автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:История и современное состояние православных библиотечных фондов в России

кандидата педагогических наук
Фунтикова, Светлана Петровна
город
Москва
год
2000
специальность ВАК РФ
05.25.03
Автореферат по документальной информации на тему «История и современное состояние православных библиотечных фондов в России»

Автореферат диссертации по теме "История и современное состояние православных библиотечных фондов в России"

На правах рукописи

РГВ Ой

'2 Ой

ФУНТИКОВА Светлана Петровна

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ В РОССИИ

05.25.03 - библиотековедение и библиографоведение

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

АВТОРЕФЕРАТ

Москва 2000

Работа выполнена на кафедре документных ресурсов и документационного обеспечения управления Московского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

профессор А.М.Мазурицкий

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор О.Р.Бородин; кандидат педагогических наук, доцент Ю.А.Гриханов

Ведущая организация: Российская государственная библиотека

Защита состоится <<Л0 » г. в 11 часов на заседании

диссертационного совета К 092.07.02 по присуждению ученой степени кандидата наук при Московского государственного университета культуры и искусств по адресу: 141400, Московская обл., г. Химки - 6, ул. Библиотечная, 7.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке университета. Автореферат разослан « °2О » 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук профессор

кс^ъ

Н.А.Слядиева

Актуальность исследования определяется необходимостью восстановить целостное представление об истории отечественной культуры, неотъемлемой частью которой является история создания и развития фондов православных библиотек. В работе впервые комплексно изучаются православные библиотечные фонды с XI в. до настоящего времени. На протяжении семи столетий только в них сохранялись документы, предназначенные для общественного использования. Выявление их состава, организации важны не только для библиотековедения, но и книговедения, регионального краеведения, народного образования.

Разработанность темы исследования. В библиотековедческих исследованиях отсутствует обобщенный анализ, посвященный формированию православных библиотечных фондов. Но в исторических, краеведческих, книговедческих, культурологических исследованиях освещались вопросы состава, структуры и комплектования библиотечных фондов в различные эпохи.

До начала XX в. фонды монастырских, храмовых, академических и других типов православных библиотек рассматривались историками, книговедами, библиографами, церковными и государственными деятелями: П.В.Алабиным, И.М.Богдановым, В.Ф.Боцяновским, А.Е.Викторовым, Г.Н.Геннади, Е.Е.Голубинским, В.Иконниковым, архиепископом Леонидом (Кавелиным), Н.П.Розановым и др. Следует отметить, что в их работах документные фонды, источники комплектования изучались исключительно в связи с историей православной церкви, историко-статистическим анализом деятельности церковных учреждений и/или их библиотек. По имеющимся описям фондов монастырских и храмовых библиотек некоторыми из них анализировался состав и структура библиотечного фонда, вопросы сохранности документов и др.

Отсутствие специальных исследований по документным фондам епархиальных и благочиннических библиотек восполняется изучением журнальных статей в дореволюционных изданиях, где И.Добронравовым, Д.Повадовым, А.А.Лебедевым и др. освещалась их деятельность. Фонды библиотек благотворительных, духовно-просветительных обществ и православных братств, их роль в распространении православной литературы представлены в публикациях В.П.Безобразова, И.М.Богданова и др.

И.Корсунский, В.М. Покровский и др., изучавшие историю библиотек учебных заведений духовного ведомства, описывали фонды и их использование, источники пополнения, сохранность отдельных видов хранящихся документов, затрагивали и др. организационные вопросы. О библиотеках женских епархиальных училищ бспьше всего написано в отчетах ежегодных ведомственных проверок. Анализ деятельности некоторых духовных учебных заведений данного типа инспекторами и преподавателями училищ, например, Н.Владимирским, В.Боголеповым и др. ограничивался описанием финансовых проблем комплектования библиотечных фондов. Большой фактический материал о состоянии, составе и др. вопросах фондов учебных библиотек церковноприходских школ за

определенный учебный год содержится в епархиальных отчетах для Св.Синода, справочных изданиях, обобщающих работах о внешкольном образовании, а также в мемуарных изданиях. О церковно-полковых библиотеках военного ведомства подробных сведений обнаружить не удалось. Известно, что был создан рекомендательный каталог книг, позволяющий судить о составе фондов библиотек этого типа. И, наконец, существовали фонды личных православных библиотек

священнослужителей, князей и др., сведения о которых собирались в изданиях XIX - нач. XX вв.

С 30-х гг. XX в. H.H. Зарубиным изучалась история библиотечного дела в Древней Руси, и рассматривались фонды монастырских, храмовых библиотек. В конце 40-50 гг. учебники В.Е.Васильченко и К.И.Абрамова обобщили историю создания и развития библиотек всех типов. Но авторы по идеологическим причинам естественно не могли сделать объективных выводов о значении деятельности православной церкви для развития библиотечного дела в России. В 60 - 70-е гг. вопросы истории и развития православных фондов некоторых типов библиотек нашли свое отражение в исследованиях М.В.Кукушкиной, С.П.Луппова, С.И.Слуховского, Б.В.Сапунова, Н.Н.Розова и др. Их работы носили историко-книговедческий и культурологический характер. С сер. 80-х гг. в работах Л.И. Владимирова развитие фондов православных библиотек изучалось в связи с различными аспектами истории документного потока, создаваемого в России в XI-XVII вв. А.Н.Ванеев в своих работах дал описание «Наставлений книгохранителю Троице-Сергиева монастыря» (XVII в.) - первого свода правил работы с фондом библиотеки. Появились исследования по истории книжного дела отдельных регионов России, ограниченные историческими этапами, где фрагментарно описывались фонды некоторых православных библиотек.

