автореферат диссертации по инженерной геометрии и компьютерной графике, 05.01.01, диссертация на тему:Графическое моделирование уровней подчиненности элементов композиции в архитектурно-художественном формообразовании

кандидата технических наук
Яковлев, Николай Иванович
город
Киев
год
1992
специальность ВАК РФ
05.01.01
Автореферат по инженерной геометрии и компьютерной графике на тему «Графическое моделирование уровней подчиненности элементов композиции в архитектурно-художественном формообразовании»

Автореферат диссертации по теме "Графическое моделирование уровней подчиненности элементов композиции в архитектурно-художественном формообразовании"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Киевский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт

Я 1 -

На правах рукописи

ЯКОВЛЕВ Николай Иванович

ГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОВНЕЙ • ПОДЧИНЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ

Специальность 05.01.01 — Прикладная геометрия и инженерная графика

Автореферат диссертации на соискание ученой степеоа кандидата технических наук

Киев —

1992

Работа выполнена в Киевском ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительном институте.

Научный руководитель — заслуженный деятель науки Украины, доктор технических наук, профессор Михайленко В. Е.

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Полозов В. С.; кандидат технических наук, доцент Бугаев В. И.

Ведущая организация — Киевский научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства (Киев НИИТАГ).

Защита состоится » ^ 1992 г. в, Ж. час.

на заседании специализированного совета Д 068.05.03 в Киевском ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительном институте (252037, Киев, Воздухофлотский проспект, 31, ауд. 319).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Киевского ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительного института.

Автореферат разослан

Учении секретарь специализированного совета

ПЛОСКИЙ В. А.

I

!

0512АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛБ0'1.Н

Актуальность тема исслеяов?»*£#» В Ейпр6без£ ху'ДЗЙетйвэнного формообразования архитекторы, гехначескойэ к бытового дйзэй-йа зйе бояыпйе значение наряду с творческой одаренности 5алзн-5бй к жцуйЕйей сдецизлисЪ'ой, приобретай1? яа?чяо-о<5оснойагёй® д:а'1оЯы йзаареная качэстзеййЯх характеристик обдектоэ проеккгро-* вааая, позволяющие использвзать современные средства автоматического проектирования в решегащ композиционных л кзалиметряческих задач. Основной проблемой з привлечения гехняки в эвриОйШсЗфй деятельность является определение и количественное измёрешкг поддающихся формализации коняозициоано-эстеткческих факторов процесса творческого формообразования»

Появившиеся в последнее время пока яемногочлелеяяцз методики определения композиционно-эстетических свойств, базирующиеся преимущественно на теории информации и математйческог'о анализа „ обладая определенной научной ценностью, в прогктаОЛ практике оказались малоэффектявяг'/и, так как основные потребители « архитекторы, худошшки-проектирйящш! оперируй? й своей деятель-поста преимущественно категориями обрёЗкой) мшлэкйя. Учитывая данное обстоятельство, а такге определив, что связующим

звеном в системе "художественное форйообразозаняе - САПР" является приоритет геометрической характеристика композиционных элементов , в настоящей районе Ейотавлена, цель-:

разработать и реализовать способы графической формализация И моделирования средств соподчяненности элементов композиции з Ейорческса процессе проектирования, что в своз очередь предполагаем? реиение следующих задач:

- определить предпосылки и методологические основы теоретических исследований геометрических составляющих свойства со-подчиненности композиции;

- выявить основные принципы графической формализации упорядоченных образований;

■• разработать методшеу определения степени соподчиненное-ти элементарных геометрически фигур (модулей);

- разработать методику определения визуального равновесии композиционных образований;

- определять формализованные выражения требований,предъявляемых к упорядоченным композициям;

- соаса2ь пакет программ обеспечения автомэдаесяргэ решения задач упорядоченного формообразования;

- внедрять результаты теоретических разработок в дракукку проведения композиционного анализа произведений архя?екад>в,да» зайна, прикладного и изобразительного искусства.

Реализация поставленных задач осуществлена на осноге экспериментальных исследований с последующих привлечением методов начертательной геометрии и средств машинной графики.

