автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Семиотические принципы формирования архитектурного пространства

кандидата архитектуры
Пучков, Максим Викторович
город
Екатеринбург
год
2003
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Семиотические принципы формирования архитектурного пространства»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Пучков, Максим Викторович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГЕНЕРАТИВНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1. Современное состояние области исследования структуры архитектурного пространства

1.2. Семиосфера как среда протекания знаковых процессов 17 1.3: Семантика, синтаксис и прагматика

1.4. Язык и текст

1.5. Семиозис в архитектурном пространстве

1.6. Виртуальность и реальность

1.7. Понятие интерфейса

1.8. Элементы языков архитектуры 35 Выводы по главе

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ГЕНЕЗИСА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

2.1. Архиписьмо (архитектурное пространство и письменность)

2.2. Анализ взаимосвязей развития структур письменности и архитектуры

2.3. Метафора и икона: принципы письменности и генезис архитектурного пространства

2.4. Архитектурное пространство как текст

2.5. Метатекст и гипертекст

2.6. Городские актеры в гипертекстуальном пространстве 77 Выводы по главе

ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЯЗЫКОВ

3.1. Появление модернизма и конструктивизма

3.2. Модернизм и конструктивизм. Трансформации языков

3.3. Метаязык конструтивизма

3.4. От конструктивизма к деконструктивизму

3.5. Деконструктивизм

3.6. Интеллектуальная архитектура: архитектурные концепции эпохи микроинформатики

Выводы по главе

Введение 2003 год, диссертация по архитектуре, Пучков, Максим Викторович

В последнее время существует устойчивая тенденция к ассимиляции и взаимопроникновению различных наук, к использованию достижений одних для повышения эффективности исследований в других. И поэтому не случайно, что интерес к семиотическому и структурному подходу в исследованиях архитектурного пространства снова возрастает, хотя на этот счет нет единого мнения.

О возможности анализа языка архитектуры и рассмотрения архитектуры как языка и текста, как системы, передающей информацию (с позиций семиотики, науки о формировании значений и смысла форм), о правомерности проведения аналогий между архитектурной формой и текстом существуют две точки зрения. Одни исследователи считают, что в применении семиотических и лингвистических методов к пространству нет никакого смысла, и настаивают на суверенитете и полной независимости пространственной деятельности и пространственного опыта. Другие видят в архитектуре проявление языковой реальности, "диктатуры языка", и верят, что общие семиотические модели могут дать толчок к развитию теории архитектуры и могут быть напрямую применены при анализе архитектурной формы.

Существующие разночтения в этой сфере, сфере взаимодействия плана выражения и плана содержания архитектурного пространства, автор счёл серьезным аргументом для проведения нового исследования.

Последний XXI конгресс 1ЛА (Международного союза архитекторов) в Берлине, в июле 2002 года, был посвящен ресурсам архитектуры. Одним из лейтмотивов, прозвучавшем во многих докладах, было утверждение того, что главным ресурсом архитектурного пространства является само его строение, позволяющее наиболее эффективно использовать материальные, энергетические и людские ресурсы. И, таким образом, одна из основных задач теории архитектуры состоит в исследовании строения пространства.*

Архитектура всегда имеет целью выражение некоего смысла, а не свою материальность: соединение элементов в сооружении несет смысловую нагрузку. И формирование этой смысловой нагрузки, а также ее понимание человеком происходит Различного рода ресурсы в настоящее время являются важной темой для обсуждения. В архитектуре рациональное использование экономических, природных и людских ресурсов обеспечивается в первую очередь строением архитектурной формы, что делает ее первоочередным ресурсом устойчивого развития. по принципам «языка», а точнее «языков» архитектуры, который уникален и не сводим к структурам лингвистическим. Почему понимание его принципов важно именно сейчас?

Современная культура переживает информационный бум, который характеризуется активно развивающимися коммуникационными технологиями, технологиями работы с информацией в эпоху постиндустриальной цивилизации. Эти процессы не могут не отражаться на структуре архитектурного пространства и формы. Каким будет это влияние и как его спрогнозировать, предусмотреть, понять и создать архитектурную среду, выражающую современные и вечные смыслы? Архитектурная теория в ряде случаев бывает не в состоянии раскрыть план содержания архитектурного пространства-формы, оставаясь на позициях описательного, фактологического и исключительно исторического подхода. На этом фоне раскрытие принципов взаимосвязанных отношений между архитектурой и языком, специфики формирования архитектурной концепции, выступает в роли поиска ключа к архитектурному пространству, без которого сложно и даже невозможно покинуть узкие рамки описательности. Процессы "прочтения и написания" архитектурных знаков являются не отражениями вербального языка, а самостоятельными и уникальными коммуникационными процессами, происходящими по сходным семиотическим принципам. Раскрытие этих принципов, понимание того, что стоит за пределами плана выражения, применения архитектурных форм и конфигурации пространств и явились основными вопросами настоящей работы.

В теории архитектуры предпринимались попытки подойти к архитектуре с системных позиций, но они касались в основном синтаксиса плана выражения - правил конфигурации пространств (И.Лежава [50], И.Фридман [93]), разработки синтаксических элементов (Р.Крие, К.Александер, К.Линч [51]) и не затрагивали принципов строения плана содержания архитектурного пространства, который является источником смысла.

Работы, которые проводились в области семантики и плана содержания архитектурного пространства (П.Пеллегрино [138], А.Лагопулос [130] и др.), не затрагивали специфики современной коммуникации, ее проявления в архитектурных концепциях.

Поскольку тема работы находится на пересечении нескольких сфер знаний, теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых из нескольких областей науки. Условно их можно разделить на следующие группы:

1. Труды по архитектуроведению, искусствоведению, семиотике архитектуры и пространства и общей семиотической теории различных авторов: Р.Арнхейма,

A.А.Барабанова, М.М.Бахтина, Ч.Дженкса, Д.Желевой-Мартинс, В.В.Иванова,

3.Кассирера, М.Крампена, Т.Куна, К.Леви-Стросса, А.Леви, И.Г.Лежавы, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, М.Мерло-Понти, У.Морриса, Х.Мутаньола-Торнберга, П.Пеллегрино,

4.Пирса, И.Пригожина, Л.Прието, А.Г.Раппопорта, Ф. де Соссюра, И.Страутманиса,

B.Н.Топорова, А.Тоффлера, П.А.Флоренского, И.Фридмана, М.Хайдеггера, Э.Холла, Л.Ф.Чертова, У.Эко, М.Элиаде и др.

2. Работы по теории и эстетике письменности, теории коммуникации, грамматологии Р.Барта, Г.Бокова, И.Гельба, Ж.Деррида, Т.Куна, А.Э.Коротковского, В.Н.Топорова, Ю.М.Лотмана, И.В.Фальковского, М.Фуко и др.

3. Труды по семиотике пространства, эстетике и философии пространства, истории и теории семиологии градостроительства, системно-структурному подходу Р.Барта, А.Греймаса, К.Дрейера, М.Крампена, А.Лагопулоса, И.И.Середюка, И.Страутманиса, М.Фуко и др.

