автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Цветовая коррекция в архитектурном формообразовании

Трегуб, Наталья Евгеньевна
город
Киев
год
1993
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Цветовая коррекция в архитектурном формообразовании»

Автореферат диссертации по теме "Цветовая коррекция в архитектурном формообразовании"

РГб од

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ 1 ТСИЕВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

™ I н>и18

На правах рукописи УДК 72.017.4

ТРЕГУБ Наталья Евгеньевна

ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ

18.00.01 — Теория и история архитектуры, реставрация памятников архитектуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

/

/

КИЕВ 1993

Работа выполнена на кафедре архитектуры Харьковского инженерно-строительного института.

Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор В. И. Кравец

Официальные оппоненты: доктор архитектуры,

профессор Н. М. Демин кандидат архитектуры, доцент О. П. Никитенко

Ведущая организация: КИЕВЗНИИЭП

Защита диссертации состоится «27» мая 1993 г. на заседании специализированного совета Д. 0680505 при Киевском инженерно-строительном институте (КИСИ) — 252037, г. Киев, Воздухофлотский проспект, д. 31, ауд. № 466.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Киевского инженерно-строительного института.

Автореферат разослан « » апреля 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат архитектуры

В. 3. Ткаленко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная теория и практика зодчества характеризуется "ренессансом" архитектурной полихромии. Структурное разнообразие архитектурного контекста, интенсификация цветового поля городской ткани за счет включений элементов дизайна, гигантомания, однообразие м бесцветна суцествукщих жилых микрорайонов и приоритет тенденции индивидуального проектирования - все это обострило гуманистотескута функцию цвета в реализации проблемы эстетического совершенствования предметно-пространственной среды жизнедеятельности.

Среда известных из мирового и отечественного опыта общих концепций градостроительной полихромии на первый план выдвигается важная проблема углубленного анализа взаимодействия-человека с колористически осмысленным архитектурным пространством, основанная на всестороннем изучении.утилитарных, художественно-эстетических'и формообразующих функций цвета.

Таким образом, исследование меры цветовой коррекции в формировании колористического образа архитектурных структур в комплексе с • элементами городского дизайна, раскрывающее пути совершенствования аргументированной методологии цветового прогнозирования введением количественных данных (формообразующих функций цвета, является одной из наиболее актуальных проблем в современной теории и практике архитектурной полихромии.

Научное и практическое состояние вопроса. В процессе развития общества и культуры вопрос зрительного восприятия цветных объектов в среде и роли полихромии в формировании архитектурно-художественного образа всегда находился в фокусе различных научных и прикладных сфер человеческой деятельности.

Анализ проблемы исследований корректирующих свойств цвета в формообразов^нил архитектурных структур позволил выделить два основ-

ных направления:

- наблюдения, визуальная оценка и теоретический анализ перцепции цветных ооъектов

- экспериментальные исследования формоооразующих функций цве-

?

та V

Несмотря на всё возрастающее число научных и методических ра-Оот, посвященных разнообразным аспектам архитектурной полихромии , проблема колористического формообразования с учётом цветовой коррекции частично рассматривается лишь в некоторых" из них и нуждается в более детальном теоретическом и экспериментальном исследовании.

Проведенный анализ научного' теоретического, экспериментального и практического состояния проблемы цветоформообраэования позволил выявить ряд нерешённых узловых вопросов:

- ограниченность и фрагментарность в теории архитектурной ко-лористики исследований, посвященных проблеме перцепции цветовой архитектурной среды;

- отсутствие количественных данных о влиянии цветовых параметров на зрительную оценку величины и характер силуэта архитектурной детали;

- неизученность количественной меры влияния "выступающих-отс-тупавщих" цветов, формирующей пластику объёмной формы, масш-

* С.С.Алексеев, Б.Г.Ананьев. Ф.Еиррен, С.Беляева-Экземпляяекая, Марк Витрувий Поллион, В.А.Гаврилов, Г.Гельмгольц, И.В.Гёте, Д-Д.Гибсон, А.М.Зотов, Р.М.Ивенс. й.Иттен, В.В.Кандинский, Р.А.Каничева, Б.Н.Компанейский, Й.Ладовский, Леонардо да Винчи, М.В.Матюшин, О.З.Машрова, И.Ньютон, Е.Рубин, Б.М.Теплов, Г.Фе-хнер, Г.Хартридж, В.В.Шаронов, П.А.Ыеварёв, Б.В.Зндер;

