автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.07, диссертация на тему:Художественное проектирование рисунков жаккардовых галстучных тканей на основе прогноза модных тенденций

кандидата технических наук
Аксенова, Анна Николаевна
город
Москва
год
2000
специальность ВАК РФ
05.19.07
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Художественное проектирование рисунков жаккардовых галстучных тканей на основе прогноза модных тенденций»

Автореферат диссертации по теме "Художественное проектирование рисунков жаккардовых галстучных тканей на основе прогноза модных тенденций"

На правах рукописи УДК 677.027.511 :[677.074:687.37](043)

РГ2 од

АКСЕНОВА АННА НИКОЛАЕВНА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РИСУНКОВ ЖАККАРДОВЫХ ГАЛСТУЧНЫХ ТКАНЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗОВ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Специальность № 05.19.07 Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва-2000

Работа выполнена в Московском государственном текстильном университете им. А.Н.Косыгина

Научный руководитель -

Официальные оппоненты -

Ведущая организация-

кандидат технических наук, доцент Журавлева Т.А

доктор искусствоведения, профессор Бесчастнов Н.П.,

кандидат технических наук, Левакова Н.М.

ЗАО Московский шелковы: комбинат им. П.П.Щербаков

Защита состоится ОГ 2000г. в^час. на заседании диссертационного совета К 053.25.01 в Московском государственном текстильном университете им. А.Н.Косыгина по адресу: 117918, Москва, М.Калужская, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного текстильного университета.

Автореферат разослан 2000г.

Ученый секретарь /7 * кандидат технических наук,

диссертационного совета ¡У^и^Р^у доцент Яковлева Н.Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В современных условиях эффективность производства текстильных товаров определяется конкурентоспособностью ассортимента. Становится зесспорным тот факт, что производство и сбыт товаров невозможны без доведения глубоких научных и теоретических исследований как в области троектирования, так и изучения рынка. В общем ассортименте шелковых жаккардовых тканей галстучные ткани занимают особое место как по объему 1роизводства, так и по художественному оформлению.

Галстук является неотъемлемым аксессуаром мужского костюма, его :амой информативной и коммуникативной деталью. Производством галстуков ¡анимаются ведущие фирмы практически во всех странах мира, особенно в Англии, Франции, Италии, Японии, Корее, Чехии и других странах. В нашей стране до последнего времени работали такие крупные предприятия, как УГосковский шелковый комбинат "Щербаков", Гребневский комбинат, ювместные предприятия с Чехией и др.

Вместе с тем орнаментальное оформление галстучных тканей до гастоящего времени не исследовалось. Об этом свидетельствует обзор ¡пециальной литературы (материалов ВИАЛегпрома, Центра моды, протоколов гехнических советов комбинатов, производивших ткани для галстуков). И в делом художественное проектирование галстучных тканей не рассматривалось сак самостоятельная научная проблема и проводилось при отсутствии научно обобщенных сведений об истории развития галстука, эволюции его формы, )рнамента. Не разработана классификация галстучных тканей. Не уделялось достаточного внимания исследованию потребительского спроса на различные ¡иды галстуков.

Актуальность диссертационной работы определяется необходимостью:

> Разработки системного подхода к проектированию жаккардовых тканей с целью повышения их уровня художественного оформления и соответствия современным и перспективным направлениям моды;

> разработки на научной основе методик проектирования галстучных тканей с учетом взаимосвязей формы галстука, его орнаментального оформления и формы костюма;

» проведения маркетинговых исследований по изучению рынка сбыта галстучных тканей и формированию необходимого потребительского ассортимента.

Цели и задачи исследования Целью диссертационной работы является изучение и обобщение закономерностей в развитии орнамента галстука с учетом факторов, влияющих на общее развитие текстильного дизайна. Разработка научно-обоснованной методики проектирования.

В данной научной работе решаются следующие задачи:

• выявить основные этапы в развитии формы и орнамента галстука;

• составить классификацию рисунков галстучных тканей по виду их художественного оформления (по характеру рисунка);

• определить характер взаимосвязи формы галстука и его орнаментального оформления;

• выявить факторы, влияющие на формирование модных тенденций в текстильном дизайне конца XX века;

• проанализировать модные направления в оформлении отечественных и зарубежных галстучных тканей второй половины XX века;

• определить спрос отечественного потребителя на мужской галстук на основе социологических исследований в области стратификации современного общества;

• разработать методику художественного проектирования жаккардовых галстучных тканей.

Объект исследования

Объектом исследования являются принципы художественного проектирования галстучных тканей.

Предмет исследования Предметом исследования являются галстучные ткани отечественного и импортного производства.

Методика исследования

Методологическую основу исследования составляет комплекс теоретических и экспериментальных методов:

• литературно-аналитический метод;

• метод системного подхода;

• статистические методы сбора информации;

• структурно-графический анализ;

• метод корреляционного анализа.

На защиту выносятся:

• классификация орнаментов галстучных тканей;

• системные модели взаимосвязи и соответствия орнаментального оформления галстучных тканей отечественного и зарубежного производства;

• методика художественного проектирования галстучных тканей на основе классификации и результатов маркетинговых исследований по изучению спроса отечественного потребителя.

Научная новнзна работы На основе комплексного исследования проблемы художественного проектирования галстучных тканей автором впервые:

• систематизирован теоретический и иллюстративный материал по истории возникновения и развития форм галстука и видам его художественного оформления;

• разработана классификация орнамента галстучных тканей с печатным и ткацким рисунками;

• определены взаимосвязи формы и орнамента мужского галстука и факторы, влияющие на развитие текстильного дизайна;

• на основе стратификации современного общества проведено маркетинговое исследование по изучению спроса отечественного потребителя на ткани для мужских галстуков;

• разработана методика художественного проектирования галстучных тканей с учетом особенностей отечественного рынка спроса.

Апробация результатов исследования Методика художественного проектирования галстучных тканей внедрена в учебный процесс на кафедре художественного оформления текстильных изделий факультета прикладного искусства МГТУ им. А.Н. Косыгина. Разработан курс лекций и практические задания по дисциплине "Художественное проектирование текстильных изделий" для специализации «художник-стилист», что подтверждено актом об использовании результатов диссертационной работы в учебном процессе.

Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку:

- на расширенном заседании кафедры художественного оформления текстильных изделий МГТУ им.А.Н.Косыгина (февраль 1998, октябрь 1999);

на Всероссийской научно-технической конференции «Современны! технологии и оборудование текстильной промышленности» (24-25 ноябре 1998г.);

на Межвузовской научно-технической конференции «Современны« проблемы текстильной и легкой промышленности» (14-15 мая 1998г.);

на научных конференциях профессорско-преподавательского состав; Московского государственного текстильного университета им.А.Н.Косыгин; (февраль 1998 г.; ноябрь 1999 г.)

Практическая значимость работы Разработанная методика художественного проектирования галстучны> тканей может стать основой для работы художников предприятий текстильно» промышленности при создании новых коллекций тканей и дизайнеров' проектировщиков научно-исследовательских институтов текстильного профиш при разработке новых стилистических направлений в области художественной оформления галстучных тканей с учетом мировых тенденций моды \ особенностей отечественного рынка сбыта.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебнол процессе: при составлении лекции, при написании научно-методическо{ литературы по дисциплине "Художественное проектирование текстильны? изделий" для подготовки художников-стилистов по костюму и тканям в Вуза> текстильного профиля.

Структура н объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав с выводами общих выводов, списка литературы (112 наименований) и 12 приложений (нг 86 страницах). В тексте диссертации содержится 22 рисунка. Основной текс работы изложен на 171 странице.

Содержание работы Во введении обоснована актуальность темы, изложены цель и задач! исследования, научная новизна, отражена теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе изучены закономерности развития формы мужски галстуков и типов орнамента галстучных тканей в историческом аспекте.

Форма. Из анализа литературы, посвященной истории мужского костюма следует, что первое появление галстука историки (археологи) относят ] третьему веку нашей эры. История мужского костюма показывает, что н; появление и ранние стадии развития галстука в большей мере оказывал]

злияние, прежде всего военные и социальные события. С этими событиями ¡вязано появление форм «фокале», «краватг», «стейнкерк», «сток» и «солитер».

С начала XIX столетия под влиянием развития промышленности и нового судожественного направления - романтизма начинается и новый период в гстории развития галстука, который получил название "Золотого века". Название этого периода в полной мере отражает расцвет галстука и его превращение в "мерило элегантности". С этого времени можно говорить и о судожественном оформлении галстуков - о рисунках и структурах галстучных тканей. Галстук в мужском костюме XIX века помимо выполнения гекоративной функции становится индивидуальной характеристикой мужчины, "алстук стал "говорить" о сословной принадлежности, политических 1ристрастиях, литературных склонностях своего обладателя, о знании им «правлений в моде, о знании правил завязывания и об умении его носить, то :сть, об образованности человека и знании светских приличий. С этого времени ложно говорить о проявлении информативной роли галстука.

Вторая половина XIX века ознаменована очередным поворотом в истории "алстука, связанным с промышленной революцией. Образ аристократа ¡менялся образом "делового человека", пришёл идеал респектабельности. Всё зазнообразие галстуков свелось практически к четырём формам: «фор-ин-сенд», «аскот», «бабочка», «регата». Идея готового галстука регата прижилась ' чиновников, купцов, приказчиков. Аристократы отдавали предпочтение 'пластронам" и "фор-ин-хендам". Таким образом, несмотря на небольшое >азнообразие форм, галстук продолжал выполнять функцию социального >тличия.

В начале XX века формы галстука претерпевают некоторые изменения. Эсновное предпочтение на протяжении всего XX столетия отдается галстуку, толучившему название "фор-ин-хенд". В России такие галстуки называли ¡амовязами. Существенным нововведением в истории галстука XX века стало ^совершенствование его кроя. К этому времени складывается основная форма, ¡уществующая и сегодня. Во второй половине XX века происходят «значительные изменения в ширине галстуков.

80-90-е годы характеризуются поворотом в оформлении галстучных жаней. Большое значение уделяется сырьевому составу галстучной ткани и ее ¡труктуре. Актуальность приобрели материалы, имитирующие разные юверхности: вытравной бархат, гофрированные и плиссированные ткани, гкани с эффектами галогенового свечения и др..

XX век для галстуков стал веком авангардных предложений пс исполнению из нетрадиционных материалов: кожи, меха, металла, пластмассы дерева. Но эти предложения не приобрели статус модных направлений и ш повлияли на изменения в форме галстука.

Таким образом, на протяжении всей истории существования галстука изменения его формы находились в прямой зависимости от различных мировые политических и социальных событий. Галстук являлся своеобразным отражением социального статуса своего обладателя. Изменение его формы происходило параллельно с изменениями формы мужского костюма, и его роль в костюме изменялась от утилитарной функций до чисто декоративной.

Орнамент. Первые упоминания об орнаментировано оформленных галстуках относятся еще к началу XVIII века. В середине XVIII века идея использовать орнамент галстука в качестве элемента, указывающего на принадлежность человека к какой-либо организации, нашла отражение в галстуках с рисунком "полосы" и "клетки".

XIX век стал периодом постепенного распространения орнамента и новых более усложненных его видов. К этому периоду относится первое упоминание о рисунках "горох", а также различных геометрических форм и мотивов орнамента "пейсли".

XX век — век роста популярности орнаментированного галстука. 20-30-е годы по праву можно считать расцветом орнаментированных галстучных тканей. К этому периоду относится и стабилизация основных видов изобразительного галстучного орнамента. В середине XX столетия исчезли все ограничения в правилах орнаментики галстучных тканей. На дизайн галстучных тканей 40-х годов большое влияние оказали стили изобразительного искусства: абстракционизм, арт деко, примитивизм. Появились фигуративные мотивы первых клубных галстуков: атрибуты спорта и охоты. Изменилась композиция рисунков, появились коллажи из фрагментов геометрических мозаик, восточных ковров, готической архитектуры. Во второй половине XX века с распространением компьютерной графики появились новые геометрические рисунки, в том числе с иллюзорными эффектами. Начиная с 60-х годов каждое новое направление в оформлении галстуков было отражением определенных событий. Так цветочные мотивы стали своеобразной эмблемой хиппи, клубные рисунки - отражением волны англомании 80-х годов.

Анализ орнаментального оформления галстучных тканей XX столетия показал, что информативную функцию галстука стал выполнять рисунок

галстучной ткани, а появление новых мотивов, тем и сюжетов на протяжении века было вызвано целым рядом факторов: социальных, политических, культурных и информационных. Таким образом, историю галстука ХХ-го века целесообразно рассматривать не с точки зрения изменения формы, а с точки зрения эволюции орнамента галстучных тканей.

