автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Композиционные приемы построения парковых ландшафтов на неудобных территориях (на опыте исторического паркостроения)

Анисимова, Людмила Владимировна
город
Москва
год
1984
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Композиционные приемы построения парковых ландшафтов на неудобных территориях (на опыте исторического паркостроения)»

Оглавление автор диссертации — Анисимова, Людмила Владимировна

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ И ПРИЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕУДОБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПАРКОСТРОЕНИИ II

1.1. Анализ основных направлений преобразования ландшафта в историческом паркостроении. II

1.2. Анализ ландшафтно-экологических предпосылок гармоничного построения исторических парков.

1.3. Анализ особенностей композиционного построения исторических парков. вывода ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. РЕЛЬЕФ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ПАРКОВОГО

ЛАНДШАФТА.

2.1. Основные пространственные характеристики рельефа, влияющие на построение паркового ландшафта.

2.2. Метод гармоничного построения паркового ландшафта.

2.3. Анализ модульных закономерностей построения паркового ландшафта.

ВЫВОДИ ПО 2 ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3. ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ПАРКОВЫХ

АНСАМЕЯЕЙ НА НЕУДОБНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.

3.1. Закономерности построения композиции малого сада.

3.2. Закономерности построения композиции среднего парка.

3.3. Закономерности построения композиции крупного парка.

ВЫВОД! ПО 3 ГЛАВЕ.

Основные результаты исследования.

3 ак люч е н и е

Б и б ли о г р а $ и я.

Пр и л о ж е н и е I

Пр и л о ж е н и е П.

АННОТАЦИЯ

В диссертации на примере лучших образцов садово-паркового искусства исследуются композиционные приемы построения гармоничного паркового ландшафта, исходя из требований ландшафтно-экологического порядка.

Изучен опыт исторического паркостроения, выявлены наиболее характерные особенности и приемы преобразования неблагоприятных для освоения земель. Проведена классификация исторических парковых ансамблей с учетом характеристики неудобств ландшафта и размеров территории. Выявлены основные типы парков и особенности построения их композиции.

На базе выполненных графоаналитических исследований и анализа ландшафтных ситуаций разработан метод построения гармоничного паркового ландшафта, состоящий в выявлении характера взаимодействия рельефа местности с планировкой парка в пространственном и морфологическом аспектах.

Путем натурных обследований ряда исторических парков и на основе графических построений и измерений, выявлены закономерности архитектурно-ландшафтной композиции, определяющей основой которой является развитие пространственных характеристик природного ландшафта и взаимосвязь проектируемого ансамбля с антропометрическими данными человека. Установлены приемы и принципы построения композиции малого, среднего и крупного парков. Определенная в исследовании внутренняя логика развития формы в построении ландшафтных композиций, а также приемы и средства достижения гармонии могут быть использованы в современной практике построения парков на склоновых и заболоченных территориях.

Введение 1984 год, диссертация по архитектуре, Анисимова, Людмила Владимировна

Статья 18 Конституции СССР предусматривает: "В интересах настоящего и будущего поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды" (6,с.II).

Особенно важна проблема формирования благоприятных для человека условий в крупных городах и городских агломерациях. Ландшафт города, как специфический вид среды, представляет собой наивысшую степень концентрации антропогенных элементов, поэтому здесь процессы взаимодействия человека и его окружения проявляются в наиболее острой форме.

Специфика городского ландшафта заставляет архитекторов подходить к проектированию городских парковых пространств с позиций наиболее эффективного благоустройства, обеспечивающего максимальную устойчивость к антропогенным нагрузкам, долговечность и стабильность нового ландшафтного комплекса.

В связи с возрастающим дефицитом земель,в свете постановлений партии и правительства (4-,с.183; 5,с.275),в городах все шире используются под парки территории, неудобные для строительства - склоновые, заболоченные, овражные. Однако, организация парковых ландшафтов на таких территориях без учета ландшафтно-экологических особенностей приводит к печальным последствиям, быстрой деградации ландшафта. "Понятно, что наиболее легко вызвать нежелательные, даже катастрофические йоследствия на глубоко преобразованных человеком землях с их обедненными биогеоценозами и, в силу этого, повышенной чуткостью к любым вмешательствам в природные процессы" (8,с.120).

Кроме того, современные требования гуманизации среды обитания человека диктуют необходимость более тщательного отношения к вопросам композиционного построения паркового ландшафта в городах.

К сожалению, в проектной и строительной практике мы нередко встречаем архитектурно-планировочные решения городских озелененных пространств, однообразие и невыразительность которых не удовлетворяет жителей современных городов. Зачастую проектное решение сводится к механическому заполнению пустых пространств деревьями и кустарниками без учета характера местности, эстетических особенностей, без организующей композиционной идеи.

