автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Образно-символическая система композиции древнерусского города

кандидата архитектуры
Федоров, Александр Николаевич
город
Ленинград
год
1990
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Образно-символическая система композиции древнерусского города»

Автореферат диссертации по теме "Образно-символическая система композиции древнерусского города"

е п я 9 о

ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ СССР

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАЛ\ЕНИ ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ им. И. Е. РЕПИНА

На правах рукописи

ФЕДОРОВ

Александр Николаевич

УДК 71/471 /«09-16»

ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОМПОЗИЦИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОРОДА

18.00.01,—ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

ЛЕНИНГРАД 1990

Работа выполнена на кафедре архитектурного проектирования ордена Трудового Красного Знамени Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина ордена Ленина Академии Художеств СССР.

Научный руководитель — доктор исторических наук 1П. А. РАППОПОРТ |

Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор Т. А. СЛАВИНА, кандидат исторических наук О. М. ИОАННИСЯН.

Ведущая организация — Московский Архитектурный Институт (кафедра истории архитектуры и градостроительства).

Защита состоится « 5/ * 1990 года в /¿^часов

на заседании специализированного совета Д.019.01.01 по защитам диссертации на соискание ученой степени доктора наук при ордена Трудового Красного Знамени институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина ордена Ленина Академии Художеств СССР по адресу: 199034, Ленинград, Университетская набережная, д. 17.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-исследовательской библиотеке Академии Художеств СССР (Ленинград, Университетская набережная, д. 17).

Автореферат разослан « 1ддо года.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат архитектуры

Б. И. КОХНО

ЪТШ /

•л I Русское монументальное зодчество с самого начала своей -истории оказалось пространственным средоточием духовной культуры. Целостный город.становится одним из уровней взаимодействия личности и мира.

Значительное число отечественных исторических городов получили основу формирования в средневековый период. Но в настоящее время редко происходит адекватное восприятие древнерусского архитектурного и особенно градостроительного наследия. В результате, даже удачно реставрируемые памятники и содержащие их города не могут в полной мере оказывать эстетического и воспитательного воздействия на человека.

Теоретическая реконструкция предпосылок возникновения и основных принципов формирования целостной пространственной композиции русских городов допетровского периода является сегодня АКТУАЛЬНЫМ научным направлением, так как множество аспектов в изучении древнерусского зодчества пока не составляют интегрального целого. "Белые пятна" в теории и отсутствие в ней единства отражаются /наряду с социальными причинами/ и на реконструктивном градостроительстве.

Градостроительная тематика в изучении древнерусского зодчества - часть многообразного "спектра" направлений, которые /вместе с искусствоведением/ наследуют единой в прошлом /еще столетие назад/ археологической науке, обладавшей малсдиффе-ренцированшш характером, но зато цельностью. От развития градостроительного направления зависит успех других областей, существующих сегодня самостоятельно - истории архитектуры, археологии, реставрации.

Настоящее исследование имеет сбоим предметом древнерусский город з его пространственном выражении как составную

часть системы средневековой христианской культуры.

Характер пространства древнерусского города определяется не только изыенящиотся функциональными факторами. Оно является синтетический целым, в котором возникает, подчиняясь и внешним условием, определенная форма плана, трассировка улиц, застройка и т.д. Наименее исследованной частью этого целого остаётся система градостроительных доминант и закономерности ее сложения. С ней тесно связан образный аспект композиции города. Относясь вслед за Д.М.Тверским, А.В.Буниным и другими исследователями к композиции города как к произведение искусства, рассмотрим древнерусский город в качестве одного из уровней средневекового искусства, акцентируя при этом внимание на системе храмов-доминант, в которых взаимодействуют градостроительство, объёмная архитектура и изобразительное искусство. Условимся образным, точнее образно - символическим, аспектом градостроительной композиции называть смысловую сторону ее содержания, выраженную в соответствующих ей формах в контексте средневековой христианской культуры /образ-символ, а не просто облик города/.

