автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Черты европейского влияния в архитектуре и градостроительстве Вьетнама колониального периода

кандидата архитектуры
Хо Хай Нам
город
Санкт-Петербург
год
2007
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Черты европейского влияния в архитектуре и градостроительстве Вьетнама колониального периода»

Автореферат диссертации по теме "Черты европейского влияния в архитектуре и градостроительстве Вьетнама колониального периода"

На правах рукописи /

Хо Хай Нам

ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЛИЯНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ВЬЕТНАМА КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА

(на примере г Хюэ)

Специальность 18 00 01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Санкт-Петербург 2007

003064595

Работа выполнена на кафедре исюрии и ¡сории арлшеыуры 1 ОУ 131 Ю «Санкт-Петербургский шеударовспныи арчи 1сю урн о-ы ро! пел 1.111,1 п университет»

Научный руководитель

доктор архитектуры, профессор заслуженный архиюмор России Элварихин Свсгозпр Павлович

Официальные оппоненты

доктор армпемуры, доцеш Русанов Геннадии Ефремович

каплидгп архиюктуры доцсчп Лсвошко Свсиыпл Сериччны

Ведущая организация

Тихоокеанский государи исчшыи уннверсигсг

Защита сосюиюя _19сентября 2007 [ в _ 12_чаоон на мссд.нпш

диссер1ационпо[ о сове1а Д 212 223 05 при Саню-Псче'рб>р| ском государственном ар\и1ск1урио-с1р01ислыюм ушшерипеи. но «нрич 190005 Санкт-Петербург, ул 2-я Красноармейская, д 4, аудиюрпя 505-А Факс (8-812)316-58-72

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной бнбттнеье

СПбГАСУ

Автореферат разослан « 14» ашуеы 2007)

Ученый секретарь диссертационно!о совета кандидат архитектуры

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Вьетнам - одна из центральных стран Юго-Восточной Азии с многотысячелетней историей, древнейшей самобытной культурой и быстро развивающейся современной экономикой Географическое положение обеспечило региону возможность обширных инокультурных контактов, что в значительной мере усложнило и драматизировало историю страны Одним из следствий и воплощений исторического развития нации является вьетнамская архитектура, не потерявшая своей самобытности, а лишь обогатившаяся в ходе этого многоэтапного развития

Наиболее активное внешнее воздействие вьетнамское зодчество испытало в семидесятилетний период французской колонизации, завершившийся в 1945 году. Этот период ознаменовал начало современного этапа архитектуры и градостроительства Вьетнама и потому вызывает к себе особый исследовательский интерес

Актуальность темы диссертации напрямую связана с современными задачами ускоренного развития экономики и культуры Вьетнама в условиях глобализации, что ставит на повестку дня сложные проблемы сохранения культурной самобытности Решение этих проблем требует тщательного изучения историко-архитектурного наследия, выявления его формотворческого потенциала Между тем, здесь много белых пятен Например, если дворцовые комплексы г Хюэ объявлены объектами всемирного наследия, то сооружения периода французской колонизации, которым город обязан значительной частью своей красоты и неповторимости, еще не в должной мере исследованы и не получили научной оценки В условиях, когда многие памятники феодального периода не сохранились, или сохранились частично, культурная ценность архитектуры «французского» периода со временем повышается, так как именно с этим периодом связана современная архитектурно-градостроительная специфика многих городов Вьетнама, включая Ханой, СайГон, ДаЛат, Хюэ Декоративная свобода эклектической архитектуры во многом определила характер нового вьетнамского зодчества и в то же время способствовала сохранению его важнейших традиционных качеств, особенно органической связи с природой Анализ специфики этого периода поможет определить пути развития современной вьетнамской архитектуры Древняя столица страны Хюэ в силу особенностей своей истории является для этих целей наиболее перспективным объектом исследования

Кроме названных обстоятельств, актуальность работы обосновывается её принадлежностью к области исторических исследований

Степень научной разработанности проблемы Настоящая диссертация является первым систематическим исследованием заглавной темы Но оно было бы невозможно без опоры на массив предшествующих работ, затрагивающих тот или иной аспект изучаемой проблемы

История градостроительного искусства Франции разрабатывалась в работах Т Ф Саваренской, Д О Швидковского, Ф А Петрова Отдельные аспекты французской архитектуры второй половины XIX - первой трети XX в анализировал в своих статьях и докладах С П Заварихин

Архитектурные направления во Вьетнаме конца XIX - конца XX в определены в работах Тон-Тхат-Дай. Исследования истории архитектуры Вьетнама, в том числе колониального периода, представлены в работах Нго-Гюи-Куьна, Данг-Тхай-Хоанга, Нгуен-Динь-Тоана, Ву-Там-Ланга Периодизацию колониальной архитектуры проанализировал Нгуен-Динь-Тоан Градостроительство больших вьетнамских городов (Ханой, Сай-Гон, Да-Лат) во время колонизации рассматривали в своих публикациях Чан-Хунг, Нгуен-Куок-Тхонг, Нгуен-Хыу-Тхай, Данг-Тхай-Хоанг

i- История города Хюэ исследовалась в работах Фан-Тхуан-Ана, Фан-Тхань-Хай, Ле-Ван-Лана, Нгуен-Тхыа-Ги, До-Банга, Нгуен-Ван-Данга, L Cadiere Суждения о градостроительном фонде Хюэ содержатся в публикациях в публтикациях докладов на конференции в Хюэ 2003 г Чан-Хунга, Нгуен-Тхук-Хоанга, Нгуен-Луана, Зоан-Минь-Хой, Нгуен-Динь-Тоана и в монографии Huang Lan Shrnng Конкретные материалы об объектах колониальной архитектуры в Хюэ описаны в публикациях Фан-Тхан-Ана, Нгуен-Куок-Тхонга, Фан-Тхань-Хай, Нгуен-Динь-Тоана, Ardant du Picq, Р Cantin, а также в исследовательских проектах и планах реставрации Института строительных наук и .технологии (IBST).

< В диссертации использованы картографические материалы журнала «Друзья древней столицы Хюэ» (Bulletin des Amis du Vieux Hue, 1914 - 1944 гг.)

и ч Цель диссертационной работы — на примере г Хюэ выявить специфику,развития архитектуры Вьетнама в период влияния французского зодчества Задачи исследования:

- выявить и проанализировать основные черты исторического вьетнамского зодчества (до середины XIX в ),

- выявить этапы развития и характерные черты градостроительной структуры и архитектуры г Хюэ,

- выявить и систематизировать характерные черты французской архитектуры второй половины XIX - первой половины XX вв ,

- определить степень и характер влияния французского зодчества на архитектуру и градостроительство г. Хюэ,

- разработать типологию наиболее распространенных в г Хюэ архитектурных форм, созданных под влиянием французской колониальной архитектуры,

- составить обобщенную характеристику архитектуры и градостроительства г. Хюэ колониального периода в сопоставлении с основными городами Вьетнама этого же периода

Предмет исследования — характер влияния архитектуры и градостроительства Франции на зодчество Вьетнама с 1870-х.

