автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.02, диссертация на тему:Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX - начала ХХ веков. Опыт архивоведческого и источниковедческого исследования

кандидата исторических наук
Туровцева, Светлана Вячеславовна
город
Москва
год
1995
специальность ВАК РФ
05.25.02
Автореферат по документальной информации на тему «Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX - начала ХХ веков. Опыт архивоведческого и источниковедческого исследования»

Автореферат диссертации по теме "Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX - начала ХХ веков. Опыт архивоведческого и источниковедческого исследования"

РГ6 од

2 9 ПАЙ 1995

На правах рукописи

ТУРОВЦЕВА СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ

ПО ИСТОРИИ ВОЙН РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х-НАЧАЛА XX ВЕКОВ ОПЫТ АРХИВОВЕДЧЕСКОГО И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Специальность 05.25.02-документалистика, документоведение и архивоведение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА - 1995

Работа выполнена в РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

доктор исторических наук В.М. МА1ВД0В

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор исторических наук,

профессор Н.И. ЦИМЕАЕВ

доктор искусствоведения,

кандидат исторических наук B.C. ЛИСТОВ

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Всероссийский научно - исследовательский институт документоведения и архивного дела / ВНИИДАД /

Защита диссертации состоится " " /¿/¿у/,?. 1995г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.063.49.02 в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125267, Москва, А-267, ул. Чаянова, д. 15

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета

Автореферат разослан " ^" 1995 г.

Ученый секретарь -О

диссертационного совета ^

профессор ^ С Т.В. КУЗНЕЦОВА

/ /

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Отечественные и зарубежные архивы хранят значительный объем фотографических альбомов различной тематической направленности, познавательное значение которых пока недооценено исторической наукой. Можно сказать, что фотографические альбомы как составная часть культурного наследия до сих пор находятся вне поля зрения историков. Это в равной мере относится к альбомам военной фотографии второй половины XIX - начала XX веков, содержащим ценную, а подчас единственную в своем роде информацию о важных событиях нашего прошлого: Крымской кампании 1853 -1856 гг., русско-турецкой 1877-1878 гг. и русско-японской 1904 -1905 гг. войнах. Рассмотрение этого периода военной истории Рос -сии в литературе до настоящего времени проводилось преимущественно на материале письменных источников. Расширение и качественное изменение источниковой базы исторических исследований данной тематики путем привлечения достаточно представительного массива изо -бразительных источников открывает новые возможности для изучения отечественной истории нового и новейшего времени.

Пристальный интерес к истории России второй половины прошлого и начала текущего столетий всегда отличал отечественную исто -риографию. Причины этого очевидны. Военные конфликты с могущественными державами мира оказали существенное влияние на состояние социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Этой теме посвящено немало трудов и монографий. Тем не менее, исследования последних лет показывают, что данная область военной и гражданской истории остается не до конца изученной. Более того, не имеется ясного представления о том, какие сведения могут со -держать и содержат пока неосвоенные наукой источники документального характера и назначения1.

Таким образом существует настоятельная потребность в анализе и обобщении всего объема фактических данных, которыми располагают

1

См.: Золотарев В.А. От Карфагена до Карса. М., 1993; Инаба Ч. Из истории разведки в годы русско-японской войны / 1904-1905 /. Международная телеграфная связь и перехват корреспонденции противника // Отечественная история. 1994. Л» 4, 5 и др.

как разработанные, так и еще неразработанные комплексы историче ких источников. Такой подход, с одной стороны, приводит к необх димости поиска и выявления материалов, дающих возможность прово дить многоаспектный сопоставительный анализ поливидовых источни ков по истории указанных войн. С другой стороны, интерес к воен ному прошлому России побуждает историков, архивистов, источнике ведов и других специалистов выявлять и изучать источники неорци нарного характера, несущие дополнительную или новую информацию участниках войн, о подробностях боевых операций, о состоянии вс енной техники и иные сведения относительно жизнедеятельности кс кретных лиц, исторических событий или фактов. В этой связи закс номерно обращение к сохранившимся в архивах и музеях альбомным собраниям фотодокументов по отечественной военной истории вторе половины прошлого и начала текущего веков и проведение историке архивоведческого их исследования.

Б условиях становления информационного общества и изменена форм собственности, когда активно обсуждается проблема взаимоде ствия документа и общества, нашедшая отражение в "Основах закок дательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Фе дерации и архивах", вполне реальной становится перспектива при* лечения для целей исторического исследования пока новостребоваь ных и нереализованных в научном плане архивных документов, к кг ковым, в частности, относятся альбомные коллекции военной фото графии по истории России. Здесь в полной мере следует учитыват! источниковедческий аспект проблемы, предполагающий рассмотрение возможностей использования фотографических альбомов военной те матики в качестве самостоятельного исторического источника. В свете сказанного проведение системного исследования фотографиче ких альбомов по истории войн России второй половины XIX - нача XX веков на стыке архивоведения и источниковедения приобретает особую актуальность.