2 А.В.Ефимов, В.И.Кравец, Г.П.Лашук, Э.М.Лущеко, Г.Е.Русанов, А.Хард;

^ Л.К.Абрамов, И.А.Азизян, В.Д.Ангелов, Т.Д.Белова, Ю.А.Беляков,. Я.П.Виноградов, Т.Ф.Гайдун, В.А.Глшкин, В.Е.Елизаров, O.E.железняк, С.Ю.Заикина, СХ.Лемешев, Л.Н.Миронова, Ь.Д.Окиншевич, Е.С.Пономарёва, И.А.Пронина, Ю.Р.Рагимэаде, Н.К.Соловьёв.

таб и пространственное решение градостроительных структур;

- неизученность закономерностей цветоформообразования элементов городского графического дизайна;

- отсутствие профессиональной методики колористического проектирования, учитывающей корректирующие функции цвета.

В соответствии с выявленными нерешенными проблемами поставлена цель_исследования: Выявление закономерностей корректирующего влияния цветовых характеристик на перцептивные качества архитектурных форм и градостроительных структур в процессе формирования целостного архитектурно-художественного образа.

Для достижения зтой цели определены основные заа§чи_исслеаова-

ния:

- провести анализ существующих исследований формообразующих свойств цвета, разработок и колористических решений реализованных архитектурных объектов городской среды;

- экспериментально исследовать характер и меру влияния цвето- • вых параметров на восприятие размеров и силуэта простых архитектурных форм, на взаимодействие цветностей "форма-фон" ;

- развить экспериментальное исследование явления "выступание-

. отступание" цветов и влияния расстояния на цветопространственную организацию архитектурных структур;

- разработать аргументированные принципы методики цветового

■ проектирования предметно-пространственной среды с учетом

корректирующих функций цвета.

является цвето формообразование предав т-но-пространотвенной среды с учетом закономерностей зрительного восприятия цветоформы и цветового пространства.

П2едаетом^сслздован-лл являются корректирующие функции цвета в композиционно-художественном формировании градостроительной системы, архитектурного объекта и элементов городского дизайна.

Г2аницн_исследования определяются областью использования корректирующих функций цвета как активного формообразующего средства эстетической организации архитектурно-художественной среды в про-фоссиональной колористической деятельности архитектора, художника и дизайнера.

Методика_исследования обусловлена целью и задачами работы,

основывается на системном подходе и комплексном анализе колористи-ки городской среды, рассматриваемой в иерархической последовательности: градостроительная система, архитектурный объект, фрагмент (деталь) .Методика включает ретроспективный литературно-аналитический и предметно-аналитический аспекты исследования, анализ и обобщение теоретических и экспериментальных исследований зрительного восприятия, цветных объектов, формообразующей роли цвета в процессе организации предметно-пространственной среды.

' В методику исследования входят:

- анализ колористики архитектурных структур и элементов дизайна с применением фотопроекционных средств;

- применение инструментально-визуального метода экспериментальных исследований с помощью специально.изготовленной установки (прибора) и цветового атласа (полевого колориметра) ;

- обработка статистических данных экспериментов математическими методами на ПЭВМ;

- цветовое моделирование и графоаналитический метод.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- впервые определена количественная мера влияния цветовых пара-

метров на характер формообразования и восприятия метрических и пространственных характеристик архитектурных структур;

- выявлен феномен зависимости архитектурного масштаба от "тёплой" и "холодной" гаммы застройки;

- впервые получена шкала стереоскопических эффектов для четырёх пар взаимодополнительных цветовых тонов, для трёх пар ахроматического ряда и восьми пар сочетаний основных цветов с серыми тонами, коррелирующими по светлоте;

- разработаны методические основы цветового проектирования архитектурных структур и элементов городского дизайна с учётом корректирующих функций цвета.

На материале учебного и профессионального реального проектирования проверена возможность использования разработанной методики цветоформообразования в процесса моделирования различных видов архитектурно-пространственной композиции, интерьеров общественных зданий, наружной рекламы, пространственного оформления, выставочных эк' спозиций, жилых зданий и градостроительных образований.

