автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий крупнейших городов

кандидата архитектуры
Евстратенко, Сергей Иванович
город
Ростов-на-Дону
год
2007
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий крупнейших городов»

Автореферат диссертации по теме "Принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий крупнейших городов"

На правах рукописи

Евстратенко Сергей Иванович

ПРИНЦИПЫ ДОПУСТИМЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ФАСАДОВ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ (на примере г. Ростова-на-Дону)

Специальность 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Санкт-Петербург - 2007

003065308

Работа выполнена в Институте архитектуры и искусств ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель кандидат архитектуры,

доктор технических наук, профессор Иевлева Ольга Тихоновна

Официальные оппоненты: доктор архитектуры, доцент

Русанов Геннадий Ефремович

кандидат архитектуры, доцент Иванова-Ильичева Анна Михайловна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ростовский государственный

строительный университет»

Защита состоится « з » октября 2007 г. в « 15 » часов на заседании диссертационного совета Д 212.223.05 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 190005, Санкт-Петербург, «2-я Красноармейская ул., д. 4, ауд. 505-А

Эл. почта: rector(S>spice.spb.ru Тел/факс: (812) 316-58-78

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (www. spbgasu.ru)

Автореферат разослан « 30» ав1уста 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат архитектуры

Семенцов С.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования Архитектурное наследие российских городов является важной составной частью национальной культуры и потому его сохранение имеет большое значение для последующих поколений Изучение различных аспектов культурного наследия является поистине неисчерпаемой темой для исследователей

На протяжении двух последних десятилетий XX вв, развитие исторических центров большинства российских городов отмечено появлением характерного явления - активного освоения (переоборудования) зданий или их фрагментов Часть помещений выкупается, и в них устраиваются объекты с общественными функциями Этот процесс незамедлительно сказывается и на фасадах зданий, поскольку для организации «встроенных» объектов требуются различные элементы - навесы или козырьки над входным проемом, рекламоносители и вывески А так как фасад встраиваемого объекта торговли или малого бизнеса находится в границах существующего исторического здания, то становится очевидной проблема сочетания разных по времени и стилистике решений В этом аспекте важной культурологической и архитектурной задачей выступает сохранение ценных, исторически обусловленных качеств как отдельных строений, так исторической среды в целом

Поскольку «встроенные» объекты «выходят» на фасад по всей протяженности занимаемых ими помещений, то площадь фасада исторического здания в границах одного объекта с общественной функцией в дальнейшем будем называть просто «объектом»

Разнообразие в способах выявления объектов далеко не всегда согласовано с возможностями самих фасадов Отсутствие теоретических подходов к процессу преобразования фасадов исторических зданий и обобщенный характер существующих нормативных документов осложняют принятие решений о допустимой трансформации фасадов Применением усредненных требований или запретов на отдельные приемы добиться согласованности между существующим решением фасада и теми, которые принимаются в процессе трансформации фасада, довольно трудно

Таким образом, актуальным является разработка научно обоснованных принципов архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий, связанной с размещением в них новых объектов с общественными функциями, для достижения необходимого уровня согласованности между последними и конкретным фасадом исторического здания, а также сохранения цельности архитектурно-художественного облика этого фасада

Целью работы является разработка научно обоснованных принципов архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий крупнейших городов, связанной с фрагментарными изменениями, вызванными размещением в них объектов с общественными функциями

Цель исследования предполагает решение следующих основных задач:

анализ существующих методов преобразования исторической среды и особенностей ее восприятия,

анализ структуры построения фасадов исторических зданий изучаемого периода,

выявление групп значимых пластических форм, на уровне которых взаимодействие «встроенных» объектов с фасадом исторического здания наиболее заметно,

проведение графического анализа фасадов исследуемых объектов, разработка принципов допустимой трансформации фасадов исторических зданий крупнейшего города, в связи с размещением в них объектов с общественными функциями Объектом исследования являются главные фасады зданий фоновой застройки исторического центра Ростова-на-Дону, построенных на рубеже Х1Х-ХХ вв

Предметом исследования являются архитектурно-композиционные особенности допустимых трансформаций фасадов исторических зданий, рассматриваемые с целью сохранения исторически сложившейся городской среды

Границы исследования определяют рассмотрение гражданских зданий г Ростова-на-Дону, построенных на рубеже XIX - XX вв, относящихся к периоду эклектики, «кирпичного» стиля и модерна

Теоретическая база исследования опирается на результаты научных разработок в области проблем исторической среды, специфики региональной архитекту-

ры рубежа Х1Х-ХХ вв , архитектурной композиции, пластики архитектурных произведений и их восприятия

Различные аспекты сохранности исторической среды рассматривались в работах Пруцына О И, Беккера А Ю, Щенкова А С, Соколова Л И, Соколовой Т А, Енина А Е, Ранинского Ю В и др

Исследованием предпосылок формирования архитектуры XIX - начала XX вв занимались Кириченко Е И, Каплун А И, Лунин А Л , Славина Т А , Горюнов В С и др Изучению региональной архитектуры посвящены труды Ребайна Я А, Есау-лова Г В , Кукушина В С, Сидорова В И, Волошиновой Л Ф , Ивановой-Ильичевой А М, Токарева А Г

Исследованием различных аспектов архитектурной композиции занимались Соколов А М, Мальгин В И , Сапрыкина Н А, Азизян И А , Мардер А Г Основы теории архитектурно-дизайнерского проектирования рассмотрены в работах Шим-ко В Г, Ефимова , Мелодинского Д Л Изучением пластики архитектурной формы занимались Тиц А А, Воробьева Е В , Кириллова Л И, Иванова И В

Вопросы восприятия нашли свое отражение в работах Рунге В Ф , Глазычева В Л, Сомова Г Ю, Степанова А В , Короева Ю И, Федорова М В , Ткачикова И Н

Методологической основой работы является системно-структурный подход, позволяющий рассмотреть во взаимосвязи основные особенности объекта исследования Наряду с ним на различных этапах работы использовались такие методы исследования как графоаналитический и сравнительный анализы графических и текстовых материалов, полученных из литературных источников, натурная фотофиксация и ее визуальный анализ, теоретическое и информационное моделирование Основные теоретические результаты сопоставлялись с фактическим материалом Научная новизна работы заключается

в разработке подхода к сохранению исторической среды крупнейшего города с учетом современных трансформаций фасадов исторических зданий,

в создании методики графического анализа трансформируемых фасадов

зданий,

в разработке принципов согласования значимых пластических форм трансформируемых фрагментов с особенностями фасада исторического здания и допустимого характера проявления этих форм в разных типах фасадов

На защиту выносятся:

- подход к сохранению архитектурно-художественных особенностей фасадов зданий исторического центра с учетом современных преобразований их первых этажей,

- методика построения графических схем преобразованных фасадов исторических зданий,

- принципы допустимой архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий крупнейших городов, связанной с их фрагментарным изменением

Практическая ценность работы состоит в том, что разработанные принципы и рекомендации могут стать основой для принятия единого подхода к преобразованию фрагментов фасадов исторического центра Ростова-на-Дону, что позволит сохранить изначальную композиционно-тектоническую структуру характерных типов строений, представляющих ценность для регионального архитектурного наследия Результаты настоящей работы могут ускорить и упростить процесс предварительного анализа проектных ситуаций, вызванных необходимостью организации в зданиях объектов с общественными функциями Использование разработанных принципов и рекомендаций в рамках учебного процесса способствует более глубокому пониманию специфики построения фасадных плоскостей региональных архитектурных произведений, построенных на рубеже XIX — XX вв , и раскрывает существующие взаимосвязи между изначальной пластикой фасадов и проектируемыми новыми формами

Основные выводы настоящего исследования могут быть также использованы в качестве принципиальной основы при рассмотрении фасадов зданий изучаемого периода, расположенных в других регионах России, при условии, что они будут обладать идентичными геометрическими характеристиками и сложностью построения фасадных плоскостей

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях и научно-методических семинарах Института Архитектуры и Искусств Южного Федерального Университета, Ростовского государственного строительного университета

Результаты исследования внедрены в процессе предпроектного анализа при реконструкции фасадов ряда исторических зданий Ростова-на-Дону Фрагменты разработанных рекомендаций внедрены в процесс обучения студентов-архитекторов Института Архитектуры и Искусств Южного Федерального Университета при чтении лекций, выполнении курсовых и дипломных работ По результатам исследования опубликовано 6 работ

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из двух томов Первый том содержит введение, три главы, заключение, библиографию (142 стр и 3 таблицы основного текста), второй - приложения (64 рисунка и 16 таблиц)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава - «Исследование подходов к сохранению объектов культурного наследия» - содержит результаты литературного обзора теоретических и практических воззрений на сохранение архитектурного наследия, исследование существующего положения в области градостроительного регулирования этого процесса, анализ работ, посвященных особенностям восприятия и эстетической оценки среды исторического центра, а также обзор основных положений композиции в архитек-турно-средовом проектировании

