автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Заказ в архитектуре (На материале истории русского зодчества конца X - первой половины ХV в.)

Савельев, Юрий Ростиславович
город
Санкт-Петербург
год
1992
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Заказ в архитектуре (На материале истории русского зодчества конца X - первой половины ХV в.)»

Автореферат диссертации по теме "Заказ в архитектуре (На материале истории русского зодчества конца X - первой половины ХV в.)"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕШ ХУДОЖЕСТВ

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ швсшеи» СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ им. И.Е.РЕПИНА

На правах рукописи УДК 72.06:72.033.4/47/

САВЕЛЬЕВ Юрий Ростиславович

ЗАКАЗ В АРХИТЕКТУРЕ

На материале истории русского зодчества конца X - первой половины ХУ ».

Специальность 18.00.01 - Теория и история архитектур«, реставрация памятников архитектуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры

Санкт-Петербург 1992

Работа выполнена на кафедре архитектурного проектирования' ордена "Црудового Красного Знамени Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Р.Репина Российской Академии художеств

Научный руководитель -доктор архитектуры Т.А.СЛАВИНА.

Официальные оппоненты; доктор искусствоведения Г.К.ВА1НЕР кандидат архитектуры С.П.ЗАВАРИХИН

Ведущая организация - Московский Архитектурный институт

Защита состоится " А5 " 0(^гаБтД 1992 года в часов

на заседании специализированного совета JU0I9.0I.0l по защитам диссертаций на соискание ученой стелена доктора наук при ордена Трудового Красного Знамени Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Редина. Российской Академии художеств по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д.17.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-исследовательскоЯ библиотеке Российской Академаа художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, д.17).

Автореферат разослан " Л1^"" Ce-frnevET^ 1992 года

Ученый секретарь специализированного совета Б.Й.Кохно

Подл, к печ. 27,08.92 Зак. 04 Тяр. 120

Отпечатано на ротапринте Института имени И. Е. Репина. 199034. С»-Петербург, Университетская наб., 17.

"Лишь пристальное изучение истории, человека эпохи с его помыслами, идеалами, направлением мысли - только это одно служит ключом для истинного понимания архитектуры прошлого."

М. А. Ильин

Введение. Создателями русского средневекового зодчества.были не только архитекторы, но и заказчики. Их взаимоотношения определяли эволшию архитектурных форм и их символического содержания. Историко-архитектурный процесс представляется как история взаимодействия двух главных созидающих факторов архитектуры - заказчиков и зодчих. Если работа зодчих а строителей артелей, строительная техника средневековья' исследовались довольно долго и подробно (труда Н.И.Брунова, П.Н.Максимова, М.А. Ильина, Н.Н.Воронина, Г.М.Штендера и других ученых), то состояние изучения заказа не соответствует тому большому значению, которое оя имел в средневековой архитектуре.

•Под заказом понимается совокупность требований к архитектуре, которые должны были учитываться в процессе работы над "".аэруавнаями. Заказчики приглашали зодчих дая выполнения своих замыслов. От их требований зависело качество строительства и квалификации зодчих, а иногда они и сами принимала участие в строительных работах. Князь Святослав, по словам летописи, "сам tío мастер". Заказчики были участниками ритуала по закладке храмов, что упоминается в летописях. Они не только финансировали строительство,но пявртвовала средства на последующее содержание храмов, делали дорогие вклады в виде церковной утвари и книг. Им принадлежала идеи создания при храмах школ, распространения образования. Высокий социальный статус делал их едва ли не единственными возможными меценатами зодчества, способными осуществить задуманную ими строительную программу.

Обращение к исследованию комплекса проблем, связанных с заказом, позволяет открыть новые данные дая изучения средневекового зодчества. Этот раздел истории архитектуры в значительно меньшей степени, чем последущиэ эпохи, обеспечен письменными источниками. Для исследования проблем заказа возможно использование как исторических источников, где имеется характеристика деятельности меценатов в области архитектуры, так и данные исторической социологии и топографии гоподов. Эти материалы необходимы для исследования процессов

взаимоотношений как заказчиков а зодчих, так и разных групп заказчиков между собой, юс влияния на архитектурный процесс, финансирование строительства, организацию строительных работ и т.д., а также дая атрибуции памятников. Исследование топографии и землевладения в городах позволяет сделать предположения относительно социального состава заказчиков, вкусам и требованиям которых должен был отвечать храм.

Рас^ыть содержание заказа невозможно без учета особенностей объёмно-пространственной структуры храмов. С этой целью привлекаются данные теории архитектурного пространства средневековья, содержащиеся в трудах А.И.Некрасова, М.А.Ильина, Н.Ф.Руляницкрго.

Исключительную важность для исследования проблем заказа имеет богословский аспект. Символика храма, его структура, определявшаяся каноном, некоторые вопросы композиции - все это находилось под влиянием идейной основы.

По сравнению с другими видами средневекового искусства, в архитектуре заказчику принадлежала особая, несравненно более заметная роль. Кавдое архитектурное произведение отражало как уровень мастерства зодчего, так и взгляды а концепции заказчика. На это обстоятельство обращали внимание многие исследователи средневековой архитектуры. Влияние заказа на характер архитектуры отмечалось М.В.Красовским, Ф.И. Шииток, Д.В.Айналовым, С.А.Усовым.

Интерес к заказу в архитектуре возрос в 1920 -ЭД-х гг. в связи с развитием социологического метода и работой Российской Академии художественных наук и Российской Академии истории материальной культуры. В трудах А.И.Некрасова (заказ в зодчестве Новгорода и Пскова); Н.И.Брунова (социальное обоснование значения хоров в храмах); К.К.Романова (взаимоотношения заказчиков и зодчих); А.А.Строкова и В.А.Богусевича (заказ в архитектуре Новгорода) разные аспекты проблемы заказа бшга впервые представлены как серьезная научная проблема.

Исследование различных аспектов заказа было продолжено трудами Н.Н.Воронина, В.Н.Лазарева, М.А.Ильина, Б.А.Рыбакова, П.А.Раппопорта, Г.К.Вагнера, Н.Ф.1>лянацкого, С.С.Подьяпольского,Т.А.Славиной А.И.Комеча, В.А.Булкина, В.А.Илугина, А.I.Баталова, ИЛ.БусевоЗ-Давыдовой, Т.Н.Вятчаниной и других ученых. В го же время за исключением нескольких специальных исследований и статей А.И.Комеча (княяеский заказ), В.А.Булкина (церковный заказ), А.Л.Баталова

(заказ в архитектуре рубежа ХУ1-ХУП вв), Ж.Л.БусевоЯ-Даввдовой (заказ в зодчестве ЗУП в.) различные вида деятельности заказчиков рассматривались в связи с другими важными аспектами истории зодчества. В результате, существующая историография не охватывает проблему во всей ее полноте, и оставляет ряд'ваанш: вопросов нерешенными. Все это заставляет специально рассмотреть поставленную'задачу на материале средневекового зодчества.

Педь исследования - выявление закономерностей воздействия заказа на сложение архитектурных форм памятников каменного русского средневекового зодчества.

В задачи воследования входит:

1. Исследование предпосылок сложения заказа.