ЦЕЛЬ настоящего исследования - выявление и обобщение композиционных закономерностей древнерусского города, связаннях с образно-символической структурой городского пространства, при учете роли системы доминант.

К ЗАДАЧАМ можно отнести:

- обзор важнейших тем градостроительного направления в изучении древнерусской архитектуры, уточнение значения исследования образно-символической структуры пространства города;

- осмысление причин, влияющих на возникновение целостной композиции древнерусских городов, особенно причин ыировоззрен-

ческого характера, отраженных в разных аспектах жизци город?;

- анализ пространственных основ древнерусских городов, систематизация городов по пространственному принципу: по типу взаиморасположения архитектурных доминант.

МЕТОДИЧЕСКИЙ подход, избранный в данной работе, основывается на следующих принципах:

- рассмотрение композиции города как более устойчивой составляющей градостроительного развития относительно функциональных и социальных составляющих, меняющихся во времени значите^ льно быстрее;

- гипотетическая реконструкция восприятия древнерусского города его создателями и жителями;

- раскрытие образных начал в градостроительстве с учётом многогранности понятия "образ", применительно к мировоззрению рассматриваемой эпохи;

- принятие во внимание специфически средневекового мышления в понимании городского пространства.

Кроме того, используются такие рабочие методы, как:

- анализ графических и письменных источников;

- составление графических схем, подчеркивавших пространственные закономерности города, с выделением характерных элементов композиции, а также - сравнительных таблиц;

- применение мерных характеристик в изучении города, основанных на натурных обследованиях или источниках, без идеализации градостроительных схем.

ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: хронологически - Х-ХУП вв., с преимущественным вниманием к ХУ1-ХШ вв.; территориально -города европейской части страны с более подробным рассмотрением городов Московского государства /почти исключаются горо-

да западнорусских земель и полностью - Сибири/. Очерчивая крут источников, следует упомянуть древнерусские тексты, топографические и архитектурно-археологические исследования, историко-церковные источники и графический материал - в основном - чертежи ХУ1 в., топографические карты и натурные обследования.

ПРЕДМЕТОМ ЗАЩИТЫ являются следующие положения:

- реконструируемая образная символика средневекового зодчества - один их факторов формообразования и градостроительного развития;

- неоднозначность связи объёмно-пространственной композиции древнерусского города и его планировочной системы;

- выявление образной символики городского пространства/и роли в нем доминант/ совокупностью композиционных закономерностей, характерных для городов Древней Руси;

- наличие разномасштабных пространственных зон /от храма к городу и ландшафту/, выраженных в расположении доминант;

- систематизация типов взаимодействия доминант и тенденций их эволюции.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА настоящей работы состоит в сопоставлении реконструируемой системы образно-символического восприятия города в контексте средневековой культуры с системой пространственного построения города и во внесении на этой основе дополнения в типологию древнерусских городов.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: введение /с.3-14/, 1-я глава "Ракурсы средневекового градостроительства. /К историографии вопроса/". /с„X5-50/, 9-я глава "Формирование образа города. /Мировоззрение в архитектуре./" /с.51-91/, 3-я глава "Принципы взаимодействия доминант. /Пространственные закономерности древнерусских городов./" /с.92-136/ - I /общие положения/

/с.92-110/, 2 /примеры городов/ /с.Ш-ЕЗб/, заключение /выводы и рекомендации/ /с.137-150/, библиография /с.151-168/ -228 наименований /шесте со ссылками в примечаниях/, примечания /с.169-177/, список сокращений /с.178/, 50 таблиц /13 текстовых и 37 графических/ /с.Г79-231/, 12 фотоиллюстраций /с.232-240/.

СОДЕРЖНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. з;-я глада "Ракурсы средневекового градостроительства" носит историографический характер. В ней рассматриваются следующие направления исследований в области истории древнерусских городов: изучение планировочной структуры, осмысление общей градостроительной схемы, градостроительное законодательство, процесс трансформации городов, взаимосвязь градостроительной структуры и её восприятия, расположение доминирующих сооружений города, исследование топографии, историко-социаль-ные исследования, связанные с градостроительством, иконография городов, влияние на систему расселения и композицию города природных факторов. Упоминаемые темы оборонного зодчества и освоения градостроительного наследия подробно не рассматриваются. В литературе город представлен многообразными "срезами".

Исходя из необходимости изучения целостной объемно-пространственной композиции города /нежёстко связанной с типом его планировки - см.гл.З/, учитывая данную историографическую схему с её многообразием исследовательских ракурсов, рассмотрим пространственную основу древнерусского города - систему взаимодействия доминант. Представляется возможным предложить тему доминант не в узкокомпозиционном смысле, а в контексте общей динамики сложения средневековой архитектуры, так что древнерусский город оказался бы здесь закономерным явлением, а

такой ракурс мог бы стать поводом к дальнейшему сближении и взаимодополнению различных историко-архитектурных и градостроительных тем. В связи с этим предлагается выявить важнейший аспект средневекового христианского искусства, интегрируемого зодчеством, - его образную символику, которая во многом определяет динамику формирования архитектуры средневековья в целом и композиции древнерусского города - в частности.

?гя рд^д "Формирование образа города" раскрывает смысл понятия "образ", многозначного для средневековой культуры; здесь говорится об этом применительно к архитектуре города. "Образ" в зодчестве, по определению П.А.Раппопорта, - "выявление содержания архитектурного произведения архитектурными формами". Уточняя данное определение для средневековой христианской культуры, следует отметить, что речь идет об эстетически выраженной смысловой стороне содержания, то есть об образе-символе.

При реконструкции восприятия средневекового /црежце всего - древнерусского/ города его современниками в первую очередь рассматривается образный характер зодчества в широком плане /не только в градостроительстве/.

Образно-символический характер средневековой христианской архитектуры становится одним из условий единства закономерностей сложения её форм. Единство определяется не только сходством "внешних" причин - различием социальной ситуации в разных регионах окрашивается и подчеркивается общность закономерностей. Для Средних веков не вполне реализуется и "внутренний" закон развития зодчества, по которому каждый период имеет три этапа: доминирование конструкции, тектоническое равновесие, атектоническая декоративность /А.К.Буров/.

Это правило выполняется лишь в полной протяжённости тысячелетия Средних веков. Локальные периоды, принадлежащие средневековью, характеризуются другими факторами формообразования: так новые архитектурные формы часто опережают свое конструктивное обоснование, определяясь стремлением з вертикальности храмов и их обращенности к городу или ландшафту. Общность восточно- и западноевропейского зодчества обусловлена принадлежностью его христианской культуре, в которой "образ" связан со становлением его символического аспекта как ведущего. Перефразируя А.Ф.Лосева, говорившего о символе как заданности, а не прямой данности вещи, и в соответствии с этимологией назовём "символ" соединением данности и заданности. Отражая в себе взаимодействие между цер^свно переживаемым вечным и фактической данностью мира, символическое церковное искусство делает зримой и "разность потенциалов" между ними. Для храмовой архитектуры в этом реализуется не только эстетическая, но и функциональная её сторона, а город для образно-символической системы средневековой культуры становится объектом освоения.

