автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.01, диссертация на тему:Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки

кандидата биологических наук
Самсонова, Галина Олеговна
город
Тула
год
2002
специальность ВАК РФ
05.13.01
цена
450 рублей
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки»

Оглавление автор диссертации — кандидата биологических наук Самсонова, Галина Олеговна

Введение

Глава 1. Музыка как способ управления функциональным состоянием 9 человека (обзор литературы)

1.1. Организм как саморегулирующаяся иерархическая система

1.2.Влияние внешних факторов на БС с позиций теории управления 12 1.3.Основные элементы музыкальной ткани и их связь с биологическими 14 ритмами

1.4. Музыкальное произведение с точки зрения системного подхода. 17 Музыка как система выразительных средств.

1.5. Психофизиологические и нейробиологические аспекты и механизмы 19 восприятия музыки

1.6. Особенности восприятия музыки лицами с разным уровнем 24 музыкального образования

1.7. Влияние музыки на функциональные системы организма

1.8. Цветомузыкальные ассоциации

1.9. Исторический очерк музыкотерапии

1.10. Музыка как один из главных факторов в комплексе 34 немедикаментозных реабилитационных воздействий

1.11. Области применения музыкотерапии

1.12. Использование музыки для коррекции функционального состояния 42 дегей и подростков

Глава 2. Материалы и методы исследования

2.1. Обследованный контингент

2.2. Методы исследования

2.2.1. Биоритмологические

2.2.2. Исследующие функцию внешнего дыхания.

2.2.3. Психологические и психофизиологические

2.2.4. Изучение сенсорной чувствительности

2.3. Обоснование и принципы построения авторских тестирующих 51 музыкальных программ

2.4. Статистическая обработка показателей

Глава 3. Особенности музыкальных предпочтений у молодых людей по данным тестирующих программ

3.1. Музыкально-стилистические предпочтения студентов ТулГУ с 65 различным уровнем двигательной активности

3.2. Музыкальные предпочтения студентов исполнительских и 70 теоретического отделений музыкального училища и учащихся музыкального лицея

3.2.1. Программа №

3.2.2. Программа № 3 (тембры)

3.2.3. Программа №4 (темпы)

3.3. Взаимосвязь результатов тестирования по программе №1 и данных 77 желаемых особенностей музыкального произведения

3.4. Ароматестирование

3.5. Взаимосвязь музыко- и аромапредпочтений у студентов разных 81 факультетов

3.5.1. Специальность «Лечебное дело»

3.5.2. Факультет МИСУ

3.5.3. Специальность «Физкультура и спорт»

3.5.4. Студенты музыкального училища

3.6. Артсенситивность

3.6.1. Специальность «Лечебное дело»

3.6.2. Специальность «Физкультура и спорт»

3.6.3. Студенты музыкального училища

3.7.Сенсорные ассоциации

3.8. Взаимосвязь чувствительности обонятельного, слухового и 99 зрительного анализаторов у студентов

Глава 4. Взаимосвязь особенностей функционирования БС и сенсорных предпочтений

4.1. Состояние вегетативной регуляции по данным вариабельности ритма 101 сердца и ее связь со стилистическими особенностями музыкальных произведений

4.2. Состояние функции внешнего дыхания и его взаимосвязь со 103 стилистическими особенностями музыкальных произведений

4.3. Особенности музыкальных предпочтений в зависимости от характера 106 организации системы биоритмов

4.3.1. Студенты специальности «Лечебное дело»

4.3.2. Студенты факультета МИСУ

4.3.3. Специальность «Физкультура и спорт»

4.3.4. Студенты музыкального училища

4.4. Взаимосвязи особенностей психологической адаптации и сенсорных 119 предпочтений

4.4.1. Цветовой тест М.Люшера

4.4.2. Особенности психологического статуса студентов по данным 127 вербальных методик и их взаимосвязи с музыкальными предпочтениями

4.4.3. Ритмотестирование

4.4.4. Результаты изучения динамических свойств нервной системы по 130 данным теппинг-теста

4.5. Влияние фактора психоэмоциональной напряженности на 133 музыкосенситивность

4.6. Особенности ритмической организации биоэлектрической активности

4.7. Особенности биоэлектрической активности головного мозга у 135 студентов с различным уровнем успеваемости

4.8. Взаимосвязь параметров ЭЭГ с личностными особенностями 137 студентов

Глава 5. Изменение биоэлектрической активности головного мозга при музыкальных воздействиях на биосистему по данным нейрокартирования

5.1. Динамика изменения спектральной мощности в разных отделах коры 139 при восприятии предпочитаемой музыки у студентов всех специальностей

5.2. Динамика спектральной мощности при восприятии отвергаемой 144 музыки у студентов с разным уровнем музыкального образования

5.3. Сравнение изменения уровня мощности при восприятии любимой и 147 нелюбимой музыки у музыкантов и немузыкантов

5.4. Динамика показателей внутримозговой интеграции при аудиальных 148 воздействиях

5.4.1. Студенты немузыкальных специальностей

5.4.2. Студенты-музыканты

5.5. Динамика показателей ЭЭГ во время и после прослушивания музыки в 154 группе музыкантов

5.6. Изменения временной организации биосистемы при непосредственном 161 воздействии предпочитаемых и отвергаемых музыкальных произведений 5.7.0собенности реакции на музыкальное воздействие в зависимости от 164 исходной картины ЭЭГ и музыкосенситивности

5.8. Обсуждение результатов

Введение 2002 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Самсонова, Галина Олеговна

Актуальность проблемы. В процессе адаптации организма к условиям окружающей среды постоянно происходит синхронизация системы биоритмов с внешними периодическими воздействиями (Алпатов А.М., 2000). Если большинство искусственно созданных источников ритма (бытовая и компьютерная техника) обладают десинхронизирующим (патогенирующим) влиянием, то тысячелетняя история использования музыки с лечебными целями свидетельствует о ее саногенирующих (т.е. оптимизирующих) возможностях (Брусиловский Л.С., 1970).

С.В Щушарджан (2000) определяет музыкотерапию как систему психосоматической регуляции функций организма человека. Восприятие музыки и участие в музыкальном исполнении способствует эмоциональному раскрытию личности, а прослушивание классической музыки может быть стимулирующим фактором самовыражения (Jensen K.L., 2000).

Музыкальное воздействие через функциональные системы (ФС) организма может уменьшать боль, беспокойство, тошноту, усталость и депрессию (Myskja А. et al., 2000). Снижая уровень кортизола, музыкальная терапия используется в коррекции пациентов с хроническим стрессом (McKinney С.Н. et al., 1997), при этом музыкальное обучение не играет никакой роли в восприимчивости пациента к данному виду воздействия (Verdeau-Pailles J., 2000). Слушание классической музыки и вдыхание приятных запахов растительного происхождения способны нормализовать уровень тревожности, обеспечить преобладание позитивно окрашенных ощущений, а также увеличить число испытуемых с состоянием равновесия эрго- и трофотропных систем (Маляренко Т.Н., 2001).

Вместе с тем некоторые виды квазинаркотической, оккультной музыки, а также современные «техно» и «рейв» могут приводить к «рассогласованию» существования человека с ритмами биологического и небиологического происхождения (Шлинк Б., 1992; цит. по: Лещук И.И., 1998).

С точки зрения системного подхода музыкальное сочинение может быть представлено как многоуровневая тематическая система (Холопова ВН., 1983). Одним из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией) является ритм. Считается, что прообразами двух типов ритмических структур в музыке являются физиологически обусловленные периодичности - дыхание и пульс. В настоящее время особенности ритмической организации организма как биосистемы (БС) в целом, так и отдельных ФС широко изучаются (Земцовский Э.В., 1995; Мельников А.Х., 1997), в гом числе и при управляющих воздействиях (Батова Н.Я. и соавт., 1998; Фризен В.Э., 1999; Ржешниовецкий Г.П., 2000; Фудин А.Н., 2001).

По литературным данным, рекомендуемый подбор арттерапевтических воздействий носит эмпирический характер, не учитывающий индивидуальных функциональных особенностей и актуального состояния организма, что снижает эффективность их использования.

Целью исследования явилось изучение психофизиологических механизмов сенсорного восприятия для индивидуализации и оптимизации арттерапевтических воздействий.

Для реализации цели определены следующие задачи:

1. Разработать принципы и системы арт- и сенсодиагностики, адресованные: а) зрительному анализатору - программы, включающие произведения живописи, скульптуры, архитектуры; б) слуховому анализатору - тестирующие музыкальные программы, ориентированные на стилистические, метроритмические и тембровые особенности музыкальных произведений; в) обонятельному анализатору — ароматест на основе природных эфирных масел, традиционно используемых в ароматерапии.

2. Изучить артсенситивность у лиц молодого возраста и интеграцию сенсорных систем в формировании индивидуальных предпочтений.

3. Выявить физиологические и психофизиологические корреляты музыкального восприятия у лиц молодого возраста в зависимости от уровня музыкального образования.

