автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Культурно-просветительская деятельность православных библиотек в российской провинции второй половины XIX - начала XX вв.

кандидата педагогических наук
Степанова, Нина Анатольевна
город
Орел
год
2013
специальность ВАК РФ
05.25.03
цена
450 рублей
Диссертация по документальной информации на тему «Культурно-просветительская деятельность православных библиотек в российской провинции второй половины XIX - начала XX вв.»

Автореферат диссертации по теме "Культурно-просветительская деятельность православных библиотек в российской провинции второй половины XIX - начала XX вв."

На правах рукописи

СТЕПАНОВА НИНА АНАТОЛЬЕВНА

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ БИБЛИОТЕК В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Специальность 05.25.03 — Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Москва 2013

О 5 СЕН ¿013

005532536

Работа выполнена на кафедре библиотечно-информационной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры».

Защита состоится 27 сентября 2013 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.01 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: ул. Библиотечная, д. 7, корпус 2, ауд. 218, г. Химки-6, Московская обл., 141406.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

С авторефератом диссертации можно ознакомиться на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: http://vak.ed.gov.ru и ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»: http://nauka.msuc.org.

Научный руководитель:

Борисова Ольга Олеговна,

доктор педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Глазков Михаил Николаевич,

доктор педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

Панфилов Михаил Михайлович,

кандидат исторических наук, заведующий НИО книги и чтения ФГБУ «Российская государственная библиотека»

ФГБУ "Российская национальная библиотека"

Автореферат разослан

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук

Н.В. Лопатина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Потребность в возрождении традиций библиотечного дела, переосмысления фактов и событий библиотечной истории, интерес к региональному опыту открывают перспективы для изучения наследия дореволюционных православных библиотек. Их деятельность была направлена на приобщение к чтению широких слоёв населения, поддержке образовательных и просветительских процессов российской провинции второй половины XIX - начала XX вв.

В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. Особенно остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа к образованию, организации культурного досуга и трезвого образа жизни. Существенный вклад в решение этих проблем вносила Русская Православная Церковь Московского патриархата (далее РПЦ МП). Её позитивный исторический опыт по преодолению культурной отсталости народа, ликвидации неграмотности взрослого населения даёт богатый материал для осмысления и раскрывает широкие возможности использования многих форм просветительской деятельности и её содержательной стороны в современных исторических условиях. Система библиотек духовного ведомства, сложившаяся в исследуемый период, стала основой не только для духовно-нравственной, но и культурно-просветительской деятельности среди населения.

Недостаточная разработанность проблемы, а также востребованность опыта культурно-просветительской деятельности на общероссийском и региональном уровнях в современных условиях обусловили актуальность данного исследования.

Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период с 1861 до февраля 1917 гг. Нижней границей исследования послужила дата отмены крепостного права. С этого периода можно говорить об усилении интереса государства к просветительской и образовательной деятельности РПЦ МП и, как следствие, увеличении числа православных библиотек. Определение верхней границы исследования обусловлено событиями Февральской революции 1917 г. -моментом коренного изменения положения Церкви.

Степень разработанности изучаемой проблемы. Историография темы включает три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.

К работам, определившим историческую основу диссертации, следует отнести труды историков церкви А.П. Доброклонского, П.В. Знаменского,

A.B. Карташёва, Н.Д. Тальберга, а также религиозных философов К.С. и И.С. Аксаковых, К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьёва, JI.A. Тихомирова, A.C. Хомякова. Обращение к этим исследованиям, в которых рассматривались вопросы взаимоотношений Церкви и государства, позволило объективно оценить данный процесс и определить место православных библиотек в системе институтов внешкольного образования.

Частные вопросы деятельности центральных и учебных библиотек описаны в статьях А.Е. Викторова, ЬС.Я. Здравомыслова, И.Н. Корсунского, В.М. Покровского и др.

Сведения о православных библиотеках Орловской губернии содержатся в «Орловских епархиальных ведомостях» 1865 - 1918 гг., статистических сборниках («Памятные книжки и адрес-календари Орловской губернии»), трудах священнослужителей и преподавателей духовных школ: И. Богданова, Д. Готовицкого,

B. Ерёмина, А. Кондратенко, Д. Музалевского, К. Никольского, А. Павловского, А. Соколова, В. Струкова, А. Уварова.

В советский период православные библиотеки рассматривались в контексте изучения проблем истории библиотечного дела (К.И. Абрамов, В.Е. Васильченко и др.) В изданном в 2000 г. учебно-методическом пособии «История библиотечного дела в России» К.И. Абрамов писал, что просветительская роль Церкви заключалась только в «создании обширной сети церковно-приходских школ, библиотек и читален, укреплении веры и патриотизма».

В 60 — 70-е гг. XX в. исследователями признаётся тот факт, что именно библиотеки духовного ведомства стояли у истоков библиотечного дела в целом, преследовав воспитательные и образовательные цели. Так, в книгах М.И. Слуховского отмечается, что библиотечное и книжное дело до XVIII в. было

связано исключительно с церковной деятельностью, а сами православные библиотеки служили целям «политической агитации, нравственного воспитания, ведомственной службы, самообразования...».

В работах А.Н. Ванеева дана оценка деятельности правительства по созданию и развитию приходских библиотек, которые впоследствии могли стать основанием для создания общедоступных и публичных библиотек. Особое внимание со стороны государства уделялось развитию библиотек при церковно-приходских школах, которые способствовали тому, чтобы образование народа носило религиозно-нравственный характер.

Зарубежных историков Церкви (И.К. Смолич и др.) интересовали условия создания и формирования православных библиотек при духовных учебных заведениях (академиях, семинариях и духовных училищах).

Российская историография постсоветского периода представлена исследованиями, в которых пересмотрены преобладавшие ранее взгляды на РПЦ МП и её роль в духовной жизни общества (работы А.Ю. Полунова, В.А. Фёдорова, С.Л. Фирсова, В.А. Цыпина).

Отдельную группу публикаций составляют диссертационные исследования, рассматривающие культурно-просветительскую и социально-культурную деятельность Церкви: А.И. Ткалич, Л.М. Шуклина и др. В диссертации А.И. Ткалича «Просветительская деятельность Русской Православной церкви на Крайнем Северо-востоке в досоветский период» (1999 г.) характеризуется система просветительской деятельности Церкви, состоящая из церковно-приходских школ, библиотек и читален, которая оказывала «значительное влияние на развитие культуры, сохранение духовно-нравственных ценностей местного населения». Особое внимание автор работы уделяет просветительской деятельности школьных библиотек, которые благодаря проводимым чтениям становились центрами борьбы с деструктивными явлениями (пьянством). Л.М. Шуклина в диссертации «Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв.: по материалам Курской губернии» (2005 г.), также отмечает, что куль-

турно-просветительская деятельность на протяжении XIX в. формировала единую социокультурную среду, способствовала развитию социальных, духовных и культурных процессов в обществе.

В отечественном библиотековедении изучением православных библиотек в контексте истории российского библиотечного дела занимаются С. П. Фунтикова, М.Н. Глазков, М.М. Панфилов и др.

В диссертации и учебном пособии С.П. Фунтиковой «Православные библиотеки: прошлое и настоящее» (2002 г.) отмечается, что со второй половины XIX в. воспитательная и образовательная функции православных библиотек преобладают над культовой, мемориальной и кумулятивной. Однако анализ положения библиотек духовного ведомства в исследуемый период свидетельствует об обратном -библиотеки утрачивают свой образовательно-воспитательный потенциал, но сохраняют специфические функции.

М.Н. Глазков, оценивая библиотечное дело в дореволюционной России, отмечает, что «благодаря фундаментальным библиотечным ресурсам, накопленным императорской Россией, русский народ сумел духовно выжить в годы революционной смуты».

Исследуя просветительскую роль Церкви, М.М. Панфилов указывает на ряд проблем, среди которых - отсутствие библиотекарей, специально подготовленных к работе с российской читательской аудиторией.

В ряде диссертационных работ исследуются вопросы краеведческой, издательской, библиографической, благотворительной деятельности РПЦ МП (исследования Н.В. Елизаровой, С.А. Слуцкой, Л.С. Финогиной).

