автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.02, диссертация на тему:Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов

кандидата архитектуры
Волкова, Надежда Юрьевна
город
Москва
год
2009
специальность ВАК РФ
18.00.02
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов»

Автореферат диссертации по теме "Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов"

На правах рукописи

ВОЖОВА Надежда Юрьевна

Формирование цвето-композицнонных решений фасадов жилых домов и комплексов.

Специальность 18.00.02-Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

□□3472837

Москва- 2009г.

003472837

Работа выполнена в Московском государственном строительном университете (МГСУ)

Научный руководитель -к.т.н., профессор

А. К. Соловьев

Официальные оппоненты: Доктор архитектуры, профессор

А. В. Ефимов

Кандидат архитектуры

Е. Ю. Пересветов

Ведущая организация:

АО «Моспроект 1»'

Защита состоится: «<?*/» С//-& /У^г 2009 года в часов на заседали

диссертационного совета ДМ. 303.017.01 в Центральном научно-исследовательском институ] жилых и общественных зданий (ЦНИИЭП жилища) по адресу: 127434, Москва, Дмитровскс шоссе, д.9, строение 3.

С диссертацией можно ознакомится в методическом фонде ЦНИИЭП жилища. Автореферат разослан: « 2 Оч> мая 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор архитектуры, профессор

В.К. Лицкевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования.

В течение последних лет Москва активно наращивала потенциал своего строительного комплекса, что обеспечивало высокие темпы жилищного строительства, капитального ремонта и реконструкции существующего жилищного фонда. Предполагаемая реализация программ реконструкции и модернизации жилых зданий предусматривает не только продление жизненного цикла существующих объектов, но и обновление облика жилых городских кварталов второй половины XX века, в которых имеется много однотипных, невыразительных жилых и общественных зданий с большим числом монотонно повторяющихся элементов, которые, по данным врачей-гигиенистов (В.А. Филин), раздражающе действуют на психо-эмоциональное состояние человека.

В формировании облика современных городских жилых домов большую роль играют цветовые композиции фасадов: соотношение деталей, объемных элементов и фрагментов поверхностей фасада, выделенных каким-либо цветом. Существенным является согласование или несогласование цветовой композиции с формой здания в целом, соотношение композиции с конструктивной схемой здания, масштаб, рисунок цветовых элементов на фасаде и др. В эпоху индустриального строительства при доминировании домов крупных объемов, воспринимаемых с больших расстояний, при отсутствии архитектурных деталей ручного изготовления и зеленых насаждений, закрывающих большую часть фасадной поверхности, именно цвето-композиционные решения фасадов во многом определяют художественную выразительность жилых зданий и комплексов.

В отдельных-случаях московской практики цветовые композиции согласуются с формой здания, но цвет используется нейтрально; слишком тонкие нюансные переходы изменения цвета практически незаметны с большого расстояния; цветовые фрагменты механически повторяют однообразные ряды конструктивных элементов фасадов. Необходимый в художественном отношении ритм нередко заменяется простым схематическим рядом; иногда абстрактная композиция по всему зданию неоправданно разрушает его объем.

В процессе творчества архитектор выбирает любую гамму цветов, использует нюансные или контрастные сочетания цвета, подчеркивает или нейтрализует окраской детали на фасадах, применяет абстрактные или иные формы композиции. Однако это не дает основания для игнорирования научных принципов формирования цветовых композиций на фасадах современных многоэтажных домов, изучения изменений восприятия архитектурных объектов, связанных с развитием города. Необходимо знание исторического и современного опыта, оценка его с учетом местных традиций, природных и градостроительных условий, необходим анализ факторов, влияющих на восприятие цвето-композиционных решений и, в их числе, отношение потребителей к архитектурным решениям.

Для раскрытия темы о формировании цвето-композиционных решений фасадов имеется как практическая, так и теоретическая база.

Вопросам восприятия цвета человеком, колористики городов и жилых кварталов посвящено много трудов отечественных и зарубежных авторов (Ауэр К., Беляева Н.М., Горсткова Е. И., Ефимов A.B., Иттен И., Кандинский В.В., Кравец В. И., Лущеко Е.М., Миронова JI.H., Пономарева Е. С., Поляков В.П., Соловьев Н.К., Фрилинг Г. и др.). Вместе с тем, работы почти не содержат рекомендаций по использованию цвета в композиции фасадов зданий, особенно многоэтажных. В практике недостаточно используется . исторический опыт и богатые традиции московской архитектурной школы. Отсутствуют исследования предпочтений специалистов и жителей, касающиеся цвето-композиционных решений фасадов и застройки. Разработка этих аспектов проблемы может играть большую роль при реконструкции и модернизации жилых домов столицы. Все это говорит об актуальности диссертационной темы.

Цель исследования - выявление закономерностей формирования цвето-композиционных решений фасадов отдельных жилых зданий и комплексов и разработка, на основе этих закономерностей, рекомендаций по проектированию цветовых композиций, направленных на повышение архитектурной выразительности зданий и застройки.

Задачи исследования:

- провести анализ теории и опыта колористического проектирования и определить характер условий восприятия цветовых решений современных жилых зданий;

- провести анализ использования цветовых элементов в исторической и современной архитектуре и разработать классификацию цвето-композиционных решений фасадов;

- разработать методику опроса, провести эксперимент с участием экспертной группы специалистов и контрольной группы и, используя разработанную классификацию, получить оценку цвето-композиционных решений фасадов современных жилых зданий, построенных в г. Москве;

- разработать рекомендации по принятию цвето-композиционных решений жилых зданий, отвечающих современным требованиям.

Объектом исследования является архитектура фасадов жилых зданий, решенная с использованием цветовых композиций.

Предмет исследования - выработка подходов к построению цвето-композиционных решений фасадов современных жилых зданий.

Исследование ограничивается: изучением современных жилых образований в климатических и градостроительных условиях Москвы; изучением вопросов, связанных с архитектурными традициями и подходами к решению цветовых композиций фасадов зданий. Не рассматриваются вопросы собственно подбора цветовых оттенков для фасадов, так как они рассмотрены многими исследователями.

Методика исследования включает: использование системно-структурного подхода, позволяющего рассмотреть во взаимосвязи различные стороны объекта исследования (влияние окружения, характер восприятия архитектуры зрителем); анализ литературных источников, фотофиксацию колористических решений жилых (95 объектов) и отчасти общественных (40 объектов) зданий, в том числе памятников архитектуры; использование фотоснимков жилых и общественных зданий, выполненных другими авторами (более 250 объектов); опрос экспертов (65 человек) и других респондентов (65 человек) с целью определения предпочтений в

отношении колористических решений современных жилых зданий у жителей Москвы.

Для осуществления опроса была разработана авторская методика. Учтены теоретические разработки Лотмана Ю.М., Лакина Г.Ф. и экспериментальный опыт Пономаревой Е.С, Шакинко Л.Н, Лущеко Э.М., Никольской Л.В.. В состав разработанной методики опроса вошли анамнестическая анкета из 8 вопросов, ассоциативный эксперимент, составление шкал последовательности по заданному критерию, методика «выбора» и метода семантического дифференциала - СД (определение оценок по заданным 23-м биполярным шкалам для каждого объекта).

Светотехнические расчеты в рамках исследования влияния цветовой отделки фасадов зданий на уровень естественной освещенности в помещениях противостоящих зданий производились по методике СП 23-102-2003 «Естественное освещение жилых и общественных зданий».

Научная новизна. Впервые разработана классификация цвето-композиционных решений фасадов многоэтажных жилых домов. Предложено зонирование цвето-композиционных решений фасадов, обращенных на улицу и во внутиквартальное пространство (выделено 5 фасадных зон, разработан метод расчета их высоты). Впервые для условий уплотненной застройки определен, характер влияния цветовых зон фасада на уровень естественной освещенности помещений, расположенных в противостоящих зданиях. Разработана и реализована авторская методика проведения опроса в целях выявления предпочтений жителелями цвето-композиционных решений современных жилых зданий и впервые получены результаты такого исследования.

Практическая ценность. Внедрение разработанных рекомендаций должно способствовать повышению архитектурной выразительности фасадов новых строящихся и реконструируемых жилых домов, преимущественно за счет улучшения композиционных приемов, масштаба и интенсивности цвета архитектурных деталей. Результаты работы могут быть использованы архитекторами и дизайнерами, проектирующими гармоничную среду городского пространства.

Апробация работы. Результаты работы опубликованы в журналах • «Строительные материалы и технологии ХХ1в.» №5, 2004г. и «Жилищное строительство» №8, 2007г, включенных в перечень рецензируемых изданий ВАК РФ. Результаты докладывались в Московском государственном строительном университете на научно-технической конференции профессорско-преподовательсткого состава факультета Промышленного и гражданского строительства в 2004 г.