Птктическая_ценность_работы состоит в том, что полученные результаты экспериментальных исследований, раскрывающие количественный фактор цветовой коррекции в композиционно-художественном формировании архитектурного образа, и предложенная методика колористического проектирования с учётом корректирующих функций цвета могут быть использованы в процессе профессиональной и учебной деятельности архитекторами-колористами, • художниками-оформителями, художниками рекламы, проектантами интерьера, дизайнерами.

Полученные данные конкретизируют наше представление об участии и роли цвета в формообразовании различных градостроительных структур, отдельных объектов и деталей. Внедрение результатов исследования в практику позволит достичь научно обоснованных и эстетически

*

совершенных решений архитектурного контекста, выносятся:

- результаты экспериментальных исследований цветовой коррекции в формообразовании и восприятии размеров, силуэта, пластики и масштаба архитектурных структур и элементов дизайна;

- методика комплексного колористического проектирования с учётом корректирующих функций цвета.

^ОЕ2б§Ц23_5-ЕН§32бние_2езультатов_2аботы. Основные положения работы докладывались на 38 , 39 , 40 , 41, 42 , 43,- 44 и 45-й научно-технических конференциях ХИСИ, на двух Всесоюзных семинарах по цвету БНШТЭ в 1987-88 г.г., на Республиканских конференциях в Одессе, Николаеве, Киеве, на научных конференциях МВХПУ (б.Строгановское), в Харьковском институте инженеров городского хозяйства и в Харьковском художественно-промышленном институте (1983-1992 г.г.), опубликованы в, 20 статьях общим объемом 4,54 п. л.

Результаты, исследования внедрены в суперграфической росписи фасадов детского комбината "Ласточка" Производственного объединения "Коммунар?-в г..Харькове, внедрены в пяти хоздоговорных темах, в том числе:- "Исследование и экспериментальная разработка технологии производства фигурных элементов фасадов" (Гос.регистрации № 01870034025) и "Принципы формирования комфортного цветового климата зон массовой жилой застройки на примере микрорайонов № 522 и 524 Салтовского жилого массива г.Харькова" (Гос.регистрации № 01840073998).

Разработанная в диссертации методика и экспериментальные данные апробированы в учебном процессе на факультете "Интерьер и оборудование" Харьковского художественно-промышленного института по дисциплинам "Комплексное проектирование" (П, 111 курс), "Дипломное проектирование", в. курсе "Основы композиции и проектной графики" (I, ГГ курс).

Рекомендации по цветоформообразованизо с учётом корректирующих

функций цвета включены в методические указания к выполнению композиционных упражнений с использованием цвета и по цветовому ппоектиро-, ванию интерьеров и элементов городского дизайна для студентов I и 2 курсов специальности 05.22 "Проектирование интерьеров, выставок и реклам".

Структу2а_и_обьем_работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения общим объемом 208 страниц. Из них основного текста - 141 страница,44 страницы с иллюстрациями, 13 таблиц , 9 страниц с приложениями.

Библиография включает 177 наименований. Экспозиционный материал н защите представлен на 44 планшетах размером 60x60 см.

СОДЕРЖАНИЕ РАЮТЦ

■ В первой_главе рассматриваются результаты наблюдений и экспериментов, проведенных естествоиспытателями, зодчими, художниками и психологами в рамках проблемы корректирующих свойств цвета в формо-■ образовании:

- явление хроматической стереоскопии или "выступание-отступание" цветов Экспериментально данное явление исследовано лишь на трех основных цветах С красной, желтом и синем) А.В.Зфимовым;

- изменение насыщенности, светлоты и дальности видимости цветных объ-

о

ектов в зависимости от расстояния и воздушной среды . В работах проведен анализ восприятия цветных обьектов с больших дистанций (500м, 10-300км) или цветностей, имеющих малый угловой размер (до 1°), что не характерно для площадей полихромии в архитектурных стру-

* С.С.Алексеев, Р.Арнхейм, С.Беляева-Экземплярская, Ф.Биррен,. И.В.Гете, А.В.Ефимов, К.Г.Зайцев, А.В.Иконников, Р.М.Ивенс, Й.Иттен' В.В.Кандинский, Г.ПДашук, Э.М.Яущеко, К.Малевич, И.Ньютон, Г.П.Степанов, Б.М,Теплое, Г.Хартрида, П.А.Шеваров.