В содержании церковного образа-символа, по Л.А.Успенскому, две основные составляющие: Жертва Христа и Преображение мира. Первая остаётся центральной, вторая усиливается с течением времени: заметны тенденции вертикализации храмов и всё большей разработанности их экстерьера. Освоение города и вообще жизненного пространства по образно-символическим уровням есть "иконизация" мира, имеющая первообразом /по Св.Писанию/ Горнил Град, столь же центральный для храмо- и градостроительства, как образ Пантократора для живописи. "Иконизация" развивается параллельно от двух центров и имеет два сливающиеся ряда: видов церковного искусства /от иконы/ и пространственно-

смысловой ряд /от Евхарвсгии/. Формирование купольной архитектуры в доиконоборческий период и нарастание вертикальности храмов в постъиконоборческое время, также и в русском зодчестве - проявление общности.процесса образно-символического освоения пространства города. В соответствии с этим находятся этапы истории древнерусской архитектуры. Так как описания образа и прообразов Небесного Града редко дают возможность буквального воспроизведения, в архитектуре этот символ реализуется во многих ассоциациях. Итак, зодчество постепенно наполняется и миссионерским значением /церковь - образ Церкви/.

В христианском зодчестве воплощено особое отношение к пространству и времени. Уже на раннем этапе характерно превалирование пространства, а не формы, как в античности /А.И.Ко-меч/, причем направленного пространства, что затем способствовало динамичности и многообразию средневекового искусства. На это же повлияли и отмеченные Н.А.Бердяевым, во-первых, переживание в христианстве времени как поступательного движения, имеющего начало и эсхатологические перспективы /в отличие от античного и вообще языческого восприятия цикличности времени и отсутствия ощущения истории как процесса/, и, во-вторых, раскрытие личностного сознания и связанных с этим более активных творческих возможностей. Весь комплекс факторов, формирующих христианское зодчество Средних веков, определяет его динамическое развёртывание в разных регионах, являющееся альтернативой многовековой статичности язычества и, конечно, отчасти влияющее на другие культуры, особенно на монотеистический ислам. Динамика христианской культуры обнаруживается и в пос-лесредневековых эпохах.

Органичность выражения содержания средневековой архитек-

туры реализуется также в её тектоничности, что.подчёркивается сравнением, например, с исламской архитектурой.

Отдельно рассматривается "образ" в градостроительстве.

Возникает иерархия пространственно-смысловых уровней:. антиминс, престол, алтарь, храм, монастырь или кремль, город... Доминанты храмов становятся функциональными и композиционными центрами, вокруг которых формируется среда города.

Один из путей создания ассоциаций с первообразом через исторический Иерусалим или другие, освященные авторитетом, города /Константинополь, Киев/ - топографическое и топонимическое подобие.

Числовые закономерности в градостроительстве вызывают предположение об их связи с текстами Св.Писания, в которых говорится об образе или прообразах Небесного Иерусалима. Такого рода ассоциации чаще всего принадлежат к категории "несходных" /по Ареопагиту/ образов. Этот аспект показан призерами некоторых древнерусских городов /Ладога, Киев/.

Так называемые "градский" и "райский" аспекты символики города /обращенность к Здеаду, подкрепляемая устремленностью к вечности, обетованной в образе Града/ взаимодействуют сочетанием системы доминант и оборонительных сооружений с озелененным и свободный пространством.

Логика посвящения храмов в системе города и окрестностей усиливает осмысленность градостроительной символики.

Обратная связь города с храмом становится особенно заметной в ХУ1-ХУП вв., когда храмы, приобретая усложнённую структуру, начинают напоминать город.

Сакральные процессии раскрывают в движении /от объекта к объекту/ образную символику градостроительства.

Сравнение древнерусских городов с западными выявляет и общность, и различия. Символика Иерусалима выражена несколько иным языком. В обоих случаях есть топографическая и числовая символика. Однако в западном городе - плотная застройка с фасадным фронтом, в русском - усадебного характера, значительно меньшей плотности, в русском - яснее выражен центр, а также представлена незамкнутая градостроительная система, открытая к окружающему пространству /город - символ, несущий весть о возможности преображения мира/. Благодаря системе доминант русский город приобретает композиционную завершённость.

Рассматриваемый способ восприятия города не следует считать проявлением аллегоризма. Символ - не иносказание, а особое переживание реальности. Поляризация между содержанием символа и обыденной жизнью воспринимается как призыв к ее преображению, несущий воспитательный характер.

