автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Градостроительные особенности общественных пространств исторических городов. Опыт Германии, Польши, Чехо-Словакии

кандидата искусствоведения
Заполянский, Александр Гаврилович
город
Москва
год
1991
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Градостроительные особенности общественных пространств исторических городов. Опыт Германии, Польши, Чехо-Словакии»

Автореферат диссертации по теме "Градостроительные особенности общественных пространств исторических городов. Опыт Германии, Польши, Чехо-Словакии"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

На правах рукописи

Архитектор /7 [

ЗАПОЛЯНСКИЙ Александр Гаврилович

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ. ОПЫТ ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШИ, ЧЕХО-СЛОВАКИИ

Искусствоведение

18.00.01. — Теория и история архитектуры, реставрация памятников архитектуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1991

Работа выполнена в Московском Архитектурном институте.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

доктор исторических наук

О. А. Швидковский

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор архитектуры Е. М. Микулина кандидат архитектуры Г. И. Зосимов

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Всесоюзный научно-исследовательский и ститут теории архитектуры и градостроительства.

Защита состоится « и » часов на з

седании Специализированного совета Д 092.10.01 по присуждению учен степени кандидата искусствоведения при Всесоюзном научно-исследоЕ тельском институте искусствознания Министерства культуры СССР по г ресу: 103009, Москва, пер. Козицкий, д. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИ искусен знания Министерства культуры СССР (Москва, Козицкий пер., 5).

Автореферат разослан «•2.6 » ( г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат искусствоведения

Н. Е. Гркгорог

\

Актуальность исследования, формирование общественных пространств-[на из главных" проблем~ в современной градостроительной яскуссии, 'особенно для стран Центральной и Юго-Восточной Европы, .к. в их городах были созданы неыасштабные жилые массивы, произ-эдственные зоны и практически исчезли системы общественных про-гранств.

Культурная и политическая жизнь нашего времени, также как и зет городов, значительно раздвигают границы понятия городского 5щественного пространства. Оно изменяется и включает не только радиционные общественные площади и торговые улицы, но и истори-зекие пространства, существовавшие ранее обособленно, и допол-яется другими б ноеых частях города. Приращение общественных про-гранств приобретает характер устойчивой градостроительной тен-внции.

Обращение к градостроительной практике воссоздания истори-еских городов Германии, Польши, Чехо-Словакии вызвано большим пытом, накопленным ими в этой области. Анализ общественных ространств центрально-европейских исторических городов в процес-е реконструкции позволяет значительно пополнить представление

современных тенденциях восстановления градостроительного насле-ия и соотнести их с отечественными архитектурными решениями.

В процессе изучения европейских градостроительных традиции роблемы формирования общественных пространств рассматривались яде работ советских и зарубежных авторов, среди которых следует тыетить историко-теоретические /Труды. Бунина А., Габричевского ., Гуляницкого Н., Лаврова £., Саваренской Т., Рауды В., Юнгхан-а К., Захватовича Я., Тольвинского Т., Вирта 3,, Грушки 3., ;ринкмана А., Гидиона 3., Зитте К., Морриса А., Хевелборна П., .укера П./, общетеоретические /Труды Бабурова А., Вархина м.,

■Глазычева В., Гуткова А., Иконникова А., Лекавы И., Рябушина А. Евидковского 0., Яргиной 3., Грайнера П., Ламкета У-, -Вейхерта ] Гольдзаита 3., Островского В., Грузы И., Штепса Р., Тонева Л., Александера К., Норберг-Иульца Н., Крие Р., Смита П., Линча К./, художественно-композиционные /Труды Белоусова В., Зосиыова Г., Кудрявцева А., Кострикина Н., Никулиной Е., Самойловой Н., Ранш ского Ю., Андрэ К., Кренца Г., Малишовой Б., Римашевского Б., Л< ■ренца В., Гонзика К., Тришку А., Велева П., Миглетты Ф., Каллен! Г., Арнхейиа Р., Петерса П./, культурологические /Труды Гуревичг А., Левинсона Л,, Лотмана Ю., Цисло М., Барта Р., Раппопорта А., Хейзинги И., Эккарта В./, социально-экологические /Труды Дереве] зева Л,, Якицкого 0., Валлиса А., Биоро 3., Яловецкого В., Анке] ля I., Берндта 1., Веббера М., Холла Э./.

Работа ставит своей целью выявить основные тенденции развития общественного пространства как одного из важнейших элементо: градостроительной культуры, наиболее полно отражающего особенности нового функционирования исторической среды, а также выяснит: методологические направления дальнейшего изучения этой проблемы Задачи работы связаны с определением путей обновления и преемственности в композиции исторических общественных пространств, ра< крытием направлений реконструкции архитектуры общественных прос: ранств исторического города.

Объектом исследования является общественное пространство центрально-европейского исторического города как кристаллизующи! элемент его композиции. Предает исследования - градоетроительньи и региональные особенности, индивидуальные черты развития и усл^ бия реабилитации историко-художественнои целостности общественш пространств исторических городов Восточной Германии, Польши, Чехословакии.

