автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Эволюция концепции архитектурной типологии

кандидата искусствоведения
Карпов, Виктор Васильевич
город
Москва
год
1992
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Эволюция концепции архитектурной типологии»

Автореферат диссертации по теме "Эволюция концепции архитектурной типологии"

ВНИИ ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МИНСТРОЯ РОССИИ

На правах рукописи

I

КАРПОВ Виктор Васильевич ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ТИПОЛОГИЙ

Специальность 18.00.01 - Теория и история архитектуры,

реставрация памятников архитектуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - 1992

•ЗВОЛЩИЯ КОНЦБЩйй АРХИТЕКТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ

В последние десятилетия, заметно возросло внимание к проблемам типа и типологии в архитектуре. С одной стороны, это связано с критикой и отрицанием традиционной для архитектурной культуры первой половины XX века доктрины "функционального подхода" с ее односторонней трактовкой архитектурного типа как эмпирической мо-хели, материального объекта и функциональной производной. С другой стороны, возвращение интереса к этим проблемам обязано современным процессам переосмысления роли и места архитектуры как от-сельной, относительно самостоятельной дисциплины и целостности в :истеме человеческой культуры.

В современном научном обиходе я языке, типология понимается и :спользуется не только как метод классификации объектов по существенным, сходным и устойчивым признакам в соответствии с выбранным ритерием, намерением или точкой зрения, но и как дисциплина, ко-орая описывает и изучает в соответствии с этими признаками и точ-ами зрения исторически развивающиеся, теоретически и культурно нтерпретируе«ые объекты и явления, существующие и проявляющиеся ак синхронно, так и диахронно. В свою очередь, тип как ключевое энятие типологического мышления, кроме коннотаций образца, раз-яда, материальной модели, превде всего трактуется идеально-абст-зктной моделью изучаемых объектов и явлений, а также единицей зсчленения области исследования или изучаемой реальности, рас-латринаемых как система или целостность.

В истории науки и философии Еыделяют три главных линии в трак->вне типа, как бы сменяющих друг друга в six историческом разва-ш. Первая связана с античными представлениями о типе как о неиз-¡нной, вечной, идеальной сущности, которая существует до вещей !латон/ или в вещах /Аристотель/ и проявляется и используется в

качестве идеального прообраза, объясняющего постоянные поиски архетипа, морфотипа, неизменной структуры и т.д. Хотя эта линия восходит к Античности, она осознается в архитектуре в ее неоплатоновском варианте, первоначально в ренессансной архитектурной теории и, окончательно, в эпоху Просвещения. Вторая возникает одновременно с утверждением в научном познании идеи развития и отрг жает историческое понимание типа, представляя типологию как развивающуюся систему, в построении которой существенное значение играет фактор времени. Между этими двумя трактовками следует упомянуть, часто упускаемое и не вошедшее в эту-тройственную иерархию, теологическое толкование типа, используемое в типологическо? герменевтической интерпретации Ветхого завета в Новом завете, в которой тип' используется для описания символических и эмблематических образов христианства, основанного на прочтении фигур и фа: тов ветхозаветной литературы как предвидений и типичных знаков персонажей и событий Нового завета. При этом оппозиция старого и нового, выражавшаяся в отношении "тип-антитип',' рассматривается через религиозно-мифологический контекст как непрерываемость исторического и культурного развития религиозной традиции. Третья линия рассматривает тип как особую методологическую категорию, с помощью которой строится теоретическая картина действительности. Эта трактовка типа как идеального объекта ведет к построению то-гофакторнкх абстрактных моделей и перемещению проблем типологии з cfepy методологии. При этой разделяют типологию на эмпирическую, основанную на эмпирической модели типа, и теоретическую, основанную на идеальной модели типа и на понимании объекта как системы в единстве ее элементов и структурных связей., С материалистической точки зрения, правильность построения теоретической модели проверяется ее обязательным приложением в реальности, с противоположной точки зрения, идеальная модель -может более или менее не

овпадать с реальностью. Зтэ эмпирическо-теоретическая оппозиция роявляется во внутренней раздвоенности и двусмысленности понятия вша, одновременно,, как идеи и объекта.

В архитектуре идея типа и типологии имеет свою особую специфи-у. Использование этого понятия и метода связано со спецификой эоектной деятельности, с материальным производством, художественна и культурной ценностью архитектурных объектов. Типология в ар-1тектуре понижается не только как механизм классификации в соот-;тствии со стилем, функцией, формой, формальной, пространственной тектонической структурой, техническими и технологическими парадами, материалом и т.д., но также как критико-аналитич е с кий меда, как проектный инструмент и даже как модель самого строительно производства.

И если в Физическом, проектно-строительном приложении, тип как >авило теряет часть своего чисто абстрактного значения и обрета-1 качества конкретного архитектурного объекта /города, здания, :емента или декоративной детали/, в истории, теории и архитектурой критике, некоторая неопределенность и идеальная абстрактность нцепции типа дают возможность для различных его истолкований и терпретаций при объяснении исторических, формально-художествен-х, символических, смысловых и метафорических аспектов и сторон хитектуры как развивавшейся культурно-исторической целостности как суммы культурных значений ее отдельных объектов. Говорить об актуальности типологических проблем в архитектуре в истории архитектуры в частности, вероятно, было бы банальным, меченная М.Зебером неизбежность и Еездесущность типологической облематика вообще предполагает, что если историк или архитектор казываетея от конструирования типа и его использования, он соз-гельно или бессознательно, даже не формулируя и не разрабатывая гачесгси, использует родственное понятие, в противном случае, он

оказывается во власти неопределенного "ощущения". В свою очередь, в архитектурной практике, условный отказ от типологического выбора и попытки изобретения нового типа ила контртипа опять же замыкаются на оппозиции "тип-антитип", если использовать теологически терминологию, и возвращаются с учетом психологического фактора к признанию изначального существования типа.

