автореферат диссертации по строительству, 05.23.20, диссертация на тему:Исторические корни архитектуры Кыргызстана

кандидата архитектуры
Ташкулов, Уланбек Байышович
город
Бишкек
год
2014
специальность ВАК РФ
05.23.20
Автореферат по строительству на тему «Исторические корни архитектуры Кыргызстана»

Автореферат диссертации по теме "Исторические корни архитектуры Кыргызстана"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КЫРГЫЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И АРХИТЕКТУРЫ ИМ. Н.ИСАНОВА И КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Б. ЕЛЬЦИНА

Диссертационный совет Д 05.12.006

На правах рукописи УДК 72.031(575.2)

ТАШКУЛОВ УЛАНБЕК БАЙЫШОВИЧ

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ АРХИТЕКТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА

(древний период) ~ ~

Специальность 05.23.20- теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

2 / ПАР 2014

Бишкек - 2014

00554630»

005546308

Диссертационная работа выполнена на кафедре «Архитектура» Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им Н.Исанова.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор архитектуры, профессор Омуралиев Д. Дж.

доктор архитектуры, профессор Смирнов Юрий Николаевич

Ведущая организация:

доктор архитектуры, профессор Мукимов Рустам Саматович

Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева

Защита состоится «11»апреля 2014 г. в 16:00 часов на заседании диссертационного совета Д 05.12.006 Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Ельцина и Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н.Исанова по адресу: 720020, ул. Малдыбаева, 34, б, ауд. 1/101.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова.

Автореферат разослан » марта 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, ___,__.

к.т.н., доцент (Т^^гт^-у Л.В. Ильченко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В начале 90-х годов произошло значительное событие в жизни республики - Кыргызстан стал суверенным государством. Среди интеллигенции, подрастающего поколения, ученых, художников, в том числе и архитекторов, повысился интерес к истории, этнической культуре и народной архитектуре. Союз архитекторов на очередном съезде поставил вопрос о возрождении национальной архитектуры, т.е. начался поиск ее духовной идентичности.

На территории современного Кыргызстана имеются многочисленные памятники архитектуры, которые возникли еще в глубокой древности. В советское время богатый потенциал отечественного архитектурного наследия однако недостаточно использовался в застройке городов и сел. Безликость и однообразие архитектурного облика наших городов не гармонируют с красотой природной среды Кыргызстана, тем более, с такими шедеврами архитектуры как башня Бурана, кумбез Манаса, Шах-Фазиль, Таш-Рабат и многими другими памятниками. В профессиональной среде в это время произошло осознание необходимости кардинально изменить не только систему архитектурного проектирования, подготовку молодых архитекторов, методы и способы строительства жилых районов, общественных центров, но и направление архитектурной науки. В частности, возникла проблема устранить отставание в исследовании духовных и материальных корней отечественной архитектуры.

Архитектура Кыргызстана и соседних республик всегда развивалась и развивается в тесном взаимодействии с древних времен, поэтому важно всесторонне понять древние истоки, художественно-образное единство архитектуры стран Центральной Азии. В этом русле уже написаны страницы древней архитектуры Казахстана (Б.А. Глаудинов), Таджикистана (P.C. Мукимов), Узбекистана (М.К. Ахмедов).

В этом аспекте изучение древней истории архитектуры Кыргызстана, проведение специальных исследований до сих пор остается актуальной научной задачей, интересующей архитекторов республики. '

Древние памятники зодчества на всей территории Кыргызстана требуют пристального внимания со стороны общественности, государственньк органов и специалистов. При этом надо иметь в виду, что они является одновременно памятниками культуры, истории (историко-археологическими памятниками) и природы. К сожалению, многочисленные памятники древности безжалостно разрушаются, хотя законодательный акты Кыргызстана предусматривают меры по сохранению и охране их государственными органами. Есть немало древних памятников архитектуры, даже не взятых на учет местными органами.

В конце прошлого столетия неслучайно изучение древнего наследия и традиций вышло на передний план, появились многочисленные публикации в области общей историй, культуры, народного искусства Кыргызстана. В этом отношении недостаток в фактическом материале является

существенным препятствием исторического познания древних корней архитектуры Кыргызстана.

Исследование истории древних городов, архитектуры кочевых поселений Кыргызстана сопряжено со многими трудностями. Сведения археологической науки, письменные источники об отечественном зодчестве -незначительны. В республике еще не проводились полноценные специальные архитектурно-археологические раскопки древних памятников зодчества. Археологами не раскопано в достаточной степени хотя бы одно сколько-нибудь крупное древнее поселение для воссоздания их архитектурного облика. Обнаруженные и частично раскопанные отдельные древние городища представляют собой аморфные образования, многие из них распаханы или перекрыты последующей застройкой в советское время. Все вышесказанное затрудняет составить отчетливые представления об их архитектурно-пространственных, функциональных и других специфических особенностях.

Во «Всеобщей истории архитектуры» в специально посвященном томе «Архитектура древнего мира» из-за не изученности древний период архитектуры Кыргызстана даже не упомянут.

