автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Архитектура дворцов исламского мира (на примере стран Ближнего Востока)

Хамед Халид, Мухамед Забен
город
Бишкек
год
2000
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Архитектура дворцов исламского мира (на примере стран Ближнего Востока)»

Автореферат диссертации по теме "Архитектура дворцов исламского мира (на примере стран Ближнего Востока)"

КЫРГЫЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И АРХИТЕКТУРЫ

Диссертационный совет Д-05.00.^<р£ фД

1 Я7К

На правах рукописи ХАМЕД ХАЛИД МУХАМЕД ЗАБЕН

АРХИТЕКТУРА ДВОРЦОВ ИСЛАМСКОГО МИРА (на приглерз стран Ближнего Востока)

18.00.01. — Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

БИШКЕК 2001)

Работа выполнена в Кыргызском Государственном университете строительства, транспорта и архитектуры.

Научный руководитель: академик Международной академии

архитектуры стран Востока, кандидат архитектуры, и.о. профессора Д. Д. ОМУРАЛИЕВ

Официальные оппоненты: академик Международной академии архитектуры стран Востока, доктор архитектуры, профессор P.C. МУКИМОВ

кандидат архитектуры, доцент

в. д. тян

Ведущая организация — Кыргызский научпо-исследователь-

ский и проектный институт градостроительства .ч архитектуры Гос-ар.\стр01!11пспе:,цип при Правительстве Кыргызской Республики

Защита диссертации состоится -¿.Т.,, т^ 2000 года в 4-М--чясов на заседании диссертационного совета Д-05.00.103 при Кыргызском государственном университете строительства, транспорта и архитектуры по адресу: 720023, Бишкек, ул. Малдыбаева, 34«б».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке КГУСТ-Архитекгуры.

Автореферат разослан « » июня 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного

совета Д-05.(Ю.103 кандидат технических паук,

доцент Т.П. БЕЛИНСКАЯ

H ЪСо\-Ч%4 .Ы О

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях интенсивного развития жилища в странах Ближнего, Среднего Востока, Центральной Азии, Северной Африки и других регионах Исламского мира архитектура дворцов и дворцовых комплексов занимает особое место, контрастно и емко отражающее поиски в области создания эстетически совершенных, выразительных и особо комфортных объектов проживания монархов, крупных государственных и религиозных деятелей, а также представителей городских слоев населения среднего и высшего класса и членов их семей. В мире накоплен обширный исторический опыт архитектурно-планировочного и объемно-пространственного формирования этих типов зданий и комплексов. Тем не менее, всегда актуальной остается проблема анализа, обобщения и использования в современной архитектуре главных принципов планировки и приемов тектоники, накопленных в результате многовекового процесса освоения регионов с характерными условиями климата пустынь и оазисов, в том числе, в странах Малой Азии, Ближнего Востока.

Особое внимание уделяется при этом истории, особенностям формирования и перспективам развития направления Исламской архитектуры, представляющей собой сравнительно молодую, но достаточно мощную ветвь своеобразного "генеалогического древа" мировой архитектурной теории и практики. Архитектуру Исламского мира следует уподобить скорее отдельному такому "древу", имеющему, возможно, наиболее глубокие исторические корни. Действительно, именно в исследуемом обширном регионе имеются наиболее древние свидетельства развитой мировой цивилизации, к примеру, именно на Ближнем Востоке, в Междуречье, на северо-западе Индии, в Северной Африке. Обширный ряд исследований в данной области посвящен культовой, жилой и общественной архитектуре, градостроительным проблемам, однако конкретно типологической классификации и системному архитектурному анализу дворцов и дворцовых комплексов подобных разработок практически не посвящалось.

Все это определяет особую актуальность настоящего исследования. призванного заполнить своеобразную архитектурно-исследовательскую нишу, сложившуюся в сфере теоретического осмысления исторической и современной практики формирования двор-?юв и дворцовых комплексов Исламского мира.

Состояние ту'егшгкгги проблемы. Избранная тема з ее конкрст-мои постг.нопке еще ¡.;е нсследопалась. имеется лсст.тгсчно гиш:рнзя

литература по общим вопросам истории, искусства и архитектуры в мусульманских странах, условно образующая следующие группы:

1) источники по проблемам исторических, социально-культурных и региональных факторов возникновения и развития Исламских государств, их политики, культуры и самого феномена мусульманской архитектуры;

2) специальные искусствоведческие и архитектурные исследования по вопросам формирования различных типов жилых и общественных, в частности, дворцовых зданий и комплексов, представляющих собой, как правило, отдельные разделы разработок ученых, соискателей из стран бывшего СССР и другие источники, опубликованные на русском языке;

3) труды арабских и западных специалистов исследователей истории и теории архитектуры и искусства государств Исламского мира.

Первая группа публикаций включает материалы, относящиеся к историческим, геополитическим и культурным корням возникновения архитектуры арабского Халифата, которые отражены в работах О.Г.Большакова, Г.Грюнебаума и других исторических и справочных источниках. В них излагаются основы формирования и развития исламской культурной традиции, однако без особого выделения сферы архи-' тектуры в общем процессе становления творческого освоения среды-мусульманского региона. В этих работах отражена картина пространственно-географического распространения новой социальной общности, государства..а затем и империи Исламского мира. -

Вторую группу составляют источники по проблемам истории и теории архитектуры, где дворцы и дворцовые комплексы рассматриваются в качестве отдельных глав и разделов работ, содержащихся в трудах таких ученых, как МАхмедов, И.Ф.Бородина, М.С.Булатов, А.В.Бунин, В.А.Воронина, Б.А.Глаудинов, Р.С.Мукимов, Р.М.Муксинов, • Д.А.Назилов, В.А.Нильсен. И.И.Ноткин, А.М.Прибыткова, Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель, О.Х.Халпахчыш, С.О.Хан-Магомедов и др. в направлении исследуемой области. Особую группу составляют разработки в сфере системного архитектурного по-факторного анализа Г.Г.Азгальдова, Р.Арнхейма, А.М.Журавлева, Д.Д.Омуралнева, А.О.Раппопорта, методика которых использовалась диссертантом при проведении аналитических исследований. В сравнительно недавних диссертационных исследованиях соискателей из стран арабского Востока Абдуллы Аль-Мутлака, Аль Хал ел а Султани. Нагиба Ахмеда Какими и др. рассматриваются градостроительные проблемы реконструкции Сргды исторических городов, учет национальных тра-

диций в формировании жилища, а также включение отдельных традиционных элементов в современное строительство общественных зданий. Рассмотрение отдельных дворцовых зданий и комплексов содержится в этих разработках в качестве частных примеров.