Внедрение. Рекомендации использованы в ЗАО «ИСТПРОЕКТ» при разработке диссертантом (в составе авторского коллектива) следующих объектов: Эскизный проект «Торгово-развлекательный комплекс», г. Москва, район Марьинский парк (2005 г.); проектные предложения цветового решения здания «Гостиничный комплекс», г. Москва, Сиреневый бульвар (2007 г.); варианты решения фасадов жилых 5-ти этажных зданий в Южном Бутово, г. Москва (2007-2008 гг.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав с иллюстративными таблицами, схемами и рисунками, выводов, списка использованной литературы (124 названия) и приложений. Объем диссертации 211 страниц, из них 130 страниц печатного текста, 10 таблиц, 46 рисунков, 4 приложения.

Первая глава «Аспекты восприятия цвета и его использование в архитектуре».

Вторая глава «Анализ условий восприятия цвето-композиционных решений архитектурных объектов в современном городе».

Третья глава «Способы повышения выразительности архитектуры с помощью зонирования цветовой композиции фасадов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Выполненный анализ теоретических работ и опыта проектирования позволил

выделить несколько направлений решения задачи по созданию выразительных цветовых композиций фасадов зданий.

На основе трудов ряда исследователей - Ауэра К. и Фрилинга Г., Беляевой Н.М., Мироновой JI.H., Полякова В.П. и др. - диссертантом составлецы таблицы «Примеры изменения состояний человека при восприятии цвета и цветовых сочетаний». Для установления влияния цвета на восприятие архитектурной формы

обобщены результаты экспериментальных исследований Ефимова А.В (явления хроматической стереоскопии), Иттена И., Кандинского В.В. (изменения восприятия геометрической формы), Кравца В. И (зрительное изменение массы), Федорова В.В (способность цвета подчеркивать или скрывать фактуру материала).

Вопрос создания гармоничных цветовых сочетаний на плоскости исследован на основе принципов, разработанных Оствальдом В., Гете И.В., Манселлом А. и др.. Наиболее широкое признание в этой области колористического проектирования получило построение цветовой гармонии на основе выбора конечного числа цветовых составляющих (не более 4-х основных цветов), расположенных в «цветовом теле» по одной из шести цветовых схем: монохроматической, аналоговой, комплиментарной, раздельной комплиментарной, цветовой триады, цветовой схемы прямоугольника.

Важное значение имеет грамотное использование цвета в масштабах городского пространства. На основе исследований Ефимова A.B., Соловьева Н.К., Кошина Д.Ф., Глинкина В.А. выделено три основных подхода: теоретический (на основе анализа цветов пейзажа, природных явлений и исторической застройки), эмпирический (на основе символико-эмоционального и психофизического значения цвета, связанного с культурно-историческими особенностями данного региона), исторический социально функциональный.

Проведенный анализ позволяет определить ряд основных факторов, влияющих на формирование и восприятие цвето-композиционных решений фасадов: характерные природно-климатические особенности (наиболее значимый фактор), урбанистическая или (и) природная колористика, способность цвета вызывать определенные ассоциации и оказывать психологическое воздействие, отражение социальной структуры архитектурной среды, историческая и художественная ценность окружающей архитектурной среды.

Таким образом, гармоничные с окружающей средой цвето-композиционные решения фасадов жилых зданий и комплексов (тектоника фасадов, цвет, форма, масса, масштаб, фактура архитектурных элементов) должны формироваться с учетом климата, колористики природной и городской среды, масштаба городских пространств и их исторической и художественной ценности, а также способности

цветовых элементов вызывать ассоциативное и психологическое воздействие на человека.

Анализ опыта колористического решения объектов русской архитектуры (с XV по XX вв) позволил установить следующие характерные приемы использования цвета в условиях русского климата, свойственные различным архитектурным памятникам:

- использование ярких и контрастных цветовых сочетаний, имеющих символическое значение, для выделения значимых архитектурных элементов и зон фасадов (Водяные ворота Борисоглебского монастыря, ХУв., ц. Николая Чудотворца в Хамовниках в Москве, XVII в.);

- цветовой орнамент, нанесенный на архитектурную деталь для подчеркивания характера ее пластики (Ворота Крутицкого подворья, Москва, XVII в., Трапезная Троице-Сергиевой лавры, Загорск, XVIII в.);

- роспись поверхности стены для создания иллюзии ее рельефа, «бриллиантовый руст», орнаментальные узоры (Михеевская церковь- часовня и трапезная Троице-Сергиевой лавры, XVIII в.);

- использование керамических декоративных панно для выделения значимых фасадных зон здания (Церковь Петра и Павла в Иосифо-Волоколамском монастыре, XVII в., особняк Лопатиной, Москва, XIX в., доходный дом Перцовой Москва, начало ХХв.);

- использование ордерной системы, в большей или меньшей степени контрастирующей цветом на фоне стены (здание университета на Моховой ул.,арх. Казаков ХУШв., усадьба в Дубровицах XIX в.);

- использование малонасыщенных цветов в покраске стен рядовой застройки (XIX в).

Закрепление цветовой палитры было осуществленно в строительном уставе для Москвы (1842г.).

Таким образом, традиционно русская полихромия в зодчестве была активной. что позволяет прогнозировать положительное отношение жителей к насыщенным цветовым композициям, в которых цветом выделены особенности объема и более мелких элементов архитектуры. Характерные цветовые фрагменты фасадов

зданий, использовавшиеся русскими зодчими, являются проверенными временем гармоничными цветовыми сочетаниями, увязанными с климатическими условиями средней полосы.

Активный поиск художественного языка с использованием различных цветовых композиций в экстерьере характерен и для отдельных объектов современной отечественной практики строительства, в частности в Москве (Деловой центр «Красные холмы» на Космодамианской наб., 2003 г, Жилой дом «Панорама», Пресненский вал, 2004 г., Торгово-развлекательный центр «Калужский», ул. Профсоюзная, 2004 г. и др.)

Оценка использования цвета в современной отечественной и зарубежной архитектуре позволяет выделить ряд характерных приемов:

- традиционное использование цвета, следующего за деталями архитектурной формы: жилой дом «Дворянское гнездо», арх. И.Уткин, Б.Левшинский пер., Москва; здание Новой Оперы, арх. В.Котельников и И.Телета., в саду "Эрмитаж", Москва;

- применение цветов-кодов для фиксации ряда простых объемов, составляющих сложный: административное здание Бриджпорт Центр (Конектикут, США), арх. Р.Мейер 1989г; аспирантский корпус Egade в Монтерри (Мехико), арх. Легоррета, 2001г.;

- частичное обесцвечивание архитектурной формы при выразительности ее силуэта и (или) пластичности общего объема: небоскреб Turning Torso, арх. С. Калатрава (Швеция) кон. 90-х гг.; музей Высокого искусства, Атланта (США), арх. Р.Мейер 1983г.

- удачное использование цветовых зон фасада в виде декоративных цветовых моделей и суперграфических композиций: жилой дом в Вене арх. Хундертвассер 1980-г (Австрия); жилые дома в Раменском р-не Московской области.

Собранные данные (построенных объектов за последние 30 лет) позволяют разработать классификацию современных фасадных цветовых решений по типу взаимоотношения цвета с архитектурной формой (Рис 1.).

Классификация цвето-композиционных решений

ВЫДЕЛЯЕТ ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМНОГО И ПЛАСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

НЕЙТРАЛЬНА К ФОРМЕ

НЕ СВЯЗАНА С ЕЕ СТРУКТУРОЙ

ВИЗУАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ОБЪЕМА

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ СОГЛАСОВАННА С АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМОЙ

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦВЕТОВОЙ КОМПОЗИЦИИ СО СТРУКТУРОЙ ФОРМЫ

НЕЗАВИСИМА ОТ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ

подчереивает структуру объема здания

выделяет ритм арх-ных и функциональных элементов

придает однородность объему

видна конструкт, схема зд.

не

1ротиворечит. но дополняет

ритм противоречит арх. форме

ограничена плоскостью фасада

разрушение

объема цветовой композицией

г

выделение составляющих сложного объема

Л

повторение конструктив, элементов

диагональные полосы, волны и т.п.

л

изображение

другого пространства или сюжета.

абстрактная или сюжетная композиция по всей

эднотонность постепенное увеличение цветовой насыщен--ности

О - 14-№№ соответветствующих объектов, использовавшихся в экспериментальных исследованиях.

В основу классификации положены следующие существенные факторы, влияющие на формирование и восприятие цвето-композиционных решений:

- факторы внешнего окружения, определяющие желательность.формирования того или иного цвето-композиционного решения фасадов: природно-климатические особенности (интенсивность солнечного освещения, климатические условияе района, световой режим в течение года, спектральный состав естественного освещения, частота выпадения осадков, загрязненность -запыленность атмосферы), особенности сложившейся архитектурно-градостроительной ситуации (художественная и историческая ценность окружающей застройки, ее цвето-композиционное решение, функциональная структура района, планировочные особенности существую щей застройки -предполагаемые дистанции восприятия зданий, плотность застройки и влияние цвето-композиционной отделки здания на уровень естественной освещенности в помещениях противостоящих домов, характерные маршруты движения);

факторы объемно-планировочного решения и пластики архитектурного объекта, предопределяющие потенциал его художественной выразительности: особенности объема архитектурного объекта (силуэт, пластика и пропорции объема и пластика поверхности стен), характер конструктивной системы здания, материалы и технологии отделки здания (технология «мокрого фасада», штукатурные работы и технологии вентилируемого фасада с использованием декоративных бетонных экранов, ламинированных, композитных панелей, каменной и керамической плитки).