Метод исследования - сопоставительный истсрико-градостронт

:ый анализ формирования исторических городов к существующей прак-ики их преобразования, определение региональных особенностей рздостроительного развития и'своеобразия композиции обществен-:ых пространств на его основе. "

Границы исследования в основном определяются последним наи-олее активным тридцатилетием реконструкции исторических городов, также рассмотрением только структурно-пространственных аспек-ов нового функционирования общественных пространств.

Географические границы исследования включают регионы Герма-ии - Саксония-Анхальт, Тюрингия, Мекленбург, Польши - Велино-ольско-Куявский, Малая Польша, Чехословакии- Восточная Чехия, жная Чехия.

Научная новизна заключается в подходе к композиции обществен-ого пространства как архитектурно-градостроительной целостности, о многом определяющей своеобразие художественного образа города, ю подтверждается:

выявлением реально существующей взаимосвязи региональных особенностей градостроительного развития и композиционных типов общественных пространств;

определением основных направлений реконструкции их архитектуры; разработкой программы комплексного исследования общественного , пространства исторического города, позволяющей выявять его композиционный и историко-культурный потенциал /являющийся неотъемлемой частью исторического потенциала современности. Понятие "исторический потенциал современности" ввели в архитектуроведе-ние Э.А. Гольдзамт и O.A. Швидковски^ в книге: "Градостроительная культура европейских социалистических стран", М., Строииз-дат, 1985, с. 405./.

Теоретико-познавательная и практическая ценность работы закачается в научном обосновании понятия "общественное пространство

исторического города", определении его основных композиционных типов. Аналитическая часть позволила выявить специфику градостро тельной практики Восточной Германии, Польши, Чехословакии в услс бинх преобразования общественных пространств с учетом задач их £ вого функционирования и раскрыть некоторые современные тенденци! освоения исторического наследия города.

Методологическая ценность работы состоит в возможности пре/ ставить процесс градостроительной реконструкции в развитии на ос нове разработанных методов корреляционного анализа, выявить чер: градостроительной преемственности композиции общественного прос: ранства с учетом определения региональных особенностей и субреп нальных различий формирования европейского исторического города, Это является фундаментальный соложением для теоретических исследований и проектных разработок, направленных на изучение перспе: тивы функционирования исторической среды. Предает защиты; На защиту выносятся:

- научное обоснование содержания, роли и значения профессиональ ного понятия "общественное пространство исторического города"

- типы градостроительных преобразований и приемы включения исто рического наследия в композицию общественных пространств;

- перспективные направления реконструкции архитектуры обществен ных пространств центрально-европейского исторического города.

__________-Апробация-работы. • Основные разделы и положения диссертации

представлены на шести научных конференциях, опубликованы в тре: статьях, а также отражены в материалах симпозиума Ш Всемирного Биеннале архитектуры "Интерарх-85" в Г.Софии и изложены на Мол( денном форуме 1У Всемирного Биеннале "Интерарх-87" в г. Софии.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения трех глав, заключения, библиографии и приложения, а также иллюстративной части, представленной на двадцати шести таблицах.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСЙОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

Во введении определяются актуальность темы, цели и задали 1<5оти, объект и предмет исследования, проводится анализ состоя-1Я вопроса.

Общественное пространство исторического города понимается 1к архитектурно-градостроительная целостность открытых, доступ-¿х для всего городского населения пространств, в которых сосредо-эчены основные социально-культурные функции города. Исследование сказало, что с комплексной реконструкцией архитектуры обществен-« пространств связана жизнеспособность исторического города в злом.

В виду невозможности изучения всех городов Центральной Евро-исследуются наиболее характерные исторические города, в кото-ах отражены интересующие нас процессы. Именно города-представите-и каждой из выбранных стран позволяют говорить о специфике форми-эвания общественных пространств в городах различных регионов.

Безусловно, на характер этих пространств влияет не только рхитектура города,но и его размеры. В больших исторических горо-ах они, как правило, обладают развитой композицией и подвержены змененикм во времени в связи с динамикой роста. В малом истори-еском городе они более консервативны и иногда целиком сохраняют вой первоначальные формы. Средние исторические города занимают ромежуточное положение. Анализ совокупности сопоставимых истори-еских городов и осмысление закономерностей построения композиции бщественных пространств - первая необходимая ступень к мероприя-иям по реконструкции, адаптации, их освоению и новому функциони-ованию.

Поэтому для анализа избрано по три исторических города из акдой страны - малый, средний, большой /Вомочная Германия -ведлинбург, Веймар, Росток; Польша - Казимея Дольны, Замощ, То-

ррь; Чехоолоьакия - Чески Крунлов, Табор, Градец Кралове/. Они рассаетривавгся монографически, чтобы не опустить особенностей их индивидуального облика, которые в значительной мере отражают элементы градостроительного развития совокупности городов конкретного региона.

Глава I. ЧЕРТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И .ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОЙ ГЕРКАНЙЕ

Эпоха готики оказала решающее воздействие на формирование большинства городов Восточно»; Германии. Но пути градостроительного развития были своеобразными; они складывались на'основе собственных историко-культурных и ландшафтных особенностей, а также взаимодействия с иными художественными культурами - особенно Италии, Франции, Нидерландов. Влияние итальянской архитектуры по пре имуществу охватило южногерканские поселения и.формы культовых сооружений некоторых' среднегерыанских городов, в той числе городов Тюрингии и Верхней Саксонии в Восточной Германии. Французская и нидерландская архитектура оказали воздействие на облик городов северовосточной Германии - Мекленбурга и Бранденбурга, исторически формировавшихся как приморские и аграрные регионы. .