Монастырские, церковные и учебные библиотеки в системе образования и воспитания рассматриваются в диссертациях JI.M. Дениско, О.В. Гороховой, O.A. Наумовой, Н.В. Салоникова. Восприятие православных библиотек как части истории библиотечного дела и культуры находит отражение в статьях С.А. Артамоновой, И.В.Горбовой, Т.В.Захаровой, O.A. Плюшкиной, Н.В.Огур-цовой, Л .П. Рощевской, Л.Н. Харченко. Значение приходских библиотек в распространении грамотности исследует С.А. Филиппов.

На современном этапе роль РПЦ МП в создании и развитии православных библиотек дореволюционного периода в Орловском регионе изучается местными краеведами: Д.В.Гусевым, М.А.Жарковым, Ю.В.Жуковой, М.И. Лавицкой, H.A. Меренковой.

В 2010 - 2011 гг. были опубликованы первые статьи автора диссертации, в которых основное внимание было акцентировано на выявлении специфики регионального опыта культурно-просветительской деятельности учебных и братских библиотек на территории Орловской губернии, проанализированы результаты эмпирического социологического исследования опыта работы современных православных библиотек.

Таким образом, можно констатировать, что в отечественном библиотековедении нет работ, содержащих теоретико-методологические основы культурно-просветительской деятельности православных библиотек. И проблема нашего исследования - восполнение этого пробела.

Гипотеза исследования - культурно-просветительская деятельность православных библиотек в период проведения Великих реформ XIX в., направленных, в том числе, и на повышение уровня образования народа, приобрела системный характер, способствующий развитию общей культуры и грамотности различных слоев населения российской провинции.

Цель диссертационной работы состоит в исторической реконструкции культурно-просветительской деятельности православных библиотек (её основных направлений и форм) в российской провинции второй половины XIX - начала XX вв. (на примере Орловской губернии).

Задачи исследования:

•охарактеризовать степень развитости системы культурно-просветительской деятельности православных библиотек в зависимости от социально-политических условий в российской провинции второй половины XIX - начала XX вв.;

•проанализировать понятие «культурно-просветительская деятельность православных библиотек» и дать его основные характеристики;

•выявить типичные черты культурно-просветительской деятельности православных библиотек в российской провинции исследуемого периода;

•исследовать региональные особенности культурно-просветительской деятельности православных библиотек Орловской губернии;

•изучить формы и направления культурно-просветительской деятельности православных библиотек орловских духовных школ, православных обществ и братств;

•определить целесообразность использования исторического опыта культурно-просветительской деятельности в работе современных православных библиотек.

Объект исследования — православные библиотеки российской провинции второй половины XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - культурно-просветительская деятельность православных библиотек российской провинции второй половины XIX - начала XX вв. (на примере Орловской губернии).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём привлечены ранее не использовавшиеся архивные источники, введены в научный оборот подробные статистические сведения из отчётов Орловских благочинных и церковных общественных организаций, изучена динамика православных библиотек, проанализировано понятие «Культурно-просветительская деятельность православных библиотек», выявлены и обоснованы региональные особенности культурно-просветительской деятельности православных библиотек, реконструирована история исследуемой деятельности православных библиотек в Орловской губернии, выявлены и изучены её основные формы и направления.

Теоретическая значимость работы заключается в реконструкции региональной истории библиотечного дела второй половины XIX - начала XX вв. в Орловской губернии, выявлении и описании форм и направлений культурно-просветительской деятельности православных библиотек, в разработке критериев анализа исследуемой деятельности. Теоретические положения исследования по-

зволяют расширить представления о специфике обслуживания в православных библиотеках. Материалы диссертации помогают установить связи между истори-ко-библиотековедческими и историко-педагогическими исследованиями, обогащают их эмпирическую и теоретическую базы.

Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных результатов при разработке вузовских курсов библиотековедения, истории отечественного библиотечного дела. Лекции по вопросам духовно-нравственного воспитания населения на основе фонда православной литературы в массовых библиотеках читались диссертантом на курсах повышения квалификации для специалистов по библиотечной работе Орловской области (2012 г.).

Выявленный исторический опыт деятельности православных библиотек по организации культурного и практического просвещения населения российской провинции представляет несомненный интерес для современных историков библиотечного дела и библиотечных специалистов, а также сотрудников православных библиотек. Материалы исследования предложены для использования в работе приходских библиотек г. Орла, стремящихся сохранить и возродить специфику деятельности в новых исторических условиях.

Результаты исследования могут быть применены в работе публичных библиотек, имеющих в своих фондах православную литературу и выбирающих в качестве одного из приоритетных направлений деятельность по сохранению культурно-исторических традиций региона.

Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода (позволил охарактеризовать культурно-просветительскую деятельность православных библиотек как систему); историзма (был востребован при определении закономерностей формирования и функционирования изучаемой деятельности православных библиотек); научности (использовался для выработки и теоретической систематизации исчерпывающих знаний об объекте исследования). Конкретно-научный уровень методологической базы исследования представлен концепциями историков РПЦ МП (И.К. Смолич, Н.Д. Тальберг); истории, теории

и методологии библиотечного дела, регионального библиотековедения (К.И.Абрамов, М.Н. Глазков, М.Я. Дворкина, Н.С. Карташов, Ю.Н.Столяров, С.П. Фунтикова).

Методы исследования, используемые в диссертации: теоретический анализ, сравнительный анализ и синтез, историческая реконструкция, историко-типологический, дескриптивный, социологический (экспертный опрос).

Источниковую базу диссертационной работы составили материалы из фондов государственного архива Орловской области; дореволюционные периодические и справочные издания; журналы и отчёты православных обществ и братств, Училищных комитетов; законодательные и регламентирующие документы РПЦ МП: Свод законов Российской империи, годовые «Всеподданнейшие отчёты обер-прокурора Святейшего Синода (далее Св. Синод) по Ведомству православного исповедания», содержащие сведения о деятельности Св. Синода, бюджете духовных учебных заведений, имеющихся библиотеках с приложением подробных статистических данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. В контексте экономических и социально-политических преобразований 1861-1917 гг. православные библиотеки выступали средством культурной коммуникации населения и являлись одним из компонентов системы внешкольного образования в российской провинции. Их культурно-просветительская деятельность инициировалась православным духовенством и представляла систему мероприятий по распространению культурных и иных социально значимых сведений среди населения на основе христианских (православных) традиций.

2. Культурно-просветительская деятельность православных библиотек российской провинции была типичным явлением регионального библиотечного дела, так как характеризовалась подчинённостью национальной идее, учётом конфессионального и этнического компонентов, использованием определённых форм при проведении просветительских мероприятий, активной деятельностью библиотек православных обществ и братств.

3. В Орловской губернии культурно-просветительская деятельность православных учебных библиотек и библиотек церковных общественных организаций заключалась в преобладании культурно-образовательной и историко-краеведческой направленности, выразившейся в повышении уровня краеведческой культуры населения, развитии образования, популяризации сельскохозяйственных знаний, организации досуга населения и искоренении асоциального поведения.

Достоверность результатов диссертационной работы подтверждена применением комплекса методов, соответствующих решаемым научным задачам, изучением представительной базы источников, а также профессиональной общественной экспертизой основных теоретических положений диссертации в процессе их обсуждения на конференциях разного уровня, круглых столах и семинарах.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в докладах и обсуждались на конференциях различного уровня: международных - «Скворцовские чтения» (2012 г., МГУКИ, г. Москва); всероссийских и межрегиональных - VII. VIII, IX Денисьевские чтения (2010-2012 гг., г. Орёл); «Урал. Православие. Культура: X Славянский научный собор» (2012 г., г. Челябинск); «Актуальные проблемы библиотечно-информационного образования: от традиции к инновации» (2012 г., г. Волгоград). Всего по теме диссертации опубликовано 20 печатных работ.

Диссертант является дипломантом XIV межвузовского творческого конкурса св. Татианы, организованного Межвузовской творческой организацией «Покров» (2013 г., г. Санкт-Петербург); а также участником II Среднерусского экономического форума «Молодёжь в инновационном пространстве», на котором был представлен образовательный проект «Наше православное наследие» (2013 г., г. Курск).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Первая глава «Православные библиотеки в деле культурного и практического просвещения населения российской провинции (вторая половина XIX-начало XX вв.): историко-теоретический аспект» посвящена историко-

теоретическому исследованию культурно-просветительской деятельности православных библиотек в российской провинции.