Объект исследования - градостроительные особенности и конкретные постройки г Хюэ, в архитектурном облике которых прослеживается влияние французского зодчества второй половины XIX - первой половины XX вв

Методика работы включает в себя изучение литературы по теме исследования, архивный поиск, анализ картографических материалов, подробное натурное изучение и фотофиксация застройки и видовых перспектив г Хюэ, композиционно-эстетический, типологический, сравнительный анализ объектов и градостроительных приемов, обобщение полученных результатов Границы исследования обусловлены его темой Географические границы совпадают с территорией г Хюэ Временные границы обусловлены периодом французской колонизации (1873 - 1945 гг ), но не совпадают с ним в точности, поскольку архитектурное влияние началось до 1873г, а завершалось в течение длительного времени во второй половине XX в.

Научная новизна исследования заключается в разработанной автором комплексной методике выявления линий взаимодействия западной и восточной архитектуры В научный оборот впервые введен обширный фактический и аналитический материал, выявляющий своеобразие архитектуры определенного периода застройки одной из бывших столиц Вьетнама (1802 -1945)

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их непосредственного использования при определении путей развития современного зодчества Вьетнама и для определения историко-культурной ценности объектов периода французской колонизации Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в целях высшего архитектурного, искусствоведческого и исторического образования. На защиту выносятся:

- положения о градостроительном развитии г Хюэ

- характеристики архитектуры Хюэ колониального периода

- характеристика линий французского влияния на архитектуру г Хюэ

- динамика развития архитектуры г. Хюэ с 1870-х по 1945 гг

Апробация материалов и результатов исследования проведена в виде докладов на трёх научных конференциях СПбГАСУ (в их числе одна международная) в 2006 - 2007 гг, в электронном отраслевом научно-техническом журнале «Архитектон известия вузов» и в журнале «Промышленное и гражданское строительство» По теме диссертации опубликовано 5 статей Список основных публикаций приведён в конце автореферата

Структура работы Диссертация состоит из введения, 4-х глав и заключения Список использованной литературы включает 70 наименований на русском и иностранных языках Общий объем 141 страниц текста и 89 иллюстраций.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава представляет собой краткий исторический очерк развития архитектуры и градостроительства Вьетнама Сложный и длительный путь становления и развития вьетнамской государственности и культуры может бцть представлен в виде нескольких укрупненных периодов в зависимости от степени политической самостоятельности страны

Период первых государств начался с появлением государства Ван-Ланг около 4 тысяч лет назад и закончился с падением государства Ау-Лак в конце III в до н э Это был период становления и формирования вьетнамского этноса, когда закладывались основы его традиций и культуры Последовательно возникали культуры Фунг-Нгуен, Донг-Дау, Го-Мунь и самая яркая Донг-Шонь Материальные свидетельства этих культур сохранились до нашего времени

Период зависимости от Китая длился со II в. до н э до IX в Из-за политики властей национальная вьетнамская культура, включая архитектуру, развивалась в этот период пассивно, испытывая сильное влияние китайских традиций Тем не менее сохранялось и сопротивление этому влиянию, что проявилось в сознательном выборе ориентации на самое интересное из китайского искусства. Это создало необходимую базу для развития собственно вьетнамского искусства следующего этапа

Период независимого феодального государства (X в - 1873 г) начинался с освобождения от китайской зависимости в X в Это был период укрепления самостоятельности страны, развития и расцвета культуры Вьетнама При династиях Ли, Чань, Л? и других сформировалось многообразное вьетнамское национальное зодчество, включавшее в себя как сущностные элементы искусства соседних стран, особенно Китая, так и собственные индивидуальные творческие находки и подходы.

Во второй половине XIX в одновременно с экспансией европейского капитализма во Вьетнам начала проникала и европейская архитектура Этот процесс резко активизировался в период французской колонизации (1873 — 1945 г ) При этом влияние новой цивилизации распространялось не только на архитектуру отдельных зданий, но и на характер градостроительства Появившиеся в тот период современные строительные материалы и методы конструктивного расчета открыли новые перспективы перед архитектурой Вьетнама Внедрялись в практику строительства неизвестные ранее типы зданий (музеи, заводы и пр) и стилистика европейского архитектурного историзма Тем не менее, это не вытеснило полностью форм и принципов традиционного вьетнамского зодчества, которое продолжало существовать как в «чистом» виде, так и в синтезе с формами французской архитектуры Определенное влияние оказывал своеобразный индокитайский стиль, развивавшийся с 1930 по 1945 гг

После длительной войны (1946 - 1975 г), с конца 1980-х гг, когда рыночная экономика утвердилась во всей стране, начался приток иностранных инвестиций, началось оживление архитектурно-строительной деятельности Европейский масштаб внедрения нового и европейские архитектурные течения продолжили прерванный процесс преобразования городов Вьетнама В настоящее время в стране формируется зодчество, сочетающее в себе современные и рельефно национальные особенности

Столь длительный исторический процесс развития вьетнамского зодчества не мог не оставить богатого наследия Конструктивной основой всей древней вьетнамской архитектуры был деревянный каркас из бамбука или дерева При всем разнообразии видов этого каркаса он всегда подчинялся определенной пропорциональной системе, что создало в итоге вьетнамский архитектурный ордер, отличавшийся от подобных систем других стран Азии Для регламентации и определения пропорциональных соотношений применялся специальный бамбуковый инструмент Тхыок-Там (или Зуй-Мык), который заменял собой строительные чертежи Кроме фортификационной архитектуры и некоторых особых сооружений на той основе было построено большинство древних сооружений во всех типологических группах народной, дворцовой, культовой и сакральной архитектуры

В основном для древней вьетнамской архитектуры характерны такие черты как рациональность, экономичность, использование природных материалов, связь с природой, оптимизм декоративных форм.

Древнее вьетнамское градостроительство, как и архитектура, также прошло долгий сложный процесс развития, имеющий несколько периодов Но при этом вьетнамские города сохраняли свои национальные особенности, а именно

- город всегда включал в себя 2 части административную (цитадель) и торговую Административная часть была окружена крепостными стенами и являлась центром города Сеть улиц в цитадели была прямоугольной, а в торговой части более свободной,

- традиции культуры Востока строго соблюдались во вьетнамском градостроительстве, особенно при выбора места строительства цитадели,

- главная ось города всегда имела направление юг-север Считалось, что такая ориентация поможет городу и стране благоденствовать Главные сооружения в городе ориентировались на юг. Эта традиция соответствует климатическим условиям Вьетнама,

- город был максимально окружен водными протоками Более широкая река играла главную роль Водные транспортные пути играли важную роль в жизни и ландшафте города,

- большинство городов было создано сильным монархическим государством Такие города существовали долгое время и продолжают свою жизнь в настоящее время А города, созданные лишь «по экономическим причинам»,

активно развивались в определенный период, но затем приходили в упадок, превращались в городки и даже переставали существовать,

- деревенский уклад жизни всегда оказывал большое влияние на жителей и деятельность города,

- негативное отношение абсолютного монархического государства к торговому промыслу сдерживало развитие городов Поэтому урбанизация пробивала себе путь с большим трудом,

- древние вьетнамские города не имели самоуправления, а полностью зависели от феодального государства Не существовало независимого совета города, что, конечно, влияло на типологию архитектуры и характер застройки,

в период французской колонизации проводилась реконструкция и расширение ^многих вьетнамских городов Хотя реализация проектов удавалась в разной степени, но в целом городской облик значительно изменился Это знаменовало переход вьетнамских городов от восточных средневековых форм к современным и стало базой для развития городов Вьетнама в настоящее время.