Методика исследования. Теоретической базой для основных раэраооток в диссертационной работе являются фудцаменталъяке к специальные исследования по теории композит (Араухо И,, Вголо ле Дек, Габричевский А.Г., Гика М.., Гримм Г.Д., Иконников A.B., Кириллова Л.И., Кринский Б.ф., Лз Корбюзье, Михайлов Е,П., Тиц А„А,, Хеыбидк, Фаворский Б„А., Чернихов Я.Г., Шевелев И.Ш,,,.^, работа , которые мозшо объединить по принципу взаимоотношение . геометрая ж общлх проблем эстетического•формообразования (Еоу-ыен У„„ Бубенкгкоз А.Б., Бейяь Г., Гильберт Д., Колотоа С.М,, Мюсайленко Б.Е., Пвдоу Д., Подгорный" А.Л., Раушенбах Б.Б., Франсис Дх„, Чагверухия Н.Ф.,...), исследования в области моделирования архитектурных и художественно-технических форы к.их свойств ( Бегеаау З.Г., Деоес S.K., Кащеако A.B., Ковалев с.н., Коротковский ¿.3., Лазарев Б.Н., Лебедев Ю.С., Обухова Б.С'., Сомов ЮоС. ,о..)0 освещающие вопросы автоматизации проектно-коа-структорскях работ соответствую- "го направления ( Авдотьия Л.Н., Григорьев 3.IL, Гугчиа й.Б., Еврелноз Ö.H., Котов EJLt Kotos ЮоЕ0, Моль А., Полозов B.C., Сазонов К.А., ФролоЕ С.А.,...).работы по квалиметраи (Аэгальдоа Г.Г0, Боеко Ю„Г., Лавркк Г„И., Дерсион й.Л., Яблонский Д.Н„,.„ J, а такие исследования по восприятие зрительных образов (Арнхейм Р., Бонгард bi.bi., Бетров А.,А. Грановская РЛ,, Демидов Б „А., Лосев А.Ф., Руубер Г., Соланскяй С Фехнер Г,, Шехтер М.С.,...).

При решении целого ряда поставленных .в диссертации задач, проводились экспериментальные оценка композиционно-эстетических свойств формальных»графических нескксловшс композиций с последующей обработкой колученяых данных.

ручную новизну в диссертации представляют:

- методика графической формализации композиции к ее комплексный анализ на основании обьектканого, символического и абст-

рактного уровней восприятия;

- способ определения полей соподчиненяости элементарных геометрических 1лгур;

- способ определения центра визуального равновесия разобщенных элементов композиционного образования;

- алгоритм композиционного анализа объектов проектирования ;

- программное обеспечение, реализующее разработанное способа и алгоритмы.

Практическая, ценность работы заключается в непосредственно:.! привлечении к эстетическому ¡ору.осбразэванлю средств маслиной графи::, что позволяет у не на стадии эскизного проектирования получать практически неограниченное число возможных проектных решений и выбирать из них наиболее предпочтительные. Разработанные алгоритмы позволяют осуществлять композиционный анализ произведений архитектуры, технического и графического дизайна, декоративно-прикладного л изобразительного искусства.

lis за!диту выносятся:

- методика оптимального выбора уровня визуа.тьно-гра.р'чос-коЗ тормаллзации композиционного образования;

- способ определения полей композиционной соподчиненностл разрозненных элементов композиции;

- способ определения центра равновесия плоскостной графической композиции;

- решение задач композиционного построения и анализа объектов проектирования с заданными условиями соподчиненностл Jop.v.ooi-разук'днх элементов;

- алгоритм моделирования визуально упорядоченных композиционных образовании;

- пакет программ, обеспечивающй автоматизированное решение задач с наперед заданными условиями соподчиненностл.