Комплексный подход к анализу данного памятника истории и в льтуры обусловлен прежде всего его спецификой. Появившиеся в пе вой половине прошлого столетия в результате интеграции фотограй ческого способа кодирования информации с древнейшей традицией альбомного коллекционирования различных произведений изобразите льного творчества и письменности, фотограшические альбомы преде тавляют собой полифункциональный источник, содержащий разнопла новую и разнохарактерную информацию по истории общества нового

новейшего времени. Фотографические альбомы способны одновременно выступать в трех качествах: как результат документирования; как особая форма сбора, хранения и трансляции различным образом за -кодированной информации; как способ художественно - образного отображения действительности. В таком триединстве фотографических альбомов - природное своеобразие и уникальность данного вида исторических источников. Специфика фотографических альбомов, выраженная в синтезе свойств и признаков изобразительного, письмен -ного и вещественного источников, серьезно осложняет разработку теоретико - методических основ и универсальных исследовательских приемов их критического анализа, без которых фактически исключается возможность использования этого феномена визуальной культуры как полноценного источника в трудах историков.

Учитывая особенности данного вида исторических источников, архивоведческое и источниковедческое исследование фотографических альбомов по военной истории России вт.пол.XIX - нач.XX вв. с целью создания эффективной системы поиска заключенной в них ретроспективной информации приобретают ва;шое значение как с научной, так и с практической точек зрения. Отметим также, что рассмотрение указанного тематического комплекса фотографических альбомов в контексте развития современной исторической науки, теории и практики архивоведения и источниковедения дает возможность подойти к пониманию их не только как архивного документа, памятника культуры, исторического источника, но как общественного явления, всесторонний анализ которого позволит пересмотреть традиционные взгляды на роль и место фотографических документов в исторических исследованиях.

Историография теш диссертации представлена обширной и разнооб -разной литературой 1850-х - 1990-х годов, которая в совокупности существенно пов.яияла на постановку обозначенной проблемы и ее исследование. Вместе с тем, в ней не имеется работ, специально посвященных проблематике фотографических альбомов по истории войн России второй половины XIX - начала XX веков.

Фундаментальные труды ученых разных поколений /С.Татищева, С.Соловьева, П.Зайончковского, Н.Беляева, Л.Бескровного, Е.Тарле, В.Золотарева и др./ по истории военного конфликта России с каоли-цией государств /Англия, Франция, 1>рция, Сардинское королевство/ 1853-1856 гг., русско-турецкой кампании 1877-1878 гг. и русско-

японской войны 1904-1905 гг. базировались, как было отмечено вь в основном на письменных источниках. Фотографические альбомы вт рой половины XIX - начала XX веков использовались в ряде случае

Л

как иллюстративный материал "к изложению военных событий . Изу чение работ по военной истории, историографии и источниковедени военного искусства позволило получить четкое представление о ха рактере и масштабах исследуемых событий, об исторических услови возникновения изучаемого комплекса источников.

В литературе, отражающей различные проблемы анализа и оцен фотодокументов, рассматриваемому корпусу фотографических альбом специального внимания не уделялось: освещались главным образом общие или частные вопросы, связанные с особенностями фотограгЬич ского процесса и фотодокументирования; комплектования, организа ции хранения, каталогизации, экспертизы ценности фотодокументов их систематизации, атрибутирования и использования. Анализ лите ратуры, затрагивающей те или иные аспекты изучения фотодокумент проводился по нескольким большим группам работ. Б первую очеред это - монографии, статьи, учебные пособия, методические разрабо ки, информационно-справочные издания, а также диссертационные и следования по архивоведению, документоведению и источниковедени Среди других работ следует выделить труды и научные публикации области фотографической науки, истории науки и техники, книгове дения, музееведения, искусствоведения, фотожурналистики и средс массовой коммуникации, а также социальной психологии, язнкознан и терминоведения.

Альбом к 200-летию Лейб-Гварции Преображенского полка // Афа насьев А., Долгов С., Чичерин А. История Лейб-Гвардии Иреобра -женского полка, 1683-1883 гг. в 4-х томах. СПб., 1883; Альбом к истории Лейб-Гварции Семеновского полка // Дирин. История Лейб-Гварции Семеновского полка, 1683-1883 гг. СПб., 1883; Дубровин Н.Ф. История Крымской войны. Т. 1-3. СПб., 1900; Описание русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Балканском полуострове. Т. 1-9. СПб., 1901-1913; Русско-японская война 1904-1905- гг. Работ военно-исторической комиссии по описанию войны. Т. 1-9. СПб., 1910-1913. и др.

Большое влияние на разработку проблематики фотографических игьбомов по военной истории России вт.пол.Х1Х-нач.ХХ вв.оказали аботы 1960-1990-х годов историко-методологической и источнико-юдческой направленности, в которых прослеживается тенденция кри-•ического рассмотрения содержания, происхождения и внешних осо -енностей кинофотофонодокументов, а также их классификации и оце-:ки как исторических источников. Многие исследователи /М.А.Вар -[авчик, И.Д.Ковальченко, О.М.Медушевская, Л.Н.Пушкарев, М.Н.Тихо-иров,М.Н.Черноморский, С.О.Шмидт и др./, отмечая своеобразие того корпуса источников и особенности их анализа и интерпрета -ри, указывали на возможности использования при их изучении призов и методов исторического источниковедения.

