автореферат диссертации по строительству, 05.23.20, диссертация на тему:Метод гуманизации технических концепций в архитектуре экстремальных условий обитания

кандидата архитектуры
Раков, Антон Петрович
город
Нижний Новгород
год
2013
специальность ВАК РФ
05.23.20
цена
450 рублей
Диссертация по строительству на тему «Метод гуманизации технических концепций в архитектуре экстремальных условий обитания»

Автореферат диссертации по теме "Метод гуманизации технических концепций в архитектуре экстремальных условий обитания"

На правах рукописи

Раков Антон Петрович

МЕТОД ГУМАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В АРХИТЕКТУРЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБИТАНИЯ

05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

15 АВГ 2013

005532059

Нижний Новгород - 2013

005532059

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научный руководитель:

кандидат архитектуры, доцент Малахов Сергей Алексеевич

Официальные оппоненты: Норенков Сергей Владимирович,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», профессор кафедры архитектурного проектирования, Жоголева Анна Владимировна, кандидат архитектуры, доцент ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», доцент кафедры градостроительства

ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт (государственная академия)»

Защита состоится «16» сентября 2013 года в 14 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.162.07 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан 2013 года

Учёный секретарь диссертационного совета,

Ведущая организация

кандидат архитектуры, доцент

Н.А. Гоголева

Общая характеристика работы

Актуальность работы. Взаимоотношения искусства и техники являлись и остаются краеугольным камнем всего процесса развития архитектуры. Перенос акцентов в пользу технических концепций следует рассматривать как предварительный или начальный эта л в разработке объектов, для которых физическая безопасность представляется первостепенной задачей. Опыт, однако, показывает, что формообразующая роль художественных и композиционных факторов в архитектурном проектировании не менее важна, чем формообразующая роль инженерных и технических факторов. Нерешенность вопросов эстетического характера обуславливает возникновение негативных последствий в тех объектах, где физическая безопасность и технические характеристики выдвигались на первый план. Проблема архитектурной теории заключается в том, что в условиях доминирования технических концепций теория оказалась не в состоянии убедительно объяснить, почему метод проектирования подобных объектов в течение XX века не приобрел собственно архитектурной специфики, а все более начинал подчиняться исключительно специфике конструирования и дизайна, оставив также невыясненным вопрос, в чем же заключались утраченные специфические архитектурные свойства. И следующий важный момент заключался в том, чтобы исследовать и доказать саму необходимость применения к подобным объектам именно архитектурного подхода.

Особенно остро проблема работы с художественно-композиционной организацией формы складывается в объектах, предназначенных для экстремальных условий. Именно в подобных объектных типологиях доминирование задач физической безопасности и соответственно -технических концепций - является наиболее распространённым требованием и подоплекой проектного сценария. Очевидно, что для дальнейшего освоения экстремальных условий обитания необходима методика архитектурного проектирования, которая учитывала бы сложившееся доминирование

3

технических факторов проекта, устанавливала бы критерии психологической безопасности проектируемых объектов и направляла бы усилия на художественно-композиционное переосмысление бесчисленного количества технических идей. Технические идеи, как известно, могут и служить человеку, и превращаться в смертельную опасность, поэтому важно внимательнее относиться к интеллектуальному материалу, порождаемому научно-техническим прогрессом, и придавать ему гуманный смысл.

Актуальность настоящего исследования объясняется не только самим фактом наблюдающегося дисбаланса между художественно-композиционными и функционально-техническими аспектами в объектах с повышенной ролью технической концепции, но и тем существенным обстоятельством, что в современной практике освоения земного, а далее - и внеземного пространства всё большее число проектируемых и возводимых объектов входят и будут входить внутрь типологий, связанных с экстремальными условиями обитания.

При всём многообразии объектов, строящихся в экстремальных условиях обитания, вопрос о принадлежности многих из них к архитектуре остаётся открытым.

Теоретическая база исследования опирается на научные труды, документальные фото- и видеоматериалы, графические материалы и отдельные статьи отечественных и зарубежных авторов из области архитектуры, философии, психологии, физиологии, истории, технической эстетики, физики. Наибольшее влияние на представленное исследование оказали следующие работы:

• Из области методики архитектурного проектирования и архитектурной композиции: LILA. Айрапетов, М.Г. Бархин, П. Велев, Ф. Гери,

B.Л. Глазычев, В. Гропиус, А.Э. Гутнов, И.А. Добрицина, Г.В. Есаулов, A.B. Ефимов, A.B. Иконников, A.B. Кафтанов, A.B. Крашенинников, К. Линч,

C.А. Малахов, В.И. Мальгин, Д.Л. Мелодинский, C.B. Норенков, Г.И. Панксенов, Ф. Райт, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов, A.B. Степанов, Р.Б. Фуллер, С.О. Хан-Магомедов, С. Холл, А.Д. Ярмоленко.

4

• Из области архитектурного проектирования и будущего архитектуры в экстремальных средах: Г. А. Балашова, Ш. Бан, А.Э. Гутнов, H.A. Сапрыкина,

A.B. Кафтанов, К. Кикутаке, Г.И. Лежава, К. Танге, Р.Б. Фуллер, И. Фридман,

B.В. Шевченко.

• Из области гуманитарных наук и философии: Р. Арнхейм, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, В .И. Вернадский, У. Моррис, Р. Осборн, Ф. Рело, Дж. Рескин, П. Тейяр де Шарден, Д. Юм, Э. Тоффлер, М. Фуко, Э.Г. Цыганкова, Н.Г. Чернышевский, У. Эко.

• Из области естественных наук, физики и механики: Н. Винер, А.Н. Сахаров, К.Э. Циолковский, А. Эйнштейн.

• Из области физиологии и психологии восприятия М. Вертгеймер, К. Дункер, В. Кёлер, К. Коффка, Дж. Локк, Г. Роршах, Г. Селье, К. Юнг.

Информационная база исследования: а) литературные источники, перечисленные в библиографическом списке; б) научные источники в виде сведений из научных докладов и отчётов, материалы конференций, семинаров; в) официальные документы в виде законодательных и других нормативных актов; г) интернет-ресурсы; д) видеоматериалы документальных и художественных фильмов; е) результаты собственных расчётов и проведённых экспериментов.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны обитаемые сооружения, форма которых отражает крайне активную роль функционально-технической концепции, доминирующей над всеми другими аспектами формы, в том числе - художественно-композиционными. Наиболее яркими представителями в этом классе объектов можно считать особую типологическую группу сооружений для экстремальных условий обитания (в данном исследовании именуемая латинскими буквами «eho» - extremus habitatio objectum). В рамках данного исследования рассматриваются следующие типы объектов «eho»:

• мобильные сооружения;

• подземные сооружения (шахты и тоннели, метро);

5

• надводные стационарные сооружения (мосты, дома на сваях);

• надводные плавучие сооружения (паромы, нефтедоб. платформы);

• подводные обитаемые сооружения (исследовательские базы, отели);

• заполярные дрейфующие обитаемые сооружения;

• заполярные материковые обитаемые сооружения;

• высотные сооружения (высокогорные сооружения, небоскрёбы);

• летающие сооружения;

• космические орбитальные станции;

• инопланетные обитаемые сооружения.

