автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.04, диссертация на тему:Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях

кандидата архитектуры
Саратовская, Юлия Эрленовна
город
Москва
год
2000
специальность ВАК РФ
18.00.04
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях»

Автореферат диссертации по теме "Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский архитектурный институт (Государственная академия)

На правах рукописи УДК 711. 424.+ 711. 56 (470. 311)

САРАТОВСКАЯ Юлия Эрленовна

РГ Б од

" 3 МАР 23?Г

РАЗМЕЩЕНИЕ И КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ЦЕРКОВНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СОВРЕМЕННЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

(на примере Москвы и городов Московской области)

Специальность 18.00.04 - Градостроительство, районная планировка, ландшафтная архитектура и планировка сельских населенных мест.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Москва-2000

Работа выполнена в Московском архитектурном институте (Государственной академии)

Научный руководитель -

доктор архитектуры, действительный член РААСН,

профессор

И.М. Смоляр

Консультант -кандидат технических наук

Н.В. Усова

Официальные оппоненты:

доктор архитектуры, действительный член РЛАСН,

профессор

В.Н. Белоусов

кандидат архитектуры

ЭЛ. Базарова

Ведущая организация:

Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства

Защита состоится 30 марта 2000 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 063.20.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата архитектуры при Московском архитектурном институте. Адрес: Москва, 103754, ул. Рождественка, 11.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института.

Автореферат разослан 2000 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

профессор М.Н.Имано»

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы. После долгого исторического перерыва размещение, строительство и проектирование церковных зданий Русской Православной Церкви на территории России, в особенности в Москве и в городах Московской области, снова становятся актуальной градостроительной задачей. За период с 1991 года по 1998 год в Московской епархии открыто 430 приходских храмов, 16 монастырей и 11 монастырских подворий. Построено 28 новых храмов, заложено 89.

В то же время длительный перерыв в строительстве храмов требует восстановления преемственности как на градостроительном уровне, так и в решении их объемно-пространственпой композиции.

В связи с этим встает задача научного осмысления градостроительных аспектов размещения и композиции новых и восстанавливаемых церковных комплексов в условиях современной структурно-функциональной организации города. Результаты и выводы исследования могут найти отражение в генеральных планах и проектах застройки городов, разработка которых всегда опирается на преемственность градостроительных традиций.

Процесс возникновения и развития городских поселений тесно связан с историей строительства соборов и церквей. Известно много примеров, когда существование города фактически начиналось с закладки храма. Наиболее устойчивые узлы городской структуры связаны с местоположением соборов и церквей, неизменно сохраняющих свое значение в ходе длительного процесса роста города. Храмы фиксируют этапы развития города, являясь доминантами в окружающей среде, отмечают направления улиц, систему городских площадей, структурное членение города, тем самым во многом определяя его планировочный каркас.

В настоящее время стоит проблема гуманизации городской сре-

ды, в которой особое место принадлежит церковной архитектуре. Это ведет к активному включению храмов и храмовых ансамблей в структуру города. Церковь становится живым функционирующим организмом, способным расти и развиваться, реагируя на градостроительные изменения. Встает проблема преемственного развития структуры объектов Православной Церкви в новой градостроительной среде.

Возникший социальный заказ на возрождение системы церковных объектов ставит задачу реконструкции сохранившихся старых и строительства новых храмов. В исследовании рассматриваются три основных аспекта размещения и строительства церковных комплексов: социально-демографический, планировочный и, в необходимой мере, объемно-пространственный.

Особенно актуальна проблема размещения храма в городе с учетом исторически сложившегося канона и нового градостроительного контекста. Проектирование генплана города предполагает включение новой городской структуры церковных объектов.

Цель исследования заключается в выявлении принципов размещения православных храмов в современном городе, как целостной структуры, ее исторической преемственности и взаимосвязи с окружающей средой.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- выяснение социальной потребности в создании сети православных храмов в современном городе;

- определение функций приходского храма в зависимости от его местоположения в городе;

- сравнение исторически сложившейся иерархической структуры объектов Православной Церкви, с возрождающейся в современном городе;

- разработка типологии размещения приходских храмов для современного города на основе исторической преемственности;

- выявление особенностей композиционных взаимосвязей каждого типа с городской средой.

Предметом исследования является система размещения в городе объектов Православной Церкви. В ней выделен уровень приходских храмов, на которых в наибольшей степени отразились структурно-планировочные, социальные и демографические изменения города.

Границы исследования. Из всех культовых объектов различных конфессий, существующих на территории современной России, выделена система православных храмов, как наиболее традиционная на исследуемой территории. Она рассматривается на примере новых районов Москвы, расположенных между МК МЖД и МКАД; городов ближайшего пригорода (Красногорск, Химки, Долгопрудный, Мытищи, Балашиха, Реутово, Люберцы, Дзержинский, Лыткарино, Домодедово); исторических городов Московской области (Волоколамск, Можайск, Сергиев Посад).'

Методы исследования. В работе использованы сравнительно-исторический и статистический анализ, проведено социологическое исследование на основании опубликованной статистики, опроса прихожан и духовенства, сделан анализ проектной документации, а также произведено совмещение исторических и современных планов с целью выявления динамики развития исследуемых территорий. Предложена модель для разработки новой структуры размещения православных храмов в современном городе, состоящая из трех уровней: 1 - исследовательской базы, включающей анализ исторической структуры храмов в городе и оценку современных социальных особенностей приходской жизни, 2 - оценки современного состояния существующих храмов в городе и 3 - планировочной концепции развития системы православных храмов в современных градостроительных условиях.

Предметом защиты является типология размещения приходских храмов и новая иерархическая структура объектов Православной Церкви в современных градостроительных условиях, обоснование не-

обходимости многофункционального комплекса как нового типа приходского храма; принципы выявления композиционной значимости новых и реконструируемых храмов.

История вопроса. Церковные здания и ансамбли давно стали предметом глубокого и всестороннего изучения. Существуют исследования по самым различным аспектам церковной архитектуры. В дореволюционный период в подходе к церковным объектам преобладал исторический и статистический подход. Он отражен в работах И.А. Благовещенского, Е.Е. Голубинского, В.В. Зверинского, митрополита Макария (Булгакова), H.A. Скворцова, И.М. Снегирева и других. Литургический аспект храмовой архитектуры изложен в работах И.Д. Мансветова, Н.Ф. Красносельцева, П.А. Флоренского.

В послереволюционный период градостроительные аспекты размещения доминант в историческом городе, их композиционное значение, взаимосвязи с окружающей средой исследовали К.Н. Афанасьев, A.B. Бунин, Н.И. Брунов, И.А. Бондаренко, Н.Ф. Гуляницкий, A.B. Иконников, М.П. Кудрявцев, Г.Я. Мокеев, Т.Ф. Саваренская, A.C. Щенков и другие.

В советский период храмовые ансамбли изучались преимущественно как объекты архитектурного наследия и рассматривалась проблема их включения в среду современного города, а также вопросы их визуального восприятия и композиции в условиях реконструкции. Этим проблемам посвящены работы В.И. Балдина, А.Ю. Беккера, P.M. Гаряева, Я.В. Косицкого, К.Ф. Князева, В.А. Лаврова, Ю.В. Ра-нинского, С.Б. Регамэ, Т.А. Славиной, В.Л. Хайта, Д.О. Швидков-ского, З.Н. Яргиной и других. Организации и формированию пространственной среды современного города, в том числе и роли исторического наследия в нем, посвящены работы В.Н. Белоусова, Л.Б. Когана, И.Г. Лежавы, И.М. Смоляра и других.