4. Статьи из отечественной и зарубежной периодики, материалы конгрессов по теории архитектуры и семиотике пространства.

Поскольку исследование происходит на стыке наук, а многие термины заимствованы из различных источников, в том числе зарубежных, и могут иметь различное толкование, в конце диссертации приведен словарь используемых терминов с объяснением применяемой трактовки.

Что дает нам основание поставить рядом понятия «язык» и «архитектура»? Очевидно, что целью строительства не является только его материальность, сам факт создания нового явления. Архитектура представляет собой не только создание убежищ и поиск приспособления человечества к природным условиям (то есть обслуживанием физического выживания человека), но и является особой сферой познания мира, познания, результаты которого зафиксированы в физической форме, в обжитом человеком пространстве. И социальные, смысловые и символические механизмы формирования архитектурного пространства первичны, что подтверждается исследованиями антропологов. Сходные структуры проявляются в архитектурных пространствах у народов, обладающих сходной социальной структурой в различных физических условиях и при различном уровне технологии. И наоборот - одинаковые физические условия (климат, технология, материалы) могут дать различную архитектуру из-за разности социокультурных факторов.

Каким образом происходит создание этой «формы проживания» человека и как отражены в ней результаты мышления? Какими формами оперировала архитектура прошлого, и что еще важнее, какими формами станет оперировать архитектура будущего?

Объектом исследования является архитектурное пространство и форма как система представления информации, имеющая план выражения (означающее/воспринимаемое) и план содержания (означаемое/понимаемое). Внимание концентрируется на плане содержания архитектурного пространства, архитектурной концепции или модели, и на рассмотрении его единства с планом выражения.

Предмет исследования - определение семиотических* принципов строения архитектурного пространства-формы, взаимосвязей плана выражения и плана содержания в архитектурных концепциях и реальном архитектурном пространстве.

Автор отдает себе отчет в том, что такого рода подход к архитектурному пространству сложен и необычен. Но он обладает большим потенциалом. Архитектура не сводима ни к чисто физическим формам и феноменам, ни к обобщенным философским, политико-экономическим или художественным категориям. Архитектурное пространство - это сложная многозначная и полиморфная система. Каждый элемент этой системы имеет свое значение, и его положение, конфигурация обладают собственным смыслом. Локальные смыслы слоев архитектурного пространства рождают в процессе взаимодействия глобальный, общий смысл и общее значение сооружения, пространства, формы. смысл, который рождает наши эмоции, ощущения, ответную реакцию на феномен. Невозможно создать действительно "человеческую" архитектуру без понимания этого смысла. И невозможно до него добраться без понимания принципов архитектурного языка, источников его возникновения и действия. то есть знаковых, символических и образных принципов формирования значения и смысла архитектурного пространства.

Реальность, окружающая человека, представляет собой сложноорганизованную знаковую структуру, глобальный пространственный "текст", который пользователями воспринимается как незнаковый именно в силу своей сложности. Архитектурное пространство и естественный (вербальный) язык, письменность, а также остальные семисимволические системы, созданные человеком, имеют сходную знаковую структуру. Они являются равноправными знаковыми системами в культуре, участвующими в производстве информации и в культурной коммуникации.

Архитектура наряду с «естественным» (вербальным) языком является одним из основных социальных интерфейсов. То есть системой, обеспечивающей общение и взаимодействие между другими системами. Она одновременно и форма, и содержание этой формы.

В свете развития коммуникации в современной культуре анализ взаимосвязей архитектуры и языка становится необходимым и плодотворным направлением исследований. Нахождение семиотических закономерностей в концепциях создания архитектурного пространства позволит нам найти смысловую базу процессов функционирования архитектуры и получить эффективный инструмент интерпретации фактических данных, прогноза развития архитектурного процесса, теоретического осмысления архитектурных феноменов.

Цель исследования - выявление закономерностей, установление взаимосвязей между структурами языка и принципами создания архитектурного пространства, выявление уникальных принципов архитектурного языка и его изменения в процессе развития.

Для достижения цели исследования автор ставит и решает нижеследующие задачи:

1. Определить роль семиотического слоя архитектурного пространства в структуре семиосферы культуры. Определить специфику существования архитектурного пространства как социального интерфейса, раскрыть его строение. Интерфейс - термин, принятый в психологии и информатике. Он использован здесь для того, чтобы подчеркнуть информационную и знаковую составляющую пространства. В формальном смысле, фасад сооружения является двух/трехмерным интерфейсом для посетителя (границей между внутренним и внешним пространством), городская площадь (улица, переулок) - система интерфейсов для горожанина, где особую важность приобретает пространство между общим (открытым) и частным (закрытым), создающее общий образ города.

2. Декомпозировать сложную систему архитектурного пространства на структурные слои (регистры) и языки. Выявить структуры и принципы, синтезирующие эти языки в единый конгломерат в пространстве/времени (гипертекст)*

3. Установить структурные, знаковые и эмоционально-образные соответствия в характере различных слоев архитектурного пространства и письменности различных исторических эпох. Проследить изменения в пространственных текстах городов и архитектурных концепциях XX века с семиотической точки зрения, выявляя принципиальные моменты формирования и строения пространства.

В результате проведенных исследований и решения этих задач, в качестве предмета защиты представлены: принципы семиозиса архитектурного пространства и структура его языков; генеративные (логические) принципы формирования слоев архитектурного пространства и их элементы; процессы формирования интерфейса и гипертекста архитектурного пространства; генетические (исторические) взаимосвязи структур письменности и пространственной архитектурной композиции различных исторических эпох; общие синхронные процессы изменений в структуре языка, письменности и в структуре архитектурного пространства-формы; процессы изменения языка архитектурного пространства в XX веке в архитектурных концепциях конструктивизма, модернизма, деконструктивизма; модели урбанизма современной эпохи микроинформатики, приходящей на смену постиндустриальной эпохе; семиотические принципы интеллектуальной архитектуры" и урбанизма гипертекста города.

Объект исследования имеет сложное строение, исследование происходит на стыке нескольких научных направлений. Подход автора к архитектурному пространству является одновременно и генетическим, и генеративным. С одной стороны, объектом

Гипертекст - система многослойной нелинейной организации текста. В структуре текста существуют элементы, позволяющие из него перейти к прочтению других текстов или документов, таким образом первоначальный текст многократно расширяется (в зависимости от существующих «ссылок» на другие тексты). Гипертекст является принципом написания текстов в сети Интернет.