Особо важное значение вопросов построения композиции на современном этапе отмечалось в решениях У пленума правления Союза архитекторов СССР, где сказано ".допущенные композиционные ошибки могут повлечь за собой не только архитектурно-художественные, но и социально-экономические просчеты, поэтому проблема архитектурной композиции перерастает профессиональные рамки" (7,с.Э).

Вместе с тем,огромный опыт истории паркостроения дает богатую палитру законов и принципов композиционного построения парков на неудобных территориях, причем здесь же мы находим сведения, как композиция возникала из требований ландшафтно-экологического порядка.

Однако слепое копирование традиционных приемов и прямое воспроневедение их в новых условиях к успеху привести не могут, поскольку каждое произведение садово-паркового искусства всегда есть продукт творческих усилий в определенных условиях местности и конкретного времени» Поэтому привлечение веками складывающейся архитектурной культуры к решению современных проблем должно идти по пути ее творческого осмысления и освоения. Особую актуальность сегодня приобретает высказывание В.И. Ленина о необходимости развития "лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма." (3,с.4б2).

Исследования географов-ландшафтоведов подготовили базу для изучения городского паркового ландшафта с системных позиций. (Арманд Д.Л., Мильков Ф.Н., Нееф Э., Солнцев H.A., Чорли Р.), что определило исследования общетеоретического направления в области ландшафтно-экологических методов в проектировании городов и систем расселения (Владимиров В.В., Чистякова С.Б.)* При этом значительное место отводится вопросам функционального использования неудобных территорий для целей градостроительства (Баулина В.В., Ждахина Н.П., Лазарева И.В., ПакВ.А.).

Проблемы современной теории и практики проектирования парков отражены в работах Барсовой И.В., Вергунова A.n., За-лесской Л.С., Лунца Л.Б., Родичкина И.Д., Сычевой A.B., Хромова Ю.Б.

Отдельные аспекты композиции парков рассмотрены в работах Артамонова В.А., Баулиной В.В., Белкина А.Н., Гаряева P.M., Косаревского И.А., Николаевской З.А.

Исследованию памятников истории садово-паркового искусства посвящены труды Алпатова М.В., Дубяго Т.Б., Евангуловой О.С., Залесской Л.С., Лаврова В.А., Микулиной Е.М., Палентреер С.Н., Пилявского В.И., Потаева Г .А., Чернявской E.H.', Щукиной Е.П.,

Альберти А.Б., Андре Э., Барцали Н., Готхейна М.Л., Громора Ж., Массона С., Морена П., Регеля А., Рептона X., Саймондса Дж., Фариэлло Ф., Франка К. В этих трудах освещены вопросы композиции в свете смены исторических формаций и стилевых направлений в историческом паркостроении.

Необходимость рассмотрения опыта истории садово-паркового искусства, как системы приемов и средств гармоничного построения парковых ландшафтов на неудобных территориях, послужила основанием для проведения данного исследования.

Цель работы состоит в исследовании закономерностей и определении композиционных приемов построения парковых ландшафтов на неудобных территориях в истории садово-паркового искусства, а также разработке метода гармоничного построения паркового ансамбля. Цель работы предопределила решение следующих задач:

- выявление особенностей преобразования природного ландшафта при построении исторических парков;

- определение форм стабилизации динамичных элементов ландшафта и связанных с ними приемов построения исторических парков;

- определение влияния структуры и морфологии ландшафта на пространственную композицию исторических парков;

- установление принципов и приемов структурно-композиционного построения парковых ансамблей.

Объектом исследования является исторический парковый ландшафт, созданный на неудобных территориях.

Предмет исследования - закономерности и принципы композиционного построения паркового ландшафта на неудобных территориях как целостной природной и архитектурно-художественной системы.

Методика исследования состоит в анализе и систематизации отечественного и зарубежного опыта истории ландшафтной архитектуры по типу обрабатываемого ландшафта и масштабности, натурном обследовании памятников русской ландшафтной архитектуры и итальянских памятников садово-паркового искусства эпохи Возрождения. При проведении исследования использовались методы графического моделирования и экспериментального проектирования. Теоретической базой для решения поставленных задач послужили исследования в области теории и истории градостроительства, ландшафтной архитектуры, истории паркостроения, географического ландшафтоведения.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- впервые рассмотрены приемы построения парковой композиции и неразрывной связи с морфологической структурой преобразуемого природного ландшафта;

- систематизированы образцы садово-паркового искусства с точки зрения преобразования природного ландшафта;

- разработаны принципы использования модульных и масштабных закономерностей при построении парков на неудобных территориях.

Практическая ценность работы: полученные результаты могут быть использованы в практике проектирования при построении композиции современного паркового ансамбля в аналогичных условиях.

