автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.07, диссертация на тему:Художественное проектирование рисунка для текстильных материалов с учетом зрительного восприятия орнамента в костюме

кандидата технических наук
Заболотская, Евгения Александровна
город
Москва
год
1998
специальность ВАК РФ
05.19.07
цена
450 рублей
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Художественное проектирование рисунка для текстильных материалов с учетом зрительного восприятия орнамента в костюме»

Текст работы Заболотская, Евгения Александровна, диссертация по теме Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви

-/т

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ А.Н. КОСЫГИНА

На правах рукописи

ЗАБОЛОТСКАЯ Евгения Александровна

УДК 687.01:7.048(043.3)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РИСУНКА ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ С УЧЕТОМ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОР-

НАМЕНТА В КОСТЮМЕ

Том I

Специальность 05.19.07 - Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

Научный руководитель -доктор технических наук профессор КОЗЛОВА Т.В.

Научный консультант -кандидат технических наук, доцент ЖУРАВЛЕВА Т.А.

Москва - 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ стр.

ВВЕДЕНИЕ........................................ 4

Глава 1. Обзор литературы по вопросам изучения и применения оптических иллюзий............................. 10

1.1. Графический визуальный дизайн как самостоятельная область художественного конструирования......... 10

1.2. Обоснование явления иллюзии с точки зрения науки. . 12

1.3. Этапы развития знаний и представлений о формировании оптически иллюзий....................... 13

1.4. Проявление зрительных иллюзий в природе......... 17

1.5. Использование эффекта зрительных иллюзий в искусстве и дизайне.............................. 19

1.6. Характеристика иллюзорных изображений с позиции

. теории эстетического восприятия................ 25

1.7. Использование эффекта иллюзии в текстильном дизайне ................................... 27

1.8. Анализ теоретических разработок по использованию эффекта зрительных иллюзий в оформлении костюма . 29

Выводы по главе............................... 32

Глава 2. Исследование структуры плоскостно-графических иллюзорных изображений.............................. 35

2.1. Обоснование метода исследования иллюзорных графических структур............................ 35

2.2. Структурный анализ графических иллюзорных изображений................................. 37

2.3. Анализ механизма формирования иллюзорных ощущений при обработке визуальной информации зрительной системой человека.................... 43

2.4. Выявление факторов, определяющих активность восприятия графических иллюзорных изображений..... 46

Выводы по главе............................... 56

Глава 3. Определение взаимосвязи формы костюма и орнамента

ткани в процессе формообразования................. 57

3.1. Разработка классификации структурных характеристик орнамента и костюма с позиции зрительного восприятия.................................... 57

3.2. Обоснование достоверности результатов статистических наблюдений с использованием методов теории ве-

роятностей................................ 69

3.3. Выявление закономерностей взаимосвязи текстильного орнамента и формы костюма в процессе формообразования............................... 83

3.3.1. Построение условно-графических моделей развития форм костюма и структурных характеристик орнамента за период 1975 - 1994 г.г. . . 83

3.3.2 Исследование корреляционной взаимосвязи структурных характеристик орнамента и форм костюма. Построение условно-графических моделей развития системы "форма костюма - орнамент"............................. 95

3.4. Построение структурных и теоретических моделей развития композиционных признаков орнамента в зависимости от изменения формы костюма.............. 104

Выводы по главе............................... 124

Глава 4. Художественное проектирование текстильных рисунков с

эффектами иллюзий............................ 126

4.1. Разработка методики автоматизированного художественного проектирования текстильных рисунков с эффектом иллюзии........................... 126

4.2. Разработка принципов создания текстильных композиций из мотивов с эффектом иллюзии с учетом визуальных характеристик костюма................. 161

4.3. Апробация результатов исследования в условиях малого предприятия...........................1.82

4.4. Апробация методики художественного проектирования текстильных рисунков с эффектами иллюзий в учебном процессе.......................... 184

Выводы по главе.............................. 189

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................... 189

БИБЛИОГРАФИЯ.................................... 192

ВВЕДЕНИЕ

Современное направление в орнаментации текстильных материалов характеризуется общей тенденцией усложнения визуальной структуры поверхности тканей для костюма. Появление новых технологий и новых направлений в компьютерной графике предполагает разработку нестандартных подходов к художественному проектированию орнамента.

Исследования в области зрительного восприятия и психологии позволяют по-новому взглянуть на такое явление как иллюзии в рисунках тканей и широко использовать их в художественном проектировании костюма.

Иллюзорную графику, выполненную на компьютере, можно отнести к области виртуального искусства. Существующее до сих пор определение «иллюзорный» является частью понятия «виртуальный», широко используемое в компьютерных технологиях. Виртуальный - мнимый, кажущийся, существующий в сознании как продукт воображения. Текстильные компьютерные рисунки, относящиеся к виртуальной графике, характеризуют уровень развития текстильного дизайна конца XX .века.

