автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.07, диссертация на тему:Формирование стиля в проектировании европейского костюма ХХ века

кандидата искусствоведения
Ильичева, Елена Валерьевна
город
Москва
год
1999
специальность ВАК РФ
05.19.07
цена
450 рублей
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Формирование стиля в проектировании европейского костюма ХХ века»

Текст работы Ильичева, Елена Валерьевна, диссертация по теме Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви

* г

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

им. А. Н. КОСЫГИНА

На правах рукописи

/

Ильичёва Елена Валерьевна

УДК 687.1.016:7.036(043.3)

ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО

КОСТЮМА XX ВЕКА

Специальность 05.19.07. - Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

Научный руководитель - доктор технических наук,

профессор Козлова Т. В.

Москва - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................................................4

Глава 1. Стиль и его компоненты....................................................................9

1.1. Определение основных понятий стилеобразования.........................12

1.2. Создание морфологической модели стиля в проектировании костюма XX века................................................................................29

1.2.1. Изучение стилевого контекста......................................................30

1.2.2. Выявление внутренних стилевых черт..........................................34

Выводы по главе..............................................................................................42

Глава 2. Исследование процесса формирования стиля в проектировании европейского костюма XX века...............................................................44

2.1. Моделирование структуры стилевого поля.....................................45

2.1.1 .Определение отличительных черт стилевого поля XX века.........49

2.2. Изучение признаков формирования стиля в проектировании европейского костюма.......................................................................58

2.3. Модель функционирования стиля в XX веке.................................62

Выводы по главе...............................................................................................69

Глава 3. Разработка метода оценки и распознавания стиля в проектировании костюма XX века......................................................70

3.1. Методика оценки процесса формирования стиля в проектировании европейского костюма XX века......................................................70

3.1.1. Выбор критериев оценки стиля/стилей XX века........................70

3.1.2. Создание оценочных шкал...........................................................72

3.2. Разработка процедуры распознавания стиля по оценкам совокупностей стилевых черт костюма в системе нечетких множеств ..93

Выводы по главе..............................................................................................97

Глава 4. Экспериментальная проверка теоретических выводов и апробация способа распознавания стиля................................................98

4.1. Оценка процесса формирования стиля в проектировании

европейского костюма XX века..................................................99

4.2. Осуществление процедуры Уагера........................................109

4.3. Характеристики предполагаемых стилей XX века....................121

Выводы по главе............................... ..............................................124

Заключение......................................................................................................126

Список литературы................................................................................128

Приложения....................................................................................................142

Введение

При создании коллекции модельер должен полагаться на знание самых перспективных тенденций в художественном проектировании.

Для подготовки необходимых данных привлекаются различные средства: аналитические разработки, прогнозная информация и т. д.

Важно оценить насколько значительным и перспективным является то или иное модное течение, которое в дальнейшем может определить коммерческий успех предприятия и лидерство модельера в своей отрасли. В подобной информации заинтересованы также торговые, имиджмейкерские и другие организации - потребители индустрии моды.

Вместе с тем, костюм считается наиболее мобильным средством отражения происходящих в обществе событий, следовательно, по его анализу можно судить о стилевых тенденциях, которые не всегда удается оценить в других областях искусства из-за требующейся длительной временной дистанции.

Помимо практической функции, сведения о процессах формирования стилевых течений имеют общекультурное значение, так как позволяют современникам понять значимость и эстетическую ценность происходящих вокруг них событий.

Решению подобных задач посвящено достаточно большое количество исследований не только в художественном проектировании, но и в смежных областях знаний. В настоящий момент, когда приближается третье тысячелетие и неминуемо подведение итогов прошедшего века, возрастает значение исследований закономерностей и особенностей формирования культурных процессов. Эти темы привлекают внимание не только аналитиков моды и гуманитариев, но и представителей точных наук.

Исследованием закономерностей в формировании стилевых явлений и поиском достоверных способов их описаний занимались: Бергер Л. Г., Вёльфлин Г., Винкельман И. И., Гиро П., Гофман А. Б., Доценко М., Земпер Г.,

Иоффе И., Каган М. С., Карнейро Р. Л., Козлова Т. В., Крёбер А., Кэррол Д., Михель Г., Новикова Л. И., Отеккер Л., Пикок Д., Риффатер М., Сидоренко В. Ф., Степучев Р. А., Фабрикант М. И., Хайт В. Л., Хан-Магомедов С. О., Шпенглер О. и некоторые другие авторы.