2. Изучение структуры заказа, особенностей династического (княжеского), церковного и посадского заказа и своеобразие их влияния на сложение архитектурных форм.

3. Разработка типологии заказа в связи с типологией архитектурных форм.

4. Разработка и апробация метода исследования воздействия наказа на архитектуру.

Методологическая основа .работы;

1. Выявление по летописным и литературным источникам основного круга заказчиков архитектуры из числа князей, духовенства, посадского населения.

2. Исследование идейных и духовных факторов, влиявших на характер и особенности заказа в зависимости от исторической и социальной обстановки.

3. фонологическая, географическая и топографическая систематизация памятников в связи с типологией заказа.

4. Определение архитектурных особенностей, явившихся результатом замысла церковного, светского и посадского заказчиков.

5. Изучение признаков, позволявших объединить храмы в типологические группы, сформированные под воздействием одного типа заказа.

6. Определение роли заказа в слодении архитектурных форм.

Црсведена натурные обследования памятников древнерусской архитектуры (под руководством А.Н.Кирпичникова и П.А.Раппопорта), историко-архивные изыскания. При систематизации памятников (в зависимости от типа заказа) использован тропоталологический метод.

Объект исследования:

Памятники каменного храмового зодчества конца X - первой половину ХУ вв. ж процесс их создания.

Принятые ограничения;

В работе рассматриваются памятники архитектуры, полностью сохранившиеся шш имеющие достоверные проекты воссоздания. Выбор объектов изучения обусловлен также степенью полноты сведений о ктиторах, содержащихся в летописях, литературе духовного и светского содержания, а также научных трудах.

Хронологические границы исследования обусловлены едиными принципами действия заказа в этот период и исследованием процесса в его эволюции.

На защиту выносятся следшшие положения.

1. Закономерности формообразования в культовой архитектуре в период средневековья под воздействием заказа.

2. Типология каменного зодчества в соотнесении с типологией заказа.

3. Своеобразие влияния духовенства и светских ктиторов на формообразование в архитектуре.

Теоретическое и практическое значение предлагаемой работы заключается в расширении представлений о средневековой архитектуре и закономерностях ее эволюции. Вывода и методика работы могут быть использованы при исследовании других периодов русской архитектуры, а такие в учебных курсах.

Новизна исследования

Заказ в средневековом русском зодчестве именно в этой работе стал темоЗ специа-сьного исследования. Благодаря этому существенно расширяется источниковедческая основа средневекового зодчества. Разработанная методика дозволяет выявить пути воздействия заказа на формообразование в архитектуре.

Источники исследования

I.. Богословская и светская литература XL-13 вв., включая летописные своды, жития святых и т.д.

2. Труды по следующим разделам отечественной историй: общие труда, содержащие характеристику эпохи и заказчиков (В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, Б.1.1ренов,Б.А.Рыбаков и др.); историческая социология (H.A.Рожков, М.Н.Тихомиров, П.П.Толочко, й.Я.Фроянов и др.); историческая топография (H.H.

Воронин, С.П.Писарев, С.Н.Орлов, М.Х.Алепковский, В.Л.Янин, И.К.Лабутина и др.); история богословской мысли (Е.Е.Голубинсклй, Макарий, Амвросий, Я.Н.Ешов и др).

3. Опубликованные результаты археологических исследований древнерусских городов и памятников зодчества.

4. Исследования и материалы по истории архитектуры и духовной культуры Византия и Западной Европы.

Структура работы

Исследование состоит из введения, трах глав, заключения и приложений.

Первая глава содержат анализ основных предпосылок сложения заказа. Вторая глава посвящена исследованию структуры заказа. В третьей главе исследуется влияние выявленных типов заказа на типологию храиосгроеяия. В заключении подведены основные итоги исследования и содержатся вывода о роли заказа в сложении архитектурных форм.

Приложение состоит из 12 хронотипологических таблиц, где приведены основные заказчики культового каменного аодчества конца 2~ первой половины ХУ в. в соотнесении с построенными по к заказу каменными храмами, из пояснительных таблиц к тексту раооты, очерка историографии проблемы заказа и библиографии.

Содержание работы

Во Введении обосновываются актуальность, цели и задачи исследования, его объект, особенности метода и источниковедческий материал.

Первая глава "Предпосылки сложения заказа" посвящена социальным и исторически«, факторам, которые в конечном итоге влияли на особенности заказа и зодчества.

В первом разделе "Образованность ктиторов и ее влияние на храмостроеяие" говорится о значении этого фактора в архитектуре. Заказчики, осуществлявшие масштабное храмовое строительство а целенаправленно влиявшие на архитектурный облик сооружения, принадлежали, как правило, к числу наиболее богословски образованных. Замечание летописца о Константине Всеволодовиче Ростовском (1183-1219), который "творяше все па писаному", то есть следовал библейской традиции храмостроения и продолжал княжескую традицию, относится и ко многим другим заказчикам архитектуры.

Творческий потенциал заказчиков храмов одновременно сказывался на поприще литературы, законодательства, в риторике и словесности. Всеволод Ярославич (1030-1093) владел пятью языками, а его правнук Михаил Юрьевич - свободно владел греческий и латынью.

Выдалциеся по своей образованности и роли в архитектуре заказчики были как среда князей, гак и среди духовенства и городского патрициата.

Второй раздел "Эстетические предпочтения заказчиков" посвящен определению воздействия эстетических предпочтений п политической ориентации заказчиков на архитектуру.храмов.

Иерархи-греки были склонным к образному решению храма по византийскому подобию. Среди них следует упомянуть епископа Нифонта храмы в Пскове (Спасский собор Мирожского монастыря, 1150-П53гт.) и Ладоге (церковь Св.Климента, 1153), полоцкого епископа Николая Гречина (храм с боковыми апсидами, конца ХП в.); игумена Стефана (храм Богородицы Кловского монастыря в Киеве). Все храмы возведены по церковному заказу, следуя за освядешшми каноническими образцами Византии.

Византийское влияние распространялось также под воздействием династических браков. Византийские зодчие возводили храмы по заказу Владимира Святославича (Десятинная церковь); Владимира Мономаха (граны в Лереяславле); Олега Святославича (при нем в Чернигове начала работать новая строительная артель). Все эти князья были женаты на греческих царевнах. Газшфше и владимирские князья допускали применение белокаменной строительной техники, характерной для романского Запада. "Романизмы" возникали в результате светского заказа при ослаблении влияния церковного. Работа зодчих в этих условиях была более свободна от регламентации церкви.

В третьем разделе "Социальный статус ктиторов" выявляется значение высокого социального статуса ктиторов для архитектуры (возможности финансирования строительства, организации строительных работ, влияния на объемно-просгранственное и обравное решение). Главенство в княжеской среде, дававшее право распоряжаться строительными артелями, определялось старшинством в родовой иерархии и личными качествами князей.

В церковной среде заказчики, как правило, принадлежали к высшей иерархии (митрополиты, епископы, игумены). .

В посадской среде заказчиками чаще всего daли: I) распорядо-»ели городских финансов (тысяцкий, посадшпО, 2) шш боярских семей, 3) объединения сотенного населенна (купеческие и ремесленники) .