В процессе исследований выявлено, что актуальная для исторического центра проблема сочетания старого и нового является достаточно изученной, подтверждением чему являются различные подходы к преобразованию исторической среды Однако, в большей степени, они касаются новых, стоящихся в существующей среде, сооружений и предлагают решение проблемы согласования старого и нового на градостроительном уровне

Процесс современного освоения фрагментов зданий исторического центра происходит «внутри» каждой отдельно взятой постройки, приводя, чаще всего, к частичному изменению фасада С теоретической точки зрения последствия таких изменений не поучили должного осмысления В частности, открытым остается вопрос о необходимости сохранения первоначальной композиционно-художественной цельности фасада и, как следствие допустимой степени вмешательства в его структуру

В то же время, с практической точки зрения эти вопросы уже нашли свое отражение в действующих нормативных и правовых документах Проведенное исследование показало, что любые мероприятия, связанные с изменением внешнего архитектурного облика здания, относятся к реконструктивным работам и требуют согласования Перечень необходимых для этого документов, форма подачи графического проектного материала (эскиз или проект) и количество согласовывающих инстанций в разных регионах России отличаются несущественно Однако, проведенный обзор свидетельствует о том, что не во всех городах уделяется одинаковое внимание состоянию фасадного фронта исторического центра

Действующие нормативы, применение которых целесообразно при реконструкции районов с исторически сложившейся застройкой, носят общий характер, в большей степени, направлены на создание необходимых условий жизнедеятельности населения и не учитывают специфических качеств разных городов Наличие специальных требований к преобразуемой городской среде тесно связано со статусом города, со значимостью его архитектурного наследия Если город является историческим, то это служит основанием для дополнительных исследований его застройки и разработки комплексных программ по его сохранению В отношении Ростова-на-Дону было установлено, что принятая в недавнем прошлом новая линия градостроительной политики города, предполагает необходимость осуществления специальных мер, направленных на сохранение художественно-эстетических качеств исторической среды, несмотря на то, что она преимущественно образована фоновой застройкой

Рядовая застройка Ростова располагается по периметру кварталов, фиксирует ее историческую планировку, поддерживает ее традиционный масштаб и, не имея самостоятельной художественной ценности, является фоном для объектов культурного наследия, размещение которых в городе носит явно точечный характер На основании этого и в соответствии с существующей классификацией типов исторической среды, городской центр Ростова, в настоящее время, представляет собой фрагментарно сохранившуюся историческую среду со сложным конгломератом современных и исторических построек

Использование действующих в других городах рекомендаций по преобразованию исторической среды, в отношении ростовской застройки затруднено Это связано с существующими различиями в масштабных характеристиках городской среды, а также со стилистическими и архитектурно-художественными особенностями строений, образующих исторические центры разных городов Особенно явно такие различия прослеживаются между историческими центрами столичных и провинциальных городов

Помимо характерной для центра города функциональной избыточности, большое значение имеют и его визуальные эстетические особенности Установлено, что в вопросе преднамеренного выявления отдельных фрагментов среды особая роль отводится «видовому кадру», как фиксированной точки зрения, с которой можно увидеть определенный фрагмент среды Диапазон восприятия «встроенных» объектов - зона ближайшего обзора, в которой четко различаются детали, позволяет осуществить зрительное восприятие всего объема в целом и установить визуальные взаимосвязи между отдельными элементами Также для оценки реализованных решений «встроенных» объектов могут быть использованы некоторые закономерности восприятия комбинаций различных элементов, существующие в гештальтпсихологии

С целью определения специфических условий трансформации фасадов исторических зданий в границах их преобразуемых фрагментов проведен обзор литературных источников, содержащих приемы и способы организации входных узлов Однако, применению существующих рекомендаций в конкретных условиях исторического центра почти всегда должен предшествовать специальный анализ ситуации, а иногда и дополнительные исследования

В результате обзора исследований основных положений архитектурной композиции установлено, что помимо традиционных приемов и средств, архитектурную форму можно охарактеризовать при помощи терминологического аппарата, применяющегося в средовом проектировании, а в частности, - структурными компонентами в виде доминант, акцентов, фона и осей композиции

Учитывая плотную периметрально-строчную застройку исторического центра Ростова, все преобразуемые фасады можно рассматривать в виде плоскост-

ных композиций, способных иметь объемность, которая проявляется на уровне архитектурной пластики фасада На основании этого выявлено, что совокупность композиционного и пластического построения фасада исторического здания позволяет судить о цельности его художественного образа и о возможности идентификации в условиях плотной застройки центра

Вторая глава - «Анализ существующих фасадных решений исторических зданий и систематизация характерных композиционно-значимых компонентов» - содержит исследование фасадного фронта застройки исторической среды Ростова-на-Дону и самих фасадов исторических зданий, а также их фрагментов, подвергаемых трансформации

Проведенный анализ архитектурных решений фасадов ростовских зданий, построенных на рубеже Х1Х-ХХ вв , и составляющих исторический центр города, показал, что с точки зрения стилистического направления, они относятся к эклектике, модерну или к «кирпичному» стилю Для всех них характерна высокая плотность структурной пластики, сложное сочетание скульптурных форм, специфика проявлений которых достаточно изучена и терминологически определена Несмотря на существующие отличия в стилистической направленности фасадов, идентичность преобладающих в них структурных компонентов позволяет рассматривать их совместно

Также было установлено, что некоторые участки исторического центра города в границах отдельных улиц и кварталов, имеют особую ценность, обусловленную едиными условиями и временем формирования В целом же среда исторического центра Ростова-на-Дону является неоднородной и дробной, что проявляется в соседстве разновременных строений, фасадные плоскости которых масштабно несогласованны и соседствуют с малоценной застройкой Обозначены кварталы, имеющие схожие черты на уровне пространственных характеристик, и образованные преимущественно жилой застройкой, для которой характерны высокий уровень пола первого этажа и относительно небольшие размеры оконных проемов Эти особенности затрудняют размещение в таких зданиях объектов с общественными функциями, что влечет за собой более масштабные трансформации фасадов

Проведенный визуальный анализ ростовской застройки позволил определить ведущие композиционные признаки организации региональных фасадов -боковые и центральные оси симметрии, вертикальные и горизонтальные членения Указанные признаки в настоящем исследовании получили название «нормалей» и, в зависимости от их сочетания, выявлены характерные типы фасадов

В связи с возможными различиями в композиционном расположении трансформируемых фрагментов в структуре фасада были предложены три схемы, согласно которым объект может занимать полностью весь этаж, располагаться в боковой части фасада или в центральной

Все элементы, участвующие в трансформации фасадов, были названы пластическими формами Они, как правило, являются акцентными по отношению к пластике исторического фасада и представляют собой выступающие навесные и пристроенные элементы Для характеристики существующих носителей текстовой или графической информации об объекте отдельно введено понятие рекламной формы Характерными проявлениями этих форм является степень объемности (плоская или объемная) и характер расположения относительно основной фасадной плоскости (параллельно, не параллельно или перпендикулярно)

Натурное исследование исторических фасадов Ростова-на-Дону показало, что оконные проемы первых этажей часто имеют повторяющиеся параметры На основании этого протяженность фасадов и трансформируемых фрагментов принято измерять количеством образующих их оконных проемов

Учитывая выявленные группы региональных фасадов и схемы расположения в них трансформируемых фрагментов, сформирована исследуемая группа, состоящая из 350 объектов Предметом анализа явились геометрические характеристики фасадов (этажность, протяженность), присутствующие «нормали», типы пластических форм (навесы, козырьки, колонны, тамбуры и др), рекламоносители, приемы выявления объекта

Результаты проведенного визуального анализа показали, что наиболее распространенными для ростовской застройки являются фасады, образованные одновременно выраженными вертикальными и горизонтальными членениями Ростовские фасады достаточно компактны Наиболее характерная их протяженность

составляет 7 или 9 оконных проемов На основании этого можно считать, что для «прочтения» большинства ростовских фасадов в рамках одного «визуального кадра» существуют максимально благоприятные условия

Также установлено, что более половины трансформируемых элементов занимают боковое положение на фасаде, самыми немногочисленными являются те, которые занимают целый этаж

Анализ протяженности трансформируемых фрагментов фасада показал, что если преобразуется не весь этаж, то в 65% случаев они образованы числом проемов от 2-х до 4-х Распространенным приемом для этих случаев является окрашивание фрагментов фасада контрастным цветом, по отношению к цвету аналогичных же плоскостей самого здания

Для фрагментов фасада, занимающих полностью этажи, характерны сочетания параллельных фасаду плоскостных рекламных элементов с перпендикулярно расположенными объемными элементами При боковом и центральном размещении «встроенных» объектов распространены сочетания параллельных фасаду плоскостных рекламных элементов с непараллельными ему объемными элементами Это свидетельствует о том, что чем меньше площадь трансформируемого фрагмента фасада, тем более активные средства привлекаются для его создания В целом же, параллельные фасаду рекламные элементы, чаще всего, являются плоскостными, а непараллельные и перпендикулярные - объемными

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о существующей взаимосвязи композиционного расположения трансформируемого фрагмента с формами и приемами его выявления в общей структуре фасада

