автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Солнцезащитные средства как элементы архитектурной композиции (на примере общественных зданий Узбекистана)

Крюкова, Елена Рафаэльевна
город
Ташкент
год
1984
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Солнцезащитные средства как элементы архитектурной композиции (на примере общественных зданий Узбекистана)»

Оглавление автор диссертации — Крюкова, Елена Рафаэльевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ В АРХИТЕКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ.

1.1. Солнцезащитные приемы в средневековом зодчестве

1.2. Солнцезащитные средства в современной архитектуре •

1.3. Теплотехническая эффективность и пластические свойства солнцезащитных средств

1.4. Новые солнцезащитные материалы современной архитектуры.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА П. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ.

ПЛ. Художественные свойства солнцезащитных средств.

П.2. Комплекс эстетических критериев оценки солнцезащитных средств.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА Ш. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ В АРХИТЕКТУРЕ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДДНИЙ.

Ш.1. Солнцезащитные средства и условия ориентации

Ш.2. Пластическая выразительность солнцезащитных средств

Ш.З. Пропорции солнцезащитных элементов и масштаб здания

Ш.4. Ритмическая организация солнцезащитных средств.

Ш.5. Форма солнцезащитных элементов.

Ш.6. Характер восприятия солнцезащитных элементов из интерьера .III

Ш.7. Экономическая целесообразность солнцезащитных средств

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Введение 1984 год, диссертация по архитектуре, Крюкова, Елена Рафаэльевна

В 60-е годы советская архитектура вступила в этап, ознаменовавшийся широким применением новых строительных материалов и конструкций, индустриализацией, типизацией и стандартизацией изделий, изменением облика сооружений. Это позволило резко увеличить масштабы строительства, сократить его сроки, достичь значительной экономии, однако, вместе с тем, особенно остро встали вопросы выразительности и своеобразия архитектуры, которые все чаще оказываются в центре внимания всесоюзных совещаний, съездов и международных конгрессов архитекторов, а также обсуждаются на съездах КПСС, находят отражение в постановлениях партии и правительства. "Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса, - говорилось в Отчетном докладе Центрального комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза, - и все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии". (2,2,85)."'"

Об усилении роли искусства в общественной жизни по мере роста культурного уровня народа и увеличении ответственности всех деятелей искусства говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов в речи на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. (2,1,20). Первая цифра в скобках означает раздел библиографии, приведенной в конце работы, вторая - номер литературного источника, третья - страницу; если имеется четвертая - рисунок или таблицу.

Эти программные установки служат руководством к дальнейшей творческой деятельности советских зодчих, стимулом к новым поискам средств выразительности современных произведений. "В центре внимания архитектурной общественности и мастеров архитектуры постоянно должна находиться забота о повышении качества жилищ, зданий культурно-бытового назначения, улучшении их архитектурно-художественного облика." - говорится в Письме УП съезда архитекторов СССР Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза, Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР (3,2,2).

Поиск своеобразия и новых средств выразительности на современном этапе становится одной из самых актуальных художественных задач, особенно касающихся архитектуры общественных зданий, которая оказывает существенное влияние на формирование облика городских ансамблей улиц и площадей, является "зеркалом социальных процессов развития общества, его духовных ценностей"(5,24,31).

За отправную точку решения проблемы своеобразия принимаются различные факторы: климатические особенности, специфика бытового уклада, местные художественные традиции. Как известно, в архитектуре стран с жарким климатом сегодня широко применяются всевозможные солнцезащитные средства, предназначенные для снижения теплопоступлений через проемы и ограждадицие конструкции сооружений и светового дискомфорта в помещениях. Вместе с тем роль солнцезащитных средств не может быть ограничена только их основной свето- и теплозащитной функцией, хотя это является главным требованием при их проектировании. Если выбор самих средств зависит прежде всего от ориентации фасада, то характер их расположения, пропорции, закономерности ритмических построений обусловлены заложенной в произведении художественной идеей, что дает основание рассматривать эти средства и как один из элементов архитектурной композиции.

Сегодня в Узбекистане практически трудно найти общественное здание, в котором не были бы применены те или иные солнцезащитные средства. Однако не всегда эффективные в функциональном отношении солнцезащитные средства обладают высокими художественными качествами, а интересная композиция соответствует своему функциональному назначению. Это, в частности, проявляется в применении солнцезащитных средств на северных фасадах или в несоответствии характера элементов ориентации проемов. Кроме того, композиционные возможности солнцезащитных средств все чаще неправильно используются в последнее время в центральных и северных регионах страны, где они бесполезны. Неверное использование светотехнических свойств и композиционных возможностей солнцезащитных средств приводит в ряде случаев к удорожанию строительства, низкому уровню художественных решений общественных зданий, распространению украшательских тецденций на современном этапе. Подобные явления возникают, по нашему мнению, из-за одностороннего подхода к проблеме, то-есть учета только све-то- и теплотехнических или, наоборот, декоративных качеств солнцезащитных средств, а также из-за отсутствия комплексной методики их проектирования, позволяющей учесть не только физические, но и художественные требования. Если первые сформулированы в современной архитектурной науке вполне определенно, то вторые исследованы недостаточно, и это отражается на архитектуре общественных зданий южных регионов страны, в частности Узбекистана. Таким образом, исследование солнцезащитных средств как элементов архитектурной композиции в непосредственной связи со свето-и теплотехнической функцией, а также разработка основных требований к художественным качествам этих средств представляют на сегодняшний день довольно актуальную проблему.

- б

Собственно сама проблема использования солнечного света в архитектуре уходит своими корнями в глубину веков; не будет преувеличением сказать - восходит к истокам зодчества. Изучению действия солнечного света посвящали свои трактаты древние мыслители. Так, в знаменитом "Каноне врачебной науки" великий ученый Востока Ибн-Сино высказал положение о необходимости облучения солнцем помещений в связи с его оздоровляющим действием (4, 27,179). Сегодня это подтверждается многочисленными исследованиями как советских, так и зарубежных специалистов.

Вопросы микроклимата и солнцезащиты в народном зодчестве Средней Азии и зарубежного Востока, а также художественные аспекты средневековой архитектуры широко изучены в трудах Р.Р.Аб-дурасулева (5,1), М.С.Булатова (5,3; 5,4), Н.П.Былинкина (7,2), В.Л.Ворониной (4,10; 4,12), Б.Н.Засыпкина (4,23), П.Ш.Захидова (4,24), К.С.Крюкова (7,4), В.А.Лаврова (4,38), Л.Ю.Маньковской (4,42; 4,43), И.И.Ноткина (4,46), Г.А.Пугаченковой (4,49; 4,50), Л.И.Ремпеля (4,52; 4,53). Вопросам солнцезащиты в народном зодчестве посвящены отдельные главы работ В.М.Дмитриева (5,6), Т»Ф. Кадыровой (4,33; 4,35), А.Н.Римши (4,54), Х.М.Убайдуллаева(6,12) и многих других исследователей.