Третья группа содержит исследования теоретиков и практиков в области архитектуры и искусства из арабо-мусульманских стран: Аль Бинаи, Афифа Бхенси, Махмуда Ибрагима, Абделькадера аль-Рихави, Фарида Махмуда ать-Шафи и др., а также западных авторов: Г.Стерна, А.Кресвелла, О.Грабара, Дж. Хога, Д.Марсе, Д.Райса и др., в которых анализируется и обобщается исторический опыт возведения целого ряда типов жилых и общественных, в частности, дворцовых зданий и комплексов в странах Исламского мира, рассматриваются теоретические проблемы формирования и развития мусульманской архитектуры в культурно-историческом аспекте. Однако типологического и системно-архитектурного анализа конкретно исследуемых типов зданий и сооружений в указанных трудах не содержится.

Многие важные проблемы анализа исторических корней форми- . рования дворцовой архитектуры и создания на этой основе методики как ее реконструкции, так и развития новых дворцовых центров н комплексов еще не нашли достаточного отражения в научно-прикладных и проектных разработках. Среди них необходимо выделить:

- отсутствие достаточно объективизированной закономерной картины исторического формирования исследуемых объектов;

- недостаточную изученность логической взаимосвязи основных исторических периодов развития с наиболее характерными приемами и принципами формирования дворцов и дворцовых комплексов;

- фактическое неиспользование до настоящего времени избранной методики системного пофакторного архитектурного анализа при изучении исследуемых типов зданий и сооружений.

Цель и задачи исследования. Проведение систематизации, хронологического и типологического архитектурного аналнза дворцов и дворцовых комплексов Исламского мира от исторических к современным. выявление закономерностей и особенностей формирования и развития данного типа зданий и сооружений в контексте региональных условий Среды на примере стран Ближнего Востока.

Границы исследования. Хронологические границы исследования охватывают исторические регионы формирования Исламской дворцовой архитектуры с древнейших времен домусульманской эпохи (IV-!!! тыс. до н.э.) до 90-х годов XX века. Территориальные границы в основном исчерпываются регионом стран Б.ипкнего и Среднего д?остока

(Ирак, Сирия, Палестина, Иордания, Ливан и др.). наиболее ярко представленным многочисленными и многообразными типами дворцовых зданий и комплексов, что позволяет максимально объективизировать результаты исследования. Вместе с тем. в работе содержатся также архитектурные объекты из других стран Исламского мира, наиболее контрастно иллюстрирующие основные выводы и результаты исследования.

Объест и предмет исследования. Дворцовые здания, соопуження п их комплексы мусульманского мира от исторических к современным, особенности их архитектуры во взаимосвязи со средовым региональным контекстом.

На защиту выносятся: Уточнение архитектурно-исторической периодизации формирования и развития исследуемого типа зданий и комплексов.

2) Использование методики пофакторного системного архитектурного исследования в процессе анализа исторических и современных дворцовых зданий и сооружений.

3) Обобщение наиболее характерных закономерностей а особенностей пространственно-планировочной организации зданий и комплексов дворцов в странах Исламского мира.

Основные задачи исследования: 1) обосновать историческую периодизацию главных этапов формирования и развития дворцовой архитектуры е странах Исламского мира;

2) на многочисленных примерах наиболее выдающихся дворцовых зданий и комплексов построить логически взаимосвязанную картину исторического формирования исследуемого архитектурного типа;

3) на примерах конкретных наиболее характерных объектов дворцов согласно избранной методике, осуществить их пофакторный системный архитектурный анализ;

4) обобщить полученные резулйаты и выявить закономерности и особенности развития исследуемых типов объекта исследования во взаимосвязи со средовым региональным контекстом.

Методика исследования принята комплексная, включающая хронологический архитектурно-планировочный и пространственный анализ формирования дворцовых зданий и комплексов, обоснование периодизации их развития в странах Исламского мира; натурное изучение отдельных памятников дворцовой архитектуры и использование ре результатов предыдущих исследований в данной области; проведение системно-структурного пофакторного архитектурного анализа; обобщение результатов проведенного анализа н выявление закономерностей и

особенностей архитектуры дворцовых зданий, сооружений и их комплексов.

Научная новизна работы состоит в том, что впёрзые:

- с позиций контекстуально-исторического подхода к формированию дворцовых зданий и комплексов мусульманского мира выявлены сснозные характерные особенности и принципы их развития;

- методика пофахторного. системного архитектурного анализа использована при исследовании дворцовых зданий и комплексов в процессе сравнения исторического и современного наиболее характерных образцов:

- нылзлены глазные закономерности 'и особенности формирования исторических н современных типов дворцовых зданий и комплексов в специфических условиях Среды региона.

