автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.17, диссертация на тему:Исследование и разработка средств подбора цветовых координат в процессе выполнения дизайнерских работ

кандидата технических наук
Карпинский, Михаил Романович
город
Красноярск
год
2007
специальность ВАК РФ
05.13.17
цена
450 рублей
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Исследование и разработка средств подбора цветовых координат в процессе выполнения дизайнерских работ»

Автореферат диссертации по теме "Исследование и разработка средств подбора цветовых координат в процессе выполнения дизайнерских работ"

На правах рукописи

Карпинский Михаил Романович

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ПОДБОРА ЦВЕТОВЫХ КООРДИНАТ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИЗАЙНЕРСКИХ РАБОТ

05 13 17 - Теоретические основы информатики (технические науки)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Красноярск - 2007

Работа выполнена в Сибирском федеральном университете

Научный руководитель кандидат технических нау!

Маглинец Юрий Лнатолье зич

Официальные оппоненты доктор технических наук, профессор

Ловчиков Анатолий Николаевич

кандидат технических наук, профессор Вейсов Евгений Алексеевич

Ведущая организация Сибирский государственный технологический уни-

верситет

Защита состоится 15 мая 2007 года в 14 00 часов на заседании диссертационного совета К 212 099 05 при Сибирском федеральном университете по адресу 660074, г Красноярск, ул Киренского, 26, ауд Г4-17

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Сибирского федерального университета

Отзывы на автореферат в двух экземплярах с подписью составителя, заверенные печатью организации, просим направить по адресу 660074, г Красноярск, ул Киренского, 26, ученому секретарю диссертационного совета К 212 099 05

Автореферат разослан «14» апреля 2007 г

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат технических наук, доцент

Кузьменко Н Г

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Актуальность темы. Дизайнеры в современное время основную часть работы по созданию изображения выполняют на цифровых инструментах, художники стали все чаще обращаться к подобным инструментам. Появляется новое направление в искусстве - цифровая живопись, где процесс создания изображения и его демонстрация целиком осуществляется на цифровых устройствах. Это обусловлено тем, что традиционный подход к созданию изображений трудоемок, содержит много физического

труда.

В процессе создания изображения художник (доайиер) постоянно решает дае задачи: создание рисунка (формы) и подбор цвета. Это две принципиально разные и вместе с тем глубоко взаимосвязанные задачи: форма влияет на восприятие цвета, а цвет - на восприятие формы. Сосредоточим внимание на подборе цвета. Цвет есть психофизиологическое ощущение человека, информация о цвете описывается цветовыми координатами (ЦК) в определенном цветовом пространстве (RGB, CMYK, HSL, Lab и др.). В данной работе использовано цветовое пространство HSL, так как оно наиболее близко для понимания человека.

Восприятие цвета человеком субъективно, на него влияют такие факторы, как размер цветового пятна, окружаюпше цвета, адаптация восприятия и др. При потере фокуса внимания с визуализации ЦК цветовое ощущение пропадает. В качестве иллюстрации этого тезиса рассмотрим рисунок 1.

Рисунок 1 - Влияние контекста на восприятие цвета В верхней его части изображено два прямоугольника, закрашенных одним цветом. На одинаковом, белом фоне они воспринимаются одинаково, но стоит создать им различный фон, и их цветовое ощущение изменится. На желтом фоне ощущение цвета смещается в сторону зеленого, а на зеленом - наоборот.

Современные средства полбора значений ЦК осуществляют подбор последовательно: вначале подбор значения ЦК, затем - анализ цветового ощущения. Решение о завершении поиска осуществляется на основе сознательного анализа, а не цветового ощущения. Результат подбора будет неточным. Кроме того, присутствуют избыточные действия. Таким образом, существующие средства не позволяют решить задачу подбора цвета с качеством, приемлемым для выполнения художественных работ.

Допустим, художник, посмотрев на незаконченную картину, принял решение поставить цветовое пятно определенного цвета. Приступив к подбору, он определяет яркость, затем насыщенность и цветовой тон В области визуализации цветовое ощущение совпадает с желаемым цветом После чего проводит мазок и видит, что в контексте со всем изображением вдет смотрится иначе, чем в области визуализации при подборе. Появляется парадокс на этапе подбора цвета человек воспринимает ЦК без контекста и ощущает ее в одном качестве, а после нанесения на изображение (возникновения контекста) ощущение становится иным В связи с этим затрудняется подбор ЦК и становится невозможным подбирать точно задуманные цвета.

Таким образом, существует проблема подбора цвета, решение которой современные средства не поддерживают, в связи с чем актуальна задача разработки новых алгоритмов и методики взаимодействия «человек-компьютер», обеспечивающих кон-текстпо-зависимый подбор цветовых координат с учетом психофизиологических факторов восприятия цвета человеком

Целью диссертационной работы является исследование и разработка алгоритмов и методики человекомашинного общения при подборе цветовых координат в программных инструментах, предназначенных для выполнения изобразительных дизайнерских работ.

Достижение цели связано с решением следующих задач

1 Исследование алгоритмов и методик подбора цветовых координат, применяемых в современных графических программных продуктах, предназначенных для подбора цветовых координат

2. Исследование моделей пользовательских интерфейсов, применяемых в графических программных продуктах, предназначенных для нодбора цветовых координат

3 Разработка системы оценки методик подбора цветовых координат (ЦК), позволяющей анализировать функциональные и нефункциональные возможности, характеристики методики подбора ЦК.

4 Разработка модели человекомашинного интерфейса при подборе цветовых координат, учитывающей психофизиологические факторы восприятия цвета человеком

5 Разработка алгоритмов и методики подбора цветовых координат, учитывающей психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

Методы исследования. В диссертационной работе использовались методы и понятия теории графов, теории алгоритмов, диаграммы графического языка UML (Unified Modeling Language), объектно-ориентированные методы построения программных систем, методика оценки эффективности интерфейсов пользователя GOMS

Научная новизна. В ходе проведенных исследований автором получены следующие результаты

1 Разработана оригинальная система классификационных признаков, позволяющая оценивать функциональные и нефункциональные характеристики методик подбора ЦК

2 Разработана новая модель человекомашинного интерфейса, обеспечивающая в процессе взаимодействия минимальное количество состояний внимания пользователя и визуализацию, учитывающую психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

3 Разработала оригинальная методика подбора цветовой координаты, обладающая функциональной полнотой и эффективно совмещающая процессы подбора, хранения и визуализации цветовых координат за счет организации доступа к основным функциям без потери фокуса внимания с элементов визуализации в процессе создания изображения

Практическая ценность Автором, разработана программная система для подбора цветовых координат «Кларенфил» Применение данной системы позволяет повысить эффективность подбора цветовых координат Данный результат достигается реализацией научных результатов данной работы, а именно модели пользовательского интерфейса и методики подбора цветовых координат. Программная система «Кларенфил» внедрена и применяется в рекламно-производственной фирме ООО «5-я Высота» (г Москва) и в полиграфическом предприятии «Ситалл» (г Красноярск, Красноярский край)

Публикации. По материалам исследований опубликовано семь статей, две из которых опубликованы в сборниках, рекомендованы ВАК

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на следующих конференциях всероссийская научная конференция "Наука Технологии Инновации" г Новосибирск, НГТУ, 2005г, межрегиональная научно-практическая конференция "Инновационное развитие регионов Сибири" г Красноярск, КГТУ, 2006г, всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и наука Начало XXI века" г Красноярск, КГТУ, 20051, Международная научная конференция «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук» г Магнитогорск МаГУ, 2006

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и 1 приложения Работа содержит 138 страниц текста, 70 рисунков и 6 таблиц Список литературы содержит 102 наименования ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, ставятся основные цели и задачи исследования, приводится список основных результатов, полученных в ходе исследований