Ряд исследований советских ученых посвящен зарубежной современной архитектуре стран с жарким климатом: А.Х.Азимовым исследована архитектура ОАР, в том числе рассмотрены солнцезащитные приемы (6,1); В.Л.Ворониной - архитектура стран тропической Африки (9,1); В.Л.Хайтом - архитектура Бразилии (6,13).

Большой вклад в изучение инсоляционного режима помещений в современной архитектуре и влияния на него солнцезащитных устройств внесли советские ученые Н.М.Гусев, А.В.Ершов, Н.В.Оболенский, И.С.Суханов. Н.М.Гусевым разработан графоаналитический расчет наружных солнцезащитных устройств, позволяющий определить величину их выноса и угла наклона, доказана необходимость инсоляции и действия ее как лечебного фактора (4,19). Совместно с В.Г.Макаревичем Н.И.Гусев исследовал возможности использования света как художественного фактора, выявляющего архитектурные формы, фактуру, пластическое решение объемов (4,20).

В предшествующих исследованиях производилась классификация солнцезащиты по различным признакам, а также выводилась зависимость типа устройства от ориентации, в частности, И.С.Суханов (6,11) и Н.Г.Уманский (4,59) классифицировали солнцезащитные устройства по геометрическому признаку, выделяя горизонтальные, вертикальные и ячеистые, Н.В.Оболенский (5,18) - исходя из их основного назначения (устранение слепимости или слепимости и перегрева) ; им же сформулирован комплекс критериев оценки свето-и теплотехнических качеств солнцезащиты (5,19). А.В.Ершовым предложена классификация по характеру эксплуатации, степени регулирования и местоположению относительно остекления, что дало возможность изучить теплотехнические качества каждого типа и . сформулировать требования к солнцезащите жилых и различных общественных зданий (4,22). Им же в кандидатской диссертации проведены исследования средств естественного регулирования микроклимата жилища в условиях Узбекистана, в том числе и солнцезащиты (6,4).

Новые методы расчета инсоляции - геометрический и энергетический предложены И.С.Сухановым, научно подтверждена ее гигиеническая роль (4,58; 6,11). Кроме того, в его докторской диссертации предлагаются различные методы определения размеров солнцезащитных устройств, расчеты их теплотехнических качеств, сформулированы требования к ориентации зданий (6,11).

Вопросам инсоляции в строительстве и ее расчету посвящены также отдельные книги П.Ю.Гамбурга (4,16), А.М.Данилюка (4,21),

А.У.Зеленко (4,25). Различные методы расчета эффективности солнцезащитных средств и вопросы их конструктивного решения содержатся в трудах НИИСФ.^"

Значительные исследования инсоляционного режима помещений, эффективности солнцезащитных устройств и разработка новых их р типов проводятся в институте ТашЗНИИЭП. Большая заслуга в этом принадлежит И.А.Мерпорту, Е.А.Насонову, И.Е.Плетневу, Л.А.Смирновой (7,6; 4,44;!9,б; 9,8; 9,2). Разработка новых типов устройств, мероприятия по их совершенствованию, исследования их теплотехнических качеств и некоторых эстетических аспектов принадлежат Г.О.Корбут (5,11; 5,8).

Учет климатических условий при проектировании жилых зданий освещен в монографиях и брошюрах В.К.Лицкевича (4,40; 4,41; 9,5), где немало внимания уделено и южному жилищу. Аналогичным проблемам посвящены работы Т.Б.Рапопорт (5,23) и Ю.А.Сафаряна (6,8). Изучению солнцезащитных средств в промышленных зданиях посвящена кандидатская диссертация Л.А.Скроба (6,9), где предлагается методика расчета экономической эффективности этих средств. Вопросы солнцезащиты и инсоляции нашли отражение в отдельных книгах и статьях Я.Н.Сулейманова (5,29), Е.И.Угрюмова (5,32;5,33), Т.Угрюмовой (5,34). В частности, Е.И.Угрюмов исследовал тепло-поступления в здания через устройства экранного типа, обобщил ряд нааурных экспериментов, касающихся теплотехнической эффективности внешней солнцезащиты (5,32).

Вопросами теории и практического применения солнцезащитных устройств занимались и многие зарубежные специалисты: большая заслуга в этом принадлежит Ле Корбюзье и О.Нимейеру (4,45), по НИИСФ - Научно-исследовательский институт строительной физики. ТашЗНИИЭП - Ташкентский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования. святившим данной проблеме практические и теоретические труды; обобщение зарубежного опыта применения горизонтальных устройств, жалюзи и вертикального озеленения сделано американским ученым Д.Э.Арониным в книге "Климат и архитектура" (4,2); солнцезащитным устройствам посвящен большой раздел кандидатской диссертации иракского исследователя Ш.Б.Рашида (6,15). Значительный вклад в изучение теплотехнических качеств солнцезащиты внесли Г.А.Аткинсон (5,39), Д.Н.Дар (4,66), И.Дрю (4,65), Д.0клэй(4,70), Б.С.Сайни (5,45), В.Фоксхолл (5,40), М.Шрай (4,68) и другие.

Нужно отметить, что некоторые как советские так и зарубежные авторы касались в отдельных частях и главах своих работ композиционных возможностей солнцезащиты. В частности, одна из глав книги В.Л.Ворониной "Опыт проектирования зданий в странах тропического климата" (4,11) посвящена художественным вопросам солнцезащиты, где обращено внимание на ее богатые композиционные возможности, способность влиять на масштаб и образную характеристику сооружений. Художественные функции естественного освещения и инсоляции, ее использование для выявления формы и пластики сооружений рассмотрены в докторской диссертации И.С.Суханова (6,11). Н.В.Оболенский в статье "Световая среда и архитектурная композиция" (5,12) исследует возможности освещения как одного из средств выразительности интерьера. Л.А.Скробом предложен один из эстетических критериев оценки солнцезащитных устройств (6,9). Однако детально солнцезащитные средства как элементы архитектурной композиции до сих пор не изучались, не выработан комплекс конкретных требований к их художественным качествам. Поэтому новизна данной работы заключается в исследовании художественных свойств солнцезащитных средств во взаимосвязи с функциональной эффективностью и их роли как элементов архитектурной композиции.