В отличие от современного отношения к градостроительному образу /К.Линч/ для средневекового сознания образ - не суммарное впечатление, а изначальная целостность.

3-я глава "Принципы взаимодействия доминант" посвящена закономерностям композщи древнерусского города, подтверздань щим концепцию, предложенную в предыдущей главе. Здесь проводится систематизация городов по принципу размещения доминант в сопоставлении с другими типологическими цринвдшами. Прежде всего называются сведенные воедино композиционные закономерности, отмеченные в отдельности многими исследователями /Л.М. Тверским, Д.В.Буниным, Н.Н.Ворониным, П.А.Раппопортом, Ю.С.Ушаковым, Г.В.Алфёровой, А.С.Щенковым, Г.Я.Мокеевым, М.П.Кудрявцевым и др/, уточняемые и дополненные;

- разграничение застройки на доминанты /в основном - хра-

мы/ и фон;

- доминанты создают основу пространственной структуры города;

- просторность /малая плотность/ застройки;

- ярусность композиции;

- планировка однозначно не определяет пространственную структуру города, она может меняться, не искажая сильно пространственную основу /Новгород/;

- выделение городского центра /кремля/ как функционального и образного;

- наличие концентрических зон древнерусского города: кремль, посад, система монастырей на "форпостах";

- функционально трехчастная структура: град, торг, посад;

- открытость архитектуры к ландшафту;

- древнерусский город - открытая система во времени, постепенно происходят её дополнение /от X до ХУЛ вв./;

- В расстояниях между доминантами и узловыгли точками планировки прослеживаются числовые закономерности /арифметические, без сложных геометрических построений/, что иногда позволяет говорить о модульности в древнерусском градостроительстве;

- несмотря на нежесткость и многовариантность связи пространственной и планировочной структур, существует их соподчинение в единой градостроительной системе /первая "шире" - работает к на вйешнее воспритятие города/;

- обратная связь композиции города с планировкой - основные направления зафиксированы постановкой доминант;

- доминанта шчеет зону влияния;

- ориентация храг.:ов подчинена своим законам и значителъ-

го меньше городской планировке, чаще всего она определяется направлением на восход солнца в день закладки;

- взаимосвязь с расположением храмов и оборонительных сооружений /стен, ворот, башен/ - еще един приём соотнесения города с его символическим первообразом;

- топографические подражания и система посвящений храмов;

- соразмерность расстояний и высот;

- значительная величина территорий кремлей по сравнению с западными заиками при дттнт функциях;

- форма города в плане мягких очертаний, подчиняется условиям ландшафта;

- складываются определенные (типы уличной сети;

- возникают типы взаимодействия доминант.

В классификации древнерусских городов в настоящее время существуют три типологические принципа:

1. по способу расселения /А.В.Бунин/,

2. по виду планировки /Л.М.Тверской/,

3. по стадиям роста с учетом формы плана /Г.Я.Мокеев/. Предлагается пространственный принцип систематизации:

4. по типу расположения доминант. Рассмотрим эти композиционные типы:

A. ц е п н о й /Ладога, Владимир/,

Б. центрострем и тельный /Псков, Москва/,

B. рассредоточенный /Ярославль, Суздаль/, Г. сосредоточенный /Ростов Великий, Сергиев

Посад/.

Первый характеризуется последовательным размещением доминант, как правило, вдоль крошки берега реки, ритмичностью. Второй

наблвдается'в развитых городах /часто у слияния рек/, с наличием центрального ядра /кремля/, значимого не только функционально, но и символически. Третий связан с городами разных типов расселения и планировки, обычно, как и цредндущй тип, на развитых стадиях при наличии конкурирующих /функционально и символически/ центров-фокусов структуры взаимосвязи вертикалей. Четвертый возникает в городах, где посад - при монастыре, концентрирующем большое число храмов, являющемся особым духовным центром.