2 С.С.Алексеев, А.М.Зотов, Р.М.Ивенс, Б.Н.Компанейский, Леонардо да Винчи, Э.М.Лущеко, О.Ф.Мапирова, Мидцлетон, Б.М.Тзплов, Г.А.Шеварев, А.Хард, Г.Хартрида.

ктурах;

- явление иррадиации цвета,при восприятии размеров и силуэта форм*.

Исследовано, фрагментарно;

- взаимовлияние цветностей "форма-фон"^. В дизайне не исследовано.

Выявлены основные концепции исследования формообразующих свойств цвета: выражение полихромной формы через монохромную форму-модель (А.В.Ефимов) и визуальное сравнение (подравнивание) размеров хроматических и ахроматических объектов (Р.А.Каничева) .

Выделены основные методики цветового архитектурного проектирования: методика французских колористов 60-70-х годов, основанная на хроматическом анализе архитектурного цветопейзажа и выработке "цветового алфавита"; трехэгапный метод проектирования восприятия и оценки колористики градостроительных образований (В.И.Кравец, ХИСИ); методика цветового моделирования средствами макетирования или компьютерной графики (Я.Б.Виноградов, С.Ю.Заикина, МАЕХИ) ; пятистадийная метода- ' ка проектирования колористики города (А.В.Ефимов, ВШШАГ) .

Предшествующими исследованиями подтверждается существенная роль цветовой коррекции в формообразовании предметно-пространственной среды и создании комфортных условий восприятия архитектурно-художественного образа.

Ввиду фрагментарного, ограниченного и разрозненного характера результатов предыдущих экспериментальных исследований, обусловленного узкоспециализированными профессиональными целями и задачами психологии восприятия окружающего мира, физиологии зрения, художественного творчества и других, выдвигается проблема углубленного исследования корректирующих свойств полихромии в формировании архитектурных

* Марк Витрувий Поллнон, И.В.Гете, М.В.Матюшин, У.Вудсок, Д.Коновер, Р.А.Каничева;

^ Е.Рубин, Н.М.Гусев, В.Г.Макаревич

структур.

рассматриваются результаты экспериментальных исследований корректирующих функций цвета, проведенных нами в интерьере и в экстерьере на протяжении длительного периода времени с участием более 400 человек, обладающих нормальным цветовым зрением. Методика включала лабораторный эксперимент с образцами цвета, визуальный анализ архитектурной полихромии в натуре и цветовое моделирование объектов дизайна.

Выбор метода визуальной фотометрии в качестве ведущего связан с принципиальными положениями о том, что человек является истинным инструментом измерения и оценки цвета, а запроектированная полихромия должна оказывать на людей предсказуемое воздействие.

С помощью специально сконструированной наш установки (Рис. I) была выяснена количественная мера влияния цветовых параметров (цветового тона, насыщенности и светлоты)на эмоциональное восприятие высоты и ширины форм, а также количественная оценка явления "выступа-ние-отступание" цветов.

Нами исследованы четыре пары взаимодополнительных цветовых тонов: жёлтый (2,5 у 8,5/12) - синий (7,5 PB 3/12), зеленовато-жёлтый (7,5 GY 7/8) - фиолетовый (2,5 Р 2/8), сине-зелёный (7,5 BS 3/4) -красный (7,5 Е 5/14), оранжевый (2,5 ÏB 6/14) - голубой (7,5 В 5/8), а также равносвемая пара: жёлтый (2,5 Y 8,5/12) - синий (10 В 7/4). Каждый цветной образец сравнивался с серым| коррелирующим по светлоте. Кроме этого исследованы три пары ахроматического ряда: чёрный -белый," белый - серый и серый - чёрный. В экспериментах по каждой паре цветных образцов участвовало 50 человек. Статистическая обработка данных экспериментов, которая заключалась в нахождении среднего арифметического всех: результатов опроса, проверенных формулой расчёта выборочной дисперсии, производилась на ПЭВМ. Естественный разброс

оценок перципиентов возникает вследствие различного уровня цветовой культуры наблюдателей, их индивидуального эмоционального состояния, наличия опыта и профессиональных знаний в области цветовосприятия.