Первый параграф «Исторические условия и теоретические основы культурно-просветительской деятельности православных библиотек» вводит в круг теоретических представлений об исследуемой деятельности, исторических условиях её развития, которые напрямую были связаны с противоречивым положением РПЦ МП, подчинявшейся политике государства, но, тем не менее, имевшей приоритетное право на транслирование духовно-нравственных ценностей.

Социокультурная ситуация второй половины XIX в. формировалась под влиянием двух направлений. С одной стороны, одним из главных становилось народное просвещение. С другой - у народа возникала осознанная потребность в образовании, связанная с изменениями в социальной и экономической жизни империи как следствия проводимых Великих реформ. Существующая система начального народного образования становилась малопригодной и не удовлетворяла потребностям населения. Особая роль в процессе просвещения народа отводилась церковной общественности, что стимулировало духовенство к поиску и внедрению соответствующих новым условиям способов распространения знаний.

Немаловажным фактором, оказавшим влияние на функционирование православных библиотек и степень востребованности их обществом, стала деятельность земств по открытию бесплатных народных библиотек и читален (от 152 в 1864 г. до 12627 в 1910 г.). Земства достигли значительных результатов в области библиотечного обслуживания благодаря финансовой самостоятельности, использованию социального партнёрства и децентрализации своей деятельности, что привело к созданию региональной библиотечной сети и, как следствие, повышению эффективности просветительской деятельности. Вопросы взаимодействия земских и церковных институтов регулировались Циркулярными Указами Св. Синода.

Функционирование православных библиотек определялось целями и задачами РПЦ МП в области не только духовного, но также культурного и практического просвещения. Однако их деятельность корректировалась государством, нередко

объединяла прямые и косвенные направления, например, распространение православного вероучения с пропагандой самодержавной парадигмы. В условиях проявления населением недовольства действиями власти падал и авторитет проводимых библиотеками просветительских мероприятий.

Библиотеки духовного ведомства в провинции старались реагировать на политические и социальные перемены, которые происходили в обществе: повышение потребности в грамотности, расширение кругозора населения, необходимость внешкольного образования.

Состав фондов библиотек характеризовался наличием не только богослужебной и духовно-нравственной литературы, но и исторических, языковедческих, философских, педагогических, психологических, естественнонаучных и справочных изданий. Так, в фонде фундаментальной части библиотеки Орловской духовной семинарии 38,2 % составляла литература нерелигиозного содержания, в ученической библиотеке семинарии - 68,4 %, а в библиотеке Орловского Петропавловского братства - 14,1 %.

На протяжении исследуемого периода количество библиотек духовного ведомства увеличилось почти в три раза в связи с предписанием Св. Синода при всех церквах иметь библиотеки. В 1868 г. было 10780 приходских библиотек, а к 1914 г. их стало 31828 (для сравнения в 1914 г. было 9324 общественных публичных библиотеки). Также увеличивалось количество церковно-приходских школ: в 1860 г. их было 7907, а к 1914 г. — 37528 школ (практически в пять раз). Повысился процент числа грамотных: в 1897 г., количество грамотных составляло 21%, а к 1917 г. общее число обученных читать и писать выросло до 30-35 % в целом по стране.

Деятельность библиотек регламентировалась Св. Синодом, в распоряжениях которого уделялось внимание таким вопросам, как создание библиотек, определение тематического состава фондов, основные задачи и направления деятельности (духовно-просветительское). По указу Св. Синода от 16 июня 1826 г. в церквах должны были находиться книги только богословской и душеспасительной темати-

ки, а также толкования Евангелия. Таким образом, приоритетным направлением деятельности было духовно-нравственное просвещение населения.

Ситуация меняется к середине века. Согласно Отношению Обер-прокурора, Св. Синода от 28 января 1869 г. духовные консистории были обязаны ежегодно предоставлять в канцелярию Синода сведения о церковных библиотеках. Согласно Указу Синода от 10 мая 1869 г. архиереям по согласованию с гражданскими властями предоставлено право вести публичные чтения о предметах духовного просвещения (подобные указы повторяются в 1886 и 1890 гг. - «ввиду духовных нужд»).

Культурно-просветительская деятельность православных библиотек, в отличие от религиозно-просветительской, не подлежала регламентации со стороны государства. С инициативой проведения культурных и просветительских мероприятий выступило духовенство на местах. Об этом свидетельствуют отчёты обер-прокурора Синода, в которых содержатся сведения о проведении, помимо религиозно-нравственных и патриотических, также исторических, художественных и сельскохозяйственных чтений.

Культурно-просветительская деятельность православных библиотек стала органической частью отечественной истории и культуры и способствовала распространению культурных и иных социально значимых сведений среди населения на основе христианских (православных) традиций. Целью данной деятельности было повышение уровня народной культуры. Это достигалось решением задач по распространению культурных знаний, активному приобщению населения к культурно-историческим традициям, помощи священнослужителям в осуществлении культурно-просветительской деятельности, распространению среди местного населения необходимых практических знаний по сельскому хозяйству, медицине, гигиене, популяризации сведений краеведческого характера, повышению общественного статуса духовенства путём информирования о его деятельности по культурному освоению региона.

На основании изученных архивных источников были определены такие формы культурно-просветительской деятельности, как беседы, чтения, лекции, лите-

ратурно-музыкальные вечера, которые использовались в церковной библиотечной практике российской провинции,

В зависимости от назначения и формы проведения в библиотеках духовных школ применялись рекомендательные, тематические и индивидуальные беседы.

Чтения адресовались интеллигенции, крестьянам, мещанам, учащимся учебных заведений. Они проводились в зданиях школ, губернских учреждениях, храмах и библиотеках. Организаторами чтений являлись правящий архиерей, Советы братств, духовенство. Лекторами выступали священно- и церковнослужители, учителя, попечители школ, землевладельцы, врачи, мировые судьи, земские начальники. Число посетителей колебалось от 30 до 50 в среднем, в отдельных местах - от 100 до 900 человек.

В 1904 г. в 11147 пришкольных библиотеках Российской империи было проведено 146151 чтение (в среднем по 13 в каждой) по следующим направлениям:

1. Религиозно-нравственное, способствующее формированию духовности (в том числе миссионерские чтения для старообрядцев и религиозных групп, не входящих в РПЦ МП, богословские - для интеллигенции).

2. Историко-литературное, развивающее патриотизм и культуру (в том числе образовательные чтения для учащихся семинарий, духовных училищ и церковноприходских школ, научные - для интеллигенции, краеведческие и Палестинские чтения).

3. Сельскохозяйственное, формирующее практические навыки ведения хозяйства (в том числе медицинские и экономические чтения).

К культурно-просветительским можно отнести историко-литературные и сельскохозяйственные чтения, которые были адресованы всем категориям населения и способствовали развитию культуры, практических навыков ведения сельского хозяйства, повышению грамотности и организации досуга.

Форма лекций получила распространение в начале XX в. Основной читательской аудиторией была интеллигенция, для которой в библиотеках братств и обществ, в административных зданиях каждое воскресенье проводились лекции ис-

торического и литературоведческого характера. На лекциях затрагивались актуальные на тот момент вопросы взаимоотношений Церкви и государства («Богоискатели», «О бессмертии», «Славянофильство как один из важнейших моментов нашего самосознания в XIX в.», «О христианской свободе и миссионерском призвании России» - основные темы лекций, проводимых в г. Орле). Лекции собирали от 20 до 100 человек. Всего в период 1913-1914 гг. в г. Орле их было проведено 34. Информация о предстоящих мероприятиях содержалась в местных газетах, а также в специально расклеенных афишах.

Литературно-музыкальные вечера приурочивали к юбилейным и праздничным датам, а в годы Первой мировой войны их организовывали для раненых солдат воспитанники церковно-приходских школ и духовных училищ.