Галстучные ткани по художественному оформлению и, прежде всего, композиционному построению существенно отличаются от других видов тканей. На основе проведенного исследования выявлены базовые формы галстуков и разработана классификация рисунков, основанная на разделении рисунков галстучных тканей по первичным элементам орнамента. Данная классификация положена в основу эксперимента.

Во второй главе проведен эксперимент по определению взаимосвязи формы и структуры орнамента мужского галстука.

С целью выявления закономерностей изменения структурных признаков формы и орнамента мужского галстука, а также сопоставления направлений моды в художественном оформлении отечественных и зарубежных галстучных гканей, был проведен статистический анализ иконического материала европейского костюма журналов мод «Uomo» и «Vouge Hommes» за период 1974-1998 гг.

Для проведения исследования в качестве структурных признаков исследуемой формы галстука были приняты его ширина и размер узла.

Анализ орнамента галстучных тканей проводился по следующим структурным признакам: вид орнамента, вид композиционного построения, размер раппорта орнамента, пропорциональные соотношения площадей мотива и фона.

Для проведения исследования был установлен объем выборки, ¡оставляющий 150 изделий из всего количества модных изображений мужского состюма с галстуком, выпускаемых в год фирмами «Haute Couture»: В общей ¡ложности было рассмотрено 3750 зарубежных образцов. Динамика изменений icex структурных характеристик формы и орнамента галстука отражена в 'аблицах. Установлены относительные частоты встречаемости этих :арактеристик за наблюдаемый период, которые представлены в виде голигонов.

Таким образом, эмпирическое распределение каждого формообразующего [ризнака, представленное в виде полигонов дало возможность получить [аглядную картину приоритетности структурных характеристик формы и-

орнамента галстука по каждому из рассматриваемых признаков за наблюдаемый период.

Для получения наглядной картины динамики изменения и закономерности варьирования структурных характеристик формы и орнамента галстука по годам за наблюдаемый период временные ряды были представлены в виде графиков частоты встречаемости каждого признака.

Было установлено, что во все рассмотренные периоды, по которым был проведен анализ, доля галстуков с геометрическим рисунком составляет основную часть ог общей массы галстучных рисунков. Ее минимальный % от общего количества рисунков галстучных тканей составляет ' 23% и максимальный 68%. Поэтому все изменения в смене орнамента проявляются наиболее четко в исследуемый период именно в этой группе рисунков.

Таким образом, проведенный статистический анализ иконического материала модных европейских коллекций мужского костюма с галстуком позволил получить наглядную картину колебаний каждого структурного признака орнамента на протяжении 25 лет. Как показывает анализ графиков, для всех кривых характерна постепенность в убывании и нарастании по отношению к вершине. Это свидетельствует о наличии определенной последовательности в изменении признаков формы и орнамента в исследуемый период.

Для доказательства периодичности и выявления общих закономерностей в развитии структурных признаков формы и орнамента галстука был проведен анализ условно-графических моделей. Учитывались следующие зависимости: прямые связи, обратные связи или отсутствие связи.

Эти исследования подтверждают определяющую роль структурных характеристик формы галстука при изменении формообразующих признаков орнамента ткани. Постоянство или изменение признаков проявляется на графиках, представленных линейными трендами, которые являются основой для составления прогнозов дальнейшего развития этих признаков.

Исследование по определению взаимосвязей формы и орнамента галстука показало, что изменения, происходящие в орнаментальном оформлении мужского галстука, наблюдаются одновременно с изменением его формы.

Анализ графиков частоты встречаемости различных видов орнамента показывает наличие всплесков в развитии той или иной орнаментальной формы. Принципиальные изменения в орнаментальном решении галстука в последние десятилетия, как правило, были связаны с глобальными процессами,

[роисходящими в обществе и в мире в целом. В диссертационной работе [роведено исследование проблем, порождённых техногенной цивилизацией и называющих наибольшее влияние на развитие текстильного дизайна. Из них южно выделить четыре главные: экологическая, информационная, галитическая и проблема сохранения личности.

Проведенное исследование показало, что эти проблемы нашли свое отражение и в дизайне галстука. Они стали причиной ряда изменений в формлении галстуков. Экологическая проблема проявилась в интересе к нималистическим и флористическим рисункам. Для наибольшей ыразительности темы была предпринята попытка изменения формы, которая :е получила широкого распространения.

Стремление к ликвидации дисбаланса между устойчивым и неустойчивым остоянием планеты, между природой и техникой проявилось в моде в тремлении установить более гармоничное соотношение между натуральным и скусственным. В тканях - это уменьшение интереса к синтетике. Влияние информационного фактора на дизайн тканей мы видим в появлении рисунков с олографическим эффектами, мотивами фрактальной компьютерной графики, каней с галогенным свечением.

Аналогичное исследование частоты встречаемости различных видов рнамента было проведено на материале отечественных образцов жаккардовых алстучных тканей за период 1975-93гг. Всего было исследовано 2250 образцов построены графики частоты встречаемости видов орнамента. Сравнительный нализ периодов кардинальной смены орнамента в галстучных тканях течественного и зарубежного производства показал наличие прямых связей [ежду основными группами видов орнамента. При этом величины орреляционных связей колеблются от 0.38 до 0.58, что говорит о наличии [ежду ними слабых и средних связей.

Достоверность результатов статистических наблюдений, полученных ри визуальной оценке иконического материала (журналов мод и образцов каней) подтверждается результатами экспертного анализа. Обработка кспертных данных проведена с использованием методов теории вероятностей.

В третьей главе изложены результаты маркетингового исследования зучения спроса отечественного потребителя на мужские галстуки.

В условиях развития рыночной политики в экономике важную роль риобретают маркетинговые исследования, которые позволяют учитывать онъюнктуру рынка при разработке нового перспективного ассортимента'

товаров. Проведение таких исследований является актуальной задачей д текстильной промышленности, в том числе и для производства галету! Всесторонних системных исследований по изучению спроса потребителей галстуки отечественными производителями не проводилось. Для формирован: ассортимента галстучных тканей по рисункам, планирования объе: производства, а также импортных закупок галстуков проведение таю исследований имеет большое значение. В связи с этим в диссертационш работе была поставлена задача провести исследование по выявлению спро потребителя на мужские галстуки, определение предпочтений в выбо] орнамента галстука, его цвета, состава и вида ткани, стоимости и друп характеристик; определению степени информированности российсю потребителей о тенденциях международной моды, современных технологи) текстильного производства, культуре ношения галстука.