На защиту выносятся:

- основные приемы построения композиции исторических пар

-токовых ландшафтов на неудобных территориях;

- метод гармоничного построения паркового ансамбля;

- система модульных и масштабных закономерностей построения композиции парков на неудобных территориях.

Апробация работы. Основные результаты исследования и положения диссертации доложены на научно-технических конференциях МАРХИ в 1975, 1980, 1983 г.г., на научно-технических конференциях УКСДИ в 1977-1982 г.г«, внедрены в НТО (государственный регистрационный № 79044389) хоздоговорной темы "Исследования и проектные разработки по архитектурно-ландшафтной организации озелененных пространств г. Усть-Каменогорска", в разработке проектов реконструкции сквера центральной площади им. В.И.Ленина, проектов реконструкции центральных парков г.Усть-Каменогорска, использованы в учебном процессе и дипломном проектировании на кафедре архитектурного проектирования Усть-Каменогорского строительно-дорожного института. Материалы диссертации опубликованы в 5 работах.

Заключение диссертация на тему "Композиционные приемы построения парковых ландшафтов на неудобных территориях (на опыте исторического паркостроения)"

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ;•

1. На современном уровне требований к проектированию v паркового ландшафта оценка опыта истории паркостроения невозможна без глубокого анализа объекта во взаимосвязи экологичес- : кого и композиционного аспектов. ;

2. Анализ взаимозависимости архитектурно-планировочной ' структуры паркового ансамбля и рельефной ситуации позволил ; установить, что для достижения высокой степени саморегуляции определяющим является следование пространственных элементов композиции первоначальной морфологии ландшафта. ;

3. В работе выявлены приемы построения парков на неудобных территориях, главной особенностью которых является включе- . ние в композицию элементов инженерной подготовки, выражающихся в конкретных формах стабилизации динамичных компонентов ландшафта.

4. В работе, на основе анализа опыта истории паркостроения, выявлены шесть типов парков, для которых в зависимости от . ландшафтных условий и размеров территории определены следующие особенности преобразования природного ландшафта: пространственная композиция парка определяется направлениями силовых ли- ; ний рельефа; композиционные оси парка следуют главным силовым ! линиям рельефа; уступы террас парка устраиваются перпендикулярно направлениям силовых линий рельефа; в парках на заболоченных территориях водные оси паркового ландшафта следуют водосборным линиям рельефа; в парках на склонах оси композиции следуют водораздельным линиям рельефа.

Выявленные особенности отвечают условиям создания долго- . вечного саморегулируемого ландшафта и определяют многообразие приемов построения композиции парков.

5. Выбор композиции парка зависит от размера территории и характеристики неудобств - сложности орографического строения, величины уклона рельефа, уровня грунтовых вод.

6. Выявлен метод гармоничного построения паркового ландшафта, основное содержание которого заключается в следующем:

- построение схемы генерализации ландшафта и выделение силовых линий рельефа, определяющих морфологию ландшафта;

- определение основных направлений в иерархии пространственных осей ландшафта, определяющих композиционную схему парка;

- выявление пространственного модуля ландшафта, определяющего размеры композиционных членений;

- построение конструктивной и пространственной схем паркового ландшафта с учетом элементов инженерного благоустройства, включаемых в общую композицию;

- установление размерностей модулей построения паркового пространства.

7. Определяющей основой в построении архитектурно-ландшафтной композиции является развитие пространственных характеристик природного ландшафта и взаимосвязь проектируемого ансамбля с антропометрическими данными человека.

8. В результате анализа композиционных закономерностей формирования парковых ансамблей установлены общие и частные композиционные приемы построения малого, среднего и крупного парка.

Принцип единства лежит в основе планировки всех типов парковых ансамблей. В малом саду он проявляется в ясной компановке пространства вокруг композиционного акцента или вдоль композиционной оси. В среднем и крупном парке принцип единства осуществляется за счет непрерывности "перетекания" пространства, существующей пространственно-временной связи между элементами. Композиция отдельных частей подчинена единому замыслу. Целесообразное и органичное следование основных искусственных элементов паркового ансамбля пространственным характеристикам ландшафта является непременным условием достижения единства композиции.

Принцип соразмерности во всех типах парковых ансамблей, достигается за счет масштабного соизмерения пространства с человеком. Членения открытых пространств малого сада строятся на модуле М1, что соответствует визуальным возможностям человека. В среднем парке масштабность достигается за счет построения пространства на основе пропорциональной системы модулей, обеспечивающей переход от крупных масштабных отношений пространства и объемов к более мелким и масштабу человека (М1,М2,МЗ). Соизмерение пространства парка с человеком осуществляется также благодаря учету закономерностей его восприятия. Масштабность пространства крупного парка достигается на основе системы переходных модулей (М1,М2,МЗ,М4,М5), обеспечивающей переход от градостроительного масштаба пространства и объемов к более мелким и далее - к магпптабу человека. Вместе с тем, принцип соразмерности выражается в соответствии основных размерных характеристик искусственных элементов композиции масштабу природного пространства.