Реализация работы. Практическое внедрение результатов исследования осуществлено в проектном институте УЕРК^Еграздая-сеяьстрой, а также апробировано с положительны;,результатами в эскизном проектировании в институтах Кдевпроект и Г:шрогра?дан-промстрой. Хроме этого на материалах исследования созданы л внедрены в учебный процесс Киевского государственного художественного института "Методические 'разработки по "Основам графической композиции" для студентов 1-х курсов архитектурного и гс=-

фкческого фз;:уяьте" шз"»

Структура к обт-.ьу? работа. Дпссертацкя сосгогг пз изедеигя, трех осаозкгх глав, закяючевая, библиографии (161 наачепазаяке), пршокейзг, соRspx.it 153 страялцн ыаплиописного текста, 1.12 рисунков, 16 таблиц.

СОДЕРЖАНИЕ РАЕ0!Ш

Бо ввздеяяк обоонозава актуальность проблем, дав краткий анализ теория композиция во взаимосвязи. ее средств и закономерностей о гсомегрйческкаи особенности фор^ообсазущих элементов е условий. на основании чего сделана критические выводы, позвс-лиЕКие сформулировать цель и задачи исследования, излогшть оо-новкна аслонеакя, свносимке ка защиту.

£ лерво:"; глазе рэсгмогргвк аретоааха у »«егодологаческие основы теоретического исследования композиционного свойства со-подчиненностк формообразующих элементов, е зависимости ох ж геометрического сходства и различия. Е аспекте выбора принципов гра-фаческоЛ" $оркблязазаи лредставлен обзор существующих вздоз проектной информации: чертека, эскиза, рисунка, нетрадиционных средств графической выразительности.

За основу вкСорг, принципиальных направлений формализации проектируемых образов принято их сзойство эстетической информативности, посредством которого проявляйте« содержательность,ясность, наглядное отражение во внешнем облике эстетической сущности. Оценивая формообразующие элементы композиции по рззхэтннл' визуальны!.« признакам - величине, конфигурации, расположение, абстрагируясь от прямого назначения, считая их элементами некоторой форхальвоИ структуры, в качестве оперативных графических средств формализации приняты точка, линия и ограниченный набор элементарных геометрических фигур. Б результате всестороннего анализа основного эстетического компонента формы - конфигурации определена главные принципы графической формализации: линейный, иодуяь-ао-комбинаторный, образно-символический. На основания экспериментальных данных сформулировано графическое понятие "точки" и "линии".

Во второй глазе описана методика определения .грааичнхх .значений и уровней композиционной соподчакенности элементарных геометрических фигур* Высокой степенью «подчиненности и информативной насыщенностью характеризуются композиции, построенные ьа

разумном совета "та лодоу;;л я различай по фрга осеолпых лрлзка-коз сосгг-алягз*-' •-зсгсЛ. Глаз&да; усяовдсл аэгяоэаяошюЗ упо-рядочеглссга разкисарагторлнс элементов язллтгсй:

- тбор сбоелсзадпе сята'эдьпых расс?сл:.'лй /.«саду элгмен-гзмл, обослз'сяаз^а эязуг. ™знсз эдпнссбо частей л обра зсгяплл з целом;

- разпоЕосйое рассолозсзназ элементов относительно оса.яро-годл^еЯ через сеаяърячгсхзЯ иентр коилозавдоалого пространства;

- ггагзсрлгзекзя сзглзссзаняость по ферме осасвнх: элементов ;

- родство ¿ормообр.з зуггдгх ллпзй»

Дгч определения грэшпкшс зн-аченгй сс-подчи:;.еяяости разоб-цеяаах одыгеатародх феркоекЗряэугагас мсдудеЛ бнд проведен ряд зкеперкмектез. Е качестве примера могло пр-.'деглздть списание процедура установления грагшяых значена-! сс-лодчипелаости круг-лкх ¿лгур.