Интеллектуальная архитектура» - определившееся как самостоятельное современное архитектурное течение, которое характеризуется повышенным вниманием как к эффективности использования ресурсов (при помощи новейших технологий), так и к разработке эстетических качеств архитектурного и художественного образа объекта (также при помощи технологических инструментов). научного интереса являются генеративные процессы создания архитектурного пространства, то есть ахронические (вневременные), постоянные принципы сборки пространства как информационной и логической системы. С другой стороны, для понимания специфики процессов этой сборки необходимо ее рассмотрение в исторической перспективе и в контексте культуры. Основными методами в исследовании являются: проведение сопоставлений и анализа взаимосвязей между архитектурной формой и структурами языка (генетические взаимосвязи), формулировка моделей и концепций архитектурного пространства как объекта исследования и анализ феноменов архитектурного «поля» (конкретных архитектурных сооружений и концепций их создания).

Основные модели исследования: а) модель семиосферы (созданная на основе теории семиосферы Ю.Лотмана). На базе этой модели строится развитие семиотических связей архитектуры и языка; б) модель семиозиса (производная от модели семиосферы) включает четыре аспекта переживания пространства: акустический, лексический, иконический и кинестезический; в) модель регистров пространства (на основе теории А.Леви) и генеративные модели формирования архитектурного пространства (применяются для декомпозиции сложной системы архитектурного пространства и ее последующего анализа); г) модель архитектурного пространства как социального интерфейса; д) модель генетических взаимосвязей архитектуры и письменности (включение архитектурной формы и языка в эпистему исторической эпохи).

Помимо этих моделей при анализе архитектурных концепций и сооружений в диссертации разработаны локальные модели.

Границы исследования определяются предметом исследования: семиотическим (знаковым, смысловым) срезом архитектурного пространства-формы. Внимание автора сконцентрировано на геометрическом (композиционном) и пластическом (сенсорном) слоях архитектуры, на связи пространства выражения и его плана содержания.

Временные границы исследования: основное внимание сосредоточено на архитектуре XX столетия.

Научная новизна и ценность работы: впервые проведено исследование архитектурного пространства как семиотической (знаковой) системы, уникальной в своем роде; сформулированы принципы моделирования и функционирования этой системы; впервые сопоставлены синхронные процессы развития архитектурного пространства и языка в контексте культуры, на пластическом и геометрическом (синтаксическом) планах; разработаны модели: интеграционная модель семиозиса пространства, модели синхронных взаимосвязей архитектуры и письменности, модель архитектурного знака, модель соотношения виртуального и реального в архитектуре, модель гипертекста современного города и др.; выявлены принципы функционирования архитектурного пространства как социального интерфейса; впервые проведен системный и взаимосвязанный анализ изменений основных семиотических принципов пространств в архитектурных концепциях ХХ-ХХ1 века; определены принципы нового урбанизма и интеллектуальной архитектуры эпохи микроинформатики, приходящей на смену постиндустриальной архитектуре деконструктивизма и экспрессионизма хай-тека.

Научной новизной является объединение автором структуралистского, искусствоведческого и исторического подходов, без утраты эмоционального фактора, свойственного структуралистскому анализу, и с сохранением объективности, утраченной искусствоведением. В исследовании архитектурного пространства автор анализирует план выражения (реальность) в связи с планом содержания (виртуальность, смысл, содержащийся в форме), уделяя основное внимание процессу генерации смысла.

Объект рассматривается в двух плоскостях - парадигматической, отличающейся структурным строением и стремлением к универсализации и унификации данных, и синтагматической, где уделяется внимание отношениям между смыслом формы и человеком.

Основные результаты работы были представлены в виде докладов на международных научных конференциях по архитектурной теории и семиотике пространства:

Архитектура и рынок" (г.Екатеринбург, 1996),

Пространство в образе и в тексте" (Коллоквиум Международной Ассоциации Пространственной Семиотики в г.Урбино, Италия, 1998), "Семиозис в сложных системах" (Дрезден, Германия, 1999), "Будущее архитектора" (Барселона, Испания, 2000), "Интерсемиотичностъ архитектурного пространства" (Тунис, 2001), а также опубликованы в виде ряда тезисов и статей в отечественных и зарубежных изданиях (список публикаций по теме исследования приведен в конце диссертации).

Основные положения исследования были применены в процессе выполнения автором работ в рамках международных проектов фонда ГКТАБ «Городские пороги (Санкт-Петербург, 1999 г.)» и «Архитектурные качества общественных пространств (Екатеринбург, 2000-2002 гг.)», а также были использованы им в преподавательской работе по конкурсному проектированию в Лаборатории архитектурной семиотики Уральской государственной архитектурно-художественной академии (2000-2001 гг.).

По теме диссертации автором был сделан доклад «Семиотические модальности формирования архитектурного пространства» на семинаре Лаборатории урбанистических мутаций Французского Института Урбанизма (Париж, Франция, 2002), который вызвал интерес и живое обсуждение.

Практическое значение диссертации заключается в создании теоретической базы для прогноза развития архитектурного процесса, семантики архитектурных пространств, а также в определении перспективных направлений архитектурных концепций, существующих на сегодня и только зарождающихся.

Интеграция знаний в области архитектурного языка предоставляет возможность анализировать архитектуру в контексте системы семиосферы культуры. Исследование области компетенции семиотики пространства позволяет сделать еще один шаг в определении поля теории архитектуры.

На основе положений настоящего исследования автором был разработан экспериментальный курс семинаров по теории архитектуры «Психология творчества». Этот курс был им проведен на Факультете повышения квалификации Уральской государственной архитектурно-художественной академии в январе-мае 2001г. Получены хорошие результаты, и это позволяет предположить, что дальнейшие исследования в этой области перспективны и с методологической точки зрения, а многоуровневый семиотический подход к архитектурному пространству важен и эффективен не только в теоретическом анализе, но и в учебно-образовательном процессе.

Исследования по теме диссертации были проведены при поддержке фонда Дж.Сороса, фонда ЕМТАв, программы грантов Посольства Французской республики в России, Президентской стипендиальной программы Министерства образования Российской Федерации.

В процессе работы автор пользовался консультациями архитекторов А.В.Коротича (Екатеринбург), П.Пеллегрино (Женева-Страсбург), В.М.Соняка, М.Н.Диваковой, Ю.Удаловой (УралГАХА, Екатеринбург), А.Сергеева (Омск), которым приносит свою благодарность. Также автор выражает благодарность коллективу Лаборатории Урбанистических мутаций Французского Института Урбанизма, и директору института Ж.-П.Дюшмену (Париж) за помощь в организации исследований.

Особую признательность автор выражает научному руководителю профессору А.А.Барабанову (УралГАХА), профессору А.Леви (Французский Институт Урбанизма) и профессору Л.П.Холодовой (УралГАХА) за постоянное внимание и помощь.

Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения, изложена на 145 страницах компьютерного текста, содержит рисунки и фотографии, словарь используемых терминов, список источников фотоиллюстраций, библиографический список из 145 наименований трудов отечественных и зарубежных авторов, а также 3 приложения.

Заключение диссертация на тему "Семиотические принципы формирования архитектурного пространства"

Основные выводы:

В результате проведенных исследований были выявлены основные семиотические принципы формирования архитектурного пространства.

