автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Визуальный ряд сайтов научных библиотек

кандидата педагогических наук
Плешакова, Мария Александровна
город
Новосибирск
год
2012
специальность ВАК РФ
05.25.03
цена
450 рублей
Диссертация по документальной информации на тему «Визуальный ряд сайтов научных библиотек»

Автореферат диссертации по теме "Визуальный ряд сайтов научных библиотек"

На правах рукописи

Плешакова Мария Александровна

Визуальный ряд сайтов научных библиотек: разработка принципов системного формирования

Специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 0 мл Г'

Новосибирск 2012

005042494

005042494

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН).

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор Лаврик Ольга Львовна

Гендина Наталья Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»;

Захаров Виктор Павлович - кандидат филологических наук, доцент кафедры математической лингвистики филологического факультета и кафедры социального анализа и математических методов в социологии социологического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук

Защита состоится 24 мая 2012 г. в 11:00 на заседании диссертационного совета К 003.004.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук по адресу: 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук.

Автореферат разослан 23 апреля 2012 г.

Ученый секретарь .

диссертационного совета Артемьева Е. Б.

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Способ восприятия информации человеку задают основные для его эпохи средства коммуникации. В XX в. широкое распространение получили такие формы передачи информации, как кино, телевидение и Интернет, поэтому современный человек воспринимает информацию по-иному, нежели тот, «кто вырос в окружении печатных текстов». Аналогично тому, как в свое время книгопечатание способствовало распространению вербального общения, современные средства коммуникации пробудили интерес к визуальным формам выражения, общения и восприятия. В XX в. визуальные коммуникации получили такое широкое распространение, что сам век стали называть «веком знаков». Со вступлением человечества в XXI в. — век компьютерных технологий -роль визуальных коммуникаций только выросла. Поскольку визуальные образы окружают человека в его естественной среде, то он стремится создать для себя такие же естественные условия и в виртуальной.

Ученые в различных областях науки, техники, искусства проявляют большой интерес к вопросу визуальной коммуникации. Прежде всего, они отмечают глобальную тенденцию в изменении способа мышления современного человека. Оно становится по преимуществу невербальным, что особенно характерно для молодого поколения. Также важным фактором, влияющим на коммуникационные процессы в обществе, являются глобализация и информатизация, при которых информация становится доступней, но возникает языковой барьер. Одним из путей его преодоления, с нашей точки зрения, является использование образной информации.

В теории коммуникации, культурологии, психологии, философии, педагогике, эргономике, социологии и других областях знания мы сталкиваемся с такими понятиями, как «визуальные модели», «визуальный текст», «визуальные языки», «визуальные средства коммуникации», «визуальные информационные модели», «зрительные образы», «язык образов», «визуальный ряд» и т. п. В работе будет использован термин «визуальныйряд», под которым в широком смысле понимаются визуальные образы объектов, объединенные какой-либо общей для них смысловой заданностыо.

Библиотека во все времена являлась одним из важнейших звеньев социальной коммуникации. Поэтому любые изменения в коммуникационных технологиях накладывают отпечаток и на ее деятельность. С приходом новых информационных технологий, Интернета в библиотечной среде во второй половине 1990-х гг. стали разрабатываться визуальные коммуникативные средства. Например, под руководством ИФЛА был создан набор визуальных образов для библиографических информационных систем, в США Ассоциация маркетинговых и коммуникационных фирм в целях содействия деятельности библиотек начала разработку графики по библиотечной тематике и т. п. Кроме того, библиотеки широко применяют

различные мультимедийные средства для привлечения читателей к книге, организации выставочной деятельности, создания комфортной, эстетически оформленной электронной среды, формирования визуального имиджа библиотеки и т. д.

Последнее десятилетие отмечено постоянным ростом числа сайтов библиотек. Сравнительные количественные данные физических и виртуальных посещений многих библиотек России и зарубежья свидетельствуют о том, что роль библиотечных сайтов для развития системы обслуживания читателей возрастает. Увеличивается количество ресурсов и услуг, предоставляемых через Интернет. Поэтому сайты становятся все более важным инструментом информационно-библиотечной деятельности. Библиотеки в Интернете могут быть представлены сайтами-визитками или, чаще всего, информационными сайтами, на которых размещены большие объемы информации, а также доступны всевозможные сервисы. Естественно, что с увеличением объема информации, передаваемой через сайт, его структура значительно усложняется. И это приводит к тому, что в процессе поиска необходимой информации пользователь скорее не читает, а взглядом сканирует веб-страницы.

При посещении библиотечных сайтов пользователи нацелены на быстрый и эффективный поиск необходимой им информации. Поэтому возникает необходимость создания дружественного интерфейса. Во многом решение этой задачи зависит от применения в электронной среде специальных визуальных средств, которые были бы максимально понятны пользователям и позволили бы облегчить их взаимодействие с сайтом. Предварительный анализ библиотечных сайтов показал, что на них присутствуют разнообразные визуальные элементы. Кроме того, в последнее время все большее число библиотек использует социальные сети и мобильные версии сайтов, которые также содержат визуальный ряд.

Таким образом, возникают вопросы: как формируется визуальный ряд (и есть ли научно-обоснованные подходы), каким целям он служит, какие функции выполняет.

Изученность темы. Тема визуальных коммуникаций, в частности, использования визуального ряда на сайтах - новая для библиотековедения, поэтому необходимо было изучить состояние разработанности этой проблемы в других дисциплинах, обобщить накопленные в них знания, базируясь на которых можно решать библиотековедческие задачи.

Основы для изучения визуального восприятия и мышления были заложены в психологии, где было выдвинуто положение о том, что мыслительные задачи чаще всего решаются с помощью визуального восприятия перцептуальных единиц (Р. Арнхейм), и значительно обогащены психосемиотическими и психосемантическими исследованиями (Л. С. Выготский, М. В. Гамезо, Т. М. Горбань, И. Н. Горелов и др.). Было установлено, что при одновременном визуальном и вербальном воздействии че-

ловек в большинстве случаев реагирует на первый способ передачи информации, часто пропуская второй. Было выявлено основное различие между вербальным и визуальным мышлением, состоящее не в характере отражаемого материала, а в принципах контекстуальной связи слов и образов. Кроме этого, вербальная и визуальная информация, воспринимаемая по разным каналам, интегрируется и перерабатывается человеком в едином универсально-предметном коде мышления. Поэтому задействование невербального канала дает возможность передавать большие объемы информации, снимая перегруженность вербального канала и способствуя процессу восприятия.

В лингвистике ведется активное изучение паралингвистически активных, семиотически осложненных, видеовербальных, креолизованных текстов в целом (А. А. Адзинова, М. А. Бойко, И. В. Бычков, М. Б. Ворошилова, О. Л. Каменская, Ю. А. Колодная и др.) и более узких аспектов, таких как лингвистика комиксов (Е. В. Козлов), влияние невербального компонента на процесс обучения языкам и межкультурную коммуникацию (Ю. Г. Алексеев, А. П. Малькина и др.). В области психолингвистики текстов основное внимание исследователей направлено на выявление роли иконических средств в смысловом восприятии и управление этим процессом путем установления разных сочетаний между вербальной и икониче-ской информацией (Л. В. Головина, Д. Д. Зуев).

Вопросы, связанные с созданием и функционированием визуальных или иконических языков в различных сферах человеческой деятельности, широко обсуждаются в философии. Особое внимание здесь уделяется проблемам визуализации научно-теоретического знания, разрабатываются философские основы для изучения визуального восприятия и мышления (3. С. Белова, А. А. Веряев, И. И. Козлов, В. П. Кузьмин, М. С. Кухта, В. И. Шинкарук и др.).