Разместим последовательно в ряду несколько круглых,равных по «едачгпе ^лгур, с постепенно узвлзтазазядоася расстояниями ?-«зяу шаая ( рлс-1 5 начале ряда, слега, {ягурн, яахладываясь друг на Друга, образуют яедрзркнауг? цеяочку-дкшш, затем, ксо-нувзлеь контурами друг друга, с мрастагсгмл интервалам:! "удаляться" одна от другой. Несмотря на отсутстзиз физаческсй связи фтгуры "воздействуют" одкз на другу», сохраняя попарно до какого-то ияг-ервала зязуаяьиуо взсйиосзязь, С помощью эксперимента было установлено, что хсхсхий интервал находятся в позиция б . '-Тюба лолучдть ходдчзстзеяяое значение величины предельного удаления мзгду кругами, фигуры сначала были сгруппированы попарно в интервале ^ ~ 0,25 С1 от полного совпадения контуров до явного визуального разрыва соподчиненности фигур ^ = 2,5с1 (ря^. 2 а), затем, отбросив заведомо не представляющие интереса позлила, экспертной оценке подвергли парные сочетания '¿.игур в интервале 0,1 с! (рясс 26).

В результате анализа и оценки соподчиненности ф^ур (табд.1, табл.2) было установлено, что предельное расстояние мек-ду двумя круглшш элементами на плоскости, при котором сохраняется их визуальная взаимосвязь» разно 1,53(1 , т„е, соподчиненное та ( С ) будет сметь место при £ ^1,53 (1

?

Ешан1 >"

РИС 1. .

¿¿7 О'

11 | i н'1 ! i | i i i i i i 1«ч+^-н-

РИС. В.

¡-азаа «•1.0ем

О ■нС' со •

е© фЪ ¿Г© 1©"© ...... 1 © о

(■1.25с | '"'|.е,-с1 1" 1.75о|(«2.пос! севос)

f4.sc! ) м.зс! [ 1хг5с1

е ©

& © С- € « е # © е е

^гзс!

ТАБЛ. 1.

зксп. м* 1 | г | 3 | -с 5 В 7 В э •га среди

сиеимж 1.25; 1,5 | 1,5 1.5 ч?5 13 123 1,75 1.5 1.5

эиея да | 1 ( 2 | 3 Л | о б|7 В Э га

оценка | 1,4 | 1,7 13 15 11.6 1.7 | 15 VI 1» 1,ЕЭ

Зт=ПР2=3,14-0.52=0,785 ея? Зпс=П[Р+ 0,265^=1337 ев?

С-н <1.53а

рис. з.

Полученное значение позволяло определись энергетически": композиционный потенциал фигуры - своеобразное .пале композиционной со-подчиненяости (ПКС) (рис.3).

с! пкс кр — !, О 3 с! кр

Гипотетическая теория энергетических полей вокруг визуально воспринимаемых образов получала развитие в работах Р.Арнхейма, Г.Руубера, Е.Д.Глезера и некоторых других исследователе;';, однако количественные характеристики поля до настоящего времени не были определены.

Полученные з настоящей работе границы ПКС, определяющие уровень зрительно" в "чилюсвязи двух круглых 'фигур, дали основание сделать вывод:

Условием композиционного единства элементов' плоскостной композиции является пересечение контуров их полей соподчиненно тл. На рис,4а я рис.46 представлены графические эпюры полученных ПКС квадрата и равностороннего треугольника, сравнительный анализ которых позволил установить, что при одинаковой длине сторон поля «подчиненности обоих фигур совпадают (рлс,4в). Точке: построение абриса ПКС по базовым точкам (рис.4г) послужило основанием для I орого ваясного вывода:

поле композиционной соподчиненности прямолинейного отрезка единичной длины представляет собой эллипс с соотношение»- осей 1,44:0,63.

Б качестве графической аргументации выводов и ряда вытекающих предположений во етосой главе приведен ряд нес:лыг-.овнх ко; позиций с элементами анализа уровней соподчиненности отдельных элементов (рис.5). Принятое в качестве модульной единицы соподчиненности ПКС отрезка прямой позволило получать графические схемы композиционной .активности любых многоугольников, при этом в плане формализации сложных графических образев определились следую ;ие положения:

- ПКС равностороннего пятиугольника и вписанного в неге круга приблизительно равны ^ массе;

- всдкий правильный многоугольник, } которого число стсрон больше пяти, е формализованном виде целесообразно представлять вписанным в многоугольник кругом;.