Графики иллюстрируют полученные количественные закономерности цветовой коррекции зрительного восприятия размеров образцов белого, серого и чёрного гонов при попарном их сравнении (Рис. 2), четырёх пар взаимодополнительных цветовых тонов (Рис. 3); равносветлых жёлтого и голубого (Рис. 4) и восьми пар "цвет - серый" идентичных по светлоте (Рис. 5, 6).

Установлена преувеличенная оценка размеров образцов, окрашенных в "тёплые" тона по сравнению с "холодными" и "светлых" по отношению к "тёмным", а также преимущество цветовых параметров над ахроматическими (для "тёплой", гаммы тонов) и превосходство размеров серых оттенков над "холодными" цветовыми тонами.

В установленной наш впервые в результате экспериментов шкале стереоскопичности для восьми взаимодополнигельных цветов круга (Рис. 7) выявлена закономерность, подтверждающая гипотезу А.В.Ефимова о равенстве расстояния жёлто-синей области и суммы расстояний между цветами остальной части цветового круга и расширяющая диапазон знаний о количественной мере "выступания-отступания" цветов:

„ „ з -ж.-ф. э-ж.-ф. к.-з. .к.-з, о.-г. хж.-с. _ х я(х - Хт ) + (Х„ - Х„„ )

ср ср ср ср ср ср

Получена количественная мера пространственного соотношения "тёплых", "холодных" и "серых" тонов (Рис. 8, 9). Серые, равноценные • по светлоте со сравниваемыми цветами, воспринимаются "выступающими" на первый план зрительного образа по отношению к "холодным" и "отступающими" по отношению к "тёплым"..

Впервые получена шкала стереоскопических эффектов для трёх пар ахроматического рада, представляющих комбинаторные сочетания белого,

серого и чёрного (Рис. 10).

При исключении светлотного контраста в парах взаимодополнительных цветовых тонов "теплые" устойчиво характеризуются наблюдателями как "выступающие'1 цвета (Рис. И).

Экспериментально доказано корректирующее влияние цветовых параметров на восприятие характера силуэта основных геометрических форм (крута, квадрата, треугольника, звезды). "Тёплые" цветовые тона расширяют силуэт фигур, стороны оцениваются выпуклыми. "Холодные" цвета заостряют углы фигур и стороны воспринимаются вогнутыми.

Результаты визуальной оценки цветных образцов различной формы с серыми того же силуэта позволили количественно определить радиус кривизны выпуклых сторон. В жёлтом квадрате он соответствует дуге 0,29 радиан.

С помощью изготовленного нами атласа цветов (12 таблиц, 432 образца) , служащего полевым колориметром, маркированного буквенно-цифровыми обозначениями А.Г.Манселла, экспериментально выяснено влияние расстояния на изменение восприятия цвета архитектурных объектов(Рис. 12). Исследуемые цветовые тона Неравнозначно изменяют свои параметры', сдвигаясь в- область разбеленных и "холодных" цветов.

Методом цветового моделирования элементов графического дизайна определены оптимальные цветовые сочетания "буква-фон" по чёткости, броскости, стереоскопичности и иррадиации. В сравниваемых моделях объёмных букв для наружной рекламы выявлен наилучший вариант цвето-пластики шрифта. '

Полученные впервые количественные данные о корректирующих функциях полихромии должны лечь в основу методики цветового проектирования элементов предметно-пространственной среды.

В_третьей_главе предлагается методика колористического проектирования с учётом цветовой коррекции.

Количественные данные о корректирующих функциях цвета целесообразно применять в общей системе архитектурно-градостроительного проектирования, особенно на тех масштабных уровнях иерархической структуры объектов, которое могут быть восприняты человеком в реальном архитектурном пространстве.

Функция-цель цвета на стадии разработки колористики генерального плана или планировочного района города - создание целостной цветовой схемы композиции макроструктуры. Проектное предложение по палитре колористики в виде локальных цветовых пятен, должно учитывать особенности ландпафтно-пространственной организации города и его восприятия с характерных "видовых" точек. В качестве функции-средства для корректировки в массах плоскостной полихромной схемы генплана выступает контрастная и нюансная цветовая гармония.

