изменение городского образа жизни породили новые типы зданий - производственных, общественных и жилых, что так же повлияло на изменение облика городов. Появились новые огромные промышленные здания фабрик и заводов; торговые здания - пассажи и крытые рынки, универсальные магазины (зачастую занимавшие целый квартал), здания торговых домов и «Деловые дворы». В основном акцент в строительстве от культовых зданий перешел к общественным.

Продолжалось строительство университетов и музеев; в столицах и крупных городах возводили образцовые больницы и школы, причем размещались последние в нескольких корпусах, расположенных на одной территории, и меняли облик районов строительства. Много строилось зрелищных сооружений, среди них стоит отметить кинематографы и народные дома. Последние, как правило, строились на рабочих окраинах или в местах расположения промышленных предприятий. Они объединяли в себе театр; аудиторию для собраний или лекций, концертов; библиотеку-читальню; клубные комнаты и чайную.

Жилищное строительство начала XX в, характеризовалось плотным расположением на участке многоэтажных корпусов с лифтами, телефонами, водопроводом и электричеством; увеличением размеров дома; преобладанием геометрической правильности их очертаний, включением в объемно-пространственную композицию здания подсобных помещений (магазины, котельные, гаражи и т.п.).

Застройку стали осуществлять не только индивидуальные владельцы, но и акционерные общества. Особенно часто это происходило в столичных и крупных торгово-промышленных городах. При этом нередко строительство велось на больших участках, занимавших целый городской квартал. Доходные дома образовывали практически ансамбли улиц, примыкая друг к другу. Особняки купцов и

промышленников, наоборот строились в тихих переулках или на улицах близко к центральным, но все же не настолько оживленных и шумных.

Во второй половине XIX в, постепенно в крупных городах стало развиваться коммунальное хозяйство. Многие центральные улицы были замощены булыжником, иногда тротуары покрывали каменными плитами. Однако в большинстве случаев они оставались деревянными.

В некоторых городах стали обращать внимание на озеленение и благоустройство набережных спусков к рекам, формировать общественные парки и скверы, многие из которых первоначально были платными.

В 1860-е-1870-е гг. улучшается освещение центральных городских улиц. В столицах и ряде крупных торгово-промышленных городов появилось керосиновое освещение, чуть позже и газовое, а керосиновые фонари стали освещать окраины. В конце 1870-х гг. электрическое освещение появилось в Петербурге, а спустя 10 лет - в Москве и лишь к