автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.04, диссертация на тему:Научно-методические принципы проектирования малых городских общественных садов

Иванова, Людмила Игоревна
город
Санкт-Петербург
год
1994
специальность ВАК РФ
18.00.04
Автореферат по архитектуре на тему «Научно-методические принципы проектирования малых городских общественных садов»

Автореферат диссертации по теме "Научно-методические принципы проектирования малых городских общественных садов"

санкт-петербургски! государствен^ архитектурно-строительный университет

8 Ой На правах рукописи

3

ИВАНОВА Людмила Игоревна

научно-методйческие принципы проектирования малых городских онцественных садов

18.00.04 - градостроительство, районная планировка» ландшафтная архитектура и йлаштровкэ сельскохозяйственных населенных мест

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Санкт-Па торб.ург 1994 ' ,

Работа выполнена на кафедре "Градостроительство" Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Научный руководитель - кандидат архитектуры, профессор

И.В.Барсова

Официальные оппоненты - доктор архитектуры, профессор

Л.К.Абрамов кандидат архитектуры М.И.Лапшина

. Ведущая организация - Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт ''ШШградостроительства"' ■

Защита состоится 1994 г. в чао,

на заседании диссертационного совета Д 063.31.02 при Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 198005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармей окая, 4, ауд, 505-А

О диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной 'библиотеке университета.

. Автореферат разослан " " _Tj.4 г,

Учануй секретарь

диссертационного coBeTa_<s^gf£gg|__í> ^__В.Н.Королев

кандидат архитектуры, доцент

"Всемогущий Бог первым насадил сад* ...это самоа чистое из псах человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека; без него здания и дворцы-всего лишь грубые творения его рук".

Ф.Бекон "О садах".

Городские otímecís&atówat сады являются одной 'из важных форм скусственно создаваемой S ¿■броде прпродн. Само слово "сад" подзывает его происхождеНШ fi отличии от парка, который почти свгда создается на основа' йШющеЛся естественной природы. Уст-ойство садов - одно из ДревШмййх занятий человечества. Сады оявились как часть жилого' дайёг п'од открытым небом. История подзывает периоды высокого раъЩ9й>я# искусства создании садов в равней мирз, в эпохи абсолМйЖЗ*, во времена развития искусств : различных странах. Обществейййй' сада' в городах выполняли роль 'ест отдыха и общественных c6opmíiV сложили так жэ красбта и слэ-|Э города. Они, как правило, зайима'лй небольшие городские пло-¡ади от нескольких квадратных ййТров' (патио) до 13 га, являясь паузами"' в застройке и шея ОРр&ййЧенны'а ви-"' развлечений» в

0 время как парки занимали1 о^р&даш (до 1000 га) территории и пециализировались по функД'й®,» й!К№тавляя собой'сложный "син-етичаский организм" природы',- элй^'бйгш и разнообразной челове-:еской и технической' деятельной1®?,» Оёобенно интенсивное развитие >бщеотвэнных городских садов' ® Ílpiíe произошло на переломе XIX

1 XX веков при капитализме'. Й1 -рду врага были заложены и типы городских садов, сохранявшихся* ДУ нашего времени. '

Современные сады имеют особое значение среди мест отдыха ;рро,глм псах возрастных групп, позволяя человеку использовать 1ЩЮщетип' природы в города. Однако красивые городские сады ставятся сегодня редкостью. Прирост озелененных площадей в ropo' 1

дах идат в основном за счет крупных парков на окраинах, ралыша районы испытывают катастрофическую нехватку садов. Часто сады и скверы, расположенные в центральных районах на эффективны в силу своей малочиоланности и плохого состояния, I то ко время во многих городах тлеются "бесхозные" свободные 01 застройки участки, на считающиеся садами, где.кроме дорожек и площадок наблвдается "собрание даревьев" одной породы. Не представляя собой ни эстетической, ¡ш санитарно-гигиенической ценности в настоящее время эти зеленые участки иногда э$нл мают выгодное положение в плане города и даже обладают инженерным обеспечением. Цменно поэтому они раньше всего исчезают, подвергаясь застройка общественными и жилыми зданиями города. По сути, каждый такой участок может стать красивым благоустроенным садом, если правильно рассматривать его как объект архитектуры города.

Практика создания малых городских садов за рубежом дает многочисленные примеры, показывающие, что городской сад не просто кусочек земли о природой, оставленный в застройке, но художественно преобразованная ухоженная территория, согласованная с программой эстетики городского ландшафта в целом, как например, сады "Ситроэн" и "Киллэ" в Париже, сад "Эол" в Бреста, сад для инвалидов в Берлине и другие. Это хю только удобство жизни людей,а духовное ее содержание, воспитывающее доб-«

роту и чувство красоты.

