автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.02, диссертация на тему:Общие принцицы формирования архитектурно-планировочной структуры мечетей на основе мусульманского права

Абдел, Хафиз Тамими
город
Ташкент
год
1994
специальность ВАК РФ
18.00.02
Автореферат по архитектуре на тему «Общие принцицы формирования архитектурно-планировочной структуры мечетей на основе мусульманского права»

Автореферат диссертации по теме "Общие принцицы формирования архитектурно-планировочной структуры мечетей на основе мусульманского права"

¿- МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬ-^ЯЙ^ЭДЬГО. ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН . ТАШКЕНТСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ

На правах рукописи

УАК . 72&.ЗВ. 724

АБДЕЛ ХАФИЗ ТАМИМИ

'Общие принцицы формирования архитектурно-планировочной структуры мечетей на основе мусульманского права.

^Специальность 18.00.02 - архитектура здании

и сооружений

Автореферат

.дессертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры.

Ташкент -1994

Диссертация выполнена в Ташкентской архитексурно-строитель-ноы институте аз кафедре : V Архитектурное проектирование зелых зданий".

Нвучный руководитель

Научные консультанты:

Официальные оппоненты:

кандидат архитектуры доц. АСАаОЗ Р.Д.

кзададат архитектуры, 'доц.Мухаыедзанов К.д.

кандидат архитектуры, доц. Талипов 1С.

¿.оё.вч*.

доктор архитектуры, профессор Д.А.Назилов~ кандидат архитектуры, доцент Б.И. Пногэиов /^фф^Я&Мл Гтг.

Ведущее предприятие - управление архитектуры и градо -строительства исполнительного аппарата Хокима г. Ташкента.

Защита диссертации состоится »Г* г.

в " час в специализированном совете по задкте кандидатских диссертаций к 067.03.23 при Ташкентском Архитактурно-строктель-ном институте.'

С диссертацией аоако ознакомиться в библиотеке Тзикеат-ского Архитектурно-строительного института.

Адрес: 700011, г. Ташкент, ул.Назои,13

Автореферат разослан

Учёный сзнрзтарь Специализированного совет кэ адидзт а тж;тек-урк, доцент.

З.У .йбдурзззкозэ..

ОЕцАЯ ХАШХЕРйСМШк РАБОТЫ

Актуальность проблемы, Маслам, являясь одно;: из иарозых ?з-гал, сыгрзл знзчательнув роль а история челоззчзскоя цавалазз-•л л продолжав? оказыззгь судзстэсакое злаяяза аз различный с^з-¿л:зна шюгях стрзн мира.

хйедзя религия породила сбои учре^дзная культа Лечоть язлп-ся венозный здзяиеа культа а Ползав.

J аслзмсках госудзрствзх, з тэкзэ а госудэрстззх, з когорт: usстзуюг ыусульизнснае общины» с узелаченазы послэдозэталел île— из аечзгъ осгзёгся однла из глззных здзаал городз и з азегоя-з врем. Продолазегся сгроагельстзо различных тапоз изчзг-зп з сульазасках сгрзнзх.

1£зк аззестао, осаозныи аззазченага азчзгел язляздея соззр-iiiie з аах аслагзы. В Кслзые разрзбогза зплоть до детзлз.1 ратузл лкгза. Лрззллз л порядок созэрсзн'Ля иод-лтзц осаоззаы аз полоиз-ях л хребоззнлпх ¡Сорзаз а сунны. Сил счатзагся строго обязагзлз-аа (лзрэ) для зезго аусулъазасзого аира а ззпредаегся злзд-зааз нл:: хзках-набузь" aûзаестз (бадьз).

3 осноэных асгочкпнзх аусулызаского прззз яузвтся ряд греза аал а полоазлал, яредзязляз^ых s аэчагяи, ссблвдвалз ксторах ею язляегся серого обяззтзльнкын.

Судаос:ь соззрлеаая ыодатвы, азлачлз коаздзкез сгрсго спре-дзниых прэзлд уолатза, з тзкге трвбоззяал :< сосгззу а другая paaïspaciaasa азчзта:? ехэзаг ;:х аз особое изсто ерзди зоех :з..-зли:: гаасз еидосжззланх здзаал, Зсяа зсеи тала а оЗдеетзеянитс знал прасуда г.зс:с:-,н-.гаЭ азаеаеагя, то-а лечзгях дзло обсгсат зчз. .;сз ::зчз-л ¿о зсёи аусулзизасасц иарз аэзэвасахо os зреиегл аезгз коикрегаего ах з.'роаззльегзз должна аазгь обдаз праацзпы ;:;алрсззн::.-., ослозэаааз аз лэдоизилях аусудьиансного ярзгз.

зс :;сва аусульаазсаза алрз аз чета стрсадаза ::..; - с.-:.¿.г; с.уг:гззл с :саа ада анааа а;хдоаз:-:л.л;а с: зга:: ."..'.алел, т:с ...гдлзгея аздгл.'з'гаал:; о гэчал зрза-ая a; ..з:->

Лзс-гзлу рэз;;збсгкз обдах арлацапоз ••ермароззазя архатекгур--плзаарезечаол структуры аачегез, осаэзыззясь нэ полозенлях

сул1:;заз..::с прзгз, язляется здгуз.чьнол ::?с-:дзаол зрхагзксуры •зге ::;::.,— ■ -••зго аарз.

Лзученность' проблемы. Мечети стали предметом исследования ряда ученых мира, теких как В.В.Бартольд, О.Грабер, Я.Гольвин, .. 3.А.Нильсен, Л.Й.Клжсвич, А.Мец, В.Л.Воронина, Б.Ш.Захидов.М.С Еулатос, Г.А.Цугаченкова и другие. При этом мечети исследовалис в различных'аспектах - история развития их форм, как элемент со циальной жизни города, ориентация первых мечетей, как памятники с-рхктгктуры и. т.д.