Изотопия - понятие тождества между содержанием, смыслом концепции и ее воплощением в сооружении (общий план содержания модели соответствует плану содержания реального объекта)

Эти принципы, сформулированные на основе анализа генеративных (логических) и генетических (исторических) процессов, происходящих при сборке архитектурного пространства, сводятся к следующему:

1) Каждый из слоев архитектурного пространства имеет свой язык, свои элементы и правила их комбинации, и каждый имеет свой план выражения/план содержания, и общий смысл рождается в процессе синтеза этих слоев, в сборке* текстов в единый гипертекст.

2) Знаковые структуры в виртуальном пространстве тесно связаны с общим полем семиосферы не только на уровне семантики, но и на уровне синтаксиса и прагматики (интертекстуальность).

3) Знаки в архитектурных языках обладают виртуальным и реальным значением, и общий смысл пространства создается в момент сборки, и обладает нелинейной логикой.

4) Сборка происходит при переходе структур из виртуального пространства в реальное, когда форма каждого языка обретает субстанцию, из виртуальных структур создаются актуальные, в едином пространственно-временном континууме. В виртуальной плоскости культуры существуют схемы (концепты). Эти схемы под воздействием метаоператора (концепции) становятся текстуальными структурами-программами, а затем воплощаются в актуальные (реальные) архитектурные объекты. Создание словаря готовых архитектурно-пространственных форм в . таких условиях является малоэффективным, гораздо важнее изучение потенциала, валентности архитектурных знаков всех языков архитектурного пространства, а также концептов и метаоператоров их сборки. сборка подразумевает взаимодействие локальных форм и элементов, при котором план содержания отдельного элемента перестает существовать, а появляется общий план содержания структуры более высокого порядка.

5) Архитектурное пространство представляет собой интерфейс, организованный по принципу гипертекста, который может быть пользователем прочитан/воспринят в различных регистрах. Мы можем говорить не об архитектурном языке и тексте, а об архитектурных языках (общих знаках Ба (означающее) / Бе (означаемое) и грамматических правилах), а также гипертексте, созданном в процессе их сборки, синтеза.

6) Фундаментальные принципы, грамматические правила этих языков архитектурного пространства соответствуют архиписьму эпистем исторической эпохи, и наиболее ярко видны в естественном (вербальном) языке. В процессе исследования генезиса архитектурного пространства в двух плоскостях (языки и тексты), создана модель, которая демонстрирует исторические взаимосвязи языков архитектурного пространства и естественного языка в эпистемах истории. В результате применения этой модели, выяснено, что два диаметрально противоположных способа представления языковой информации продуцировали противоположные принципы соответствия плана выражения/плану содержания: метафорический (операции соответствия в большей степени через систему конвенциональных понятий, образ - метафора) и тонический (прямое соответствие, разработка конвенциональных понятий на основе образа как иконы).*

7) Появился новый урбанизм и новый семиозис в городском пространстве -гипертекст, который пришел на смену метатекстуальному принципу модернизма. Современный гипертекст города характеризуется следующими принципами строения: нелинейным характером интерфейса, трансформируемым сенсорным пространством, сложной геометрией, активным участием знаков городской ткани в коммуникационных процессах, существованием города как "субъекта" коммуникации. Эти два принципа являются крайними полюсами подходов, и их выделение в чистом виде невозможно (поскольку в иконическом принципе присутствуют операции по созданию концепции с помощью системы понятий). Метафорический принцип дает архитектору больше свободы в формировании как плана выражения, так и содержания, а иконический поддерживает традиционность.

8) Модернизм характеризовался новой синтактикой и семантикой, опираясь на метатекстуальный принцип языка. Авангард модернизма был в первую очередь прагматически ориентирован и трансформировал пространство на всех слоях (распределение функций, геометрия, имплантация, тектоника, пластика). Архитектура деконструктивизма разрушила устойчивые научно обоснованные представления об изотропности пространства и существенно обогатила арсенал возможных манипуляций архитектора с пространственной формой. Установлено, что в настоящий момент возникает новое направление современной архитектуры - интеллектуальная архитектура, для которой характерны следующие черты:

- формирование новых схем распределения активности (но без изменения прагматики отношений человека с пространством, социального использования пространства);

- поиск новых путей использования пространства с максимальной емкостью;

- разработка эффективного синтаксиса социального пространства, усложненная геометрия пространства;

- изменяющаяся пластика пространства (ее основные категории - проницаемость, наложение, смещение, динамичные образы).

- наличие тенденции разработки как двухмерных образов, так и сценария комфортных ощущений человека в пространстве и разработки «поверхности земли».

Именно эти феномены, понятия и являются стержнями, на основе которых существует единство стиля, выражения, концепции, они обеспечивают погружение архитектуры в смысловой контекст эпохи.

Перспективы развития проведенных исследований

Архитектурное пространство не может быть сведено исключительно к морфологии или исключительно к тектонике. Морфология форм является планом выражения ее содержания, которое заключается не только в пластике, но и в геометрии, конфигурации пространства. Внимание к плану содержания, и работа на уровне плана содержания является одной из основных задач при создании целостного и эмоционально сильного архитектурного пространства.

Положительное использование результатов исследования в разработке методики обучения моделированию архитектурного пространства (курс посвящен созданию архитектурной концепции и моделированию структуры архитектурного гипертекста) позволяет предположить, что дальнейшие исследования в этой области перспективны и с методологической точки зрения, а такой подход к пространству эффективен не только в теоретическом анализе, но и в учебно-образовательном процессе.

В современном меняющемся мире прошлые и настоящие мифы, метафоры, коммуникационные коды, смыслы и тексты, сплетенные в сложный конгломерат гипертекста, обладают огромной силой эстетического воздействия на человека.

Интерфейсная теория позволяет синтезировать в архитектурной концепции основные принципы интеллектуальной архитектуры: разработку эмоционально богатых образов пространства (архитектурных границ и поверхностей) и разработку синтаксиса поверхности земли, чтобы возвратить человеку комфортные ощущения пребывания в пространстве.

Основным ресурсом будущего устойчивого развития архитектурного пространства является само его строение: рациональное, современное, отвечающее множеству факторов. Изучение знаковых аспектов архитектуры и семиотических принципов строения архитектурного пространства становится широким полем для будущих исследований, а использование семиотических законов может дать архитектору ключ к решению многих архитектурных задач.

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ

АКТАН - действующий субъект текста, роль, более широкое понятие актера (актан может быть индивидуальный или коллективный). ХЛйШ.

АКТУАЛЬНЫЙ - реальный в данном пространстве-времени (противоположность: виртуальный)

АКТЕР - действующий субъект текста, человек.

АРХЕТИП - структурный элемент коллективного бессознательного, лежащий в основе психических процессов, прообраз, первичная форма. В архитектуре архетипы представляют собой основные архитектурные знаки и структуры знаков, геометрические и топологические, из которых складывается форма и структура пространства. 1107].