Предмет исследования. Предметом исследования является метод архитектурной деятельности, ориентированный на создание психологически комфортной среды обитания («психологической безопасности») в объектах, расположенных в экстремальных условиях естественного и искусственного типа.

Принципиальными теоретическими аспектами предмета выбираются, во-первых, изобретательские функции композиции, во-вторых, роль художественного образа, категория которого рассматривается в эстетике любых объектов, в том числе и архитектурных, и, в-третьих, - архитектурная специфика формы объекта в целом, её отличие от «технической формы» и её роль как фактора «психологической безопасности» объекта.

В рамках выбранной темы рассматриваются особенности взаимодействия двух творческих оппозиций - функционально-технических и художественно-композиционных концепций в архитектурном проектировании объектов для экстремальных условий обитания человека.

Исследуется принятие вынужденных решений, композиционные и эстетические свойства которых носят или суррогатный, или подчеркнуто техницистский характер. Подобные решения оправдываются ссылками на проблему физической безопасности и техническими аргументами.

Исследуется фактическое усиление технического фактора в системе профессионального метода. Опираясь на общеизвестное определение архитектуры Витрувия как единство «пользы, прочности и красоты», можно придти к заключению, что в современном проектировании архитектурная профессия претерпела значительную деформацию с точки зрения количества контролируемой технической информации, Техника в культурологическом тезаурусе все чаще рассматривается как эстетическая категория. Термин «техническая эстетика» широко известен начиная с 60-х годов прошлого века. Единство трех ключевых аспектов в приведенном выше классическом определении нарушается в пользу технического фактора.

В системе эстетических категорий, исследуемых в данной работе, категории «искусство», «архитектурная форма», «архитектурный объект», «композиция» являются самыми важными. Именно во взаимодействии с техникой и в противостоянии с ней блок перечисленных категорий обретает статус методологически ориентированного элемента оппозиции «человеческого» и «технического». Понятие композиции носит универсальный характер, но именно благодаря композиционной организации формы объекта и ее семантическому сценарию - в современном понимании метода архитектурной деятельности - возникает отбор приемлемого для человека решения из общего диапазона технических версий. Обобщая понятие композиции (от лат. сотроыЧю - составление, связывание), которое имеет несколько официальных определений, можно утверждать, что композиция применительно к архитектурной форме представляет собой работу, направленную на приведение всех воспринимаемых компонентов объекта к умозрительному порядку.

Во взаимодействии с композицией исследуются технические факторы архитектурного проектирования. Понятие «технический» (от греч. 1есЬпе -искусство, ремесло, мастерство) в данном случае обозначает принадлежность к одному из трёх компонентов архитектурного проекта (композиционный,

технический и функциональный - по аналогии с «пользой, прочностью и красотой» у Витрувия).

Цель работы: 1. Поиск путей усиления психологической безопасности и разработка метода архитектурной гуманизации объектов с доминирующими функционально-техническими концепциями (ФТК) формы.

2. Изучение мирового опыта строительства объектов в экстремальных условиях на Земле и в космосе с учётом современных возможностей и потребностей человека.

Задачи исследования:

• Определить причины и характер преобладания технического фактора в архитектурных проектах. Определить степень возможного вмешательства художественных методов в системы объектов, отвечающих повышенным требованиям безопасности.

• Изучить и классифицировать примеры объектов с признаками доминирования ФТК.

• Сформулировать основные характеристики типологической группы объектов для экстремальных условий обитания. Определить основные направления формирования образных характеристик таких объектов.

• Выявить структуру и сценарные основы создания психологического комфорта в объектах экстремальных условий обитания.

• Предложить метод архитектурной гуманизации формы объектов в ситуации доминирования ФТК. Построить алгоритм взаимодействия художественных и технических факторов в объектах для экстремальных условий обитания.

Методика исследования. В данной работе использованы аналитические, синтетические и функциональные методы познания, а также элементы экспериментальных архитектурно-практических, концептуальных и статистических методик.

Границы темы исследования. Взаимодействие художественно-композиционных и функционально-технических концепций формообразования

8

архитектурных объектов, особенным образом проявляющееся в условиях вынужденного противостояния и диктата техники над композицией, - таково смысловое пространство настоящего исследования и соответственно определяемые им границы.

Большая часть рассматриваемых объектов имеет признаки разрушительного доминирования ФТК и в рамках исследования отнесена к отрицательным примерам. Некоторые объекты рассматриваются как примеры положительные.

В исследовании не рассматриваются примеры объектов для сейсмоопасных районов и пустынь. У объектов этого типа не выявлено признаков доминирования ФТК.

Временные границы исследования включают примеры объектов, относящихся к периоду начиная с середины XX века по настоящее время. Отдельные примеры в исследовании относятся к более ранним историческим периодам. В работе также рассматриваются примеры, касающиеся прогнозов будущего архитектуры.

Научная новизна исследования. Показано, что конфликтный характер взаимодействия художественно-композиционных и научно-технических концепций архитектурной деятельности является формой развития научно-технических и художественно-композиционных концепций, продуктивным способом регенерации архитектурной методологии в ее историческом пространстве и пространстве человеческого обитания.

Показано, что в ходе развития идеи архитектурного объекта доминирование художественных и технических факторов происходит попеременно.

Показано, что даже в ситуации доминирования и художественные, и технические аспекты архитектурного проектирования подвержены сильному взаимному влиянию. Взаимное влияние разные аспекты проекта оказывают не только напрямую, непосредственно участвуя в проектировании, но и через «культурное поле». Понятие «культурное поле» вводится для обозначения

9

части ноосферы, которая отвечает за сохранение достигнутых культурой результатов и которая возвращает в практическую деятельность эти результаты как условно определённые догмы (стереотипы).

Показано, что практически любые инновации в так называемой «бумажной архитектуре» и концептуальном проектировании в той или иной степени стремятся к реализации. Многие инновации попадают в «культурное поле» и возвращаются в практику спустя период, который можно обозначить как «временной эксцентриситет признания новой культурной формы».

