автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Традиционная архитектурная среда штетлов Подолии

кандидата архитектуры
Соколова, Алла Викторовна
город
Санкт-Петербург
год
2002
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Традиционная архитектурная среда штетлов Подолии»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Соколова, Алла Викторовна

Введение (обоснование темы, выбор региона, состояние вопроса).

Глава I. Штетл в контексте истории урбанизации Подолии

1.1 Предыстория штетлов в Подолии (вторая половина XVI в. - 1648 г.)

1.1.1 Историко-географические условия городской колонизации региона.

1.1.2 Социально-экономические и юридические условия возникновения новых или реорганизации существовавших городов.

1.1.3 Социально-экономические основы и юридические условия расселения евреев в городах.

1.2 Возникновение и развитие штетлов Подолии (XVIII - начало XX вв.)

1.2.1 Юридические и социально-экономические условия возникновения и существования штетлов.

1.2.2 Домостроительная активность евреев и формирование штетла.

Глава II. Градостроительная структура штетлов Подолии

II. 1 Градостроительные особенности городских поселений, заложенных во второй половине XVI - начале XVII вв.

11.2 Композиция и типология пространственно-планировочных структур штетлов XVIII-XIX вв.

11.3 Структура кварталов и архитектурно-пространственные особенности улиц штетла

11.4 Проявление этнокультурных традиций польско-литовского еврейства в архитектурной среде штетла.

Глава III. Рядовая застройка штетлов Подолии

Ш.1 Типологические особенности и принципы архитектурной композиции домов.

111.2 Классификация домов.

111.3 Конструктивные решения, материалы и элементы конструкции.

111.4 Декор фасада, интерьера и предметов обстановки дома.

III. 5 Архитектура дома в контексте этнокультурных традиций восточно-европейского еврейства.

IV. Выводы

Введение 2002 год, диссертация по архитектуре, Соколова, Алла Викторовна

Формирование градостроительной структуры торговых городов с глубокой древности до Нового времени, было во многом определено фактом сосуществования в пределах городской территории различных этнических анклавов. Расположение и внутренняя организация каждого из них соответствовали той роли, которую население анклава играло в социально-экономической жизни города. Изучение процессов формирования архитектурной среды города невозможно без выявления архитектурно-градостроительных особенностей этих анклавов.

Идеальным образцом для исследований такого рода является архитектурная среда городов Восточной Европы, где урбанизация XIII - XVII вв. проходила за счет иноэтнической экспансии (Мельников 1999). Смысловые характеристики исторически определенных отношений между различными этническими группами городского населения были ярко выражены за счет глубоких языковых и культурных различий между местным славянским и пришлым, в основном, немецким и еврейским населением. Как немцы, так и евреи-ашкеназы - выходцы из германских земель (по названию германских земель на иврите - Эрец Ашкеназ) - создали в польских городах обособленные кварталы. Главной причиной сохранения обособленности еврейских кварталов в городах Польско-Литовского государства было не столько языковое, сколько вероисповедное отличие евреев от других горожан. Даже в восточных регионах этого государства, где территориальные ограничения проживания евреев в городской черте если и вводились, то практически не соблюдались, еврейские кварталы сохраняли вид агломерационных образований. Их застройка следовала тем стандартам, которые активно внедрялись и другими переселенцами из германских земель. Практически единственная выявленная особенность рядовой застройки еврейских кварталов в данный период - ее более высокая, по сравнению с другими городскими кварталами, плотность.

В XVI - XVIII вв. присутствие еврейской общины особенно отчетливо проявлялось в пространственно-планировочной структуре городов, заложенных в восточных регионах Речи Посполитой: синагога нередко играло роль одной из доминант городского центра, в то время как в западных регионах Польши, она была «спрятана» в глубине еврейского квартала или располагалась в предместье.

К третьей четверти XVIII в. в Речи Посполитой евреи составляли уже более трети, а в ее восточных регионах - большинство городского населения (Росман 1995: I, 40). Повседневная жизнь еврейской общины, связанная с торговлей и городскими промыслами, перемещалась за пределы еврейского квартала на главные улицы и площадь, в результате чего весь город приобретал «еврейский облик» (Росман 1995: I, 37). Вопрос о том, был ли этот «еврейский облик» города связан с организацией или реорганизацией его архитектурной среды в соответствии с этнокультурными традициями еврейского населения, или только с переинтерпретацией сложившегося предметно-пространственного окружения, в историко-архитектурных исследованиях не ставился.

Можно предположить, что применительно к тем городам, в которых рядовая застройка торговых площадей и центральных улиц соответствовала европейским городским стандартам, т.е. была в определенной степени унифицирована, наиболее вероятен второй вариант ответа. Например, в тех регионах Польши, которые в конце XVIII в. вошли в состав Австрии, интенсивное строительство, всецело контролируемое городской администрацией, постепенно нивелировало влияние домостроительных традиций польского еврейства на облик застройки малых городов. Характерные интонации национального архитектурного языка лишь иногда проявлялись в декоре фасадов городских домов.

В то же время домостроительную практику малых городов Российской империи определяли не столько официально признанные нормы и стандарты, сколько бытующие в традиционной культуре представления о надлежащем устройстве дома. Несмотря на предпринимаемые властями попытки унификации рядовой застройки малых городов, она вплоть до начала XX в. несла на себе не менее отчетливый отпечаток этнокультурных традиций населения, чем сельская застройка.

Густая сеть малых торговых городских поселений с плотной квартальной застройкой отличала Западный край Российского государства (территории, присоединенные к России в конце XVIII в. в результате разделов Речи Посполитой) от великорусских губерний, для которых была характерна разреженная структура расселения с преобладанием деревенской поселенческой организации. Поэтому для обозначения малых городских поселений губерний

Западного края термин «местечко» был сохранен по образцу, принятому в польском административном делении.

Своеобразие архитектурной среды местечка в Западном крае Российской империи, было обусловлено тем, что его торговый центр, компактно заселенный евреями, был иноэтническим анклавом по отношению к предместьям. Такая картина расселения сложилась потому, что на присоединенных территориях евреи составляли подавляющее большинство населения, занятого торговлей, городскими промыслами и ремеслами. Например, до настоящего времени в бывших местечках Украины, жители называют <шютом» только часть территории своего поселения - старый торговый центр, образованный еврейскими кварталами.

Смысловая неоднозначность термина местечко (административная единица, включающая в себя предместья и собственно «еврейский город») не позволяет использовать его в научной работе. Содержательную характеристику социокультурного пространства в пределах торгового центра, т.е. собственно городской территории местечка, несет в себе термин штетл («городок» - идиш), предложенный американским этнологом М. Зборовским. Именно в штетлах протекала жизнь большинства еврейских общин на территории Восточной Европы с ХУШ в. и вплоть до второй мировой войны. Этот термин наилучшим образом определяет то этнически окрашенное пространство, архитектурной среде которого посвящено настоящее исследование.

Как сказано в этнографическом отчете «еврей сохранял характер горожанина даже там, где не было городов» (АРГО, ф.53, оп.1, №.3, с.12). Действительно, уровень социально-экономического развития большинства штетлов к концу XIX в. достигал скорее уровня протогородского образования. Соответствующей была и домостроительная практика: строительство домов велось небольшими артелями, и в полной мере контролировалось домовладельцами.

Такой «средневековый» характер застройки обеспечивал преемственность домостроительных традиций и их отчетливо этническую окраску. Путешественники, посетившие в XIX в. местечки Западного края, напрямую связывали их «еврейский» облик со специфическим характером застройки.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время на Украине практически ничего не делается для того, чтобы предотвратить утрату последних образцов домостроительной практики штетла, представляющих несомненный интерес в историко-архитектурном отношении. Более 50% домов обследованных автором в 1993 - 1998 гг., в том числе и дома, находившиеся в охранной зоне (в историческом центре Шаргорода), к 2000 г. было разрушено. Собранные и систематизированные материалы позволяют сохранить хотя бы документальные сведения об утраченных памятниках народной архитектуры.

Предпринятое исследование традиционной архитектурной среды штетла позволяет расширить и углубить историческое знание о нем, как о социокультурном феномене. Изучение штетлов Подолии дает возможность прояснить малоизученные механизмы формирования этнически окрашенной городской архитектурной среды; оценить влияние на этот процесс этнокультурных традиций как самого городского населения, так и иноэтнического сельского окружения.

Цель исследования - выявить архитектурно-градостроительную специфику застройки штетлов Подолии и особенности архитектуры традиционных для нее домов.

Обоснование выбора региона для исследования

Большинство штетлов Восточной Европы было уничтожено во время второй мировой войны, за исключением штетлов в центральной части Подолии (историко-географическое название региона). Только там, в румынской зоне оккупации Украины (некоторые районы Винницкой и Одесской областей по современному административному делению), не проводилось акций тотального уничтожения евреев, - большинству удалось пережить войну в собственных домах (1.Табл.4) Сохранившиеся фрагменты рядовой застройки штетлов XVIII - XIX вв. являются уникальными, так как в других регионах Украины, а также в Польше, Литве и Белоруссии, в настоящее время уже практически не осталось следов подобного архитектурно-градостроительного феномена. Только в Подолии исследование архитектурной среды штетла имеет «натурную» основу.

Кроме того, ряд следующих историко-географических факторов, позволил предположить, что именно в Подолии домостроительные традиции штетла проявились более отчетливо, чем в соседних регионах, а именно: в подольских городах, основанных во второй половине XVI -начале XVII вв., еврейские общины формировались одновременно со становлением городской жизни; в XVIII в. еврейские общины сыграли решающую роль в возобновлении городских поселений, полностью разоренных в Подолии казацко-крестьянскими войнами (1648 - 1652 гг.); в XIX - начале XX вв. евреи представляли подавляющее большинство занятого торговлей и городскими промыслами населения.

