автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Динамика публикаций о кинематографе второй половины XX века

кандидата педагогических наук
Мельникова, Александра Викторовна
город
Краснодар
год
2012
специальность ВАК РФ
05.25.03
цена
450 рублей
Диссертация по документальной информации на тему «Динамика публикаций о кинематографе второй половины XX века»

Автореферат диссертации по теме "Динамика публикаций о кинематографе второй половины XX века"

Мельникова Александра Викторовна

Динамика публикаций о кинематографе второй половины XX века

05.25.03 - библиотековедение, библиографоведение и книговедение

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 С СЕВ 2012

Краснодар, 2012

005009895

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Дулатова Анна Николаевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Суртасв Василий Яковлевич

кандидат педагогических наук, профессор Сагитова Лилия Кутузовна

Ведущая организация: ФБГОУ ВПО «Орловский

государственный институт искусств и культуры»

Защита состоится « 2012 г. в часов на

заседании диссертационного совета Д 210.007.01 в ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 350072 г. Краснодар, ул. 40-лет Победы, 33, ауд. 116

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Текст реферата размещен на сайте ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

http://www.keuki.info « Ру » г.

на сайте ВАК МО РФ: http://www.vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «

Ученый секретарь диссертационного совета

Дулатова А.Н.

Актуальность исследования обусловлена тем огромным значением, которое имеет отечественный кинематограф второй половины XX века

- яркое художественное явление, выходящее за рамки своей эпохи, активно востребованное сегодня. Кинематограф занимает особое место в социуме как один из самых популярных, народных, зрелищных видов искусства, который не мог ни стать объектом научного исследования, информационного освещения, публицистического анализа. Сфера кинематографа привлекла внимание не только журналистов, но и философов, культурологов, социологов, искусствоведов, историков. Результатом их работы стали многочисленные публикации о кинематографе, как самостоятельные книжные издания, так и статьи в журналах, газетах, сборниках.

Эти публикации отражали процессы, происходившие в отечественном кинематографе второй половины XX века, обеспечивали его научное осмысление, статистику и учет, информационное освещение, рекламу и пропаганду наиболее значимых, важных с идеологической, воспитательной, художественно-эстетической точки зрения кинофильмов, формировали критерии качества и ранжировали в соответствии с ними кинопродукцию, фиксировали и распространяли производственный опыт. За временной промежуток с начала 50-х по конец 90-х г.г. они стали самостоятельным феноменом, выполняющим многочисленные важные социокультурные функции, что обусловливает актуальность настоящего исследования.

Изучение публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века актуально с книговедческой точки зрения, позволяя выявить их специфику, место, структуру, функции, жанровые разновидности, тем самым дополнить совокупность книговедческих знаний о публикациях этого содержательного направления. Особая актуальность изучения публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века проявляет себя в сравнении с сегодняшними публикациями о современном кинематографе, зачастую тенденциозными, содержательно поверхностными, скандальными и откровенно рекламными. Обращение к анализу публикаций прошлых лет могло бы помочь в формировании высоких критериев в отношении жанровых особенностей таких публикаций, стилистики, языка, функционального предназначения, уважения к читателю.

Для библиотечно-библиографической практики изучение публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века важно

в силу сегодняшней их востребованности и активного использования читателями в научных, учебных, производственных и досуговых целях.

Публикации об отечественном кинематографе, вышедшие в свет с начала 50-х до конца 90-х годов, - это целостный массив, изучение которого актуально с позиции документалистики, наукометрии и библиометрии - научных дисциплин, нацеленных на выявление общих закономерностей динамики и распределения публикаций, оценивающих с их помощью уровень развития той или иной отрасли, темпы ее обновления, общественный интерес и т.д. Публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века не исследовались библиометрическими методами и обращение к ним может дать принципиально новый исследовательский результат.

Степень научной разработанности темы исследования. Публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века изучались в книговедении, библиотековедении, библиографоведении, а также в исследованиях, посвященных истории и теории отечественного кинематографа XX века.

Для темы исследования основополагающее значение имеют работы, содержащие количественный анализ документных потоков разной содержательной направленности, работы по теории и методике библио-метрических исследований в книговедении и библиографоведении (Беркович Ю.Ф., Борисова О.Б., Бруханская А.И., Гордукалова Г.Ф., Денисова Л.А.. Ефрсменкова В.М., Зусьман О.М., Пономаренко Т.П., Дивинс-кий А.Н., Камафутдинова Е.С., Гришина Ф.Е., Мяльдизина М.Н., Кириллова О.В., Климов Ю.Н., Пенькова О.А, Тютюнник В.М., Маршакова-Шайкевич Н.В., Солошенко Н.С., Соколова И.С., Федотова Т.А., Фунтико-ва С.П., Тимошенко О.Т., Прокопенко Л.В., Актемирова А.В., Левитина

Н.Ю.). В библиографическом аспекте публикации об отечественном кинематографе входят составной частью в Библиографию искусства (Богадель-щикова М.А., Зубов Ю.Г., Острой О.С., Сагитова Л.Н., Туровская А.А.), были предметом в диссертационных исследованиях Кузичкиной Г.А., Су-миновой Т.Н.

Публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века многократно и многоаспектно изучались в исследованиях, посвященных истории и теории отечественного кинематографа XX века, в искусствоведении и его специальном разделе - киноведении (Ю. Лотман и его школа, В.Я.Суртаев, Д.Б. Дондурей, К.Э. Разлогов, Ж. Садуль, B.C. Соколов, С.Н. Фрейлих и другие авторы). Особенно активно публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века изучались в процессе подготовки кандидатских и докторских диссертаций по истории, филологии, культурологии, философии, искусствознания (Баландина Н.П., Безенкова М.В., Борисова О.С., Брашинский М.И., Васильев С.С.,

Вахидулла К., Веснин А.А., Григорьян Я.Г., Гурьева П.Г., Давиденко Д.А., Евтушенко Г.М., Жук О.А., Зайцева Л.А., Капрелова М.Б., Карчевская К.С., Кемниц Я.Ю., Колесникова А.Г., Кононенко Н.Г., Конфедерат О.В., Костецка И., Лубашова Н.И., Макиенко М.Г., Мелконян К.Ю., Познин В.Ф., Постникова Т.В., Светлова И.В., Татрский П.А. и др.) Наиболее близка теме исследования кандидатская диссертация Саснковой Л.Н. «Опыт целостного анализа фильма в кинокритике 80-х». Ряд киноведческих работ посвящен публикациям о кино - Бутовский Я., Донец Л.С., Кушниров М. Но работы этих авторов не ставили в фокус исследования публикации с точки зрения их типовидовой характеристики, функций, востребованности.

Объект диссертационного исследования - публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века.

Предмет диссертационного исследования - количественная динамика закономерностей публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века.

Цель диссертационного исследования - обоснование феномена публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века на основе исследования выявленной количественной динамики закономерностей их издания.

Задачи диссертационного исследования:

1. Многосторонне рассмотреть феномен публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века, выявить их видовое и жанровое многообразие, функции, специфические особенности, аксиологический потенциал;

2. Проследить этапы развития публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века;

3. Рассмотреть библиометрические методы с точки зрения возможности их использования для изучения публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века;

4. Построить модель количественных и структурных изменений публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века и многосторонне ее интерпретировать;

5. Изучить степень востребованности в настоящее время публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века;

6. Разработать ретроспективный библиографический указатель, включающий публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века.

Методологической базой диссертационного исследования стали:

- положения теории информации, позволившие рассматривать объект отображения и его модель в виде совокупности распределенных

публикаций на временной шкале, связанных информационной связью (Лойферман П.Г., Налимов В.В., Мульченко З.М., Тютюнник В.М., Хай-тун с.д.);

- теория документальных потоков и возможностей их моделирования библиографическими средствами (Вохрышева М.Г., Гордукалова Г.Ф., Зусьман О.М., Минкина В.А., Маркусова В.А., Гленцель В., Нешитой

В.В., Реброва М.П., Солнышков М.Е.);

- раздел искусствоведения - киноведение, рассматривающее публикации как источник и основное средство результатов научного осмысления и информационного освещения феномена кино и социология кинематографа, как раздел киноведения, нацеленный на изучение зрительской аудитории и ее мотивации (Суртаев В.Я., Зоркая Н., Бориснев С.В., Лебедев Н.О., Туровская М.И., Дондурей Д.Б., Фрейлих С.И., Соколов B.C.).