Впервые проведена классификация объектов «еЬо» с точки зрения способа экстремального воздействия среды и обозначены характеристики дисбаланса между художественно-композиционными и функционально-техническими аспектами их формообразования.

Впервые проведены границы идентификации методов дизайна и архитектуры в их конкурентном соучастии и противостоянии как разных подходов и систем ценностей в процессе разработки объектов с преобладающим техническим сценарием.

В исследовании предпринята попытка разработать метод гуманизации взаимоотношений между художественно-композиционными и функционально-техническими аспектами формообразования объектов с нарушенным балансом архитектурной формы. Впервые в настоящем исследовании предлагается оценка возможности преобразования технически обусловленных форм с позиции соответствия архитектурному методу - как специфическому методу культурной деятельности человека.

Теоретическая значимость работы заключается, в следующем:

1. В разработке проблемы дисбаланса функционально-технических и художественно-композиционных факторов в объектах с доминирующим влиянием функционально-технических факторов.

2. В обосновании необходимого усиления роли архитектурного проектирования объектов для экстремальных условий обитания.

3. В создании метода архитектурной гуманизации формы и структуры объектов с доминирующим влиянием ФТК на примере объектов для экстремальных условий обитания.

4. В соединении архитектурно-композиционного подхода к проектированию с инженерно-техническим и, в конечном итоге, в обнаружении органической и эффективной взаимосвязи двух типов эстетики: эстетики дизайна как метода проектирования вещи и эстетики архитектуры как метода проектирования целостной среды.

Практическая значимость работы. На основе изученных материалов разработаны практические рекомендации по архитектурному и дизайнерскому проектированию объектов, форма которых вынужденно детерминирована факторами технического свойства. Рекомендации и методические наработки применяются автором в проектной и педагогической практике.

Определены приоритетные направления в ходе разработки архитектурного объекта для экстремальных условий обитания. В частности показано, что, несмотря на равноценность художественных и технических факторов формообразования в проектных решениях архитекторов, приоритетным направлением является работа художественно-композиционного свойства. Доминирование ФТК приводит к возникновению рисков, связанных с ухудшением эстетических качеств объекта и снижением уровня психологической безопасности.

Выделена типологическая группа архитектурных объектов «еЪо». Разработаны принципы и творческие процедуры для проектирования объектов с доминирующей ФТК.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

1. Понятие «психологическая безопасность», которое, дополняя традиционный перечень требований к безопасности, позволяет осуществлять контроль за художественно-композиционными качествами архитектурного объекта.

2. Классификация объектов типологической группы «eho», включающая объекты с признаками доминирующего влияния техники, которая предназначена для расширения ареала обитания человека (освоения

экстремальных условий обитания).

3. «Метод гуманизации технических концепций», содержащий три основных задачи, четыре методики и три основных принципа.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на нескольких научно-практических конференциях (65-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2007 г.; 66-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2008 г.; 67-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2009 г.; 68-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2010 г.; Региональная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию первого полёта человека в космос, СГАУ, Самара 2011 г.), опубликованы в статьях - в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК (Известия Самарского научного центра РАН, «Architecture and Modern Information Technologies» «АМГГ»). Теоретические аспекты исследования апробированы в ходе педагогической деятельности в Самарском государственном архитектурно - строительном университете на факультете дизайна. В студенческих работах и профессиональных экспериментах эффективно применялись методические материалы исследования. Основные положения исследования отработаны и апробированы на примере проектирования ряда объектов типологической группы «eho».

Структура исследования. В состав диссертации вошли: первый том с основным текстом на 160 страницах, второй том на 118 страницах, с апробацией на 8 страницах и иллюстративным материалом в виде 110 таблиц на 110 страницах.

Содержание работы

Глава I. Понятие «психологическая безопасность» в объектах экстремальных условий обитания

Приоритетное направление работы - исследование особенностей взаимодействия функционально-технических и художественно-композиционных концепций в объектах, форма которых демонстрирует существенное доминирование технических аспектов, и в частности - в объектах типологической группы «еЬо».

Представления об объектах для экстремальных условий обитания обусловливается предложенной в первой главе классификацией типов экстремальных условий. Типы экстремальных условий классифицируются на искусственные и естественные.

В исследовании выбирается типологическая группа объектов, предназначенных для строительства в естественных и искусственных экстремальных условиях, им и присвоено условное обозначение «еЬо».

Проблема объектов «еЬо» заключается в преобладании технических концепций над архитектурно-композиционными, что приводит к утрате «психологической безопасности».

Общая проблема «психологической безопасности» в объектах экстремальных условий обитания складывается из пяти основных причин:

• Наличие у человека особых механизмов восприятия окружающего пространства, которые вызывают психологический дискомфорт и стресс.

• Биологически обусловленное стремление человека расширять ареал обитания.

• Ограниченность нормальных условий для жизнедеятельности и вынужденный поиск других условий, свободных для последующего освоения.

• Стремительное развитие науки и техники как следствие научно-технической революции, инерционные и инновационные мотивы в создании новых типов технологий, функциональных программ, конструкций и механизмов.

• Доминирование технических аспектов проекта, обеспечивающих физическую безопасность и реализуемость проектного решения в ущерб эстетической целостности объекта, его средовым взаимосвязям и «прихолргичеекрй безопасности».

Глава II. Диализ взаимодействия художественно-композиционных с н функцирнвльн0»технических факторов на примере объектов «еЬо»

В результате исследования во второй главе выявлены и классифицированы примеры объектов, относящиеся к типологической группе «еЬо».

Опыт создания объектов «еЬо» разделяется в исследовании на две категории: объекты для искусственных экстремальных условий и объекты для естественных экстремальных условий.

Анализ объектов «еЬо» для естественных экстремальных условий, принятых как ограничение исходной задачи, приводит к определению принципиальных характеристик объектов этого типа.

Все художественные и технические составляющие архитектурной идеи взаимосвязаны друг с другом, так как человек мыслит синтетически и всегда заимствует материал для интеллектуальной работы из окружающего культурного контекста. У объекта данной архитектурной типологии можно проследить систему эволюционных ассоциативных связей. Для развития эволюционных ассоциативных связей типологической группы «еЬо» характерен принцип переменного доминирования, то есть каждая последующая концепция возникает как критика на предыдущую.

Зафиксированный и общеизвестный «эффект футуристического предсказания» объясняется двумя причинами: во-первых, результатом работы интуиции - когда автор пытается угадать будущий ход событий, опираясь на окружающий культурный контекст, во-вторых, следствием синтетичности человеческого мышления - события будущего всегда заимствуют опыт из прошлого.