Третья глава - «Разработка принципов допустимых трансформаций фасадов исторических зданий» - содержит обоснование подхода к сохранению архитектурно-художественных особенностей фасадов зданий исторического центра с учетом современных преобразований их фрагментов, предложения по согласованию пластических форм трансформируемого фрагмента с фасадом здания, методику проведения графического анализа преобразованных фасадов, классификацию типовых проектных ситуаций и рекомендации по определению допустимых проявлений пластических форм

На основании выявленных во второй главе распространенных геометрических параметров фасадов и схожести пространственных характеристик отдельных улиц и кварталов, установлено наличие одинаковых условий восприятия ряда архитектурных произведений В связи с этим принято решение о представлении каждого фасада, обладающего определенными характеристиками (двух- или трехэтажного с протяженностью до 9 проемов), в виде самоценной единицы исторической среды Основной задачей трансформации фасадов исторических зданий становится сохранение художественной целостности композиции и «читаемости» его тектонической структуры

В соответствии с выявленными во второй главе «нормалями», все фасадные плоскости рассматриваются в виде совокупностей отдельных участков, которые получили название полей - акцентных (если они образованы «нормалью») и рядовых Для большинства исследованных фасадов характерно наличие двух типов полей Но если акцентное поле более предрасположено к появлению дополнительных акцентов, то рядовое поле изначально нейтрально

На этом заключении основаны предложенные рекомендации по определению степени согласованности пластических форм с фасадом и друг с другом в трансформируемых фрагментах фасадов Теоретическая модель взаимодействия нескольких фрагментов друг с другом (в случае их размещения в границах одного фасада) и каждого из них с самим фасадом позволяет дифференцировать все пластические формы на основные (сопоставимые со структурной пластикой фасада), акцентные (вывески) и дополнительные (сопоставимые с мелкой пластикой фасада)

Такое разделение позволило установить, что в основном ограничения касаются особенностей расположения и характера проявления основных пластических форм Именно эти формы должны быть, в большей степени, согласованы с возможностями полей фасадов зданий Их допустимые проявления тесно связаны со структурной пластикой фасада, а возникающие ограничения в процессе взаимодействия нескольких фрагментов фасадов проявляются на уровне геометрических параметров, характера примыкания к фасадной плоскости и цветового решения

Результаты проведенных исследований позволили сформулировать принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий, которыми являются «принцип незатенения», «принцип расположения форм» (где следует располагать пластические формы), «принцип согласования» (с чем следует согласовывать пластические формы)

Чтобы не препятствовать «прочтению» структуры фасада, все пластические формы объектов не должны затенять существующей пластики фасада, в связи с чем ограждения балконов не должны быть обшиты Присутствие тамбуров, витрин (как пристроенных, так и навесных), колонн и пилонов, а также использование приемов, усиливающих визуальную обособленность объектов, нежелательно ни в каких случаях Не допустимо наличие пластических форм непараллельных основной фасадной плоскости (перпендикулярными могут являться дополнительные пластические формы и акцентные) Основные и акцентные пластические формы должны быть согласованы с масштабом и характерными абрисами существующей структурной пластики фасада, а дополнительные - с мелкой пластикой фасада Все основные пластические формы преобразуемых фрагментов, расположенных в плоскости рассматриваемого фасада, следует дополнительно согласовывать и друг с другом

Так как к решению объектов, расположенных на фасадах без «нормалей», не предъявляются жесткие ограничения, то эта группа была исключена из рассмотрения, а число типов рассматриваемых фасадов сокращено до трех 1 тип -присутствуют как вертикальные оси и членения, так и горизонтальные, 2 тип -присутствуют только вертикальные оси и членения, 3 тип - присутствуют только горизонтальные членения Центральная ось симметрии стала рассматриваться в качестве дополнительного фактора для всех типов фасадов

Поскольку предложенное теоретическое обоснование согласованности проектируемых форм не учитывает специфики конкретных проектных ситуаций, то на основании трех схем композиционного расположения преобразуемых фрагментов и трех типов фасадов предложена классификация проектных ситуаций

Так как в общих чертах любое решение трансформируемого фрагмента фасада может быть охарактеризовано с помощью нескольких видов пластических

форм, то возможности их проявления рассмотрены в процессе проведения графического анализа каждой из ситуаций В качестве объектов исследования отобрано 80 объектов, объединенных в девять групп В основу проведения графического анализа положен метод двухслойного представления преобразованного фасада, а для его осуществления разработана специальная методика, содержащая условные обозначения для обозначения «нормалей», акцентных полей, пластических форм объектов и пр, и описание последовательности необходимых действий В процессе подготовки изображения на нижнем слое размещают монохромную фронтальную фотографию или графическое представление фасада с нанесенными на него линиями «нормалей», на верхнем - контурное или упрощенно геометризированное изображение основных и акцентных пластических форм объекта и контуров проемов, выполненное двумя типами линий (основной и пунктирной) трех цветов Отправным условием для изображения элементов верхнего слоя стала ориентация на реальные особенности размещения, количество и характер проявления существующих форм объектов и предпочтительность их сохранения Поэтому верхний слой является, своего рода, минимально возможной корректировкой реализованных решений объектов в соответствии с разработанной теоретической моделью допустимых трансформаций фрагментов фасадов

Результаты анализа графических схем позволили установить зависимость между девятью группами фасадов и полями, занимаемых фрагментами, а также определить то, в каких ситуациях допустимая свобода проявления пластических форм может быть увеличена, а в каких - уменьшена На основании выявленных зависимостей предложены проектные рекомендации

Разработанные рекомендации, для удобства применения в процессе реального проектирования, представлены в табличной форме Дополнительно приняты буквенные обозначения характера форм (плоскостного или объемного - «П» или «О») и цифровые обозначения возможных проектных приемов (от 1 до 4)

Для того чтобы воспользоваться разработанными рекомендациями, необходимо определить

1 - обладает ли рассматриваемый фасад соответствующими характеристиками,

2- тип фасада исторического здания,

3- схему композиционного расположения преобразуемого фрагмента,

4- принадлежность объекта к одной из девяти групп,

5- принадлежность объекта к полям фасада

Разработанные принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий и основанные на них рекомендации могут быть применены для преобразований фасадов, вызванных размещением объектов с общественной функцией в исторических зданиях Также, совместно с предложенным методом графического анализа, их можно использовать для оценки обоснованности уже принятых решений, так как разработанные рекомендации позволяют определить допустимый характер проявления пластических форм с учетом особенностей построения фасадов этих зданий

С целью экспериментальной апробации предложенного подхода рассмотрен ряд исторических зданий Ростова-на-Дону, в которых решения трансформированных фрагментов учитывают специфику фасада и не препятствуют его восприятию как цельной архитектурно-художественной единицы исторической среды

Заключение

Современный этап развития крупнейших городов характеризуется активным преобразованием фрагментов исторических зданий, связанным с размещением в них объектов с общественной функцией, что зачастую приводит к нарушению цельности исторической среды Предложенный в диссертационном исследовании подход позволяет на основании анализа архитектурно-композиционного построения фасадов исторических зданий принять научно-обоснованное решение в отношении их преобразуемых фрагментов Проведенные в диссертационной работе исследования позволяют сделать ряд выводов

1 В настоящее время отсутствуют комплексные подходы к фрагментарному преобразованию фасадов исторических зданий, связанному с размещением в их объектов с общественной функцией, позволяющие учитывать особенности существующей городской среды

2 Фасадный фронт застройки исторической среды крупнейших городов, образованный зданиями, построенными во второй половине XIX- начале XX вв, характеризуется, во-первых, наличием отдельных групп кварталов, объединенных особенностями протекания в них функциональных процессов, однотипностью пространственных характеристик, а также некоторой общностью композиционно-художественных решений фасадов,, во-вторых - неоднородностью сре-довых характеристик, вызванной соседством разновременных строений, масштабной несогласованностью фасадных плоскостей, близким расположением значимых в композиционно-художественном плане объектов с малоценной застройкой, противопоставлением композиционно-художественной структуры фасада здания структуре решения его преобразуемого фрагмента

3 Особенностями фасадов исследованных исторических зданий являются наличие центральной и боковых (в случае присутствия боковых раскреповок) осей симметрии, ярко выраженных вертикальных (в зданиях периода модерна) и горизонтальных (в зданиях периода эклектики) членений При этом размещаемые объекты с общественной функцией, могут занимать весь этаж, находиться в правой или левой его части, иметь относительно центральное положение на фасаде, размещаясь как бы «внутри» него Возникающие противоречия между пластическими формами фасада и его фрагмента связаны с разновременностью их создания, необходимостью акцентирования встроенного объекта, продиктованной функциональными особенностями эксплуатации

4 Большая часть исследованных фасадов обладает схожими параметрами и композиционным построением, что позволило предложить подход к сохранению исторической среды, основанный на признании художественно-эстетической значимости каждого фасада, необходимости сохранения композиционно-тектонических связей между его элементами, и представлении такого фасада в виде цельной единицы среды

