автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Взаимодействие культур в архитектурно-градостроительном развитии среднего Поволжья середины XVI - начале XX веков

доктора архитектуры
Айдарова, Галина Николаевна
город
Москва
год
1997
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Взаимодействие культур в архитектурно-градостроительном развитии среднего Поволжья середины XVI - начале XX веков»

Текст работы Айдарова, Галина Николаевна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

НИИ ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

На правах рукописи УДК 72. 03 + 711.03 ( 470. 40/43)

АЙДАРОВА Галина Николаевна кандидат архитектуры

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР В АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Специальность 18. 00. 01 - теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция архитектурного наследия

Диссертация

на соискс ние ученой степени доктора архитектуры

V

Москва - 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ, МЕТОДЫ, СОСТОЯНИЕ

НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ ........... 5

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ДОИСЛАМСКИХ И ИСЛАМСКИХ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ С РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА

1.1. Генезис архитектурной культуры Среднего Поволжья и структура архитектурно-градостроительных типов - от ранней древности

до второй половины VII - конца IX веков ........................................ 13

1.2. Архитектурно-градостроительные типы ранних булгар, домонгольской и золотоордынской Волжско-Камской Булгарии от второй половины

VII - конца IX веков - до середины XV века....................................... 20

1.3. Архитектурно-градостроительная культура Казанского ханства (середина XV - середина XVI веков). Типы селений, жилищ, мечетей. Башня Сююмбике в контексте исламских традиций .............................. 33

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ I................................................................... 54

ГЛАВА II. СТОЛКНОВЕНИЕ ИСЛАМСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ТРАДИЦИЙ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI - КОНЕЦ XVII ВЕКОВ)

2.1. Преобразование архитектурно-нространственной структуры Казани. Развитие городов-крепостей (Свияжск) .............................................59

2.2. Первые церкви христианской Казани. Архитектура кафедрального

собора Благовещения Пресвятые Богородицы в Казанском Кремле ....... 69

2.3. Архитектура нелегальных мечетей, миссионерских церквей и

часовен на территории Казанской епархии......................................... 81

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ II.................................................................. 86

ГЛАВА III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ

РАЗВИТИИ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

3.1. Морфологическая структура Казанской губернии: градостроительные

типы Заволжья и Предволжья ......................................................... 88

3.2. Особенности развития архитектурного пространства средневолжского губернского и уездного города (Казань, Свияжск) ............................. 106

3.3. Типы сел и этнических деревень Казанской губернии.......................... 124

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ III ................................................................ 138

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕРКВЕЙ, МЕЧЕТЕЙ И ЯЗЫЧЕСКИХ МОЛЬБИЩ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

4.1. Традиции русско-татарского средневековья в церковной архитектуре Казани эпохи барокко, классицизма, эклектики ................................. 140

4.2. Развитие архитектуры сельских приходских, миссионерских

церквей, монастырей Казанской епархии.......................................... 147

4.3. Традиции и влияния в архитектуре мечетей и языческих мольбищ .......... 164

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ IV................................................................ 180

ГЛАВА V. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

5.1. Модель исторического развития: периодизация, закономерности, взаимодействие культур ................................................................. 183

5.2. Архитектурно-градостроительная культура региона как сверхсистема..... 196

5.3. Тип архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья ....... 204

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ V..................................................................205

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫВОДЫ...................206

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Методика морфологического анализа..........................211

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. К понятию "Город" в системе типов архитектурной

культуры Среднего Поволжья .................................. 212

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Акафистная стенная икона церкви Ризположения

Московского Кремля "Кондак Взбранной Воеводе

Победительная" как источник исследования архитектуры Казанского Кремля..............................214

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. К вопросу о мифе, связанном с разрушением

ханской Казани по приказу Иоанна IV после завоевания Казанского ханства................................217

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. Периодизация и классификация архитектурно-

градостроительных типов Среднего Поволжья от ранней древности - до начала XX века...................222

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6. Эволюция структуры стилевых компонентов в

архитектурной культуре Среднего Поволжья...............227

БИБЛИОГРАФИЯ: I. Труды по истории, философии, культурологии,

междисциплинарным исследованиям......................... 228

II. Труды по общей истории, теории архитектуры и

градостроительству................................................235

III. Труды по истории, культуре и архитектуре

Среднего Поволжья ..............................................246

ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

(ЧЕРТЕЖИ, ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ) .........................................266

ВВЕДЕНИЕ

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ, МЕТОДЫ, СОСТОЯНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ связана с поиском новых моделей развития общества на основе взаимодействия культур и цивилизаций, а также с проблемой моделирования глобальных социально-экологических процессов, взаимосвязи Цивилизации и Природы, экологии культур. Возрастающая роль регионов в мировой культурной интеграции требует выяснения историко-культурных закономерностей их развития.