Степень развитости системы культурно-просветительской деятельности в определённые периоды истории была различной:

- 60-80 гг. XIX в. - это время осуществления Великих реформ, когда появляется институт земств и вследствие этого происходит снижение активности культурно-просветительской деятельности православных библиотек;

- 1890-1904 гг. - период подъёма деятельности и поиска новых форм воздействия на население, что напрямую связывают с проводимой образовательной политикой государства о приоритетном праве духовенства на просвещение населения (согласно указам Св. Синода и «Положению о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 г.);

- 1905-1917 гг. - время перехода к полномасштабному культурно-просветительскому воздействию не только на сельское население и детей, но и вовлечение интеллигенции посредством увеличения количества форм деятельности и расширения тематики проводимых мероприятий.

Для эффективной оценки культурно-просветительской деятельности православных библиотек в российской провинции были разработаны критерии анализа данной деятельности: соответствие вероучительным основам РПЦ МП, наличие чётких целевых установок и принципов, учёт возрастных особенностей населения.

Культурно-просветительская деятельность православных библиотек представляла собой упорядоченную систему, состоящую из ряда «материальных» элементов: библиотечных фондов и материально-технической базы православных библиотек; а также «духовных»: процессов (социально-политических, культурных) и идей (государственно-церковная политика в рамках доктрины «Православие. Самодержавие. Народность.»). Данной системе присущи качественные свойства, обеспечивающие её целостность и особенность: организация, иерархичность, строгая сопод-чинённость просветительских институтов (библиотек, братств, обществ) друг другу и епархиальной власти, контроль и отчётность перед Св. Синодом. Система позволяла выполнять культурно-просветительские, образовательные и социализирующие функции. Для её эффективной работы существовала определённая ресурсная база, которая состояла из библиотечного фонда, кадрового потенциала приходов и духовных школ, системы церковной иерархии и управления.

Своей культурно-просветительской деятельностью православные библиотеки способствовали развитию культурной среды путём увеличения числа мероприятий, что благоприятно влияло на социокультурную ситуацию в российской провинции второй половины XIX - начала XX вв.

Второй параграф «Культурно-просветительская деятельность православных библиотек: региональный аспект» посвящен обоснованию типичных характеристик организации, управления и функционирования культурно-просветительской деятельности библиотек духовного ведомства в российской провинции.

В культурно-просветительской деятельности православных библиотек отражались особенности социально-экономических и политических условий регионов, специфика историко-культурных и библиотечных традиций. Общие тенденции развития библиотечного дела, - в том числе церковного, - имели специфические региональные формы, которые в свою очередь позволяют выделить типичные черты культурно-просветительской деятельности православных библиотек в российской провинции. Среди них:

- высокая степень подчинённости государственной идее: синодальное положение РПЦ МП препятствовало усилению влияния библиотек на процесс образования и повышения духовно-нравственной культуры общества, так как библиотеки духовного ведомства вынуждены были сочетать свою работу с пропагандой монархических идей;

- учёт конфессионального и этнического компонентов: в восточных и северовосточных губерниях помимо представителей двух самых крупных конфессий (православия и ислама), проживали ещё язычники, иудеи, протестанты и католики. В связи с этим, одной из специфических черт культурно-просветительской деятельности библиотек РПЦ МП можно назвать проведение значительного числа внебогослужебных бесед исторической, географической и сельскохозяйственной тематики на родных языках прихожан;

- определённые формы проводимых просветительских мероприятий (лекции, беседы и чтения);

- активная деятельность библиотек православных обществ и братств: библиотеки братств занимались просветительской деятельностью, проводили разъяснительные беседы с прихожанами храмов епархии, распространяли не только духовно-нравственную, но и историческую и сельскохозяйственную литературу.

Во второй главе «Содержание культурно-просветительской деятельности православных библиотек Орловской губернии второй половины XIX - начала XX вв.» представлена характеристика региональной специфики основных форм и направлений культурно-просветительской деятельности учебных библиотек и библиотек православных общественных объединений (Орловского Православного Петропавловского братства, Орловского отдела Императорского Православного Палестинского общества, Орловского церковного историко-археологического общества).

Первый параграф «Региональные особенности культурно-просветительской деятельности Орловских православных библиотек» содержит характеристику Орловской губернии исследуемого периода. На протяжении

XIX - начала XX в. она оставалась в своих прежних границах и принадлежала к числу сельскохозяйственных губерний империи. Население по своему составу было моноэтническим (99,03% русских) и православным (99,11%); к лицам духовного сословия причисляло себя 13751 человек, что составляло незначительную часть населения губернии (0,68%). Соотношение сельского и городского населения губернии в начале XX в. можно выразить соотношением 85 : 15.

Особенностью Орловского региона являлась поздняя христианизация коренного населения (вятичей и северян - XV в.), что оказало влияние на их приверженность, - особенно сельских жителей, - к языческим верованиям, а также на появление различного рода религиозных групп, не входящих в РПЦ МП (скопчество, хлыстовство). Всего на территории губернии в 1899 г. находилось 9 старообрядческих приходов и 60 приходов изолированных религиозных групп.

Сложившаяся в Орловской губернии система библиотек РПЦ МП включала в себя не только приходские, монастырские, учебные, но и библиотеки православных обществ и братств, личные библиотеки духовенства. Их деятельность регламентировалась училищными советами, руководителями соответствующих духовных учебных заведений, а также советами православных обществ и братств. Библиотеки являлись базой и инструментом для проведения различных культурно-просветительских мероприятий. Динамика роста количества библиотек весьма убедительна: от 274 в 1898 г. до 768 в 1914 г. (прирост составил 494 библиотеки за 16 лет).

В отличие от ряда провинциальных губерний в Орловском регионе было налажено плодотворное сотрудничество между православными и земскими библиотеками в вопросах комплектования фондов библиотек при церковно-приходских школах, а также проведения совместных культурно-просветительских мероприятий. В 1899 г. губернские земства 7 уездов (Орловского, Брянского, Елецкого, Ка-рачевского, Кромского, Севского и Трубчевского) выделили в среднем от 100 руб. до 1 тыс. руб. на приобретение книг в фонды библиотек-читален церковноприходских школ и школ грамоты.

В 1901 г. в г. Севске проводились народные чтения, организаторами которых являлись Севская городская дума, Земское собрание и духовенство города. Всего было проведено 4 чтения, на которых прочитано 18 географических, 32 исторических, 39 художественных, 8 естественно-научных произведения. В среднем на всех мероприятиях присутствовало около 12 тыс. человек.

Во втором параграфе «Специфика культурно-просветительской деятельности учебных православных библиотек и библиотек православных обществ и братств» анализируется деятельность сложившейся системы учебных библиотек и библиотек православных общественных организаций, сохранявших традиции православной культуры. Информационный потенциал библиотек способствовал повышению образовательных и воспитательных возможностей духовных учебных заведений и приходов.

Основными направлениями культурно-просветительской деятельности данных библиотек стали культурное, в том числе образовательное, историко-краеведческое и практическое.

Так, к культурному направлению относятся образовательные чтения для воспитанников семинарии, духовных училищ по программе, принятой Училищным советом в 80-е гг. XIX в.; научные чтения для интеллигенции, проходившие с 1910-х гг. в библиотеке Петропавловского братства.

К историко-краеведческому направлению примыкают культурно-исторические чтения для учащихся и сельского населения, проводимые в церков-но-приходских школах по программе, принятой Советом Петропавловского братства с 80-х гг. XIX в.; краеведческие чтения для историков и краеведов, проводившиеся в библиотеке историко-археологического общества - с 1900-х гг. XX в.; Палестинские чтения для населения - с начала XX в.

К практическому направлению относятся сельскохозяйственные чтения, которые включали также разделы по медицине и экономике.

Культурно-просветительская деятельность библиотеки Орловской духовной семинарии заключалась в проведении вечерних чтений для учащихся с целью под-

готовки пастырей, в формировании их всесторонней образованности (в фонде библиотеки были труды по истории, экономике, праву, медицине, литература на 5 иностранных языках), а также организации их досуга. С 1896 г. при библиотеке семинарии устраивались воскресные чтения, которые делились на 3 отделения: религиозное, историческое и художественное. Так во 2 отделении семинаристы читали труды Ф.Ф. Пуцыковича "Жизнь Спасителя мира", В.А. Теплова «Граф Иоанн Каподистрия, президент Греции», А.Н. Яхонтова «Петербургская итальянская опера в 1840 гг.» и др.