В социологии вопросами визуализации информации и использования визуального ряда для формирования положительной установки к происходящей действительности, толерантного поведения населения занимались А. В. Колосов, Ю. М. Плотинский, для создания имиджа в сфере бизнеса и политики - Г. И. Инсапова, Г. Г. Почепцов, для организации рекламного дискурса и развития графического дизайна - П. А. Пименов, М. М. Пчелинцева, Е. В. Черневич.

Одним из основополагающих понятий визуальной коммуникации является «визуальная культура». Ее изучали и изучают многие исследователи: Ю. М. Лотман, Р. Барт, А. А. Веряев, В. М. Розин, И. Ю. Чмырева, У. Эко и др. Применительно к задачам нашего исследования важно понимание ими визуальной культуры как одного из коммуникативных явлений, доминирующих в современном мире.

В педагогике широко применяются концепции учебных стратегий, основанные на использовании невербального компонента (Т. М. Горбань,

T. A. Дейк и др.), обсуждаются вопросы соотношения образного и словесного в обучении, визуализации учебного материала (В. П. Зинченко, И. В. Кротова, Н. Г. Салмина и др.), семантизации лексических единиц при обучении иностранным языкам (А. А. Брагина, В. Хэ).

Проблемами компьютерной семиотики и человеко-компьютерного взаимодействия на теоретическом уровне занимались В. JI. Авербух, В. Н. Агеев, В. Я. Узилевский, M. Nadin и др.

Фундаментальным научным трудом в области человеко-компьютерного взаимодействия является монография В. Я. Узилевского «Начала эргономической семиотики», в которой анализируются иконические языки: описываются их состав, особенности, свойства и функции, а также определяются эргосемиотические требования к их созданию и оценке. В этой области определены требования к пиктограммам: легкая ассоциируемость с информацией, которую они несут; однозначность трактовки; хорошая отличимость от других символов; простота; приемлемость для различных культур; соответствие стандартам.

В. JL Авербух применил семиотические методы для изучения знаковой природы компьютерной визуализации и определил параметры оценки качества визуальных систем (информативность, визуальная выразительность и адекватность визуализации) предложил классификацию изобразительных средств визуального программирования с точки зрения пользовательского восприятия.

Есть исследования, нацеленные на формирование общей методологии анализа видов знаков (Р. Barr, R. Biddle, J. Noble), разработку теории алгебраической семиотики для формализации процесса проектирования пользовательского интерфейса, в том числе, визуального ряда (J. Gougen), анализ применения семиотики в дизайне пользовательского интерфейса, рассмотрение возможности использования знаков-образов (К. Mullet и D. Sano). Можно выделить ряд исследований, в которых визуальный ряд графического пользовательского интерфейса рассматривается как вариант его языка (В. JI. Авербух, A. Hamilton). Так, В. J1. Авербух считает, что значащими единицами визуального языка могут являться образ, цвет, взаиморасположение и взаимная ориентация отдельных элементов языковой единицы, местоположение и помещение элемента языка на определенное место или в некоторое значимое поле, а также полагает, что движение и изменение различных характеристик визуального языка может иметь самостоятельное значение. Г. Фреге обосновал необходимость выделения составляющих знаковой ситуации и отметил, что для получения полезных результатов недостаточно интерпретации единичной визуальной ситуации вне контекста. В работе отмечается необходимость исследования прагматики системы и правил представления визуальных образов.

Обобщающим и всеобъемлющим трудом в этой области является книга W. Horton «The Icon Book», представляющая собой практическое

руководство, в котором изложены обоснованные рекомендации по проектированию, тестированию и реализации «иконок». В ней представлен механизм их восприятия пользователями, классифицированы способы визуального отображения идей, описан опыт организации процесса разработки специальных знаков. Кроме этого, сформирован глоссарий, в котором представлено более 1500 графических символов. Вопросу их систематизации и классификации уделяется внимание и в работах В. Н. Агеева, Т. А. Пауэлла, А. Петюшкина.

Исследования визуального ряда в рамках библиотековедения крайне редки. Можно назвать лишь работы М. Я. Дворкиной, в которых особое внимание уделяется использованию ориентирующей информации в библиотеках для пользователей.

Исходя из того, что визуальный ряд библиотечного сайта может выполнять роль лингвистического средства, были изучены работы в области лингвистического обеспечения информационно-поисковых систем (Л. М. Бойцов, А. В. Заболеева-Зотова, В. П. Захаров и др.), информационно-библиотечных процессов, и прежде всего работа А. Б. Антополь-ского, выделяющего среди функциональных возможностей информационных систем навигацию, дающую пользователю наглядное представление логической структуры информационного пространства, организующую все информационные объекты системы, и средства работы с ней. Н. И. Гендина среди информационно-поисковых языков (ИПЯ) выделяет языковые и неязыковые, последние могут быть представлены специальными знаками и графическими символами. Их главной особенностью является абсолютная условность, искусственность, сознательная закрепленность значения за понятием.

В последнее время появляются новые нетрадиционные ИПЯ, например языки поиска невербальной информации. Так, И. М. Зацман изучает возможности поиска информации на основе соответствия концептов в электронных библиотеках с учетом невербальных форм представления научных знаний.

В связи со стремительными темпами развития электронного пространства появились публикации, касающиеся общих вопросов разработки библиотечных веб-сайтов (О. Б. Рогошкина, В. К. Степанов) и более узких аспектов, таких как создание веб-текстов (Н. И. Гендина), качество библиотечных сайтов (Г. Газикова, Н. И. Гендина, О. В. Кулёва, М. Шварцман). Выработаны специальные подходы к изучению структуры библиотечных сайтов: функциональный (Н. И. Гендина), системный (О. В. Кулёва); исследована технология информационного мониторинга (А. В. Лаптева). Но до сих пор нет перечня основных разделов для сайтов научных библиотек, нет четких требований или хотя бы рекомендаций для их определения, не говоря уже о визуальном ряде. Применение иллюстраций на библиотечных сайтах рассматривалось только

Н. И. Гендиной как одно из средств адаптации обычного текста для использования в веб-среде.

Таким образом, можно констатировать, что на системном теоретическом уровне визуальный аспект библиотечного сайта не изучен, нет исследований, которые бы выработали принципы и дали научно-обоснованные рекомендации для его формирования, в том числе - заложили основы для создания системы визуальных знаков на сайтах библиотек. В этом и заключается основная научная проблема.

Цель исследования: разработка принципов формирования визуального ряда как знаковой системы на сайтах библиотек.

Для достижения поставленной цели были определены 5 комплексных задач:

1. Изучить значение визуальных образов для человеческого общения и развития визуальной коммуникации в электронной среде.

2. Выяснить отношение читателей и специалистов библиотек к визуальному ряду и определить его функции на сайтах.

3. Проанализировать общие тенденции в использовании визуального ряда на библиотечных сайтах.

4. Изучить способы визуального отражения понятий на сайтах библиотек и определить виды знаков, наиболее приемлемые для их выражения.

5. Исследовать общие свойства знаковых систем как основу для разработки принципов формирования визуального ряда на сайтах библиотек как системы и апробировать разработанные принципы при построении визуальной знаковой модели раздела сайта «мобильная версия».

Объект исследования; визуальный ряд на сайтах библиотек.

Предмет исследования: специфика формирования визуального ряда на сайтах научных библиотек как знаковой системы.

Методологическая основа исследования. Основной методологической базой для изучения визуальной коммуникации служит семиотика, ее основные понятия «знак», «языковые и неязыковые знаки» и выделение в группе неязыковых знаков «знаков-копий», «знаков-признаков» и «знаков-символов».

Работа базировалась на подходе к знаку как двусторонней сущности в рамках лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и поздним работам Л. Ельмслева. Для изучения визуальных знаков использовано положение Ю. М. Лотмана о выделении двух групп знаков: условные и изобразительные. Из работ У. Эко были использованы следующие выводы: 1) не следует анализировать язык визуальных сообщений теми же средствами, что и естественный язык; 2) иконический знак выражает, как правило, нечто общее, а не конкретное явление и требует закрепления вербально.