История многонациональной российской архитектуры традиционно представлена в

основном русской архитектурой крупных культурных центров и отдельных городов

России. Архитектурная культура регионов, особенно "национальных окраин",

н «

воспринималась как некое „отставание ^отклонение от универсальной европейской схемы развития. Так, отдельные периоды архитектурной культуры Среднего Поволжья укладывались в схему русско-европейской архитектуры, другие - восточно-мусульманской, посредством отбора примеров, выявленных методом аналогий с мировыми центрами Востока и Запада. Реальная же картина развития архитектурной культуры региона с этнически и конфессионально смешанным населением во всем многообразии архитектурно-градостроительных типов оставалась в тени.

Малоизученность процессов архитектурного развития пограничных историко-культурных регионов неизбежно .оказывает влияние на уровень знаний о глобальных путях развития русской и в целом европейской архитектурной культуры. В частности, остаются недостаточно исследованными вопросы становления и развития российской архитектурно-градостроительной культуры, а также вопросы, связанные с адаптационными и адаптирующими возможностями русских и европейских традиций в инокультурном окружении, роли взаимовлияний в формировании региональных традиций российской архитектуры. Новую актуальность приобретает старая проблема культурного типа России.

Все более очевидно, что необходимо специальное исследование по истории архитектуры и градостроительства Среднего Поволжья. Отставание фундаментальных исследований сказывается на состоянии прикладной науки, на уровне подготовки архитектурных кадров региона, на практике реставрации и проектирования культовых зданий, на развитии современной архитектуры Татарстана.

Непреходящую актуальность имеют вопросы, связанные с проблемой отношения к наследию, разработкой методологических принципов охраны памятников архитектуры и градостроительства, научных критериев при составлении свода памятников архитектуры Татарстана, а также с необходимостью разработки культурологических концепций в программах реконструкции исторических городов.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в поиске ответов на следующие вопросы:

Каковы генезис и история развития архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья середины XVI - начала XX веков, складывавшейся в процессе взаимодействия системы сложившихся архитектурно-градостроительных типов доисламского и исламского периодов и традиций, привнесенных русской православной культурой? Как при этом архитектурно-градостроительная типология христианского православия взаимодействовала с типологией ислама и язычества? Изменились ли культуры в процессе их взаимодействия и сохранили ли свою культурную идентичность в архитектуре? Были ли выработаны общие региональные архитектурно-градостроительные традиции, близкие для различных религиозно-этнических групп? Что представляет собой тип архитектурной культуры Среднего Поволжья в системе Восток-Запад и Север-Юг? Насколько и какими внешними факторами развития детерминирована система типов архитектурно-градостроительной культуры региона и насколько подчинена внутренним закономерностям развития? Какова роль историко-культурной территории в формировании типа архитектурно-градостроительной культуры региона?

Многомерность проблемы не ограничивается вопросами конкретно-исторического исследования архитектурно-градостроительного развития Среднего Поволжья второй половины XVI - начала XX веков. По существу пространство проблемы разворачивается в трех плоскостях: истории, теории, методологии. Пересекаясь, они образуют как бы переходные проблемные точки и узлы. В историческом аспекте необходима реконструкция развития, выявление и описание феномена взаимодействия культур, системы архитектурно-градостроительных типов. В теоретическом аспекте необходим выход на концепцию и модель архитектурно-градостроительной культуры региона, выявление ее структуры, механизмов взаимодействия, закономерностей развития. В методологическом аспекте - поиск новых подходов к исследованию архитектурно-градостроительного развития региона со значительными утратами в наследии, что требует разработки новых методологических принципов, смены научной парадигмы, разработки понятийно-терминологического аппарата.

СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ В ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ.

Гносеологической базой исследования явились, труды по истории, теории культуры, истории и теории русской, европейской, восточно-мусульманской и региональной архитектуры и градостроительства; истории, археологии, этнографии и архитектуре Среднего Поволжья, которые включены в подробную, рубрицированную библиографию.

Основу исследования культуры Среднего Поволжья составили труды по истории, археологии, искусствознанию, этнографии; авторы: Е.П. Бусыгин, Ф. Валеев, Н.И. Воробьев, П.М. Дульский, И.П. Ермолаев, Н.П. Загоскин, Н.Ф. Калинин, Е.А. Малов, Ш. Марджани, А. Можаровский, К. Насыри, Г.И. Перетякович, И. Покровский, А.П. Смирнов, К. Фукс, А.Х. Халиков, М.Г. Худяков, С.М. Шпилевский и др.

Фундаментальную основу архитектурных исследований по научной реставрации и реконструкции руинированных памятников средневекового булгаро-татарского монументального зодчества составили труды С.С. Айдарова. В исследование народной архитектуры казанских татар, а также архитектуры Казани, Свияжска, малых городов Прикамья внесли свой вклад: И.Г. Гайнутдинов, В.В. Егерев, В.П. Остроумов, М. Фехнер, P.P. Аитов, C.B. Кузнецов, Ф.М. Мансурова, Х.Г. Надырова и др. Исследование, посвященное архитектуре мечетей Волго-Камья, выполнено

Н.Х. Халитовым.