Выделены два принципиальных типа соотношения цвета и формы:

1. Цветовое решение согласовано с архитектурной формой: оно или подчеркивает существующие особенности формы (утрирует пластику объема, выделяет ритм крупных функциональных элементов здания, подчеркивает мелкие детали объема), или остается нейтральным по отношению к архитектурной форме;

2. Структура цветового решения независима от архитектурной формы: цветовые элементы образуют свой определенный ритм, не связанный со структурой формы; на фасадной поверхности формируется самостоятельная

декоративная цветовая композиция; происходит визуальная деформация или разрушение архитектурного объема.

Всего классификация включает 10 основных видов цвето-композиционных решений в контрастной и нюансной цветовой гамме (15 примеров), каждый из которых характеризует определенный тип взаимодействия цвета и объема архитектурного объекта.

Разработанная классификация положена в основу опроса (эксперимент 1), проведенного с целью определения и сопоставления оценок восприятия цвето-композиционных решений экспертной и контрольной группами. Задачей эксперимента было определение отношения жителей к различным типам цветовых композиций, определение предпочтений цветового колорита фасадов, геометрии и яркости цветовых элементов. Экспертная группа состояла из 65 человек: архитекторы, дизайнеры, художники со стажем работы и учащиеся старших курсов по архитектурным специальностям. Их оценки были использованы при обработке массива данных. Контрольная группа состояла из 65 человек, не связанных с архитектурной деятельностью. Их оценки служили материалом для сравнения результатов оценки специалистов с оценкой жителей. В соответствии с методикой Лакина Г.Ф. количество участников в обеих группах было рассчитано исходя из порога доверительной вероятности 0,95, при планируемой точности коэффициента корреляции г = 0,25.

Полученные экспериментальные данные показали общую неудовлетворенность опрошенных своим архитектурным окружением. 70% из них хотели бы жить в другой городской среде. Это стремление характерно для большинства опрошенных обеих групп, живущих в современной городской застройке периферийных районов г. Москвы. Выявлены приоритеты использования цветовых гамм для колористического решения фасадов. Теплые оттенки и нюансное цветовое сочетание выбрали 57 % (среди экспертной группы) и 67 % опрошенных (среди контрольной группы). Цветовую гамму невысокой яркости и средней насыщенности выбрали соответственно 31% и 36%. Нюансное сочетание холодных оттенков предпочли 26% и 23% опрошенных.

Получены результаты отношения современников к различному роду взаимодействия цвета и формы архитектурного объекта (Рис. 2). В классификации на рисунке 1 они представлены соответствующими примерами: от № 0 до № 14.

Рисунок 2.

Оценки привлекательности цвето-композиционных решений при рассеянном освещении, приведенных на рисунке 1(в баллах).

красивый

А

2.0 3.' З.Ьт

1.8 — [

1.3ЕГГ

-0.47 №1 №2

№0

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.

■-, по методике "ранжирование"

— среди экспертной группы

по методике "ранжирование" среди контрольной группы

1 1 по методике семантического дифференциала

№7 №8

№ 4 № 5 № б

№11 №12 №13

1.0 0.5

№9 №10

щ

-0.5 -2~

"№14

-2.1 •5.4 jM

безобразный

Оценки, полученные по методике «ранжирование» характеризуют отношение опрошенных к соответствующим цвето-композиционным решениям в ситуации мимолетного и краткосрочного восприятия объекта (max — min ±7). Результаты по методике семантического дифференциала отражают отношение к цвето-композиционному решению при длительном его восприятии (max - min ±3).

Наибольшую оценку привлекательности (выразительности) получили композиции, в которых цветом из общей плоскости фасада выделялся ритм мелких архитектурных деталей (№ 5 - 6: жилые дома по ул. Маршала Тухачевского). Также предпочтение отдавалось строгим и лаконичным композициям цветового решения, без мелкой деталировки, подчеркивающим и утрирующим объемно-пространственные особенности здания (№ 1- 2: жилой комплекс «Олимпия» и застройка Живописной ул.). Приветствовались, считались оригинальными и новаторскими: цветовые решения, в которых с помощью цвета на фасаде создается

дополнительный ритм, не противоречащий общему объему здания (№ 9, 10: дома по 2-му Сыромятническому и Татарскому пер.). Наиболее негативные оценки получили композиции цветового решения, в котором цветом подчеркивалась монотонная повторяемость архитектурных или конструктивных элементов (№ 7, 8), в частности, панельная структура дома. Вызывало негативную реакцию использование более 3 - 4х основных цветов (№ 13, ж. Дом на ул. Вавилова). Негативно оценивались композиционные решения, где нет четкого ритма и выраженной композиции цветовых пятен (№ 12: Волоколамское ш.).

Результаты оценки в экспертной группе в основном подтверждались оценками контрольной группы жителей, что говорит о достоверности результатов эксперимента.

По результатам применения методики семантического дифференциала и получения биполярных профилей построена корреляционная матрица, указывающая на имеющиеся совпадения характера восприятия объектов с одинаковыми и близкими типами взаимодействия цветовой композиции и формы объектов (коэффициенты корреляции - г от 0,52 до 0,76), что подтверждает достоверность эксперимента. Опрос подтвердил, что здания с пластически грамотно разработанными фасадами и здания с логично построенными цветовыми композициями одинаково положительно оцениваются зрителями.

В работе исследовалось влияние колористического решения фасада на уровень естественной освещенности (эксперимент 2). В условиях увеличения плотности городской застройки в последние годы появились ситуации, когда цвето-композиционные решения фасадов влияют на уровень естественной освещенности в жилых помещениях противостоящих зданий. Влияние этого фактора в существующих методах проектирования отражено опосредовано через нормы КЕО. Однако очевидно, что при полном затенении окон противостоящим зданием уровень естественной освещенности зависит от колористического решения противостоящих фасадов. Для анализа рассматриваемого фактора автор работы использовал методику расчета естественного освещения помещений, приведенную в строительных нормах: МГСН 2.06-99, СниП 23-05-95* и СП 23 - 102 - 2003. В

основной расчетной формуле для зданий с боковым естественным освещением, помимо табличных коэффициентов светопропускания проемов, коэффициентов запаса и коэффициентов, учитывающих внутренний отраженный свет, уровень естественной освещенности в помещении определяется двумя геометрическими составляющими, определяемыми соответствующими телесными углами: количество прямого света, попадающего в помещение от открытого участка неба и количество отраженного света от противостоящих зданий.

Большое значение имеет тот факт, насколько сильно противостоящее здание затеняет небосвод и какой средней относительной яркостью, т.е. какими цветами, обладают участки фасадов противостоящих зданий, попадающие в зону телесного угла раскрытия светового проема из расчетной точки помещения. Для анализа влияния этих характеристик были рассмотрены две модели. При этом были приняты наиболее типичные геометрические размеры комнаты, оконного проема и другие параметры необходимые для расчета. В первой модели (Рис. 3, Модель 1) рассматривалась зависимость КЕО от изменения цвета, связанного с коэффициентом отражения фасада противостоящего здания и высоты расположения комнаты над землей с расчетной точкой при полном затенении неба противостоящим зданием. По результатам расчета построена диаграмма 1, отражающая зависимость уровня естественного освещения от изменения материалов и цвета противостоящего фасада. Видно, как с увеличением высоты расположения комнаты с расчетной точкой (А1 - Аз), при полном затенении неба противостоящим зданием, уровень естественной освещенности оказывается более чувствительным к изменению цветового решения противостоящего здания. При попадании в комнату прямого рассеянного света неба зависимость цветового решения фасада и уровня естественной освещенности резко ослабевает, так как основное влияние на условия естественного освещения оказывает прямой свет неба.

Во второй модели (Рис. 3) исследовались изменения уровня естественной освещенности (при полном затенении расчетной точки противостоящим зданием) в зависимости от изменения расстояний между зданиями и цвета противостоящего фасада. Результаты отражены в диаграмме 2.

Рисунок 3 .

модель 1 схема разреза

при 21=2

модель 2 схема разреза

Ъ\ и Т1 - индексы противостоящих зданий из СП для определения К зд

ДИАГРАММА!