В трудах таких ученых, как Имам Бухари, Хаким ат-Термизи, ЭД; хвииад аш-Еэйбани, гл~Газали, Ал-Багдедк,- Абуд Хасан, Али- кбн Исмаил ал-Ашари, Аш-Шафи, Абу Дауд, Касредцин Албани, Ахмед Хад] Ввили ХаГфиддин и других приведены внутренние и внешние условия совершения различных видов молитв, требования, предъявляемые к мечети и другие вопросы мусульманского права. Все эти требование и правила безусловно основываются на положениях Корана и суннн. Тем нз'ыенее в данных положениях и требованиях осноеных источит мусульманского права не изучены и не систематизированы с точки зрения формирования функциональной к архитектурно-планировочной структуры мечетей, в аспекте, необходимом для архитекторов-проер

ТИрОВЩИКОВ. '

■ Основной целью денной работы является разработка общих принт нов формирования"архитектурно-планировочной структуры ыече^зй, с новнвэясь на положениях и требованиях мусульманского права.

""Для достижения поставленной цели намечены решения следующих основных задач:

- изучение внутренних, и внешних условий совершения различных видов молитв по основам источникам мусульманского права;

- изучение и систематизация основных положений и требований мусульманского права относительно организации мечетей;

- анализ истории возникновения различных типов мечетей и их структурных элементов;

-'разработка общих принципов, составляющих осное-у формирования архитектурно-планировочной структуры мечетей в мусул] ыанскоы мире.

1

Методика исследования. Специфика кресаемых задач предполагает необходимость комплексной методики'исследования, Ендточаэдей'в себя: • ■ : '

- изучение Корана, сунны к других литератур по муеульманско-

- О -

ыу праву;

- сбор исторических материалов изучение возникновения и анализ различных типов мечетей и их основных структурных элементов;

- разработка принципиальных схем функциональной и архитектурно планировочной структуры различных типов мечетей.

Предмет исследования - соответствие архитектурно-планировочной структуры мечетей положениям и требованиям ыусудьианского права.

Объект исследования - мечеть ал-Харам в Мекке, мечеть пророка Мухаммада в Медине, отдаленная мечеть Ал-А.кса. в Иерусалиме и примеры мечетей в исламском мире, характеризующие отдельных их типов.

Границы исследования. В диссертационной работе в соответствии с поставленной целью рассматриваются общие вопросы соответствия архитектурно-планировочной структуры мечетей требованиям мусульманского права. Вопросы формирования и развития форм мечетей, их архитектуры в разных странах и эпохах в данной работе не рассматриваются.

Научная новизна - разработанные общие принципы архитектурно-планировочной структуры мечетей, основанних на положениях мусульманского права, составляющие основу формирования мечетей во всех этапах развития их форм в мусульманском мире.

йшктетгское_знэчение_£аботы. Разработанная система общих принципов обеспечивает формирование мечетей в соответствии с положениями мусульманского права.

Предмет защиты. На защиту выносятся следующие общие положения:

- архитектурно-планировочная структура мечетей во всех эпохах развития юс форм, независимо от конкретного района и времени строительства должна'строго соответствовать положениям мусульманского права;

- общие принципы архитектурно-планировочной структуры различных типов мечетей, основанных на положениях мусульманского права, составляющие основу их формирования на всех этапах развития их форм в мусульманском мире. ■

Внедрение. Основные положения диссертации внедрены при разработке следующих проектов мечетей:

-б -

1. Комплекс мечети Имчма Бухари в Вобкенте <1992 г.);

2. Комплекс Имама Бухари в Самаркандской области (международный конкурс, 1993 г.);

3» Мечеть в г.Бугулме (Татарстан) -.1993 г.);

4. Мечеть в поселке "Мирный" (Татарстан) - 1993 г.

5. Мечеть в деревне Антияровка (Россия) - 1293 г.

Структура работы определена поставленными задачами, которые поэтапно решаются в трех главах диссертации и обобщаются в заключении. Текст работы составляет 120 страниц, графический материал представлен в 2Б\планшетах. Ниже дается характеристика основных этапов исследования.

СОДЕРЖАНИЕ ИССВДОВАНИЙ ГЛАВА I» ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЕ,ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МОЛИТВЕ '

Священная книга.Коран и сунна является основными источниками мусульманского права. Требования и положения, изложенные в них

считаются руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении всех проблем жизни человека и общества. Введение в них новшеств и изменений запрещается. Они также являются важной частью аргументации любого научного труда" с точки зрения исламской религии.

Молитва (ас-салат) является одним из пяти столпов (аркан) основы мусульманского вероучения. В 34"3сурах ( 73 аятах-стихаха) Корана говорится о молитве*об обязательности совершения её для каждого правоверного мусульманина. Кораном установлены пять обязательных (фарз) молитв в день:

- салат ас-субх (молитва на рассвете);

- салат аз-зухр (молитва в полдень);

- салат ал-аср (предвечерняя молитва);.

- салат ад-магриб: (молитва на закате);

- салат ал-ища (молитва с наступлением ночи).

В пятницу вместо салат аз-зухр совершается салат ал-джума (пятничная молитва) коллективно в мечети. Кроме вышеперечисленных обязательных молитв имеются и другие виды 'их,' считаемые не строго обязательными (суннат):

-салат ал-йид (годовые'праздничные молитвы);

- салат ал-джиназа (похоронная" молитва и другие.

Порядок моления Кораном ясно не предписан, но имеются в ней многие указания относительно времени молитвы, некоторых движений, молитвенных формул и другие. Весь порядок моления сложился как подражания молитвенных позам и движениям Пророка Мухаммеда и закреплен памятью первых мусульман. Его единообразие отрабатывалось практически в течение более чем полутораста лет, пока все элементе не были ногдино зафиксированы Мухаммедом аш-Шайбани (ум. в 805 г.).

