автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Масштаб в современном зодчестве Казахстана

Самойлов, Константин Иванович
город
Москва
год
1990
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Масштаб в современном зодчестве Казахстана»

Автореферат диссертации по теме "Масштаб в современном зодчестве Казахстана"

Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР

Всесоюзный научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства

На правах рукописи УДК 72.011

Архитектор САМОЙЛОВ Константин Иванович

«МАСШТАБ В СОВРЕМЕННОМ ЗОДЧЕСТВЕ КАЗАХСТАНА»

18.00.01 — Теория и история архитектуры, реставрация I памятников архитектуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

«

Москва — 1990

Работа выполнена в Алма-Атинском архитектурно-строительном институте Министерства народного образования Казахской ССР.

■ Научный руководитель:

кандидат архитектуры, доцент Б. А. ГЛАУДИНОВ

Официальные оппоненты:

доктор архитектуры, профессор Б. М. МЕРЖАНОВ

кандидат архитектуры, профессор В. Г. ТАЛЬКОВСКИИ

Ведущая организация:

Кафедра Основ архитектурного проектирования Московского архитектурного института.

Защита состоится «У.}» Г:^.-//"-<.'-*1990 года в У ^ часов на заседании специализированного Совета Д 033.02.01 при Всесоюзном научно-исследовательском институте теории архитектуры и градостроительства по адресу: 121019, г. Москва, проспект Калинина, д. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТАГ.

Автореферат разослан «у^» у/% 'Л^/'- " 1990 г.

Ученый секретарь специализированного Совета Р. М. ГАРЯЕВ

Тип. Минтранса КазССР. Зак. 50—100. 30.01.90 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Современное зодчество Казахстана привлекает внимание не только обилием построек, в том число уникального характера, да-вдшс обширный материал для исследования своеобразия языка региональной архитектурной школы. Часто вызывая справедливую шитику, оно тем но менее ярко отразило некоторые общие проблемы отечественной архитектуры. Гигантские объемы и темпы строительства последнего времени, обеспечив количественный и качественный скачек развития зодчества, резко увеличили скорость эволюции архитектурной среда, одновременно Еяегуг и некоторые элементы, противоречащие критериям человеческого воептаятня. Значительный рост территории городов, контрастное сочетание исторической з новой застройки, появлетшо езерхкрупных зданий нарушило соразмерность среды человеку.

С другой стороны, примат общо-гсловочеоктсх проблем, вхедя-дпй в специфику нобого политического мышления, вообще определяет изменение взглядов во взаимоотношениях человека и культуры. Соответствующая перестройка профессионального мышления архнтек-гора от категорий г/асо людей к ценностям конкретного человека заставляет по-новому взглянуть па проблему масштаба, вндЕзгая на первый план масштабность. Несовершенность современной архитектурной среды в этой сфере предопределяет необходимость комплекса мероприятий, позволяющих не разрушая узее созданного, по возможности, приблизить его к масштабу человека, а такав создавать изначально масштабную среду. Первоочередной задачей этого комплекса являются исследования в области теории архитектурного масштаба, '

Масштаб является фундаментальной категорией п большинство

работ по архитектурной композиции, ставших хрестоматийными^

и современных^ рассматривает этот вопрос. Не обойден он внит-

V

нпем и в высказываниях крупных практиков С Современная теория архитектурного масштаба разработана и продолжает освещаться в трудах Л.Кирилловой. Однако общепризнанность определения масштаба как степени крупности деталей по отношению к целому не препятствует поляризации мнений других исследователей4^ вопросе масштаба зданий в городе. Так, с одной стороны, истоки его преувеличенности видятся в контрасте выросией до микрорайона терри^ тории гллого квартала к измельченного уменьшением геометрических параметров квартир масштаба серийного жилого дот. С другой - обращается внимание на совокупное восприятие одинаковых элементов фасада, ведущее к их визуальному слиянию в нерасчленен-шй крупномасштабный объем. Распространенное мнение о необходимости комплексного, ансамблевого подхода к формированию застройки, согласованности масштабов подвергается критике, аппелируя к ценностям разномасштабного диалога зданий. Масштабному жо выявлению величины доминантных сооружений, их крупномасштабным членениям противопоставляется маскировка размеров в целях масштабной увязки с контекстом или уменьшенность деталей.

Связанная с теорией ьисштаба некоторыми общими положениями, . опирающаяся па особенности истортсо-архитектурно-градостроктель-

*^В.Кринский, И.Лш.тцов, М.Туркус и др.

2/И.Араухо, Ю.Бояко, М.Булатов, Г.Гребенюк, Л.Иконников, Ю.Коновалов, Й.Леяава, Г.Нега!:, Я.Павлов, А.Пилецкий, Б.Сазонов, А.Степанов, Г.Степанов, И.Шевелев и др. '^А.Аалто, А.Буров, .В.Гропиус, Ф.Дчонсон и др. ^'м.Бархии, И.Бондаренко, А.Иконников, В.Машинский, В.Нестеров.

ного паследач п сиецифзку исторической среда городов1^ проблематика юспрплтпл времени в архитектурной среде, отра-кая характер современного вддкшя ценности исторической глубнш глеста, находится пока па постановочном уромтю"^ В трудах- ло о военрпя-тли архитектурной среди1'рассмотрено совокупное воздействие со факторов без акцентирования масштаба. Это характерно л для ака>-лаза построек б роботах о слзг'пленной казахстанской архитекту-ро^

В $ор?<шроЕания масштаба участвуют вое слагаемые архитектурной среди, н для анализа проблема ва-анн труди о шлих форютс

атщхтеятурн5/ городском диза&га6^ вязуальпих яоютппкацпях

я/ . ,, д/

элементах праздничного оформления"'г: дгадго^яхой архитектура3',

произведениях синтеза архитектуры и мовуиентальпо-декоративного

Мп.Аскаров, М.Ахмадов, А„Бабуроз, А.Беккор,-В.Вальчук, АЛ'кон-ппков, В.Колшгаков, А.Крашенинников, Г.Куряпстай-Воропа, В.Лавров, И.Ноткой, Л.Манысовсхая, Ю.Ранзпстспй, Д.Соколов, А.Г'снков

ЪР*

'А.Гутпов, А.Икошп-псов, К.Линч.