Своеобразие общественных пространств исторических городов состоит ь неизменном взаимодействии в условиях единой градостроительном композиции двух центров общественной жизни - рыночной плс щади /Иармплац/ и сооорноК площади /Домплац/. В нерегулярной структуре средневекового ненецкого города рыночная плодадь часто равнялась по размерам пропуску застройки квартала. Соборная плоиадь целиком подчинялась архитектуре собора, нередко центрирул щего пространство. Эти плоцади вместе со специализированными ыаль ки рынками и локальными пространствам! при малых церквах создавЕ ли развитую композицию общественных пространств.

Выбор в нашей работе городов Кведлинбурга, Векмара, Ростока ■ [ля детального анализа формирования общественных пространств свя-1ан прежде всего с тем, что они являются одними из наиболее харак-:ерных для ее регионов - Саксонии-Анхалма^ Тюрингии, Мекленбурга I градостроительной культуры страны в-целом. ....

Развитие общественного пространства Кведлинбурга отражает ;инамику становления структуры средневекового немецкого города, [окальные, разрозненные формации города проявились в трех его мор-юлогических зонах: 'застройке вокруг бурга с комплексом монастыря '' Эгифт" и примыкающей к нему площади, Старого города с площадью ■лавного рынка, ратушей и церковью Св.Бенедикта, и нового города :о своей рыночной площадью. _ ________.

Ведущими элементами композиции общественного пространства [вляются площади рынков - треугольного в Старом городе и трапецие-1Идного в Новом. Вся система малых и больших площадей, существую-[Их достаточно автономно в живописной структуре города, образует :ротякенныи, длительно раскрывающийся во времени интерьер города, ронизанный узкими улицами с фахверковой, ззстрсйксй, и создает рас-лененный тип композиции общественных пространств.

Наличие двух ратушных площадей в Старом и Новом "крестьянс-:ом" городе свидетельствует о силе бюргерского самоуправления и :ультурных традициях Кведлинбурга. Структура его утвердилась в ус-ойчивых типах застройки и кварталах, дифференцированных по про--ессиональныы и экономическим признакам. В Хальберштадте обширное ространство соборной площади дополняется системой дерковных пло-[адей, составляющих развитую композицию общественного пространст-1а исторического города. ; . .

Градостроительная культура Тюрингии складывалась, как прави-10, из разрозненных поселений. Они сливались и постепенно обрета-:и формы нерегулярного построения города с частыми членениями уз-

'ких улиц, в структуре которых важное место принадленит малым пло аадяй. Именно они определяют художественный образ тюрингенских городов.

Особое место среди них занимает Веймар - центр просвещения, "город классических традиций", неразрывно связанных с градострои тельными формами эпохи готики, обогащенными архитектурой ренесса са и барокко. В структуре города ясно выракена группа небольших исторических площадей, объединенных радиальными и кольцевыми ули цаыи. Площади включены в ансамбль традиционного культурного маршрута Виландитрассе - Шиллерштрассе. Театральная площадь - прос! ранственныи шарнир, между этими улицами. Шиллерштрассе завершав! ся поперечной осью с развитием на север к квадратной площади стг рого Рынка с ратушей и далее - прямоугольной площади Гердера с Городской церковью. В южной части пространственной оси размещав! ся площадь Фрауэнплан с домом Гете - духовным центром Веймара. Юкнее следует трапециевидная площадь Виландплан с памятником пог ту, ренессансным герцогским замком для празднеств и увеселений. Культурный центр Вак де Вельде заверийбт систему общественных пространств в этом направлении. Узкий луч Пушкинштрассе соедини« Шиллерштрассе с живописным парком не реке Ильм.

\ Таким образом мы видим, что градостроительные традиции Тюр! гии Ъпираются на систему площадей, 5 которой отчетливо выявлены главные - рыночная и сооорная. Они поддерживались площадями специализированных рынков - /луковичным в Веймаре, масляным в Готеу пространствами при "малых" церквах /Айзенах/, театральными плоиг дями /Веймар, Айзенах, Гота/, небольшими школьными площадями , и более крупными периферийными замковыми И мов&стырскиии площадями. Благодаря тесным пространственным связям формируется непрерывная система общественных пространств сетчатого типа.

Градостроительные традиции региона >!еклекоург в аначительж

гепени связаны с тенденциями развития северогерманских и примор-ких торговых городов Ганзейского союза. Висмар, Росток, (Втраль-унд, Грайфсвальд, Любек, польский Гданьск образуют группу горо-;ов, в исторической структуре которых проявились особенности ин-;ивидуального формирования,средневекового города, возникшего на

авоеванных зешшх, с элементaj.ii регулярного построения, и черты

*

редшествовавшей градостроительной культуры портовых городов.