По сравнению с другими областями знаний, в художественном проектировании костюма ощущается недостаточная разработанность терминологической и методологической базы, позволяющей описать процесс формирования стиля и определить особенности его функционирования в XX столетии. Из-за того, что моделирование костюма сложилось как самостоятельный вид творческой деятельности только в этом веке, до сегодняшнего времени перед исследователями не ставилась задача - определить понятие «стиль» в контексте художественного проектирования костюма. Внимание исследователей сосредотачивалось на изучении моды, ее прогнозировании и ретроспективном анализе. В настоящий момент моделирование одежды приобрело столь серьезное значение, что изучение стиля в костюме заняло обособленное положение в науке. В этой связи, для художественного проектирования костюма является актуальной задачей изучение не только процесса формирования стиля в XX веке, а также создание научно-обоснованной теории стилеобразования, отражающей специфику моделирования костюма.

Данная работа направлена на решение вышеперечисленных задач и является первым научным трудом, обращенным к исследованиям процессов формирования и функционирования стиля/стилей в проектировании европейского костюма XX века.

Целью исследования является обоснование и выбор критериев, способов их оценки и процедур распознавания стилевого течения, как инструмента исследования процесса формирования стиля в проектировании костюма XX века.

Объектом исследования является процесс формирования стиля в проектировании европейского костюма XX века.

Предметом исследования являются созданные в различные периоды XX века модели европейского костюма рге^а-ройе, созданного модельерами известных домов мод Франции, Италии и Японии.

Методологическую основу исследования составили ведущие положения теории стилистики различных областей знаний, системный подход. В качестве инструмента использовались методы конкретно-исторического анализа, системно-структурного и системно-функционального анализов, теория нечетких множеств, статистические методы сбора информации.

Границы исследования. Все исследуемые вопросы являются актуальными для проектирования костюма и рассматриваются в связи с этой областью знаний. Исторические рамки исследования - 1900 - 1998 гг. На защиту выносятся:

- Методика распознавания стилевого течения по оценкам оптимального числа произведений-носителей стиля.

- Морфологическая модель стилевого течения XX века. Научная новизна:

- Разработана морфологическая модель стиля в проектировании костюма XX века (Дом стиля)

- Произведен сравнительный анализ и систематизация определений понятия "стиль", данных в различных областях знаний (искусствоведение, лингвистика, теории архитектуры и дизайна ).

- Дано универсальное для различных областей знаний определение понятию «стиль».

- Разработаны способы построения многомерных шкал для оценки критериев наличия стиля в костюме, с использованием математического аппарата нечетких множеств.

- Разработана теоретическая база для многокритериальной оценки процесса стилеобразования в костюме.

- Создана эмпирическая модель функционирования стилевых течений в стилевом поле XX века.

- Разработан способ распознавания стиля по оценкам оптимального числа произведений - носителей стиля.

Практическая значимость

- Разработана инженерная методика многокритериальной оценки процесса стилеобразования с использованием экспертных оценок по нечетким шкалам и процедуры Уагера (процедура выбора на нечетких множествах).

- Выявлены и обоснованы критерии, определяющие возможность существования стилевой системы в костюме, инвариантные относительно различных промежутков времени.

- Создана модель оценки периодов функционирования стиля в костюме и проведена ее апробация на данных о процессе стилеобразования костюма XX века. Экспериментально доказана адекватность модели на примере проверки гипотез о функционировании стиля в истории костюма.

- Создан и научно обоснован теоретический аппарат, позволяющий давать многокритериальное описание процесса формирования и функционирования стиля/стилей в проектировании костюма.

- Собран значительный объем статистического и иллюстративного материала по стилеобразованию в костюме XX века.

- На основе разработанного теоретического аппарата оценки процессов стилеобразования в женском костюме экспериментально определены нормы исторических стилей в системе нечетких множеств.

- Отдельные выводы и методы решения поставленных задач могут быть спроецированы на смежные области знаний (искусствоведение, антропология культуры, теория рекламы, теория архитектуры, техническая эстетика).

- Практическая значимость диссертации подтверждена актами о внедрении результатов исследований в работу производственных фирм ООО «Февраль» и ООО «ТОКО».

- Методические и практические результаты исследования могут применяться в учебном процессе, при подготовке художников - стилистов, дизайнеров костюма и рекламы.

- Способ распознавания стиля может быть положен в основу компьютерных программ, способных без привлечения экспертов давать объективные оценки по шкалам n-мерной размерности и осуществлять процедуру Уагера для нечетких множеств.

Структура работы: Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны практическая значимость работы и реализация результатов исследования.

В первой главе представлены и проанализированы наиболее ценные, с научной точки зрения, работы в различных областях знаний ученых, занимающихся вопросами исследований и определений стиля и описанием его внутренней структуры. Обоснованы и описаны морфологическая модель стиля, условия функционирования стилевой системы, целесообразность заимствования в художественное проектирование из некоторых областей знаний терминологического инструментария. Рассмотрены существующие определения, классификации и периодизации стилевых течений.