Таким образом, мокно предголокить, что архитектурный тип является имманентно присущим архитектуре понятием, а поиски архитектурного типа ила конструкции его замещающей основаны на поисках и выделении общих или изначальных типологических признаков архитектуры, которые югли бы отличать ее от неархитектуры. В данном случае, можно говорить об относительной самостоятельности архитектурной дисциплины, которая развивается изнутри.

С другой стороны, поиски и наличие сходного типологического коь понента или признаков в других объектах, явлениях и дисциплинах, во всем многообразии бытия позволяют рассматривать архитектуру во внешних отношениях и связях. В этом смысле, можно считать архитектурный тип онтологической категорией, понимая под онтологией представления о бытии вообще в его наиболее возможной целостности.

На признании этой двухсторонней модальности архитектурного типа основывается гипотеза исследования, согласно которой архитектур ный тип является онтологической категорией и имманентно присущим архитектуре понятием.

Как кажется, именно в этом направлении развиваются современные типологические исследования в архитектуре, начинающиеся с критики или скрытого оправдания так называемой "функциональной" или объект ной типологии и завершающиеся предварительной профессиональной и культурной концессией и признанием статуса конвенции для архитектурной типологии, в которой архитектурный тип остается центральной категорией, требующей дальнейшего изучения и уточнения.

Среди этих исследовании в первую очередь следует выделить рабо-з итальянских ращоналистов внутри движения ьа Тепйепга» которые ге в 50-60-х годах как бы реанимировали и вернули в архитектуру апологическую проблематику и архитектурный тип в их изначальном, ^затронутом позитивизмом значении /характерное для архитектуры горой половины XX века стремление к возвращению изначального смыс-1 понятий и категорий; например, подобный процесс прослеживается работе Н.И.Смолиной по отношению к понятию симметрии в архитек-гре/. Это С.куратора, А.Росси, К.Аймонино, Г.Канелла, В.Греготти, ,Пурина и др. Следует отметить искусствоведческую трактовку типа ;.К,Аргана и тектоническую трактовку Дж.К.Кёнига, а также попытки |здания семиотической типологической модели У.Зко, М.Л.Скальвини, Гаррони. :/ожно выделить иконологическую трактовку типа английско-| архитектора, критика и историка А.Кохуна, который перенес типо-гическую проблематику из европейско-романского в англо-саксонский нтекст. Необходимо отметить серию американских исследований, поившихся после американской выставки А.Росси и перевода на аяглий-ий язык его главкой книги "Архитектура города", написанной в 66 году, которые в основном фокусируют внимание на истории архи-ктурного типа. Бто статьи английско-американского историка Э.Вид-ра, рассматривающие тип в европейском неоклассическом архитектур-м и культурном контексте, и работа испанского архитектора-крити-Р.."онео, а также более прикладные или концептуальные исследовал братьев Р. и Л.Крие и ОЛ.Укгерса.

Среди отечественных работ следует отметить методологическое ис-здование :,?.Р.Савченко "Предмет и метод прикладного архитектурно-исследования", близкую к семиотической или лингвистической трак-эке типа, концепцию типологии И.Г.Ленавы в его работе "Функция и зукту^а (>орг,н в архитектуре", работу М.ГЛееровича "Архитектур-I типология как форма прикладных архитектурных знаний" и работу

А.Г.Тер-Степанян "Тшш городских пространств. Теория и эксперимент', предлагающую теоретическую модель пространственного типа для морфологического анализа городской ткани.

В последних работах, обращение к проблемам типологии, при всей методологической важности и полезности, носит довольно общий и подчиненный основной дели исследования характер. Почти полное отсутствие ссылок /в том числе и формальных, за исключением работы Тер-Степанян/ на предшествующие по времени работы придает используемому в этих исследованиях типологическому методу определенный самодостаточный характер, либо как фундаментального общенаучного метода по аналогии с общей теорией систем, либо как аналитического и прикладного инструментария. Основные положения и терминология как правило заимствуются и экстраполируются из смежных областей знания /лингвистики, культурологии, социологии/, а не еыеодятся из истории и природы самой архитектуры как относительно самостоятельной системы ила целостности.

Признание имманентной а онтологической сущности архитектурного типа предполагает рассмотрение истории этого понятия, но истории не на фоне исторического развития архитектуры от шалаша до ее современного состояния, а изнутри архитектурной теоретической мысли, которая, являясь частью общего исторического и культурного развития в целом, таким образом, является отражением концепций истории и культуры в профессиональном сознании.

Предметом исследования являются архитектурный тип, типология и типологическое мышление в архитектуре в их историческом развитии, рассматриваемые как онтологическая категория и имманентно присущее архитектуре понятие, как дисциплина, метод изучения и способ создания архитектуры как целостного, внутренне структурированного явления в его общеисторической .динамике и культурной обусловленности

Объектом исследования являются архитектурные трактаты, теорети-

1еские и исторические работы и исследования, а также архитектур-ше доктрины и индивидуальные концепции архитекторов, отражающие ;тановление и развитие типологического мышления в архитектуре.