В диссертации применялись следующие методы исследования:

Общенаучные методы - системно-структурный, системно-функциональный и системно-генетический методы позволили рассмотреть феномен публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века как целостное явление, тесно взаимосвязанное со своим объектом отображения, его этапы становления, внутреннюю структуру и функции; метод опроса и анализа деятельности позволил вывить степень востребованности публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века.

В диссертации использовались и специальные методы - библиографический метод, позволивший осуществить выборку публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века; статистический метод, использовавшийся для определения количественной характеристики массива публикаций и построения модели их распределения; с помощью типологического метода был осуществлен анализ публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века на предмет их типовидовой и жанровой характеристики.

Источниковой базой послужили Летописи Книжной палаты, каталоги и картотеки библиотек Краснодарского края, ретроспективные библиографические указатели, позволившие определить массив публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века.

Хронологические рамки исследования: с начала 50-х по конец 90х годов XX века.

Научная новизна

Впервые:

- исследованы публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века как особый социальный феномен, находящийся

в близком родстве с литературной и театральной критикой, обладающий видовым и жанровым разнообразием, специфическими функциями, научным, литературно-художественным, социально-педагогическим и нравственным потенциалом.

- методом библиометрических исследований произведен количественный подсчет публикаций за указанный отрезок времени, определена структура массива публикаций по типовидовой принадлежности, тематическим, хронологическим, персональным, жанровостилистическим, функциональным признакам.

- представлена графическая интерпретация результатов в виде кривой, общий рисунок которой представлял собой резкий взлет количества публикаций в начале исследуемого периода и такой же резкий спад в конце, что позволяет рассматривать его как законченный цикл, обусловленный социальными, историческими условиями. .

- доказано, что отечественный кинематограф второй половины XX века - яркое художественное и социально-историческое явление, достояние культуры, которое получало такое же достойное освещение в публикациях. В силу того, что многие фильмы отечественного кинематографа второй половины XX века продолжают активную жизнь и в новых социально-экономических и исторических условиях, публикации о них продолжают пользоваться повышенным спросом. Но с течением времени и в связи со сменой доминирующих умонастроений, переходом от тоталитарного на демократический путь развития, с введением элементов рыночной экономики ряд прежних функций публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века поменяли свое место в общей иерархии, уступив первые места новым: киноведческой, учебной, современной оценки отображаемых в публикациях исторических событий и художественных явлений, ностальгической, поиска символов прошлого.

- проведено локальное исследование степени использования публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века, определены читатели этих публикаций, выявлен перечень наиболее востребованных, которые были представлены в разработанном ретроспективном библиографическом указателе.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается:

- в рассмотрении публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века как самостоятельного феномена, со своей спецификой, символическими значениями, прошедшего полный жизненный цикл и востребованного в новом функциональном качестве сегодня;

- в построении модели распределения публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века по временной шкале, что позволило рассмотреть этапы развития публикационной активности и в целом охарактеризовать информационную картину развития отечественного кинематографа. Обобщенный материал по исследованию публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века может служить основой для дальнейших исследований в этой области;

- в дополнении теории моделирования документальных потоков новыми положениями о специфике концентрации/рассеяния публикаций в период стабильного развития отрасли и ее пограничных состояний.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в подтверждении высокой степени востребованности публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века в сегодняшнем социуме и разработке ретроспективного библиографического указателя, в систематизированном и компактном виде содержащем информацию о них, пригодную для практического использования.

Положения, выносимые на защиту:

1.Публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века представляют собой особый феномен, обусловленный, в первую очередь, ярким художественным явлением - отечественным кинематографом советского периода, выступающим объектом их отображения. Истоками их выступают публицистика, литературная и театральная критика, генетическое родство с которыми позволило вобрать в себя накопленный исторический опыт, творческий метод, средства художественной выразительности.

2. В публикациях об отечественном кинематографе второй половины XX века осуществлена фиксация разнообразной информации о процессах, явлениях в отечественном кинематографе, ее упорядочение, систематизация, научное осмысление, что позволило создать целостную картину развития отечественного кинематографа. Их содержательный анализ, дающий возможность рассмотреть попытки возвыситься до философских обобщений, до вписывания созданных кинематографом образов героев в исторический контекст, до рассмотрения фильма как художественного явления, в единстве его формы и содержания, позволяет утверждать наличие в публикациях литературно-художественного, научного, социально-педагогического и нравственного потенциала.

3. Количественный подсчет публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века в рамках проведенного библиометри-ческого исследования позволил представить модель их распределения по временной шкале, что дало возможность визуально показать динамику

и внутреннюю структуру. Рисунок выстроенной кривой наглядно свидетельствует о том, что публикации об отечественном кинематографе прошли свой законченный жизненный цикл от зарождения, роста публикационной активности к усложнению видовой структуры, содержательной и функциональной специализации и в итоге - к снижению динамики, упрощению структуры, постепенному прекращению публикационной активности.

4. Публикациям об отечественном кинематографе второй половины XX века присущи особые ценностные свойства - символические и прагматические. Первые опираются на эмоциональную притягательность для читателей образов, раскрываемых в публикациях, вторые предполагают их востребованность с практическими целями. Для них также характерен «возвратный» рисунок востребованности, обусловленный возрождением интереса к старым фильмам, актерам и режиссерам - кумирам прошлых лет.

5. Публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века изначально выполняли важные социальные функции, такие, как идеологическая, пропагандистская, воспитательная, популяризаторская, художественно-концептуальная, оценочная, рекламная, производственная. В настоящее время массив публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века продолжает активно использоваться и выполняет новые функции, такие, как современная оценка отражаемых в публикациях исторических событий и художественных явлений, киноведческая, учебная, анализа опыта кинопроизводства, ностальгическая и поиска символов прошлого для их обновления и введения заново в социальный оборот.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (2008-2009г.г.) осуществлялся сбор информации по теме диссертационного исследования, определялась и уточнялась тема, велась разработка инструментария. На втором этапе (2009-20Юг.г.) проводились экспериментальные работы по сбору публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века. На третьем этапе (2010-2011г.г.) проводилось обобщение, интерпретация полученных результатов, тестовое оформление диссертационной работы.

Апробация результатов диссертационного исследования: Материалы диссертации изложены в статьях и тезисах, статье опубликованной в издании, рекомендованном ВАК, а также в материалах ряда научных конференций: Региональной научно-практической конференции «Кайго-родовские чтения», Десятой Южно-российской конференции «Многоуровневая система художественного образования: история, проблемы, перспективы», Научной конференции студентов и молодых ученых вузов

Южного федерального округа, Региональной научно-практической конференции молодых ученых «Развитие социально- культурной сферы юга России», Региональной научно-практической конференции «Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства».

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В Разделе 1. «Исследование динамики публикаций как научпое явление и как метод» речь идет о методах анализа документных потоков, которые разрабатываются библиометрией. Эта наука начала складываться во второй половине XX века под воздействием научно-технического прогресса и его следствия - бурного роста публикаций и развивалась по двум векторам - как фундаментальная, нацеленная на выявление наиболее общего знания о публикациях, общих закономерностях их динамики и распределения, и прикладная, которая имела вспомогательный характер - показывала, ориентируясь на публикации, уровень развития той или иной отрасли, темпы ее обновления, общественный интерес и т.д.

Истоки библиометрии восходят к работам российских ученых А.К.Шторха и Ф.П.Аделунга. Сам термин «библиометрия» был впервые употреблен А.Притчардом, который определил ее как применение математических и статических методов к процессам написанной (задокументированной) информации с помощью ее подсчета и анализа различных аспектов.