- 10

ЦЕЛЬ данной работы - на примере общественных зданий Узбекистана разработать основные положения методики проектирования солнцезащитных средств исходя из комплексного анализа их функциональных и художественных качеств. В связи с основной целью в работе предполагается решить следующие основные задачи:

- определить основные факторы, обусловившие преемственность развития солнцезащитных средств в современную эпоху;

- установить закономерность взаимосвязи утилитарной функции солнцезащитных средств с художественной;

- выявить художественные свойства основных типов солнцезащитных средств;

- установить комплекс критериев оценки художественных качеств солнцезащитных средств;

- на основании выявленных художественных свойств и установленных эстетических критериев с учетом свето- и теплотехнических и экономических требований сформулировать основные положения методики проектирования солнцезащитных средств.

Поставленные в работе задачи решаются аналитическим методом, который включает сбор и систематизацию материала, отражающего опыт использования солнцезащитных средств при проектировании и строительства общественных зданий в основном в Узбекистане, обобщение литературных источников и научно-экспериментальных данных, графический и художественный анализ имеющегося материала и теоретические выводы (рис. I).

На защиту выносятся:

- основные положения методики проектирования солнцезащитных средств при решении архитектурно-композиционных задач на основе комплексного анализа их художественных свойств с учетом функциональной эффективности.

Понятие "солнцезащитные средства" охватывает как различные архитектурно-планировочные решения зданий, так и конструктивные устройства на их фасадах и технические средства регулирования микроклимата. В работе рассматриваются преимущественно первые два типа этих средств, так как они оказывают значительное влияние на выразительность архитектуры. Исследование проводится на примере архитектуры общественных зданий Узбекистана конца 60-х -начала 80-х годов - периоде, характеризующемся резко увеличившимся объемом строительства, широким распространением и разнообразием солнцезащитных средств. Вместе с тем, для сравнения и лучшего понимания современной архитектурной практики республики приводится краткий обзор исторических истоков зодчества и опыта зарубежных стран с жарким климатом.

В работе рассматриваются художественные свойства солнцезащитных средств. Исследование производилось в тесной взаимосвязи с функциональными вопросами, но автор не ставил своей задачей развивать методы расчета физических характеристик или предлагать конструктивные усовершенствования солнцезащитных элементов или их деталей, а опирался на уже имеющиеся данные в этой области науки.

Предлагаемые основные положения методики проектирования солнцезащитных средств позволят повысить качественный уровень архитектуры. Критерии оценки художественных качеств солнцезащитных средств могут быть положены в основу поиска композиции того или иного здания, а также использоваться при эстетической оценке уже построенных или проектируемых сооружений. Правильный выбор солнцезащитных средств должен привести к более точной образной и масштабной характеристике зданий и упорядочению расходов на их строительство и эксплуатацию.

Основные положения диссертации внедрены в практику при проектировании киноконцертного зала в Ташкенте при участии автора диссертации. Некоторые материалы диссертации использованы в педагогической практике при проведении лекционно-практических занятий по курсу "Введение в архитектурное проектирование" на архитектурном факультете Ташкентского политехнического института.

Основные положения работы изложены в докладах на Республиканском семинаре по проблемам градостроительного проектирования и моделирования развития городов (ноябрь 1980 г.),на У-й конференции аспирантов НИИ и ВУЗов (ноябрь 1980 г.), на 1У-й и У-й научно-теоретических искусствоведческих конференциях молодых ученых (апрель 1981 г., апрель 1983 г.) в Ташкенте.

По теме диссертации опубликовано 9 работ в виде статей в республиканских и центральных журналах и тезисов докладов в научных сборниках общим объемом около 3,0 печатных листа.

Диссертация состоит из трех глав: в первой приводится обзор отечественного и зарубежного опыта применения солнцезащиты, научные и экспериментальные данные, касающиеся функциональной эффективности солнцезащитных средств; во второй исследованы художественные свойства основных типов этих средств и установлен комплекс эстетических критериев их оценки;в третьей разработаны основные положения комплексной методики проектирования солнцезащитных средств с учетом их свето- и теплотехнических качеств,архитектурно-композиционных свойств и экономической целесообразности.

Текст дополняется иллюстративным материалом,представленным на 29 таблицах в виде фотографий и графических схем. В работе широко использованы фотографии Д.А.Михайлова, Е.Н.К}цицкого, а также рукописи и архивные материалы Главного научно-производственного управления охраны памятников Министерства культуры УзССР, Узбекского научно-исследовательского института проектирования городов (УзНИИП градостроительства) и Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений им.Б.С.Мезенцева (ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений).

Заключение диссертация на тему "Солнцезащитные средства как элементы архитектурной композиции (на примере общественных зданий Узбекистана)"

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

Данное исследование, обобщая и анализируя практический опыт црименения солнцезащитных средств в архитектуре общественных зданий Узбекистана, дало возможность сделать ряд общих выводов.

1. Обзор исторического и современного опыта црименения солнцезащитных средств показал, что закономерный процесс их развития складывается из совокупности различных этапов художественного осмысления утилитарной функции, выраженного в тектонике применяемых материалов и конструкций, соответствующих всему образном/ строю архитектуры. В этой связи установлено, что преемственность солнцезащитного средства, выработанного в предшествующие эпохи, предполагает новую его трактовку с учетом пластических и конструктивных возможностей современных материалов и особенностей формообразования, в противном случае неизбежны потеря органичности детали и целого, эклектизация самих элементов.

2. На основании сопоставления имеющихся на сегодняшний день экспериментальных и научных данных о функциональной эффективности солнцезащитных средств с результатами цроведенного автором данной диссертации графического анализа пластической выразительности последних выявлена закономерная взаимосвязь утилитарной и художественной функций этих средств, что предопределяет необходимость комплексного метода их проектирования.

3. Исследование художественных свойств солнцезащитных средств с учетом существующей классификации позволило: а) - выявить роль различных их типов как элементов композиции, на основании чего установлено особое значение архитектурно-планировочных средств и наружных устройств как активно влияющих на ее особенности; б) - определить типичные общие недостатки решений солнцезащитных средств в общественных задниях Узбекистана, характеризующиеся:

- упрощением архитектурных форм с последующим их "украшением" наружными солнцезащитными устройствами;

- преобладанием в ряде случаев декоративной функции солнцезащитных средств над утилитарной;

- эклектизацией формы солнцезащитных элементов, механическим копированием старых образцов, проявлением стилизаторских тенденций;

- недостаточным использованием композиционных возможностей ряда солнцезащитных средств;

- непродуманностью восприятия некоторых элементов из интерьера ; в) - установить причины этих недостатков, а именно:

- односторонний подход к решению солнцезащитных устройств;

- решение композиции солнцезащитных средств в отрыве от основной архитектурно-художественной идеи сооружения и без надлежащего учета тектоники новых строительных материалов; г) - разработать, учитывая причины выявленных недостатков, комплекс эстетических критериев оценки солнцезащитных средств, в который вошли как существующие, так и предлагаемые автором требования к художественным качествам последних, и который способствует, во-первых, гармонизации художественных свойств этих средств, а во-вторых, координации различных аспектов композиционного решения: согласованности восприятия извне и изнутри, органичности детали и целого, взаимосвязи с заложенной в произведении идеей, соответствию

- 123 форм элементов современным материалам и конструкциям.