В 3-м отделении - произведения A.C. Пушкина, А.К. Толстого, С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Д.С. Мережковского, И.А. Гончарова, В.Г. Короленко, В. Шекспира, Г.И. Ибсена, И.В. Гёте, Г. Сенкевича, М. Твена, Г.Э. Бичер-Стоу. В каждом отделении показывались 6-8 «туманных картин». Чтения проводились по воскресеньям в столовой семинарии в 18.00/19.00 ч. Всего за год чтения посетили от 200 до 400 человек.

В Орловском духовном учебном заведении проходили и семинары. Так, в 1907 г. на семинаре «Церковь и общество» обсуждались вопросы современных учений о человеке, мировоззрение Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева.

В семинарии действовал проповеднический кружок, проводились богослов-ско-философские чтения для преподавателей, функционировала ученическая читальня.

Библиотека Первого Орловского духовного училища была создана в 1862 г. Каждый воскресный, праздничный и табельный день перед совершением богослужения проводились чтения, которые сопровождались объяснениями и соответствующими наставлениями для учеников. В будние дни по вечерам воспитанники читали беллетристику, исторические и географические произведения, а также книги по вопросам гигиены и анатомии. На чтениях уделялось внимание вопросам домашней и сельской жизни (обычаям, праздникам), привлекалось внимание учащихся к истории родного края. В Великий пост чтения проводились по вечерам с показом «туманных картин». Иногда чтения заменялись беседами, темы которых

были весьма разнообразны: отношение родителей и детей, сила родительской молитвы, уважение чужой собственности, милосердие.

К юбилейным и праздничным датам воспитанниками проводились литературно-музыкальные вечера, структура которых предполагала наличие двух отделений, каждое из которых включало до 10 музыкальных и литературных номеров.

Культурно-просветительская деятельность библиотеки Орловского епархиального женского училища (открыта в 1869 г.) была направлена на развитие личностных качеств у воспитанниц. Большое внимание уделялось обогащению знаний девушек общекультурными и практическими сведениями (например, о ведении домашнего хозяйства) посредством проведения регулярных внеклассных чтений под контролем преподавательского состава.

Деятельность библиотек духовных школ формировала этику и культуру учащихся, активно способствовала повышению их культурного и образовательного уровня, степени гражданской ответственности.

Целью чтений и бесед, проводимых на базе библиотек при церковноприходских школах, являлось повышение интеллектуального уровня и приобретение практических навыков у населения. Устроителем чтений выступал Совет Орловского Православного Петропавловского братства, который определял программу и периодичность чтений, тематику, выбор лекторов и место проведения чтений.

Чтения проводились в период с октября по апрель по вечерам (18.00-21.00) в воскресные и праздничные дни в храмах, помещениях церковно-приходских школ и библиотеках-читальнях. При организации чтений использовались издания исторического, географического, сельскохозяйственного и медицинского характера. Тематика ряда чтений определялась событиями общественной жизни и проводимыми торжествами. Например, в библиотеке-читальне г. Волхова Орловской губернии прошли чтения не только религиозной, но и художественной (М. Твен), географической (оз. Байкал), технической (устройство паровых машин) и социальной (борьба с алкоголизмом) тематики. В городе в качестве лекторов выступа-

ли не только члены комиссии, но и воспитанники Орловской духовной семинарии. В сёлах чтения проводили священники, а также псаломщики и учителя. Число чтений в течение года колебалось от 1 до 30.

Содержание культурно-просветительской деятельности учебных православных библиотек было нацелено на подготовку грамотных членов общества, обладающих определёнными профессиональными умениями и ориентированных на следование православным ценностям и нормам.

Православные общественные организации являлись посредниками между официальными церковными властями и населением в деле распространения культурно-исторических традиций.

Орловское Православное Петропавловское братство было учреждено в 1887 г. Его Уставом была определена основная задача: просвещение и благотворительность путём организации чтений и открытия библиотек и читален при цер-ковно-приходских школах.

В 1911 г. была открыта библиотека братства, которая обслуживала не только священно- и церковнослужителей, но и военных, чиновников, учащихся светских учебных заведений, начальников училищ, купцов, ремесленников, рабочих, крестьян. В 1893 г. братская библиотека вошла в состав епархиальной библиотеки, основанной в 1892 г.

В начале XX в. в библиотеке-читальне Орловского Православного Петропавловского братства стали проводиться лекции по исторической, политической и краеведческой тематике для интеллигенции.

Братство посредством создания бесплатных библиотек-читален решало важную задачу доступности народного внешкольного образования. Библиотека функционировала в качестве методического центра среди других православных библиотек губернии, разрабатывая документы, регламентирующие проведение народных чтений.

Орловский отдел Императорского Православного Палестинского общества был основан в 1899 г. Свою задачу он видел в организации и распространении Па-

лестинских чтений, которые раскрывали культурно-исторические аспекты зарождения Православия на территории Палестины и знакомили слушателей с зарубежной христианской культурой.

Палестинские чтения проводились «Комитетом по организации Палестинских чтений» при отделе. Чтения проходили в храмах и помещениях церковноприходских школ г. Орла и губернии и характеризовались тем, что по их окончании бесплатно раздавали брошюры и листки с рассказами о Святой Земле и изображениями священных мест.

Орловский церковно-археологический комитет возник в 1900 г., а позже был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Библиотека общества функционировала в качестве историко-краеведческого и просветительского центра в регионе. В ней была собрана литература, положившая начало серьёзному научному изучению местного архивного материала.

На базе библиотеки общества 1-2 раза в месяц проводились лекции, чтения и беседы. Организаторами были члены общества, которые также являлись авторами докладов. В качестве лекторов выступали и приглашённые гости (правящий архиерей, преподаватели семинарии). По тематике доклады делились на краеведческие, археологические, биографические, посвященные юбилейным торжествам или историческим датам, литературно-критические («О бытовых чертах жизни Севско-го края начала XVII в.», «Древняя пушка в с. Пьяново Севского уезда», «Елецкий подвижник - о. Иоанн Жданов», «Об отношении общества и духовенства в «Переписке с друзьями» Н.В. Гоголя», «Юбилейные даты 1909 г. Международный археологический конгресс в Капри (Египет)»).

В Заключении подведены итоги исследования, подтверждена гипотеза о том, что культурно-просветительская деятельность православных библиотек приобрела системный характер и способствовала развитию общей культуры и повышению уровня грамотности различных слоёв населения российской провинции. Системный подход способствовал выявлению основных свойств культурно-просветительской деятельности православных библиотек: структурированности,

целостности, многоаспектное™ внутреннего и внешнего взаимодействия, иерархичности двухуровневой схемы управления.

Православные библиотеки по количеству и составу фондов, приоритетному положению РПЦ МП были ведущими центрами не только религиозного и патриотического просвещения, но и культуры, внешкольного образования и досуга (в 1868 г. было 10780 православных библиотек, к 1914 г. их количество достигло 31828 (для сравнения: в 1910 г. в России насчитывалось 12627 земских библиотек; в 1914 г. было 9342 общественных публичных библиотеки).

Культурно-просветительская деятельность библиотек стала результатом инициативы духовенства на местах и была направлена на распространение культурных и иных социально значимых сведений среди населения на основе христианских (православных) традиций.

Таким образом, Церковь проявила себя как активная социальная система, ориентирующаяся на потребности населения. Однако синодальное положение и строгий контроль со стороны государства не дали развиться в полной мере стремлениям духовенства по осуществлению программ культурного просвещения населения. В свою очередь и народ (в основном рабочий класс), считавший Церковь структурным подразделением государства, с недоверием воспринимал проводимые мероприятия.

В российской провинции проявились основные характеристики культурно-просветительской деятельности православных библиотек. Высокая степень подчинённости национальной идее, учёт конфессионального и этнического компонентов, формы проводимых просветительских мероприятий (чтения, беседы, лекции, вечера), активная деятельность библиотек православных обществ и братств, -все эти черты позволяют считать данный вид деятельности типичным явлением регионального библиотечного дела.