Практическая ценность работы. Использование разработанной хронологической и типологической классификации дворцовых зданий н комплексов для целей реставрации, реконструкции и нового возведения з социально-культурных и природно-климатических условиях регионов мусульманских государств. Применение методики структурного пофак-терпего анализа для других сходных с исследуемыми типов объектов архитектуры а подобном средовом контексте выявленных принципов и приемов пространственно-планировочного формирования дворцовых зданий, сооружений и их комплексов в практике проектирования и возведения объектов гражданской архитектуры дворцового характера. Б целом, данная работа может быть иеполюопана в учебном процессе но архитектурной специальности при подготовке учебника по истории архитектуры стран Востока, в виде составной части лекционного курса «История архитектуры^, а также в курсовом и дипломном архитектурном проектировании.

Апробация результатов исследования. Полученные результаты исследования докладывались на научно- исследовательских конференциях и семинарах в Кыргызском Государственном УСТАрхитектуры, Кыргызско-Российском Славянском университете. Университете Аль-Нлд;ках в г.Нг.блус ('Палестина), Иорданском университете в г.Лммп;; (Иордания);

- з специальных публикациях по отдельным регионам и периодам формирования исторических дзорцовых зданий и комплексов с выводами и рекомендациями по реконструкции и новому возведению в условиях среды исторических и современных городов мусульманского мигл:

- в методических указаниях по проведению пофакторного системно-структурного типологического анализа дворцовых зданий, сооружений

и их комплексов для целей учебного и реального экспериментального архитектурного проектирования;

- в предполагаемой монографин (на арабском языке) об архитектуре дворцовых зданий и комплексов Исламского мира, подготовленной к изданию как в Палестине, так и в других арзбоязычных странах;

- в учебном процессе по курсу «История архитектуры» в УСТА.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из двух томов. Первый том включает текстовую часть - введение, три главы, заключение и библиографию. Второй - иллюстративную часть из 63-х графических таблиц.

Во введении дана обще« характеристика работы, обоснована ее актуальность и научная новизна, определены цели и задачи исследования, методичс ский аппарат, намечена гипотеза и практическая ценность работы.

В первом разделе диссертации «Условия формирования дворцовой архитектуры доисламского периода» содержится хронологический анализ во взаимосвязи с наиболее характерными типами дворцов доисламской эпохи; выявлены главные особенности формирования дворцовых зданий и комплексов в средовом контексте региона.

Второй раздел «Ценезис и эволюция архитектурных типов дворцов Исламского мира» содержит, хронологический и архитектурно-типологический анализ дворцов и дворцовых комплексов в наиболее важные исторические периоды формирования государственности и культуры мусульманского мира; обобщение основных характерных черт и специфики дворцовой архитектуры Омейядского, Аббасидского периодов и эпохи владычества Османской империи; систематизированный фактологический материал, подготовленный к проведению пофакторно-го архитектурного анализа исследуемых объектов, содержащегося в третьем разделе «Закономерности формирования дворцовой архитектуры Исламского мира», где на примерах наиболее характерных исторического и современного дворцов раскрываются последовательные этапы данного анализа, обеспечивающего выявление главных принципов формирования архитектуры дворцовых объектов; анализ отражения выявленных в работе принципов и приемов проводится на многочисленных примерах из области современного опыта формирования н раз-сития дворцовых комплексов и сооружений в странах.Исламского мира.

В заключении сформулированы результаты проведенного исследования, выводы и рекомендации по каждому разделу и всей диссертационной работе.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Проведенный в первом разделе исследования «Условия формирования дворцовой архитектуры доисламского периода» этимологический анализ термина дворец от сходного в целом ряде языков значения двор (айван, атрий, каср, сарай) определяет его важное архетипическое значение в процессе пространственно-планировочного формирования типов дворцовых зданий и комплексов, что подтверждается последующим анализом.

Исследование фонового социально-исторического, природно-климатического и градостроительного контекста обширной части Азии, Северной Африки и юга Европы позволило установить характерные черты основных регионов размещения прототипов доисламской дворцовой архитектуры, в том числе:

- наиболее ранний исторический период появления древнейших государств и первых в мире городов на территориях плодородных долин Двуречья, Среднего Инда, дельты Нила, а также предгорий нынешних Сирии и Ирана, то есть в пространственном ареале зарождения государств современного Исламского мира и его архитектуры; .

- разделение к началу УП-го века обширной полосы Старого Света между двумя великими державами - Византийской и Сасанидской обусловило своеобразную дихотомию влияний , в процессе социально-исторического формирования мусульманской культурной традиции и ее архитектуры;

- анализом исследуемых регионов установлены наиболее характерные приморские и континентальные, предгорные и равнинные, пустынные и оазисные условия климата и ландшафта Среды формирования исторических прототипов дворцовых зданий и комплексов мусульманского мира;

- на ряде конкретных примеров исследованы исторические традиции и градостроительные особенности пространственно-ландшафтной Среды регионов формирования и развития преднсламской дворцовой архитектуры.

Архитектурно-типологическим анализом дворцов доисламского исторического периода по региональным и хронологическим критериям определены особенности эволюции их функционально-планировочных и объемно-пространственных характеристик, в том числе:

- от первого чертежа в виде петроглифа (дворца правителя Гудеа на пьедестале его скульптуры, XXII в.до н.э.) до реконструированных руин дворцовых построек Древневосточных деспотий - группировка

¡o

помещений вокруг больших и .малых внутренних дворов, размещение самих дворцов б составе цитаделей (Ур-Намму, III тыс.-л. до н.э.; Алъ-Аккади в Мари. нач. 11-го тыслю до н.э.); использование планировки типа бит-хшани с размещение длинных зальных помещений параллельно фасадам (дв.Никемпа, XV в.до н.э.; дворцы Сам'аля и др.); ритмичность вертикальных выступов контрфорсов, башен и ворот, создающих разнообразие стеновых поверхностей и придающих образ торжественности зданиям и сооружениям;