Однако указанные типы не однозначно сопоставимы с социальной или планировочной типологией, то.есть различные цринци-пы типологизации могут быть суммированы.. .

По социальному аспекту различимы /В.В.Карлов/:

- земские и княжеские города, основанные до ХУ1 в.,

- города-крепости Московского государства ХУТ-ХУП вв.,

- примонастырские города.

Назовем их условно соответственно 1-я, 2-я,и 3-я группы.

По расселению /А.В.Бунин/: линейные города, раздробленные, компактные, в междуречье.

По планировке /Л.М.Тверской/: линейные, радиальные и ра-диально-концентрические /а также ветвистые, по Г.Я.Мокееву/, рядовые и перекрёстные. .

По форме плана /Г.Я.Мокеев/: круглые полукруглые, сегментные всех разновидностей, секторные всех разновидностей.

Учитывая каждый из принципов систематизации /в том числе и композиционно-пространственный по типу размещения доминант/, можно рассмотреть наиболее характерные сочетания /при помощи--попарного табличного сопоставления/. Например, для городов 1-й группы такими связками типологических признаков могут быть:

1. компактный теп расселения,

2. радиальная система планировки,

3. щ>углая форма плана,

4. центростремительное пространство /Вязьма/

или

1.( линейный тип расселения,

2. линейная система планировки,

3. сегментная форма плана,

4. цепное расположение доминант /Галич Костромской/. Аналогично рассматриваются города 2-й и 3-й группы. В первой сочетания наиболее разнообразны, во второй превалирует рядовая и перекрёстная планировки и цепь вертикалей, для третьей типично сосредоточенное пространство. Но возможны многочисленные вариации. /Чёткая фиксация набора признаков могла бы быть полезной при реконструктивном градостроительстве/.

Сопоставление типологических принципов показывает, что пространственная композиция имеет некоторую самостоятельность по отношению к планировочным- системам и другим функционально-определяемым составляющим города. Этим подчёркивается сила образно-символических начал в градостроительной композиции, цельность которой необходимо выявлять при градостроительных реконструкциях.

Рассмотрение пространственных типов /по аналогии с планировочными/ в развитии показывает, что многие города, начиная с сосредоточенного и проходя через стадию цепного типов, либо останавливаются на последнем /Ладога/, либо развиваются в центростремительный /Псков/, либо приобретают рассредоточенный характер /Ярославль/; города 2-й группы часто цепного типа, 3-й - часто сосредоточенного.

Географически города 1-й группы рассеяны равномерно, 2-й в основном занимают южные, юго-восточные и восточные рубежи, 343 - центральные и северные районы. Для Севера нетипично центростремительное расположение храмов /но не для С-3/.

Учитывая, что к ХУЛ в. размеры некоторых городов составляли приблизительно от 100 до 400 га /Л.М.Тверской/, рри уточнении размерных характеристик городов и масштаба действия пространственных закономерностей можно наблюдать типичные /разного порядка/ расстояния между доминантами. Некоторые из них совпадают с типичными соотношениями расстояний и высот церквей, отмеченными для северных градо-строительно-ландшафтных комплексов Ю.С.Ушаковым. Четыре группы характерных расстояниях в древнерусских городах следующие: внутри одного комплекса, в большой группе, интервалы между доминантами и их группами и, наконец, большие интервалы между монастырями, ритмично "разбегающимися" от центра-1фемля. Это соответственно:

а. 45-90 м - примерно 2 высоты доминанты/2Н, при Н=20-45 м/,

б. 100-200 м - приблизительно до 6Н,

в. 200-500 м - более 6Н, иногда до 800 м,

г. 1000-2000 м - порядка 20Я.