В первой главе исследованы существующие методики подбора ЦК использующиеся в графическом программном обеспечении, дана их классификация Исследованы интерфейсы пользователя, используемые при выполнении задач подбора ЦК

Осуществляется обзор методик подбора цветовых координат при работе над изображениями

Вследствие того, что человек воспринимает довольно большое число цветов, подбор цвета является весьма трудоемким процессом Суть данного процесса заключается во взаимодействии человека и системы, посредством которого осуществляется подбор цвета. Особенностью служит то, что восприятие цвета человеком носит в значительной мере субъективный характер, не позволяющий полноценно определить дает, не пропустив его через призму человеческого восприятия

Проанализирована классическая методика создания живописной картины Она предполагает, что работа с цветом разделяется на два концептуально различных этапа- подготовительный этап — работа над фор-эскизами, проработка основных отношений Основной задачей па данном этапе является обеспечение возможности анализа основных цветов с учетом их взаимного влияния,

- основной этап - прорисовка картины На данном этапе основной задачей является подбор, использование и хранение красок, производных от основной гаммы

Далее анализируется методика подбора красок (цветовых координат) на палитре - инструменте художника. В данной методике сосредоточен большой опыт поколений художников Она обладает высокими показателями удобства Основными особенностями методики являются

- Подбор красок путем непосредственного манипулирования;

- Хранение подобранных красок на плоскости палитры, запоминающееся в зрительной памяти, обеспечивающее небольшие затраты на поиск хранимых красок,

- Доступ к любой из найденных красок одним жестом,

- Визуализация подбираемых красок в окружении эталонов (краски, выдавленной из тюбиков) и общей гаммы (уже «намешанных» красок)

Есть и минусы отсутствует контекстно-зависимый подбор красок, так как художник отвлекается от изображения на палитру

Затем были проанализированы методики, применяемые в графических редакторах и программных продуктах (1111), специализированных на подборе цветовых координат В том числе, таких ПП, как Corel Painter IX, Adobe Photoshop CS2, CorelDraw 12,Xara X, Color Impact, Color Wheel Pro, Color Schemer Studio, Color Scheme Generator 2 и др Из анализа следует, что в инструментах в общем случае процесс подбора ЦК состоит из трех подпроцессов, выполняющих различные задачи

- Подбор (поиск значения) ЦК,

- Визуализация (визуальный анализ) ЦК,

- Хранение (предоставление к использованию) ЦК

Выявлены следующие недостатки реализации существующих решений данных задач

- Слабо развиты элементы хранения ЦК; их возможности, в лучшем случае, ограничиваются списком, перечисляющим сохраненные цвета,

- При подборе значений ЦК фокус внимания переходит с элементов визуализации на элементы подбора,

- Методики подбора ЦК содержит избыточные действия, снижающие эффективность решения конечной задачи

Поиск значения ЦК затруднен вследствие большого множества выбора

Художник (Восприятие) Художник (Упраплелие) Система

/ Выбрать наиболее \ подходящую ЦК ич предоставленного множества

,—±—.

/ Формирование Л 1 цветового ощу- | V щения у

[ИначеГ^^цк найдена]

*

( Использовать найден- \ I пое значение )

4

Рисунок 2 - Обобщенный алгоритм подбора ЦК, используемый в современных программных продуктах На рисунке 2 показано, как происходит подбор ЦК в современных программных продуктах Процесс разделен на два этапа подбор значений ЦК и формирование цветового ощущения Так как подбор ЦК должен основываться на анализе цветовой координаты, такой алгоритм не приемлем

Представлен набор признаков, классифицирующих методики подбора ЦК Для краткости, системе признаков присвоено обозначение (идентификатор) МСЯ Она содержит 11 признаков, из которых один «отдельный» (БЬий) характеризует структуру методики, а остальные 10 объединены в три группы (рисунок 3)

- группа признаков «С», характеризующая особенности подбора значений ЦК,

- группа «V», характеризующая особенности визуализации ЦК,

- группа «в», характеризующая особенности хранения ЦК

Рисунок 3 - Система признаков классификации методик подбора ЦК МСБ -Обозначение системы признаков, С, V, Б, - Обозначение групп признаков, остальные - признаки

Описание критериев и шкал представлено в таблице 1. Таблица 1 - Признаки и шкалы

Признак Шкала

struct - Признак, характеризующий структуру методики Z - Последовательная Простейшая структура, все блоки последовательны CV - Блоки подбора и визуализации совмещены CS - Блоки подбора и хранения совмещены VS -Блоки визуализации и хранения совмещены CVS - Все блоки совмещены Наиболее эффективная структура.

Признаки блока подбора значений ЦК (С)

typScIDim - Способ определения цветовых измерений ЦК Abs - Абсолютный Значение цветового измерения определяется из полного множества возможных значений Step - Разделенный на шаги Выбор значения цветового измерения разделяется на несколько итераций

dimlSel - Количество не вырожденных цветовых измерений конкретизируемых одним выбором Число (от 1 до 4). Если значение данного признака больше одного, то подбор значительно затрудняется, так как человеку трудно одновременно анализировать цвет по нескольким измерениям

chord - Возможность подбирать цветовые аккорды No - Нет Цветовые аккорды не поддерживаются, Hue - Цветовой аккорд по цветовому тону; Full - Цветовой аккорд по всем цветовым измерениям

Признак Шкала

Признаки блока визуализации(У)

стрБавй! - Возможность сравнения цветового ощущения ЦК с эталонами, составляющими цветовой базис Yes (есть) / No (нет). Восприятие цвета у человека носит относительный характер, окружение несет очень сильное влияние на цветовые ощущения Возможность сформировать цветовое ощущение ЦК относительно эталонов, составляющих цветовой базис, позволяет получить точную контекстно-независимое цветовое ощущение ЦК

стрватша - Возможность сравнения цветового ощущения с эталонами, составляющими цветовую гамму Yes (есть) / No (нет). Данный признак, подобно предыдущему, характеризует возможность системы предоставлять точное цветовое ощущение с учетом физиологических и психологических особенностей восприятия цвета человеком, в контексте с гаммой изображения

стрР^ - Возможность сравнения цветового ощущения с учетом размера, формы и положения цветового пятна Yes (есть) / No (нет). Данный признак говорит о возможности точпой контекстно-зависимой оценки ЦК, визуализация данного типа позволяет максимально учесть субъективные особенности зрения человека

тп£Со1огайопв - Раскраска элементов управления Позволяет интуитивно осуществлять поиск значений ЦК No - Нет Раскраска отсутствует Gradient - Градиентная Элементы управления окрашены плавными переходами цвета Discrete - Дискретная Область визуализации множества возможных значений, определяемых регулятором, окрашивается не плавным переходом, а делится на определенное количество равномерно закрашенных областей

Признаки блока хранения^)

structDiff - Сложность структуры хранения (Число) <10 - Фиксированный список хранимых ЦК Количество сохраняемых ЦК меньше 10 Fixed -Фиксированный список хранимых ЦК Количество сохраняемых ЦК больше либо равно 10 List (список) - Позволяет сохранять множество ЦК Tree (дерево) - Позволяет сохранять множество ЦК, а также объединять их в группы и подгруппы, что обеспечивает эффективный поиск

Признак Шкала

геЫСС - Зависимость между сохраненными ЦК Yes (есть) / No (нет). В простейших реализациях способа хранения ЦК запоминаются численные значения, но возможно хранить цвета «отношениями» Есть некоторые «базовые» ЦК, которые сохраняются числовыми значениями, но остальные хранят значения относительно «базовых» и сами могут в последствия выступать в качестве «базовых» ЦК. Такая структура позволяет корректировать цвета не по одному, а группами

апсЬогРа1ейе - Возможность указания цветов изображения ссылками на ЦК из «палитры» Yes (есть) / No (пет). За счет того, что цвета на изображении указываются ссылками на палитру, обеспечивается возможность легко изменять цвета на изображении.