В отечественной науке сформированы и широко известны школы: ВИНИТИ РАН (Л.А. Денисова, В.М. Ефремкова, Г.А. Кущ, Т.П. Пономаренко, О.В. Кириллова, Ю.Н. Климов, П.Г. Лойферман и др.), Санкт-Петербургская (Г.Ф. Гордукалова, О.М. Зусьман, В.А. Минкина,

Э.В. Рокицкая), Московская школа документалистики (Г.Г. Воробьев), Тамбовская (В.М.Тютюиник, О. Пенькова), Казанская (Т.И. Ключенко), Краснодарская (А.Н. Дулатова). Благодаря их усилиям библиометричес-кие исследования получили широкое научное признание, стала складываться теория и методика этого научного направления. Обобщение опыта в этой области позволяет определить отправные моменты библиомет-рических исследований: цель, задачи, объект, средства, принципы, последовательность процессов и т.д.

Цель заключается в возможности качественной характеристики исследуемой отрасли (сферы деятельности) и в прогнозировании ее развития в будущем. Задачи, которые решают библиметрические исследования:

1. Охарактеризивать количественно и качественно поток публикаций отраслевой направленности;

2. Показать его изменения в течение определенного промежутка времени;

3. Найти объяснение этим изменениям, для чего проанализировать внутренние тенденции развития отрасли и социальный фон;

4. Проанализировать взаимосвязи между потоком публикаций и объектом его отображения, построить прогностическую модель его дальнейшего развития.

Объектами изучения являются публикации, сгруппированные по разным признакам: хронологии выхода в свет, видовой принадлежности, авторам, журналам, тематическим рубрикам и т.д. Библиометричес-кие исследования опираются на следующие принципы: принцип взаимосвязи публикаций с социальной средой и историческими условиями; принцип оптимальной полноты отбора публикаций для подсчета; принцип фокального объекта; принцип учета видового многообразия публикаций.

Методика библиометрического исследования опирается на количественный подсчет выходящих в течение определенного промежутка времени публикаций отраслевого содержания, рассмотрения его внутренней структуры и изменений по годам. Важно уловить тенденции, о которых свидетельствуют последовательное уменьшение или увеличение числа публикаций в течение нескольких лет подряд или внутреннее перераспределение видовой структуры. Такие изменения свидетельствуют о снижении или повышении читательского интереса, публикационной активности, степени популярности рассматриваемой проблематики, наличия государственной поддержки и других тенденциях в развитии отрасли.

Во Разделе 2 «Феномен публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века» содержится краткий экскурс в историю становления системы публикаций об отечественном кинематографе, анализируются теоретические аспекты публикаций, их место и внутренняя структура, особенности, функции, характеризуются их разновидности, подчеркивается тесная связь с объектом отображения -отечественным кинематографом - выдающимся художественным явлением современности.

Поток публикаций о кино появился одновременно с рождением самого кинематографа. Его истоками стали публицистика, литературная

и театральная критика, по аналогии и в русле которых стали появляться первые публикации. В 1907-1908г.г. в России уже появляются брошюры, книги и журналы, посвященные вопросам кино, демонстрирующие разнообразие подходов в этой области, поиски наиболее адекватных этому феномену форм печатных изданий.

За свою более чем столетнюю историю существования кинематограф обрел обширную теоретическую базу, которая материализовалась в массиве публикаций об этом направлении искусства. Все элементы этого массива, будь то книги, журнальные статьи, газетные заметки, взаимосвязаны друг с другом по тематике, языку и ряду других признаков, что позволяет характеризовать его как целостное, функционально значимое явление для общества.

Сфера кинематографа весьма специфична и это проявляет себя в ряде моментов, обусловливающих и особенности публикаций об отечественном кинематографе.

Публикации и объект отображения связаны между собой многогранно. Они должны содержать некоторое подобие, что позволяет переносить черты отображаемого в отображающее средство. Но в то же время это подобие условное - ведь в публикациях кинематограф, оперирующий визуальными образами и аудиальным сопровождением, отображается в иной - знаковой форме, образующейся путем вербализации (словесного отображения) мыслей, идей, впечатлений автора, связи с его предыдущим опытом. В этом акте происходят некоторые потери и приобретения информационного характера. Вербализация предполагает некоторое усиление смыслового содержания публикации путем расстановки акцентов, насыщения эмоциональным содержанием. Но в то же время в фокус отображения попадают не все вышедшие фильмы, а лишь наиболее значимые, запоминающиеся, насыщенные оригинальными находками, с глубоким концептуальным замыслом и яркой игрой актеров. Остальные фильмы не представлены или слабо представлены в публикациях и они «выпадают» из общей картины. Публикации не всегда адекватно отображают свой объект, что объясняется также субъективизмом авторов, их вкусовыми пристрастиями, социальным заказом, идеологическим давлением, заставляющим негативно оценивать одни работы при позитивной оценке других, заведомо худших. Оценка творческих работ всегда осложняется некоторым непониманием их реального значения сегодня. Настоящие высокохудожественные произведения должны пройти оценку временем, когда все незначительное отсеивается, а значимое остается.

Тем не менее, путем публикации происходит фиксация разнообразной информации о процессах, явлениях в кинематографе, ее упорядочение, систематизация, отделение существенного от несущественного,

ценное от менее ценного, появляется возможность создать в соответствии с социальным заказом информационную картину развития кинематографа.

Публикации о кино тематически и стилистически разнообразны. Прежде всего, функционально они подразделяются на публикации для широкой читательской аудитории и кинокритику. Первые включают публикации по истории кино, мемуары кинодеятелей и материалы об их жизни и творчестве, информационные заметки о снимающихся и уже отснятых фильмах. Кинокритика - это особое направление такой науки, как киноведение, где многостороннему анализу подвергается фильм (совокупность фильмов одного режиссера, одной тематической направленности, национальный кинематограф той или иной страны) как художественное явление, произведение искусства, выявляются течения, подвергается пристальному рассмотрению творческий метод, новые средства художественной выразительности, игра актеров, режиссерские находки, операторские съемки т.д. Для киноведческих работ характерна философская глубина, высокий уровень абстракции и сложное структурное построение. Но в то же время внутреннее родство заставляет их рассматривать в едином комплексе.

По видовому признаку публикации об отечественном кинематографе подразделяются на научные, справочные, научно-популярные, производственные, публицистические, документально-художественные, мемуарные. Большинство видов публикаций, содержательно отображающих сферу кинематографа, особенных отличий от публикаций другого содержательного направления не содержат, за исключением публицистических, представляющих собой статьи в периодике. Жанровое многообразие их очевидно. В частности, выделяются статьи-рецензии, статьи-очерки, рекламные статьи, научные статьи, статьи-воспоминания, статьи-интервью, статьи-персоналии, производственные статьи.

В целом, массив публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века структурно сложен. В нем можно выделить те; матическую структуру, включающую историю кино, теорию кино и кинокритику, кинопроизводство (технологию кино), экономику кино, социологию кино, персоналии деятелей кино, рекламу, пропаганду кино; хронологическую структуру, рассматривающую публикации по годам выхода в свет; а также типовидовую, жанровую, издательскую и персональную структуру.

Особенностью публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века является высокая степень идеологичности, объясняющаяся государственным и партийным надзором за информационными потоками и проявляющаяся, в излишней политизированности излагаемой

информации, в тенденциозной расстановке акцентов, в противопоставлении социалистических ценностей капиталистическому образу жизни, в демонстрации их неоспоримого превосходства. За исключением иде-ологизированности публикаций тех лет, в целом публикациям о кинематографе были присущи многие положительные черты.

Следует отметить влияние, которое оказывали публикации на кинематограф. Профессиональная критика сформировала критерии качества, проранжировала кинопродукцию и тем самым определила ориентиры. Публикации зафиксировали опыт, который важен для последующих поколений деятелей кино, воспитывала зрительскую аудиторию, помогая отличить настоящее произведение искусства от подделки, развивала художественный вкус.

