автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Творчество самарских архитекторов Александра и Петра Щербачевых

кандидата архитектуры
Иванов, Михаил Олегович
город
Самара
год
1999
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Творчество самарских архитекторов Александра и Петра Щербачевых»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Иванов, Михаил Олегович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСТВА САМАРСКИХ АРХИТЕКТОРОВ ЩЕРБАЧЕВЫХ.

1.1. Архитектура и городская среда Самары в 1890-1915 годы.

1.2. Развитие архитектуры и градостроительства Самары в 1920-1960-ые годы.

1.3. Хронология творческих работ архитектора

Александра Щербачева.

1.4. Хронология творческих работ архитектора

Петра Щербачева.

В ы в о д ы.V.

ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ АРХИТЕКТОРОВ

ЩЕРБАЧЕВЫХ.

2.1. Архитектурно-проектная деятельность Александра Щербачева с 1890 по 1900 годы.

2.2. Архитектурно-проектная деятельность Александра Щербачева с 1900 по 1912 годы.

2.3. Архитектурно-проектная деятельность Петра Щербачева с 1920 по 1940 годы.

2.4. Архитектурно-проектная деятельность Петра Щербачева с 1940 по 1960 годы.

В ы в о д

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АРХИТЕКТОРОВ АЛЕКСАНДРА И

ПЕТРА ЩЕРБАЧЕВЫХ.

3.1. Архитектурно-градостроительные проекты и постройки архитекторов Щербачевых.

3.2. Особенности архитектурно-планировочной структуры зданий, запроектированных архитекторами Щербачевыми.

3.3. Архитектурно-стилистические особенности застройки архитекторов Щербачевых.

3.4. Особенности творчества архитекторов

Щербачевых.

В ы в о д ы.

3 А К JI Ю Ч Е Н И Е.

Л И Т Е Р А Т У Р А.

Введение 1999 год, диссертация по архитектуре, Иванов, Михаил Олегович

Актуальность исследования. С конца 19 до середины 20 веков архитектура Самары неотъемлемо связана с именами зодчих Александра Александровича Щербачева (1858-1912 гг.) и Петра Александровича Щербачева (1890-1967 гг.).

Изучение творчества архитекторов Александра и Петра Щербачевых направлено на выявление их роли в становлении и развитии самарской архитектуры. Необходимость комплексного исследования архитектурного наследия Щербачевых объясняется следующими причинами:

1) большим количеством проектов и построек, многие из которых являются уникальными памятниками отечественной архитектуры;

2) важной архитектурно-градостроительной ролью построек, которые во многом определяют своеобразие городской среды Самары;

3) существованием многочисленных разрозненных данных и свидетельств современников о творчестве архитекторов, отличающихся фрагментарностью освещения проблемы и противоречивостью фактологического материала;

4) необходимостью подтвердить авторство значительной части работ архитекторов Щербачевых документально, поскольку оно или приписывается им незаслуженно, либо не установлено.

Постановка проблемы комплексного исследования и сохранения архитектурного наследия архитекторов Щербачевых связана с изучением различных аспектов: историографического, архитектурно-градостроительного, функционально-типологического, планировочного и композиционно-стилистического .

Методологической основой работы стали труды в следующих областях архитектуры и градостроительства:

- по теории и всеобщей истории архитектуры и градостроительства К.Н.Афанасьева, Ю.П.Бочарова, А.В.Бунина, В.Л.Глазычева, Н.Ф.Гуляницкого, А.Э.Гутнова, А.В.Иконникова, Н.Д.Кострикина, Г.И.Лаврика, В.А.Лаврова, И.Г.Лежавы, Ю.В.Ранинского, Т.Ф.Саваренской, И.М.Смо-ляра, В.А.Шкварикова, З.Н.Яргиной и других;