С начала 1990-х годов обозначился аспект изучения церковных зданий, связанный с проблемами их функционирования; потребовали углубленной разработки вопросы размещения новых храмов в структуре

современного города, что и составляет предмет данной диссертации.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые выделен комплекс проблем, связанных с размещением объектов Православной Церкви в современном городе; сопоставлены функции приходского храма до 1917 года и в наше время; проведен социологический и статистический анализ приходской жизни; выявлены изменения иерархической структуры объектов Православной Церкви; предложена типология размещения приходских храмов в городской среде; определены функциональные и композиционные различия каждого типа и пути их развития.

Практическая значимость работы. Исследование может стать практическим пособием для градостроителей, особенно в Москве и Московской области. Работа может использоваться для принятия решений по размещению новых храмов при взаимодействии Русской Православной Церкви и городских властей. Диссертация может являться базой для создания методических пособий по проектированию храмовых комплексов и размещению их в городе.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов и приложений. Текст изложен на 124 страницах, иллюстрации представлены на 28 графических таблицах.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования, методика, научная новизна и практическая значимость диссертации. Дана общая характеристика работы, сделан обзор литературы, посвященной организации системы церковных объектов в городе.

В первой главе, названной «Исторические и социальные основы размещения православных храмов», определяются критерии, необходимые для разработки новой структуры размещения православных храмов, устанавливаются характеристики исторически сложившейся системы церковных объектов в городе и выявляются социальные особенности современной приходской жизни.

Во второй главе, названной «Принципы размещения храмов в современном городе», на основе обследования составлена классификация расположения сохранившихся храмов в структуре города, предложена новая типология их размещения и определена трансформация иерархической структуры объектов Православной Церкви.

В третьей главе, названной «Композиционная роль церковных комплексов в структуре современного города», рассмотрены принципы и приемы восстановления композиционной роли храмов и храмовых комплексов в городе - как реконструируемых, так и новых, определяются пути их развития и функциональные особенности.

2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ В первой главе для выявления основ формирования современной структуры объектов Православной Церкви рассмотрена исторически сложившаяся система церковных зданий, начиная со средневекового периода до 1917 года. Постановка храмов, как и устройство самой Церкви, основывалась на иерархическом принципе, который лежал в основе их размещения с момента основания города. Основой для построения этой структуры является градостроительное значение храмов, выраженное в масштабе зданий, их месте в городской планировке, в связях между ними, а также местоположении относительно центра. В ней выделяется 7 уровней:

первый - городской собор или соборы, которые располагались в центре города;

второй - монастыри и их подворья, которые окружали центр города, подчеркивая композиционное и смысловое значение кремля и его главных храмов;

третий - приходские храмы, самые многочисленные и наиболее ясно отражающие планировочную структуру города;

четвертый - храмы в общественных учреждениях: больницах,

институтах, богадельнях, воинских гарнизонах;

пятый - домовые церкви в жилом доме или усадьбе, менее других связанные со структурными элементами города;

шестой - кладбищенские храмы, наиболее удаленные от центра и менее других пространственно связанные с ним;

седьмой - часовни и кресты, сеть которых пронизывала весь город и подъезды к нему, отмечая тем самым события церковной истории и другие памятные места.

На исследуемой территории исходная иерархическая структура представлена с различной полнотой. В исторических городах она сохранилась в наиболее полном виде; в городах пригородной зоны и новых районах Москвы, которые до недавнего времени не являлись городской территорией, представлена только сельскими и усадебными храмами.

Из всей структуры объектов Православной Церкви выделена система приходских храмов, наиболее ясно отражающая социально-демографические и планировочные изменения в городе.

Анализ исторических планов Москвы и Московского уезда Ф.Ф. Шуберта (1848 г.), Н. Белоусова (1852 г.), А.С. Суворина (1903 г.) дал основание считать, что статус территории в городе (центр, окраины, сельская местность) во многом был связан с плотностью размещения приходских церквей. Расстояние между храмами менялось в различных частях города. Насыщенность сакрального пространства нарастала от периферии к центру и, таким образом, величина прихода отражала структурное зонирование города. Это качество важно учитывать при организации системы приходских храмов на новых г ородских территориях.

Выявлено, что система приходских храмов являлась наиболее стабильной системой города. При планировочных реконструкциях она сохраняла свою функционально-пространственную целостность, при этом каждый последующий период дополнял предыдущий. Поэтому новое строительство храмов подразумевает развитие сохранив-

шейся на данной территории структуры с учетом социальных и градостроительных изменений.

Сравнительный анализ плотности верующего населения в районах церковных приходов в конце XIX века и в конце XX века (на территории Юго-западного округа современной Москвы) выявил ее увеличение в 9 раз, что свидетельствует о несоответствии числа верующих на исследуемой территории и количества имеющихся храмов.

Одним из важных факторов является изменение функционального состава приходского комплекса. В конце XIX века, когда государство являлось конфессиональным, т.е. социальные функции Церкви и государства были едины, благотворительные, лечебные и учебные учреждения имели свои домовые церкви. После разделения Церкви и государства в начале XX века социальная деятельность Церкви была максимально сокращена; сегодня ее возобновление и расширение происходит преимущественно на территории приходских храмов, где сосредоточились функции: учебная, лечебная, странноприимная, производственная, хозяйственная, торговая, мемориальная.

В работе дается сравнение размещения социальных функций Церкви в государственных учреждениях и приходских храмах в конце XIX и в конце XX веков. Результаты анализа свидетельствуют о функциональной насыщенности современного прихода, которая ведет к изменению архитектурно-планировочного решения церковных комплексов и их роли в городской среде.

В работе проведен анализ функциональной организации приходских храмов, расположенных в Москве, пригороде и исторических городах.

В диссертации приводятся официальные статистические данные о росте количества приходов и их деятельности в последние годы, а также об изменениях религиозной ситуации в России в 1990-е годы. Социологические исследования, проведенные Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, выявили количество верующих, их социальный состав, уровень образованности,

посещаемость храмов. Аналогичные данные получены Российской Академией наук в 1998 году, когда изучалась религиозная ситуация в России. Эту ситуацию отражают следующие факторы:

- в конфессиональном составе наибольшее число составляют православные - 57 % в Москве и 79 % в Подмосковье.

- из них прихожанами храма являются 21 %;

- изменился возрастной состав прихожан, процент верующей молодежи вырос с 22 % в 1990 году, когда наибольшее число верующих составляли люди старшего возраста, до 65 % в 1999 году;

- наибольший процент среди верующих (59 %) составляют прихожане с высшим и неполным высшим образованием.

Изменение количества и контингента верующих отразилось на функциональном составе приходского комплекса и требованиях к его размещению.

Авторский опрос в новых районах Москвы выявил, что большинство верующих имеет деловые и культурные связи с центром, что вызывает активную суточную миграцию населения. Одновременно существует контингент жителей, желающих иметь «свой» храм в пределах пешеходной доступности.

В результате проведенных исследований выявлен ряд социальных факторов, определяющих новую типологию приходских храмов в современном городе: 1 - расширение функционального состава приходского храма; 2 - наличие суточной миграции населения (в Москве около 2 миллионов), наиболее интенсивно проявляющейся в транспортных узлах города; 3 - организация общин в новых районах и необходимость в храме, максимально приближенном к жилью.

Во второй главе на основе анализа существующего положения сохранившихся храмов определяются принципы и приемы восстановления структуры объектов Православной Церкви и предлагается типология их размещения в современном городе.

Храмы, вошедшие в современные границы Москвы, оказались в

новых градостроительных условиях - в общественных центрах, на городских магистралях, в ландшафтной зоне, внутри жилых кварталов. Эти условия повлияли на типологию размещения православных храмов, их функциональный состав, а также определили трансформацию исторически сложившейся иерархической структуры.