Географические рамки исследования

Название «Подолия», появившееся в середине XIII в., восходит к древнерусскому наименованию «Понизье» обозначавшему в XII в. территорию низовья левых притоков Днестра на всем его протяжении до Черного моря.

Подолия граничит на северо-западе с Волынью, на западе с Галицией, на северо-востоке с Киевщиной, на юге - по Днестру - с Молдавией.

На западе граница Подолии тянется от устья притока Днестра Стрыпы на северо-восток к истокам Збруча. На севере территория Подолии включает веер долин, образованных притоками Южного Буга. На востоке ее граница проходит по реке Синюхе. Южная граница края проходит по Днестру. Значительная часть Подолии занята каньонообразными долинами, вытянутыми меридианально вдоль этих небольших рек - левых притоков Днестра.

В XVI - XVII вв. европейские картографы обозначали географические рубежи Подолии в соответствии с границами территории, присоединенной в 1434 г. к Польскому Королевству. На этой территории, включавшей западную и центральную Подолию, было образовано Подольское воеводство. Восточная часть Подолии - Брацлавщина - принадлежала Великому княжеству Литовскому, а после Люблинской унии (1569 г.) здесь было образовано Брацлавское воеводство (1.Табл.1).

Западной границей обследуемого региона выбрана река Збруч, по которой проходила граница той части Подолии, которая вошла в состав Российской империи после третьего раздела Польши (1.Табл.З). (Территория края, расположенная к западу от Збруча отошла к Австрии.) Южная граница обследуемого региона была проведена по реке Днестр (в соответствии с географической границей Подолии) до бывшего местечка Рашков, далее по долине реки Кодымы до Южного Буга. Был обследован ряд населенных пунктов, расположенных в долине Южного Буга, по которой была проведена восточная граница обследованного региона, так как далее на восток влияние польской урбанизации XVI - первой половины XVII вв. распространялось слабо. На севере обследуемый регион очерчивает граница Подольской губернии, совпадающая здесь с историко-географической границей Подолии.

Хронологические рамки исследования (конец XVIII - начало XX вв.) обусловлены тем, что указанный период занимал в истории штетлов Подолии срединное положение. Большинство штетлов региона сформировались как городские образования с выраженными границами и специфической архитектурной средой к концу XVIII в. В XIX в. подавляющее большинство из них сохраняло традиционные стандарты застройки. В конце XIX - первом десятилетии XX в. штетлы региона пережили последний строительный бум. С двадцатых годов XX в. строительная деятельность свелась к ремонту существующего жилого фонда. В силу этого для обмеров и подробного обследования были выбраны здания, которые удавалось датировать концом XVIII - началом XX вв.

Предмет исследования - традиционная архитектурная среда штетлов Подолии: градостроительная структура штетла и архитектура домов, типичных для его рядовой застройки.

Объекты исследования - населенные пункты (бывшие штетлы) и дома их рядовой застройки конца XVIII - начала XX вв.

Обследовано 42 населенных пункта. Обследования, фотофиксация и обмеры домов проводились автором в следующих населенных пунктах Винницкой области Украины: Шаргород, Черновцы, Томашполь, Бершадь, Вербовец, Дзыговка, Мурованные Куриловцы, Озаринцы, Ободовка, Песчанка, Чечельник, Яруга, Тульчин, Станиславчик (1.Табл.4).

В этих населенных пунктах обследовано более 200 домов рядовой застройки, из них частично обмерено 96 домов (в диссертации рассмотрено более 75 домов).

Достижение поставленной цели - выявление архитектурно-градостроительной специфики штетла Подолии и особенностей архитектуры домов, традиционных для его рядовой застройки - потребовало решения следующих задач: выявление типов пространственно-планировочных структур, характерных для штетлов Подолии; анализ способов застройки участков; выявление особенностей улиц и площадей в пределах штетла; выявление типологических особенностей и принципов архитектурной композиции домов, традиционных для рядовой застройки штетла; определение прототипа и описание эволюции пространственно-планировочных решений домов рядовой застройки; разработка классификации домов рядовой застройки; анализ характерных мотивов декора элементов фасада, дверей и предметов обстановки дома; изучение влияния традиционного быта и верований на формировании архитектурной среды штетла, и их проявления в домостроительной практике.

Метод исследования заключается в сопоставлении результатов, сравнительно-типологического анализа материалов, полученных как путем натурного обследования, так и интервьюирования уроженцев штетла и предместья.

В связи с тем, что исторические планы малых городских поселений Подолии, за редким исключением, не были обнаружены, потребовалось компенсировать их отсутствие натурными обследованиями и сведениями, полученными от старожилов. Таким образом, были собраны данные о планировке и границах территории бывшего штетла, о местах расположения несохранившихся исторических зданий (в том числе синагог), о названиях и характере застройки отдельных улиц и кварталов.

Обработка и систематизация материалов, полученных в результате обмеров домов, позволила определить их типологические особенности и выработать классификацию.

Изучение бытовавших в штетлах региона обычаев, касающихся устройства дома, позволило выявить домостроительные приемы, включенные в контекст традиционной культуры.

Тема исследования потребовала изучения широкого круга архивных и литературных источников, содержащих сведения по следующим вопросам: история урбанизации Подолии с XVI по XX вв.; условия расселения евреев в в Подолии и соседних с ней регионах; демографические и социально-экономические характеристики городских поселений в Подолии; культурно-исторические характеристики штетла; архитектурно-градостроительные особенности городских поселений Подолии и сопредельных с ней регионов (XVI - XIX вв.); домостроительные традиции городских и сельских поселений Подолии и сопредельных с ней регионов; памятники синагогального зодчества Подолии и сопредельных с ней регионов.

Фактологическую базу работы составляют:

1. натурные исследования (обмеры и фотофиксация) фрагментов рядовой застройки штетла конца XVIII - начала XX вв., сохранившихся в ряде населенных пунктов Винницкой и Хмельницкой областей Украины;

2. записи интервью с уроженцами населенных пунктов, сохранивших фрагменты рядовой застройки штетла.

Состояние вопроса

Архитектурная среда штетлов Подолии как этнокультурного феномена до настоящего времени не были предметом исследования. В ряде статей содержатся описания планировочной структуры некоторых малых городских поселений Подолии и сопредельных с ней регионов, в других - отмечены лишь наиболее характерные особенности их рядовой застройки.

Целый ряд научных работ в области истории и этнографии евреев в России в той или иной степени касается исследуемого в диссертации региона. Исторический фон жизни евреев на территории, вошедшей после разделов Польши в состав Российской империи (институты самоуправления и правовое положение евреев с середины XVI в. до конца XIX в.) освящают работы С. Оршанского, С. Бершадского, С. Дубнова. Переписи еврейского населения были проанализированы П. Каманиным в контексте истории расселения евреев на Украине, в том числе и в Подолии (Каманин 1890). Особый интерес в работе Каманина представляют сведения о количестве еврейских домов в городах и местечках, а также сделанный им на основе статистических выкладок вывод о прямом соответствии между торговым значением города и численностью проживающих там евреев. Изданные материалы и отчеты этнографических экспедиций Русского географического общества в Юго-Западный край, осуществленных под руководством М. Берлина (1861 г.), П. Чубинского (1872 г.), включают сведения о быте евреев, в том числе о «жилищах» в небольших городах и местечках.

Особенности социально-экономического развития в XVII - XVIII вв. частновладельческих городов Правобережной Украины, обусловленные их зависимым положением, были выявлены уже в 1960-ых гг. в работах Е. Компана и В. Маркиной (1966). В 1980-ых гг. появились работы, проясняющие юридическую основу и экономические причины формирования штетла в XVIII в.: среди них наиболее важна монография М. Росмана (1990), статьи В. Лукина (2000) и Е. Топольского (1992).

Как культурно-антропологический феномен штетл впервые был осмыслен в работе М. Зборовского и Е. Герцог (1952 г.). На основе многочисленных интервью, взятых у американских евреев - выходцев из Украины и Польши, авторы исследовали культуру штетла. Хотя архитектурная среда штетла не была признана ими оригинальным явлением, но, моделируя жизнь еврейской общины, авторы невольно отметили ряд характерных черт в организации его жизненного пространства. Однако идеализация штетла и рассмотрение всей территории Восточной Европы как единого пространства привели этих авторов к нивелированию региональных различий. В 1960 - 90-х гг. появились работы Л. Давидович, Д. Роскиса, Э. Эртель, С. Ципперштейна, Д. Кугельмаса, Д. Боярина, А. Орлы-Быковской, посвященные отдельным аспектам культурного феномена штетла, которые были раскрыты уже на региональных примерах. История и культура штетлов Подолии была исследована в первом и втором выпусках серии исторических путеводителей «Сто еврейских местечек» под редакцией В. Лукина (1997; 2000). Участие в этой работе позволило мне использовать в диссертации обширный краеведческий материал, собранный общими усилиями коллектива исследователей.

Необычайно ценными следует признать описания застройки малых городских поселений в путевых заметках и мемуарах XIX в., в том числе о

Подолии, А. Афанасьева (Чужбинского), А. Глаголева, Н. Зуца, которые касаются, расположения и пространственно-планировочной организации еврейских домов.