Закономерен вопрос: почему именно сегодня актуальна история древних поселений? Можно ли извлечь из глубины истории позитивные примеры для современной архитектуры Кыргызстана? Наверное, вся интрига вопроса кроется в необходимости поиска своей идентичности, собственного лица, а национальная архитектура могла бы в лучшем смысле этого слова "соперничать" достойно с архитектурой соседних республик. Сегодня, чтобы не потеряться в сложном конкурирующем мире, необходимо обратиться к истокам и достижениям своих предков, шире вовлечь в проектно-научную деятельность традиционные приемы и средства кыргызской архитектуры.

Для того чтобы извлечь полезные сведения и фактологические материалы для преемственного моделирования современных объектов, архитекторы Кыргызстана обращаются к трудам таких известных историков и археологов, как В.В.Бартольд, А.Н.Бернштам, П.Н.Кожемяко, Ю.А.Заднепровский, которые сумели зафиксировать для нас следы древних и средневековых поселений.

Огромная заслуга в воспроизведении развернутой исторической картины древнего Кыргызстана по праву принадлежит целой плеяде историков и археологов (В.М.Массон, В.Д.Горячева, Б.Аманбаева, Г.А.Брыкина, Н.Г.Горбунова, О.Береналиев, М.Б.Юнусалиев, С.Я.Перегудова, В.М.Плоских, А.К.Абетеков, И.К.Хожомбердиев, В.П.Мокрынин, И.Б.Молдобаев, Д.Ф.Винник, К.И.Ташбаева,

К.Ш.Табалдиев, В.Я.Бутонаев, Ю.С.Худяков), которые в своих работах интерпретировали древние поселения, города и архитектурные памятники в качестве источников материальной и духовной культуры кыргызского народа.

Последовательность и противоречивость, содержание исторических процессов и разнообразные факты архитектурно-градостроительной

деятельности древнего и средневекового Кыргызстана являлись и являются предметом интереса архитекторов Кыргызстана В.Е.Нусова, Е.Г.Писарского, В.В.Курбатова, Р.М.Муксинова, Д.Д.Омуралиева, Ю.Н.Смирнова, Ж.Ж.Иманкулова, В.Алиевой, А.М.Насирдиновой, О.В.Воличенко, Т.А.Филатовой, И.Д.Кадырбекова, С.Д.Усенова, А.Ш.Султаналиевой и других.

Настоящая диссертация преследует цель показать, что именно в древнем периоде (от неолита до VI в. н.э.) сложились исходные компоненты, традиции, типология и другие важные стороны самобытной архитектуры Кыргызстана, которые получили дальнейшее развитие в средневековом периоде. В работе выдвинута рабочая гипотеза о том, что исторические корни архитектуры Кыргызстана в целом лежат в материальной и духовной культуре, в особенностях природно-климатической среды, строительной традиции народа, а также она развивалась под влиянием зодчества соседних территорий и государств.

Цель работы - раскрыть функционально-пространственные истоки архитектуры и градостроительства Кыргызстана для обеспечения преемственности и развития национальных традиций в современной проектной практике.

Задачи исследований:

- Провести натурные обследования древних памятников архитектуры Кыргызстана и их систематизация;

- выявить этапы расселения территорий древнего Кыргызстана;

- изучить разнообразные факторы формирования древних поселений;

- определить структурно-типологические особенности древних городов;

- изучить истоки формирования кочевой архитектуры;

- изучить функционально-типологические особенности архаического жилища и их составных элементов;

- классифицировать древние культово-погребальные сооружения с точки зрения архитектурной типологии;

- провести сравнительный анализ древней архитектуры Кыргызстана с прилегающими территориями - государствами;

- выявить архитектурно-планировочные и художественно-пространственные принципы древней архитектуры Кыргызстана;

- сформулировать архитектурно-пространственные закономерности древних памятников Кыргызстана;

- дать рекомендации по сохранению и пропаганде памятников древней архитектуры Кыргызстана.

Методологической основой исследований является комплексное изучение памятников древнего Кыргызстана, закономерностей их развития. Системное изучение древнего архитектурного наследия, условие его формирования основаны на таких принципах, как социально-экономическая обусловленность, историческая преемственность, взаимосвязь между этапами развития и их поступательного развития. Методы исследования

базируются на общенаучном аналитическом подходе от сравнения и наблюдения через синтез и теоретическое обобщение, а именно на применении картографических, графоаналитических обмеров, теоретической формулировки, классификации и систематизации. Границы исследований ограничиваются географическими пределами Кыргызстана с частичным изучением памятников архитектуры на территории Алтая и Енисея. Временные границы - с каменного века до VI века н.э.

Объектом исследования являются древние архитектурно-строительные сооружения - архаическое жилище, культово-религиозное сооружение, сельские поселения и протогорода, элементы кочевой архитектуры и другие историко-архитектурные памятники Кыргызстана

Предмет исследования - функциональные, архитектурно-пространственные, типологические, композиционные особенности древних историко-архитектурных объектов.

Научная новнзна состоит в том, что:

- впервые выявлена архитектурная типология древних городов Кыргызстана.

- раскрыты объемно-простраиственные и функционально-конструктивные особенности историко-архитектурных памятников древнего Кыргызстана.