4. Оценить динамику биоэлектрической активности головного мозга при аудиальных воздействиях по данным нейрокартирования; в том числе при прослушивании предпочитаемой и отвергаемой музыки.

5. Разработать физиологически обоснованные критерии отбора лиц, а также музыкальных произведений для проведения музыкотерапии.

6. Сформулировать рекомендации по комплексному использованию воздействий через основные сенсорные каналы в целях потенцирования оптимизирующего эффекта.

Научная новизна. Впервые проведено популяционное исследование лиц молодого возраста, установившее независимость артчувствительности от уровня музыкального образования, привычной двигательной активности или особенностей интеллектуальной деятельности, связанной с изучаемой специальностью.

Выявлена более высокая интеграция изученных сенсорных систем у лиц, умственная деятельность которых характеризкется предметно-образным типом мышления по сравнению с абстрактно-логическим.

Изучена значимость комплекса средств музыкальной выразительности (музыковедческих характеристик произведений) и установлена ведущая роль темпо-ритмических и ладо-гармонических параметров в функционировании физиологических механизмов восприятия музыки.

Выявлена различная артчувствительность у лиц разного пола в зависимости от уровня психоэмоциональной напряженности: у юношей в состоянии психологического дискомфорта она снижается, а у девушек - избирательно возрастает.

Впервые установлены физиологические и психофизиологические корреляты сенсорных выборов по данным комплекса методик, оценивающих уровень и характер функционирования различных систем организма, а также биоритмологическую организацию.

Установлены различные типы реакций мозга на музыкальное воздействие в зависимости от исходного функционального состояния, при этом у лиц с нарушением ритмической организации (снижение амплитуды а-ритма, выраженная дизритмия) в процессе восприятия индивидуально предпочитаемой музыки происходит ее оптимизация, сохраняющаяся в последействии.

Изучены различия в характере реактивности на предпочитаемую и отвергаемую музыку: при восприятии предпочитаемой музыки в организации биоэлектрической активности головного мозга происходят изменения, указывающие на снижение уровня нейротизма, в то время как восприятие отвергаемой музыки может сопровождаться электрофизиологическими эквивалентами повышения уровня психотизма.

Показано, что нейрофизиологические механизмы восприятия музыки зависят от уровня музыкального образования, при этом у немузыкантов наибольшие изменения происходят в правом, а у музыкантов - в обоих полушариях.

На основании тестирования определены оптимальные сочетания стимулов, адресованных к разным сенсорным системам (зрительной, обонятельной, слуховой) для назначения комплексных воздействий.

Практическая значимость. Выявленные различия в механизмах восприятия приятной и неприятной музыки делают необходимым индивидуализацию формирования музыкальных программ в целях повышения их эффективности.

Установленные взаимосвязи функционирования сенсорных систем позволили сформулировать принципы комплексного воздействия с целью потенцирования оптимизирующего эффекта.

Обнаруженные психофизиологические корреляты дают возможность экспресс-анализа уровня адаптации по результатам сенсотестирования.

Определены физиологические критерии и принципы подбора корригирующих программ по данным функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

Установлено, что значительная вариабельность оценок арт-, арома- и музыкотестов отражает гиперреактивность, что требует корригирующих мероприятий.

Доказано оптимизирующее влияние предпочитаемой музыки на управляющее звено биосистемы, в то время как отвергаемая музыка вызывает отрицательные сдвиги в биоэлектрической активности головного мозга.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования используются в рамках программы «Здоровье студентов» и педагогическом процессе на кафедрах внутренних болезней и физического воспитания и спорта Тульского государственного университета, а также в практике работы Тульского областного Центра Медицинской Профилактики и Реабилитации и Муниципального Центра дополнительного образования «Преображение».

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены и обсуждены на 13 конференциях (в том числе 3 Международных, 7 Российских): Всероссийской научно-технической конференции студентов, молодых ученых и специалистов «Биотехнические, медицинские и экологические системы и комплексы» (Рязань, 1999), Международной конференции «Медицина и физкультура на рубеже тысячелетий» (Москва, 2000), Первом московском Международном форуме «Спортивно-медицинская наука и практика на пороге XXI века» (Москва, 2000), Республиканской научно-практической конференции «Достижения и проблемы функциональной диагностики на рубеже XXI века» (Москва, 2000), Всероссийском научно-практическом семинаре «Современные возможности холтеровского мониторирования» (Санкт-Петербург, 2000), 111 научно-технической конференции студентов и аспирантов (Рубцовск, 2000), Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье в XXI веке» (Тула, 2000), ежегодной конференции ДиаМА «Актуальные проблемы деятельности диагностических центров в современных условиях» (Москва, 2000), Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье школьников и студентов. Методы оценки, профилактические и реабилитационные технологии» (Владимир, 2000), научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры медико-биологических дисциплин ТулГПУ им. Л.Н.Толстого (Тула, 2000), XXXУП научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ТулГУ (Тула, 2001), I научно-практической конференции ВУЗов Центрально-Черноземного региона России «Физическая культура и спорт молодежи в XXI веке» (Воронеж, 2001) и Международной научно-практической конференции «Состояние биосферы и здоровье людей» (Пенза, 2001).

Апробация работы осуществлена на совместном заседании кафедр внутренних болезней и физкультуры и спорта Тульского государственного университета и Государственного унитарного предприятия НИИ новых медицинских технологий (2000 г.).

Публикации. Материалы исследования изложены в 15 публикациях.

Структура и объем диссертации. Диссертация имеет общепринятую структуру, состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, изложена на 170 страницах, содержит 36 таблиц и 12 рисунков. Список использованной литературы представлен 373 источниками, включая 250 зарубежных.

Заключение диссертация на тему "Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки"

Выводы

1. Определение индивидуальной арт- и сенсочувствительности является необходимьш условием проведения арттерапии.

2. Разработаны и апробированы четыре музыкальные тестпрограммы, ориентированные на стилистические, метроритмические и тембровые особенности музыкального произведения и позволяющие провести отбор лиц, сенситивных к аудиальным воздействиям.

3. Артсенситивностъ молодых людей колеблется в широких пределах, не зависит от уровня специального образования, пола и уровня привычной двигательной активности, но связана с характером организации системы биоритмов всех периодов, психофизиологическими особенностями, актуальным состоянием и характером умственных нагрузок.

4. У лиц с преобладанием умственной деятельности с предметно-образным типом мышления наблюдается более высокая интеграция зрительной, обонятельной и слуховой сенсорных систем по сравнению с абстрактно-логическим типом. У студентов-музыкантов и медиков высокодостоверно взаимосвязаны все три сенсорные системы, у студентов-спортсменов - обонятельная и слуховая, а у студентов-инженеров таких взаимосвязей не найдено.

5. Предпочтения музыкальных темпов опосредуются параметрами спектрального анализа ритма сердца и головного мозга. Стилистика Ф.Шопена и рок-н-ролл выбирается студентами с высокой ЧСС, а стилистика Д.Шостаковича - с высоким вариациоанным размахом сердечного ритма.

6. Биоэлектрическая активность головного мозга высокочувствительна к музыкальным воздействиям: индивидуально предпочитаемая музыка оптимизирует характер ее ритмической организации по данным нейрокартирования, что сопровождается электрофизиологическими эквавалентами снижения уровня нейротизма.

7. Характер реакции на предпочитаемую и отвергаемую музыку зависит от уровня музыкального образования и проявляется различными психофизиологическими механизмами функционирования нейронных сетей.

8. Прослушивание отвергаемой музыки у студентов немузыкальных специальностей может сопровождаться электрофизиологическими эквивалентами повышения уровня нейротизма и психотазма.

Практические рекомендации

1.Использование артвоздействий без учета индивидуальных особенностей и функционального состояния не является целесообразным.

2. Для выявления индивидуальных сенсорных предпочтений у лиц молодого возраста рекомендуется проводить тестирование с помощью разработанных арт-, арома- и музыкотестов. Наиболее информативными музыкальными фрагментами являются стилистика А.Вивальди, Й.Гайдна, ДДИостковича и А.Шнитке, тембр органа, среди ароматов - запахи цитрусовых, произведений искусства - творчество Леонардо Да Винчи, В.Ван-Гога, КЛетрова-Водкина, С.Дали, П.Пикассо и Н.Рериха.

3.Значительная вариабельность оценок арт-, арома- и музыкотестов указывает на гиперреактивность и требует коррекции.

4. У юношей, имеющих психологические проблемы, музыкочувствительность снижается, поэтому использование стилистики ЙХайдна, ФЛПопена, Дж.Гершвина, кантри и фламенко в качестве оптимизирующего воздействия может быть неэффективно.

5.Обнаруженные сочетания сенсорных выборов могут использоваться в работе спортивных сооружений, санаториев-профилакториев, восстановительных центров и отделений ЛФК.