В области изучения и целенаправленного применения зрительных иллюзий как в искусстве, так и в текстильном дизайне, накоплена значительная по объему информация. Однако, вопросы формообразования иллюзорного рисунка в текстиле, как самостоятельная научная проблема художественного проектирования не рассматривались. В связи с этим отсутствует классификация признаков иллюзорного орнамента, не полностью исследованы возможности автоматизированного проектирования рисунков со сложными оптико-геометрическими эффектами, не разработана научная методика проектирования подобных рисунков.

В практической деятельности текстильных дизайнеров разработка подобных рисунков ведется на чисто интуитивном уровне.

Диссертационная работа посвящена проблеме автоматизированного проектирования текстильных рисунков с эффектом иллюзии, одному из направлений текстильной графики.

Эффект иллюзии в тканях оказывает непосредственное влияние на восприятие формы костюма. Поэтому в диссертации рассматриваются вопросы формообразования иллюзорного орнамента с учетом его зрительного восприятия в костюме.

Современный уровень развития текстильной промышленности и художественного проектирования тканей базируется на использовании средств компьютерной техники. Но на большинстве отечественных текстильных предприятий широкие графические возможности компьютеров используются пока не полностью. Это объясняется отсутствием методик, позволяющих адаптировать новые графические программы к процессу проектирования текстильных рисунков. Решение этой проблемы даст возможность создавать рисунки высокого художественного и технического уровня.

В современных экономических условиях индустрия моды требует переориентации швейных предприятий и фирм на сокращённые циклы производства, что создаёт условия для их быстрого реагирования на смену модных тенденций. При этом возрастает роль и значение прогнозной информации, адаптированной к конкретным условиям и проектно-техническим возможностям предприятия или фирмы. Принципы согласования стиля орнаментального оформления текстильных материалов с формой костюма способствуют принятию научно обоснованных решений в выборе приёмов художественного оформления тканей для костюма, что обеспечивает высокий уровень качества проектных разработок.

Таким образом, актуальность работы обусловлена:

- необходимостью повышения уровня художественного оформления тканей и создания новых направлений в текстильной графике;

- необходимостью более широкого использования вычислительной техники в комплексном проектировании рисунков тканей для костюма;

- необходимостью создания отечественных методик автоматизированного проектирования рисунков со сложными иллюзорными эффектами;

- необходимостью повышения научной обоснованности взаимосвязи элементов орнамента и форм костюма в процессе формообразования;

- возможностью программирования орнамента для ткани в соответствии с определенным периодом развития моды;

Цели и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование теоретических вопросов формообразования иллюзорного орнамента и разработка методики художественного проектирования текстильных рисунков на базе компьютерных технологий.

Для достижения этой цели в диссертации поставлены следующие задачи:

- анализ современных теорий по вопросам формирования эффекта иллюзии и использования их в художественном творчестве;

- выявление структуры плоскостно-графических иллюзорных изображений с позиции активности зрительного восприятия;

- классификация визуальных признаков графического мотива с эффектом иллюзии;

- определение характера системной взаимосвязи визуальных признаков орнамента и костюма в процессе формообразования;

- разработка методов автоматизированного проектирования текстильных рисунков с иллюзорным эффектом.

Объект исследования Объектом исследования является явление иллюзии в текстильной графике. Предмет исследования - ткань с эффектами иллюзий.

Методика исследования

Задачи, поставленные в диссертации, решались теоретическими и экспериментальными методами.

В работе использовались следующие методы исследования:

- литературно-аналитический метод;

- метод системного подхода;

- структурно-графический анализ и основные' положения теории зрительного восприятия;

- методы автоматизированного проектирования;

- методы математической статистики;

- методы имитационного моделирования;

- методы определения экономической эффективности.

На защиту выносятся:

- информационная модель последовательности восприятия графических иллюзорных мотивов в рисунках тканей;

- система визуальных признаков графических мотивов с эффектами иллюзий, составляющих основу для создания и использования соответствующего банка данных;

- системные модели взаимосвязи костюма и тканей с иллюзорным эффектом;

- методика автоматизированного проектирования рисунков с эффектами иллюзий;

Научная новизна работы.

1. Разработана классификация визуальных признаков орнамента с эффектом иллюзии.

2. Выявлены факторы, характеризующие взаимосвязь композиционных элементов орнаментированной ткани и костюма.

3. Определены основные условия формирования эффекта иллюзии в текстильном рисунке.

4. Установлена информативно-конструктивная роль текстильных рисунков с эффектом иллюзии в процессе формообразования костюма. Выявлены принципы построения текстильных композиций с иллюзорным эффектом для каждого периода развития форм костюма.

5. Разработаны структурные и теоретические модели развития композиционных признаков орнамента на ткани в соответствии с определенным периодом моды.

6. Разработана методика автоматизированного художественного проектирования орнамента с эффектом иллюзии.