Важное методологическое значение для изучения визуального ряда библиотечных сайтов имели выводы В. М. Петренко о том, что в лингвис-

тическом знаке можно четко развести план выражения и план содержания, а для иконического знака это деление относительно, так как «тело» знака важно для его содержания. Таким образом, для анализа визуального ряда в целом использовался семиотический подход.

В теории социальной коммуникации основополагающим для исследования визуального ряда библиотечных сайтов является суждение о возможности всякого знака быть сообщением.

При рассмотрении библиотечного сайта как структурированного лин-гвографического образования важнейшее методологическое значение имели работы Н. И. Гендиной по исследованию структуры библиотечных сайтов.

Для определения наиболее соответствующих задачам библиотечных сайтов визуальных знаковых средств оказались весьма продуктивными в методологическом отношении классификационный подход как метод систематизации и существующая классификация неязыковых знаков, по которой выделяют абстрактные, полуабстрактные и репрезентативные знаки.

Анализ различных способов выражения информационно-библиотечных понятий был основан на: 1) выводах Р. Барта о том, что в семантике изображений по аналогии со словом существуют денотативные и конно-тативные значения; 2) видах кодирования информации, выделяемых в че-ловеко-компьютерном взаимодействии.

Кроме этого, анализ различных способов выражения информационно-библиотечных понятий был подкреплен требованиями компьютерной семиотики к адекватности языка общения предметной области, с объектами которой взаимодействует пользователь.

Методы исследования: для изучения состояния разработанности проблемы по литературным источникам был использован контент-анализ; для определения уровня развития визуального ряда на библиотечных сайтах были использованы методы наблюдения, контент-анализа, анкетирования, экспертных оценок; статистического, сравнительного, структурно-семиотического, классификационного анализа, а также обобщение. На заключительном этапе интерпретация данных основывалась на методах синтеза и индукции.

База исследования: сайты 422 научных библиотек (федеральных библиотек, центральных библиотек субъектов Российской Федерации, библиотек высших учебных заведений, академических, научно-технических и специальных).

Научные результаты, выносимые на защиту:

1. Функциональное назначение визуального ряда сайтов научных библиотек складывается из следующих характерных для знаков и знаковых систем, используемых в других предметных областях, общих функций: информационной, навигационной, иллюстративной, аттрактивной, эсте-

тической, коммуникативной и сигнальной, и специфических: интегрирующей, кумулятивной и развлекательной.

2. Вьгявлена устойчивая тенденция в использовании визуальных образов на библиотечных сайтах, что отражается в их количестве, визуализации наименований наиболее актуальных (базовых) разделов сайта, закреплении ряда образов только за определенными понятиями. В целом визуальный ряд на сайтах научных библиотек, как знаковая система, сейчас находится в агрегатном состоянии и характеризуется высокой энтропией.

3. Формирование визуального ряда как системы образов на библиотечном сайте происходит по мере разработки общепринятой структуры библиотечного сайта. Визуальный ряд должен развиваться как знаковая система, обладающая свойствами невербального информационно-поискового языка.

4. Формирование визуального ряда библиотечного сайта как знаковой системы должно основываться на следующих принципах:

• Целостность визуальной системы библиотечного сайта должна обеспечиваться за счет отображения всех понятий, отражающих наименования актуальных разделов и подразделов сайта;

• Система отражаемых понятий формируется постепенно, по мере развития структуры сайта и расширения его функционального назначения;

• Точность передачи смысла понятия через визуальный знак должна обеспечиваться за счет соответствующего подбора вида знака для библио-течно-информационных понятий, имеющих или не имеющих четко выраженную материальную форму;

• Системный характер визуальному ряду должны придавать графическое исполнение (изображение, схема, фотография), размер знаков, цветовая гамма, стиль; по мере возможности — степень свертывания информации в знаке;

• Качество (эффективность восприятия) применяемых знаков могут обеспечить следующие факторы: использование только тех образов, которые напрямую связаны с информационно-библиотечной деятельностью; выражают положительные эмоции и отражают современный уровень развития библиотеки.

Научная новизна. Впервые в библиотековедении рассматриваются вопросы использования визуального ряда на библиотечных сайтах и возможности его формирования как знаковой системы. В исследовании получены и обобщены новые эмпирические данные, характеризующие современный уровень развития визуального ряда библиотечных сайтов. Установлено, что визуальный ряд на сайтах научных библиотек как знаковая система сейчас находится в агрегатном состоянии и характеризуется высокой энтропией. Определены наиболее актуальные разделы библиотечных сайтов как основа для исследования визуального ряда.

Теоретическая значимость. Доказано, что визуальный ряд на сайтах научных библиотек уже обладает рядом свойств, характерных для знаковых систем. Определены его функции, в том числе специфические для сайтов такого назначения. Установлены виды отношений (синонимия, иерархия, соподчинение) между наиболее распространенными терминами, используемые для обозначения различных видов визуальных образов. Разработаны принципы формирования визуального ряда библиотечного сайта как системы знаков. Определено, что основными системными свойствами, которыми должен обладать визуальный ряд, являются целостность и единство. Установлено, что системный характер визуальному ряду должны придавать графическое исполнение (изображение, схема, фотография), размер знаков, цветовая гамма, стиль; по мере возможности -степень свертывания информации в знаке, а наиболее приемлемым видом знака для отражения информационно-библиотечных понятий являются полуабстрактные. Выявлено ядро визуальных образов, составляющих визуальный ряд библиотечного сайта, и установлено, что оно может расширяться по мере развития структуры сайтов, что определяет открытость визуального ряда как системы. Предпочтительным базовым знаком визуального ряда может стать полуабстрактный визуальный образ.

Практическая значимость. Сформулированные научно-теоретические положения и выводы можно использовать как практические рекомендации при разработке и модернизации визуального ряда библиотечных сайтов. Разработанная модель визуального ряда мобильной версии сайта ГПНТБ СО РАН может быть использована другими библиотеками.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, в рамках курса «Информационные технологии».

Личный вклад соискателя. Диссертант собрал материал по использованию визуальных образов на сайтах научных библиотек, провел их многоаспектный анализ, сформулировал принципы создания визуального ряда как знаковой системы, апробировал их при разработке визуальной модели раздела сайта ГПНТБ СО РАН «Мобильная версия».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 05.25.03 - «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), включающей исследования и разработки в области теории, методологии, организации, технологии, управления и технического обеспечения библиотечной деятельности, представленная диссертационная работа является теоретическим и практическим исследованием визуального ряда сайтов научных библиотек.

Соответствие диссертации области исследования специальности.

Полученные результаты соответствуют п. 3 «Библиотечно-информацион-ная деятельность, использование современных информационно-коммуникационных технологий» и п. 7 «...потребитель информации, пользователь автоматизированных библиотечно-библиографических систем» паспорта специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).

Апробация и реализация результатов диссертации. Результаты исследования были изложены в докладах на 5 научных конференциях различного уровня. В их числе: «Библиотеки и политика открытого доступа к информации и знаниям: материалы VII междунар. книговедческлх чтений», г. Минск, Республика Беларусь, 10-11 нояб. 2011 г., Всероссийский библиотечный конгресс: «XVI Ежегодная сессия Конференция РБА», г. Тюмень, 22-26 мая 2011 г.; «Распределенные информационные и вычислительные ресурсы (DICR'2010)», г. Новосибирск, 30 ноября - 3 декабря 2010 г.; «IT-технологии и электронные ресурсы в библиотеках», г. Абакан, 27 сент. - 1 окт. 2010 г.; «Информационные технологии и электронные ресурсы в библиотеках», г. Улан-Удэ, 26-30 сент. 2011 г. Ряд докладов в качестве стендовых был представлен на XV Ежегодной сессии Конференции РБА, г. Томск, 17-21 мая 2010 г.; всероссийской научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды (РОИС-2009)», г. Санкт-Петербург, 27-29 окт. 2009 г.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 9 научных работах автора, две из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией. Общий объем публикаций составил 2,6 п. л.