5 Предложено рассмотрение композиционной основы фасадов исторических зданий в виде системы нормалей - основополагающих направлений организации элементов фасада, которым соответствуют оси симметрии и протяженные вертикальные и горизонтальные членения Участки фасада, образованные

нормалями, были названы акцентными полями, а участки фасада между акцентными полями - рядовыми полями

6 Разработана теоретическая модель трансформации фрагментов фасадов, заключающаяся в том, что любое решение объекта может быть охарактеризовано посредством трех видов пластических форм - основных, акцентных и дополнительных В качестве основных - выступают любые пластические формы, сопоставимые со структурной пластикой фасада или превосходящие ее, под акцентными формами подразумеваются вывески, а под дополнительными - формы, сопоставимые с мелкой пластикой фасада

7 Сформулированы следующие принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий «принцип незатенения», «принцип расположения форм» (основан на том, что основные формы целесообразно размещать только акцентных полях параллельно фасадной плоскости, а акцентные - лишь по возможности в этих полях), «принцип согласования» (основных форм с фасадом и друг с другом)

8 Предложена методика проведения графического анализа, заключающаяся в создании двухслойного изображения, на нижнем слое которого размещается монохромное изображение фасада с нанесенными на него нормалями и границами полей, а на верхнем - контурное или упрощенно геометризированное изображение основных и акцентных пластических форм объекта, выполненное двумя типами линий (основной и пунктирной) трех цветов

9 Разработаны рекомендации по трансформации фасадов исторических зданий, в связи с преобразованиями, вызванными размещением в них объектов с общественной функцией, допускающие применение определенных пластических форм и приемов для каждой из девяти выявленных проектных ситуаций Предложенные рекомендации могут быть использованы для архитектурно-дизайнерского решения фрагментов фасадов исторических зданий, а также, совместно с предложенным методом графического анализа, - для оценки правомерности уже принятых решений Применение рекомендаций позволит избежать тотальной регламентации всех составляющих компонентов «встроенных» объектов, но при этом охарактеризовать наиболее значимые из них, а также может

помочь при решении ряда задач в процессе проектно-реставрационной и научно-исследовательской деятельности архитекторов

10 Экспериментальная апробация предложенного подхода при рассмотрении реальных участков исторической среды Ростова-на-Дону показала, что полученные решения учитывают специфику фасада и не препятствуют его восприятию как цельной архитектурно-художественной единицы исторической среды

Список работ, опубликованных по теме диссертации

1 Евстратенко, С И Проблемы архитектуры переходного периода на примере Ростова-на-Дону [Текст] /С И Евстратенко // Архитектура, градостроительство, дизайн материалы XIV научно-практической конференции РААИ тезисы докладов - Ростов н/Д, 2003 - С 56

2 Евстратенко, С И Исторический центр Ростова-на-Дону проблема преобразования [Текст] / С И Евстратенко//Проект Юг -2007 -№3-4 - С 9-11

3 Евстратенко, С И Основные положения графического анализа преобразованных фасадов исторических зданий [Текст] /СИ Евстратенко // Архитектурное образование на перепутье выбор траектории материалы международ науч конф -Вологда,2007 - С 252-254

4 Евстратенко, С И Анализ нормативных документов, регламентирующих трансформации зданий, расположенных в исторической среде (на примере г Ростова-на-Дону) / [Текст] /СИ Евстратенко // Объединен науч журнал - 2007 -№11 - С 47-49

5 Евстратенко, С И Дифференциация пластических форм, используемых на фасадах исторических зданий при трансформации их первых этажей [Текст] / С И Евстратенко, О Т Иевлева // Вестн Томск гос арх - строит ун-та —2007 -№3 - С 112-120

6 Евстратенко, С И Принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий [Текст] /СИ Евстратенко //- Арх-ра и стр-во России - 2007 -№9 - С 2-11

с города * в^лтикальнр)«* I

(тип (

Номер | ситуации |

с аецгикал^уми чгц^^еиийми

М 1>*т>

Н<жер ситуаиян

с ГОрЦ.ЭЗНТЯЛЬМ!»<МИ

I НОмДО

Классификация проектные ситуаций

ПОЛНОСТЬЮ в 6<жомй

мэ этаже част« фасада

жгаооо

0 п□□□□ щ

А,

I „

ЗДЙпЫ § I

0 ЖШ Й

»Уйнгральн. | част* фасада ]

1 оойвов

г □□с

п

□ □ООО'

пЩа

1 □|с|о:0|0 1;

! ф® т

оШдо такт'

□□ОПППй □□□ОООО папгшш

□□□□□ОП ооороо пор

7 8 .... Ь

И

I

0□□□□□3

Виды полей для разных типов фасадов

1II ! '

№ |з а

□ ЕШЕШ

______ ОБОЗНАУгНИД

Г ' [' ажцем г мое попе I [ - Вй^емйв

□□□□□00

Типы фасадов

Характерные прояшшмия "нормалей" " акцентных полей

Принципы допустимых трансформаций фасадов

Ш тш Приниип незатенЕгкда

т Ш Принцип расположения форм д

Основных пластических форм Акцентных ппастичесяих форм Дополнительных ПЛАСГШЧ&СК^Х форм

С Принцип согласования

Ппзсти^йских форм с фаС^Ом Ппяст^еских форм раэньгх* пбъ^^ов Прмомоа выявления разных* объектов

Рекомендации по трансформации фасадов исторических зданий

Прииздг^ежность объема полю Основные иластичеоеив фермы Акиентщ^е пластический формы Допусгимые приемы выявления объекта

Рядовые^ |А*центнь* ллоолп^ пцп.о

ш

г?

• •

■в

шт шш

• •

71 гг

И

ЕО 0

О4

4*

Условные обозначения

Характер проявления пластически* форм

Плоскостной

Объемный

Объемный, при наличии централ ь*юй оси симметрии

Приемы выявления объекта

И

ш

0

ш

Выяаяанке основных фасадных пюскостей в границах объекта сршкт&ами. отличающимися от средств решения фзез^ных ¡плоскостей вне его границ !за счет цвета и фактуры)

Владение юк ппоокютей проемов, так и их контуров средствами лопопнитаяькых пластических форм

Если ироо« расположен $ акцентном поле, то он может быт*> аыяален средствами дополнительных пластических форм

Выявление простенков (при отсутствии на них мелких форм декора) средствами дополнительных пластических фоэм

Если центральная ссь симметрии ярскодит через центр ебьекта или совпадает ^ полем, тс область фэсадл а округ

оси ил« а границах йо^я ьмзжет быть зьгдйлона дополнительно

Выявление объектов за счет унелнчения вертикальных провмэв

Если центральная ось симметрии проходит черед центр объекта, то аысота проешь может быть увеличена и для одного проема, расположенного по дтоИ оси _

Печать цифровая Бумага офсетная Гарнитура «Тайме» Формат 60x84/16 Объем 1,0 уч -изд -л Заказ № 353 Тираж 100 экз Отпечатано в КМЦ «КОПИЦЕНТР» 344006, г Ростов-на-Дону, ул Суворова, 19, тел 247-34-88

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Евстратенко, Сергей Иванович

ВВЕДЕНИЕ

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ю

1.1 Обзор теоретических и практических воззрений на ю сохранение архитектурного наследия

1.2 Исследование существующих подходов к 16 градостроительному регулированию процесса сохранения исторической среды

1.3 Анализ исследования особенностей восприятия и 27 эстетической оценки архитектурной среды исторического центра

1.4 Обзор основных положений архитектурной композиции 36 Выводы по главе

2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ФАСАДНЫХ РЕШЕНИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ЗНАЧИМЫХ КОМПОНЕНТОВ

2.1 Исследование фасадного фронта застройки историче- 50 ского центра Ростова-на-Дону

2.2 Исследование фасадных решений первых этажей 59 зданий, расположенных в исторической среде Росгова-на-Дону и пластических средств решения фасадов объектов

2.3 Исследование композиционных особенностей и пара- 69 метров исторических зданий

2.4 Композиционно-художественный анализ фасадов 77 объектов с общественной функцией, размещаемых в первых этажах исторических зданий

Выводы по главе з. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ДОПУСТИМЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ФАСАДОВ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ

3.1 Обоснование подхода к сохранению архитектурно- 95 художественных особенностей фасадов зданий исторического центра

3.2 Дифференциация пластических форм объектов

3.3 Характеристика уровней взаимодействия пластических 109 форм и приемов

3.4 Принципы архитектурно-композиционной 117 трансформации фасадов исторических зданий и их применение при графическом анализе ситуаций

3.5 Анализ графических схем и разработка рекомендаций 129 для решения фрагментов фасадов

Выводы по главе

Введение 2007 год, диссертация по архитектуре, Евстратенко, Сергей Иванович

Актуальность исследования. Архитектурное наследие российских городов является важной составной частью национальной культуры и потому его сохранение имеет большое значение для последующих поколений. Изучение различных аспектов культурного наследия является поистине неисчерпаемой темой для исследователей.