На защиту выносятся следующие вопросы:

1. Архитектурно-типологическая классификация древних городов Кыргызстана;

2. Архитектурно-композиционные особенности древних жилых зданий и культово-религиозных сооружений.

Личный вклад соискателя подтверждается натурным изучением более 50 древних памятников архитектуры Кыргызстана, составлением их карты, графическим моделированием древних городов и поселений, изданием специальной монографии и статей по проблемам древней архитектуры Кыргызстана.

Практическая ценность работы подтверждается:

1) разработкой методических указаний для ведения занятий по курсам «Истории архитектуры Кыргызстана», «Истории архитектуры и градостроительства Центральной Азии», «Истории городов Кыргызстана»;

2) использование*' отдельных положений диссертации при выполнении курсовых и дипломных проектов;

3) при проведении учебных занятий, теоретических семинаров по сквозному курсу «Истории архитектуры и градостроительства» для бакалавров;

4) для документирования и составления паспортов древних памятников архитектуры Кыргызстана, а также для дополнения базы данных по объектам культурного наследия Кыргызстана для включения их в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Достоверность результатов. Достоверность научных положений и выводов подтверждается строгой аргументацией выдвигаемых автором гипотез, научных, положений на основе исторических и археологических

фактов, использованием профессиональных методов и средств архитектурного анализа.

Апробация работы. Основные положения диссертации использованы в научно-исследовательских отчетах кафедры «Архитектура» с 1998 по 2013 годы. Результаты диссертации доложены на Международной научно-практической конференции (г. Алматы, 2008 г.), Международной научно-практической конференции (г. Бишкек, 2012 г.), отражены в 9 публикациях. Соискатель является автором и соавтором ряда объектов по проектированию жилых домов, проводил дизайнерские работы по оформлению интерьеров общественно-торговых зданий. В 2002 году соискатель участвовал в раскопках средневекового города Ак-Бешим (жилого дома купца, мастерской, винохранилища), в 2004-2005 годах работал главным архитектором проекта «Шелковый путь - Казахстан», результатом которого явилась паспортизация древних и средневековых памятников Джамбульской и Чимкентской областей Казахстана, разработал проект реконструкции плана средневекового города Туркестана, прилегающих территории мавзолея Ахмеда Ясави и средневековой бани, что подтверждается актами внедрения.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из 2 томов, первый том включает текстовую часть с введением, 3 главами, выводами и заключением, библиографическим списком использованной литературы и приложением. Второй том содержит графические иллюстрации (рисунки, графоаналитические чертежи, модели), карты, схемы, таблицы, фотографии памятников архитектуры (92 илл.) и аннотированный перечень иллюстраций.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение раскрывает и обосновывает актуальность изучения исторических истоков, архитектурно-культурных прототипов древних городов, поселений, здесь дана общая Характеристика работы. Сформулированы цель и задачи исследования, рабочая гипотеза, научная новизна, предмет защиты и пути практического использования полученных результатов.

В первой главе «Исторические предпосылки возникновения древней архитектуры Кыргызстана» рассмотрены научно-теоретические проблемы, связанные с переосмыслением архитектуры древнего мира. В -последнее время появились работы, где на основе обнаруженных новых фактов происходит уточнение и расширение границ и содержания древнего мира с точки зрения исторической науки и, соответственно, пополняется история древней архитектуры. Об этом свидетельствуют работы таджикского исследователя Р.С.Мукимова «История и теория таджикского зодчества» (2002 г.), «История и теория таджикского градостроительства» (2009 г.), исследование историков Кыргызстана М.Кожобекова, Т.Чороева, М.Мусаева, А.Асанканова за последние 10 лет, в которых рассматриваются вопросы формирования типов ранних городов (протогородов) и архитектурных форм. В диссертации аналогичные вопросы рассмотрены в историко-архитектурном разрезе на материалах южных и северных регионов

Кыргызстана. Прежде всего, выявлены очаги расселения, показаны 3 этапа сложения расселенческой структуры в древнем периоде.

На первом этапе происходило стихийное заселение благоприятных территорий племенами охотников и собирателей, поэтому не было постоянных очагов жизнедеятельности. На втором этапе наблюдается возникновение оседло-земледельческих поселений и появление кочевых сообществ. Это соответствует в основном эпохе бронзы. В это время уже существуют стационарные населенные пункты, (поселения эпохи бронзы, являющиеся прототипами возникновения древних городов, специально рассмотрены во второй главе). Третий этап расселения связан с образованием древних государств в пределах нынешней территории Кыргызстана. Это Даваньское государство и государство Усун. В этот период складывается довольно обширная сеть городов и сельских населенных мест в южном регионе, а долины и поймы рек, горные ущелья Тенир-Тоо осваивают кочевые этно-племенные образования. Анализ показал неравномерность расселения племен на территории древнего Кыргызстана на всем протяжении древнего периода.