Достоверность результатов обусловлена широким привлечением научных публикаций по теме диссертационной работы, использованием методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, качественным анализом исходных данных, аргументированностью научных положений и выводов, представлением основных материалов работы в профессиональной печати и докладах на научных конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений, списка использованной литературы, включающего 414 источников, и 19 приложений. Диссертация содержит 36 рисунков и 14 таблиц. Основное содержание диссертации составляет 177 страниц.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика состояния изученности проблемы, определены цель и задачи, объект и предмет, методология и методы исследования, охарактеризована

его база, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, изложены научные результаты, выносимые на защиту, представлены сведения об их апробации и публикациях, отражено соответствие диссертации паспорту научной специальности.

В первой главе «Визуальный ряд как средство невербальной коммуникации на сайтах библиотек» изучено значение визуальных образов для социальных коммуникаций, проведен терминологический анализ основных понятий, связанных с визуальными коммуникациями в электронной среде, представлено развитие визуального ряда, определены его функции, проанализировано отношение к нему читателей и библиотечных специалистов.

Визуальные образы играли важную коммуникативную роль на всем протяжении человеческой истории. В культуре XX в. существенно выросло значение визуальных коммуникативных средств, зафиксировано увеличение доли изобразительных сообщений в общем медиапотоке и обретение визуальным рядом «равноправия» при передаче информации и формировании общественного мировоззрения. Такие свойства невербальных знаков, как компактность, лаконичность, выразительность и способность визуально организовывать информацию позволяют минимальными средствами максимально раскрывать внутреннее содержания предмета, его функции и дают возможность более эффективно управлять информационными потоками, а визуальный компонент становится все более важным элементом для восприятия информации пользователем, средством информационного обмена. Более того, появление новых технических средств коммуникации, компьютерных гипертекстов, использующих визуальные образы для категоризации хранящейся информации, позволяют специалистам чаще говорить о кризисе вербального текста, его «вытеснении в XXI в. образными визуальными сообщениями.

И сейчас мы живем в эру электронной коммуникации, которую символизируют компьютеры. Необходимым условием общения человека с компьютером является использование специальных знаковых средств, благодаря которым-передача информации возможна уже не только на уровне понятий, но и на уровне образов. Это явление характеризуется исследователями как «визуальная культура», «экранная культура», в которой электронные средства коммуникации являются основными, а визуальные образы участвуют в передаче информации наравне с вербальными сообщениями.

Специальные знаковые или визуальные средства в теоретических и многочисленных прикладных дисциплинах называются по-разному. Можно встретить термины: «визуальный знак», «визуальный образ», «иконический знак», «значок», «пиктограмма», «идеограмма», «картинка», «иконка», «иллюстрация» и др., которые, с одной стороны, часто употребляются как синонимы, с другой стороны - один и тот же термин в разных

контекстах может иметь различные оттенки значений. Ввиду новизны темы и необходимости опоры на результаты семиотических исследований в различных дисциплинах, отсутствия единой терминологии, оказалось необходимым выявить виды отношений (синонимия, иерархия, соподчинение) между наиболее употребляемыми терминами, разграничить их, понять, какой смысл в них вкладывают, уточнить значение, а также выбрать рабочие термины.

Анализ терминов позволил установить, что «пиктограмма», «значок» («иконка») и «иллюстрация» находятся в отношениях соподчинения. В качестве родового для них был выбран термин «визуальный образ», под которым понимается составляющий элемент информационного взаимодействия, в центре которого находится обмен смыслами, и в его структуре, как в знаке, две сущности - вещественная и мысленная. Термин «средство визуальной коммуникации» в нашем контексте является ему синонимом. Для теоретических обобщений был использован термин «знак» как абстрактное понятие в общем значении, принятом в семиотике. Для обозначения совокупности визуачъных образов, используемых на сайтах библиотек, был выбран термин «визуальный ряд».

Поскольку невербальная форма представления информации весьма эффективна для человеческого восприятия, то закономерно, что в электронной среде активно развивается человеко-компьютерное взаимодействие, осуществляемое посредством пользовательского интерфейса, при создании которого широко применяются средства визуальной коммуникации. Начало развития графического пользовательского интерфейса относят к 1973 г., когда компанией Xerox был разработан первый компьютер Alto, операционная система которого была основана на метафоре «офиса». Сегодня средства визуальной коммуникации используются на любых сайтах.

Первые попытки создания визуального ряда в электронной библиотечной среде относятся к середине 1990-х гг., то есть по времени совпадают с началом развития Интернета. Примерами являются создание стандартного набора значков для библиографических информационных систем (хотя разработанная система значков не нашла практического применения), формирование коллекции графики по библиотечной тематике Ассоциацией маркетинговых и коммуникационных фирм, США; собрание Fotosearch, The World's Stock Photography - One Website; разработка интерфейса Международной электронной библиотеки для детей «The International Children's Digital Library».

Анализ литературных источников, обзор коллекций визуальных образов, общий мониторинг сайтов показали, что в электронной библиотечной среде идет постепенное развитие визуального ряда. Для того чтобы выяснить отношение к визуальному ряду библиотечных сайтов читателей и пользователей, а также библиотечных специалистов, было проведено анкетирование.

Анкета, предложенная 300 читателям ГПНТБ СО РАН, включала вопрос: «Ваше отношение к визуальному ряду?». Предлагалось выбрать один или несколько вариантов ответа из следующих: визуальный ряд бесполезен; визуальный ряд отвлекает от восприятия важной информации, поэтому желательно его использовать только для развлечения; визуальный ряд придает внешнюю привлекательность объекту; визуальный ряд -хорошее средство для организации информации; один визуальный образ может передать смысл, заключенный в нескольких предложениях вербального текста; другое. Из 300 респондентов 94% отнеслись к визуальному ряду положительно, 6% - негативно. Это позволило констатировать, что существует потребность в его развитии для создания комфортной среды для пользователей.

На этот же вопрос анкеты ответили 36 библиотечных специалистов-экспертов. Отрицательного отношения к визуальному ряду среди них зафиксировано не было. В анкету для специалистов библиотеки был также включен вопрос: «Нужна ли система в представлении визуальных образов на библиотечном сайте (например, разработка серии пиктограмм или значков, подобной тем, которые широко применяются в гостиничном бизнесе, аэропортах и т. п.). Ответы распределились следующим образом: 17% - «да», 75% - «скорее да», 8% - «скорее не нужна». Общий вывод по результатам анкетирования был следующий: существует не просто потребность в визуальном ряде на сайтах библиотек, его следует развивать как систему знаков.

Данные выводы заставили обратиться к изучению функциональных возможностей визуального ряда сайтов библиотек.