- мистериальныи, театрализованный характер больших дворов во дворцах-комплексах Эгейского мира (в Кноссе, Фесте, Маллиа, нач. П-го тысячелетия до н.э.) различные вариации залов с портиками - мсги-ронов (в Пилосе, нач. XII в. до н.э.). размещение дворцов в составе,акрополей - возвышенных и духовно насыщенных городских центров (Пергам, III в. до н.э. и др., уже в более поздний период, в эпоху Эллинизма);

- жесткость геометрии планов, мощные пилоны входов при развитом благоустройстве внутренних территорий садов с бассейнами (Ка-хун, II ты с. л. до н.э.), циклопический масштаб и его постепенное убывание вглубь лабиринта помещений с гипостпльными пространствами залами, церемониальные мосты-переходы (окно явлений в Тель-эль-Амарне XV в. до н.э.. в Мединет-Абу, XII в. до н.э.) в Древнем Египте;

- замкнутость, комплексность планировки и выражение силы б дворцах-форпостах деспотий Двуречья, обогащение их силуэтносгн зиккурагпами (Саргона II, VIII в. до н.э.). экзотичность сооружений благоустройства (висячие сдобГдворца Навуходоносора И в Вавилоне, VI в. до н.э.), многоколонность пространств огромных залов дворцов-городов (а Персеполе, V1-V вв. до н.э.) - символы богатства у. могущества как монархов, так и управляемых ими городов-государств;

- в Центрально-Азиатском регионе в VI-1I вв. до н.з. концентричность плана дворца-крепости Кой-Крылган-кала, камерность, поли-хрэмкость и декоративная скульптурность интерьеров дворцов Aíi-Ханум, в Стагюй Ннсе, Халчаяне и других местностях на территории нынешнего Узбекистана;

- антично-римская модель двориа-^аиуса как в составе форумов, так и в пригородных местностях - дворцов-вшл с развитыми внутренними садами за криптопорпптами ограждающих стен (виллы Азеллик, Мистерии, Папирусов и др., ÍI-I вв. до н.э.). многообразие развлекательных функций помещении и сооружении (нимфесс, стадиев, терм и др.) в комплексах городских дворцов в Риме (Нерона, I ь.), террасность их построения (Ливии, Флавиев, I в.). появление сильно укрепленных

дворцов-военных лагерей (Диоклетиана, IV в.) в эпоху заката Римской империи;

- компактность, замкнутость, "неформальность" симметрии пла-ноз в сочетании с выразительностью многосяетных купольных и сводчатых интерьеров дворцов периода правления Сасанидской династии в Иране (в Ктесифоне, Серзистане. Фнрузабаде, III-IV вв.);

- линейность планировочной организации гигантских комплексов дворцов Константинополя в период расцвета архитектуры Византийской империи (Большого. Регнума, 1V-VI вв.). применение апсид и построек типа базилика при формировании камерных дворцов (на о.Меледа, V-VI вв.), а таюке морского фронта фасадов укрепленных стен с башнями и маяками (Буколеон, V-VIII вв.);

- тектоническая целесообразность (деформационные и антисейсмические швы двойных стен) и декоративная символика полихромных арабесок дворцов предмусульманского периода з Иране (Кухи-Ход;ка. Дамгана, Хош-Кури V-VI вв., и др.), глубокая скульптурная пластика фасадов стен сомкнутыми полуколоннами и перспективными арка арками верхнего пояса с увенчиванием парапе'тоз ступенчатыми зубцами з хорезмимском дворце цитадели (Варахша, VH-VÎIT вв.), применение эллиптических арочных порталов. появление гипоз укрепленных двор-цез-замкоз с жилой башней-ч-гагкол! з центре дзера (Бншапур, Каср-и-Ширнч. Тешик-Кала и др.) с характерной софриро*:<ой наружных фасадов стен и ллсс:<с\'роиельнъ;мн залами с зерхним освещением и богаты'.! подихромнмм декором интерьер"«:

- мобильность кочепого жилища (шатроп. юрт) арабоз-бедуинов -"носителей" идеи Ислама, каноничность (Ьункцноналъного зонирования планов как внутри самих mai роз, так н нх группировок на местах стоянок - принципиальная функццснальнс-планнроиочная оснсза формирс-ппь'ил будущих дзорнсз и лсорпозых комплексов мусульманского мира.

Проведенным со втором разделе «Генезис и эволюция архитектуры дисраоп Исламского мира» исследованием типичных примеров зданий и комплексов эпохи становления Исламской дворцовой архитектуры з годы правления династии Омейядов (661-750) установлено следующее:

- первые, не сохранившиеся далее з руинах, дворцовые здания и сооружения Омейядского периода (аль Хадра в Дамаске, аль Хазрин. оль Д;кабнл и др.), закладывают основы функционально-планнрозочной структургл, проявленной в позднейших надстройках (аль Азем и др.);

- малые "пустынные'' постройки дзорцов (аль Амра. аль Сарх и др.) демонстрируют сходство с хсямозей и дворцовой сасанидской

(корнями тяготеющей еще к шумеро-аккадской) сводчатой архитектурой, функционально они служат скорее минимально благоустроенными "охотничьими" резиденциями в окружении пустынных ландшафтов;

- этап "расцвета" омейядской дворцовой архитектуры, сопровождающийся формированием центричных прямоугольных структур в стиле хира (от аль Гарби, аль Шарки до ал им Фаджар, аль Мшатта и значительно позже - аль Гамбра в Испании) с четкой функциональной иерархией и объемно-пространственной детерминированностью помещений, включением в комплекс дворца зачастую уникальных по архитектуре обслуживающих зданий, обширных благоустроенных территорий, садов, а также использованием многочисленных и разнообразных приемов и средств улучшения микроклимата (экодизайна) помещений;

- закономерный, однако обогащенный опытом "закат" Омейядской дворцовой традиции (аль Харана), демонстрирующий увеличение компактности, функциональной четкости и высоты (до двух этажей) подобного же стиля хира в планировке и объемно-пространственных характеристиках, а также придание дворцам замковых, оборонительных функций.