Непосредственный интерес для изучения архитектурной среды штетлов Подолии представляют экспедиционные отчеты русских и украинских искусствоведов и этнографов (например, «Этнографические экспедиции 1924 и

1925 гг.» с отчетом Б. Крыжановского), которыми были выполнены полевые исследования памятников еврейского народного зодчества. Главной целью этих экспедиций был сбор материала по украинскому народному зодчеству, тем не менее, их отчеты неоценимы как первые профессиональные описания традиционной застройки штетла и окружающих его сельских предместий.

В экспедиционном отчете украинского искусствоведа Д. Щербаковского за

1926 г. (Щербаковский 1927) был намечен подход, который представляется наиболее близким к концепции настоящей работы: было указано на актуальность задачи исследования памятников еврейского зодчества как явления тесно и неразрывно связанного с культурой «местечка» (термин штетл еще не был введен в обиход). Кроме того, автор особо отметил, что «все разнообразные типы построек в местечках. несут на себе сильный отпечаток западноевропейской культуры», в характере застройки «отчетливо ощущается влияние немецкого города.» (Щербаковский 1927: 192-195). Таким образом, Щербаковский предлагал изучать не только синагогальные здания (их историко-архитектурная ценность уже была осознана), но и весь комплекс традиционной застройки штетла. К сожалению, до второй мировой войны, когда архитектурная среда штетла еще сохранялась как целостный феномен, такие исследования не были осуществлены.

Отсутствие работ об архитектурно-градостроительном феномене штетла, отчасти компенсировано исследованиями об особенностях формирования и развития еврейского квартала и его месте в градостроительной структуре европейского города в различные исторические эпохи.

Этой проблематике были посвящены работы А. Пинтуса (о еврейских кварталах в средневековых городах Германии) (1896 - 1920), С. Рыбара (об истории формирования еврейского квартала в Праге) (1991), М. и К. Пехоток (об организации еврейского квартала в пространственно-планировочной структуре польского города) (1990). Исследования Я. Кленовского (на материале малых городов Моравии) касаются не только особенностей размещения еврейского квартала в структуре города, но и характеризуют в общих чертах сохранившуюся рядовую застройку XVIII - XIX вв. В них, в частности, отмечена повышенная плотность застройки территории еврейского квартала по сравнению с другими кварталами городского центра (1994; 1995; 1996; 1997).

Проблемы формирования еврейского квартала и его расположения в структуре городов на территории, входившей в состав Речи Посполитой, в том числе, на сопредельных с Подолией землях отчасти рассмотрены (кроме вышеупомянутой статьи М. и К. Пехоток) фундаментальных исследованиях по градостроительству В. Калиновского, К. Вейхерта, В. Тшебинского, Т. Хржановского, С. Кравцова. Авторы отмечают обособленность еврейских кварталов, тесноту и беспорядочность их застройки. В обширной монографии К. Вейхерта о малых городских поселениях Польши, где дана общая характеристика и типология рядовой застройки, не было сделано ни предположений, ни выводов о причинах распространения застройки указанных типов.

Недостаток внимания к этнокультурным особенностям домостроительных традиций малых городов объясняется тем, что городская застройка сравнительно недавно стала объектом этнографического изучения. Несмотря на то, что городские домостроительные традиции нередко складывались почти независимо от сельских, архитектуру крестьянского подворья, сельской усадьбы, корчмы и одноэтажного мещанского дома было принято рассматривать в одном ряду (работы 3. Глогера (1903; 1907 - 1909), В. Крассовского (1961).

Если влияние немецких домостроительных традиций на характер застройки городов центральной Польши хотя бы констатировалось (Островский 1996), то о влиянии культуры евреев-ашкеназов на облик малых городов Восточной Европы, где в XVIII - XIX вв. оно было определяющим, не упоминали ни польские, ни украинские исследователи. Исключением является «Архитектурная история Винницы» А. Бируля (1930) с подробным описанием застройки еврейского квартала.

Отсутствие исследований памятников еврейского народного зодчества на территориях, входивших в «черту оседлости» Российской империи, была обусловлена, в том числе, и отказом советской науки от изучения еврейской истории и культуры. Например, высказанное П. Юрченко мнение в том, что особенности застройки местечек и сел отвечали влиянием разных культурных полей, не было раскрыто (1944).

Отсутствие исследований, посвященных еврейскому народному искусству, привело к невежеству в этой области. Так в статье Н. Приходько «Некоторые вопросы истории жилища на Украине» в сборнике «Древние жилища народов Восточной Европы» (1975) приведена фотография деревянной синагоги в городе Лубны как пример «бытования на Украине домов на подклетах» - традиционного славянского жилища. В сборнике «Материальная культура компактных этнических групп на Украине: Жилище» (1979) какие либо сведения о домостроительной традиции евреев отсутствуют. В сборнике «Традиционное жилище народов Росси: XIX - начала XX вв.» (1997) лишь вскользь упоминается о влиянии домостроительных традиций евреев на застройку сел Пруто-Днестровского бассейна.

В работе 3. Гудченко, практически единственной обширной статье, непосредственно посвященной рядовой застройке малых городов Подолии, вопрос об этнокультурных влияниях их населения на застройку не был поставлен, хотя автор предлагает рассматривать архитектуру местечек «как своеобразное явление, вызванное к жизни историческими, социальными и экономическими условиями» (Гудченко 1978: 109). О домостроительных традициях основных групп населения ничего не сказано ни в подробном очерке Т. Трегубовой «О градостроительстве и архитектуре Шаргорода» (1995), где некоторое внимание уделено и рядовой застройке (в Шаргороде историческая рядовая застройка вплоть до недавнего времени сохранилась наилучшим образом), ни в статье С. Барер (1981).

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что архитектурная среда штетлов Подолии впервые рассмотрена как оригинальный феномен, обладающий выраженной этнокультурной спецификой. Впервые поставлен и рассмотрен вопрос о проявлении этнокультурных традиций российского (бывшего польско-литовского) еврейства в пространственно-планировочной структуре и архитектуре рядовой застройки шгетла.

В научный обиход впервые введено 5 типичных образцов градостроительной культуры региона и 75 образцов традиционной домостроительной практики штетлов Подолии.

I. Штетл в контексте истории урбанизации Подолии

Заключение диссертация на тему "Традиционная архитектурная среда штетлов Подолии"

IV. Выводы

1. В результате польской урбанизации Подолии во второй половине XVI - начале XVII вв. в регионе, имевшем ранее лишь полуаграрные городские посады, возникла густая сеть торговых полиэтнических городов.

2. Несмотря на применение регулярных земляных бастионных фортификаций, очерчивающих границы вновь заложенных городов, планировку их территории в значительной степени определяли особенности ландшафта и направления торговых дорог.

3. Уже на ранней стадии формирования градостроительной структуры синагогальное здание, нередко включенное в систему городских оборонных сооружений, было, наряду с замком и костелом, важной доминантой градостроительной структуры. Еврейский квартал («Еврейская улица») формировался вблизи синагоги, в пределах торгового центра, в виде особого структурного элемента, несмотря на то, что ограничения, регулирующие расселение евреев, в городах Подолии силы не имели.

4. В XVIII в. еврейские общины сыграли ведущую роль в возобновлении торговли, промыслов и ремесел в городских поселениях Подолии, разоренных в ходе казацко-крестьянских войн (1648 - 1649 гг.). К концу XVIII в. территория компактного расселения евреев распространилась до границ городского торгово-ремесленного центра, что усиливало его обособление от предместий, населенных преимущественно украинцами. Этот процесс привел к превращению торгового центра городского поселения в отдельную, практически моноэтническую градостроительную единицу - штетл.

5. Монументальные оборонные здания (костелы и синагоги), уцелевшие в казацко-крестьянских войнах или вновь выстроенные на месте разрушенных, обеспечивали сохранение большинством штетлов в XVIII - XIX вв. пространственно-планировочного порядка, сложившегося в предшествующую эпоху.

6. Важнейшим фактором, определяющим формирование пространственно-планировочной структуры штетла, как и полиэтнического города предшествующей эпохи, являлись ландшафтная ситуация и направления торговых дорог.

7. Монументальное синагогальное здание, расположенное в пределах торгового центра штетла, в XVIII - XIX вв. наряду с костелом и православной церковью играло роль его важной, а нередко главной градостроительной доминанты.

8. Преобладание в ландшафте Подолии узких холмов и долин обусловило широкое распространение штетлов с осевым построением планировочной структуры (с порядовой или ветвистой системой улиц), осью которой являлся так называемый длинный рынок - система небольших площадей расположенных между двумя главными торговыми улицами.

9. Тип планировочной структуры с центричной композицией плана, ядром которого являлась рыночная площадь, правильной, близкой к квадрату формы, был менее характерен для штетлов Подолии.

10. В целом нерегулярные планировочные схемы складывались в ходе стихийного освоения периферийной территории штетла, которое происходило в пределах, очерченных городскими укреплениями или ландшафтными границами.

11. Форма и структура квартала зависели от его местоположения, то есть от функционального значения улиц, ограничивающих его территорию. Наиболее плотную структуру имели прирыночные кварталы, которые состояли из целиком застроенных, вытянутых перпендикулярно красной линии, участков, разделенных узкими переулками.

12. Для штетла характерны два способа застройки участка: простой и готический.

13. Как в центральных, так и в периферийных кварталах штетла (независимо от способа застройки) при традиционных еврейских домах отсутствовали палисадники и огороды.

14. Почти непрерывный фронт застройки улиц и площадей штетла, а также галереи на лицевых фасадах домов, выходящих на красную линию, придавали уличному пространству «интерьерный» характер.