Росток демонстрирует уникальный пример развития площадей в грунтуре последовательно складывающихся формаций города. К тра-вдионной для немецкого готического города паре площадей - прямо-сольной рыночной со свободно стоящей Пегршшрхе и церковной с лколайкйрхе,'размещенной на трапециевидном плане, сложившихся в эеделах Старого города /Алиштадта/ вместе с постепенным присое-гшением к нему в западном направлении Среднего города /Миттель-садта/ и Нового города /Нойштадта/, композиция общественных про-гранств дополнялась парой площадей в каждом из них. В-Миттель-гадте прямоугольная соборная площадь со свободно стоящей Мариен-архе отделена от площади Нойыаркт с ратушей. Эти площади связы-1ет общая угловая точка, позволяющая обнаружить контраст между серверным характером пространства, опоясывающего собор, и откры-¿м рынком. -

В Нойштадте треугольный Хмельной рынок /ныне Университет-1ац/ также свяван с площадью. Якобикирхе в угловой точке. Она от-гчает середину семисотыетровой широтной оси города - Крепелинерт-Dpacce. Университетплац вместе с пешеходной воной Крепелинершт-юсе стали гахнейшнми составными элементами линейной композиции Явственных дрестранств Ростока.

Среди нввввяее важных результатов градостроительства Восточ-)й Германии 1970-80 гг. следует отметить сохранение, модерниза-ш и коипхенс'^ю реконструкцию более ста исюрических городов,

' в мм числе воссоздание традиционного облика Кведлинбурга, Веймара, исторических центров Айзенаха и Висмара, органическое обновление Ростока, Штральзунда, Галле, Геры, градостроительному регулированию и модернизации архитектуры общественных пространств Дрездена, Грайфсвальда, Шверина, Потсдама и Эрфурта, фрагментарному обновлению и формированию новых архитектурных акцентов в Торгау, Герлице, Баутцене, Цайце, Зуле.

В Восточной Германии функционирование общественных простран' ств исторических городов проходит в условиях организации пешеход ных зон. Дифференциация их связана с развитием форм традиционного использовайия пространств и дополнения их системой обслуживания, культурно-зрелищными объектами, рекреационными участками. Ценным является опыт реконструкции больших и средних исторически городов, в условиях ограничения роста которых реализуется развитая система общественных пространств, восполняющая утраты и раскрывающая потенциал' градостроительного наследия.

Глава П. ГРАДШИ И ШШ0НАЛЬНО-ХУДО1ЕСТБЕННАЯ ОРГАНЙЗАЦИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ полый Градостроительные традиции Польши начали формироваться с 1111 века и к концу и века уже сложилась архитектурно-пространственная структура около шестисот городов. Именно глубокая композг ционная взаимосвязь регулярного, как правило, исторического плана города и свободного стилевого построения архитектурных сооружений - готических и ренессансных, барочных и классицистических - стала неотъемлемым элементом структуры и художественного обра: польского исторического города.

Общественные пространства исторических городов Великой и Малой Польши формировались в качественно различных историко-куш тураых условиях. "Бурговая" культура городов, связанных с посеж

иями Магдеоургского и Ганзейского права, во многом определила труктуру лолицентричных городов Великой Польши, с ярко выражен-ой ратушной площадью с. ратушей в центре, и костелом или системой остелов в ее углах и рыночной площадью с характерным планировоч-ым "квадратом". Торжественная архитектура ратушной площади и ря-овая каменная архитектура рынка создавали два центра обществен-ой жизни города.

Ренессансная культура "новых" городов Малой Польши, основан-ых магнатами и нередко выполненных по проектам итальянских архи-екторов, создала строение общественных пространств из двух частей городской рыночной площади с торговой галереей по периметру, атушей, вписанной в одну из с!горон рынка, и дворцовой площади комплексом дворцовых сооружений, имеющей четкое геометрическое остроение.

Сохранение на протяжении длительного времени средневекового росгранетвенного уклада привело к совершенствованию регулярной труктуры польских городов. В юс композиции формируется ясно вн-аженная иерархия общественных пространств, в вершине которой на-одятся главная рыночная площадь*!" с ратушей. . Далее струк-ура общественных пространств охватывает репрезентативные, бога-а декорированные центральные улицы, дополняющиеся торговыми ули-ами, ведущими к малым рынкам. Компактность большинства истори-еских структур польских городов правела к созданию особого харак-ера общественных пространств» сохраняющих достаточнее альную автономность при тесном их композиционном зтяшдйагжии.

В структуре малого исторического торгового Гброяа Казимеж ольны рынок занимает центральное йолОжение а йбдае«ея главным 5щественным пространством города. Подобно ашюйрым городам Бейкой и Малой Полыни /Велунь, РадОмД «■ к угогай рунка сходятся: э две улицы, образуя совокупность йз вОсьй'й улац , определяющие

^ -------- — -структуру города. Уникальной чертой казимежского Рынка является исторически устойчивая трапециевидная форма плана.

Рынок дринадлеяиг ккомлакгасмутипу композиции общественного пространства и состоит из верхнего Малого Рынка, примыкающего к главному городскому костелу с живописной одно-, двухэтажной застройкой и нижнего более регулярного большого Рынка.

Цветовой репвние рыночной площади включает белокаменную архитектуру главного костела и жилых зданий с красными черепичными крышами с глубокими низкими каменными аркадами в открытыми высокими деревянными. Они создают яркий архитектурный образ построек, созданных народными мастерами.