Основные правила совершения молитвы делятся на две группы: внутренние и внешние. Внутренные правила содержат комплекс движений и молитвенных формул, осуществляемых непосредственно во время молитвы. Внешне правила состоят из комплекса требований, связанных с подготовкой к молитве, а также требований, предъявляемых к месту и направлению молитвы и другие.

Каждая и^пяти ежедневных молитв состоит и обязательных (фарз) и необязательных (суннат) раскатов (повторяемых частей). Во внешних условиях совершения молитв фарз и суннат много общего, но вместе с тем имеются и определённые различия. Основными внешними условиями совершения молитв фарз и суннат, влияющих на формирование мечетей являются следующие:

1. Тело и одежды человнка должны быть ритуально чистыми, для этой пели перед молитвой он должен совершать "тахара" Омовение);

2. Место совершения молитвы должно быть ритуально чистым;

3. Молитву необходимо совершать в установленное время;

4. Во время молитвы необходимо обращать лицо в сторону Кибла ( в Мекку, точнее на ал-Каабу);

5.Строго запрещается совершать молитву, обращаясь к могиле к к человеческому отходу;

6. Строго запрещается совершать молитву,находясь полностью внутри михраба ( ниша на стене со стороны Каабы).

Кроме этих общих условий имеются требования, предъявляемые только к молитвам фарз:

- молитва фарз соверпается коллективно в мечети;

- молитва считается коллективной тогда, когда кроме имама, имеется еще один и более человек.

При отсутствии возможностей разрешается соверпить молитву ¿F-арз с имамом вне мечети А также разрешается совершать её индивидуально при отсутствии коллектива.

Попита а сушат во всех случаях (в мечети или вне неё) сове* саззтся только индивидуально.

Особо предпочтительным .считается совершить see виды молитвь иечети..

• Основными внешними условиями совершения салат ал-джума, ели стщими на -формирование мечетей является следующие:

- разрешается совершать её совершаннолетным людям мужского пола;

я

- совершается^основноы в городе;

- в городе дедша быть мечеть, куда открыт-доступ'всем;

- должен -быть нмам;

- должен быть коллектиз не менее в трех человек,кроме имам;

- молитва совершается после 'отклонения солнца от зенита;

- перед молитаой имам дсляен читать хутба (проповедь) ъ слуэ -на арабском языке;

- во время чтения хутбы имам должен стоять на миибаре и дер-пать и руке специальную пальку.

Салат ад-джума разрешается совершить и на площадках вокруг к в пределах города. 'По утверждению знатаков богословия салат ал-.дзума иежно совершать и ' больсой мечети .сельской иестности.

женщинам и несовершеннолетным мальчикам не запрещено -соверша салат ад-джума.

Вое внешние -условия совершения салат ал-иид (праздничная молитва)" йсе как и у салат ал-дкума. Единственное различие - салат ал-иид совершается в любое время от восхода до захода -солнца за исключением времени, когда оно находится на зените. Перед совершением салат ал-иид читается азат и икомат.

Основными внешними условиями совершения салат ал-джиназа (похоронная молитва) являются сведущие:

- человек должен быть ритуально чистым;

- обращать лицо в сторону кибла;

- вело покойника должно лежать впереди, т.е., со стороны -кибла, головой на север, лицом вверх,

- имам должен стоять впереди молящегося на близком расстоянии от тело покойника, напротив его груди;

- молитва совершается-стоя,при этом модп^исся образуют, ренине

- совершается на специальной площадке в пределах мечети;

- женщинам запрещено совершать салат ал-джиназа, не зте заг.рг-кие 'не является строгим.

Все основные условия и требования совершения пяти еяяднеэных литв почти полностью сохраняются и при совершении их ленщинами. вместе с тем имеются следующие ограничения: посещения мечети шцинами для совераения ежедневных молитв (фарз) вместе с ыугцк-■ля не запрещено, а разрешается, но при этом они доляны стоять зле мужчин и .мальчиков отдельными рядами. Если женщины сами хотят соверпать молитву коллективно, то женщина-имам додана стоять рь впереди. . остальных. Кроме этого, женщинам запрещено чи-?ь азан (призыв на молитву), ипсма, соверпать похоронные и 1здничные молитвы.

Еышеперечисленше внешние условия и правила совераения разных видов мояятз во многом пред спределя'и состав помещений и ментов мечети, пх функциснадьно-аланировсчной организации.

ГЛАВА II. ССНОЕНЫЕ ТгНЕСЕШИ,ПВДЬЯВ7.ЯЕ5Е К 'ЮШИРОВАНИЮ НЕЧЕТЕЙ

Изучение основных источников мусульманского праза показывает, основным местом совераения езяднезных обязательных молитв и 1Т ал-даума является мечеть. Соверпвние мояитгы з мечети счи-гея.более богоугодном Г а'27 раза), чем молитва, совершенная мечети и индивидуально. Только а случаях отсутствия мечети по другим уважительным причинам кыиеперечисленше молитвы зешается соверпать в любом ритуально чистом мест» коллективно. Все виды молитвы совершаются обращаясь лицом в сторону Каабы. Это одно из основных требований мусульманской религии и оно ственно повлияло и во многом предопределяло функционально-ировочные и архитектурно-композиционные ресения мечетей. Ар-кторы-строители различными способами и приемами хотели ука-и особо подчеркнуть направление ал-Каабы, по особому стали ировать и оформлять стену молитвенного зала со стороны Каабы, зультате возник один из структурных элементов мечетя -михраб, лваюший направление ал-Каабы. В целях удобства рриентира Каабы, молящихся вне молитвенного зала, михраб стали делать и во ■ мечети. Такой михраб был плоским,т.е. не углубленным и яа-1ся он "аназа". Михраб является одним из неотъемлемых элементов феменных мечетей.