Композиционную структуру паркового ансамбля задает система пространственных осей природного ландшафта. Принцип структурности проявляется в композиции среднего и крупного парков. Малый сад, на данном уровне рассмотрения, сам является элементом структуры. Структурность композиции среднего и крупного парков достигается иерархией открытых пространств, зафиксированных композиционными акцентами, укрупнением масштаба главного паркового пространства по отношению к рядовым частям ансамбля. Построение парков по принципу структурности композиции, дает возможность осуществить постепенный переход от крупномасштабных пространств центральных зон к масштабу человека. Данный принцип дает ясность в прочтении парка и отдельных его элементов, свободную ориентацию в пространстве.

Чередование пропорциональных отношений высоты подпорных стенок к размерам террас в парках на склонах, создает смену впечатлений от визуально замкнутых террас к визуально взаимосвязанным. Зрительная взаимосвязь частей парка строится на нюансных и контрастных характеристиках. Ритмическое чередование открытых и закрытых пространств в средних и крупных парках строится на основе пропорционального нарастания пространств от центра парка к периферии.

Проведенное исследование показывает, что внутренняя логика развития формы в построении ландшафтных композиций, приемы и средства достижения гармонии могут быть использованы в практике с учетом современных требований к проектированию паркового ландшафта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совеременные проблемы формирования гармоничной парковой среды в городах определяют подход к изучению опыта истории паркостроения с позиций глубокого проникновения в сущность закономерностей построения парковой композиции в зависимости от природных условий.

Ландшафтная композиция не возникает автоматически, только из функционально-эстетических требований построения паркового пространства. Она - результат творческого осмысления природной основы, тех данных местности, в которых должна возникнуть. В связи с этим существенной задачей теории паркостроения является выявление традиционных приемов преобразования природного ландшафта, установление на их основе приемов построения садово-парковых композиций, существенные признаки которых могли бы лечь в основу решения современных парков.

Базой данного исследования явился опыт, накопленный в истории паркостроения. Учитывая то, что произведения садово-паркового искусства являются выражением определенного общественного строя, формальное копирование композиционных идей приемлемо быть не может.

Подход к построению композиции в процессе общественного развития изменяется. Это находит свое выражение в смене архитектурных стилей, функционального назначения парка. Возможности использования индустриальной строительной техники также накладывают отпечаток на приемы формообразования в ландшафтной архитектуре. Однако, внутренняя логика построения ландшафтных композиций, исторических парков, приемы и средства достижения гармонии являются определенной базой в развитии современной теории парковой композиции.

Ряд приемов и средств построения композиции паркового ландшафта на неудобных территориях, был использован автором в реальном проектировании (прилож.П).

В основу построения композиции линейного парка в заболо-ченой пойме р.Комендантка г.Усть-Каменогорск положен прием построения, условно названный, "каскад водоемов". Тщательный ландшафтный анализ позволил сформировать нижнюю пойменную террасу в виде системы водоемов, объединенных пешеходными пространствами (рис.3.40).

Влияние пространственных характеристик ландшафта на композиционное построение паркового ансамбля нашло свое воплощение в создании малого сада на искусственном рельефе (рис.3.41),

Использование традиционных приемов построения композиции в современных условиях основано на сущностных закономерностях взаимосвязи природных данных территории с антропогенными элементами, включенными в ландшафт. При этом, формальное воплощение композиционных приемов осуществляется в соответствии со сложившимся стилевым направлением и замыслом автора.

Вышеизложенное, определяет лишь частные случаи применения результатов работы. Настоящее исследование ставило перед собой задачи выявления существенных характеристик структуры ландшафта и их влияния на построение архитектурно-ландшафтной композиции. Воплощение этих задач явился предложенный метод построения гармоничного паркового ландшафта.

Приемы преобразования ландшафта и построения композиции, выявленные автором в процессе анализа исторического опыта, скорректированные в современных условиях, могут найти применение в практике паркостроения на неудобных территориях. пк его.ге пщлсшмв пс А fxh7j кту^нг -г^анирг вгч ( РГАНИ'А.й! ПАТУА гЛ :iAFi ЛЧШТа ТЕРРЮТ ТИИ.

3.40, .Аритвктурно^вкдиаФттиш организация линейного парка " Помеквантка". Тжп-лошис. проект А.Семеном.Лгвгмент/. I9PI г. гЛстъ-Камрногорвк.

Парк на эаСодеченном ландва^те not № , , реки Коуенлантки р

Рис .3.41.