Целью исследования является изучение генезиса и развития типо-югических представлений в архитектуре как основы и содержания ар-:итектурной типологии как дисциплины и метода изучения и создания фхитектуры.

Основные задачи исследования:

- проследить историю понятия архитектурного типа, генезис и раз-1итие типологических представлений в архитектуре; выявить предпо-ылки, содержание и границы архитектурной типологии как дисциплины;

- проследить трансформации и деформации понятия архитектурного ипа в типологических концепциях, связанных с развитием архитектурой онтологии;

- показать значение архитектурного типа как онтологической ка-егория и имманентно присущего архитектуре понятия; определить роль

значение архитектурной типологии как дисциплины, профессиональ-о2 конвенции, метода изучения и инструмента создания архитектуры.

Методика исследования основывается на единстве исторического и эгического в анализе процессов и явлений, что соответствует ясто-ако-теоретическоку характеру исследования. .'Методическая последо-ательность работы включает:

- систематизацию материалов и уточнение основных понятий и ка-згорий типологического мышления;

- выявление основных концепций и исторически актуальных момен-32 в развитии архитектурной типологии;

- исследование теорий, доктрин, концепций и проектно-строитель-зй деятельности в сеязй с развитием типологического мышления в эхитектуре;

- выявление исторических закономерностей и взаимосвязей;

- обобщение результатов исследования и выводы.

В работе использованы: историко-геяетический и общекультурный анализ предпосылок, становления и развития типологического мышления в архитектуре; мыслительный анализ теоретических моделей, лежащих в основе различных трактовок архитектурного типа; критико--аналитический разбор и сравнительно-исторический анализ основные концепций архитектурного типа и типологии.

Границы исследования охватывают хронологическую последовательность от Античности до настоящего времени, что соответствует пер! оду становления, развития и утверждения типологического мышления в архитектуре, формализованного в различных концепциях архитекту] ного типа и типологии.

Структура исследования. Диссертацая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, включающих постраничные примечания.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается выбор теш и актуальность исследовг ния типологической проблематики в архитектуре, формулируются пред мет, цели, задачи и рабочая гипотеза исследования, рассматривают методологические основы, философская аргументация и понятийно-категориальный аппарат типологии, обсуждается содержание понятий "тип" и "типология" /этимология, историческое развитие, значение в современном научном языке/.

В первой главе "Классическая архитектурная типология". Витрув! и Альберти", через сравнительный анализ трактатов Витрузия и Аль-берти, их'лингвистические, структурные, стилистические и содержательные соответствия и различия, выявляются' основные предпосылки типологического мышления в архитектуре. Уже здесь прослеживаются две основные линии в осознании архитектурного типа /рода, вида/.

трувианская эмшрическо-нормативная и альбертианская теоретичес--релятизистская, которые соответствуют естественно-нормативной тичной мифологической концепции истории /истории четырех стихий/ ренессансному осознанию пространственно-временных отношений, ормировавшемуся через преодоление Средневековья, возвращение к хеологически обнаруженной Античности и открытие перспективы в вописи.

Для Витрувия тип, а вернее его гипотетическая предпосылка - это торически или мифологически фиксированная норма, образец и эле-нт конкретной исторической, реальности, тем не менее, несущий в !бе, в соответствии с античными представлениями о типе, роде или де, смысл и значение эстетического и идеологического /ми^ологи-ского/ императива.

И если для Витрувия, архитектура есть прежде всего строительное ;кусство, хотя и неотделимое от эстетических намерений, и в этом ысле его трактат можно рассматривать руководством или мануалис-леской теорией, как он в действительности и использовался, трак-л Альберти трактует архитектуру как некую пратическо-теоретичес-х, политическо-идеологическую, культурно-историческую, онтологи-скую целостность. Это проявляется в использовании витрувианской 1иады с ее завершающей и синтезирующей всеобъемлющей категорией :расоты", в органических аналогиях, в которых отрекается аристо-¡левское понимание целого и части, и наконец, в умозрительном |рядке "идеального города" как формального и содержательного вн-икения этой целостности,

В расчленении и изучении элементов, частей и связей этой систе-[ или целостности /архитектуры, красоты, организма, города/ об-фуживает себя гипотетическая предпосылка будущего понятия архи-¡ктурного типа, хотя Альберти, как и Зитрувик, не Формулирует его цэеделения и использует лишь его синонимы - род и вид.

Как считает В.П.Зубов, Альберта, вероятно, заимствует эти термины у Цицерона, который, компромиссно соединяя абсолютное совершенство идеи Платона с ее имманентным значением по Аристотелю, рассматривает форму или вид как вровденную идею и внутренний обра: Этой идее или образу у Альберти соответствует категория "очертанш С самого начала разделяя всю архитектуру на "очертания и постройк; и подчеркивая идеальную, умозрительную сущность очертаний, Альберти, фактически, разделяет ее на идею и объект, и, определяя очертания, почти дает определение типа как общего идеально-формальногс признака, формальной и пространственной структуры, и типологии кш серии или ряда объектов, объединенных по принципу формальной аналогии. Но для Альберти, как подчеркивает Зубов, очертания не несут исключительно эстетическую ценность, а являются онтологической категорией.

Предлагая перечень основных типов зданий и сооружений, Альберти рассматривает их морфологию, форму или очертания в связи с институциональной "функцией" /закон, власть, армия/, которая для него неотделима от антропологических и психологических факторов. В данном случае, тип не определяется функцией в ее значении удобства или использования, а скорее определяется конвенциональной формой, которая, одновременно, несет в себе номинативное значение.