На протяжении двух последних десятилетий XX вв., развитие исторических центров большинства российских городов отмечено появлением характерного явления - активного освоения (переоборудования) зданий или их фрагментов. Часть помещений выкупается, и в них устраиваются объекты с общественными функциями. Этот процесс незамедлительно сказывается и на фасадах зданий, поскольку для организации «встроенных» объектов требуются различные элементы - навесы или козырьки над входным проемом, рекламоносители и вывески. А так как фасад встраиваемого объекта торговли или малого бизнеса находится в границах существующего исторического здания, то становится очевидной проблема сочетания разных по времени и стилистике решений. В этом аспекте важной культурологической и архитектурной задачей выступает сохранение ценных, исторически обусловленных качеств как отдельных строений, так исторической среды в целом.

Поскольку «встроенные» объекты «выходят» на фасад по всей протяженности занимаемых ими помещений, то площадь фасада исторического здания в границах одного объекта с общественной функцией в дальнейшем будем называть просто «объектом».

Разнообразие в способах выявления объектов далеко не всегда согласовано с возможностями самих фасадов. Отсутствие теоретических подходов к процессу преобразования фасадов исторических зданий и обобщенный характер существующих нормативных документов осложняют принятие решений о допустимой трансформации фасадов. Применением усредненных требований или запретов на отдельные приемы добиться согласованности между существующим решением фасада и теми, которые принимаются в процессе трансформации фасада, довольно трудно.

Таким образом, актуальным является разработка научно обоснованных принципов архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий, связанной с размещением в них новых объектов с общественными функциями, для достижения необходимого уровня согласованности между последними и конкретным фасадом исторического здания, а также сохранения цельности архитектурно-художественного облика этого фасада.

Целью работы является разработка научно обоснованных принципов архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий крупнейших городов, связанной с фрагментарными изменениями, вызванными размещением в них объектов с общественными функциями.

Цель исследования предполагает решение следующих основных задач: анализ существующих методов преобразования исторической среды и особенностей ее восприятия; анализ структуры построения фасадов исторических зданий изучаемого периода; выявление групп значимых пластических форм, на уровне которых взаимодействие «встроенных» объектов с фасадом исторического здания наиболее заметно; проведение графического анализа фасадов исследуемых объектов; разработка принципов допустимой трансформации фасадов исторических зданий крупнейшего города, в связи с размещением в них объектов с общественными функциями.

Объектом исследования являются главные фасады зданий фоновой застройки исторического центра Ростова-на-Дону, построенных на рубеже XIX-XX вв.

Предметом исследования являются архитектурно-композиционные особенности допустимых трансформаций фасадов исторических зданий, рассматриваемые с целью сохранения исторически сложившейся городской среды.

Границы исследования определяют рассмотрение гражданских зданий г. Ростова-на-Дону, построенных на рубеже XIX - XX вв., относящихся к периоду эклектики, «кирпичного» стиля и модерна.

Теоретическая база исследования опирается на результаты научных разработок в области проблем исторической среды, специфики региональной архитектуры рубежа XIX-XX вв., архитектурной композиции, пластики архитектурных произведений и их восприятия.

Различные аспекты сохранности исторической среды рассматривались в работах Пруцына О.И., Беккера АЮ., Щенкова АС., Соколова Л.И., Соколовой ТА, Енина А.Е., Ранинского Ю.В. и др.

Исследованием предпосылок формирования архитектуры XIX -начала XX вв. занимались Кириченко Е.И., Каплун А.И., Пунин АЛ., Славина ТА, Горюнов B.C. и др. Изучению региональной архитектуры посвящены труды Ребайна Я А, Есаулова Г.В., Кукушина B.C., Сидорова В.И., Волошиновой Л.Ф., Ивановой-Ильичевой AM., Токарева АГ.

Исследованием различных аспектов архитектурной композиции занимались Соколов А.М., Мальгин В.И., Сапрыкина НА, Азизян ИА, Мардер АГ. Основы теории архитектурно-дизайнерского проектирования рассмотрены в работах Шимко В.Г., Ефимова , Мелодинского Д.Л. Изучением пластики архитектурной формы занимались Тиц АА, Воробьева Е.В., Кириллова Л.И., Иванова И.В.

Вопросы восприятия нашли свое отражение в работах Рунге В.Ф., Глазычева В Л., Сомова Г.Ю., Степанова А.В., Короева Ю.И., Федорова М.В., Ткачикова И.Н.

Методологической основой работы является системно-структурный подход, позволяющий рассмотреть во взаимосвязи основные особенности объекта исследования. Наряду с ним на различных этапах работы использовались такие методы исследования как графоаналитический и сравнительный анализы графических и текстовых материалов, полученных из литературных источников; натурная фотофиксация и ее визуальный анализ, теоретическое и информационное моделирование. Основные теоретические результаты сопоставлялись с фактическим материалом.

Научная новизна работы заключается:

-в разработке подхода к сохранению исторической среды крупнейшего города с учетом современных трансформаций фасадов исторических зданий;

-в создании методики графического анализа трансформируемых фасадов зданий;

-в разработке принципов согласования значимых пластических форм трансформируемых фрагментов с особенностями фасада исторического здания и допустимого характера проявления этих форм в разных типах фасадов.

На защиту выносятся:

- подход к сохранению архитектурно-художественных особенностей фасадов зданий исторического центра с учетом современных преобразований их первых этажей;

- методика построения графических схем преобразованных фасадов исторических зданий;

- принципы допустимой архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий крупнейших городов, связанной с их фрагментарным изменением.

Практическая ценность работы состоит в том, что разработанные принципы и рекомендации могут стать основой для принятия единого подхода к преобразованию фрагментов фасадов исторического центра Ростова-на-Дону, что позволит сохранить изначальную композиционно-тектоническую структуру характерных типов строений, представляющих ценность для регионального архитектурного наследия. Результаты настоящей работы могут ускорить и упростить процесс предварительного анализа проектных ситуаций, вызванных необходимостью организации в зданиях объектов с общественными функциями. Использование разработанных принципов и рекомендаций в рамках учебного процесса способствует более глубокому пониманию специфики построения фасадных плоскостей региональных архитектурных произведений, построенных на рубеже XIX - XX вв., и раскрывает существующие взаимосвязи между изначальной пластикой фасадов и проектируемыми новыми формами.

Основные выводы настоящего исследования могут быть также использованы в качестве принципиальной основы при рассмотрении фасадов зданий изучаемого периода, расположенных в других регионах России, при условии, что они будут обладать идентичными геометрическими характеристиками и сложностью построения фасадных плоскостей.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях и научно-методических семинарах Института Архитектуры и Искусств Южного Федерального Университета, Ростовского государственного строительного университета.

Результаты исследования внедрены в процессе предпроектного анализа при реконструкции фасадов ряда исторических зданий Ростова-на-Дону. Фрагменты разработанных рекомендаций внедрены в процесс обучения студентов-архитекторов Института Архитектуры и Искусств Южного Федерального Университета при чтении лекций, выполнении курсовых и дипломных работ.

По результатам исследования опубликовано 6 работ. Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из двух томов. Первый том содержит: введение, три главы, заключение, библиографию (142 стр. и з таблицы основного текста); второй - приложения (64 рисунка и 16 таблиц).

Заключение диссертация на тему "Принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий крупнейших городов"

Выводы по главе з

1. Предложен подход к сохранению архитектурно-художественных особенностей фасадов зданий исторического центра, заключающийся в обособленном рассмотрении каждого здания с указанными параметрами (двух- трехэтажные при протяженности по фасаду до 9 проемов) и согласовании с его архитектурно-тектоническим строем фасадов объектов, встраиваемых в первые этажи. Для фасадов, имеющие другие соотношения габаритов может быть применен тот же подход, однако, поскольку объекты первых этажей по своим размерам значительно меньше всего фасада, то к их решению могут предъявляться менее жесткие требования и ограничения.

Для выявления степени взаимодействия объекта с фасадом исторического здания, фасадные плоскости представлены в виде совокупности акцентных и рядовых полей. Акцентное поле фасада обладает большей композиционной значимостью по сравнению с рядовым и более предрасположено к появлению на нем новых пластических форм. Поэтому для сохранения композиционно-тектонической роли всех полей фасада необходим выбор таких форм и приемов композиционного решения первых этажей фасадов, которые бы учитывали изначальную структуру построения всего фасада и были ей соподчинены.

2. Введены понятия основная, дополнительная и акцентная пластические формы. Главной особенностью основной пластической формы является сопоставимость по параметрам со структурной пластикой фасада (или преобладание над ней). Они зависят от структуры фасада здания и требуют согласованности, как между собой, так и с пластикой фасада. Дополнительные пластические формы имеют меньшие, по сравнению с основными, размеры, сопоставимы по своим габаритам с мелкой пластикой фасада и подчинены основным пластическим формам. Главное, предъявляемое к ним требование - не затенение мелкой пластики фасада. Акцентными пластическими формами принято называть вывески. Основные формы могут быть только параллельны фасаду, а акцентные и дополнительные - как параллельны, так и перпендикулярны ему.