В отечественной практике проектирования сегодня не удаляется внимания реванша малых общественных оадов в разукрупняемой застройке больших городов как важным и равноправным элементам. сади специально не проектируются, или проектирую' оя подобно -другим городским ландипЯттм образованиям. Это

- 3 - •

почти всегда "случайная" территория, благоустройство и "оформление" которой оставляют на перспективу. В результате появляются так называемые "насаждения общественного пользования", безликие и скучные участки, стихийно используемые населением.

Существующие же общественные сады крупных городов, как показал их всесторонний анализ, изменили во времени свои функции, перестав быть объектами социального лритяжйния, утратив художественные качества. Городские сады, за редким исключением, превратились в места случайного посещения, отличаясь лишь адресом, окружением и незначительными композиционными особенностями. Эстетическая непривлекательность, однотипность объёмно-пространственной композиции, отсутствие элементов'притяжения и неухоженность - характерные черты большинства городом« садов, которые не способствуют их активной посещаемости.

Городской общественный сад - самостоятельная градостроительная форма, часть архитектуры города. Его необходимо проектировать так, чтобы он "жил" и стал полноценным художественным и социальным элементом города. Представленное на рассмотрение диссертационное исследование раскрывает одну из малоизученных градоформирующих проблем - проектирование малого городского общественного сада.

Актуальность исследования. Отсутствия справочного и нормативного материала, посвященного вопросам проектирования городского общественного сада в крупном городе, как градостроительной формы; отсутствие архитектурной задачи создания художественного образа городских садов как архитектурных объектов города; необходимость создания местных благоприятных социально-экологических условий для кратковременного отдыха лк>- . , дей; отсутствие внимания к этому вопросу со стороны архитекто-

ров и родкость ир-'пстчнюскпх заказом.

Изучо-шиоть ^ами. Практич'-к^-ик ь ч>о]х»тйчвскон базой исследования явились:

- опит, чакодлинаШ) шролой исторической и существующей практикой в области строительства общественных и частных городских сагов; №. эриам натурного обследования существующих городских оборот пенных сапов; научнио, литарагурнпо к графичес-киа материалы по двно.тнующи'л и провктипуомим оточэствешшм и зарубежным городскш садам; каталогц; путеводители;

- фундамантальние мссле.цоваччя в области истории градостроительства и ландшафтной архптоктурн: И.ВЛ;арсовой, И.О.Ео-говой, В.А.Горохова, У.Грушка, Л.С.Заласишь, Л.Б.Лунца, Шпсулиной, И.д.Родячкика, Л.П.Рубцова, Т.Ф.Савапвнской, Л.¡'Л. Фурсовой, И.ю.Ярового;

- фундаментальнее исследования в области истории садово-паркового искусства а культур«: Н.л1.Вэрзилина, С.И.Ванина и С.Е.Вашшои, Т.Б.Дубяго, В.Я.Курбатова, Д.С.Лихачава, Н.С.Николаевой, ¡,1„Ранд>:апк, А.Регвд!?;

- работе по вопросам озеленения городов: А.Н.Белкина, А.П.Вергунова, В.'¿.Гостева, Л.Б.Лунца, М.К.Лусе, 8.А„Николаевской, Л.0..кашинского, Ю.Б,Хро;лова, Т.О.Харззевои, Н.Н.Юскэвича;

- работы, посвященныо прошстироваиию част! тх и общественных садов: П.Андреева, А.Т.Болотова, Г.В.Барановского, Ю.Г.Круг лякова, И.М.Малько, П.И.Приходько, М.Н.Прохоровой, Н.П.Титовой, А.Р.Сичэвой, Т.В.Щулькяной;

Конкретных исследований, посвященных принципам проектирования малого городского общественного сада, как самостоятельной градостроительной форма, ценной в художественном и экологи-П9ск!'х аспектах, на имеется.

Поль я задачи исследования. Цель исследования эоклтаат-

- 5 -

оя в определении специфических особенностей проектирования малых городских общественных садов, их художественной и экологической эффективности, разработке основных принципов проектирования малых садов города.

В соответствии с цольо исследования в работе решаются следующие вопроси:

1. Анализ градостроительных и архитектурно-планировочных особенностей исторических и современных городских общественных садов с выявлением их художественной и социальной данности и значимости.

2. Изучение дикторов, влияющих но специфику формирования объемно-пространотвонноМ композиции малых городских-общественных садов, и на основа этого проведение их классификации

с разработкой графических моделей.

3. Определение художественной, экологической и градостроительной эффективности малых общественных садов города и обоснование предложений по их размещению в городской структуре.