Библиография Самсонова, Галина Олеговна, диссертация по теме Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

1. Алдошина И.А. Основы психоакустики. Громкость сложных звуков. Тембр. -Звукорежиссер, 2000, № 9 с. 40-43; 2001, № 2-е. 40-45; № 3 - с. 54-59; № 4 - с. 50-54.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.

3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. - 547 с.

4. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979.

5. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. -196 с.

6. Арановский М.Е. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора/ТБессознательное. Природа, функции, методы исследования. т. 2. — Тбилиси, 1978.

7. Арановский М.Е. Интонация, знак и новые методы. Сов. музыка, 1980, № 10. - с. 99-110.

8. Аристотель. Поэтика. М.: Гос. Изд-во худ. литературы, 1957. - 184 с.

9. Ю.Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект// Психологическийжурнал, 1984, т. 5, № 3. с. 46-55.

10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

11. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984.- 224 с.

12. Березина Г.А Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении монотонной деятельносги.//Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. -М.: МГУ, 1977, т. 1.

13. Бехтерева Н. П. Нейропсихологические аспекты психической деятельности человека. -2-е изд. Л.: Медицина, 1974. - 151 с.

14. Блинова В.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974.

15. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Пер. с англ. - М.: Мир, 1988.-248 с.

16. П.Болдырева ПН., Жаворонкова Л.А., Добронравова И.С. Отражение особенностей функционального состояния мозга человека в характере межполушарных соотношений ЭЭГ//Мозг и поведение. М.: Наука, 1990. - С.З92-405.

17. Большунова Н.Я. Соотношение сигнальных систем и индивидуальных особенностей регуляции познавательных и сенсомоторных действий. Вопросы психологии, 1980, №5.-с. 121-126.

18. Браун Ф. Биологические ритмы// Сравнительная физиология животных: Пер. с англ. -М.: Мир, 1977, т. 2.

19. Брусиловский Л.С. Музыкотералия. В кн. : Руководство по психотерапии. -Ташкент: Медицина, 1985.-е. 273-304.

20. Булла Г. Ароматерапия (пер. с нем). М.:Крон-Пресс, 1998.-128 с.

21. Валькова В. Решает системный подход. Сов. музыка, 1985, № 1. - с. 92-95.

22. Венкина И.В. Биоритмологические критерии адаптации у лиц молодого возраста. -Дисс. .канд. биол. наук. Тула, 1999.

23. Вернадский В.И. Биосфера: Избранные труды по биогеохимии. М.: Мысль, 1967.376 с.

24. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: 1987.

25. Вышнеградский И.А. Раскрепощение ритма. Музыкальная академия, 1992, №2. - с. 139-141.

26. Гарбузов H.A. Зонная природа динамического слуха. М, 1957. - 108 с.

27. Гессе Г. Игра в бисер. М.: Правда, 1992. - 496 с.

28. Глебов И. (Асафьев Б.В.) Видение мира в духе музыки. Сов. музыка, 1976, № 5. - с. 74-86.

29. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: Музыка, 1993. - 190 с.

30. Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984.

31. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли/Свод № 3. Международный альманах. -М.:Танаис ДИ-ДИК, 1994.- 544 с.

32. Данилова H.H. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2000.- 373 с.

33. Деряпа Н.Р., Мошкин П.П., Поеный B.C. Проблемы медицинской биоритмологии. -М.: Медицина, 1985. 207 с.

34. Дубровская О.Ф. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. -М.: Фолиум, 1995. 64 с.

35. Евдокимова Ю.К., Мельниченко В. Музыкальная терапия: что? зачем? как? -Музыкальная академия, 1993, № 1. с. 178-183.

36. Елатов В. И. По следам одного ритма. Минск, 1974.

37. Зайцев В.Ф. Биоритмы творчества. Л.: Знание, 1989.- 32 с.

38. Зигфрид В. Танец искусство движения: красота как свойство поведения//В кн.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики.//Ред. Т.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. Пер. с англ. - М.: Мир, 1995. - с.125-155.

39. Ильчук М.В. Феномен музыки: тайна бытия и восприятия. М.: 1999.

40. Исаева И.В. Особенности регуляции сердечного ритма под влиянием пролонгированного сенсорного притока в условиях психоэмоционального стрессаУ/Тезисы докладов Всероссийского съезда Физиологического общества им. ИЛЛавлова, Казань, 2001. С. 342.

41. Ииранек Я. Интонация как специфическая форма осмысления музыки. Сов. музыка, 1988, №10.-с. 126-130.

42. Кирюшин В.В., Мочалова Е.К., Бомбардирова Е.П. и др. Музыка в реабилитации новорожденных детей и роль музыкальной культуры родителей// Тезисы 4

43. Международной научно-практической конференции "Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей". — М.: 1995. с. 208.

44. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. Пер. с чешского. - М.: Музыка, 1976.-368 с.

45. Колодовская Е.А., Меженцев Т.Н. Коррекция психоэмоциональной сферы методом музыкотерапии//Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей». -Смоленск, 1998. с. 140.

46. Кондратьев М. К проблеме типологии ритма. Сов. музыка, 1983, № 7.

47. Кондрашин П. Музыкальные инструменты перед микрофоном. Звукорежиссер, 2001, № 3 - с. 62-66; № 4 - с. 56-60; № 5 - с. 66-68.

48. Кузнецов Л.А. Акустика музыкальных инструментов//Справочник. М., 1989.

49. Курт Э. Кризис романтической гармонии в «Тристане» Вагнера. Пер. с нем. - М.: Музыка, 1975.

50. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта//Серия «Здоровье в любом возрасте». Пер. с англ. -Минск, 1999.-320 с.

51. Леви Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание//В кн.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики.//Ред. Т.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. Пер. с англ. М.: Мир, 1995. - с. 227-250.

52. Лещук И.И. Экология духа. Одесса, 1998.

53. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. — М., 1927.

54. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.

55. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки. Сов. музыка, 1990, № 11 - с. 64-74, №12-с. 66-69.

56. Леви-Строс 1С Структура мифов. — Вопросы философии, 1970, № 7.

57. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995.

58. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации//Отв. ред. Кудряшов А.Ф. Петрозаводск, 1992.- 318 с.

59. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений М.: Музыка, 1979. - 536 с.

60. Маляренко Т.Н. Сенсорные притоки модулируют факторы организации адаптивного поведения у человека//Тезисы докладов Всероссийского съезда Физиологического общества им. И.П.Павлова, Казань, 2001.- С. 546.

61. Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект. Сов. музыка, 1979, № 3.

62. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.

63. Медушевский В.В. К проблеме семантического синтаксиса: о художественном моделировании эмоций. Сов. музыка, 1973, № 8. - С. 20-29.

64. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы. Сов. музыка, 1980, № 9. - с.39-48.

65. Медушевский В.В. Музыка звуковой мир// Звук - тон - нота. - Сов. музыка, 1986, № 11 . - с. 82-88; Тембр - фонизм - сонорность. - Сов. музыка, 1986, № 12. — с. 75-82.

66. Мельников А.Х. Ритмическая организация функциональных систем организма в норме и патологии. Автореф. дис.докт. мед. наук. - Тула, 1996.

67. Мельников А.Х. Очерки интегральной диагностики. Тула: НИИ новых медицинских технологий, ТППО, 1997. - 177 с.

68. Мельников А.Х, Веневцева Ю.Л., Венкина И.В. Предпочтение вкуса, цвета, запаха и музыкальных ритмов у студентов различных факультетов//Материалы научно-практической конференции «К 10-летию клинико-диагностического центра ТОБ». -Тула, 1998.-с. 91.

69. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981.

70. Миргородская С. Ароматерапия. М.: 1994.-126 с.

71. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. JI.: 1971.

72. Музыка и миф//Материалы научно-практической конференции «Музыка и мифология». 26-27.04.89. - Москва, РАМ им.Гнесиных.

73. Музыкальная эстетика стран Востока//Сост. Шестаков В.П. -М.: Музыка, 1967.

74. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 672 с.

75. Мясшцев В.Н., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей//Вопросы психологии, 1975, №1.-С. 54-67.

76. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965.

77. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.

78. Назайкинский Е.В. Музыка и экология. Музыкальная академия, 1995, Xsl. - с. 8-18.

79. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности //Вопросы психологии, 1982, № 5. с. 85-94.

80. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988.-216с.

81. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. -М.: Наука, 1976.

82. Олыпанникова А.Е., Семенов В.В., Смирнов Л.М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность//Вопросы психологии, 1976, № 5. с. 103-113.

83. Оранский И.Е. Природные лечебные факторы и биологические ритмы. М.: Медицина, 1988.- 288 с.

84. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Композитор, 1997.

85. Полунина Е.В. Катарсис в музыке. Сов. музыка, 1991, № 11. - с. 95-100.

86. Проблемы лада//Сб. статей. Сост. Южак К.И. М.: Музыка, 1972. - 316 с.

87. Проблемы музыкального ритма//Сб. статей. Сост. ХолоповаВ.Н. -М.: Музыка, 1978.

88. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. -448 с.

89. Славин М.Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1989.- 304 с.

90. Собчик Л.Н. Метода психологической диагностики. М.,1990, вып.2— 87 с.

91. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление// В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. -Л.: Музыка, 1965.

92. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.

93. Старчеус М.П. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия/ЛВосприятие музыки. -М.: Музыка, 1980.

94. Судаков К.В. Системная организация физиологических функций//БМЭ, т.29. с. 273281.

95. Сухотин А. Ритмы и алгоритмы. М., 1988.

96. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей//Избранные труды. — М.: Музыка, 1985.

97. Тернер Ф., Пёппель Ф. Поэзия, мозг и время//В кн.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики.//Ред. Т.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. Пер. с англ. -М.: Мир, 1995.

98. Тюрин И.А. Специфика современных свойств биологических систем. Вопросы философии, 1977, № 6.

99. Хадарцев A.A., Фудин H.A., Фризен В.Э., Каинов В.А., Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Морозов В.Н., Рыбакова В.В., Никаноров Б.А., Венкина И.В.

100. Управление функциональными системами организма человека.- т.1. Возможности управляющих воздействий на организм человека в условиях адаптации к факторам внешней среды//Под ред. А.А.Хадарцева и В.Э.Фризена. Тула: ТулГУ, НИИ НМТ, 1999.-208 с.

101. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988.

102. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1976. - 288 с.

103. Холопова В.Н. Фактура. М. : Музыка, 1979.

104. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980.- 71 с.

105. ХолоповаВ.Н. Музыкальный тематизм. -М.: Музыка, 1983. 88 с.

106. Холопова В.Н. Исследования по музыкальной ритмике в СССР. Сов. музыка, 1990, №5.-с. 52-58.

107. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства//в 2-х частях. ч. 1. Музыкальное произведение как феномен. - М.: МДОЛГК, 1990. - 140 с. /ч.2. Содержание музыкального произведения. - М.: МДОЛГК, 1991.-122 с.

108. Хутиев Т.В., Антомонов Ю.Г., Котова А.Б., Пустовойт О.Г. Управление физическим состоянием организма. Тренирующая терапия. — М.: Медицина, 1991.256 с.

109. Чередниченко Т.В. Эстетика музыкальная/ТМузыкальная энциклопедия, т. 6. -1976.-с. 554-565.

110. Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра. М.: Музыка, 1972. - 176 с.

111. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Музыка, 1990.

112. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до ХУШ века. М., 1975. -195 с.

113. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Пер. с нем. - В кн.: Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1992.-479 с.

114. Шульпяков О. О характере слухо-моторных отношений в исполнительском процессе. Сов музыка, 1976, № 9, с. 113-120.

115. Шушарджан C.B. Перспективы применения музыковокалотренинга в физиологии и медицине/УМатериалы 7 Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». М.: 1994. - с.334.

116. Шушарджан C.B. Музыкотерапия: история и перспективы. Клиническая медицина, 2000, № 3, с. 15-18.

117. Эпстайн Д. Соотношения темпов в музыке: везде одни и те же?//В кн.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики./Ред. Т.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. Пер. с англ. М.: Мир, 1995. - с. 97-124.

118. Юдкин И. Эстетико-психологические аспекты выразительности музыкального ритма. Киев, 1982.

119. Юсфин А. Музыка и проблемы глобальной экологии человека. Сов. музыка, 1990, №8.-с. 10-16.

120. Яворский Б. Л. Конструкция мелодического процессаУ/В кн.: Беляева-Экземплярская С.Н., Яворский Б.Л. Структура мелодии. — М., 1929.

121. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: 1964.

122. Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках/ZB сб.: Семиотика и искусствометрия. -М., 1972. -с. 83-84.

123. Ahonen-Eerikainen, H. Different Forms of Music Therapy and Working Styles of Music Therapists a Qualitative Study. - Nordic Journal of Music Therapy, 8(2), 1999.

124. Aigen, К. The Roots of Music Therapy: Towards an Indigenous Research Paradigm. -Unpublished doctoral dissertation, New York University, New York, 1991.

125. Aigen, K. Principles of Qualitative Research. In Wheeler, B. (ed.): Music Therapy Research. Quantitative and Qualitative Perspectives. - Barcelona Publishers, Phoenixville, PA, 1995.

126. Aldridge, D. Music Therapy Research and Practice in Medicine. From Out of the Silence. London: Jessica Kingsley Publishers, 1996.

127. Aldrige, D. Personal Opinion: Developing a Community of Inquiry. Nordic Journal of Music Therapy, 8(1), 1999.

128. Aleman, A.; Nieuwenstein, M.R.; Bocker, K.B.; de Haan, E.H. Music training and mental imagery ability. Psychological Laboratory, Department of Psychonomics, Utrecht University, Utrecht, The Netherlands. -Neuropsychologia, 2000, N 12, pp 1664-1668.

129. Altenmuller, E.O. How many music centers are in the brain? Institut for Musikphysiologie und Musiker-Medizin, Hochschule fur Musik und Theater Hannover, Germany. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 273-280.

130. Amir, D. Awakening and Expanding the Self: Meaningfiil Moments in the Music Therapy Process as Experienced and Described by Music Therapists and Music Therapy Clients. Doctoral Dissertation, New York University. UM1 order number 9237730,1992.

131. Antonovsky, A. Halsans mysterium (Unraveling the Mystery of Health). KSping: Natur och kultur, 1991. - In: Ruud, E. Music and the Quality of Life. - Nordic Journal of Music Therapy, 8(2), 1996.

132. Asmus E.P., Galloway J.P. Relationship between music therapy students' contact with and attitude toward disabled persons. Journal of Music Therapy, V 22, N 1, pp 12-21.

133. Ayotte, J.; Peretz, I.; Rousseau, I.; Bard, C.; Bojanowski, M. Patterns of music agnosia associated with middle cerebral artery infarcts. Department of Psychology, University of Montreal, Quebec, Canada. - Brain, 2000, pp 1926-1938.

134. Bahrick, L.E.; Lickliter, R. Intersensory redundancy guides attentional selectivity and perceptual learning in infancy. Department of Psychology, Florida International University, Miami, USA. - Developmental Psychology, 2000, N 2, pp 190-201.

135. Barmark, J., Hallm, M. Sailing Between the Charybdis of Theoretical Abstractions and the Scylla of Unreflected Experiences. Some comments upon an essay by Carolyn Kenny. -Nordic Journal of Music Therapy, 8(2), 1999.

136. Basch-Kahre, E. Patterns of Thinking. international Journal of Psychoanalysis, 1985, p66.

137. Begley, S. Music on the mind. Scientists are finding that the human brain is prewired for music. Could this sublime expression of culture be as much about biology as art? -Newsweek, 2000» N 4, pp 50-52.

138. Benitez Bribiesca, L. The biology of music. Science, 2001, N 5526, pp 2432-2433.

139. Bhattacharya, J.; Petsche, H.; Pereda, E. Long-range synchrony in the gamma band: role in music perception. Commission for Scientific Visualization Austrian Academy of Sciences, Vienna, Austria. - Journal of Neuroscience, 2001, N 16, pp 6329-6337.

140. Bhattacharya, J.; Petsche, H. Musicians and the gamma band: a secret affair? -Commission for Scientific Visualization, Austrian Academy of Sciences, Vienna. -Neuroreport, N 2, pp 371-374.

141. Bigand, E.; Parncutt, R. Perceiving musical tension in long chord sequences. LEAD-CNRS, Universite de Bourgogne, Dijon, France. - Psychological Research, 1999, N 4, pp 237-254.

142. Bigand, E.; Tillmann, B.; Poulin, B.; D Adamo, D.A.; Madurell, F. The effect of harmonic context on phoneme monitoring in vocal music. Universite de Bourgogne, Dijon, France. - Cognition, 2001, N 1, pp B11-20.

143. Bogdan, R.; Biklen, S. Qualitative Research For Education. Boston: Allyn & Bacon, Inc.,1982.

144. Bonny, H. L. Music and Consciousness. Journal of Music Therapy, 1975, 12(3).

145. Bonny, H.L. Music Listening for Intensive Coronare Care Units. Music Therapy, 1983, vol. 3(1), pp. 4-16.

146. Borling, J.E. The Effect of Sedative Music on Alpha Rythms and Focused Attention in High-creative and Low-creative Subjects. Journal of Music Therapy, 1981, vol. 18, pp. 101-108.

147. Brancucci, A.; San Martini, P. Laterality in the perception of temporal cues of musical timbre. Department of Psychology, First University of Rome, La Sapienza, Italy. -Neuropsychologia, 1999, N 13, pp 1445-1451.

148. BraswellC., DecuirA., Brooks D.M. A survey of clinical training in music therapy. -Journal of Music Therapy, V 22, N 2, pp 73-86.