3. Доказано, что если на первом этаже здания, расположенного в историческом центре, находится только один объект с общественной функцией, то решение его пластических форм следует согласовывать только с особенностями структурной пластики фасада и с наличием определенных полей. Если же таких объектов несколько, то все их основные пластические формы следует согласовывать друг с другом по формообразованию, геометрическим параметрам, характеру примыкания к основной фасадной плоскости, абрису и цветовому решению. Кроме того, установлено, если на первом этаже расположен один объект, то существует необходимость в согласовании по цвету и фактуре участков основных фасадных плоскостей объекта с основными плоскостями вышележащих этажей здания. Главным требованием является наличие единой для всех основных плоскостей фасада цветовой гаммы, за исключением случаев, когда первый этаж фасада изначально имеет отличный от вышележащих этажей цвет. В постройках, относящихся к «кирпичному» стилю, необходимо сохранять изначальную фактуру стен и окрашивать фасады объектов только в близкие цвету существующей кладки оттенки.

4. Разработаны принципы трансформации фасадов исторических зданий крупнейших городов, ограничивающие свободу проявления отдельных пластических форм и устанавливающие необходимость определенных согласований этих форм, как с фасадом, так и друг с другом. В соответствии с типами фасадов и композиционным расположением объекта предложена классификация возможных проектных ситуаций, общее число которых равно девяти.

6. Для экспериментальной апробации разработанных принципов предложен метод проведения графического анализа реализованных решений, представляющий собой двухслойное представление проектной ситуации в котором нижний слой представлен в виде «подосновы» фасада, а верхний - в виде «накладной» композиции самого объекта. Нижний слой представлен монохромным фотоизображением уже преобразованного фасада с нанесенными на него линиями «нормалей» и полей, верхний слой - в цветной линейной графике, отображающей основные и акцентные пластические формы, а также предпочтительные формы проемов. Предложенный метод графического анализа позволяет выявить проектные решения, не отвечающие сформулированным принципам, а также, при необходимости, наметить пути исправления ситуации.

7. Разработаны рекомендации по архитектурно-композиционному решению фрагментов фасадов исторических зданий, допускающие применение определенных пластических форм и приемов для каждой из девяти проектных ситуаций в зависимости от занимаемого объектом поля фасада здания. Предложена методика оценки проектной ситуации состоящая в выполнении последовательности следующих операций: проверка фасада на соответствие предъявляемым требованиям; определение типа фасада исторического здания; определение схемы композиционного расположения объекта; определение номера проектной ситуации; определение видов полей, занимаемых объектом; получение рекомендаций по решению объекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трансформация первых этажей исторических зданий, связанная с размещением в них объектов с общественной функцией оказывает существенное влияние на восприятие исторической среды центров городов, как единого целостного организма.

Проведенные в диссертационной работе литературный обзор теоретических и практических воззрений на сохранение архитектурного наследия, особенностей восприятия и эстетической оценки среды исторического центра; основных положений архитектурной композиции, использующихся в средовом проектировании; существующего положения в области градостроительного регулирования; исследование фасадного фронта застройки исторической среды Росгова-на-Дону и первых этажей исторических зданий, а также композиционно-художественный анализ фасадов объектов с общественной функцией, расположенных в первых этажах исторических зданий; а также разработка принципов допустимых архитектурно-композиционных трансформаций фасадов исторических зданий крупнейших городов позволили выработать рекомендации по архитектурно-композиционному решению фрагментов фасадов в связи с размещением в первых этажах объектов с общественной функцией.

Результаты осуществленных исследований позволяют сделать ряд выводов.

1. В настоящее время отсутствуют комплексные подходы к фрагментарному преобразованию фасадов исторических зданий, связанному с размещением в их первых этажах объектов с общественной функцией, позволяющие учитывать особенности существующей городской среды.

2. Фасадный фронт застройки исторической среды крупнейших городов, образованный зданиями, построенными во второй половине XIX- начале XX вв., характеризуется, во-первых, наличием отдельных групп кварталов, объединенных особенностями протекания в них функциональных процессов, однотипностью пространственных характеристик, а также некоторой общностью композиционно-художественных решений фасадов; во-вторых - неоднородностью средовых характеристик, связанной с соседством разновременных строений, масштабной несогласованностью фасадных плоскостей, близким расположением значимых в композиционно-художественном плане объектов с малоценной застройкой, противопоставлением композиционно-художественной структуры фасада здания характеру решения фрагмента его первого этажа.

3. Особенностями фасадов исследованных исторических зданий являются: наличие центральной и боковых (в случае присутствия боковых раскреповок) осей симметрии, ярко выраженных вертикальных (в зданиях периода модерна) и горизонтальных (в зданиях периода эклектики) членений (всего выявлено 9 схем). При этом объекты с общественной функцией, размещаемые в первых этажах, могут занимать весь первый этаж, находиться в правой или левой его части, иметь относительно центральное положение на фасаде, размещаясь как бы «внутри» него. Возникающие противоречия между пластическими формами фасада и фрагмента его первого этажа связаны с разновременностью их создания, необходимостью акцентирования встроенного объекта, продиктованной функциональными особенностями эксплуатации.

4. Большая часть исследованных фасадов обладает схожими параметрами и композиционным построением, что позволило предложить подход к сохранению исторической среды, основанный на признании художественноэстетической значимости каждого фасада, о необходимости

140 сти каждого фасада, о необходимости сохранения композиционно-тектонических связей между его элементами, и представлении такого фасада в виде цельной единицы среды.

5. Предложено рассмотрение композиционной основы фасадов исторических зданий в виде системы нормалей - основополагающих направлений в организации элементов фасада, которым соответствуют оси симметрии и протяженные вертикальные и горизонтальные членения. Участки фасада, образованные нормалями, были названы акцентными полями, а участки фасада между акцентными полями - рядовыми полями.

6. Разработана теоретическая модель формирования фрагментов фасадов, заключающаяся в том, что любое решение объекта может быть охарактеризовано посредством трех видов пластических форм - основных, акцентных и дополнительных. В качестве основных - выступают любые пластические формы, сопоставимые со структурной пластикой фасада или превосходящие ее, под акцентными формами подразумеваются вывески, а под дополнительными - формы сопоставимые с мелкой пластикой фасада.

7. Сформулированы следующие принципы допустимой архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий в связи с размещением в первых этажах объектов с общественной функцией : «принцип незатенения», «принцип расположения форм» (основан на том, что основные пластические формы целесообразно размещать только акцентных полях параллельно фасадной плоскости, а акцентные -лишь по возможности в этих полях), «принцип согласования» (основных форм с фасадом и друг с другом).

7. Предложена методика проведения графического анализа, заключающаяся в создании двухслойного изображения, на нижнем слое которого размещается монохромное фотоизображение фасада с нанесенными на него нормалями и границами полей, а на верхнем - контурное или упрощенно геометризированное изображение основных и акцентных пластических форм объекта, выполненное двумя типами линий (основной и пунктирной) трех цветов.

8. Разработаны рекомендации по архитектурно-композиционному решению фрагментов фасадов исторических зданий, в связи с размещением в первых этажах объектов с общественной функцией, допускающие применение определенных пластических форм и приемов для каждой из девяти выявленных проектных ситуаций. Предложенные рекомендации могут быть использованы в процессе архитектурно-дизайнерского проектирования объектов, а также, совместно с предложенным методом графического анализа, - для оценки правомерности уже принятых решений. Применение рекомендаций позволит избежать тотальной регламентации всех составляющих компонентов «встроенных» объектов, но при этом охарактеризовать наиболее значимые из них, а также может помочь при решении ряда задач в процессе проектно-реставрационной и научно-исследовательской деятельности архитекторов.

9. Экспериментальная апробация предложенного подхода при рассмотрении ряда реальных участков исторической среды Ростова-на-Дону показала, что полученные решения учитывают специфику фасада и не препятствуют его восприятию как цельной архитектурно-художественной единицы исторической среды.

Библиография Евстратенко, Сергей Иванович, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Агеева, Е. Ю. Феномен провинциальной культуры России в архитектурной среде X1.- начала XX вв. Текст.: автореф. дис. канд. культурологи / Е.Ю. Агеева. - Н. Новгород, 1999. - 23 е., ил.

2. Агранович-Пономарева, Е.С., Архитектурная колористика Текст.: практикум, уч. пособие / Е.С. Агранович-Пономарева, A.A. Литвинова. М.: Технопринт, 2002. -122 с.

3. Азгальдов, Г.Г. Численная мера и проблема красоты в архитектуре Текст. / Г.Г. Азгальдов. М.: Стройиздат, 1978.

4. Азизян, И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры Текст. / И.А. Азизян М.: Прогресс-Традиция, 2002 - 568 с.

5. Азизян, ИА Композиционные основы взаимодействия искусства Текст. / И.А. Азизян // Архитектурная композиция. М.: 1970. С.176.

6. Багина, Е.Ю. Эволюция принципов формообразования и теоретическая мысль в отечественном зодчестве конца XIX начала веков Текст.: автореф. дис. канд. архитектуры / Е.Ю. Багина - М., 1986.-24 с.