Сущностным свойством этих объектов, как следует из анализа, надлежит считать их формообразование на основе «эстетики рациональной формы», обусловленное доминирующим влиянием функционально-технической концепции объекта.

Эстетика рациональной формы объектов «eho» характеризуется «механистичностью» образа, преобладанием технических решений. Образные характеристики подобных объектов восходит к идее «движущихся механизмов», «модульных конструкторов» по типу «поезд», «цепь», «организм», «устройство». Инженерные системы и оборудование монтируются исходя из принципов «доступности», «функциональной взаимосвязи элементов», «работоспособности» и «практического целеполагания». Под влиянием именно технических аспектов определяются ведущие тенденции в формировании образа объектов для экстремальных условий обитания. Вторым важным источником формирования образов подобных объектов являются произведения искусства разных видов и жанров, а в последнее время -особенно ощутимо влияние киноискусства.

Анализ представленных примеров объектов «eho» показывает, что большинство этих объектов лишены следующих существенных признаков архитектурного объекта:

• взаимосвязанность двух элементов бинарной модели «оболочка и структура», каждый из которых обладает собственным семантическим и символическим кодом;

• метафизический контекст, связывающий объект с культурными формами и образами, близкими человеческому представлению о доме и городе;

• метафизическое отношение объекта и окружения на фоне преобладания технической формы, ссылок на мобильность, производственной целесообразности, промышленной родословной и в целом использование дизайна как доминирующего культурного феномена;

• система выстроенных ассоциативных ссылок, выражающихся в идентифицируемом художественно-композиционном сообщении.

15

В результате отсутствия архитектурной формы в объектах «eho», предназначенных для обитания человека по типу дома и города, ликвидируются культурные коды, сообщающие об эстетической адекватности объектов как объектов архитектуры, родословная которых восходит к образам дома и города; нарушаются ожидания в отношении психологического комфорта и условий «психологической безопасности» объектов «eho».

Для решения задач по обеспечению объектов «eho» требуемыми характеристиками архитектурной формы и условиями, обеспечивающими психологическую безопасность, возникает необходимость по разработке специализированного метода архитектурного проектирования. Исследование взаимодействия технических и художественно композиционных факторов в существующих и запроектированных объектах «eho» приводит к выводу о доминирующей роли технического фактора и методов дизайна в общей системе принимаемых решений.

Глава III. Метод гуманизации технических концепций (МГТК)

На примерах объектов выделенной типологической группы «eho» в исследовании отработаны и уточнены основные положения МГТК. Предложенный метод трактует художественно-композиционную работу в архитектурном проектировании как передачу «невербального сообщения», как творческий обмен данными носителей «культурного поля» - «автора» и «наблюдателя». Для обозначения пространственной системы форм, которая образует архитектурный объект, вводится понятие «формальная система» (ФС).

Для обозначения художественного фактора архитектурного проекта, объединяющего ФС архитектурного образа в единое целое на всех интуитивно воспринимаемых уровнях (в предыдущей главе выявлено три — топологический, морфологический и элементарный), вводится понятие «тема невербального сообщения» (ТНС).

Причину, разрушающую единство архитектурного образа и являющуюся угрозой психологической безопасности, предложено называть «формальным противоречием» в «теме невербального сообщения». «Формальное

противоречие» (ФП) - это компонент композиционной структуры, возникновение которого нередко навязано «автору» внешними стереотипами. ФП остаётся невидимым для «автора», если он не осознаёт и не фиксирует внешнего влияния противоречащего создаваемой ТНС.

В последующей работе, связанной с разработкой экспериментальных архитектурных проектов, для диагностики ФП было предложено использовать следующие критерии:

• психофизический критерий связан с наличием у человека механизмов восприятия и адаптации к условиям окружающей среды;

• социокультурный критерий связан с такими понятиями, как общественное мнение и «культурное поле»;

• опытноиндивидуальный критерий связан с жизненным опытом и сформировавшейся точкой зрения каждого человека в отдельности.

Используется понятие «порог психологической безопасности» (ППБ). ППБ — это степень идентифицируемости ТНС, при которой обеспечивается сходное прочтение архитектурного образа «авторами» и «наблюдателями» (на актуальных уровнях восприятия по принципу сходства возникающих ассоциаций), исходя из трёх выше перечисленных критериев.

Соответствие ППБ обеспечивается только при существенном сходстве в оценках «авторов» и «наблюдателей» по всем трём критериям.

Итак, заявленный «метод гуманизации технических концепций» предназначен для решения трёх существенных задач, возникающих в ситуации доминирования ФТК:

• задача архитектурной гуманизации технических концепций;

• задача идентификации эстетики рациональной формы;

• задача по формированию «темы невербального сообщения».

В составе предлагаемого «метода гуманизации технических концепций» сформулированы четыре нижеперечисленных методики, составляющих ключевое теоретическое значение метода:

• поиск ассоциативных эволюционных связей проектируемого объекта как предварительная аналитическая работа;

• выявление ассоциативного ряда технической концепции;

• выявление диапазона возможностей технической концепции;

• переменное доминирование композиционных л технических аспектов кт преодоление стереотипа.

Предлагаемый «метод гуманизации технических концепций» опирается также на три нижеперечисленных принципа, позволяющих практическую реализацию метода на примере объектов «еЬо»:

• принцип быстрого эскиза;

• принцип поискового коллажа;

• принцип эвристической реконструкции.

МГТК предлагает использовать потенциал психологического восприятия для объединения разрозненных технических решений в целостные образы, являющиеся гарантами «психологической безопасности» архитектурного объекта.

Общие выводы и результаты исследования

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты, важные для развития архитектурной теории и общей профессиональной методологии современной архитектурной деятельности:

1. Установлено, что проблема доминирования функционально-технических концепций в архитектурном проектировании возникает из-за того, что в структуре объекта ФТК заняты обеспечением физической безопасности. Наиболее остро проблема доминирования ФТК проявляется в архитектурных объектах, предназначенных для освоения экстремальных условий обитания.

2. Вводится понятие «психологическая безопасность», так как традиционная трактовка безопасности является не полной и предполагает

предотвращение повреждений только физического характера. Предложено расширенное представление о безопасности архитектурного объекта, которое дополнено психологической стороной этого понятия.

3. Установлено, что художественно-композиционные концепции архитектурного проектирования обеспечивают психологическую безопасность архитектурных объектов. Обозначена фундаментальная роль архитектурной композиции в упорядочивании хаотической формы в условиях доминирования ФТК. Разработаны критерии «психологической безопасности» архитектурного объекта.