4. .Лодалиропаниа принципов архитектуры малых городских общественных садов.

5. Разработка рекомендаций по основным принципам проектирования и реконструкции малых общественных садов крупного города.

6. Экспериментальное архитектурное проектирование (на примере Самары).

Предает исследования. Отечественные и зарубежные городские общественные сады. Их расположение, градоформир,угощая роль, планировочная и объёмно-пространственная структура, 'функциональная и художественная сущность, санитарно-гигиеническая

- 6 -

роль, как основы проектирования.

Объект исследования. Существующие городские общественные сады двух крупных промышленных центров - Санкт-Петербурга и Самары.

Гранат исследования. Определяются художественны!«, экологическими и градостроительными аспектами проектирования и реконструкции малых общественных садов, находящихся в административных границах города. Частные сады, вн.утриквартальные сады, сады жилых районов и микрорайонов не рассматриваются. Не рассматриваются вопросы инженерного порядка, а так жэ специальные вопросы, связанные с полноценным существованием растений в города и юс конкретным подбором. Эти вопросы в работе затрагиваются в общем вида по маре конкретного исследования.

метод исследования. ' Комплексный, предусматривающий переход от анализа теории и практики проектирования малых городских общественных садов-, использования статистических методов (натурные обследования, планограммирование, пилотажное анкетирование) к обобщению и моделированию выявленных особенностей, а затем к практическим рекомендациям и экспериментальному проектированию. В соответствии с поставленными задачами применялись: эволюционный, теоретический и системно-структурный анализ - при изучении исторического и существующего опыта проектирования по фундаментально-литературным, справочно-нормативным материалам; натурное и социологическое обследование объектов; графоаналитическое моделирование - при разработке моделей и схем конкретных предложений. Правильность предложений проверялась в экспериментальных проектах.

Научная новизна. Впервые малый городской общественный

сад рассштршпится т'чк самостоятельна градготроптвлыюя мг>, цвшшя в хуцот.астпенном, ао'чгалыюм и гяптадичпогсом аспектах, вопросами ппоектировани.*; мя городских ойкветренних садов как ар;'ятоитур)1'л.1Н, ногорич'склми объектами, и как объектами ПрЭЯП ТЬ'ГПГО эколого-доядрологического лроэктироваица В Н9-нпй отпив ни чзшы 1лпоь вагина. Предложенный метол "ярусного проектирования" сада как архитектурного объекта, находящегося В ГОрЭДОКОЙ ЗПГТР0П1Ш, ЯВЛЖ'1'СЯ ЧОГ-'> горским ПО ■' 7ТИ подхода к методике проэктпго'оиия. .¿одэлироичипо прпчосса, выраженного и илассчфнкапионш.л тбяткх, т«зрг:\> по!га?"?"от необходимость комплексного проектирования малого городского общест-решшго садп как обьоктч архпгогт;-, рч. На основе социологических и натурных обследований, изучения мирового опыта и попытки мього митода прооктировэппч определ"*") типология функций, градостроительных типов и "образов" ма гнх городских общественных садов различного местоположения к назначения в планировочных зонах крурияйших городов па првпэре Петербурга в Самары._ Даны рекомендации .чо тшншлли обществу**«« садов и садов, которые П'1гут быть запроектированы в качество самостоятельных ' архитектурных объектов в комплексе со зданиями и "оорудсенипмп, как экологических объектов и "композиционных пауз" в .застройке. Впервые определены методика подбора темы сада при новом проектировании и состав проектирования для различных типов садов при их реконструкции.

Практическое значение. Проведенное нсолеяовэште дает возможность использования теоретических моделей п ре команда--ций при проектировании, реконструкции и новом строительстве; возможность использования предложений исследования для составления объектных архитектурно-планировочных заданий, уточнения

- 8 -

генерального плана городских территории при случаях необходимости решения вопросов проектирования санации городской застройки. ■

На защиту выносятся. Установленные особенности архитектуры малых городских общественных садов; принципы проектирования малых городских общественных садов; графо-аналитичоскоэ моделирование и проектирование художественного образа и композиции малых общественных садов города; методические рекомендации по проектированию малых городских общественных садов,

Ап робащм посла новация. Основные положения и результаты исследования доклалшшла, iri и-v i:m .соц'^р -щкга Л'СП (JSSÍ-i'.m), СамАСИ (1;Ш). Ociioniiuá положения и результаты диссертации внедрены: в проекте раконструкции Стоуковского сада в Самара, в научно-исследовательскую работу градоэкологической Фирмы "Оптимус", в курсовом проектировании ЛЖИ (3>3;32). lio материалам диссертации опубликовано 2 статьи.