В первой главе особое внимание уделено выяснению вопросов организации архитектурно-жизненного пространства древними людьми. В качестве базисного объекта (Ак-Чункур, Сасык-Ункур, Сел-Ункур) анализируется способ организации пространства пещер, гротов и на стоянках общин (Тосор, Саламат-Булак, Пальман). При помощи сравнительного анализа архаических объектов (пещер, гротов) выявлены способы дифференцирования пространства, перечень строительных работ и материалов, культово-семантическое обустройство территории, а также изучен процесс образования пещерных поселений (Абшыр). Проследив генезис перехода древних общин от освоения пространств естественных пещер к созданию искусственных, затем формированию долгосрочных стоянок, мы показали на конкретных примерах приемы, схемы, параметры и функциональную структуру организации жизненно-бытового пространства. В огороженном пространстве стоянки с помощью каменных оград, земляной насыпи функционально выделены места для. расположения хижин, для приготовления пищи, места для хозяйственной деятельности, входы и выходы, символические обереги, площадки для охотничьих ритуалов и др.

. В дальнейшем анализ направлен на выявление типов поселений эпохи бронзы. Поселения классифицированы на малые, средние, крупные. Выделенные на основе функционально-хозяйственных признаков, так называемые «андроновские» и «чустские поселения» проанализированы с точки зрения планировочно-пространственных моделей. Конкретные примеры поселений эпохи бронзы (Мады, Чаян-Добо, Маньяк и др.) на территории Кыргызстана позволили автору сравнить их с аналогичными поселениями, прилегающими территориями - государствами. Архитектурно-пространственные особенности древних поселений сведены к двум моделям (см. табл. 11,12). В результате определены специфические особенности таких поселений, как «Ошское поселение», Мирзалим-тепе, Хожамбаг-тепе и

других. На илл.10 отражены география и структура размещения малых, средних, крупных поселений на момент взаимосвязанного функционирования в эпоху бронзы.

Во второй главе «Зарождение традиции в планировке и застройке древних городов» сосредоточены материалы, связанные с исследованием древних городов, сельских поселений и поселений древних кочевников. При классификации определены столичные (Мархамат, Чигу), религиозно-аграрные (Ош), рядовые (аграрно-ремесленные - Шоро-Башат, Кара-Дарыя), военно-оборонительные (Касан, Узген) города. Возникновение первых городов на территории Кыргызстана имеет специфические особенности, связанные с разнообразными историческими фактами, военными событиями, а также разными природно-климатическими условиями размещения и строительства. Проанализированы два подхода в изучении раннего градостроительства - исторический и историко-архитектурный. Последний подход позволяет анализировать древние города с учетом времени существования, особенностям региона и территорий размещения, площади застройки и количества населения, функциональных элементов, в генезисе пространственно-планировочной структуры, сложения архитектурного облика города и др. С этих позиций изучены этапы формирования столичного города Мархамат (Эрши), имеющего в плане прямоугольную планировку и так называемые внутренний и внешний город. На основе произведенного сравнительного анализа городов Узгена, Шоро-Башата, Касана, Оша, Кара-Дарьи с городищами Джанбас-кала, Топрак-кала, Кухне-кала (Узбекистан, Таджикистан), обнаружено много общего между ними, вместе с тем отмечено и их принципиальное отличие. Произведен комплексный анализ структуры городища Шоро-Башат, который состоит из четырех частей: цитадели, религиозного комплекса, убежища и военного лагеря. Конструкция и форма оборонительных укреплений Шоро-Башата отличались от фортификации городища Мархамат.

Формирование начального этапа города Оша, а также превращение его в дальнейшем в религиозно-культовый центр отмечены многими исследователями, однако архитектурно-планировочная структура этого самого древнего города в Центральной Азии еще недостаточно определена. Следы трехрядовой фортификационной системы, двухярусной цитадели и другие разрозненные следы не дают ясного представления о планировке города. Изучение археологических материалов и построение на их основе графических моделей городов Касана, Узгена, Кара-Дарьи позволили получить стадии поэтапного формирования, схемы архитектурно-планировочных структур, характер застройки, внешний рисунок облика, а также объективные причины их возникновения в данной местности, что не удалось по отношению к городам Ошу и Чигу.

В окрестностях почти всех типов городов размещался ряд мелких поселений сельского характера. Сельские поселения рассмотрены, начиная с эпохи бронзы до VI в. н.э. Они разделены в работе на два типа с замкнутыми оборонными стенами и без них. По сравнению с эпохой бронзы на последней

стадии древнего периода появляются укрепленные крепостными стенами сельские поселения, примерно с населением 100-150 человек. Появление укрепленных сельских поселений связано с развитием скотоводства в долинах и усилением межплеменных и межродовых столкновений, так как защита села, имущества, детей и женщин в эпоху железа стала первоочередной заботой мужского населения.

Наряду с земледельческими поселениями рассмотрена специфика возникновения ранне-кочевых поселений и произведена классификация с точки зрения формирования их пространственно-планировочной структуры. С I века н.э. некоторые кочевники частично переходят к оседлым поселениям. Следы таких поселений обнаружены археологами в Чуйской долине и Иссык-Кульской котловине. Они назывались зимовками (кыштоо), в структуре которых выделялись большие огороженные, чаще камнями, дворы (ташкороо). Рядом с ними возникали родовые кладбища (курганы и некрополи).

Комплексный анализ сети древних городов и многочисленных сельских поселений вокруг них позволил поэтапно построить их схему взаимосвязанного расположения в эпоху железа и в 1-У века, т.е. на закате древней эпохи (см. рис. 18 и 27).