Исследование проводилось в новых районах Москвы и городах Московской области, где за последние десятилетия резко изменилась градостроительная ситуация. Вокруг Москвы сформировалась целая система исторических и новых городских поселений.

Сравниваются три группы городских территорий, отличающихся величиной, удаленностью от центра и историческим возрастом.

Территория Москвы между малым кольцом Московской железной дороги и современной границей города (в прошлом - подмосковные деревни, старинные села, усадьбы) характеризуется, с одной стороны, преемственностью планировки, выраженной в развитии радиально-кольцевой системы, а с другой - изменением структуры и уплотнением жилой застройки, созданием системы новых общественных центров с новыми функциями. В рассмотрении территории учитывалось административное деление по округам.

Города, расположенные в пригородной зоне Москвы (Долгопрудный, Мытищи, Красногорск и др.), отличаются интенсивной связью с Москвой, небольшим историческим возрастом, насыщенностью транспортными коммуникациями, развитием общественных центров на линии связи с Москвой. Историческая структура этих поселений характеризуется размещением храмов (сельских, усадебных), вдоль основных дорог, ведущих в Москву. Вследствие этого храмы оказались в современных общественных центрах вдоль транспортных магистралей, в то время как селитебные районы оказались вне этой структуры. В этих городах отсутствуют крупные церковные ансамбли (за исключением Николо-Угрешского монастыря в г. Дзержинском).

В исторических городах (Волоколамске, Можайске, Сергиевом Посаде) существует сложившаяся структура православных храмов.

Составной частью этой структуры является система приходских храмов, сформированная вокруг главного центра (кремля или монастыря). Почти все исторические города имеют две резко отличающиеся друг от друга территории: историческую, которая характеризуется ясностью градостроительной композиции, иерархичностью построения, сомасштабностыо городской среды человеку, и современную, застроенную в советские годы.

В современном городе исторические композиционные связи храмов и окружающей застройки нарушены и искажены. Восстановление целостности системы возможно только с учетом новых условий: изменившейся структуры города, плотности населения, характера застройки, функционального состава приходского храма.

Предложения в этой главе подготовлены в результате натурных обследований 124 храмов, где оценивались: характер ближайшей застройки, связь со структурными элементами города, возможность обзора храма, а также перспектива роста ансамбля. Выделены три градостроительные ситуации размещения храма в современном городе (ситуации А, Б и В).

Ситуацию Л представляют главным образом храмы, стоящие на исторически сложившихся транспортных путях и их пересечениях. Сегодня эти пересечения усложнились, стали развязками в нескольких уровнях, дополнились станциями метро и железных дорог, характеризуются интенсивностью транспортного и пешеходного движения, социальной активностью. В этих условиях можно выделить ситуации, благоприятные для развития храма (ц. Архангела Михаила в Тропареве, ц. Сергия Радонежского в Бибиреве) и неблагоприятные (ц. Рождества Богородицы во Владыкине). В первом случае размещение храма в транспортном узле может быть признано перспективным для современного города, что позволяет учитывать его в новой типологии православных храмов.

К ситуации Б относятся церкви, включенные в структуру жилой застройки. В ней различаются два варианта: открытый - храмы на

границе жилой и ландшафтной зоны (ц. Рождества Богородицы в Крылатском, ц. свт. Николая в Сабурове, ц. Троицы в Хорошеве) и закрытый, где территория ограничена двором или кварталом и визуальные связи с городом нарушены (ц. Троицы в Конькове, ц. Благовещения в Федосьине). В новой типологии классификационными критериями для храмов являются степень их связности с жилой застройкой и возможность развития.

Ситуацию В составляют архитектурные ансамбли с храмом (усадьбы, монастыри, кремли), сохранившие композиционную целостность (Коломенское, Николо-Перервинский монастырь, Свиблово, Пехра-Яковлевское), связанные с природно-экологическим каркасом города.

Обследование показало, что сохранившиеся храмы на территории новых районов Москвы, пригорода и исторических городов по-разному связаны с основными структурами города. Анализ перспектив развития всех ситуаций, а также требований к приходским храмам позволяет предложить новую типологию размещения их в городе. Главным ее принципом является соответствие структурным системам и элементам города: природно-экологическому каркасу, системе общественных центров, транспортной системе и жилой застройке. Важной является также историческая преемственность, что выражается в наличии прототипа градостроительной ситуации в русском городе. В итоге выделены три типа размещения приходских комплексов в структуре современного города.

Культурно-духовный комплекс в составе общественного центра (первый тип) формируется из ситуаций А, Б и В. Его место в городе определяется связью с основными структурными системами города -природно-экологическим каркасом и системой общественных центров. Его территория имеет развитое функциональное зонирование, что объясняется тенденцией современного приходского храма к многофункциональности.

Территория природного комплекса города включает храмовые ансамбли, являющиеся памятниками архитектуры (монастыри, усадьбы - ситуация В), а также храмы, расположенные на границе жилой и ландшафтной зоны (ситуация Б). Традиционно река в городе являлась композиционной осью, формирующей систему архитектурных ансамблей. В современном городе культурно-духовный комплекс является частью этой системы, которая восстанавливается фрагментарно в рекреационных зонах периферийных жилых районов (Марьино, Сабурово, Братеево) или в новых городах (культурно-духовный комплекс в поселке Белозерском, храмовый центр Всех святых в Домодедове и др.). Система церковных ансамблей и структура городского природного комплекса находятся в четкой взаимосвязи между собой.

Традиционным для русского города является соседство храма или монастыря с общественным центром. Современный общественный центр совмещает разнообразные функции: культурную, административную, учебную, торговую. Выявлена тенденция включения храмового ансамбля в функционально-пространственную структуру общественного центра. Это возможно в ситуации А. Примерами являются храмовый центр Серафима Саровского в Бабушкине, храмовый центр иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине и др.

В существующей градостроительной ситуации образование церковного комплекса предполагает несколько путей: реставрацию и реконструкцию существующих ансамблей с храмами - усадеб, монастырей (второй и пятый уровни иерархической структуры), приходских храмов или строительство на новых территориях. Некоторые монастыри (Николо-Перервинский, Спасо-Андроников) и усадьбы (Свиблово) становятся многофункциональными приходскими комплексами, что предполагает реставрацию и изменение функционального состава. Допускается строительство нового комплекса на территории бывшей сельской церкви, при этом оно зависит от системы ограничений, содержащихся в особенностях охранной зоны конкретного

памятника (ц.Покрова на Городне, ц. Рождества Богородицы в Крылатском).

Градостроительная и социальная значимость культурно-духовного комплекса определяется связью с системой общественных центров и природно-экологическим каркасом.

Храм в транспортном узле (второй тип) связан с транспортным каркасом города и образуется из ситуации А. Активная суточнай миграция населения Москвы и Московской области определяет постановку храма в центре транспортных и социальных коммуникаций, что соответствует традиции русского города. Такие храмовые комплексы отличаются минимальным функциональным составом.

Различается несколько вариантов размещения храма в зависимости от характера транспортного узла. Пересечение автомобильных дорог, въезд в город (МКАД в Москве, развязки транзитных магистралей для исторических городов) характеризуется транзитным характером движения, отсутствием жилья и недоступностью для пешеходов. Наиболее традиционное расположение храма в местах пересечения радиальных дорог с кольцевыми укреплениями, на въезде в город «у ворот», но современные въезды в город в большинстве случаев не приспособлены для размещения приходского храма, и поэтому они могут быть отмечены часовнями.

Станции метро и железных дорог являются местом социальной активности и формируют вокруг себя общественную зону: торговый комплекс, информационный центр, где храм необходим и входит в его структуру. Прототипом этой ситуации является храм «на торгу», а начиная с XIX века - на вокзалах. Примерами являются вновь построенная Владимирская церковь у станции метро «Свиблово», центр свт. Иннокентия Московского в Бескудникове, Казанская церковь на станции «Реутово».