- если фигура состоит из двух визуально обосоог..:-;.^;: :,> тей, ее композиционный потенциал представляется аеза-и

ПКС хагдой из лих;

- если фигура воспринимается обобщена;:*! геометрически'.', образом, ИКС будет отражать композиционную активность повой целостной формы.

При построении ПКС эллипса - фигуры более слокяой по композиционным свойствам, применение оаисаннкх способов оказалось мавдоффехтягнам, поэтому задача решена графическим спосооом, приближенно на основания ранее полученный результатов и сравнительном анализе масс (площадей) элементарных геометрических ГУ р.

Е практика формообразования одной из наиболее суествен-ных проблем являе: репеяие композиционных задач, связанных с достижением оптического равновесии. При определения оптического центра композиции ч диссертации использовано известное полевение строительной механики относительно вычисления коордигт.т центра "яяеетл нескольких разобщенных вертикально направленных сил: _ „

АЦТ. - , У Ц,.Т. — -----,

гдз под Si. подразумевается площади фигур со своими ИКС, под Хо и У l координаты их центров тяжести. Решение подобных зи-дач обычным способом оказывается нецелесообразным, таз; как несложная композиционная задача перерастает а громоздкую математическую.

Средства автоматического проектирования (з частности пакет AutoCAD , реализуемый на персональном компьютере) позволяет легко находить координаты визуального центра предварительно формализованных композиций, состоящих из любого количества графических модулей (рис.6, табл.3). Процесс определения количественных зависимостей соподчинеаности сопровождается на всех этапах экспертным анализом. Ео ЕТорой главе приведено описание его основных процедур. Принимая во внимание важность сохранения в архитектурно-художественной практике индивидуальных творческих особенностей специалиста, в работе отмечается,, что з памяти компьютера может иметь место банк учета их "творческих почерков", выраженных в некотором разнообразии модулей ПКС (рис.7, табл.4).

Третья глава дасс?ртациош'эй работы посвящена вопросам

• г

рис. s

i . г з « s &

Хц.т Yu.t

1.25. 2.275

l.ö2S 5.375

4.25 ".5

■'•-6 2.5

5п Xu.T,*Sn Yü,.T.*Sn

10.0142 12.5175 22.7523

7.2103 11.7167 3S.7554

7.3542 31.2554 4Э.44В1

13.2 60,7203 зз.есзо

37.778.7 116.2393 134.9353

ТА ST. 3 ■

АРХ. xvn. 3 2 «s

А. о,в а,л осз

ÎB. G.7 ОА Ц4

H. Q3 □,3 с,з

г. о,в OA

Q7 ал а,з

к. Q7 аз OS

ж. О,? C3.S о.ы

3. 0,7 D.S с,s

и. QO О,S OA

к. О.З О,в а,А

ТА2Л. в,

реализации графической модели свойства соподчиненности з практике .художественного формообразования.

Архитектурное яроеятяроваяле в условиях современного кассового индустриального строительства заострило проблему эстетического фактора в формирования целостных образов, их гармонической взаимосвязи в ансамблевые образования. Превратившись в разновидность комбинаторного дизайна, архитектура предоставляет широкие возможности для применения графической модели соподчиненно' ти в плане реаеяия композиционных и квалиметрических задач. Кроне этого, реализация теории ИКС на персональных компьютерах позволит значительно сократить сроки поискового эскизирования, увеличить количество возможных проектных предложений и качественно повысить общую оценку эстетичности объекта проектирования. При работе в интерактивно.'/, ретаме компьютер для архитектора выступает не только в качестве совершенного инструмента, ускоряющего исполнительскую работу, а как принципиально новое средство, поиска композиционного решения и художественной выразительности.

Если предположить, что в процессе проектирования возникла проблема"вписать" в конкретную градостроительную ситуацию обьем, который независимо от функции может иметь произвольное пластическое или декоративное решение (например, чистую поверхность, вертикальные или горизонтальные членения), и при этом необходимо логически обосновать окончательный вариант - целесообразно поэлементно построй ь ПКС кавдого из образцов (рис.8а,б,в), Обще-пзвестные сведения, что 'вертикально члененная форма визуально зыглядит Екяе, чем горизонтально члененная" приобретают графическую аргументацию. Поля соподчиненности дают возможность архитектору измерить данное качественное отличие.