4. Анализ практических примеров общественных зданий Узбекистана позволил заключить, что наилучший затеняющий и выразительный эффект достигается применением не одного какого-либо солнцезащитного средства, а комплекса их, сочетанием в одном объеме различных их типов: архитектурно-планировочных, конструктивных, технических (последние не рекомендуются только в некоторых зданиях: детских учреждениях, больницах). Это способствует формированию пространственных композиций, своеобразных архитектурных объемов, сочетающих в себе элементы глубокой и мелкой пластики, расширяет градостроительные возможности, связанные с постановкой объема в пространстве, поскольку эффективн ность затенения комплексом солнцезащитных средств делает микроклимат помещений практически независимым от ориентации свето-проемов.

5. Сформулированные на основании имеющихся в науке критериев оценки функциональной и экономической эффективности, а также разработанного комплекса эстетических критериев оценки солнцезащитных средств, основные положения методики их проектирования позволяют скоординировать различные утилитарно-художественные свойства и экономическую целесообразность этих средств и обусловливают:

- правильность выбора их характера в зависимости от ориентации фасада и определения пластически активных цри данных координатах солнца элементов;

- соразмерность детали по отношению к целому;

- возможность использования закономерностей ритмических построений и геометрической формы отдельных устройств для раскрытия основной архитектурно-градостроительной идеи;

- создание благоприятных условия восприятия их из интерьера;

- 124

- экономически наиболее целесообразные решения.

6. Настоящее исследование позволило выявить закономерность эстетического взаимодействия вышеназванных факторов, положенных в основу предлагаемой методики и определяющих различные свойства солнцезащитных средств; эта закономерность црояв-ляется в соподчиненности данных факторов единой архитектурно-художественной идее, составляющей архитектурный образ, и исключает возможность односторонних решений.

7. В результате обобщения практического опыта республики выявлены основные тенденции художественного осмысления солнцезащитных средств, характеризующиеся: а) - использованием в качестве элемента композиции только пластических свойств этих средств; б) - более сложным процессом отражения через их форму локальных особенностей архитектурного произведения; в) - интеграцией целого комплекса художественных задач, связанных как с реализацией пластических свойств и воплощением в композиции этих средств творчески переосмысленной связи с наследием, так и эмоционального содержания сооружения, оцределя-емого его функцией и основной заложенной в нем идеей. В этой связи использование основных положений предлагаемой методики в качестве ключевых позиций при решении воцросов включения символических элементов в композицию солнцезащитных средств способно воспрепятствовать возникновению и распространению стилизаторства и украшательства.

8. В целом практическое црименение цредлагаемой методики проектирования солнцезащиты позволит: а) - наиболее эффективно использовать затеняющие возможности средств любого типа, что способствует сокращению затрат на искусственное охлаждение воздуха; б) - активно использовать светотеневой эффект от применяемых средств как элемент пластической композиции общественных зданий и сооружений; в) - наиболее полно использовать художественные свойства солнцезащитных средств; г) - улучшить архитектурный облик общественных зданий,сократить число грубых ошибок в проектировании и строительстве. Предлагаемые основные положения методики, разработанные исходя из анализа архитектурно-строительной практики Узбекистана, могут быть использоваты цри проектировании общественных зданий также и в других регионах с жарким климатом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Настоящее исследование, опираясь на практику строительства общественных зданий и их комплексов в Узбекистане, позволило определить роль солнцезащитных средств в целом как важнейшего фактора формообразования архитектуры в условиях жаркого климата и формирования гармоничной, эстетически совершенной и климатически благоприятной среды южного города. Это дает основание прогнозировать довольно значительные перспективы развития средств естественного регулирования микроклимата несмотря на совершенствование технических установок, предназначенных для искусственного охлаждения воздуха в помещениях и внедрение в практику строительства новых солнцезащитных материалов, поскольку последние не способны заменить комфорта внутренних двориков, зеленых этажей, террас с естественным воздухом и благоприятным микроклиматом, благотворного влияния на психологический настрой человека возможности связи объема с внешней средой. В этой связи важной задачей развития солнцезащиты в общественных зданиях республики представляется расширение диапазона использования различных архитектурно-планировочных средств - озеленения, крытых галерей-тротуаров, вариаций пространственного построения объемов, дающих возможность организации обширных летних помещений, и прочих, как наилучшим образом способствующих адаптации архитектуры к условиям жаркого климата и дающих большие возможности для создания своеобразных, интересных форм.

Кроме того, рациональное использование композиционных качеств солнцезащитных средств в процессе поиска региональных характеристик общественных сооружений представляется как одно из перспективных направлений борьбы с монотонностью и однообразием современной застройки, то есть решения актуальной проблемы современной архитектуры.

Библиография Крюкова, Елена Рафаэльевна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.

2. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. "Об искусстве, том I. М., "Искусство", 1957, 631 с. с илл.

3. ЛЕНИН О КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ. М., "Искусство", 1956, 572 с. с илл.

4. Официально-документальные материалы.

5. АНДРОПОВ Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г.- В кн.: Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М., Политиздат, 1983. с.5-26.

6. БРЕЖНЕВ Л.И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. М., Политиздат, 1981, 112 с.

7. Материалы съездов, конференций, симпозиумов.

8. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Изд-во полит, лит-ры, 1981 г. 224 с. с илл.

9. УП съезд архитекторов СССР. Письмо УП съезда архитекторов СССР Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза, Президиуму Верховного Совета СССР, Совезу Министров СССР. Журн. "Архитентура СССР" № 7, 1981. с. 1-2

10. Творческая направленность деятельности Союза архитекторов СССР в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. Материалы П пленума Союза архитекторов СССР 12-13 ноября 1981 г. 120 с.

11. Книги на русском и иностранных языках.

12. АЗГАЛЬДОВ Г.Г. Численная мера и проблема красоты в архитектуре. М., Стройиздат, 1978. 88 с. с илл.

13. АРОНИН Д.Э. Климат и архитектура. Пер. с англ. М., Гос-стройиздат, 1959. 251 с. с илл. и карт.

14. АРХИТЕКЗУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ (под ред. Е.Г.Розанова и др.). М., Стройиздат, 1980. 256 с. с илл.

15. АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ (под.ред. Л.И.Кирилловой). М., Стройиздат, 1970. 197 с. с илл.

16. АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (Кириллова Л.И. и др.). М., Стройиздат, 1976. 159 с. с илл.

17. БОРИСОВСКИЙ Г.Б. Человек мера вещей. М., "Искусство", 1966. 142 с. с илл.