Внутриквартальный храм (третий тип) соответствует в структуре города мелкомасштабной планировочной единице - кварталу, микро-

району. В иерархии приходских храмов по степени открытости городу он стоит на низшей ступени и определяется ситуацией Б, в ее закрытом варианте (ц. «Скоропослушницы» на Ходынском поле, Зосимы и Савва-тия в Гольянове). С градостроительной точки зрения эти церкви являются негативными примерами расположения храма в застройке. Поэтому уместно располагать церковь в общественном пространстве жилых образований (часовня в жилом комплексе «Золотые ключи»), церковь в поселке Ровдествено. Размещение храма определяется пешеходной доступностью (1,5 км) и плотностью населения. Прототипом этой ситуации являются храмы, расположенные в квартале между двумя параллельными улицами, на непроезжих площадях или просто в окружении домов.

На основе предложенной типологии к каждому городу, в зависимости от его величины и исторического возраста, предлагается дифференцированный подход. На территории Москвы должны присутствовать все уровни предложенной современной иерархической структуры православных храмов. В новых городах Московской области, где формируется свой общественный центр, отсутствие исторической зоны с крупным храмовым ансамблем должно восполняться созданием культурно-духовного комплекса. В исторических городах, имеющих высокий эстетический и духовный потенциал, функции культурно-духовного комплекса должны сохраняться за монастырем (Сергиев Посад) гаи кремлем (Волоколамск, Можайск).

На новых территориях Москвы предлагается восстанавливать иерархическую структуру православных храмов. При этом уровни 1,4, 6, 7 остаются без изменений. Уровень 3 (приходские храмы) с учетом новых градостроительных условий и современных требований к приходским храмам расширился и состоит из: культурно-духовных комплексов, (включая монастырские и усадебные ансамбли - уровни 2 и 5); храмов в транспортных узлах и внутриквартальных храмов.

В третьей главе в соответствии с новой типологией определяются принципы восстановления композиционной роли приходских комплек-

сов, особенности их функционально-пространственной организации и даются пути их развития. Для каждого типа храма определяется композиционный прототип, который используется как для построения самого ансамбля, так и для выявления приемов его постановки в городе.

В результате укрупнения планировочной структуры и масштаба застройки современного города изменяется восприятие храмов в пространстве, их композиционная роль, влияние на окружение, масштабные соотношения со средой. Восстановление в полной мере композиционной значимости храма в масштабе всего города невозможно, поэтому в каждой городской структуре выделяется ряд локальных пространств, где определяется зона влияния храма.

Культурно-духовный комплекс рассматривается в диссертации как наиболее композиционно значимый церковный ансамбль, поэтому его расположение в системе общественных центров и связь с природно-экологическим каркасом основаны на максимальной открытости городу. Его характеризуют: многофункциональность, зонирование территории, иерархичность построения.

Размещение культурно-духовного комплекса связано с наличием открытых пространств, как в системе общественных центров, так и в ландшафтных зонах.

В структуре общественных центров храм должен являться композиционно значимым элементом. В новых районах Москвы, где общественный центр представляет собой линейное пешеходное пространство, ограниченное многоэтажной застройкой, церковный комплекс располагается на оси, замыкая его перспективу, являясь целью движения (Бибирево, Отрадное, Тропарево, Бабушкин). Такое расположение определяет компактность и центричность его композиции, корпуса служб образуют сомасштабную храму среду.

В нриродио-экологическом каркасе города выделены несколько типов пространств: ландшафт, включающий памятник архитектуры (храм); историко-архитектурные заповедники; система акваторий, где берег реки ограничен многоэтажной или малоэтажной застройкой.

Размещение культурно-духовного комплекса определяется планировочной композицией жилого района, восстановлением визуальных коммуникаций с другими церковными объектами вдоль рек, рельефом местности. Выделено традиционное для русского города соотношение храма и окружающей застройки (историко-архитектурные заповедники, храм в малоэтажной застройке) и нетрадиционное, определяемое современной городской средой (храм в многоэтажной застройке).

Отмечено различное решение фасадов, обращенных к реке и к городу. Постановка основного объема (храма) ориентирована на городскую среду и учитывает направление главных планировочных осей и масштаб застройки района. К реке комплекс обращен второстепенными объемами, ландшафтная зона включается в структуру ансамбля. Примерами являются ц. Покрова на Городне, строящийся комплекс в нос. Белозерском.

Иерархичность композиции комплекса определяется несколькими масштабными уровнями, которым соответствуют: главпый храм, внутренний или второй храм, корпуса служб. Дифференциация масштабов и сложность композиционного построения характеризуют культурно-духовный комплекс.

Его функционально-пространственная организация имеет цен-тричный характер. Главной является богослужебная зона с храмом, вокруг которой группируются общественная, жилая и хозяйственная зоны. Наиболее развитой является общественная зона состав которой определяется тенденцией к многофункциональности современной приходской жизни. В зависимости от специализации комплекса преобладающими становятся учебно-производственное, лечебно-благотворительное, просветительское или паломническое направления. В работе даны примеры комплексов различной специализации.

В качестве композиционных прототипов культурно-духовного комплекса можно назвать исторически сложившиеся архитектурные ансамбли с храмами - монастырские и усадебные. Иерархичность композиции, компактность, стремление в некоторых случаях к гео-

метрической правильности, объединяют культурно-духовный комплекс с монастырем, композиционно продуманная сложная связь с ландшафтом роднит его с усадьбой.

В развитии сохранившихся архитектурных ансамблей с храмами предлагается два пути. Первый - создание заповедника, где возможны реставрация и скрытая реконструкция с соблюдением главных композиционных осей и масштабных соотношений (усадьбы Пехра-Яковлевское, Свиблово). Второй - преемственное развитие ансамбля, заключается в выявлении основ, заложенных в его композиции и развитии их в новых градостроительных условиях. Взаимодействие развивающегося ансамбля с новым окружением основано на принципе смещения доминанты, который выражается в том, что появляется новый центр композиции, соответствующий современному градостроительному контексту. Иначе трактуются масштабные соотношения и направление осей. Этот подход используется в решении охранных зон бывшего сельского, храма (комплекс ц. Покрова на Городне, ц. Сергия Радонежского в Бибиреве).

Выбор места для новых приходских комплексов основан на выявленных принципах: ориентации главных планировочных осей района или города на комплекс, наличие территории для развития, выделение наиболее композиционно значимой локальной церковной зоны в структуре общественного центра.

Храм в транспортном узле характеризуются тем, что его композиционная роль раскрывается при движении по улицам и магистралям, что и определяет зону его пространственного влияния. Он является ориентиром, семантическим знаком, фиксирует наиболее значительные точки городской планировки, которыми являются транспортные площади, возникающие в местах пересечения улиц и магистралей. Эти места характеризуются интенсивностью пешеходного и транспортного движения, концентрацией внутригородских связей.

Постановка храма в транспортном узле определяет ограниченность его участка, имеющего высокий ценностный потенциал в систе-

ме оценок городских территорий, характеризующегося высокой транспортной доступностью и интенсивностью освоения.

Положение храма имеет островной характер, что предполагает возможный его обзор со всех сторон. Средствами выявления композиционной значимости храма в транспортном узле яштяются: постановка па повороте улицы или на стрелке; подчеркнутая вертикальность и компактность объема (ц. свт. Иннокентия Московского в Бескудникове).

Функционально-пространственная организация храма в транспортном узле отличается компактностью и характеризуются вертикальным зонированием: в нижнем уровне размещены общественные функции, а в верхнем - храм.

Внутриквартальный храм является пространствепно организующим элементом жилой застройки, что определяет постановку на ее территории, приемы композиционной выразительности, функциональный состав.