'Б.Ананьев, Р.Аргссеям, Е.Беляева, Г.Борпсовсг.тй, К.Браун, В.Гапзен, ИДобрпцяпа, Г.3а<5едьшан<шй, Г.Глкервш, Л.Рагошпорт, Г.Созлов, А.Захаров, Ю.Кароев, Б.Коссов, В.Кост;п1, З.Яассрев, Л.Никольская, М.Пурвянас, Д.Са2копдс, П.Середок, С.Соколов, И.Страутганпс, Й.ТальновскЕЙ л др.

'*'Б,Глатд!Пйв, А.Картгакоз, ейдалпн, Ш.Утеновз, Л,Улсботов, Р.Фатнкоз. .

Бе ля-зга, С .Борисов, БЛ/зретлов, А,!'.эзгапсз, Б^Сологуб г; др. 6'В, Ангелов, В.Аронов, В.Асе, Н.Савольэва, Л.Сап.'лл, С„Хак-Т/а-гачедов, Г,Раде*ихер, Г.Таугрстейн и др.

'7'и.Добрлцпяа, А.Есстснко, В.Ла Цьотра, Г.Ковдей, З.Ыухзпх, 3.7с-

тия я др.

8/С.Ганонов, И.Титова, ГДзрбина.и др.

Э/Г.Блиноза? О.Варажсина, Е.Василенко, й.Валесская, Е.Мпкулпна, Л.Лунц, Н.Титова, Ю.Хромов и др.

искусствами комплексных программах проектирования"^ Формообразующие свойства цвета^также существенны для архитектурного масштаба, а широко распространенный в зодчестве Казахстана национальный орнамент предопределяет особое внимание к его мас-штабоформирующим качествам, исходящим из специфики архитектурного орнаментами особенностей казахского н близких к нему «5/

узоров7.

Большое значение проблема формирования соразмерного человеку масштаба имеет в районах с экстремальными условиями, нейтрализация которых связана с удорожанием строительства, а на • экономичность принятого решения влияет возможность архитектурно-художественной интерпретации специфических местных условий. Б этом аспекте одним из наиболее существенных факторов в Казахстане является с ей смачность. Она с древнейших временен понн-

п I

не 'оказывает влияние на решение объемно-планировочных и конструктивных задач, накладывая своеобразный отпечаток и на облик застройки.

.Азизян,' А.Вяткин, В.Глазычев, И.Иванова, А.Иконников, А.Ма-чулис, Б.Мержанов, Е.ЭДурина, Н.Соловьев, Г.Степанов, В.Турчин,

О.ШВИДКОВСКИЙ и др.

М.Волков, Р.Коноплева," В.Ешмко, С.Куликова, Б.Мержанов, Е.Ро-зенблюм, Д.Скини и др.

3/Т.Белова, Я.Виноградов, В.Глинкин, А.Дамский, А.Ефимов,' В.Кра-вец, Г.Лашук, Г.Русаков, Г.Цойгнер, Д.Григореску, М.Мйоллер, Н-^П.Лаккло, Е.Фийасье и др.

4/С.Алексеев, Б.Денике, А.Иконников, Б.Аугер, Т.Кросби, К.Мюр-рей и др.

^'С.Авияанская, Б.Барманкулова, Т.Басенов, Н.Бикбулатов, У.Дка^ нибеков, Р.Кузеев, М.Куканов, Д.Еюрвеев и др. ®А,Баикиров, Н.Бачпнский, М.Буланов, В.Воронина и др.

А.Арнольд, Р.Байлингер, В.Глишса, Д.Дуврик, Т.Еунусов, Г.Кс-ходжанова, А.Косикский, А.'.'артекьянов, С.Поляков, Р.Рейтерман.

Анализ СТЕПЕНИ КВУЧЕПНОСШ проблем! показал, что хотя об» Пая теория архитектурного масштаба шоот глубокие разработка, но в локальной области конкретного средового госпрнятия масштабного строя существует нробе-я, отраженный Езатжонсгазчдгогцть-ш теоретическими. толкованяяип и наиболее ярко выраяенннй современной архитектурной практикой. Неразработанность 'вопроса увязки масштабного строя объекта с характером п дальностью его восприятия требует прпращзння знаний, что позеолит в дальнейшем продолжить изучение тигтачннх ситуаций, ибо для архитектур-, ной среда та ш гоая характеристика масштаба хилеет конкретное контекстуальное наполнение»

Эта проблематика осрздедшз выбор тема исслсщоватшя» МУЧНАЯ НОВИЗНА которого заклкгаотся з восприятие 'касштабянх параметров шггахзе архптога'Л-нс:! ера;?* с учетом реальных точек наблюдения; -рассматрзнш масзгабо<|ор"арргцпс свойств слагаша архитектурной ср^дн; Езяалезш созощпшоств прнсков совераететвошшя ьпеотейа п пезвааапаэЯ пг взагхтссялзп с антисейсшческой лопшзй йор:.:осар^?оЕавгя5 а таш угдублва:ш степени изучшвостп' современного зодчества Казксстанае.Осогв-к'-» ствешо, па защиту вДпосятся: ХШГОЗПЦЕОГОгй АШШ13 РЯДА ШШЗ«» РОВ СОВРЕМЕННОЙ ШАХСШЙКОП шшшт о ТОЧКИ-ЗРЕЕШ СОИ. РОВАНШ И ОРЗДОБОГО ВЖЯШШ Ж ШЖШГОГО СТРОЯ я ПРйЩГШ СО-ВЕРЩ1СТБ0ШНИН, КМИТЛВД В-С0ВРЕ?ЛЗЗЮЙ ЛРХГГШТТРКО:! СРЗЦВ.

Такэл образен, ЦЕЛЬ данной робота вазяэчастся в шгалеппз .« пракапешх путей ровсршеаствоваша совретапвоЗ архитектурной • среда, учитывая воощжятеэ ¡тептаба, взяв в качества щкзгяра зодчество Казахстана. - В связи о это» повтавлиш ЗЩЧП пссло / допаши.* 1- опредвлеппо епап&пи Есопрггятгл ьзетаба в_еогре~ , кеаноЗ аржяе'вгурзой ервдо} 2- акалпз гоопржшя глсзтаЗа в

конкретных условиях; 3- выделение свойств средовнх элементов, влияющих на формирование масштаба; 4- выявление приемов возмолс-ного совершенствования архитектурного масштаба; 5- определение ■ особенностей использования этих приемов в условиях Казахстана.