4. Установлено, что доминирующая монополия функционально-технического конструирования и аналитического подхода к проектированию архитектурной формы ведёт к ситуации «творческого тупика» и невозможности поиска качественных решений при значительном снижении скорости работы.

5. Выполнена классификация объектов, предназначенных для освоения экстремальных условий обитания («еЬо») с признаками доминирующего влияния ФТК. Анализ объектов «еЬо» для естественных экстремальных условий привел к пересмотру традиционных морфологических и стилистических характеристик объектов этого типа. Анализ представленных примеров объектов «е!ю» показывает, что большинство этих объектов лишены сразу нескольких существенных признаков архитектурного объекта.

6. Выявлена система эволюционных ассоциативных связей объектов «еЬо». Для системы эволюционных ассоциативных связей типологической группы «е!ю» характерен принцип переменного доминирования функционально-технических и художественно-композиционных концепций, то есть каждая последующая концепция возникает как критика на предыдущую.

7. Исследован и обозначен как важный методологический принцип «эффект футуристического предсказания» возможной формы объектов. Этот эффект объясняется двумя причинами: во-первых, результатом работы интуиции, когда «автор» пытается угадать будущий ход событий, опираясь на окружающий культурный контекст, во-вторых, следствием .синтетичности

человеческого мышления: события будущего всегда заимствуют опыт из прошлого.

8. Вводится понятие «культурное поле» для обозначения части ноосферы, являющейся социальным информационным полем, ответственным за сбор и хранение полезных достижений и регулирующим соответствие или несоответствие создаваемых человеком произведений условному идеалу или эволюционной тенденции этого идеала. «Культурное поле» выполняет функцию системы координат, относительно которой человек судит о качестве среды и самом себе.

9. Выявлено качественное сходство между художественно-композиционной работой и передачей информационного сообщения невербальным способом. Предложено трактовать художественно-композиционную работу в архитектурном проектировании как передачу «невербального сообщения», в виде творческого обмена данными носителей «культурного поля» — «автора» и «наблюдателя».

10. Предложен «метод гуманизации технических концепций». МГТК предназначен для решения трёх нижеперечисленных задач возникающих в ситуации доминирования ФТК:

• задача архитектурной гуманизации технических концепций;

• задача идентификации эстетики рациональной формы;

• задача по формированию «темы невербального сообщения».

В МГТК сформулированы четыре нижеперечисленных методики, составляющих ключевое теоретическое значение метода:

• поиск ассоциативных эволюционных связей проектируемого объекта как предварительная аналитическая работа;

• выявление ассоциативного ряда технической концепции;

• выявление диапазона возможностей технической концепции;

• переменное доминирование композиционных и технических аспектов как преодоление стереотипа.

В МГТК используется три нижеперечисленных принципа, позволяющих практическую реализацию метода на примере объектов «eho»:

• принцип быстрого эскиза;

• принцип поискового коллажа;

• принцип эвристической реконструкции.

Список публикации по теме диссертации

Публикации в изданиях, входящих в перечень ВАК

1. Раков, А. П. Принципы работы с формой в архитектуре экстремальных условий обитания / А. П. Раков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12, № 5. - С. 567-570.

2. Раков, А. П. Футуристическое предсказание в формообразовании / А. П. Раков, С. А. Малахов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14, № 2. - С. 260-263.

3. Раков, А. П. Эстетика технической достоверности и композиционная работа в архитектуре / А. П. Раков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14, № 2. - С. 272-274.

4. Раков, А. П. Проблема психологической безопасности и дисбаланс композиционных и технических факторов архитектурного проекта [Электронный ресурс] / А. П. Раков // Международный электронный научно-образовательный журнал "Architecture and Modern Information Technologies" «Архитектура и современные информационные технологии». - 2012. - № 18.

Публикации в других изданиях

5. Раков, А. П. Аутентичность демиургов. Тезисы по методике преподавания на специальности «Дизайн среды» / А. П. Раков, А. Ю. Гуськова, Е. В. Хураськина // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика : материалы 65-й Всерос. науч.-техн. конф. по итогам НИР 2007 г. / Самар. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Самара, 2008. - С. 258-259.

6. Раков, А. П. Феномен культурного поля в архитектуре и дизайне / А. П. Раков // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика : материалы 66-й Всерос. науч.-техн. конф. по

итогам НИР 2008 г. / Самар. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Самара, 2009. - Ч. I. - С. 262-263.

7. Раков, А. П. Специальная графика в репрезентации скрытых суперпозиций архитектурного объекта / А. П. Раков, С. А. Малахов // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование, Наука. Практика : материалы 66-й Всерос, науч.-техн. конф. по итогам НИР 2008 г. / Самар. гос, архитектур.-строит. ун-т. - Самара, 2009. - Ч. I. - С. 234-235.

8. Раков, А. П. Обитаемые объекты на Луне. Прогноз и реальная форма. / А. П. Раков // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре : материалы 67-й Всерос. науч.-техн. конф. по итогам НИР 2009 г. / Самар. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Самара, 2010. - С. 383-384.

9. Раков, А. П. Макетирование в дизайне. Упражнения на взаимодействие формы и материала / А. П. Раков, С. А. Малахов // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре : материалы 67-й Всерос. науч.-техн. конф. по итогам НИР 2009 г. / Самар. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Самара, 2010.-С. 385-386.

10. Раков, А. П. Взаимодействие композиционных и технических факторов в архитектурном проекте / А. П. Раков // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре : материалы. 68-й Всерос. науч.-техн. конф. по итогам НИР 2010 г. / Самар. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Самара, 2010. - С. 448-450.

11. Раков, А. П. Три взгляда на преподавание в группе X.DS / А. П. Раков, А. Ю. Гуськова, Е. В. Хураськина // АСС Проект Волга. - 2011. - № 26. -С. 53-55.

12. Раков, А. П. Мобильный караван из будущего / А. П. Раков // АСС Проект Волга. - 2012. - № 28. - С. 48.

13. Раков, А. П. База на Луне с архитектурной точки зрения / А. П. Раков // Управление движением летательных аппаратов : сб. тр. XV Всерос. семинара

щ

по управлению движением и навигации летат. аппаратов / Самар. гос. аэрокосм, ун-т. - Самара, 2012. - Ч. II. - С. 214-216.