Жилая застройка включает различные виды пространств: открытые, замкнутые, полузамкнутые. Храм организует замкнутое (ц. Троицы в Конькове) и полузамкнутое (ц. Благовещения в Федосьи-не) пространство двора, является акцентом в композиции жилого комплекса (комплекс «Золотые ключи»), В малоэтажной застройке он становится композиционным центром поселка, главная планировочная ось которого ориентирована на храм (Рождествено).

Пространственная организация приходского комплекса определяется композицией внутреннего пространства жилой застройки и характеризуется отсутствием визуальной связи с основными системами города.

Функционально-пространственная организация внутриквар-тального храма имеет рассредоточенный характер, выражающийся в том, что территория церкви вмещает только богослужебную зону, а за ее пределами могут развиваться социальные функции (учебная, лечебная и другие).

На основе выводов диссертации даются предложения по восстановлению и размещению всех уровней иерархической структуры объектов Православной Церкви. Приходские храмы размещаются с учетом новой типологии, включающей: культурно-духовный комплекс, храм в транспортном узле и внутриквартальный храм. Предложения даются для всех видов территорий исследования: для новых районов Москвы, представленных фрагментом Юго-западного округа, для новых городов пригородной зоны - Зеленоградом и исторических городов Московской области - Сергиевом Посадом.

Применение предложенных принципов может варьироваться в зависимости от градостроительных и социальных особенностей каждого района и других условий.

3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.На основе исследования современных социальных потребностей и анализа градостроительных условий (после длительного перерыва в церковном строительстве) выявлена необходимость рассматривать православные храмы в городе как систему с дальнейшим использованием принципов этой системы при формировании планировочной структуры города.

2. На основании проведенпого сопоставления функционального состава традиционного приходского храма XIX века (когда государство являлось конфессиональным) и современного выявлено, что на территории приходского храма, кроме богослужебной, появилась необходимость размещения ряда новых функций: учебной, лечебной, странноприимной, производственной, просветительской, хозяйственной, торговой. Главной функцией является богослужебная, другие составляют различные сочетания. Многофункциональность должна найти отражение в архитектурно-планировочном решении приходского храма.

3. Проведенный анализ позволил выделить ряд социальных факторов, влияющих на организацию структуры православных храмов в современном городе: 1 - расширение функционального состава приходского храма; 2 - наличие суточной миграции населения Москвы и Московской области, наиболее интенсивно проявляющейся в транспортных узлах города; 3 - организация общин в новых районах и необходимость в храме, максимально приближенном к жилью.

4. Выявлены изменения исторически сложившейся структуры размещения православных храмов в городе, строящейся на иерархическом принципе. Все уровни получили свое развитие в современных градостроительных условиях, но трансформировались с учетом новой городской планировки. Городские соборы, домовые церкви в учреждениях, кладбищенские храмы и часовни восстанавливаются и строятся новые. В наибольшей степени изменился статус приходских храмов, что определило их новую типологию.

5. На основе исторической преемственности, с учетом современных градостроительных условий и социальных требований, составлена новая типология размещения приходских храмов и храмовых комплексов, включающая: культурно-духовный комплекс, храм в транспортном узле, внутри квартальный храм. Главным принципом предлагаемой типологии является ее соответствие структурным системам города: природно-экологическому каркасу, системе общественных центров, транспортной системе и жилой застройке.

6. Выявлен ряд приемов восстановления композиционной роли храма в современных градостроительных условиях. Связь новой системы приходских комплексов со структурными элементами города определяет зоны их композиционного влияния, размещение в пространстве, масштаб и функциональный состав. Композиционная значимость храма восстанавливается в локальном пространстве той системы, к которой относится данный тип храма. Различаются традиционные и нетрадиционные приемы взаимодействия храма и окружающей застройки.

7. Установлены следующие принципы функционально-пространственной организации трех типов приходских комплексов: культурно-духовного комплекса - центричная, с храмом в центре, храма в транспортном узле - компактная, внутриквартального храма - компактно-рассредоточенная. Разработанная типология имеет различное применение в новых районах Москвы, городах пригородной зоны и исторических городах.

Список публикаций:

1. «Иерархическая структура православных храмов в современном городе». Статья в сборнике научной конференции МАРХИ. М., «Ладья», 1998 (в соавторстве с Н.Г. Благовидовой). С. 91-95.

2. «Культурно-духовный комплекс - новая форма приходской жизни в современном городе». Журнал «Мир Божий», №4. М., 1998. С. 112-115.

3. «Возрождение традиций в размещении храмов в современном городе». Журнал «Реставратор», № 2. М., 2000. Находится в печати.

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Саратовская, Юлия Эрленовна

ВВЕДЕНИЕ

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ. I. 1. Формирование структуры размещения православных храмов в городе.

I. 2. Система приходских храмов в структуре русского города.

I. 2. 1. Понятие "приход" и его роль в жизни населения.

I. 2. 2. Приходские храмы в городской планировочной структуре.

I. 3. Анализ статистики современной приходской жизни и виды деятельности приходского храма.

I. 4. Характеристика трех типов территорий исследования.

Выводы.

II. ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В

СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ.

II. 1. Оценка современного состояния структуры размещения православных храмов.

II. 1. 1. Характеристика основных видов градостроительных ситуаций расположения храмов и их классификация

II. 1. 2. Градостроительное положение храмов на территории новых районов Москвы.

II. 1. 3. Размещение храмов в новых городах пригородной зоны.

II. 1. 4. Размещение храмов в исторических городах Московской области.

II. 2. Новая типология размещения приходских храмов в современном городе.

II. 2. 1. Культурно-духовный комплекс района (тип 1).

II. 2. 2. Храм в транспортном узле города (тип 2).

II. 2. 3. Внутриквартальный храм (тип 3).

II. 3. Преобразование иерархической структуры православных храмов в современных градостроительных условиях.

II. 4. Распространение трех типов приходских храмов на различных территориях исследования.

Выводы.

III. КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ЦЕРКОВНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА.

III. 1. Композиционная роль культурно-духовных комплексов в городе.

III. 1. 1. Культурно-духовные комплексы в структуре общественного центра.

III. 1. 2. Культурно-духовные комплексы в природноэкологическом каркасе.

III. 1. 3 Функционально-пространственная организация культурно-духовных комплексов.

III. 1.4. Исторические аналоги культурно-духовных комплексов.

III. 1. 5 Пути образования культурно-духовных комплексов.

III. 1. 6. Комплексная методика проверки сочетания новой и сложившейся застройки.

III. 2. Композиционные особенности храмов в транспортных узлах.

III. 3. Композиционное решение внутриквартальных храмов в различных типах жилой застройки.

III. 4. Пространственная организация иерархической структуры церковных объектов на территориях исследования.

Выводы.

Введение 2000 год, диссертация по архитектуре, Саратовская, Юлия Эрленовна

Актуальность проблемы. После долгого исторического перерыва размещение, строительство и проектирование церковных зданий Русской Православной Церкви на территории России, в особенности в Москве и в городах Московской области, снова становятся актуальной градостроительной задачей. За период с 1991 года по 1998 год в Московской епархии открыто 430 приходских храмов, 16 монастырей и 11 монастырских подворий. Построено 28 новых храмов, заложено 89.

В то же время длительный перерыв в строительстве храмов требует восстановления преемственности как на градостроительном уровне, так и в решении их объемно-пространственной композиции.

В связи с этим встает задача научного осмысления градостроительных аспектов размещения и композиции новых и восстанавливаемых церковных комплексов в условиях современной структурно-функциональной организации города. Результаты и выводы исследования могут найти отражение в генеральных планах и проектах застройки городов, разработка которых всегда опирается на преемственность градостроительных традиций.