к модели 1

при 22 <0.1 при Ъ2 =0.5

пр[[_/2___1_,5

иг1=2 при 72 =1 и 21=2 при Т2 = 2 и г1=2

0.2 0.25 0.3 0.35 0.4 0.45 0.5 0.55 0.6

красный кирпич серый взвестньж, бегов желтый кирпич, цветные светло блезно-1елеяые, желтый белый, слоновая темно-серый керамический кирпич штукатурки, песчаннкк голубые краски бежевые тега кость, кремовые цвета

значение коэффициента отражения отделочных материалов и цвета фасада при 30% Зостекл фасада

ДИАГРАММА 2

к модели 2

при ТЗ. — 0,5

и 21=0,9

при 7.2 = 1 и 21=1,8 при Ъ2 = 1,5

и 21=2,7

4 у при 22 = 2 и 21=3,6

0.2 0.25 0.3 0.35 0.4 0.45 0.5 0.55 0.6

красный кирпич серый взвсстнык, бетон желтый кирпич, цветные светло- бледно-зеленые, желтый белый, слоновая темно-серый керамический кирпич штукатурки, песчанник голубые краски бежевые цвета . кость, кремовые цвета

значение коэффициента отражения отделочных материалов и цвета фасада при 30% Бостекл фасада

При сравнении диаграмм 1 и 2 видно, что изменение дистанции между домами оказывает большее влияние на уровень естественной освещенности (при полном затенении противостоящим зданием и прочих равных условиях), чем изменение уровня этажа, на котором располагается рассматриваемая комната.

Полученные результаты эксперимента 2 позволяют предварительно определять уровень естественного освещения (КЕО) и возможность увеличения этого показателя изменением цвета фасада противостоящего здания. В ситуациях полного затенения неба противостоящим зданием рекомендуется разделять по высоте цветовое решение противостоящего фасада на две зоны: «зону безразличия» (не оказывающую влияния на освещенность в помещениях противостоящих зданий) и «зону зависимости» (оказывающую такое влияние). При необходимости изменения величины КЕО достаточно изменять цвет фасада, относящийся к «зоне зависимости», степень необходимого увеличения коэффициента отражения этой части фасада позволяют определить диаграммы 1 и 2. Следует учесть, что такой предварительный расчет ограничивается принятыми расчетными данными (соотношений высот и расстояний между зданиями) и наиболее типичными размерами комнаты, высоты окна и подоконника.

Выполненные исследования позволили предложить рекомендации по формированию цветовой композиции на фасадах. Совокупность предпосылок, определяющих желательную характеристику цвето-композиционного решения, рекомендуется рассматривать по модели распределения цветовых зон фасада (Рис.4). Под цветовой зоной понимается часть фасадной поверхности, соответствующая определенным условиям восприятия и соответствующим требованиям. ■

Выделены пять фасадных зон: 1 и 2 - основные зоны, восприятие которых отличается дистанциями и скоростями передвижения при котором происходит наблюдение; 3-я - зона «тактильной досягаемости», воспринимаемая идущим в близи здания пешеходом, ее высота соответствует высоте человека с поднятой рукой; 4-я фасадная «зона безразличия» и 5-я - «зона зависимости», выделены в соответствии с рассмотренным выше экспериментом 2, при тесных дворах и

Рисунок 4

МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ ЗОН ФАСАДА

Общий случай Частный случай для тесных дворов и узких улиц

Улица Двор

§■14

1 - "1 фасадная зона" - верхняя часть фасада, восприятие которой происходит в основном

с больших дистанций и с повышенными скоростями движения (из окон автомобилей)

2 - "2 фасадная зона" - часть фасада, рассматриваемая с близких дистанций (до 25 м)

Принято считать, что угол раскрытия нижнего архитектурного пространства составляв! 27* - 30*, что соответсвует первым 2-4-м эт.

3 - "3 фасадная зона'1 - зона досягаемости, определяется как высота человека с поднятой

рукой. В соответствии со спецификой ее размещения особые требования к отделочным материалам (прочность крепления, устойчивость к механическим воздействиям и проявлениям вандализма и др.)

4 - "4 фасадная зона" - "зона безразличия" - определенная высота фасада, цветовое решение

которой не влияет на уровень естественного освещения в жилых, комнатах противостоящиих домов.

5 - "5 фасадная зона" - зона влияния отделки фасада на уровень естественного освещения

в жилых комнатах противостоящих домов

узких улицах, когда расстояние между зданиями таковы, что существует влияние цвета отделки фасада на уровень освещенности в комнатах противостоящих домов.

В цвето-композиционном решении 1-й фасадной зоны, расположенной преимущественно в верхней части фасада, рассчитанной на восприятие в основном с больших дистанций и с повышенными скоростями движения, рекомендуется использовать крупные по масштабу цветовые элементы (которые могут быть набраны и из мелких деталей), охватывающие значительные участки фасада. Возможно использование насыщенных цветов, объединенных в общую систему с цветовым решением соседних зданий микрорайона.

Для цвето-композиционного решения 2-й фасадной зоны (соответствующей высоте первых 2 - 4х этажей), рассчитанной на восприятие с близких дистанций (до 25 м) при пешеходных скоростях движения, рекомендуется использовать средней насыщенности цвета, зрительно расширяющие форму (оттенки бежевого, красного, рыжего, зелёного и коричневого цветов и др.), использовать разнообразные мелкоразмерные цветовые элементы, в том числе разной фактуры, дополняющие общий ритм архитектурных деталей.

Цвето-композиционное решение 3-й фасадной зоны, соответствующее высоте человека с поднятой рукой, должно гармонировать с цветовой гаммой вышележащих зон, выполняется из легко ремонтируемых и очищаемых материалов, желательно природного происхождения (камень, керамика)

Для цвето-композиционного решения 4-й фасадной зоны, «зоны безразличия», охватывающей определенную высоту нижних и средних этажей фасада, в зависимости от дистанций между домами, когда цвет не влияет на уровень естественной освещенности в помещениях противостоящих домов, допустимо использование темных и средне насыщенных тонов.

В цвето-композиционном решении 5-й фасадной «зоны зависимости» (которая располагается над 4-й зоной, в средней и (или) верхней части фасадной поверхности), должно учитываться влияние противостоящих домов на уровень естественной освещенности в помещениях; рекомендуется использовать только светлые тона без темных насыщенных цветом деталей (с коэффициентом отражения материалов не менее 0,45).

Разработаны три типа композиционных схем цветового решения архитектурных объектов.

Схема 1. Используются цветовые элементы различного размера и насыщенности в соответствии с требованиями к 1- 5 фасадным зонам. Подразумевается максимальное выявление индивидуальных особенностей каждой фасадной зоны, учитываются характер объема отдельного здания, и при необходимости, применение дробления формы на более мелкие составляющие. Цветовая композиция выдерживается в единой цветовой гамме, сформированной с учетом влияния усредненных цветностей окружающей застройки и природного окружения. Эта схема используется при близких дистанциях восприятия цветовой композиции многоэтажных домов. Она подходит как при создании композиционной доминанты, так и для рядовой застройки. Ее можно применять в плотной жилой застройке для улучшения условий естественной освещенности в комнатах противостоящих домов, для создания структурированной цветовой композиции объема здания.

Схема 2. Простые объемы близко расположенных зданий трактуются как единое целое, завершенная цветовая композиция формируется для нескольких таких фасадов. Возможно применение цветовых масс, суперграфики для подчеркивания характера дворового пространства. При рассмотрении группы жилых зданий как единого целого (жилой комплекс) цвет используется, в частности, для утрирования или визуальной коррекции объемно-пространственного расположения зданий. Закрепление цветом различно ориентированных фасадов создаст укрупненную систему цветовых акцентов и интервалов, дополняющую существующий ритм архитектурных объемов здания. Схема применяется для цвето-композиционного решения группы домов, воспринимающейся с больших дистанций на повышенных скоростях движения, или при создании фона для более значимой застройки или переходного звена от одной архитектурной среды к другой.

Схема 3 объединяет принципы построения первых двух схем и предлагается для группы зданий. Используется крупномасштабное деление фасадов соседствующих зданий по цветовым массам, зрительно объединяющее их в жилой комплекс. На это деление накладывается система более мелких цветовых

элементов, размер и частота повторяемости которых меняется в зависимости от принадлежности к разным фасадным зонам. Возможна цветовая композиция, не совпадающая с характером архитектурной формы, но визуально не разрушающая ее. Интенсивность и размеры цветовых составляющих должны изменяться в соответствии с требованиями к фасадным зонам. Схему рекомендуется использовать в цвето-композиционном решении при наличии большого числа мелких повторяющихся архитектурно-конструктивных элементов на любых дистанциях восприятия.

Использование этих трех типов композиционных схем и модель распределения фасадных зон автором работы предлагается включить в методику проектирования колористического решения городской застройки, .-разработанную на принципах пространственного цветового зонирования (Ефимов А.В, Кравец В.И.). В качестве примеров использования композиционных схем приведены следующие работы автора:

- Эскизное проектное предложение колористической реставрации жилого микрорайона 80-х годов в г. Москве (микрорайон ограничен улицами Курганская, Камчатская, Хабаровская) (Рис 5). Для цвето-композиционного решения фасадов, выходящих во внутреннее пространство, использовалась цветовая схема 1, основанная на вертикальном зонировании. При этом для фасадной зоны №2 (нижние этажи) используются свои основные цвета, вводятся мелкоразмерные цветовые элементы, образующие дополнительный ритм с ритмом окон. Для цвето-композиционного решения зоны фасадов №1 используются крупноразмерные цветовые элементы, объединяющие часто повторяющиеся архитектурные элементы (окна и выступающие балконы), создающие свой оригинальный ритм. Применяются легкие желто-бежевые тона, гармонизирующие с общей цветовой массой соседних микрорайонов. Для фасадов центральной части микрорайона использовались более насыщенные цвета, что выделило центр микрорайона.