Вторая глава посвящена общим особенностям французской колониальной архитектуры во Вьетнаме

К началу колонизации Вьетнама французская архитектура находилась в стадии, когда затухающий классицизм взаимодействовал с набирающими силу ретроспективизмом и эклектизмом Одновременно развивались тенденции архитектурного рационализма, связанного с освоением новых конструкционных материалов - железобетона и металла С 1920-х гг эти тенденции были усилены активно внедрявшейся идеологией авангардной архитектуры (лидер Ле Корбюзье).

Европейские архитектурные стили стали проникать во Вьетнам задолго до французской колонизации Первое знакомство с европейской архитектурой осуществили католические миссионеры, которые с XVI в вели свою работу в Индокитае, приплывая туда на парусниках Второе знакомство происходило через деятельность французских офицеров, которые в конце XVIII в и начале XIX в выступали консультантами при строительстве фортификационных сооружений по системе Вобана

Режим йяибольшего благоприятствования распространению западного зодчества во Вьетнаме создавался, естественно, в колониальный период, начавшийся в 1873 г Новая администрация, сформированная колонизаторами, начала свою строительную деятельность с возведения сооружений для госаппарата Кроме этого еще одним каналом проникновения во Вьетнам европейских архитектурных форм было творчество вьетнамских архитекторов — выпускников Индокитайского художественного института, открытого в 1925 г

Архитектура во Вьетнаме колониального периода прошла три этапа развития -этап становления (1873 - 1890-е) «классический» этап (1900-е -1910-е) и этап «экзотических» форм (1920-е - 1940-е) При этом два последних этапа тесно связаны с осуществлением первой (1900 - 1920) и второй (1920 - 1945) программ социально-экономического развития страны В результате изменения происходили во всей строительной области страны.

В градостроительстве широко развернулись работы по реконструкции и застройке существующих городов и по созданию новых Средневековый характер вьетнамских городов менялся на современный Разрушалась традиционно тесная экономическая связь между городом и деревней, ослабевало влияние деревни на образ жизни горожан" Город начал отделяться от деревни, приобретать свой характер во всем, в том числе и в 'сфере управления усложнявшимся городским хозяйством и городской жизнью Структура городских территорий постепенно становилась все более определенной Начинали локализоваться промышленные, торговые, сервисные, административные, жилые зоны Создавалась необходимая для города инфраструктура, расширялись магистрали, улучшалось санитарное состояние городов Однако от трущоб избавиться так и не удалось

Отмечалось быстрое изменение внешнего облика городов Большую роль стали играть административные здания, занявшие лучшие места в городских центрах Застройка обогащалась зданиями новых типов, выполненных в неизвестных ранее европейских стилях Наиболее крупные и интересные в архитектурном отношении здания строились в Ханое - столице Индокитайской федерации Застройка Ханоя была примером для других городов Вьетнама Именно в Ханое впервые появлялись такие новые для страны типы зданий как особняки, виллы, здания государственных учреждений, больницы, школы, библиотеки, музеи, театры, научные институты

В инженерно-строительной сфере произошли серьезные изменения в связи с внедрением новых строительных материалов, новой техники, а также передовых методов конструирования и расчета Активно внедрялся железобетон Металл применялся только для большепролетных конструкций В качестве кровельного материала стали широко применяться шифер и терракотовая черепица

В колониальной архитектуре Вьетнама сложилась многообразная функциональная типология, включавшая в себя разные типы зданий - казармы, жилые дома, общественные здания, церкви и монастыри, пути сообщения и промышленные сооружения Здания казарм строились преимущественно в начальный период на территории концессий Государственные учреждения и другие общественные здания концентрировались в больших городах, особенно Ханое, Хюэ и Сайгоне - административных центрах колониальной власти католические церкви и монастыри появились как в городах, так и в деревнях А жилые дома, особенно виллы, получили распространение в курортных городах, например, в СаПе и ДаЛате

Внедрение европейского зодчества в Индокитай привело к появлению нескольких локальных «стилей», эклектичных в своей основе Большая часть из них имела сугубо европейские архитектурные корни (неоренессанс, необарокко, «ранний французский классицизм», неоклассицизм, «неороманский стиль», «неоготика», стилистика ар-деко, стилистика архитектуры французских провинций, раннеколониальная архитектура) Традиции юго-восточного зодчества активно себя проявляли в «индокитайском стиле» Как и в европейской архитектурной практике здания государственных учреждений во Вьетнаме выполнялись обычно в формах неоренессансной, необарочной или неоклассицистической стилистики, культовые сооружения в «средневековых» формах, а торговые здания и учреждения культуры преимущественно в формах неоклассицизма или ар деко Кроме этого, стилистика архитектуры французских провинций обычно применялась в виллах, а «индокитайский стиль» - в общественных зданиях Каждое стилистическое направление в архитектуре колониального периода оставило значительные следы своего осуществления, составляющие теперь ареал ценного архитектурного наследия страны Его культурообразующее и формотворческое влияние на современность весьма значительно и плодотворно

Третья глава посвящена проявлению европейского влияния в градостроительной структуре города Хюэ

Хюэ - город в Центральном Вьетнаме, расположенный в семистах километрах южнее Ханоя и в тысяче километрах севернее Хошимина (Сайгона) Восточная граница городской территории проходит в десяти километрах от берега Южно-Китайского моря, в которое здесь впадает река Хыонг (Huong — ароматная река) Для этого района характерны сложные климатические условия с двумя контрастными сезонами - дождливо-холодным и засушливо-жарким

Пройдя сложный многовековый процесс формирования, в 1802 г Хюэ стал столицей единого вьетнамского государства при династии Нгуен после длительного трехвекового периода феодальной раздробленности Вьетнама Установки восточного градостроительства определили не только выбор места для строительства императорской цитадели столицы, но и композицию внутреннего пространства. Строя императорскую цитадель, дворцы и другие сооружения, архитекторы объединили их в ансамбли единой осью, проходившей в северо-западном (юго-восточном) направлении.

Строительство города активно проходило в течение трех первых десятилетий XIX в В соответствии с традициями восточного градостроительства Хюэ состоял из двух главных частей - торговой и административной Последняя, как и в большинстве средневековых вьетнамских городов, играла доминирующую роль в структуре г Хюэ

В градостроительной композиции Хюэ отчетливо прослеживаются восточные приемы, такие как планировка «там-чунг-тхань-куачь» (tarn trung

ЛапЬ quach), когда цитадель включала в себя три замкнутых крепостных стены Восточной в своей основе является и городская структура «чонг-тхань-нгоаи-тхи» (Ьхищ ЛапЬ г^оа! Йп), когда административная часть города находилась в цитадели, а торговая часть вне ее

На городскую структуру Хюэ оказал определенное влияние также деревенский уклад жизни и устоявшаяся традиционная форма садового дома (Ньа-выон), которая во многом определяла структуру застройки и форму усадебных домов чиновников не только вокруг цитадели, но и в ней самой