Типологический архитектурный анализ дворцовых зданий и комплексов Аббасидского (750-1258 гг.) периода показал:

- определяющее влияние на формирование новых'типов дворцовых построек столицы империи Аббасидов - Багдада: Зеленый Ку-пол(1олотые Ворота) как прототип большинства центральных дворцовых построек: аль-Куфа, Балькувара, аль-Джесс, Мутассима Джаусака и др., демонстрирующих постепенное повышение комплексности, монументальности и многократного увеличения физических размеров дворцов вплоть до типологического таксона дворец-город со сложной и ''мозаичной" структурой планов;

- возведение колоссальных "пустынных" дворцов-форпостов (Ухайдир и др.) с монументальной ритмикой пристенных пилонов-башен и геометричной планировкой крупных здан и й-платформ, как вдохновляющий импульс для формирования современных дворцовых ансамблей (творчество выдающегося иракского архитектора Рифата Ча-дирджн);

- объединяющее значение сеистанского стиля построек Х1-ХН вв. в странах Магриба и Машрика (арабского Запада и Востока) общими аохитектурно-планировочными решениями 2-4-х айванного дворика с характерными ярусными аркадами стрельчатых сводов, сталактитовых куполов, а также богатым декором разнообразных приемов отделки:

- разнообразие архитектурно-стилевых влияний (античного, дальневосточного и др.)» а также омейядского алъ-Хира в государствах Центральной Азии от Кашгара до Багдада накануне монгольского нашествия и падения халифата Аббасидов в 1258 году.

В процессе исследования этапов развития дворцовых построек периода господства Осмзнской империи (1300-1918)выявлены следующие положения:

- замковый, оборонительный характер дворцов (Клыч-Арслана, Кей Кубада,ХН-ХШ вв., 1г др.) "предосманского" периода в Малой Азии;

- грандиозный масштаб, роскошь и сила гтшуридской, параллельной по времени Османской, ветви (Ак-сарай в Шахрисябзе, 1380. совр. Узбекистан) формирования мусульманской архитектуры в Центральной Азии (высокие порталы-янш/лато/, разнообразные купола на высоком барабане, различные виды декора и др.);

- формирование, в общих чертах, характерных стилевых элементов Османской дворцовой архитектуры (Текфур-сарай,ХГУ; аль-Хазаф аль-Сини в Стамбуле, 1472;): чередование контрастных полос ди-хромной облицовки фасадов, купола на тромпах и турецких парусах, циркульные арки и др.;

- закавказский вариант средневековой тимуридской ветви (Ширван-шахов,ХУ;Бакинских ханов,ХМИ-Х1Х, и др.) развития мусульманской архитектуры иллюзорного возвеличивания масштабности: пиштак, гигантский купол, увеличение угла восприятия, роскошь декоративной отделки и др.;

- крытые галереи макад, решетчатые эркеры мсаирабия, много-светные залы с вентиляционными устройствами ка'а и др, - наиболее характерные черты сложившегося красноморского стиля (дворцы эмира Мамая, Мххад Альдин, Зейнаб Хатун в Каире, 1500, и др.) освоения и формирования своеобразного экодизайна традиционной архитектуры жилища региона;

- преемственность приемов и принципов экодизайна при формировании замково-башенной архитектуры дворцов типа тирхермт в странах Магриба (в Рабате, дворец-усадьба и Айт-Араби, Марокко. 1600), дворца-сада рияд (в Мекнисе.1600) с озелененными "туннелями", а также оригинальных решений деревянных фонариков окон и характерного декора дверей (Бади, Марокко, XVII);

- формирование крупных двсрцозых комплексов (Тон-Капу в Стамбуле, 1600-1900, Азем в Дамаске, 1749), ознаменовавших "расцвет" османской дворцовой архитектуры с дальнейшим развитием турецких

(парки-сады с павильонами, островерхие минареты, и др.) и сирийских (чередование контрастных полос мраморной облицовки стен, многообразие форм проемов, витые формы столярного заполнения окон, ставень, потолков; раскреповка стен интерьеров, и др.) стилевых мотивов и элементов;

- конструктивистская трактовка фасадов дворца аль-Щех Сайд аль-Мактум в Дубай (1800) на фоне господствующего эклектического направления в странах Османской империи накануне ее "заката";

- совершенствование помещений дворцов типа ка'а с шахтным проветриванием (Синтури, XVII в., Каир, Египет) и других элементов экодизайна: "перфорированных" куполов, системы водного охлаждения сатьииб и др. (Фустат в Каире, XVII в.);

- разнопысотность орнаментированных айванов дворца Таш-хаули (Хива. 1830-38, совр.Узбекистан), влияние традиций античного атриумного жилища (Дар бен-Абдулла,1831,Тунис);

- оборонительный, замковый характер дворцов, обнесенных крепостной стеной с башнями и характерным зубчато-ступенчатым парапетом (замки Касосима, 1730, Эмира, 1850; дворец ибн Рушд.1893 в Саудовской Аравии), указывающими на влияние древней сасанидсхоп традиции и йеменского, башенного 'зодчества ЛгаЫа Felix (государств' "Счастливой Аравии").

- закрытая планировка комплекса дворца-стены Аль-Хаеан (Аб> -Даби, совр.ОАЭ, 1900) с выделением дворцового "оазиса" в среде планировочной структуры города.

В результате проведения архитектурного анализа исторических и современных дворцов мусульманского мира в третьем разделе «Закономерности формирования дворцовой архитектуры Исламского мира» выявлены основные особенности их пространственно-планировочной организации, исследованной и проиллюстрированной практическими примерами.