В качестве ОБЪЕКТА исследования выбран градостроительный комплекс с его внутренними к основными внешними композиционными связями, а МЕТОДОМ исследования является общенаучный диалектический путь познания от наблюдений через обобщения к практике.

Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения,' проиллюстрированных 27 таблицами, Перечня, литературы, включа-• вгцего 258 наименований, п•Приложения с 5 разделами.

В первой главе "ОСОБЕННОСТИ' БОСПРКЯТИЯ МАСШТАБА. В СОВРЕМЕННОМ ЗОДЧЕСТВЕ" показывается специфика "современного восприятия масштаба и рассматриваются параметры его составляющих, в той или иной степени влияющие на освоение.архитектурной, среда.

Во второй главе "ЩР?Ш)ВДНМ ЩСШТАБА В СОВРЕМЕННОМ ЗОДЧЕСТВЕ КАЗАХСТАНА" первоначально 'обрисовываются черты региоиаль-5 ности,' влияющие.на формирование масштабного строя. Проведенный далее анализ композиций наиболее характерных градостроительных комплексов и рассмотрение тептабофорьщрующих свойств элементов архитектурной' среди,включая малые формы архитектуры, визуальные коммуникации произведения монументально-декоративного искусства и ландшафтной йрхитектурн,,. праздничное оформление, а такке архитектурную полихромию п дгазахский национальный орнамент, выявляет особенности восприятия масштаба в конкретных средовых условиях. ' .

В третьей главе ,ГЩШШШШ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСШТАБА 2 СОВРЕМЕННОМ ЗОДЧИСТВЕ КАЗАХСТАКА"на основе выявления .предпо-* -сылок и рассмотрения приемов совершенствования'масштаба пока-.-

ззглются пути те:!:«п;л s£o6«c?|i, учэтивая таете и вогксшгости четользотгстя на соот~с-тству^;1гх территориях масптабо^орклру-зцпх свойств УИ"чсоГ:с: -лоски:: приемов.

ССНОЗТЮ:'- СО.ОШАКИЕ РАБЭ1У "тобн ияиболео метго отразив прсбло;я;о-теороти"оск1:л характер ¡грэкодсзкого ясс£"':с>.-:.-„-л» в отличие от логласяого лзло-:.:с!гтп слсста, г'ллл развори^ццсл ^с^ср^лши :;о lu-:;--

чо^л <зо 3ïpc6j:o-:;r:, Y. п&рлпЦ лпллл лягяетсл

РЗРД'ШХЩ Л fIQл-ТI^-JHrJii SZZiS

Масштаб в архлтеэт^тго!: срувр oiior^fnîsy ершового

гго^деда, в аспекте когоро?о orra гх?эс-хог.г:-«гс!Х попрэрыьпоЛ соло-куктоегьи обитателей з т-дтерлаг'л'.ог'о Го '-о'гь, г елт

ap:aiïcEï7piii:]: г-гстг-гб г.эо&:з - стсйсгт» kpyr.wn лаяшй ;ю ос-яочепля к цолс'ту, а сойклогв'.<-ость ого с •рг.отк-яо'л oxtwthwuîi попетлетд т/яс?1табпосгд~пс-:\асдж>бносягкг "о » •лег.";torr»o-оуг.'.зезгл? ергггаенло чаегсЛ к целого ;м wz'-д? v.c-й-у';, го и

0;!7!Qvv("л;лю с "киоькгп, ятт^";-;^ t!^rr:ei:ac*.i Глс-лл',.

;*осr^-ncîwc'îrrjiîocri г.о сйтагд'пзтсгг г-сл tîcowo*

triT'vïïïoro cco'orrcf;::"'.': r-лс.лтггол, г"_"г:т:зя ллгэла-л, 'л:':; того, лр::лт"л:л7;рт;:л! л-олгг;) ихгтриго"гто трчхтуотсп: соотлоеопло ■то:~<::о iipse-rx-чпоткошж по-гпглн, а сро.г.5, олг.сютор«« ¡¡лсотрмн с,;,1:-тт!!р.л!р'л,:т"1ое ттттпесво, подразугоглет ;г:ст п леслиших со-orno'::c4!iiif з хпяу по только лремя гсеиристпя, но п тюспрл-отлэ образа ^ропенп, исторической глубина тлгета,

Еосб'дз стретллеппэ человека ощутить себя частью культурно-исторической общности людей, осознашэ яевозпогшостп почувствовать современность е;!о истории п ускоряющиеся темпы изменения окружения постепенно превратили время в самостоятельную глто-

гориэ »-шробоспртхятыг» Е230Д2УЭ ПО чзсто ХУЖЕЛ SCTBeiHiOÜ области. В результате последовательного ссотпосеигя гозралта срз-довыг элементов, определяемого во указанной ляс хясозхкоЗ дато появления, текстурз, фактуре ела цзоту mxeprtua, с^.'гнтппе форш хаи организации пространств, Еознштагт вр£г.:Ьа;;г.з ссог-лошелия, обога;л.а;с:;-ле Еосххрзжгле raesrada, Cira т. госпрпкл'л'гт-ря при чрозыерно" »олотшз врезанного резрива, етплкстхгчзег.сй близости форм одкоБро.мэхяю юзнпша: слемзктоз, преднамеренно: л сокрытии хронологического разрыва есдользоесшлси фора существующих глыюнтов сродй, а также при отсутствии четкой знаковой .фиксации временного иромг-.утгл.