Состав и объем работы. Диссертация состоит из I тома, включающего введение, две главы, заключение, 37 иллюстрированных таблиц, библиографию, приложение общим объемом 250 страниц. Приложение содержит 25 иллюстрированных и ;¿ текстовых таблицы, а также "Методические указания по проектированию малых городски садов".

КРАТКОЙ СОДЙРШШ

' Сад во все времена являлся неотъемлемым элементом застройки. Сначала утилитарный, используемый для выращивания полезных растений, затем "роскошный", устраиваемый для отдыха и эстетического наслаждения. Прекрасные сады воспевались в поэмах и стихах, затмевая часто своим великолепием архитектурн-/,.' соору-

женин, при которых устраивались. Каждая конкретная эпоха отводила садам определенную роль, сообразно которой решались назно-чешкУ и композиция сада. Частные сады служили узкому кругу лиц ' и устраивались как изолированный "микромир". Общественные Сады были средоточием социальной жизни, притягивая сотни горожан. Но любой сад воспринимался как. объект искусства, прекрасное творение человека, место радости и душевного покоя;

Особое место среди прочих городских территорий занимали общественные сады. Краткий исторический анализ показпл, что сады во многом акцентировали городской ландшафт, являясь местом концентрации городской культуры, отдыха и общения (например," Летний сад в Петербурге). Появившись еще в античных городах, они долгое время оставались единичным явлением. Чаще городские ■ общественные сады стали появляться в городах Италии ХП-ХШ вв* В ХУ1 веке во многих городах Европы стали популярны частные сады, коллекционирующие собрание растений. Доступ в них был свободен для всех желающих. Более широкое распространение городские общественные сады нашли в ¿вропа уже в ХУШ веке, особенно в городах Австро-Венгрии, Франции, Германии, России, К концу XIX века выделились увеселительные сады в Петербурге и других провинциальных городах.

Повсеместным явлением городские общественные сады стали лишь с середины XIX века, что было вызвано огромным по масштабу инженерным переустройством городов, бурным их ростом, потребностью в социальном общении. Ухудшение городской экологии, отрезанность от природного окружения привали к появлению городского общественного сада, как оаэиоз живой природы, места отднха в массивах городской застройки. В это время создаются общественные сады«,во всех крупных городах мира - Берлине, Лон-

- 10 -

дона, uapœsu, изворачивается "исковое движение" городов Ама-ршш, Парад с с-с1да:лп тихого о?дихн больше.' р-юпространаииа получают о&ротввшшв увеселительные сады. Анализ оолчотваннюс садов этого парно,пл при вс.>,л их много^эразии виде, пи ряд общих характерных черт, а ь частаооти то, что каждый сад создавался как архитектура».. объект, ь России с середины XJX вока городские общественные сады стали ookobhoi. ланцшфтной Формой среди зеленых общественных устройств: парков и скверов.

Ь начале XX века в мироьоп градостроительное практике городским оощастваанш садам плреотали уделять прежнее внимание. На первое место вы, г.упили многофункциональные парки, открывающие более широкие возгкллооти для активною массового отдыха и развлечении. В России, где произойти крупные социальные перемены, появилась новая форма городских зеленых общественных .устройств - п-1рки культуры и отдыха. Они были призваны нести массам культуру и идеологию нового строя. Прежние общественные сады нивелировались ь х.удохес гвениом-и социальном отношении, а вновь создаваемые проектировались только как места тихого отдыха .

Анализ современного состояния вопроса проектирования малых городских общественных садов показывает, что инторес к ним во а брлее возрастает, особенно за рубежом, Здес. они и лаид-шафтнко образования, им подобные, приобретают все большее значение, как оптимальная форла решения проблемы, связанной с созданием открытых пространств общественного пользования. Изучение • вопроса выявило существование ряда новых тенденций в решении зарубежных малых городских садов, в частности их тематическое содержание (например, комплекс малых тематических садов в парке Лл-Зплетт), .

- II _

В рассматриваемых крупных промышленных центрах Северо-запада и Центральной России, Петербурге и Самара выявлена яе-)бхо,щмость их проектирования и реконструкции. Основной концепцией при этом является то, что малый общественный сад - самодеятельная архитектурная форма, ленная в социальном, градост->оит£?льном, художественном'й экологическом отношениях.

Подробный анализ 80 садов Петербурга и 20 садов Самары ползал, что из них находятся в неблагоприятном состоянии и е используются городским населением.