8аыощ, средний исторический город-крепость, является примером планировки нового города эпохи ренессанса, отражающей теоретическую мысль итальянских градостроительных" трактатов ХУ1 века. Поиски формы городского поселения, размещенного вокруг центральной площади, по-видимому, впервые были реализованы в Польше. "Идеальная" схема, ставшая основой для формирования Замоща, привела к созданию устойчивой регулярной структуры общественных пространств во главе с Большим Рынком. В различные исторические эпохи функции города неоднократно менялись. В архитектурном облике его /аре. Бфквдцо Мэрандс/ сохранились ренессацсные черты, в функциональном наполнении общественных пространств чередовались и преобладали торговые, военные, хозяйственные, репрезентативные Функции. Культовые сооружения, монастыри, дворцовый комплекс, академия образовывали систему композиционных центров, функциональная структура которых являлась опоясываыщей для исторической группы рынков и создавала расчлененную систему общественных пространств. Идея концентрации общественной жизни на рыночной площади с локальными центрами вокруг общественных сооружений отра-

•жает градостроительные традиции Иалой Польши.

Композиция-общественных пространств.большого исторического города-порта Торунь, развивающаяся с прибрежных "портовых" улиц, строится на контрасте Староместского Рынка с богатыми купеческими домами и дворцовыми резиденциями торуньского.патрициата, окружающими монументальное сооружение ратуши, и Новоместского Рынка

I

с одно- двухэтажными домами ремесленников. .•

Структура общественных пространств Старого Города получила диагональное развитие. Юго-восточная площадь позднеготического костела св.Яна примыкала к оси города север-юг. Эта ось являлась структурообразующей и для площади Рынка, величественное пространство которого с краснокирпичной ратушей открывалось на пересечении ¡¡Сеглярской с широтной осью города. Северо-западнее Рынка формировался францисканский монастырь с готическим костелом св.Марии. Монументальные формы костелов и ратушной башни,.памятник Копернику - акценты линейной композиции общественных' пространств. Она .. образована двумя регулярными рынками,, связанными' торговой улицей. "

В Польше функционирование общественных пространств исторй-,, ческих городов связано с проведением системы малых реконструкций-' и возрождением традиционного облика среды с.развитой структурой малых деятельноотей, реализующихся преимущественно в.самих зданиях, формирующих общественные площади. Есть основания считать, -., что эти пространства будут насыщаться общественными функциями и. ' возрастет функция культуры. Опыт обновления рыночных-площадей и , общественных сооружений, направленный на воссоздание культурного единства исторического города, является особенно ценным при-реконструкции городов со значительными архитектурными утратами.

Глава 111. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ И ТРАДИЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕХОСЛОВАКИИ Номлозиция чешских городов традиционно складывалась путец

'не только замены, но и постепенного "наслоения" архитектурных форм на основу древнего поселения. Оно закреплялось в структуре города вокруг старого храма - на месте которого, как правило, в дальнеиаем отстраивался главный городской.кафедральный собор. Поблизости формировалось основное' общественное, пространство- города - рыночная площадь с плотной застройкой. Второй композиционный центр города образовывал ансамбль замка с замковой площадью, чаще всего уступавшей по размерам рынку.

Противостояние замка и городской площади является устойчивой формой композиционного построения.средневекового чешского города. В его пространственной структуре сохранилось сильное влияние романской архитектуры и готики, окрашенной национальным прочтением градостроительных традиций и декоративными архитектурными формами, на которые оказали сильное'воздействие итальянский ренессанс и барокко, особенно заметное в Южной Чехии, через которую или многие торговые пути. . .

Особенности архитектуры центральных рынков влияли на "1 формирование художественного образа городов. Наиболее распроохраненвыми типами рынков были трапециевидные регулярные и нерегулярные площади /Педгржимов, Прахахице, йиндржихув Градец, Табор/ и улицы-площади, "веретенообразные" и широкие нерегулярны« /Тржебонь, Страконице, Писек/. Третьим типом был прямоугольный рынок /квадратный в Чески Будейовице и Чески Крумлове/.

Размеры рынка были основным пространственным и пданировочньн модулем города. В пространственных соотношениях главного общественного пространства и города в целом заключены важнейшие элементы гармонии исторического города, подчеркнутой готическими членениями застройки, аркадами, объединяющими партер площади, шпилями, отмечающими его основные доминант, и монументальными.фортификационными сооружениями, определшциыи его границы.

Глазные рынки исторических городов страны - крупнейшие в центрально-европейском "градостроительстве. В двух- трехэтажной_архитектуре площади преобладают готические членения лланов , ренес-сансные фасады, нередко украшенные сграффито, с аттиковыми или щипцовыми завершениями, декоративной и фигуративной пластикой. Историческая неоднородность форм архитектуры и монументального искусства преобразуется в композиции площади в-целостную насыщенную архитектурно-пространственную ткань.

Своеобразие малого исторического торгового Чески Крумлова, расположенного в круто очерченной петле Влтавы, рождается благодаря органичному соединению ландшафта Южной Чехии и структуры города с уникальными общественными зданиями и, рядовой застройкой. Костел размещается рядом с рынком' I на возвышении, ,в его юго-восточной парцелле, ратуша - на самом рынке и формирует его северный фасад. Рыночная площадь располагается на пересечении улиц, ведущих к воротам Старого города - Дольним, Горним и Кайовским. Замкнутый характер небольшой площади достигается за счет плотно поставленных высоких 'трех- й четырехэтажных зданий, неординарных для центров чешских _ готических городов. Легкие выступы и заглубления архитектурных сооружений, придают площади живописность, подчеркнутую активным силуэтом ее фасадов.