Проблемы специального исследования кинофотофонодокументов в ачестве исторического источника и их внедрения в историческую ауку нашли отражение в трудах А.А.Кузина, В.С.Листова, В.М.Маги-ова, Л.М.Рошаля и других. Заслуживающим особого внимания предс-авляется интегральный подход к изучению кинофотофонодокументов ак современной документальной "гиперсистемы" и единого комплек-а исторических источников''".

Научно-справочная литература по теме в целом не отвечает со-ременным требованиям исследовательской практики. Отсутствие сис-ематических сведений о составе и содержании фотографических аль-омов военной тематики и специальных информационных изданий по анному виду источников делает работу по их поиску и выявлению алоэ(1х|;ективной и неоперативной. Проблема эвристической неразра-отанности автографических альбомов, предполагающая рассмотрение рганизационно-методических вопросов информирования научной обще-гвенности об их составе, о характере и содержании зафиксирован-эй в них информации, в историографическом наследии архивоведения археографии специального освещения не получила, хотя отдельные эпросы научной обработки фотодокументов и развития ПСА к ним понимались и обсуждались архивистами достаточно активно, особенно последнее десятилетие /А.С.Калениченко, О.В.Костршшна, В.М.Ма-здов, Н.А.Прокопенко, В.Ф.]^унге, И.М.Фурманова и др./. Здесь

Лагидов Б.М. Кинофотофонодокументы как исторический источник // гечественная история. 1992. №5; Он же. Кинофотофонодокументы: эоблемы историографии, архивоведения и источниковедения. Автореф. ю- д.и.н. М., 1993 и др.

следует выделить труды и разработки специалистов ВНИИДАД и исто рико-архивного института Р1ТУ /В.¡1.Автократова, Е.М.Добрушкина, А.В.Елпатьевского, А.Д.Степанского и др./, на основе которых бы выработаны методы и приемы многоаспектного анализа фотографичес альбомов, унифицированного их описания и введения в научный обе

Особый интерес представляет литература по документоведеник информатике, где накоплен значительный опыт изучения историчес1 закономерностей образования документов, способов их создания и особенностей развития различных систем документирования /Г.Г.Вс робьев, М.П.Илюшенко, Т.В.Кузнецова, В.М.Магидов, А.Н.Сокова, Н.Г.Филиппов и др./. Взгляд с позиций этих дисциплин^" дал возмс жность рассмотреть фотографические альбомы как одну из специфич ских систем документирования, как неоднозначную по структуре и содержанию совокупность ретроспективной информации.

Всестороннее изучение фотографических альбомов как истории ского источника не было бы полноценным без их материаловедческс анализа, позволяющего понять природу этого феномена культуры ка "продукта целенаправленной человеческой деятельности" . В этой связи отметим исследования Л.В.Красного-Адмони, Д.С.Лихачева, Л.П.Симонова, А.В.Шеклеина, Л.В.Черепнина и других специалисте! в области фотографической науки, палеографии, полиграфии и библ опегистики, опыт которых использовался для проведения внешней критики рассматриваемого комплекса источников.

Необходимыми для проведения историко-архивоведческого и ис точниковедческого анализа фотографических альбомов вт.пол.XIX-нач.ХХвв. являются обобщающие труды по истории науки и техники, истории Фотографии и истории книги /Г.Болтянский, В.С.Виргински Е.Л.Немировский, Ф.Функе, В.Ф.Хотеенков, К.В.Чибисов, C.B.Iflyxai дин и др./,- их изучение позволило определить исторические пред посылки возникновения альбомов военной фотографии, проследить эволюцию и выявить особенности развития данного вида источников

т--—-

Кузин A.A., Филиппов Н.Г. Техническое документирование: Учеб.п

М., 1973; Магидов В.М. Становление и развитие документирования

общественной жизни России средствами фотографии и кинематограф!

// Закономерности формирования и эволюции делопроизводственных

процессов и систем документации в России: Сб.ст.ВНИИДАД. М.,199 о

Медушевская О.М. Источниковедение и гуманитарная культура // Отечественные архивы. 1992. № 4. С. 19.

Особую ценность для настоящего диссертационного исследования имеет традиционная практика атрибутирования изобразительных источников и их научного описания, сложившаяся в искусствоведении,музееведении и книговедении. В литературе данного профиля /А.З.Кре-йн, С.А.Клепиков, И.Линник, А.А.Мансуров, Л.Д.Шехурина и др./ освещается целый ряд проблем атрибуции художественных произведений и памятников фотографической культуры, а также расшифровки, переработки и актуализации изобразительной информации. Переосмысление этого опыта позволяет адаптировать его к проблематике фотографических альбомов.

Определенный интерес с источниковедческой точки зрения представляют исследования в области Фотожурналистики и специалистов средств массовой коммуникации, где разрабатывается проблема документальности и художественности фотографии, анализируются различные типы фототекста и особенности функционирования социальной фотоинформации /И.Д.Бальтерманц, Ан.Вартанов, В.Михалкович и др./. Отметим также работы по изучению зрительской психологии и проблем восприятия фотоинформации /Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, М.Каган и др./, в которых предпринимается попытка "освоения" психологии как самого автора изобразительного текста, так и запечатленных им живых объектов /или специфики отражения неживых объектов съемки/ во время создания источника. Эти изыскания помогают определить подходы и методы исследования вопросов адекватного восприятия, пра -вильного понимания и истолкования изобразительных текстов фотографических альбомов военной тематики.