Посещаемость общественных садов, как главный "индикатор" X "жизнеспособности", зависящая от времени дня, сезона, поло-эния сада в структуре города, размера и композиционных особен-остай, показало чрезвычайно низкую эффективность их использо-зния, как алиментов социальной структуры города ( менее чел/50 Натурное обследование городских садов выявило по эевалирукдай Функции три типа: сад тихого отдыха, транзитный )д, сад активного отдыха. Преимущественно существующие сады ¡называют их бифункциональное использование. При этом в них ■сутствует декоративно-художественная сущность. Из числа об-гедованных в 60л садах наблюдается функция тихого отдыха, солив иная с транзитом. Исследование всемирного опыта выявило омо выделанных типов среди зарубежных садов как типичное яв-ние коммерческий сад развлечений и экспозиционный сад.

Изучение посещаемости городских общественных .садов пока-ло, что они не эффективны в том виде, в котором существуют, я выявления причин этого явления исследованием были рассмот-!ш факторы, влияющие на формирование сада в городе: полота-з в планировочной-структуре и застройка, размеры, объемно-х;транствэнноа построение,

ЗГ

- 12 -

Исследование положения общественных садов в планировочной структура городов показало отсутствии системы их расположения, однако была установлен1! следующая закономерность: в нло1 нозастроенном историческом центра сади невелики по размерам и многочисленны (до 70/» от числа обследованных) в зонах разреженной застроики (40-ьО гг.) размеры садов больше, но количество меньше (до 30% от числа обследованных), И застройке новых городских территории сады отсутствуют, их заменяют крупноразмерные парки. Для Петербурга и Самары типичными являются сады от I до 10 га. Их объемно-пространственное построение зависит от вида растительности и по характеру архитектуры может быть разд< лена на три типа: вертикальный, ярусный, плоским. Ограниченное пространство сада заставляет обратить внимание на методику проектирования, которая при недостатке места может идти по пути проектирования плоскости земли, подземной части или при искусственно пониженном рельефа, либо с помощью, конструкций,вертика. ных и ярусных.

Выделенные особенности принципиально не влияют на посещав' мость городских садов, а следовательно, не олредидпют их социальной эффективности. Поэтому было необходимо рассмотреть вопросы художественного содержания, состояния, экологии малых городских обществонных садов. В разультатз было нь.шлэно полное отсутствие художественного образа в композиции малых обществонных садов. Большинство из них представляют мосто произрастания дэревьав и кустарников. В некоторых садах имеются "элементы пр: тяжвния" (вода, цветы, скульптура), но они, как правило, случайны и находятся в отношении друг друга вне композиционной структуры сада.

Изучение вопроса состояния городских общественных садов

- 13 -

жазало, что подавляющее большинство из них нуждается в резите и реконструкции, повышении уходч. Экологическое состоя-19 садов так же оказалось во. многой неблагоприятным. Болыиин-гво садов подвержено негативному воздействию городской эколо-?и, 4TD отрицательно влияет на их санитарно-гигиеническое со-гоянио. Отсутствие малого сада как градостроительной формы в заде обитания в большой степени сказывается и на "экологии" фолпннна.

Все виды натурного обследования существующих городских щов дали возможность сделать заключение о том, что в своем ютоящем виде сады Не выполняют предназначенной им роли. Warn городской сад должен иметь архитектуру и восприниматься к самостоятельный объект. Территория малого сада, находящего-в застройке, требует особого проектирования для повышения о архитектурного образа.

Необходимыми условиями повышения эффективности использова-я малых городских общественных садов являются: художественная • разность композиции, санитарно-гигиенический Комфорт, функцио-льная наполненность и рациональное размещение в структуре стройки и города.

Художественный образ композиции общественного городского на является основой его проектирования и задается темой. Те-сад-з может быть как искусственно привнесенной, так и найден-й в результате конкретного изучения местоположения сада и ювий его существования ("дух места"). В поисках архитектур-го выражения темы не существует ограничений - все возможные гструктивные и художественные приемы, естественные и искус-зэнные материалы годятся для выражения любой темы сада. • ,

На основании изучанйя существующих примеров международ-

- 14 -

ного опита проектирования я строительства малых оадов выделены четыре группы там: исторические, предметные, символические, дендрологические (табл.1).

Тематическая классификация позволяет определить характер проектирования малого городского сада. Оснащение сада (приемы озеленения и дизайна) полностью определяются темой сада. Баланс территории сада так же полностью зависит от теми. На основании изучения многочисленных примеров малж тематических содов раэра ботан рекомендуемый балацс территории малых общественных садов по каждой выделенной группа тем.

Выбор темы сада зависит от его функциональной специализации. В качестве методической разработки для проектирования можно рекомендовать типологическую таблицу, о помощью которой можно выбрать тему сада в зависимости от конкретного места проектирования и.превалирующей функции (табл.2). В качество средств выражений темы выступают естественные природные данные, конкра: ноо назначение и предлагаемое использование, а так же тахническ возможности исполнения.