На основе критериев был разработан индекс эффективности Он позволяет получить количественную характеристику методики подбора цветовых координат Индекс вычисляется по таблице 2 Таблица 2 - вычисление индекса

Критерий Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4

Значение Инкремент Значение Инкремент Значение Инкремент j Значение Инкремент

MCS Struct Z 1 CV, vs, es 25 CVS 4

MCS С typSelDim Abs 1 Step 2

MCS С DimlSel 1 2 2 1 3 0

MCS С Chord No 0 Huge 2 Full 4

MCS VCmpBasis No 0 Yes 2

MCS V CmpGamma No 0 Yes 2

MCS V CmpPict No 0 Yes 4

MCS V MngColoratio US No 0 Gradient 05 Discrete 1

MCS S structDiff Число Число*0 2 Fixed 2 List 3 Tree 4

MCS S relatCC No 0 Yes 2

MCS S AnchorPalette No 0 Yes 2

Анализируются интерфейсы человекомашинного взаимодействия инструментов подбора ЦК На рисунке 4 изображена обобщенная модель интерфейса пользователя программного продукта обеспечивающего подбор ЦК

Эл Упр Ущ) Сохраненные

использования ЦК полбооаЦК ЦК

Рисунок 4 - Обобщенная модель человеко-машинного интерфейса предназначенного

для подбора ЦК

Обобщенная модель интерфейса существующих средств состоит из Зх блоков

- блок холст (на котором создается изображение),

- блок палитра (на котором подбираются ЦК),

- блок хранилище (на котором сохраняются найденные ЦК)

Установлено, что в графических ПП при подборе ЦК слабо проработаны элементы визуализации, что очень негативно сказывается на эффективности подбора Также очень слабо проработаны системы хранения подобранных ЦК, что в свою очередь сильно затрудняет использование найденных ЦК

Во второй главе приводится описание предлагаемой методики подбора ЦК и модель интерфейса пользователя программного инструмента подбора ЦК Приводится методика подбора ЦК

Цветовая координата (ЦК) - как уже упоминалось, компьютерная (цифровая) форма существования цвета В сознании человека цвет существует в форме душевного переживания Данное переживание требует значительных эмоциональных затрат, вследствие чего носит импульсный характер Подбор ЦК заключается в подборе значений ЦК таких, что цветовое ощущение, сформированное при взгляде на область закрашенную цветом, синтезированным на основе данной ЦК, будет соответствовать цветовому переживанию задуманного цвета Если в процессе подбора значений ЦК фокус внимания уходит с элементов визуализации, то выполнение подбора затрудняется, если не становится невозможным

Произведена декомпозиция задачи подбора цветовых координат Для решения данной задачи необходимо и достаточно наличия трех взаимодополняющих функций инструмента подбора ЦК

- Подбор (обеспечение ввода, корректировки) значений ЦК Данная функция в значительной мере неэффективна без следующей функции, так как без визуализации

определить удовлетворительность подбираемой ЦК в большинстве случаев практически невозможно

- Визуализация (обеспечение формирования цветового ощущения) ЦК - одна из основных функций От того, насколько истинно формируется цветовое ощущение ЦК, зависит трудоемкость принятия решения об окончании подбора Важно учесть, что восприятие цвета в значительной мере субъективный процесс, основанный на психофизиологических особенностях человеческого восприятия

- Хранение (обеспечение использования, поиска) ЦК Данная функция на первый взгляд не так важна, как предыдущие функции Но от качества ее реализации (показателей трудоемкости и временных затрат) очень сильно зависит эффективность инструмента, так как в процессе работы художник часто повторно использует ранее определенные ЦК; а также использует ранее определенные ЦК при подборе новых

Чтобы методика взаимодействия человека и машины была в полной мере эффективна, она должна соответствовать потребностям художника, как по форме, так и по содержанию К содержанию можно отнести функциональность методики, а к форме ее структуру.

Определены требования к реализации сформулированных выше функций на основе их детализации 1 Подбор

1 1 Минимизация трудоемкости и временных затрат при подборе значений ЦК 1 2 Подбор нескольких ЦК одновременно (подбор цветовой гаммы)

1 3. Использование в подборе значения ЦК ранее найденных ЦК

2 Визуализация

2.1. Обеспечение постоянного фокуса внимания художника на визуализации подбираемой ЦК и дополнительных средствах визуализации в процессе подбора ЦК. 2 2 Нормализация психофизиологического состояния восприятия (устранение адаптации зрения)

2 3 Устранение психофизиологического эффекта взаимного влияния цветов на их восприятие, ухудшающего точность визуализации (цвета, расположенные поблизости, воспринимаются иначе, чем по отдельности или в близости с другими цветами)

3 Хранение

3 1 Доступ к часто используемым ЦК с минимальной трудоемкостью и временными затратами

3 2 Быстрый поиск редко используемых сохраненных ЦК

3 3 Управление структурой сохраненных ЦК с минимальной трудоемкостью и затратами времени

Разработанная методика реализуется через набор прецедентов

1 Создать пустую независимую ЦК,

2 Создать пустую зависимую ЦК,

3 Подбор значения ЦК близкого к значению какой либо известной ЦК,

3 1 Изменить ЦК, участвующую в подборе,

3 2 Создать ЦК с подобранпым значением,

4 Подбор значения ЦК путем смешивания двух известных ЦК, 4.1. Изменить ЦК, участвующую в подборе,

4 2 Создать ЦК с подобранным значением,

5 Изменить какое либо измерение ЦК,

6 Удалить ЦК,

7 Переместить ЦК внутри структуры хранения (структурировать ЦК)

8 Использовать сохраненную ЦК

Рассмотрим основной прецедент «Подбор значения ЦК близкого к значению

Рисунок 5 - Диаграмма деятельности прецедента «Подбор значения ЦК близкого к значению какой-либо известной ЦК» 13

В разработанной методике формирование цветового ощущения и выбор значения ЦК или базовой ЦК осуществляется совмещено, за счет чего позволяет пользователю производить действия контекстно-зависимо к изображению Также процесс подбора ЦК разделен на итерации, где на начальной итерации осуществляется грубое определение значения ЦК, после чего оно уточняется Так методика осуществляет поддержку принятия решения пользователя, поскольку сразу принять решение о выборе, из всего множества цветов, нужной цветовой координаты тяжело

Новизна методики заключается в совмещении процесса подбора ЦК, визуализации подбираемых ЦК и хранения подобранных ЦК Это обеспечивается за счет особой компановки доступа к функциям (рисунок 5)

Основным процессом человекомашинного взаимодействия при выполнении художественных, изобразительных работ является создание изображения Обычно этот процесс разделяется на четыре

1 Подбора значений ЦК,

2 Хранение, структурирование ЦК,

3 Формирования цветового ощущения ЦК,

4 Использование ЦК (создание форм, рисунка)

В большинстве графических программ первые три процесса выносятся, как независимые подпроцессы четвертого, что в значительной мере затрудняет работу художника, так как ему постоянно приходится восстанавливать фокус внимания при смене задачи Разработанный подход позволяет решить основную проблему, которой характеризуются известные методики подбора ЦК, сформулированную выше (в 1 главе) Это достигается путем обеспечения доступа к функциям (подбора, хранения, визуализации и использования ЦК) непосредственно в момент необходимости, в непосредственной близости от места работы, не меняя обстановки в корне, вся работа по созданию изображения совмещается в одном процессе Задача объединения доступа к функциям решается в модели интерфейса взаимодействия человека и компьютера