- исследования массовой застройки конца 19 - начала £0 вв. и стилистических особенностей этого периода Е.А.Борисовой, А.И.Власю-ка, Т.П.Каждан, Е.И.Кириченко, Н.Л.Крашенниниковой, С.С.Ожегова, Н.Н.Соболева, Д.О.Швидковского и других;

- особенности архитектуры начала 20 - середины 20 вв. М.И.Ас-тафьевой-Длугач, Н.П.Былинкина, Ю.П.Волчка, Л.А.Жадовой, А.В.Рябу-шина, Г.В.Сергеевой, С.О.Хан-Магомедова, В.Э.Хазановой, И.В.Шишкиной и других;

- региональные особенности развития архитектуры г.Самары Е.А.Ахмедовой, А.Г.Головина, Е.Ф.Гурьянова, В.Г.Каркарьяна, Н.В.Мельниковой, А.Г.Моргуна, Г.Н.Рассохиной, О.С.Струкова и других.

Особенностью исследования стало системное рассмотрение творчества архитекторов, принадлежавших к разным эпохам. Помимо формального признака родства,их творчество объединяет ряд общих содержательных моментов: получение образования в системе одного учебного заведения - МУЖВЗ, ведущие должности городских архитекторов в Самаре, большое количество построек, определивших своеобразие города. Такой подход позволил дать временной срез развития самарской архитектуры с 1890 по 1960 гг.

Цель исследования состоит в изучении творчества архитекторов Александра и Петра Щербачевых и определении его места в архитектуре Самары конца 19 - середины 20 вв.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

- выявить архитектурные объекты и проекты архитекторов Щербачевых и составить их полный список;

- установить периодизацию творческой деятельности архитекторов Щербачевых;

- определить архитектурно-градостроительную роль творческого наследия архитекторов Щербачевых в Самаре;

- провести системное исследование архитектурно-планировочных, функционально-типологических и композиционно-стилистических особенностей их построек.

Объектом исследования являются архитектурные произведения самарских архитекторов Щербачевых.

Предметом исследования являются архитектурно-градостроительные , планировочные, функционально-типологические, композиционно-стилистические особенности проектов и построек, а также особенности творчества архитекторов Александра и Петра Щербачевых .

Н'а защиту выносятся следующие положения:

- список архитектурных построек и сооружений, построенных Александром и Петром Щербачевыми и при их участии;

- определение роли творчества архитекторов Щербачевых в общем процессе становления и развития самарского зодчества конца 19 - середины 20 вв.;

- особенности архитектурно-градостроительных, планировочных, функционально-типологических и композиционно-стилистических структур произведений архитекторов Щербачевых.

Границы исследования определены следующими факторами: а) временными - периодом творческой деятельности зодчих, т.е. с 1890 по 1960 гг.; б) территориальным - г.Самарой и Самарской областью.

Методика исследования основана на сочетании конкретно-исторического анализа с методами системно-типологического и сравнительно-исторического исследования. В работе применены методы архивного поиска, графической обработки материалов, определение типологии объектов, классификация и другие.

В основу исследования были положены материалы из личного фонда архитекторов Александра и Петра Щербачевых (ГАСО: ф.р4347). Ряд сведений получен при изучении фондов ГАСО, партийного архива г.Самары, БТИ, ОУПИК, работ местных краеведов. Автор беседовал с видными самарскими архитекторами Н.В.Подовинниковым, А.Г.Моргуном, М.Г.Мошко-вой, М.А.Труфановым и другими, лично знавшими Петра Щербачева. По некоторым вопросам были полезны консультации действительного члена РААСН,профессора В.Г.Каркарьяна. Методологической особенностью данной диссертации стали графические реконструкции построек Щербачевых, материалами для которых послужили письменные источники, исторические планы, проектные чертежи, строительные сметы и другие документы конца 19 - середины 20 вв., а также обмерные чертежи и фотографии произведений архитекторов Щербачевых.

