автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Эстетическая организация архитектурной среды крупнейшего промышленного города (на примере Свердловска). Том 1

Корепина, Татьяна Николаевна
город
Москва
год
1984
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Эстетическая организация архитектурной среды крупнейшего промышленного города (на примере Свердловска). Том 1»

Оглавление автор диссертации — Корепина, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ. -

I ГЛ. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

1.1. Понятие архитектурно-эстетической системы города, ее проявления и структурная модель.

1.2. Специфика эстетического формирования архитектурной среды крупнейших промышленных городов и ее конкретное воплощение в Свердловске .

Выводы по I главе.

П ГЛ. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА СВЕРДЛОВСКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

ПЛ. Сочетание промышленной архитектуры и селитебной застройки в Свердловске.

П.2. Отличительные черты центра Свердловска. - б

П.З. Историческое едро Свердловска.

П.4. Взаимосвязь архитектурной среды Свердловска и природного ландшафта.

Выводы по П главе.

Ш ГЛ. ПУТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КРУПНЕЙШЕГО ПРОМЫШЛЕШОГО ГОРОДА.

Ш.1. Восприятие архитектурной среды Свердловска и ее эстетическая оценка.

Ш.2. Эстетическая организация как путь к оптимизации архитектурной среды крупнейшего промышленного города.

Выводы по Ш главе.

Введение 1984 год, диссертация по архитектуре, Корепина, Татьяна Николаевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ объясняется необходимостью осмысления архитектурной среды социалистического города в качестве объекта эстетического освоения, что вызвано общественно санкционированной задачей - целенаправленной эстетизацией всей жизненной среды. Не случайно на ХХУ1 съезде КПСС было подчеркнуто, что все окружающее нас должно нести на себе печать красоты и хорошего вкуса, а градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии /2Л,с.62-63/. Это положение стало программным в работе УП съезда архитекторов /4.37/. Кроме того, на июньском Пленуме 1983 года ЦК КПСС были обрисованы идеологически важные задачи советского искусства /2.2,с.19-20,35,76/, вставшие и перед архитекторами в аспекте эстетического совершенствования архитектурной среды городов. Четкая установка на создание полноценной во всех отношениях среды обитания советского человека обусловлена его духовным и культурным ростом, который определяет эстетические требования к окружающей архитектурной среде: она должна быть красивой, целостной, гармоничной, образно-выразительной, индивидуальной.

Исторический в основном стихийный рост крупнейших промышленных городов, негативные стороны градостроительной практики предшествующего рационалистического подхода к архитектуре оставили в наследство нарушение целостности городской среды, безликую монотонность застройки, образную невыявленность города, снижение положительного эмоционального воздействия среды на человека и другие конфликтные эстетические ситуации. Осознание недостатков в формировании городской среды,неудовлетворенность современного человека качествами складывающегося архитектурного окружения вызвали не только острую и принципиальную критику, но и привели к поискам практических путей решения возникшей в социа i листическом градостроительстве проблемы эстетической оптимизации архитектурной среды крупнейших городов.Стало очевидным,что не только удобство и целесообразность, но еще и красота есть смысл гюнятия "архитектурная среда города"/3.76,с. 13/. На данном же этапе "мало еще, - отмечается в сборнике "Советская архитектура", - законченных градостроительных решений, которые полностью определили бы собою. эстетическую концепцию целого города" /3.87,с.8/.

В связи с этим ориентация эстетического освоения архитектурной среды на сознательно-художественное проектирование ее выразительных свойств через эстетическую организацию планировочно-пространственного строения всего города может расцениваться как реально-практический метод упорядочения, гармонизации и совершенствования городского организма, то есть достижения эстетически оптимальных условий труда,быта и отдыха людей /лист 2/.

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ. Проблема эстетической оптимизации среды наиболее остро стоит в крупнейших промышленных городах. Их историческое стихийное развитие, продолжительное в прошлом случайное размещение промышленности,занимающей сегодня до 40% территории города, как правило, невысокий художественный уровень промышленной застройки, временная многослойность архитектуры зачастую при отсутствии общего композиционного замысла углубляли в них конфликтные эстетические ситуации среды.

Проблема эстетической оптимизации несмотря на ее общность в конкретных градостроительных условиях имеет свою интерпретацию"''. Нельзя эстетически оценить архитектурную среду вообще вне конкретного города и его содержания.

Среди городов выбранного типа /Горький,Куйбышев, Пермь, Харьков, Челябинск и т.п./ особое место занимает Свердловск. В нем

1.Эстетическое значение неотделимо от конкретного предметро-чувствительного способа выражения /3.62,с.48/.