Реализация описанных выше требований Реализация требования 1.1. (Минимальная трудоемкость и временные затраты при подборе значений ЦК)

- обеспечивается совмещенной структурой методики,

- реализация поиска искомого значения ЦК в несколько итераций С математической точки зрения подбор цвета есть не что иное, как поиск узла в трехмерном двунаправленном структурированном графе Критерием окончания поиска является субъективное подтверждение достаточной точности соответствия физиологического восприятия цветового излучения и задуманного непосредственно субъектом, осуществляющим поиск В большинстве реализаций поиск осуществляется простым перебором, что требует многократного визуального анализа ЦК и много творческих сил Поиск ЦК несколькими итерациями позволяет закончить поиск значительно быстрее, с меньшим числом анализа ЦК и принятий решений соответствия испытуемой ЦК и за-

думанного цвета. В этом случае сначала предлагается сделать грубый выбор, а в последующих итерациях уточнить его, что значительно проще Позволяет повысить эффективность поиска, как следствие понизить трудоемкость и временные затраты

Реализация требования 1.2 Подбор нескольких ЦК одновременно (подбор цветовой гаммы)

- обеспечивается за счет особой структуры хранения ЦК Суть которой заключается в том, что ЦК хранятся не в абсолютных значениях, а ссылками на базовые цвета. Изменение базового цвета, распространяется на все ссылающиеся на него ЦК, по заданному отношению Таким образом, можно составить цветовой аккорд, после чего, изменяя базовый, цвет точно определить всю гамму.

Реализация требования 1 3 Использование в подборе значения ЦК ранее найденных ЦК

- данное требование заключается в том, что ЦК можно подобрать «независимо», но можно выбрать какую-либо ранее найденную ЦК и выбрать новую ЦК основываясь на ранее найденной,

- кроме того, если требуется изменить ЦК, то можно выбрать какую-либо ранее найденную ЦК и выбрать новое значение из цветового перехода между данпыми ЦК

Реализация требования 2 1 и 2 3 Обеспечиваются совмещенной структурой методики

Реализация требования 2 2 Нормализация психофизиологического состояния восприятия (устранение адаптации зрения)

- обеспечивается по средствам сравнения подбираемой ЦК и всего изображения с эталонами цвета

- Реализация требования 3 1 Доступ к часто используемым ЦК с минимальной трудоемкостью и временными затратами*

- обеспечивается возможностью «выносить» метки, указывающие на ЦК, в рабочую область инструмента (на «холст») Что обеспечивает быстрый доступ к ним, и при этом выполняются условия требования 2 1;

- элементы изображения предоставляют к использованию ЦК

Реализация требования 3.2 и 3.3 (структурированное хранение ЦК и управление структурой сохраненных ЦК с минимальными затратами трудоемкости и времени), относятся к общему процессу работы с ЦК, а не к непосредственному подбору значений ЦК Поэтому для обеспечения данных функций не обязательно полностью обеспечивать требование 2 1 Реализовав их в отдельном элементе человекомашинного интерфейса, сосредоточив приоритеты на данных требованиях

Быстрый поиск редко используемых сохраненных ЦК обеспечивается за счет хранения ЦК в структурированном дереве, причем определять местоположение ЦК в момент ее создания Когда ЦК хранятся в структурированном порядке их гораздо проще найти В случае использования «дерева» вместо реляционного списка, позволяет осуществлять поиск в ширину, что требует меньших затрат

Представлена модель интерфейса человекомапшнного взаимодействия инструмента подбора ЦК Модель типичного интерфейса состоит из трех основных блоков «Холст» - в данном блоке реализованы основные функции использования цветовых координат, «Хранилище» - в нем реализуются функции управления структурой хранения ЦК, а также редко используемые в процессе подбора ЦК (поиск редко используемых ЦК), «Палитра» - в нем реализуется подбор значений ЦК (рисунок 6)

Рисунок 6 - разработанная модель человекомашишюго интерфейса предназначенного для подбора ЦК Отличия разработанной модели заключается как в следующих областях

- в структуре,

- в свойствах элементов модели;

По структуре отличия заключаются в следующем

1 Добавлен новый элемент управления подбора значений ЦК в блоке «холст», который позволяет совместить процессы подбора ЦК, визуализации ЦК и хранения ЦК

2 Введен новый интерфейсный элемент хранения значения ЦК на «холсте» Данный тип элементов управления позволяет совместить процессы хранения (поиска и предоставления к использованию) ЦК, подбора значений ЦК и использования ЦК

По свойствам отличия заключаются в следующем

1 В существующих решениях сохраненные ЦК предоставляются пользователю в виде списка, а в разработанной модели значения ЦК хранятся в сложной структуре подчинения деревообразной формы. Значения хранимых ЦК связаны логически

2 Изменен элемент подбора значений ЦК, добавлен прямой доступа к подбору нескольких ЦК

Представлен элемент интерфейса «Паук», предназначенный для подбора ЦК путем непосредственного манипулирования (рисунок 7)

Рисунок 7 - «Паук» элемент управления контекстно-зависим ого подбора ЦК

Подбор ЦК путем непосредственного манипулирования инициализируется на изображении относительно какой-либо области или независимому элементу хранения, при этом на изображении отображается грубый набор ЦК, синтезированных из ЦК объекта (рисунок 5, слева). Набор визуализируется в виде небольших окружностей (для тот, чтобы не закрывать изображение) при перемещении графического устройства ввода, происходит визуализация уточняющего множества и визуализация выбранной ЦК. Из дополнительного множества можно выбрать уточненную ЦК (рисунок 7, справа}. Таким образом, данный элемент управления совмещает процессы подбора, визуализации и хранения цветовых координат и обеспечивает контекстно-зависимый подбор ЦК.

В третьей главе рассматривается программная система «Кл арен фил», ее подсистемы, технологии построения интерфейса пользователя. Данная программная система реализует описанную выше методику, модель человеком ашинн ого интерфейса.

Основой структуры разработанного программного обеспечения является пользовательский интерфейс, он состоит из двух подсистем:

!. 1 ¡одсистемы работы над изображением. В задачи данной системы входит: подбор ЦК непосредственным мшипулнромнием, визуализация ЦК и изображения, хранение ЦК.

2. Подсистема хранения подобранных ЦК. В задачи системы входит хранение значений подобранных ЦК, предоставление сохраненных ЦК к использованию, предоставление возможности структурирования сохраненных ЦК.

Формулируются задачи и результаты экспериментального исследования программного инструмента:

1. Исследование адекватности классификации методик подбора ЦК: исследование достаточности критериев для оценки возможностей системы, для определения эффективности методик.

2. Исследование адекватности разработанной модели интерфейса пользователя для подбора ЦК: позволяет ли модель интерфейса реализовать разработанную методику подбора ЦК, улучшить общие эргономические, временные характеристики процесса подбора ЦК.