Таким образом, соотнесений человеке;.! гео&тетрлческах отрезков со скигя рагглзракз дополняется сравнение:,? временных промс-кутков с 4JXCTBCÜ соарглхакостп, к в средо шеигаб прэдетавгяо?--ся в совокупности пространственной с щ^еюгай-состшшкщзй по антропометрическому, ^шароаакьвоит и соцгшшно-культуриому аспекта:.;. Обобщал шгзо ciasaib, что МАСШТАБ В АЙ1ТШКТЗРН0Й СРЕДЗ'01уЩШТШ Ей. ОСНОВЕ СЯШРНОГО ВПЕЧШШЙЙ ОТ ВОСПРИНШ,,

elsií cjséíítc:,:s ш эгшшюи ещу» сшезадотаюхи .прост-

piilsteshee и epsililfihx пш^етк® ср2д0бых зжяп'ОБ по oteo-, вшв К ге0:.2ТИИЕС1а1 н зроноширжехжи шдшенш созншш субъекта ез свдкзззйи,

Сочетание пространственких п врвглзпннх соотношений обусловлено их родством по суп: и характеру проявления. Среда физически обладает объективным свойством непрерывности, а как единство обитателей и окружения' наделяется субъективной непрерывностью, ощущение которой неотделимо от восприятия масштаба. Так пространственные параметры формируют непрерывность геометрических соотношений, идущих от размеров человека, а временные

- нопреривносмь зроноштртгюдак ооотвоиегаЗ современности со всем исторгасо-культуршм пластом. Естественно, среда,, в которой встраиваются эти гакалн, при ограниченных ветчинах последовательных соотношений приобретает качество касштабпости. Сопоставив известшс количественные продели гармоннчпости структуры объекта с классификацией гдсштабов, комго «родполохить'ориентировочно следующие крайние (значения: цроувеличеншй- более 4/1, крулпии- 4/1*2/1, средний- 2/1+1/2, кеикмй~ 1/2 ЛД, измельчен-шй~ глопео 1/4.'Биход соотношений из оттпе границ приводит к ли-,квпдацая субъективной непрерывности.' Создается гаезтабшй. пропал мезду чоловочесглм пространством':? г^-яояяургял, человеческим временем и псторагчсскоЯ хщубтшоГ;. Среда приобретает черти шеврк,вялости, игг!штяег.,а пзпт пгруис-шоста, а оо гут'яшю- ' ■'гн'-шость пропадает, Человек ко начитает гocпpшпI^'"', т-. оргду н-5 пзиутрп, ощущая себя сз частью, а езкгз,

Такоо откошенпо во много:! связало с тртд)!<И'р<зололп.«шл1 стореотгагаш восприятия архитектурной орода как гаогосгслевого наслоения разновременных элементов, рсшскшх в близком человеку масштабе, Зго стимулирует пли заторгягшзает процесс ео освоения, и масштабного преобразования во всех трех аспектах. Так, если среда масштабна, то идет ее освоения, адекватное масп?абпот<у потребление» Негасштабность до опроделоптшх пределов стшлу-шру*-ет касштабное преобразование. Удаление от этих границ вздет к отчуздетшю среди из-за невозможности прпсгЬсоблэкия.

Переходя к следующей проблема, кмючгаощой широкий круг вопросов, необходимо учесть, что то шй шоэ отпошзпио к средо априори подразумевает возможность восприятия масштаба, определяемую как взаиморасположением элементов, так п дальностью, характером и временем•восприятия»

- 10 - -

СОЗНАНИЕ МСШТАБА В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ РАЗЛИЧНЫМ К ЭЖУЕНТЯШ Основным ь'лсзггайоформирующим элементом большей части архитектурной среды являются здания и сооружения, которые соучаствуют в создании масштабной шкалы за счет собственной пластики к композиции градостроительного комплекса. Например, крупные размеры Новой площади в Алма-Ате/1980г./ заострили вопросы масштабности и полноценного освоения пространства, ибо градостроительный масштаб, заданный функцией, композицией застройки, пластикой фасаов и предгорным пейзаном, не получил развития на уровне человека, сто во многом определилось невыполнением проектной разграфки проезжей части, предусматривавшей средне- и мелкомасштабное объединение композиции. Аналогичное отсутствие членений на многометровой ширине новой части проспекта им.50-летия Октября в Кентау обнакает несоразмерность периметральной 4-5 этая-ной мелкомасштабной застройки.

Характерно преувеличение масштаба ЦГИМ Казахской ССР/1585г./ из-за многократного роста размеров использованных в пластике .здания традиционных элементов среднеазиатской архитектуры, а мелкомасштабная фоновая застройка микрорайона "Самал" только подчеркивает несоразмерность всей композиции. Отсутствие средне-масштабных членений фасадов А.СК Казахского телевпдения/1983г./и дома с магазином "Пионер"/1978г,/ снивелировано исключением среднего и частично дальнего' плана восприятия изменением направления движения или преодолением препятствия. Этот прием не срабатывает, если'после отключения внимания здание снова оказывается целиком в поле зрения: автовокзал "Саяхат"/1985г./. Колоннада дома с магазином "Детский мкр"/1984г./ и гостиница "Дос-тык"/1983г./ образуют соразмерные человеку дворики на участке тротуара и у парадной лестницы. Попадание же в такое простран-

- 11 - •

стбо после длительного фронтального приближения к зданию с круп-тпттл масштабом пластики исключает этот эффект: Дворец культуры. ЛХБК/1981Г,/; аелезподоролный вокзал в Паглодаре/1980г./,

Вообще- болыкшстлЗо соврсмсяянх зданий в исследуемом регионе располодеш! так, что обесточивается возможность произвольного изменения дистанции наблюдения в широких пределах. Зто при отсутствии разношсатрбннх члбнеияй исключает стимуляции гизуаль-ного интереса к ф-орг.:а л порсрсдает психологический диско?.фрт среди. Он ярко проявляется в районах кассового тсапищсго строительства, где однообразие деталей ттрл преувеличенном масштаб о и одновременность застройки при отсугстг-тш соседства к образной связи с исторической средой создают провали рзсштабной шкалы.

Сосуществование разновременных элементов придает среде историческую глубину, а архитектурно-худог.естаешая интерпретация традиционных пластических и планпрогочных приемов делает акалу масштаба более содержательной. Например, ?;лсзодей -хонако Х,А.Яс* виД1Ув./ в Туркестане, дошедший почти полиостью детояшм исторического контекста; вялотеп в восприятие посредством воспроизведения сценария традиционного скачкообразного воздейс-тг-пя до:ла-нант в среде среднеазиатского города. Преобладание гло 2 поло зрения природных элементов скрадывает пестасотлслглй разгыв с современностью, А пульсации домшшнт в Чимкенте тоста разрушенной цитадели поддерчавтат ныне в средэ Старого города спаренные жилые догл на возвышенности у площади хи.В.И.Ленина.