Отраженные в литературе 1970-1980-х годов открытия лингвистики, семиотики и общей филологии имеют немаловажное значение для решения теоретических и прикладных задач текстологического анализа фотографических альбомов. Здесь необходимо выделить работы Н.Э.Марковского, в которых последовательно излагается созданная им теория фотоязыка, основанная на том положении, что Фотоизображение есть система знаков, (Гюрмирующих фототекст. Фототекст же понимается как "высказывание" автора фотодокумента посредством линий, тонов, цветов и световых пятен.

На разработку терминологических вопросов изучения фотографических альбомов существенное влияние оказали работы общеметодологического /Д.П.Горский, Д.С.Лотте и др./ и специализированного характера /ь.С.Илизаров, К.И.Рудельсон, Э.И.Хан-Пира и др./, в которых на основе анализа понятийно-категориального аппарата

науки формулируются принципы и методы общего и частного термино ведения.

Суммируя результаты историографического анализа, можно еде лать вывод, что тема данного исследования остается неизученной. Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX - начала XX веков как объект архивоведения и источниковедек никогда специально не рассматривались: их изучение в этих напра; лениях затрагивало только те проблемные аспекты, которые являют' общими для всей совокупности кинофотофонодокументов.

Целью настоящей диссертационной работы является проведение исс. дования фотографических альбомов по военной истории России втор' половины прошлого и начала текущего столетий как исторического 1 точника и объекта архивного хранения, анализ состава и содержаю коллекций фотографических альбомов военной тематики Архивного ф| да Российской Федерации указанного периода, разработка приемов ] методов их изучения и использования в научно- исследовательской практике.

Поставленная цель предполагает решение следующие взаимосвязанно задач;

- изучить историю развития военной фотографии в России, проследз эволюцию фотографических альбомов, дать целостное представление них как феномене культуры и историческом источнике, выявить их ] довую специфику;

- проанализировать состав и содержание коллекций фотографически; альбомов по истории Крымской 1853-1856 гг., русско-турецкой 187' 1878 гг. и русско-японской 1904-1905 гг. войн в архивных и музе! ных фондах страны;

- исследовать теоретические и методические аспекты проблемы ист< чниковедческой критики фотографических альбомов военной тематию

- определить приемы и методы работы с архивными альбомными собрг ниями военной фотографии второй половины Х1Х-начала XX веков;

- рассмотреть проблемы совершенствования системы НСА к фотограф! ческим альбомам и разработать методику их унифицированного описг ния;

- дать характеристику современному состоянию понятийного аппарат фотографических альбомов и наметить пути его оптимизации и стаб! лизации.

Фонологические рамки исследования охватывают период с момента озникновения военной фотографии /Крымская война 1853-1856 гг./ ее общественного признания в России как необходимого способа окументирования военных событий /русско-турецкая война 1877-1878 г./ до начала ее активного использования в военном деле и сред -твами массовой коммуникации /русско-японская война 1904-1905 гг/ ^означенный исторический период, во-первых, позволяет проследить од эволюционного развития фотографических альбомов военной тема-ики как памятника культуры и исторического источника; во-вторых, ает возможность в полной мере использовать метод сравнительного нализа при изучении их комплексов, отложившихся в различные пе-иоды отечественной истории.

бъект и предмет исследования. В качестве объекта исследования ыступают фотографические альбомы по истории войн России второй оловины Х1Х-начала XX веков, включающие различные по виду, про-сховдению и способу создания документы: фотографические, нефото-рафические /гравюры, рисунки, картины/, графические /чертежи, хемы, планы/, картографические и письменные. Кроме того, к ис-ледованию привлекались архивные справочники и учетная документами архивных учреждений, музейные и библиотечные указатели и ка -алоги. Таким образом, в настоящей работе рассматриваются источ -ики поливидового характера, которые в комплексе являются предме-ом системного исследования.

снову источниковой базы проведенного исследования составили кол-вкции фотографических альбомов по отечественной военной истории торой половины прошлого и начала текущего столетий, хранящиеся в оссийском государственном историческом архиве /РГИА, г.С.-Петер-ург/, Российском государственном архиве кинофотодокументов /РГА г.Красногорск/, Государственном архиве киноссото&онодокумен-ов /ГАКФФД, г.С.-Петербург/, Центральном военно-морском музее ЦВМГЛ, г.С.-Петербург/, Музее книги /Щ, г.Москва/, изобразитель-эм и военном отделах Российской государственной библиотеки /РГБ, .Москва/, отделе эстампов и рукописей Российской национальной би-лиотеки /РНБ, г.С.-Петербург/. В общей сложности было выявлено и роанализировано 147 альбомов /из них:15 - по истории Крымской эйны 1853-1856гг.; 24 - по истории русско-турецкой войны 1877378гг.; 108 - по истории русско-японской войны 1904-1905гг./,со-зржащих более 21 тысячи оригинальных и репродуцированных фотодо-|Гментов.