Для исследования потребительских предпочтений использовался мете анкетного опроса. Структура анкеты разработана с учетом требовани предъявляемых экономистами к составлению подобных анкет. Основной разд< состоит из двух блоков вопросов. Первый блок представляет вопросы I изучению предпочтений потребителя в выборе рисунка, цвета, сырьево! состава галстучной ткани. Кроме того, учитывалась мотивация респонденте при покупке галстука или выборе его среди имеющихся галстуков в гардероб Второй блок представлен вопросами, затрагивающими проблел конкурентоспособности галстуков отечественного производства обеспеченности потребителя необходимой информацией о моде.

Классификация опрашиваемых потребителей была произведена на осно! социологического исследования стратификации современного общества сегментации рынка спроса. Опрос респондентов проводился по тре признакам: возрасту, материальному положению и профессионально принадлежности. Исследование базируется на опросе 220 челове Анкетирование потребителей проходило в государственных и коммерчески учреждениях, предприятиях, фирмах. Построены гистограммы и график] наглядно показывающие зависимость предпочтений респондентов с названных признаков.

Результаты исследования показали, что галстук пользуется спросом у 90 ' опрошенных мужчин. Анализ потребительских предпочтений позволил сделап вывод об их зависимости от социального разделения респондентов. Результат данного исследования подтверждают результаты сравнительного анализ

гериодов смены орнамента в оформлении галстучных тканей зарубежного и ггечественного производства, показавшие незначительное отклонение от :вропейской моды в рисунках отечественные галстуков. Опросная оценка шсунков галстучных тканей отечественного производства показала, что >рнаментальное оформление не является основной причиной их ^конкурентоспособности. Первостепенным требованием современного (течественного потребителя является качество товара.

В четвертой главе изложена методика художественного проектирования шсунков галстучных тканей.

Отсутствие научно-обоснованной методики художественного гроектирования ограничивает возможности художников создавать коллекции скизов, отвечающих необходимым требованиям потребителей всех сегментов >бширного рынка спроса.

Данная методика позволит научно организовать работу художников и ¡ыстрее реагировать на изменения направлений в моде и тенденций, >тражающих развитие структуры современного общества.

Методика базируется на результатах маркетинговых исследований по зучению предпочтений потребителя в выборе орнаментального и олористического решений галстука. Основой' данной методики роектирования является разработанная автором классификация орнаментов и истематизация композиционных схем раппортных и штучных рисунков алстучных тканей.

На современном уровне развития технологий проектирования изделий екстильной и легкой промышленности все шире используется системный одход. В производстве отечественных галстучных тканей такой метод еще не спользовался. До настоящего времени, галстук и его ткань еще не ассматривались в единой системе "мужской костюм". Проектирование и роизводство отечественных галстучных тканей велось в отрыве . от роизводства костюмных и сорочечных тканей. Системный подход к роектированию мужских галстуков предполагает тесное сотрудничество ежду производителями галстучных тканей и другими текстильными и шейными предприятиями.

Художественное оформление галстуков имеет свои специфические собенности и принципы, которые необходимо учитывать при проектировании, алстучные ткани должны удовлетворять ряду требований, предъявляемых к им уже в готовом изделии - галстуке: 1) соответствие модному направлению;

2) назначение изделия; 3) связь рисунка с формой галстука; 4) особенности структур галстучных тканей и фактур их поверхностей, способных держать форму галстука; 5) правила построения композиции штучного изделия; 6) цветовая гамма рисунка и ее соответствие общему колориту ансамбля мужского костюма. Эти требования нашли отражение в последовательности этапов проектирования, составляющих основу предлагаемой методики. Она включает следующие этапы:

1. определение направлений современной моды;

2. определение сегмента потребителя;

3. определение предпочтений потребителя;

4. определение назначения изделия и стиля костюма;

5. определение формы изделия;

6. определение сырьевого состава ткани;

7. определение вида орнамента;

8. определение возможных вариантов композиционного решения;

9. определение цветовой гаммы;

10. Разработка одного или серии рисунков галстучных тканей.

Методика апробирована в процессе дипломного проектирования

студентами, работающими над темой "Разработка рисунков галстучных тканей".

Общие выводы

1. На основе изучения исторического материала по развитию формы выявлены базовые формы галстуков. Определена информационная и стилеобразующая роль галстука в костюме в различные периоды его развития.

2. Разработана классификация галстуков по характеру орнамента, которая является теоретической основой для художественного проектирования галстучных тканей.

3. Установлены основные структурные признаки формы и орнамента галстука. Построены условно-графические модели, наглядно показывающие характер циклического развития этих признаков.

4. На основе методов корреляционного анализа выявлены закономерности взаимосвязей изменения структурных признаков. Достоверность результатов, полученных автором, подтверждена экспертными оценками на основе методов теории вероятностей и математической статистики.

5. Построены условно-графические тренды развития структурных признаков формы и орнамента галстука за период 1974-98гг. модели наглядно показывают общий характер развития этих признаков.

6. Сравнительный анализ . периодов смены орнамента в оформлении галстучных тканей зарубежного и отечественного производства показал, что изменение моды в орнаменте отечественных галстуков происходит с отставанием на 1 -2 года.

7. Выявлено влияние таких факторов, как информационная, экологическая, техногенная и политическая проблемы, на общее развитие дизайна конца XX века и изменения в художественном оформлении тканей.

3. Впервые проведено многоплановое маркетинговое исследование спроса отечественного потребителя на мужские галстуки. Установлено, что спрос на галстуки различного орнаментального оформления является резко дифференцированным. Полученные данные могут быть использованы для формирования необходимого ассортимента галстучных тканей и планирования относительных объемов производства.

Впервые разработана научно-обоснованная методика художественного проектирования галстучных тканей на основе системного подхода, которая предоставляет возможность качественно нового уровня проектирования. .0. Проведена апробация методики художественного проектирования рисунков жаккардовых галстучных тканей в учебном процессе; подтвердилось целесообразность и эффективность ее применения.

Основное содержание работы отражено в публикациях:

1. Журавлева ТА., Аксенова А.Н. Факторы, влияющие на текстильный [изайн конца XX века И Научная конференция профессорско-(реподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов: Тез.докл.-М., 998.-С.90-91.

2. Аксенова А.Н., Журавлева Т.А. Системный подход к роектированию галстучных тканей // Современные проблемы текстильной и егкой промышленности: Тез.докл.Межвуз.науч.-тех.конф. 14-15 мая 1998г. -1, 1998.-С.18.