За последние пять лет в диссертациях И.А.Голубцовой, В.М.Суворовой и др. частично отражены некоторые вопросы создания фондов православных библиотек в историческом аспекте. В исследованиях историков, философов, книговедов, филолологов: Н.К.Пашкиной, Т.В.Барсегян, Н.М.Белых, И.М.Грицевской, Л.С.Лукьяновой, С.В.Шепелевой и др. отрывочно представлен материал о ранее существовавших православных библиотеках и их фондах.

В новой социокультурной ситуации в России с середины 80-х гг. религиозная литература, в т.ч.г православной, как объект комплектования фонда публичной библиотеки, стала изучаться специалистами. А.И.Исаченкова, Н.Д.Лапшена, В.И.Терешин, Г.ПФонотов и др. рассматривали вопросы комплектования православной литературы, но ими не были предложены принципы ее отбора. В работах С.В.Андрюшиной, И.Мелышк, Т. Самойлюк, С.П.Фунтиковой, было убедительно доказано, что библиотекарям необходимы специальные знания.

Ранее документный поток православной направленности рассматривался с точки зрения истории книги (И.Е.Баренбаум, Т.Е.Давыдова и др.), с середины 90-х гг. его исследовали в различных

аспектах, например, отдельные типы выходящих документов В.И.Харламов, методом информационного мониторинга содержательную структуру документного потока - С.П.Фунтикова, издательскую политику православных издательств - Н.Митрохин и др., вместе с тем как основа развития православных библиотечных фондов он не рассматривался.

Из вышесказанного следует, чго: а) на теоретическом уровне не проводилось комплексного изучения проблемы создания, развития, типологии, организации православных библиотечных фондов; б) изучались преимущественно фонды монастырских библиотек на основе имущественных описей; в) в библиотековедческих работах не были предложены принципы отбора религиозной литературы в фонды публичных библиотек; г) термин «православная библиотека» понимается по-разному, и нет четкого определения, отражающего современный уровень теории и практики развития библиотечного дела, а термин «православный библиотечный фонд» в специальных работах применительно к фондам православных и публичных библиотек, отсутствует.

Поэтому главная цель исследования - воссоздать целостную картину развития и общественного использования православных библиотечных фондов в разные исторические эпохи Российского государства (конец XI -конец XX вв.).

В соответствии с целью исследования ставятся и решаются следующие задачи: выделить основные этапы развития православных библиотечных фондов в России с периода их появления, рассмотреть тенденции развития и функции, выполняемые ими в обществе; рассмотреть состав и структуру православных фондов в публичных библиотеках на современном этапе и предложить принципы отбора документов; показать роль издательской деятельности Церкви в формировании православных документных фондов библиотек в России.

При решении этих задач уточнялась и разрабатывалась терминология обозначения православных фондов и библиотек. В современной литературе используются произвольные названия: «церковные библиотеки», «духовные библиотеки», «библиотеки православной литературы, «религиозные библиотеки», «православные библиотеки», «церковноприходские народные библиотеки». Литература, вошедшая в фонды этих библиотек, называлась «православной», «богословской», «теологической», «церковной», «духовной», «религиозной», «церковно-исторической», «духовно-нравственной», а сами фонды обозначения не имели. Анализ терминов позволил предложить трактовки основных понятий.

Православный библиотечный фонд - это отобранное множество документов православной направленности, обусловленное профилем и назначением библиотеки, а также соответствующее христианскому вероучению и потребностям читателей, часть входящих документов которого в православных библиотеках предназначена для выполнения религиозной (культовой) функции.

Православные библиотеки - тип негосударственных конфессиональных библиотек, учредителями которых являются различные институты Русской православной церкви (монастыри, храмы, учебные заведения, некоторые благотворительные организации и братства), или частные лица. Документы, входящие в фонды библиотек, не отвергаются (признаются) Церковью и направлены на удовлетворение служебных (профессиональных) и просветительных, коллекционных и др. потребностей священнослужителей и частных лиц.

Православная литература - книги богослужебного назначения, а также различные типы и виды документов, в которых излагается христианское вероучение в канонической и/или художественной форме, выпускаемые с разрешения патриарха Московского и всея Руси или другого церковного иерарха, различными церковными издательствами и учреждениями, а также некоторыми светскими издательствами, сотрудничающими с православной церковью.

Источниковедческую базу исследования составили: доклады обер-прокурора Св.Синода, законодательные и регламентирующие документы православной церкви; отчеты об издательской деятельности церкви; научная, учебная, библиотековедческая и книговедческая литература; православные периодические издания; рукописные и архивные материалы; документы, входящие в справочный аппарат отделов комплектования библиотек: ЦБ № 202 ЦБС Западного округа города Москвы, научно-исследовательского отдела религиозной литературы и изданий русского зарубежья (ОРЛ) ВГБИЛ, Синодальной, Православного Свято-Тихоновского Богословского института, храма Спасо-Нерукотворного образа (г. Долгопрудный Московской обл.).