В начале нашей эры происходит дифференциация типов расселения на равнинно-долинный и предгорный, которые продолжали функционировать и в раннем средневековье, однако сугубо горные поселения были редкостью. Можно утверждать, что историко-культурная, планировочная традиция таких типов поселений в истории архитектуры Кыргызстана упрочилась именно в это время.

В трет?,ей главе «Типологические признаки протоархитектуры древнего Кыргызстана» рассмотрены архаические типы жилища, погребально-культовые и религиозные сооружения, при этом специально уделено внимание архитектурно-пространственной организации сакрально-ландшафтных мест. Формы хозяйственно-бытовой деятельности во взаимосвязи с природно-климатическими условиями были первичными факторами возникновения типов жилища как у земледельцев так и кочевников. Жилища земледельцев в функционально-планировочном отношении в Центральной Азии имели много общего. Если земледельцы пользовались стационарными, то кочевники мобильными типами. Кочевники и полукочевники освоили несколько типов жилища: юрта, шатер, шалаш, однако в зависимости от времени года и при определенных условиях они нередко пользовались землянками. В земледельческой культуре выделено несколько типог, домов: подземных, полуподземных жилищ (землянок), одиночных надземных домов и коллективных глинобитных домов -массивов. Архитектурно-функциональный, планировочный, конструктивный, материально-технологический анализ проводился по выделенным типам архаического жилища. Это позволило увидеть историческую эволюцию разных типов жилища на протяжении всего древнего периода и классифицировать их по архитектурным признакам.

Тщательному анализу подвергнуты типы погребально-культовых сооружений, философия которых была связана прочной верой в посмертное существование души умерших как у кочевников, так и у земледельцев. До настоящего времени сохранились величественные курганы кочевников (саков и сако-усуней) в Чуйской, Таласской долинах, Иссык-Кульской котловине, то есть практически во всех уголках Кыргызстана. Изучение архитектуры погребально-культовых сооружений велось для определения исторических корней, архитектурно-пространственного формирования, а также для выявления принципов их формообразования. Учитывая широкий разброс древнекыргызских погребальных сооружений за пределами нынешней территории, рассмотрены жилища и погребальные сооружения енисейских кыргызов, так называемые «чаатасы», а также другие курганы.

Анализ материалов позволил установить, что в Древнем Кыргызстане по сравнению с соседними территориями было слабо развито строительство религиозно-культовых сооружений. Вместе с тем, в главе показано существование в отдельных случаях «храмов огня» и «алоохана». К сожалению, их планы, разрезы в работе не приведены из-за отсутствия археологических материалов. В древнюю эпоху у кочевого населения на основе их религиозно-культовых представлений зарождается традиция выделения специальных ритуальных мест. В это время были распространены языческие верования - шаманизм, тотемизм, магия, фетишизм, а также маздеизм, зороастризм, манихейство. Но среди них особое место отводилось культу погребения, поклонению предкам, культу вождей и сакрализации огня. Это говорит о том, что религиозные верования, культовые ритуалы и другие духовно-мифологические представления древних развивались синкретично, т.е. в неразрывном единстве. В качестве примеров рассмотрены пространственно-планировочные особенности и художественная символика Сулайман-Тоо, Саймалы-Таш, Чили-Сай, Сурот-Таш, каменно-пространственные образования возле Чолпон-Аты и Кара-Ой, «восьмикаменники», озеро Сон-Куль и другие. В результате комплексного анализа выявлены три способа формирования объемно-пространственной структуры архитектурно-градостроительных объектов в древности: протоархитектурный (города и сельские поселения), мифо-религиозный (погребально-культовые сооружения) и социально-дифференцированный (жилища).

Основные выводы и заключение

Выводы по 1-й главе:

1. На основе анализа выявлены самобытные черты древней архитектуры Кыргызстана, пополняющие историческую копилку Центрально азиатских стран, что имеет профессиональное и культурно-политическое значение. Духовно-культурные корни, закономерности и специфическая

природа пространственно-пластического языка кыргызской архитектуры должны быть существенным предметом отечественной исторической науки.

2. В истории архитектуры Кыргызстана древние памятники являются бесценным богатством нашего народа наряду со средневековыми. Они одновременно составляют культурное достояние Востока и всего прогрессивного человечества.

3. В начале третьего тысячелетия поиск собственной духовной идентификации, самоутверждение архитектуры Кыргызстана являются труднейшей проблемой творческого осознания созидательной работы.

4. Современная территория Кыргызстана является одним из древнейших мест, где зародилась архитектурно-строительная деятельность на Среднем Востоке.

5. Узловым моментом возникновения зодчества можно считать плавный переход от приспособления естественных пространств - пещер, фотов - к моделированию искусственной среды при помощи созидательно-строительных навыков, выбором устойчивых порядков быта, культовых обрядов и системы защиты.

6. В эпоху поздней бронзы на территории нынешнего Кыргызстана произошло существенное развитие строительной деятельности, что привело к формированию первых архитектурно-архаических объектов (жилищно-культовые сооружения).

7. Изобретение глинобитной стены (из сырцового кирпича, пахсы, глиняных блоков), затем деревянных опор и наклонных покрытий можно считать изначальным составляющим генезиса древней архитектуры. Каменные стеновые конструкции возникли позже глинобитных.