Чески Крумлов, являющийся характерным примером сохранения романского плана заложенного феодалом замка и торгошго поселения с нерегулярной структурой, относится к группе малых исторических, городов /Высоке Мито, Моравска Тршебова, Литовел/, для которых главным структурообразующим элементом остается компактная рыночная плоцадь.____^_______' __

Другой город - Табор является уникальным градостроительным памятником национальной культуры, городом-крепостью,

.рожденным революцией эпохи гуситского движения.

•Б системе нерегулярных радиальных улиц среднего по своим размерам исторического города с дробным строений! кварталов центральное место занимает трапециевидная площадь с городским костелом и ратушей. К ней ведут одиннадцать узких и четыре широких "угловых" улицы, которые разделяют город на четыре крупных сектора - северный, восточный, южный и западный.

В композиции площади главными архитектурными доминантами являются позднеготический костел и неоготическая ратуша. Сочетание их в едином пространстве площади является редким для градостроительной культуры Юаной Чехии, в традициях которой гражданский и культовый центры находились чаще всего поблизости друг от друга, но при этом были структурно отделены и обладали собственным., архитектурным окружением, особым типом застройки.

В исторической структуре Табора главное общественное пространство города - Жижкова площадь - дополняется монастырской площадью и пространством бывшего скотного рынка, образуя радиальный тип композиции общественных пространств. Связь их посредством угловых улиц, идущих от главной площади, оказалась исторически устойчивой и объединяет основные общественные объекты исторического ядра.

В градостроительной культуре Восточной Чехии, формировавшейся во взаимодействии с традициями Центральной и Северной Чехии, одно из главных мест занимает Градец Кралове, относящийся к числу наиболее древних городских образований. Историческая структура центра этого большого города с живописной треугольной площадью является уникальной для восточно-чешских городов, характерной чертой которых остается регулярность, в отдельных случаях воплощенная даже в абсолютно регулярных композициях.

Трехсотлетнее развитие готики в чешских городах навеки определило их пространивенную структуру. В Восточной Чехии эта

структура, как правило, состоит из площади или системы небольших *, площадей, дополняющих глазную, свободное пространство которчй окружено двух- трехэтажной преимущественно, р'ейессаненой застройкой на готических парцотт:. Бдания формируют замкнутый характер городского пространства с традиционной:;ратушей, которая'иногда дополняется главным костелом^ расположенным в непосредственной близости замком, что редко встречается в исторических городах других регионов Чехии. . :•'.".••;..':•. - *

В композиции общественных пространств Градеца Нралове главное место занимает треугольная Большая Площадь. Западный фасад ее формируют веером обращенные к открытому пространству монументальные сооружения, создавшие величественный образ площади и города: готический костел св.Духа, ренессансная Белая Башня, ратуша, соединившая элементы готики, ренессанса й барокко»

Главную ось площади "запад-восток", являющуюся основной и для всего исторического ядра, образуют Белая Башня - самая еысо- • кая доминанта города, колонна со статуей девы Марии, обращенная к ратуше,и фонтан с сгрвждаиам из кованых решеток. Эта ось, , направленная к вершине Большой площади, ведет к малок /ныне Гусовой/ площади, бывшей ранее предвратным торгом, а в настоящее время сохраняющей значение дополнительного общественного пространства. Формы ее отраяают логику построения старой площади, повторяющей очертания городских стен, подчеркивая глубокое композиционное единство исторического города. В структуре его формируется, пр_они-зывая все морфологические зоны, развитая линейная система общественных пространств.

Градец Кралове возглавляет группу городов региона с нерегулярными структурами, ь числе которых выделяются города Литомышль, имеющий протяженную улицу-площадь, образованную из двух треугольных в плане пространств, и Двур Кралове с небольшой трапециевид-

'кок площадью в центре.

Следует отметить, что в городах-заповедниках Чехословакии общественные пространства продолжают функционировать, в значительной мере сохраняя исторический.характер своего использования. Они являются крупными городскими "залами", местом торговли и общественных мероприятий, где в дни торжеств собирается значительная часть горожан. В связи с развитием туризма увеличивается число объектов обслуживания. Высокая степень сохранности исторической архитектуры этих городов способствует адаптации их к новым потребностям. Опыт сохранения ценностей градостроительного наследия в значительной мере может быть использован при реконструкции ряда городов СССР. ____

* к к

В заключении отмечается, что вопросы реконструкции исторической среды и обновления ее архитектуры прежде всего должны решаться в направлении воссоздания ее историко-художественной целостности. Общественное пространство и сегодня является местом сосредоточения разных форм жизни горожан, устойчивым центром притяжения их социально-культурных интересов.

Основные выводы и практические результаты исследования: I. Общественные пространства включены в систему- городских образований, играющих на всем протяжении жизни города определяющую роль в формировании его градостроительной структуры, планировки и архи-текгурно-художественнок выразительности. Они обладают устойчивой архитектурной организацией, что не противоречит их преобразованию и развитию одновременно с изменением и развитием самого города и Функций его элементов. Характер общественных пространств испытывает двоякое влияние. Ем определяют стремление сохранить в неприкосновенности оОлий и раритеты исторического города, и необходимость соотьезгетвовахь новым формам использования.