Географические границы исследования охватывают территорию, исходя из административно-территориального деления Российской Империи до 1917 г. и современной России. В исследовании не рассматриваются следующие территории: Финляндия, Польша, Прибалтика, Северный Кавказ и Средняя Азия. Это обусловлено специфическими процессами, происходящими в этих регионах.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в: обосновании понятий «православный библиотечный фонд» и «православные библиотеки»; воссоздании этапов развития православных библиотечных фондов на фоне социальных функций, выполняемых православной церковью в Российском государстве; разработке принципа толерантности в формировании фонда публичной библиотеки; доказательстве того, что в православных библиотеках заложены основы типологии дореволюционных библиотек.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что расширяется и уточняется понятийный аппарат библиотековедения, теории формирования библиотечных фондов и книговедения; развивается типология библиотечных фондов и библиотек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы вошли в программы учебных курсов: для вузов культуры -

«Православная литература в фонде массовой библиотеки», для средних общеобразовательных школ - «Основы книжной культуры»; приведенные в Приложениях организационно-методические документы фондов используются в публичных библиотеках.

По теме диссертации опубликовано 11 работ, в которых раскрыто основное содержание и результаты проведенного исследования. Работа апробирована на международных и российских конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Документные фонды православных библиотек, наряду со специальными функциями - теологической и культовой, - выполняли все необходимые для государства и общества социальные функции: идеологическую, образовательную, воспитательную, мемориальную и были доступны широким слоям населения. Православные библиотеки положили начало основным типам библиотек, впоследствии появившимся в обществе.

2. Формирование фондов православных библиотек и их деятельность основывались на документопотоке, происхождением и содержанием неразрывно связанным с Русской православной церковью.

3. Организация комплектования фондов православных библиотек имеет специфические особенности. До XVI в. основными способами пополнения фондов являлись пожертвования, обмен и переписывание. Позднее появилось централизованное документоснабжение из специализированных источников. Для вновь создаваемых православных библиотек подбирались начальные фонды (комплекты книг, составляющие ядро православной литературы) и рассылались по регионам России.

4. Со второй половины XIX в. воспитательная и образовательная социальные функции от православных постепенно переходят к публичным (народным) библиотекам. Православные библиотеки сохраняют за собой культовую (разновидность производственной), мемориальную и кумулятивную функции.

5. На современном этапе религиозная литература различной направленности широко представлена в документопотоке. Публичные библиотеки, соблюдая принцип толерантности в комплектовании фондов, включают православную литературу в свои фонды. С учетом региональных особенностей православная литература является неотъемлемой частью фондов публичных библиотек.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящей из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы и Приложений. Список литературы включает печатные, рукописные и архивные документы, впервые введенные в научный оборот.

В первой главе диссертации «Библиотечный фонд как необходимый элемент социального института Русской православной церкви в XI - XVII вв.» рассматривается история создания и развития православных

библиотечных фондов, формировавшихся в России в XI - XVII вв., а также особенности документопотока и источники пополнения фондов православной литературой.

В период провозглашения христианства государственной религией Руси и зависимости православной церкви от Константинопольского патриарха возникла необходимость в кратчайшие сроки познакомить обращенную в христианство паству со Священным Писанием и его толкованиями, житиями святых и проповедями, с христианской интерпретацией мироздания и истории христианской церкви. С распространением православия при всех церковных учреждениях - храмах (церквах) и монастырях формируются книжные фонды, состоящие из книг разных литературных жанров, и обеспечивающих потребности христианского культа. Подтверждается тезис, выдвинутый Ю.Н.Столяровым о том, что существование библиотеки и ее документного фонда в любом социальном институте - это объективная необходимость. А. наличие библиотеки выступает как объективный закон функционирования учреждения. История развития учреждений православной церкви в России подтверждает это положение.

Монастыри, храмы и школы, созданные при них, являлись единственными воспитательно-образовательными учреждениями Древней Руси и носителями всех знаний о мире для всех прослоек общества. Состав фондов православных библиотек регламентировался официальными документами Русский православной церкви (Студийский устав, XI в.). В «Изборнике» (1073 г.) содержалось «Слово о чтении книг», в котором указаны запрещенные православной церковью - «отреченные книги», что являлось одновременно и началом духовной цензуры, и библиографии в Древней Руси. С этого времени в православных храмах зарождается традиция общественной собственности на книжные фонды.

Необходимость приблизить книги к народу привела к широкому созданию фондов храмовых библиотек. Книжные собрания в основном состояли из канонической православной литературы. Но, поскольку в школах при храмах и монастырях для счарочитой чади», кроме чтения, письма и пения, преподавались также философия, риторика, грамматика, греческий и латинский языки, история, география, естествознание, то потребовались более разнообразные по содержанию и типам документы. В библиотечный фонд, наряду с богослужебной литературой, входили книги для нравственного и образовательного чтения прихожан, обучения населения грамоте - учительная (учебная) литература, полусветская и светская литература. Распространенным жанром являлись: агиографическая литература (житийная), памятники церковного права, природоведческие («Травники»), медицинские («Лечебники»), исторические сочинения. Наличие такого фонда позволяло библиотекам выполнять культовую и образовательную функции.

С XIV в. организуются библиотеки православных пустыней и скитов. Как правило, начальный фонд православной библиотеки формировался из

небольшого количества книг, которые имели при себе первые поселенцы -монахи. Фонды личных библиотек, появившиеся первыми на Руси, чаще всего становились начальными фондами библиотек какого-либо института православной церкви. Между этими двумя типами фондов - библиотечными I и личными - было активное взаимодействие. Выделяются и другие пути | создания начального фонда православной библиотеки. Второй путь -формирование фонда на основе передаваемых в библиотеку сформированных книжных коллекций других библиотек, которые по разным причинам перестали существовать, или изъятые по указаниям церковных иерархов. Третий путь - получение книжного комплекта, часто состоящего из книг ядра библиотечного фонда, из централизованного источника и налаживание книгоиспользования.