АРХИПИСЬМО - все многообразие основополагающих принципов знаково-символической визуальной коммуникации в культуре, прослеживающиеся во всех иконо-пластических и пространственных искусствах, пересечение языковых коммуникаций.

ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный язык.

ВИРТУАЛЬНЫЙ - «потенциально возможный». Виртуальная реальность -искусственно созданная, представляемая (с применением технических средств) реальность, существующая только в восприятии человека.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ слой (регистр) пространства - геометрическая композиция архитектурно-пространственных форм (синтаксис пространства).

ГЕРМЕНЕВТИКА - искусство и наука о толковании текстов, интерпретации и выделении смысла. Архитектурная герменевтика - рассмотрение архитектурной формы и пространства как специфической формы передачи знания, зашифрованного текста. ГИПЕРТЕКСТ - технологическая система нелинейной организации текста, лежащая в основе структуры текста в компьютерной сети. В гипертексте выделены слова-гиперссылки, с помощью которых можно при чтении переходить из текста в текст, читать одновременно несколько текстов.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ - стратегия по деструкции и последующей реконструкции текста. ДЕНОТАТ - структура плана содержания знака, обозначаемый объект, область значения. U12GL

ДИАЛОГ - принцип коммуникации, противоположный монологу. Диалог означает общение по принципу «вопрос - ответ, в котором заключен новый вопрос». Диалогичность - обмен информацией между языками, трансляция и ретрансляция смыслов, одно из основных качеств семиосферы. Г15], ДИСКУРС - речь, процесс коммуникации и передача информации.

ЗНАК - единство означающего и означаемого, элемент языка, включенный в процесс коммуникации, основное функциональное понятие семиотики. [82].

ЗНАЧЕНИЕ - результат действия ансамбля семиотических инструментов, означения, выражения в знаке содержания языковой информации. Ассоциация между знаком и референтом.

ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - письмо идеограммами, изобразительными знаками, соответствующими целым словам и понятиям вербального языка.

ИЗОТОПИЯ - соответствие плана выражения и содержания концепции плану выражения и содержания сооружения, обеспечивающая единство прочтения и смысла сооружения. L120]

ИКОНИЧЕСКИЙ ЗНАК - визуальный знак, подобный означаемому объекту по некоторым морфологическим признакам или структуре. ИМАГО - образ

ИМАГОСФЕРА - сфера образного восприятия окружающая человека

ИНДЕКСАЛ - знак, указывающий на объект благодаря своим физическим свойствам.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ - принцип существования текста в контексте культуры и связанность его со всеми другими культурными текстами.

ИНТЕРФЕЙС - система обмена информацией между другими системами

КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЙ - аспект восприятия архитектурного пространства, связанный с перемещениями, действиями и положениями тела, близостью и проницаемостью препятствий и т.д.

КОД - набор и структура знаковых элементов, выполняющих функцию перевода значений знаков, система соотнесения плана выражения с планом содержания. КОММУНИКАЦИЯ - процесс обмена языковой информацией между объектом и субъектом или между субъектами.

КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ - социально обусловленный, результат социального соглашения, ставшего традицией.

КОННОТАЦИЯ - дополнительные значения, поэтический и художественный уровень плана содержания, [117],

КОНТЕКСТ - среда существования текста, внешнее по отношению к нему текстуальное пространство, в структуру которого входит множество условий. КОНТИНУУМ - непрерывная пространственно-временная среда. КОНЦЕПТ - структура плана содержания знака, область смысла.

КОНЦЕПЦИЯ - единый системный замысел моделирования архитектурного пространства.

ЛОГОС - вербальная составляющая культурных знаний.

МЕТАКОД - описывающий код, служащий основой для создания других кодов. МЕТАМОДЕЛЬ - общая модель, которая используется для создания локальных архитектурных моделей и концепций.

МЕТАОПЕРАТОР - принцип архитектурной концепции, объединяющий все слои и языки пространства в целостном сооружении. Е132.].

МЕТАЯЗЫК - язык, являющийся основой других языков и текстов, на основе которого может быть описан другой язык (предметный). Метаязык архитектуры оперирует базовыми элементами архитектурной формы.

МЕТАТЕКСТ - текст, описывающий знаковую структуру другого текста. МИФ - изначально космологический и космогонический текст, фиксирующий значимые для общества события, происходившие в процессе творения мира. В современной трактовке также любая визуальная или текстовая семиотическая система, надстраиваемая над реальностью. [ 10В],

НЕЛИНЕЙНОСТЬ - отсутствие линейного последовательного развития. Отсутствие прямой аналогии между последовательностью плана выражения и плана содержания.

ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ - один из двух аспектов изучения языка, представляющий язык как систему единиц, имеющих план выражения и план содержания. ПИСЬМЕННОСТЬ (или ПИСЬМО) - система фиксации словесной (вербальной) информации в материальной знаковой форме. ПЛАН ВЫРАЖЕНИЯ - область означающих. ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ - область означаемых.

ПЛАСТИЧЕСКИЙ слой (регистр) пространства - фактура, текстура, материал, светопластика архитектурно-пространственной формы. ПОЛИСЕМИЯ - многозначность системы.

ПОЭТИКА - структура художественных средств выражения, использующаяся в произведении. Поэтическое пространство - пространство эстетического и эмоционального переживания, наделенное новыми художественными смыслами реальное пространство.

ПРАГМАТИКА - область отношений между знаковыми системами и человеком. ПРОКСЕМИКА - наука об использовании человеком неоднородности пространства в процессе социального общения. [ 127 ]

РЕФЕРЕНТ - объект-значение в структуре плана содержания.

СБОРКА (синтез) - процесс соединения элементов в целостную систему. СЕМАСИОГРАФИИ - предписьменности, служившие для осуществления коммуникации посредством начертаний, передающих значение, но являющихся непременно языковыми элементами. Е 3

СЕМИОЗИС - совокупность знаковых процессов, происходящих в пространстве и во времени.

СЕМИОСФЕРА - одна из сфер жизнедеятельности общества, сфера коммуникации, общения и передачи информации, сфера протекания знаковых процессов. C55J СЕМИОТИКА - наука о процессах и принципах формирования значений и смысла знаковГ^О]

СЕМИОЛОГИЯ - наука о знаках и знаковых системах. E-IZO]

СЕМАСИМВОЛИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - системы, в которых соответствие между означающим и означаемым может быть как произвольным (как в знаковых системах), так и строго социально определенным (как в символических системах). [120]. СЕМАНТИКА - область семиотики, рассматривающая значения знаков. СЕНСОРНЫЙ - чувственно воспринимаемый. СИГНИФИКАТ - означаемое в структуре плана содержания. СИГНИФИКАНТ - означающее в структуре плана выражения.

СИМВОЛ - знак в культурном контексте, сложная иерархическая конвенциональная структура, не имеющая непосредственной, прямой связи с обозначаемым. [52], СИНТАГМАТИЧЕСКИЙ - один из двух аспектов изучения языка, представляющий язык как процесс, поток знаковых элементов, имеющий как план выражения, так и план содержания.