В ходе диссертационного исследования привлекался широкий круг опубликованных письменных, изобразительных и мемуарных ист чников по теме.

Ценную информацию содержат документальные публикации Военн исторических комиссий, работавших во второй половине прошлого и первой половине текущего веков. Полученные в результате анализа так называемых "боевых" документов /журналы боевых действий, ди позиционные планы, полевые записки, донесения и другие документ составляемые в ходе сражения/сведения имеют принципиальное знач ние для источниковедческой критики альбомов военной фотографии, так как позволяют воссоздать ту военно-стратегическую обстановд на театре войны, в которой происходил процесс фотодокументирова ния.

Не менее важные для критического анализа фотографических альбомов военной тематики данные имеются в мемуарных и эпистоля рных источниках, особенно в рукопясях, письмах и воспоминаниях участников событий, отраженных в альбомных документах: офицеров врачей, художников, фотокорреспондентов /как русских, так и ино странцев/.

Необходимыми источниками по теме явились публикации фотодо кументов из фондов отечественных архивов и музеев, а также зару бежных государственных, национальных и частных коллекций. Изуче ние этих документов позволило атрибутировать целый ряд альбомов военной фотографии и аргументировать сделанные выводы относител но их авторства, времени и места создания.

Важные для источниковедческого исследования рассматриваемо го комплекса документов сведения были обнаружены в материалах п риодической печати: военной периодике и иллюстрированных издани XIX - XX веков/"Русский инвалид", 1853-1910; "Военный журнал", 1853-1859; "Русская старина", 1877-1910; "Военный сборник", 187 1885; "русский художественный листок" В.Тимма, 1853-1862; "Иллю стрированная летопись русско-японской войны", 1904-1905 и др./, анализ которых дал возможность установить персоналии не только ряда военных фоторепортеров, но и непосредственных "объектов" и торических съемок.

В работе широко использовались различного рода универсальн и отраслевые справочники, отечественные и зарубежные энциклопед ческие издания, содержащие разнообразную информацию по вопросам фотографической науки и практики, истории альбомного коллекцион

рования и фотодокументирования, а также по терминологическим проблемам изучения фотографических альбомов в смежных областях гуманитарных знаний.

Источниковую базу исследования обеспечили также нормативно — методические документы, регламентирующие порядок проведения экс -пертизы ценности, учета и описания фотодокументов, создание к ним НСА и подготовки справочников о составе и содержании документов, хранящихся в государственных и ведомственных архивах; государст -венные и отраслевые стандарты, правила и методические рекоменда -ции в области документоведения, издательского, библиотечного и музейного дела. Обращение к этим источникам позволило выявить основные тенденции развития понятийного аппарата, имеющего непосредственное отношение к теме исследования, и совершенствования научно

- информационной деятельности учреждений, хранящих коллекции фотографических альбомов, что стало важным условием научной разработки проблематики исследуемых источников.

Научная новизна настоящей диссертационной работы состоит в том, что впервые рассмотрены проблемы архивоведения и источниковедения неразработанного в научном плане корпуса визуальных источников по отечественной истории нового и новейшего времени - фотографичес -ких альбомов военной тематики. Системное исследование комплекса вопросов теоретического и практического характера, входящих в круг проблемы архивоведческого и источниковедческого освоения данного комплекса исторических источников, потребовало интеграции специальных знаний, накопленных в различных отраслях естественно-технических и общественно-гуманитарных наук. Осмысление опыта научных дисциплин, предметом изучения которых являются изобразите -льные и письменные источники, позволило выявить возможности гоо -тографических альбомов по истории войн России второй половины XIX

- начала XX веков выступать в качестве потенциального объекта исторических и иных исследований.

Практическая значимость и апробация габоты. Введение в научный оборот малоизвестного комплекса архивных коллекций фотографических альбомов по военной истории России вт.пол.Х1Х-нач.ХХ вв., теоретико-методическая разработка данного вида источников, а также методическое обеспечение работы с этими сложными в структурном и содержательном отношениях документами значительно расширяют возможности их использования в научных целях и исследовательской практике. Результаты настоящей диссертациинной работы могут при-

влекаться для анализа отдельных периодов отечественной и всеобще истории нового и новейшего времени, а также для проведения конкретных архивоведческих, документоведческих и источниковедческих исследований и прикладных разработок. Материал, изложенный в диссертации, может использоваться в практической работе архивов и музеев по совершенствованию НСА к фотографическим альбомам военной тематики и организации их использования в условиях ограничен ного к ним доступа, а также при подготовке к изданию архивных и других информационных справочников. Результаты проведенного исследования могут найти применение в учебных целях и практике гума нитарного образования.

Основные положения диссертации апробированы: при составлени справочника о составе и содержании фотографических альбомов воен ной тематики вт.пол.Х1Х-нач.ХХвв., хранящихся в РГАКЗД; при раз работке методики унифицированного описания фотографических альбо мов и подготовке "Перечня реквизитов унифицированного описания" архивных альбомных коллекций фотодокументов, необходимого при фо рмировании их страхового фонда.