Для Альберти, здания отличаются тем, "чем разнятся между собою люди", а люди, в свою очередь, разделяются по типу достоинства, и "достоинство" /использование подобающих форм, материалов, расположения, декора/ определяет "характер" здания. Категория "характера", которую Альберти заимствует из классической риторической традиции и которая позже будет заложена в основу неоклассического понимания "жанра" /рода, вида или типа/ у Я.-Ф.Блонделя и протагонистов "говорящей архитектуры" и будет произвольно отождествлена Дюраном с биологической категорией "функцией", лежит в основе аль-

Зертианской типология, которую Зубов условно /возможно, отдавая цань классово-социологической моде и необходимости/ называл "социальной типологией". Эта "социальная типология" строится прежде всего на различении внешних формальных признаков и в первую очередь украшений, то есть знаков отличия, как это было принято в дамской республяканско-ишерской иерархии. Ю.Шлоссер так же нахо-шт истоки этой типологии в европейской средневековой традиции 'ородской жизни /нормы и регламентации, предписания и законы внутри цеха, гильдии, общины, которые вместе с античным демократичес-им правом лежат в основе европейской традиции общественных инсти-утов/. В этом смысле, так называемый "функциональный" тип можно правдаяно рассматривать институциональным типом.

Таким образом, город как культурно-историческая онтологическая елостность, как знаково-символическая, метафорическая и "ритори-зская" форма выражения история и как идеологическая ценность "го-/дарства человека" по отношению к архетипическому "государству )га" или города реального по отношению к "городу идеальному" ?ановится, одновременно, с развитием политических структур, об-¡ственных и человеческих институтов, этических, религиозных, фи-юофских и художественных представлений, реальной основой зарож-ния и развития типологической проблематики в архитектуре. Необходимо выделить еще один важный с типологической точки зрея аспект теории Альберти, постулированный им уже в предисловии, торый позже В.Гропиус назовет в своей теории "рационализацией", Ее Корбюзье интерпретирует в "пяти пунктах" Современной архитек-ры. Это выделение составляющих элементов /"начал архитектуры" в зминологии Альберти/ и их рациональное осмысление в отдельном »нии как традиционной типологической категории. У Альберти это '.тность, участок, членения, стена, крыша а отверстия - элементы, ■орые можно рассматривать общими типологическими признаками ар-

хитектуры. Эта операция и некоторые из этих элементов позже были функционально осмыслены Земпером, в сочетании с методом композицш были использованы в структурно-типологическом методе Дюрана, развитом в дальнейшем Гваде, интерпретированы в "пяти пунктах" Ле Ко] бюзье, в новом методе архитектурного мышления Гинзбурга и как коллективный опыт воплощены в идеях сборного домостроения, стандартизации и типизации.

• Таким образом, три основных момента альбертианской теории, продолжающей посредством "классической архитектурной типологии" как элемента культурно-исторической целостности теорию Витрувия: осознание исторической динамики архитектуры, преодолевающей типологическую статику Античности, понимание автономного /без витрувианс-ких гномоники и механики/ и, одновременно, онтологического характера архитектуры как целостности, формально и содержательно выражающейся в феномене города^ и рациональное выделение основополагающих элементов и принципов, категорий и понятий, - лежат в основе последующего развития типологической проблематики в архитектуре.

Во второй главе "Развитие типологических представлений в архитектурной теории" рассматривается неоклассическая архитектурная теория, в которой происходит окончательное осмысление понятия архитектурного типа и формулируется его первое определение, а также классификационная типология второй половины XIX века.

Известное стремление неоклассической эпохи или эпохи Просвещения к рациональному анализу и универсальному порядку очевидно про является в типологических представлениях в архитектуре. С другой стороны, неоклассическая концепция истории с ее идеей прогресса и совершенствования природы и человека не только лежит в основе нео класрицизма как нового прогрессивного стиля, но и, дополненная в дальнейшем идеей естественной эволюции и законом объективности исторического развития, становится идеологической основой Совреме

ной архитектуры» В этом смысле, период с 1750 по 1950 год можно условно рассматривать единой исторической эпохой в архитектуре, как это делает .П.Коллинз. Здесь и там /в неоклассической и в Современной архитектуре/ можно наблюдать осознанное или до конца неосознаваемое стремление к всеобщему, универсальному и вечному "классическому" идеалу. Там и здесь можно обнаружить противоположную и параллельную романтическую тенденции. В неоклассицизме это связано с открытием экзотического мара и обращением в поисках конструктивности и национальных черт к готике. В Современной архитектуре присутствуют те же неоготическае тенденции, связанные либо с английской, моралистической традицией, либо с идеями вагнеровского бвваякипв'ЬтгегЗс я средневекового собора. Это дает возможность Э.Кауфману, который определил неоклассицизм как "романтический неоклассицизм", рассматривать Современное движение как продолжение неоклассической. традиции. Другая общая черта, которую так же подчеркивал Кауфман, - это перемещение интереса с целостности ила целого в ренессансно-барочной архитектурной системе на часть и элемент в неоклассической. Тот же самый акцент на элемент можно обнаружить в Современной архитектуре.