Важным фактором, определяющим социальную эффективность городских садов, является их санитарно-гигиеническая характеристика, обеспечивающая существование и произрастание растений, благоприятное влияние растительности но экологию прилегающих территорий, а так же влияние конкретных экологических ограничений на архитектуру сада.

Экологическая эффективность малых городских садов определяется их параметрами и конфигурацией участка сада. Ниже приводятся оптимальные экологические размеры и форма городских садов с установлением экологического индекса Формы сада:

^ШГ ш

где: X - индекс формы; И- - периметр сада; А - площадь сада.

Экологическая эффективность сада тем выше, чем ниже I . Оптимальным экологическим эффектом обладает сад формы круга, затем квадрата, прямоугольника, равностороннего треугольника. Наименее эффективны сады, имеющие форму вытянутого прямоугольника .Архитектура сада во многом определяется экологическими ограничениями конкретного окружения. Наиболее неблагоприятными факторами служит влияние промышленных предприятии и магистралей. КемадолажноЛ является ориентация сада. Эти условия во многом определяют рациональный выбор объемно-пространственного построения сада. При неблагоприятном окружении необходимо предусматривать более густую изоляцию интерьерной части сада от окружения, учитывая ориентацию. Для Петербурга неблагоприятна северная обращенность сада, для Самары - южная.

В градостроительной структуре города малые сады играют такую же'активную роль в композиции застройки, как и вое остальные элементы. При их размещении важен на только радиус обслу- ' живания для конкретных жителей, как это принято, но и создание композиционных пауз, элементов сопровождения социальной структуры города, экологически обоснованных- зеленых "разрывов" между плотным "толом" сломившейся городской застройки. Размещение большего количества малых садов, пронизывающих застройку, эффективнее во многих отнокзлиях (социально- экологическом, художественно.:, градостроительном) крупных э-элэных массивов, что не

- 16 -

исключазт парков или золеных клиньев в плана города.

Разметание малых садов в планировочной структуре города определяется конкретным градостроительным положением: в историческом ядра, ого нереферии, окружающей пяптнои и разреженной застройке, деловых и торговых центрах, районах застройки-спаль-нях. В каждой зоне- возможно проектирование садов опрйдаленннх функциональных типов. Например, в историческом ядре размещаются преимущественно сады тихого отдыха, транзитные и декоративные сады, в деловом и торговом центре - транзитные сады и сады развлечений и т.п. Функция сада определяет тему, от которой и зависит его архитектура. В каждой зона города возможно рациональное размещение малых тематических садов. Hinca следует таблица, с предложениями но размещению садов в Петербурге.и Самаре (табл.3).

Эффективность малого городского сада в большое степени определяется ого художественной Композицией. Малые сады проектируются в ограниченном трехмерном городском пространства в отличие от "безразмерного" пространства парка, В малом городском саду логичней проектировать "ярусные" пространства, характер которых определяотся градостроительным типом сада (табл.4). Сад проектируется в плоскости земли путем формирования рельефа, углубленного и пьдзомного пространства для увеличения возможного использования экспозиционных площадей, вертикальных стен, окружающих территорию как цветовых и световых "экранов", а так же конструктивных элементов, позволяющих использовать крыши, опоры и другие конструкции для "ярусного" проектирования.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

I. Изучение вопроса проектирования и функционирования городских садов показало, что сад как традиционная форма отдыха

под открытым небом в города в настоящее время находится в состоянии упадка, В научной литературе и практике проектирования садам уделяется мало внимания, Поэтому появилась необходимость детального рассмотрения вопросов, связанных с проыктирование сада в городе. Обзор истории развития городских общественных садов свидетельствует, что во все исторические периоды они были одной из самых эффективных ландшафтных Форм города. Русская практика показывает ик деградацию в конце XX веки.

2. Социологическое обследование вопроса использования общественных садов города выявило ограниченную их типологию /три типа/ и низкую посещаемость. Натурное обследование садов показало их неравномерное расположение в планировочной структуре города и относительно небольшие /до 1Ü га/ размеры. Большинство садов, созданных в прошлом, нуждается в реконструкции, что вызвано отсутствием какого бы то ни было художественного образа их композиции. На основе комплексного анализа выделена типологическая классификация городских общественных садов крупных промышленных центров.