149. Brown J.C.; Houix O.; McAdams S. Feature dependence in the automatic identification of musical woodwind instruments. Physics Department, Wellesley College, Massachusetts, USA. - Journal of the Acoustical Society of America, 2001, N 3, pp 10641072.

150. Browning C.A. Using music during childbirth. Wilfrid Laurier University in Waterloo, Ontario, Canada. - Birth, 2000, V 27, N 4, pp 272-276.

151. Burns, J.; Labbe, E.; Williams, K.; McCall, J. Perceived and physiological indicators of relaxation: as different as Mozart and Alice in chains. Department of Psychology,

152. University of South Alabama, USA. Applied Psychophysiology and Biofeedback, 1999, N 3, pp 197-202.

153. Burns, E.M.; Houtsma, A.J. The influence of musical training on the perception of sequentially presented mistuned harmonics. University of Washington, Seattle, USA. -Journal of the Acoustical Society of America, 1999, N 6, pp 3564-3570.

154. Byers J.F., Smyth K.A. Effect of a music intervention on noise annoyance, heart rate, and blood pressure in cardiac surgery patients. American Journal of Critical Care, 1997, V 6, N3,pp 183-191.

155. Chlan L. Effectiveness of a music therapy intervention on relaxation and anxiety for patients receiving ventilatory assistance. Heart and Lung, V 27, N 3, pp 169-176.

156. Ciocca, V.; Darwin, C.J. The integration of nonsimultaneous frequency components into a single virtual pitch. Department of Speech and Hearing Sciences, University of Hong Kong. - Journal of the Acoustical Society of America, 1999, N 4, pp 2421 -2430.

157. Clark, M.E., McCorcle, R.R., Williams, S.B. Music Therapy-assisted Labor and Deliveiy. Journal of Music Therapy, vol. 18, N 2, pp. 88-100.

158. Collier, G.L.; Logan, G. Modality differences in short-term memory for rhythms. -Department of Psychology, South Carolina State University, USA. Memory and Cognition, 2000, N 4, pp 529-538.

159. Colwell C.M., Thompson L.K. "Inclusion" of information on mainstreaming in undergraduate music education curricula The University of Kansas, Kansas, USA. -Journal of Music Therapy, V 37, N 3, pp 205-221.

160. Cook, N.D. Explaining harmony. The roles of interval dissonance and chordal tension. -Informatics, Kansai University, Osaka, Japan. Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 382-385.

161. Costa Giomi, E.; Gilmour, R.; Siddell, J.; Lefebvre, E. Absolute pitch, early musical instruction, and spatial abilities. Faculty of Music, McGill University, Montreal, Canada. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 394-396.

162. Cross P., McLellan M., Vomberg E., Monga M., Monga T.N. Observations on the use of music in rehabilitation of stroke patients. Physiotherapy Canada, V 36, N 4, pp 197-201.

163. Culling, J.F. Auditory motion segregation: a limited analogy with vision. University Laboratory of Physiology, Oxford, England, United Kingdom. - Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2000, N 6, pp 1760-1769.

164. Cupchik, G.C.; Phillips, K.; Hill, D.S. Shared processes in spatial rotation and musical permutation. Life Sciences Division, University of Toronto at Scarborough, Toronto, Ontario, Canada. - Brain and Cognition, 2001, N 3, pp 373-382.

165. Cusack, R.; Roberts, B. Effects of differences in timbre on sequential grouping. -University of Birmingham, England. Perception and Psychophysics, 2000, N 5, pp 11121120.

166. Dalla Bella, S.; Peretz, I.; Rousseau, L.; Gosselin, N. A developmental study of the affective value of tempo and mode in music. Department of Psychology, University of Montreal, Canada. - Cognition, 2001, N 3, pp Bl-10.

167. Dissanayake, H. Homo Aestheticus. Where Art Comes From and Why. The Free Press, New York, 1992.

168. Drake, C.; Jones, M.R.; Baruch, C. The development of rhythmic attending in auditory sequences: attunement, referent period, focal attending. CNRS, URA 316, University Rene Descartes, Boulogne-Billaneourt, France. - Cognition, 2000, N 3, pp 251-288.

169. Drake, C.; Palmer, C. Skill acquisition in music performance: relations between planning and temporal control. CNRS and University of Paris V, Paris, France. -Cognition, 2000, N 1, pp 1-32.

170. Elbert, T.; Keil, A. Imaging in the fourth dimension. Nature, 2000, N 6773, pp 29, 31.

171. Erkkila, J. The meaning levels of music from the point of view of the theory and the clinical practice of music therapy. Dissertation, University of Jyvaskyla, JyvSskyla, 1997.

172. Escher J., Hohmann U, Wasem C. Music therapy and internal medicine. -Schweizerische Rundschau Fur Medizin Praxis, V 82, N 36, 1993, pp 957-963.

173. De L'Etoile S. The history of the undergraduate curriculum in music therapy. -Colorado State University, USA. Journal of Music Therapy, V 37, N 1, pp 51-71.

174. Evers S. Music for rheumatism a historical overview. - Zeitschrift Fur Rheumatologie, V 49, N 3, pp 119-124.

175. Evers, S.; Dannert, J.; Rodding, D.; Rotter, G.; Ringelstein, E.B. The cerebral haemodynamics of music perception. A transcranial Doppler sonography study. -Department of Neurology, University of Munster, Germany. Brain, 1999, pp 75-85.

176. Fant, G.; Kruckenberg, A.; Liljencrants, J. The source-filter frame of prominence. -Department of Speech, Music and Hearing, The Royal Institute of Technology, Stockholm, Sweden. Phonetica, N 2-4, pp 113-127.

177. Finnegan, R. The Hidden Musician. Music-Making in an English Town. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

178. Fredrickson, W.E. Perception of tension in music: musicians versus nonmusicians. -Conservatory of Music, University of Missouri, Kansas City, USA. Journal of Music Therapy, N 1, pp 40-50.

179. Froehlich M.A. A comparison of the effect of music therapy and medical play therapy on the verbalization behavior of pediatric patients. Journal of Music Therapy, V 21, N 1, pp2-15.

180. Furman, C.E. The Effect of Musical Stimuli on the Brainwave Production in Children. -Journal of Music Therapy, 1978, vol 15, pp 108-117.

181. Gabrielsson, A.; Lindstrom, S. Can Strong Experiences of Music Have Therapeutic Implications?, in: R. Steijberg (ed.) Music and the Mind Machine. The Psychophysiology and Psychopathology of the Sense of Music. Berlin: Springer Verlag, 1995.

182. Gagnon, L.; Peretz, I. Laterality effects in processing tonal and atonal melodies with affective and nonaffective task instructions. Centre de Recherche en Gerontologie et Goriatrie de Sherbrooke, Canada. - Brain and Cognition, N 1-3, pp 206-210.

183. Gaston E. Thayer. Man and Music. Nordic Journal of Music Therapy, 4(2).

184. Gauthier P.A., Dallaire C. Music therapy. Canadian Nurse, 1993, V 89, N 2, pp 4648.

185. Gerdner L.A. Effects of individualized versus classical "relaxation" music on the frequency of agitation in elderly persons with Alzheimer's disease and related disorders. -International Psychogeriatrics, 2000, V 12, N 1, pp 49-65.

186. Glaser, B.; Strauss, A. The Discovery of Grounded Theory. Chicago: Aldine, 1967.

187. Goebl, W. Melody lead in piano performance: expressive device or artifact? Austrian Research Institute for Artificial Intelligence, Vienna. - Journal of the Acoustical Society of America, 2001, N 1, pp 563-572.

188. Gollnitz G., Schulz Wulf G. Rhythmic-psychomotor music therapy. Directed therapy of child and adolescent development deviations. Sammlung Zwangloser Abhandlungen Aus Dem Gebiete Der Psychiatrie Und Neurologie, 1973, V 44, pp 1-112.

189. Gray, P.M.; Krause, B.; Atema, J.; Payne, R.; Krumhansl, C.; Baptista, L. Biology and music. The music of nature. National Musical Arts, National Academy of Sciences, Washington, USA. - Science, 2001, N 5501, pp 52-54.

190. Graziano, A.B.; Peterson, M.; Shaw, G.L. Enhanced learning of proportional math through music training and spatial-temporal training. Department of Physics, University of California, Irvine, USA. - Neurological Research, 1999, N 2, pp 139-152.

191. Gregory D. Test instruments used by Journal of Music Therapy authors from 19841997. Center for Music Research Florida State University, USA. - Journal of Music Therapy, V 37, N 2, pp 79-94.

192. Griffiths, T.D. Human complex sound analysis. Department of Clinical Neuroscience, Newcastle University Medical School, U.K. - 1999, N 3, pp 231-234.

193. Griffiths, T.D. Musical hallucinosis in acquired deafness. Phenomenology and brain substrate. Department of Neurology, Newcastle University, UK. - Brain, 2000, pp 20652076.

194. Griffiths, T.D.The neural processing of complex sounds. — Departments of Neurology and Physiological Sciences, Newcastle University Medical School, UK. Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 133-42.