15. Интерьерность улиц штетла, обеспеченная средствами архитектуры, соответствовала высокому статуса пространства улицы в традиционной культуре польско-литовского еврейства.

16. Замкнутость планировочной структуры в пределах торгового центра, важная роль синагогального здания в градостроительной структуре, высокая плотность рядовой застройки кварталов, а также интерьерный характер уличных пространств выступали теми морфологическими признаками, благодаря которым архитектурная среда штетла соответствовала в представлениях его обитателей образцу комфортного жизненного пространства.

17. Многофункциональность дома, в том числе совмещение торгово-ремесленной и жилой функций в основном отапливаемом помещении, является основополагающим признаком дома, традиционного для рядовой застройки штетла.

18. Архитектурная организация дома, предназначенного в первую очередь для торгово-ремесленной деятельности и только во вторую очередь для жилья, была «канонизирована» традиционной культурой как соответствующая надлежащему устройству еврейского дома.

19. Домостроительная традиция штетлов Подолии, которая сформировалась к концу XVIII в. в процессе восстановления полуразрушенных торговых городов предшествующей эпохи, уплотнения застройки и реконструкции домов в целях увеличения площади, пригодной для жилья и торгово-ремесленной деятельности, содержала в себе специфический подход к решению проблемы организации и особенно реорганизации жизненного пространства.

20. Принципиальный для архитектурной композиции вопрос о завершенности формы решался в традиционном домостроении штетла в пользу открытой к развитию системы. Принцип открытой системы обеспечивал возможность трансформации структуры и формы здания в соответствии с изменением функционального назначения каких-либо помещений дома и ростом потребностей его владельца в жилых, хозяйственных и торгово-ремесленных помещениях.

21. Вплоть до начала XX в. в штетле бытовали средневековые обычаи, предусматривающие специальные ритуалы, придававшие легитимность перестройкам дома (в том числе разрушению духовой печи, предназначенной для приготовления пищи).

22. Размещение главного входа в дом на лицевом (торцевом) фасаде, независимо от функции первого со стороны улицы помещения, при размещении на боковом (продольном) фасаде черного хода (из хозяйственных помещений в переулок) определило архитектурную композицию лицевого дома. Она характеризуется направленностью структуры с акцентированным началом: от главного (парадного) входа к черному ходу. Структура тыльного дома не имеет направленного характера.

23. Как простому, так и готическому способу застройки участка соответствует свой тип зданий: простому - лицевой дом, выходящий на красную линию улицы торцевым фасадом, который является главным (лицевым), готическому - здание с комбинированной структурой, состоящее из двух домов: лицевого и тыльного, пристроенного к тыльному фасаду лицевого дома или расположенного на небольшом расстоянии позади него.

24. Все разнообразие зданий, характерных для рядовой застройки штетла, обусловлено различными типами структур лицевых домов. Классификация зданий с комбинированной структурой отражает лишь способ компоновки лицевого и тыльного домов на участке.

25. Классификация лицевых домов построена на выявлении в пространственно-планировочной структуре рассматриваемого дома типоообразующих элементов, которые определяют его архитектурную композицию: ядра (системы отапливаемых помещений с направленной ориентацией внутреннего пространства); анфура (сквозного проезда); дополнительной системы отапливаемых помещений.

26. Выделены лицевые дома с однородной (полной и неполной) и составной (включающей два ядра) структурой.

27. В домостроительной практике штетла был широко распространен прием возведения деревянновалькованных стен основного этажа на цокольном этаже, сложенном из местного камня.

28. При возведении нового здания на месте разрушенного уцелевшие элементы его конструкций обычно использовали для нового строительства.

29. В штетле при перестройке дома продолжали использовать весьма архаические, известные по средневековым источникам, ритуальные практики:

30. Традиционный еврейский дом, в отличие от украинского мещанского дома, практически не испытал влияния со стороны домостроительных традиций сельского окружения, хотя некоторые технологические приемы возведения стен из местных строительных материалов были внедрены в домостроительную практику штетла.

31. Двухочажность (применение груб и духовых печей для отопления дома и приготовления пищи, соответственно) является определяющим признаком лицевого дома. Тыльный дом, как правило, не имел духовых печей.

32. Разнообразие композиций лицевых фасадов обусловлено отсутствием формальных приемов в чередовании проемов и простенков: их расположение на фасаде было подчинено только решению функциональных задач.

33. Галерея была характерным элементом фасадов домов в штетлах Подолии (для украинских мещанских домов и сельских хат этого регионе такой элемент не типичен).

34. Остекленная веранда-к^а, расположенная на галерее, играла важную роль в композиции лицевого фасада.

35. В Подолии сложилась традиция декорирования съемных щитов потолка веранды-кущи: декор имитировал покрытие из камыша.

36. Характерными элементами лицевого фасада были выполненные из дерева опоры-колонки и ограждения галереи, балкона или лоджии.

37. Способ оформления дверей был обусловлен функцией помещения, в которое они вели: дверь, ведущую в торговое помещение, декорировали только с внутренней стороны, и более скромно, чем парадную дверь, которая нередко была украшена резьбой.

38. Традиции внутреннего убранства дома были наиболее ярко выражены в обстановке парадной комнаты и спальни.

39. Декор парадных дверей и мебели местной работы был выполнен в той же орнаментальной традиции, что и украшения интерьера синагоги или резьба надгробий и включал ряд образов и мотивов, встречающихся в еврейском культовом искусстве в Подолии.

40. Декор парадной двери и фронтона дома манифестировал этно-конфессиональную принадлежность его владельца. Идентификация образа (или мотива) как еврейского происходила за счет его включенности в единый тематический круг, сформированный в рамках художественной традиции восточно-европейского еврейства.

41. Самобытность домостроительных традиций штетла, обеспечила целостность и оригинальность его традиционной архитектурной среды как явления народного зодчества.

Заключение

Выявленные особенности формирования архитектурной среды штетла позволяют прояснить малоизученные механизмы формирования архитектурной среды протогородского поселения в иноэтническом сельском окружении, оценить роль, которую в этом процессе играли этнокультурные традиции населения.

Организация музея-заповедника на базе одного изнаселеных пунктов, сохранивших структуру и фрагменты традиционной рядовой застройки штетла, представляется единственным способом предотвращения окончательной утраты уникальных памятников народного зодчества.

Библиография Соколова, Алла Викторовна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Алферова Г. В. Организация строительства городов в русском государстве в XV1.- XVII вв. //Вопросы истории. М., 1977. № 7. С. 50 - 72.

2. Аръес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.

3. Антонович В. Исследование о городах в Юго-Западной России по актам 1432— 1798 годов. IIАрхив юго-западной России. Киев, 1869. Ч. 5. Т. 1 С. 1 94.

4. АНТОНОВИЧ В. (ред.). Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Киев, 1890.

5. Афанасьев (Чужбинский) А. Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра. ИСобр. соч. В 9 т. СПб., 1893. Т. 8. С. 1—419.

6. АЙЗИКС И. Санитарно-бытовое обследование еврейского местечка //Вопросы биологии и патологии евреев. Винница, 1928. № 3. С. 75 98.

7. Барер С. Архитектура малих míct Галичини та Подшля в XIX на поч. XX вв. //Народна творчгсть та етнограф1я. Киев, 1981. № 6. С. 48 - 54.

8. Баженов JI. Подшля в працях дослгднитв i краэзнатщвXIX- XX ст. Кам'янець-Подшьский 1993.

9. БаЙБУРИН А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. JI., 1983.

10. Балабан М. Кагал. ПИстория еврейского народа. М., 1914. Т. XI. История евреев в России Т. 1.С. 132—160.

11. Балабан М. Центральное самоуправление польско-литовских евреев //История еврейского народа. М., 1914. Т. XI. История евреев в России. Т. 1. С. 161 180.

12. Балабан М. Balaban М. Zabutki historyczne Zydow w Polsce. Warszawa, 1929.13. балински M. Balinski M., Lipinski T. Starozytna Polska. Warszawa, 1844. T. III.

13. Барановский Б. Baranowski B. Zycie codzienne malego miasteezka w XVII-XVIII wieku. Warszawa, 1975.

14. Баранович А. Магнатское хозяйство на юге Волыни в XVIII в. М., 1955.

15. Баранович А. Опустошение и восстановление Правобережной Украины XVII— XVIII вв. //История СССР. М., 1960. № 5. С. 148—158.17. баранович а. Украина накануне освободительной войны середины XVII в. (Социально-экономические предпосылки войны). М., 1959.

16. Барбот-де-Марни H. Отчет о поездке в Галицию, Волынь и Подолию в 1865 г. СПб., 1866.

17. Бахметьев Г. Населеш мгсця Подтля. Виннщя, 1925.

18. Бевз М.- Бевз М. Традицшна житлова забудова малих mîct та мютечок ПШсник УКРЗАХ1ДЦПРОЕКТРЕСТАВРААЦ1Я. Львов, 1996. № 4. С. 41-46.

19. Белецкая А.Е. и др. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв. М„ 1961.

20. Бергман Е. Bergman Е., Jagielski J. The Function of Synagogues in PPR // Polin. Oxford, 1988. № 5. P. 40 - 49.

21. Бергман E. Bergman E., Jagielski J. Zachowane synagogi i domy modlitwy w Polsce. Katalog. Warzsaw, 1996.

22. Берзон M. bersohn M. Dyplomataryusz dotyczacy Zydyw w dawnej Polsce na zrodlach archiwalnych osnuty, 1388—1782. Warszawa, 1910.