Научная новизна состоит в том, что впервые был систематизирован материал, существенно дополняющий сведения о двух видных самарских архитекторах - Александре и Петре Щербачевых, а также в попытке объяснить особенности творчества архитекторов Щербачевых условиями развития отечественной архитектуры и спецификой гра-доформирования Самары. Было выявлено в Самаре и Самарской области 107 объектов, созданных А.Щербачевым и 102 объекта запроектированных П.Щербачевым. В научный обиход вводится большое количество неизвестных ранее архитектурных произведений.

Практическая ценность и апробация работы. Материалы диссертационного исследования использованы в предпроектных проработках и проекте реконструкции "Дома сельского хозяйства", выполненного по заказу ОАО ГФИТК "Солнечный город" архитектурным бюро "Системные комплексы" в 1996 г. /справка о внедрении от 17.01.1999 г./. Часть из них внедрена в программу учебного проектирования СамГАСА в форме заданий на курсовое и дипломное проектирование. В рамках дипломного проектирования на кафедре "АиД" СамГАСА в 1998 г. был разработан дипломный проект на тему: "Реконструкция Михайло-Архангельского собора в поселке им. Шмидта, построенного по проекту А.Щербачева" (дипломник: Ю.Головина, руководители: к.арх., доцент В.А.Самогоров, асс. М.О.Иванов) /акт о внедрении от 26.01.99г.

Выявленные сооружения и составленные списки творческих работ архитекторов Щербачевых использованы при корректировке списка памятников истории, культуры и архитектуры ОУПИиК г.Самары. Характеристики объемно-планировочных и архитектурно-стилистических особенностей их построек использованы при разработке АРЗ на реставрацию памятников архитектуры, а также послужили основой при составлении паспортов на сооружения архитекторов Щербачевых в Секторе учета памятников истории и культуры ОУПИиК г.Самары /акт о внедрении от 29.01.99 г./.

Важнейшие положения диссертации опубликованы в 6 статьях в периодической печати, а также доложены на 4 научно-технических конференциях СамГАСА в 1996, 1997, 1998, 1999 гг.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из 2-х томов. Первый том включает введение, три главы и заключение общим объемом 150 страниц, список литературы. Второй том содержит иллюстративный материал, который представлен в виде 62 графоаналитических таблиц и 18 приложений. Структура работы отражает взаимосвязь и последовательность решения поставленных цели и задач

Заключение диссертация на тему "Творчество самарских архитекторов Александра и Петра Щербачевых"

Выводы :

1) В результате проведенного исследования было установлено, что постройки Александра Щербачева участвуют в организации пространства бывших Полицейской и Соборной площадей, 93 квартала г.Самары, береговой части города на Поляне им.Фрунзе, а также улиц Молодогвардейской, Куйбышевской, Фрунзе и Пионерской.

Постройки Петра Щербачева участвуют в организации пространств Комсомольской, Самарской, Куйбышевской, Чапаевской и Сельскохозяйственной площадей, а также были выявлены объекты, которые формируют пространства целых городских кварталов. Выявлена роль построек и проектов в создании силуэта и в формировании панорам города Самары.

Анализ работ A.A. и П.А. Шербачевых показал также, что в их творчестве особенно ярко проявился градостроительный подход к решению любых архитектурных задач. Проектируя отдельные здания, зодчие прежде всего определяли его место и значение в структуре города или в природной среде. Такой комплексный подход был продемонстрирован архитекторами в выше перечисленных объектах.

Для Александра Шербачева характерно реальное и тонкое ощущение связи возводимого здания с городской средой, учитывание масштаба среды, глубокое понимание градостроительной ситуации, в которой сооружение в целом и его детали несли определенную архитектурно-художественную нагрузку (доминанты, ориентира, акцента), верная оценка исходных данных и точное решение задачи. Наиболее типичные ситуации размещения объектов на улицах и в системе рекреаций.