-a ¿

Проблема дисбаланса. Понятие «психологическая безопасность»

БАЛАНС ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТА

Экстремальные условия обитания

Орбитальные

ХУДОЖЕСТВЕННО -КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТА

7V

о

X <

Доминирование художественно - композиционных концепций проекта:

> (+) Усиливается выразительность образа и психологическая безопасность

(-) Снижается реализуемость и физическая безопасность

Идеальный баланс художественно - композиционных и »функционально - технических концепций архитектурного проекта (редко встречается в практике архитектурного проектирования)

Доминирование функционально - технических концепций проекта: > (+) Усиливается реализуемость и физическая безопасность (-) Снижается выразительность образа и психологическая безопасность

ФУНКЦИОНАЛЬНО -

ТЕХНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТА

НЕОБХОДИМОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОЙ РАБОТЫ С АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМОЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ

КОМПОЗИЦИОННАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА С ФОРМОЙ

ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ

Проблема традиционной трактовки понятия безопасность (только в физическом смысле) приобретает особенную остроту в архитектурных объектах с признаками доминирования функционально-технических концепций (ФТК), подавляющее большинство которых предназначено V для освоения экстремальных условий обитания

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КАЧЕСТВЕННАЯ ФОРМА

ТРЕБОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечивается техническими решениями архитектурного проекта; Связана с риском для физического здоровья и жизни.

' ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ 1 БЕЗОПАСНОСТЬ ;

\ /

' Обеспечивается композиционными решениями архитектурного проекта; Связана с риском для психического здоровья и жизни.

Мобильные

Атмосферные

--26 □ 27

□ □

На орбите Земли На орбите Луны На орбите Марса

á

Транспортируемый 06

[дГ

Шагающий

.."■■■.......105

Колёсный

Нормальные условия обитания

Высокогорный

В склоне Подземный

Литосферные

Д

Над водой На берегу

11 Г-,

/ ::,!

П

Под водой

я

На дне

Гидросферные

Условные обозначения к схеме:

О

Цвета и Г) линий на Jx схемах: С

Элементарный вид материи (свет, излучение) Газообразный вид материи (атмосферный газ) Жидкий вид материи (вода)

Твёрдый вид материи (земной, лунный, марсианский грунт и лёд)

Поверхность твердой материи Видимый контур Невидимый контур Поверхность газообразной материи Поверхность жидкой материи

Номерами на схеме обозначены: №

01 02

03

04

05

06

07

08

09

10 11 12

13

14

15

16

17

18

19

20 21 22

23

24

25

26

27

28

Тип Класс Формула ЭФВ

Литосферные Подземный Pr-Mr-Cg

- В склоне Pr-Mr-Cg

Высотные Высокогорный Mgr-Rg-Tg

- Высотный Mgr-Eg-Vr

Мобильные Колёсный Vr-Mgr-Eg

- Шагающий Vr-Mgr-Eg

- Транспортируемый Tg-Mg-Eg

Атмосферные В атмосфере Vgr-Mg-Eg

- Над атмосферой Vr-Te-Pe-Re

Гидросферные Над водой Te-Mgf-Cf

- На плаву Te-Mgf-Cf

- Под водой Pf-Mf-Cf

- На дне Pf-Mf-Cf

- Под дном Pfr-Mfr-Cg

- На берегу Te-Mgf-Cf

- На отмели Te-Mgf-Cf

Полярные На шельфовом леднике Te-Mgr-Re

- В торосах Teg-Mgfr

- На ледниковом щите Te-Mgr-Re

Лунные На поверхности Vr-Te-Pe-Re

- Под поверхностью Vr-Te-Pr-Re

Марсианские На поверхности Vr-Tg-Cg-Pg-Re

■ Под поверхностью Vr-Tg-Cg-Pr-Re

- В атмосфере Vr-Tg-Cg-Pg-Re

■ Над атмосферой Vr-Te-Pe-Re

Орбитальные На орбите Земли Vr-Te-Pe-Re

- На орбите Луны Vr-Te-Pe-Re

- На орбите Марса Vr-Te-Pe-Re

Условные сокращения в формуле экстремального физического воздействия:

(лат.) vis, сила

(лат.) temperatura, температура (лат.) pressio, давление (лат.) motus, движение (лат.) radlalls, излучение (лат.) electrice, электричество (лат.) chemia, химия

[е] - (лат.] elementares,

элементарный

[д] - (лат.) gas, газ

И - (лат.) fluldus, жидкий

[г) - (лат.) rigidus, твёрдый

СМ

2

Структура МГТК

Задача архитектурной гуманизации технических концепций

Задача идентификации эстетики рациональной формы

Задача по формированию «темы невербального сообщения»

Поиск ассоциативных эволюционных связей проектируемого объекта как предварительная аналитическая работа

Выявление ассоциативного ряда технической концепции

Невербальное сообщение в архитектурной композиции

ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ ОТ АВТОРА К НАБЛЮДАТЕЛЮ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ФОРМУЛИРУЕМЫЕ ПРИЗНАКИ ВОСПРИНИМАЕМЫЕ ПРИЗНАКИ

НЕВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ ПРЕЛОМЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПО КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ НЕВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ

Выявление диапазона возможностей технической концепции

Переменное доминирование композиционных и технических аспектов как преодоление стереотипа

Принцип быстрого эскиза

Принцип поискового коллажа

Принцип эвристической реконструкции

Г

«Тема невербального сообщения» дублируется автором минимум в трёх типах признаков

Топологические признаки:

связь с контекстом, идея, характер.

Морфологические признаки:

масштаб,

ритм, пропорции, геометрия.

Элементарные признаки:

цвет и текстура, рельеф и фактура, форма поверхности, рисунок швов, детали.

Психофизиологические факторы:

нейрофизиология, гештальты, ассоциации.

Социокультурные факторы:

позиционирование,

стереотипы, условные значения.

Опытно-индивидуальные факторы:

личные качества, ограничения, история.