На этом этапе развития православных библиотечных фондов формируется круг источников и способов его пополнения. Пожертвования, различавшиеся как индивидуальные («по слову», «по обету», «по завещанию», как вклад при поступлении на жительство в монастырь), так и семейные, коллективные («вскладчину»), или смешанные с прочим имуществом, являлись важнейшим источником комплектования фондов. Некоторая стихийность в существовании этого источника приводила к его большой дублетности и многоэкземплярности фондов. Другим способом пополнения фондов являлось копирование книг. Переписывались книги для пополнения фонда своей библиотеки, для документообмена и создания начальных фондов библиотек других монастырей. Все это свидетельствует: 1) о корпоративном подходе в создании библиотечных фондов; 2) о систематической работе по формированию фонда и налаживания твоего*пр?лго пост/плетп'я лттсрят'рьт Пок\'пкэ «влялчеъ пелким способом пополнения православного библиотечного фонда.

В конце 80-х гг. XV в. архиепископ Геннадий при переводе на русский язык «Библии» применил важный организационный прием - перемещение большого количества рукописных книг на удаленное расстояние от постоянного местопребывания и возвращение их на свое место, являющийся первым в истории русского культурного опыта случаем обдуманного подхода к выявлению книжной наличности на огромной территории. Развитию книжного дела в XVI в. способствовали решения Стоглавого Собора Русской православной церкви (1551 г.) о централизации книгописного дела, поскольку при индивидуальном копировании существовала опасность распространения «ложной» литературы, попадавшей в православные библиотечные фонды. Поэтому при патриархе Никоне в XVII в. прием с перемещением книжных фондов повторился в связи с исправлениями богослужебных книг, которые были изъяты из монастырей для сверки с текстами книг «неизмененных» наслоениями переводов и переписчиками. В последующем они были размещены в фондах библиотек церковных учреждений в Москве (создавался своего рода «спецхран»).

Период, который характеризуется в истории Русской православной церкви постепенным переходом к самостоятельности, в истории России

рассматривается как период формирования многонационального государства. Происходит умножение городов, монастырей, храмов.

Во второй пол. XVI — XVII вв. в присоединенных к России землях увеличивается количество храмов и церквей, для которых потребовалось большое количество книг. Для школ при них централизованно подбирались комплекты учебных книг и направлялись в новые епархии, т.е. возникали элементы системы централизованного отбора комплектов документов «полного церковного круга» для осуществления культовых потребностей и книги для обучения населения грамоте.

На этом этапе развития православных библиотечных фондов закладывались основы библиотечной технологии - учет всего монастырского имущества в описях, в т.ч. книг, положил начало разработке правил книгоописания и сохранности фонда. Однако книги были пока слабо отделены от других предметов религиозного богослужения и зачастую не рассматриваются в отрыве от другого церковного, монастырского имущества. Не сложилась специализация документных фондов, в них сосредотачивалась литература для занятий строительством, землепользованием, медициной, ремеслами и др. и налаживалось библиотечное обслуживание читателей. Это позволяет сделать вывод о том, что православные библиотеки являлись предшественницами дореволюционных типов библиотек.

Начинает углубляться и получает дальнейшее развитие ведомственный характер библиотечного дела. Собирательная (кумулятивная), информационная, справочная функции получают свое развитие в двух специальных библиотеках - Патриаршей и библиотеки Московской типографии (Печатного двора). Если в Х1-ХУ вв. в библиотеках находились фонды, которые было достаточно просто систематизировать и хранить, то с появлением более крупных специальных библиотек ситуация меняется. Наиболее продуманным приемом являлось структурирование библиотечного фонда: деление его на книги, подлежащие выдаче читателям, и те, которые хранились в обособленных местах, предназначенные для специального служебного использования. Следовательно, оказался верным вывод Н.И.Хахалевой о наличии таких фондов не только в крупных современных библиотеках, но и в православных.

В XVI - XVII вв. появляются наставления для книгохранителя о бережном отношении к книгам и рукописям, а также принятии строгих мер к нарушителям правил пользования фондами библиотек. Русская православная церковь становилась библиотечным законодателем: из правил пользования фондами, мерам их охраны возникли основы библиотечного права.

Большое значение для развития русской культуры имело появление книгопечатания. В православном документном потоке происходили существенные изменения: печатные издания начали преобладать над рукописной частью в библиотечных фондах.

Во второй главе работы «Этапы развития фондов библиотек в синодальный период Русской православной церкви (1721 -

1917 гг.)» исследуется динамические процессы формирования фондов, усложнение их типологии, отделение ряда социальных функций от православных библиотек, и осуществление их светскими библиотеками.

Реформы Петра I изменили общественное положение Русской , православной церкви. Библиотечное обслуживание, образование, i издательское дело и наука перестали быть ее монополией. Появление новых типов библиотек закрепило изменения в общественной и культурной среде. В России формировались новые взгляды на библиотечное дело. В «Духовном регламенте» (1721 г.)- официальном документе по реформированию церкви - рассматривались роль и значение библиотек в деятельности учебных заведений духовного ведомства. На его основе расширялись функции православных библиотек: образовательная и воспитательная функции начинают превалировать над другими.