23. Берлин M. Очерки об этнографии еврейского народонаселения в России I/Записки Императорского Российского географического общества. СПб., 1861.Т. 1.С. 67-124.

24. БернштеЙИ-Вишницер Р. Искусство у евреев в Польше и на Литве IIИстория еврейского народа. Т. 11 М., 1914. История евреев в России. Т. 1. С. 390—405.

25. БершадскиЙ С. Литовские евреи. История их юридического и общественного положения в Литве от Витовта до Люблинской унии. СПб., 1883.

26. БиРУЛЯ А.К. Архтектурна icrnopin Втнищ. Вшниця, 1930.

27. Богуцка M. Bogucka M., Samsonowicz h. Dzieje miast i mieszczanstwa w Polsce sredniowiecznej. Warszawa, 1986.

28. Бойко О. Буд1внитство синагог в Украине. //Синагоги Украти. Вгсник УКРЗАХ1ДПРОЕКТРЕСТАВРАЦ11. Льв1в, 1998. № 9. С. 5 33.

29. БопландеГ. Описание Украины. СПб, 1832.

30. Боровой С. Я. Классовая борьба на Украине в XVII в. в свете современных еврейских хроник /¡Еврейские хроники XVII столетия (эпоха «хмелъничины»), М. -Иерусалим, 1997. С. 11 81.

31. Браер А. Breier A., Eisler M., Grunwald M. Holzsynagogen in Polen. Wien, 1934.

32. Будина О. Традиции домостроения у компактных этнических групп в иноэтническом окружении. // Этнографическое обозрение. М., 1995. № 5. С. 59 76.

33. Бялер Л. bialer L. Symbols in Jewish Art and Tradition HAriel. Jerusalem, 1967. V. 20—21. P. 5—16.

34. БЯЛКОВСЬКИЙ Л. Пор1ччя Мурахви в XV—XVIстолттях. Камянець на Подшлю, 1920.

35. БЯЛКОВСЬКИЙ Л. BlALKOWSKl L. Na Rubeiy Podolsko-Ukrainnej (w. XV—XVII). Lwow, 1926.

36. БЯЛКОВСЬКИЙ Л. BlALKOWSKl L. Podole w XVI xvieku. Rysy Spoleczne i Gospodarsze Warszawa, 1920.

37. ВЕЙНБЕРГИ.П. Рождение истории. M., 1993.

38. ВейнбергИ.П. . Введение в Танах. М., 2000.

39. ВЕЙНРИБ Д. WEINRYB D. D. The Jews of Poland. A Social and Economic History of the Jewish Community from 1100 to 1800. Philadelphia, 1973.

40. Вейхерт К. Wejchert К. Miasteczka polskie jako zagadnienie urbanistyczne. Warszawa, 1947.

41. Вер дум У.. Ульр1х фон Вер дум. Що денник подорожг, яку я здшснив у роки 1670, 1671, 1672. через корол1вство Польське. / Пер. 1.1. Сварника. ПЖовтенъ. Кшв,1983. № 9. С. 84—99; № 10. С. 89—105.

42. ВИШНИЦЕР Р. WlSCHNlZER R. The Architecture of the European Synagogues. Philadelphia, 1964.

43. ВИШНИЦЕР P. WlSCHNlZER R. The Problem of Synagogue Architecture // Contemporary III. 1947. № 3. P. 233 - 241.

44. Владимирский-Буданов M. Население Юго-Западной России от второй половины XV века до Люблинской унии (1569 г.) ПАрхив Юго-Западной России. Киев, 1890. Ч. 7. Т. 2. С. 1-210.

45. Владимирский-Буданов М. Немецкое право в Польше и Литве //ЖМНП. СПб., 1868. № 8 12.

46. Возвращение в штетл. Каталог выставки: Back to the Shtetl. An-Sky and the Jewish Ethnographic Expeditions, 1912—1914. Jerusalem, 1994. P. 106—107.

47. Ганновер H. H. Натан Ганновер Пучина бездонная //Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмелънитчины». М., - Иерусалим, 1997 С. 81 - 138.

48. Ганцкая О. А. Грацианская H.H. Крестьянское жилище западных славян //Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы. М., 1968. С.139 163.

49. Глаголев А. Записки русского путешественника. СПб., 1837.

50. Глогер 3. Gloger Z. Budownictwo drzewne i wyroby z drzewa w dawnej Polsce. T. I -III. Warszawa, 1907 - 1909

51. Гольдберг С. A. Goldberg S.A. Crossing the Jabbok. Illness and Death in Ashkenazi Judaism in Sixteenth - through Nineteenth - Century Prague. Berkeley, 1996.

52. Гольдберг С. A. Goldberg S.A. La Judenstadt: segregation sociale ou tissu urban? I/Pardes. Paris, 1991. № 13. P. 13 - 23.

53. Городские поселения в Российской империи: В 7 т. СПб., 1860—1865.

54. ГульдманВ. К. Памятники старины Подолии. Каменец-Подольск, 1901.62. гульдман В. К. Подольская губерния. Опыт географическо-статистического описания. Каменец-Подольский, 1889.

55. Днестр и Приднестровье. Описание губерний Подольской, Бессарабской, Волынской. СПб., 1878.

56. Добровольски 3. dobrowolski Z. Szarogorod // Tygodnik Ilustrowany. 1872. T. IX, dodatek do № 218. S. 116 - 117.

57. Дубнов С. М. Возникновение хасидизма. Жизнь и деятельность Израиля Бешта ИЕвреи в Российской Империи XVIII-XIX веков. М.- И., 1995. С. 78 160.

58. Дымшиц В. Памятники старины в еврейском фольклоре //Сто еврейских местечек Украины. Иерусалим—СПб., 1997. Вып. 1: Подолия. С. 73—76.

59. ДядиЧЕНКО В. 3 icTopi'i боротьби украшського народу на правобережж1 проти шляхетсько! Полыщ в кшщ XVII ст. (/Акаделия Наук УРСР, Iucmumym icmopiii археологи Укрални. Hayxoei записки. Кш'в, 1943. Кн. 1. С.181—196.

60. Ефименко А. Я. Очерки истории Правобережной Украины Киев, 1895.

61. Ефименко А. Я. Южная Русь. В 2 т. СПб., 1905.

62. Жолтовский П. Еврейское искусство I¡Декоративное искусство. М., 1966 № 6 7.

63. Забржицкий Й.С. Zabrzycki J.S. Sklepinia polskie. Lwow, 1926.

64. Заребска T- Zarebska Т. Teoria urbanistyki wloskiej XV i XVI wieku. Warszawa, 1971. S 148- 247.

65. ЗарембскиЙ А. Народное искусство Подольских украинцев. Львов, 1928.

66. Збиковский А. Zbikowski A. Zidzi. Warszawa, 2000.

67. Зборовский М. Zborowski М., Herzog E. Life is with People: The Culture of the Shtetl. New York, 1995.

68. ЗуцН. И. Описание г. Староконстантинова. СПб., 1884.

69. Иегуда Хасид. Judah he-Hasid Sefer Hasidim. Jerusalem, 1970.

70. Ильницкий О. Шаргород //Подольские губернские ведомости. Неор. часть № 31, 1863. С. 62.

71. Йодковский Й. 10к0вский J. Церкви, приспособленные к обороне в Литве и Литовской Руси //Труды комиссии по сохранению древних памятников при императорском московском археологическом обществе. М., 1915. Т. 6.

72. К. М. (Карпинский М. И.) Путевые очерки. Подолия //Киевская Старина. 1884. № V. С. 1 32; № VII. С. 359 - 391; № IX. С. 53-81; № XI. С. 254 - 275. 1885. № III. С. 465 - 499; № VI. С. 651 - 683.

73. КазовскиЙ Г. Художники Витебска. Иегуда Пэн и его ученики. М., 1993.

74. Калиновский В.- Kalinowski W. Miasta polskie w XVI prierwszey polowine XVII wieku HKwartalnik Architectury i Urbanistyki. Warszawa, 1963. Т. VIII. № 3-4. S. 194 - 225.

75. Калиновский В.- Kalinowski W. City development in Poland up to mid 19th century. Warsaw, 1966.

76. Калиновский В.- Kalinowski W. Krzyzowe uklady miast polskich i ich sredniowieczna geneza UStudia i materialy do teorii i historii architektury i urbanistyki. Warszawa, 1971. Т. IX. Architekturaperennis. S. 73-85.

77. Каманин И. Статистические данные о евреях, в юго-западном крае во второй половине прошлого века (1765—1791 г.) ÜАрхив юго-западной России. Киев, 1890. Ч. 5. Т. 2. Вып. 1.

78. Каменотесы-кустари и ремесленники, кустарные древодельные промыслы Подольской губернии. Киев, 1916.90. канцедикас А. Kantsedikas A. Semyon An-sky: The Jewish Artistic Heritage. Moscow, 1994.

79. Карачкюський M. Матер1яли до icTopi'i MicT на Подш! наприюнщ XVIII вшу П1сторично-географ1чний збгрник. Кихв, 1931. Т. 4. С. 161-187.

80. КацЯ. Евреи в средневековой Европе. Иерусалим, 1994.

81. Квитницкая Е. Центры городов Белоруссии в XVI первой половине XVII вв. //Архитектурное наследство. Л., 1984. № 32. С. 28 - 50.

82. Киршенблат-Гимблет Б. Kirshenblatt-Gmblett В. Introduction IlZborowsky V., Herrzog E. Life is with People: The Culture of the Shtetl. New York, 1995. P. IX - XIVIII.