18. БОРИСОВСКИЙ Г.Б. Красота и польза в архитектуре. М., Стройиздат, 1975. 127 с. с илл.

19. БУЛАТОВ М.С. Мавзолей Саманидов жемчужина архитектуры Средней Азии. Ташкент, Изд-во им. Г.Гуляма, 1976. 128 с. с илл.

20. БУРОВ А.К. Об архитектуре. М., Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам,1960. 148 с. с илл.

21. ВОРОНИНА В.Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М., Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1951. 168 с. с илл.

22. ВОРОНИНА В.Л. Опыт проектирования зданий в странах тропического климата. М., Стройиздат, 1966. 119 с. с илл.

23. ВОРОНИНА В.Л. Конструкции и художественный образ в архитектуре Востока. М., 1978. 160 с. с илл.

24. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии, У1-Х1Х вв. Изд-во литературы по строительству, М., 1969. 492 с. с илл.

25. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, том II. Архитектура капиталистических стран XX в. Изд-во литературы по строительству, M.s 1973. 888 с. с илл.

26. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, том 12, кн. П. Архитектура стран социализма. Изд-во литературы по строительству, М., 1977. 576 с. с илл.

27. ГАМБУРГ П.Ю. Расчет солнечной радиации в строительстве. М., Госстройиздат, 1966. 140 с. с черт, и карт.

28. ГИНЗБУРГ М.Я. Ритм в архитектуре. М., Госиздат, 1923. 120 с. с илл.

29. ГИНЗБУРГ М.Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. М., Госиздат, 1924. 238 с. с илл.

30. ГУСЕВ Н.М. Естественное освещение зданий. М., Госстрой-издат, 1971. 172 с. с илл.

31. ГУСЕВ Н.М., МАКАРЕВИЧ В.Г. Световая архитектура. М., Стройиздат, 1973. 245 с. с илл.

32. ДАНИЛЮК A.M. Расчет естественного освещения помещений. Л.,-М., Госстройиздат, 1941. 140 с. с черт.

33. ЕРШОВ A.B. Принципы солнцезащиты зданий в СреднейАзии. М., Стройиздат, 1974. 96 с. с илл. и черт.

34. ЗАСЫПКИН Б.Н. Архитектура СреднейАзии. М., Изд-во Академии архитектуры СССР, 1958. 160 с. с илл.

35. ЗАХИДОВ П.Ш. Самаркандская школа зодчих. Ташкент, Изд-во "Наука", 1965. 176 с. с илл.

36. ЗЕЛЕНЮ А.У. Инсоляция как фактор планировки городов. М.-Л., Госстройиздат, 1940. 68 с. с илл.

37. ЗИГЕЛЬ К. Структура и форма в современной архитектуре. Пер. с нем. Г.М.Гольденберга. М.,. Изд-во литературы по строительству, 1965. 267 с. с илл.

38. ИБН СИНО АБУ АЛИ. Канон врачебной науки. Книга I. Ташкент, Изд-во АН УзССР, 1954. 550 с. с илл.

39. ИКОННИКОВ A.B. Эстетические проблемы архитектуры. М., "Знание", 1967. 46 с. с илл.

40. ИКОННИКОВ A.B. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. М., Изд-во литературы по строительству, 1972. 215 с. с илл.

41. ИКОННИКОВ A.B. Основные тенденции современной архитектуры капиталистических стран. М., "Знание", 1976, № 6. 48 с.

42. ИКОННШЮВ А., СТЕПАНОВ Г. Основы архитектурной композиции. М., "Искусство", 1971. 224 с. с илл.

43. ИСКУССТВО ЗОДЧИХ УЗБЕКИСТАНА. Вып. 1У. Ташкент, "Фан", 1969. 232 с. с илл.

44. КАДЫРОВА T.Q. Современная архитектура Узбекистана. Ташкент, Изд-во им. Г.Гуляма, 1974. 156 с. с илл.

45. КАДЫРОВА T.Q. Архитектура центра Ташкента. Ташкент, Изд-во им. Г.Гуляма, 1975. 28 с. с фотогр.

46. КИРИЛЛОВА Л,И. Масштабность в архитектуре. М., Гос-стройиздат, 1961. 191 с. с илл.

47. ЛАВРОВ В.А. Градостроительная кулыура Средней Азии. М., Гос. изд-во литературы по строительству, 1950. 178 с.с илл.39. "ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. Архитектура XX века". М., "Прогресс", 1970. 304 с. с илл.

48. ДИЦКЕВИЧ. В.К. Учет климатических условий цри проектировании жилых зданий в различных районах СССР. М., Стройиздат, 1975. 116 с. с илл.

49. ЛИЦКЕВИЧ В.К., К0КТЫШ В.И. Типологические требования к зданиям и сооружениям в зависимости от климата. М., Гидроме-теоиздат, 1973. 6 с.

50. МАНЬКОВСКАЯ Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии IX нач. XX в. Ташкент, "Фан", 1980. 184 с. с черт.

51. МАНЬКОВСКАЯ Л.Ю., . БУЛАТОВА В.А. Памятники зодчества Хорезма. Изд-во литературы и искусства им. Г.Гуляма, Ташкент, 1978. 192 с. с илл.

52. МЕРП0РТ И.А., НАСОНОВ Е.А. Архитектура жилища и кондиционирование микроклимата. Ташкент, "Фан", 1971. 48 с. с черт, и карт.

53. НИМЕЙЕР ОСКАР. "Мой опыт строительства Бразилиа". Пер. с португальского. М., Изд-во "Иностранная литература", 1963.63 с. с илл.

54. Н0ТКИН И.И. Искусство древних. Ташкент, "Узбекистан", 1968. 45 с. с илл.47. "ОСКАР НИМЕЙЕР. Архитектура и общество". Пер. с португальского, англ. и франц. М., "Прогресс", 1979. 192 с. с илл.

55. ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ. (В.Ф.Кринский и др.). М., Стройиздат, 1975. 193 с. с илл.

56. ШТАЧЕНКОВА Г.А. Зодчество Центральной Азии, ХУ в. Ташкент, Изд-во им. Г.Гуляма, 1976. 116 с. с илл., черт.

57. ПУГАЧЕНКОВА Г.А., РЕМПЕЛЬ Л.И. История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины XIX века. М., "Искусство", 1965. 668 с. с илл.

58. РАГОН М. О современной архитектуре. Сокр.пер. с франц. Ж.С.Розенбаума. М., Госстройиздат, 1963. 232 с. с черт, и илл.

59. РЕМПЕЛЬ Л.И. Панджара. Архитектурные решетки и их построения. Ташкент, Изд-во литературы и искусства им. Г.Гуляма, 1957. 144 с. с илл.

60. РЕМПЕЛЬ Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. Ташкент, гос. изд-во худ. литературы УзССР, 1961. 607 с. с илл. и черт.