Осевое полсаенке б,Софийского кафедрального собора/1С07г./ ' в сочетании с ьяогскасптабной пластикой позволили использовать его образный потенциал при формировании мемориала Славп/19?5г./ в Алма-Ате, Рядовое яе размещение в застройке б,Торгового дома /1912г./ предопределило мелкомасштабную деталировку зданий сов-

ременного контекста. А 1фуя:юмасптабноо рвение кфуыасщзй на- , мятник застройки, как покагнЕакя ^огоч^сдексне призеры, соычпо не дает гармоничного результата, Исключеш:ш льляегся драматпзи-рующее композиции разномасштабное сочетание <3.£ош офицерского собрания/1905г./ и Окружного дока о$л(бро1з/1978г./ в /льд-Ато.

Механическое развитие традацеошшх прак-оь планировки 1-акко не гарантирует сохранения человеческого масштаба среди. Это произошло, например, в Кептау, где постепенное угзлзчзние ширины улиц, вта'шости застройка к разборов кхарталов ко получило масштабной поддержи ни на урогпо фасадной пластши, ни в сфере других элементов средоного наполнения.

Редким примером комплексного подхода к формировало человеческого масштаба является микрорайон па Стрелке в 7сть-Каменогор-ске/1983г,/( где при линейной кососиммстричной композиции отсутствует средни!! план восприятия, Продольная ось застройки'совпадает с коилуншащионнкы капало:,:, даадил ритм наземных сооруяе-ней, которые слуяат первыми тситабнккп ступенями. Далее идут трансформаторные и насоонне подстанции, сопоставимые с детсада:.» и школами, в свою очередь таркэначно сочетавшимися с разноэтажной килой застройкой. Наличие в иоле зрения З-этанюй Фоноеой застройки в 75,у возмояишх направлениях взгляда из любого пункта микрорайона посл^ило отправной точкой проведенного в диссертации математического анализа, основанного на вычислении с помощью ЭВМ величин промежуточных членов ряда, с заданными крайними членами: горизонтом восприятия пешехода и высотой дома. В результате выявлены пространственные комбинация, по мере последовательного восприятия которых возникают композиции элементов с гармоничным, подчиняющимся ритмической закономерности, масштабным соотношением высот. Отсутствие такого анаяиза при проектировании

клало по!тз71отг;о та;ах /сшорицзЗ а гакрорайопв редкими случай-•лсглта, Г':",роьои шото.'ЪРогзвпе лроислукугакх фор:* позволило ■.■опдать касотрбг'л переход от человека к застройке, под-

чоряпп к ассониатшшуп прг-емствокпссть разслтпя города. Среди прообразов тпппнзртшх ссору/сений - традиционная кирпичная архитектура конца Д1в1г, сохраттгааясгг в центра города, звонниц« русских мокастпрел Ш-л1Увв,, газахскчо лгс; »рнаяыше сооруижтч начала ХХв., сг'.азочно-лггтг.э образ'; игра д&тсЗ»

Интортфотгчггя •Тлрч отплел ерхнтсктури'нрсподпчх пег-гго* с дельт) актлкгегапл гсп^-таи "т.с.итзба ста р?.оггео страт; лтъся ц Казахстане при:юрко с ссраг/^* 70-х гг. т" г. области нового строительства, так п при реконструкциях, Особенно ото коснулось здании 60-х гг., которцо за счет оЗлтпогпч приобретала 'грохчаст--ную структуру фасадов л состгитотлуглуп :«п.ссичопх?ут) деталтров-ку. Так, повоо здапке Горисполкома в Агд»-Атв прг реконструкции /1880г./ получало гллсссалзш-'Д ордер сртгинпльно встулкло з 'диалог с соосдшги старил здапясл/Юо^г,/, пяеея коз»о оясмспти в кзептабпуя шкалу. Однако множатся и пр:::15р:г упп'?то:1с:;::л гзлкс-мзептабйой пластлкп зданий ЕО-сО-х гг. еоврс*п:г;о.:; сб.т'ко" :ой.

Итак, распространеннее сдутаз р^льнн:: точек х-сс-

приятпя с кснззозпцнрЗ здания, стсутстаиз злклог.тов переходного ■ маептаба, неразработанность блс.;яего ллзяа "сепрпятня препятствуют формировали* сдудення г/асгтабпостл, а монотонность и однообразие большей части пллнх районов, впчлепепно здакзй из исторического .контекста и механичность использования традиционных приемов подчеркивают недостатка архитектурной среды.

. В определенной мере снизить масштабный дискомфорт дает возч •моян'ость. цвет, но его использование в Казахстане отличается бес-, системностью и ограничивается в основном структурно-конструк-

тивной покраской фасадов без учета округления. Встречающиеся попытки цветовой коррекции масштаба ограничиваются сферой крупноплановых решений. Но, если для пограцичной застройте! микрорайон^ "Аксай-4" в Алыа-Ато, хыевцей преимущественно дальний план восприятия, такой подход допустим, то аналогичное решение до:лов по ул.Комсомолъской кс соответствует камерности средк и единственно возможному ближнему 'плану восприятия. А относительно удачную высотную дифференциацию цветового рог'енпя 5-8га®шп домов макрорайона "Орбита" в Караганде заглушает светлая покраска однообразных балконных ограздений.

Примером масштабного объединения фасадов в пространственную .целостность являются новостройки Лпнатаса, где наличие значитесь шх плоскостей степ домов серии "г'об¡из,", при относительной тектонической нейтральности поверхности, способствовало гармоничной координации среды. Характерно, что при подчинении цветовых пятен низкой пластике стеновых панелей крупномасштабное решение дробит монотонные фасады, делая трудноопределимыми их границы, а средне н мелкомасштабное акцентирует фасадную плоскость, веодо дополнительнее членения. Покутко снизился визуальный ущерб от самодеятельного остекления лодакй: одноцзвтпая с фасадом мелкоячеистая структура переплетов формирует масштаб ближней зоны восприятия, не вступая в противоречие с крупномасштабном колористическим решением всего дома.