83. КисшевскиЙ Ю.В. Опис Правобережно1 Украиш в атлаа Йоанесса Янсошя, Амстердам 1666 року //Укратсъкий icmopuK. Кшв, 1966 № 3 4 (11 - 12). С. 72-77.

84. КИЧАЕВ А. М. (сост.). Современное состояние еврейских местечек и перспективы их экономического оздоровления / ред. Я. Р. Рубинов. Каменец-Подольский, 1929.

85. КлиЕР Дж. Д. Россия собирает своих евреев. М., 2000.

86. КленовскиЙ Я.- Klenovsky J. Zidovske pamatky Brna. Brno, 1993.

87. КленовскиЙ Я.- Klenovsky J. Zidovska ctvrt v Boskovicich. Boskovice, 1994.

88. КленовскиЙ Я,- Klenovsky J. Zidovske pamatky Mikulova. Mikulov, 1994.

89. КленовскиЙ Я,- Klenovsky J. Zidovske pamatky Trebice. Brno-Trbic, 1995.

90. КленовскиЙ Я.- Klenovsky J. Pamatky zidovske obce Tovacovske. Olomouc, 1996.

91. КленовскиЙ Я.- Klenovsky J. Zidovske pamatky Velkeho Mezirici. Brno- Velke Mezirici, 1997.

92. КленовскиЙ Я IClenovsky J. Zidovska obec v Dolnich Kounicich. Dolni Kounice, 1997.

93. КовельманА. Толпа и мудрецы Талмуда. М., 1996.106. козельський Я. д. Руський воэвода Сенявський творець оборонних твердинь I¡Материалы науково-практично1 конференцй «Меджиб1ж: 850роте icmopuu». Меджиб1ж, 1996. С. 60-64.

94. Колодзейчик Д., Трубчаншов С. В. Могшпв та середне Подшстровя в 60-80-тые pp. XVII ст. //Перша Могил1в-Подтъська краезнавча конференщя. Могшнв-Подшьський, 1996.

95. Города феодальной России. М., 1966 С. 350 378.

96. Ю.КОМПАН О. С. Micma Украгни в другш половит XVIII ст. Кшв, 1963.

97. Коробков Экономическая роль евреев в Польше в конце XVIII в. //Еврейская старина. СПб, 1910. №. 2. С. 377-380.

98. КОСМИНАТ.В. Сглъске житло ПоЫлля. Кшв, 1980.

99. КОЭН К. COHEN С. Shtetl Finder: Jewish Communities in the 19th and Early 20th Centuries in the Pale of Settlement of Russia and Poland, and in Lithuania, Latvia, Galicia, and Bukovina, with Names of Residents. Los Angeles, 1980.

100. КРАВЦОВ С. Принципы регулярного градостроительства Галичины XIV XVII вв. М. 1993.

101. Кравцов С. Галицийские города XIV -XVII вв. (Композиция и символика). ИАрхитектурное наследство. М., 1999. № 43. С. 53 60.118. крассовский В. Krassowski W. Architektura drewniana w Polsce. Warszawa, 1961.

102. КРИКУН H. Г. Административно-территориальное устройство Правобережной Украины в XV—XVIII вв. Границы воеводств в свете источников. Киев, 1992.

103. Крикун М. Г. Границ! i повп-овий подш Брацлавського воеводства в XVI— XVIII ст. /Историчт досл1дження. Вгтчизняна ¿сторья. Кшв, 1982. Вип.8. С. 88—99.

104. Крикун М. Г. Динамка кшькост1 поселень Брацлавського воеводства в XVII— XVIII ст. //Проблемы icmopu4Hoiгеографы Украгни. Кшв, 1991. С. 33—42.

105. Крикун Н. Г. Населения Подшьского воеводства в першш половиш XVII ст. !/Украинский icmopuкo-гeoгpaфiчнuйзбipнuк. Кшв, 1971. № 1. С. 115—135.

106. КРИКУН Н. Г. Колонизащя Подшьского воеводства у першш половиш XVIII ст. НУкрагнский жторико-географ1чний зб1рник. Кшв, 1972. № 2 С. 85—104.

107. Крипякевич I. П. Icmopin Украти. JIlbíb, 1990.

108. Крипякевич I. Матер1али до icropiï торговл!" Львова. Рахункова книжка Шольда i EoiMa (1600—1604) //Записки Наукового Товариства ím. Шевченка. Кшв, 1905. Т. 65. С. 1—46.

109. Кржановский Т. Chrzanowski Т. Karczmy i zajazdy polskie. Warszawa, 1958.

110. Купер m. Kuper M. Di Yidn Fun Main Benkshaft: Zikhroines Fun Main Heimshtot Shargorod. Buenos Aires, 1968.

111. ЛевицкаМ. LewickaM. The Old Town of Warsaw. Atlas of Architecture. Warsaw, 1992.

112. Лауффер Д. Lauffer D. Das deutsche Haus in Dorf und Stadt. Leipzig. 1919.

113. ЛиповичИ. Анатолий Каплан. Живопись, графика, керамика: Каталог выставки. Государственный Русский музей. СПб., 1995.

114. ЛукомскиЙ Г. К. Волынская старина. Киев, 1913.136. лукомский Г. К. Галиция в ее старине. Очерки по истории архитектуры XII -XIII вв. СПб, 1915.

115. ЛукомскиЙ Г. К. Loukomski G. К. Jewish Art in European Synagogues. London, 1947.

116. Лукин В. Евреи Подолии XIV—XVII веков ПСто еврейских местечек Украины. Исторический путеводитель. Иерусалим — СПб., 1997. Вып. 1: Подолия. С. 11—40.

117. Лукин В. Неопалимая купина. Еврейские общины Подолии: столетие после хмельнитчины ПСто еврейских местечек Украины. Исторический путеводитель. СПб., 2000. Вып. 2: Подолия. С. 15 — 52.

118. Любченко В. Евреи Подолии и Устим Карманюк //Вестник Еврейского университета в Москве. М., 1997. № 2 (15). С. 36-45.

119. МАГГИД Д. Поди 1648-56 р. на УкраЫ й Полыщ в еврейськш лггератур1 XVII— XIX вв. ИЗбгрник працъ Сврейськог 1сторично-археограф1чно1 KOMicii. Кшв, 1929. Т. 2. С. 247—271.

120. Марков П. Б. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб, 1999. С. 164 165.

121. Маркина В. А. Магнатское поместье правобережной Украины второй половины XVIII века. Киев, 1961.

122. Маркова JI.B., Маруневич M.B. Жилище народов Пруто-Днестровского Междуречья //Традиционное жилище народов России: XIX— начало XXв. M., 1997. С.163 196.

123. МетельницькиЙ Р. Деяк1 сторшки эврейсько1 забудови Луцька. Кшв, 2001.

124. Миллер М. Miller M. Bürgerliche und landliche Bauwerke in der Rheinpfalz. Frankfurt. 1908.

125. Мексепер С. meckseper С. Zur Lage des Judenviertels in der deutschen Stadt des Mittelalters. II Stadtbaukunst im Mittelalter. Berlin, 1990. S. 218 - 222.

126. Моргенштерн И. Morgensztern J. О dzialalnosci gospodarczej Zydyw w Zamosciu w XVI i XVII w. Handel IIBiuletyn ZIH. Warzsaw, 1965. V. 56. S. 3—28.

127. МоЙХЕР Сфорим M. История одной жизни //Еврейский мир. СПб, 1909. № 1. С. 9-12.

128. Мюнстер С. Шесть книг всеобщей космографии. О Польше. Русь ПРоссия в первой половине XVIв.: взгляд из Европы. М., 1997. С. 317—345.

129. МюнцИ.Г. Живописное путешествие //Труды Государственного Исторического музея. М., 1941. Вып. 14. С. 153 187.

130. Нельговский Ю. А., Годованюк Е.М. Каменные замки Западной Украины конца XVI первой половины XVII вв. /¡Архитектурное наследство. М., 1986. № 34. С. 125 -133.

131. Неемия. The Book ofNechemiah Ed. by Rabbi Nosson Scherman and Rabbi Meir Zlotowitz. New York, 1990.

132. Неемия., Даниил, Эзра Nehemiah. Daniel. Ezra. Ed. by A. J. Rosenberg. New York, 1991.

133. Новицкий И. Содержание актов о крестьянах. IIАрхив Юго-Западной России. Киев, 1893. Ч. 6. Т. 1. С. 1-161.

134. Обзор Подольской губернии за 1888 г. Каменец-Подольский, 1888.164. онацкий Д.Г. Подолия. Киев, 1913.

135. ОТАМАНОВСКИЙ В. Д. Вшниця в XIV—XVII столттях. Вшниця, 1993.

136. ОТАМАНОВСКИЙ В. Д. Развитие городского строя на Украине в XIV—XVIII веках ¡/Вопросы истории. М., 1958, № 3. С. 122—135.

137. Орловский М. Основание местечка Могилевского уезда Шаргорода I¡Подольские губернские ведомости. Прибавление № 9, 1838. С. 73 75.168. павлуцкий г.г. Старинные деревянные синагоги в Малороссии. I¡История русского искусства. М.,1911. т 2. С. 377 382.

138. Петров Н.И. Подолия. Историческое описание. СПб, 1891.

139. Пехотки М. и К. PiechotkaM. and К. Jewish Districts in the Spatial Structure of Polish Towns. UPolin. Oxford, 1990. V. 5. P. 24 - 39.