8. Одним из внутренних источников возникновения древнего зодчества является влияние мифо-поэтического и культового сознания охотников, скотоводов, первых земледельцев. В процессе приспособления древними людьми долинных и предгорных территорий при выборе мест для жилья, в процессе их сооружения, а также дальнейшего обживания мифо-культовое сознание служило формотворящим фактором.

3. Трансляции более развитого опыта строительства и некоторых архитектурных приемов из соседних территорий можно считать внешним позитивным влиянием на развитие древнего зодчества вплоть до VI века н.э.

10. Две взаимосвязанных концепции - архитектура земледельческих долим и архитектура предгорных и горных кочевников в древнем зодчестве Кыргызстана • сложились на рубеже У-П веков до н.э.

Выводы по 2-й главе:

1. Оседтго-земледельческие поселения на рубеже I тысячелетия до н.э. образовывались первоначально без предварительно намеченной планировочной схемы. Из группы усадебных строений маркировалась населенная местность, которые притягивали в осеннее время скотоводов-кочевников. Зачастую происходили военно-хозяйственные стычки между нами, вследствие этого жизненной необходимостью для земледельцев стало

возведение оборонительных преград-стен. Неогороженные земледельческо-скотоводческие населенные пункты по мере расширения их функционально-производственной деятельности вынуждены были в защитных целях преобразовываться в небольшие компактные образования. В среднем занимаемая площадь поселения достигала 3-4 га. По огороженной границе изнутри узаконивалось обжитое пространство земледельческой общины, где порядок размещения новых усадебных строений уже определялся некими сложностями. Очертания оборонительной стены первоначальных поселений, как правило, не имеют правильной геометрической формы, их конфигурация продиктована геоморфологическими особенностями местности. В дальнейшем возникают поселения правильной геометрической формы (круг, квадрат), что свидетельствует о переходе общины к социально-политической монолитности.

2. Архетипические признаки кочевой архитектуры сложились в завершающей стадии древнего периода (I-VI вв. н.э.), которые в последующем стали базисом народного зодчества. Причиной возникновения кочевой архитектуры в древнем Кыргызстане можно считать усвоение отгонного животноводства, сезонный цикл хозяйствования, бытовой уклад кочевой общины, отсутствие закрепленных территорий, независимый менталитет и гибкость приспособления к различным природно-климатическим условиям, предпочтение мобильных форм организации пространства. Вследствие этого сложилась своеобразная типология кочевых поселений, различные типы мобильного жилища. Формы планировки пространства временных поселений, военных ставок, тяготеющих к центрической структуре, были свойственны древним кочевникам еще в первой половине I тысячелетия до нашей эры. Кочевую архитектуру можно считать относительно самостоятельным явлением в истории зодчества и альтернативным направлением по отношению к стационарной архитектуре земледельцев, ремесленников, торговцев.

3. Древние города Кыргызстана в основном выросли на базе малых населенных мест. Первоначально древние города были лишь административными центрами, объединявшими разнообразные сельские общины. Лишь некоторые города возникли на торговых путях. Укрепленная территория города иногда использовалась как убежище для сельского населения при нападении врагов, т.е. как военная крепость.

По мере развития ремесел города становились местами сосредоточения ремесленников, обслуживающих главным образом нужды правителей. Таким образом, можно считать, что возникновение городов прямо связано с существованием государственно-военного устройства на определенной территории.

В типологическом отношении Шоробашат, Касан, Кара-Дарья развивались как оазисные города, Мархамат, Ош, Узген - в виде столичных городов, Чигу - как административно-государственный центр кочевников.

4. Основные структурно-пространственные особенности древней модели города определились в II в. до н.э. - II в. н.э. Практически все древние

города имели развитую фортификационную систему: мощный заградительный вал, затем ров, наполненный водой (глубина до 2-3 м, ширина 4-5 м) и прочные крепостные стены. Иногда в качестве внешней обороны города служили широкая пойма реки, естественные обрывы по рельефу. При выборе места расположения города обеспечение водой и военно-оборонные соображения имели первостепенное значение.

В структурно-функциональном отношении древние города состояли из цитадели, жилого-ремесленного квартала, военного лагеря, лабиринтных ворот, религиозного центра, внутриквартальных улиц, площади с замкнутым пространством. Геометрическая форма городов была самой различной, начиная от правильных очертаний до ломано-расчлененных, распластанных, многоугольных конфигураций.

Выводы по 3-й главе:

1. Древние способы и приемы организации пространства жилища и культово-погребальных ансамблей являются формообразующими архетипами и могут использоваться для моделирования объектов современной этноархитектуры.

2. Типология архаического жилища древнего Кыргызстана у земледельцев состояла из землянок, полуземлянок, одиночных надземных домов, глинобитных коллективных домов-массивов, усадебных замков. Типология жилища кочевников - юрта, алачык (шалаш), чатыр (щатер).

3. Сакские и сако-усуньские курганы (Чон-Добо, Желе-Добо), а также некрополи (Жапырык, Котур-Сай, Кичи-Ача) являются образцовыми памятниками древней культовой архитектуры Кыргызстана.