195. Guzzetta C.E. Effects of relaxation and music therapy on patients in a coronary care unit with presumptive acute myocardial infarction. Holistic Nursing Consultants, Washington. - Heart and Lung, 1989, V 18, N 6, pp 609-616.

196. Haines, J. H. The Effects of Music Therapy on Self-Esteem of Emotionally-Disturbed Adolescents. Music Therapy, 8(1), 1989.

197. Hamer B.A. Music therapy: harmony for change. Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services, 1991, V 29, N 12, pp 5-7.

198. Hannibal, N. The Client's Potential for Therapeutic Insight Assessed through the Ability to Reflect Verbally and Musically. Nordic Journal of Music Therapy, 8(1), 1999.

199. Hansen, M.D.; Charp, E.; Lodha, S.; Meads, D.; Pang, A. PROMUSE: a system for multi-media data presentation of protein structural alignments. Computer Science Department, University of California, USA. -1999, pp 368-379.

200. Hanser, S.B. Music Therapy and Stress Reduction Research. Journal of Music Therapy, 1985, voL 22, pp 193-206.

201. Harris, P.G.; Silberstein, R.B.; Nield, G.E.; Pipingas, A. Frontal lobe contributions to perception of rhythmic group structure. An EEG investigation. Brain Sciences Institute,

202. Swinburne University of Technology, Hawthorn, Victoria, Australia. Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 414-417.

203. Heaton, P.; Pring, L.; Hermelin, B. Musical processing in high functioning children with autism. School of Social Sciences, University of Greenwich, London, United Kingdom. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 443-444.

204. Heller, G.N. Ideas, Initiatives and Implementations: Music Therapy in America 17891848. Journal of Music Therapy, 1987, vol 24, pp 35-46.

205. Henderson S.M. Effects of a music therapy program upon awareness of mood in music, group cohesion, and self-esteem among hospitalized adolescent patients. Journal of Music Therapy, V 20, N 1, pp 14-20.

206. Hesser, B. Creating A Strong Professional Identity. Journal of the International Association of Music for the Handicapped, 4(1), 1988.

207. Hirata, Y.; Kuriki, S.; Pantev, C. Musicians with absolute pitch show distinct neural activities in the auditory cortex. Research Institute for Electronic Science, Hokkaido University, Sapporo, Japan. - Neuroreport, 1999, N 5, pp 999-1002.

208. Holden, C. Neuroscience. How the brain understands music. Science, 2001, N 5517, p 623.

209. Ishii C., Hagihara S., Minamisawa R. Effects of music on relieving pain associated with a compulsory posture. Nihon Kango Kagakkai Shi (Journal of Japan Academy of Nursing Science), 1993, V 13, N 1, pp 20-27.

210. Izumi, A. Japanese monkeys perceive sensory consonance of chords. Department of Behavioral and Brain Sciences, Primate Research Institute, Kyoto University, Japan. -Journal of the Acoustical Society of America, 2000, N 6, pp 3073-3078.

211. Janata, P. Brain electrical activity evoked by mental formation of auditory expectations and images. Institute of Neuroscience, University of Oregon, USA. - Brain Topography, N3,pp 169-193.

212. Jenkins, J.S. The Mozart effect. Journal of the Royal Society of Medicine, 2001, N 4, pp 170-172.

213. Jensen K.L. The effects of selected classical music on self-disclosure. Journal of Music Therapy, V 38, N 1, pp 2-27.

214. John, D. Towards Music Psychotherapy. Journal of British Music Therapy, 1992, Vol.6,1.

215. Johnson G., Otto D., Clair A.A. The effect of instrumental and vocal music on adherence to a physical rehabilitation exercise program with persons who are elderly. -University of Kansas, USA. Journal of Music Therapy, V 38, N 2, pp 82-96.

216. Jones N.A., Field T. Massage and music therapies attenuate frontal EEG asymmetry in depressed adolescents. Florida Atlantic University, USA. - Adolescence, V 34, N 135, pp 529-534.

217. Jones, S.J.; Perez, N. The auditory 'C-process': analyzing the spectral envelope of complex sounds. The National Hospital for Neurology and Neurosurgery, London, UK. -2001, N 6, pp 965-975.

218. Kaernbach, C.; Bering, C. Exploring the temporal mechanism involved in the pitch of unresolved harmonics. Institut fur Allgemeine Psychologie, Universität Leipzig, Germany. - Journal of the Acoustical Society of America, 2001, N 2, pp 1039-1048.

219. Kageyama, T. Loudness in listening to music with portable headphone stereos. -Department of Mental Health and Psychiatric Nursing, Oita University of Nursing and Health Sciences, Japan. Perceptual and Motor Skills, 1999, N 2, p 423.

220. Kemter, P. Concept formation and space perception in the blind a summary of behavioral psychological studies. - Institut for Psychologie HI, Technische Universität Dresden. -1999, N 1, pp 27-32.

221. Kenny, C.B. The Music Artery: The Magic of Music Therapy. Ridgeview Publishing Co., Atascadero, CA, 1982.

222. Kenny, C.B. The Field of Play: A Theoretical Study of Music Therapy Process. (Doctoral dissertation). The Fielding Institute, Santa Barbara, CA, 1987.

223. Kenny, C.B. The Store of the Field of Play. In: Langenberg, M.; Aigen, K. & Frommer, J. (Eds.): Qualitative Research in Music Therapy. Beginning Dialogues. — Barcelona Publishers, Phoenixville, PA 1996.

224. Kenny, C. B. The Dilemma of Uniqueness. An Essay on Consciousness and Qualities. -Nordic Journal of Music Therapy, 1998, 5(2).

225. Kenny, C.B. Beyond This Point There Be Dragons: Developing General Theory in Music Therapy. Nordic Journal of Music Therapy, 1999, 8(2).

226. Kim S.Y., Kim H.S., Yoon S.J., Jung H.I., Sun K.M. A study of psychiatric patients perceived effect and expectancy of activity therapy. — Taehan Kanho. Korean Nurse, V 31, N 4, pp 62-76.

227. Koelsch, S.; Schroger, E.; Tervaniemi, M. Superior pre-attentive auditory processing in musicians. Max-Planck-Institute of Cognitive Neuroscience, Leipzig, Germany. -Neuroreport, 1999, N 6, pp 1309-1313.

228. Koelsch, S.; Gunter, T.; Friederici, A.D.; Schroger, E. Brain indices of music processing: "nonmusicians" are musical. Max Planck Institute of Cognitive Neuroscience, Leipzig, Germany. - 2000, N 3, pp 520-541.

229. Koger, S.M., Bretons, M. Music therapy for dementia symptoms. Willamette University, USA. - Cochrane Database Syst Rev, N 3,2000, ppl 1-21.

230. Krampe, RT.; Engbert, R.; Kliegl, R. Age-specific problems in rhythmic timing. -Department of Psychology, University of Potsdam, Germany. Psychology and Aging, 2001, Nl,pp 12-30.

231. Krumhansl, C.L. Rhythm and pitch in music cognition. Department of Psychology, Cornell University, Ithaca, New York, USA. - Psychological Bulletin, 2000, N 1, pp 159179.

232. Krumhansl, C.L.; Toiviainen, P. Tonal cognition. Department of Psychology, Cornell University, USA. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 77-91.

233. KUmmel, W. F. Musik und Medizin. Ihre Wechselbeziehungen in Theorie und Praxis von 800 bis 1800. Freiburg/Miinchen: Verlag Karl Alber, 1977.

234. Lakatos, S. John B. A common perceptual space for harmonic and percussive timbres. Pierce Laboratory, New Haven, Connecticut, USA. - Perception and Psychophysics,2000, N 7, pp 1426-1439.

235. Langenberg, M.; Aigen, K. & Frommer, J. (Eds.): Qualitative Research in Music Therapy. Beginning Dialogues. Barcelona Publishers, Phoenixville, PA, 1996.

236. Lazaroff I., Shimshoni R Effects of Medical Resonance Therapy Music on patients with psoriasis and neurodermatitis a pilot study. - Integrative Physiological and Behavioral Science, V 35, N 3, pp 189-198.

237. Lecanuet, J.P.; GraniereDeferre, C.; Jacquet, A.Y.; DeCasper, A.J. Fetal discrimination of low-pitched musical notes. Laboratoire Cognition et Développement, Université de Paris, France. - Developmental Psychobiology, 2000, N 1, pp 29-39.

238. Lincoln, Y., Guba, E. Naturalistic Inquiry. Newbury Park, CA, 1985.

239. Lindvang, Ch., Frederiksen, B. Suitability for Music Therapy: Evaluating Music Therapy as an Indicated Treatment in Psychiatry. Nordic Journal of Music Therapy, 1999, 8(1).

240. Marconato C., Munhoz E.C., Menim M.M., Albach M.T. Application of receptive music therapy in internal medicine and cardiology. Arquivos Brasileiros de Cardiologia,2001, Y 77, N 2, pp 138-141.