Монастырские библиотеки в XVIII в. в собирании документов отходят на второй план по сравнению с библиотеками нового типа - академической, публичной. Однако такое положение дел было характерно лишь для центральной части России. На Урале, в Западной Сибири, Западном Забайкалье (Бурятии) фонды монастырских и храмовых библиотек только начинают складываться. Количество светской литературы в фондах монастырских библиотеках снижалось, естественнонаучная литература ими постепенно утрачивалась. Фонды храмовых (церковных) и монастырских библиотек все в большей степени использовались духовенством исключительно для богослужения. Синодальная (Патриаршая) библиотека (1721 г.) получала обязательный экземпляр, который пополнял ее фонд. Он служил для создания алфавитного каталога печатной продукции и выполнял библиографическую функцию. Все официальные издания, получаемые из Московской типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения. Библиотека становилась местом хранения обязательного экземпляра (ОЭ) официальных документов.

При Екатерине II ряд монастырей был закрыт, а их фонды передавались в библиотеки духовных учебных заведений и крупных монастырей. Постепенно монастырские библиотеки утрачивали свою былую роль культурных центров, сохраняя культовую, мемориальную и музейную функции. Образовательные функции их библиотек отчасти стали переходить к учебным библиотекам.

В начале XIX в. Св. Синод предписал, чтобы при всех приходских церквах были организованы библиотеки. С 1836 г. получили официальное признание школы при монастырях и церквах для начального обучения грамоте, и в 1839 г. число таких школ было 2000 с 19000 учениками, а в 1860 г. - 7907 школ с 133660 учениками. При школах формировались специальные книжные фонды.

Таким образом, происходило развитие и разделение православных библиотечных фондов по нескольким направлениям: они специализировались по социальной функции, группе читателей, характеру документов, например, появились фонды, предназначенные лл ■

образовательных целей, от православных фондов отделились архивные фонды, началось создание светских отраслевых (специальных) научных библиотек, фонды которых были направлены на удовлетворение потребностей ученых, но содержащих, в т.ч. и православную литературу.

В библиотеках духовного ведомства зародились процессы, явления, которые развивались затем в светских библиотеках, например, документообмен. Ведомственный ОЭ православной церкви стал прототипом для государственного ОЭ. Учетная и регистрационная функция фонда перешла к новому специальному типу изданий - библиографическому. Складывались представления о содержании и технологии библиотечной деятельности: организации и управлении библиотекой, финансировании, источниках комплектования, вторичном отборе документов и ядре фонда, противопожарной безопасности и библиографии, правилах обслуживания читателей.

Централизованное книгопечатание, цензура, книжная торговля и библиотеки все еще тесно взаимосвязаны. Две важнейших социальные функции - участие в книгоиздании и образовании, на предыдущем этапе выполнявшиеся православными библиотеками, начали активно развиваться как самостоятельные сферы деятельности (социальные институты).

В результате реформ 60—70 гг. XIX в. в России появляются фонды новых типов православных библиотек: благочиннических, епархиальных, православных братств и благотворительных обществ, военно-церковных, противораскольнических и др.

В новых епархиях православной церкви создаются крупные епархиальные библиотеки, задачами которых является самообразование духовенства и просвещение народа. Фонды многих из них по количеству книг не уступали фондам публичных библиотек. Православная печать освещала организационные вопросы работы библиотек, что являлось формой обмена опытом.

Другой тип библиотек - благочинническая - имел сходство с епархиальной библиотекой по задачам и характеру работа с читателями. Вместе с тем объем ее фонда значительно меньше. Численность этих библиотек во второй половине XIX в. неуклонно возрастала: в 1868 г. - 390 благочиннических библиотек, к 1890 г. их уже 790. Духовенство было озабочено созданием библиотек данного типа и состоянием их фондов: в 1867 г. Св. Синод, утвердил список книг для благочиннических и храмовых библиотек из 31 названия, по сути, библиографическую модель ядра православной литературы.

Количественный рост православных библиотек на этом этапе показывают статистические данные: в 1868 г. число храмовых библиотек было 10780, а к 1891 г. их стало 20610.

Дальнейшее развитие и совершенствование получают фонды библиотек духовных учебных заведений, в т.ч. академических. В 1910 г. в них насчитывалось: в Московской Духовной акаде^ки - 100 тыс. названий книг и 1500 рукописей, в Санкт-Петербургской Духовной академии - ок. 80 тыс.

названий книг (свыше 150 тыс. томов и 4116 рукописей), в Киевской Духовной академии - более 30 тыс. названий (свыше 100 тыс. томов и 937 рукописей), Казанской Духовной академии - около 30 тыс. названий книг и рукописей.

В системе духовного образования православной церкви средними специальными учебными заведениями являлись семинарии, включавшие учебные библиотеки. Развивались библиотеки духовных училищ - учебных заведений для девиц духовного звания, продолжали создаваться библиотеки церковноприходских школ. В 1894 г. Училищный совет при Св. Синоде в библиотеки церковноприходских школ разослал со своего книжного склада 3 тысячи комплектов книг, а спустя два года высланы комплекты еще для 3 тысяч библиотек. Только с 1909 по 1914 гг. Синодальный Училищный Совет направил в школы через свой книжный склад 15451369 экз. изданий (учебников, книг для внеклассного чтения). К концу XIX в. общее число библиотек церковноприходских школ достигло 26683. Таким образом, фонды библиотек церковноприходских школ комплектовались централизованно и снабжались учебниками и учебными пособиями безвозмездно.