В цвето-композиционном решении фасадов, выходящих во внешнее пространство микрорайона, находящихся практически в одной плоскости и воспринимающихся преимущественно со средних и дальних дистанций или при автомобильных скоростях движения, использовалась композиционная схема 3. На

фасадах использованы крупномасштабные цветовые ритмы, не ограниченные плоскостью одного фасада, благодаря чему возникло ощущение скомпанованности нескольких небольших зданий, объединенных в пространственный комплекс. Цветовое решение верхней части домов строится на нюансном цветовом сочетании желтого и голубоватого, визуально «облегчающих» и «отодвигающих» объемы зданий. Для нижних этажей - насыщенные сочетания теплых тонов.

- Эскизное проектное предложение цвето-композиционного решения группы жилых домов по Байкальской улице в г. Москве. Для решения дворовых фасадов использовалась цветовая схема №1, определялись высоты 4 и 5 фасадных зон, что позволило в нужной степени откорректировать негативное влияние существующей темной кирпичной отделки на уровень естественной освещенности в комнатах противостоящей части дома, частично сохраняя первоначальную отделку фасада. Для цветового решения «зоны зависимости» (5 фасадная зона) предлагаются светлые тона с частичным сохранением исходных отделочных материалов, в виде отдельных горизонтальных полос, которые при восприятии перспективы двора подчеркнут существующую пластику фасада. Для корректирования излишней давящей статичности темной массы первых этажей (2 фасадная зона) добавляются мелкоразмерные детали, образующие динамичную композицию, сомапггабную человеку. Для фасадов, воспринимающихся с удаленных дистанций, предполагается использование цветовой схемы 2, подчеркивающей комплексность новой застройки и ее целостность. Предлагается ввести новый нейтральный светло-охристый тон, который визуально смягчает тяжеловесность объемов зданий и связывает новые здания со сложившейся застройкой.

- Проектные предложения по цвето-композиционному решению фасадов 5-6 этажных жилых зданий Южного Бутова г. Москва. Здесь использовались типы взаимодействия цвета и объема архитектурного объекта, получившие высокие оценки выразительности по результатам опроса.

ВЫВОДЫ.

1. Архитектура городских' многоэтажных жилых домов и комплексов может и должна быть улучшена путем внедрения гармоничных цвето-композиционных

решений фасадов зданий, формируемых с учетом традиционной полихромии в русском, зодчестве, колористики природного и городского окружения, масштаба современной городской застройки с ее памятниками большой исторической и художественной ценности, а также особенностей восприятия зданий и комплексов в условиях современного крупного города.

2. Теоретическое значение имеют следующие, разработанные диссертантом, научные основы формирования цвето-композиционных решений фасадов:

1) классификация современных (построенных за последние 30 лет) архитектурных объектов, в которых цветовые композиции различаются по типу взаимоотношения цвета с архитектурной формой; 2) модель распределения цветовых зон на фасадах, построенная с учетом условий их восприятия с различных расстояний, скорости передвижения зрителя и масштаба городских пространств; 3) методика опроса респондентов, позволившая выявить отношение специалистов и жителей к архитектурным цвето-кбмпозиционным решениям фасадов, определить группу предпочтительных и негативно оцениваемых решений.

3. Практическое значение имеют следующие закономерности формирования цвето-композиционных решений фасадов:

активная полихромия, свойственная многим памятникам традиционной русской архитектуры и нюансные цветовые сочетания преимущественно теплых оттенков в равной мере правомерны и должны использоваться в практике застройки Москвы;

с ростом расстояния от зрителя до воспринимаемых объектов и увеличения скорости передвижения в транспорте оправдано укрупнение масштаба деталей и использование более активной полихромии в верхних зонах многоэтажных домов и комплексов; при этом должно обеспечиваться , гармоничное соотношение выбранного решения, как с решениями соседних комплексов, так и с нижележащими зонами здания;

цвето-композиционные решения фасадов современных многоэтажных жилых домов имеют широкую палитру взаимодействия цветовых композиций и структуры архитектурных форм от утрирующих пластику фасадов до визуально их разрушающих;

цвето-композиционные решения фасадов домов при плотной городской

застройке должны приниматься с учетом влияния цвета фасадов на уровень

естественной освещенности помещений противостоящих домов. 4. Рекомендуются следующие принципы формирования цвето-композиционных решений фасадов многоэтажных жилых домов:

- цвето-композиционными элементами следует выделять (усиливать) индивидуальные характеристики архитектурного объекта - пластику объемов и пластику поверхности фасадов;

- в цветовых решениях жилой застройки преобладающими должны оставаться приемы построения композиции фасадов, подчеркивающие тектоническую структуру зданий;

- при преобладающем восприятии архитектурных объектов с дальних дистанций и на повышенных скоростях движения надлежит усиливать, выделять цветом крупномасштабные элементы объемов и плоскостей; возможно использование суперграфики, цветовые массы которой способствуют более полному восприятию пространственных решений застройки;

- для плоских фасадов зданий с большим числом монотонно повторяющихся архитектурных деталей рекомендуется использовать цвето-композиционные элементы для создания более сложной в ритмическом отношении композиционной структуры фасадов.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Волкова Н.Ю. «Современное использование цвета в зарубежной архитектуре» // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. -2004, № 5 - С.64-65.

2. Волкова Н.Ю. «Экспериментальные исследования восприятия цветовых решений в жилищном строительстве» - Сб. докладов науч.-технич. конф. профессорско-преподовательсткого состава фак. ПГС. - МГСУ, 2004.

3. Волкова НЛО. «Изучение воздействия колористики городской среды на человека»// Жилищное строительство — 2007, № 8 - с.31-32.

Рисунок 5.

Примеры использования композиционных схем

По цветовой схеме 1: варианты фасадов для внутреннего пространства р-на.

перифирийная часть района центральная часть района

По цветовой схеме 3: Развертка фасадов по Курганской улице (во внешнее пространство микрорайона)

■ Ш • .■■■■• а Ш В ■ ■ ' ,■■■■' ■■ 1 ■ я • . ■ ■ ■ т • ■ ■ я • . т я я т • , т я я т• , ■ • _""Ж*»'• . я'■ ■ ж • ,яя я я • ,■■■■■ а ш • . я и ■ ' •■ ■ ■ ■» , ■ ■■ а> ,•■«■• ■ ■ ■ ■ ,■■■■' ,■■«■• . т я ■■ т т к я • . т я и а ■ ,■■■■• .маян* ■ ■■ ,■■■■■ .на ■ ■■ ■■■■■■ , ■ ■___ ■ ■» ■■ ■ ■■ .■*■■• ■ ж*- . ■ ч*' .Ш«а >Ш1' . я ,Л.Я. я ■ .«■ ■ ■■■*■' . ■ ■■ ■ • ,*■«■' » Я « ■ ■■ . яв я я • . я ят я • ■ ■ ■■ ,■■!■■ , ■ ■ ■ ■ ■ ,■■■■• .маян» , я я

Ё К • г № ЕЦ гГ&жАвШ ЯШ ¿иЦ^Шр у -

Цвето-композиционное решение фасадов жилого дома по ул.Байкальской

ВАРИАНТЫ ФАСАДОВ ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА КОМПЛЕКСА Ю. Бутово предложение диссертанта.

Заказ № 41, тираж 70 экз. Отпечатано в типографии ООО «ПОЛИПРИНТ»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Волкова, Надежда Юрьевна

Введение.

Глава 1.

Аспекты восприятия цвета и использование цвета в архитектуре.

1.1. Особенности восприятия цвета. Аспекты влияния цвета на состояние человека.

1.1.1. Физиологический аспект реакции человека на цвет.

1.1.2. Психологический аспект реакции человека на цвет.

1.1.3. Символическое значение цвета.

1. 2. Влияние цвета на восприятие формы.

1. 3. Существующие методы формирования колористической среды города.

1.3.1. Принципы построения гармоничных цветовых сочетаний.

1.3.2. Современные концепции колористического проектирования архитектурной среды.

1. 4. Анализ использования цвета в архитектуре

1.4.1. Традиции использования цвета в русской архитектуре

1.4.2. Современное использование цвета за рубежом.

1.4.3. Современное использование цвета в отечественной архитектуре на примере г. Москвы.

Выводы по 1 главе.

Глава 2.

Анализ условий восприятия цвето-композиционных решений архитектурных объектов в современном городе. Определение вкусовых приоритетов жителей Москвы.

Факторы, влияющие на восприятие колористического решения архитектурного объекта

2.1.1. Факторы внешнего окружения.

2.1.2. Фактор пространственного расположения архитектурного объекта в существующей застройке: комфортность восприятия цветового решения фасада из окон противостоящих домов.

2.1.3. факторы объемно-планировочного решения архитектурного объекта.

2.2. Прогнозирование восприятия цвето-композизионных решений архитектурной объектов путем изучения общественного мнения.