Четвертый раздел "Преемственность заказа как одна из причин воспроизведения архитектурного типа. Историзм церковного заказа* раскрывает причини преемственности типологических связей в зодчестве. На сохранение в архитектуре определенного типа храна оказывала воздействие преемственность заказа, которая могла иметь разные проявления: несколько зрамов мог заказать один ктитор (Константин Всеволодович - зрадш в Ростове; епископ Нифоет -ц.Спаса в Пскове, ц.Св.Климента в Ладоге); города входили в одну епархию (Борисоглебская ц.в Рязани по подобию ЕяецхоЯ ц. п Чераз-гове) ; использовался один и тот Х0"образвц" (строительство балозп-менных градов галшщшш мастерами во Владимире, Переясхаыо и Ки-декше в 1152 г.); pasase ктиторы, прикадгегавянэ s сщгсау социальному типу, предъявляла одни а те гэ требования, щееодд!ïks s "цитировании" близких архитектурных форм ("реданисгг™.^ уосуязр-ственно-собсрного ганра*, по Г.К.Вагнеру) в зрак» гг.-сггг.'пи. монастырей 2-й половйны II - 30-х гг. Ю в., строительство по посадскому заказу в Новгороде в конце 2Ш - начале Л вв. г. Пскове 21Г-27 вв.); воспроизведение фора конкретного spaxa (ц.Ботсродлцы Конского монастыря по подобию ц.Богородицы Влахернской в КоЕстантино-поле).

Одной из особенностей церковного заказа был историзм, лкрдагш-яшйся в обращении к византийской традиции. Ценность архитектурного "образца" определялась геи, насколько полно он отражал " свидетельство об истине". Константинопольский Софийский собор, слузэкшй образцом Киевского, бал возведен в Л в. Врш/я создания "образца" не иггело больного значения. Под "образцоа" понеиахосъ оетдсжглга общим символическим основал его содержания (по Т.ЩВяхчаниЕсЗ).

Пятый раздел "Влияние взаииоогназеннй нелду заказчиками на создание архитектуры" посвнщзн выясшнев взаяаоотногеннЗ яезду завозчиками (князь - вече, вече - церковь, князь - церковь) в процессе родцения архитектурного заинсла и его осуществления. Ка-

менное строительство велось чаще всего приходской обпдаяой, куда могли нходать представители всех трех групп заказчиков (князь .посад, церковь). В заказе преобладали требования одного ira них -того,

кому принадлежал более высокий общественный шш церковный статус (приложение I).

Взаимоотношения между заказчиками определялись также исходя из отношений собственности (на землю, строительные материалы',строителей, живописцев и т.д.). Разним заказчикам принадлежали отдельные слагаемые процесса возведения храма (князьям - строительная артель, церкви - канон, посаду - земля.) В результате общегородской храм был владением христианской общины города во главе с епископом, нончанский - кончанского прихода; удичанский - уличанского.

Существовало два типа отношения к "образцу": стремление его воспроизведения и склонность к новации. В основе первого Лежала "сила традиции и привычки", когда архитектурные формы не претерпевали изменений; в основе другого - "новая сила", коренящаяся в самом христианстве (по Н.Покровскому). В основе трансформации образца находилось изменение символической трактовки образа храма.

В выводах приводится перечень ^непрофессиональных" факторов (требований , находящихся за рамками профессиональных знаний зодчего), влиявших на сложение заказа, а в конечном счете на формообразование в архитектуре.

Уровень архитектурной компетентности заказчика определялся его "ученостью", позволявшей разбираться в тонкостях богословия. Таких ктиторов современника наделяли прозвищами Мудрый (Ярослав Владимирович, Константин Всеволодович), Боишэбский (Андрей Юрьевич)

На формирование замысла храма оказывали воздействие художественные предпочтения , диапазон которых был достаточно иирок - от аскетичной монастырской эстетики Византии (в церковном заказе) до "праздничной" ухрзденности придворных белокаменных храмов. Высокое социальное положение заказчиков позволяло осуществлять задуманную ими строительную программу и приглашать зодчих.

При совместном заказе преобладание требований одного из заказчиков определялось характером их взаимоотношений и функциональным назначением храма (соборный, приходский, домовый).

Заказчик диктовал отношение к "образцу" (воспроизведение или новации). Преемственные связи заказчиков (династические при светском закаэа и образно-символические при церковкой) определяли типологическое подобие в архитектуре.

Во второй главе "Сготкттоа заказа и структура храма" устанавливается соотношение ролей заказчика и зодчего в создании архигек-

туры и связанные с этим канонические и неканонические слагаемые заказа храмов.

Первый раздел "Заказчики и зодчие: их роль в создании .первоначального замысла и осуществлении заказа" посвящен выявленЕП соотношения роли ктитора а зодчего в проектно-строятелвнса процессе средневековья.

Одно из ираЕял Ногайского собора (737 г.) продансыпала "расположение" - церковной? пастнрз, а искусство - художнику (архитектору). Византийская эстетика с ЛИХ вв. считала заказчика кгавша создаю леи произведет*® искусспл, а архитектора - просто знстру-ментом в его руках (В.В.Бычков).

Византийские и романские зодчие, выполнявшие заказ на Руси, должны были следовать "директивам" заказчиков (по М.В.фасовсюиу). "Социальный заказ направлял усилие мастеров на разрешение определенных задач ж тем предопределял путь развития зодчества. Сталкгга-ясь с различными требованиями заказчиков, мастера в общем была вынуждены выполнять их независимо от своего отношения к этим требованиям" (Ю.П.Спегалъский).

Зодчие определяли общий конструктивно-техначескгЗ аххгсел зра-иа после обсуждения с заказчикам его структурной и яоамзэдионноЗ основы. Заказ существовал в форме словесного (письменного) описания здания (Н.Е.Воронан), основанного на каноне. Приглашение иноземных зодчих для создания нового тппа храма было вызвано, как правило, необходимостью применения новых строительных приемов для ей осуществления.

Заказчики задавали структуру здания, общие размеры, связаяпыэ с его назначением (типом), определяли те из составных частей архитектурного облика, которые несли главную идейную нагрузку, имели символический характер. Особое внимание уделялось сакральным частям (алтарь, главы). Ктиторы финансировали строительство, наблюдали за ходом строительных работ. Заказ был менее консервативен, чем относительно устойчивые строительно-технические приемы.

Зодчему более близка была архитектурная-форма, заказчику - важнее содержание архитектуры, связанное как с символикой форм, гак и с внутреним пространством храма. Внимание христианских богословов к символической интерпретации внутреннего пространства отмечается начиная с 1У в Ц.И.Еомеч).

Соотношение роли заказчиков и зодчих известно по византийским источникам (КЛаяго); степень их воздействия на характер архитектуры была различна: начиная от желания просто иметь самый красивый храм (поедание императора Константина епископу Ыакарию 326 г.) до общего описания его структуры (письмо Св.Григория Нисского епископу Аифжлахжю около 380 г.) и даже эскиза плана (послание императрицы Евдоксди епископу Порфири® о строительстве храма в Газе -402-407 гг.). Архитектору отводилась роль воплощения готовой решения.