Культурно-просветительская деятельность православных библиотек Орловской губернии второй половины XIX - начала XX вв. осуществлялась по следующим направлениям: культурное (в том числе образовательное), историко-

краеведческое и практическое. В соответствии с направлениями определялась и специфика исследуемой деятельности.

Церковное библиотечное дело губернии отличалось качественной работой сельских учебных православных библиотек (в силу агарной специфики региона), которая помогала в осуществлении практической сельскохозяйственной деятельности и организации досуга населения: так, в результате проведения чтений в сельских школьных библиотеках повысился урожай картофеля, а в с. Добрики Севского уезда было основано общество трезвости.

Культурно-просветительская деятельность учебных и братских библиотек способствовала повышению образовательного уровня и развитию интеллектуальных способностей. Об этом свидетельствует высокий уровень грамотности среди Орловского духовенства (духовное сословие давало наивысший процент грамотных среди населения Орловской губернии (83,1% мужчин и 68,1% женщин)).

В Орловской губернии, в отличие от ряда регионов, было налажено взаимодействие с земскими библиотеками, что нашло отражение в проведении совместных просветительских мероприятий. Это с положительной стороны характеризовало систему внешнего взаимодействия библиотек духовного ведомства и земских объединений.

Развивая культурно-просветительскую деятельность в регионе, библиотеки выработали устойчивые формы взаимодействия с обществом. Среди них особо следует выделить чтения, беседы и лекции. Наиболее эффективной и популярной формой среди православного населения Орловской губернии были народные чтения, которые способствовали формированию таких качеств, как воспитанность, духовность, нравственность, гражданственность и высокая культура поведения.

В контексте историко-культурного развития российской провинции в культурно-просветительской деятельности православных библиотек в Орловской губернии можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции. В числе позитивных следует отметить повышение образовательного уровня, увеличение общего количества мероприятий, расширение читательского контингента

благодаря интеллигенции, организацию досуга крестьянства, борьбу с асоциальным поведением. Среди отрицательных: подчинённость государственной образовательной политике, что вело к строгой регламентации церковных просветительских мероприятий; недостаточность общественных контактов, особенно с представителями интеллигенции, что ограничивало возможность согласованной деятельности и совместного решения общих задач; политическая ситуация - широкое распространение влияния различных революционных течений вело к падению авторитета духовенства и проводимых им мероприятий.

Сделанные в работе выводы подтверждает социологическое исследование (экспертный опрос), в котором принимали участие теоретики библиотековедения, специалисты православных библиотек, историки и краеведы Москвы, Санкт-Петербурга, Орла и Брянска. Результаты опроса позволяют обосновать целесообразность применения исторических форм культурно-просветительской деятельности в работе современных православных библиотек, положительным результатом использования которых может стать восстановление утраченных ими функций.

Опираясь на результаты исследования, диссертант считает целесообразным применять в православных и публичных библиотеках, имеющих фонды православной литературы, требования системного подхода (целостность, иерархичность), использовать проект сохранения православного культурного наследия и методические рекомендации по технологии организации культурно-просветительских чтений в приходских и учебных православных библиотеках.

Перспективы дальнейшего исследования темы могут быть связаны с изучением культурно-просветительской деятельности библиотек приходских, благочин-нических и учреждённых попечительетвами о народной трезвости.

Дальнейшее расширение географии исследований сделает возможным проведение сравнительно-исторического анализа факторов ускорения и замедления культурно-просветительской деятельности православных библиотек.

Исследование позволяет осознать плодотворность изучения проблем, косвенно связанных с темой авторской работы. В частности, актуальным представляется

изучение вклада православных библиотек в зарождение и развитие форм и методов библиотечной работы; уяснение библиотечной составляющей в деятельности епархиальных и местных органов управления. Перспективным может быть культурологическое осмысление культурно-просветительской деятельности православных библиотек как фактора развития духовной культуры российского общества.

Публикации по теме диссертации в изданиях, включённых в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендуемых ВАК:

1. Степанова, H.A. Культурно-просветительская деятельность православных библиотек Орловской губернии второй половины XIX - начала XX вв. / H.A. Степанова//Библиотековедение.-2011.-№5.-С. 111-116.

2. Борисова, О.О. Культурно-просветительская деятельность учебных православных библиотек Орловской губернии второй половины XIX - начала XX вв. / О.О. Борисова, H.A. Степанова // Образование и общество. - 2012. - № 3. - С. 118121. (в соавторстве, авторские 3 е.).

3. Степанова, H.A. Народные чтения как основная форма культурно-просветительской деятельности православных библиотек (на примере Орловской губернии. Вторая половина XIX - начало XX вв.) / H.A. Степанова // Библиотековедение. - 2013. - № 2. - С. 98-103.

в других изданиях:

4. Степанова, H.A. К вопросу о краеведческой направленности в деятельности библиотеки Орловского церковного историко-археологического общества / H.A. Степанова // Седьмые Денисьевские чтения: материалы межрегион, науч,-практ. конф., Орёл, 28-29 окт. 2010 г. - Орёл, 2011. - С. 220-224.

5. Степанова, H.A. Культурно-просветительская и образовательная деятельность библиотек при церковно-приходских школах Орловской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. / H.A. Степанова // Непрерывное социокультурное образование в современном российском обществе: проблемы и перспективы раз-

вития: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и соискателей, Орёл, 14-16 февр. 2011 г. -Орёл, 2011. - С. 123-127.

6. Степанова, H.A. Краеведческая и просветительская деятельность библиотеки Орловского церковного историко-археологического общества/ H.A. Степанова // Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия: материалы IX Всероссийских (с международ, участием) Славянских Чтений, Орёл, 19-20 мая 2011 г. - Орёл, 2011. - С. 239-242.

7. Степанова, H.A. Церковь и образование / H.A. Степанова // Мир библиографии. - 2011. - № 3. - С. 7-9.

8. Степанова, H.A. Православные библиотеки и древлехранилища как ис-точниковая база освоения культурного наследия региона (на примере Орловской губернии) / H.A. Степанова // Музеи, архивы и библиотеки в современном информационном обществе: материалы Международ, музейных чтений, Орёл, 12-13 мая 2011 г.-Орёл, 2011,- С. 334-336.

9. Степанова, H.A. Просветительская деятельность Орловского Православного Петропавловского братства / H.A. Степанова // Вестник СПбГУКИ. - СПб.,

2011.-С. 114-118.

10. Степанова, H.A. Образовательная и культурно-воспитательная деятельность библиотеки при Орловском епархиальном женском училище / H.A. Степанова // Книга и мировая культура: сб. материалов VI Всероссийской науч.-практ. конф., Омск, апр. 2011 г. - Омск, 2011.-С. 112-114.

11. Степанова, H.A. Библиографическая деятельность Орловского церковного историко-археологического общества / H.A. Степанова // Библиография. -

2012.-№3,-С. 65-71.

12. Степанова, H.A. В.И. Сахаров и библиотечное дело в Орловской губернии / H.A. Степанова // Скворцовские чтения: материалы XVII международ, науч. конф., Москва, 25-26 апр. 2012 г. - 4.2. - М.: МГУКИ, 2012. - С. 264-266.

13. Степанова, H.A. Содержание культурно-просветительской деятельности библиотек Орловских православных обществ и братств / H.A. Степанова // Духов-

ные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия: материалы X Всероссийских (с международ, участием) Славянских Чтений, Орёл, 24-25 мая 2012 г. - Орёл, 2012. - С. 244-247.

14. Степанова, H.A. Библиотеки при церковно-приходских школах Орловской губернии как инструмент формирования мировоззрения населения / H.A. Степанова // Мировоззренческое развитие личности в современном культурно-образовательном пространстве: материалы Всероссийской науч.- практ. конф. молодых учёных, аспирантов и соискателей, Орёл, 1-5 марта 2012 г. - Орёл, 2012. - С. 103-107.

15. Степанова, H.A. Просветительская деятельность Орловского Православного Петропавловского братства / H.A. Степанова // Материалы 60-й науч. конф. аспирантов и студентов, Санкт-Петербург, 13-14 апр. 2011 г. - СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2012. - С. 62-65.