61. РИМША А.Н. Город и жаркий климат. М., Стройиздат,1978. 280 с. с илл.

62. РОДЖЕРС Т.С. Проектирование теплозащиты зданий. М., Стройиздат, 1966. 227 с. с илл.

63. СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ (отечественный и зарубежный опыт). Обзор М., ЦИНИС, 1976. 65 с. с илл.

64. СРЕДНЯЯ АЗИЯ. Физико-географические характеристики. М., Изд-во АН СССР, 1958. 648 с. с илл. и карт.

65. СУХАНОВ И.С. Лучистая энергия солнца и архитектура. Ташкент, "Фан", 1973. 224 с. с илл.

66. УМАНСКИЙ Н.О. Солнцезащитные устройства в зданиях. М., Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и стройматериалам, 1962. 100 с. с илл.

67. ЧИСТЯКОВА С.Б. Роль природно-климатических факторовв проектировании и строительстве городов. ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, М., 1968. 26 с. с илл.

68. ШВИДК0ВСКИЙ О.А. Синтез искусств в современной советской архитектуре. М., "Знание", 1972. 40 с. с илл.

69. ЮРЧЕНК0 П.Г. Пластика в современной архитектуре. Киев, "Будивельник", 1965. 52 с. с илл.

70. ЯРАЛ0В Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. М., Стройиздат,1971. 352 с. с илл.

71. DHflR D;N. Indust riat Housing for the Tropics. Bombay, Concrete Association, 1952. p.72 ill.

72. FLOYD T.B. Town- -planning in ¿outh Africa. PietermaritSbtirg, Shuter and ¿hooter, I960. p.260itl.

73. FRY M., DREW J. Tropical. Architecture irv tKe dry chad humid zones. London, Batsford, 1964, -p.264

74. NESTLER P. Meues Ь a-ue-n in Italien. Verlag CalWay, Mimcken, 1954. 209s. Ut.

75. WILSSOM S. The New Capitals of India, Pakistan and bangladesh. Sca-ndirvavi an Institute of Asian Studies Ponograph series, №12. London,Curson Press, 1975.

76. PETHERbRIDGE P. Oaytighing. Condon, H einemann, 1966. p. 606, Ut.

77. OAKLEY D. Tropical Uouses, London, belts ford, 1961. p. 272 Ut.

78. PETHERBRIDGE P. Meteorogicat aspects of theDdy-ti^hting of Buildings. Dublin, 1754, p.31 ill

79. PETHERbRlBGE P., H0PKINS0N R. Day lighting.1.ndon, Heinewcmn, 1966. 606, ill, tdbl.

80. SE1/ERIN0 R. Eq.uipotent icil Spdce, Freedorr) ikv /Irchitecture. New York, Prater puhl. 1970. p.Hl,ill.

81. TANGUR0V Y., T0D0R0VA M., CHAR LI EV A. The Architecture of Modern Bulgaria. The. TechicaState Publ.-Mouse, Sof i ci, 1912. p. 2.9b iU , . . . K1 ,

82. WAUGH EDWARD and WAUCH ELISABETH. New

83. Architecture in the old £outh, Choral Will, The, Univercitv of Caroline* Press, i960. p. 173 ill. 5. Статьи.

84. АБДУРАСУЛЕВ P.P. Архитектура народного жилища Узбекистана. В кн. Архитектурное наследие Узбекистана. Ташкент, Изд-во АН УзССР, I960, с. 6-37

85. БАРАНОВ Н. Архитектурно-художественные проблемы развития советского градостроительства. Журн."Архитектура СССР", 1981, № I, с. 4-9

86. БУЛАТОВ М.С. Тектоника и масштабность в архитектуре. -В кн. "Искусство зодчих Узбекистана", вып. Ш. Ташкент, "Наука", 1965, с. 24-31.

87. БУЛАТОВ М.С. Ибн-Сино и некоторые вопросы теории архитектуры и градостроительства. В кн. "Общественные науки в Узбекистане", № 7, Ташкент, "Фан", 1967, с. 26-32

88. ГИНЗБУРГ М. Наследие и новаторство. Архитектура СССР, 1940, № 7, с. 51-52.

89. ДМИТРИЕВ В.М. Композиционные особенности бухарской архитектуры 2-й половины ХУI века. В кн."Материалы по теории и истории архитектуры Узбекистана", № I, Изд-во Академии архитектуры СССР, М., 1950, с. 34-46.

90. ЕРШОВ A.B., ГОЛЬДШТЕЙН Г. Ориентация летних помещенийв Средней Азии. Строительство и архитектура Узбекистана,1973, № 2, с. 42-44.

91. ЕРШОВ A.B., КОРБУТ Г.О. О функциональных и эстетических качествах солнцезащитных устройств. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", № 6, 1970, с. 45-49.

92. ЕРШОВ A.B., НАСОНОВ Е.А. Методы совместного использования искусственного охлаждения и естественных средств улучшения микроклимата. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", 1968, № 7, с. 35-38.

93. ЕРШОВ A.B., СОЛДАТОВ Е.А., УГРЮМОВ Е.И. Натурные исследования теплоустойчивости экранированных стен с вентилируемой воздушной прослойкой. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", 1968, №2, с. 38-41.

94. КОРБУТ Г.О. Пути совершенствования проектирования стационарной солнцезащиты. "Строительство и архитектура Узбекистана", 1980, 4, с. 17-18.

95. КРЮКОВА Е,Р. Некоторые вопросы пластической выразительности солнцезащитных устройств."Архитектура и строительство Узбекистана", № I, 1983, с. 11-14.

96. МАТВЕЕВА Н. Чандигарх новый город республики Индии. В сб. "Советская архитектура", № 17, М., Изд-во литературы по строительству, 1965, с. 153-165.

97. МЕРЕНКОВ М. Солнцезащитные устройства зданий в г.Навои. "Строительство и архитектура Узбекистана", 1970, № 2, с. 31.

98. МУСАЭЛЬЯН Е., ЗАМШ Г., ОРЛОВСКИЙ С. Пленка для солнцезащитных штор. Журн."Строительство и архитектура Москвы", 1969, № 7, с. 34-35.

99. НОВИКОВ Ш. Правда и ложь архитектурной формы. Журн. "Декоративное искусство СССР", 1978, № 5, с. 10-13.

100. ОБОЛЕНСКИЙ Н.В. Проектирование и расчет солнцезащитных средств. Журн."Архитектура СССР", 1964, № 12, с. 39-44.

101. ОБОЛЕНСКИЙ Н.В. Выбор рациональной ориентации и солнцезащитных средств цри проектировании зданий ВУЗов. В сб."Проектирование и строительство высших учебных заведений", вып. 5, М., "Высшая школа", 1973, с. 61-67.