Характер цветности среди выступает и как своеобразная шкала времени, причем сочетание исторической достоверности цвета и временной подвижности колористики является неотъемлемой частью культурного значения объекта того или иного периода. Изменения же характерного цвета'или специфики.покраски для некоторых зданий наносят очевидный ущерб всему градостроительному комплексу.

: - 15 -

Если же сохранена традиционная контрастность соотношения тонов, то коъшозицкя фрагмента сред1.; изменяет цветовой строй, отражая процесс многолетнего формирования, что сбогздае? восприятие масштабами, иногда, акцентирует его.

Корректировка масштаба такло во многом связана с комплексом малых форгл архитектура, рассмотренные в работе примеры использования которых показывают их роль в создании проюэпуточно-го звена масштабной шкалы за счет близости своих параметров человеку. Определенное значение в изменении масштаба' имеют перио-' дически появляющиеся элементы праздничного оформления, Вынесенные в зону проезлсей части у.гац, они трансформирует масштаб в соответствия с восприятием движущегося в ^тоГ. зоне пешехода, а экранируя постояякыо элементы ¡.гасстабной акали, кегля их членения пли отвлекая на себя изпмаппе цветом и дпнатликой, изменяют масштабный строй фасадов. Аналогично празднично:-^ оформлении, вкзу-алыгло кожунзпсациа являются одшсл гго наиболее длкамачпнх элементов среды. Их роль з основном связана с пг?«?неш!с?з гаегтаба членением фасадов п ритмизацией протгмтшх пространств улиц в условиях экранирования застройка плотной зеленью. В рздкнх случаях от могут создать многокасштабную шкалу в собственных формах. . ■ '

Произведения монументально-декоративного искусства масштаб-», по увязываются с окружением за счет сочетаемости пространственных градаций, обогащенных кошлексом форм, несущих конкретноисго-рическое содержание» Специфическим видом такого соттеза является применение национального орнамента, пронизыващего архитектуру Казахстана от солнцезащитных решеток, ограждений балконов, панна на фасадах до элементов городского дизайна, оборудования и ландшафтной архитектуры. Отдельное рассмотрение вопросов использова-

ния казахского орнамента с точки зрения его масштабных характеристик выявило наиболее распространенные недостатки узорчатых композиций в цветовом, фактурном, барельефном, горельефном, решетчатом или сыешшшоы исполнении,' Вто - попадание односложных, круяноэлементннх композиций в блшапш зону восприятия, а мелких -в дальнюю; наличие единственного.плана восприятия для шогослок-ных полнмасштабкш: кошозпгда*, что противоречит сути архитектурного орнамента. . •

Что ге касается элементов лшдаафтной архитектуры,' то ем в процессе формирования масштаба присущи три особенности: явно бк-ршешшй размер элементов, затрудняющий шмитабдуи корронтцров-ку; постоянный рост деревьев, Ь8мзпян:;:д1 шаюавдшшне взаимосвязи; сезонное появлешо-иочезвовеисо лиогш, трансформирующее пространство. Это.в сочетании с разлпчл'ош формами геопластикп. изредка используется в регионе для развития каезтобиой окаш зданий в область крупных, шм мелких членекнД, Специфично д то, что, .например, при нерегулярное распологешн щородше элемент гармонично сочетаются с памятниками архитектуры в отсутствии исторического окружения /мавзолей Х.А.Ясош в Туркестане/, а рагу» лярная композиция молодых посадок ведет в большинстве случаев.к выключению старожила из среда /мавзолей. Карахапа в Джамбуле/.

Таким образом, рассмотрение.совреызпного состояния архитектурной среды региона показало степень оэ масштабного несовершенства, что предопределило поиск мероприятии по его устранению« ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ' МАСШТАБА В АРМГЁКТУРМ! СРЕДЕ

Наряду с достаточной вероятностью получения положительного результата, основанной на преобладающей объективности качества масштабности; общеосознанной необходимостью и материально-технической возможностью реализации процесса совершенствования мае-

üxetía, прэдстазшэгся взакчэувяг акнна градостроительные

про^пссялкл, 0:т орреларпк? .партштрз. оптггдльного восприятия архитектурного гласитеба в современной среде: ограниченность градостроительного ко'.-зтлекса пещэходной доступностью п пгзуал^кой освапваэмсстьэ, разграничена» пространств в пси по скоростям г:с-■грллтпя, постояннее рззег.-лю оредовпх элетдоптоп гсех уровней'.

Восприятие масштаба модразутлогаст соотгетс гв/эду» угорлло-чеплосхь л раепеллллаеллел, 'Зорл. Гсзтечу, ллл* еозорньнстголанпя среди пргдсгавллогся irnodxo.ícx:orl щг^.-стсештость раззстзя к гл; блззкге: к иряроданм прострокстлач» 'с: со1"кси:с:шЗ» на оспсвз ко-торнх ОФОР-ШРОЕЗЛИСЬ и в осотгс-гот^уп С потр%'по-

стял! траис'5ор:лроЕаллсь продегаьл^лля о оллгосс'шг^х дп юло-века геокзтрзческих шршкграх прострапсхш, iftx гшлог-сЛ ene-' тем:г, (|зксзруяцэ2 эволщпешше сдхлгш и позвелл-цс'! псгсрглхсскп конкретизировать битке.

Сцепка :.'.~сзтабгшх поракотроо осуаас'гллглелся через слсточ," показателей, даягих цветовио, «laierypimo» рзгг.сГк-;*, объа'ло-про-стрлпствсншю игл сг/гзаише чле-язяня, Ссотгсгохл ллл;, лреотллп-стгзнкко napcííQTpu еосзрззяетвогаг::; для ^торд^о":.-^'::^;! про г полагает сохранение, восстаковлкпю зла пптервретещга ооразнервкх • человеку тлепешй, Временные че для раопозкагапяя пуждгптся в сохранении, восстановлении, нмпташп, схилпзацлн, интерпретации . традиционных форм ш сопетанкп этих трактогбя. Причем, «пегие способа.пространственного упорядочивания каст-аба дают возможность временного распознавания и наоборот, так как традиционные формы обычно пространственно соразмерны, а большинство пространственно соразмерных форм традиционны.