Апробация результатов диссертационной работы осуществлялась также в выступлениях с докладами и сообщениями на Всероссийской научной конференции "Источниковедение XX столетия"/ М., РГГУ, 23 30. 01. 1993/, на междисциплинарных семинарах Школы молодых уче ных - гуманитариев вузов Российской Федерации /С.-Петербург, ГТУ 23-29. 01. 1994/, на Международной научной конференции "Документ в административных структурах" /М., РГГУ, 27-28. 10. 1994/, на Российской научной конференции "Архиповедение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе" /М., ВНИИДАД, 20-22. 12. 1994/, на Всероссийской конферен ции молодых ученых и преподавателей гуманитарных наук "Новые тех нологии гуманитарного образования" /М., РГГУ, 22-23. 12. 1994/. Структура работы отвечает поставленным целям и задачам. Диссерта ция состоит из введения, двух глав / подразделяющихся на разделы заключения, списка использованных источников и литературы, прило жений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается значимость и актуальность темы диссертации; определяется степень изученности проблемы в архивовед чес -ком и источниковедческом аспектах; отмечается междисциплинарный характер проведенного исследования; формулируются цель и задачи работы, мотивируются ее хронологические рамки; анализируется ис -точниковая база исследования и возможности практического исполь -зования его результатов.

В первой главе "Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX - начала XX веков как памятник истории и культуры" рассматриваются вопросы становления и развития в России военной фотографии прошлого и текущего столетий в органической связи с проблемами изучения состава и содержания ее альбомных коллекций, сохранившихся в архивных и музейных фондах страны. Исс -ледование этого документального комплекса в историческом и культу-роведческом аспектах было чрезвычайно важным для выявления специфики фотографических альбомов как самостоятельного источника по отечественной военной истории нового и новейшего времени.

В первом разделе главы раскрывается прямая зависимость эволюции фотографических альбомов военной тематики от обстоятельств политической, экономической, гражданской истории России второй половины XIX - начала XX веков и общего развития фотографической техники, технологии, промышленности и фотографической практики.

С освоением техники Фотографирования в экспедиционно-нолевых условиях создаются предпосылки, а с началом военных действий в Крыму во второй половине прошлого века появляется конкретная историческая ситуация, необходимая для возникновения военной фотографии. Первым в мировой практике сфотографированным международным конфликтом стала Крымская война 1853-1856 гг. Как показывает анализ, несмотря на то, что фотографическая съемка военных событий впервые была осуществлена в России, приоритет первых военных фотографов принадлежит представителям Румынии /К.Н.Сатмари/ и Великобритании /Г.Лефевр, Д.Робертсон, Р.Фентон, Ж.Эллиот/.

Огромное значение для становления отечественной военной фотографии имел тот фактор, что рост политического влияния печати на жизнь пореформенной России вынудил правительство впервые во время военной кампании 1877-1878 годов разренгать присутствие в действующей армии русских и иностранных корреспондентов. Первыми

военными фоторепортерами России стали А.Д.Иванов и Д.А.Никитин, работавшие на Кавказском и Балканском театрах военных действий. Подчеркнем однако, что фоторегистрация военных событий 1877-1878 годов, хоть и была уже поставлена под официальный контроль властей и значилась "делом государственным", правительственными орга наш не финансировалась и имела больше частнопредпринимательский характер. История сохранила имена фотографов-энтузиастов, производивших съемку на фронтах войны с Турцией в 1877-1878гг., среди которых были профессионалы /И.К.Мигурский, братья Прасольные, Ж.Х.Рауль/ и офицеры русской армии /В.Барканов, М.Ревенский, С.С вицкий/.

Результаты проведенного во втором разделе главы структурно-содержательного анализа коллекций фотодокументов военной тематики прошлого века свидетельствуют, что при всех имманентно присущих ранней фотографии дефектах и пробелах /она отражает главным образом статичные, неподвижные объекты военно-исторической действительности/, обусловленных спецификой исходных условий фикса -ции первичной информации, фотографические альбомы по истории Кры мской кампании 1853-1856 гг. и русско-турецкой войны 1877-1878гг дают пусть фрагментарную и неполную, но в целом достоверную картину реалий военного прошлого России. В этот отрезок времени создание, а тем более издание фотографических альбомов по истории войн были в России довольно редким явлением. Многие альбомные со брания военной фотографии тех лет утрачены навсегда, а сохранившиеся их коллекции являются раритетами и в познавательном отноше нии представляют определенный интерес для специалистов военного, военно-инженерного дела, а также историков русской армии и флота

К началу XX столетия основные усовершенствования фотографической техники были закончены. Тогда же был освоен способ фото -графирования движущихся объектов. Это способствовало развитию военного фоторепортажа в России и широкому распространению любительской фотографии. Первые хроникальные фотосъемки военных действий были произведены в период русско-японской войны 1904-1905 гг. Документы профессиональных и непрофессиональных военных фото корреспондентов начала двадцатого века /В.К.Булла, И.Г.Руменюк, С.Корсаков, А.Насветевич, С.М.Прокудин-Горский, Б.Тагеев и др./ подробно и многогранно освещают предысторию, процесс развития, итоги и последствия конфликта на Дальнем Востоке. Особую ценност для историков представляют альбомные коллекции прикладной военно]

фотографии /А.М.Кованько, В.Ф.Найденов и др./,- эти документы могли быть получены только Фотографическим способом в результате уникальных съемок /с борта боевого корабля, с аэростата и других точек непосредственно в ходе сражения/, что делает их единственными в своем роде источниками по истории развития военно-тактического и военно-морского искусства русской и японской армий, а также аэронавтики и военной картографии.