¡дким из -»зуотих основных требований - это необходимость я азан- . ~ыза на молитву) перед совершением кадяой оче-

рьдной ежедневной обязательной молитвы, а также перед салат ел-джуме к сслат ел/иид. Основной целью азана является провозглашение наступления времени очередной обязательной.молитвы и призыв жителей близлежащих кварталов на коллективную молитву в мечеть.. Для этого назначились специальные лица - муэдзина, которые, первоначально с крыш соседнего дома читали азан. Чтение азана потребовало наличия возвышенного места, чтобы голос муэдзина был более ясно слышен и в отдаленных от мечети частях квартала. Эта необходимость послужила основой возникновения специального структурного элемента мечети - минарете.

Возникшие кек место для чтения азана минареты вскоре переросли непосредственное свое функциональное назначение и стали мощным композиционным элементом не только здания самой мечети, но и всего города. Они стали выражать даже социально-политические значения, являясь своеобразным символом силы и могущества отдельных првителей. Хотя для одной мечети был достаточен один минарет, но их стали строить 'больше (2-4 и более) и выше, чем необходимо.

Требования ритуальной чистоты от человека для совершения молитвы послужило причиной формирования специальных помещений для омовения при мечетах. За прошедший период истории развития мечетей возникли различные способы и приемы организации мест для ритуального омовения: устраивались специальные водоеш во дворе мечети, устанавливали цистерны с водой, в отдельных случаях- специальные дворики (мида) для омовения и т.п. Независимо от способа организации помещения для ритуального омовения стали неотъемлемыми элементами мечетей.

Необходимость чтения проаоведи (хутба) имамом перед салат ал,-джума и салат ал-иид способствовали возникновению специальной трибуны - минбар. Минбар устраивался, как правило, с правой сто-'роны от михраба и имеет две и более ступеней. За пр шедший исторический период развития мечетей к оформлению минбаров,■ как и к другим элементам интерьера, уделялось особое внимание и они стали одним из объектов творческого мастерства искуссных мастеров. Минбары являются неотъемлемыми элементами интерьера пятничных мечетей (джами) и в настоящее время.

После чтения ааана, спустя некоторое время перед еашм началом ыолнтвы читается такбир внутри молитвенного вала, провозглашая о начале молитвы, приглашая людей становиться в ряд. Для этой цели, около минб^ра устраивался специальный помост -дикка.

- II - .. .. ....

Начппая so второй поаовпш JLÏ а. в мечетгх арабских стр'п возней другой элемент интерьера ио нтзенного зала - максура. Маз-еура - это специально огэронекпая чаете» молптзеипого зала, для отделения халифа, правителя илп друпх высокопоставиэшгых лпц от другпх ладей, л целях защиты ис от возможного нападения apara. 3 некоторых случаях максуры вплачали в свсз ограду и михраб п нап?-эалиеь они афрагамп. S течением времени максуры постепенно тзрялл сбои функциональный назначения. 3 последующие годы мапаурой сталп кааызэть лзЗуо огороаеннуз часть мечетл, гдэ ссзерталп молитзу жеп-"ГГ'Ш. В современных мечетзх максуры практически отсутствуя?.

Кроме Быавпвречиеленкых основных элементов з составе мечетп организовывались п другие помещения: комната имама, библиотека п другнэ подсобно-хозяйственные помещения»

Другим вйекнн составным элементом мечптл является открытый двор, пристраиваемый к молитвенному зала, как правило, с протизо-яологзюЛ :: кибло еторош. Дворы мечетей выполняли различные ívhk-

ДЕОШ

цил. Основная пз шн - совершение молитва вэ а случаях скопления бользэгэ яолнчззтвз ладей во время пятничных и праодничных нэ-антз. Кроме этого,подруг цворзразмещались айваны и другие помащз-r::îs. Наличие двора о водоемом з условиях каркогэ кяимага создавало бяагоярпятаай гжзрояякма? и

Соглаанэ суккз сага? ал-дгагааза необходимо еоэерэать на спеш:-

здъной площадке около «зчетн» Но теснота городских условий очезлдиэ cía позволяла организовывать апециаяьнуо площадку при мечетп только 'для этой цзяп. салат ая-джиназа еталп аоверззть во дзэ-pe начата»

Дналнз раоыеров излита еншх залпов существующих мечетей'паказк-загт, что з бозьсянсме случаез они кмезт -болькиз размера в нопз-рзчнои напразясняя п ккбзо, чем а продольном и имеет? форму прямэ-угэлытаа. Эгс,конечна,не впучайно, так ш, согласно сунне,ео-заояитаи в первая рядах считается предпочтителышн, кроме г.'сго треэуагал фармпроаагь розкиа ряды , постому молвтвеккыа s»s-ш пмез? енввупазашуэ форму. Встречается молитвенные залу,, кмв-зщие ггзадраттзе п другие фгхга..

За препадгглп период истории исламской религии возникли s os~ тонном слсдугцме Пять типов мечетеЛ:

1. Немззгз:: (пли мусалла) - предназначался для совершения коллективной молитвы по болышы годовым праздникам пкд.

2. Мечеть ад-джами (дгума мечеть) - предназначалась для eos-

- 12 -

яектааного совершения пятничной молитвы.

3. Квартальная (гузарная) мечеть - предназначалась для кодек-тивного совершения ежедневных пяти обязательных ыодитэ;

4. Придорожная мечеть - предназначалась для индивидуального или коллективного совершения еаедневных ыодитв пассажирами и людьми, находящимся в дороге;

5.Мечеть при учреждениях - предназначалась для совершения обязательных и дополнительных (суннат) видов молитв в различных учреждениях , учебных заведениях и др.