СИНТАКСИС (грамматика) - правила сочетания знаков в тексте. Синтаксис пространства - принципы и правила сочетания в единую структуру различных архитектурных пространств.

СЛЕД - смысл, не нашедший воплощения в знаке, не входящий в структуру его значения; сопутствующие смыслы, появляющиеся и исчезающие в процессе функционирования знака. [32].

СЛОЙ СЕМИОЗИСА - единство временного и пространственного воплощения знаковых процессов в структуре городского образования.

ТЕКСТ - упорядоченная целостная система, обладающая знаковой структурой (элементы которой имеют значение).

ТОПОС - пространственная составляющая культурных знаний.

ТОПОСЕМИОТИКА - семиотика пространства, изучение специфики знаковых аспектов архитектурного пространства.

УНИВЕРСУМ - философский термин, «мир как целостность».

УРБАНИЗМ - наука о стратегиях развития современных городских агломераций.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - письменность, знаки которой обозначают отдельные звуки (фонемы), из которых складываются слова - понятия (в отличие от иероглифической). [943.

ЭМПАТИЯ - эмоциональные положительные ощущения принятия и признания образа, возникающие при сходстве художественного образа с воспринимаемой реальностью.Е4] ЭПИСТЕМА - «познавательное поле» культуры, мыслительное поле определенной исторической эпохи. Структура эпистемы состоит в характере соотнесения слов и вещей.

ЯЗЫК - система знаков, организованная по определенным правилам конвенционального (искусственного) характера, служащая для обмена информацией!^ 2-0 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из целей проведенной работы было намерение показать, что исследование архитектуры может не ограничиваться, и в принципе, не должно ограничиваться, одним из слоев пространства: пластическим, тектоническим или функциональным.

Архитектура - это конгломерат пространств социальных, геометрических, пластических, биоклиматических, (каждый слой / регистр представляет собой текст, имеющий содержание), объединенных идеологической концепцией, в едином пространственно-временном гипертексте. Концепция, объединяющая эти формы, порождает глобальный смысл. Изотопия концепции в свою очередь, обеспечивает ясность и отсутствие двойственности значений в процессе прочтения смысла этого гипертекста. * Современные технологии обработки информации, повышение роли образов в архитектурном пространстве ставят задачи адекватного реагирования на новые феномены, что невозможно без понимания строения архитектурного пространства-формы.

В настоящей работе впервые проведено исследование архитектурного пространства как семиотической (знаковой) системы, уникальной в своем роде и сформулированы принципы моделирования и функционирования этой системы.

Впервые сопоставлены синхронные процессы развития архитектурного пространства и языка в контексте культуры.

Проведен системный и взаимосвязанный анализ изменений основных семиотических принципов пространств в архитектурных концепциях ХХ-ХХ1 века; определены принципы нового урбанизма и интеллектуальной архитектуры эпохи микроинформатики, приходящей на смену постиндустриальной архитектуре деконструктивизма и экспрессионизма хай-тека.

Библиография Пучков, Максим Викторович, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Архитектура советского авангарда. Книга 1 : Проблема формообразования. Мастера и течения. Автор: С.О.Хан-Магомедов. Москва, Стройиздат, 1996.

2. AMC, le moniteur architecture журнал по архитектуре, март-ноябрь 2000 г. Франция.

3. Berlin. New architecture. A guide to new buildings 1989-2002. Авторы: Michael Imhof, Leon Krempel, eds. Petersberg, 2001.

4. Deconstruction I -III special editions of "Architectural Design", специальный выпуск журнала 1997 г.

5. Jean Nouvel. Автор: Olivier Boissiere, Paris, eds. Terrail, 1996.

6. Panorame de l'architecture contemporaine, Köln, eds. Konemann, 2000.

7. Фотографии, не имеющие в скобках ссылки на источник, сделаны автором диссертации.1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

8. Адамов О.И. Творческий метод и прототипы пространственных построений Александра Веснина// Архитектон.-1994,- (II)- С.27-41.

9. Альберти Леон Батиста. Десять книг о зодчестве, Т. 1-2.- М, Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937.- 392с.(т.1), 794 с.(т.2).

10. Араухо И. Архитектурная композиция,- М.: Высшая школа, 1982.- 208 с.

11. Арнхейм Р. Стиль как проблема гештальта // Новые очерки по психологии искусства,- М.: Прометей, 1994. С.280-295.

12. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм,- М.: Стройиздат, 1984- 193 с.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974 392с.

14. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства.- М.: Прометей, 1994. 352 с.

15. Асс Е. Архитектурные испытания // Проект РОССИЯ,- №7- С.52-72.

16. Асс Е. После пространства: фрагменты протоколов архитектурных испытаний // Художественный журнал.-1997,- №16- С.62-64.

17. Барабанов A.A. Семиотические проблемы в художественно- композиционной подготовке архитекторов // Художественно- композиционная подготовка архитекторов и дизайнеров,- Свердловск: САИ, 1991,- С.60-75.

18. Барабанов A.A. Семиотические основы художественного языка архитектуры. // Человек и город: пространства, формы, смысл. Т.П. Екатеринбург: «Архитектон», 1998 С.107-140.

19. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994 - 616 с.

20. Барт Р. Семиология и градостроительство // Современная архитектура,-1971.-№1-С.7-10.

21. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования,- М.: Стройиздат, 1993.-438с.

22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества,- М.: Искусство, 1979,- 424с.

23. Белый А. Символизм как миропонимание.- М.: Республика, 1994,- 528с.

24. Боков Г. Геометрические системы в архитектуре // Семиотика и язык архитектуры,- М.: ВНЙИТАГ, 1991,- С.32-57.

25. Бофилл Р. Пространства для жизни,- М.: Стройиздат, 1993,- 136 с.

26. Буров А.К. Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников. / Сост. О.И.Рженина, Р.Т. Бурова.- М.: Искусство, 1980.- 400с.

27. Буров А. Об архитектуре,- М.: Госстройиздат, 1960,- 146 с.

28. Вайбель П. Искусство и архитектура в эпоху киберпространства // Художественный журнал.- 1997.- №16-С. 67-71.

29. Винер Н. Творец и робот,- М.: Прогресс, 1966,- 104 с.

30. Витрувий. Десять книг об архитектуре,- Л.: Огиз, 1936,- 347 с.

31. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы,- М.: Искусство, 1984,-250 с.

32. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века,- М.: Стройиздат, 1990,- 286с.

33. Габричевский А.Г. Проблема архитектурного синтеза как взаимной организации массы и пространства// Архитектура СССР,- 1989,- №1- С.86-91.

34. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.- М.: Прогресс, 1988-699 с.

35. Генетические коды цивилизаций.- М.: Московский лицей, 1995.- 200 с.

36. Глазычев В.И. Эволюция творчества в архитектуре.- М.: Стройиздат, 1986- 494 с.

37. Гудман Б.Л. Западная философия культуры XX века.- Тверь: "ЛЕАН", 1997.-288с.

38. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли,- Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990,-528 с.

39. Деррида Ж. Почему П. Эйзенманн пишет хорошие книги? // История и методология архитектурной критики,- М.: ВНИИТАГ, 1991,- С.210-218.

40. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма .- М.: Стройиздат, 1985.- с. 67-69.

41. Дженкс Ч. Интервью с П.Эйзенменном // История и методология архитектурной критики. М.: ВНИИТАГ, 1991.-С.171-200.

42. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма.- М.: Стройиздат, 1985.- 137с.

43. Желева-Мартинс Д. Семантика архитектурной формы // Семиотика и язык архитектуры,- М.: ВНИИТАГ, 1991.-С.81-113.

44. Заварихин С.П. Критика в структуре архитектурного процесса // Известия Вузов, Строительство и архитектура.- 1998. №9 - С.50-53.

45. Заварихин С.П. Русская архитектурная критика. Сер.Х1Х-нач.ХХ века.-Ленинград:Изд-во ЛГУ, 1989,- 221 с.

46. Иванов B.B. Художественное творчество, функциональная асимметрия мозга и образные способности человека // Ученые записки ТГУ. Вып. 635. Текст и культура. Труды по знаковым системам XVI. Тарту, 1983.

47. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры,- М.: Искусство, 1985.

48. Иконников A.B. Между утопиями и реальностью // Архитектон,- 1994,- (1) -С.43-51.

49. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре,- М.: Стройиздат, 1986.-286 с.

50. Иовлев В.И. Пространство-время как категория образного мышления архитектора. Екатеринбург Изд-во УралАРХИ, 1993,- 80 с.

51. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов . Процесс и форма,- Екатеринбург: Изд-во УГАХА, 1996 92 с.

52. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы -коэволюционная стратегия.- М. Интерпрайс, 1995 203 с.

53. Коротковский А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры.-М.: МАРХИ, 1987 103 с.

54. Краусс Р.Скульптура в расширенном поле//Художественный журнал. 1997.-№16-С.54-61.

55. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975 - 203 с.

56. Леви-Стросс К. Первобытное мышление.- М.: Республика, 1994 384 с.

57. Лежава И.Г. Функция и структура формы в архитектуре; дисс. док. арх.-М., 1987.

58. Линч К. Образ города М.: Стройиздат, 1982,- 328 с.

59. Лосев А.Ф. Знак.Символ.Миф,- М.: Изд-во МГУ, 1982 603 с.

60. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М. Искусство, 1995,- 320 с.

61. Лотман Ю.М. Избранные статьи, т.1 Статьи по семиотике и типологии , культуры,- Таллинн: Александра, 1992,- 480 с.

62. Лотман Ю.М. Динамическая модель семиотической системы // Избранные статьи т. 1 Статьи по семиотике и типологии культуры,- Таллинн: Александра, 1992,1. С.90-102.

63. Мастера архитектуры об архитектуре / Сост.А.В.ИКОННИКОВ.-М.:Искусство,1971,- 590с.

64. Мандоки К. От культового города к виртуальному: эволюция развития великого Мехико-Теночтитлана // Семиотика пространства (под ред. А.А.Барабанова), -Екатеринбург: «Архитектон», 2000. С.467-486.

65. Марков М. Искусство как процесс,- М.: Искусство, 1970.- 238 с.

66. Мельников К.С. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / Сост А. Стригалева и И. Коккинаки.-М.: Искусство, 1985.- 311 с.

67. Мириманов В.Б. Малая история искусств.Первобытное и традиционное искусство.- М.:Искусство, 1973-320 с.

68. Моисеев Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы,- М.: Изд-во МНЭПУ, 1994,-47 с.

69. Носов Н. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000 - 432 с.

70. Павлова H.A. Город: модели и реальность.- М.: Стройиздат, 1994 320 с.

71. Палладио А. Четыре книги об архитектуре.-М.,1936 134 с.

72. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии.- 1996,- №6 с.З-21.

73. Прокофьев И. Структура художественного процесса // Советское искусствознание- М.:Советский художник, 1978 115 с.

74. Раппопорт А.Г. Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре: проблемы теории и методологии. М.: Стройиздат, 1990,- 342 с.

75. Раппопорт А.Г. Место поэтики в развитии архитектурной теории знаков // Проблемы формообразования в архитектуре.-М.,1985 с.153-170.

76. Ревзин Г. Интерьер как утопия // Проект РОССИЯ,- 1998,- №6- С.24-34.4 70. Ревзин Г. Техника и классика.О смысле техногенного образа // Проект РОССИЯ.-№7-С. 87-91.

77. Российская Б.И. Семиотика вообще и семиотика архитектуры // Семиотика и язык архитектуры,- М.: ВНИИТАГ. 1991.-С.5-31.

78. Руднев В. Прочь от реальности.- М:: Аграф, 2001.-350 с.

79. Семиотика и искусствометрия / сб. под ред. Ю.М.Лотмана.- М.: Мир, 1972,- 364 с.

80. Семиотика пространства и пространство семиотики. Ученые записки ТГУ. Вып. 720. Труды по знаковым системам, XIX / Под ред. Ю.М. Лотмана,- Тарту, 1986.-164с.

81. Середюк И.И. Восприятие архитектурной среды. Львов: Вища школа, 1979.-202 с.

82. Симиненко H.H. Пространственная концепция архитектурной формы как основа информационного описания объекта // Семиотика и язык архитектуры,- М.: ВНИИТАГ, 1991,- С.58-68.

83. Ситар С. Программа обновления европейской архитектуры // Проект РОССИЯ.-1998.- №6- С.79-86.

84. Скотт Ч. Вызов архитектуре // Архитектон. 1994.- №1.- С.66-67.

85. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре.- М.: Стройиздат, 1990,- 344 с.

86. Соняк В.М. Пространство в рисунке архитектора; Автореф. дисс. канд. Арх.- М., 1989-28 с.

87. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. Пер. А.А.Холодовича,- М., 1977. 269 с.

88. Степанов Ю.С. Семиотика.-М.: Наука, 1971 470 с.

89. Страутманис И. Информативно- эмоциональный потенциал архитектуры,- М.: Стройиздат, 1978.- 120 с.

90. Тиц А.А, Воробьева Е.В. Пластический язык архитектуры. -М.:Стройиздат, 1986.-100с.

91. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура.- М.: Наука, 1983 с.171-185.

92. Тоффлер А. Футурошок.- М.: Лань, 1995.- 467 с.

93. Уотс А. Путь дзэн,- Киев:София, 1993,- 320 с.

94. Фальковский И.В. Архитектурное пространство: речь и изображение // Архитектон,- 1994,- (1) С.30-40.

95. Фесенко Д. Теория архитектурного процесса// Архитектура СССР.- 1991.- №1 -с.3-14.

96. Флоренский П.А. Simbolarium // Ученые записки ТГУ. Вып. 284. Труды по знаковым системам V. Тарту, 1971- С.З81-416.