В работе выделяются два основных этапа, которые прошла в своем развитии военная Фотография в России вт.пол.Х1Х-нач.ХХвв.: этап становления /1854 - 1890 гг./ и второй этап /1890 - 1910 гг/ - период формирования тематических комплексов военной (Тютографии. Следует отметить, что на рубеже веков Фотодокументы военной тематики активно создавались не только в процессе оперативных съемок на театрах русско-японской войны. Военные реформы и опыт прошлых войн России поставили тогда в центр внимания политической и военной олигархии страны проблемы модернизации и совершенствования отечественного военного дела и русской армии /ее обучения, вооружения, обеспечения/. Это, в свою очередь, активизировало, во-первых, изучение ранее созданных (фотодокументов по военной истории; во-вторых, создание новых фотодокументов военной тематики в пропагандистских, просветительных и учебных целях; в-третьих, использование фотографического способа документирования в разведывательных, инженерно-строительных и иных военно-оборонных целях. На этом этапе развития военной Фотографии создание и издание фотографических альбомов по истории войн России и русского военного искусства приобретает почти массовый характер.

Анализ содержания фотографических альбомов военной тематики этого периода показывает, что в них имеются сведения политического, военно-стратегического, военно-инженерного, военно-исторического, историко-географического, этнографического, топографического, демографического характера, а также разноплановая информация о флоре и фауне, градостроительству и архитектуре стран Запада и Востока второй половины прошлого и первой половины текущего столетий. Наконец, в рассматриваемом комплексе документов содержится обширная информация генеалогического характера: по истории правивших и военных династий России, а также Англии, Болгарии, Сербии, Франции, Японии и других государств.

Изучение альбомов военной фотографии вт.пол.Х1Х-нач.ХХ вв. в историческом и культуроведческом аспектах позволило в итоге полу-

чить представление о состоянии сохранившихся ее коллекций, обстоятельствах их возникновения и уровне их атрибутированности.

Вторая глава "Фотографические альбомы военной тематики: проблемы их описания и источниковедческой критики" включает в себя компле] вопросов, связанных с терминоведческими аспектами проблемы изучения фотографических альбомов, разработкой приемов и методов их критического анализа, интерпретации, оценки и использования, а также решением задачи повышения уровня информативности НСА к арх! вным альбомным коллекциям фотодокументов по военной отечественно! истории нового и новейшего времени.

Особое внимание в работе уделено рассмотрению специфики фотографических альбомов как исторического источника и объекта хра нения: синтезированная форма фиксации исторических событий посредством образа - изображения и органически связанного с ним пись -менного текста; различные способы кодирования информации и едина форма ее организации; полифункциональность; изменение внешнего вида и смысловой насыщенности под влиянием факторов внешней сред! /климатических, технических, социально-психологических и др./; характер технологического процесса, предусматривающего на стадии их создания, кроме собственно фотографической, графическую, полиграфическую и художественную обработку. Исходя из выделенных особенностей фотографических альбомов, в работе поставлены и рассмотрены вопросы понятийного аппарата, архивоведческого и источниковедческого их анализа.

Проведенное в первом разделе главы терминоведческое исследование позволило подойти к однозначному пониманию фотографических альбомов как материального предмета, носителя информации и как памятника истории и культуры, первичной социальной функцией которого является демонстрация реалий действительности через взаимосвязь специально организованных различных по происхождению знаковых систем, синхронное существование которых обеспечивает целостное восприятие показываемой реальности или ее отдельных аспектов. Такое понимание фотографических альбомов как йсторическо! источника определило соответствующий подход к их источниковедческой критике.

Этапы аналитической работы с фотографическими альбомами воеь ной тематики последовательно рассматриваются во втором и третьем разделах главы, где большое место отводится критике их происхож-

1ения. В диссертации показаны возможности использования результатов материаловедческого анализа фотографических альбомов для ус -гановления их авторства, места и времени создания. Обосновывается геобходимость изучения фотографических альбомов военной тематики з материаловедческом аспекте, так как в ходе исследования выясни-гась, что без четкого представления о материальной сущности фотографических альбомов, которая не раз менялась в процессе их эво -поционного развития, сложно аргументировать выводы о репрезента -:ивности данного источника, уровне его информативности или о со -этношении намеренности и непроизвольности в формировании заклю -генной в нем информации.