Проблема оптимизации среды проявляется полно и характерно, так i как город единственный среди исторически сложившихся крупнейших промышленных городов с начала своего возникновения /1723 год/ образовался как город-завод и таковым по сути остается до наших дней.Это определило индивидуальную неповторимость формирования его среды, которая в результате в настоящее время имеет не только ряд общих конфликтных ситуаций, характерных для аналогичных городов, но и ряд специфических особенностей.

Существующие работы о Свердловске"'" полно раскрывают его историческое или функционально-градостроительное развитие, или же рассматривают выборочные явления формирования облика. Но они не содержат специального архитектурно-художественного анализа городской среды в целом и теоретического обобщения градостроительной практики Свердловска в эстетическом аспекте поставленной проблемы.

Многочисленные труды видных теоретиков и практиков советской и зарубежной архитектуры как социалистических^, так и капиталистио ческих° стран свидетельствуют о многогранности проблемы эстетической оптимизации среды и о качественно разных подходах к ее решению, Особо важны исследования эстетических аспектов градостроительства, опирающиеся на марксистско-ленинскую методологию эстетики: а- художественное формирование срэцъг, б- эстетическая ценность градостроительной композиции^, в-специфика архитектурно-художест—

П гч венного образа0, г- облик города и средства его гармонизации', д

1.Cm.: Алферов Н.С и др. - /3.3/; Пискунов Б.А., Букин В.П. /3.73/, Рябинин Б.С. -/3.01/ и др.

2.Груза И. /3.26/, Перени К. /3.72/, Тонев Л. /3.91/ и др.

3.Бранч М. /3.17/, Гидион 3. /3.99/,Гропиус В. /3.100/,Линч К. /3.57/, Дзеви Б. /3.104/ и др.

4.Бархин СТ. /3.10/,Иконников А.В. / 3.33/,Рябушин А.В. /3.82/ и др.

5.Божко 3D.Г. /5.1/,Кириллова Л.И. /3.43/, Коротковекий А.Э. /3.46/, Тальковский В.Г. /6.3/ и др.

6.Кострикин Н.Д. /5.4/,Минервин Г.Б. /4.39/,Рабинович В.И./3.80/.

7.Белоусов В.Н./3.69/, Лавров В.А. / 3.50/,Лоповок А.И./3.53 / и др.

Т 2 эстетическое восприятие среды , е- своеобразие города . 3

Есть также исследования описательного характера и с привлечением ряда специальных наук : теории информации^, семиотики^,

С. гу психологии , психофизиологии .

Кроме того, в последние годы осознание сложности архитектурной среды крупнейших городов вследствие взаимосвязи их пространственной организации, фукнциональной структуры и человеческой жизнедеятельности привело к использованию в теории градостроио тельства системного подхода /3.50,с.10/.Изыскания системного характера вскрывают суть проблемы во всех ее внутренних и внешних проявлениях, что позволяет проводить углубленный анализ конкретно-фактического градостроительного материала /4.67/.

Представленное многообразие направлений и подходов к изучению проблемы эстетической оптимизации среды свидетельствует об активных поисках ее решения: разносторонность же проблемы создает существенные трудности в ее исследовании.

Предлагаемая работа является попыткой внесения определенного вклада в исследование проблемы со стороны изучения эстетического формирования архитектурной среды крупнейшего промышленного города, а именно Свердловска.

ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ, /лист 3/: объект - архитектурная среда исторически сложившегося крупнейшего промышленного города; предмет - эстетическая организация среды города Свердловска и средства ее осуществления;

1.Беляева ЕЛ./3.12/, Заневский А.Н./6.1/. Короев Ю.И./3.45/, Середюк И.И./3.85/ и др. , ,

2.Ранинский Ю.В./4.46/, Светличный Г.Е./3.84/, Яралов Ю.С./3.97/.

3.Баранов Н.В./3.8/,Е;орисовский Г.Б./3.14/, Посохин М.В./3.75/ и др.

4.Азгальдов Г.Г./ЗЛ/дЕвреинов Ю.Н./4.23/,Лаврик Г.И./5.5/, Страутманис И.А/3.89/ и др. б.Лехари К.Э./б.2/дЛотман Ю.М/3.59/.Маркузон В.Ф./З.б/.

6.Соколов С.Н./3.49/,Ткачиков И.Н./4.53/ и др.

7.Грегори Р.Л./3.25/,Зинченко В.П./3.31/ и др.