Процесс возникновения и развития городских поселений тесно связан с историей строительства соборов и церквей. Известно много примеров, когда существование города фактически начиналось с закладки храма. Наиболее устойчивые узлы городской структуры связаны с местоположением соборов и церквей, неизменно сохраняющих свое значение в ходе длительного процесса роста города. Храмы фиксируют этапы развития города, являясь доминантами в окружающей среде, отмечают направления улиц, систему городских площадей, структурное членение города, тем самым во многом определяя его планировочный каркас.

В настоящее время стоит проблема гуманизации городской среды, в которой особое место принадлежит церковной архитектуре. Это ведет к активному включению храмов и храмовых ансамблей в структуру города. Церковь становится живым функционирующим организмом, способным расти и развиваться, реагируя на градостроительные изменения. Встает проблема преемственного развития структуры объектов Православной Церкви в новой градостроительной среде.

Возникший социальный заказ на возрождение системы церковных объектов ставит задачу реконструкции сохранившихся старых и строительства новых храмов. В исследовании рассматриваются три основных аспекта размещения и строительства церковных комплексов: социально-демографический, планировочный и, в необходимой мере, объемно-пространственный.

Особенно актуальна проблема размещения храма в городе с учетом исторически сложившегося канона и нового градостроительного контекста. Проектирование генплана города предполагает включение новой городской структуры церковных объектов.

Цель исследования заключается в выявлении принципов размещения православных храмов в современном городе, как целостной структуры, ее исторической преемственности и взаимосвязи с окружающей средой.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- выяснение социальной потребности в создании сети православных храмов в современном городе;

- определение функций приходского храма в зависимости от его местоположения в городе;

- сравнение исторически сложившейся иерархической структуры объектов Православной Церкви, с возрождающейся в современном городе;

- разработка типологии размещения приходских храмов для современного города на основе исторической преемственности;

- выявление особенностей композиционных взаимосвязей каждого типа с городской средой.

Предметом исследования является система размещения в городе объектов Православной Церкви. В ней выделен уровень приходских храмов, на которых в наибольшей степени отразились структурно-планировочные, социальные и демографические изменения города.

Границы исследования. Из всех культовых объектов различных конфессий, существующих на территории современной России, выделена система православных храмов, как наиболее традиционная на исследуемой территории. Она рассматривается на примере новых районов Москвы, расположенных между МК МЖД и МКАД; городов ближайшего пригорода (Красногорск, Химки, Долгопрудный, Мытищи, Балашиха, Реутово, Люберцы, Дзержинский, Лыткарино, Домодедово); исторических городов Московской области (Волоколамск, Можайск, Сергиев Посад).

Методы исследования. В работе использованы сравнительно-исторический и статистический анализ, проведено социологическое исследование на основании опубликованной статистики, опроса прихожан и духовенства, сделан анализ проектной документации, а также произведено совмещение исторических и современных планов с целью выявления ди / намики развития исследуемых территорий. Предложена модель для разработки новой структуры размещения православных храмов в современном городе, состоящая из трех уровней: 1 - исследовательской базы, включающей анализ исторической структуры храмов в городе и оценку современных социальных особенностей приходской жизни, 2 - оценки современного состояния существующих храмов в городе и 3 - планировочной концепции развития системы православных храмов в современных градостроительных условиях.

Предметом защиты является типология размещения приходских храмов и новая иерархическая структура объектов Православной Церкви в современных градостроительных условиях, обоснование необходимости многофункционального комплекса как нового типа приходского храма; принципы выявления композиционной значимости новых и реконструируемых храмов.

История вопроса. Церковные здания и ансамбли давно стали предметом глубокого и всестороннего изучения. Существуют исследования по самым различным аспектам церковной архитектуры. В дореволюционный период в подходе к церковным объектам преобладал исторический и статистический подход. Он отражен в работах И.А. Благовещенского, Е.Е. Го-лубинского, В.В. Зверинского, митрополита Макария (Булгакова), H.A. Скворцова, И.М. Снегирева и других. Литургический аспект храмовой архитектуры изложен в работах И.Д. Мансветова, Н.Ф. Красносельцева, П.А. Флоренского.

В послереволюционный период градостроительные аспекты размещения доминант в историческом городе, их композиционное значение, взаимосвязи с окружающей средой исследовали К.Н. Афанасьев, A.B. Бунин, Н.И. Брунов, И.А. Бондаренко, Н.Ф. Гуляницкий, A.B. Иконников, М.П. Кудрявцев, Г.Я. Мокеев, Т.Ф. Саваренская, A.C. Щенков и другие.

В советский период храмовые ансамбли изучались преимущественно как объекты архитектурного наследия и рассматривалась проблема их включения в среду современного города, а также вопросы их визуального восприятия и композиции в условиях реконструкции. Этим проблемам посвящены работы В.И. Балдина, А.Ю. Беккера, P.M. Гаряева, Я.В. Косицкого, К.Ф. Князева, В.А. Лаврова, Ю.В. Ранинского, С.Б. Регамэ, Т.А. Славиной, В.Л. Хайта, Д.О. Швидковского, З.Н. Яргиной и других. Организации и формированию пространственной среды современного города, в том числе и роли исторического наследия в нем, посвящены работы В.Н. Белоусова, Л.Б. Когана, И.Г. Лежавы, И.М. Смоляра и других.

С начала 1990-х годов обозначился аспект изучения церковных зданий, связанный с проблемами их функционирования; потребовали углубленной разработки вопросы размещения новых храмов в структуре современного города, что и составляет предмет данной диссертации.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые выделен комплекс проблем, связанных с размещением объектов Православной Церкви в современном городе; сопоставлены функции приходского храма до 1917 года и в наше время; проведен социологический и статистический анализ приходской жизни; выявлены изменения иерархической структуры объектов Православной Церкви; предложена типология размещения приходских храмов в городской среде; определены функциональные и композиционные различия каждого типа и пути их развития.

Практическая значимость работы. Исследование может стать практическим пособием для градостроителей, особенно в Москве и Московской области. Работа может использоваться для принятия решений по размещению новых храмов при взаимодействии Русской Православной Церкви и городских властей. Диссертация может являться базой для создания методических пособий по проектированию храмовых комплексов и размещению их в городе.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов и приложений. Текст изложен на 124 страницах, иллюстрации представлены на 28 графических таблицах.

Заключение диссертация на тему "Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях"

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.На основе исследования современных социальных потребностей и анализа градостроительных условий (после длительного перерыва в церковном строительстве) выявлена необходимость рассматривать православные храмы в городе как систему с дальнейшим использованием принципов этой системы при формировании планировочной структуры города.

2. На основании произведенного сопоставления функционального состава традиционного приходского храма XIX века (когда государство являлось конфессиональным) и современного выявлено, что на территории приходского храма, кроме богослужебной, появилась необходимость размещения ряда новых функций: учебной, лечебной, странноприимной, производственной, просветительской, хозяйственной, торговой. Главной функцией всегда является богослужебная, другие могут составлять различные сочетания. Многофункциональность должна найти отражение в архитектурно-планировочном решении приходского храма.

3. Проведенный анализ позволил выделить ряд социальных факторов, влияющих на организацию структуры православных храмов в современном городе: 1 - расширение функционального состава приходского храма; 2 - наличие суточной миграции населения Москвы и Московской области, наиболее интенсивно проявляющейся в транспортных узлах города; 3 - организация общин в новых районах и необходимость в храме, максимально приближенном к жилью.

4. Выявлены изменения исторически сложившейся структуры размещения православных храмов в городе, строящейся на иерархическом принципе. Все уровни получили свое развитие в современных градостроительных условиях, но трансформировались с учетом новой городской планировки. Городские соборы, домовые церкви в учреждениях, кладбищенские храмы и часовни восстанавливаются и строятся новые. В наибольшей степени изменился статус приходских храмов, что определило их новую типологию.