Немаловажна здесь роль выявления региональной специфики, среди широкого спектра природно-климатических и тгкенерно-гео-

- -

логических факторов которой, озс-'Зоа место, с точней зрения рассматриваемой проблемы, ¿воет в Казахстане соПсж'тэст*«

¡ШШШШШМШЙ аспект жштшш

Несмотря на достаточно яееткво ковстр?1'л,йв:.с.-;гл'-.и.;;,овонтае ограничения, архитектирно-худачссквонвая иктерпри-каз^я соответствующей требованиям сейсмостойкости структур» отк*аа::зг кие возможности ^ор^фованшх еорасгэрзого человзиу :.:асг;хаба еа~ стрсйнц, но з ое1;с?л;:чсек;п; 'Казахстана от ,в бохххигст&и

случаев не используется. Шшоэгдяетио г. а оаваъ: в срадз, состоящей преимуцаотвекно из парздкзл еп:шбдоо£>ргзяшс ехкггй регазт-ся либо цвет офактурю:п з,зобр;г.;с:а!Е.:л на плоском фасада, либо при покода "накладного" £аседа, когда яркотавной объешо-кетая-лкчеекпй каркас, скратай о&сэдоига*, и&атяруот слакнузо тектоническую систему. &го го кнопп: случаях имеет сомнительную астатическую и лкономлческуи ощвддшшаст.-». Конечно ко, наличие сейс--ыорегконалъной специфика не репахдю; образом влотег па кокпоэя-цпв - зданий, но сакхенко часто вроуьоджчешюго масштаба за счет акщштпровгтгя прлхо.'ОБ поквешхя се11сг.:оотоГа:оста вполне раагн.'о к монет развиваться вс несголькт: направяевпял.

Автясейсипчесиоо ограничено Егаахостг; саетро;аац, угнали:-™ ра,;'.'зр эдак:::;. облегчает фор: грога::::сомасптаб-ной ерзд^ благодаря блиеостп гсомоарачсекЕл пар-'мотров домов ча-;;овохсуф Б еаяна с опрэдалсгнгс-: ксизгаа!! п застрол-

ко городов такой прием оказЕгаегся нксдоаьзраи:.: в ьэссо5дзг.цп временной глубины.

Другое направление, связанное с'.ликгадацЕей четкой очерчек-вости формы, обеспечивается усложнением конфигурации плана пли разреза, разноэтажным многоблочнцм членением, пространственный решением фасадной поверхности за счет перфорации или структури-

рованпя ограждения, акцентирования несущих констрзчщии, использования ребер п контрфорсов. Зто открнпает возможности для формиро-вання плавного масштабного перехода от оксторьера к интерьеру, позволяет создавать мелкемастгабную пкалу в ничнем ярусе. Одновременно структурирование, перфорация ограждения и выявление несущих конструкций монет ликвидировать привычные указатели масштаба, замаскировав,.в целях вписывания в контекст, размеры здания. Тому не способствует разноэтажное мяогоблочноо членение, создающее и эффект постоянно развивающегося?здания.

Еще одно направленпо, подразу?.?эващоо создаете 'нерегулярной композиции фасада, определяется уволившем количества нет размеров проемов кверху, углопам разкещонпок сг-хдгтвх номещсттй или шахматной композицией окон. В результате возмогло гак создание . сомасзтабных человеку ¿асадгшх членений, тал: и частичная^ маскировка размеров здания. Бахно'п то, что получающееся при ртом разнообразно тяпоп и размеров окоп, балконов и ло.пдий, развивая ото качество исторической застро£кл, атгцептирует преемственность развития среды, -

Естественно, что указанные направления подразумевают реализации их не изолированно, а в комплексе мер совершенствсЕания ' масштаба в архитектурной среде. '

ПЛИ СЩШШШ масштаба в совштакоЯ ШШ5Ш22И

Придание градостроительным комплексам качества глсэтабностп достшшмо совокупным использованием ряда приемов.одно-, двух- и многомасштабного решения или невнявления масштаба, которые позволяют .либо' атоенткровйть, либо замаскировать величину объекта. По, как показало исследование, газфвй пз приемов подразумевав свою . специфику восприятия, определяемую компоопциоиноЗ ситуацией. Характерными ситуациям восприятия являются: прямолинейное .пли

• -20 -

зигзагообразное приближение, движенао 1лимэ или сочетание указанных движений. Каздая из них объединяет насколько случаев, заЕиси-щих от возможности.еосщзвятея гласштабного строя объекта с расстояния дальнего, среднего и ближнего плана в отдельности с в сочетании, друг с друге:.!. .

Любой объект б аспекте восприятия его масштабного строя может быть описан тем илй иным случаем из характерной ситуации, что определяет целесообразный прием решения его масштаба и наоборот . То есть, задача совершенствования масштаба' в современной архитектурной среде распадается на две - в зависимости от реальных возможностей в конкретных условиях:

- ПРИВЕДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ ВОСПРИЯТИЯ В СООТВЕТСТВИЕ С МАСШТАБНЫМ СТРОИ! ОБЪЕКТА; • '

- .ПРИВЕДШИЕ {.1АСШТАБНОГО СТРОЯ (ЩКТД В СООТВЕТСТВИЕ СО СЦЕНАРИЕМ ЕГО БОСПРИЯИИ.

На основа этого положения в работе приведены:'варианты воз-калюго совершенствовала!! гасштабй для расс^зтренш: ранее примеров, показаны возкагносто пргжяегшя Шй в *?гстшх случаях анализа для ускорения расчета параметров адповрклаиш восщшнггаешя элементов, а такде выделены оснокше способы использования мае- ? штабсформирующих свойств ерэдовш: элементов для решения стоящей' задачи.

ОСКОВШЕ ЕЫВОда РАБОТЫ

Масштаб в архитектурной среде отражает ее субъект-объект- " ную специфику и гфостранстветт-Ерьлешгуд сущность, а масштабность определяется субъективной пепрерикюстьэ гроно- и геометрических соотношонгШ средовнх атацедаов, включая человека.

Восприятие к'лгштаЗй', осковшлюэ на биосоциальной природе

человека, имеет синтетический характер и, определяя визуально-психологическую оценку архитектурной среда, влияет на характер и степень ее остюепия и самодеятельного масштабного преобразования обитателями.