2.2.1. Цели и задачи экспериментальных исследований.

2.2.2. Методика проведения эксперимента.

2.2.3. Анализ полученных данных.

Выводы по 2 главе.

Глава 3.

Способы повышения выразительности архитектуры с помощью зонирования цветовой композиции фасадов.

3.1. Разработка методов формирования цвето- композиционных решений на фасадных поверхностях на основе определения «фасадных зон».

3.1.1. определение «фасадных зон».

3.1.2. Цвето-композиционные схемы.

3.2. Включение разработки цвето-композиционных решений в существующие методы проектирования колористического решения жилой застройки.

3.3. Применение разработанных цвето-композиционных схем.

3.3.1. эскизное проектное предложение колористической реставрации жилого микрорайона 70-хх годов с использованием разработанной методики.

3.3.2. эскизное проектное предложение колористического решения группы жилых домов с использованием разработанной методики.

Выводы по 3 главе.

Введение 2009 год, диссертация по архитектуре, Волкова, Надежда Юрьевна

Проблема создания визуально комфортной городской среды жилой застройки - одна из наиболее актуальных проблем в современном проектировании. По мнению Пономаревой Е.С., проблема использования цвета одна из самых сложных и многогранных в архитектуре, для ее решения требуются «совместные усилия архитекторов и представителей естественных и точных наук» [1]. Являясь свойством формы, цвет реагирует на среду и выражает внутреннее содержание. И по убеждению Ефимова А.В. «игнорировать его - значит отказываться от важного инструмента создания архитектурной формы» [106].

Создание выразительной й красивой окружающей городской среды, в том числе используя колористику, является ключом к решению многих проблем. «Окружающая красота может наполнить содержанием жизнь и «притянуть» к себе человека. Именно к этому должны стремиться архитекторы и другие специалисты, ответственные за среду города.»[18]

В течение последних десяти лет Москва активно наращивала потенциал своего строительного комплекса, что предполагает сохранение высоких темпов жилищного строительства. Правительством города было принято решение об увеличении объемов капитального ремонта существующего жилого фонда. Ежегодные затраты на капитальный ремонт жилищ в последние годы составили треть средств, вкладываемых в новое строительство. По опубликованным данным [100, 102, 103, 104] одним из основных направлений градостроительной политики в Москве и Московской области на период до 2020 года является комплексная реконструкция существующего жилого фонда. На этот срок намечено отремонтировать и реконструировать 18, 5 миллиона квадратных метров жилья. Для сравнения скажем: с 1992 года, когда столица первой в России начала заниматься сносом «хрущоб», ликвидировано и заново отстроено 3 миллиона квадратных метров, а к 2010 году планировалось снести 6 миллионов квадратных метров [104].

Поэтому задача сохранения и обновления существующего жилищного фонда за счет капитального ремонта, модернизации и реконструкции чрезвычайно актуальна. Реализация общегородской программы капитального ремонта, реконструкции и модернизации позволит не только продлить жизненный цикл существующих объектов и повысить их энергоэффективность, но и существенно изменить облик жилых кварталов, сформированных в 50 - 80 гг.

Решение обозначенных задач тесно связано с вопросами колористического формирования реконструируемой застройки. В частности с созданием колористической среды, учитывающей изменения ценностных ориентаций горожанина и его требований к своему окружению; определению роли цвета в формировании образа реконструируемой архитектурной среды.

Таким образом, возникает необходимость изучения и анализа исторического и современного опыта, оценка его с учетом местных традиций, природных и градостроительных условий, необходим анализ факторов, влияющих на восприятие цвето-композиционных решений, в их числе - отношение потребителей к архитектурным решениям.

Для исследования имеется как практическая, так и теоретическая база.

Целью данного исследования является выявление закономерностей формирования цвето-композиционных решений фасадов отдельных жилых зданий и комплексов и разработка, на основе этих закономерностей, рекомендаций по проектированию цветовых композиций, направленных на повышение архитектурной выразительности зданий и застройки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд основных задач:

- провести анализ теории и опыта колористического проектирования и определить характер условий восприятия цветовых решений современных жилых зданий;

- провести систематизацию использования цветовых элементов в исторической и современной архитектуре и разработать классификацию цвето-композиционных решений;

- разработать методику опроса, провести эксперимент с участием экспертной группы специалистов и контрольный группы и получить оценку цвето-композиционных решений фасадов современных жилых зданий, согласно разработанной классификации, построенных в г. Москве;

- разработать рекомендации по построению цвето-композиционных решений жилых зданий, отвечающих современным требованиям.

Объектом исследования архитектура фасадов жилых зданий, решенная с использованием цветовых композиций.

Предмет исследования: выработка подходов к построению цвето-композиционных решений фасадов современных жилых зданий. Исследование ограничивается: изучением современных жилых образований в климатических и градостроительных условиях Москвы; изучением вопросов, связанных с архитектурными традициями и подходами к решению цвето-композиционных зон зданий. Не рассматриваются вопросы собственно подбора цветовых сочетаний для фасадов зданий. Они являются прерогативой творческих исканий авторов проекта.

Методика исследования включает: использование системно-структурного подхода, позволяющего рассмотреть во взаимосвязи различные стороны объекта исследования (влияние окружения, характер архитектуры и ее восприятие зрителем); анализ литературных источников, фотофиксацию колористических решений жилых (95 объектов) и отчасти общественных (40 объектов) зданий, в том числе памятников архитектуры; использование фотоснимков жилых и общественных зданий, выполненных другими авторами (более 250 объектов); опрос экспертов (65 человек) и других респондентов (65 человек) с целью определения предпочтений в отношении колористических решений современных жилых зданий у жителей Москвы.

Для осуществления опроса была разработана авторская методика. Учтены теоретические разработки Лотмана Ю.М., Лакина Г.Ф. и экспериментальный опыт Пономаревой Е.С, Шакинко Л.Н, Лущеко Э.М., Никольской Л.В. В состав разработанной методики опроса вошли анамнестическая анкета из 8 вопросов, ассоциативный эксперимент, составление шкал последовательности по заданному критерию, методика «выбора» и метода семантического дифференциала - СД (определение оценок по заданным 23-м биполярным шкалам для каждого объекта).

Светотехнические расчеты в рамках экспериментального исследования по изучению влияния цветовой отделки фасадных зон зданий на уровень естественной освещенности в комнатах помещениях противостоящих домов.

Научная новизна: Впервые разработана классификация цвето-композиционных решений. Предложено зонирование цветокомпозиционных решений фасадов, обращенных на улицу и во внутиквартальное пространство (выделено 5 фасадных зон, разработан метод расчета их высоты). Впервые для условий уплотненной застройки определен характер влияния цветовых зон фасада на уровень естественной освещенности помещений, расположенных в противостоящих зданиях. Разработана методика проведения опроса в целях получения оценки восприятия различных цвето-композиционных решений современных жилых зданий и впервые получены результаты такого исследования.

Практическая ценность Внедрение разработанных рекомендаций должно способствовать повышению архитектурной выразительности фасадов новых строящихся и реконструируемых жилых домов, преимущественно за счет улучшения композиционных приемов, масштаба и интенсивности цвета архитектурных деталей. Результаты работы могут быть использованы архитекторами и дизайнерами, проектирующими гармоничную среду городского пространства.

Апробация работы. Результаты исследований диссертационной работы были опубликованы в «Современное использование цвета в зарубежной архитектуре» журнал «технологии и строительные материалы 21 в.» (2004 г); «Изучение воздействия колористики на человека» журнал «Жилищное строительство» (2007г); докладывались в Московском государственном строительном университете на научно-технической конференции профессорско-преподовательсткого состава ПГС («Промышленное гражданское строительство») (21 апреля (2004 г.)

Внедрение. Положения диссертации использованы в разработке проектов «Торгово-развлекательного комплекса» района Марьинский парк и «Гостиничного комплекса» на Сиреневом бульваре.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включает в себя библиографию, приложения, иллюстрации.

Заключение диссертация на тему "Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов"

Выводы по 3 главе.

1. Одним из важнейших направлений в процессе повышения эстетического и художественного уровня жилой застройки является создание гармоничной выразительной цветовой композиции фасада, учитывающей условия восприятия и специфику архитектурного объекта.

2. С учетом специфики восприятия архитектурного объекта и проектирования цвето-композиционного решения в условиях современных крупных городов выделено пять «фасадных зон»: «1 фасадная зона», образующая «нижний ярус архитектурного пространства»; вторая — верхний ярус; третья - зона тактильной досягаемости; <вона безразличия»; «зона влияния». Каждая характеризуется актуальными требованиями к определенному участку фасада. Опираясь на характер распределения фасадных зон возможно создание гармоничной цветовой композиции фасадов, отвечающей сложившимся требованиям окружающей среды.

3. Даны рекомендации относительно оптимальных характеристик цветового решения для каждой фасадной зоны, с учетом сложного взаимодействия факторов, влияющих на восприятие архитектурного объекта. Характеристики включают в себя определение желательной контрастности цветовой гаммы, характер зависимости ее колорита от внешней среды, масштаба и ритма цветовых элементов.