140. Пехотки M. и К. Piechotkowie M. i K. Aron-ha-Kodesz w boznicach polskich. Evolucja formy miedzy XVI i poczatkiem XIX wieku I/The Jews in Poland. Cracow, 1992. V. 1. S. 475 - 482.

141. Пехотки M. и К. Piechotkowie M. i K. Bramy Nieba: Boznice drewniane na ziemliach dawnej Rzeczypоspolitej. Warszawa, 1996.

142. Пехотки M. и К. Piechotkowie M. i K. Bramy Nieba: Boznice murowane. Warszawa, 1999.

143. Пинтхус A. plnthus A. Studien uber di bauliche Entwicklung der Judengassen in den deutschen Stadten // Ls. f. d. Geschichte der Juden in Deutschland. Berlin, 1930. № 2. S. 101 -300.

144. Пламеницька О. Вщцм проблем реставрацй та адаптаци па'яток архггектури. IITeopin та ucmopin архтектури. Киев, 1995. С 213 225.

145. Пламеницька О. Деяюриси архггектури подшьских мтст и мктечок за матер1алами колекцп Миколи Топоркова. // Архтектурна спадщина Украти. Киев, 1996. №3.4. 2. С. 189- 198.

146. Пламеницкая С. О хронологии и типологии средневекового оборонного зодчества Подолии. ИАрхитектурное наследство. М., 1999. № 43. С. 60-76.

147. Polska karczma. Wroclaw, 1979.

148. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М., 1999. С. 332 338.

149. ПРИХОДЬКО Н. Некоторые вопросы истории жилища на Украине II Древние жилища народов Восточной Европы М., 1975. С 245 -275.

150. Прусевич А. Кустарные промыслы Подолии. Каменец-Подольский, 1916.

151. Пярик А. Parik A. Guidebook to the Monuments of the Jewish town of Prague. /¡Jewish Prague. Prague, 1991. P. 229 - 302.185. рабинович M. Городское жилище восточных славян //Традиционное жилище народов России: XIX—начало XX в. М., 1997. С. 79—103.

152. РадигерВ. -RadigerW. Fruhformen der Hausentwicklung in Deutschland. Berlin, 1961.

153. Риштель П. С. Рынок и город в их правовом взаимодействии. СПб, 1897.

154. Pocmah M. Экономическая и социальная деятельность польского еврейства //Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы. Тель-Авив, 1995. Ч. 3. С. 7 174.

155. Роскес Д. Roskies D. к., Roskies D. G. The Shtetl Book. New York, 1975.192. роскес Д. Roskies D. Вопреки апокалипсису. Иерусалим, 1989.

156. САМОЙЛОВИЧ В.П. Народное творчество в архитектуре украинского жилища. М., 1964.

157. СасП. С. Феодальные города Украины в конце XV—60-х годах XVI в. Киев, 1989.

158. Сборник. Под ред. МухановаП.А. СПб., 1876.

159. СВЯТЕЛИКВ. А. Icmopin Тульчина XVI—XVIII столгтъ. Тульчин, 1998.

160. СИМАШКЕВИЧ М. Историко-географический и этнографический очерк Подолии. Каменец-Подольск, 1875. Вып. 1.

161. Сергачев С.А. Деревянная архитектура Белоруссии XVI XIX вв. Минск, 1984.

162. СецинскиЙ Е. Сщшський С. Оборонш замки Захщнього Подшля XIV—XVII ст. //Записки шторично-филологичного eiddma Всеукраинской Академии Наук. Киев, 1928. Т. 17. С. 64-160.

163. СецинскиЙ Е. Экскурсия о. Е. Сецинского для описания памятников старины Подольской губернии //Киевская старина. 1901. Т. 72. № 1. С. 59 63.

164. Сивак С. Еврейская этнография Подолии в экспедиционных отчётах Русского музея //Труды по иудаике Петербургского еврейского университета. СПб., 1994. Вып. 2: История евреев на Украине и в Белоруссии. Экспедиции. Памятники. Находки. С. 157—159.

165. СИВАК С. Об одном архитектурно-орнаментальном мотиве в еврейском искусстве. //Евреи и греки: диалог через поколения. СПб, 1999. С. 246-257.

166. СЛЮНЬКОВА И.Н. Архитектурно-планировочное развитие городов Верхнего Приднепровья в XVII XIX вв. Автореферат кандидатской диссертации ВНИИТАГ. М., 1990.

167. Суриц Б. А. JI. Капкан. Очерк творчества. Л., 1972.

168. Сто еврейских местечек Украины. Исторический путеводитель. Вып. 1: Подолия. Иерусалим — СПб., 1997.

169. Сто еврейских местечек Украины. Исторический путеводитель. Вып. 2: Подолия. СПб., 2000.

170. ТелушкинЙ. Еврейский мир. Иерусалим—М., 1997.

171. Трегубова Т. О. TregubowaT. О urbanistyce i architekturze Szarogrodu //Biuletyn Historii Sztuki. Warzsaw,1995. V. LVII. No. 3—4. S. 241—253.

172. Трегубова Т. О. Стародавне Micro Шаргород // Теория та icmopin архтектури. Киев, 1995. С. 57-71.

173. Тлочек Й. Tloczek J. Chalupy polskie. Warszawa, 1961.

174. Топольски Я. TOPOLSKI J. On the Role of the Jews in the Urbanization of Poland in the Early Modern Period I ¡The Jews in Poland. Cracow, 1992. V. 1. P. 45 - 50.

175. ТржебинскиЙ В. Trzebinski W. Dzialnosc urbanistyczna magnatow i szlachty w Polsce XVIII w. Warszawa, 1962.

176. ФреЙденберг M. Евреи на Балканах на исходе средневековья. М. Иерусалим, 1996.

177. Хаеш А. Борьба евреев Подолии за право общественного богослужения НТруды по иудаике петербургского еврейского университета. СПб., 1994. Вып. 2: История евреев на Украине и в Белоруссии. Экспедиции. Памятники. Находки. С. 135—151.

178. Ходорковский Ю. К вопросу об исследовании историко-архитектурного наследия еврейских общин Украины // Вестник Еврейского университета в Москве. М., 1993. №3. С. 108- 128.

179. ХОДОРКОВСЬКИЙ Ю. Пам'ятки еврейсько'1 культури Подшля i Волиш ПСврейсъка icmopiM та культура в Украгт. Mamepiami конференци. Кшв, 22—23 листопада 1993. Кшв, 1994. С. 182—186.

180. XOPH М. HORN М. Povinnosoici wojenne Zydyw w Rzeczypospolitej w XVI—XVII wieku. Warszawa, 1978.

181. Xoph M. Horn M. Regesty dokumentyw i ekscerpty z Metryki Koronnej do historii Zydyw w Polsce (1697—1795). Wrociaw—Warszawa, 1984—1988.

182. Хубка Т. С. Hubka Т. C. Jewish Art and Architecture in the East European Context: The Gwozdiec-Chodorow Group of Wooden Synagogues UPolin. Oxford, 1998. V. 10. P. 141 -182.224. хржановский Т. Chrzanowski T. Karczmy i zajazdy polskie. Warzsawa, 1958.

183. Хржановский Т. Chrzanowski Т. Miasteczko drewniane jako «dzielo zbiorowe» architektury i urbanistyki HWies i miasteczko иprogu zaglady. Warzsawa, 1991. S. 75 - 88.

184. ЦипперштеЙн С. Евреи Одессы. История культуры: 1794 1881. Иерусалим-Москва, 1995.

185. ЦипперштеЙн С. Zipperstein S. Imagining Russian Jewry. Memory, History, Identity. Seattle, 1999.

186. ЧЕЛЕБИ Э. Книга путешествия. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в.) М., 1961.

187. Чижикова JI.H. Жилище восточнославянских народов //Традиционное жилище народов России: XIX начало XX в., М., 1996. С. 11- 60.

188. ЧубинскиЙП.П.. Труды этнографическо-статистической экспедиции в ЗападноРусский край (собранные П. П. Чубинским) //Евреи Юго-Западного края. СПб., 1872. Т. 7. Вып. 1.4. 1.

189. Шапиро В. Shmuesn veygn yidisher shprakh, baylage tsum l/Sovetish heymland. M., 1989. №5. P. 108-110.

190. ШВАРЦ Г. SHWARTS G. Gabriel's Tails. Jewish mystical tails selected and retailed by Howard Schwartz. Oxford University Press, New York, 1993.

191. Шиер Б. Schier В. Dergermanische Einfluss aufden Hausbau Osteuropas. Leipzig, 1937.

192. Шиппер И. Ранние стадии еврейской колонизации в Польше. (Городская колонизация) //Еврейская Старина. СПб, 1911. № 4 С. 348—371.

193. Шиппер И. Статистика еврейского населения Польши и Литвы во второй половине XVIII в. // Еврейская Старина. СПб, 1911. № 4. С. 373 382.

194. ШТЕЙНЗАЛЬЦ А. Введение в Талмуд. M., 1993.

195. Шолом-АлеЙхем. Собр. соч. в б-ти томах. М, 1960. Т. 4. С. 135 136.

196. ЩербаювськиЙ Д. Памятки мистецтва на Правобережий // Коротке звидомлення за 1926рт Всеукраинского археологичного комитету. Киев, 1927242. эртель Р. Ertel R. Le Shtetl: La bourgade juive de Pologhe. Paris, 1896.

197. ЭттингерШ. Россия и евреи. Иерусалим, 1993.

198. Юль, Юст. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1709—1711) / пер. Ю. Н. Щербачев //Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. СПб, 1899. С. 1—598.