Специального исследования по архитектурному и градостроительному развитию Среднего Поволжья, церковной архитектуре региона, взаимодействию исламских и христианских традиций не проводилось.

К настоящему времени сложились фрагментарные массивы накопленных исследований по отдельным аспектам архитектурно-градостроительного развития Среднего Поволжья. Исследователей в основном привлекали отдельные архитектурные или градостроительные типы в отдельные исторические периоды развития, преимущественно - памятники архитектуры. Ни по одному из исторических периодов нет комплексно изученной истории архитектуры и градостроительства, с выявлением основных архитектурно-градостроительных типов, их совместного бытования в архитектурном пространстве региона, особенностей развития, периодизации. Малоисследованными оставались такие исторические периоды, как: древность, Казанское ханство, Казанское наместничество, Казанская губерния, а также отдельные архитектурные типы: церкви, монастыри, языческие мольбища, малые города, этнические

деревни и др. Мало разработана проблема историко-культурной взаимосвязи архитектурно-градостроительных традиций домонгольской Булгарии, Золотоордынской Булгарии и Казанского ханства.

Пробелы в пластах знаний связаны с проблемой источников исследования, необходимостью разработки новых методологических подходов и операциональных методик. Одним из порогов преткновения был издавна возникший узел проблем вокруг архитектуры Казанского ханства и Казанского наместничества. Согласно сложившейся парадигме, от Казанского ханства не осталось ни кирпича, и все, что сегодня есть в архитектурном наследии Татарстана, относится к русской культуре и не имеет отношения к традициям татарской архитектурной культуры. Продвижение научного знания требовало комплексной разработки модели исторического развития архитектурно-градостроительной культуры региона с середины XVI по начало XX веков и вместе с тем - проблемы взаимодействия исламской и христианской культур.

Исследование проблемы взаимодействия культур в архитектуре Среднего Поволжья было начато автором в рамках кандидатской диссертации на материале архитектурно-градостроительного развития Казани второй половины Х1Х-начала XX веков (1986). Был апробирован метод морфологического анализа, выявлены общие черты и черты отличия архитектуры и градостроительства Казани эпохи эклектики, модерна от архитектуры центральных городов России. Они проявились на трех структурных уровнях: градостроительном, стилистическом, композиционном и не только в архитектуре татарского населения, но и русского. Возникло предположение, что: 1) взаимодействие культур имеет глубокие корни, чем это принято было считать по отношению к Среднему Поволжью; 2) подлинные масштабы его могут быть раскрыты на материале архитектурно-градостроительного развития бредневолжского региона. Первые работы автора по исследуемой проблеме были опубликованы в конце 70-х годов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка модели-концепции исторического развития архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья второй половины XVI -начала XX веков как полиэтнического региона, в пространстве которого на протяжении веков сосуществовали политеизм, ислам и христианство; определение типа архитектурной культуры Среднего Поволжья.

В задачи исследования входит реконструкция исторического развития архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья с выявлением ее генезиса, архитектурно-градостроительных типов, периодизации, закономерностей; выявление и описание феномена взаимодействия культур в архитектурно-градостроительном развитии региона, механизма взаимодействия традиций.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Архитектурно-градостроительная культура Среднего Поволжья в исторической динамике типов (система расселения этносов, генезис и развитие поселений (городов, сел, деревень), жилых и культовых сооружений (языческих святилищ, мечетей, церквей, жилищ).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Взаимодействие этно-конфессиональных культур в архитектурном пространстве региона с исторически сложной динамикой и значительными утратами в архитектурном наследии.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологическим принципом, положенным в основу исследования, явился принцип единства мирового развития. Принятым в работе критерием архитектурно-градостроительного типа является пространственное выражение смыслов культуры, культурная норма, необходимая и достаточная для обеспечения жизнедеятельности общества в данном регионе в данное историческое время. В строгом понимании признаки типа, выраженные в метрических, структурно-композиционных, декоративных и ментальных характеристиках, будут хотя бы незначительно, отличаться от суммы признаков аналогичного типа другого историко-культурного региона, и непременно, хотя бы незначительно,будут отличаться системы их архитектурно-градостроительных типов.

Если рассматривать архитектуру как материально-пространственную реализацию культуры, а культуру как системообразующее начало, как фактор социальной динамики, то архитектурная культура региона - это структурообразующая пространственная система градостроительных и объемпо-нлапировочных типов, характерных для геофизического пространства данного региона. Региональный и культурологический подходы позволяют выявить структуру архитектурной культуры, ее элементы, системные связи, а также закономерности развития.

Любое явление архитектурной культуры существует в контексте мирового развития, в контексте времени и места, им