С ростом численности населения городов и изменением других условий становилось практически невозможным совершение праздничных молитв мусульманами города б одном месте. В связи с этим мечети нг мазгох и мусалла постепенно стали терять свое первоначальное назначение. Праздничные молитвы стали совершать в ыечетах диами и квг .тальных мечетях. Поэтому.наиболее эффективно функционирующими и в настоящее время типами мечетей являются ад-джами и гузарные мечей

Согласно сунне в мечетях кроме их главной функции разрешаются некоторые и другие функции. В начальные этапы истории сформирована мечетей в них проводились судебные разбирательства, размещалась государственйая казна, разрешалась ночевать, проводить свободное время и т.п. Мечети являлись своеобразними центрами города или определенных его частей. Но с появлением отдельных зданий для этих дополнительных функций они постепенно отделялись от мечетей.

В сунне встречаются ряд требований относительно размещения и строительства зданий мечети. В них достаточно ясно говорится о запрете размещения здания мечети на кладбище, о запрете совершать молитву,смотря на могилу и т.д. Здание ыечети своим расположением из должно мешать повседневной жизни города.

В сунне имеются .некоторые положения, определяющие общие направления в оформлении зданий мечети, а организации интерьера молитвенных залов. Анализ практики строительства мечетей, за проыед-шй период показывает, что именно в этом вопросе люди больше всего отошли от требований и положений сунш. Были периоды, когда иуен-но здания мечетей стали своеобразным символом, выражающим силу политической власти, богатства и могущества отдельных правителей. Все это отодвигало на второй план самое главное и святое назначение мечети. Пророк Мухаммед в свое время предвидел, что именно такое произойдет и предостерегал от этого своих последователей.

- 13:-

В целом яраткий анализ потерли форгарованяя мечетей я их груктурных элементов сэндетвдьстэуе? о тса, что о основе их воэ-гансвения дезат определенные "грабовяти я положения аусульиаис-;го права. Все вознинете ферма, приёма организация мечетей и их

грухтуркых элементов язляэтел псиксетиымя формоия пепвззенип их

„ „ KG'спс mi

глзнь. Но как бы не изменялась строительная- тгхамаа,^ни появись новые .материала, отаЕЗвашдв газета® зеггзолкостн псясяа новых "генов и форм о ортснизацш! иечетайв.-з лайся случае, в ссяозе ах главы йсзять ярабопання сх- шзаеггнка tsyeycbîîcacaspo права.

. rilEii III. СШОШБ ШЗШ1 GÖFMHFOHffiHE HE4STS2

Еа сенсзв изучения вояозэшШ пусудьиенеяего nçasa по сну?рсй-и и оявенгш условиям ссверсекяз различны*-вядеэ иоалта» требо-насаапркея места кг* гоагятгоасго сезвразяая исжю сфогму-;рсзат& следующие обяке ертазягд и «ргбоввная фсраярсвшшя архк-жлурно-даанирсбс^ой ег^сугс* испвфзй.

I. CcrîOEîCJf« ¡грипшеем Саркргагжтз epESaniyjrae-aaaiEîpoàci-'Hca •руятурз мечзггП свяяетаа сксдегпге Сгагспргя^нса среда в .стрсгс-1: ответе*:: ии с пелезенадг^ г.ус-гяЕмзясзего права, еавссбстзуэдеП лиоценности келлтатппкеге еезспг^шя ебяаа^ояьках, пяпйчкых v. угях йндег делите.

Я. feTJc«!ï q.cjriiïpcscïi d сазнсиуссса ст пстраС'лсс-

3 слеяуггздх :

- :-гмязгсх (ууезяса), пргд.чаз1тг:сяй для ксяаехтязнсгс ссгер-пзния сzzav аз-œx с Ссллг7*:* пегзадсазч! лздей;;

- гзечс«& дпа?«и, пгедпа^гач-гниая. для ксяаезтг.зйоге ссзерзаная салат сл-вдуш, с сете <жг.?яз21гсс обязательных цозятэ; •

- ксартсл&кая мзчеп>г првдппсяаченнзя для полдвктявнего есвор-ссняя ег.сденв2т?х с-гясатзл^гах иожггэ, с сядслшах случаях и

- прздерегзяоя ктесга» пр-згнагиаченная для петвияуаяы«его север' сгнкя ебязагзлыгш: йслптз идсссаирааа;

- мечешь при учрогэдгишас, предназначенная для пндивндуального или коллективного сесерсения спеллгпкжс обязательных видов »слита рзбетникая! ргздпчгшх учрездений я организации.

3. Учитывая особенности кзддой конкретной градостроительной си-зции с учётом удобств доступности необходимо стремиться к форми-ззниэ бол t. ... упных мечетей; чрезмерное измельчение мечетей по

вместимости» близкое расположение их друг к другу считаются нежелательными.

4. При определении состава помещений и элементов мечети необходимо придерживаться принципа не уменьшения их, а_,наборот, рацио

нвльного обогащения, если это способствует полноценности соверве ния коллективной молитвы.

5. Основный помещением мечети является молитвенный зал, где непосредственно совершается коллективная молитва. Основными элементами его является михраб, минбар, молитвенные коврики, лампы для освещения, а таюке места для обуви и гардероб при входах.Внут ри молитвенного зала другие элементы, кроме вышеперечисленных,не должны находимся

6. При выборе форм молитвенного зала с учетом особенностей конкретной местности необходимо стремиться s прямоугольной форме, расположенной длинной стороной в поперечно:.! направлении к Каабе, которая обеспечивает образование длинных и ровных рядов молящихся

Не рекомендуются формы молитвенного зале ввиде круге или многогранника в плане.

7. Стена молитвенного зала, строго ориентированная в сторону Каабы,указывает неправление мряитвы, поэтому она доляна отличатьс; от всех остальных его стен, . В ней не должки быть различные упрощения, надписи, картины и другие предмет, отвлекающие внимание человека во время молитвы.

В целях более вритеяьной лености в центре этой стены можно устраивать михраб, непосредственно укашвещий направление молитвь

На этой se стене справа от михраба устраивается минбар кз трет ступеней, на котором имам читает хутбу (проповедь).

Строгая ориентация молитвенного аа&и на Каабу» его форма, стена, & также михраб к минбар на этой стене должны обеспечить зрительную ясность направления моеитбн.