От необычности заказа зависело появление новых конструктивных решений. В периода, когда ктиторы сами активно участвовали в формировании заказа, складывался новый тип храма (собороный тип храма И в., придьорнш княжеский храм 2-й половины ЗИ в.). В период ослабления действия заказа, выработанный ранее тип храма мог воспроизводиться без существенных изменений. Тогда возрастала роль зодчего и могли появляться новые конструктивные решения (псковское зодчество 2-й половины ПУ-ХГ вв.).

Общин для.заказчиков и зодчих основанием для создания храма были сведения о ганоне, распространявшиеся также на гавопясь и другие вида средневекового искусства (В.В.Еычков).

Второй раздел "Влияние духовенства на работу зодчего. Канон в архитектуре" посвящен малоисследованной теме о роли канона в православном зодчестве. "Каноническое есть церковное, церковное есть соборное" (¡¡.Флоренский). "В церкви все определяется не "стилем", а каноном: всякое творчество, чтобы быть церковным, неизбежно включается в канон" (1.Успенский). О существовании единого принципа организации пространства в древнерусском зодчестве писали Ы.А.Ильин и Б.А.Рыбаков.

Канон в архитектуре - регламентируемые и освящаемые церковью правила относительно структуры храма, связанные с совершением богослужения, представлениями о структуре мира и духовной иерархии. С И в. канон становится основополагашрм принципом византийского зодчества (В.В.Бычков).

Согласно каному, • определявшему правила расположения сюжетов я отдельных композита разрабатывались общие структурные (функциональные) основы построения художественного произведения.

Ввиду существования единнх дха заказчиков и зодчих прадстав-ленкй о каноне совпадай иг представления об архитектурном прост-

ранстве. Зодчие воспринимала пространство как основное шразитавь-ное средство архитектура в силу профессиональной градации, а загаз-чикя - в результате отоадесгвлошш архитектурного пространства с центральной идеей хрзстгтанства - вдвой ботвгскгепного нрзсутсгвзг. Благодаря различным (светозда, агустячесхгп) сффёктаа, пространстю приобретало свойства яеземяоЗ реахьйоети, так норгггзяев дослсз Дяадоира в Со}дЯскса соборе КоЕсгантлшопахп.

Бнразагоаьность вотерьера достггакась пргаенестем пространственных конструкций - арок, сводов, куполов. Отождествление образа архитектурного пространства с идеями православия баао известно еда в раннем христианстве по трудам Отцов церкви (ВасилгЗ ВэликнЙ, ЕвсовкЗ Паафял и другие).

'Что еэ касается внузфеннего устройства древнехристианского храма, то оно лишь в незначительной степени зависело от влзянка госюэдствоваших в данное время архитектурных приемов" (НЛозрсзсЕий). Полнота канонической пространственной структура "алтарь - imoo-sog&~ приделы - нартекс - галереи - крещальна" зависела от иазначзгез (функции) храма (кягропмнчнй, епископскгЗ, псеахсгх?, ■■■гсдпсргсЗ а т.д.). Калдай яэ этих элементов храма -ссоггоииса з cííc-esk^s ïît-казчвков с канонической форка£» соотвотствовзгзЗ его газетах». Основшадз сазралькЕШ чае мши зрака бшгн алтарь, ст^эолзгхрсзгт*»,! небо, н caso, обозЕачагашЗ ггяр саяасЗ.

Првлстакгэдяп зстстэтвков о стгштеда .wi

Расдшюгенле участаоЕакггх в латургал было строго рэгяакаатг,-ровано. "Все основные я главнейшие церковные отделения, утверздегг-ные древними постановлениями св. Отцов, остаются дошгкэ без £ сям га изменения* (П.С.Ыаксотпн).

Алтарь символизировал ндев господства мира горпэто шэд мнреа земным. Определение размеров (диаметра) центральной аз езда кио большое значение для заказчика й зодчего. Здесь начиналось цршор-циональнсз построение (К.Н.Афанасьев). Ширина (диаметр) алецца, равная дааяетву купола и подпруганх арок определяла в результата максимальные Haijyaxa в конструкция храеа при его "расчете" s построении.

Расвлтая алтарпаз чз.сть (СпаескгЯ собор в 'Ьршговз, собор в Полоцш), zas л ¡reno терт ез orcísmoc^a (zrp^rrm ппзо-толл, гяозла для установка залростсльках пг.он), характерно длл

œzxzcаелдх лептплгов (собор га Протеста, espions па Окслпсз

кладбйще в Б.Краснофлотской ул.) свидетельствуют о назначении храмов дан служб митрополита и епископов, то есть о церковном заказе.

H.И.Брунов полагал, что крестовокупольная пространственная структура, служившая основе! наоса, была одной из первых в развитии зодчества. Он обратил внимание на сходство центральной крестово-купольной части христианских храмов на Руси с планами каменных языческих храмов. Бесспорна древность этой системы. В течеше почти всего средневековья она оставалась неизменной в основных чертах. "Пивное ха в крест овокупольной системе, благодаря чему она стада окончательно адекватной средневековому сознанию.. .заключалось в идеальном пространственно-объемном выражении сложной структуры земной я пебесной иерархии" (Г.К.Вагнер).

Основное назначение наоса - размещение во время литургии прихода, состоявшего яз мужчин ж езнцзн, которых, согласно церковным правилам, следовало в храме отделять друг от друга (НЛокровски!, Н.Красносельцэв, Й.ВетршсхиЯ, И.Ыансветов и другие). Хоры в храмах предназначались в основном дая женщин (Д.Ф.Беляев, А.М.Пакга-ноав, 2.К.Редин, Г.К.Вагавр). Исследователи считали хоры также местом дреОгоания во время богослужения придворной знати (Антоний Новгородец. Д.Ф.Бвяяев, Н.И,1рувсв), князей (Н.И.Брунов, А.И. Комеч) я духовенства (Г.Эйкен).

Функциональное назначение хоров более широко, чем предполагал В.И.Брунов, считавший их только местом пребывания знати во главе с князем во время литургии. Развитые хоры были признаком митрополичьего или епископского храма, а не только княжеских. Известно, например, что киевский илтропоялт разыскивал на торгу родителей ребенка, оставленного на хорах Св.Софии (К.Тупало).

В тех случаях, когда создание храмов было связано с заказом духовенства, преобладали сдедупцие задачи:

I. Воспроизведение особо почитаемых православных архитектурных святынь (собор Богородицы Еловокого монастыря в Киеве по подобию Влахернской церкви Константинополя).

2. Ориентация на византийскую градацию образной трактовки заказчиком л зодчим архитектурных форм (собор Михаила Архангела в Переяславле - митрополит Вфрем, Спасский собор Мирохского монастыря и церковь св.Климента в Ладоге - епископ Нифонт, храм с боковыми апсидами в Полоцке - епископ Николай Гречин). Эта тенденция была связана с иерархами греками.

3. Пространственное оформление нового аргатэктуряо-литургического замысла, основанное на цреемсгвенноа оовоенин традиций Византии (софийские соборы в Киева и Новгороде, Успенская цорковь Киево-Дечерского монастыря в XI в.) и Руси (возведение успенских епископских соборов в Ш в.) и т.д.