3. Аксенова А.Н., Журавлева Т.А. Влияние тенденций международной юды на ассортимент галстучных тканей // Современные технологии и борудование текстильной промышленности: Тез.докл.Всерос.науч.-гх.конф.24-25 ноября 1998г. -М.,1998. С.344-345.

4. Аксенова А.Н. Изучение спроса потребителя на мужские галстуки Л Современные технологии и оборудование текстильной промышленности: Тез.докл.Всерос.науч.-тех.конф.24-25 ноября 1998г. -М.,1998.

5. Аксенова А.Н., Журавлева Т.А. Изучение спроса потребителя нг мужские галстуки - непременное условие формирования конкурентоспособного ассортимента. Справка о депонировании научно? работы за №3864 - ЛП- от 22.10.99.

6. Аксенова А.Н. Изучение предпочтений отечественного потребителе на мужской галстук. Справка о депонировании за№3867-ЛП-от 16.11.99.

ЛР №020753 от 23.04.98

Подписано в печать 26.04.2000 Сдано в производство 26.04.2000 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печ.л. 1,0 Уч.-изд.л. 0,75 Заказ 231 Тираж 80

Электронный набор МГТУ, 117918, ул. Малая Калужская, 1

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Аксенова, Анна Николаевна

Глава 1. Становление и развитие формы и орнамента мужского галстука.

Особенности проектирования галстучных тканей.

1.1 Из истории возникновения и развития формы мужского галстука.

1.2 Выявление особенностей рисунков галстучных тканей. Основные этапы в их развитии.

1.3 Разработка классификации рисунков галстучных тканей.

1.4 Особенности строения и производства жаккардовых галстучных тканей

1.5 Особенности композиции построения рисунков галстучных тканей.

1.6 Характеристика галстука с позиции его места в системе «мужской костюм».

Выводы по главе.

Глава 2. Определение взаимосвязи структурообразования формы и орнамента мужского галстука.

2.1 Установление основных структурных признаков формы и орнамента галстука.

2.2 Выявление закономерностей взаимосвязей изменения структурных признаков формы и орнамента галстука.

2.3 Исследование факторов, влияющих на развитие текстильного дизайна конца XX века.

2.4 Сравнительный анализ периодов смены орнамента в оформлении галстучных тканей зарубежного и отечественного производства.

2.5 Обоснование достоверности результатов статистического исследования.

Выводы по главе.

Глава 3. Маркетинговое исследование изучения спроса отечественного потребителя на мужские галстуки с целью установления их конкурентоспособности.

3.1. Метод изучения спроса потребителя на мужские галстуки.

3.2. Определение структуры анкеты.

3.3. Определение численности выборки.

3.4. Определение качественного состава респондентов и объема выборки при проведении статистического исследования.

3.4.1. Отличительные особенности социокультурной трансформации в России.

3.4.2. Сегментация потребителя.

3.5. Обработка полученной информации и анализ результатов исследования.

Выводы по главе.

Глава 4. Методика художественного проектирования рисунков галстучных тканей.

4.1. Особенности проектирования тканей для галстуков.

4.2. Методика художественного проектирования рисунков галстучных тканей.

4.3 Использование методики на примере проектирования рисунков клубных" галстуков.

Выводы по главе.

Введение 2000 год, диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, Аксенова, Анна Николаевна

В современных условиях эффективность производства текстильных товаров определяется конкурентоспособностью ассортимента. Становится бесспорным тот факт, что производство и сбыт товаров невозможны без проведения глубоких научных и теоретических исследований, как в области проектирования, так и изучения рынка. В общем ассортименте шелковых жаккардовых тканей галстучные ткани занимают особое место, как по объему производства, так и по художественному оформлению.

Галстук является неотъемлемым аксессуаром в мужском костюме, его самой информативной и коммуникативной деталью. Производством галстуков занимаются ведущие фирмы практически во всех странах мира и, особенно в Англии, Франции, Италии, Японии, Корее, Чехии и других странах. В нашей стране до последнего времени работали такие крупные предприятия, как Московский шелковый комбинат "Щербаков", Гребневский комбинат, совместные предприятия с Чехией и др.

Орнаментальное оформление галстучных тканей до настоящего времени не исследовалось. Об этом свидетельствует обзор специальной литературы (материалов ВИАЛегпрома, Центра моды, протоколов технических советов комбинатов, производивших ткани для галстуков). Художественное проектирование галстучных тканей не рассматривалось как важнейшая самостоятельная научная проблема. Отсутствуют научно-обобщенные сведения об истории развития галстука, эволюции его формы, орнамента, не разработана классификация галстучных тканей. Не проводилось исследование потребительского спроса на различные виды галстуков.

Актуальность диссертационной работы определяется необходимостью:

• Разработки системного подхода к проектированию жаккардовых тканей с целью повышения их уровня художественного оформления и соответствия современным и перспективным направлениям моды;

• разработки на научной основе методик проектирования галстучных тканей с учетом взаимосвязей формы галстука, его орнаментального оформления и формы костюма;

• проведения маркетинговых исследований по изучению рынка сбыта галстучных тканей и формированию необходимого потребительского ассортимента.

Цели и задачи исследования Целью диссертационной работы является изучение и обобщение закономерностей в развитии орнамента галстука с учетом факторов, влияющих на общее развитие текстильного дизайна. Разработка научно-обоснованной методики проектирования.

В данной научной работе решаются следующие задачи:

• выявить основные этапы в развитии формы и орнамента галстука; ® составить классификацию рисунков галстучных тканей по виду их художественного оформления (по характеру рисунка);

• определить характер взаимосвязи формы галстука и его орнаментального оформления;

• выявить факторы, влияющие на формирование модных тенденций в текстильном дизайне конца XX века;

• проанализировать модные направления в оформлении отечественных и зарубежных галстучных тканей второй половины XX века;

• определить спрос отечественного потребителя на мужской галстук на основе социологических исследований в области стратификации современного общества;

• разработать методику художественного проектирования жаккардовых галстучных тканей.

Объект исследования

Объектом исследования являются принципы художественного проектирования галстучных тканей.

Предмет исследования Предметом исследования являются галстучные ткани отечественного и импортного производства.

Методика исследования

Методологическую основу исследования составляет комплекс теоретических и экспериментальных методов:

• литературно-аналитический метод;

• метод системного подхода;

• статистические методы сбора информации;

• структурно-графический анализ;

• метод корреляционного анализа.