Функция-цель цвета на стадии проекта детальной планировки градостроительного фрагмента - обеспечение степени непрерывности или дискретности, расширения или сокращения пространства (микрорайона, магистрали).

В качестве функции-средства используются¡выявленный феномен зависимости масштаба от характера цветовой гаммы, полученная шкала стереоскопических эффектов, закономерности взаимовлияния цветнос-тей "форма-фзн" при выделении в визуальном поле доминант, узлов, отдельных обьекгов или групп зданий на фоне района, комплекса.

На уровне непосредственного визуального контакта человека с цветной архитектурной формой обостряется влияние всех цветовых параметров на эмоциональную оценку ее художественного образа, возрастает значимость корректирующей роли цвета в формировании структур, пластики, размеров, силуэта, тектоники, веса, пространственной удаленности компонентов искусственной среды.

На стадии проектирования отдельных единиц '-застройки и элемен-

тов городского дизайна расширяется сфера применения полученных 'нами количественных данных цветовой коррекции. Формообразующая, тектоническая, гармонизирующая, комфортная и образная функция-цэль этой стадии цветового проектирования реализуется всеми исследованными нами корректирующими функциями цвета. Архитектурные и дизайн-обьектн, запроектированнье и внедренные без учета корректирующих свойств полихромии деструктурирукгг композиционную целостность ансамбля, создают визуальный дискомфорт восприятия городской среды.

В главе приведены материалы по внедрению результатов исследования корректирующих функций цвета в профессиональную творческую деятельность и в методику учебного цветового проектирования Харьковского художественно-промыщленного института.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Архитектурная форма (ее размеры, силуэт, пластика) в значительной мере подвержена иллюзорной коррекции цветом, количественное значение которой вносит существеннъв Поправки в результаты восприятия обьемно-простракственной архитектурной композиции и художег ственного образа.

2. Подтверждена актуальность и продуктивность научного направления, применяющего количественные методы в области программирования композиционно-эстетических свойств архитектуры. Выявлены основные концепции экспериментальных исследований формообразующих свойств цвета и методики цветового архитектурного проектирования.

3. Впервые предложена оригинальная методика,.принципы эксперимента и специально сконструированные автором измерительные инструменты' для исследования корректирующих свойств полихромии в формообразовании архитектурных структур:-установка (прибор) для работы в стационарных лабораторных условиях и атлас цветов (полевой колориметр)

для работы в условиях городской среди. Разработанные инструмент отличаются конструктивной простотой и эффективностью их использования.

4. Впервые определена количественная мера влияния цветовых параметров на визуальную оценку размеров и характера силуэта простых геометрических форм, имеющее важное , теоретическое и практическое значение в цветоформообразовании и восприятии архитектурных обьектов, их деталей и градостроительных систем.

Б. /¡дльнейшее развитие получило экспериментальное исследование явления "выступание-отступание" цветов. Выведенная впервые шкала стереоскопических эффектов для четырех пар взаимодополнительных цветовых тонов конкретизирует возможности полихромии в пластическом и тектоническом аспекте формообразования различных структур. Впервые получена шкала стереоскопических эффектов для трех пар ахроматического ряда (белого, серого и черного) .

6. Экспериментально установлены закономерности изменения восприятия восьми основных цветов в зависимости от дистанции наблюдения, выявлены устойчивые и неустойчивые в воздушной среде цвета архитектурных обьектов.

7. Выявлен и обоснован феномен зависимости архитектурного масштаба от характера цветовой гаммы. Полученная закономерность конкретизирует диф$еренцигрованную масштабную шкалу цветового решения жилого района.

8. Методом цветового моделирования "форма-фон", выявлены оптимальные по стереоскопичности, четкости и броскости цветосочетания, которые могут быть рекомендованы для использования в городском графическом дизайне.