Архи те к тур нс^ла ндша^т ная организация сквепа центральное площади г.Устьногорока. 1?РС г, /генплан, фото с макета/ /проект разработан на ке!' едре"Архитектурное проектирование" УКСЛ/.

Библиография Анисимова, Людмила Владимировна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. ЭНГЕЛЬС Ф. АНТИ-ДЮРИНГ. - МАРКС К. ЭНГЕЛЬС Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.59.

2. ЭНГЕЛЬС Ф. Диалектика природы. МАРКС К. ЭНГЕЛЬС Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.392.

3. ЛЕНИН В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре.-Поли. собр. соч., т.41, с.462.

4. Охрана природы. В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с.183-184.

5. Экономическая система. Статья 18. Конституция /основной закон/ СССР: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР. М.: Политиздат, 1977, с.II.

6. Решения У Пленума правления Союза архитекторов СССР. -Архитектура СССР, 1983, № 8, с.9-10.

7. АДАШМВ И.И. Трагедия или гармония. М.: Мысль, 1973.365 с.

8. АЛПАТОВ М. Архитектура ансамбля Версаля. Изд-во АН СССР, 1940. - 106 с.

9. АЛПАТОВ М. Архитектура и планировка Версальского парка. В кн.: Вопросы архитектуры. М.: Изогиз, 1935, с.93-116.

10. АНУЧИН В,А. Взаимодействие общества с природой. -В кн.: Социализм и природа. М.: Мысль, 1982, с.13-37.

11. АРАУХО И. Архитектурная композиция. М.: Высшая школа, 1982. - 204 с.

12. АРМАНД Д.П. Наука о ландшафте. М.: Мысль, 1975. -286 с.

13. АРТАМОНОВ В.А. Город и монумент. М., 1974.

14. АРХИПОВ Н., РАСКИН А. Петродворец. М.-Л., 1959.

15. Архитектурная композиция садов и парков / Под ред. Вергунова А.П. М.: Стройиздат, 1980. - 253 с.

16. АФАНАСЬЕВ К.Н. Анализ пропорций храма Покрова на Нерли. В кн.: Искусство и точные науки. М.: Наука, 1979, с.126-142.

17. АФАНАСЬЕВ К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М.: Изд-во АН СССР, 1961.

18. БАБУРОВ В.В., МИШИНА Е.М. Природная среда в пространственной структуре города. В кн.: Природно-климатические условия и архитектурно-строительное проектирование. М.: Стройиздат, 1975, с.3-15.

19. БАЗИЛЕВШ A.M. Модуль природного пространства и планировка города. ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре. Серия Архитектура. Районная планировка. Градостроительство.: Обзорная информ. М., 1983, вып. 2. - 41 с.

20. БАЗИЛЕВШ A.M. Системный анализ природного пространства в градостроительстве. Строительство и архитектура, 1982, №3, с.67-73.

21. БАРСОВА И.В. Некоторые особенности визуального восприятия ландшафта. — В кн.: Архитектура. Л., 1976, A* I (121),с.51-55.

22. БАУЛИНА В.В. Особенности формирования городских парков на сложном рельефе: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд.архитектуры. M., 1971. - 23 с.

23. БАУЛИНА В.В. Исторический опыт использования сложного рельефа для создания садово-парковых ансамблей. В кн.: Ландшафт и архитектурно-планировочная структура города. Киев, 1974.

24. БЕЛЯЕВА Е. Архитектурная среда города как объект зрительного восприятия. В кн.: Композиция в современной архитектуре. М.: Стройиздат, 1973, с.167-179.

25. БЕЛЯЕВА Е. Движение и время в восприятии городской среды. В кн.: Город и время. М.: Стройиздат, 1973, с.136-159.

26. БОРИСОВСКИЙ Г.Б. Парадоксальность искусства и точные методы его исследования. В кн.: Искусство и точные науки. -М.: Наука, 1979, с.88-113.

27. БОЧАРОВ Ю., КРОГИУС В. Проблемы планировки городов в условиях сложного рельефа. Архитектура СССР, 1976, № 7,с.29-34.

28. БРИНШШ А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения /Пер. с нем. Е.А.Некрасовой. М.: Изд-во BAA, 1935.

29. БРУНОВ Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М.: Изд-во BAA, 1936. - 139 с.

30. БУНИН А., КРУГЛОВА Т. Городской комплекс в архитектуре Возрождения. В кн.: Вопросы архитектуры. М.: Изогиз,1935, с.57-92.

31. БУНИН A.B., САВАРЕНСКАЯ Т.Ф. История градостроительного искусства: Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. T.I. -М.: Стройиздат, 1979. 495 с.

32. БУНИН A.B., САВАРЕНСКАЯ Т.Ф. История градостроительного искусства: Градостроительство XX века в странах капиталистического мирр. Т.2.-М.: Стройиздат, 1979. 411 с.