На защиту выносятся:

• классификация орнаментов галстучных тканей;

• системные модели взаимосвязи и соответствия орнаментального оформления галстучных тканей отечественного и зарубежного производства;

• методика художественного проектирования галстучных тканей на основе классификации и результатов маркетинговых исследований по изучению спроса отечественного потребителя.

Научная новизна работы На основе комплексного исследования проблемы художественного проектирования галстучных тканей автором впервые:

• систематизирован теоретический и иллюстративный материал по истории возникновения и развития форм галстука и видам его художественного оформления;

• разработана классификация орнамента галстучных тканей с печатным и ткацким рисунками;

• определены взаимосвязи формы и орнамента мужского галстука и факторы, влияющие на развитие текстильного дизайна;

• на основе стратификации современного общества проведено маркетинговое исследование по изучению спроса отечественного потребителя на ткани для мужских галстуков;

• разработана методика художественного проектирования галстучных тканей с учетом особенностей отечественного рынка спроса.

Апробация результатов исследования Методика художественного проектирования галстучных тканей внедрена в учебный процесс на кафедре художественного оформления текстильных изделий факультета прикладного искусства МГТУ им. А.Н. Косыгина. Разработан курс лекций и практические задания по дисциплине "Художественное проектирование текстильных изделий" для специализации «художник-стилист», что подтверждено актом об использовании результатов диссертационной работы в учебном процессе.

Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку:

- на расширенном заседании кафедры художественного оформления текстильных изделий МГТУ им.А.Н.Косыгина (февраль 1998, октябрь 1999); на Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (24-25 ноября 1998г.); на Межвузовской научно-технической конференции «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности» (14-15 мая 1998г.); на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Московского государственного текстильного университета им.А.Н.Косыгина (февраль 1998 г.; ноябрь 1999 г.)

Практическая значимость работы Разработанная методика художественного проектирования галстучных тканей может стать основой для работы художников предприятий текстильной промышленности при создании новых коллекций тканей и дизайнеров-проектировщиков научно-исследовательских институтов текстильного профиля при разработке новых стилистических направлений в области художественного оформления галстучных тканей с учетом мировых тенденций моды и особенностей отечественного рынка сбыта.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе: при составлении лекции, при написании научно-методической литературы по дисциплине "Художественное проектирование текстильных изделий" для подготовки художников-стилистов по костюму и тканям в Вузах текстильного профиля.

Основное содержание работы отражено в публикациях:

1. Журавлева Т.А., Аксенова А.Н. Факторы, влияющие на текстильный дизайн конца XX века // Научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов: Тез.докл.-М., 1998. - С.90-91.

2. Аксенова А.Н., Журавлева Т.А. Системный подход к проектированию галстучных тканей // Современные проблемы текстильной и легкой промышленности: Тез.докл.Межвуз.науч.-тех.конф.14-15 мая 1998г. -М, 1998.-С.18.

3. Аксенова А.Н., Журавлева Т.А. Влияние тенденций международной моды на ассортимент галстучных тканей // Современные технологии и оборудование текстильной промышленности: Тез.докл.Всерос.науч.-тех.конф.24-25 ноября 1998г. - М.,1998. - С.344-345.

10

4. Аксенова А.Н. Изучение спроса потребителя на мужские галстуки // Современные технологии и оборудование текстильной промышленности: Тез.докл.Всерос.науч.-тех.конф.24-25 ноября 1999г. -М.,1999.

5. Аксенова А.Н., Журавлева Т.А. Изучение спроса потребителя на мужские галстуки - непременное условие формирования конкурентоспособного ассортимента. Справка о депонировании научной работы за №3864 - ЛП -от 22.10.99.

6. Аксенова А.Н. Изучение предпочтений отечественного потребителя на мужской галстук. Справка о депонировании за №3867 - ЛП - от 16.11.99.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав с выводами,

Заключение диссертация на тему "Художественное проектирование рисунков жаккардовых галстучных тканей на основе прогноза модных тенденций"

Общие выводы

1. На основе изучения исторического материала по развитию формы выявлены базовые формы галстуков. Определена информационная и стилеобразующая роль галстука в костюме в различные периоды его развития.

2. Разработана классификация галстуков по характеру орнамента, которая является теоретической основой для художественного проектирования галстучных тканей.

3. Установлены основные структурные признаки формы и орнамента галстука. Построены условно-графические модели, наглядно показывающие характер циклического развития этих признаков.

4. На основе методов корреляционного анализа выявлены закономерности взаимосвязей изменения структурных признаков. Достоверность результатов, полученных автором, подтверждена экспертными оценками на основе методов теории вероятностей и математической статистики.

5. Построены условно-графические тренды развития структурных признаков формы и орнамента галстука за период 1974-98гг. модели наглядно показывают общий характер развития этих признаков.

6. Сравнительный анализ периодов смены орнамента в оформлении галстучных тканей зарубежного и отечественного производства показал, что изменение моды в орнаменте отечественных галстуков происходит с отставанием на 1 -2 года.

7. Выявлено влияние таких факторов, как информационная, экологическая, техногенная и политическая проблемы, на общее развитие дизайна конца XX века и изменения в художественном оформлении тканей.

8. Впервые проведено многоплановое маркетинговое исследование спроса отечественного потребителя на мужские галстуки. Установлено, что спрос на галстуки различного орнаментального оформления является резко дифференцированным. Полученные данные могут быть

164 использованы для формирования необходимого ассортимента галстучных тканей и планирования относительных объемов производства.

9. Впервые разработана научно-обоснованная методика художественного проектирования галстучных тканей на основе системного подхода, которая предоставляет возможность качественно нового уровня проектирования.

10.Проведена апробация методики художественного проектирования рисунков жаккардовых галстучных тканей в учебном процессе; подтвердилось целесообразность и эффективность ее применения.

Библиография Аксенова, Анна Николаевна, диссертация по теме Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви

1. Р.Ф.Абдеев, Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. А.Н.Аверьянов, Системное познание мира. М.: Изд-во полит, лит., 1985.

3. Александров Ю.Л., Терещенко H.H., Суслова Ю.Ю., Особенности спроса на рынке легковых автомобилей (на примере г.Красноярска). // Маркетинговые исследования. 1999. - №4. - с. 41-50.

4. Альванг Э., Мужская гардеробная мастерская. СПб.,1849.

5. Адам М., Галстук: стиль и мода. М.: Ниола-Пресс, 1998. - 48 с. Анцупов К.В., Кто поможет предприятию? // Швейная промышленность. - 1998. - №6.-с. 8-9.