Архитектурные формы, конструктивно более сложные, выпол-нешше в современных материалах и прогрессивной технологии, при решении вопросов целесообразности установки их в определенном ¿есте существующей застройки также можно "просчитать" на предает их ком-позиционного потенциала (рис.9)„ Графический эпюр юззо.ляет в;1деть зоны предполагаемой концентрации внимания пли чаоборот,. свободные участки, которые при необходимости можно дополнить декоративными элементами: скульптурной пластикой, {реской, мозаикой или рекламной информацией» Кроме этого „схема ^подчиненности может явиться предпосылкой некоторой -корректй-5овки в расположении деталей, *

При.исследовании закономерностей построений ибьскта проектирования, а также при оценке увлоэаЗ экспд„ asauas JyrtffiWc архитектурного образа в различных ситуациях моано подучить с помола персонального компьютера $оршлкзо£аякае игобраь&йкя конструктивного решения, силуэта, ритмического чгрздованля вертикалей иля горизонталей в обьеме, светотеневых моделей обьекта (pac.IOa-е). Очэ; :и ПКС аа формадпзоааншх проекциях позволяй! архитектору видеть и оперировать 'значениями композиционной активности форма в ее конструктивном решения, оценкзать вазуадь-нуа энергетику силуэта в произвольном ракурсе, освещении и т„да (рис.II). Использование компьютерной технологии в сочетании с методикой получения упорядоченных композиционных образований, базирующейся на тео;чи ПКС, в перспективе дальнейшего своего развития позволит решать следующие задачи архитектурной практики:

- проведение комплексного анализа композиционной соподчи-ненности л целостности отдельных сооружений, ансамблей.,, структурных образований;

- создание инструмента для моделирования типологических

и стилевых признаков объектов архитектура при проведении реставрационных и восстановительных работ;

- возможность моделирования уровней эмоционально-образного вкракеяа;-. объектов проектирования;

- внесение суг'ственнкх корректив в методику проведения квалиметрическс : оценки произведений архитектуры.

Специфика художественного формообразования объектов дизайна принципиально не отличается от архитектурного проектирования. В главе приводится описаь-j процесса поиска и гармонизации формы металлообрабатывающих с 'зндов и эстетическая корректировка лицевых панелей радяобктовых приборов методом ПКС.

Если в архитектуре и т, .сническом дичайне процесс внедрения средств автоматического проектирования стал реальность®, в изоб-разяте..ьном и декоративно-прикладном искусстве технические средства в поиске и анализе композиционных решений используются ограниченно из-за отсутствия методик проведения этих операций. В диссертационной работе предпринята попытка применять теории ПКС к анализу взаимоотношения $ормы картины к ее к млозиционному построе ша. Е качествг объектов исследования были Еыбраны произведения известных художников, являющиеся подлинными шедеврами

аяеописи, отличающийся между собой по <jop.v,e, наар^, стилевым и композиционным признакам. Проекции полей ко. позиционной солод» чкневности формы холста на изображение сюзэта произведения (рис, 12а„б) свидетельствуют,, что:

- размещение комлозициокакх злемейтоа (.нший, пятен, фя-гур) находится в строгом соатеетствшх с внешними размерами плоскости картины;

- линии полей композиционной соподчииенностп в зоне картины играют главную композиционную роль, предопределяя по функца.. местоположение каждого элемента;

- кошозиционные узлозые точки ПКС геометрической формы картины материализуются в виде проекций на них акцентных зон или главных элементов произведения;

- в общем смысле глубинно пространственную характеристику произвед :;ия можно выразить каркасом ПКС конфигурация плоскости;

- применение в изобразительном искусстве ограниченного диапазона отношения сторон прямоугольников характеризуется особенностями ПКС их суммарного контура;

- основной причиной неиспользования в качестве подосновы для живописи многоугольников произвольной формы являетп явно выраженный snap неупорядоченности зонирования 'рабочей" плоскости посред-таом ПКС„

Логическим продолжением композиционного анализ, произведений изобразится чого искусства является обоснование выбора формы и параметров оправы (рамы), которая, как оказалось, активно может влиять как на восприятие,, так и на построение общей композиции (рпсДЗа-г).