При сопоставлении разномасштабных зон взаимодействия доминант становится заметной некоторая аналогия меяду известными вариантами классификации композиций монастырей и предлагаемой в настоящей работе пространственной типологией городов. /Монастырские ком-позгацш по Ю.С.Ушакову: диагональные, веерные, по концам тре-

угольника ж центрические дисимметржчнне/. Полного соответствия в классификации монастырей и городов нет, но в каждом конфетном случае аналогии могут быть более точными - ведь ни одна типологическая схема не претендует на всеохватность. Эти разномасштабные композиции строятся на родственных основаниях, что дает повод вспомнить о логике средневековой культуры, создающей по концентрическому принципу целостный мжр, выражением которого становится и древнерусская архитектура.

В 3-й главе рассматриваются также примеры городов различного пространственного типа.

A. Города с цепным размещением доминант: Ладога, Владимир, Киев ХП в., Чернигов, Смоленск ХП-ХШ кв., Козлов, Пенза, Карсун.

Б. Примеры центростремительной. композиции: Новгород, Псков, Москва, Кашин, Углич, Волхов.

B. Композиции рассредоточенного типа: Ярославль, Великий Устюг,.Симбирск, Саранск, Тихвин.

Г. Сосредоточенный тип градостроительного пространства: Ростов Великий, Сергиев Посад, Сызрань.

Кратко говорится о процессе формирования данных городов, причем типология носит рабочий характер. Ведь дело не столько в различии нюансов символического содержания для каждого типа, сколько в том факте, что система расположения доминант, определяемая не только утилитарными соображениями, является ведущей составляющей городского пространства. Аналогичность расположения доминант в городе и в отдельных комплексах и группах сооружений напоминает о концентричности средневекового мировосприятия. Город представляет развитие пространства от того же смыслового центра, от которого развиваются кремль, монас-

тырь или хр&м. Этот центр - престол любой церкви, основа жертвенного . аспекта символики и средоточие литургического пространства. Последнее и придает системе средневекового христианского искусства, объединяемого архитектурой, его символический характер, развивая аспект преображения мира.

В заключении приводятся выводы исследования, во многом по-новому раскрывающие возможности изучения и реконструкции древнерусских городов. На основании проделанного обзора принципов древнерусского градостроительства, подтверадаввди как различными источниками, так и конкретным градостроительным наследием, обратившись к примерам около 30-ти городов /в тексте и таблицах/, значительная часть которых рассмотрена подробнее, отметим в качестве ВЫВОДОВ следующие положения:

I. Существует тесная связь между формообразованием в архитектуре храмов и градостроительным развитием, в чём проявляется взаимовлияние и сопоставимость архитектурно-градостроительных уровней в образно-символической системе средневековой христианской культуры;

П. Взаимодействие доминант, выражающее символическую сторону древнерусского градостроительства /в аспекте преображения мира/ подчёркивается закономерностями композиции города;

III. Пространственный принцип типологии древнерусских городов, уточняя их классификацию, показывает разнообразие сочетаний видов пространственной композиции и планировки города, определенные тенденции эволюции пространственных структур при социальных и региональных особенностях;

1У. Реконструкция исторического города предполагает учёт совокупности градостроительных закономерностей общей композиции, а не только отдельных ансамблей.

Обнаружение новых и уточнение известных пространственных закономерностей, а также их систематизация позволяют:

- точнее устанавливать охранные зоны,

- планировать археологические исследования,

- восстанавливать старую структуру пространственной и планировочной организации города или поселения,

- положить в основу развития города структуру его исторической части, которая может быть использована и с укрупненным масштабом, но в соотнесении с ядром.

Знание пространственных закономерностей позволяет перейти от существующего сейчас метода охраны и реконструкции "от частного к общему" /от объектов охраны к городской среде/ - к более

целостному реконструктивно-градостроительному подходу. Речь

(

вдет не о консервации и музеефикации, а о функциях живого города, при реконструкции которого направление, задаваемое настоящей работой, может стать основанием в определении предпроектных ограничений и одним из условий оценки допустимости конкретных проектных решений /с точки зрения их отношения к исторической пространственной структуре/. Наличие культурно-исторических критериев /наряду с социальными и экологическими/ может стать эффективным при реконструкции исторических городов.