7. Байер, В.Е. Материаловедение для архитекторов Текст.: учебное пособие/ В.Е.Байер. М.: Астрель, 2004.

8. Барбышев, E.H. Формообразующие структуры и архитектурная форма Текст./ E.H. Барбышев, Г.Ю. Сомов // Архитектура СССР. -1990. №2, с.75-79.

9. Введение в архитектурное проектирование Текст.: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ф.Кринского М: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам,1962. -178 с.

10. Волошинова, Л.Ф. Бульварная площадь Текст. / Л.Ф. Волошинова -Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2001. -168 с.

11. Волошинова, Л.Ф. Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону Текст.: вторая половина XIX начало XX вв./ Л.Ф. Волошинова.- Ростов н/Д: Новая книга, 2002. - 8о е., ил.

12. Всеобщая история архитектуры Текст.: Архитектура XIX начала XX вв. Т. ю.- М.: 1972,592 с.

13. ВСН 2-89. Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга Текст.: утв. Решением Исполкома Ленсовета от 17.12.90 № 1066: ввод с 01.01.91. С-Петербург, 1991. - 85 с.

14. Гевирц, Я.Г. Архитектурные формы и композиция здания Текст. / Я.Г.Гевирц Ленинград: Моск. акционер, издат. об-во, 1927. -136 с.

15. Горюнов, В.С. Эклектизм и «революция в архитектуре» (к теории историко-архитектурного процесса XIX) Текст.: дисс. докт. архитектуры / В.С.Горюнов С-Пб, 1994. - 404 с.

16. Грубее, Г. Путеводитель по архитектурным формам Текст. / Г.Грубе, А.Кучмар. М.: Стройиздат, 1990.

17. Гуляницкий, Н.Ф. О современном значении понятия «памятник архитектуры» Текст.: Сб. №3 Теория и практика реставрационных работ / Н.Ф. Гуляницкий. М.: Стройиздат, 1972. - С. 13-15.

18. Гутнов, А.Э. Мир Архитектуры Текст./ А.Э.Гутнов, ВЛ.Глазычев. -М.: Молодая гвардия, 1990. 350 е., ил.

19. Гусев, Н.М. Световая архитектура Текст. / Н.М. Гусев, В.Г. Макаре-вич. М.: Стройиздат, 1973 - 248с.

20. Данцев, A.A. Город на холме Текст. / А.А Данцев.- Новочеркасск: Изд-во НГТУ, 1993.

21. Евстратенко, М.А Словарь терминов архитектурной эклектики Текст./ М.А Евстратенко Ростов-на-Дону: Рост. гос. академия арх. и иск-ва, 2004. - 90с.

22. Евстратенко, М.А. Информационное структурирование фасадов архитектурных объектов и их каталогизация (на примере южнороссийской эклектики) Текст.: автореф. дис. . канд. архитектуры/ М.А. Евстратенко.- Н. Новгород, 2006. 23 с.

23. Енин, АЕ. Методы предпроектной оценки историко-кулыурной среды на разных уровнях проектирования Текст. / А.Е. Енин- Воронеж: Воронеж, гос. арх.- строит, академия, 1998. 8о с.

24. Есаулов, Г. В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону Текст. / Г. В.Есаулов, В. АЧерницына. Ростов н/Д: Малыш, 1999. -28 с.

25. Ефимов, AB. Дизайн архитектурной среды Текст.: учеб. для вузов/ A.B. Ефимов и другие. М.: Архитектура-С, 2004 - 504 е., ил.

26. Иконников, AB. Историзм в архитектуре Текст. / A.B. Иконников. -М.: Стройиздат. 1997.- 559с., ил.

27. Иконников, A.B. Основы архитектурной композиции Текст. / АВ.Иконников, Г.А. Степанов. М.: Искусство, 1971. -224 е.: ил.

28. Иконников, A.B. Функция, форма, образ в архитектуре Текст. / АВ.Иконников, М.: Стройиздат, 1986. - 288 е.: ил.

29. Иноземцев, Г.А 200 лет Ростову-на-Дону Текст. / Г.А. Иноземцев. -Ростов н/Д, 1949.- 83с.

30. Инструкция о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры. М.: Госархиздат, 1949.

31. Исторический атлас Карты.: справочное картографическое издание. Ростов н/Д, 1999. - юб е.: ил.

32. Каплун, А.И. Стиль и архитектура Текст. / А.И. Каплун. М.: Стройиздат, 1985 - 232с.

33. Капустин, Б.М. Отделочные материалы и вопросы композиции Текст.: конспект лекций по курсу / Б.М. Капустин. Ростов н/Д, 1999 ~ 36 л.

34. Кедринский, A.A. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов Текст. / A.A. Кедринский. М.: Изобраз. ис-во, 1999. -184 е.: ил.

35. Кириллова, М.В. Мастерство композиции: пространство, пластика, ансамбль Текст. / М.В. Кириллова, И.В. Иванова. М.: Стройиздат, 1983. -175 е.: ил.

36. Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX века Текст. /Е.И. Кириченко.- М.: Искусство, 1986. 344с., 32 л. ил.

37. Козловская, М.А. Конструктивные структуры и архитектурные формы гражданских зданий Текст. / М.А. Козловская // Конструкции и архитектурная форма в русском зодчестве XIX начала XX вв. М.: Стройиздат, 1977. - С.127-164.

38. Короев, Ю. И. Архитектура и особенности зрительного восприятия Текст. / Ю.И. Короев, М.В. Федоров. М.: Госсгойиздат, 1954. -135 с.

39. Косточкин, В.В. Проблемы воссоздания в архитектурном наследии Текст. / В.В. Косточкин М.: Знание, 1984. 65 с.

40. Костылев, Р.П. Петербургские архитектурные стили (XVIII начало XX вв.) Текст. / Р.П. Костылев, Г.Ф. Пересторонина. - СПб.: Паритет, 2003, - 256 е., ил.

41. Кринский, В.Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции Текст. / В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.А.Туркус. М.: Стройиздат, 1968. -168 с.

42. Кудрявцев, В.В. Историко-архитектурное наследие XIX начала XX вв. и вопросы его современного использования (на примере Саратова) Текст.: автореф. дис. . канд. архитектуры / В.В. Кудрявцев. -М., 1983.23 с.

43. Кукушин, B.C. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья Текст. / B.C. Кукушин. Ростов н/Д: ГинГо, 1995- -276с.,ил.

44. Кулишов, В.И. Градостроительство Таганрога Текст. / В.И. Кули-шов // Энциклопедия Таганрога: издание 2-е перераб. и дополнен. -Ростов н/Д: Ростиздат, 2003. С.120-122.

45. Кучмар, М. Основы архитектурного формообразования Текст. / М. Кучмар. М.: Стройиздат, 1984.

46. Лавров, В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов Текст. / В.А. Лавров. М., 1974.

47. Лебедев, Ю.С. Заключение Текст. / Ю.С. Лебедев // Конструкции и архитектурная форма в русском зодчестве XIX начала XX в в. М.: Стройиздат, 1977. - С.165-169.

48. Маркузон, В.Ф. Семантика и развитие языка архитектуры Текст. / В.Ф. Маркузон // Архитектурная композиция. Современные проблемы: сб. науч. тр. М.: 1970. - С. 47-58.

49. Мардер, А.Г. Эстетика архитектуры: теоретические проблемы архитектурного творчества Текст. / А.Г. Мардер. М.: Стройиздат, 1988. - 216 е.: ил.

50. Мелодинский, Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования Текст.: учебное пособие / Д.Л. Мелодинский. М.: Ар-хитектура-С, 2004. - 312 е.: ил.

51. Миловидов, H.H. Основы архитектурной композиции Текст. / H.H. Миловидов. М.: Всесоюзный заочный инж-строит. ин-т, 1984.

52. Михайленко, В.Е. Конструирование форм современных архитектурных сооружений Текст. / В.Е. Михайленко. К.: Будивельник, 1978 -112 с.

53. Михайловский, И.Б. Теория классических архитектурных форм Текст. / И.Б. Михайловский. М.: Изд-во всесоюзн. арх-ры. М.: 1937, - 286 с.

54. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы Текст.: учебное пособие / Р.И. Мокшанцев. М. 2001.

55. Объемно-просгранственная композиция Текст.: учеб. для вузов/ А.В.Степанов, В.И.Мальгин, Г.И.Иванова и др. М.: Стройздат, 1993- ~ 256 е.: ил.

56. Очерки теории архитектурной композиции. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, i960. -295 с.

57. Партина, A.C. Архитектурные термины Текст.: иллюстрированный словарь / A.C. Партина. М.: Стройиздат, 1994, - 208 е.: ил.

58. Персион, Ю.А. Методы автоматизированного анализа пропорциональности объектов архитектуры Текст.: автореф. . канд. архитектуры / Ю.А. Персион.- Киев, 1988. 25 с.