Публикациям об отечественном кинематографе второй половины XX века был присущ хороший литературный язык, строгое следование жанру, яркость в описании образов, языковая корректность, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма авторов публикаций и качестве редактуры. Это дает возможность утверждать наличие в публикациях об отечественном кинематографе второй половины XX века литературно-художественного, научного, социально-педагогического и нравственного потенциала. Даже в описании частных явлений прослеживались попытки возвыситься до серьезных обобщений, до вписывания созданных кинематографом образов героев в исторический контекст, до рассмотрения фильмов как художественного явления, в единстве его формы и содержания. Авторы публикаций с уважением относились к читателю, ненавязчиво развивая читательские вкусы, направляя читательский интерес в позитивное русло. Этот потенциал был максимально реализован, в первую очередь, потому что публикации отображали яркое художественное явление.

Публикациям об отечественном кинематографе второй половины XX века присущи особые ценностные свойства, определяющиеся их востребованностью читателями. Высокая степень востребованности объясняется широким использованием публикаций в учебных, научных целях, а также в самообразовании, заполнении досуга и т.д. Читательская аудитория публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века отличается массовостью. Причем, для них характерен «возвратный» рисунок востребованности, когда, казалось бы давно ушедший в прошлое интерес к старым фильмам, актерам, режиссерам возвращается. И это способствует возрождению интереса к публикациям этой содержательной направленности.

Публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века изначально выполняли важные социальные функции, такие как

идеологическая, пропагандистская, воспитательная популяризаторская, художественно-концептуальная, оценочная, рекламная, производственная. Со сменой доминирующих умонастроений в социуме, переходом с тоталитарного на демократический путь развития, с введением рыночной экономики прежние функции публикаций поменяли свое место в иерархии функций. В настоящее время массив публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века продолжает использоваться и выполняет новые функции, такие, как современной оценки отображаемых в публикациях исторических событий и художественных явлений, киноведческой, учебной, анализа опыта кинопроизводства, ностальгической и поиска символов прошлого для их введения заново в социальный оборот.

В Разделе 3 представлена модель распределения публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века. В рамках экспериментальной части диссертации была проведена выборка публикаций об отечественном кино за период с 1951 по 1999 годы. Были проработаны выпуски Книжной летописи, Летописи периодических и продолжающихся изданий, Летописи журнальных статей, Летописи газетных статей за указанные годы. Путем просмотра с1е У1$и были подвергнуты тщательному анализу библиографические описания публикаций, содержащихся в рубрике «Искусство.Игры.Спорт». Библиографические описания публикаций были перенесены на карточки, получившаяся в результате картотека была структурирована по годам выхода публикаций в свет.

Анализ массива публикаций был проведен по нескольким направлениям, таким, как подсчет общего количества публикаций за год, отдельно - книг и статей, по видам изданий, по месту издания, по издательствам и издающим организациям. Каждое из этих направлений подсчета может дать данные, которые при соответствующей интерпретации будут свидетельствовать о качественных изменениях в массиве.

Подсчет количества публикаций в целом за указанный период и отдельных их разновидностей позволил построить график в виде кривой путем применения системы координат, где на оси абсцисс были отмечены годы, а на оси ординат - количество публикаций. При построении общей для книжных и журнальных публикаций кривой была выявлена количественная несоразмерность, выражающаяся в том, что статьи представлены в сотнях единиц ежегодно, а книги - единицах и десятках, что совместить на одном графике визуально неудобно. Было принято решение разделить графики — отдельно представить статьи и отдельно книги.

График 1.

Периодическая печать, в отличие от книжной продукции, более непосредственно отражает процессы, происходящие в кинематографе, оперативнее откликается на события, значительно быстрее делает их достоянием читателей. Статьи, опубликованные в журналах, более ясно и разнообразно отражают зрительские предпочтения, содержат критический взгляд и мнение специалистов, кинокритиков, журналистов определенного временного периода

Подсчет журнальных публикаций в сфере отечественного кинематографа второй половины XX века позволил выявить следующее:

-основная часть массива представлена статьями, опубликованными в журналах, газетах, сборниках и продолжающихся изданиях. При этом часть публикаций сосредоточена в регулярно выходящих изданиях, таких как «Советский экран», «Искусство кино», и знаменует собой тенденцию концентрации публикаций в потоке. Другая же часть работ опубликована в непрофильной периодике и представляет собой рассеянные единичные публикации. Для потока статей в периодических изданиях начала и середины рассматриваемого периода в большей мере характерна тенденция концентрации. Рассеяние представлено незначительной долей, практически не влияющей на структуру потока. К концу рассматриваемого периода, а именно во второй половине 90-х годов, тенденция концентрации постепенно начинает уступать тенденции рассеяния. Количество публикаций в непрофильных периодических изданиях к концу 90-х годов становится преобладающим.

В начале 50-х годов количество статей составляло примерно 200250 ежегодно. К концу 50-х годов их количество возрастает почти в 3 раза

(700-750 ежегодно). Наиболее сложный временной отрезок - с 1986 по 1992 годы, когда плавное течение кривой стало преломляться неоднократными взлетами на 100 и более единиц в год и такими же резкими падениями, что объясняется кризисом в стране в целом, в кинематографе и журнальной периодике, в частности. Закрывались одни издания, такие, к примеру, как «Советский экран», но появлялись другие. В 90е годы наблюдался крайний упадок отечественного кинематографа, и новые издания, привлекая яркими фотографиями, на деле уделяли внимание в основном зарубежной киноиндустрии.

Кривая книгоиздания визуально выглядит более сложной.

Пятидесятые годы демонстрируют крайне скупой репертуар книжных изданий об отечественном кинематографе. С 1950 по 1959 г.г. вышло 31 книжное издание. Несмотря на незначительное количество изданий, видовая структура представлена всеми разновидностями публикаций: академическими изданиями избранных трудов классиков отечественного кинематографа, продолжающимися изданиями типа трудов и ученых записок, монографиями, работами о творческом пути отечественных актеров, режиссеров, учебниками, научно-популярными, производственными изданиями. Эта структура будет сохранена до начала 90-х годов.

Качественные изменения в книгоиздании, посвященном отечественному кинематографу, появляются в 60-е годы. За каждый год в этот период выходит больше книг, чем за предыдущее десятилетие. Это объясняется подъемом кинематографа, увеличением числа снимаемых фильмов, феноменом «оттепели». В 60-е годы кинематограф получает научное осмыс-

ление. Активно издаются монографии теоретиков и практиков кинематографии, издаются и переиздаются труды классиков советского кинематографа. Кроме того, рост количества снимаемых фильмов требует новых кадров кинематографистов. Начинает активно издаваться учебная литература. Отражая интерес читателей к кино, растет число научнопопулярной литературы. Рост количества подобных публикаций объясняется возрастающим интересом публики к киноактерам, развитием так называемого феномена «звезды экрана».

В 60-е годы в области книгоиздания об отечественном кинематографе активно работали издательства «Искусство», «Знание». В области книгоиздания кинематографической проблематики заявили о себе республиканские книжные издательства.

70-е годы отличаются от предыдущего десятилетия лишь увеличением количества выпускаемых книг. Сохраняется прежняя структура и направленность книгоиздания, активно работают издательства и издающие организации, к которым присоединились «Союзинформкино», Бюро пропаганды советского киноискусства, НИИ теории и истории кино.

Наибольший пик развития отечественного кино, а соответственно, и публикаций о нем, отмечается в 80-е годы. С 1980 г. ярко и разнообразно в печати представлено киноискусство республик СССР. Вплоть до 1991 г. выходило от 10 до 25 книг ежегодно о кинематографе Украины, Киргизии, Казахстана, Армении, Латвии и т.д. Этот период отличается огромным интересом как к личности деятеля кино, так и к его произведениям. Это выразилось в большом количестве изданных персоналий актеров и режиссеров советского кинематографа - 30-40 книг в год. Это практически в 10 раз больше по сравнению с 60-70-ми годами. За эти годы свет увидело от 10 до 18 учебников и учебных пособий в год. Этот показатель выше почти в 2 раза по сравнению с показателем 70-х годов.