9. Подтверждено активное корректирующее действие цвета на композиционные средства, способствующие организации и гармонизации

структуры архитектурного произведения (на тектонику, симметрию, метроритмические соотношения, пропорции и масштаб). Установленные количественные закономерности влияния цветовых характеристик на процесс восприятия параметров обьешо-пространственной формы расширяют и углубляют область цветоформообразования в теории архитектурной композиции. •

10. На основе полученных устойчивых результатов исследования корректирующих функций цвета предлояена ¿тетодика цветового проектирования городской среды в соответствии с пространственно-временными условиями ее восприятия в контексте архитектурно-градостроительной иерархии:

- на стадии генерального плана города и его планировочных районов;

- на стадии проекта детальной планировки жилюс районов, микрорайонов, комплексов;

- на стадии проекта застройки локального участка города;

- на стадии рабочего проектирования архитектурных объектов.

11. Установлено возрастание значимости корректирующей роли полихромии от уровня колористического проектирования градостроитель-, ных образований до отдельного обьекта застройки, связанное с усилением психофизиологического воздействия цвета на близких дистанциях восприятия по сравнению с дальним! градостроительными планами и с необходимостью более тщательной проработки фрагментов и деталей на уровне непосредственного визуального контакта перципиента с городской средой.

12. Полученные количественные данные о формообразующей роли полихромии расширяют арсенал композиционных средств архитекторов-, колористов, художников, дизайнеров, являясь подосновой для свободного творческого и аргументированного принятия решений. Приведенные материалы по внедрению результатов исследования цветовой коррекции

в профессионального творческую деятельность свидетельствуют об оптимизации процесса проектирования и повышении качества формообразования архитектурных структур. Особое значение приобретает полученное новое знание о цветовой коррекции в области реставрации архитектурных памятников, составляющих историческую канву городской ткани, а также в актуальном направлении малоэтажного жилого строительства по индивидуальным проектам,

13. Показаны возможности усовершенствования методики обучения и подготовки молодых специалистов - худокников-проектантов интерьера, архитекторов-колористов, дизайнеров при внедрении результатов проведенного исследования в учебное цветовое проектирование.

14. Основными направлениями и задачами будущих перспективных; ■ исследований в области архитектурного формообразования являются:

расширение диапазона изученных цветовых сочетаний в привязке к ассортименту отделочных материалов, составление методических карт и наглядных пособий, иллюстрирующих количественные закономерности влияния цветовых характеристик на восприятие параметров объектов архитектуры и дизайна.

Список публикаций по теме диссертации.

1. Корректирующая роль цвета в восприятии параметров архитектурных форм. Влияние цветности на оценку размеров и удаленности форм. - М., 1984. - 4 с. - Дзп. во ВНИИЙС Госстроя СССР, библиографический указатель депонированных рукописей, вып. I, № 1801 (в соавторстве с Б.И.Кравцом).

2. Цвет в формообразовании наружной рекламы предприятий общественного питания и торговли. - М., 1986. - Б с. - Дзп. во ВНИИИС Госстроя СССР, библиографический указатель депонированные рукописей, вып. 5, № 7070.

3. Цвет и свойства формы. //В кн.: Колористическое формообразование в.архитектуре / Кравец В.И. - X.: Вища школа, Изд-во при Харьк.

• ун-те, 1987, с. 84-86.

4. Композиция, материалы, цвет в организации выставок наглядной агитации.// В сб.,: Наглядная агитация. - Харьков: Соц. Харкхвщи-на, 1987. - с. 44-80: 37 ил. - Библиогр. - 12 назв.

5. Исследование меры влияния расстояния на восприятие цвета архитектурной формы. - М., 1987. - 3 с. - Дэл. в ЦНТИ Госгражданстроя, р.ж. "Архитектура. Районная планировка. Градостроительство", выи I, № 493/9.

6. Исследование корректирующей функции цвета в формообразовании архитектурной среды и элементов дизайна.// Актуальные вопросы развития культуры и искусства. Тез. докл. республиканской науч. теор. кокф,, ч. П. - Одесса, 1987, - с. 72-74.

7. Цветовые возможности пластмасс в полихромии архитектурной среды. // Применение пластмасс в строительстве и городском хозяйстве. Тез. докл. П Республиканской науч. техн. конф. ч. П. Харьков: ХИИКС, 1987. - с. 51-52.