4. Разработаны методы формирования цветовых композиций на фасадных плоскостях на основе определения «фасадных зон», в рамках которых выделены три композиционные схемы: схема 1 — детализация, подразумевающая корректировку объема здания, с помощью цвета; схема 2 — обобщение, используется для выявления особенностей пространственной организации архитектурной среды; 3 схема — комбинирование. Использование каждой схемы соотнесено с определенной ситуацией, сложившейся в окружающей архитектурноприродной среде и характером объема самого архитектурного объекта, предложен алгоритм выбора цветовой схемы.

5. Предложенная методика использования «фасадных зон» и цветовых композиционных схем интегрирована в существующие методы проектирования колористического решения городской застройки, основанные на объективных методических изысканиях в области архитектурно-природной среды и ее значения.

6. На основе предложенной методики разработаны эскизные проектные предложения колористической реставрации жилого микрорайона 80-хх годов и группы жилых домов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обобщение результатов проведенного исследования по организации цвето-комозиционных решений, гармонизирующих современную жилую застройку крупных городов, позволяет сделать следующие выводы:

1. Архитектура городских многоэтажных жилых домов и комплексов может и должна быть улучшена путем внедрения гармоничных цвето-композиционных решений фасадов зданий, формируемых с учетом традиционной полихромии в русском зодчестве, колористики природного и городского окружения, масштаба современной городской застройки с ее памятниками большой исторической и художественной ценности, а также особенностей восприятия зданий и комплексов в условиях современного крупного города.

2. Теоретическое значение имеют следующие, разработанные диссертантом, научные основы формирования цвето-композиционных решений фасадов:

1) классификация современных (построенных за последние 30 лет) архитектурных объектов, в которых цветовые композиции различаются по типу взаимоотношения цвета с архитектурной формой; 2) модель распределения цветовых зон на фасадах, построенная с учетом условий их восприятия с различных расстояний, скорости передвижения зрителя и масштаба городских пространств; 3) методика опроса респондентов, позволившая выявить отношение специалистов и жителей к архитектурным цвето-композиционным решениям фасадов, определить группу предпочтительных и негативно оцениваемых решений.

3. Практическое значение имеют следующие закономерности формирования цвето-композиционных решений фасадов:

- активная полихромия, свойственная многим памятникам традиционной русской архитектуры и нюансные цветовые сочетания преимущественно теплых оттенков в равной мере правомерны й должны использоваться в. практике застройки Москвы;

- с ростом расстояния от зрителя до воспринимаемых объектов и увеличения скорости передвижения в транспорте оправдано укрупнение-масштаба деталей и использование более активной полихромии в верхних зонах многоэтажных домов и комплексов; при этом должно обеспечиваться гармоничное соотношение выбранного решения, как с решениями соседних комплексов, так и с нижележащими зонами здания;

- цвето-композиционные решения фасадов > современных многоэтажных жилых домов имеют широкую палитру взаимодействия» цветовых. композиций ^.структуры архитектурных форм от утрирующих пластику фасадов до визуально их разрушающих;

- цвето-композиционные решения фасадов домов при; плотной^ городской застройке должны приниматься; с учетом! влияния цвета фасадов на уровень естественной освещенности помещений противостоящих домов.

4. Рекомендуются следующие принципы формированиящвето-композиционных решений'фасадов многоэтажных жилых домов:

- цвето-композиционными элементами следует выделять (усиливать) индивидуальные характеристики архитектурного объекта — пластику объемов и пластику поверхности фасадов;

- в цветовых решениях жилой застройки преобладающими должны оставаться, приемы построения композиции фасадов, подчеркивающие тектоническую структуру зданий;

- при преобладающем восприятии архитектурных объектов с дальних дистанций и на повышенных скоростях движения надлежит усиливать,, выделять цветом крупномасштабные элементы объемов и плоскостей; возможно использование суперграфики, цветовые массы которой способствуют более полному восприятию пространственных решений застройки;

- для плоских фасадов зданий с большим числом монотонно повторяющихся архитектурных деталей рекомендуется использовать цвето композиционные элементы для создания более сложной в ритмическом отношении композиционной структуры фасадов.

Библиография Волкова, Надежда Юрьевна, диссертация по теме Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности

1. Пономарева Е. С. «Цвет в интерьере», Минск Высшая школа, 1984г.

2. Г.И. Ашкенази «Цвет в природе и технике» 1985г ;

3. Федоров В.В «Символическое бытие архитектурных пространства.». 1998 г.

4. Федоров В.В «Проблема восприятия и символического значения пространства». 1997 г.

5. Иконников А.В. «Эстетические ценности предметно пространственной среды» 1990 г.

6. Постановление N 940 (BMM 97-4): «О комплексном благоустройстве Москвы: колористика, архитектурное освещение, ландшафтная архитектура». Правительство Москвы 1996г.

7. Блашкевич Р.Н., Звездина Т.И., Мельников В. Е. «Интерьер современной квартиры» Москва: Строиздат1988 г.- 224 с.,илл.

8. ГорстковаЕ. И. «Основы архитектурной колористики»: ХГТУ 1997 г.9. «Колористика города» международный семинар 1, 2 тома Москва 1990 г.

9. Ю.Рафайнер Ф. «Высотные здания: объемно-планировочные иконструктивные решения». Москва: Стройиздат 1982 г. 180 с. илл. Сокр. пер. с немецкого. Балановского Л.Э, перевод издания Hochhauser/ F. Rafeinar.-1978.

10. Гусев Н. M, Макаревич В. Г. «Световая архитектура», M. Стройиздат 1973 г.

11. Поляков В. П., Глинкин В.А «Цвет в архитектуре городов крайнего севера». М. Стройиздат 1982 г.

12. Сердюк И. И «Восприятие архитектурной среды». Львов Вшца шк. 1979 г

13. Глинкин В.А «Свет и цвет в архитектуре и дизайне». М., Стройиздат,1982 г.

14. Е.Л. Беляева «Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия». 1977 г.

15. Ефимов А.В. «Формообразующее действие полихромии в архитектуре» М. Стройиздат 1985 г.

16. Филин В.А «Видеоэкология и архитектура». 1995, г.М. Тасс.Реклама.

17. Филин В.А «Видеоэкология». 1997 г.М. Тасс.Реклама.19. «Роль движения глаз в процессе зрения» Ярбус А.Л 1965г.

18. Иконников. А. В. «Художественный язык архитектуры» Искусство М: 1985 г.

19. Никольская Л. В «Оценка силуэтной выразительности отдельных зданий и сооружений: эмоционально эстетический аспект восприятия архитектуры» 1982 г.

20. Ефимов А. В «Колористика города». М. Стройиздат 1990 г.

21. Соловьев Н. К «Современная архитектура Франции». Стройиздат 1981 г.

22. Соловьев Н. К. «Взаимодействие пластических искуств в формировали городской среды /опыт Франции 1970-х годов/». Дисертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 1980 г.

23. Каменская Г. В, Байкова В.А «Методические рекомендации по моделированию свето-цветовой среды интерьеров методом полипроекции». 1981 г.2в.«Семиотика и язык архитектуры» под редакцией Росипской.

24. Гиппенрейтер Ю. Б, Михалевская М. Б «Хрестоматия по ощущению и восприятию» М: изд. Московский Университен, 1975 г.

25. Ж. Агостон «Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне» -М.: изд. «Мир» 1982г.

26. Лицкевич В. К.,Макриненко Л.И., Мигалина И.В. под ред. Оболенского Н. В. «Архитектурная физика» Учеб. Для вузов, М. Стройиздат, 1997 г.

27. Вильгельм Оствальд «Цветоведение» Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей, врачей, физиологов, психологов, колористов и др. Москва-Ленинград, акционерное общество «Промиздат» 1926 г.

28. Тронов В. О. «Наружное архитектурное освещение»(обзорная информация) ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, -М.: 1976 г.-32с.

29. Р. Арнхейм «Динамика архитектурных форм» /пер. с англ. В.Л. Глазычева, М: Стройиздат 1984 г. 192 с:ил.

30. Миронова Л.Н. «Цветоведение»: Минск: «высшая школа» 1984-287 с.

31. Фрилинг Г. Ауэр К. «Человек пространство - цвет», сокр. перевод с нем. Гавалова О.В.; М. Стройиздат 1973 - с.143.

32. Мешков В. В., Матвеев А. Б. «Основы светотехники»: учебное пособие для вузов : т.2 : 1989 г. 432 с: ил.

33. Лебедев В. В. «Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры». М. Стройиздат 1994 с. 256. с ил.

34. Кравец В. И. «Колористическое формообразование в архитектуре» Харьков «высшая школа» 1987 г.

35. Лакин Г.Ф. «Биометрия» М: высшая школа 1973

36. Гарин А.В. текст лекций: «Цвет в производственном и жилом интерьере», Воронежский политехнический институт: Воронеж 1989 г.: 41 с.