Однако наряду с традициями восточного градостроительства в Хюэ стали появляться первые черты европейского влияния вследствие отношений с Францией, которая в немалой степени способствовала победе новой династии Неудивительно поэтому, что именно французское влияние в первой половине XIX в оказалось наиболее плодотворным в военно-оборонительной сфере, при возведении крепостей Однако фортификационной сферой сотрудничество с Францией в начальный период не ограничилось Застраиваясь, город постепенно становился самой совершенной и монументальной столицей эпохи вьетнамской феодальной монархии При этом все отчетливее проявлялось влияние принципов французского градостроительства на практику коренной реконструкции и застройки всей столицы

Степень влияния европейского опыта организации городского пространства на градостроительное развитие г Хюэ соответствовала трем статусным периодам новой вьетнамской государственности доколониальному (1800-е-1870~е гг), раннему колониальному (1870-е-1890-е гг) и активному колониальному (конец 1890-х-конец 1930-х гг )

В доколониальный период Хюэ в целом ещё был традиционным восточным городом, расположенном только на левом берегу реки Хыонг Европейское влияние проявалялось главным образом в использовании при строительстве внешнего контура императорской цитадели французской бастионной системы Вобана (два внутренних периметра стен абсолютно соответствуют вьетнамским традициям) Это была самая внушительная цитадель среди новых крепостей, построенных по системе Вобана при династии Нгуен, первый в то время и единственный в городе архитектурный объект европейского типа В соответствии с французской моделью город-крепость имел почти идеально квадратную форму плана размером 2,5 х 2,5 км Кроме угловых бастионов на каждой стороне располагались ещё по 5 рядовых равномерно распределенных бастионов Этот прием создал изломанную форму плана крепостных стен, что придало образу города европейский вид Снаружи крепостная стена была окружена рвами и каналами Кроме внешнего контура императорской цитадели европейское влияние сказалось в прокладке транзитного канала, прорезавшего цитадель, и в появлении вертикальной доминанты в виде флагштока

В ранний колониальный период застраивалась квадратная территория (420 х 420 м) французской концессии в северо-восточном углу цитадели и

полоса правобережья Для защиты концессии ее южная и западная стороны были окружены четырехметровой высоты стенами с бойницами (остальные стороны примыкали к существовавшим крепостным стенам с крепостными воротами) Под защитой стен появились новые здания одинаковой простой архитектуры - казармы, офицерский корпус, склады А на полосе правобережья первым французским сооружением было здание дипломатической миссии (L'hôtel de la Legation), которая в 1889 г стала называться резиденцией наместника Аннама (La Residence Supérieure de L'Annam) Дальше рядом с ним были построены опорные для будущего «европейского» района города объекты, такие как почтамт, таможня, больница, банк, гостиница

В активный колониальный период на правом берегу реки Хыонг фактически сформировался «европейский» район, отличающийся от традиционной части на левом берегу Главной стала улица Jules Ferry (ныне Ле-Лои), идущая вдоль берега На ней располагалось большинство учреждений управления и власти протектората Кроме резиденции наместника здесь находились гостиница Morin Freres, здание коммунального хозяйства, банк, спортивный клуб (Cercle sportif), местная больница (Hospital Indigene), ратуша, колледж для девушек им императора Донг-Хань, колледж Куок-Хок, здание парламента, губернаторская резиденция, монастырь Pellerin, вокзал Хюэ и другие Кроме этого много построек размещалось на улицах, перпендикулярных берегу реки Главными объектами городской инфраструктуры были водоочистные сооружения и электростанция.

Активный колониальный период стал для Хюэ временем преимущественного градостроительного освоения правобережья Сложилась своеобразная планировка, сочетающая две европейские системы - прямоугольную и трехлучевую При этом большую градостроительную и образную роль стало играть центральное экваториальное пространство между традиционным и европейским районами Оно включает в себя зеркало реки Хыонг и ее озелененные берега Это помогло «разностильной» архитектурной среде двух берегов не контрастировать друг с другом, обеспечило возможность «мирного» сосуществования вьетнамской традиционной и французской колониальной архитектуры в одном городе

В результате почти полуторавекового развития с участием французских зодчих г Хюэ сложился как своеобразный, единственный во Вьетнаме градостроительный организм, состоящий из двух контрастных противолежащих районов - традиционного левобережья и «европейского» правобережья Роль смягчающего «буфера» между ними до сих пор играет центральное экваториальное пространство р Хыонг

Сочетание традиционных и европейских черт при бережном сохранении гармонии с природой создало специфические особенности облика и планировки Хюэ Возник новый, эстетически полноценный архитектурный ландшафт, благодаря чему Хюэ стал образцом нового вьетнамского градостроительства

Четвёртая глава посвящена особенностям архитектуры г Хюэ колониального периода

Крупномасштабное строительство комплексов сооружений традиционной архитектуры на левом берегу реки Хыон доколониального периода превратило Хюэ в самую совершенную и монументальную столицу эпохи вьетнамской феодальной монархии. В колониальный период наряду с этим на правом берегу сформировался «европейский» район, стилистически, типологически и планировочно отличающийся от традиционной части Как и в других вьетнамских городах колониальный период, вызвав социально-культурные изменения в стране, обогатил Хюэ новыми типами зданий, среди которых казармы, виллы, колледжи, государственные учреждения, монастыри, больница, промышленные сооружения, монументальные памятники Кроме этого, социально-политическая специфика привела к появлению в Хюэ колониального периода и таких традиционных по функции архитектурных сооружений как дворцы царствующей фамилии и ансамбль императорского мавзолея Это придало архитектурному облику города особые качества контрастности и целостности одновременно

Французская колониальная архитектура на правом берегу реки Хы-онг придала городу облик, контрастирующий с традиционным обликом левобережной части города Именно в «правобережной» архитектуре проявил себя не только весь стилистический арсенал европейского зодчества этого периода, но и такие специфические формы как раннеколониальный и азиат-ско-европейский «стили» Подобное разностилие было характерно для всей страны, но в небольшом городе Хюэ в отличие от более крупных Ханоя и Сай-Гона (где и постройки были крупнее) местные особенности проявляли себя активнее, а европейские черты, напротив, были менее заметны Новые для Вьетнама стилистические предпочтения - неоклассицизм, азиатско-европейский эклектизм («индокитайский стиль»), стилистика архитектуры французских провинций, «раннеколониальный стиль» стали важной частью архитектурного наследия колониального периода в Хюэ Весьма распространенным был «индокитайский стиль», наиболее наглядно (хотя и в разной степени) демонстрировавший возможности сочетания европейских и азиатских архитектурных традиций Не оставили заметного следа в Хюэ неороманская и неоготическая стилистические направления

«Раннеколониальный» стиль Подобная стилистика использовалась в" начальный период колонизации Она была разработана заранее для строительства зданий Французского экспедиционного корпуса за границей В Хюэ постройки корпуса были сосредоточены на территории французской концессии, а также на левом берегу (в дополнительном форте Манг-Ка, северовосточном углу императорской цитадели) и на правобережной территории резиденции наместника Аннама Для этих построек были характерны простой прямоугольный план, периметральная галерея, арочная форма проемов Сте-

ны выполнялись кирпичными, а несущими конструкциями перекрытий были двутавровые металлические балки, уложенные с шагом 0,5 м , на которые опирались кирпичные своды Декор фасадов ограничивался простыми деталями из арсенала классицизма (рустованные стены, профилированные карнизы)

Вообще сооружения «раннеколониальнот» стиля из-за упрощенности декоративного решения не достигли высокого архитектурного уровня, а имеют в основном историческую ценность К тому же большинство из них не сохранилось

Стилистика французского классицизма В колониальной архитектуре г Хюэ стилистика французского классицизма (в отличие от больших городов типа Ханоя) не была широко распространена и почти не демонстрировала его «чистых» черт Из-за жарко-влажного тропического климата Хюэ сооружения, выполненные в стилистике раннего французского классицизма, не имели характерных для этого стиля мансардных крыш со множеством лкжарн Здания завершались только парапетами Тем не менее, фасады по-французски декорировались

пилястрами, рустовкой стен и оконными наличниками

Стилистика архитектуры французских провинций Эта стилистика была довольно популярна в архитектуре Хюэ колониального периода Характерными чертами вьетнамской версии стилистики были наклонные черепичные крыши с большим карнизным выносом, многообразные вариации форм консолей, подкосов и кронштейнов, поддерживающих вынос крыши, наличники проёмов, разнообразные надоконные сандрики, применение линейного стенового декора, использование контрастной двуцветной гаммы в системе «декор-стена».