В неоклассической архитектурной теории прослеживаются две типологические концепции, различные, но не противопоставленные. Это философско-искусствоведческая синтетическая концепция типа А.К. Катрмера де Кенси, впервые определяющая архитектурный таи, и инструментальный структурно-типологический метод 1.-Н.-Л.Дюраяа. Истоки той и другой концепции уходят во французский классицизм Н.-Ф. Блонделя и К.Перро, а также в начало неоклассицизма, связанное с именами Е.-Л.де Кордемуа, М.-А.Ложье и• 2.-Ф.Блонделя во Франции и К.Лодоли и Дж.Б.Пиранези в Италии. И если на Дюрана оказали влияние такие ригористы и пуристы как де Кордемуа и Лодоли, Катрмер де Кенси, изучавший юриспруденцию и скульптуру, находился под вли-

янием истории искусства Виякельмана и теории Ложье с ее идеей "примитивной хижины" как изначального архитектурного типа. Это собственно художественно-архитектурные влияния, но не только они формировали типологические представления в архитектуре неоклассицизма.

К тому времени, в общей трактовке типа уже прослеживаются две тенденции: традиционная философско-богословская, рассматривающая все вещи как типы или идеи бога /кап их определяет словарь неоплатоников/, и новая естественно-научная, разработанная в процессе изучения и упорядочивания зоологических видов у К.Линнея, ведущая к признанию общего прототипа любого вида у Ж.Бюффона и развитая в дальнейшем в сравнительной -анатомии Е.Кквье. Здесь происходит реальное разделение типа на идею и объект, которое определило главное противоречие в типологическом мышлении, в том числе и в архитектуре.

Если Катрмер де Кенси акцентирует внимание на первом и требует отличать тип от модели и, тем самым, возвращается к платоновскому абсолюту - изначальной идее или априорной умозрительной форме, Дю-ран, продолжая традицию жанровой типологии Блонделя, выделяет внешние признаки формы по аналогии со сравнительной анатомией Кювье, на которую он ссылается. И если Катрмер де Кенси настаивает на символической и метафорической имитации типа, в отличие от буквальной имитации модели, то есть, фактически, на интерпретации типа, что более или менее соответствует традиционному методу в архитектуре, Дюран предлагает нечто иное, для архитектуры относительно новое, но уже привычное для: сравнительной анатомии. С одной стороны, это обширная классификация» в манере Блонделя, зданий по их "характерам" или форме, которая по его мнению должна отражать функцию. С другой стороны, это расчленение зданий на части или элементы, которые посредством комбинаций и композиции собираются в целое в соответствии с заданной программой. При этом Дюран наста-

явает на чисто практических и экономических требованиях и возводит горизонтальную проекцию композиции /план/ в абсолют, с которым только и может иметь дело архитектор.

Оба метода, но с заметным акцентом на второй, были заложены в основу классической академической градации Зколь де Боз Ар. Второй метод, то есть метод Дюрана, функционально осмысленный Земпером и усовершенствованный Гваде, почти в чистом виде используется Современным движением и советским конструктивизмом. Акцент Дюрана на алан, который одновременно рассматривается воплощением функциональ-аой программы, переместил архитектурную теорию в сферу композиции, которая понималась как операция, обеспечивающая связь между программой и формой, другими словами меаду функцией и формой.

Классификационная типология второй половины XIX века, как ка-кется, рассматривает эти два понятия /функцию и форму/ азолирован-ю. С одной стороны, мояно наблюдать обширные классификации зданий I архитектурных форм, всего стилистического многообразия эклектики 'например, энциклопедия Г.В.Барановского/, с другой стороны, инте-)ес к программе или функции, выражающийся в технологических, нор-яативных и регламентирующих разработках. В то же время, заметно ¡тремление к функциональному объяснению Форш, как например, у Зем-1ера, опять не со ссылкой на Кювье и Дюрана, или у американского ;кульптора Г.Гриноу и позже у Л.Салливена. Также продолнаются по-юкй изначального архитектурного типа, как например, у Зешера со ¡сылкон на реальную нарибскую хикину. Я здесь снова обнаруживаются ютокй Современного движения, программа Баухауза полностью основы-)ается на типологической доктрине Зешера, а его почти катрмеровс-;ая трактовка изначального типа в искаженной форме заимствуется 'Лутезиусом и Германским Веркбундом и отражается в типологической ¡онцепции .'Л.Я.Гинзбурга.

Таким образом, к началу XX века, окончательно определяются дис-

циплинарные исторические границы архитектурной типологии, которая развивается от своих истоков в "классической архитектурной типологии", через эволюцию типологических представлений в неоклассической теории и типологический кризис второй половины XIX века, выражающийся в механических классификациях, к типологическим трансформациям и деформациям в архитектуре XX века. Одновременно, архитектурная типология постоянно возвращается к своим неопределенны!,', истокам и новым попыткам определения архитектурного типа.

В третьей главе "Архитектурный тип и Современное движение в архитектуре" рассматривается попытка нового определения архитектурного типа и, .связанные с. этим, типологические деформации в архитектуре.

В своем антагонистическом отношении к академической традиций, Современная архитектура естественным образом должна была отрицать академическую трактовку типа. Но имманентная сущность и онтологический характер этого понятия и категории позволили Современному движению лишь исказить смысл и значение архитектурного типа, но не позволили проигнорировать его существование, и эта деформация стала одной из причин неудачи движения.

Как впервые справедливо заметил Р.Бэнэм, Современное движение одновременно отрицало и продолжало академическую традицию, маскируя неоклассический рационализм традиционным функционализмом. Как показал о.РДе Дзурко, функционализм или рационализм в архитектуре всегда основывался по крайней мере на трех видах аналогий или заб-лузденяк: органических, механических и моральных, которыми обосновывалось значение трансцендентно-метафизической категории красоты.