16. Степанова, H.A. Православные учебные библиотеки в провинции как центры формирования духовности (на примере Орловской губернии второй половины XIX - начала XX вв.) / H.A. Степанова // Урал. Православие. Культура: материалы X Славянского научного собора, Челябинск, 12 мая 2012 г. - Челябинск, 2012.-С. 447-450.

17. Степанова, H.A. Религиозно-нравственные чтения для народа в Орловской губернии второй половины XIX - начала XX вв. / H.A. Степанова // Материалы 61 науч. конф. аспирантов и студентов, Санкт-Петербург, 25-26 апр. 2012 г. -СПб, 2012. - С. 220-224.

18. Степанова, H.A. Профессиональная деятельность библиотекарей учебных православных библиотек Орловской губернии второй половины XIX - начала XX вв. / H.A. Степанова // Актуальные проблемы библиотечно-информационного образования: от традиций к инновации: сб. науч. и метод, статей, Волгоград, май 2012 г.-Волгоград, 2013.- С. 32-35.

19. Степанова, H.A. Краеведческие чтения в библиотеке Орловского церковного историко-археологического общества в начале XX в. / H.A. Степанова //

Девятые Денисьевские чтения: материалы межрегион, науч.- практ. конф., Орёл, 25-26 окт. 2012 г. - Орёл, 2013. - С. 271-275.

20. Степанова, H.A. Использование исторического опыта культурно-просветительской деятельности в работе современных православных библиотек: итоги экспертного опроса / H.A. Степанова // Формирование ценностных ориентации молодежи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и соискателей, Орёл, 12-13 февр. 2013 г. - Орёл, 2013. - С. 139-141.

Подписано в печать 15.07.2013.

Тираж 100 экз. 1,2 п.л. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»

302020, г. Орел, ул. Лескова, 15

Тел.: (4862) 42-34-19

Текст работы Степанова, Нина Анатольевна, диссертация по теме Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры»

На правах рукописи

04201361256

СТЕПАНОВА НИНА АНАТОЛЬЕВНА

Культурно-просветительская деятельность православных библиотек в российской провинции второй половины XIX — начала XX вв. (на примере Орловской губернии)

Специальность 05.25.03 -Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: Борисова О.О., доктор педагогических наук, доцент

Орёл 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................................3

ГЛАВА I. ПРАВОСЛАВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В ДЕЛЕ. КУЛЬТУРНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX вн.): ИСТОРИКО-

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.................................................................................22

§ 1. Исторические условия и теоретические основы культурно-

просветительской деятельности православных библиотек..........................22

§ 2. Культурно-просветительская деятельность православных библиотек:

региональный аспект.........................................................................46

Выводы к главе 1.......................................................................58

ГЛАВА И. СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ БИБЛИОТЕК ОРЛОВСКОЙ

ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.......................64

§ 1. Региональные особенности культурно-просветительской

деятельности Орловских православных библиотек....................................64

§ 2. Специфика культурно-просветительской деятельности учебных православных библиотек и библиотек православных обществ и

братств...........................................................................................76

Выводы к главе II.....................................................................112

Заключение.....................................................................................115

Список литературы...........................................................................126

Приложение 1. Таблицы.....................................................................158

Приложение 2. Опросный лист...........................................................173

Приложение 3. Факультативное исследование (экспертный опрос)..............178

Приложение 4. Образовательный проект «Наше православное наследие»......185

Приложение 5. Методические разработки.............................................193

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Исторический опыт деятельности православных библиотек и условиях постоянного усложнения социальной жизни приобретает особое значение. Бурные социально-политические и культурные процессы двух последних десятилетий, и, как следствие, разрушение прежней системы ценностей, повлекли за собой существенные перемены в культурном и нравственном облике населения. Одним из импульсов культурного возрождения на сегодняшний день является стремление к восстановлению фактов и исторических форм деятельности региональных православных библиотек.

В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. Особенно остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа к образованию, организации культурного досуга и трезвого образа жизни. Существенный вклад в решение этих проблем вносила Русская Православная Церковь Московского патриархата (далее РПЦ МГ1). Сложившаяся система библиотек духовного ведомства стала основой не только для духовно-нравственной, но также для культурной и просветительской деятельности среди населения. Определить место православных библиотек в истории российского библиотечного дела, проанализировать её роль в истории национальной культуры и образования невозможно без изучения исторически сложившегося опыта деятельности православных библиотек в российской провинции. Этот позитивный исторический опыт той немалой работы, которая была проделана для преодоления культурной отсталости парода церковными организациями и учреждениями (в том числе библиотеками), раскрывает широкие возможности использования многих форм просветительской деятельности в современных исторических условиях.

Степень разработанности изучаемой проблемы. Историографию темы можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.

Проблема культурно-просветительской деятельности православных библиотек со второй половины XIX - начала XX вв. не была предметом специального изучения в библиотековедческой науке, а поэтому оставалась малоисследованной. Дореволюционный период представлен работами общего характера, среди которых культурно-исторические очерки, справочная литература, сборники уставов и распоряжений по духовному ведомству.

Теоретической основой исследования можно считать труды историков Церкви (Л.П. Доброклонского (69), П.В.Знаменского (93), A.B. Карташёва (110), Н.Д. Тальберга (282), а также религиозных философов: И.С. и К.С.Аксаковых (7-8), K.M. Леонтьева (131), В.С.Соловьёва (265-267), Л.А.Тихомирова (287-290), А.С.Хомякова (313). В своих исследованиях они затрагивали вопросы о взаимоотношениях Церкви и государства, что позволяет объективно оцепить данный процесс и определить место православных библиотек в системе институтов внешкольного образования.

Так, проблемы духовного просвещения в церковно-ириходских школах рассматриваются в работе А.II. Доброклонского «Руководство по истории Русской церкви». Хотя автор напрямую не затрагивает состояние православных библиотек, его исследование позволяет понять взаимообусловленность уровня духовного образования и просветительской деятельности учебных библиотек (69).

В периодических изданиях можно назвать ряд публикаций прикладного характера. С точки зрения научного осмысления исторического опыта деятельности православных библиотек выделяются монографии А.П. Викторова (42) и К.Я. Здравомыслова (92) о Синодальной библиотеке, а также статьи H.H. Корсунского (120) и В.М. Покровского (307) о библиотеках православных учебных заведений.

Развитие книгоиздательства для населения и открытие духовно-народных библиотек, как отмечает Н.Д. Тальберг, было отличительной чертой эпохи царствования императора Александра III (282).

Особого внимания заслуживают взгляды К.П. Победоносцева на роль РПЦ МП в деле просвещения населения и укрепления самодержавия. Большое внимание он уделял открытию библиотек при церковно-приходских школЪх, в том числе и миссионерских (198-204).

Просветительская деятельность духовенства, проблемы развития народного школьного образования рассматриваются в исследованиях Ф.В. Ьлаговидова (24), И.Г. Кулжинского (126), Н.В. Чехова (320).

Информация о православных библиотеках Орловской губернии находится в «Орловских епархиальных ведомостях» 1865-1918 гг., статистических сборниках («Памятные книжки и адрес-календари Орловской губернии»), трудах священнослужителей и преподавателей духовных школ (183-184).

Сведения о деятельности библиотеки духовной семинарии содержатся в публикациях В. Ерёмина (77), Л.Кондратенко (117), К.Т. Никольского (158), В. Струкова (280), А. Уварова (294); об образцовой школе при семинарии — Д. Музалевского (150); о церковном древлехранилище при библиотеке семинарии - И. Богданова (25).

Справочные сведения о составе и количестве фонда существуют в систематическом каталоге книг фундаментальной и ученической библиотек семинарии (113, 253).

Важным источником данного диссертационного исследования является труд «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии» (1905 г.), в котором собраны комплексные сведения о библиотеках духовного ведомства (105).

Вопросы, связанные с деятельностью библиотек Севского, Ливенского и Волховского духовных училищ рассматривались в публикациях Л. Соколова (261).

История библиотеки Первого Орловского духовного училища со дня её основания и в течеиие всего XIX в. затрагивалась в трудах Д. Готовицкого. Особое внимание он обращал на формирование и состав фонда, на работу по

его улучшению со стороны учителей и учащихся, рассматривал как особый духовный акт открытие на средства учеников в середине XIX в. ученической библиотеки (57).