8.См.:Гутнов А.Э./3.86/,Иодо И.А./3.37/,Тихонов В.С./6.4/, Фомин Г.Н./3.39/ и др. границы - характер проблемы диссертации обусловливает изучение архитектурной среды города в рамках эстетического аспекта ее формирования. Своеобразие и одновременно типичность архитектурной среды Свердловска позволяет ограничившись его изучением наиболее полно раскрыть поставленную проблему; методология и методика - обращенность исследования к эстетической природе архитектуры обусловила широкое применение основных законов и принципов диалектико-материалиетической философии, марксистско-ленинской эстетики и социологии. В частности, в диссертации эстетическое рассматривается как проявление объективно-субъективных отношений в преобразовании городской среды и как диалектическая взаимосвязь ее содержания и формы: "Форма существенна. Сущность формирования" /1.6,с.129/.

Вместе с тем, широко используются специальные методы,применяемые в советской градостроительной и архитектурной науке: исторический, архитектурно-художественный и графо-аналитический анализы, натурные обследования, анкетирование, синтез.

Наряду с этим в диссертации применены теоретические установки метода системного исследования, а также ряда гуманитарных наук.

Исходя из сложной природы объекта исследования и опираясь на выбранные методы, архитектурная среда крупнейшего промышленного города рассматривается как эстетическая система,раскрывающая соответствие художественной формы среды ее содержанию. Сопоставление архитектурно-эстетической системы с конкретной городской средой Свердловска позволяет судить об уровне ее оптимизации как результате 'объективно-субъективной эстетической деятельности; цель - выявить основные принципы эстетической организации городской среды, определить пути решения проблемы эстетической оптимизации крупнейшего города и практические возможности их осуществления в конкретных условиях архитектурной среды Свердловска;

1 задачи - I/ теор^тич^ские: а - определить понятие архитектурно-1 эстетической системы городской среды, составить ее структурную модель для выяснения связей составляющих среду компонентов и для создания теоретического основания под проведение эстетического анализа среды Свердловска, б - выяснить основные эстетические аспекты архитектурной среды крупнейшего промышленного города, в -проанализировать особенности эстетического формирования архитектурной среды Свердловска, г - проследить воплощение эстетических концепций формирования архитектурной среды Свердловска в различные исторические периоды, д - выявить конкретно-индивидуальные конфликтные эстетические ситуации современного Свердловска; П/ практические^ а - дать эстетическую оценку среды Свердловска, б - выявить проблемно-практические задачи настоящего периода для осуществления эстетической организации городской среды Свердловска, в - определить пути оптимизации его архитектурной среды.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Принципиально новый подход к изучению архитектурной среды крупнейшего города заключается в попытке представить ее в качестве эстетической системы и применить это в исследовании пространственной среды Свердловска.Ярко выраженный тип исторически сложившегося крупнейшего промышленного города, он до сих пор не анализировался со стороны эстетического аспекта формирования его сложного организма.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том,что благодаря эстетическому анализу крупнейшего промышленного города Свердловска выясняются конфликтные ситуации развития и формирования архитектурной среды как его конкретно-индивидуальные, так и характерные для аналогичных городов. В результате обосновывается необходимость целенаправленной деятельности по эстетической организации среды крупнейшего города; выявляется новый объект архитектурно-градостроительной теории и практики - эстетическая система среды как "матрица" осуществления эстетической организации; разрабатывается идеальная модель ее структуры; прослеживается ее конкретное наполнение в реальной градостроительной ситуации Свердловска. Это позволяет дать эстетическую оценку его среды, наметить перспективно-практические задачи эстетизации,а также сформулировать ряд конкретных рекомендаций по эстетической организации городской среды Свердловска и в виде программы оптимизации среды для аналогичных городов. Обобщение результатов раскрывает общие принципы эстетической организации архитектурной среды.

ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, /лист 4/. Построение исследования строится согласно общей структуре познавательного процесса, изложенного Ф.Энгельсом /1.5/: от абстрактного общего к частному и от частного назад к обогащенному фактами общему.

В соответствии с этим во ВВЕДЕНИИ обосновываются исходные положения исследования, в I ГЛАВЕ содержится теоретический анализ архитектурной среды как системы и подводится конкретно-историческая база для изучения среды Свердловска, во П ГЛАВЕ на основе теоретических посылок исследуется современная архитектурная среда Свердловска, в Ш ГЛАВЕ обобщаются теоретические и практические результаты исследования, в ЗАКЛЮЧЕНИИ делаются выводы и даются рекомендации.

Библиография содержит 193 литературных источника.

Иллюстративный материал представлен на 32 листах.