Петр Шербачев продемонстрировал внимательное проникновение в существо как вновь возводимого, так и реконструируемого здания, точную оценку ситуации, высокую профессиональную культуру, проявленную при создании нового, умение создать композиционную целостность и единство реконструируемого или проектируемого заново ансамбля или окружающей городской среды, то есть ансамблевость видения, способность выделить и разрешить ключевые проблемы реконструкции Самары. Для П.Шербачева характерно формирование узловых, главных ансамблей города - площадей, определивших новый масштаб индустриальной Самары, застраивание набережных, кварталов и улиц. Петр Щербачев в своем творчестве стремился к тому, чтобы Самара состояла из архитектурно завершенных на ансамблевой основе районов, кварталов, улиц и площадей

2) Универсальность подготовки и высокая одаренность сделали из Шербачевых архитекторов широкого профиля, чуждых типологического подхода к зодчеству. Им были по плечу любые работы - от проектирования небольших особняков, дач, промышленных и общественных зданий до разработки крупных градостроительных объектов.

3) Выявлена классификация произведений архитекторов Щербачевых по композиционно-стилистическому признаку, с выявлением характерных особенностей каждого стилистического направления. Выявлены 2 группы зданий Александра Щербачева: эклектика ("русский стиль", "мавританский стиль", "неоклассика", "неоренессанс") и модерн. У Петра Щербачева выявлены 4 группы объектов в стилях "ретроспективизм", конструктивизм, "постконструктивизм", "советская классика".

4) Особенности творчества архитекторов Щербачевых во многом объясняются качеством полученного образования, временными границами и социальными условиями, в которых они находилсь.

В творчестве А.Щербачева, выпускника МУЖВЗ и ПАХ по классу архитектуры, основным стал принцип проектирования по "стилям". Анализ его работ показал, что он проектировал как в рамках архитектурно-художественной парадигмы эклектики, так и модерна. Можно сказать, что художественная задача А.Щербачева при проектировании в "стилях" фактически сводилась к грамотной компоновке отдельных элементов, а архитектурная композиция понималась им как создание целого из отдельных частей. Принцип "от частей к целому" стал основным принципом формообразования сооружений архитектора, выполненных в эклектике. Если для объектов А.Щербачева , выполненных в эклектике, характерна интеграция отдельных значимых элементов и полученная таким образом целостность, то для объектов,решенных в модерне, свойственна дифференциация целого, т.е. организация композиционного строя не "от частей к целому", а "от целого к частям".

Анализ творчества П.Щербачева, выпускника МУЖВЗ, относящегося к разным этапам его деятельности, показывает, что сама по себе стилевая характеристика архитектурных форм никогда не была основой его творческого кредо. Он с одинаковым успехом работал в различных стилевых формах (общепринятых на данном этапе развития советской архитектуры), но всегда оставался верен характерным для него приемам построения объемно-пространственной композиции. Главным в его художественных поисках было стремление овладеть крупной архитектурной формой и подчинить ей общую объемно-пространственную композицию здания. Так П.Щербачев работал в первые годы Советской власти, когда он использовал формы "ретроспективизма", так он проектировал выразительные образы, перейдя в конце 20-х годов на позиции конструктивизма, так он творил в постконструктивистский период и во время господства "советской классики". Причем,именно эти особенности творческого кредо П.Щербачева позволили ему относительно легко перейти в середине 30-х годов к интенсивному освоению наследия прошлого. Смена стилевых форм не привела к крушению его творческого кредо, она заставила его лишь сменить палитру форм, сохранив общий подход к созданию архитектурного образа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование дало возможность обосновать и научно воссоздать процесс становления и развития творчества самарских архитекторов Александра и Петра Щербачевых, которое было до настоящего времени мало изучено. Составленный автором наиболее полный перечень всех архитектурно-проектных и строительных работ позволил уточнить и объективизировать оценку роли архитекторов Щербачевых в развитии и становлении самарской архитектуры и градостроительства. В результате исследования сформулированы следующие выводы:

1. Архитекторы Щербачевы сыграли весьма важную и еще далеко не оцененную по достоинству роль в развитии самарской архитектуры на значительном отрезке ее истории - с конца 19 до середины 20 вв. Архитекторы Щербачевы сосредоточивали свое внимание на реалистическом подходе при решении профессиональных задач. Основой их творчества была серьезная архитектурно-художественная подготовка, глубокие знания истории архитектуры, высокая общая культура и строительный опыт.