Б главе'приведены ак- тятический и графический варианты выбора "максимальных" по размеру квадратной и прямоугольной рам.

Рассмотренные примеры р ализации модели соподчиненности в организации шрифтовых композиций наглядно подтвердили ее практическую целесообразность в эт : виде творческой деятельности.

Располагая количественными характеристиками композиционного потенциала каждого знака в шрифтовых образованиях, можно внести существенные корректива в практику конструирования шрифта.

Ш причине разлп"чя геометрических свойств букв и цифр, той илп иной гарнитуры, очерки полей соподчиненностц такке будут

разнообразием (рко 14), Следовательно, дал досгсге» лля ьиьуап»яой соглэсоиншэс«; skskoh v слоне, поркии долгла находиться на расстояниях, аяределясйых as ПХС. Б оЗае» здце дешнуа ззвясйкоссь козао ззжкда:

ПКСл (Шл) ; к. с, ± —i ]• (пкСл) ;

где Фл - форма лкзера? к - рзосголаае между буквами; 8 -расстояние мегду словамиj t - расстояние кегду строчками.

Экспериментальные д^ш.-е. подученные при решении разнообразных по степени сложности гьд^ч шрифтового формообразования, дозволили сформулировать ссковкоя коашозицяонннй дряяцш:;

- для обеспечения равномерной, яэяеред обусловленной плот-лоск: шрифтового образования, необходимо получить равновеликие участки пересечения ПКС соседсгззуюда: ?какос.

Разработанная модель своИстаа солодчанеиности в основном "работает" в плоскостной: кс.глозиционяах образованиях, Е плаке дальнейшего совершенствования теор;;а HKG я перспективы ее популяризации, п диссертации концептуально рассмотрены возкояностл получения пространственной (.-одели данного свойства композиция.

Ояисаяние примеры реалвзацки графической модели получения упорядоченных композициошшх образований, а танке проведения анализа целостных образов архитектура, технического и графического дизайна,изобразительного искусства были выполнены на персональном компьютере 1БМ PC/AT с процессоров INTEL - 80236, сопроцессорол! 80287, графически.'.? кратером типа EPSON .видеомонитором EGA и устройссгс.! целеуказания "аэ", Есе графические построения ooyciecSB.'UtF.zcS е рение оперативного взаимодействия (диалоговом региго) авг'орз и персонального компьютера.

Задание «зтел;атлческнх .моделей, их редактирование и отображение на экране дисплея и графическом принтере производилось в рамках системы автоматизированного проектирования flutoCflD (версия 10.0), ( RutociesK Computer Qidid Drafting ).

Расчет размеров и Еоепропзведэнне па чертеке изображений полей соподчиненкости базовых геометрически образов (отрезка, окрукяоети), а тзкке более сложных фигур, состоящих из базовых, выполнен с использованием языка программирования высокого уровня flutaLISP , для чего била написана соответствующая программа. Аналогичная программа бала наялсана на языке PfiSKRL

IS.

тикста приседе?* в Прътохэяяа).

Здк^тс.'ща, Й соответствии с гсостпвлолг^.'л в сл-

оте получ-заа следуйте результат:

I/ Обоснована возможность формализации сяойотаа созодчивзн-.ос гл элем о;: тел композиции на основе гыя слепня я стилизация лх 1 с с!! етрпч е ских хара кт ррл стик.

2/ Предложена методика вгйсрг пранцгпов графической форма-лзецяа хокйозлдеонно-эстетдческих свойств объектов форнообразо-авкя на основе их морфологических особенностей и эстетической :яфзркз?явкос?я целостной композиция.