3 Исследование адекватности разработанной методики подбора ЦК позволяет ли данная методика, применяемая в процессе подбора цветовых координат, улучшить общие эргономические, временные характеристики процесса подбора ЦК и повысить точность подобранных ЦК

Экспертам были предоставлены 14 современных графических программных продукта, обеспечивающих подбор ЦК и разработанная система. Их было необходимо выстроить в порядке возрастания эффективности Место соответствовало количеству получаемых балов После чего находился средний бал среди всех экспертов Полученная последовательность совпала с последовательностью просчитанной с помощью индекса, разработанный программный продукт получил высшую оценку

Таким образом, полученный набор критериев в полной мере описывает эффективность исследуемой методики подбора ЦК

Разработанной методике соответствует значение индекса = 29, это говорит о том, что она потенциально почти в 2 раза превосходит существующие методики подбора ЦК (таблица 3)

Таблица 3 - Значения индексов методик подбора ЦК

№ Название Инструмента MCS.Index

1 Кларенфил 29

2 ХагаХ 15,5

3 Color Schemer Studio 14,5

4 Color Impact 13,5

5 Macro Media Flash MX 12,5

6 Color schemes generator 11

7 Corel Painter IX 9

8 Corel Draw 12 8

9 Color Pxc 8

10 Color Wheel Pro 7,8

11 Adobe PhotoShop CS2 6,5

12 MicroSofl Painter 6

13 RSColorAssist 5,9

14 Color Point 4,4

15 Color Pop 3,5

При сравнении разработанной модели пользовательского интерфейса (ПИ) с существующими аналогами, количественным анализом по методу вОМв, получены следующие значения подбор значений ЦК с использованием разработанной модели ПИ составил 7,4 с (таблица 4), что почти в 1,5 раза быстрее среднего значения (11,4 с) и в 1,2 раза быстрее ближайшего конкурента (Хата X - 8,9 с ) Данное исследование говорит о том, что разработанная модель интерфейса пользователя, предназначенная для подбора ЦК) потенциально в 1,2 раза превосходит существующие.

18

Таблица 4 - Временные характеристики ПИ графических программ

№ Название Время, с.

1 Разработанная модель 7,4

2 CorelDraw 9,5

2 PhotoShop 9,5

3 Color Impact 13,65

3 Color Studio 13,65

4 XaapaX 8,9

Было проведено исследование, в котором экспертам был предоставлен рисунок (форма), и визуализация закраски, которую им необходимо подобрать Было опрошено 23 эксперта. После выполнения задания эксперты поставили оценки в соответствии с предложенной пяти бальной шкалой, средняя оценка составила 4,95 бала

В приложении приведен глоссарий терминов цветоведения и информатики

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Получены следующие научные и практические результаты работы

1 Разработана система классификационных признаков методики подбора цветовых координат (ЦК), позволяющая оценивать функциональные и нефункциональные характеристики методик подбора ЦК

2 Разработана модель человекомаппшного интерфейса, обеспечивающая в процессе взаимодействия минимальное количество состояний внимания пользователя и визуализацию, учитывающую психофизиологические факторы восприятия цвета человеком

3 Разработана методика подбора цветовой координаты, обладающая функциональной полнотой и эффективно совмещающая процессы подбора, хранения и визуализации цветовых координат за счет организации доступа к основным функциям без потери фокуса внимания с элементов визуализации в процессе создания изображения, обеспечивающая контекстно-зависимый подбор цветовых координат

4 Разработана программная система для подбора цветовых координат реализующая полученные научные результаты

Результаты работы отражены в следующих публикациях-

1 Карпинский М Р Образное восприятие / М Р Карпинский // Системы искусственного интеллекта Сборник студенческих научных статей Под ред Г С Киря-ковой Красноярск,ШЦКГТУ2002,112с,С 91-94,

2 Карпинский М Р Подбор цвета на компьютере Существующие решения и проблемы / М Р. Карпинский // Молодежь и наука Начало XXI века Материалы Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых-В 4ч Ч 3 Красноярск ИПЦКГТУ,2005 250с,С 123-126,

3 Карпинский М Р Увеличение эргономики инструментов подбора цвета в графических редакторах / М Р. Карпинский // Автоматика и измерительная техника.

Сб научн тр всероссийской научной конференции «Наука Технологии Инновации» Новосибирск, НГТУ, 2005, часть 2 - 250с С 54-55,

4 Карпинский М Р Увеличение эргономики интерфейса пользователя инструментов подбора цвета / М Р Карпинский // Инновационное развитие регионов Сибири Материалы Межрегиональной научно-практической конференции В 2 ч Ч 2 Под науч ред С. А. Подлесного; Отв. за вып В И Темных, А Н Чупров Красноярск-ИПЦ КГТУ, 2006 476 с С 460-461,

5 Карпинский М Р Творчество и автоматизация/ М Р Карпинский // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук сборник статей Международной научной конференции в 2 т / под ред Е В Дегтярева - Магнитогорск . МаГУ, 2006 - Т 1 - 327 с С 220-224,

6 Карпинский М Р Компьютерный инструмент подбора цветовых координат/ М Р Карпинский, Ю. А Маглинец // Вестник КГУ журнал - 2006 - 8 (24) - Красноярск РИОКГУ,2006 -С 91-93

7 Карпинский, М Р Разработка системы признаков для классификации методик подбора цветовых координат / М Р Карпинский, Ю А Маглинец // Вестник Сибирской аэрокосмическои академии имени академика М Ф Решетнева Выл 1 (14) -Красноярск, 2006 - С 18-21

Отпечатано на ризографе Сибирского федерального университета 660074, Красноярск, ул Киренского, 28 Тираж 100 экз. Заказ 813/2

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Карпинский, Михаил Романович

Список сокращений.

Введение.

1 Анализ моделей и методов подбора цветовых координат для выполнения изобразительных дизайнерских работ.

1.1 Обзор методик подбора значений ЦК.

1.1.1 Методика подбора цвета в классическом процессе работы художника при создании живописной картины.

1.1.2 Методика подбора ЦК в графических ПП.

1.1.3 Анализ методик.

1.2 Классификация методик.

1.2.1 Классификация методик подбора цвета (MCS).

1.2.2 Критерии и шкалы.

1.2.3 Маркировка.

1.2.4 Индекс эффективности методики (МС S .Index).

1.3 Обзор моделей интерфейсов пользователя.

1.3.1 Структура ИП.

1.3.2 Элементы управления.

1.4 Выводы по разделу 1.

2 Модель пользовательского интерфейса и методика подбора цветовых координат.

2.1 Методика подбора ЦК.

2.1.1 Указания по методике.

2.1.2 Требования к интерфейсу пользователя.

2 Л .3 Описание методики.

2.2 Модель пользовательского интерфейса.

2.2.1 Иллюстрированный сценарий прецедента.

2.2.2 Граничные классы.

2.2.3 Прототип интерфейса пользователя.

2.3 Выводы по разделу 2.

3 Экспериментальные исследования разработанного методического и программного обеспечения.

3.1 Цели и задачи экспериментального исследования.

3.2 Описание программной системы.

3.3 Описание программно-аппаратной системы для проведения эксперимента.

3.4 Исследование индекса эффективности.

3.5 Оценка скорости работы с системой, методика GOMS.

3.5.1 Определение области исследования.

3.5.2 Процедурная часть.

3.6 Экспертный опрос.

3.6.1 Методологический раздел программы опроса.

3.6.2 Процедурный раздел программы опроса.

3.6.3 Результат исследования.

3.7 Выводы по разделу 3.

Введение 2007 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Карпинский, Михаил Романович

Художественная деятельность в современном мире проникает во множество сфер деятельности человека: издательство, СМИ, реклама, производство промышленных товаров, архитектура, искусство [45]. Традиционный подход к созданию изображений трудоемок, содержит много физического, рутинного труда [8,83,87], зависит от материалов. Этим обусловлено привлечение информационных технологий в работу дизайнеров, художников. Формируется новое направление в изобразительном искусстве: цифровая живопись [39].

В процессе создания изображения художник (дизайнер) постоянно решает две задачи: создание рисунка (формы).

• подбор цвета.