2. Универсальность подготовки и высокая одаренность сделали из Шербачевых архитекторов широкого профиля, чуждых типологического подхода к зодчеству. Им были по плечу любые работы - от проектирования небольших особняков, дач, промышленных и общественных зданий до разработки крупных градостроительных решений.

3. Особенностью творческой направленности работ зодчих была органично воспринятая на ранних этапах архитектурная классика, ставшая их второй натурой. Ощущение классики сохранялось в работах Шербачевых на самых разных этапах их профессиональной деятельности, несмотря на изменение стилистики, архитектурной моды, социальных и конкретных задач. Зто проявилось в приемах композиции, в статичности образного строя их архитектурных произведений, в умении гармонично войти в контекст уже существующих сооружений, сохранять преемственность в работах по реконструкции.

4. Установлена хронология работ и периодизация творчества архитекторов Шербачевых с 1889 по 1912 гг. и с 1920 по 1960-ые гг. Выявлены два основных этапа в архитектурной практике А.Щербачева: а) первый этап - это работа в системе архитектурно-художественной парадигмы эклектики ("русский стиль", "мавританский стиль", "неоклассика", "неоренессанс"). Для этой системы характерно: проецирование на фасадную плоскость, не обладающую самоценными пластическими характеристиками, стилевых единиц - носительниц пластического начала, преобладание метрической формы организации фасада над ритмической, преимушественное использование трансляционной симметрии, ярко выраженные горизонтальные членения фасадов; б) второй этап - это проектирование в системе архитектурно-художественной парадигмы модерна. Для данного стиля было присуще: скульптурность архитектурной формы на уровне целого, преобладание ритмической формы организации фасада над метрической, ритмическая полифония, конфликтность ритмической структуры и, как следствие, преобладание динамических композиций, отказ от иллюзорной тектоники и выявление на фасадах истинной конструктивной сущности сооружений. Выявлена периодизация творчества П.Шербачева: а) первый этап - проектирование в системе "ретроспективной" архитектуры, для которой простота, "рациональность' и "функциональность" становятся условиями художественности архитектурных решений; б) второй этап - это освоение конструктивистской архитектуры, для которой характерно провозглашение архитектурной формы как целостного, неделимого организма, композиционное мышление "от целого к частям", распротранения приема монофункционального зонирования, который в экстерьере выражался в выделении различных по назначению помещений в отдельные объемы, асимметричное решение планов и фасадов; в) третий этап - работа в переходной постконструктивистской стилистике, для которой стало характерным сочетание активных объемно-пространственных решений с элементами классического декора: г) четвертый этап - переход на позиции "советской классики", для которой было характерно выявление композиционных центров объектов, ясность и рациональность планов, логичное решение интерьеров, изяшная простота фасадов, соответствующая идеалам времени четкость объемов, реалистичность.

5. Анализ работ Щербачевых также показал, что в их творчестве особенно ярко проявился градостроительный подход к решению любых архитектурных задач. Для Александра Щербачева характерен учет контекста, масштаба среды, а наиболее типичные ситуации размещения объектов на улицах и в системе рекреаций. Для Петра Щербачева характерно формирование узловых, главных ансамблей города - плошадей, определивших новый масштаб социалистического города, застраивание набережных, кварталов и улиц.

6. Для Щербачевых был характерен реалистический подход к сто

- 155 явшим перед ними архитектурным, утилитарным и социальным задачам. Их проекты и постройки отличает рациональность, точное соответствие заданию и умение эстетизировать любое решение, придать ему образную выразительность, свободную от экзальтации и в то же время хорошо гармонизированную, целостную и отличающуюся художественной законченностью.