Сначала были рассмотрены различные подходы к определению функций знаков и знаковых систем, применяемые в психосемиотике, лингвистике, веб-дизайне, дизайне программных продуктов, эргономике, интерактивной компьютерной графике. В результате их сравнения было установлено, что общими являются только иллюстративная (наглядно-образная, имиджевая) функция -в пяти из шести подходов; информационная (информативная), структурирующая (управление потоками данных), коммуникативная, навигационная (обеспечение системы навигации) и когнитивная функции - в двух из шести. Это дало основание полагать, что и функции визуального ряда библиотечных сайтов могут иметь свою специфику. Поэтому для более точного их определения был использован подход, применяемый при функциональном анализе источников информации, при котором обычно выделяют коммуникационную, навигационную, сигнальную, кумулятивную, интегрирующую, оценочную, информационную, учебную, иллюстративную, воспитательную, аттрактивную, эстетическую и развлекательную функции. Группе экспертов было предложено 30 изображений страниц сайтов разных научных библиотек с 216 выделенными визуальными образами. Эксперты должны были определить, какие из

перечисленных функций визуальные образы могут выполнять на библиотечных сайтах. Выбранные экспертами функции были сопоставлены с перечнем функций знаков и знаковых систем, выделяемых при подходах, описанных выше. Сравнение показало, что ряд функций: сигнальная, иллюстративная, информационная, коммуникативная, аттрактивная, эстетическая и навигационная совпадают, а развлекательная, интегрирующая и кумулятивная - являются специфическими для библиотечных сайтов. Для уточнения специфических функций было проведено дополнительное анкетирование той же группы экспертов методом суммированных оценок. Были разработаны и предложены экспертам три утверждения о том, какие задачи библиотечного сайга могут решаться при помощи визуального ряда: 1) станет легче ориентироваться в наполнении разделов сайта, так как в визуальном образе может компактно содержаться информация о классе понятий; 2) сайт станет более занимательным, визуальные образы разнообразят текстовую информацию; 3) сократится время на поиск нужной информации (ресурса, услуги), так как визуальный ряд способен организовать информацию. Каждой из этих задач соответствует определенная функция: 1 - кумулятивная, 2 - развлекательная, 3 - интегрирующая. Респонденты должны были указать степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений. В результате соответствующих выбранной методике статистических подсчетов, было определено, что степень согласия экспертов с каждым из утверждений составляет от 3,8 до 3,9 баллов при максимально возможных 5 баллах. Такой результат позволил констатировать, что помимо общих визуальному ряду сайтов библиотек присущи указанные специфические функции.

Во второй главе «Разработка принципов формирования и развития визуального ряда на библиотечных сайтах» изучены общие тенденции в использовании визуального ряда на библиотечных сайтах, визуальные образы, используемые для выражения информационно-библиотечных понятий, способы выражения понятий различными видами знаков, общие свойства знаковых систем как основа для разработки принципов формирования визуального ряда на сайтах библиотек, описана апробация разработанных принципов при создании визуальной модели мобильной версии сайта ГПНТБ СО РАН.

При подходе к библиотечному сайту как структурированному иерархическому лингвографическому образованию, визуальный ряд рассматривается как добавочный компонент, отражающий информацию, уже выраженную средствами естественного языка. Поэтому анализ общих тенденций в использовании визуального ряда на библиотечных сайтах был начат с изучения структуры 422 сайтов научных библиотек. В ходе мониторинга фиксировались наименования разделов и подразделов сайтов и используемые для них визуальные образы. Затем наименования зафиксированных разделов и подразделов были объединены в группы условной эквива-

лентности и составлены классификационные схемы (в основе которых -иерархические и неиерархические классификации), представляющие собой структурную гипотетическую модель библиотечного сайта. На основании частоты встречаемости (близкой к 100 и выше) были определены наиболее актуальные разделы. Перечень их был расширен рядом разделов, наиболее перспективных для развития библиотечно-информацион-ного обслуживания, которые в настоящее время еще не получили широкого распространения. В него вошло 32 понятия1: «электронный каталог / поиск в электронном каталоге» (431)2; «структура библиотеки» (342); «о библиотеке» (337); «новые поступления» (203); «услуги» (201); «интернет-ресурсы» (199); «библиотеки России» [ссылки] (198); «правила записи и пользования» (191); «электронные ресурсы» (184); «история библиотеки» (168); «периодика» (162); «ресурсы» (162); «виртуальная справочная служба» (126); «в помощь научной работе, в помощь учебному процессу» (119), «электронная библиотека» (119); «нормативные документы» (108); «выставки» (103); «базы данных /поиск по базам данных» (97); «читателям» (94); «ЭДЦ» (94); «редкие и ценные издания» (91); «МБА» (87); «виртуальные выставки» (86); «издательская деятельность» (84); «комплектование» [общий раздел] (60); «продление on-line» (22); «электронный заказ» (22); «личный кабинет читателя» (10); «электронный читательский формуляр» (10); «электронный читательский билет» (2); «мобильная версия сайта» (1); «электронная запись в библиотеку» (1). Этот перечень стал основой для дальнейшего изучения уровня развития визуального ряда.

Для того чтобы выяснить, существует ли визуальное выражение для этих понятий, отобранные в ходе просмотра библиотечных сайтов визуальные образы (всего 442) были соотнесены с соответствующими им понятиями. Выяснилось, что для большинства (30) актуальных понятий на библиотечных сайтах используются визуальные образы, для двух (мобильная версия сайта и электронный читательский билет) - нет. Это указывает на существующую тенденцию в использовании визуального ряда на библиотечных сайтах. Важным показателем состояния визуального ряда является уровень его развития на отдельных сайтах. Для его изучения была отобрана контрольная группа из 59 сайтов, при формировании визуального ряда которых использовался системный подход, выражающийся в визуализации некоторой совокупности разделов и подразделов данного сайта и в единстве стиля визуальных образов. Анализ включал два этапа: 1) на каждом сайте было подсчитано число актуальных разделов и рассчитано их процентное отношение к общему числу актуальных

1 В контексте исследования наименования разделов и подразделов сайтов считались условно эквивалентными информационно-библиотечным понятиям.

2 Перечень приводится в порядке рейтинга использования разделов на библиотечных сайтах. В скобках указана частота использования.

разделов (32); 2) на каждом сайте было подсчитано количество визуализированных актуальных разделов и рассчитано их процентное отношение к общему числу визуализируемых актуальных разделов (30). Проведенный анализ показал, что: 1) структура сайтов разработана недостаточно, даже на продвинутых сайтах актуальные разделы представлены не полностью; 2) визуальный ряд на библиотечных сайтах находится в начальной стадии формирования.

Для того чтобы понять, пригодны ли существующие ИПЯ (УДК, ББК, ГРНТИ, ДКД) для формирования структурной модели сайтов библиотек, было проведено сравнение понятий, отражающих наиболее актуальные разделы сайтов, с понятиями, зафиксированными в алфавитно-предмет-ных указателях этих классификационных систем, которое выявило неполное пересечение понятий, разный уровень их детализации и оперативности отражения новых понятий. Поэтому указанные ИПЯ не могут быть использованы для перспективного формирования логической структуры библиотечного сайта. Система понятий будет развиваться по мере разработки его общепринятой структуры.

Следующей задачей стало изучение способов выражения понятий. Распределение всех зафиксированных визуальных образов для каждого понятия на группы по принципу схожести, показало, что: 1) для выражения одного понятия на разных сайтах могут использоваться разные визуальные образы; 2) для выражения разных понятий на разных сайтах могут использоваться одинаковые визуальные образы. В совокупности эти данные также подтверждают, что системно визуальный ряд сайтов научных библиотек еще не сформирован.

Показателем уровня развития визуального ряда являются факты закрепления определенных визуальных образов за понятиями. Для выявления таких фактов был проведен анализ различных вариантов выражения для каждого понятия и сравнение на предмет использования схожего визуального образа для выражения других понятий. Визуальные образы, являющиеся распространенным вариантом выражения для двух и более понятий, не рассматривались как устоявшиеся (общепринятые). Например, визуальный образ «книга(и)» используется для выражения 13 различных актуальных понятий. Проведенный анализ показал, что для 12 актуальных понятий уже формируется визуальное выражение. Полагаем, что их можно рассматривать как основу для дальнейшего системного развития визуального ряда библиотечных сайтов.

Системное развитие предполагает экспериментально-обоснованный выбор видов знаков. Для изучения используемых на сайтах научных библиотек различных видов знаков зафиксированные на начальном этапе исследования 442 визуальных образа были соотнесены с видами знаков, принятыми в семиотике: копии, признаки и символы. На сайтах библиотек они встречаются в следующем соотношении: 84% - знаки-символы;

16% - знаки-копии; знаков-признаков не обнаружено. Знаком-копией были выражены понятия, для которых в реальном библиотечно-информа-ционном мире существует материальное выражение; знаком-символом -любые, в том числе абстрактные понятия, не имеющие материальной формы. Учитывая теоретически возможное значение знака, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным, понятия, у которых в реальном библиотечно-информационном мире существует материальная форма, целесообразно выражать знаком-копией.