Но начиная с V съезда кинематографистов (май 1986г.), продемонстрировавшего взрыв протеста против устоявшихся в период застоя догматов и авторитетов, цензуры, происходит смена поколений в руководстве Союза кинематографистов, меняется его политика, пересматриваются формы руководства сферой кино. Результатом реформы стало разгосударствление и кинопроизводства, и кинопроката. Это привело к резкому падению качества отечественного кино, которое уже не могло конкурировать с начинающейся экспансией американского кино. Постепенно сокращает свою деятельность, а затем и просто упраздняется Бюро пропаганды советского киноискусства и его издательская деятельность. За эти годы произошло существенное уменьшение числа кинотеатров, они стали закрываться. Количество печатных изданий в этих условиях начинает резко падать.

Если в 1990 году в свет вышло около 84 книг об отечественном кинематографе, то уже в 1992 году их количество уменьшается втрое, а еще через год падает до уровня начала 70-х годов, когда в год выходило от 20 до 25 книг по данной тематике. Практически перестают издаваться книги по теории кинематографа (в 1993г. - 6 книг, в 1995 — 6 книг, по сравнению с 1983 г. - 40 книг, 1985г. - 35 книг). Но несмотря на общее сокращение увеличивается количество мемуаров. С середины 90-х годов они дают наиболее высокие показатели - 7-12 книг ежегодно.

С 1991г. начинается не только спад в объеме книгоиздания, но серьезно меняются издательские структуры. К издательской деятельности обращаются коммерческие организации. Соответственно, выпуск изданий стал преследовать чисто коммерческие цели. Заметно сократили выпуск региональные издательства. В конце XX века отечественный кинематограф перестал быть средством пропаганды и воспитания, что отразилось и на выпускаемой печатной продукции.

В целом за рассматриваемый период 48 лет мы можем следующим образом охарактеризовать структуру массива публикаций об отечественном кинематографе. Среди издательств лидирует издательство «Искусство», выпустившее за исследуемый период до 30% от всего количества книжных изданий в области отечественного кинематографа. К нему приближается издательство общества «Знание» и Бюро пропаганды советского киноискусства. Научную и учебную литературу выпускали в основном ВНИИ искусствознания и ВГИК. Научная литература представлена в массиве сборниками статей и монографиями, составившими 16% от всего объема изданий. Учебные - 14-16%. Все годы стабильно выходили собрания сочинений и избранные труды классиков кинематографа. В целом их объем составляет 10,1%

Наиболее популярными среди читателей были и остаются публикации, посвященные личности кинодеятеля. В среднем по всему периоду они составляют 29,3%, но в отдельные годы этот процент мог колебаться от минимальных значений 4-6% до 54% (1991г.) Наиболее часто издательства обращались к жизни и творчеству А. Довженко. За исследуемый период ему было посвящено 14 изданий. 12 изданий - В. Шукшину. О наиболее известном режиссере молодого советского кинематографа С.Эйзенштейне было написано 10 книг. А.Тарковскому посвящено 8 книг. Среди актеров ситуация выглядит более однозначно. Из 259 исследуемых книжных изданий об актерах советского кино 20 посвящены Вл. Высоцкому.

Обе кривые - по книгам и по статьям - в совокупности при некоторых расхождениях имеют общий рисунок - в начале исследуемого периода подъем, в конце - спад практически до начальных цифр. Этот

рисунок наглядно свидетельствует о том, что совокупность публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века - самостоятельный феномен, прошедший законченный жизненный цикл, от зарождения к расцвету и постепенному завершению своего развития. Публикационная активность была достаточно высокой, структура потока изданий постепенно усложнялась, происходила специализация, как содержательная, так и функциональная, было отработано все видовое и жанровое многообразие публикаций. Каждый жанр выработал свою эталонную форму. Все это свидетельствует о том, что публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века выполнили свои исторически поставленные задачи. Кривая вернулась к своему исходному состоянию. Это произошло из-за того, что объект отображения - отечественный кинематограф - качественно видоизменился и перед публикациями нового исторического периода стояли новые задачи.

В Разделе 4 представлены историко-культурологическая, искусствоведческая (киноведческая), социологическая и библиографическая интерпретации модели распределения публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века, дающие более полное и многоаспектное представление о рассматриваемом предмете исследования.

Историко-культурологическая интерпретация результатов исследования динамики публикаций заключается в рассмотрении изменений в количественном объеме и качественном состоянии публикаций в разные исторические периоды. Применительно к публикациям об отечественном кинематографе второй половины XX века историко-культурологическая интерпретация заключается в содержательной трактовке их как исторических источников, дающих представление не только об объекте отображения - кинематографе, но и косвенно - об исторической эпохе, о фактах, событиях, судьбах людей кинематографа, о доминирующих ценностях, о преобладающих интересах, о творческих поисках мастеров кино, о бытующих в то время идеологических штампах и т.д. Публикация выступает в данном контексте фактом истории и в ней описывается историческая эпоха, дается оценка, совпадающая с доминирующими взглядами, мироощущением людей этого исторического периода.

Историко-культурологическая интерпретация результатов исследования документального потока публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века позволяет утверждать следующее:

Публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века обладают мощным совокупным информационным и творческим потенциалом. Они детально и многоаспектно охарактеризовали не только мир кинематографа исследуемого периода, но и в целом историческую эпоху.

Количественные показатели книгоиздания и иной публикационной активности в разные периоды рассматриваемого исторического отрезка могут служить индикатором изменений в обществе. Примером может служить рассмотрение кино и публикаций о нем как воспитательного и пропагандистского средства, в силу чего государством предпринимались усилия по поддержке этого вида деятельности в плане создания специализированных изданий, издательств, госзаказа авторам и т.д. В рассматриваемый период все издательства и издающие организации были государственными, соответственно государство формировало репертуар выпускаемых книжных и журнальных изданий, осуществляло контроль за их содержательным наполнением, определяло акценты и опорные моменты. Поэтому трактовка текстов публикаций, том числе и об отечественном кинематографе, на протяжении рассматриваемого периода изменчива и часто подвержена колебаниям курсов политических режимов. Но в то же время в большом проценте публикаций об отечественном кинематографе пропагандистский пафос соседствовал с глубоким анализом кинематографических реалий, тонким описанием художественных нюансов, творческих режиссерских и актерских находок, что с успехом позволяет их использовать в современных условиях.

Историко-культурологическая интерпретация обращает внимание на развитие республиканского кинематографа и осмысление в публикациях процессов, в нем происходящих. Только благодаря выборке публикаций можно доказать то внимание, которое оказывалось развитию кинематографа в национальных республиках СССР. И это служило, в свою очередь, культурным механизмом, способствующим развитию культурной идентификации населения национальных республик, росту национального самосознания и интеграции в мировой цивилизационный процесс.

Конец рассматриваемого периода приходится на уход государства из сферы как кинематографа, так и книгоиздания, в результате чего господдержка и контроль, цензура сократились вплоть до полного прекращения. В публикациях это положение иллюстрируется появлением негосударственных книжных издательств, ориентирующихся на прибыль, на захват достаточно прибыльного рыночного сектора. Это сразу изменило структурное соотношение издаваемых видов публикаций в пользу менее затратных, быстроокупающихся изданий, но менее содержательных, иногда с художественной и нравственной точек зрения низкопробных и низкого качества полиграфического исполнения.

Реализация историко-культурологического потенциала публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века тесно связана с наличием в них искусствоведческого потенциала, который заключается в рассмотрении их как некого культурного феномена, имеющего

свой язык выразительных средств, свою стилистику, свои жанровые особенности. Искусствоведческая интерпретация позволяет рассматривать публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века в структуре искусствоведения, а именно, его раздела - киноведения. Рассматриваемая совокупность публикаций в целом представляет собой все содержательное наполнение этой науки, поскольку она может существовать исключительно в форме текстов. По публикациям можно с достоверностью подвести итоги развития этой науки, выявить наиболее пишущих авторов, их вклад в ее развитие. А этапы развития публикаций адекватно соотносятся с этапами самого киноведения.