Это - две принципиально разные и, вместе с тем, глубоко взаимосвязанные задачи: форма влияет на восприятие цвета, а цвет - на восприятие формы. Сосредоточим внимание на подборе цвета. Цвет есть психофизиологическое ощущение человека, информация о цвете описывается цветовыми координатами (ЦК) в определенном цветовом пространстве (RGB, CMYK, HSL, Lab и др.) [2, 11, 13, 20, 56-59]. В данной работе использовано цветовое пространство HSL (рисунок 1.1), так как оно наиболее близко для понимания человека.

RGB

HSL G L i

Цветовая чоопдинэга и ! н

Рисунок 1.1 - Цветовые пространства RGB и HSL

Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание. Однако глаза и мозг могут придти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету — чёрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической» [1].

Восприятие цвета человеком субъективно, на него влияют такие факторы, как размер цветового пятна, окружающие цвета, адаптация восприятия и др. [2, 14, 15, 16, 27-29]. При потере фокуса внимания с визуализации ЦК цветовое ощущение пропадает [2].

Современные средства подбора значений ЦК осуществляют подбор последовательно: вначале подбор значения ЦК, затем - анализ цветового ощущения. Такая методика подбора ЦК не позволяет решать задачу подбора цвета в целом. Решение о завершении поиска осуществляется на основе сознательного анализа, а не на основе цветового ощущения. Результат подбора будет неточным. Кроме того, в методиках человекомашинного общения современных средств подбора ЦК присутствуют избыточные действия, что снижает эффективность труда.

Основной акцент в компьютерных инструментах для работы с графикой поставлен на инструменты создания рисунка, формы. В то время как более наукоемкая сторона - работа с цветом, в которой соприкасается множество наук: физика, физиология, математика, психология, химия, философия, довольствуется простейшими реализациями. Инструменты подбора цвета, точнее говоря, цветовых координат, так как подбирается не сам цвет, цветовое ощущение или пигмент, а информация о нем, не удовлетворяют потребностям художников и дизайнеров по эффективности поиска цветовых координат, функциональности, эффективности человекомашинного взаимодействия.

Обеспечение работы с цветом в графических программах (ГП) сводится к предоставлению возможности выбора цветовых координат из полного множества возможных значений. Средства визуального анализа подбираемой цветовой координаты фактически отсутствуют. Слабо проработаны средства для сохранения значений подобранных цветовых координат (ЦК), что затрудняет их повторное использование.

В программных продуктах, специализированных на подборе ЦК с расширенными возможностями, в частности, поддержка цветовых аккордов [7] (Col-orlmpact, Color Wheel Pro), также присутствуют вышеописанные недостатки, к тому же отсутствует важное звено между подбором и применением ЦК - подсистема хранения, поиска и предоставления к использованию найденных ЦК. В связи с чем, применение данных программных продуктов (ПП) ограничено начальным этапом работы над изображением, появление данного класса ПП, специализированных исключительно на процессе подбора ЦК, подтверждает слабое развитие в области работы с цветом в современных графических редакторах.

В инструментах подбора цветовых координат делается акцент на ввод значений цветовой координаты, в то время как восприятие цвета есть субъективное ощущение. Главной задачей при подборе ЦК является визуализация ЦК с учетом всех субъективных и физиологических свойств человеческого зрения. Кроме того, цветовое ощущение является очень кратковременным и исчезает при уходе концентрации внимания с элементов визуализации [1,2]. Поэтому очень важны эргономические свойства методики подбора ЦК и интерфейса пользователя, обеспечивающие минимальные потери концентрации и цветовых ощущений [3, 5, 53,61].

В этой связи в настоящее время актуальна задача разработки новых алгоритмов и методики взаимодействия «человек-компьютер», обеспечивающих подбор цветовых координат с учетом психофизиологических факторов восприятия цвета человеком, с большей функциональностью перед традиционным методом, за счет использования интерактивных возможностей, предоставляемых информационными технологиями.

В последние годы активизировалась работа над совершенствованием программных инструментов подбора цветовых координат [17, 18], в связи с чем актуальна задача разработки системы критериев для накопления информации об инструментах подбора ЦК, а также количественной оценки функциональных возможностей моделей систем (что позволит оценивать системы еще на стадии проектирования).

Целью диссертационной работы является исследование и разработка алгоритмов и методики человекомашинного общения при подборе цветовых координат в программных инструментах, предназначенных для выполнения изобразительных дизайнерских работ.

Достижение цели связано с решением следующих задач:

1. Исследование алгоритмов и методик подбора цветовых координат, применяемых в современных графических программных продуктах, предназначенных для подбора цветовых координат.

2. Исследование моделей пользовательских интерфейсов, применяемых в современных графических программных продуктах, предназначенных для подбора цветовых координат.

3. Разработка системы оценки методик подбора цветовых координат (ЦК), позволяющей анализировать функциональные и нефункциональные возможности, характеристики методики подбора ЦК.

4. Разработка модели человекомашинного интерфейса при подборе цветовых координат, учитывающей психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

5. Разработка алгоритмов и методики подбора цветовых координат, учитывающих психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

Методы исследования. В диссертационной работе использовались методы и понятия теории графов, теории алгоритмов, диаграммы графического языка UML (Unified Modeling Language), объектно-ориентированные методы построения программных систем, методика оценки эффективности интерфейсов пользователя GOMS.

Научная новизна. В ходе проведенных исследований автором получены следующие результаты:

1. Разработана оригинальная система классификационных признаков, позволяющая оценивать функциональные и нефункциональные характеристики методик подбора ЦК.

2. Разработана новая модель человекомашинного интерфейса, обеспечивающая в процессе взаимодействия минимальное количество состояний внимания пользователя и визуализацию, учитывающую психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

3. Разработана оригинальная методика подбора цветовой координаты, обладающая функциональной полнотой и эффективно совмещающая процессы подбора, хранения и визуализации цветовых координат за счет организации доступа к основным функциям без потери фокуса внимания с элементов визуализации в процессе создания изображения.

Практическая ценность. Автором, разработана программная система для подбора цветовых координат «Кларенфил». Применение данной системы позволяет повысить эффективность подбора цветовых координат. Данный результат достигается реализацией научных результатов данной работы, а именно, модели пользовательского интерфейса и методики подбора цветовых координат. Программная система «Кларенфил» внедрена и применяется в рекламно-производственной фирме ООО «5-я Высота» (г. Москва) и в полиграфическом предприятии «Ситалл» (г. Красноярск, Красноярский край).

Публикации. По материалам исследований опубликовано семь статей, две из которых опубликованы в сборниках, рекомендованных ВАК.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на следующих конференциях: всероссийская научная конференция "Наука. Технологии. Инновации", г. Новосибирск, НГТУ, 2005г.; межрегиональная научно-практическая конференция "Инновационное развитие регионов

Сибири", г. Красноярск, КГТУ, 2006 г.; всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и наука: Начало XXI века", г. Красноярск, КГТУ, 2005 г; Международная научная конференция «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук», г. Магнитогорск, МаГУ, 2006 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и 1 приложения. Работа содержит 136 страницы текста, 71 рисунка и 11 таблиц. Список литературы содержит 99 наименования.

Заключение диссертация на тему "Исследование и разработка средств подбора цветовых координат в процессе выполнения дизайнерских работ"

3.7 Выводы по разделу 3

В ходе исследований выяснилось следующее. На основании исследования подобранных гамм, наборов ЦК можно сделать вывод о полноте методики для подбора ЦК, об обеспечении необходимой визуализации и системы хранения ЦК, о достаточности модели интерфейса пользователя, обеспечивающей контекстно-зависимый подбор ЦК и полноценное функционирование методики.

Классификация позволяет быстро и достаточно полно оценивать возможности методики, а индекс позволяет оценивать общую эффективность исследуемой методики.