3/ Получены К0лач«сгвзиш20 показатели энергетики формализо-зпаих геометрических кодудеЗ, здразвише своеобразными полями. Ъля коулозтпокаой соподпкаешюста (ИКС) позволяя? на стадии рое-ктпрснания визуально оценивать степень .упорядоченности пср-ообразукдих элементов, вносить гообходг.мне коррективы ас кон!я-урации, размеров я аолскенля.

4/ Разработал алгоритм вычисления координат оптического ,ептра предварительно формализованного композиционного образовала. В архитектурно-художественной; практике это жест чрезвычай-о взгвое значение, позволяя проектировщику логически о^основая-ю соотносить в композиции центр равновесия разобщенных элемеш-'ов и смысловой центр, достигая при этом максимальной степени моиионального воздействия проектируемой формы.

5/ Учтена возможность введения в память компьютера и пос-:едующзй реализации яядлвядуальказс творчески особенностей влзу-.льяого восприятия свойства соподчнненности худож;;:и-:а-проектиров-!л;"з» что особенно важно г эстетическом формообразования,

6/ .Ддя обеспечения процесса автоматизированного поиска лсрядоченнкх уровней организации формообразующих элементов,анализа л корректировки композиции на 'основе разработанных алгоритма на языках ГткИЗР п- РЯбКЩ.

7/ Концептуально освещена перспектива использования теории КС в решении задач на достижение гармонической соподчнненности шекентов в обьемных и пространственных объектах проектирования.

8/ Комплекс фрагментально реаенннх композиционных задач ¡рхитектурного и художественного проектирования, а также проведете композиционного анализа произведений изобразительного искусана подтвердили универсальность разработанной методики.■

Апробация и внедрение в проектных организациях тёоретичес-

км результатов, полученных в диссертационной работе, подтвердили практическую целесообразность и действенность созданных алгоритмов, реализуемых с дошщьа персонального компьютера.

Рассмотренные е настоящей диссертации вопросы формализации я моделирования упорядоченных композиции имеют перспективу развития в направлении расширения сфер;' реализации разработаннс методики, включения ее в учебные программы архитектурно-художественных отделений БУЗое, а такке в дальнейшем развитии теории ПКС относительно композиционных задач другого свойства.

Основное содержание диссертации изложено в следующих раос

Т2ХI

1. Корабельский Б.;!., Юрчук Е.П., Яковлев Н.О содержании .и форме рабочего органа..- "АГК УССР Наука, техника,практика", 19Э0, И Ю (0,2 п.л.).

2. «.ихайленко Б.Е., Яковлев К..;. От графической формализации со подчиненности элементарных геометрическ.ис ^игур к ыоделирова ншо целостных композиционных образован;:;:."Архитектура Укра1-ня", 1291, № 3 (0,35 п.л.) (на укр.яз.).

3. логилевский Б.Ю., Яковлев Н.И. Основы композиции в наглядной агитации. "Под знаменем ленинизма",1968, 15,16 (0,35 п.л.)

4. л.огилезский Б.Ю., Яковлев Н.Л. Шрифт в наглядной агитации. "Под знаменем ленинизма", 1988,£ 5,10 (0,35 п.л.).

5. Яковлев Н.И., Могилезский Б.Ю. Бизуальный язык - эффективный способ обучения. "Арх1тектура Украша",1391, .': 5 (0,4 п.л.) (на укр.яз.).

6. Яковлев Н.И., Могилевскип Б.Ю., Седак А.П. Загадай памятника (0,8 п.л.) в печати (на укр.яз.) .Сб. н.т.ц.памятниковед. АН Укт

7. Яковлев Н.И. Архитектурная графика - основа профессии. "Арх: тектура Укра!нп", 1991, ¡1 I (0,4 д.л.) (на укр.яз.).

8. Яковлев Н.;-1. Эстетика шрифтовой формы в архитектуре. "Арх1те тура Украина", 1991, 2 (0,35 п.л.^ (на укр.яз.).

9. Яковлев Н.И. К вопросу графического моделирования целостных композиционных образований. Передано в сб. "Прикладная геоме рия и инженерная графика". -Киев, Буд{вельник, вып.-'- 53 (0,2 п.л.).