4. Архаизация архитектурных образов (строительство храмов архиепископа! Евфямием Н в Новгороде).

В третьем разделе "Воздействие светского заказа на работу зодчего. Отступления от канона" исследуются закономерности влияния светского (княжеского и посадского) заказа на сложение архитектурных форм. Светский заказ оказывал воздействие в основном на неканонические особенности зодчества (образный строй, масштаб зашела, размеры, высоту храмов, их венчание и т.д.), которые не затрагивались канонической регламентацией церкви. От того, "где и кем были сооружены храмы", зависели их величина и великолепие (П.С. Иаксютин).

Особенности князеского заказа исследованы полнее других (В.С. Асеев, Г.НДогвин, М.К.Каргер, А.й.Коаеч). Это связано в первую очередь с более развитой источниковедческой базой;, частьи упоминанием князей в летописях в качестве заказчиков каменных храмов. Анализ летописных источников в сопоставлении с данными об участии князей в закладке храмов на Руси, светских заказчиков в Европе и Византии приводит к выводу в основном о ритуальном значении их участия в процедуре закладки храма. Летописные данные о князьях не всегда свидетельствуют исключительно о княгескоа заказе. Состав заказчиков часто был шире.

По каязеслому заказу строились придворные и монастырские зракн княжеских резиденций. Они возводились для придворной приходской общакы, насчитывавшей несколько сот человек, а иногда я более (Макарий, В.0.Ключевский), что определяло их вместимость. Князья строили храин такте для городского сотенного населения, которому покровительствовали. Придворные храш балл частью дворца них комплексов и это сказывалось на их структуре. Деление дворцов на мужскую и женскую половину отвечало структуре храма, для этой цела служила хоры и отдельные еходы.

Участие посадского населения было социальной основой храмо-строения. Общегородские соборы возводились с участием городского патрициата и широких слоев горожан. Самая многочисленная и состоя-

? ель над посадская община города принимала участие в финансировании строительства, инициаторши которого могли быть князья и церковные иерархи.

Иерархия городских храмов отвечала представлениям о духовной иерархии л определялась также иерархией городских приходских общин: общегородской, кончаяской и уличанской. Общегородской приход был заказчиком и участником возведения городских епископских храмов. По кснчанскоыу заказу совместно с князьями иди представителями церкви возводились кончанские храмы. Посадский (уличанский) приход строил каменные храмы на территории своих улиц.

Романский характер многих памятников русской архитектуры ходил за рамки "влияний", став одной из ее характерных особенноо-тей. В Новгороде в Пскове, особенно в ХИ - ПУ вв., после разрыва постоянных контактов с Византией, посадские заказчики также были склонны х "романской" эстетике. Причины этого заключались в близких эстетических предпочтениях нэ только зодчих, во и заказчиков.

Единство средневекового европейского мира не раз отмечалось в историографии (Б.А.Рыбаков, В.ГДшуто , И.Е.Тихомиров и другие). Это касалось г зодчества, что позволяло учении рассматривать процесса в древнерусской архитектуре как общероманские или с позиций так называемых западноевропейских "влияний" (Б.А.Рыбаков, П.Н. Максимов, В.Н.Лазарев). В.Н.Лазарев дал подробный.анализ этого явления в зодчестве Древней Руси:"Искусство Средневековой Руси и Запад (П-U вв. Г .

Светским заказом определялись особенности архитектуры, свободные от церковной регламентации;

I. ОоразныЯ строй памятников. Широкие эстетические взгляды светских заказчиков допускали не только "византийский", но в "романский" характер архитектуры.

Масотаб замысла, определявший размеры зданий или архитектурного ансам&я и зависевший также от функции храма (епископский, соборный, црнхсдск*®, монастырский и т.д.), количества престолов.

3. йиамерн в плане и высота, которые зависели также от типа ХРааа.

4. Характер венчания. В Сказании в Борисе и Глебе упоминается об ужравешш ккязеш храма пятью главами. С заказом Всеволода Оль-говлча ДО.1146), претендовааиего на основание в Киеве собственной дявастжж, связано уваичение диаметра купола Кнряляавской церкви

(П-А. Раппопорт).

IS

Выводя. Структура заказа определялась содерганиец чребованай всех участников создания храма. Церковная часть заказа включала, как правило, требования канонического характера, светская - неканонического.

Когда ктиторы сами участвовали в создании архитектуры, скхада-вался новый тип храма. йшсте а ослабланеем значения заказчика, возрастала роль зодчего, в го ве время заказ мог стать основой создания нового конструктивного реаения.

По преобладанию в храме особенностей, связанных с каноном oía неканонических черт, можно предполагать участие церковных ила светских заказчиков.

Третья глава "Типология заказа в типология храыостроения" дает представление о разных типах заказа, служивших основой создания разных типов храма. Заказ влиял преимущественно на типологическую стороцр архитектуры: "Тип сооружения является тем элементом, который менее всего зависит от зодчих и,как правило, диктуется заказчиком" (Д. ¿.Раппопорт).

В зависимости от своего функционального назначения, храмы могли возводиться по совместному ^общественному) или личному (частному) заказу. Общественный заказ подразумевал совместное участие иирокого круга горожан (нескольких уличанских общин, князей, кончанского патрициата, всей христианской обдины города). По атому типу заказа сооружались храш даа общественного богослужения, включая городские епископские соборы,- Из-за больших размеров их строительство требовало-участия значительного числа горожан. По частному заказу строились храла для частного богослужения сравнительно узкого круга лиц.

Общественный (коллективный) характер заказа.

В первом разделе "СснаестннЯ заказ князя, веча и церквМ и происхождение соборного типа храма конца I - 1-й половины И в" говори'/ся о строительстве соборных епископских храмов, требовавших привлечения больших средств и объединения усилий всех социальных слоев города. В строительстве принимали участие князья, церковные иерархи я вечевые институты. Среди исследователей мнение о социальной природе городских соборов разделилось. Одни считают их только княжескими (А.И.Комеч), другие только вечевыми (М.1.Алешковский). В исторической действительности в сооружении этих храмов принимала участие вся христианская община города, что подтверждают данные о финансировании строительства в П.в. (по Б.А.Романову).

Возведение небольшой крецалънп Успенского собора ¡Ьево-Печер-ского монастыря (конец XI - начало 2П вв.) обозлоеь в 2 тыс.гривен (по Кнево-Пвчерсксшу патерику). Князь Святослав Ярославич пскерт-вовал на его строительство I тыс.гривен. Ясно, что это была только часть стоимости работ. Сопоставление размеров Успенского и Софийского соборов в Киеве •приводит к выводу о том, что на возведение последнего было собрано не менее 15-20 тыс.гривен, а вся стоимость строительства (1017-1037 гг.) в Киеве превышала 50 тыс.тривен. Для сравнения, поход Ярослава на Киев в 1017 г. обшолся в 22 тыс.гривен.

Десятинная церковь, Спасский собор в Чернигове, Софийский в Полоцке совмещали функции соборного, княкеского и общегородского храма (Г.К.Вагкер), что нашло отражение в слоеной внутренней структуре, масштабности общего замысла и в развитой алтарной части (виме). В то ке время, благоадря самобытному заказу храмы Чернигова и Полоцка обладают некоторыми особенностями, по сравнению с киевскими, не позводгащша счктать их возведенными по единому замыслу. Наоборот, архитектурные особенности храмов свидетельствуют о стремлении черниговских и полоцкий заказчиков, соперников Киева, к политической и церковной независимости.