37. Пономарева Е.С. «Цвет в интерьере: теоретическо-методические принципы формирования цветовой среды гражданских зданий» 1т. ; диссертация доктора архитектуры: Минск 1986 г.

38. Веккер Л.М. «Психологические процессы»: издательство Ленинградского университета: Ленинград 1974. с.221

39. Кошин Д.Ф. «Принципы колористической организации объектов архитектурной среды».диссертация кан. Арх. Казань 2000 г.

40. Лотман 10. М., Петров В.М. «Семиотика и искусствометрия» сборник переводов современных и зарубежных исследований, Москва: изд. «Мир» 1972 г.

41. Иконников А. В. «Мастера архитектуры об архитектуре», изд. «Искусство»: Москва 1971 г.

42. МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совместное освещение» /Москва 1999 г.46.«Рекомендации по проектированию навесных фасадных систем с Правительство Москвы Москомархитектура / 2002 г.

43. Айзенберг Ю, Б. «Справочная книга по светотехнике», Москва: Энергоиздат 1983 г.- 472 е., илл.

44. МГСН 1.02 -02 «Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории г. Москвы.» / Правительство Москвы 2002 г.

45. Барановский М. И. «Ваше жилище» Киев: «Будавельник» 1987 г. -400 с.

46. Р. Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие», в пер. с анг. В.Н. Самохина, БГК им. И.А. Бодуэна да Куртенэ, 2000. 392 с.

47. JI. Ф.Шубин «Архитектура гражданских и промышленных зданий» :том V: «Промышленные здания» М: Стройиздат 1986 г.

48. И. Араухо «Архитектурная композиция» в переводе с испанского М.Г. Бакланова, А. Михе - М: Высшая Школа, 1982 -208 с. ил.

49. JI.B. Робежник «Цвето пластическая ревитализация архитектурно-природной среды (на примере городов северо-запада России)» Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры: М 2002 г.

50. JI.B. Тыдман «Изба, дом, дворец» М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 336.

51. Т. Г. Маклакова «Архитектура двадцатого века» учебное пособие для вузов, Москва: Изд-во Ассоциация строительных вузов, 2001 г. 200 е.,илл.

52. Кудрявцев М.П. «Москва третий Рим»: Историко-градостроительное исследование. - М: Сол Систем, 1994 - 256 с:184 ил.вентилируемым воздушным зазором для нового строительства и реконструкции зданий» /

53. В.И. Кравец «Структура и функции цветовой гармонии в композиции жилой застройки» Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры: Харьков 1972 г.

54. Лащук Г.П. «Цвет в формировании среды жилой застройки» Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры: Москва 1972 г.

55. А.М. Сидорин «Замечательные дома» М: «Архитектура и строительство России» 1999 г.

56. Гайдук Т.Ф. «Композиционные возможности полихромии в индустриальном домостроении УССР» автореферат на соискание степени кандидат архитектуры: Киев - 1989 г.

57. Никандров В. В. «Классические методы психофизики»: учебное пособие Санкт-Петербург: 1991.62.«Ремонт и отделка» /справочник, серия «Застройщик», М: Стройинформ, 2000 г

58. А.В. Зубакова, В.Н. Баушев «Проблема восприятия зрительной информации»: учебное пособие, Ленинград 1990 г.

59. К. Дей «Места где обитает душа (архитектура и среда как лечебное средство)» /пер. с англ. B.JI. Глазычева. М.: МП «Ладья», 1994. -280с.:ил.

60. БеляеваЕ . «Руководство по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий» М: Стройиздат, 1976г

61. Е.А. Борисова, Г.Ю. Стерлин «Русский модерн» Альбом М: ГАЛАРТ 1994 г.-360 с. :илл.

62. Итген И. «Искусство цвета». — М: Д.Аронов, 2001

63. Иванова О.Ю. «Монастыри России». — Смоленск: Русич, 2006 г. -352с. :ил. (Памятные места России)

64. А.В Гарин «Цвет в производственном и жилом интерьере» Воронеж: Воронежский политехнический институт. 1989 г.

65. МГСН 2,01-99 "Энергосбережение в зданиях"

66. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве» : Москва: «Архимед» 1992г.

67. Ефимов А. В «Цвет в архитектуре и градостроительстве» / Знание №8 1981г.

68. Ефимов А.В. «Об изучении цвета в Японии»/ Техническая эстетика №8 1976г.

69. Ефимов А.В. «Моделирование формообразующего действия полихромии» / Техническая эстетика №7 1977г. (54)

70. Ефимов А.В «Предложение по цветовому решению экспериментального жилого района» / Строительство и архитектура Москвы №7 1975 г.

71. Кричевский М.Е. «Суперграфика в производственном интерьере» / Техническая эстетика № 3 1988 г.

72. Н. Лапатова «Дело просит кирпича» / Material: июль 2000 г.

73. Мельников JI.H. «Повышенная экспрессия новое свойство среды»/ Техническая эстетика №5 1991 г.

74. Половникова Е. «Концепт дом» / «АрхиДом» №6 #20

75. Криневский М. Е., Фарстов А.Б, «Производственный интерьер: архитектурно-колористическая концепция» / Техническая эстетик № 3 1990 г. с 21 —24 с илл.

76. Пронина И.А. «Цвет в общественном интерьере 80-х годов» / Техническая эстетика №4 1989 г. с 16 -18 с илл. (71)

77. Жадова JI.A. «Палитра французских городов», Декоративное искусство СССР 4/ 1975 г. (58)

78. Воробьев Г.Г. «Какой цвет в одежде вы предпочитаете?» / Техническая эстетика №2 1989 г. с.15 -16 (57)

79. Трегуб Н.Е. «Цвет и форма: комбинаторный эксперимент» / Техническая эстетика № 11 1988 г. (46)

80. Лущеко Э.М. «О взаимосвязи цвета и стиля в искусстве» / Техническая эстетика №12 1983 (53)ч Миронова Л.Н. «Пространство и цвет в истории культуры» / Техническая эстетика, 1988 № 12.

81. Г. Ревзин «Замоскворецкий авангард: культурная революция» / Коммерсант ВЛАСТЬ М: 8.03.2004 г.95.«Мир и дом» №6 66. ЗАО «Элита Паблишер» 2000 г. 96.Эмилио Амбаж «Архитектура это ландшафт земли»/ «Зодчествомира» №3: Москва 1999г.

82. А.Н. Дмитриев «Техническому прогрессу в капитальном ремонте и реконструкции больше внимания»/ «Архитектура и строительства Москвы» №1 22.02.2003 .г.

83. Ю.М. Лужков «Москву надо перестраивать»/ «персональная-страница» 02.2004 г.

84. Сергеева Л. «У Москвы своя палитра» / «ЛИЦО ГОРОДА» № 51

85. Ефимов А.В. "Человек, выросший в серой среде, не чувствует ее убожества"/ Известия 21.07.06.

86. Дмитрий Писаренко «Почему «белое не носить»?» / Москва экология/ «АиФ Москва» № 47, 2005 г.

87. Т.А. Печкова «Цветовое проектирование: спектр проблем» / Техническая эстетика № 11 1988 г.

88. Сайфутдинов М.А , Кияненко А.Н "Основные принципы эстетического формированиями развития городской среды в условиях градостроительной ситуации города Волжского" 2002 г.

89. Вайс А.А., Пчелинцев В.И., Ильиных Т.В. «Колоритыпейзажей проспекта Мира г. Красноярска по временным фазам» СибГТУ,г. Красноярск,РФ 2002г.

90. Ерисов Д. «Как сделать город комфортным» / «Тверская 13» № 020. 2005 г.

91. Вайс А.А., Пчелинцев В.И., Ильиных Т.В. «Колориты пейзажей проспекта мира города Красноярска по временным фазам» СибГТУ, г. Красноярск 2002.

92. Шипова И. «Дом на новый лад» / Ведомости №36 (72) 9.2007 г.

93. Bride М. Whelan «Color harmony» Rockport Publishers, USA 1994 r.

94. Philip Jodidio «New form architecture in the 1990s» TASHEN Koln Germany 2001 r.

95. Philip Jodidio "Richard Meier", TASCHEN Germany 1995 r.117. «L'Art et la ville», Premier ministre, secretariat General du gropecentral des villes nouveslles, Paris 1976.

96. S. V. Szokolay «Environmental science handbook for Architects und Buildes», The Construction Press: в пер с англ. М. В. Никольской, М: Стройиздат 1984 670 с.

97. Aurora Cuito, Расо Asensio «Legorreta + Legorreta» teNeues: 2002, English translation: William Bain.

98. Barbara Borngasser Klein, Markus Hildich «Zweitausend Jahre Bauen in Deutschland»: Harenberg Verlag, Dortmund 1993.

99. Graham Vickers «Key moments in architecture: the evolution of the city» «Hamlyh» London: 1998 r.

100. Bride M. Whelan «Color Harmony 2: f guide to creative color combinations» / Rockport Publishers USA 1997.123. «Balade a Lyon» / «Art & Decoration» № 336 22F :Paris 1995

101. Par Christine Grange-bary «New Orleans.»/ «Maison & Jardin» № 411 1995