102. ОБОЛЕНСКИЙ Н.В. О комплексе щштериев оценки солнцезащитных устройств. В сб. "строительная светотехника", труды НИИСФ, вып. 7 (XXI). М., Стройиздат, 1974, с. 118-131.

103. ОБОЛЕНСКИЙ Н.В. Солнцезащитный воздушный бассейн.Журн. "Светотехника", 1974, №7, с. 20.

104. ОБОЛЕНСКИЙ Н.В. Световая среда и архитектурная композиция. Журн."Светотехника", 1974, № 9, с. 7-12.

105. ОБОЛЕНСКИЙ Н.В., ВОЛКОВ Ю. Освещение и пластическая выразительность индустриальных элементов зданий. Журн."Архитектура СССР", 1976, № 7, с. 55-54.

106. РАПОПОРТ Т.Б. Архитектура жилища города Навои. М., ж. "Жилищное строительство", 1969, № 12, с. 13-14.

107. РОЗАНОВ Е.Г. Архитектура общественных зданий. Журн. "Архитектура СССР", 1978, № 5, с. 31-35.

108. САРКИСЯНЦ Е.Р. Творческие поиски и сложение образа киноконцертного зала в Ташкенте. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", 1977, № 10, с. 18-22.

109. САРКИСЯНЦ Е.Р. Мемориальная чайхана "Самарканд" в Ташкенте образ, традиция, современность. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", 1978, № I, с. 21-29.

110. САРКИСЯНЦ Е.Р. Некоторые особенности образного решения современных театральных зданий Узбекистана. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", 1978, № 10, с.16-22.

111. САРКИСЯНЦ Е.Р. Эстетика солнцезащиты в архитектуре Ташкента. Журн."Архитектура СССР", 1979, № 3, с. 44-49.

112. СУЛЕЙМАНОВ Я.Н. Приемы солнцезащиты зданий от солнечной радиации (по материалам зарубежного опыта). Журн."Архитектура СССР",' 1960, № 12, с.36-42.

113. ТУРУЛОВ В.А., ЧЕМБАРИСОВА Э.И. Эффективность архитектурно-планировочных и конструктивных средств теплозащиты больниц в условиях IУ климатического района. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", 1982, № I, с. 4-6.

114. ТУРСУНОВ Ф.Ю. Архитектурный облик городов Узбекистана. Журн."Архитектура СССР", 1977, № II, м. 26-32.

115. УГРЮМОВ Е.И. Характеристики теплопоступлений через устройства экранного типа. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", 1976, № 3, с. 44-46.

116. УГРЮМОВ Е.И. Влияние различных солнцезащитных устройств на температуру воздуха внутри помещения. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", 1978, 6, с. 11-13.

117. УГРЮМОВА Т. Влияние ориентации на внутреннюю температуру помещений в летних условиях. Журн."Строительство и архитектура Узбекистана", 1977, № 7, с. 28-30.

118. ХАЗАНОВА В. Массовое и уникальное в архитектуре советских общественных сооружений послевоенного периода. В сб."Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры". М., "Советский художник", 1973, с. 93-144.

119. ХАДЖИЕВ Х.Ш., ЗАЛИЕВ Г.П. 0 применении солнцезащитного остекления в зданиях ВУЗов. В сб."Проектирование и строительство высших учебных заведений", вып. 5. М., "Высшая школа", 1973, с. 68-70.

120. ХАЙТ В.Л. Оскар Нимейер. Журн."Архитектура СССР",1977, I? 12, с. 49-54.

121. ХАН-МАГОМЕДОВ С. Национальное и интернациональное в современной архитектуре. В сб."Интернациональное и национальное в искусстве". М.,"Наука", 1974, с. 200-274.

122. АТК1МБ01\1 СЛ. Рг\-исгр1е5 а? Ъо^сЛ Вее^п, "кг-сЬ.ЧесЪтА Кву.в>г-19бО,у.СХХУШ N761, .¡Шу. ^8-160.

123. ГОХИАЬиК Iлао!аиои с^ Ъи^ьт^. "ЦесЛгу^ апс! ventilаtin^" 1?51 Г А , <^.1. ^.78-70

124. Жт UM. The Format Imciçe: US A. "Architectural Review" лг. САХУ11. N 757, )9бо, morch,

125. MACPHERS0N R.K. Termal Comfort Non-Tropical Australian Houses. " Architectural Science Review " i960, November V.3 fx 440415

126. PIRAMIO de LOQUIT. "Arch\tecture"CRomc»nics)ii6 р.86-Д

127. РЕПМИНСКИ Г. впечат/ен^я or еЭим Фрвнски морс.

128. Ки курорт. "Architecture" СБългдрия) 1978 с. 34-3G45. 34INV В.Я Uousin<§ in the Udt Arid Tropics. "Arci-tectur^í Science Review1; march. р.Ъ-\26. Диссертации.

129. АЗИМОВ A.X. Современная архитектура ОАР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1969, 263 л., 6 илл.

130. ГАВРИЛОВА Н.В. Проблема орнаментальности в пластическом решении современных зданий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Тбилиси, 1969, 272 л., 40 илл.

131. ГАРАМОВ Ю.М. Архитектурно-планировочные решения крытых рынков для районов с жарким климатом (применительно к условиям Узбекистана). М., 1975. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. 185 л., 48 илл.

132. ЕРШОВ A.B. Исследование средств естественного регулирования микроклимата жилища в условиях Узбекистана. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Ташкент, 1962, 173 л., 26 илл.

133. ШМОНОВ Л.Г. Искусство композиции в архитектуре Азербайджана. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. Л., 1975, 360 л.

134. ОБОЛЕНСКИЙ Н.В. Методы расчета инсоляции и естественного освещения зданий в южных районах (на примере высших учебных заведений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. М., 1965. 142 с. 43 илл.

135. РОЗАНОВ Е.Г. Опыт и проблемы развития архитектуры музеев В.И.Ленина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1975, 156 л., 16 илл.

136. САФАРЯН Ю.А. Некоторые особенности формирования многоэтажных жилых домов, возводимых в г.Ереване с учетом аэрации, инсоляции и организации помещений связи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Ереван, 1972, 130 л., 28 илл.

137. СКРОБ Л.А. Солнцезащитные средства в архитектуре промышленных зданий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1978, 208 с. с илл.

138. СУХАНОВ И.С. Роль света в архитектуре Средней Азии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1954, 203 л. с илл.

139. СУХАНОВ И.С. Инсоляция в архитектуре Узбекистана. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. М., 1970, 419 л. с илл.

140. УБАЙДУЛЛАЕВ Х.М. Архитектура кинотеатров малой и средней вместимости для условий Узбекистана. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1967, 187 л.,56 илл.