33. ВЛАДИМИРОВ В.В. Расселение и окружающая среда. М.: Стройиздат, 1982. - 219 с.

34. ГАБРИЧЕВСКИЙ А.Г., И.В.ЖЕЛТОВСКИЙ как теоретик. Архитектура СССР, 1983, №3-4, с. 103-106.

35. ГИДИОН 3. Пространство, время, архитектура. -М.: 1973. 559с.

36. ГИКА М. Эстетика пропорций в природе и искусстве/Перс фр. В.В.Белюстина. М.: Изд-во BAA, 1936. - 309 с.

37. ГЛИКИН Я.Д. Методы архитектурной гармонии. Л.: Стройиздат, 1979. - 96 с.

38. ГОРБАЧЕВ В.А. Архитектурно-художественные компоненты озеленения городов. М.: Высшая школа, 1983. - 207 с.

39. ДЕМЕК Я. Теория систем и изучение ландшафта/ Пер. с чешек. Т.В.Гальцевой и Т.Л.Тарасовой, ред. К.Г.Тарасов. М.: Прогресс, 1977. - 223 с.

40. ДУБЯГ0 Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Л.:Гос-стройиздат, 1963. - 334 с.

41. ДУБЯГ0 Т.Б. Усадьбы петровского времени в окрестностях Петербурга. В кн.: Архитектурное наследие. M.f 1953, вып.4, с.128-140.

42. ЕВАН1УЛ0ВА О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины ХУШ века. М.: Моск. ун-т, 1969. - 143 с.

43. ЕВТУШЕНКО М.Г., ГУРЕВИЧ Л.В., ШАФРАН В.Л. Инженерная подготовка территорий населенных мест. М.: Стройиздат, 1982.201 с.

44. ЕГ0Р0 В Ю.А. Ансамбль в градостроительстве СССР. -М.: Изд-во АН СССР, 1961.

45. ЗАЛЕССКАЯ Л.С., МИШИНА Е.М. Ландшафтная архитектуpa. M.: Стройиздат, 1979. - 235c.47. 30СИМ0В Г.И. Пространственная организация города. -M.: Стройиздат, 1976. 118 с.

46. ИВАНОВА. О.И. Павловский парк. JI., 1956.

47. ИКОННИКОВ A.B. Архитектура города; Эстетические проблемы композиции. М.: Стройиздат, 1972. - 215с.

48. ИКОННИКОВ А., СТЕПАНОВ Г. Основы архитектурной композиции. М.: Искусство, 1971. - 224с.

49. КОРОЕВ Ю.И., ФЕДОРОВ М.В. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М., 1954. - 133с.

50. КИРИЛЛОВА Л.И. Основные принципы композиции. В кн.: Композиция в современной архитектуре. М.: Стройиздат, 1973, c.IOI-114.

51. КИРИЛЛОВА Л.И. Масштабность в архитектуре. -М.: Госиздат по стр-ву,арх-ре и стройматер., I96I.-I89c.

52. КИРИЛЛОВА Л.И. Масштабность архитектурных пространств города. В кн.: Город и время. М.: Стройиздат, 1973,с.124-135.

53. КИРИЛЛОВА Л.И., ИВАНОВА И.В., ПАВЛШЕНКОВ В. Мастерство композиции; Пространство, пластика, ансамбль. М.: Стройиздат, 1983. - 152с.

54. КОСАРЕВСКИЙ И.А. Искусство паркового пейзажа. -М.: Стройиздат, 1977. 246с.

55. K0PJSEB М.П. Павловский парк. В кн.: Проблемы парковой архитектуры. М., 1936.

56. КРИНСКИЙ В .Ф., ЛАМЦОВ И .В., ТУРКУС М. А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М.: Стройиздат, 1968. 168с.

57. КРОГИУС В.Р. Город и рельеф. -М.: Стройиздат, 1979 -122 с.

58. КУРБАТОВ В.Я. Сады и парки. История и теория садового искусства. Петроград, 1916. - 752 с.

59. КУРБАТОВ В.Я. Стрельна. Ораниенбаум. Прогулки по окрестностям. - Л., 1925.

60. ЛАВРОВ В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов: Городская жилая массовая застройка и усадебное строительство, гл.2. ~М.: Стройиздат, 1977,с.79-118.

61. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ МОДУЛОВ /Сокр.пер. с фр. Ж.С.Розенбаума. -М.: Стройиздат, 1976. 239с.

62. ЛУНЦ Л.Б. Городское зеленое строительство. -М.:Стройиздат, 1974. 279с.

63. МИКУЛИНА Е.М. История садово-паркового искусства и эволюция среды. Автореф. дис. на соиск. уч.степени докт.арх., 1979. 49с.