Наиболее близок киевскому строительству (1017, 1037 гг.) собор Св.Марка в Венеции Ш.ГДебединцев, Н.И.Брунов). Как и Каев, Венеция унаследовала архитектурные традиции Византии (ц.Двенадцати Апостолов в Константинополе). Заказчики Десятинной церкви а собора Св.Марка вывозят из византийских провинций мощи Св.Климента и Св, Марка, конные фигуры. Близки по яемоидзатиацу и национальному разнообразию заказчика - прихогане соборов Св.Софии в Киеве и Св.Ыарка в Венеции. Соборы сближают их высокое архитектурное качество и значение дая последующего развития зодчества (Н.И.Брунов), а такке некоторые архитектурные особенности (П.Г.Деоединцев). Образцом обоих храмов послужило не современное ы зодчество Византии, а архитектура У1 в. (эпоха Юстиниана). Заказчики киевских храмов часто сопоставлялась с византийскими императорами: "То новый Константин великого Рииа* (ПЕЛ,6523). Среда переводной литературы в Киева И в. преобладала церковная классика 1У - У1 ев. Константин и Клана изображены в Новгородской София.

В ооздазши зодчества II в. участвовали все тра тана заказчиков: I) князь (финансирование строительства в содержание храма, приглашение зодчих и органнэацая с^оатзльных работ!; 2) церковь(определе-

яие символико-богословской трактовки архитектурных форм находя из канонической основы); 3) вече (участие в финансировании строительства и организации строительных работ).

Совместный тин заказа был основой возведения епископских (митрополичьих) храпов древнерусских городов: Софийского (Каев,1017-1037), Спасского (Чернигов,1030-е), Софийского (Новгород, 10451052), Софийского (Полоцк 1044-1066), Михайловского (Пераяславь, 1089), Успенского (Смоленск, 1101), Успенского (Галич, 40-50-е гг. ХП в.), Успенского (Ростов, 1161-1162), Успенского (Владимир-Вслын-ский, П56-П60), Успенского (Владимир, 1185-1109), Спасский (Тверь, 1290), Успенского (Москва,1470-е).

Во втором разделе "Совместный княжеский и посадский заказ и "переходный" тип храма 2-й половины XI - начала ХП в." рассматриваются социальные истоки нового типа храма в архитектуре Новгорода и Киева.

Княжеский и посадекий заказ существовал в двух видах: I) княжеском и кончанском; 2) княжеском и сотенгон. Он соответствовал двум типам городского населения - кончанскоыу и сотенному.

Первый -вид возникал в случае совместного строительства храма князем и приходской общины того конца, с которым был связан князь и который был инициатором приглашения его на княжение. Как правило, князья в городе пользовались поддержкой одной из вечевых боярских группировок, которая приглашала княжить представителя определенной княжеской династии (Киев, Новгород, Псков). В других городах (Няадимир-на-Клязьме, Смоленск, Чернигов, Тверь, Москва) княжение носило наследственный характер. К храмам этой группа можно отнести те из них, которые были построены на земле городского конца и о которых достоверно известно, что в их строительстве принимал участие князь. Поэтому храмы могли иметь особенности княжеских.

Чаще храмы относились к другому типу, связанному с княжеским л сотенным заказом. Сотенное население городов было подвластно князьям. В подооном случае строительство велось, как правило, на общегородской территории (кремля иди торга). К этому типу храпов можно отнести Никольский собор на Торгу в Новгороде (В.А.Буров), комплексы храмов на новгородском Торгу и в псковском Довмонтовом городе (МЛ.АлешковскиЗ).

В Новгорода храма а трота съ по заказу купеческих объединений (Иваяское "Сю*, "заморена" бондов) , находившиеся под покровп— техьствш кяязеЯ (д.Иоапва. га CCosax, цДарасквш-Оятннцц). £ тех rqpas-x, 1®о каявыи £ еотенншу нагалешш дрннадледада значительная роль, no siomy ищу заказа накш возводиться соборзкехрамы (Т&озцгсвЗ собор в Иск сазе). Епископ здесь по имел такого вшшгая, как в Новгороде, своей розидаЕцал.

В третьем разделе "Совместный посадский л церковный заказ г его вншнве на архитектурную типологию" обосновавается совместная деятельность церковных иерархов и посакан.

КЬнчавсков население могло вести строительство совместно с духовенством. Этот гая заказа лажал в основе замысла церкви Богородицу Кловского монастыря в Киеве (по подобию ВлахернскоЗ церкви и Константинополе), храмов Смоленска с галереями (Собор на Протоке в другие храмы стой группы), некоторых новгородских храмов.

В об&еяно-простраяствешгаа решении храмов прослеживается участие духовенства (указание на образец, развитая алтарная часть л т.д.). Их водводгла епаекспсхая артель (П.А.Ранг спор?). Финансовые возмоеностй посада и оашгая численность прдхода определяла боль-sae размере хрзяов.

Личядй (частный) характер заказа.

Четвертей раздел "Княжеский заказ и тал цридаорного храма" посвадан влиянию личного заказа князей на слодение типа храма, не имевшего аналогий ни в зодчестве Византии, ни в архитектуре Запада. Он достаточно хорошо исследован (Н.Н.Воронин, П.А.Рапподорт). К памятникам, высгроенным по личному княЕескому заказу, относились придворные храш 2П - начала JLI вв. Их духовенство, как прятало, подчинялась князьям. Влияние епископов было здесь слабее, чем в городе. В придворной среде роздались оригинальные образца архитектура, отличные от посадского и епископского зодчества. Почти все так называемые башнеобразные храмы Ш - начала ХШ вз. огноселесь к придворным. Истоки этой традиции видятся в трехлопастной завар-сэнел церкви Спаса па Берестова (по Г.И.Птендсру).

Ндзтлгтшй тип храхз. - самый долговечный в типологии градостроения. Первый в • этом ряду принято считать Спасский собор Ев^росшь-ева монастыря в Полоцеэ (середина Ш в.), одним из последних -Успвнскгй собор в Московском Креыле (начало JLY в.). Этот тип храма воспроизводился в условиях совместного княвзского и сотенного заг

каза в Новгороде (церковь Параскевы-ИятнищО, э качестве городского сонорного храма (Троицкий собор в Пскове).

ПятыЗ| раздел "ВоздеЗствде церковного заказа на храмостроеюае" рассматривает особенности заказа церковных иерархов.

Как правило, иерархи стремились следовать византнйсвиЯ архитектурной традиции, особенно те йз них, кто был прямо подчинен константинопольскому йатриарху (митрополиты, некоторые епископы греки, архиепископы, такие как Нифонт) . После сложения канона в русском зодчестве (Десятинная церковь) структурная основа храма "ахгарь--наос", как правило, оставалась неизменной. Исключение составлял церковный заказ. По замыслу черниговского и яолоцкого епископов в Спасском и Софийском соборах апарная часть была увеличена, что было связано с особенностями богослужения (Г.К.Вагнер). Ей создан тш монастырского храма (Успенский собор Печорского монастыря). Церковный заказ стал главной щягчнной воспроизведения форм храма Богородицы Влахернской в церкви Кловского монастыря (жгумен Стефан), а таете предопределил византийские истоки собора Митя яда Архангела в Переясяазле (митрополит Е£рем).