3. Являясь объектом комплексного Формирования городской среды, сад долкин проектироваться, как и всякое архитектурное сооружение; Художественный образ композиции сада и общее градостроительное положение могут обеспечить более эффективную роль сада

в система застройки и ого посещаемость. При этом конкретная ситуация определит тому сада, исходя Из "духа места". В поисках художественных средств выражения темы сада .в настоящее время в силу развития цивилизации не существует никаких технических ограничений. По качеству выражения темы городских садов могут быть разделены на 4 профилирующих группы: исторические, предметные, символически.1, дендрологические. В каждой из этих групп образ конкретного проекта сала явля-тся творческой задачей.

4. для малого х'о¡/окского сада, находящегося а застройка,

чрезвычайно важной является оценка существующей вокруг него экологической ситуации. Архитектура сала должна соответствовать экологическим ограничениям, которое ставит конкретное окружение. Санитарно-гигиенические условия, обеспечиваемые садом для посетителя, во многом определяют его социальную эфТиктивность.

5. Малые городские сады, имеющие небольшие /до 5 га/ размеры и ограниченные застройкой, проектируются иначе, чем протяженные парки. Одним из приемов, позволяющим увеличить рекреационную плошндь малого сада, можот быть мотод "ярусного" проектирования, подразумевающий использование в ого композиции озелененных крыш, террас, прозрачных порокрытий, пандусов, лестниц, опор и т.п. Данный прием предоставляет дополнительную возможность художественно" обработать" "под", "на" и надземное пространство малого сада в самых разнообразных случаях городской застройки и экологической ситуации.

Ниже приводятся основные принципы, рекомендуемые в качестве главных методических указаний для проектирования малих общественных садов в городской среде: '

- строжайший учет исторической и конкретной социально-градостроительной ситуации при проектировании Функции и темы сада;

- нахождение темы композиции малого городского вала на ос- • нове изучения топонимики, истории, особенностей местной-географии, литературы, фольклора и другого культурного наследия, а затем ее реализация в проектной ситуации всеми возможными художественными и техническими приемами-, выбор которых в настоящее время практически но ограничен;

- возможным приемом проектирования малого сада может быть. • ярусное решение его композиции, позволяющее но только выразить тему во всох плоскостях, формах, материалах, свете и цвете, но

>5 создать -дополнительные рекреационные площади в ограниченном '

[jOOтрансtüu сала;

- озязател^шй учет конкретной экологической ситуации места эк Щ'-лжтирсвшш зонирон.'.тиш сада, подбора худож(-':твешшх жасте и возможностей выражения худояоствеиного образа в архи-зктуро сада.

По диссертации опубликованы следующие работы:

1. .'vlanuii roi/CjiíCKofi сад как градостроительное явление // литектура: Меквуз. гамат. сб. тр./СПбШИ.-СПб, 19ü2. -С. 77 -13: ил.

2. ¡Ладна городские caiui - сущность и cFiopta // Архитектура: иквуз. темат. сб. тр./ СПбГЛСУ. -Clld, 1993.-С. 58-64: ил. '

3. Архитектура городского сада // Градостроительный мони-Ф'шг. Регион и город/ Caí.:, гос. ун-т. -Самара, 1992 / в печа-

таблица 1. щ11шр01шш »дожвсткыиюго образа садов вдщ но!;, сьыболг-шзкои, исторической, дещ1рологическо тематик

л - те;.;А рельефа

б

ла воды

13 - ткйа скульптуры

г - та шшния

д - ткла каынн

л - ¡здюшьш те;,¡и

б- - ассошаьшжк ход| а лрдолсгоискш тк.и

а - АРХгЯЕКТУРИАН 1Ш. б - гй„а 1шта и света'

- тема а»КА г - тема идолов

д - тема фантастики .Л

а - тема кустарников б - тема траб11 и цветов в - тема лш1

г -

ТЕМА ЛЕСА

ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ТЫАТИЩУКАН ГРУППА сг: го о »-а Э § о о ^ ^ к к о X о сЬ £ Ё? >< о в к >-3 и:

Рим» ТО.ОА сад-лес ■7АД ЛИАН САД ТРАВЫ САД ЦВЕТОВ ■ ^УЭТАРЧЖОЗНЯ САД к> вид

'о ; э .л г! 'I; и. Йо о» зЗгг Г О У 5 'Ч 1 •а з: г 1 "О 3 ш 1 со ж ? 3 1 п Я -л ¿и о ы Й СП 2) р С2 03 ^ о ¿к Е £ о о £ £ о а X с; о о о 8 § Со о 7! о «3 о ь^ о й о □Р э р о о У 01 н ГС >

В; »« II ш @ ь Щ ЩГ**- Г>1 Й§ -■Ш ¡^ ш №

о Ф © О © © © о О о о о о о о о о о о о о ГСГОРИЧЕСШЕ ЯДРО 3 ?»■ )=5 в < § ' и . е о ь*5 я