Заключение

Получены следующие научные и практические результаты работы:

1. Разработана система классификационных признаков методики подбора цветовых координат (ЦК), позволяющая оценивать функциональные и нефункциональные характеристики методик подбора ЦК.

2. Разработана модель человекомашинного интерфейса, обеспечивающая в процессе взаимодействия минимальное количество состояний внимания пользователя и визуализацию, учитывающую психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

3. Разработана методика подбора цветовой координаты, обладающая функциональной полнотой и эффективно совмещающая процессы подбора, хранения и визуализации цветовых координат за счет организации доступа к основным функциям без потери фокуса внимания с элементов визуализации в процессе создания изображения, обеспечивающая контекстно-зависимый подбор цветовых координат.

4. Разработана программная система для подбора цветовых координат, реализующая полученные научные результаты.

Библиография Карпинский, Михаил Романович, диссертация по теме Теоретические основы информатики

1. Иттен, И. Искусство цвета Текст.: [пер. с нем.] / Иттен Иоханнес. -3-е изд. М.: Д. Аронов, 2004. - 96 с. - Перевод изд.: The art of color / Johannes Itten. - 3000 экз. - ISBN 5-94056-009-1 (в пер.).

2. Lin, С. Color in Computer Graphics Текст. / С. Lin, F. Hewitt, W.T.H., Howard. Sheffield : CVCP/USDTU, 1993. - ISBN 1-85889-022-5.

3. Раскии, Д. Новые направления в проектировании компьютерных систем Текст. / Джеф Раскин : Символ Плюс, 2003. - 272 с.

4. Головач, В. Дизайн пользовательского интерфейса Электронный ресурс. / Влад Головач. 2003. - Режим доступа www.uibookl .ru.

5. Круг, С. Не заставляйте меня думать! / Стив Круг, перевод с англ. -М.: Символ-Плюс, 2001.- 195 с.-ISBN 5-93286-021-9.

6. Крэг, JI. Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования / Крэг Ларман, Пер. с англ. -М.: Вильяме, 2007. 736 с.

7. Уилан, Б. Гармония цвета. Новое руководство по созданию цветовых комбинаций Текст. / Брайд Уилан. М : ACT, 2005. - 160 с.

8. Трейнен-Пендарвис, Ш. Painter-это великолепно! Текст. / Трейнен-Пендарвис, Ш. КУДИЦ-ОБРАЗ, М, 2005. 528 с.

9. Галисеев, Г. В. Компоненты в Delphi 7 Текст. / Галисеев Г.В.: Профессиональная работа М: Диалектика, 2004. - 624 с.

10. Боец невидимого фронта (Специалист по web-usability) Текст.: Мир Интернет / Ярослав Перевалов : Мир Интернет, №5 (56), 2001.

11. Фрилинг, Г. Человек Цвет - Пространство. Текст. / Фрилинг Г., АуэрК.:-М, 1973.

12. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Текст. / Ядов В.А. М., 1995.

13. Джадд, Д. Цвет в науке и технике Текст. / Джадц Д., Вышецки Г. -М.: Мир, 1978.-285 с.

14. Измайлов, Ч.А. Психофизиология цветового зрения Текст. / Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов A.M.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. -206 с.

15. Кравков, С.В. Цветовое зрение. Текст. / Кравков С.В. М.: АН СССР, 1951.- 175 с.

16. Пэдхем, Ч. Восприятие света и цвета. Текст. / Пэдхем Ч., Сондерс Дж.-М.: Наука, 1978. 175 с.

17. Color-wheel-pro Электронный ресурс. Vancouver : 2006. - Режим доступа: www.color-wheel-pro.com.

18. Tigercolor Электронный ресурс. Kolbotn : 2006. - Режим доступа: www.tigercolor.com/Featuresl .htm.

19. Юрченко, A. Painter 8 Текст. / Артем Юрченко: Издательский Дом ITC 2003. - Режим доступа www.itc.ua.

20. Метрология цвета Текст.: Компьютерра / Серж Скаут. -1999, №16 (294). М.: ИД "Компьютерра". -1999.

21. Boyle, С. Color Harmony for the Web Текст. / Cailin Boyle. USA.: Rockport Publishers, 2001. -192 c.

22. Wyszecki, G. Color science Текст. / Wiley. Sydney : 1967.

23. Bevan, N. Guidance on Usability / Nigel Bevan. 1994. Режим доступа : usability.ru/sources/iso9241-l 1 .htm.

24. Улетный интерфейс Текст.: Компьютерра /Юрий Герасимов. -1998, №16 (294). М.: ИД "Компьютерра". -1999.

25. Пользовательский интерфейс Текст.: PC Magazine Russian Edition / Донской M. -1996, №10. - М.: СК Пресс. -1999.

26. Автоматическая диагностика цветового зрения. Текст.: Психологический журнал / Соколов Е.Н, Зимачев М.М., Измайлов Ч.А. и др. -1980. Т.1. Вып. 3. С. 58-84.

27. Демидов, В. Как мы видим то, что мы видим. Текст. / Демидов В. -М.: Знание, 1987.-138 с.

28. Пэдхем, Ч Восприятие Света и Цвета. Текст. / Пэдхем Ч., Сондерс Ж. -М.: Мир, 1978.-255 с.

29. Тонквист, Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы. Текст. /Г. Тонквист, АЛ.Митькин,Н.Н.Корж.-М.:Наука, 1993.

30. Цоллингер, Г. Биологические аспекты цветовой лексики. Текст. / Цоллингер Г. М.: Мир, 1995.

31. Магазанник, В. Д. Человеко-компьютерное взаимодействие. Текст. / Магазанник В. Д., Львов В. М.: Учебное пособие для вузов. Тверь : Триада, 2005.-200 с.

32. Сатин, Д. Проектирование пользовательских интерфейсов. Текст. / Дмитрий Сатин, Режим доступа: dmitrysatin.livejournal.com

33. Горшкова, М. К. Основы прикладной социологии. Текст. / М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. -М.: Интерфакс, 1996.

34. Белановский, С.А. Метод фокус-групп. Текст. / Белановский С.А. -М.: Магистр, 1996.

35. Богомолова, Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. Текст. / Н.Н. Богомолова, Т.В.Фаломеева. -М.: Магистр, 1997.

36. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования. Текст. / Бутенко, И.А. М.: Тривола, 1998.

37. Завгородний, А.И. Методика эмпирических исследований в социологии. Текст. / Завгородний А.И., Шахматова Н.В : Учебное пособие. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1995.

38. Добреньков, В.И. Методология и история. Текст. / Кравченко А.И. : Социология. М.: Инфра-М, 2000.

39. Демерс, О. Цифровое текстурирование и живопись. Текст. / Оуэн Демерс. М.: Вильяме, 2002. - 336 с.

40. Гренберг, Ю. И. Технология станковой живописи. Текст. / Ю. И. Гренберг. М.: Изобразительное искусство, 1982. - 320 с.

41. Кириленко, А. П. Описание КНИГА Photoshop CS2 стань профессионалом! : Самоучитель. Текст. / Кириленко А. П. - СПб.: BHV, Питер, 2006. - 477 с. - ISBN 5-469-01129-1.

42. Мертон, Р. Фокусированное интервью. Текст. / Р. Мертон, М. Фиске, П. Кендал. Пер. с англ. -М.: Институт молодежи, 1991.

43. Ельмеев В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. Текст. / Ельмеев В. Я. СПб.: Петрополис, 1995.

44. Головач, В. Прототипирование интерфейсов в Adobe InDesign. Текст. / Владислав Головач. Режим доступа: http://usethics.ru/. - 2004.

45. Яцюк О.Г. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. Текст. /Яцюк О.Г., Романычева Э.Т. СПб.: БХВ-Петербург, 2001.