Библиография Иванов, Михаил Олегович, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары, как губернского города (историко-статистический очерк). Самара: 1887. - 521 с.

2. Алессандра Латур Путеводитель по современной архитектуре Москвы 1890-1991. М.: Искусство, 1997. - 404 с.

3. Алфёров H.A., Антонов В.Л., Любарский Р.Э. Формирование городской среды (на примере Харькова). М.: Стройиздат, 1977. - 104 с.

4. Андреев Л.В. Основы исследования и реконструкции исторического города. М.: 1983. - 72 с.

5. Архангельский В.Б. Город Самара. Самара: 1913. - 227 с.

6. Архитектура Советской России. /Под ред. Ю.С.Яралова. М.: Стройиздат, 1975. - 223 с.

7. Архитектура СССР 1917-1987. М.: Стройиздат, 1987. - 549 с.

8. Астафьева-Длугач М.И., Волчок Ю.П. Москва строится. М.: Московский рабочий, 1983. - 190 с.

9. Астафьева-Длугач М.И., Волчок Ю.П. 0 формировании образа Москвы (проекты и практика). М.: Знание, 1980. - 63 с.

10. Афанасьев К.Н. А.В.Шусев. М.: Стройиздат, 1978. - 191 с.

11. Варанов H.H. Силуэт города. Л.: Стройиздат (Ленинградское отделение), 1980. - 181 с.

12. Бархин М.Г. Метод работы зодчего: Из опыта советской архитектуры 1917-1957 гг. М.: Стройиздат, 1981. - 216 с.

13. Белоусов В.Н. Советское градостроительство. М.: Знание, 1974. 64 с.

14. Белоусов В.Н., Кулага JI.H. Основы формирования архитектурно-художественного облика городов. М.: Стройиздат, 1981. - 190 с

15. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат,1977. 128 с.

16. Беккер А.Ю., Щенков A.C. Современная городская среда и архитектурное наследие: /Эстетический аспект/ ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1986. - 204 с.

17. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца 19 начала 20 веков. - М.: Наука, 1971. - 237 с.

18. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура второй половины 19 века. М.: Наука, 1971. - 239 с.

19. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины 19 века.- М.: Наука, 1979. 318 с.

20. Бунин A.B., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов.- М.: Академия архитектуры СССР, 1940. 200 с.

21. Быков В.Е. Георгий Гольц. /Под ред. М.В.Алпатова. М.: Стройиздат, 1978. - 159 с.

22. Былинкин Н.П., Калмыкова В.Н., Рябушин A.B., Сергеева Г.В. История советской архитектуры. М.: Стройиздат, 1985. - 255 с

23. Вебер А. Рост городов в 19 столетии. СП.б., 1903. - 465 с.

24. Волчок Ю.П., Иванова Е.К., Кацнельсон P.A., Лебедев D.O. Конструкции и форма в советской архитектуре. М.: Стройиздат, 1980.

25. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 12. Книга первая. Архитектура СССР. М.: Стройиздат, 1975. - 755 с.

26. Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979. - 80 с.

27. Гурьянов Е.Ф. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. - 256 с.

28. Гутнов э.А. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. - 256 с.

29. Демидова И., Демидов А. Мелодии старой Самары. Самара: Издательский дом Федоров, 1992. - 108 с.

30. Журавлев A.M. Дмитрий Чечулин. М.: Стройиздат, 1985. - 159

31. Журавлев A.M., Косенкова Ю.Л. Василий Симбирцев. М.: Стройиздат, 1986. - 188 с.

32. Зодчие Москвы. XX век. Составители М.И.Астафьева-Длугач, Ю.П.Волчок, А.М.Журавлев. М.: Московский рабочий. 1988.- 365 с.

33. Из истории советского искусствоведения и эстетической мысли 1930-х годов. М.: Искусство, 1977.

34. Иконников A.B. Архитектура и история. М.: Архитектура, 1993- 252 с.

35. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. М. : Стройиздат, 1986. - 287 с.

36. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. - 174 с.

37. Иконников A.B., Хан-Магомедов С.О., Шайхет A.A. Советская архитектара вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1967. - 47

38. Илгунас А.Ю., Илгунас М.А., Рудницкий A.M. Промышленные соору жения в композиции исторически сложившихся городов. М.: Стройиздат, 1983. - 64 с.

39. История советской архитектуры (1917-1958) / Под ред. Баранова Н.В., Былинкина Н.П., Володина П.М. М.: Стройиздат, 1962.- 344 с.

40. Кантакъюзино Ш., Брандт С. Реставрация зданий. М. : Стройиздат, 1984. - 264 с.

41. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985.- 232 с.

42. Каркарьян В.Г. Старая Самара: история, дома и люди. Самара: Свир, 1998. - 254 с.

43. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологи-ческого анализа. М.: МГУ, 1979. - 196 с.

44. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х гг. М.: Искусство, 1978. - 400 с.

45. Кириченко Е.И. Архитектурные теории 19 века в России. М.: Искусство, 1986. - 344 с.

46. Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. М.: Стройиздат, 1977. - 184 с.

47. Кириченко Е.И. Федор Шехтель. М.: Стройиздат, 1973. - 142

48. Красовский М. Курс истории русской архитектуры. СП.б., 1916. - 4-03 с.

49. Куйбышевская область (Историко-экономический очерк). Куйбышев: Кн. изд-во, 1977. - 408 с.

50. Лавров В.А. Город и его общественный центр. М.: Издательст во литературы по строительству, 1964. - 189 с.

51. Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически ело жившихся городов. М.: Стройиздат, 1977. - 176 с.

52. Линч К. Современная форма в градостроительстве. М.: Стройиздат, 1986. - 246 с.

53. Лисовскй В.Г. Особенности русской архитектуры конца 19 начала 20 веков. - Л.: Знание, 1976. - 40 с.

54. Лисовский В.Г. Национальные традиции в русской архитектуре 19 начала 20 веков. - Л.: Знание, 1988. - 32 с.

55. Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века: Конспект лекций Моск. гос. строит, ун-т. М.: МГСУ, 1995. - 54 с.

56. Мелодинский Д.Л. В.Ф. Кринский (мастера архитектуры). М.: Ладья, 1998. - 256 с.

57. Микулина Е.М. Исторические ландшафты в градостроительном про ектировании. Учебное пособие. М. : Изд. МАРХИ, 1983. - 106

58. Методика реконструкции городов /Под ред. Лаврова В.А. М.,1. Стройиздат, 1975. 150 с.

59. Молько В.И. Путешествие по одной улице: Документальное путешествие. Куйбышев: Кн. изд-во, 1987. - 184 с.

60. Молдавский Д.М. В начале тридцатых. М.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984. - 376 с.

61. Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. - 221 с.

62. Мюллер-Менкес Герхард Новая жизнь старых зданий. М.: Стройиздат, 1981. - 247 с.

63. Наякшин К.Я. Очерки по истории Куйбышевской области. Куйбышев: Кн. изд-во, 1962. - 622 с.

64. Основы формирования архитектурно-художественного облика городов /Под ред. Белоусова В.Н. и Кулаги Л.Н. М.: Стройиздат, 1981. - 192 с.

65. Памятники архитектуры и современная городская застройка / Зворыкин Н.П., Максимов П.Н., Михайловский Е.В. Под ред. П.Н.Максимова. М.: Изд-во литературы по строительству, 1973. - 150 с

66. Памятники истории и культуры Куйбышевской области /Под ред. E.H. Панова, B.C. Романова, Л.В. Храмкова. Куйбышев:1. Кн. изд-во, 1984. 288 с.

67. Подъяпольский С.С. Основы реставрации памятников архитектуры. Учебное пособие. М.: Изд. МАРХИ, 1983. - 88 с.