АналиЗфГрадостроитетьйых традиций и современных форм функционирования ряда/цеятральво-европе*:скях исторических городоь выявил роль общественных пространств и их систем как опорных и кристаллизующих структурообразующих элементов города. Это положение имеет значение для разработки градостроительной стратегии реконструкции исторической среды.

- Если каждый из видов общественных пространств /рыночных, ратуш-ных, соборных, монастырских, замковых площадей и торговых улиц/ рассматривать как самостоятельный ансамбль, то группа из них образует сложную градостроительную систему. Совокупность отдельных общественных пространств в системе выступает в различном составе

и разных композиционных связях, что сказывается на их архитектурном облике и конфигурации.

- В результате анализа совокупности сопоставимых исторических городов и осмысления градостроительных особенностей композиции общественных пространств выявлены необходимость, закономерности и позитивные результаты адаптации общественного пространства к современным условиям функционирования. Таким образом доказывается, что общественное простр нство, сложившееся как композиционное целое, становится структурообразующим элементом в процессе реконструкции исторической среды, и способно раввиваться как локальное образование или система пространств.

- Практика сохранения и развития целостной композиции общественного пространства опирается на активное освоение градостроительного наследия. Оно включается в систему пешеходных зов и определяет роль исторического ядра города в условиях ограничения его роста /опыт Восточной Германии/, подчеркивает культурное единство исторического города, ь котором последовательно реконструируются наиболее ценные старые площади и общественные сооружения /опыт Польши/, и чаще всего остается устойчивой формой концентрации общест-

•венной жизни и традиционной структуры функций в условиях городов-заповедников /опыт Чехословакии/.- Изучение и сопоставление архитектуры, исторических планов и планов реконструкции около ста исторических городов Восточной Германии, Польши, Чехословакии подтверждает усиление роли и влияния исторического ядра и системы его общественных пространств на основные масштабные структуры города. В первую очередь это касается формирования срединной морфологической зоны города, общественные пространства ее нередко усваивают черты исторической структуры города и являются объединяющими для его старых и новых частей.

- Выявлены основные тенденции комплексной реконструкции архитектуры общественных пространств, ее направления, ориентированные на воссоздание традиционного облика, органическое обновление исторической архитектуры, реализующиеся преимущественно в городах-запо-

> ведниках Чехословакии, имеющих высокую степень сохранности градостроительного наследия. Регулирование исторической структуры и комплексное обновление элементов композиции общественных пространств осуществляется в основном в исторических городах Восточной Германии и Польши, имеющих значительные архитектурные утраты.

- Сочетание различных направлений реконструкции в первую очередь в условиях формирования развитой системы общественных пространств больших и средних исторических городов связайо с тем, что она охватывает различные морфологически^ зоны города с разной степенью сохранности и ценности градостроительного наследия. Дифференцированный подход к реконструкции исторически сложившихся типов застройки позволяет выявить своеобразие исторических формаций города, каждая из которых обладает собственной композицией общесменных пространств, взаимодействующих в границах неоднородной градостроительной структуры.

'. 2. Проведенный анализ, охвамаяий наиболее характерные историчес-

•кие города различных регионов Восточной Германии, Польши, Чехословакии /среди которых детально изучались города Саксонии-Анхальта, Тюрингии, Мекленбурга,. и. Великопольско-Куявского региона, Налой Польши, а также Южной Чехии и Восточной Чехии/ - показал огромный диапазон сроры общественных пространств и связанные с ним широкие возможности их адаптации к новым условиям функционирования. Подтвердилась познавательная эффективность многоуровневой и многоас--пектной типологической классификации, способствующей выявлению своеобразия и богатства композиций исторических общественных пространств. Любые реконструктивные мероприятия'в значительной мере должны исходить из осмысления названного широкого-диапазона и строиться' на нем.

- В древних городах Центральной и Восточной Европы, в развитии которых было много общего /вплоть до включения тех или.иных городов на разных исторических этапах в единые государственные границы/,

и сегодня имеются сходные образования общественных пространств. Это главная площадь, специализированные торговые площади /конные, дровяные, угольные, огодные/, торгово-ремесленные улицы, соборные площади и площади при малых костелах, площади у въездов в город, общественные сады.

- Однако, на основе исторического аь.ализа были определены основные дифференцированные истоки' развития общественных пространств: на основе древних торговых дорог, на расширении которых были образованы улицы-площади /веретенообразные, треугольные/; площади-рдз-вилки /трапециевидные, треугольные, со свободным живописным рисунком плана/, включенные в структуру средневекового ядра; на основе средневековой планировки, на месте пропуска застройки квартала /как правило, прямоугольные или близкие к квадрату площади/; геометризованные пространства Нового времени, сформировавшиеся в связи с возникновением новой системы общественных сооружении

•/университетов, театров/, а также общественные пространства, сло^ жавшиеся у домов просветителей, ставших своеобразными культурными центрами; на месте бывших городских укреплений /отдельные протяженные площади, или система площадей и бульваров "ринга"/» в процессе роста города.