97. Фремптон Р. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития,- М.:Стройиздат, 1990,- 533 с.

98. Фридман И. Научные методы в архитектуре,- М.: Стройиздат, 1983,- 160 с.

99. Фридрих И. История письма.-М.: Наука, 1979 212 с.

100. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™.- М.: Республика, 1994.-447с.

101. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук,- С-Пб: А-КАД, 1994.-403 с.(ч. 1, 4.2).

102. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Лекции и интервью,- М.: Наука, 1992,-175с.

103. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге,- М.: Высшая школа, 1991,- 192 с.

104. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления,- М.: Республика, 1993.-447с.

105. ЮО.Чернихов Я. Основы современной теории архитектуры: экспериментально-исследовательские работы,-Л.: Издательство Ленинградского общества архитекторов.-1931.-96 с.

106. Чертов Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способекоммуникационной связи. С.Пб.: Изд-во Санкт- Петрербургского Университета,1993.- 388 с.

107. Шафрановский И.И. Симметрия в природе.- Ленинград: Недра, 1985.- 168 с.

108. Шевелев И.Ш. Формообразование: число, форма, искусство. Кострома: "Дизайн-центр", 1995. - 166с. •

109. Шоай Ф. Заметки по поводу городской семиологии // Современная архитектура,- 1971,-№1- С.5-6.

110. Элиаде М. Космос и история: избранные работы,- М.: Прогресс, 1987,- 312 с.

111. Юнг К. О психологии восточных религий и философий -М.: Медиум, 1994.-256с.

112. Юнг К. Аналитическая психология,- С-Пб.: Кентавр, 1994,- 136 с.

113. Andreadou Т. From representing a concept to the concept of representation, in: Architecture, Semiotics. Topogenetics. UIA Barcelona'96. 1997.

114. Andreadou T. From the city-wall to the ring-road: The border of the city, in: The Man and the City. Spaces, forms, meanings. V.l. Ekaterinburg: Arhitecton. 1998.

115. Bachelard S. La poetique de l'espace. Paris: Quadrige / PUF. 1994 136 c. 111 .Broadbent G., Bunt, D., Jencks, Ch. Signs, Symbols and Architecture. Ed.: Wiley v and Sons. London. 1980.

116. Broadbent G. Design in Architecture. London. 1973.

117. Cevik A. Different spatial languages define different architectural paradigmes // Architectura, semiótica y siences sociales. Topogenesi.- Barselona: EDITION UPC, 1996

118. De Saussure F. Course in general linguistics. London, Duckworth, 1977 605 c.

119. Dreyer C. On the poetics of urban space, in: The Man and the City:

120. Ducrot O., Todorov Tz. Dictionnaire encyclopédique des sciences du langageParis : Editios du seuil 1972, 480 c.

121. Eco U. Function and Sign: the Semiotics of Architecture / Signs, Symbols,- . MF: 1972,

122. Egenter N. L'ici domestique et l'au delà imaginaire; une typologie antropologique des conceptions d'espace // Figures architecturales, formes urbaines. Geneve. Anthropos. 1994.

123. Eisenmenn P. Folding in time: the singularity of Rebstock // Columbia Documents of Architecture and Theory. V.2, 1993.

124. Greimas A.-J., Courtes J. Semiotique, dictionnaire raisonne de la theorie de langage.- Paris : Hachette, 1993 455 c.

125. Habermas J. Modem and Postmodern Architecture // Die Neue Unnerbersichtlichkeit.- Frankfurt am Mein. 1985.

126. Henault A. Les enjeux de la semiotique.- Paris : Presse universitaire de France, 1979- 191 c.

127. Imperiale A. New flatness, surface tension in digital architecture. Basel : Birkhausen 2000 - 95 c.

128. Jeleva-Martins D. Topogenesis of the city. Semantics of the myth of origin. / Arquitectura, semiótica i ciencies socials. Topogenesi. Barcelona: Editions UPC, 1996.

129. Jencks Ch. Deconstruction: the pleasure of absence // Architectural Design vol. 58. Deconstruction in architecture 1988. - № 3/4. p.23-30.

130. Krampen M. Determinantes naturels et culturels des tracés de façade des bâtiments et des cités // Figures architecturales, formes urbaines. Geneve. Anthropos. 1994.

131. Krampen M. Proxemics: secret of a humane architecture, in: The Man and the city: Spaces, forms, meanings. V.I. Ekaterinburg: Architecton. 1998.

132. Lagopoulos A. Semiotics of urban space: The modes of semiosisin early Renaissance Rome, in: The Man and the City. Spaces, forms, meanings. V.I.

133. Ekaterinburg: Architecton. 1998.

134. Lagopoulos A. Semiotics of space: The state of the art, in:

135. Architecture, Semiotics and social sciences. Topogenetics. UIA Barcelona'96. 1997.

136. Lagopoulos A. Urbanisme et Semiotique dans les sociétés preindustrielles. Anthropos, Paris, 1995.

137. Ledoux C.-N. L'architecture consideree sous le rapport des arts, des moeurs et de lalegislation, t.I, Paris 1804 (II eds. Verlag, Dr.Alfons UhL, Nordlin^en, 1994)- 370 p.

138. Levy A. E.L. Modélisation de la conception architecturale. Cours de la théorie architecturale in eds.

139. Malard M. The mith of appearances in architecture // Arquitectura, semiótica i ciencies socials. Topogenesi. Barcelona: Editions UPC, 1996 - p. 237-245.

140. Mandoki K. From the cultual to the virtual city: aesthetic semiosis of the great Mexico-Tenochtitlan // The man and the city: spaces, forms, meanings.V.I. Ekaterinburg: Architecton. 1998.

141. Muntanola Thornberg J. Dialogic placeness: architecture, Semiotics andsocial sciences, in: Architecture, semiotics and social sciences. UIA Barcelona'96.1997.

142. Muntanola Thornberg J. The Ontogenetic Origin of City Planning, in: 129.

143. Pellegrino, P. Figures architecturales, formes urbaines. Genève. Anthropos. 1994.

144. Pellegrino P. La sémiotique générative des espaces urbains // The man and the city: spaces, forms, meanings.V.I. Ekaterinburg: Architecton. 1998.

145. Prieto, L. La pertinence et pratique.- Paris: Les editions de minuit, 1986. 175 p.

146. Puglisi Presinenza L. Hyper architecture, spaces in the electronic age,. Basel : Birkhauser, 2000 - 95 c.

147. Rappoport A. Anthropology, Meaning and the Built Environment, in: Architecture, Semiotics and social sciences. Topogenetics. UIA Barcelona'96. 1997.

148. Rapoport A. Human Aspects of Urban Forms, Oxford, Pergamon Press, 1977.

149. Wigley M. The translation of architecture: the product of babel // Architectural Design, Deconstruction III vol. 87 1990,- p. 7-12.

150. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО1. ПРОСТРАНСТВА