4. Многочисленные каменные памятники и курганы енисейских и алтайских кыргызов, находящиеся вне территории Кыргызстана, можно считать духовно-культурными источниками национальной культово-мемориальной архитектуры. Особого внимания заслуживают пространства «чаа-тас», в системе расположения которых отражается внутренняя общественная структура древне кыргызского государства.

5. В древнем Кыргызстане можно выделить три категории культово-религиозных объектов: 1) сакральные места, 2) погребальные сооружения и некрополи, 3) религиозно-культовые центры в городах (поселениях).

6. Типологическими представителями сакральной архитектуры древнего Кыргызстана являются горный храм-святилище Саймалы-Таш, сакральная скала возле села Араван, священная гора Сулайман-Тоо, а также мазары у истоков рек, у скал, системы каменных идолов и другие жертвенные места, комплекс каменно-пространственных образований возле города Чолпон-Аты и села Курское, Таш-Тулга (озеро Сон-Куль), каменные ряды возле села

Жениш, село Кичи-Нарын в верховьях реки Чон-Кемин.

1. Типологию культово-погребальных сооружений образуют курганы и некрополи кочевников, курумы, наусы, мугкана земледельческих общин; религиозные сооружения: древние святилища в Ошском поселении, храм огня, дом огня «Алоохана».

8. На завершающем этапе древнего периода зародилась традиция выделения специальных мест (площадок) для религиозных ритуалов, однако в древних городах Кыргызстана специальные религиозные сооружения не возводились.

9. Исторические корни архитектуры Кыргызстана можно обнаружить не только в древних памятниках архитектуры, но и в пластическом языке древнего искусства, в пространственно-темпоральной структуре этнокультурных обрядов, а также в мифо-религиозных и эпических образах кыргызов.

Таким образом, в заключение можно сказать, что всестороннее изучение, проведение фундаментальных исследований, разумное и творческое использование, постоянная забота о сохранении богатого архитектурного культурно-эстетического наследия древнего Кыргызстана в профессиональной деятельности современных архитекторов республики сегодня приобретают важное социально-культурное и идеологическое значение, связанное с поиском новым суверенным государством собственной стратегии в духовно-культурном развитии и своего достойного места в цивилизованном мире.

Для того чтобы поднять планку уровня современной архитектуры и градостроительства, сделать их богаче и разнообразнее, новое поколение кыргызских архитекторов может опираться не только на бесспорные достижения Запада, но и на нераскрытые потенции традиционной архитектуры Востока, на архетипы и ценности национальной культуры, на опыт народных мастеров архитектуры.

Бережное отношение к памятникам древней архитектуры и переосмысление исторических корней отечественного зодчества, концентрация общественного мнения о самобытности национальной архитеюуры должны войти в составную часть культурной программы республики.

В этом отношении создание собственной научно-информационной базы в виде книг, публикаций, постоянных выставок, полноценно отражающих историю древней архитектуры и градостроительства Кыргызстана, обобщающих и критически осмысливающих современное состояние и текущую практику, являются насущной задачей архитектурной науки, обязанностью каждого творчески настроенного архитектора республики.

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Тентиев, Ж.Т. Древние истоки искусства и архитектуры Кыргызстана [Текст] /Ж.Т. Тентиев, У.Б. Ташкулов, Д.Д. Омуралиев // Сборник научных трудов «Исторические и теоретические проблемы архитектуры Кыргызстана». - Бишкек: КГУСТА, 2002. - С. 97-103.

2. Тентиев, Ж.Т. Этапы формирования архитектурного пространства города Бишкек [Текст] /Ж.Т. Тентиев, У.Б. Ташкулов, Д.Д. Омуралиев /'/ Сборник научных трудов «Исторические и теоретические проблемы архитектуры Кыргызстана». - Бишкек: КГУСТА, 2002. - С. 174-187.

3. Ташкулов, У. Б. Особенности архаического жилиша[Текст] / У. Б. Ташкулов//Интернет-журнал ВАК Кыргызской Республики, nakkr.org.81/jurnal/ Кя2. -Бишкек,2011. -6 с.

4. Ташкулов, У. Б. Следы древнего расселения на территории Кыргызстана [Текст] / У.Б. 'Гаш кул о в//И н те р н ет-жу р н ал ВАК Кыргызской Республики, nakkr.org.81/jumal/ №2. -Бишкек,2012. -6 с.

5. Ташкулов, У. Б. Освоение внутреннего пространства пещеры и территорий стойбищ [Текст] / У.Б. Ташкулов//Наука и новые технологии. №4. - Бишкек, 2013. - С.82-85.

6. Ташкулов, У.Б. Курган Чон-Дебе [Текст] / У.Б. Ташкулов//Наука и культура стран Центральной Азии; традиции и современные проблемы. Международный сборник научных трудов. Вып.11. - Душанбе, 2013.-С.48-53.

7. Омуралиев Д.Д. Современность и история-зодчество Кыргызстана/ У.Б. Ташкулов//Монография. -Бишкек, 2013. -230 с.

8. Ташкулов, У. Б. Модели поселений эпохи бронзы Древнего Кыргызстана [Текст] /У.Б. Ташкулов//Вестник КазГАСА. №4 (50). -Алматы, 2013. - С. 86-94.