«Тема невербального сообщения» (ТНС) обнаруживается наблюдателем в виде

композиционной целостности только при наличии одной и той же ТНС на всех трёх уровнях восприятия

->

с

ъ

г > -

Подписано в печать: 16.07.2013 г. Формат: 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать оперативная. Объем: 1,34 усл. печ. л. Тираж: 100 экз. Заказ № 381

Отпечатано в типографии AHO «Издательство СНЦ РАН» 443001, Самара, Студенческий пер., За тел.: (846) 242-37-07

Текст работы Раков, Антон Петрович, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

04201361799

На правах рукописи

РАКОВ АНТОН ПЕТРОВИЧ

МЕТОД ГУМАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В АРХИТЕКТУРЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБИТАНИЯ

05.23.20. - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция

историко-архитектурного наследия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата архитектуры

ТОМ ПЕРВЫЙ

Научный руководитель -кандидат архитектуры, доцент Малахов Сергей Алексеевич

Нижний Новгород - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................................5

Актуальность исследования....................................................................................5

Цели и задачи исследования...................................................................................9

Объект исследования..............................................................................................13

Предмет исследования...........................................................................................14

Определение границ темы исследования......................................................17

Методологическая и теоретическая основа исследования....................19

Информационная база исследования...............................................................20

Научная новизна исследования..........................................................................20

Теоретическая и практическая значимость работы...................................22

Апробация результатов исследования............................................................23

1. Глава I. Понятие «психологическая безопасность» в

объектах экстремальных условий обитания.............................................25

1.1. Дисбаланс композиционных и технических факторов в

архитектурном проектировании объектов с доминирующей технической концепцией. Генезис понятия «психологическая

безопасность».............................................................................................................28

1.1.1. Проблема дисбаланса..........................................................................................28

1.1.2. Восприятие пространства человеком.........................................................31

1.1.3. Организующий смысл композиции. Противостояние

порядка и хаоса............................................................................................................32

1.1.4. Доминирование техники.....................................................................................35

1.1.5. Понятие «психологическая безопасность»...............................................3 7

1.1.6. Понятие «архитектурный объект».............................................................41

1.2. Освоение экстремальных условий обитания...............................................45

1.2.1. Причины освоения экстремальных условий...............................................45

1.2.2. Культурно-исторический контекст............................................................46

1.2.3. Типологическая группа архитектурных объектов «еко»...................52

1.3. Классификация экстремальных условий обитания..................................53

1.3.1. Общая характеристика экстремальных условий обитания.............53

1.3.2. Естественные экстремальные условия......................................................54

1.3.3. Искусственные экстремальные условия.....................................................58

Выводы по первой главе........................................................................................59

2. Глава II. Анализ взаимодействия художественно-

композиционных и функционально-технических факторов

в архитектурном проектировании на примере объектов

«еИо» 62

2.1. Особенности взаимодействия художественно-композиционных и функционально-технических факторов в архитектурном проекте на примере объектов типологической группы «еЬо»..............................................................................................................62

2.1.1. Архитектурный метод и его модификации в ситуации взаимодействия с техническими факторами..........................................62

2.1.2. Роль дизайнерского проектирования............................................................62

2.1.3. Роль изобретательской деятельности.......................................................62

2.1.4. Эволюционные ассоциативные связи объектов «еко».........................71

2.1.5. Принцип переменного доминирования в эволюции типологической группы объектов «еко».....................................................73

2.1.6. Эффект футуристического предсказания................................................76

2.2. Типологическая группа «еЬо». Классификация и анализ объектов 78

2.2.1. Характеристика мирового опыта и общий анализ...............................78

2.2.2. Классификация объектов типологической группы «eho»...................89

2.2.3. Комплексный архитектурный анализ объектов «eho»........................99

2.3. Модель адаптации архитектурного образа к различным типам

экстремальных условий......................................................................................118

2.3.1. Творческая оппозиция техники и искусства в объектах «eho»_ 118

2.3.2. «Культурное поле» как фактор формообразования

объектов «eho»....................................................................................................128

2.3.3. Три стадии эволюции архитектурного формообразования объектов «eho»....................................................................................................133

Выводы по второй главе......................................................................................139

3. Глава III. Метод гуманизации технических концепций на

примере объектов типологической группы «еЬо»...............................142

3.1. Основные задачи, терминология и инструменты МГТК.....................142

3.1.1. Задача архитектурной гуманизации технических концепций........145

3.1.2. Задача идентификации эстетики рациональной формы.................147

3.1.3. Задача формирования «темы невербального сообщения»...............150

3.2. Методики разработки архитектурного объекта типологической группы «eho».........................................................................151

3.2.1. Поиск ассоциативных эволюционных связей проектируемого объекта как предварительная аналитическая работа.....................151

3.2.2. Выявление ассоциативного ряда технической концепции................152

3.2.3. Выявление диапазона возможностей технической

концепции................................................................................................................153

3.2.4. Переменное доминирование композиционных и технических аспектов как преодоление стереотипа....................................................153

3.3. Основные принципы МГТК..............................................................................155

3.3.1. Принцип быстрого эскиза...............................................................................155

3.3.2. Принцип поискового коллажа........................................................................155

3.3.3. Принцип эвристической реконструкции...................................................156

Выводы по третьей главе....................................................................................157

Общие выводы и результаты исследования...............................................158

Библиографический список литературы по теме диссертации

161

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В последнее десятилетие степень влияния художественных и композиционных аспектов на архитектурное проектирование значительно снизилась. Стремительное развитие науки и техники, как оказалось, не способствует улучшению художественно-композиционных качеств среды. Взаимоотношения искусства и техники являлось и остается краеугольным камнем всего процесса развития архитектуры. Перенос акцентов в пользу технических концепций следует рассматривать как предварительный или начальный этап в разработке объектов, для которых физическая безопасность представляется первостепенной задачей. Опыт, однако, показывает, что формообразующая роль художественных и композиционных факторов не менее важна, чем формообразующая роль инженерных и технических факторов в архитектурном проектировании. Нерешенность вопросов эстетического характера обуславливает возникновение негативных последствий в тех объектах, где физическая безопасность и технические характеристики выдвигались на первый план. Проблема архитектурной теории заключается в том, что в условиях доминирования технических концепций теория не могла убедительно объяснить, почему метод проектирования подобных объектов начинал утрачивать собственно архитектурную специфику и все более начинал подчиняться специфике конструирования и дизайна и в чем заключались утраченные специфические архитектурные свойства. И следующий важный момент заключался в том, чтобы исследовать и доказать саму необходимость применения к подобным объектам именно архитектурного подхода.

Важно при этом показать, что при продвижении проектного метода от позиции обычного функционирования, имеющего место в жилых и общественных зданиях, к функционированию, сопряженному с постоянной опасностью для жизни, вся область взаимодействия технических и художественных аспектов перемещается в сферу тотальной безопасности. И тогда при рассмотрении баланса между художественным и техническим аспектами возникает диапазон безопасности на уровне психологической и физической. Психологическая безопасность становится фактором, обусловленным ролью эстетического контроля над формой, а физическая -следствием качественного технического решения. Психологическая безопасность является необходимым элементом сбалансированного гармоничного подхода к формированию объектов с повышенными требованиями к физической безопасности, и оба элемента этой диалектической пары есть два встречных действия: художественно-композиционное и функционально-техническое. Даже в обычных обстоятельствах, когда требования к физической безопасности не превышают общеизвестных и нормативных, диктуемых в основном соображениями рациональности, нерешенность художественно-композиционных задач приводит к ощущению дискомфорта, психологическое состояние при этом играет предопределяющую роль.