141. ХАЙТ В.Л. Современная архитектура Бразилии. Творческие проблемы национальной школы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1971, 107 л. с илл.

142. ХАЛЕД-АЛЬ-СУЛТАНИ. Национальные элементы арабской архитектуры в современном строительстве общественных зданий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1973, 172 л., 48 илл.

143. ШАХИН БАХДШАТ РАШИД. Архитектура административных зданий и их комплексов в странах Ближнего Востока (на примере Ирака). Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1974, 273 л., 58 илл.7. Авторефераты

144. АБДУРАСУЛЕВ Р.Р. Основные принципы проектирования жилищного строительства усадебного типа) в городах Узбекистана. Автореферат дисс.на соиск.уч.степени канд.архитектуры. М.,1952,12 с.

145. БЫЛИНКИН Н.П. Жилище и климат (элементы архитектурно-строительной климатологии в применении к проектированию жилища- 138 в СССР). Автореф.дисс.на соиск.уч.степени канд.архитектуры. М., 1949. 16 с.

146. ЗАХИДОВ П.Ш. Народные зодчие Самарканда XIX нач. XX в. (К проблеме самаркандской архитектурной школы). Автореф.дисс.на соиск.уч.степени канд. искусствоведения. Ташкент,1962. 20 с.

147. КРЮКОВ К.С. Прогрессивные тенденции зодчества Средней Азии ХУ1 века. Автореф.дисс.на соиск.уч.степени канд.архитектуры. Ташкент, 1965, 22 с.

148. НОТКИН И.И. Хивинская школа зодчества конца ХУШ нач. XIX в. Автореф.дисс.на соиск.уч.степени канд.искусствоведения. Ташкент, 1962. 20 с.

149. МЕРПОРТ И.А. Основы типизации многоэтажного жилища в климатических условиях Узбекистана. Автореф.дисс.на соиск.уч. степени канд.архитектуры.М.-Ташкент, 1963. 17 с.

150. СКРОБ Л.А. Солнцезащитные средства в архитектуре промышленных зданий. Автореф.дисс.на соиск.уч.степени канд.архитектуры. М., 1979. 15 с.

151. Нормативно-технические документы.

152. РЕКОМЕНДАЦИИ по расчету летнего теплового режима помещений и оценке теплоустойчивости наружных огражденйй жилых и общественных зданий в климатических условиях Узбекской ССР. М., Стройиздат, 1975. 47 с.

153. РУКОВОДСТВО по проектированию и применению солнцезащитных средств в промышленных зданиях (Н.В.Оболенский, А.И.Пануров и др.). М., Стройиздат, 1980 г. 96 с. с илл. и черт.

154. СНиП П-А,6-72. Строительная климатология и геофизика. М., Изд-во литературы по строительству, 1973. 319 с. с карт.9.Препринты.

155. ВОРОНИНА В.Л. Современная архитектура стран тропической Африки. Обзор. ЦНТИ, М., 1973. 64 с. с илл.

156. ИНСТРУКЦИЯ по уменьшению теплопоступлений через наружные ограждения зданий в условиях Узбекистана. Ташкент, 1979. 28 с. с черт.

157. КИРИЛЛОВА Л.И. Проблема соразмерности в современной архитектуре. Сб."Проблемы формообразования в современной архитектуре". М., ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1975. с. 5-21.

158. КРЮКОВА Е. Солнцезащита и пластика в архитектуре Узбекистана. Тезисы доклада. В сб."Краткие тезисы докладов 1У-й искусствоведческой научно-теоретической конференции молодых ученых" (21-24 апреля 1981 г.). Ташкент, 1981. с.97-100.

159. ЛИЦКЕВИЧ В.К. Улучшение гигиенических качеств жилища в различных климатических условиях СССР. Обзор. М., ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1973. 48 с. с черт, и карт.

160. МЕРПОРТ И.А.,ПЛЕТНЕВ И.Е.СМИРНОВА Л.А. Организация летних помещений жилища в странах с сухим жарким климатом,Обзор. М., ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре,1973. 59 с. с илл. и черт.

161. ОПЫТ применения регулируемых солнцезащитных устройств для светопроемов гражданских зданий (обзорная информация).Ротапринт ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, М., 1983, вып. 2. 45 с. с черт.

162. РЕКОМЕНДАЦИИ по защите жилых зданий от летнего перегрева в условиях Узбекистана. Ротапринт ТашЗНИИЭП. Ташкент, 1972. 148 с. с черт, и карт.

163. САРКИСЯНЦ Е.Р. Солнцезащита и национальное своеобразие архитектуры. Тезисы доклада. В сб."проблемы градостроительного проектирования и моделирования развития городов". Часть I, Ташкент, УзНИИП градостроительства, 1980. с. 136-137.

164. Рукописи и архивные материалы

165. СХЕМА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВовоещеиие литературных мстс'1нм1{с13 и научно -зкспери -ментальных данныхк ом л е кскритериево а Е и и С1>1'| 1\ /\!ДМс.з.с.

166. И С Т О Р И Ч I! С К И Ii нею к иfUMJIÍMU МШ1< МИГНМ и ШШИЦ-ШТШ.ХЬ ШЛМ М1ЛКСС УЛ11К г/ № ШЛМДНМ I ШД И1М). ШИИ1И f 1 111,

167. M îï С « 15 Ii i-i M О С Т И

168. А. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА СВОДЧАТОГО И КОЛОННОГО ЛИВАНОВ1. ММТШПШОШ ФОРМ.композиционный АКЦЕПТ К ШСТШ fOKUCMJÚ jjcrpoúKH

169. Д » O » i IV Ж UM SAÍÜ. ШИЦШШПИЫВ1. KDJSIPEKчандигарх W «ИНДИЯ)ваш. истоми «нагш« злттютш кынос крцьли а

170. KVfOPT 'i/tbSïtMr ПЛШНОНЛТ. ШНЦВЛЦИТММГ fc. ВОЛ Г А F M SI TMPtu

171. Mm. lin tmb)!i ИШР.УМШДЦИШЯ РЕЦИКЛ E ^ Ф 1= A I I и M il W МОНГОЛИЯ ШИ-Ц1Ж KWHOTUTP•w I/IWIII WJIII.I (MMlfíittUTlUí ИЫГТМ

172. ЙШН-ШН.вТШ ТШРАИШ. HiUMOïATtHfHUt МНСТИШИЙтакие, .сити-лом, систш мджий1. SinOMHSI

173. UA3YQM. Здл ШЫМШ.ШТикШНШ U1FÍÚCI&Ai=a;íлм '-i м 1=1 is {;ол1Щ1Е;и\и1мтМ1з11:.

174. ОТКРЫТЫЙ С СИС-ТЕкинН ЙЭЕЛЕИЕНИЯ1М10К. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. ШЬIIОЙ 410РЧк