Негативные эффекты в воспрнятш! деформированного масштаба в современной архитектурной среде го многом связаны с труднопреодолимыми стереотипами пространственного л временного мышления, несоответствие которым вызывает отрицательные психологические последствия.

Фундаментальность потребности в сомасштабпой архитектурной среде определяет ее малую .зависимость от разноориентировшпшх стилистических предпочтений шщивидуумоз, что делает проблему совершенствования масштаба объективно решаемой.

Наиболее существенными, в аспекте исследования, недостатками современной архитектурной среда в Казахстане является: общая преувеличенность масштаба; наличие "провалов" масштаба в средней и, особенно, мелкой зоне; отсутствие масштабной градации ,.одномасштабность большей части среды; неувязашгость масштабного строя с реальными дистанциями восприятия; застнванпо среды во времени; отсутствие временной глубшш п "музеефпкацпя" старейших средовых элементов.

Каяднй элемент архитектурной среды наряду с общими для всея имеет специфические возможности в формировании масштаба как в своих собственных формах, так и в комплексе средовых элементов, которые в большинстве случаев не используются.

Региональная специфичность современной архитектурной среды Казахстана, несмотря на различие силы влияния-широкого спектра природно-климатических, пнченерно-геологических и других факторов, характеризуется практически повсеместным использованием

- 2л -

упрощенных форм зданий и сухостью планировочных решений застрой-ш. Арсенал же, например, архитектурно-художественной интерпретации приемов сейсмостойкого проектирования почти ье пспользу- ' ется, несмотря на-ых возможности в: совершенствования масштаба, Это позволило бы совместно решать.масптабно-композиционкне л антисейсмические вопросы, придавая определенную экономичность принятому реаеиив. Перенос' в этих условиях центра тяжести формирования. человеческого масштаба из области пластики застройки в сферу других средовых элементов за редкими исключениями не дает гармоничного результата.

Совершенствование современной архитектурной среды в аспекте восприятия масштаба базируется на объективной достоверности получения приемлемого результата, общественно осознанной необходимости и материально-технической возможности для осуществления, а такке специфических градостроительных предпосылках, определяющих пространственные параметры, скоростную дифференциацию и временную динамику элементного наполнения среды.

Пркеш совершенствования основываются на традиционных и нетрадиционных принципах выражения масптаба архитектурной композиции. Основой элективного использования приемов совершен-ствоваюш масштаба сдухит учет реальных путей и скоростей движения, дальностей и ракурсов восприятия. Приемы группируются в зависимости от специфики различная: евгуацей восприятия. Ршонио же задачи базируется в зависимости от котфетшх условий лкбо на выборе приема для существующего сценария восприятия, либо на вхдборз сценария для восприятия существующего приема решения масштаба средового элемента.

Каздый элемент архитектурной среды в зависимости от своего ыеста в сценарии восприятия масштаба и своего собственного мае-

штабного строя мояет использоваться как экранирующий или экранируемый, отвлекающий внимание или дсмишлругащий в зоне того или иного плана восприятия. Новый элемент среды включается в масштабный строй либо детализируя его, либо развивая в направлении • крупных или мелких величин.

АПРОБАЦИЯ й ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ Определение способов возмохного совершенствования масштаба современной архитектурной среды позволяет рекомендовать их для ■ учета при проектировании, что апробировано соискателем при составлении "Рекомендаций по'использованию средств полихромия в гуманизации архитектурно-простуанственной среды г.Жакатаса" и "Рекомендаций по разработке проекта монументально-декоративного оформления жилого района", принятых к Енедрегаш в 1986г. отделами главного архитектора города в Еаиатасо и Усть-Какеногорскэ, а таю::э Дгамбулскпм филиалом ГгаГШГОНЗЕЛЬПРОЕСГ'1.

Большая социальная значимость гуманизация архитектурной среды и такого ее аспекта как совершенствование масштаба делает желательным акцентирование внимания на этом в учебном курсе специальности 1201 "Архитектура" "Социальные основы архитектурного проектирования", что апробировано соискателем в Алма-Атинском архитектурно-строительном институте в 1985/86 учебном году.

Показанная в работе взалмоувязанность приемов решения масштабного строя здания и реальных дистанций его восприятия попользована соискателем при проектировании ряда объектов в КазПЫШАТ: Пассажирского павильона пограничного переходам с.Хоргос, 1908г./ в соавторстве с А.Мерекеноветл, Ф.Цдрисовым, Р.Раашдовнм; Когшлекса пограничного перехода в с.Вахты, 1989г./в соавторстве с Р.Рашидовни;

Реконструкция автовокзала и диспетчерской в г.Павлодаре,1989г./ в соавторстве с Р.Рашидовым;

Автовокзала в г.Чимкенте, 1990г./в.соавторстве с Г.Садырбаевым; Филиала Сбербанка в г.Алма-Ате,1989г., и ряда других объектов.

Результаты исследования доложены на научно-теоретических конференциях ААСИ в 1984,1986*1987 гг. и опубликованы в пяти статьях, общим объемом 1,6 п.л.:

1."Определение числовых величин вертикальных составляющих элементов архитектурно-пространственной среды"//Совершенствова-нне научных исследований в области строительства и архитектуры с использованием вычислительной техникиДазПТИ шл.В.И.Лешна.-Алма-Ата,1987.-С.39-42.

2."Когда работает фактаз ия"//Ар:скт ектура .Прилокени е к "Стро ительной газете",1987.-Е22/662.-С.2.

3. "Формирование региональных черт архитектуры городов в • сейсмических районах Казахстана"/!!.Д989.-Выл.5.-8с„-Деп. во ВНИИИС Госстроя СССР.~й9423,/в соавторстве с Г.ИсходканоБой»

4."Архитектура Казахстана 70-80-х годов. Проблемы проекст-венности"//Архитектура и строительство Узбекистана.-1989.~л1?11.» С.2-5,/в соавторстве с Б.Глаудиновнм.

5."О роли традиций в развитии архитектурно-пространственной среды городского килшца"//Архжтектура и строительство Узбекистана.-1989.~М1.-С.14-15./в соавторстве с Б.Глаудиновнм.