46. Кобурн, Ф. Эффективная работа с Corel DRAW 9. Официальное руководство. Текст. / Кобурн Ф., Маккормик П. СПб.: Питер, 1999.

47. Паульсон, Э. Использование Corel DRAW 5. Специальное издание. Текст. / Паульсон Э. Киев : Диалектика, 1996.

48. Миронова, JI.H. Цвет это что? Текст. / Миронова JI.H. - Режим доступа http://mironovacolor.org/. - 2004.

49. Калиновский, А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным. Текст. / Калиновский А.И. М.: Новое знание, 2005. - 220 с.

50. Хомской, Е.Д. Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия. Текст. / Хомской Е.Д., Москвина. В.А.// Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Оренбург : ООИПКРО, 2000. С. 76-93.

51. Кораблин, М.А. Информатика поиска управленческих решений. Текст. / Кораблин М.А. М.: Изд-во "СОЛОН-Пресс", 2003. - 191 с.

52. Кормен, Т. X. Алгоритмы: построение и анализ. Текст. / Томас X. Кормен : 2-е изд. М.: Вильяме, 2005. - ISBN 5-8459-0857-4, - ISBN 0-07013151-1.

53. Мунипов, В. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды : Учебник для вузов. Текст. / Мунипов В., Зинченко В. М.: Логос, 2001. - ISBN 5-94010-043-0.

54. Joseph, S. D. A Practical Guide to Usability Testing. Текст. / Joseph S. Dumas, Janice C. Redish. UK : Intellect, Ltd, 1999. - ISBN 1841500208.

55. Rubin, J. Handbook of Usability Testing: How to Plan, Design, and Conduct Effective Tests. Текст. / Jeffrey Rubin. USA : Wiley, 1994. - ISBN 0471594032.

56. Шашлов, Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. Текст. / Шашлов Б.А. -М.: Мир книги, 1995.

57. Ивенс, Р. М. Введение в теорию цвета. Текст. / Ивенс Р. М.: пер. с англ. -М. -1964;

58. Кустарев, А. К. Колориметрия цветного телевидения. Текст. / Кус-тарёвА. К.-М.- 1967;

59. Гуревич, М. М. Цвет и его измерение. Текст. / Гуревич М. М. М.1950;

60. Ломов, Б. Ф. Человек и техника : Очерки инженерной психологии. Текст. / Ломов, Б. Ф. -М. 1966.

61. Панова, Д. Ю. Инженерная психология. Текст. / Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко. М. - 1964.

62. Ломов, Б. Ф. Основы инженерной психологии : Уч. для вузов. Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Высшая школа. - 1986.

63. Душкова, Б. Основы инженерной психологии: Уч. для вузов. Текст. / Душкова, Б. Екб.: Акад. прект. - 2002.

64. Берж, К. Теория графов и ее применения. Текст. / Берж К. М.: Изд-во иностр. лит. - 1962.

65. Евстигнеев, В.А. Применение теории графов в программировании. Текст. / Евстигнеев В.А. М.: Наука. - 1985.

66. Евстигнеев, В.А. Теория графов: алгоритмы обработки деревьев. Текст. / Евстигнеев В.А., Касьянов В.Н. Новосибирск : Наука. -1994.

67. Ершов, А.П. Введение в теоретическое программирование : Беседы о методе. Текст. / Ершов А.П. М.: Наука, 1977.

68. Зыков, А.А. Теория конечных графов. Текст. / Зыков А.А. Новосибирск : Наука, 1969.

69. Касьянов, В.Н. Оптимизирующие преобразования программ. Текст. / Касьянов В.Н. М.: Наука, 1988.

70. Касьянов, В.Н. Методы построения трансляторов. Текст. / Касьянов В.Н., Поттосин И.В. Новосибирск : Наука, 1986.

71. Кнут, Д. Искусство программирования для ЭВМ.: Сортировка и поиск. Текст. / Кнут Д. М.: Мир, 1978.

72. Кристофидес, Н. Теория графов. Текст. / Кристофидес Н.: Алгоритмический подход. -М.: Мир, 1978.

73. Емеличев, В.А. Лекции по теории графов. Текст. / В.А.Емеличев, О.И.Мельников, В.И.Сарванов и др. М.: Наука, 1990.

74. Липский, В. Комбинаторика для программистов. Текст. / Липский В. М.: Мир, 1988.

75. Майника, Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. Текст. / Майника Э. М.: Мир, 1981.

76. Рейнгольд, Э. Комбинаторные алгоритмы : Теория и практика. Текст. / Рейнгольд Э., Нивергельт Ю., Део Н. М.: Мир, 1980.

77. Свами, М. Графы, сети и алгоритмы. Текст. / Свами М., Тхуласира-ман К. М.: Мир, 1984.

78. Успенский, В.А. Теория алгоритмов: основные понятия и приложения. Текст. / Успенский В.А., Семенов А.Л. М.: Наука, 1987.

79. Харари, Ф. Теория графов. Текст. / Харари Ф. М.: Мир, 1973.

80. Berge, С. Graphs (second revised edition). Текст. / Berge C. North New York: Oxford, 1985.

81. Bondy, J.A. Graph theory with applications. Текст. / Bondy J.A., Murty U.S.R. -New York : Oxford, 1976.

82. Golumbic, M. C. Algorithmic graph theory and perfect graphs. Текст. / Golumbic M.C. New York : Academic Press, 1980.

83. Карпинский, M. P. Образное восприятие. Текст. / M. Р. Карпинский // Системы искусственного интеллекта: Сборник студенческих научных статей. Под ред. Г.С. Киряковой. Красноярск, ИПЦ КГТУ 2002, 112с., С. 91-94;

84. Карпинский, М. Р. Компьютерный инструмент подбора цветовых координат. Текст. / М. Р. Карпинский, Ю. А. Маглинец // Вестник КГУ: журнал. 2006. - 9 (25).- Красноярск: РИО КГУ, 2006. - С. 202 - 207.

85. Кувшинов, М. CIP3 PPF. Текст. // Журнал "Publish / дизайн, верстка, печать", №9,2001 г.-М.: Издательство "Открытые системы", 2001.

86. Фергюсон, Р. Б. Модель связывает процессы. Текст. / Рене Буше Фергюсон // Компьютерная неделя, 23-31 марта, 2003, №10 (376), М., 2003.

87. Буч, Г. Язык UML. Руководство пользователя. Текст. / Г. Буч, Дж. Рамбо, А. Джекобсон М.: ДМК Пресс, 2000 - 432 с.

88. OMG Unified Modeling Language Specification. Текст. / Version 1.3 March 2000.

89. Шукла, Д. АОП: Более эффективная инкапсуляция и повторное использование кода. Текст. / Д. Шукла, С. Ф. К. Селлз // MSDN Magazine Русская редакция. 2002. Спецвыпуск №1.

90. Якобсон, А. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения Текст. / А. Якобсон, Г. Буч, Дж. Рамбо СПб: Питер, 2002 - 496 с.

91. Фаулер, М. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования. Текст. / М. Фаулер, К. Скотт / Пер. с англ. А. М. Вендров /под ред. JI. А. Калиниченко М.: Мир, 1999 - 191 с., ил.

92. Cook, S. Designing Object Systems: Object-Oriented Modeling with Syn-tropy. Текст. / Steve Cook, John Daniels. Prentics Hall, 1994.

93. Cooper, A. About Face. Текст. / Cooper, Alan. Foster City : IDG Books Worldwide, 1995.

94. Eriksson, H. UML (Unified Modeling Language) Toolkit. Текст. / Eriksson, H., P. Magnus. New York: John Wiley & Sons, 1998.