Выделяемые в зависимости от уровня абстрагирования репрезентативные, абстрактные и полуабстрактные знаки, а также выделенная нами для более детального анализа в рамках репрезентативных подгруппа натуральных знаков (панорамные фотографии) встречаются на сайтах в следующем соотношении3: абстрактные - 10%, полуабстрактные - 27%, репрезентативные (кроме фотографий) - 53%, натуральные - 10%. Проведенное исследование, в котором 22 эксперта оценили все представленные визуальные образы на соответствие отражаемым ими понятиям, а также дали комментарии к ответам, показало, что их эффективность не одинакова. Наиболее приемлемыми для выражения библиотечно-информационных понятий являются полуабстрактные знаки. Использование натуральных знаков, в основном панорамных фотографий, может ухудшать восприятие, поскольку в них происходит значительное рассеивание информации. Абстрактные знаки зачастую вообще не передают информацию о предмете, информационная и иллюстративная функция у них сведена к минимуму.

Изучение проявления свойств знаковых систем на визуальном ряде подтвердило, что его можно теоретически рассматривать как знаковую систему, хотя он не достиг системного уровня развития. Сейчас он представляет собой собрание знаков, которое является агрегатным состоянием знаковой системы, обладающей высокой энтропией.

Анализ литературы по теме и полученные в исследовании выводы позволяют прогнозировать развитие визуального ряда в направлении знаковой системы: 1) выявленная тенденция в использовании визуальных образов на библиотечных сайтах, проявляющаяся в использовании визуальных образов для большинства актуальных понятий, позволяет установить, как минимум, ядро визуальных образов, составляющих визуальный ряд библиотечного сайта. Вывод о том, что круг понятий может расширяться по мере развития структуры сайтов, указывает на открытость визуального ряда как системы; 2) учитывая особенности использования визуальных образов на сайте и в графическом пользовательском интерфейсе, где визуальный синтаксис практически отсутствует, так как месторасположение визуальных элементов на экране монитора не имеет значения, а также то,

3 Для анализа использовался 301 визуальный образ, зафиксированный нами в разное время на 422 сайтах.

что визуальный ряд вторичен по отношению к структуре сайта, то и размещение элементов визуального ряда будет зависеть от логики структуры сайта, а также от выбранного способа организации экранного пространства; 3) предпочтительным базовым знаком визуального ряда может стать полуабстрактный визуальный образ, не поддающийся делению. Поэтому не может быть выработан и метаязык. Но появление его элементов возможно при развитии визуальных образов с сочетанием цвета, формы как метаязыка, что позволит усилить его системные свойства.

На основании проведенного исследования были разработаны принципы формирования визуального ряда библиотечных сайтов. Для апробации выработанных принципов была сформирована модель визуального ряда для подразделов мобильной версии сайта ГПНТБ СО РАН. По результатам экспертных оценок было рекомендовано использовать ее в промышленном режиме.

В ходе исследования были получены основные результаты:

1. Обоснована необходимость развития визуального ряда на сайтах библиотек.

2. Уточнены и разграничены понятия «значок», «пиктограмма» и «иллюстрация» - основных элементов визуального ряда библиотечных сайтов. Терминологический ряд дополнен родовым понятием для этих трех терминов - «визуальный образ».

3. Изучено отношение пользователей и специалистов библиотек к визуальному ряду.

4. Определены функции визуального ряда на сайтах научных библиотек, выделены специфические.

5. Выявлена устойчивая тенденция в использовании визуальных образов на библиотечных сайтах и определено, что визуальный ряд на сайтах научных библиотек как знаковая система сейчас находится в агрегатном состоянии и характеризуется высокой энтропией.

6. Разработаны классификационные схемы, которые отражают современную обобщенную структурную модель библиотечного сайта, и доказано, что формирование визуального ряда как системы образов на библиотечном сайте будет происходить по мере разработки общепринятой структуры библиотечного сайта.

7. Установлены устоявшиеся визуальные образы для ряда библио-течно-информационных понятий.

8. Доказано, что визуальный ряд должен развиваться как знаковая система, обладающая свойствами невербального ИПЯ.

9. Определены перспективы развития визуального ряда на библиотечных сайтах и разработаны принципы его формирования как знаковой системы.

10. Разработана визуальная знаковая модель для мобильной версии сайта ГПНТБ СО РАН.

Основные публикации по теме диссертации

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Плешакова, М. А., Лаврик, О. Л. Разработка принципов формирования визуальной системы библиотечного сайта // Библиосфера. - 2012. - № 2. - С. 27-32.

2. Плешакова, М. А. Незербапыгая коммуникация в электронной среде: к вопросу о ее использовании на сайтах библиотек // Библиосфера. - 2010. - № 1. -С. 28-33.

Другие публикации:

3. Лаврик, О. Л., Плешакова, М. А. Подходы к разработке визуальных знаковых систем для библиотечных сайтов // Книга в медиапространстве. - Новосибирск, 2011. - С. 312-321. - (Труды ГПНТБ СО РАН; Вып. 2).

4. Плешакова, М. А. Использование визуальных знаковых систем на сайтах вузовских библиотек [Электронный ресурс] // Развитие региональной образовательной информационной среды (РОИС-2009) : материалы межрегиои. науч,-практ. конф. (27-29 окт. 2009 г., Санкт-Петербург). - Режим доступа: http://rois.loiro.ru/ index.php?module=articles&action=view&cid=0&id=154.

5. Плешакова, М. А. Подходы к выбору визуальных средств для отражения понятий электронной библиотеки // Развитие электронной информационно-библиотечной среды. - Новосибирск, 2011. - С. 311-319. - (Труды ГПНТБ СО РАН; Вып. 1).

6. Плешакова, М. А. Подходы к выбору визуальных средств для отражения понятий электронной библиотеки [Электронный ресурс] // IT-технологии и электронные ресурсы в библиотеках : межрегион, науч.-практ. конф., 27 септ. - 1 окт.

2010 г. Республика Хакасия, г. Абакан: тез. докл. - Новосибирск, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем, требования: IBM PC, Windows 2000 или выше. - Загл. с этикетки диска.

7. Плешакова, М. А. Разработка визуального языка для электронной библиотеки [Электронный ресурс] // Распределенные информационные и вычислительные ресурсы (DICR'2010) : материалы XIII Российской конф. с участием иностр. ученых (Новосибирск, 30 нояб. - 3 дек. 2010 г.). - Новосибирск, 2010. - Режим доступа: http:/conf.nsc.ru/reportview/29938.

8. Плешакова, М. А. Функции визуального ряда библиотечного сайта [Электронный ресурс] // Информационные технологии и электронные ресурсы в библиотеках: межрегион, науч.-практ. конф. (26-30 сент. 2011 г., Респ. Бурятия, г. Улан-Удэ) : тез. докл. - Новосибирск, 2011.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM). -Систем, требования: IBM PC, Windows 2000 или выше. - Загл. с этикетки диска

9. Плешакова, М. А. Разработка принципов системы визуального ряда библиотечного сайта // Библиотеки и политика открытого доступа к информации и знаниям : материалы VII междунар. книговед, чтений (Минск, 10-11 нояб.

2011 г.).-Минск, 2011.-С. 116-121.

Подписано в печать 19.04.2012. Формат 60x84/16. Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 156.

Полиграфический участок ГПНТБ СО РАН. 630200, Новосибирск, ул. Восход, 15.