Архитектурно-типологическим исследованием Каср ,Ъ>ра выявлены следующие принципы формирования исторического дворца этапа становления мусульманского зодчества:

- исторически сложившийся состав помещений дворца, блока обслуживания и мест внешней территории за ограждающей стеной соответствуют типу малого охотничьего дворца-замка в пустынном ландшафте:

- функционально основные группы дворцозых и обслуживающих помещении прямо или опосредованно связываются с хозяйственным дз.-'Гом и дифференцируются па зоны дневного и ночного пробы-

вания, связанные векторными графиками перемещения жильцов, гостей и обслуживающего персонала; хорошо проветриваются восходящими потоками прохладного воздуха через низко размещенные двери в верхние малые вентиляционные проемы; внутренний двор имеет большую плошадь затенения от самих дворцовых и обслуживающих объемов;

- пространственно дворец включает сочетание зальных и ячейковых групп помещений, объединенных непосредственно, через коридоры или пространство внутреннего двора; большинство фокусных пунктов восприятия обеспечивают композиционно завершенные визуальные кадры:

- соотношение застроенной и дворовой плошали составляет примерно 1:1; наибольшую долю площади внутренних пространств занима-е1. ауднепц-зал ка'а с альковом и спальными помещениями, эта же группа помещений имеет наиболее контрастное и центральное расположение в плане, включая также стаиелъ - помещение для загона скота; планировочная модель обеспечивает равновесное расположение описывающих план элементарных геометрических фигур(п-т9);

- морфологически здание расчленяется на прямоугольные объемы, сводчатые, купольные, цилиндрические и плоскостные элементы; количественно преобладают прямоугольные объемы со сводчатыми завершениями, ку польные представлены лишь тремя, в том числе, одним полукуполом; липни восприятия преимущественно горизонтальные, с волнистым циркульным обводом сводов и куполов; по расположению г.ертпкальные плоскости преобладают над горизонтальными;

- конструктивно здания дворца представляют каменные стены с купольными, сводчатыми и частично плоскими перекрытиями; ведущие строи;ельныс материалы - камень, кирпич и дерево, отделочные - штукатурка, :рисовые и терракотовые плиты, глазурь, мозаичная живопись по стенам и потолкам;

- геометрически взаимосля ¡анная форма плана образует гармоничные пропорциональные соотношения по большинству выделенных линейных пектороз и откладываемых луг окружностей построения;

- семантически большинство выявленных аспюморфных элементов плана Каср-Амрл составляют общее подобие элементам дворца аль-Сарх того же типа фупкпионально-пляниропочной организации; выявлено общее сходство ряда элементов плана с предметами быта и одежды арабов (кофейник, поясной ремень); объемная форма топочного отсека хаммома фопон близка традиционным погребальным сооружениям саркофагов; наиболее эффектный ракурс восприятия здания дворца образно сравним с многоплановой композицией живописной груп,уы араб-

ских женщин в национальной одежде; форма плана иконографически воспроизводит фрагмент канонического текста "а'Аллах" соответствующей суры Корана, а изобразительные и орнаментальные знаки на поверхностях внутренних стен дворца частично воспроизводят форму плана всего дворцового комплекса; выявлению семантического каркаса - микроклимата на основе выработанных веками региональных методов экологического дизайна;

- планировочное соотношение внутренних и внешних пространств составляет приблизительно равные доли (как й в исторических дворцах), строгий иерархический порядок главного, второстепенных и автономных элементов плана обеспечивает ясно читаемую и геометрически четкую планировочную модель;

- пространственно дворец содержит почти все классифицируемые типы: зальный ячейковый, линейно-коммуникационный, полуоткрытый и открытый, способствующие разнообразию пространственного восприятия, выраженного в эффектном визуальном кадрировании внешних и внутренних пространств;

- морфологически объем дворца включает цельные, "неполные" и фигурные элементы, составляющие простые прямоугольные параллелепипеды, коробчатые, сводчатые и рамно-фигурные формы с преимущественно горизонтальным характером линий, прямых и тупых типичных углов, а также вертикальным и горизонтальным положением разнообразных плоскостей.

- конструктивно здание выполнено в железобетонном каркасе с опорой 4га фундаментные башмаки и связи, кирпичных стенах и перегородках, а также монолитных перекрытиях по дощатому настилу на деревянных стойках с теплоизоляционным слоем из пустотного кирпича между двумя арматурными сетками и цементной стяжке с,бетонным слоем; полы в жилых, подсобных и коридорных помещениях мозаичные, покрытия внутреннего двора из бетонных плиток; потолки гладкие, оштукатуренные и окрашенные; алюминиевые и пластиковые дверные и оконные рамы, остекление .окон с ажурными решетками, полотна дверей из искусственных материалов; стенки и дно бассейна облицованы глазурованной плиткой;

- геометрическая взаимосвязанность формы плана определяет гармоничный пропорциональный строй всего здания и отдельных его составляющих, взаимообусловленность основных геометрических построении:

- семантически сравнение внешних характеристик облика всего здания дворца вызывает ассоциацию с базиликальным храмовым объе-

мом и его интерьером с продольным перекрытием центрального пространства; сравнение автоморфности составных объемных элементов определяет подобие историческому дворцу Каср-Амра; рисунок плана напоминает по очертаниям форму арабских каменных скульптур; установлено силуэтное сходство дворца с техническими объектами типа ктар (поезд), бахгра (пароход) или саяра (грузовой автомобиль с фургоном); анализ иконических знаков плана с четким изображением арабского написания букв "Л ", "М", "Р" и "К" позволяет сделать предположение о своеобразном семантическом отражении имени зодчего -АКРАМ в его произведении; отдельные морфемы дифференцированы л представлены в виде классификации наиболее' характерных визуальных фрагментов.