Специальное внимание уделено вопросам истолкования фотографи-геских альбомов с точки зрения достоверности и полноты представ -генных в них сведений с учетом специфики выразительных средств [мксации отраженных объектов военной истории России второй поло -зины прошлого и начала текущего столетий. В работе раскрывается ;уть текстологического исследования данного вида источников, ко -?орое, как наглядно показано на примере изучаемого документального комплекса, строится на использовании междисциплинарных методик: Фонографический и семантический анализ фототекстов; изучение ан-ютаций по методикам источниковедения письменных документов; ис -сусствоведческий анализ нефотографических изображений. Принимая ю внимание специфичность и полифоничность фотоальбомного текста, срайне важным этапом работы с фотографическими альбомами является [зучение фотографии в социально-психологическом, лингвистическом [ семиотическом аспектах, что обеспечивает общий уровень восприя-"ия данного вида источников - прочтения и расшифровки фотоинфор -!ации, определения степени ее условности в отображении исторически (Тактов, явлений, лиц.

Важное место в исследовании занимают вопросы классификации ютографических альбомов в це.лях унификации и стандартизации этой ювокупности документов, необходимых для их дальнейшего изучения г практического использования. В диссертации предлагается комплекс лассМмкационных понятий, раскрывающих структуру, содержание, )нешние особенности фотографических альбомов, где исходным высту-[ает принцип функциональности. Такой подход позволил разработать !пециальную методику унифицированного описания архивных фотогра-мческих альбомов, суть которой излагается в последнем разделе •лавы.

Анализ существующих в отечественной практике методик описания традиционных исторических источников дал основание утверждав что наиболее целесообразным при формировании "персонального образа" фотографических альбомов является многоаспектное, детализ! рованное их описание. В работе доказывается необходимость форма лизованного подхода к созданию системы НСА к данному комплексу с хивных документов и с этой позиции разработан "Перечень реквизи тов" их унифицированного описания. Он способен предоставлять noj зователю тот объем сведений о каждом фотографическом альбоме, кс торый является достаточным для вывода о возможностях его функцис нирования в качестве самостоятельного источника. Таким образом, одной стороны, решается задача сохранности оригинальных альбомнь коллекций военной фотографии, а, с другой стороны, удовлетворяю1] ся потребности в изучении и использовании ретроспективной фото -альбомной информации в научных и практических целях.

В заключении подводятся основные итоги исследования.

1. Изучен и впервые введен в научный оборот большой массив фото графических альбомов по истории войн России второй половины XIX начала XX веков, которые рассмотрены в историко-архивоведческом источниковедческом аспектах во взаимосвязи с другими письменными и изобразительными источниками по отечественной истории нового и новейшего времени.

2. Реконструирована история становления и развития военной фото графии в России второй половины прошлого и начала текущего столе тий; проанализированы этапы эволюции фотографических альбомов во енной тематики как памятника культуры и истории; разработана кла ссификация фотографических альбомов.

3. Выявлен круг архивов и музеев, хранящих фотографические альбо мы по военной истории России; определены объем и состав коллекци альбомов военной фотографии исследуемого периода в фондах РГАКЩ ГАКФФД, РГИА, ЦВММ, МК, РГБ, РНБ; проведен их структурно - соде1 жательный анализ.

4. Осуществлен источниковедческий анализ обозначенного корпуса фотографических альбомов на стыке различных отраслей обществен -ных и естественных наук и дисциплин; выделены их специфические особенности как источника и объекта хранения; сделан вывод об их ценности с точки зрения состава и содержания.

5. Дана оценка существующей системы ИСА к фотографическим альбомам как не отвечающей современным требованиям и намечены пути ее оптимизации. Показаны возможности совершенствования и развития внутриархивных и межархивных информационных систем посредством максимальной формализации приемов описания фотографических аль -бомов и содержащихся в них документов.

6. Обобщен опыт научного описания фотодокументов и альбомов. Предложена методика унифицированного описания фотографических альбомов для формирования страхового фонда особо ценных документов и составления архивных справочников и межотраслевых информационных изданий.

7. Проведено терминоведческое исследование, в результате которого даны определения основных понятий, относящихся к проблематике фотографических альбомов. Показана необходимость объединения самостоятельно разработанных понятий и терминов в систему, соотносимую с понятийными аппаратами смежных научных дисциплин, предметом изучения которых являются фотографические альбомы.

8. Научно обоснована целесообразность дальнейшего исследования фотографических альбомов военной тематики с позиций архивоведения, документоведения, источниковедения, фотодокументалистики и информатики для разработки теоретических и методических основ

их изучения и использования в качестве самостоятельного источника по отечественной и всеобщей истории нового и новейшего времени.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работ]

1. Фотоальбомы как объект источниковедения // Источниковедение столетия: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. ."Лосю 28-30 января 1993 г. М., 1993. 0,1 ПЛ.

2. Фотография как феномен визуальной культуры // Россия в еврого ском цивилизационном процессе: Сб.ст. молодых ученых - гуманита ев вузов Российской Федерации. СПб., 1994. 0,4 П.Л.

3. Фотодокументы в системе исторического образования: проблема функционального использования // Новые технологии гуманитарного образования: Материалы всероссийской конференции молодых ученых и преподавателей гуманитарных наук. Москва, 22-23 декабря 1994 ] М., 1994. 0,4 П.Л.

4. Фотоальбомы Российского государственного архива кинофотодокументов /РГАКФд, г.Красногорск/ по истории русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.: аналитический обзор. Деп. О^Ш по документове-дению и архивному делу. № 129-95. 1Л., 1995. 3,0 ПЛ.