8.В молитвенном вале необходимо соедать одинаковые удобные условия для всех молящихся (ровный-уровень пола, чистые молитвенные ковриги, схышшость голоса, имама п т.п.).

9. Направление главного входа в молитвенный sas рекомендуется совмещать с направлением на Каабу и расположить его с противоположной сторона направления молитвы.

Заполнение молитвенного вала нежелательно осуществлять с бокс шх входов. Боковые входи необходимо использовать для звепуацкн

людей после молитеы.

10. В молитвенном вале необходимо обеспечить естественное в-искусствекное освещение, достаточное для чтения книг, отопление, вентиляцию, проветривание и при необходимости - кОндинционирование воздуха.

11. При »ходах в молитвенный зал необходимо предусмотреть гардероб для верхней одежды и места для обуви. Размещение их, а также организация выходов из молитвенного зала долины обеспечить быструю и беспр пятственнуи эвакуацию людей после молитвы.

12. При формировании мечетей, в частности молитвенного зала, необходимо учитывать вопросы организации в них коллективной молитвы женщин вместе с мужчинами. Рекомендуются следующие три воз-ыонкк ■ приём. организации мест для молитвы женщин:

- в одном молитвенном зале с общим входом и выходом, выделением

для женщин последних рядов молящихся (зрительная изоляция муз-чин и женщин друг от рруга. . обеспечивается);

- в одном молитвенном зале с мужчинами, но на разных уровнях,, выделением второго яруса его с отдельными входами и выходами;

- в одном молитвенном зале на одном уровне с мужчинами, путем выделения части его решёткой- ограждением, исключающей переход и видимость, с отдельными входами и выходами; или го ^е самое,

с пристройкой к боковой стороне мужского молитвенного зала отдельного помещения для женщин, с решетчатыми проемами на общей стене менду ними для обеспечения слышимости голоса имама (мужчины); эта общая стена должна обеспечить пол зуо зрительную изоляции обоих залов друг от друга и исключить переход между ними. В помещение для молитвы женщин на стене со стороны Каабы моано устраивать анхраб, для указания направления молитвы, но ьо время коллективной молитвы женщины долаяы следовать голосу имама, находящегося в нужском зале,так как отдельного имама для женщин из них' же не назначается.

В зависимости от типа мечети, от наличия возможности необходимо выбрать один из вышеперечисленных приемов организации коллективной молитвы женщин вместе с мужчинами.

13. В квартальных мечетах количества мест в молитвенном зава необходимо определить,исходя из среднего количества молящихся зо время ежедневных молитв (фарз). Для случая увеличения количетаа золящихся необходимо предусмотреть дополнительные места под на-зесом, а также на открытом дворе.

Е мечет&х даами количества мест в молитвенном зале необходимо спредел>ять^исходя из среднего количества молящихся по время пятничной дневной молитвы. Для случая увеличения количества ыолЯ-цгпсся во время салат ад-иид, а такге в зависимости времени и ви-молитв и т.п. необходимо предусмотреть дополнительные места под навесом и во даерс мечети.

Е мечетаг яра учреждениях поличестза ыест с помещении для ыо-гатгы устанавливается.исходя из реальных потребностей работников !:л*л посетителей того или шого учреждения во время.: ежедневных ыо-

Е123».

Е. йридсрсашсг иачемк для ыелизгзы достаточно сродус.ю?реть одно небольшое'пезедкшв.

14» Еэ псах тапаг гзотажей необходимо предусиотрэтъ помещения для смовенян сергд шшгезей.

Г-^ксмендуатся следующие приемы организации мест- смсзения:

I. Е условиях отсутствия водопроводной сстм и каиадизадш: для сс2?цестзвенкя гладзго смоислия Спуду) со дворе мечетн предуе-жща&тавтея сеяразай водоей или цистерна с содой, с^нуда .б специальные ессуду наб»,рается кода. Ери етсм для омовения нкхъгк ергенов необходимо предусмотреть саоциальнае помещеняя-кабина. А зш саовеназ Бврхнях органов предусмотреть сэделькне- Синдизвду-

£.лькыа или сс'ДПС) ПСМ&цСНИЯ.

Г., " Только для процедуры Словения организуется стдеяь-

е;Й дворик при шчедаг, после Словения люди переходят е основной ,с:ор иечети.

2» Е условиях наличия цзнтраляэезгнной ев«ги холодной и горючей соды, а таюка паналязецш:

- необходимо соэдевг'гь специальные помещения для палого омовения Свуду), подключенные 'к городским сетям горячей к холодной еодя п канализация, а такз'е- со всегда другими условиями. Е помещений. для омовения организуется входы со дгера мечети( раздельные-длл ыузчии И ае5£Ц!С5.

4. тсае, но со входами в помещения для омовения с улицы или го со специального дворика при мечети. -

Независимо от приема организации помещений для омовения км предъявляются следующие общие .требования:

I . Помещения для омовения должны состоят из:

- огорсаенных мест типа индивидуальных кабин," какдом из них предусматривается место для омовения нижних органов, совмещенное

с туалетом, а также отдельное место для омовения других органов. В кабине предусматривается вешалка а скамейка;

- или же из кабин, предназначенных только для омовения нижних органов, совмещенных с Туалетгай. В этом случае в общем ззл»

организуются места для омовения верхних органов и ног;

- в особых случаях можно устраивать дополнительно несколько кабин с душевым поддоном для гусул (полное омовение).

2. Помещения для омовения мужчин и женщин должны би!ть организованы соверпенно раздельными.

3.Кабины для зуду и гусул должны быть организованы таким об-зазом, чтобы во время этих процедур человек не сидел лицом иди слп-юй в сторону Каабы. -

4. Места для для омовения и водоотводу должны быть организации таким образом, чтобы использованная аода не попадала з одеж-, а человека,а также в с.'«ость с чистой водой.