241. Margoliash, D. Neuroscience. The song does not remain the same. Department of Organismal Biology and Anatomy, University of Chicago, USA. - Science, 2001, N 5513, pp 2559-2561.

242. Marinoni, M.; Grassi, E.; Latorraca, S.; Caruso, A.; Sorbi, S. Music and cerebral hemodynamics. Neurosonology Laboratory, Department of Neurological and Psychiatric Sciences, University of Florence, Florence, Italy. - 2000, N 5, pp 425-428.

243. McCutcheon, L.E. Another Mure to generalize the Mozart effect. Florida Southern College, USA. - Psychological Reports, 2000, N 1, pp 325-330.

244. McDonell, L. Music Therapy with Trauma Patients and Their Families on Pediatric Service. Music Therapy, 1984, vol. 4(1), pp 55-66.

245. McGinty J.K. Survey of duties and responsibilities of current music therapy positions. -Journal of Music Therapy, V 17, N 3, pp 148-166.

246. McGuire, K.M. The use of music on Barney & Friends: implications for music therapy practice and research. The University of Alabama, USA. - Journal of Music Therapy, V 38, N 2, pp 114-148.

247. McKinney C.H., Antoni M.H., Kumar M., Tims F.C., McCabe P.M. Effects of guided imagery and music (GIM) therapy on mood and Cortisol in healthy adults. Health Psychology, 1997, V 16, N 4, pp 390-400.

248. Miller, E.B.; Redmond, P. Music therapy and chiropractic: an integrative model of tonal and rhythmic spinal adjustment. Expressive Therapy Concepts, Phoenixville, Pa., USA. - Alternative Therapies in Health and Medicine, 1999, N 2, pp 102-104.

249. Meinz, E.J. Experience-based attenuation of age-related differences in music cognition tasks. Department of Psychology, Georgia Institute of Technology, USA - Psychology and Aging, 2000, N 2, pp 297-312.

250. Menegazzi J.J., Paris P.M., Kersteen C.H., Flynn B., Trautman D.E. A randomized, controlled trial of the use of music during laceration repair. Annals of Emergency Medicine, 1991, V 20, N 4, pp 348-350.

251. Miller E.B., Redmond P. Music therapy and chiropractic: an integrative model of tonal and rhythmic spinal adjustment. Alternative Therapies in Health and Medicine, 1999, V 5, N 2, pp 102-104.

252. Moller, A.R. Review of the roles of temporal and place coding of frequency in speech discrimination. University of Texas at Dallas, School of Human Development, Callier Center for Communication Disorders, USA. - 1999, N 4, pp 424-430.

253. Mornhinweg G.C. Effects of music preference and selection on stress reduction. -Journal of Holistic Nursing, 1992, V 10, N 2, pp 101-109.

254. Mussweiler, T.; Forster, J.The sex-aggression link: a perception-behavior dissociation. Department of Psychology, Universität Wurzburg, Germany. - Journal of Personality and Social Psychology, 2000, N 4, pp 507-520.

255. Myskja A., Lindbaek M. Examples of the use of music in clinical medicine. Tidsskrift For Den Norske Laegeforening, 2000, V 120, N 10, pp 1186-1190.

256. Myskja A., Lindbaek M. How does music affect the human body? Tidsskrift For Den Norske Laegeforening, 2000, V 120, N 10, pp 1182-1185.

257. Nelken, I.; Rotman, Y.; BarYosefj O. Responses of auditory-cortex neurons to structural features of natural sounds. — Department of Physiology, Hadassah Medical School, Jerusalem, IsraeL Nature, 1999, N 6715, pp 154-157.

258. Nicholas M.J., Gilbert J.P. Research in music therapy: a survey of music therapists' attitudes and knowledge. Journal of Music Therapy, V 17, N 4, pp 207-213.

259. Niedecken D. Within the boundaries of music. Case report: Music therapy with a pre-psychotic adolescent. Importance of music in psychotherapeutic processes. -Psychotherapie, Psychosomatik, Medizinische Psychologie, 1991, V 41, N 2, pp 77-82.

260. Nordenfelt, Lennart (1991a). Halsa och v4rde. Stockholm: BokfSrlaget Thales. - In: Ruud E., Music and the Quality of Life. - Nordic Journal of Music Therapy, 1996, 8(2).

261. Nordenfelt, Lennart (1991b). Livskvalitet och halsa. Teori och kritik, Falksping: Almquist & Wiksell F6rlag. In: Ruud, E. Music and the Quality of life. - Nordic Journal of Music Therapy, 1996, 8(2).

262. Ogden, T.H.The music of what happens' in poetry and psychoanalysis. International Journal of Psycho-Analysis, 1999, pp 979-994.

263. Pacchetti C., ManciniF., Aglieri R., Fundaro C., Martignoni E., Nappi G. Active music therapy in Parkinson's disease: an integrative method for motor and emotional rehabilitation. Psychosomatic Medicine, V 62, N 3, pp 386-393.

264. Patel, A.D.; Balaban, E. Temporal patterns of human cortical activity reflect tone sequence structure. The Neurosciences Institute, San Diego, California, USA. - Nature, 2000, N 6773, pp 80-84.

265. Patel, A.D.; Balaban, E. Cortical dynamics and the perception of tone sequence structure. Neurosciences Institute, San Diego, CA, USA. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 422-424.

266. Patel, A.D.; Balaban, E. Human pitch perception is reflected in the timing of stimulus-related cortical 92121, USA. 2001, N 8, pp 839-844.

267. Pavlicevic, M. Dynamic Interplay in Clinical "Improvisation". Journal of British Music Therapy, 1989, Vol. 3.

268. Pavlygina, R.A.; Frolov, M.V.; Davydov, V.A.; Milovanova, G.B.; Sulimov, A.V. The characteristics of operator activity in a sensorially enriched environment. -Aviakosmicheskaia I Ekologicheskaia Meditsina, 1999, N 6, pp 36-38.

269. Penel, A.; Rivenez, M.; Drake, C. Estimates of sequence acceleration and deceleration support the synchronization of internal rhythms. Haskins Laboratories, Connecticut, USA. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 412-413.

270. Peretz, I.; Blood, A.J.; Penhune, V.; Zatorre, R. Cortical deafness to dissonance. -Department of Psychology and Institut universitaire de geriatrie de Montreal, University of Montreal, Quebec, Canada. Brain, 2001, Ft 5, pp 928-940.

271. Philbin, M.K.; Klaas, P. Hearing and behavioral responses to sound in full-term newborns. Department of Pediatrics, University of Texas-Houston Medical School, USA.- Journal of Perinatology, 2000, N 8, Pt 2, pp S68-76.

272. Pressnitzer, D.; McAdams, S.; Winsberg, S.; Fineberg, J. Perception of musical tension for nontonal orchestral timbres and its relation to psychoacoustic roughness. -IRCAM-CNRS, Paris, France. Perception and Psychophysics, 2000, N 1, pp 66-80.

273. Prickett C.A., Bridges M.S. Song repertoire across the generations: a comparison of music therapy majors' and senior citizens' recognitions. The University of Alabama, USA.- Journal of Music Therapy, V 37, N 3, pp 196-204.

274. Ragneskog H., Brane G., Karlsson I., Kihlgren M. Influence of dinner music on food intake and symptoms common in dementia. Scandinavian Journal of Caring Sciences, 1996, V 10, N 1, pp 11-17.

275. Rauschecker, J.P. Auditory cortical plasticity: a comparison with other sensory systems.- Georgetown Institute for Cognitive and Computational Sciences, Washington, USA. -Trends in Neurosciences, 1999, N 2, pp 74-80.

276. Reaks B. Music: Some influences on health. Royal Academy of Music, Willerby, Hull. - Journal of the Royal Society of Health, 1990, V 110, N 5, pp 187-188.

277. Repp, B.H. Detecting deviations from metronomic timing in music: effects of perceptual structure on the mental timekeeper. Haskins Laboratories, New Haven, Connecticut, USA.- Perception and Psychophysics, 1999, N 3, pp 529-548.

278. Repp, B.H. Effects of music perception and imagery on sensorimotor synchronization with complex timing patterns. Haskins Laboratories, New Haven, Connecticut, USA. -Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 409-411.

279. Rider, M.S., Floyd J.W., Kirkpatrick J. The Effect of Music Imagery and Relaxation on Adrenal Corticosteroids and the Re-entrainment of Orcadian Rhytms. Journal of Music Therapy, 1985, vol. 22, pp. 46-58.

280. RorkeM.A. Music therapy in the age of enlightenment. Journal of Music Therapy, V 38, Nl,pp 66-73.

281. Rustoen, T. Livskvaiitet. En Sykepleieutfordring, Oslo: Gyldendal. In: Ruud, E. Music and the Quality of life. - Nordic Journal of Music Therapy, 1996, 8(2).