Новым явлением этого этапа развития библиотечных фондов было создание фондов библиотек православных братств, различных благотворительных духовно-просветительных обществ. В их деятельности было два направления: книгоиздание и книгораспространение, а также просвещение взрослых путем создания библиотек и народных читален.

По данным отчетов Св. Синода в 1914 г. в России насчитывалось храмовых библиотек - 31828, число школьных церковноприходских библиотек достигло 26683, состояло на учете епархиальных - 10 библиотек, благочиннических - 1465, а вновь организованных библиотеке том году было: храмовых - 185, благочиннических-20.

Особенностью православных библиотек являлось отсутствие прочных взаимосвязей между ними. На наш взгляд, причины такой автономности связаны со спецификой организации управления в Русской православной церкви и идентичностью значительной части библиотечных фондов.

Таким образом, в начале XX в. православные библиотеки играли ведущую роль в сфере народного образования, воспитания и досуга. Сложились все основные элементы библиотечной деятельности, позволяющие выделить ее в особую профессиональную среду: основные типы и виды библиотек, формы специализации библиотечных фондов, библиографическая деятельность, в центральные библиотеки поступал ОЭ, для остальных сложились постоянные источники комплектования фондов, в периодических изданиях обсуждались профессиональные вопросы. Развитие православных библиотечных фондов происходило на основе документного потока, исходящего из институтов Русской православной церкви.

В третьей главе диссертации «Православные библиотечные фонды в России в 1917 - 2000 гг.» раскрывается состояние документных фондов, как в православных, так и в публичных библиотеках, обосновываются принципы

формирования православных фондов публичных библиотек, изучается издательская деятельность церкви как основа их формирования.

С 1917 г. возобновлено патриаршество в России, которое, однако, не повлияло на состояние и развитие фондов православных библиотек положительным образом, поскольку Октябрьской революцией 1917 г. были подорваны основы развития библиотечных фондов: сведен до минимума выпуск православной литературы, типография Московской патриархии потеряла право распространять свои издания среди широких слоев населения. Властью закрывались монастырские, храмовые, епархиальные, благочиннические, учебные и др. библиотеки. Некоторые книжные собрания передавались в государственные музеи или библиотеки, но большая часть документов была утрачена. Библиотека МДА с 1919 по 1933 гг. функционировала в качестве отделения Государственного Русского музея.

До Великой Отечественной войны православная церковь продолжала владеть некоторой частью редких книжных коллекций. В отдаленных храмах и монастырях сохранились книжные собрания. Во время войны отношения между государством и православной церковью улучшились, поэтому «ожили» некоторые православные библиотеки. Новый период истории библиотеки МДА наступил в 1944 г. после открытия Православного Богословского института и переезде его в Троице-Сергиеву лавру. Благодаря пожертвованиям воссоздавался библиотечный фонд. В начале 60-х гг. в библиотеку поступили книжные коллекции из ряда закрытых семинарий: Ярославской, Саратовской, Минской и др. Другая известная академическая библиотека Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии открылась вновь в 1946 г. и также начала формировать библиотечный фонд заново.

С середины 80-х гг. и ситуация в обществе в отношении религии начала меняться. Открытие храмов и духовных учебных заведений (семинарий, духовных училищ и т.д.) обусловило воссоздание библиотек со специальными фондами.

Восстановление целостности православных библиотечных фондов является частью общей проблемы возвращения культурных ценностей церкви, поэтому принятие «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.) положило начало передаче институтам церкви их прежней собственности, в т.ч. книжных коллекций. Однако православные библиотечные фонды прежних библиотек разделены, хранятся в разных местах, и собрать их воедино уже не представляется возможным. Такая ситуация сложилась с фондом Синодальной библиотеки.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.) позволил расширить деятельность православной церкви и возобновить систему образования молодежи. Общедоступные православные библиотечные фонды организуются в больницах, домах престарелых и в местах лишения свободы. В настоящее время в структуру православных библиотек входят: Синодальная, находящаяся при Московской Патриархии -центральном органе Русской православной церкви, монастырские и

храмовые, благочиннические, учебные, историко-просветительных и духовных обществ, православных братств, личные и др.

Основой создаваемых фондов православных библиотек стали пожертвования - личные коллекции книг, а также документы, возвращаемые им из государственных библиотек, музеев, архивов. Фонды большинства библиотек среднего звена и низового уровня: епархиальных, монастырских, храмовых, благочиннических, духовных училищ, православных гимназий, воскресных школ - воссоздаются заново. Вновь организуются церковно-православные братства, в задачу которых, входит распространение религиозно - нравственной литературы, создание комплектов книг и рассылка их по учебным заведениям.

Выявление закономерностей развития фондов православных библиотек достаточно сложно из-за их изолированности и скудности информации об их деятельности. Однако можно сделать вывод, что процессы создания православных библиотечных фондов протекают в двух направлениях: 1) восстановление уникальных фондов, имеющих архивную, музейную и мемориальную ценность (как правило, центральных библиотек); 2) создание фондов новых библиотек для образовательных и просветительских целей. Новые храмовые библиотеки, ориентированы на массового читателя, детей и молодежь и формируют фонд на основе современной православной литературы. В их фондах собирается «типовое ядро» изданий, соответствующих задачам библиотек и запросам читателей.