- в формально-композиционном отношении дворец имеет две явно выраженные оси - продольную и поперечную с рядом визуальных осей и двумя - основным и второстепенным композиционными центрами, систему поперечно и продольно направленных ритмиченских рядов; геометрически четкий, хотя и несколько неформально-уравновешенный план, придающий дополнительный интерес для восприятия, а также достаточно сложный симбиоз вертикальных и горизонтальных, динамичных и статичных векторных характеристик, составляющих целостную и гармоничную архитектурную композицию дворца

Значение дворцов как симбиоза лучших достижений архитектурно;'! мысли и высоких строительных технологий возрастает в русле выявленных тенденций и принципов их пространственного формирования:

- глубокий историзм подхода к проектированию и возведению современных дворцовых зданий и комплексов, позволяющий не только воссоздавать их внешние пространственно-планировочные формы, но на новом уровне прогрессивных технологий ревалоризировать традиционные методы социальной адаптации к природно-климатическим и ландшафтным условиям Среды региона; при этом, исследуемый тип объектов призван стать своеобразной лабораторией внедрения и преобразования альтернативных средств экологического взаимодействия с историей, культурой и климатом региона;

- регионализация современного Исламского зодчества в русле всей мировой архитектуры (на примере научного и практического творчества выдающегося иракского архитектора Рифата Чадирджи) - ведущая теоретическая концепция при формировании дворцовых зданий и комплексов как ведущих символов архитектурного авангарда: синтез наиболее прогрессивных идей и технологий в строительстве и архитектуре, с од-

ной стороны, а с другой - абстрактных национально-региональных архитектурных форм.

В целом, проведенные в работе исследования позволили выявить основные закономерности формирования дворцовых зданий и комплексов на основе взаимовлияния исторических традиций зодчества и прогрессивных тенденций современной мировой архитектуры.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Выявлена, обоснована и систематизирована хронология исторического формирования Исламской дворцовой архитектуры с древнейших времен доисламской эпохи (1\МН тыс. до н.э.) через Оменяд-ский, Аббасидский и Османский периоды ее развития до наших дней -конца 90-х годов XX века, выявлены особенности пространстг.еино-планнровочной организации дворцовых зданий и комплсксос з каждый из исследованных периодов.

2. Подтверждено архстшшческое значение термина Оаирец от основополагающего планировочного элемента двор', выявлены условия соцпально-историческог.о, природно-климатического и градостроительного контекста формирования дворцов как наиболее представительных,' долговечных, остающихся, памятных (мемориальных) символов - симбиоз« ■/кплого(часгного) и общественного зодчестаа; обоснована типологическая преемственность архитектуры дворцов в сочетании со стилевым многообразием с странах Передней и Центральной Азии, Северной Африки и Европейского Средиземноморья и других регионах подлинного очага культур:-.о-нсторического зарождения мировой цивилизации.

3. Исследованием возникновения и эволюции исторических дворцов Исламского мира установлено, что заложенные в основу формирования дворцов, дворцоаы.ч ансамблей и других произведений Исламского зодчества в период его становления уникальные пространственно-планировочные и экологические, апробированные веками приемы и принципы обусловлены главными объективными постоянно действующими факторами, подтверждающими одну из основополагающих концепций развития всей мусульманской архитектуры: покорность (араб, ислам) среде региона и постоянное взаимодействие с его богатейшей историей и культурой, климатом и ландшафтом в процессе создания внутри зачастую вралсдебного мира пустыни комфортного и экологически целесообразного мира человека.

4. В каждом из исследованных периодов формирования дворцовой архитектуры з зависимости от места расположения и функциональной организации выявлены: царские дворцы-резиденции, дворцы-крепости (замки), дворцы-усадьбы, дворцы-центры городов, а также дворцы - многофункциональные комплексы - с древнейших времен до начала становления Исламского зодчества; тенденции обогащения типологического пяла дворцами халифов, дворцами-усадьбами и загородными резиденциями и поху зарождения и совершенствования архитектуры Исламских халифатов и империй; современные и перспективные типы дворцов - правительственных центров, посольств, элитных и дворцов широкого общественно-культурного назначения, а также дворцов среднего слоя (особняков).

5. Сравнительный системный архитектурно-типологический анализ исторического (Каср-Амра) и современного (в Гор. Иордания) зданий дворцов в аспекте критериев условий н окружающей территории, функционального, пространственного, планировочного, морфологического, конструкций и строительных материалов, семантического, формально-композиционного, а также идейно-содержательного выявлены особенности и закономерности их пространственно-планировочного формирования.

6. Анализом практических примеров, отражающих выявленные закономерности формирования современных дворцов Египта, Иордании, Ирака и Саудовской Аравии в региональном и хронологическом аспектах установлено:

6.1. Преемственность региональных традиций в сочетании с романской моделью формирования египетских дворцов (Лльвади Алжа-дил. Альджиза и др.), возрождение традиционных технологий (Дворец из глины) с использованием приемов экодизайна: ка'а, мишрабия, сатск И др.

6.2. Воссоздание сасанидской и сеистансгай моделей в иорданских дворцах (Хае, Исламский Характер) использованием пиштака входа, зубчатой трактовки парапетов и др.; образцовое абстрагирование в прочтении национально-региональных форм и композиционное единство ансамбля "Дворца в Гор" (арх. Акрам) - объекта настоящего исследования и эталона малого дворца-усадьбы.

6.3. В иракской дворцовой архитектуре - абстрактный историзм архитектора Р.Чадирджи (Дворец Науки, вилла Аль-Хамад и др.); установка на переосмысление нацнонхтьно-регнональных приемов оптимизации микроклимата ко взаимодействии с природой и ландшафтом Сре-

ды региона в постройках Х.Фатхи (Жарф Хесен, Такафет аль-Аскар) и других архитекторов Ирака.