Если социологическая интерпретация заключается в акценте на наиболее читательски востребованных публикациях, историко-культурологическая интерпретация - в объяснении причин популярности, коренящихся в исторических и социокультурных условиях, то искусствоведческая - в объяснении тех новшеств, шагов, которые в своей эволюции сделало искусство кино. Искусствоведческая интерпретация не всегда совпадает с социологической. Массовый интерес к тому или иному фильму не всегда обусловлен его выдающимися художественными особенностями. И наоборот, оригинальные, самобытные и высокохудожественные фильмы не пользуются ажиотажным спросом, соответственно, и публикации о них тоже читательский иитерес не концентрируют. А вот искусствоведческая и культурологическая интерпретация близки по своим результатам, поскольку фильм как явление искусства может появиться только в соответствующих подготовленных всем ходом истории социокультурных условиях.

Искусствоведческая интерпретация модели распределения публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века позволяет сделать следующие выводы:

Во второй половине XX века в отечественной науке в структуре искусствоведения сложилось новое направление - киноведение. Это направление обрело свой статус, сформировало внутреннюю структуру. Сложился особый тип научной киноведческой публикации, отличающейся глубиной философского, мировоззренческого обобщения, опирающегося на традиции литературной и театральной критики, адресованной думающему, высокоэрудированному, творчески мыслящему читателю. Безусловно, массовым потреблением такие публикации не отличались. Их издание требовало финансовой поддержки государства. В 90-х годах XX века финансовая поддержка была сокращена и издание таких публикаций стало эпизодическим.

Социологическая интерпретация заключается в рассмотрении результатов исследования динамики публикаций об отечественном кинема-

тографе второй половины XX века с позиции их использования читателями. Методы социологии помогут найти ответ на вопрос: почему публикации о кинематографе прошлых лет продолжают использоваться в настоящее время? То, что эти публикации не забыты, свидетельствуют результаты проведенного нами локального исследования степени востребованности публикаций о кинематографе Советской эпохи, которое было проведено в библиотеках Краснодарского края, прежде всего, в библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Краснодарской краевой научной библиотеке им. А.С. Пушкина, Краснодарской Центральной библиотеке. Цель локального исследования заключалась в установлении целевых групп, интересующихся литературой о советском кинематографе и степени востребованности, жанровом, видовом составе, тематике спрашиваемых публикаций.

Целевые группы читателей были установлены, по читательским формулярам, а также с помощью опроса библиотекарей (в случае выдач из читального зала). Были установлены следующие категории. На первом месте по активности и частоте спроса - это студенты гуманитарных специальностей (журналистика, телерадиовещание и кинооператорство, культурологических и исторических специальностей), выбирающие темы, связанные с кино, для рефератов, курсовых и дипломных работ. На втором месте аспиранты и ученые, темы исследования которых так или иначе связаны с кинематографом. На третьем месте журналисты, пишущие статьи о кинематографе и для достоверности изложения исторических фактов прибегающие к подобным публикациям. На четвертом месте педагоги, преподающие дисциплины гуманитарного цикла. И пятую группу составляют любители кинематографа.

По данным библиотекарей, выдача книг об отечественном кинематографе в среднем занимает от 3 до 7% от всего объема книговыдачи. Это, безусловно, общая оценка, не претендующая на точность подсчета. Среди запрашиваемых изданий, по данным библиотекарей, лидируют собрания сочинений классиков кино А. Довженко, В. Пудовкина,

С.М. Эйзенштейна, монографии и научные статьи исследователей кино, философов, социологов, культурологов, ученики и учебные пособия, а также материалы, посвященные анализу творчества выдающихся кинорежиссеров, кинооператоров, киноактеров. Из периодических изданий наибольшей популярностью пользуются выпуски прошлых лет журналов «Искусство кино», «Советский экран».

Среди студентов Краснодарского государственного университета культуры и искусств была распространена анкета, с помощью которой было опрошено 87 студентов 2-4 курсов. Обработка анкет позволила сделать следующие выводы: отечественные фильмы второй половины

XX века любят более 80% опрошенных независимо от специальностей. Они же охотно читают в современной прессе статьи о кинофильмах, кинозвездах и выдающихся кинорежиссерах прошлых лет. Среди опрошенных 53% студентам приходилось заказывать в библиотеке публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века. Подавляющее большинство - 48% от опрощенных - запрашивали подобные издания для учебных целей и неоднократно. Структура спроса, по данным студенческого опроса, практически совпадает с данными библиотекарей. 23% опрошенных считают, что публикации об отечественном кинематографе имеют ценность сегодня и их необходимо переиздать. 16% опрошенных считают, что этого делать не нужно, а нужны новые публикации, раскрывающие содержательно отечественный кинематограф второй половины XX века, с новым современным взглядом на этот феномен, без пропагандистской направленности.

Библиотекари обратили внимание на плохое состояние изданий прошлых лет. Визуальный осмотр позволил сделать вывод об их ветхости, потрепанности и возможном скором списании. Именно этот фактор стал определяющим при создании ретроспективного библиографического указателя об отечественном кинематографе второй половины XX века, который позволяет собрать и представить в систематизированном и компактном виде публикации прошлых лет для поиска и использования их сегодня.

Хронологические границы отобранного массива - 50-90-е годы XX века - послужили и границами ретроспекции для библиографического указателя. Чтобы быть включенным в ретроспективный библиографический указатель публикации должны пройти качественный отбор по формальным и ценностным критериям. Формальные критерии предполагают отсев анонсов, рекламных, сугубо пропагандистских материалов, статей-перепечаток, статей информационных, о различных кинематографических событиях и т.д. Ценностные критерии - это отбор, прежде всего, наиболее значимых публикаций.

Публикациям в сфере кинематографа характерен особый рисунок устаревания, когда информационная ценность со временем угасает, но возникает новая историко-культурная ценность. Специально для публикаций о кинематографе предлагается ввести два новых понятия - символическая и прагматическая ценность. Первая представляет собой эмоциональную притягательность для читателей, а вторая указывает на востребованность для практических целей. Поэтому в отборе публикаций в ретроспективный библиографический указатель мы опирались на избирательность, которая рассматривалась на основе двух главных критериев - актуальности публикации в настоящее время и ориентации

на социальную и личностную мотивированность аудитории. Ориентация по мотивировке была поделена на специальную и личностную. Специальная ориентация выделяла издания, имеющие прагматическую ценность, а личностная - символическую ценность, что позволило сделать отбор публикаций из 527 наименований. В ретроспективном библиографическом указателе была предпринята тематическая группировка отобранных произведений, систематизация материала по следующим предметным рубрикам:

- История советского кино второй половины XX века;

- Труды классиков отечественного кинематографа;

- Научные издания о кинематографе;

- Киноискусство национальных республик СССР;

- Справочники об отечественном кино;

- Издания, посвященные выдающимся деятелям кинематографа;

- Мемуары деятелей кино;

- Средства кино в педагогическом процессе;

- Учебники, учебные пособия в области кинематографии.

Большой объем собранных в указателе публикаций и тематическая

группировка потребовали разработки вспомогательных указателей: персонального, который предполагает расположение Ф.И.О. персон, которым посвящены публикации, в алфавитном порядке со ссылками на порядковый номер, и авторского.