6. Белько Т.В., Козлова Т.В., Костюм и природные принципы его формообразования. // Швейная промышленность. 1997. - №5. - с. 14-16.

7. Барбе д'Оревильи, Дендизм. М., 1912.

8. Боровиков В.П., Боровиков И.П., Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Прогресс, 1976.

9. Браун Л., Имидж путь к успеху (практическое пособие для мужчин и женщин).- СПб.: Питер, 1997. - 280 с.

10. Brooke Iris, A history of English costume. London, 1979. - 196 p.11 .Брун В., Тилькс M., История костюма от древности до Нового времени: пер. с нем. М.: Эксмо, 1995 - 462 с.

11. Буровик К.А., Родословная вещей. 2-е изд. перераб.- М.: Знание, 1991.-228с.

12. Белько Т.В., Создание бионической модели функционирования моды в костюме: Дис. на соиск. уч. степ. кан. тех. наук,- М., 1996. 185 с.

13. Н.Береснева В .Я., Романова Н.В., Вопросы орнаментации ткани. М.: Легк. индустрия, 1977. - 192 с.

14. Вандербильт Э., Этикет. М., 1995.

15. Вернадский В.И., Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

16. П.Виноградов Ю.С., Математическая статистика и ее применение в текстильной и швейной промышленности. -М.:Наука, 1970.

17. Власов В.Г., Стили в искусстве. СПб.: Кольна, 1995.

18. Война имиджей (социологи культуры о телевидении) / Искусство кино. -1996.-№1,- с.109-115.

19. Chaille Fracois, The book of ties. Paris - New York, printted in Italy, 1994. -180 p.

20. Cunnington C., Handbook of English costume in XIX century. Boston, 1970. 617 p.

21. Cunnington C., Mansfield A., Handbook of English costume in XX century 1990-1950.-London, 1973.

22. Carman W.Y., A dictionary of military uniform. London, 1977.

23. Делакур Ж.Б., Большой словарь характеров, пер. с нем. Николаева Т.В. -Роств-на Дону: Феникс, М.: Зевс, 1997. 541 с.

24. Дудин-Барковский И.В., Смирнов Н.В., Теория вероятностей и математическая статистика в технике. М.: Наука, 1956. - 556 с.

25. Галкин А.А., Тенденции изменения социальной структуры.// Социологические исследования. 1998. - с.85-89.

26. Галстук. // Cosmopolitan. 1997. -№3. - с. 159.

27. Глобальный эволюционизм (Филос.анализ), отв.ред. Фесенкова JI.B. -М.-.ИФРАН, 1994.- 150 с.

28. Гмурман B.C., Теория вероятностей и матеметическая статистика / уч. пособие для втузов. М.: Высш. школа, 1977.

29. Голенкова З.Т., Динамика социокультурной трансформации в России. // Социологические исследования. 1998. - №10. - с. 77-87.

30. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Средние слои в современной России (опыт аназиза проблемы) // Социологические исследования. 1998. - №7. -с. 44-53.

31. Готтенрот Ф., История внешней культуры. Одежда, дамашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен. М.: Вольф, 1900.

32. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д., Маркетинг выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993. - 224 с.

33. Грановский Е.С., Мшвениерадзе А.П., Сроение и анализ тканей. М., 1988.-94 с.

34. Грановский Е.С., Жаккардовые ткани (патронирование рисунков). М., 1964.-374 с.

35. Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания ("круглый стол") // Социологические исследования. 1998. -№12. -с. 48-61.

36. Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л.И., Многомерные статистические методы. М.: Финансы и статистика, 1998.

37. Дьяченко К.В., "Дамоклов меч" ассортимента. // Швейная промышленность. 1997. - №5. - с. 11.

38. Jone de Greef, Cravates et Accessoires. Amsterdam - Paris, printed in Italy,1989.

39. Заславская T.И., Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Общественные науки и современность. 1995. - №1. -с. 17-32.

40. Заславская Т.И., Стратификация современного российского общества //Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1996. - №1.

41. Заславская Т.И., Социальная структура современного российского общества. // Общественные науки и современность. 1997. - №2. - с. 524.43.3ахаржевская, Костюм для сцены, ч.2. М.: Сов.Россия, 1967. - 213 с.

42. International textile. Акционерное общество «Дизайн-мода», бюро анализа и прогноза моды. - лето 1997.

43. Кирсанова P.M., Костюм в руской художественной культуре XVIII -первой половины XX веков. М.: Болып. Рос. энц., 1995. - 381 с.

44. Кирсанова P.M., Сценический костюм и театральная публика в России

45. XIX века. Калининград-Москва., 1997.

46. Кибалова Л., Иллюстративная энциклопедия моды. Прага.: Артия, 1986.

47. Казютинский В., Космизм, космонавтика и перспективы цивилизации. // Общественные науки и современность. 1994 - №2., с. 141-149.

48. Каминская Н.М., История костюма: уч. пособ. для техникумов. 2-е изд. -М.: Легпромбытиздат, 1986. - 166 с.

49. Киреева Е.В., История костюма: европейский костюм от античности до

50. XX века. 2-е изд. -М.: Посвещение, 1976. - 174 с.

51. Климова Л.А., Художественное проетирование мужских сорочек и прогнозирование их формы: Дис. на соиск. уч. степ. кан. тех. наук.- М.,1990.- 197 с.

52. Коблякова Е.Б., Тузова И.А., Волкова Е.К., Маркетинговые исследования как основа для формирования структуры промышленной коллекции костюмов. // Швейная промышленность. 1997. - №3. - с. 33-36.

53. Коваленко И.Н., Филипова A.A., Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высш. школа, 1982. - 247 с.

54. Когнитивная эволюция и творчество, отв. ред. Меркулов И.П. М.: ИФРАН, 1995.-225 с.

55. Козлов В.Н., Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легк. и пшцев. пром-ть, 1981. - 264 с.

56. Козлова Т.В., Художественное проектирование костюма, М., Лёгк. и текст, пром-ть, 1982.

57. Котлер Ф., Основы маркетинга: пер. с англ. Баброва В.Б. М.: Прогресс, 1993.-735 с.

58. Кочергин А.Н., Философия и глобальные проблемы. М.: Изд-во РОУ, 1996.-228 с.

59. Кочергин А.Н., Экология и техносфера. М.: Изд-во РОУ, 1995. - 224 с.

60. Кутырев В., Космизация земли как угроза человечеству. // Общественные науки и современность. 1994 - №2., с. 127-129.