В соответствии с этими аналогиями, все типологические представления в Современной архитектуре мокно разделить на функционально-типологические, индустриально-типологические и те, которые можно условно назвать художественно- или формально-типологическими. Все

три вида представлений никогда не существовали раздельно /хотя определенные акценты в отдельных региональных школах или у отдельных мастеров присутствовали/, но существовали в едином понятии типа-объекта как односторонне преувеличенного эмпирического значения типа как материальной модели, нормы, образца и стандарта, который, тем не менее, кроме эмпирики, нес в себе значение и смысл социального, эмоционального, нравственного, эстетического и идеологического имперагива.

В соответствии с доминирующей концепцией истории, тип-объект как элемент объективной реальности, функционирующий, эволюционирующий и время от времени сам себя отрицающий, постоянно стремился в представлениях Современной архитектуры к возможному достижению определенного совершенства, которое выражалось прежде всего в совершенстве образца и стандарта, завершенной художественной формы, которая могла бы служить абсолютной материальной моделью /в отлл-те от идеальной по Катрмеру де Кенси или умозрительных "очертаний" / Альберти/ для буквальной, механической имитации этой модели-объ-экта-образца-стандарта-норда индустриальным проектно-строительным фОЯЗВОДСТВОМ.

Вероятно, индустриально- и функционально-типологические пред-¡тавления в Современной архитектуре скорее могут быть предметом 1конош1ческой и политической истории, неяелц архитектурной. Геройскую организацию промышленного производства, в связи с которой '■га представления появляются в архитектуре, так же, как и саму де-тельность Германского Веркбунда, в котором зароздается эта проб-ематика, можно объяснять с точки зрения структурно-функционально-о анализа Т.Парсонса, как функционирующую и самосохраняющуюся истему управления, правил, регламентации и норм, требуюцих от ар-итектора определенного конгоршзма в выполнении поставленной за-ачи. То же самое относится к индустриальному периоду в советской

архитектуре. Роль и значение подобных организаций и структур в развитии идей индустриальное™ и функционализма в архитектуре требует отдельного изучения. Тем не менее, одно из главных положений струк-турно-йункционального анализа - отношение мевду индивидуумом я нормой - было сформулировано .'¿угезяусом почти буквально "тип или индивидуальность?". Зтот вопрос бил разрешен Современным движением в пользу типа-объекта, го есть в пользу стандарта и нормы как односторонней трактовки типа, а более точно в пользу яндусгриальнос-ти. Поэтоцу этот (1увдаыентальш2 и догматический для все;"- архитектуры вопрос по отношению к Современному движению было бы правильнее сформулировать как "индусгриальность или индивидуальность?".

В свой очередь, художественно- или формально-типологические представления, связанные с первыми, характеризуют тип-объект с той точки зрения скрытого императива, который и составляет всю художественно-идеологическую ценность модернизма. Эта идеальная сторона типа-объекта сближает его с более полной .трактовкой архитектурного типа, позволяет говорить о Современной архитектуре как об архитектуре и обеспечивает ее связь с архитектурной традицией, которую она отрицала.

Все эти аспекты проанализированы в диссертации на примерах ти*

дологических доктрин и концепций Германского Беркбунда и .Мутезиуса, Баухауза и Грошуса, Де Корбюзье и частично советского конструктивизма в трактовке Гинзбурга.

Как кажется, общая для Современного движения неудача в попытке нового определения типа заложена в деформации традиционного значения архитектурного типа, в его односторонней и частичной трактовке, которая соответствует тому замечанию Кауфмана об акценте на элемент или часть, в отличие от рассмотрения целого и систеш. В формальном выражении это был акцент на сборный элемент, отдельное здание или ансамбль, часто игнорирующие общую структуру и ткань города, в

том числе и историческую; акцент на новую застройку и новый город, часто игнорирующие природно-географический, исторический и культурный контекст.

Эта диссоциация, если использовать психологический термин, то есть раздвоенность и отчужденность двух сторон типа /объекта и идеи/ проявляется у Ле Корбюзье почти на космическом уровне, когда он трактует человека как инвариант, окруженный "типами-объектами частями человеческого тела" или продолжениями этих частей, то есть предметами, вещами, инструментами, отобранными в соответствии с законом механического отбора - главным постулатом пуристской доктрины, интерпретирующим закон естественного отбора. Этот новый тгорец-. -инвариант творит новую вселенную инвариантов. Очевидная аллюзия, через проецирование телесного состояния на бытие, геометрический порядок и математическую гармонию, на Платона упускает самый важный аспект платоновско:.'. космологии и космогонии - идею, так как акцентирует внимание нз объекте, на части или элементе и, таким образом, нарушает фундаментальное платоновское и неоплатоновское единство изначальной идеи и вещи, человека и бога /или мифа/ в неделимо:! целостности мира.

3 четвертой главе "Типологически.! критицизм. 1850-80-е годы" рассматриваются современные типологические исследования, развивающиеся в направлении к возвращению и обретению утраченного идеала целостности.