В заключении подведены итоги рассмотренных в диссертации результатов библиометрического исследования публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века, намечены перспективы его применения в библиотечной и библиографической практике.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1.Мельникова, А.В. Динамика публикаций о кинематографе как объект библиометрических исследований/ А.В. Мельникова// Культурная жизнь Юга России. - 2011. — № 5. - С. 92-94

в других изданиях:

2. Мельникова, А.В. О методах исследования потока публикаций о советском кинематографе 70-х - 80-х годов/ А.В. Мельникова// Кайгоро-довские чтения: матер, регион, науч.-практ. конф.- Вып. 7-8. - Краснодар: КГУКИ, 2009. - С. 69-72

3. Мельникова, А.В. Применение методов исследования документо-потока к анализу потока публикаций о кинематографе/ А.В. Мельникова // Современные проблемы педагогических и психологических исследований в сфере профессионального образования. - Краснодар: КГУКИ,

2009. - С.80-84

4. Мельникова, А.В. Кинематограф 50-х и 90-х: общие черты и различия (на основе анализа печатных изданий) /А.В. Мельникова// Многоуровневая система художественного образования: история, проблемы, перспективы: сб. матер, десятой Южно-Российской конф. - Краснодар, 2010. - С.350-353

5. Мельникова, А.В. Публикации о кинематографе как объект исследования при изучении истории советского кино / А.В. Мельникова// Развитие социально- культурной сферы Юга России, матер, регион, науч,-практ. конф. молодых ученых/ г. Анапа, 11-13 мая 2010 года. - Анапа,

2010. - С. 82-84

6. Мельникова, А.В. Специфика методов изучения публикаций о кинематографе»: тез. докл./А.В. Мельникова// XXXVII научная конференция студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа /г. Краснодар, декабрь 2009 г.- март 2010 г. - Ч. 3 . - Краснодар, 2010.

- С.238-239

7. Мельникова, А.В. Видовое и жанровое разнообразие публикаций в сфере кинематографа /А.В. Мельникова //Пути модернизации научноисследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: матер, регион, науч.-прак. конференции. - Краснодар, 2011.

- С. 170-178

Типография Краснодарского государственного университета культуры и искусств Краснодар, 350072, ул. 40 лет Победы, 33 Заказ № 22, тираж 110 экз.

Текст работы Мельникова, Александра Викторовна, диссертация по теме Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

61 12-13/807

ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет

Мельникова Александра Викторовна

Динамика публикаций о кинематографе второй половины XX века

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Специальность 05,25.03- библиотековедение, библиографоведение и

книговедение

культуры и искусств»

На правах рукописи

Научный руководитель: Дудатова А.Н.

доктор педагогических наук

Краснодар, 2012

Оглавление

Введение ..................................................................,.......5

"* ' динамики публикаций как научное направление

ж как метод

1.1. Библиометрия и ее задачи..................................................... 15

1.2. Принципы библиометрии...................................................,„.21

1.3. Документный поток и методы его исследования..........................24

1.4. Вспомогательные методы исследования документных потоков,........................................................................................29

1.5. Исследование ценностных свойств документных потоков...............32

Выводы к I разделу....................................................................36

Раздел Но Феномен публикации об отечественном кинематографе второй половины XX ве!са

2.1, Из истории становления системы публикаций об отечественном кинематографе.........................................................38

2.2 Публикация об отечественном кинематографе второй половины XX века как способ отображения объекта:

теоретические аспекты.......................................................................42

2.3 Особенности публикаций об отечественном

кинематографе второй половины XX века..............................................56

2.4 Структура потока публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века............................................„.62

2.5 Функции публикаций об отечественном кинематографе

второй половины XX века................................................................,70

Выводы ко II разделу...............................................................75

Раздел III. Модель распределении публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века

3.. 1.. Методика проведения исследования распределения

публикаций об отечественном кинематографе второй

2

половины XX века

78

3.2. Анализ распределения журнальных публикаций

об отечественном кинематографе второй половины Х>. века

85

3.3. Анализ распределения книжных публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX , «ека.

93

3.4. Анализ распределения публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века по видовым пр. ^знакам

III

3.5. Анализ распределения публикаций об отечествен ¡ом кинематографе второй половины XX века по географичек; >му признаку..........................................................................

114

Выводы к III разделу

116

Раздел VI. Интерпретация модели распределения и убликаций об отечественном кинематографе второй половины XX вежа 4.1 Общее понятие и задачи интерпретации модели ** тубликаций об отечественном кинематографе ят -рой

4.2 Историко-культурологическая интерпретация модели распределения публикаций об отечественном кинематографе втор >й

половины XX векг..................................................................... ,...,..,,.120

4.3 Искусствоведческая интерпретация модели распределения публикаций об отечественном кинематографе второй половины

XX века............................................................................................ .....124

4.4 Социологическая интерпретация модели распределения публикаций об отечественном кинематографе второй половины

половины XX века

118

XX века

4.5 Библиографическая интерпретация модели распределения убликаций об отечественном кинематографе второй половины

XX века.................................

Выводы к VI разделу,..............................................................140

Заключение.........................................................................143

Сннеок использованных источников и литературы........................... 148

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем огромным значением, которое имеет отечественный кинематограф второй половины XX века -яркое художественное явление, выходящее за рамки своей эпохи, активно востребованное сегодня. Кинематограф занимает особое место в социуме как один из самых популярных, народных, зрелищных видов искусства, который не мог ни стать объектом научного исследования, информационного освещения, публицистического анализа. Сфера кинематограф / ~,ла внимание не только журналистов, но и философов, >в,

социологов, искусствоведов, историков. Результатом их работы стали многочисленные публикации о кинематографе, как самостоятельные книжные издания, так и статьи в журналах, газетах, сборниках.

Эти публикации отражали процессы, происходившие в отечественном кинематографе второй половины XX века, обеспечивали его научное осмысление, статистику и учет, информационное освещение, рекламу и пропаганду наиболее значимых, важных с идеологической, воспитательной, художественно-эстетической точки зрения кинофильмов, формировали критерии качества и ранжировали в соответствии с ними кинопродукцию, фиксировали и распространяли производственный опыт. За временной промежуток с начала 50-х по конец 90-х г,г. они стали самостоятельным феноменом, выполняющим многочисленные важные социокультурные функции, что обусловливает актуальность настоящего исследования.

Изучение публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века актуально с книговедческой точки зрения, позволяя выявить их специфику, место, структуру, функции, жанровые разновидности, тем самым дополнить совокупность книговедческих знаний о публикациях этого содержательного направления. Особая актуальность изучения публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века

проявляет себя в сравнении с сегодняшними публикациями о современном кинематографе, зачастую тенденциозными, содержательно поверхностными, скандальными: и откровенно рекламными. Обращение к анализу публикаций прошлых лет могло бы помочь в формировании высоких критериев в отношении жанровых особенностей таких публикаций, стилистики, языка, функционального предназначения, уважения к читателю.

Для библиотечно-библиографической практики изучение публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века важно в силу сегодняшней их востребованности и активного использования читателями в научных, учебных, производственных и досуговых целях.

Публикации об отечественном кинематографе, вышедшие в свет с начала 50-х до конца 90-х годов, - это целостный массив, изучение которого актуально с позиции документалистики, наукометрии и библиометрии -научных дисциплин, нацеленных на выявление общих закономерностей динамики и распределения публикаций, оценивающих с их помощью уровень развития той или иной отрасли, темпы ее обновления, общественный интерес и т.д. Публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века не исследовались библиометрическими методами и обращение к ним может дать принципиально новый исследовательский результат.

Степень научной разработанности темы исследования. Публикации об

отечественном кинематографе второй половины XX века многократно и

многоаспектно изучались в исследованиях, посвященных истории и теории

отечественного кинематографа XX века, в искусствоведении я его

специальном разделе - киноведении (Ю.Лотман и его школа, В.Я.Суртаев,

Дондурей, КЗ Разлогов, Ж. Садуль, B.C. Соколов, С.Н. Фрейлих и другие

авторы). Особенно активно публикации об отечественном кинематографе

второй половины XX века изучались в процессе подготовки кандидатских и

докторских диссертаций по истории, филологии, культурологи, философии..