6.4. В наиболее разнообразной и яркой палитре дворцового зодчества Саудовской Аравии объекты представлены от необарочных и классических (Большой, Имарет, "В классическом стиле" и др.) моделей через конструктивистские и современные ("С современным двором", "Исламская архитектура", "Аль Эмрани", "Частный дв. в Мекке" и др.) с оригинальной трактовкой национально-региональных приемов к перспективным, экспериментальным решениям (Аль Хал аль-Амсал, Аль-Кинды) и созданию новых типов дворцовых комплексов ("TUWAIQ PALACE в Саудовской Аравии"), воедино связывающих образ шатра -жилища первых носителей идеи Ислама бедуинов с бионической свободно извивающейся структурой дворцовой стены, создающей символический образ Мира внутри Мира ("The World within a World" Louis Kahn) - мира Исламского зодчества внутри здания МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ.

Ii

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1. Об истории возникновения дворцовой архитектуры Арабо-Исламского мира. - Бишкек, 1998. - 15 с. /КГУСТАрхитектуры/. (В соавторстве с Д.Д.Омуралиевым). - Алматы, 2000 /Изд-во INTAS/.

2. К архитектурно-пространственной организации дворцовых зданий и комплексов Ирака (от исторических к современным).- Бишкек, 1999,- 15 с. /КГУСТАрхитектуры/.- Алматы, 2000 /Изд-во INTAS/. (В соавторстве с ДДОмуралиевым).

3. Об экологическом дизайне Исламской дворцовой архитектуры. — Алматы, 2000./Изд-во INTAS/.

4. К вопросу об архитектуре дворцов Исламского мира: Доклад на науч.-практ.конф. ун-та Аль-Наджах, г.Наблус, Палестина. - Тезисы докл. конф.- -Наблус, 1997 (на араб.яз.).

5. К проблеме исторического формирования дворцовых зданий и комплексов в странах Ближнего Востока: Доклад на науч.семинаре Иорданского ун-та. - М-лы науч.семинара.- Амман, 1998 (на араб.яз.).

6. Историческая дворцовая архитектура Ирака. - В журн.: Albenaa/ Saudi Arabia, 1997, с.22-26 (на араб.яз.).

7. О взаимовлиянии традиций в современной арабской архитектуре.- В сб.: Особенности архитектуры стран Востока. - Каир, 1999.- с.23-29. /Изд-во Ун-та Йен Шамс/.(на араб.яз.).

8. Об отражении вопросов экологической организации интерьеров исторических дворцовых зданий и комплексов Востока: Доклад на науч,-практ.конф. «Наука и наукоемкие горные технологии».- Тезисы докл.конференцни,- Бишкек, 2000 /изд-во КРСУ/.

9. К'проблеме формирования архитектуры современных дворцовых зданий и комплексов в странах Ближнего Востока: Доклад на науч.-пракг.конф. «Наука и наукоемкие горные технологии».- Тезисы докл.конференции.-Бишкек, 2000 /Изд-во КРСУ/.(В соавторстве с Д.Д.Омуралиевым).

10.К проблеме зарождения архитектуры дворцов Арабо-Исламского мира,- В сб.трудов 5-й научно-технической конф. преподавателей УСТА.- Бишкек,

2000.- 6 с. /Изд-во КГ УСТА/.

11.К архитектуре современных дворцов в странах Исламского мира. - В сб. трудов 5-й науч.-техн. конф. преподавателей УСТА.- Бишкех, 2000. - 9 с. /Изд-во КГ УСТА/.

12.Архитектура дворцовых зданий и комплексов Исламского мира: Монография. - Подг. к печати на араб.язьпсе. - Иордания, Палестина, ОАЭ.

2001./При поддержке Международного фонда им. Ara Хана/'.

ХАМЕД ХАЛИД МУХАМЕД ЗАБЕН АРХИТЕКТУРА ДВОРЦОВ ИСЛАМСКОГО МИРА (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА)

В диссертационной работе исследованы проблемы формирования архитектурных типов дворцовых зданий и комплексов в странах Исламского мира. Обоснована историческая периодизация главных этапов становления дворцовой архитектуры с древнейших времен до наших дней. Проведен пофактор-ный архитектурный анализ на примере наиболее характерных объектов. Обобщены и систематизированы закономерности формирования архитектуры исследуемых дворцовых объектов во взаимосвязи со средовым региональным контекстом и опытом их возведения на примере ведущих Исламских стран.

ХАМЕД ХАЛИД МУХАМЕД ЗАБЕН ИСЛАМ ДУЙНОСУНДОГУ ДВОРЕЦТЕРДИН АРХИТЕКТУРАСЫ (ЖАКЫНКЫ ЧЫГЫШ МАМЛЕКЕТТЕРИНИН МИСАЛЫНДА)

Диссертацияда Ислам дуйносундогу мамлекеттердин турдуу дворец тибин-деги имараттардын жана комплекстердин калыптануу маселеси каралган. Дворецтердин архитектурасынын негизги калыптануу баскычтары байыркы замандан бугунку куйго чейин откон тарыхый жолунда аныкталат. Эн озго-чолуу имаратгар архитектуралык ж«на факторлук усул менен талдоого алы-нып изилделген. Дворец архитектурасынын закон ченемдуулугу айлана чой-ронунун регионалдык озгочулуктору жана алдынкы Ислам мамлекеттеринин курулуш тажрийбасы аркалуу жыиынтыкталган жана системалык турдо ирэттелген.

HAMED KHALID MUHAMMED ZABEN THE PALACES ARCHITECTURE OF ISLAMIC WORLD ( ON AN EXAMPLE OF THE COUNTRIES OF NEAR EAST)

in the dissertation to work the problems of formation of architectural types of nalace buildings and complexes in the 'countries of the Islamic world are .nvestigated. Is proved historical periodic of the main stages foundation of palace architecture from most ancient times up to now. Is carried out(spent) the irchiiectural analysis on an example most typical of objects. Are generalized and "he laws of formation of architecture of researched palace objects in interrelation .vith environment by a regional context and experience of their erection on an rxarapie conducting of the Islamic countries are systematized.