Проблема сохранения и реконструкции среды исторических городов может остаться острой без выполнения другого условия -осмысления архитектурно-градостроительной традиции Руси, разрыв с которой произошел не. в петровскую эпоху. Градостроительство ХУШ и XIX вв., хотя II связано с западноевропейскими традициями, не игнорирует наследия предыдущих столетий, что заметно даже в архитектуре Петербурга /включение в композицию города огромных по западным масштабам пространств; расположе-

ние крепости в центре, а не на периферии ядра; наличие элементов радиально-концентрической планировки/. XX век внес дестру-ктнвность в подавляющее число сохранявшихся древних городов. Разрыв произошел не только с исконно-русскими культурными корнями, ведь самобытность - форма проявления ваднпвтсдадКной культуры, питавшей и другие страны. Задача ближайшего будущего - восстановление целостности культуры, без чего невозможны успехи в других областях жизни общества, а культура включает в себя и наследие русских исторических городов.

В заключении называются также направления, актуальные для дальнейших исследований:: а. работа с архивными материалами, уточняющими представление о.целенаправленности рассмотренных градостроительных процессов; б. изучение функциональной составляющей в сложении средневековой архитектуры /не только оборонного и гражданского зодчества, но и храмостроительства с учётом литургических аспектов/; в. исследование утилитарных источников формирования пространственной основы города /в том. числе - связи с оборонной сигнально-оповестительной системой/; г. архитектурно-археологичесиие исследования с учетом топографии; д. поиск новых примеров модульных закономерностей в структуре древнерусских городов /не гипотетических схем, а конкретных данных/; е. рассмотрение отдельных городов с изучением стадий их развития; ж. изучение опыта реконструктивного градостроительства других стран; и. сопоставление и синтез разни;; исследовательских аспектов;»совершенствование методики градостроительных реконструкций.

Многие положения настоящей диссертации были использованы автором: I. в дипломном проекте "Реконструкция исторической зоны Старой Ладоги" /Институт им.И.Е.Репина, Л., 1985/, реко-

мендованщм к внедрению; 2. в работе в составе группы над "Проектом районной планировки Кемского района Карельской АССР" /Инстжтут Ленгнпрогор, Л., 198?/; 3. в чтении курсов лекций на архитектурном факультете института им.К.Е.Репина "Архитектура Средних веков", "Древнерусская архитектура", "Архитектура народов СССР" /с 1988 г./; 4. в исследовательской работе Леннии-тага /тема "Принципы типологизации древнерусских городов"/ - Л., 1989/; 5. в ряде статей и докладов.

АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.

1. Поиски метода реконструкции комплекса Старой Ладоги. -"Проблемы синтеза искусств и архитектуры". Вып.XXI, Л., 1985. /0,4 п.л./

2. Градостроительные аспекты древнерусского монументального зодчества. - Рукопись депонирована в СИО ВНШТАГа 25.06.1989 на В 794./0,5 п.л./ - Реферат статьи в реферативном журнале "Архитектура.Районная планировка. Градостроительство", 1989, Я II.

3. План и пространство в характеристике городов Древней Руси. - Рукопись депонирована в СИО ВНИИТАГа 26.06.1989 на И 795. /0,4 п.л./ - Реферат статьи в реферативном журнале "Архитектура. Районная планировка. Градостроительство", 1989, В II.

Доклады, подлежащие опубликованию /в печати/

4. Храм - основа формирования среды древнерусского города. -Материалы Ш-ей Международной научной церковной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси "Литургическая жизнь и церковное искусство Русской Православной Церкви". /Л., 31.01.05.02.1988/ /0,8 п.л./

5. Доминанты и образ древнерусского города. - Материалы конференции "Методологические проблемы развития и исследования