о Ф Ф О © © о О о о о о о о © о о о © о ел ДЕЛОВОЙ И торговал центр

о © О О © о © о © © ^^ © о о о © © © © о. ТЕРБКРИЯ ЦЕНТРА

о о © © о © О о о о о о о о о о о © © •«4 плотам шая ЗАСТРОЖА

© О о © о о © а о о о о © о о о о о о о 00 РАЗРЕШАЯ ЛАЯ ЗАСТРОЙКА

© о © © © © е © о о © о 0 © © о о о © о © чЗ САД ТИХОГО ОТДНХА н а о ря о с а § я:

о © о О © о о о о о © 0 о о о о ^^ о о о 0 тг/гаягня С*Л

о © © © © © © о © © о © о о о о о © о о о - ДЕКОРА'ГКШЫЯ САД

© О © © о © © о о о о о о о © © о © о го САН АКТИВНОГО отлнха

© о о © © т © о о © о о о © о © © о о 5 РАЗВЛЕЧЕНИЯ

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ПРЕДМЕТНЫЕ ТЕМЫ -

стволы' ззлс СВЕТ И ЦВЕТ АРХИТЕКТУРА Г0Ш1 САД МОЩЕНИЕ СКУЛЬПТУРА м

м а ~хЗ > ■н 3 л в о и 0 О § о о о ч=» § 1 1 И О г=* г: о -а в 0 1 а и ОЗ §0 << 0 1 Ш й я о ггз й я > а о § § ' 1 =3 о о ш я £ ' 33 > ш я сЪ 1 о Й "о К э йл о й §5 о 3 ^ а -Л о >■ 1 о* =3 1 з: ¿а 3 £ ? ЕЗ а § со § I со £ Т) э £ д сЗ 0 со 3» ад 1 гЗ о

Ш р ■ЛМ ш # Т7;, ¡1Ё] т -- - V >' -<( |> рнй .•■¿в щ Щ

О © о о О о О О © о о о о О о © о о о о © о -и

о © о о о о О 0 О о о о о о о © о о о © © С*

О о О е с о о О о о © о ^^ о © о о о © © © л

О 0 О о © © О о с о о о о о о о © о о о ч

о о ^^ © 0 е 9 © о © о о о о о о о о © о о ф

о © О 0 о О © о о о о о с © ^^ о © о о © © 40

© о о О о о о о © о © о о о о о о о © о © о "о

© о © ^^ о о ©ю © О о о с © О © © о. © о ©

о о О о о о о о о о о о о о о о © © о © о

о © о о о о © о о о о о о о о в—» а Г* п п п 5

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ассоциативные" НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАНТАСТИКА символы N3

С 1 Й '0 ш С3 £ § о ш е а о 0 1 0 5 а 1 « о £ о £ 5 м-1. § -0 о Ж О О о ё м эт о 3 -э и у о Й "ТЭ • О о о £ аз 1 Е о 5 33 а 5; ■о § о £ ** • -а из о л ^ о Й ИТАЛЬЯНСКИЙ САД САД РАРИТЕТОВ 0 5 1 0 ?? 1 0 £ 1 1 о 5 м а 2Й О е а 0 *=» 1 д' и о Й •"О <71 •-3 3 > и

Р Щ: рр № Ш и из м ш и, 13 ¡9 т Щ ш № В1

ф о о о @ о о © о о ф ь о о о о о в о о © о

о о о ф © о © © о о © о о £ о о о о о 0 о о о о У

£ о о ф £ £ © о о о о © о о © о © о £ д

о о о о ^ о О © © о © о о о ^ о £ о о о л)

о £ £ о о .о о о © о о © © о © о о о о о ф о ф Со

£ о о о £ £ £ £ о © © о о о о © о о © о © © о £ -0

о о о о © 0 © о о о © о о о о о о о о о о О .ь. 0

ф о о о е © © © о о © о © © о о о в в о о ф о £ -

о о о о о о о о С;0 о о о о © о £ о о о ф ф. го

о £ ф о о о о О © © о о о © о о £ о о 0 ф ^ 01

ТАБЛИЦА 3. ПРЕДЛО'ШйЕ НО РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ САДОВ В ИЛАШРОВОЧЛОП СТРУКТУРЕ СШН И ПЕТЕРБУРГА'

лотная ыиал застройка

РАЗРЕШЕНИЙ М застройка

ТГКВШЯШВАЯ' схема г«зщвш малых огготзенш садов в крупНО'/ городе з лего.\| их г.лкями1

граница города и раяош

ТАБЛИЦА 4. ПРИЕМЫ "ЯРУСНОГО" ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАЛЫХ САДОВ