Текст работы Плешакова, Мария Александровна, диссертация по теме Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

61 12-13/1103

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук

На правах рукописи

¿У'

Плешакова Мария Александровна

ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД САЙТОВ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК: РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель д-р пед. наук, проф. Лаврик Ольга Львовна

НОВОСИБИРСК - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................4

ГЛАВА 1 ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД КАК СПОСОБ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА САЙТАХ БИБЛИОТЕК.................................................23

1.1 Визуальные образы в социальной коммуникации....................................23

1.2 Терминологический анализ основных понятий, связанных

с визуальными коммуникациями в электронной среде............................30

1.3 Развитие визуальной коммуникации в электронной среде......................40

1.4 Формирование визуального ряда в электронной библиотечной

среде...............................................................................................................49

1.5 Отношение читателей и библиотечных специалистов к визуальному ряду на сайтах библиотек.............................................................................54

1.6 Функции визуального ряда библиотечного сайта.....................................58

Выводы....................................................................................................................72

ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО РЯДА НА БИБЛИОТЕЧНЫХ САЙТАХ........76

2.1 Общие тенденции в использовании визуального ряда

на библиотечных сайтах..............................................................................78

2.2 Визуальные образы для выражения понятий............................................90

2.3 Способы выражения понятий различными видами знаков....................102

2.4 Принципы формирования и развития визуального ряда библиотечного сайта..................................................................................111

2.5 Модель визуального ряда раздела библиотечного сайта «мобильная версия»....................................................................................123

Выводы..................................................................................................................130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................133

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ..................................................138

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................139

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А .....................................................................178

ПРИЛОЖЕНИЕ Б .....................................................................199

ПРИЛОЖЕНИЕ В .....................................................................202

ПРИЛОЖЕНИЕ Г .....................................................................206

ПРИЛОЖЕНИЕ Д ....................................................................222

ПРИЛОЖЕНИЕ Е ....................................................................223

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ....................................................................227

ПРИЛОЖЕНИЕ И ....................................................................229

ПРИЛОЖЕНИЕ К ....................................................................230

ПРИЛОЖЕНИЕ Л ....................................................................231

ПРИЛОЖЕНИЕ М ....................................................................232

ПРИЛОЖЕНИЕ Н ....................................................................234

ПРИЛОЖЕНИЕ П ....................................................................235

ПРИЛОЖЕНИЕ Р ....................................................................250

ПРИЛОЖЕНИЕ С ........,...........................................................257

ПРИЛОЖЕНИЕ Т ....................................................................268

ПРИЛОЖЕНИЕ У ....................................................................291

ПРИЛОЖЕНИЕ Ф ....................................................................311

ПРИЛОЖЕНИЕ X ....................................................................322

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Считается, что способ восприятия информации человеку задают основные для его эпохи средства коммуникации [93, 94]. В XX и XXI вв. широкое распространение получили такие формы передачи информации, как кино, а затем телевидение и Интернет, поэтому современный человек воспринимает информацию по-иному, нежели тот, «кто вырос в окружении печатных текстов» [68, с. 86]. Аналогично тому, как в свое время книгопечатание способствовало распространению вербального общения, современные средства коммуникации «пробудили интерес к визуальным формам выражения, общения и восприятия» [346, с. 24].

Фактически повсюду, где протекают коммуникационные процессы, присутствуют визуальные формы передачи сообщений, используются знаки и символы, визуальные подсказки, которые передают информацию в простой и доступной форме. В XX в. визуальные коммуникации получили такое широкое распространение, что сам век стали называть «веком знаков». Со вступлением человечества в XXI в. - век компьютерных технологий - роль визуальных коммуникаций только выросла. Поскольку визуальные образы окружает человека в его естественной среде, то он стремится создать для себя такие же естественные условия и в виртуальной среде.

Ученые в различных областях науки, техники, искусства проявляют большой интерес к вопросу визуальной коммуникации [53]. Прежде всего, они отмечают глобальную тенденцию в изменении способа мышления современного человека. Оно становится по преимуществу невербальным, что особенно характерно для молодого поколения [52, 408].

Также важным фактором, влияющим на коммуникационные процессы в обществе, являются глобализация и информатизация, при которых информация становится доступней, но возникает языковой барьер. Одним из путей его преодоления, с нашей точки зрения, является использование образной информации.

В теории коммуникации, культурологии, философии, психологии, педагогике, эргономике, социологии и других областях знания мы сталкиваемся с такими понятиями, как «визуальные модели», «визуальный текст», «визуальные языки», «визуальные средства коммуникации», «визуальные информационные модели», «зрительные образы», «язык образов», «визуальный ряд» и т. п. В работе будет использован термин «визуальный ряд», под которым в широком смысле понимаются визуальные образы объектов, объединенные какой-либо общей для них смысловой заданностью [241].

Библиотека во все времена являлась одним из важнейших звеньев социальной коммуникации, местом общения читателя, библиотекаря и книги [290-299]. Поэтому любые изменения в коммуникационных технологиях накладывают отпечаток и на ее деятельность [70, 353]. Визуальная коммуникация присутствовала в библиотеках всегда. Визуальная информация в библиотеках помогает ориентировать читателей в помещении (указатели, схемы, символы, эмблемы, дизайн, пространственные формы, цветовая гамма и т. д.) и раскрывать фонды (использование цвета в качестве дескриптора на обложках книг, каталожных и полочных разделителях, а также применение небольших иллюстраций для отражения тематики разделов фонда1) и т. п. [77, 98-100].

С приходом новых информационных технологий, Интернета в библиотечной среде во второй половине 1990-х гг. стали разрабатываться визуальные коммуникативные средства для самого широкого использования. Например, под руководством ИФЛА был создан набор визуальных образов для библиографических информационных систем [370], в США Ассоциация маркетинговых и коммуникационных фирм в целях содействия маркетинговой деятельности библиотек начала разработку графики по библиотечной тематике [393] и т. п. Кроме того, библиотеки широко применяют различные мультимедийные средства для привлечения читателей к книге, организации выставочной деятельности, создания комфортной, эстетически оформленной электронной сре-

1 Использование иллюстраций для отражения тематики разделов фонда характерно для массовых и, особенно, для детских библиотек.

2 В оригинальном тексте был использован термин «icon»., который на русский язык переводился как иконический знак, иконка, значок и т. д. Об этом подробно - в разделе 1.2.

ды, формирования визуального имиджа библиотеки и т. д. [30, 260 ,265, 349, 414]. Причем такая деятельность всячески поддерживается и стимулируется в различных конкурсах по визуальной библиотечной культуре3.

Последнее десятилетие отмечено постоянным ростом числа сайтов библиотек всех типов и видов [75]. Сравнительные количественные данные физических и виртуальных посещений многих библиотек России и зарубежья (первые - снижаются, вторые - растут [155, 266]) свидетельствуют о том, что роль библиотечных сайтов для развития системы обслуживания читателей возрастает. Увеличивается количество ресурсов и услуг [15, 16, 45,56, 57, 127, 198-200, 359, 360, 399], предоставляемых через электронную среду: электронные каталоги, базы данных, электронные коллекции и библиотеки, виртуальные библиографические справочные службы, on-line заказ и продление изданий, виртуальные книжные выставки, личные кабинеты читателей, путеводители (навигаторы) по ресурсам Интернета, межбиблиотечный абонемент (МБА), электронная доставка документов (ЭДД), избирательное распространение информации и т. д. Поэтому сайты становятся все более важным инструментом информационно-библиотечной деятельности [154, 223].

В теории веб-дизайна [149, 227, 398] по целевому назначению выделяют несколько типов сайтов4. Библиотеки в Интернете могут быть представлены сайтами-визитками или, чаще всего, информационными сайтами. На сайтах второго типа размещены большие объемы информации, а также доступны всевозможные сервисы. Естественно, что с увеличением объема информации, передаваемой через сайт, его структура значительно усложняется. И это приводит к тому, что в процессе поиска необходимой информации пользователь скорее не читает, а взглядом сканирует веб-страницы.