8. Исследование характера и меры влияния цветовых параметров на восприятие метрических и пространственных характеристик простейших архитектурных форм. - М., 1987. - 3 с. - Дзп. в ЦНТ11 Госгражданстроя, р.я. "Архитектура. Районная планировка. Градостроительство", вып. I, № 493/В (в соавторстве с В.И.Кравцом).

9. Дветопластика фасадов предприятий торговли и общественного питания Софии. - М,, 1988. - 7 с. - Дзп. во ЕНИИТАГ Госкомархитекту-ри, р.ж. "Жилые и общественные здания", вып. II, № 693/4.

10.-.Цвет и форма: комбинаторный эксперимент. // Техническая эстетика, - 1988. - № II. - 25-26.

11. Корректирующая функция цвета в архитектурной среде.// Известия вузов. Строительство и архитектура. - 1988. - № 8. - с. 52-55. (в соавторстве с В.И.Кравцом).

12. Полихромия наружной рекламы в"формообразовании архитектурной среды. - М., 1988. - 4 с. - Дгп. в ЦНТИ Госгражданстроя, р.ж. "Архитектура. Районная планировка. Градостроительство", вып. 2, ■№ 594/6

13. Korrigierende Ftmkfcion der ГагЪе im VfahrnohmungsprozeB //РагЪэ und Kaum _ 1989. - № 5. - ,2, 135-137.

14. Композиционные возможности цветного силикатного кирпича // Современная наука о цвете и проблемы цветового проектирования; -М.: ШШТЭ, 1989. - с. 88-89 (в соавторстве с Б.А.Качурой и В.З.Мухиным). '

15. Цветовая среда торговых улиц Софии (НРБ). - М., 1989. - 5 е.-

Дзп. во ШИИКС Госстроя СССР, библиографический указатель депонированных рукописей, вып. 6, № 9613.

16. Колористка в формировании масштаба архитектурной застройки. -М., 1989. - 5 с. - Дш. во ВНШИС Госстроя СССР, библиографический указатель депонированных рукописей, вып. 12, № 9495

(в соавторстве с В.И.Кравцом).

17. Корректирующая функция цвета в формообразовании предметно-пространственной среды. - Тез. докл. научн. теор. конф. МВХПУ

( б. Строгановское). - М., 1990. - с. 28.

18. Цвет в формировании масштаба и тектоники архитектурных: структур. - Тез. докл. научн. теор. конф. МЕШУ (б. Строгановское).

- М., 1991. - с. 24.

19. Анализ исследований формообразующей роли цвета в контексте формирования предметно-пространственной среды. - М., 1991. - 7 с.

- Дэп. во ШИИТАГ Госкомархитектуры, р.ж. "Архитектура и градостроительство" (отечественный опыт), вып. 2/3, №861/24, с. 77.

20. Цветопластика графического дизайна в городской рекламе. - Тез. докл. научн. теор. конф. МВХПУ (б. Строгановское). - М., 199?.. -с.,'19.

21. Полихромия витринных экспозиций в контексте архитектурной среды. - М., 1992. - 6 с. - Дзп. во ШИИТАГ Минстроя РСФСР,

р.ж. "Архитектура и градостроительство" (отечественный опыт), вып. 3, №823/12, с. 155.

/

/■■-) г /

«лькао люмийия

ПйО«ИЛЬИЫ1 ТТЛПИАОЛЯ КЗ и Э Д|Р1В А

о

Рис. Г Лабораторная усгановка-пркСср

ЕЕ ИДЕЕ ЕЕ

©

ЕВ 00 ИЗ ЕН

Рис. 2,3,4 Результаты замеров воспринимаемых величин ахроматических и хроматических образцов

ВВ ЕЗВ ЫВВВ

ВИВВВНВИ

Рис. 5,6 Количественная оценка восприятия размеров окрашенных образцов равной светлоты

Рис. 7 Величина хроматической стереоскопии в парах взаимодополнительных цветов ■

Рис. в Мера "выступания" теплых тонов в й

сравнении с серыми

ИЗЕВЕЕ ЕЮ

Рис. 9,10,11 Количественная оценка "высту-пания-отступания" цветных и" ахроматических поверхностей

Рис. 12 Восприятие цветностей в зависимости от расстояния