С 90-х гг. в фонды публичных библиотек начали поступать издания религиозного содержания, поскольку это отвечало потребностям читателей и задачам библиотек. Фонды православной литературы в современных публичных библиотеках состоят из двух частей: 1) коллекций редких книг и книжных собраний, поступивших в первые годы советской власти и в конце 50 - нач. 60-х гг.; 2) современных изданий.

Анализ деятельности публичных библиотек (ЦБ № 202 ЦБС Западного округа г. Москвы и ВГБИЛ), комплектующих свои фонды православной литературой, выявил особенности их формирования. Так, в фонд ЦБ № 202 в 1992 г. священником Андреем (Кураевым) были переданы в дар более одной тысячи изданий. Кроме этого, на 1 апр.1998 г. (через 6 лет) в фонде насчитывалось около одной тысячи изданий православной литературы, оплаченной из бюджетных средств. «Перечень приоритетных тем комплектования фонда православной литературы» - документ, подготовленный в ЦБ, на основе которого ведется отбор литературы -свидетельство вдумчивой работы библиотекарей. На наш взгляд, он может являться эталоном для других публичных библиотек.

Во ВГБИЛе более десяти лет существует научно-исследовательский отдел религиозной литературы и изданий русского зарубежья (ОРЛ). В основу фонда отдела легли пожертвования, затем его пополнение происходило из различных источников (российских и иностранных), и на 1 янв. 2000 г. фонд составил 14625 экз. В фонде на русском и основных иностранных языках широко представлена литература по истории Русской

православной церкви. Сотрудниками отдела составлены «Тематический план комплектования фонда OPJI» и рекомендации по отбору в фонд православной литературы, а также изданий по католичеству, иудаизму, исламу, буддизму и др. религиям. Отбор литературы происходит по критериям, которые в OPJ1 обозначаются как «универсальность» и «фундаментальность». Таким образом, подготовленные в библиотеках документы, хотя и носят служебный характер, свидетельствуют о том, что библиотекари формулируют основные подходы к развитию фондов и особенностям их комплектования, критериям отбора документов.

Деятельность библиотек по созданию православных фондов основывается на общих принципах формирования фонда. На наш взгляд, применительно к православному фонду публичной библиотеки и работе с ним основным принципом следует считать принцип толерантности в его современном обозначении, выдвинутый H.A. Рубакиным как «принцип терпимости чужим мнениям». Принцип толерантности становится главным в отборе в фонд литературы, в которой сосредотачиваются духовные искания человечества, призывающей к веротерпимости, содействующей религиозному просвещению, способствующей свободе выбора мировоззрения. При этом включается такая религиозная литература, которая не содержит в себе деструктивных положений, направленных на агрессию против человека или группы людей, против общепринятых социальных норм и нравственных качеств, общечеловеческих духовных ценностей.

При отборе документов в фонд религиозной направленности учитываются региональные особенности. В это понятие входят: 1) исторически сложившееся религиозное вероучение, которое является главным для большинства проживающего в регионе населения; 2) религиозные деятели; 3) история монастырей и храмов, в т.ч. не сохранившихся; 4) наличие культурных религиозных ценностей; 5) иные вероучения. Преобладание определенного вероучения в районе отразится на типовом, видовом и количественном разнообразии документов, а национальный и конфессиональный состав читателей на соотношении документов различной религиозной направленности в фонде. В много конфессиональной России сосуществование различных духовных традиций -объективная реальность, и публичная библиотека может быть базой для диалога национальных культур региона.

Обслуживание читателей религиозной литературой, в т.ч. православной, требует от библиотекаря знаний о содержании вероучений, истории мировых религий и их течений, тематико-типологическом составе литературы. Появление на библиотечно-информационных факультетах ВУЗов курсов, связанных с этой тематикой, позволят ликвидировать пробелы в знаниях библиотекарей.

Комплектование православных библиотечных фондов основано на документном потоке, формируемом, главным образом, издательским отделом Московской патриархии. В настоящее время издательская деятельность церкви направлена на сохранение, изучение и опубликования духовного

наследия церкви и распределяется между центром и регионами, рассредоточена между научными (богословскими), учебными и др. институтами церкви (монастырями, подворьями и др.). В основных направлениях издательской политики церкви значатся - ориентация на конкретные потребности верующих, духовенство и церковных интеллектуалов. Процесс издания православной литературы складывается, как и прежде, из прохождения рукописью основательной многоступенчатой проверки (духовной цензуры).

Проведенный автором данного исследования в 1995-96 гг. анализ документопотока религиозной направленности за 1994 г. дал представление о его составе и динамике. Православная литература в этом потоке составляла 45% по числу названий. Вторую позицию занимала исламская литература, а на третьем месте находились издания по буддизму. Наибольшее разнообразие типов и жанров имела также православная литература.

Исследование документопотока православной литературы, проведенное Н.Митрохиным в 1999 г. показало, что православными издательствами выпущено в свет около 11 млн. изданий различного объема и содержания. Заметный рост документопотока в названиях и тиражах, расширение переиздания редких книг, выпуск книг для детей и юношества в хорошем полиграфическом оформлении—расширяет традиционный круг пользователей православной литературы. Ее приобретают публичные библиотеки (взрослые, детские, школьные) и собиратели книг, в помощь которым выпускается «Каталог православных изданий и церковных изделий».

В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшего исследования темы.