64. МИЛЬКОВ Ф.Н. Рукотворные ландшафты. М.: Мысль, 1978. - 86с.

65. МИЛЬКОВ Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения. М., Мысль, 1973, -224с.

66. НАЙШЬД Л.Р., ТАРАСОВ Н.А. Освоение неудобных земель под городскую застройку. М.: Стройиздат, 1968. - 223с.

67. НЕЕФ Э. Теоретические основы ландшафтоведения /Пер. с нем. М.: Прогресс, 1974.

68. НИКОЛАЕВСКАЯ З.А. Водоемы в ландшафте парка. -М.: Стройиздат, 1963. 195 с.

69. Основы архитектурной композиции и проектирования /Под ред.Тица А.А. -Киев.: Вища школа, 1976.-255с.

70. ОСТРОВСКИЙ В. Зеленые зоны и зоны отдыха в современном городе. В кн.: Город и время. - М.: Стройиздат,1973, с.103-123.

71. Основы формирования архитектурно-художественного облика города /Под ред.Белоусова В.Н. и Кулаги И. М.: Стройиздат, 1981.

72. ПАВЛИЧЕНКОВ В.И. Архитектура и природная среда. В кн.: Композиция в современной архитектуре. М.: Стройиздат, 1973, с. 196-234.

73. ПАК В.А. Проектирование ландшафтов для рекреационных целей на восстанавливаемых территориях. Дис. на соиск. уч. степени канд. арх., 1977. 134 с.

74. ПАЛЕНТРЕЕР С.Н. Ландшафты лесопарков и парков. -М.: Лесная пром-ть, 1968, 120с.

75. ПАЛЕНТРЕЕР С.Н. Ландшафтное искусство. Построение пейзажей в парках и лесопарках. -М.: Росвузиздат, 1963.-134с.

76. ПИЛЯВСКИЙ В.И. Дворцово-парковый ансамбль старого Петергофа (Петродворец). В кн.: Памятники искусства разрушенные немецкими захватчиками. М.-Л,, 1948, с.217-248.

77. ПИОТРОВСКИЙ В.В. Использование морфометрии для изучения рельефа и строения земли. В кн.: Земля во вселенной. М.: Мысль, 1964, с.278-287.

78. ПОЛЯНСКИЙ А.Т. Выступление на У Пленуме Союза архитекторов СССР Архитектура СССР, 1983, Ш, с.8-9.

79. РОдаШН И.Д. Человек, среда, отдых. Киев: Буди-вельник, 1977. - 159с.

80. РУБЦОВ Л.И. Проектирование садов и парков. М.: Стройиздат 1979. 184с.

81. САЙМОНДС Дж. Ландшафт и архитектура /Пер. с англ. А.И.Маньшавина. М.: Стройиздат, 1965. - 194с.

82. САРСАТСКИХ П. Кусковский парк (Краткое описание Кусковского парка по данным обследования произведенного Горсадхоз ом в 1929-30 гг.) М., изд-во Мособлисполкома,1931.-29с.

83. Словарь иностранных слов /Под ред.Лехина И.В. -М., 1954. -853с.

84. СМСШЯР И.М. Территория города и его планировочная структура, Разд.1У- В кн.: Справочник проектировщика: Градостроительство. М.: Стройиздат, 1978,с.66.

85. Советский энциклопедический словарь. Изд.второе.-М.: Советская энциклопедия,1983.-1600с.

86. СОЛНЦЕВ H.A. Природный географический ландшафт и некоторые общие его закономерности. -В кн.: Труды второго Всесоюзного географического съезда: т.1, М., 1948.

87. СОЛНЦЕВ H.A. 0 взаимоотношении "Живой" и "мертвой" природы. В кн.: Вестник МГУ. География,i960, №о.

88. ТВЕРСКОЙ Л.М. Формирование и восприятие городского паркового ландшафта. -В кн.: Парк и отдых. М., 1973.91. ТИХОМИРОВ Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб.- М.:

89. Госиздат по строит, и архит., 1955. -349с.

90. ХЕННИНГ Дж. Исследование системы земельных наделов.-Современная архитектура, 1972, J£6, с.31-34.

91. ХРОМОВ Ю.Б. Парковые ансамбли и их восприятие. -Строительство и архитектура Ленинграда,1977,ЖЭ,с.34.

92. ЧИСТЯКОВА С.Б. Ландшафтно-экологический подход в градостроительстве при решении вопросов охраны и улучшения окружающей среды. В кн.: Оздоровление окружающей среды городов. (ЦНИИП градостроительства), М.,1981,№ 4, с.5-10.

93. Ч0РЛИ Р. Модели в географии /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1971.

94. ШЕФЕЛЕВ И.Ш. Логика архитектурной гармонии.-М.:Стройиздат, 1972. -188с.