Для обеспечения необходимой вентиляции во влажно-жарком климате оконные и дверные проемы в Хюэ обычно делались большими по площади, а крыши устраивались скатными Фактически сооружения в этой стилистике естественным образом соответствовали местному климату (больше, чем сооружения в стилистике классицизма) благодаря организованной солн-це-и дождезащите Благодаря этому постройки гармонично сочетались с окружающей средой и соответствовали эстетическим предпочтениям вьетнамцев В отличие от других вьетнамских городов (Ханоя, Далата ), где стилистика архитектуры французских провинций ярче проявлялась в виллах, в Хюэ типичными для этой стилистики были общественные сооружения

Стилистика ар-деко Получившее распространение в Европе (а затем и в США) во второй четверти XX в стилистическое течение ар-деко было привнесено французскими архитекторами и во Вьетнам, где получило широкое распространение с конца 1920-х гг Хюэ в этом отношении не был исключением Постройки в стилистике ар-деко обогатили архитектурный облик старинного города, несмотря на их незначительное количество

Азиатско-европейский эклектизм («индокитайский стиль») Активные попытки создать специфическую азиатско-европейскую архитектуру стали предприниматься французскими архитекторами во Вьетнаме с 1920-х гг, когда в самой Франции под влиянием укреплявшегося авангарда сформировалось негативное отношение к простому заимствованию европейских стилей «Родоначальником» нового направления, получившего название «индокитайский стиль», стал французский архитектор Ernest Hebrard За ним последовали Arthur Kruze, Louis Georger, Leo Craste Все они строили в основном в Ханое или Сай-Гоне, сочетая в своих произведениях архитектурные мотивы Франции, Индии, Китая, Вьетнама и используя при этом возможности новейшей строительный техники

В Хюэ «индокитайский стиль» имел свою специфику, так как строили здесь не только французские, но и вьетнамские архитекторы Заказчиками многих проектов выступали не только властные структуры протектората Франции, но и вьетнамский двор, находившийся под большим влиянием французской культуры Имел значение и тот факт, что местная традиционная архитектура в Хюэ имела в то время особенности, отличавшие её от архитектуры других районов Вьетнама Поэтому в Хюэ влияние «индокитайского стиля» с разной степенью активности испытывали многие типы сооружений (виллы, общественные здания, дворцы) В одних случаях сугубо традиционный внешний вид (возможно, с частичным влиянием европейского зодчества) создавался с помощью новых строительных материалов и новой техники В других случаях создавались комбинированные образы с использованием насыщенного декора И наконец, в третьих случаях европейско-азиатские образы архитектурного пространства создавались в рамках ансамбля, когда некоторые сооружения строились в европейской стилистике, а другие - в восточной Все три случая в совокупности создали многообразную картину «индокитайской» стилистики в Хюэ Можно сказать, что это архитектурное направление играет главную роль и является самым заметным в колониальной архитектуре не только г Хюэ, но и всей страны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования

- обобщен исторический путь и выявлены периоды развития архитектуры и градостроительства Вьетнама,

- выявлены типологические и стилистические особенности исторической архитектуры Вьетнама,

- систематизированы и проанализированы факторы, повлиявшие на становление характерных черт вьетнамского зодчества рассматривавшегося периода, среди которых - особенности французской архитектуры второй половины XIX - первой трети XX вв , специфика исторического процесса французской колонизации Вьетнама, специфика функциональной типологии зодчества

колониального периода, особенности исходной градостроительной структуры г Хюэ

- разработана функциональная и стилистическая типология архитектуры Хюэ колониального периода,

- выявлены ранние проявления экспансии французского градостроительства во Вьетнаме,

- определены и проанализированы общие особенности градостроительного развития г Хюэ в колониальный период,

- выявлены и проанализированы конкретные градостроительные особенности трех основных зон г Хюэ - левобережья, правобережья и центрального экваториального пространства

Проведенное исследование позволяет сделать следующие ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1 Многовековая история Вьетнама включает в себя ряд этапов становления и развития государственности национальной культуры и, соответственно, архитектуры Но при этом специфика народного зодчества страны сохранялась в архитектурном облике и конструктивных системах всех типологических групп вьетнамского монументального зодчества Тысячелетнее взаимодействие культуры с культурой соседних стран, особенно Китая, а также столетнее влияние французской культуры в итоге создали «разноцветную» картину вьетнамской архитектуры и вьетнамского градостроительства

2 Архитектура и градостроительство колониального периода стали важной составной частью как архитектуры Вьетнама вообще, так и его бывшей столицы Хюэ При этом колониальная архитектура в своем развитии прошла этап становления (1873 - 1890-е), «классический» этап (1900-е - 1910-е) и этап «экзотических» форм (1920-е - 1940-е).

3 Периоду колонизации предшествовал длительный «подготовительный» период, когда во вьетнамскую архитектуру проникали формы французского зодчества, главным образом в фортификационном строительстве, через систему Вобана

4 В колониальный период вьетнамские города были расширены и реконструированы по проектам французских архитекторов Хотя реализация проектов удавалась в разной степени, но в целом облик г Хюэ в этот период значительно изменился Это произошло в рамках совершавшегося тогда глобального перехода Вьетнама от феодализма к капитализму и соответствующего изменения архитектурно-градостроительной модели развития вьетнамских городов в сторону регулярного градостроительства

5 В результате почти полуторавекового развития с участием французских зодчих в Хюэ сложился своеобразный, единственный во Вьетнаме градостроительный организм, состоящий из двух контрастных, но гармонично сосуществующих противолежащих районов - традиционно застроенного ле-

вобережья и «европейского» правобережья Сложилась своеобразная планировочная ситуация, сочетающая две европейские системы — прямоугольную и трехлучевую Роль смягчающего, гармонизирующего буфера здесь сыграло центральное акваториальное пространство р Хыонг

6 Богатое архитектурное наследие г Хюэ, которое оставила строительная деятельность последней феодальной династии Нгуен, обусловило значительность влияния традиций на архитектуру и градостроительство города в колониальный период, в результате чего Хюэ стал значительным центром формирования специфической азиатско-европейской архитектуры Ярким выражением этого стал т н «индокитайский стиль»