199. Юрченко П. Народное жилище Украины. М., 1944.246. юрченко П. Деревянное зодчество Украины XVII -XIX ст. Киев, 1949.

200. АЮЗР Акты об экономических и юридических отношениях крестьян Юго-Зап. Края в XVI - XVIII вв. IIАрхив юго-западной России. Ч. 6. Т. 1. Киев, 1876

201. АЮЗР Акты о заселении юго-западной России ИАрхив юго-западной России. Ч.7. Т. 2. Киев, 1890.

202. АЮЗР Акты о городах IIАрхив юго-западной России. Ч. 5. Т. 1. Киев, 1869.

203. АЮЗР Акты Барского староства XV—XVI вв. IIАрхив Юго-Западной России. Ч.

204. Т. 1. Киев, 1893; Т. 2. Киев, 1894.

205. АЮЗР Акты о землевладении в Юго-Зап. России IIАрхив Юго-Западной России. Ч. 8. Т. 4. Киев, 1907

206. РИН Регесты и надписи. Свод материалов для истории евреев в России (сост. Бершадский С.А.): В 3-х т. СПб., 1899, 1910, 1913.

207. PEA Русско-еврейский архив. Документы и материалы для истории евреев в России (сост. Бершадский С.А.): В 3-х т. СПб., 1882—1903.энциклопедические издания

208. ЕЭ Еврейская энциклопедия Бракгауза и Эфрона (репринтное издание): В 16 т. СПб., 1991.

209. IcmoriH Micm i cm Укратсысо1 PCP. Втницъка область. Киев, 1972

210. Icmopin Укршрського мистецтва. Киев, 1967. Т. 2.

211. МПА Село и местечко. - Wies i miaskeczko. //Materyaly do archoiektury polskiej. Warzsawa, 1916. Т. 1.

212. Памятники градостроительсва и архитектуры Украинской ССР. Киев, 1985.

213. Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Вып. 9. Каменец-Подольский, 1910.

214. Словарь географический Королевства Польского: Siownik geograficzny Krylestwa Polskiego i innych kraj'yw siowiacskich. 16 т. Warszawa, 1880—1902.периодические издания

215. ПЕВ Подольские епархиальные ведомости.

216. V. 2. Список архивных документов

217. Российский Государственный исторический архив (Санкт-Петербург).

218. Ф. 1293. Департамент полиции МВД. Оп. 167.

219. План Каменца Подольского (1-ая четверть XIX в.)

220. План Бара (1-ая четверть XIX в.)18 20. Планы Балты (1-ая четверть XIX в.)

221. План окрестностей Тульчина

222. План Вербовца (1-ая четверть XIX в.)24 27. Планы Винницы (1-ая четверть XIX в.)28 30. Планы Брацлава (1-ая четверть XIX в.)31. 33. Планы Гайсина (1-ая четверть XIX в.)

223. Ех. 11. Лл. 1 21. Прошение 29 евреев м. Жванец об отмене решения о конфискации молитвенного дома военными властями, в связи с переходом местечка в военное ведомство (1859 г.)

224. Ex. 14. Лл. 1-10. Прошение евреев г. Могилев Подольский о восстановлении молитвенного дома, сгоревшего в 1846 г. (1859 1861 гг.) Ех. 36 Евреи в Подольской губернии (1866 - 1894)

225. Лл. 58 60. Материалы по поводу рассмотрения в Департаменте Духовных Дел Иностранных Исповеданий поступившей в сенат жалобы мещан г. Винницы на Губернское правление, не разрешившее открыть новую молитвенную школу в городе (1875 г.)

226. Лл. 63 65. Просьба еврейского общества м. Орынин об открытии молитвенной школы (1875 г.)

227. Лл. 66 67. Дело о восстановлении в г. Могилев Подольский еврейской молитвенной школы, взамен сгоревшей в 1846 г. (1875 г.)

228. Лл. 198 201. Просьба евреев м. Томашполя о разрешении открыть молитвенную школу в доме Авербуха (1891 г.). Ех. 37.

229. Л. 24. Справка из Правительствующего Сената по поводу проекта ремонта здания синагоги м. Браилова по ветхости оной (1896 г.)

230. Лл. 27 -28. Справка для Департамента Духовных Дел Иностранных Исповеданий о разрешении открыть в м. Мурованные Куриловцы новую еврейскую молитвенную школу (1897 г.)

231. Л. 38. Постановление Министерства Юстиции о закрытии синагоги и молитвенной школы в м. Мястковке <совр. название Городковка> Ольгопольского уезда (1899 г.)

232. Лл. 39 40. Справка по жалобе уполномоченного еврейского общества м. Мурованных Куриловцев о закрытии молитвенной школы в доме Шенкера (1900 г.)

233. Отдел рукописей Центральной национальной библиотеки (Санкт-Петербург).

234. Ф. 550, р. IV, № 605 «Описание географическое, гидрографическое и экономическое Подольской губернии и к оному атлас» (Сочинено подольским губернским землемером Экстером в 1806 г.)

235. Отдел рукописей Центральной национальной библиотеки Украины им. Вернадского (Киев)

236. Ф. 278 (фонд С.А. Таранущенко). № 13, 14. Строительство домов в Баре.

237. Список фотоматериалов из собрания Е. Сицинского (блокнот). №71. Заметки о памятниках местечек Подолии.

238. Фотографии и рисунки памятников архитектуры Подолии 1924 -1961 гг. № 1079. Обмер заезда постройки 1786 г. в Шатаве (Выполнен в 1930 г.).

239. Российский Государственный архив Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге1. Ф. 3/Л. Оп. 243246. План местечка Мурахвы принадлежащего Графу Потоцкому 1789г.

240. Государственный архив Винницкой области Украины1. Винница)1. Ф. 896. Оп.1.

241. План Бершади 1913 г. № 32 План Тульчина (б.д.)

242. Российский Государственный Военно-Исторический архив (Москва)

243. Ф. ВУА, д.21528 Подробная карта Подольской губернии

244. Государственный архив Хмельницкой области Украины (Каменец-Подольский)

245. Ф. 115. Подольская губернская чертежная. Оп.1.889 (1858г.) Рапорт ямпольского уездного землемера. Оп.2.

246. Донесения уездных землемеров о неправильных постройках в уездах губернии (1834 1842 гг.).163 175 О постройках домов евреями в Брацлаве. № 254 - 269 О постройках домов евреями в Гайсине.

247. О поверке в м. Красном плана местности занятой под постройку домов евреями Гольфредом и Пивоваром (1858 г.).

248. Ф. 227. Подольское губернское правление. Оп. 1,т. 5.

249. По донесениям о разрешении частных построек 1880 г. № 82 О нарушении строительного устава.

250. Архив Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (Киев)

251. Собрание рисунков Н. Топоркова (1919 1934 гг.)

252. Архив института археологии Академии наук Украины (Киев) Ф.9. Собрание Д. Щербаковского1. У. 3. Глоссарий

253. АРОН-КОДЕШ (ивр. священный ковчег) шкаф или ниша в восточной стене синагоги для хранения свитков Торы; в XVII - XVIII вв. арон-кодеш обычно оформлялся в виде многоярусного портала, богато украшенного различными архитектурными деталями.

254. АШКЕНАЗЫ (от ивр. названия германских земель в средние века -«Ашкеназ») евреи германских земель, затем все потомки евреев средневековой Германии, говорившие на языке идиш.

255. БЕЙТ-МИДРАШ (ивр. дом учения) традиционное название еврейского религиозного учебного заведения, где изучают Танах, Талмуд и другую религиозную литературу.

256. БИМА (ивр. подмостки, кафедра) возвышение в синагоге, как правило, имеющее ограждение, предназначенное для чтения свитка Торы во время литургии; в синагогах ашкеназских евреем бима обычно располагалась в центре молельного зала.

257. ГАЛАХА (арам, принятый путь, закон) нормативная часть еврейского религиозного законоучения, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь.

258. ГАЛУТ (ивр. изгнание) постоянное пребывание значительной части еврейского народа вне Израиля, а также - собирательное название стран еврейской диаспоры.

259. КЛОЙЗ, КЛЕЙЗЛ (ид.) небольшая синагога, молитвенный дом и место для изучения талмудической литературы.

260. МЕЗУЗА (ивр. дверной косяк) прикрепляемый к правому внешнему косяку двери свиток пергамента, обычно заключенный в футляр, где записаны отдельные стихи из молитвы Шма.

261. МИКВА (ивр. водоем) бассейн для ритуальных омовений.

262. МОЭЛЬ (ивр.) лицо, совершающее обряд обрезания.

263. САНДАК (ивр.) посаженый отец, держащий ребенка на коленях во время обряда обрезания.

264. СТАРОСТВО земельный надел с входящими в него населенными пунктами, предоставлявшийся польским королем в пожизненное владение представителям шляхты.

265. ХАСИД (ивр. праведный) последователь хасидизма.

266. ХАСИДИЗМ религиозно-мистическое направление в иудаизме, основанное Исраэлем Баал-Шем-Товом (Бештом) в середине XVIII в. и широко распространившееся в Восточной Европе.

267. ХАСИДСКИЙ ДВОР место постоянного пребывания хасидского цаддика, его резиденция, а также его ближайшее окружение.

268. ЦАДДИК (ивр. праведник) духовный вождь хасидской общины.

269. ЧОЛНТ, или чулнт (ид.) субботнее блюдо еврейской кухни, основанное на сочетании злаковых и бобовых компонентов (запекается в печи).

270. ШИНОК питейное заведение в Польше и на Украине.