95. ХЕМЕИДЖ Д. Динамическая симметрия в архитектуре /Пер. с англ. -M., 1936.1 ■ ,98. iilTDHE EDOUARD. L'art der Jardins. -Paris-, 1879, 1889 99» ALFRED МАЕ1Б. Jardins Français créés a la Renaissance.-Paris, 1955.

96. Apollo. IS>72» ^ II, 411—412.

97. ВАЖ)Ж5й К. Italie Centrale. Rome et ses environs. Manuel du voyageur» Leipzig., 1897» -424 p.

98. BAEIL3 H. Il giardino di villa Madame. Soma, 1942. I0> ВАЙЗДШ I., BRAHCHETTI M. Ville délia Rama. Laziol.-Milano, Edizioni Sisar, 1970.

99. BARS ALI I.t BRANCHETTI M. Ville délia cauipagna Romana. Lazio 2.- Milano, Edizioni Sisar, 1975»

100. BARETTA, REITZO. Composizione e costruzione dei giar-dini.- Roma, 1970.

101. C0AÏ3 P. Great Gardens of tne Western World. G.P. Put-nains Sons. New—York.

102. Snort Description of the manars and castles which, will Ъе visited during th.e third Symposium of Historical GarGardens organised by ICOMOS. ( Ifla, Zeist» 9-12 September 1975.)

103. Conseil international des Monuments des sites. ICOHOS. 1977.

104. Exposition ; L'art des Jardins Classiques. -Paris, 1952.

105. PARIELLO, ШШТСЕЗСО. Architettura dei giardini. -Roma, Ed. ni dell'Ateneo 1967.

106. РхШЖ G.L. ïhe villas, of Erascati. -London, Alec Tirant i, 1966.

107. EBMZEL R. Palaces of Europe. -Leipzig, 1972.

108. GROïTUfG GERT. Zur Bedeutung und Aufgabenstellung der Ere iraumplanung-Landschaft + Stadt, 1982,Nr. 2, S. 56-63.

109. GOTHEIÏÏ" M.L. Geschichte der Gartenkunst, B.2. Von der Renaissance in Frankreich, "bis «ur Gegenwant. -Berlin, 1926. -505p.

110. GR0110RI G. L'art des Jardins. Une courte étude d'entsemble sur l'art de la composition des jardins d'après des exem— tpies . Empruntes ses manifestations 1«« plu^ briliantes. V.l. Paris, I934-.

111. GR0M0RI G. L*art des Jardins• Une Qourte étude d'ensemtble sur l'art de la composition des jardins d'egpres des exemples. E&pruntes a ses manifestations les plus brillantes. V. II. Paris» 1934. -165 p.

112. G-U&ÏGUIN B. Zaaki w Polsche. -Warschav/a, 1974, c.93191.

113. La villa Lan te ûi Bagnaia. ( Presentazine di Gugliemo de Aogelis d'Ossat) Electa Editrice S. p. A. Milano* i960.

114. MASSON G. Giardini D'Italia.-Garzanti Editore. 1961.

115. MAJDECKI L. Historia ogrodow.-Warszawa,I972, c. 351.

116. MORENQ PRANG Iii 00 P. Los Jardines de Granada. La arte de Espana. 1973«123. mCHQIS R. ST. Italian pleasure gardens. -London,1929 ..1.4ïIT0HL W^PJî^P. . Das Naurschône im Konzert der StàS-tischen

117. Freiraumplanung. Das Garten, 1985,-Nr.9, s.525-551.125 • Nymphehburg, Amtlicher iMrer, Bayerische Verwaltung der Staatlichen. Schosser, Gärten und Seen, Mû'nchen, 1985.

118. RECUPERO JACOPO. II palazzo Farnese di Caprarola. -Pirenze, Il Turismo, 1977»

119. SANTI LORETTA, Roma e Vaticano. Pluxigraf, Harni-Terni, 1978.

120. Schieissheim , Amtlicher Fukrer, Bayerische Verwaltung der staatlichen Schlosser, Garten und Seen. -München,I985.129* Schloss Linderhof, Amtlicher Führer, Bayerische Verwaltung der Staatlichen Schloêser, Garten und Seen.- München, 1985.

121. SchloSser und Garten uhl Dresden, VEB E.A. Seemann Buch-Kunstverlag, Leipzig, I98I. 242p.

122. SHEPHERD J. J3LLIC02 G. Italian gardens of the Renaissance.- London, A.TiraDti 1955

123. SPREIREGEK P.D. Urban Design; The Architecture of Tcrans and Cities. -Kew-ïoxk: McGraw-Hill Book Company, I965.-243 p.

124. TAITSLEI A. Introduction to plant ecology.- ¿ondon, 1946.