Тип монастырского храма, созданный в Новгороде по заказу Антония Римлянина, определил второе, по сравнении с княжеским, направление в архитектуре Новгорода начала ХП в. (А.Й.Комеч). Заказ епископа Нифонта стал причиной своеобразного архитектурного решения Спасского собора в Пскове и церкви Св.Климента в Ладоге. Особенности алтарной части смоленских храпов (собор на Протоке), ц. на Окопном таадбище, ц.на Б.Краснофлотской улице), выстроенных епископской артелью (П.А.Раппопорт), свидетельствуют о заказе смоленского епископа (Меркурия иди Симеона), Заказ храма с боковыми апсидами Бельчвцкото монастыря в Полоцва принадлежал, видимо, епископу Николаю Гречину. Тип монастырского (Николн на Лише), а позке и посадского храма был впервые после длительного перерыва воссоздан в 1292 г. по заказу новгородского архиепископа Климента.

Его последователи - архиепископы Васшлй, Моисей и Алексей такке цродашала традицию заказа этого типа храма (А.И.Некрасов), как и московские митрополиты Звогност, Алексей, Киприан и Оотий, создавшие 'монастырские храмы в Москве в НУ в. По заказу новгородского архиепископа Евфимия в 142Э-1459 гК была осуществлена масштабная строительная программа по воссозданию храмов периода независимости города. (М.К.Каргер).

В кеото^ разделе "Посадский заказ. Сложение тира посадского храма" рассматривается происхождение и эволюция этого типа под воздействием заказа.

Городская посадская община была самым ранним заказчиком храмовой архитектуры (Е.ОстрошслинскиЙ). Воздействие посадского заказа имело гри основные тенденции: I) создание типа посадского храма; 2) участие в создании общегородских соборных храмов; 3) совместное строительство с князьями или церковью.

Посадский заказ возникал в городах с вечевыми порядками: "Новгородцы бо лзкачаде и Смольяне, и Ецяне, и Полочане , и вся- власти яко на думу на вече сходятся" (ПВЛ). Бечевый строй был, наряду с вняжескш правлением, основой государственного уклада (И.Я.Фроянов) а заказа в архитектуре. На структуру храмов могло оказывать влияние количество городских концов, от которых зависело число прео-толсз в храдзе (И.Х.Алешковский).

Хончанский заказ отличался от сотенного: кончанские храмц посвящались сеыейнны святым-покровителям, а храмы городских сотен -праздникам. По коачанскоыу заказу строили на своих улицах, по сотенному - возле торга или на землях, не принадлежавших боярам (МД.Алеаковскжй).

Посадский заказ как самостоятельное явление в каменной архитектуре возник в 50-х гг. ХП в. в Ладоге (Я.А.Раппопорт). После чего посадское строительство в Новгороде и Пскове ведется непрерывно до 2-й половины TS в. В силу ослабления церковного заказа, в Пскове сложилась уникальная для средневековья ситуация, позволившая главную роль в культовой архитектуре играть зодчим (И.Д.Беляев, Ю.П.СпегальскиЙ).

Выводи. Заказ влиял преимущественно на сложение типа храыа. Под воздействием определенного типа заказа складйвался а определенный гш храма, что не исключало появления промежуточных переходных типов (приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заказ бил одним из главных факторов формообразования в архитектуре средневековой Руси. Заказчики определяли общий объемяо-дространственяка замысел зрамов исхода из их назначения (типа), представлений канонического (церковного; и неканонического (светского) характера. Зодчак принадлежало конструктивно -техническое решение поставленной задачи, выражавшееся чаще всего в словесной

(описательной) или письменной форме.

Активность и воля заказчиков к градостроении зависела от их образованности и культуры, социального статуса, а их идейно-художественные предпочтения влияли на выбор зодчих и образный строй памятников. Диапазон предпочтений ктиторов достаточно широк: от следования канонизированным образцам до использования "романизмов".

Структура заказа даяжнаб!ла включать представления как канонического, так и неканонического характера. Канон определялся духовенством исходя из назначения (функции) храма. Канон можно рассматривать как совокупность представлений о закономерностях расположения и назначении составных частей внутренней структуры храг-ма. В дисоертации уточняется назначение хоров в храме. Оно было более широким," чем предполагал Н.И.Брунов (для знати), являясь признаком не только княжеского, но и митрополичьего (епископского) храма, Хоры служили для присутствия на службе женской половины прихода, там находились библиотеки, и другие помещения, связанные как с сакральной, так и со светскими функциями храма.

Неканонические особенности архитектуры были связаны прежде всего со светским заказом: "величина и великолепие" (по П.С. Максвгину). По степени преобладания канонических или внеканоничес-ких черт, можно определить какой именно тип заказчика (светский или церковный) преимущественно влиял на архитектурное решение.

Тип храма определялся заказчиком, а заказ мог быть коллективным (совместным) или личным (частным). К созданию соборных общегородских храмов были причастны и князь (замысел) и церковь (замысел) а посад (участие в финансировании строительства, его организации и производстве). Этот тип заказа обозначен как совместный (коллективный). По совместному заказу князей и посада (чаще всего не кончанской, а сотенной его части) возводились кончанские храмы или храмы сотен (в основном купеческих корпораций), подвластных князьям (ц.Иоанна на Опоках в Новгороде). Совместным мог сыть заказ посада (финансирование, организация строительства), определявший большие размеры храма, и церкви (замысел), например собор на Протоке, Смоленск).Степень участия князя или иерарха в совместном заказе могла повлиять на характер архитектурного решения.

Личный заказ всех грех типологических групп заказчиков (князей, посада и церкви) служил основой создания храмов по преимуществу для частного богослужения. Их структура и внешний облик (особенно

посадских храмов) посиди камерный характер. Княжеские храмы отличалась богатством декоративной отделки, динамизмом внешних форм, внрахавешхса е башнеобразной форме венчания и трехяридельной структуре йдава.

В го же время были а отступления от этого правила. .Княжеские храш MOISK иметь черты посадских (ц. Спаса на Нередице в Новгороде;, а посадские - княжеских (ц.Параскевы-Лятницы в Новгороде).

В условиях дачного княжеского заказа влияние духовенства на работу зодчего было ослаблено, чем объяснялось появление романских декоративных приемов (пучковые пилястра, рельеф! на фасадах соборов и т.д.). Церковный заказ был связан преимущвсгвенно с каноном, являясь причиной появления архитектурных форм, вызванных особенностями богослужения,таких как ваш, боковые апсиды, объемно-пространственное выражение креста и т.д.

По цэрко иному заказу зодчие привнесли в русскую архитектуру целостные архитектурный тип храма, сложившийся в Византии (повторение в Киеве ц.Богородипр Вдахеркской). Посадский заказ был основой создания посадского типа щзама, сложаваегося в каменных формах в Ладоге (50-60-е гг. Ш в.).