Сведения о библиотеке Орловского епархиального женского училища находятся в ежегодных отчётах, которые публиковались в «Орловских епархиальных ведомостях» (173-175).

Об условиях открытия и задачах православных библиотек-читален в Орле писал в «Орловских епархиальных ведомостях» А.Павловский. Он особо отмечал уровень общей культуры церковной общественности (182).

Информация о деятельности библиотек Орловского церковного историко-археологического общества, Орловского Православного Петропавловского братства, Орловского отдела Императорского Православного Палестинского общества представлена в ежегодных отчётах, которые публиковались I? «Орловских епархиальных ведомостях», в сборниках, выпускаемых данными обществами, в публикациях членов обществ (168-172, 249).

В целом, исследования дореволюционного периода носят описательный характер. В основном рассматриваются отдельные факты и события, практически не встречаются комплексные труды с обоснованием авторских концепций, связанных с деятельностью православных библиотек.

В советский период православные библиотеки рассматривались в контексте изучения истории библиотечного дела (К.И. Абрамов (2-4), В.Е. Васильченко (4)). В изданном в 2000 г. учебно-методическом пособии «История библиотечного дела в России» К.И. Абрамов писал, что просветительская роль Церкви заключалась только в «создании обширной сети церковно-приходских школ, библиотек и читален, укреплении веры и патриотизма» (3).

В 60 - 70-е гг. вопросы истории и развития православных библиотек нашли своё отражение в исследованиях М.И. Слуховского и др. 'Гак, М.И. Слуховский отмечал, что библиотечное и книжное дело до XVIII в. было связано с церковной деятельностью, а сами православные библиотеки служили

целям «политической агитации, нравственного воспитания, ведомственной службы, самообразования...» (254).

В работах A.M. Ванеева дана оценка деятельности правительства по созданию и развитию приходских библиотек, которые должны были стать общедоступными и публичными. По мнению известного библиотековеда, мотивацией открытия церковных библиотек был тезис о том, что «образование народа должно быть запечатлено религиозно-нравственным характером» (33).

В последующих исследованиях советского периода было выражено стремление унифицировать оценки деятельности библиотек (груды М. Телекипа (283), К. Троицкого (293)). А деятельность РГПД МП оценивалась как неприемлемая для нового общества социальная и политическая сила. Так, Н.Ф. Грекулов в своей работе «Церковь, самодержавие и парод» писал, что «церковь в союзе с самодержавием выступала в роли неистового гонителя просвещения народных масс...» (1962 г.) (58). Подобные оценки деятельности Церкви в дореволюционной России снижают научную ценность данных исследований.

В работе Г1.К. Курочкина содержатся ценные сведения о Церкви, о характере её влияния на становление и развитие русской культуры и духовности (129).

С конца 80-х it. XX в., в рамках изменения отношения государства и общества к Церкви, появляются труды, позитивно оценивающие её деятельность в целом и библиотек в частности. Так, в коллективной монографии «Русское православие: вехи истории» (1989 г.) раскрыто положение РПЦ МП во второй половине XIX - начале XX вв., в том числе в сфере культуры и просвещения (80-90 гг. XIX в.) (239).

Различные аспекты деятельности Церкви и библиотек, в том числе в культурно-просветительской сфере, рассматриваются в труде И.К. Смолича «История русской церкви», в котором он касается вопроса об условиях создания и формирования православных библиотек при духовных учебных заведениях (257).

Историография постсоветского периода представлена исследованиями, в которых значительно пересмотрены идеологизированные взгляды на деятельность РИЦ МП. Это труды АЛО. 11олунова (207-210), В.Л.Фёдорова (301), СЛ. Фирсова (304).

Вопросы создания приходских библиотек, епархиальных, благочиппических и приходских книжных складов как центров распространения духовности и книжной культуры освещаются в исследовании В. Цыпипа (3 18).

В отечественном библиотековедеиии изучением православных библиотек в контексте истории российского библиотечного дела занимаются С. П. Фуитикова (306-308), М.Н. Глазков (49-53), М.М. Панфилов (186-188) и др.

'Гак, С.П. Фунтикова в своём диссертационном исследовании «История и формирование православных библиотечных фондов» (2000 г.) отмечает, что со второй половины XIX в. воспитательная и образовательная фуикции православных библиотек становятся преобладающими над культовой, мемориальной и кумулятивной. Однако анализ положения библиотек духовного ведомства в исследуемый период свидетельствует об обратном -библиотеки утрачивают свой образовательно-воспитательный потенциал, но сохраняют специфические функции (306).

М.П. Глазков, оценивая библиотечное дело в дореволюционной России, отмечает, что «благодаря фундаментальным библиотечным ресурсам, накопленным императорской Россией, русский народ сумел духовно выжить в годы революционной смуты» (49-53).

Государственно-церковные отношения в XIX в., церковные истоки библиотечного дела рассматривает М.М. Панфилов. Он отмечает, что «Русская Православная Церковь неотделима от ... национальной культуры России». Исследуя просветительскую роль Церкви, исследователь указывает на ряд проблем, среди которых - отсутствие библиотекарей, специально подготовленных к работе с российской читательской ауди торией (186-188).

Вопросы культурно-просветительской, социально-культурной,

краеведческой, издательской, библиографической деятельности PI ИД МП в исторической ретроспективе и на современном этапе рассматривают такие исследователи, как Д.И. Ивочкин (99), A.C. Панин (185), С.А.Слуцкая (255256), А.И. Ткалич (291), Л.М. Шуклина (325).

Д.И. Ивочкин под просветительской деятельностью Церкви подразумевает работу РПЦ в сфере образования (99).

В диссертационном исследовании A.C. Панина указано, что в начале XX в. РПЦ, исходя из понимания необходимости православной мисси, осуществляла широкую культурно-просветительскую деятельность, оказывавшую самое разностороннее влияние на общество посредством определённых форм: миссионерской, катехизаторской и образовательной. Способность Церкви учитывать в своих основных направлениях культурно-просветительской деятельности широкий контекст отношений с государством и культурой общества па всём протяжении XX века даёт основания оценивать её как динамичную, способную к изменениям и росту структуру (185).

А.И. Ткалич определяет просветительскую деятельность Церкви как систему, состоящую из церковпо-приходских школ, библиотек и читален, которая способствовала развитию культуры, влияла на духовно-нравственный облик, способствовала сохранению и развитию духовно-нравственных ценностей. Среди принципов просветительской деятельности Церкви оп выделяет последовательность в распространении христианства, дифференцированный подход, неразрывность с практическими задачами просветительской деятельности, добровольность, инициативность населения, системность. Особо он отмечает роль просветительской деятельности школьных библиотек, которые посредством проводимых чтений становились культурно-просветительскими центрами (291, с. 131-180, 73-80, 115).

Л.М. Шуклина считает, что культурно-просветительская деятельность 11,еркви формировала на протяжении XIX в. единую социокультурную среду, универсальную систему ценностей и норм и оказывала влияние на социальные,

духовные и культурные процессы в обществе. Это было связано с положением РПЦ как идеологического и политического союзника государс тва. Среди форм данной деятельности исследователь выделяет организацию духовно-нравственных чтений, впебогослужебных собеседований и распространение духовной литературы (325, с. 173-180).

Отдельную группу исследований составляют разноплановые публикации по истории РПЦ МП, библиотечному делу и культуре, в которых тема культурно-просветительской деятельности не является главной. Это работы С.А.Артамоновой (15), И.В.Горбовой (55), 'Г.В.Захаровой (91), O.A. Плюшкиной (100), И.В. Огурцовой (163), JI.l I. Рощевской (235), JI.H. Харчепко (311).

IB последнее время появляются диссертационные исследования, посвященные деятельности православных библиотек в конкретных регионах, что позволяет изучить и объективно оценить исторический опыт и выявить его специфику.

Так, формирование инфраструктуры и основных направлений деятельности православных библиотек Кубани в период конца XVIII - начала XX вв. исследуется в диссертационной работе Л.С. Финогиной. Ню выделены системообразующие функции в деятельности Церкви, среди которых -организация библиотек с целью духовно-нравственного воспитания, начального обучения, повышения грамотности взрослого населения средствами внешкольного образования. Однако культурно-просветит