б

искусствознания (Баландина Н.П., Безенкова М.В., Борисова O.G.,-Браншкский М.И., Васильев С.С., Вахидулла К., Веснин A.A., Григоръян Я.Г., Гурьева П.Г., Давиденко Д.А., Евтушенко Г.М., Жук O.A., Зайцева Л.А., Капрелова М.Б., Карчевская К.С., Кемниц Я.Ю., Колесникова А.Г., Кононенко Н.Г., Конфедерат О.В., Костецка И., Лубашова Н.И., Макиенко ML Г,, Мелконян К.Ю., Познин В.Ф., Постникова Т.В.. Светлова И.В., 'Гатрский IIA. и др..) Наиболее близка теме исследования кандидатская диссертация Саенковой Л.Н. «Опыт целостного анализа фильма в кинокритике 80-х».

Ряд киноведческих работ посвящен публикациям о кино - Бутовский Я., донец Л.С., Кушниров М.

Но работы этих авторов не ставили в фокус исследования публикации с точки зрения их типовидовой характеристики, функций, востребованности. В библиографическом аспекте публикации об отечественном кинематографе входят составной частью в Библиографию искусства (Зубов Ю.С.), были предметом в диссертационных исследованиях Кузичкиной Г.А., Суммновой Т.Н.

Для темы исследования важное значение имеют работы, содержащие количественный анализ документных потоков разной содержательной направленности, работы по теории и методике библиометрических исследований (Беркович Ю.Ф., Борисова О.Б., Бруханская А.И., Гордукалова Г.Ф., Денисова Л.А.. Ефременкова В.М., Зусьман О.М., Пономаренко Т.П., Дивинский А.Н., Камафутдинова Е.С., Гришина Ф.Е., Мяльдизина М.Н., Кириллова О.В., Климов Ю.Н., Пенькова O.A., Тютюнник В.М., Маршакова-Шайкевич Н.В., Солошенко Н.С., Соколова И.С., Федотова Т.А., Фунтикова С .П., Тимошенко О.Т., Прокопенко A.B., Актемирова A.B.. Левитина Н.Ю.)

Объект диссертационного исследования - публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века.

Предмет диссертационного исследования - количественная динамика -'-¡г •■ерт^сст-й публикаций об отечественном кинематографе второй .... овкны XX века.

Цель диссертационного к сследования__~ обоснование феномена

публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века на основе исследования выявленной количественной динамики

закономерностей их издания.

Задачи диссертационного исс, седования:

1. Многосторонне рассмотреть феномен публикаций об < г-, !ОМ кинематографе второй ползвины XX века, выявить их видовое и жанровое многообразие, пункции, специфические особенности, аксиологический потенциал;

2. Проследить этапы развитая публикаций об отечественном кинематографе второй полови! ы XX века;

3. Рассмотреть библиометрически'е методы с точки зрения возможности их использования для изуче\ тя публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века:

4. Построить модель количественных и структурных изменений публикаций об отечественном ки тематографе второй половины XX века и многосторонне ее интерпрет ировать;

5. Изучить степень востребованности а настоящее время публикаций об отечественном кинематографе второ й половины XX века;

6. Разработать ретроспективный (библиографический указатель, включающий публикации об отечес ¡венном кинематографе второй половины XX века.

Методологической базой диссертационно! о исследования стали:

- положения теории информации, позвол твшие рассматривать объект отображения и его модель в виде совокупности распределенных публикаций

на временной шкале, связанных информационной связью (Лойферман П.Г., Налимов В.В., Мульченко З.М., Тютюнник В.М., Хайдун С.Д.);

- теория документальных потоков и возможностей их моделирования библиографическими средствами (Вохрышева MX',., Гор.дукалова Г.Ф.» Зусьман О.М., Минкина В.А., Маркусова В.А., Гленцель В., Кобелев А.Я., .Кояпакова Н.В., Нешитой В.В., Реброва М.П., Солнышков М.Е.);

- раздел искусствоведения - киноведение, рассматривающее

как источник и основное средство результатов научного осмысления и информационного освещения феномена кино и социология кинематограф и социология кинематографа, как раздел киноведения, нацеленный на изу чение зрительской аудитории и ее мотивации (Суртаев В.Я., Зоркая II, Бориснев С,В,, Лебедев И.О., Туровская М.И., Дондурей Д.Б., Фрейлих С.И., Соколов В,С, и др.).

В диссертации применялись следующие методы исследования:

Общенаучные методы - системно-структурный, системно-функциональный и системно-генетический методы позволили рассмотреть феномен публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века как целостное явление, тесно взаимосвязанное со своим объектом отображения, его этапы становления, внутреннюю структуру и функции; метод опроса и анализа деятельности позволил выявить степень востребованности публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века.

В диссертации использовались и специальные методы библиографический метод, позволивший осуществить выборку публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века; статистический метод, использовавшийся для определения количественной характеристики массива публикаций и построения модели их распределения; с помощью типологического метода был осуществлен анализ публикации об

отечественном кинематографе второй половины XX века на предмет их типовидовой и жанровой характеристики.

Источниковой базой послужили Летописи Книжной палаты, каталоги и картотеки библиотек Краснодарского края, ретроспективные библиографические указатели, позволившие определить массив публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века.

Хронологические рамки исследования; с начала 50-х по конец 90-х годов XX века.

Научная новизна

Впервые:

- исследованы публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века как особый социальный феномен, находящийся в близком родстве с литературной и театральной критикой, обладающий видовым и жанровым разнообразием, специфическими функциями, научным., литературно-художественным., социально-педагогическим и нраве гвеоным потенциалом.

методом библиометрических исследований произведен

количественный подсчет публикаций за указанный отрезок времени, определена структура массива публикаций по типовидовой принадлежности, тематическим, хронологическим, персональным, жанровостилистическим, функциональным признакам.

- представлена графическая интерпретация результатов в виде кривой, общий рисунок которой представлял собой резкий взлет количества публикаций в начале исследуемого периода и такой же резкий спад в конце, что позволяет рассматривать его как законченный цикл, обусловленный социальными, историческими условиями.

- доказано, что отечественный кинематограф второй половины XX века

- яркое художественное и социально-историческое явление, достояние

культуры, которое получало такое же достойное освещение в публикациях. В

ю

силу того, что многие фильмы отечественного кинематографа второй половины XX века продолжают активную жизнь и в новых социально-экономических и исторических условиях, публикации о них продолжают пользоваться повышенным спросом. Но с течением времени и в связи со сменой доминирующих умонастроений, переходом от тоталитарного на демократический путь развития, с введением элементов рыночной экономики ряд прежних функций публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века поменяли свое место в общей иерархии, уступив первые места новым: киноведческой, учебной, современной оценки отображаемых в .публикациях исторических событий и - - л^ . >- явлений, ностальгической, поиска символов прошлого.

проведено локальное исследование степени использования публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века, определены читатели этих публикаций, выявлен перечень наиболее востребованных, которые были представлены в разработанном ретроспективном библиографическом указателе.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается:

в рассмотрении публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века как самостоятельного феномена, со своей спецификой, символическими значениями, прошедшего полный жизненный цикл и востребованного в новом функциональном качестве сегодня;

- в построении модели распределения публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века по временной шкале, что позволило рассмотреть этапы развития публикационной активности и в целом охарактеризовать информационную картину развития отечественного кинематографа. Обобщенный материал по исследованию публикаций об отечественном кинематографе второй половины XX века может служить основой для дальнейших исследований в этой области;

- в дополнении теории моделирования документальных потоков новыми положениями о специфике концентрации/рассеяния публикаций в период стабильного развития отрасли и ее пограничных состояний.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в подтверждении высокой степени востребованности публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века в сегодняшнем социуме и разработке ретроспективного библиографического указателя, в систематизированном и компактном виде содержащем информацию о них, пригодную для практического использования. Положения, выносимые на защиту:

1 .Публикации об отечественном кинематографе второй половины XX века представляют собой особый феномен, обусловленный, в первую очередь, ярким художественным явлением - отечественным кинематографом ) периода, выступающим объектом их отображения. Истоками их выступают публицистика, л