Основываясь на исследовании пройлеш заказа, можно уточнить даты сооружения некоторых памятников: Софийского собора в Полоцке 1054-1066 гг. (принимая во внимание междукняхескив отношения и права вассалитета), Троицкого собора в Пскове - 1193 г. (с большей долез вероятности можно считать верной датировку Н.Н.Воронина -на основе связей Пскова со смоленскими князьями во 2-2 половине Ш в.), церкви Бориса и Глеба в новгородском кремле - 2-я половина Н - начало Ш вв. (уточняется летописная дата - 1050 г. исходя из исторической обстайовки, заказчиком храма был, по всей вероятности, Глеб Святославич).

Б заказе могло содержаться требование следовать "образцу". Под "образцом" понимались не столько конкретные архитектурные формы здания, сколько их образно-символическое содержание. Иногда заказчик давал задание выстроить храм "в ту же .меру".

Процесс воздействия заказа на работу зодчих не был равномерен. Он то усиливался, то ослабевал, в зависимости от степени воздействия заказа. Только заказчики, могли вносить изменения в структуру храма. В периоды, когда ктиторы сами участвовали в формировании заказа, мог складываться новый тип храма. Заданная основа создавала предпосылки для совершенствования зодчими его конструктивно-технического решения.

Основные наложения диссертации доложены:

на 44-46 научных конференциях Ленинградского инженерно-строительного института, Л.,1987-1989; на научно-методической конференции "Проблемы развития художественной культуры", I., 1987; на Бу-нинских чтениях, МАЙИ, И.,1988; на научной конференции "Стиль в искусстве", М., Ы1У, 1989; ХУШ Международном конгрессе византинистов, Ы., МГУ, 1991 и других научных конференциях.

Внедрение результатов исследования:

Отдельные положения и выводы диссертации, метод исследования заказа в архитектуре были использованы в следупцих работах.

1. Исследование исторических особенностей застройки и планировочной структуры г.Тихвина. Проект зон охраны г.Тихвина (ЛИСИ, I98I-I982, гос.per.Jé 81046705).

2. Разработка зон охраны г.Гатчины Научно-исследовательский отчет (ЛИСИ, 1983, roc.per.Jf (2329005128),

3. Охранные зоны памятников- истории и культуры Ленинградской области (раздел Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области до 3605 г., ЛИСИ, 1985).

4. При разработке цро1раммы исследований и изданий ЛенНИИТАГ "История архитектуры Петербурга л окрестностей", Л., 1990.

5. При подготовке второго издания курса "Истории русской архитектуры" (1-е изд.: Л.,1984).. Разделы о социальных аспектах ио-тории архитектуры.

Публикации по тете диссертации

1. Постановка проблем русского зодчества и монументальной живописи в работах С.А.Усова (1827-1886)//Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Сб.-Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина , вып.ХХГ, Л., 1985. - 0,5 п.л.

2. Византийская архитектурная традиция и русское зодчество конца X - начала ХП в.//Сб.-Древний л средневековый Восток. 4.2. Изд-во АН СССР. Ы., 1988. - 1,0 П.л.

3. Отечественная шстощогрефя о рсиш заказчиков в русской архитектуре конца X - второй половийы ХУ вв.//Сб.Материальная культура Востока. 4.2. Изд-во АН СССР. М., 1988. - 1,2 п.л.

4. О заказчике и времени строительства храма Бориса и Глеба в новгородском детинце//Ироблемы русской и зарубежной архитектуры. Сб. Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина, Л., 1988. - 0,9 п.л.

5. Проблема заказа в средневековой архитектуре-Византия и Руси//Резше сообщений ХШ Международного конгресса византинистов. Т,2, И., 1991. С.989-990,

6. История изучежия русской архитектуры. Конец 2УШ - XX вв. Исследователи и их 1руда//йстория русской архитектуры, 2-е изд., СПб., 1992. - I п.л. (сдано в печать).

7. Заказ в архитектуре средневековой Руси 22 - ХУ вв. СПб., 1992. - 5,5 п.л. (сдано в печать).

Приложение I Роль заказчика в проектно-строительном процессе

Заказчики и исполнители заказа

Вклад в характер архитектурного

решения

Светские заказчика (князь, представители посада)

Заказчик из числа духовенства (митрополит, епископ, игумен)

Зодчий (мастер)

Подрядчик, мастера

Подсобные рабочие, городские ремесленники

Строительная артель

Участие в формировании замысла (масштаб: общие размеры, высота, характер венчания) и заказ строителям; финансирование строительства и организация общестроительных работ; участие в закладке храма; приглашение мастеров и строительных артелей

Наблюдение над соблюдением канона в храме-, его закладка и освещение, участие в формировании замысла и заказа; участие в финансировании строительства; приглашение зодчих; определение и ос-вщенЛе места престола (алтаря)

Выполнение заказа - расчет конструкций л основных пропорций здания;, общий конструктивно-композиционный зашсел; разбивка плана; художественное решение

Организация строительства, изготовление строительных материалов, их доставка и т.д.

Выполнение подготовительных и общесзро-ительных работ: фундаментные рвы, заготовка дерева и возведение лесов; выплавка свинца, черехшщ, ломка камня и т.д.

Последовательное выполнение цикла строительных работ, изготовление строительных материалов (шшнфа, кирпич, камень)

'Гад заказа

Приложение 2

Типология заказа в оояовяыа функциональные таны храпов хил храма

Архитектурные особенности ионовноь тш 'ОШ. городокои

Прихода таппитппии

территории

Общественный I.Совместный заказ заказ веча,

князя и церкви

2.Совместна! заказ князя в посадского на-селенияСсотев-його в хончан-свого)

Личной

(частный)

заказ

3, Посадская и церковный заказ

I.Княжеский заказ

2.Цосадокий заказ

3. Церковный заказ

Соборный общегородской храм (дай мя-трсщоичьего,едио-копсвого богослуже-ввя)

Кончанокий(мовао-тцрский), роснроиз-ВОДИВШИИ тип княжеского

Посадская храм о ярко сраженными особенностями церковного заказа

Придворный ею монастырский княжеский храм

Удичаяский(воспроизведен в посадских монастырях)

йщ храма определялся заказчиком

Больше размеры,усложвав-вая внутренняя структура, многоглавав

Сохранение обраяа кшпюо-вого храма, создание дро-межуточного типа, переходного в пооадокому

'Большое влияние церкви Ва сЛожа !тио архитектурных форм

Внешне импозантное здание, "башнеобразная" композиция завершения, отступления от канона

Камерный характер струг-рассчитанный ва ув-круг прихожан

Типичные для всего восточноевропейского зодчества 2 вызванные особенностями богослужения

Христианская Крэмль(дети-община горо- нец,1уад) ла

Приход сотен- Общегородские Ного (купе- аеигшдаамль, чаского)обь- торг (веши единения посада)

Земав пооада (в городе) аагородша аешш

Земля, принадлежавшая князьям, как правило, вне города.но близи от него

Территоряя яосада ила загородная

Монастырское владение

(уличанокий) приход

каяжес« приходская община

У^ичанокая ориходская община

Монастырский