Во второй главе проведены теоретические исследования по вопросам определения стиля в XX веке. Рассмотрена структура стилевого поля, проведен сопоставительный анализ теоретических моделей функционирования стиля в истории, культурной антропологии и искусствознании. Создана модель функционирования стиля в проектировании костюма. Выявлено множество

нормированных стилей в истории костюма и даны численные характеристики каждого элемента множества.

В третьей главе разработана и предложена методика оценки стилевых черт костюма в системе нечетких множеств и способ распознавания стиля, основанный на применении процедуры Уагера и математической логики.

В четвертой главе приведены и проанализированы результаты эксперимента, проведенного по предложенной в предыдущей главе методике. Выявлены и описаны предполагаемые стили XX века. Найдено математическое подтверждение предложенным в работе теоретическим гипотезам.

Объем диссертационной работы.

Основной текст диссертации изложен на 140 страницах. Диссертационная работа содержит 25 рисунков, 5 таблиц и 5 приложений. Список использованной литературы состоит из 255 наименований.

Глава 1

В главе 1 рассмотрены наиболее перспективные взгляды на проблему стиля и современного знания о стилевой структуре в различных научных областях. Систематизирован материал по вопросам классификации и периодизации стилевых течений XX века.

Дан обзор следующих вопросов:

• основные направления стилистики, как области знаний;

• существующие в современной науке определения понятия «стиль»;

• компоненты стиля и условия существования стилевой системы;

• морфология стиля в художестве ином проектировании костюма XX века.

Стиль и его компоненты

Согласно энциклопедическим данным, первыми, у кого появилась потребность в серьезном изучении стиля, были немецкие романтики начала XIX века. К середине века уже были сделаны попытки научно обосновать процесс стилеобразования, а также заложить теоретическую базу этого раздела.(Г. Спенсер «Философия стиля» 1852, X. Штейталь 1866) В настоящий момент исследования, проведенные по вопросам стилистики, считаются перспективными в некоторых областях знаний. Несмотря на разницу в практическом приложении результатов, рассматриваемые вопросы часто являются для всех исследователей общими. Сформированные еще в начале XX века разделы стилистики не изменились, так в 1927 г., согласно работе М. И. Фабриканта " учение о стиле", включало в себя:

"А. Общая идея стиля и философия стиля; Б. Типология стиля; В. Морфология стиля <...>; Г. Биология стиля ( пути зарождения, роста, вымирания, перерождения и наследование стилистических форм); Д. Историография стилей."

В данный момент стилистика разрабатывается неравномерно, наиболее активные исследования ведутся в языкознании и искусствоведении. Для художественного проектирования проблема определения стиля является относительно новой, в силу того, что эта отрасль знаний ранее считалась маргинальной и получила свое развитие только в XX веке в эпоху модерна, когда костюм уже не регламентировали специальными указами и появился "интерес к созданию костюма профессиональных художников и вообще людей творческих профессий," а моделирование стало "столь же значимым и достойным приложения творческих сил, как и живопись." [92, с. 484.]

Но практическая ценность исследований в области стилистики костюма, имеет значение не только для художественного проектирования, но и для смежных дисциплин, так как костюм является самым мобильным и ярким отражением всех изменений в обществе, в нем «новые черты стиля <...> проявляются раньше других видов искусства" [92].

В силу своего пограничного положения с гуманитарными и техническими науками художественное проектирование имеет возможность оперировать некоторыми заимствованными терминами и использовать результаты исследований как по искусствознанию, так и по физике. Известны работы, построенные на примерах лингвостилистики [171], истории искусств.[248]

В результате адаптации общенаучных понятий к специфике современного моделирования костюма, определились некоторые специальные термины и понятия. Они представляют интерес для дальнейшего исследования по вопросам формирования стиля в проектировании костюма. Костюм как самостоятельный вид творческой деятельности начал развиваться исключительно в XX веке. Поэтому он наиболее интересен для исследователя, имеющего возможность подвести итог заканчивающемуся столетию и изучить трансформацию стиля и понятий о нем за этот период. Так как временная дистанция для анализа глубинных причин формирования стиля в фундаментальных науках невероятно мала, а потребность в систематизации материала существует, то именно изучение костюма может привести к более объективным результатам по созданию классификации и периодизации стилей /стиля. Предлагаемый анализ дает возможность предположить преемственность результатов данного в этой работе исследования для таких областей знаний, где требуется более продолжительный период осмысления, например в стилистике современной архитектуры.

Для охвата большего объема материала и нивелирования каких-либо территориальных предпочтений, предлагается анализ самого распространенного в XX веке во всех странах костюма, определяемого как "европейский". Этот термин вошел в употребление приблизительно в XVII веке, в России его связывают с именным указом Петра I от декабря 1701 года, "которым действительно запрещались изготовление и торговля русским платьем.<...> Согласно царскому указу следовало носить верхнюю одежду саксонскую и французскую, а камзолы, штаны и обувь только немецкие. Уже

само сочетание саксонского и