5. В помещениях для омовения необходимо обеспечивать отопление, юзещение, проветривание и другие санитарно-гигиенические условия.

6. Необходимо обеспечить экономичное расходование воды ао зреуя мовения.

15. В мечетЗх джами и намазгах, а также в квартальных мсчетах еобходимо предусмотреть дворы, или дополнительные пространства ля молитвы во время пятничной, и праздничной молита..ко7сгт-:з л»-^'-

- Г. ' иТЩ*

1вют вс.з"" " помещения мечети в единое целое.

со дворе возможно устраивать площадку для совершения похо-онной молитвы.

даор со своей планировочной организаиией должен обеспечить желательно на одном уровне образование длинных и ровных рядов олящихея в поперечном направлении Каабе, удобный вход э молитзен-зал, а также эвакуация гладей после молитвы. Кроме этого, к озонизации дзора предъявляются следувщие требования:

- во двор- мечети запрещается открывать окна из соседних мов;

-на территории двора мечети не разрезается вырубка сулестз.»-кщих деревьев, а также посадка новых

- запрещается превращьть территорию двОра в дорогу, за ис-л:очением случаев, когда это делается для удобства людей;

- двор мечети необходимо содержать всегда в чистоте я гторяд;:

- 13 -

16. В ыечетах необходимо предусмотреть места для &з£ка -призыва людей на очередную ежедневную и пятничную молиту. Традиционной формой места для азана является минарет. Нэ,вместе с тем не исключается возможность поиска новых форм места для азсна, новых способов с учётом современных возможностей.

17. При непосредственной близости- мечети желательно предусмотреть специальнуо площадку для похоронной МОЛНТЕЫ.

18. В составе помещений мечетп необходимо предусмотреть кси-ноту для имама с удобной связьа передней частью молитвенного зала. Кроме етого, необходимо такде. предусмотреть дополнительные по мещекия для хранения имущества, хозяйственные кн ентарей и т.п.

19. При формировании мечетей необходимо стремиться к планировочным , композиционным приемам, аташш средствам органигйцкп в Енутрешшх пространств, способствующих выявления направления на Каабу. Независимо от особенностей мест расположения мечети, ок-ругшющей градостроительной ситуации, в nepjya очередь, необходккэ выполняться условие строгой ориентации кокктвеннзго зала, доиок-иптельшх мест для мэлктбу (новоооз и дзорг.) в сторону- Каа£ц.

20. При определении функционален о «лкднкрав очна и организации ыечзтя в качестве наиболее целесообразном приёма рекомендуемся следующая посяедоватааьнокь ргеположекия oehobies: структурных "" элементов по её главной койпоеициокиой осп,, направленной на Каабу гяавшй вход в мечеть, ломеченкя дся омовения» двор, места для обуви и гардероб, наэес ,h-hjv вгзершешга еси - молитвенный зал. Оз. талькае дополнительные пшещйипл в ваапскаостп с? особенностей кездого конкретного случая могу? заош'й по рагаому выиеуказани; последовательность расположения основных эаементоз мечети.

Необходимо исключать возможность входа в иечеть п в молитвенный зав со стороны Каабы.

21. Если в составе мечети предусматривается щшарет (клл шг-нараты), то он может распоиотаться в £söom "-удобазм иесте в зависимости от композиции адсния.

22. В формировании архитектурного образа печени, особенно в оформлении интерьера молитвенного зала дзкка Сить испольоовака такие архитектурные средства и приео, когорлг созддаху чглозспа спокойное в серьезное на строение, <ыюезЗззт;уш сосредоточенна,

. не ртввекЕэт зрение и доели человека с т.п.

При оформлении интерьера мечвтп запрещается украшать его разутыми орнаментами, яркими красками, надписями* исаольвовение зо-зта и- серебра к другик элементоД отвлекающих внимание человека» ри этом требуется разумная берекливоть н рациональность, дости-гние максимальной образной выразительности мечети при помощи янкмально необходимых средств.

ЗАЮ1ШЕЙИЕ

3 основных источниках мусульманского права имеэтся ряд положим относительно формирования мечетей. Основное содержание их. юдится к необходимости создания в мечети благоприятной среды, юсобствующей максимальному сосредоточнниэ человека в молитве, юлноценности коллективного совершения молитвы, Выполнение этих шожений считается строго обязательными.

В связи с этим все мечети в мусульманском мире, независимо от ют. их конкретного строительства тлеют общие принципы аухитектур-| планировочной организации, вытекающие из положений муеульмя-кого права. Местные особенности конкретного района строительст-, природно-климатического, эстетического характера начинают пролиться на основе этих принципов.

За прошедший период исламской религии формировался своеобраз-й образ мечетей с оттенками особенностей отдельных регионов и ох, отличающих их от всех остальных типов общественных зданий сооружений.- Этот образ является своеобразным синтезом возможней строительной техники, имеющихся строительных материалов, гетических вкусов лвдей, традиций, искусства народных мастеров архитекторов прошедшей эпохи.

В' современных условиях развития строительной техники, полвле-? новых строительных материалов, изменения художественно-эсте-зеских. потребностей людей и другие открывают новые широкие воз-гности в формировании мечетей.5 таких случаях становится осота. важным четко различать следующие два основные моментов з жировании мечетей:

- общие принципы формирования мечетей, вытекающих из требований и положений мусульманского права, не изменяющихся от конкретных обстоятельств времени; - конкретные способу » приемов организации мечетей, изменяющихся а зависимости от различных факторов времени.

Различение этих двух моментов имеет принципиально важное значение в определении правильного направления развития мечетей в изменяющихся условиях времени, помогает осмысленно воспользоваться принципами преемственности в архитектуре, предостерегает от архаизма, от слепого подражания старым формам и приемам, от повтора оаибок прошлого и т.д.

Разработанные общие принципы «Армирования мечетей,являясь постоянно действующими, оставляют при этом широкий простор для творческого поиска архитекторов новых приемов организации мечетей, архитектурного образа их с учетом особенностей времени.