7 В начальный период колонизации (1870-е - 1880-е гг) наблюдался «прямой» импорт стилистики архитектурного эклектизма метрополии, но с конца XIX в эта стилистика стала корректироваться под влиянием традиций коренной вьетнамской и - шире — архитектуры всего юго-восточного региона, что особенно ярко проявилось в композиционно-пластических и декоративных формах т.н «индокитайского стиля» При этом очень важно отметить феномен гармоничности сочетания традиций европейского и вьетнамского зодчества, что объясняется не только схожестью архитектурной масштабности (небольшая этажность, ритм расположения проемов, наличие поэтажных членений, карнизов, порталов), но и существованием вьетнамского ордера, который по своей тектонической природе корреспондировался с европейской ордерной системой Имел значение и тот факт, что во Вьетнаме почти не проявил себя функционализм, а стилистика европейского модерна, как известно, в своем генезисе имела восточные корни

8 Опыт развития г Хюэ в колониальный период убедительно доказал плодотворность пространственного и стилистического взаимодействия восточных и европейских традиций и форм зодчества В той или иной степени архитектурный процесс во всех крупных городах Вьетнама колониального периода демонстрировал подобное взаимодействие Этот опыт и сегодня помогает смягчать влияние западных форм зодчества на архитектурную практику Вьетнама

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1 Хо, Х.Н Основные этапы развития архитектуры Вьетнама / X H Хо // Докл 63-й науч конф профессоров, преподавателей, науч работников, инженеров и аспирантов ун-та / С -Петерб гос архитектур.-строит ун-т -СПБ., 2006 - Ч 3. - С 138-142 ил

2. Хо, Х.Н Черты градостроительства Вьетнама до конца колониального периода / X H Хо // Актуальные проблемы современного строительства 59-я Междунар науч -техн конф молодых ученых- сб докл 1 С -Петерб гос архитектур -строит ун-т - СПБ , 2006 - Ч 3 - С 107-112 ил

3. Хо, Х.Н. Первые проявления французского влияния на градостроительство г Хюэ / X H Хо // Докл 64-й науч конф профессоров, преподавателей, науч работников, инженеров и аспирантов ун-та / С -Петерб гос архитектур -строит, ун-т. - СПБ , 2007 -43.- С.95-99 ил

4 Хо, Х.Н Стилистические предпочтения колониальной архитектуры г Хюэ / Х.Н Хо // Промышленное и гражданское строительство - 2007 - № 8

5. Хо, Х.Н Стилистические предпочтения французской колониальной архитектуры во Вьетнаме / Х.Н Хо // "Архитектон известия вузов" - 2007 -№17 Режим доступа httpV/archvuz ru/magazine/Numbers/2007 1. свободный -Загл с экрана.-Яз рус

Подписано к печати 03 08 2007 Формат 60x84 1/16 Бум офсетная Уел печ л 1,25 Тираж 100 экз Заказ 116

Саша -Петербургский государственный архитектурно-строительный университет 190005 Саикт-Пстербур!, 2-я Красноармейская, 4

Ошсчимно на ри;шрлфс ¡90005, Сапкг-Пстербург, 2-я Красноармейская, 5

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Хо Хай Нам

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ВЬЕТНАМ

1.1 Основные этапы истории архитектуры Вьетнама.

1.1.1 Период первых государств (до конца III в. до н.э.).

1.1.2 Период зависимости от Китая (И в. до н.э. - IX в.).

1.1.3 Период независимого феодального государства (X в. - 1873 г.).

1.1.4 Период французской колонизации (1873 - 1945).

1.1.5 Современный период (1945-н.в.).

1.2 Типология исторической архитектуры Вьетнама

1.2.1 Традиционный деревянный каркас.

1.2.2 Вьетнамский ордер и Тхыок-Там (Зуй-Мык).

1.2.3 Народное зодчество.

1.2.4 Фортификационная архитектура.

1.2.5 Дворцовая архитектура.

1.2.6 Культовая и сакральная архитектура.

1.3 Черты исторического градостроительства во Вьетнаме

1.3.1 Краткий очерк градостроительства Вьетнама.

1.3.2 Некоторые черты исторических городов Вьетнама.

1.4 Общая специфика исторического зодчества Вьетнама.

Выводы к главе.

Глава 2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ВЬЕТНАМА КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА: ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

2.1 Краткая характеристика французской архитектуры второй половины XIX - первой трети XX вв.

2.1.1 Французская архитектура 1850-х- 1910-х гг.

2.1.2 Французская архитектура 1920-х - 1930-х гг.

2.2 Распространение колониальной архитектуры во Вьетнаме.

2.2.1 Колонизация Вьетнама.

2.2.2 Вьетнам в колониальный период.

2.2.3 Пути проникновения европейской архитектуры во Вьетнам.

2.3 Общие особенности колониальной архитектуры во Вьетнаме.

2.3.1 Периодизация колониального зодчества

2.3.2 Основные изменения в зодчестве.

2.4 Типология колониальной архитектуры.

2.4.1 Здания казарм.

2.4.2 Жилые здания.

2.4.3 Общественные здания.

2.4.4 Церкви и монастыри.

2.4.5 Пути сообщения и промышленные сооружения.

2.5 Стилистические предпочтения в архитектуре.

2.5.1 Неоренессансная стилистика.

2.5.2 Стилистика необарокко.

2.5.3 Стилистика французского классицизма.

2.5.4 Стилистика неоклассицизма.

2.5.5 Неороманская стилистика.

2.5.6 Неоготическая стилистика.

2.5.7 Стилистика ар-деко.

2.5.8 Стилистика архитектуры французских провинций.

2.5.9 «Раннеколониальный» стиль.

2.5.10 «Индокитайский стиль».

Выводы к главе.

Глава 3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА г. ХЮЭ: ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЛИЯНИЯ

3.1 Предыстория г. Хюэ.

3.2 Доколониальный период становления и развития г. Хюэ

3.2.1 Традиционные основы ландшафтно-градостроительной структуры.

3.2.2 Возникновение г. Хюэ.

3.2.3 Формирование новой структуры г. Хюэ.

3.2.4 Первые проявления экспансии французского градостроительства.

3.3 Градостроительство колониального периода.

3.4 Общие градостроительные особенности Хюэ в колониальный период.

3.4.1 Левобережное пространство.

3.4.2 Правобережное пространство.

3.4.3 Центральное экваториальное пространство.

Выводы к главе.

Глава 4. АРХИТЕКТУРА г. ХЮЭ КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА

4.1 Краткий обзор традиционной архитектуры Хюэ.

4.1.1 Фортификационные сооружения.

4.1.2 Дворцы и дворцовые комплексы.

4.1.3 Культовые и сакральные объекты.

4.1.4 Гражданское строительство.

4.2 Функциональная типология зданий колониального периода.

4.2.1 Здания казарм.

4.2.2 Жилые здания.

4.2.3 Общественные здания.

4.2.4 Культовые и сакральные сооружения.

4.2.5 Дворцовая архитектура.

4.2.6 Объекты транспортного и промышленного назначения.

4.3 Стилистические предпочтения в колониальной архитектуре г. Хюэ.

4.3.1 «Раннеколониальный» стиль.

4.3.2 Стилистика французского классицизма.

4.3.3 Стилистика архитектуры французских провинций.

4.3.4 Стилистика ар-деко.

4.3.5 Азиатско-европейский эклектизм («индокитайский стиль»).