сто стремление к системе или целостности обнаруживает себя прежде Есего в концепции истории и в частности в "абсолютном историциз-че" Б.Кроче с его отождествлением истории с реальностью, с одной стороны, и с Оилософией и искусством, с другой. Это также прояЕЛя-зтса в его философеме "априорного логического синтеза" /интерпретации кантовского априорного синтеза/ как единства познания и деятельности, бытия п сознания, разума и реальности. Зто движение и /

развитие философии от древней метафизики через философию истории XIX века к "новой онтологии" Гуссерля, Гартмана, Хайдеггера. Это поиски проявления единства и целостности в человеческой психике. Открытие индивидуального бессознательного и признание его равноправия по отношению к сознанию З.Фрейдом. Развитие этих идей К.Г.Юнгом в доктрине "коллективного бессознательного" и теории "архетипов',' в его концепции синхронизации как одновременного акаузального проявления физических и психических феноменов. Это также более поздняя попытка ".Фуко объе^нить феноменологию и структурализй в неделимой целостности языка как уровня изначального структурирования и как систеш условно бессознательной природы. Это общее стремление к преодолению противопоставления формализации и интерпретации.

Все это гак или иначе отражается в искусстве и в архитектуре: в иконологическом методе З.Панофского с его "воссоздаваемым синтезом" сюжета или текста в широком смысле слова, в семиотике, основанной на лингвистических анализах Ф.де Соссюра и Ч.Пирса. Наконец, это проявляется в теории Ч.Дженкса с его компромиссом между модернизмом и "чем-то еще", мезду эзотерическим и массовым сознанием. В этот рдц можно поставить архитектурную типологию в ее современной трактовке, которая, используя философско-исторические, лингвистические, психологические, иконографические и семиотические парадигмы, презде всего обращается к природе и сущности сакой архитектуры, рассматривая ее относительно автономной дисциплиной и целостностью.

Формальным и содержательным выражением этой целостности рассматривается традиционный исторический город "как он-есть" и как он существует в его историческом'И культурном развитии. Фактически, это возвращение к той практическо-теоретической, культурно-исторической политическо-экономической и онтологической целостности, которая рассматривается в трактате Альберти. Если Альберти разделял всю архитектуру на очертания и постройку, итальянские рационалисты вну-

'ри движения Ьа Тепаепга, возвращая традиционную типологическую [роблематику в современную архитектуру, разделяют город на урбанис-■ическую морфологию и строительную или архитектурную типологию и, ерез изучение отношения между двумя аспектам! города как гомоген-ого факта, анализируют и воссоздают утраченную целостность тради-ионного исторического города а его архитектуры.

Типология рассматривается, одновременно, как область ксследова-ия /архитектура, город, здание/, как аналитическо-теоретический етод и как проектно-строительный процесс, а тип как объект, иде-льная аналитическая конструкция и проектный инструмент.

Разделение типа на объект и идею, а типологии на эмпирическую и зоретическую преодолевается е своеобразном крочеанском "априорном )гическом синтезе", когда мезду ними помещается архитектурная, ис-гедовательская или проектная деятельность, как у Муратори, Аймони-> и Росой, или деятельность вообще, как у Савченко на всеобщем ме-дологическом уровне; или юнговская индивидуация как проявление орческой личности или коллективный исторический опыт и память, есть коллективное бессознательное, как у Росса. Современные типологические теории определяют архитектурный тип бо как "формальную структуру принципа", "способ организации про-ранства", "прообраз формы" /дк.К.Арган/ или "пространственную и рмальную структуру" /Р.Понео/, либо как "взаимопроникновение ис-' рической памяти и разутой необходимости" /А.Росси/ или культур-о конвенцию как иконологическое единство знака и метафорического раза, то есть как элемент культуры /А.Кохуя/. В целом, не считая традиционного использования типологии как гссификационного метода, современные типологические исследования архитектуре развиваются на трех взаимосвязанных я взаишпроника-IX уровнях:

- на теоретическом, связанном с анализом города в его историчес-

ком и культурном развитии и трансформациях, типология используется как средство "прочтения" города и как методологический инструмент для изучения отношения между урбанистической морфологией и строительной типологией, рассматриваемого! главным моментом в понимании современной архитектуры;

- на исгорико-критяческом, связанном с обсуждением художественно-стилистического и культурно-исторического смысла архитектуры,

"типология используется в качестве критико-аналитического метода, представленного в своей основе Органом и в иконологической трактовке типа Кохуна. Это направление исследования позволяет рассматривать архитектуру в ее разнообразных аспектах и отношениях: от возрождения и интерпретации богословского значения понятия, например, при изучении профетических библейских образов в работах Л.И.Кана и Де Корбюзье, до поисков аналогии с другими видами искусства, в которых можно выявить сходный типологический компонент;

- на проектном уровне, связанном с проектной практикой и индиви дуальными типологическими концепциями, типология используется в ка честве проектного инструментария, формальной, теоретической и концептуальной типологической модели. При этом, изучение роли описанного Арганом типологического выбора в художественном процессе и использования культурно-исторического потенциала архитектурного ти па, например, в форме исторической памяти у Росси, переводит типологические проблемы в сферу изучения профессиональной деятельности в аспекте психологии в сознания.

осншше вывода И РЕЗУЛЬТАТЫ исследования.

В диссертации, на основе анализа истории понятия архитектурного типа, исследовашг."генезис и развитие типологических представлений в архитектуре.