- На материале городов-представителей этих стран выявлены градостроительные особенности построения композиции общественных пространств малых, средних, больаих исторических городов: расчлененная нерегулярная композиция,/Кведлинбург/, компактная нерегулярная /Казимеж Дольны, Чески Круилов/; сетчатая нерегулярная /Веймар/, расчлененная регулярная /Замощ/» радиальная нерегулярная.. /Табор/; линейная смешанная /Росток, Торунь/, линейная нерегулярная /Градец Кралове/. В различных исторических структурах городов /регулярной, нерегулярной, смешанной/ определены основные типы систем общественных пространств - компактный, линейный, радиальный, расчлененный, сетчатый. Проведенная классификация позволила выявить, что в Восточной Германии преобладают исторические города с нерегулярными структурами /обширная группа сетчатых общественных пространств/; в Польше - с регулярными структурами /большая группа "компактных"/; в Чехословакии преобладают исторические го-, рода с нерегулярными и смешанными структурами /обширные.группы . "компактных" и "линейных"/. ' '

- Морфологические членения города, совпадающие с сетью магистралей, отмечают переход от исторических общественных пространств к современным. Дифференциация'путей в историческом городе способствует восстановление'его ценностей, основанных на устойчивом соотношении масштаба общественного пространства /единица его - как правило, стометровый отрезок рядового квартала/ и морфологической зоны /размеры ее чаще всего составляют от пятисот до тысячи метров/. ■ ,

- Найдены оптимальные размеры и облик общественных пространств з• историческом городе," в которых человек обретает ощущение причастности к городскому коллективу и сохраняет свою индивидуальность.' В Восточное Германии и Польше площадь, как правило, равняется по размерам пропуску застройки одного-двух исторических кварталов, в

Чехословакии - также, а улицы-площади составляют третью часть или

,.....- . #

даже половину диаметра исторического ядра. •

3. На основе предыдущих двух групп выводов в работе предлагается

методика их изучения для нувд градостроительной реконструкции.

Для использования опыта стран Центральной Европы в СССР разработана структура комплексного исследования общественного пространства исторического города.. Она представлена в компактной графической форме /таблица/, раскрывающей специфику композиционного типа общественного пространства и направления реконструкции его архитектуры в контексте конкретного типа исторической структуры города, сложившегося в традициях определенного региона. Структура комплексного исследования отражает характер.градостроительной преемственности для исторически сложившихся типов городов и объединяет важнейшие данные о современном состоянии общественного пространства, что позволяет уточнять проектную концепцию его реконструкции.

Структура комплексного исследования опирается на ряд сопоставимых и коррелирующих между собой анализов:

- Генетический анализ форм общественных пространств исторического города, определяющим их истоки и принадлежность к особой эпохе становления города.

- Трехуровневый графическим морфологический анализ, выявляющий общий характер системы общественных пространств /локальный, расчлененным , их инварианты/, черты их планировочной структуры /однородность, регулярность/, элементы пространственно»! структуры к

■их взаимодействие.

- Композиционный анализ, раскрывающий систему архитектурно-градостроительных тем и доминант, характеристики масштабного строя к количественных соразмерностей.

- Типологически» анализ, учитывающий исторические предпосылки возникновения общественных пространств, позволяющий представить специфику регионов, в которых они сформировались, и их градостроительные особенности, задающие тональность реконструкции.

Процесс возрождения исторических общественных пространств является необходимым для полноценного функционирования древних городов и для современного развития города в целом.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Пространственная структура города в историческом развитии // Материалы ХХШ. научной конференции МАрХи. - И., 1983. - С.51.

2. Морфологические и социально-культурные аспекты организации пешеходных зон // Материалы 1 I научной конференции МАрхИ. - М., 1365. - С. 8?.

3. Перспективы формирования пешеходных зон // Материалы Симпозиума Щ Всемирного Биеннале архитектуры "йнтерарх-85". - София, 1985. - С. 60-61.

4-. Формирование пешеходных зон и перспективы средового проектирования // Материалы научной конференции Казанского инненерно-.строительного института. - Казань, 1286.

5. Социально-культурная ориентация дизайна среды /к формированию образа и структуры городских общественных пространств/ // Материалы научной конференции ЫВХПу /б.Строгоноьское/. - 15., 1586. - С. 9.

6. Формирование проектной концепции общественного пешеходного про'

странства в процессе социально-культурного развития городской среды // Материалы конференции "Вопросы планировки и застройки городов" Пензенского инженерно-строительного института. -Пенза, 1986.

7. Историческое событие в образах архитектуры // Материалы конференции ЦНЙИТМ. - M., 1987.

8. Общественное пространство исторического города: связь времён и культур /опыт европейских социалистических стран/ // Материалы Симпозиума 1У.Всемирного Биеннале архитектуры "Интерарх-87". - София, 1987.

9. Памятник в исторической среде города // Сь. научных трудов "Современная зарубежная архитектура. Эстетические проблемы".

■ ВНИИТАГ. - И., ЦНЙЙП градостроительства, 1989. - С. I02-II3.

10. Школа гармонии. Новая монументальная, скульптура в исторических городах социалистических стран // Архитектура и строительство России, № 12, 1989. - С. 26-28.