При посещении библиотечных сайтов пользователи нацелены на быстрый и эффективный поиск необходимой им информации. Поэтому возникает необходимость создания дружественного интерфейса [169, 187, 188, 196, 261, 286, 289,

3 Например, Всероссийский конкурс «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры» 2009-2010 гг. [349]; «Видимая библиотека» [260] (Архангельская область, 2009 г.); «Визитная карточка библиотеки» [414] (Ивановская область, 2011 г.).

4 Сайт-визитка, промо-сайт, корпоративный сайт, информационный сайт, портал.

306, 315, 362, 364, 373, 291]. Во многом решение этой задачи зависит от применения в электронной среде специальных визуальных средств, которые были бы максимально понятны пользователям и позволили бы облегчить их взаимодействие с сайтом. Предварительный анализ библиотечных сайтов показал, что на них присутствуют разнообразные визуальные элементы [244, 245]. Кроме того, в последнее время все большее число библиотек использует социальные сети и мобильные версии сайтов, которые также содержат визуальный ряд.

Таким образом, возникают вопросы, связанные с тем, как формируется визуальный ряд (и есть ли научно-обоснованные подходы), каким целям он служит, какие выполняет функции.

Изученность темы. Тема визуальных коммуникаций, в частности использование визуального ряда на сайтах - новая для библиотековедения, поэтому было необходимо изучить состояние разработанности этой проблемы в ряде дисциплин, наиболее тесно связанных с библиотековедением, информатикой, лингвистическим обеспечением библиотечных технологий и т. д. Эти дисциплины изучают различные аспекты и используют свои специфические подходы для исследования, поэтому важно было обобщить накопленные в них знания, базируясь на которых можно решать уже библиотековедческие задачи.

Основы для изучения визуального восприятия и мышления были заложены в психологии, где было выдвинуто положение о том, что мыслительные задачи чаще всего решаются с помощью визуального восприятия перцептуальных единиц (Р. Арнхейм [17, 18]), и значительно обогащены психосемиотическими и психосемантическими исследованиями (Л. С. Выготский [64], М. В. Гамезо [65], Т. Гивон [80], Т. М. Горбань [87], И. Н. Горелов [88], Р. Л. Грегори [91, 92], Н. И. Жинкин [115-117], В. П. Зинченко [130, 131], Л. Б. Ительсон [145], Н. Н. Кшенина [180], А. Д. Малахова [202], В. М. Мунипов [217], В. Ф. Петренко [232, 233], В. С. Ротенберг [274], Л. В. Слепова [285]). Например, было установлено [91], что при одновременном визуальном и вербальном воздействии человек в большинстве случаев реагирует на первый способ передачи информации, часто пропуская второй. Было выявлено [274] основное раз-

личие между вербальным и визуальным мышлением, состоящее не в характере отражаемого материала, а в принципах контекстуальной связи слов и образов5. Кроме этого, зафиксировано, что «обработка информации с помощью одновременной работы вербального и образного мыслительных кодов ... создает некоторую избыточность информации и затем устраняет ее в тех звеньях, которые придают определенное значение сообщению. Поэтому взаимодействие образного и вербального кодов даже в случае относительной полноты информации, представленной первоначально в одном из них, является условием надежности понимания» [202, с. 73]. Кроме этого, информация, воспринимаемая по разным каналам (в том числе вербальная и визуальная6), интегрируется и перерабатывается человеком в едином универсально-предметном коде мышления [117]. Поэтому задействование невербального канала дает возможность передавать большие объемы информации, снимая перегруженность вербального канала, тем самым, способствуя процессу восприятия.

В лингвистике ведется активное изучение паралингвистически активных, семиотически осложненных, видеовербальных, креолизованных текстов в целом (А. А. Адзинова [8], Е. Е. Анисимова [13], А. А. Бернацкая [28], М. А. Бойко [32], Э. Бенвенист [27], Л. С. Болыпиянова [34], Л. С.И. В. Бычков [39], И. В. Вашунина [41, 42], М. Б. Ворошилова [61], О. Л. Каменская [150, 151], Ю. А. Колодная [160], О. В. Пойманова [254] и др.) и более узких аспектов, таких как лингвистика комиксов (Е. В. Козлов [156]), влияние невербального компонента на процесс обучения языкам и межкультурную коммуникацию (Ю. Г. Алексеев [10], А. П. Малькина [203], В. Хэ [340]). В области психолингвистики текстов основное внимание исследователей направлено на выявление роли иконических средств в смысловом восприятии и управление этим процессом, путем установления разных сочетаний между вербальной и иконической информацией (К. О. Гаузенблас [69], Л. В. Головина [85], Д. Д. Зуев [134]).

5 «Вербальное мышление так организует используемый материал (вербальный или невербальный), что возникает однозначный контекст, необходимый для социального общения. При этом из всех реальных связей между предметами и явлениями отбираются только существенные для анализа и упорядоченного отражения действительности. При невербальном мышлении отдельные свойства образов взаимодействуют друг с другом сразу во многих смысловых плоскостях, определяя многозначность образа» [274, с. 78—86].

6 Автор [117] использует термин «иконическая».

Вопросы, связанные с созданием и функционированием визуальных или иконических языков в различных сферах человеческой деятельности, широко обсуждаются в философии. Особое внимание здесь уделяется проблемам визуализации научно-теоретического знания, в связи с чем разрабатываются философские основы для изучения визуального восприятия и мышления (3. С. Белова [24-26], А. А. Веряев [44], В. И. Жуковский [118-120], И. И. Козлов [157, 158], В. П. Кузьмин [171], М. С. Кухта [179], Е. Ю. Светлакова [277], В. И. Шинкарук [358]).

В социологии вопросами визуализации информации и использования визуального ряда для формирования положительной установки к происходящей действительности, толерантного поведения населения занимались А. В. Колосов [161], Ю. М. Плотинский [252], для создания имиджа в сфере бизнеса и политики - JI. Войтасик [59], Г. И. Инсапова [140], Г. Г. Почепцов [256-259], П. Родькин [269, 270], семиотике рекламного дискурса и графического дизайна -Г. В. Баева [19], П. А. Пименов [239-241], С. Г. Пронин [262], М. М. Пчелин-цева [263], Э. Т. Романычева [273], Е. В. Черневич [345, 346].

Одним из основополагающих понятий для изучения визуальной коммуникации на сайтах библиотек является понятие «визуальная культура» . Ее изучали и изучают многие исследователи: Ю. М. Лотман [191-195], Р.Барт [21], А. А. Веряев [44], А. В. Колосов [161], В. М. Розин [271, 272], И. Ю. Чмырева [348], У. Эко [361], Е. Б. Якимович [365] и др. Применительно к задачам нашего исследования важно понимание ими визуальной культуры как одного из коммуникативных явлений, доминирующих в современном мире (кино, телевидение, видео-игры, сайты и т. д.).

В педагогике широко применяются концепции учебных стратегий, основанные на использовании невербального компонента (Т. М. Горбань [86], Т. А. Дейк [101, 102], О. С. Иссерс [144]), обсуждаются вопросы соотношения образного и словесного в обучении, визуализации учебного материала

7 Под визуальной культурой понимают «информационную среду, пронизанную коммуникационными потоками, удерживающую все уровни общественной среды и вбирающую в себя различные по системе кодирования и коммутирования информации языки» [348, с. 10].

(А. Г. Барышкин [22], А. Н. Веракса [43], А. Я. Дмитриев [110], А. А. Зенкин [128], И. А. Зимняя [129], В. П. Зинченко [131], И. В. Кротова [168], Н. Г. Сал-мина [276], Т. Сидельникова [283]), семантизации лексических единиц при обучении иностранным языкам (А. А. Брагина [37], Л. М. Зельманова [126, 363], В. Хэ, [340]). 3. С. Белова, например, выделяет [24-26] следующие разновидно-

о

сти визуальной наглядности (ил