282. Ruud, E. Music and the Quality of Life. Nordic Journal of Music Therapy, 1996, 8(2).

283. Ruud, E. Improvisation as a Liminal Experience: Jazz and Music Therapy as Modern "rites de passage". In: Kenny, C.B. (ed.): Listening, Playing, Creating: Essays on the Power of Sound. - State University of New York Press, New York, 1995.

284. Ruusuvirta, T. Proactive interference of a sequence of tones in a two-tone pitch comparison task. Department of Psychology, University of Jyvaskyla, Finland. - 2000, N 2, pp 327-331.

285. Saffran, J.R.; Griepentrog, G.J. Absolute pitch in infant auditory learning: evidence for developmental reorganization. Wisconsin—Madison, 53706, USA. - Developmental Psychology, 2001, N 1, pp 74-85.

286. Samson, S.; Ehrle, N.; Baulac, M. Cerebral substrates for musical temporal processes.- Universite de Lille 3, URECA, UFR de Psychologie, Villeneuve d'Ascq, France. Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 166-178.

287. Sears, W. Processes in Music Therapy. Nordic Journal of Music Therapy, 1996, 5(1).

288. Scartelli, J.P. The Effect of Electromyographic Biofeedback Only, and Sedative Music Only on Frontalis Muscle Relaxation Ability. — Journal of Music Therapy, 1984, vol 21, pp 67-78.

289. Schellenberg, E.G.; Iverson, P.; McKinnon, M.C. Name that tune: identifying popular recordings from brief excerpts. Department of Psychology, University of Toronto at Mississauga, Canada. - 1999, N 4, pp 641-646.

290. Schellenberg, E.G. Music and nonmusica! abilities. Department of Psychology, University of Toronto at Mississauga, Ontario, Canada. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 355-371.

291. Schiavetto, A.; Cortese, F.; Alain, C. Global and local processing of musical sequences: an event-related brain potential study. Rotman Research Institute, Baycrest Center for Geriatric Care, Ontario, Canada. - Neuroreport, 1999, N 12, pp 2467-2472.

292. Schneck, D.J.; Berger, D.S. The role of music in physiologic accommodation. -Virginia Polytechnic Institute and State University, USA. Ieee Engineering in Medicine and Biology Magazine, N 2, pp 44-53.

293. Schulkind, M.D. Long-term memory for temporal structure: evidence form the identification of well-known and novel songs. Duke University, USA. - Memory and Cognition, 1999, N 5, pp 896-906.

294. Schulkind, MD. Perceptual interference decays over short unfilled intervals. Duke University, Durham, North Carolina, USA - Memory and Cognition, 2000, N 6, pp 949956.

295. Shemagonov A.V., Sidorenko V.N. Can the Medical Resonance Therapy Music affect autonomous innervation of cerebral arteries? Integrative Physiological and Behavioral Science, V 35, N 3, pp 218-223.

296. Sidorenko V.N. Clinical application of Medical Resonance Therapy Music in high-risk pregnancies. Integrative Physiological and Behavioral Science, V 35, N 3, pp 199-207.

297. Sidorenko V.N. Effects of the Medical Resonance Therapy Music on haemodynamic parameter in children with autonomic nervous system disturbances. Integrative Physiological and Behavioral Science, V 35, N 3, pp 208-211.

298. Smith, L.D.; Williams, R.N. Children's artistic responses to musical intervals. -Academic Development Office, Border Technikon, East London, South Africa. American Journal of Psychology, N 3, pp 383-410.

299. Standley, J.M. Music Research in Medical/Dental Treatment: Meta-analysis and Clinical Applications. Journal of Music Therapy, 1986, vol. 23, pp. 56-122.

300. Staum M.J., Brotons M. The effect of music amplitude on the relaxation response. -Journal of Music Therapy, V 37, N 1, pp 22-39.

301. Steele, K.M.; dallaBella, S.; Peretz, I.; Dunlop, T.; Dawe, L.A.; Humphrey, G.K.; Shannon, RA.; Kirby, J.L.; Olmstead, C.G. Prelude or requiem for the 'Mozart effect'? -Nature, 1999, N 6747, pp 827-828.

302. Steele, K.M.; Brown, J.D.; Stoecker, J.A. Failure to confirm the Rauscher and Shaw description of recovery of the Mozart effect. Department of Psychology, Appalachian State University, USA. - Perceptual and Motor Skills, 1999, N 3, Pt 1, pp 843-848.

303. Steele, K.M. Arousal and mood factors in the "Mozart effect". Department of Psychology, Appalachian State University, USA. - Perceptual and Motor Skills, 2000, N 1, pp 188-190.

304. Steinberg R, Kimmig V., Raith L., Gunther W., Bogner J., Timmermann T. Music psychopathology. IV. The course of musical expression during music therapy with psychiatric inpatients. Psychopathology, 1991, V 24, N 3, pp 121-129.

305. Stern, D.N. The Interpersonal World of the Infant. A View from Psychoanalysis and Developmental Psychology. Basic Books, Inc. New York, 1985.

306. Stige, B. Music, Music Therapy and Health Promotion. In: Culture and Health. Report from The International Conference on Culture and Health, Oslo, September 1995, Oslo: The Norwegian National Commission for UNESCO, 1996.

307. Tillmann, B.; Bharucha, J.J.; Bigand, E. Implicit learning of tonality: a self-organizing approach. Department of Psychology, Universite de Bourgogne, LEAD-CNRS, Dijon, France. - Psychological Review, 2000, N 4, pp 885-913.

308. Traiftor, L.J.; Adams, B. Infants' and adults' use of duration and intensity cues in the segmentation of tone patterns. Department of Psychology, McMaster University, Hamilton, Canada. - Perception and Psychophysics, 2000, N 2, pp 333-340.

309. Tramo, M.J. Biology and music. Music of the hemispheres. Department of Neurology, Harvard Medical School and Massachusetts General Hospital, Boston, USA. - Science, 2001, N 5501, pp 54-56.

310. Trehub, S.E. Musical predispositions in infancy. Department of Psychology, University of Toronto at Mississauga, Ontario, Canada. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 1-16.

311. Verdeau Pailles J. Aspects of psychotherapies. Music therapy and its specificity. -Encephale, Y 17, N 1, pp 43-49.

312. Warren, J.D. Variations on the musical brain. National Hospital for Neurology and Neurosurgery, London, UK. - Journal of the Royal Society of Medicine, 1999, N 11, pp 571-575.

313. Watkins G.R. Music therapy: proposed physiological mechanisms and clinical implications. University of Illinois at Chicago, USA. - Clinical Nurse Specialist, 1997, V 11, N 2, pp 43-50.

314. Weisethaunet, H. Critical Remarks on the Nature of Improvisation. Nordic Journal of Music Therapy, 1996, 8(2).

315. Wheeler B.L. Music therapy practicum practices: a survey of music therapy educators. Journal of Music Therapy, V 37, N 4, pp 286-311.

316. McWhinney, W. Of Paradigms and Systems Theories. The Fielding Institute, Santa Barbara, 1989.

317. White J.M. State of the science of music interventions. Critical care and perioperative practice. Critical Care Nursing Clinics of North America, V 12, N 2, 2000, pp 219-225.

318. Wigram T. Assessment Methods in Music Therapy: A Humanistic or Natural Science Framework? Nordic Journal of Music Therapy, 1996, 8(1).

319. Wilson B.L., Smith D.S. Music therapy assessment in school settings: a preliminary investigation. Western Michigan University, USA. - Journal of Music Therapy, N 2, pp 95-117.

320. Winner E. Invented Worlds, the Psychology of the Arts. Harvard University Press, Cambrige, Mass., 1982.

321. Wolfe D.E. Pain Reabilitation and Music Therapy. Journal of Music Therapy, 1978, voL 15, pp 162-178.

322. Zarate P., Diaz V. Application of music therapy in medicine. Beeklee College of Music, Boston, USA. - Revista Medica de Chile, 2001, V 129, N 2, pp 219-223.

323. Zatorre, RJ. Neural specializations for tonal processing. Montreal Neurological Institute, McGill University, Montreal, Quebec, Canada. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, pp 193-210.

324. Использование в процессе физического воспитания сенсорных стимулов позволяет повысить интерес к занятиям и потенцировать оптимизирующий эффект физических упражнений.1. Председатель комиссии,

325. Зав. кафедрой Физического воспитания и спорта, профессор,1. Доктор биологических1. Члены комиссии:

326. Доцент кафедры физического воспитания и спорта, к.пед.н.1. В.Н.Егоров1. Преподавательфевраля 2002 года1. Н.В.Шаталоварезультатов диссертационной работы Самсоновой Г.О

327. Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки», представленной на соисканиеученой степени кандидата биологических наук по специальности 05.13.01 Системный анализ, управление и обработка информации

328. Председатель комиссии, зав. диспансерным отделением1. Члены комиссии: врачметодист ЛФКфевраля 2002 года1. Л.Н.Нижник

329. Н.И.Андриенко Н.А.Пуханова