Апробация результатов исследований проводилась в фирме «Грекофф и К°» . Внедрены практические рекомендации по отбору тек-

Практическая значимость работы

Разработанная автором методика художественного проектирования тканей с эффектом иллюзии может быть рекомендована предприятиям текстильной промышленности. Следование методике построения орнамента с иллюзорными эффектами позволит создавать модные рисунки со сложной композиционной структурой как традиционным способом, так и с использованием компьютера.

Научные рекомендации по выбору приемов художественного оформления текстильных материалов могут быть использованы на стадии предпро-ектной ориентации при создании перспективной коллекции одежды.

Новый курс лекций и практических занятий по дисциплине «Автоматизированные методы художественного проектирования» для студентов факультета прикладного искусства позволит повысить эффективность подготовки художников-стилистов.

Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 200 страницах машинописного текста и содержит: введение, четыре главы с выводами, заключение, 65 рисунков и 160 /т. II/ страниц приложений. Библиография включает 120 наименований.

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ

1.1. Графический визуальный дизайн как самостоятельная область художественного конструирования

В настоящее время наблюдается интенсивное развитие графического дизайна как самостоятельной области художественного конструирования. В основу многих его концепций положена визуальная ориентация [111]. Представления о визуализации, визуальных формах и структурах осущест-

стильных материалов для костюма в соответствии с авторской идеей коллекции и с учетом проектно-технических возможностей фирмы. Внедрение имеет социальный и экономический эффект благодаря точному соответствию орнаментального оформления ткани модной форме костюма. Оптимизации процесса проектирования орнамента позволила реализовать изделия в короткий срок по максимальной цене. Основные результаты апробации подтверждены актом о внедрении результатов исследования в фирме «Грекофф и К°».

Основные теоретические положения диссертационной работы апробировались также в рамках госбюджетных научно-исследовательских работ кафедры автоматических систем управления и информационных технологий МГТА им. А.Н.Косыгина (тема №92-530-36) «Разработка методов и алгоритмов моделирования художественного оформления тканей средствами машинной графики» в 1995 г., а также «Разработка эффективных методов использования средств машинной графики в художественном проектировании текстильных изделий» в 1997 г. (тема №95-676-36).

Методика автоматизированного художественного проектирования текстильных рисунков с эффектом иллюзии внедрена в учебный процесс на факультете прикладного искусства МГТА им. А.Н.Косыгина. Разработан курс лекций и практических занятий по дисциплинам «Автоматизированные методы художественного проектирования», «Математика и информатика», что подтверждено актом об использовании результатов диссертационной работы в учебном процессе.

Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку:

- на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Московской государственной текстильной академии им.А.Н.Косыгина (февраль 1995 г., февраль 1997 г.);

- на международном семинаре «Проблемы разработки, производства и реализация детских изделий (ноябрь 1994 г., Москва);

- на расширенном заседании кафедры моделирования костюма МГТА им.А.Н.Косыгина (апрель 1995 г.).

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ

1.1. Графический визуальный дизайн как самостоятельная область художественного конструирования

В настоящее время наблюдается интенсивное развитие графического дизайна как самостоятельной области художественного конструирования. В основу многих его концепций положена визуальная ориентация [111]. Представления о визуализации, визуальных формах и структурах осуществляются при проектировании множества объектов и систем: рекламного объявления, плаката, макета, журнала, выставочной экспозиции, теле - и кинографики, фирменного стиля, вплоть до идей, пока не осуществлённых, и образов, пока не воплощенных.

Визуальный дизайн - осознанная установка на проектирование системы или среды как визуального текста или образа.

Выделение визуального образа в качестве самостоятельного объекта проектирования в первую очередь связано с прикладной графикой и графическим дизайном - областями, где обязательна чёткая адресность информации, причём, визуальной информацией может быть не только надпись, символ, изображение и т.п., но и объект в целом (автомобиль, интерьер, улица, ткань, костюм), если он явно ориентирован на визуальную информационную установку потребителя.

Изобретение фотографии, кинематографа, телевидения пробудили массовый интерес к визуальным формам выражения и восприятия. Сейчас человек получает визуальной информации, «упакованной» в картины, зрительные образы, не меньше, чем вербальной. Картина становится словом, сообщением. Обращение к языку визуального мышления существенно изменило все виды искусства. На развитие и совершенствование визуализации оказали своё влияние как новые технологии, так и требования, выдвинутые современной экономической и культурной жизнью.

Дизайн является одним из видов эстетической деятельности, содержанием которой выступает реализация эстетических установок и ценностей человека, и одним из понятий дизайна становится философия иллюзорного мира [27.]. Основой современной творческой концепции визуального формообразования дизайнеров одежды стало органичное соединение интуитивного и образного мышления с использованием новых технологий и достижений науки. Современная эстетика высоко ценит эффект неожиданности, возникающий при разрушении привычных связей и пониманий сути вещей. Этот эффект должен стимулировать активное восприятие и фантазию зрите