, 9. Ташкулов У.Б. Исторические корни архитектуры Кыргызстана У У.Б. Ташкулов//Монография. - Бишкек, 2013. -203 с.

КОРУТУНДУ Ташкулов Уланбек Байышович «Кыргызстандын архитектураеынын тарыхый тамыры (байыркы мезгнл)» Архитектура кандидатынын илимдик даражасына изилденуу диссертациясы . Адистик 05.23.20.- архитектуранын теориясы жана тарыхы, тарыхый архитектурашык мурасты реставрациялоо жана реконструкциялоо

Ачкыч сездер: алгачкы архитектура, алгачкышаар, типтуулук, функционалдьпс-мейкиндиктузулушу, форма пайда болуу принциптери, архитектуралык эстеликтер, коргон

Диссертациялык иш Кыргызстандын архитектуралык - шаар куруу мурастарынын архитектураеынын булактарын (таш доорунан баштап VI -кылым б.з.) позитивдуу потенциалдык изилдеего арналган.

Изилдоонун максаты — Кыргызстандын архитектура жана шаар куруусунда улуттук адатгарынын бугунку практикада колдонууда тарыхый тамырлары ачып керсетулген.

Кыргызстандын байыркы эстеликтерчнин функционалдык-тузулуш, типтуулук езгвчолуь-твру жана архитектуралык мейкиндик принциптери изилденген. Кыргызстандын байыркы архитектурасы коншулаш мамлекеттер менек салыштырмалуу анализ жургузулген.

Диссертацияаын чегинде байыркы Кыргызстандын алгачкы архитектура жана шаар куруусунда концептуалдык енугуу иштелип чыккан.

Ата-мекен мемерчулугунде ички жана тышкы шартгарында жана форма пайда болуу принциптеринде, социальдык-экономикалык, маданий-тарыхый процесстери коз каранды эсебинин аралыгында керсетулген.

Байыркы шаарлардын классификациям жана архаикалык турак жайлардын жана маданий-диндик курулмалардын типтеринин архитектуралык-композициялык озгочелуктеру ачылган.

РЕЗЮМЕ

Ташкулов Уланбек Байышович «Исторические корни архитектуры Кыргызстана (древний период)»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры Специальность 05.23.20 - теория и история архитектуры, реставрации и реконструкция историко-архитектурного наследия.

Ключевые слова: Протоархитектура, протогород, типология, функционально-пространственная организация, принципы формообразования, памятники архитектуры, курган.

Диссертация посвящена изучению истоков архитектуры Кыргызстана (с каменного века по VI века н.э.) выявлению позитивного потенциала архитектурно-градостроительного наследия.

Цель исследования - раскрыть исторические корни архитектуры и градостроительства Кыргызстана для обеспечения преемственности и национальных традиций в современной практике.

Изучены функциональные, структурно-типологические особенности и архитектурно-пространственные принципы древних памятников Кыргызстана. Проведен сравнительный анализ древней архитектуры Кыргызстана с прилегающими территориями-государствами.

В рамках диссертации разработана концепция развития протоархитектуры и градостроительства в древнем Кыргызстане. Показана зависимость между внутренними и внешними условиями и принципами формообразования отечественного зодчества с учетом социально-экономических, культурно-исторических процессов.

Произведена классификация древних городов и выявлены архитектурно-композиционные особенности архаических типов жилых зданий и культово-религиозных сооружений.

RESUME Tashkulov Ulanbek Bayyshovich "The historical sources of architecture of Kyrgyzstan (ancient period)"

Dissertation for the degree of the candidate of architecture Specialty 05.23.20 - the theory and history of architecture, restoration and reconstruction of historical and architectural heritage.

' ; Keywords: Proto architecture, proto, typology, functional and spatial organization, principles of a shaping, architecture monuments, mount.

Thesis is devoted to the origins of architecture of Kyrgyzstan (from the Stone Age to the VI century BC), the identification of the positive potential of the architectural and urban heritage.

The purpose in the research-to considerate the historical sources of architecture and urbanism of Kyrgyzstan for ensure continuity and national

traditions in modern practice.

Researched functional, structural and typological features of architecture and spatial principles of ancient monuments in Kyrgyzstan. A comparative analysis of ancient architecture with the surrounding territories of Kyrgyzstan.

As part of the thesis the concept of development of urban planning town building in ancient Kyrgyzstan. It showed the relationship between internal and external conditions and principles of formation of the national architecture, taking into account socio-economic, cultural and historical processes.

It created the classification of ancient cities and identified architectural compositional features of archaic types of residential buildings and cult- religious structures.

ТАШКУЛОВ УЛАНБЕК БАЙЫШОВИЧ

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ АРХИТЕКТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА

(древний период)

Специальность 05.23.20 - теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Редактор С.Е. Аксененко

Подписано в печать 04.03.2014. Формат 60x84 1/16. Объем 1,0 п. л. Бумага офсетная. Печать офсетная.

____Тираж 150 экз. Заказ 28 _

г.Бишкек, ул, Сухомлинова, 20. ИЦ "Текник" КГТУ, т.: 54-29-43 E-mail: beknur@mai1.ru