Известны примеры отрицательного психологического влияния городского пространства на человека, возникающего при отсутствии композиционной работы необходимого профессионального качества.

Можно, в частности, предположить, что колоссальное различие между качеством архитектурной среды, которая подвержена террористическим атакам, и средой, где происходит формирование психики террориста, является хотя и косвенной, но весомой причиной возникновения международной террористической угрозы.

Особенно остро проблема работы с художественно-композиционной организацией формы складывается для объектов, предназначенных для экстремальных условий. Именно в подобных объектных типологиях доминирование задач физической безопасности и соответственно -технических концепций - является наиболее распространённым подходом. Очевидно, что для дальнейшего освоения экстремальных условий обитания необходима методика архитектурного проектирования, которая учитывала бы сложившееся доминирование технических факторов проекта, устанавливала бы критерии психологической безопасности проектируемых объектов и направляла бы усилия на художественно-композиционное переосмысление бесчисленного количества технических идей. Технические идеи, как известно, могут и служить человеку, и превращаться в смертельную опасность, поэтому важно внимательнее относиться к интеллектуальному материалу, порождаемому научно-техническим прогрессом, и придавать ему гармоничный образ.

Актуальность настоящего исследования объясняется не только самим фактом наблюдающегося дисбаланса между художественно-композиционными и функционально-техническими аспектами в объектах с повышенной ролью технической концепции, но и тем существенным обстоятельством, что в современной практике освоения земного, а далее - и внеземного пространства всё большее число проектируемых и возводимых объектов входят и будут входить внутрь типологий, связанных с экстремальными условиями обитания.

Расширение границ экстремальных условий обитания объясняется несколькими существенными причинами.

Во-первых, человек достиг «географического предела» расселения на поверхности Земли. Как и любому живому существу на Земле, человеку свойственно расширять ареал обитания. Сегодня уже нет неосвоенных

континентов или островов. Люди живут (постоянно) даже в Антарктиде. Перестали быть фантастикой подводные сооружения. Численность людей на Земле близка к семи миллиардам. Проблема дальнейшего расселения людей на сегодняшний день продолжает обостряться.

Во-вторых, во времена так называемой «холодной войны» была проделана колоссальная работа, приблизившая человечество к возможности создания обитаемых сооружений на поверхности других планет. Советские космические аппараты первыми доставили образцы лунного грунта. Американским астронавтам удалось первыми осуществить высадку на поверхность Луны. Малоизвестен тот факт, что космическими проектами уже занимались и архитекторы - понятие «космическая архитектура» тоже не фантастика.

Космос стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня вокруг Земли вращаются тысячи спутников самого различного назначения. Спутники обеспечивают связь между континентами, помогают составлять точные карты и предсказывать погоду. Именно благодаря спутникам стало возможным создание глобальной информационной сети Интернет. При помощи спутников уже составлены подробные фотографические и топографические карты Земли, Луны и Марса. Фотографические карты Земли подробны настолько, что при максимальном увеличении на улицах городов можно рассматривать контуры автомобилей и людей.

Можно предположить, что следующим шагом на пути освоения пространства станет создание первого архитектурного объекта на Луне или Марсе. «Осознание человеком себя как природно-космической сущности» становится осязаемым результатом цивилизационных процессов (тезис «Осознание человеком себя как природно-космической сущности» заимствован из лекций по истории архитектуры - лектор Ярошенко Н. Н.).

В-третьих, в современном мире стала очевидной угроза возникновения энергетического кризиса мирового масштаба. Это связано с тем, что практически вся мировая энергетика основана на добыче земных запасов газа и нефти, которые ограничены. Есть вероятность того, что космос станет очень перспективным вариантом решения энергетических трудностей.

В-четвёртых, существуют фобии перед глобальными катастрофами, в которых черпают вдохновение сюжеты популярных художественных фильмов («Водный мир», «Армагеддон» и т.д.). Колонизация других миров может стать не только мечтой, но и необходимостью.

При всём многообразии объектов, строящихся в так называемых экстремальных условиях обитания, вопрос о принадлежности многих из них к архитектуре остаётся открытым. Методы технического конструирования и дизайна проникают в эту проектную сферу, опережая архитектурную практику работы с экстремальными условиями. Архитектурный метод и соответствующие ему представления о гармоничной среде обитания обладают огромным историческим опытом. Вне архитектуры процесс создания новых типологий представляется тупиковым. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью восстановить значение архитектурного подхода в системе проектирования объектов для все более увеличивающегося класса проектных задач - гармоничной среды обитания человека в условиях, сопряженных с повышенной физической и психологической опасностью.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель работы, во-первых, поиск путей усиления психологической безопасности и разработке метода архитектурной гуманизации объектов с доминирующими функционально-техническими концепциями (ФТК) формы.

Во-вторых, изучение мирового опыта строительства объектов в экстремальных условиях на Земле и в космосе с учётом современных возможностей и потребностей человека.

Задачи исследования заключаются в следующем:

• Определить причины и характер преобладания технического фактора в архитектурных проектах. Определить степень возможного вмешательства художественных методов в системы объектов, отвечающих повышенным требованиям безопасности.

• Изучить и классифицировать примеры объектов с признаками доминирования ФТК.

• Сформулировать основные характеристики типологической группы объектов для экстремальных условий обитания. Определить основные направления формирования образных характеристик таких объектов.

• Выявить структуру и сценарные основы создания психологического комфорта в объектах экстремальных условий обитания.

• Предложить метод архитектурной гуманизации формы объектов в ситуации доминирования ФТК. Построить алгоритм взаимодействия художественных и технических факторов в объектах для экстремальных условий обитания.

В целом задачей исследования является изучение одновременного влияния композиционных и технических аспектов на архитектурное проектирование и поиск принципов работы архитектора в таких условиях, когда эстетический, художественно-композиционный подход к формообразованию начинает отвечать, в том числе, за вопросы безопасности. Ситуации с явно доминирующим влиянием технических аспектов представляют ключевую сферу и объект настоящего исследования. Практика показывает, что доминирующее влияние ФТК возникает в условиях,

сопряжённых с риском для здоровья и жизни людей. Поэтому рассмотрение взаимодействия художественно-композиционных и функционально-технических аспектов на примере экстремальных условий обитания человека является методологически оправданным выбором настоящего исследования.

Важной целью исследования является изучение мирового опыта строительства объектов в экст