ПУБЛИКАЦИИ

I. ¡Окори малакали мутахассилар тайёрлаш укув режаларини тузишнинг мухи.; масалари. ТАСИ (Республиканская научно-.\:етсд:"~Рс:г~я яа-^вчскция. Тезис:: дскга^св.! гясть). Та:-г-:=т:т ХСС-1 г.

О Т"1 «Г¿¡р ^'"'я»^*.';" Гт-Т/Г*ЛГ-,

Т^С!* Нсгтт*"!т<"' — .'.Т-ТС С .

Твзяса докладов. Г.-"асть), Тгззгсет 1ГС1 г. с.-1С.

• - SI -КИСМЧА EAfiî

• Исаом дкйининр зссеий манбаяарцда яасзид бпнояарага таад.\у * ;ир катор яалабдар ыавжудщр. % талабларнинг ассеий маэмуил уас-дадларда аусулаонларнанг намсз зактида йикр за хаэляаряни фанзтгн-■а ибодатга яуплаига, замоа сули б уяилаэтган намознинг мухаммал гтивяга имхон бврадиган зарур сароитларни яратиа лозимлигига иа-:атилгандир» Цусугмой мамлакатларвдаги барча масзидлар учун меьмо-яй-регалаигириа тснонидан ислоы дини тэяабларига асосязнган уму-;яй тамсйиллар мавнуддир. Насглд бняосл куриладиган хар бир ания ;ойн1шг уз ига хсс томснлари сна цу умуыяй тамойиллар замянядз нза-чикади,

•Ислсм д;шинкнг Ï4C0 йиядан ортпя тарихи дазрида тгуридган барса-ас.-г!д бинолари Курон за Хадис талаблзрининг ха'ётга тадбяз эт'ллл-яга 'МисоллардГ'ф. Щу дзпр п~кда ааспяд биноларинаяг у.".арки ícsxa змоат биноларвдзи йврклактарузча yoítra хос сбраая паалланди.

Хозирга даврда за бундан кейия аусизаз твхнякаскнжг ряаозяа-ш, янгя лурилив гпёдапикикг яратаквя, одамлзр эсгетиз талабла-мнинг у сипи за бошкалар масзнд биноларяни сэхллантирмзда лига им-сниятлар -яратади. Зундай хслларда иасаланинг «уйЗдагя мкли сни, яьни

- масгид биноларянп закллситаризнинг и с л см дияи талаблэридлн елио чиккан, хамда зак? дзаомяда ез бградиган узгзр1гала.ргз ос-гик буяматан умумий тамойиляаря мазауддига за

- дадр -узгариаининг турли смиддзрига боглия холда узгзриб ту-узчи туряи усул за ¡заклларнинг булиаи мумкинллгини .хатьий гаркая лозимдир.

Бу икки тсмокни £арклзмок дзвр тала'бларининг узгариаларига кл-iö масзид бинолари архитектураси риаозланишининг тугри йуналипи-л -аниклазда, ворислия тамойилларидан сагли разицда фойдаланиодэ, ■рхаизмдан, хамда утмиздаги усул за иаилкарга .кур-курсна тзклид ляиащан сакланизда мухим ахамиятгз згздмр.

Бу борадаги диссертацияда иялаб 'яинияган умумий тзмсйиллар зимий -булиаяари биран бир каторда архитскторлар утун дззи аринин хисобга слган холда мас^ид биноларини 2акллантирн^:-!:;:-:г грязл янги усулларини за сбразини иалзаиа канг лжсдий ' имкския 2 xv-;ради.

тип - i

тип -z

V. .- .

СХЕМЫ ФУНСЦШАЛЬНОИ. ВЗАИМОСВЯЗИ

тип-з

ТИП

M

rt

•: -'S)

Г

rir~z

ö

L

C\

МО'-Н-Ч

i i!.ir,|i.i >'■>■1 :

Í Iii* l.i j ¡¡ I hi I II' Ji¡ Il IkJ '.11.

Ii Ulli Ihr:

®

e

<E

- • t > i. i .lüi*

i -шш

в

(i-,

СХБМЫ ФЖЦШААЬНЦИ

вт\юшш тшцши

Conclusion

In original sources of Mussulman law there is a standings concerning with the construction of mosques. The general idea of these standings comes to creating in a mosque the favourable conditions that help a man to concetrate in praying and full value of collective praying-

Following of these standings are considered to be obligatory. In accordance with it all the masques in Mussulman world, regardless of the concrete place of their construction» have general principles of the architectural-planning organisation» following from the standing of Koran and Sunna. Local peculiarities of the concrete place for the construction! natural conditions and aestetic charecter are shown on the basis of these principles.

AIL specific examples of the masgues, being built more than 1400 years ago, show the realization of the demands and standings following from Koran and Sunna*

For the past period of Islam religion the peculiar style of the mosques was formed with the shades of local features and epochs» that differ them from other types of public buildings and constructions. -

This style shows the development of construction technique» construction materials» aestetic style of Feople, their traditions» the art of the folk-masters and architectects of the past time-

Under present conditions of the development of the conctruction technicue, the use of the newest construction materials» changes of the artistic-aesthtetic needs of people and others open new wide possibilities in the construction of mosques. Two main points in the construction of masques must be mentioned!

general prinsiples in the construction of mosques» following from demands and standings of Koran and Sunna, not changing from the actual circumstances of time!

- specific ways in the organisation of mosques, changing with the different factors of time-

The difference of these two moments has great importance in choice of right direction for the development of mosques changable conditions of time, helos to take adventage of the principles in architecture, warns against archaism, against blind imitation of old forms, not to repeat the mistakes of the past and so an-

The general principles in the construct!on of masques, which were worked out, are constantly working and help the archetects • to find new ways in the construction of mosques, their architectural style, taking into account the present period