5. На основе принципа исторической преемственности, с учетом современных градостроительных условий и социальных требований, составлена новая типология размещения приходских храмов и храмовых комплексов, включающая: культурно-духовный комплекс, храм в транспортном узле, внутриквартальный храм. Главным принципом предлагаемой типологии является ее соответствие структурным системам города: природно-экологическому каркасу, системе общественных центров, транспортной системе и жилой застройке.

6. Выявлен ряд приемов восстановления композиционной роли храма в современных градостроительных условиях. Связь новой системы приходских комплексов со структурными элементами города определяет зоны их композиционного влияния, размещение в пространстве, масштаб и функциональный состав. Композиционная значимость храма восстанавливается в локальном пространстве той системы, к которой относится данный тип храма. Различаются традиционные и нетрадиционные приемы взаимодействия храма и окружающей застройки.

7. Установлены следующие принципы функционально-пространственной организации трех типов приходских комплексов: культурно-духовного комплекса - центричная, с храмом в центре, храма в транспортном узле - компактная, внутриквартального храма - компактно-рассредоточенная. Разработанная типология имеет различное применение в исторических городах, пригородной зоне и новых районах Москвы.

Библиография Саратовская, Юлия Эрленовна, диссертация по теме Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов

1. Алферова Г.В. К вопросу о строительстве городов в московском государстве в XV1.XVII вв. // Архитектурное наследство № 28. М., 1980.

2. Алферова Г.В. Кормчая книга как ценнейший памятник древнерусского градостроительного законодательства // Византийский временник № 35. М., 1973.

3. Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII веков. М., 1989.

4. Андреев JI.B. Основы реконструкции исторического города. М., 1982.

5. Архитектура СССР № 3, 1991.

6. Архитектура. Строительство. Дизайн №4 (14) 1999.

7. Архитектурный вестник № 6, 1998.8. Атлас Москвы. М., 1998.

8. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы в древнерусском зодчестве. М.,

9. Балдин В.И. Загорск. М., 1989.

10. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М., 1986.

11. Беккер А.Ю., Щенков A.C. Современная городская среда и архитектурное наследие. М., 1987.

12. Белоусов В.Н., Кулага Л.Н., Лавров В.А., Смоляр И.М. и др. Основы формирования архитектурно-художественного облика городов. М., 1978.

13. Белоусов В.Н. Проблемы фундаментальных и комплексных иследова-ний в области расселения и градостроительства России на современном этапе. М.1995.

14. Беляева Е.Л. Композиция крупной городской магистрали // Архитектурная композиция жилых и общественных комплексов. М., 1976.

15. Благовещенский И.А. Исторические материалы о церквах и селах. М., 1874.

16. Благовещенский И.А. Предписания и распоряжения по духовному ведомству Московской епархии с 1829 по 1869 г. М.,1871.

17. Бондаренко И.А. Средства создания архитектурно-художественного единства в русском градостроительстве XVI в. (на примере центрального ансамбля Москвы). Автореф. дисс. канд. архитектуры. М., 1980.

18. Бондаренко И.А. Эстетика древнерусского города. Эстетика города // Художественно эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв. М., 1996.

19. Бочаров Ю.П., Кудрявцев O.K. Планировочная структура современного города. М.,1972.

20. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXV (49) Спб., 1898.

21. Брунс Д.В., Регамэ С.Б., Усова Н.В. Комплексная методика проверки сочетания новой и сложившейся застройки и ее применение в градостроительном проектировании. Таллин, 1988.

22. Бунин A.B. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М.,1979. (Т. 1,2).

23. Бунин A.B., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М., 1940.

24. Бусева-Давыдова И.Л. Некоторые особености пространственной организации древнерусских монастырей // Архитектурное наследство №34. М., 1986.

25. Вагнер Т.К. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. Т. 47. М., 1986.

26. Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование. М., 1991.

27. Вергунов А.П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. Л., 1982.

28. Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н. Город и ландшафт. М., 1986.

29. Владимиров В.В., Саваренская Т.Ф., Смоляр И.М. Градостроительство как система научных знаний. М., 1999.

30. Возняк Е.Ю. Архитектура современной православной приходской церкви (на примере С.-Петербурга). Автореф. дисс. канд. архитектуры. СПб., 1996.

31. Выборный В.Н. Градоэкология и возрождение исторических городов и поселений Россси. Национальные традиции архитектуры России. Тезисы докладов. М.:ВНИИТАГ, 1992.

32. Галеев С.А. Традиция Православного храма сегодня // Архитектура Строительство Дизайн. № 3. 1996.

33. Гаряев P.M. К вопросу об ориентации русских церквей // Краткие сообщения Института археологии. № 155. М., 1978.

34. Глазычев B.JI. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М., 1984.

35. Глушкова В.Г. Социальный портрет Москвы на пороге XXI века. М., 1999.

36. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. М., 1904.

37. Градостроительство Московского государства XVI-XVII веков. М., 1994.

38. Грачев Р. Суздаль. Малоизученные грани эстетики русского градостроительства // Архитектура СССР, № 3, 1978.

39. Гроппиус Вальтер. Границы архитектуры. М., 1971, с. 186.

40. Гуляницкий Н.Ф. Архитектурно-градостроительное развитие Москвы в эпоху классицизма // Архитектурное наследство № 42. М., 1997.

41. Гуляницкий Н.Ф. О малоизученных вопросах теории храмостроитель-ства на "Руси"// Архитектурное наследство № 40. М., 1996.

42. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М., 1984.

43. Днепровский A.C. О проекте комплексного духовного центра во имя иконы Калужской Божией Матери // Архитектура и строительство России № 11. 1992.

44. Журнал Московской Патриархии № 1, 1999. Доклад Патриарха на Епархиальном собрании.

45. Еремин Б. К. Архитектурно-планировочные регламентации и проблема преемственности в развитии города. Автореф. дисс. канд. архитектуры. М., 1987.

46. Залесская JI.C., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. М., 1979.

47. Зверинский В.В. Материалы для изучения историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Спб., 1892.

48. Здания, сооружения и комплексы Православной церкви. СП 3110399. М., 2000.

49. Иконников A.B. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. М., 1972.

50. Иконников A.B. Архитектура Москвы. XX век. М., 1984.

51. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Т. 1. М., 1993.

52. Ильин М.А. Исследования и очерки. М., 1976.

53. Ильин М.А. Москва. М., 1963.

54. Ильин М.А. Подмосковье. М., 1966.

55. История русской архитектуры. Спб., 1994.

56. Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социологические исследования № 6. М., 1998.

57. Кириллова Л.И. Архитектурная организация жилых комплексов // Архитектурная композиция жилых и общественных комплексов. М., 1976.

58. Кириченко Е.И. Архитектурно-градостроительное развитие Москвы в середине XIX начале XX вв. // Архитектурное наследство № 42. М., 1997.

59. Клименко В.Я. Закономерности постановки доминант в градостроительных ансамблях древнерусских городов XVI-XVIII вв. Автореф. дисс. канд. архитектуры. М., 1990.

60. Кеслер М.Ю. Пути возрождения духовности // Архитектура №1-2, 1995.

61. Косицкий Я.В. Композиционные основы планировочной структуры города. М., 1994.

62. Коган Л.Б. Социально-культурные функции городов и развитие их пространственной среды. Автореф. дисс. доктора архитектуры. М., 1980.

63. Коган Л.Б. Механизм преемственности исторической среды города // Архитектура СССР. № 3, 1987.

64. Кострикин Н.Д., Туркатенко М.Н. Диалектика реконструкции. Архитектура СССР. № 3, 1987.