Проведенное исследование выявило ряд существенных особенностей православных библиотечных фондов. В диссертации особенности их создания и развития рассматривались на фоне исторических процессов, определяющих деятельность Русской православной церкви. Формирование библиотечных фондов происходило в двух аспектах: 1) региональном -православные библиотеки открывались во всех территориальных подразделениях Русской православной церкви: епархиях, благочиниях, приходах. В них собирались документные фонды, включавшие в себя книги культового назначения, а также духовно-нравственную литературу; 2) образовательном - активное участие Церкви в образовании детей и юношества привело к развитию библиотечных фондов в учебных заведениях всех уровней.

Исследование показало, что на протяжении различных этапов развития православных библиотек и их фондов: 1) вырабатывались критерии отбора литературы в фонд; 2) появились элементы в технологии проведения вторичного отбора документов из фонда; 3) ставились вопросы о создании ядра фонда; 4) налаживалась система книгоописания; 5) вводился учет фондов; 6) оформлялись правила охраны и сохранности библиотечного фонда; 7) определились источники и способы документоснабжения; 8)

разрабатывались типы расстановок фондов; 9) использовались библиографические пособия в помощь комплектованию; 10) обозначились различные типы библиографических пособий; 11) возникли основы библиотечного права; 12) выдвигались требования к библиотекарю.

В современный период воссоздания православных библиотек они испытывают финансовые, технологические и пр. затруднения. Нерешенные вопросы деятельности большинства из них заключаются в отсутствии: методических разработок, дающих возможность вводить единство приемов и методов работы; реставрационных мастерских; специальных условий хранения отдельных фондов (старопечатных и рукописных); единой системы классификации документов, затрудняющей обмен информацией, специалистов в области библиотечного дела.

Признавая за фондами православных библиотек их огромную роль в сохранении культурно-исторических традиций в России, библиотечному сообществу необходимо более активно делать шаги, направленные на сближение публичных и православных библиотек с целью интегрирования их фондов в общекультурное пространство. Своеобразие фондов православных библиотек позволит качественно улучшить обслуживание читателей.

После 1986 г. православная литература является объектом комплектования фондов публичных библиотек. Автором впервые собрана и обобщена информация по этому направлению и предложены рекомендации для комплектаторов публичных библиотек^ Необходимость религиозной веротерпимости на современном этапе особенно усиливает значение обоснованного в данном исследовании принципа толерантности в формировании библиотечных фондов религиозной литературой. Анализ церковной издательской деятельности как основы создания православных библиотечных фондов позволяет ориентироваться в документопотоке и выделять основные тенденции в их развитии.

В дальнейшем намечаются перспективы в разработке вопросов, связанных с изучением православных фондов библиотек - благочиннических, епархиальных, военно-церковных (полковых и морских), а также пустыней, и подворий, являющихся самостоятельными предметами исследований, но уже с ограничением хронологических и/или территориальных рамок, выделяя при этом фонды учреждений церкви, находящиеся за рубежом. Православные библиотечные фонды являются частью религиозных библиотечных фондов, в соотношении как часть и целое, поэтому изучение фондов других крупных религиозных конфессий в России также актуально. Остается в центре внимания типология православных библиотек. В программах подготовки специалистов на библиотечно-информационных факультетах вузов необходимы курсы по выбору, программы и учебные пособия, отражающие вопросы, рассмотренные в исследовании.

Таким образом, исследование, посвященное истории создания и развития православных библиотечных фондов восстанавливает недостающее звено в системе библиотечных фондов.

В приложении представлены материалы, иллюстрирующие положения основной части диссертации.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ:

1. Разработка проблемы начального библиотечного фонда в отечественном библиотековедении // Проблемы формирования культуры чтения: Тез.докл. к 1-й межвузовской науч. конф. 27-28 ноября 1990 г. -Тамбов, 1990.-С.79-90.

2. Войди в благодатный мир духовной жизни // Библиотека. - 1995. - № 11.- С.48-50. ( В соавт. с В.В.Шараповой.)

3. Основы книжной культуры: Прогр. фак/льтат. курса для старшеклассников. - М.: МГИК, 1995.-27 с. (В соавт. с М.В.Костюковой).

4. Духовная литература в документном потоке: Основные закономерности и тенденции // Восьмая науч. конф. по проблемам книговедения «Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий»: Тез. докл. -М.,1996,-С. 360-362.

5. Православная литература в фонде массовой библиотеки: Прогр. курса по выбору для библ. ф-гов вузов культуры. - М.: МГУК, 1997. - 15 с.

6. Курс по выбору «Православная литература в фонде массовой библиотеки» // Пути и перспективы развития библиотечно -информационного образования: Сб. тез. докл. науч.- практич. конф. -М.,1998. - С. 105- 107.

7. «Библиотеки, которые мы потеряли» // Библиотечное дело -2000: проблемы формирования открытого информационного общества. Тез. докл. Пятой междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2000 г.- М., 2000. - 4.2 -я. - С. 174176.

8. Библиотеки церковно-приходских школ: история и развитие // Народное образование. - 2000 . - 9 с. (В печ.).

9. Из истории церковноприходских библиотек // Школьная библиотека. -2000.-10 с. (В печ.).

10. Использование духовного наследия Глинской пустыни в вузовском курсе «Православная литература в фонде массовой библиотеки»: [Выступл.]// Глинские чтения «XXI век - эпоха духовного просвещения»: Всерос. науч-практ.конф. 28-29 июля 2000 г.- Сергиев-Посад: [МДА], 2000. -14 с. (В печ.).

11. Православная литература в фонде публичной библиотеки: принципы отбора: // Время культуры и культурное пространство: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. 11-13 декабря 2000 г. - М.: МГУКИ, 2000,- С.