Выводы к главе.

Введение 2007 год, диссертация по архитектуре, Хо Хай Нам

Вьетнам - одна из центральных стран Юго-Восточной Азии с многотысячелетней историей, древнейшей самобытной культурой и быстро развивающейся современной экономикой. Географическое положение обеспечило региону возможность обширных инокультурных контактов, что в значительной мере усложнило и драматизировало историю страны. Одним из следствий и воплощений исторического развития нации является вьетнамская архитектура, не потерявшая своей самобытности, а лишь обогатившаяся в ходе этого многоэтапного развития.

Наиболее активное внешнее воздействие вьетнамское зодчество испытало в семидесятилетний период французской колонизации, завершившийся в 1945 году. Этот период ознаменовал начало современного этапа архитектуры и градостроительства Вьетнама и потому вызывает к себе особый исследовательский интерес.

Актуальность темы диссертации напрямую связана с современными задачами ускоренного развития экономики и культуры Вьетнама в условиях глобализации, что ставит на повестку дня сложные проблемы сохранения культурной самобытности. Решение этих проблем требует тщательного изучения историко-архитектурного наследия, выявления его формотворческого потенциала. Между тем, здесь много белых пятен. Например, если дворцовые комплексы г. Хюэ объявлены объектами всемирного наследия, то сооружения периода французской колонизации, которым город обязан значительной частью своей красоты и неповторимости, еще не в должной мере исследованы и не получили научной оценки. В условиях, когда многие памятники феодального периода не сохранились, или сохранились частично, культурная ценность архитектуры «французского» периода со временем повышается, так как именно с этим периодом связана современная архитектурно-градостроительная специфика многих городов Вьетнама, включая Ханой, СайГон, ДаЛат, Хюэ. Декоративная свобода эклектической архитектуры во многом определила характер нового вьетнамского зодчества и в то же время способствовала сохранению его важнейших традиционных качеств, особенно органической связи с природой. Анализ специфики этого периода поможет определить пути развития современной вьетнамской архитектуры. Древняя столица страны Хюэ в силу особенностей своей истории является для этих целей наиболее перспективным объектом исследования.

Кроме названных обстоятельств, актуальность работы обосновывается её принадлежностью к области исторических исследований.

Степень научной разработанности проблемы. Настоящая диссертация является первым систематическим исследованием заглавной темы. Но оно было бы невозможно без опоры на массив предшествующих работ, затрагивающих тот или иной аспект изучаемой проблемы.

История градостроительного искусства Франции разрабатывалась в работах Т.Ф Саваренской, Д.О Швидковского, Ф.А Петрова. Отдельные аспекты французской архитектуры второй половины XIX - первой трети XX в. анализировал в своих статьях и докладах С.П Заварихин.

Архитектурные направления во Вьетнаме конца XIX - конца XX в. определены в работах Тон-Тхат-Дай. Исследования истории архитектуры Вьетнама, в том числе колониального периода, представлены в работах Нго-Гюи-Куьна, Данг-Тхай-Хоанга, Нгуен-Динь-Тоана, Ву-Там-Ланга. Периодизацию колониальной архитектуры проанализировал Нгуен-Динь-Тоан. Градостроительство больших вьетнамских городов (Ханой, Сай-Гон, Да-Лат) во время колонизации рассматривали в своих публикациях Чан-Хунг, Нгуен-Куок-Тхонг, Нгуен-Хыу-Тхай, Данг-Тхай-Хоанг.

История города Хюэ исследовалась в работах Фан-Тхуан-Ана, Фан-Тхань-Хай, Ле-Ван-Лана, Нгуен-Тхыа-Ги, До-Банга, Нгуен-Ван-Данга, L. Cadiere. Суждения о градостроительном фонде Хюэ содержатся в публикациях в публикациях докладов на конференции в Хюэ 2003 г. Чан-Хунга, Нгуен-Тхук-Хоанга, Нгуен-Луана, Зоан-Минь-Хой, Нгуен-Динь-Тоана и в монографии Huang Lan Shiang. Конкретные материалы об объектах колониальной архитектуры в Хюэ описаны в публикациях Фан-Тхан-Ана, Нгуен-Куок-Тхонга, Фан-Тхань-Хай, Нгуен-Динь-Тоана, Ardant du Picq, P. Cantin, а также в исследовательских проектах и планах реставрации Института строительных наук и технологии (IBST).

В диссертации использованы картографические материалы журнала «Друзья древней столицы Хюэ» (Bulletin des Amis du Vieux Hue, 1914 - 1944 r.)

Цель диссертационной работы - на примере г. Хюэ выявить специфику развития архитектуры Вьетнама в период влияния французского зодчества.

Задачи исследования:

- выявить и проанализировать основные черты исторического вьетнамского зодчества (до середины XIX в.);

- выявить этапы развития и характерные черты градостроительной структуры и архитектуры г. Хюэ;

- выявить и систематизировать характерные черты французской архитектуры второй половины XIX - первой половины XX вв.;

- определить степень и характер влияния французского зодчества на архитектуру и градостроительство г. Хюэ;

- разработать типологию наиболее распространенных в г. Хюэ архитектурных форм, созданных под влиянием французской колониальной архитектуры;

- составить обобщенную характеристику архитектуры и градостроительства г. Хюэ колониального периода в сопоставлении с основными городами Вьетнама этого же периода.

Предмет исследования - характер влияния архитектуры и градостроительства Франции на зодчество Вьетнама с 1870-х.

Объект исследования - градостроительные особенности и конкретные постройки г. Хюэ, в архитектурном облике которых прослеживается влияние французского зодчества второй половины XIX - первой половины XX вв.

Методика работы включает в себя изучение литературы по теме исследования, архивный поиск, анализ картографических материалов, подробное натурное изучение и фотофиксация застройки и видовых перспектив г.Хюэ, композиционно-эстетический, типологический, сравнительный анализ объектов и градостроительных приемов, обобщение полученных результатов.

Границы исследования обусловлены его темой. Географические границы совпадают с территорией г. Хюэ. Временные границы обусловлены периодом французской колонизации (1873 - 1945 гг.), но не совпадают с ним в точности, поскольку архитектурное влияние началось до 1873г., а завершалось в течение длительного времени во второй половине XX в.

Научная новизна исследования заключается в разработанной автором комплексной методике выявления линий взаимодействия западной и восточной архитектуры. В научный оборот впервые введен обширный фактический и аналитический материал, выявляющий своеобразие архитектуры определенного периода застройки одной из бывших столиц Вьетнама (1802-1945).

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их непосредственного использования при определении путей развития современного зодчества Вьетнама и для определения историко-культурной ценности объектов периода французской колонизации. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в целях высшего архитектурного, искусствоведческого и исторического образования.

На защиту выносятся:

- положения о градостроительном развитии г. Хюэ

- характеристики архитектуры Хюэ колониального периода

- характеристика линий французского влияния на архитектуру г. Хюэ

- динамика развития архитектуры г. Хюэ с 1870-х по 1945 гг.

Апробация материалов и результатов исследования проведена в виде докладов на трёх научных конференциях СПбГАСУ ( в их числе одна международная) в 2006 - 2007 гг. в электронном отраслевом научно-техническом журнале «Архитектон: известия вузов» и в журнале «Промышленное и гражданское строительство». По теме диссертации опубликовано 5 статей. Список основных публикаций приведён в конце диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4-х глав и заключения. Список использованной литературы включает 70 наименований на русском и иностранных языках. Общий объём 141 страница текста и 89 иллюстраций.