65. Красносельцев Н.Ф. Очерки из истории христианского храма. Казань, 1881.

66. Кудрявцев М.П. Москва Третий Рим. М., 1994.

67. Кудрявцев М.П. Развитие планировочной структуры городов с учетом историко-архитектурного наследия. Памятники архитектуры в структуре городов СССР. М., 1978.

68. Кудрявцева Т.Н. Структура и композиционные особенности слободы в русском городе ХУ1-ХУП вв. // Архитектурное наследство. № 32. М., 1984.

69. Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М., 1977.

70. Лекции по церковному праву. Спб., 1914.

71. Линч К. Образ города. М., 1982.

72. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. М., 1986.

73. Лихачев Д.С. Прошлое и будущее: статьи и очерки. Л., 1985.

74. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. 4. М., 1996.

75. Маркус Б.С. Московские картинки. М., 1999.

76. Материалы конкурса "Москва 2010".

77. Мчедов М.П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования № 6. М., 1998.

78. Мокеев Г.Я. Москва священная // Мир Божий № 1, 1998.

79. Население Московской губернии по предварительным итогам. Перепись 28 августа 1920 года. М., 1921.

80. Островский В. Современное градостроительство.

81. Павловская Е.Э. О дизайнерском освоении городской придомовой среды // Дизайн городской среды. Типологические аспекты. (Труды ВНИИТЭ сер. Техническая эстетика. Вып. 44).

82. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. В 4 т. М., 1995.

83. Памятники архитектуры Московской области. Каталог. М., 1975.

84. Перепись Москвы 1822 г. Вып.1. М., 1921.

85. Писарский И. В. Реабилитация общественных пространств исторического центра (на примере Москвы): Автореф. дисс. канд. архитектуры М., 1990.

86. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М.,1995.

87. Проскурякова Т.С. О преемственности в русском градостроительном искусстве второй половины XVIII в. // Архитектурное наследство. №33. М., 1985.

88. Пруцын О.И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда. М., 1990.

89. Путеводитель по Москве 1913 г. М., 1998.

90. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. М., 1970.

91. Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви. Россия. Синод. Архив 1722 год. Описание документов и дел хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода. Спб., 1879.

92. Рождественский H.A. Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. Вып. 1. М., 1864.

93. Русское градостроительное искусство. В 4т. Т. 1, 2. М., 1993.

94. Рябушина И.А. Композиция древнерусского ансамбля на примере монастырей XV-XVII вв. : Автореф. дисс. канд. архитектуры М., 1985.

95. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М., 1984.

96. Скворцов H.A. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Спб., 1915.

97. Современный подход к реконструкции исторических городов. Концепция. М.: ВНИИТАГ, 1991.

98. Сосновский В.А. Методы градостроительного анализа М., 1991.

99. Социологические исследования. № 5, 6. М., 1994.

100. Смоляр И.М. Принципы градостроительного проектирования и предложения по разработке генеральных планов городов в новых экономических условиях. М., 1995.

101. Справочник "Православная Москва". М., 1999.

102. Строительный устав Российской империи. Спб.,1913.

103. Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Т. 3. М., 1972.

104. Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву 1678 г. М., 1891.

105. Тверской JIM. Русское градостроительство до конца XVII века. М., 1953.

106. Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955.

107. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998.

108. Туркатенко М.Н. Польский костел // Архитектура СССР № 6, 1990.

109. Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Росссия // Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1996.

110. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Архитектура и строительство Москвы № 8, 1989.

111. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII вв. Вып. 9, 11. М., 1911.

112. Швидковский Д.О. Время собирать камни. М.1990

113. Щенков A.C. Структура русских городов XVI-XVII вв. и их эстетическое восприятие // Архитектурное наследство № 32. М., 1984.

114. Щенков A.C. Теоретические основания анализа культурной ценности архитектурного наследия (в сфере реконструкции и реставрации памятников архитектуры) Автореф. дисс. доктора архитектуры. М., 1995.

115. Щенкова О.П. Функции столичного центра Москвы за пределами Кремля (XVII в.) // Архитектурное наследство № 42. М.,1997

116. Церковные ведомости 1905 г.118. Architektura № 5. 1980.

117. Architectural and urbanism № 135. 1981.

118. Architectural and urbanism № 188 1986.121. Architektura № 125. 1966.122. Architektura № 3. 1972.123. Architektura № 3-4. 1989.124. Architektura № 1 1982.

119. Architekture d'Aujourd'hui. № 256. 1988.

120. Architectural Design № 12. 1986.

121. Architectural Record. № 4. 1988.

122. Architectural Review № 1084. 1987.

123. Architectural Record № 2. 1984.

124. Architekture d'Aujourd'hui. № 182 (XI-XII). 1975.131. Bauform № 79. 1980.132. Bauwelt№ 14. 1984.133. Casabella № 58. 1989.

125. Civil Engineering № 22-23. 1980.

126. Deutsche Bauzeitschrift № 12. 1980.

127. Deutsche Bauzeitschrift № 2. 1983.

128. Deutsche Bauzeitschrift № 2. 1982.

129. Nowe koscioly w Polsce. Warzawa.1991139. Projekt.№ 9-10. 1990.

130. Progressive architecture № 12. 1990.141. Space Design № 11. 1989.142. Werk№ 1. 1965.ерархическая структура на территориях исспспло1. АНИ 91. НОВЫЕ1. РАЙОНЫ1. МОСКВЫ

131. Ш1ЛДНМП II ЮГО-'ЗАПЛДММП АДМ. ОКРУГА1. ФРЛГМК.П Г 111Л11Л

132. КГГИ ГОРНИ КОП1,1\ р мюнон МОСКВЫ СТАЛА ГОРОДСКОЙ1.« гг. ГОРОД ВЫРОС НА МЕСТЕ НЫВШИХ СМ. УСАЛЕЕ. ЛАНДШАФТНЫХ ЮН СОХРАНИВШИЕСЯ ХРАМЫ Ь В\PB\lllHIIPO П \1IHOfl СРЕДЕ. ИРЕДСТАВ-ЛКИПОЙ МНОГОЭТАЖНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКОЙ. ОЫЦЕ-СТВЕННЫМИ И ПРОМЫШЛЕННЫМИ 1ЛАНИЯМИ

133. НОВЫЕ ГОРОДА ПРИГОРОДНОЙ зоны1. Г. КРАСНОГОРСК1. ФРАГМЕНТ ПЛАНА

134. ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ1. Г. СЕРГИЕВ ПОСАД1. ФРАГМЕНТ ПЛАНА

135. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИРА-ВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ПРЕДСТАВЛЕНА В НАИБОЛЕЕ ПОЛНОМ ВИДЕизменение плотности населения на терри ориицерковных приходов

136. РАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ СТРУКТУРЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В1. СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ1. ЕНЬ 11ЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

137. ИРОВОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В СОВРЕМЕННЫХ ^СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХстатистические данные отражающие изменения религиозной ситуации в москве и московской области

138. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПРИХОЖАН ХРАМА

139. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ г.МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ1% 2%40%11%39%1. ЧАСТОТА ПОСЕЩЕНИЯкаждый день ВЗ раза в неделю1 раз в неделю О по праздникам

140. В очень редко Вне бывают вовсео о о о о о оо) ч- т ю с- о т03 ОСТ СП о> о от- -г- т- т- г- т- СМ1. Москва

141. Москва и Московская область

142. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

143. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ И ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ900 800 700 600 500 400300 200199319951997 1999динамика дневного населения ^постоянное население

144. ИЗМЕНЕНИЕ ВОЗРАСТНОГО СОСТАВА ВЕРУЮЩИХ В РО СИ1990 год0%1. Ю% }ю% +ю%