59. Плешакова, Е.В. Принципы архитектурно-дизайнерского формирования пешеходного яруса улиц исторического центра (на примере г. Ростова-на-Дону) Текст.: магистерская дис. / Е.В.Плешакова. -Ростов н/Д.: РГААИ, 2004.- 86 с.

60. Плужников, В.И. Термины российского архитектурного наследия Текст. / В.И. Плужников. М.: Искусство, 1995. -160 с.

61. Посохин, М.В. Архитектура окружающей среды Текст. М.В. Посо-хин. М.: Стройиздат, 1989. - 247 е.: ил.

62. Постановление правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП. О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы.

63. Пояснительная записка к Генплану г. Ростова н/Д. Том I. Проект зон охраны памятников истории и культуры. С-Пб: ФГУП РосНИПИ Урбанистики, 200б. 320 С.

64. Проблемы дизайна городской среды Текст.: труды ВНИИТЭ / 1981. вып. №9: Техническая эстетика. - 42 с.

65. Пруцын, О.И. Архитектурно-историческая среда Текст. / О.И. Пру-цын, Б. Рымашевский. М.: Стройиздат, 1990.

66. Ранинский, Ю. В. Памятники архитектуры и градостроительства Текст.: учеб. пособие для архит. и строит, спец. вузов /Ю.В. Ранинский; под общ. ред. Н. Н. Миловидова, М.: Высш. шк., 1988. -63 е.: ил.

67. Раппапорт, А.Г. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии Текст. / А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов. М.:Стройиздат,1990.

68. Рафалович, И.И. Научные исследования в архитектуре Текст. / И.И. Рафалович. Ростов-на-Дону: РИСИ, 1993. - 231 с.

69. Ренжиглова, И.А. Методы прикладных научных исследований в архитектуре Текст.: учебное пособие/ И.А. Ренжиглова. Ростов-на-Дону, 2003. -144 с.

70. Реставрация памятников архитектуры Текст.: учебное пособие для вузов; под общ. ред. С. С. Подъяпольского: 2-е изд. М.: Стройиз-дат, 2000. -288 е., ил.

71. Решетников, В.К. Новочеркасск Х1Х-начала XX в Текст. / В.К.Решетников // Вып. №38: Архитектурное наследие. М.: Стройиздат, 1995. - С 340-344

72. Ревзин, Г.И. Очерки по философии архитектурной формы Текст. / Г.И. Ревзин. -М.: ОГИ, 2002. 144с.

73. Российская Федерация. Законы. Об объектах культурного насле-дия(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации Текст.: федер. закон Рос. Федерации от

74. Ростовская область. Законы. Обл. закон Рост. Обл. от 22.10.04 №178-ЗС. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области. (В редакции от 19.05.06 № 495-3С)

75. Ростовская область. Правительство. Об утверждении состава городских межведомственных комиссий «По изменению статуса жилых и нежилых помещений» Текст.: постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 28.12.98 №2760.

76. Ростовская область. Правительство. О переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения Текст.: постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 15.06.05 №830.

77. РНиП 1.02.01-94. Реставрационные нормы и правила Текст.: утв. Министерством кулыуры РФ от 25.03.94г. № 219: дата введ. 30.03.94. М., 2001. - 23 с.

78. Рунге, В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера Текст. / В.Ф. Рунге. М.: Архитектура-С, 2004. -144 с.

79. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды Текст.: учеб. пособие / В.Ф.Рунге, Ю.П.Манусевич. М: «Архитектура-С», 2005. - 328 е.: ил.

80. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна Текст. / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. М.: МЗ-Пресс, 2003. - 253 с.

81. Сапрыкина, H.A. Архитектурная форма: статика и динамика Текст.: учеб. пособие для вузов / H.A. Сапрыкина. М.: Архитектура - С, 2004. - 408 с.

82. Славина, Т.А. Архитектура конца XIX начала XX вв. Текст. / Т.А. Славина // История русской архитектуры: 2-е изд., перераб. и доп. -СПб: Стройиздат СПб, 1994. - С.516-561.

83. Смолина, Н.И. Традиции симметрии в архитектуре Текст. / Н.И. Смолина. М.: Стройиздат, 1990.- 344 е.: ил.

84. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Текст.: утв. Госстроем СССР от 16.05.89: взамен СНиП II-60-75: дата введ. 01.01.90. М., 2004. - 69 с.

85. СНиП 2.08.02-89 (2003). Общественные здания и сооружения Текст.: утв. Госстроем СССР от 23.06.03 № 98: взамен СНиП 2.08.02-89: дата введ. М., 52 с.

86. Соколов, А.М. Основные понятия архитектурного проектирования Текст. / А.М. Соколов. Л., Изд-во Ленигр. Ун-та, 1976. -192 с.

87. Соколов, Л.И. Центр города функции, структура, образ Текст. / Л.И. Соколов. - М.: Стройиздат, 1992. - 352 е.: ил.

88. Сомов, Г.Ю. Пластика архитектурной формы в массовом строительстве Текст. / Г.Ю. Сомов. М.: Стройиздат, 1986.юо.Советский Энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия,1989.- 940 с.

89. Современный облик памятников прошлого Текст.: под общ. ред. A.C. Щенкова М.: Стройиздат, 1983. -165 с.

90. Современный словарь иностранных слов Текст.: ок. 20 ооо слов. -М.: Рус. яз., 1992. 740 с.юз.Согоян, Н.Ш. Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий Текст. / Н.Ш.Согоян. Волгоград, 2002.

91. Соколова, Т. Н. К вопросу об исследовании композиционных качеств рядовой застройки Текст./ Т.Н. Соколова // Принципы и средствакомпозиции в современной архитектуре: сб. науч. трудов. М.: ЦНИИП градостроительства, 1979. С.80-86.

92. Стасюк, Н.Г. Основы архитектурной композиции Текст.: учебное пособие / Н.Г. Стасюк, Т.Ю. Киселева, И.Г. Орлова. М.: Архит-ра-С, 2003.- 95 е.: ил.

93. Степанов, A.B. Архитектура и психология Текст.: учеб. пособие для вузов / А.В.Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н.Нечаев. М.: Стройиздат, 1993. - 295 е.: ил.

94. Хайт, В.Л. Классика навсегда Текст. / В.Л. Хайт // Проблемы российской архитектурной науки: сб. науч. трудов членов отделения архитектуры РААСН. М.: Отдел инф.- издат. деят-ти РААСН, 1999,с. 48-57.

95. Халпахчьян, О.Х. Жилые дома армян на Дону Текст. / О.Х. Халпах-чьян. М.: 1985.

96. Халпахчьян, О.Х. К истории строительной деятельности армян на Дону Текст. / О.Х. Халпахчьян. ИФЖ. - Ереван, 1974 N22.

97. Хасиева, С.А. Архитектура городской среды Текст. / С.А. Хасиева. -М.: Стройиздат, 2001.

98. Шевелев, И.Ш. Принцип пропорции Текст. / И.Ш. Шевелев. М.: Стройиздат, 1986. - 200с.

99. Шимко, В.Т. Архитектурное формирование городской среды Текст. / В.Т. Шимко. М.: Высшая школа, 1990.

100. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование Текст.: основы теории / В.Т. Шимко. М.: ООО «СПЦ принт», 2003. - 297 е.: ил.

101. Шимко, В.Т. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды Текст.: учеб. пособие / В.Т. Шимко, A.A. Гаврилина. М.: Архитектура-С, 2004. -104 е.: ил.

102. Шмид, М. Эргономические параметры Текст. / М. Шмид. М.: Мир, 1980. - 223 с.

103. Hichcock H. Architecture Nineteenth and Twentieth Centuries. Har-monds worth: Peguin books, 1971. - 682 p.

104. Historism und bildende Kunst. Studien zur Kunst des neunzehnten Jahrhundert. Bd. I. -München: PuestePös, 1963. -124 s.

105. Krakowski P. Teoretyczne podstawy architektury wieku XIX. War-szawa. Krakov: Nakladem Universytetu Jagiellonskiego, 1979. -105 s.

106. Lammert U. Architectur und Plastic, Berlin, 1962.

107. Licklider H. Architectural scale. London, 1965.

108. Middleton R. The Beaux Arts and nineteenth century French architecture. London: Thames and Hudson, 1984. - 280 p.

109. Patetta L. Lvarchitettura deirEclecttismo. -Millano: A.D.A. EDITA, 1988. 214 p.

110. Robertson Н/ The principles of architectural composition. London. 1950.i29.Struhar A. Geometricka harmonia historickej architektury na Slovensku.

111. Bratislava: Pallas, 1977. 235 s.

112. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

113. ПРИНЦИПЫ ДОПУСТИМЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ФАСАДОВ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ (на примере г. Росгова-на-Дону)

114. Специальность 18.00.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

115. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры

116. Научный руководитель: кандидат архитектуры,доктор технических наук, профессор Иевлева О.Т.1. На правах рукописи

117. ЕВСТРАТЕНКО Сергей Иванович1. Том 21. Ростов-на-Дону 20071. ОГЛАВЛЕНИЕ