61. Лейбин В., Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению. // Общественные науки и современность. 1992 - №2., с. 163-171.

62. Лейтес Л.Г., Методы художественного оформления тканей. М-Л.: Гизлегпром, 1947. -245 с.

63. Лепехин В.А., Стратификация в современной России и новый средний класс. // Общественные науки и современность. 1998. - №4 - с.30-40.

64. Любимая удавка человечества. // комсомольская правда. 26.08.1997. -с.З

65. Мансуров В. А., Семенова Л.А., Интеллигенция конверсируемых предприятий. // Социологическме исследования. 1998. - №10. - с.96-99.

66. Маркетинг и проблемы текстильных предприятий в условиях рынка. // Текстильная промышленность. -1997. №5. - с. 13.

67. Мерцалова М.Н., История костюма. М.: Искусство, 1971. - 200 с.

68. Мищенко Л.А., Ассортиментная политика на рынке модных товаров: Дис. на соиск. степ. канд. экон. наук. М., 1991. - 195 с.

69. Никитин М.Н., Художественное оформление тканей. М.: Легк. индустрия, 1971. - 280 с.70.0ников Э.А., Причины кризиса в текстильной промышленности России. // Текстильная промышленность. 1998. - №6. - с. 23-24.

70. Описание и рисунки 40 фасонов повязывать галстук: пер. с фран. -М.,1824.

71. Основы теории проектирования костюма / Козлова Т.В., Степучев P.A., Петушкова Г.И. и др.; под ред. Т.В. Козловой. ML: Легпромбытиздат, 1988.

72. Осипов Г.В., Статистические методы анализа информации в социологических условиях. -М.: Наука, 1979. 140 с.

73. Пармон Ф.М., Композиция костюма: уч. для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1997. - 318 с.

74. Петровский A.B., Психология о каждом и каждому о психологии. М.: Изд-во РОУ, 1996.-330 с.

75. Пустыльник Е.И., Статистические методы анализа и обработки наблидений.-М.:наука, 1968.

76. Реймерс Н.Ф., Экологизация. Введение в экологическую проблематику: уч. пособ. М.: Изд-во РОУ, 1994. - 100 с.

77. Русский костюм 1830-1850, вып. 2. М.: Всерос. театр, общество, 1961. -183 с.

78. Русский костюм 1850-1870, вып. 3. М.: Всерос. театр, общество, 1961. -187 с.

79. Русский костюм 1870-1890, вып. 4. М.: Всерос. театр, общество, 1965. -183 с.

80. Русский костюм 1890-1917, вып. 5. М.: Всерос. театр, общество, 1972. -223 с.

81. Ривош Я.Н., Время и вещи. Очерки по истории материальной культуры в России нач.ХХ века. М.: Искусство, 1990.

82. Рудин Н.Г., Художественное оформление тканей. М.: Экономика, 1964. - 172 с.

83. Russell, Pougless A., Costume history and style. Englewood Cliffs74 Prentice-Hall, 1983.-544 p.

84. Севастьянов А.Г., Методы и средства исследования механико-технологических процессов текстильной промышленности / Уч.для вузов текс. Пром. М.: Легк.индустрия, 1980. - 392 с.

85. Соколова Т.В., Маркетинговое исследование сбытовой сети хлебобулочных изделий. // Маркетинговые исследования. 1999. - №4 -с. 27-34.

86. Современный маркетинг / Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.; под ред. Хруцкого В.Е. М.: Финансы и стат-ка, 1991. - 354 с.

87. Система маркетинга на совместном предприятии. // Текстильная промышленность. 1996. - №1.- с. 8-9.

88. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А., Философия науки и техники. -М.: Котакт-Альфа, 1995.

89. Стиль и качество жизни семиотика// Executive. 1998. - №1. - с. 120.

90. Стриженова Т.К., Развитие искусства советского костюма (1917-1967гг.): Дис. на соиск. уч. степ. кан. иск-я.- М., 1970. 123 с.

91. Сегал Д., Мир вещей и семиотика // Декоративное иск-во СССР. 1968. -№4. - с.38.

92. Социология: уч. пособие. -М.: МИКХиС, 1998,- 80 с.

93. Сторение и проектирование тканей, под ред. Розанова Ф.М. М., 1953. 472с.

94. Тарабукин , Очерки по истории костюма. М.: Гитис, 1994.

95. Тальгейм И., Надольны Г., Галстуки. М.: Лик пресс, 1996. - 47 с.

96. Терешкович Т.А., Словарь моды (терминология, история, аксессуары). -Минск: Хэлтон, 1999. 460 с.

97. Технология ткацкого рисунка, теорий переплетений, патронирования / Сумарукова Р.И., Николаев С.Д., Мартынова A.A., Слостина Г.Л. М.: Лег. пром., 1984.-324с.

98. Титов В.Н., Политическая элита и проблемы политики // Социологические исследования. 1998. - №7. - с. 109-113.

99. Тихонова А., На пути к новой стратификации российского общества.// Общественные науки и современность. 1998. - №3. - с.24-37.

100. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. // Социологические исследования. 1996.

101. Философия. Основные проблемы философии, ч.2, под ред. В.И.Кириллова. М.: Юристь, 1997.

102. Фоли Д., Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече Аст, 1996.

103. Харченкова Г.И., Шульгина Н.Г., Сизова О.В., Спрос на трикотажную продукцию (маркетинговые исследования). // Текстильная промышленность. 1997. - №4. - с. 22-23.

104. Химмельблау Д., Анализ процессов статистическими методами. М.: Мир, 1973.171

105. Художественное оформление текстильных изделий / Малахова С.А., Журавлева Т.А., Козлов В.Н. и др. М.: Легпромбытиздат, 1988. - 304 с.

106. Шкаратан, Тихонова, Пахомова, Потенциал человеческих ресурсов России.// Общественные науки и современность. 1995. - №4. - с.13-19.

107. Wilcox R.T., The dictionary of costume. New YorkA Charles Seribner's sons, 1969.-406 p.

108. Voque hommes. Paris., 1990. - №132. - c.206.

109. Яновский Р.Г., Восток Запад: социальные изменения и динамика геополитической ситуации. // Социологические исследования. - 1998. -№7.

110. Общая теория статистики, под.ред. Боярского А.Я., Громыко Г.Л., 2-е изд.доп. — М.: Изд-во МГУ, 1985.-375 с.

111. Белявский И.К., Сегментация рынка. М.: ЗАО "Финпресс", Маркетинг в России и за рубежом, 1999.