I. Через сравнительный анализ двух канонических для архитектуры

теоретических трактатов Витрувия и Альберти, их лингвистические, структурные, стилистические и содержательные соответствия и различия выявлена гипотетическая предпосылка главной категории.типологического мышления в архитектуре - понятия архитектурного типа, а также основные предпосылки и будущее содержание архитектурной типологии как дисциплины, метода изучения и инструмента создания архитектуры. Более подробный анализ архитектурной теории Альберти /с точки зрения ее типологического компонента/ показал роль города, его архитектуры, истории и культуры, а также процесса становления а развития политических структур, общественных и человеческих институтов, этических, религиозных, философских и художественных зредставлений как реальной основы зарождения и развития типологи-*еского мышления в архитектуре.

2. Исследовано дальнейшее развитие типологических представлений з неоклассической архитектурной теории, в которой происходит окон-штельное осознание архитектурного типа и формулируются его первые шределения. Выявлены две основные типологические концепции: фило-юфско-искусствоведческая трактовка типа Датрмер де Кенси/ и ин-¡трументальный структурно-типологический метод /Цюран/, лежащие в юнове академической архитектурной традиции и повлиявшие на даль-гейшее развитие типологических представлений в Современной архитек-•уре /вторая концепция/ и в архитектуре второй половины XX века 'первая концепция/. Через изучение классификационной типологии вго-гай половины XIX века выявлен первый кризис архитектурной типоло-■ии, связанный.с трактовкой типа как"объекта и типологии как механической классификации. Определены дисциплинарные исторические гра-вды архитектурной типологии.

3. Выявлены три вида типологических представлений в Современной рхитектуре: функциональные, индустриальные и художественные, про-вляющиеся в едином понятии типа-объекта как односторонне преуве-

личенного значения типа в качестве материальной модели, нормы, образца и стандарта. Проанализированы трансформации и деформации понятия архитектурного типа в индустриально- и функционально-типоло-гическях представлениях, ставшие причиной второго кризиса архитектурной типологии и одним из основных противоречий модернистской доктрины. Показаны' роль и значение художественно-типологических представлений как художественно-идеологической ценности модернизма и ценностного культурно-исторического потенциала архитектуры как автономно:: дисциплины и целостности.

4. Проанализированы современные типологические концепции в архи текгуре, связанные с рассмотрением архитектуры как относительно са мостоятельной дисциплины, системы и целостности, формально и содер кательно зкрааазце^ся в феномене традиционного исторического города. Показана возможность достижения синтетической целостности понятия типа как единства объекта и идеи в "априорном логическом сив тезе" ДСроче/ или в профессиональной и психологической модели деятельности. Выявлены роль и значение типологического выбора в архи-тектурно-худокественном процессе. Показаны архетипические качества архитектурного типа и его значение как исторической и культурной конвенции, исследована возможность создания суммарной типологической модели в архитектуре, включающей институциональные, формальные структурные, функциональные, социальные, образные, идеологические, систолические, метафорические, контекстуальные и другие аспекты архитектуры. Выявлена роль архитектурно-" типологии как аналитичес-ко-теоретического метода исследования архитектуры и города, через изучение отношения пегду урбанистической мор'ологией и строительной или архитектурно';': типологией; как историхо-критического метода исследования худопгестгенно-стзллстЕческого и культурно-историческо го сжсла архитектуры; как проектного инструмента - форхаяьнол и жонцептуально-теорртлческоГ! типологичесхок модели создания архятек туры.

Рассмотрение истории типологического мышления в архитектуре изнутри архитектурной теоретической мысля как части общего культурного развития и всеобщей истории позволило установить прямую зависимость концепций типа и типологии от йилосойских концепций история. Изучение истории архитектурной типологии и анализ типологических концепций, связанных с развитием архитектурной онтологии, показывают, что архитектурный тип является имманентно присущим архитектуре понятием. Сама история архитектурной типологии (Нормирует ее основу и составляет ее содержание как дисциплины, метода изучения и способа создания архитектуры. С другой стороны, проявление и рассмотрение архитектурного типа в многообразных отяоиениях и сеязях с другими дисциплинами и в различных контекстах позволяет говорить об архитектурном типе как об онтологической категории. Выявленная двухсторонняя модальность архитектурного типа как имманентного архитектуре понятия и онтологической категории позволяет рассматривать и изучать архитектуру как отдельную относительно самостоятельную целостность в общей системе человеческой культуры.

По теме диссертации опубликованы и подготовлены к печати следующие работы:

1. Архитектурный тип как элемент культуры // Архитектура и культура: Сб. матер, всесоюз. науч. конф. ШОТАГ. - ',1., 1990. - Ч. I.

- С. 48-54.

2. Архитектурный тип: генезис и развитие типологических представлений в архитектуре // Проблемы истории архитектуры: Тезисы док., всесоюз. науч. конф. Суздаль 1221 г. - , 1990. - Ч. 2. -Архитектура в контексте история культуры. - С. 65-71.

Е. Тип-антитип // Архитектура и культура: Сб. науч. тр. 1Ш/ТАГ.

- Ч., 1991, - С. 44-52.

4. "Социальная типология" Альберти и гуманистический идеал Ренессанса // Архитектура тр:~: у.атер. кок';, "проблемы истории архи-

тектуры". - Выпуск I. - ¿1., 1932. - С. 30-57.

5. Новые типологические исследования в Западной архитектуре 50-80-х годов // Сб. науч. тр. ВНИИТАГ /в печати/.

Подписано в печать 28.04.92. Формат 60x90 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная Усл.печл. 1.5 Уч.-изд.л. 1.0. Тираж 120 экз. Тип. зак. N 44

Ротапринт ВНИИТАГ. 105264, Москва, Е-264,7-я Парковая ул.д.21а, тел. 163-81-27