Заключение диссертация на тему "Черты европейского влияния в архитектуре и градостроительстве Вьетнама колониального периода"

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 1. Многовековая история Вьетнама включает в себя ряд этапов становления и развития государственности национальной культуры и, соответственно, архитектуры. Но при этом специфика народного зодчества страны сохранялась в архитектурном облике и конструктивных системах всех типологических групп вьетнамского монументального зодчества.

Тысячелетнее взаимодействие культуры с культурой соседних стран, особенно Китая, а также столетнее влияние французской культуры в итоге создали «разноцветную» картину вьетнамской архитектуры и вьетнамского градостроительства.

2. Архитектура и градостроительство колониального периода стали важной составной частью как архитектуры Вьетнама вообще, так и его бывшей столицы Хюэ. При этом колониальная архитектура в своем развитии прошла этап становления (1873 - 1890-е), «классический» этап (1900-е -1910-е) и этап «экзотических» форм (1920-е - 1940-е).

3. Периоду колонизации предшествовал длительный «подготовительный» период, когда во вьетнамскую архитектуру проникали формы французского зодчества, главным образом в фортификационном строительстве, через систему Вобана.

4. В колониальный период вьетнамские города были расширены и реконструированы по проектам французских архитекторов. Хотя реализация проектов удавалась в разной степени, но в целом облик г. Хюэ в этот период значительно изменился. Это произошло в рамках совершавшегося тогда глобального перехода Вьетнама от феодализма к капитализму и соответствующего изменения архитектурно-градостроительной модели развития вьетнамских городов в сторону регулярного градостроительства.

5. В результате почти полуторавекового развития с участием французских зодчих в Хюэ сложился своеобразный, единственный во Вьетнаме градостроительный организм, состоящий из двух контрастных, но гармонично сосуществующих противолежащих районов - традиционно застроенного левобережья и «европейского» правобережья. Сложилась своеобразная планировочная ситуация, сочетающая две европейские системы - прямоугольную и трехлучевую. Роль смягчающего, гармонизирующего буфера здесь сыграло центральное экваториальное пространство р.Хыонг.

6. Богатое архитектурное наследие г. Хюэ, которое оставила строительная деятельность последней феодальной династии Нгуен, обусловило значительность влияния традиций на архитектуру и градостроительство города в колониальный период, в результате чего Хюэ стал значительным центром формирования специфической азиатско-европейской архитектуры. Ярким выражением этого стал т.н. «индокитайский стиль».

7. В начальный период колонизации (1870-е - 1880-е гг.) наблюдался «прямой» импорт стилистики архитектурного эклектизма метрополии, но с конца XIX в. эта стилистика стала корректироваться под влиянием традиций коренной вьетнамской и - шире - архитектуры всего юго-восточного региона, что особенно ярко проявилось в композиционно-пластических и декоративных формах т.н. «индокитайского стиля». При этом очень важно отметить феномен гармоничности сочетания традиций европейского и вьетнамского зодчества, что объясняется не только схожестью архитектурной масштабности (небольшая этажность, ритм расположения проемов, наличие поэтажных членений, карнизов, порталов), но и существованием вьетнамского ордера, который по своей тектонической природе корреспондировался с европейской ордерной системой. Имел значение и тот факт, что во Вьетнаме почти не проявил себя функционализм, а стилистика европейского модерна, как известно, в своем генезисе имела восточные корни.

8. Опыт развития г. Хюэ в колониальный период убедительно доказал плодотворность пространственного и стилистического взаимодействия восточных и европейских традиций и форм зодчества. В той или иной степени архитектурный процесс во всех крупных городах Вьетнама колониального периода демонстрировал подобное взаимодействие. Этот опыт и сегодня помогает смягчать влияние западных форм зодчества на архитектурную практику Вьетнама.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования:

- обобщен исторический путь и выявлены периоды развития архитектуры и градостроительства Вьетнама;

- выявлены типологические и стилистические особенности исторической архитектуры Вьетнама;

- систематизированы и проанализированы факторы, повлиявшие на становление характерных черт вьетнамского зодчества рассматривавшегося периода, среди которых - особенности французской архитектуры второй половины XIX - первой трети XX вв.; специфика исторического процесса французской колонизации Вьетнама; специфика функциональной типологии зодчества колониального периода; особенности исходной градостроительной структуры г.Хюэ

- разработана функциональная и стилистическая типология архитектуры Хюэ колониального периода;

- выявлены ранние проявления экспансии французского градостроительства во Вьетнаме;

- определены и проанализированы общие особенности градостроительного развития г.Хюэ в колониальный период;

- выявлены и проанализированы конкретные градостроительные особенности трех основных зон г.Хюэ - левобережья, правобережья и центрального акваториального пространства.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие

Библиография Хо Хай Нам, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Алексеев Ю.В. История архитектуры градостроительства и дизайна. Курс лекций. / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, В.В. Бондарь. М. Издательство АСВ, 2004. - 448 с.: ил. Библиогр.: с. 443.

2. Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб. пособие для творческих фак. высш. худож. учеб. заведений. / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова. -М.: Изобраз. искусство, 1983.-384 с.: ил.

3. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. / под глав. ред. кол. Н.В. Баранова. М., 1966 - 1977.

4. Т.7: Западная Европа и латинская Америка XVII первая половина XIX вв. / под ред. А.В. Бунина, А.И Каплуна, П.Н Максимова - 1969. - 620 е.: ил. - Библиогр.: с. 589-595. - Предм. указ.: 596-618.

5. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. / под глав. ред. кол. Н.В. Баранова. -М., 1966- 1977.

6. Т.9: Архитектура восточной и юго-восточной Азии до середины XIX в. / под ред. A.M. Прибытковой. 1971. - 643 е.: ил. - Библиогр.: с. 628631. - Предм. указ.: 632-641.

7. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. / под глав. ред. кол. Н.В. Баранова.-М., 1966- 1977.

8. Т. 10: Архитектура XIX-начала XX вв. / под ред. С.О. Хан-Магомедова, П.Н. Максимова, Ю. Ю. Савицского. 1972. - 592 е.: ил. -Библиогр.: с. 569-573 - Предм. указ.: 574-591.

9. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. / под глав. ред. кол. Н.В. Баранова. М., 1966 - 1977.

10. Т.11: Архитектура капиталистических стран XX в. / под ред. А.В. Иконникова. 1973. - 887 е.: ил. - Библиогр. : с. 845-856. - Предм. указ.: 857 -885.

11. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. / под глав. ред. кол. Н.В. Баранова. М., 1966 - 1977.

12. Т. 12 (2-ая книга): Архитектура зарубежных социалистических стран. / под ред. О.А. Швидковского. 1977. - 578 е.: ил. - Библиогр. : с. 527-533 - Предм. указ.: 534-551.

13. Горюнов B.C. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. / B.C. Горюнов, М.П. Тубли. СПб.: Стройиздат. С. -Петербург, отд-ние, 1992. - 360 с. : ил. Библиогр. : с. 351-353. - Предм. указ.: 354-359.

14. Иконников А.В. Архитектура и градостроительство: Энцикл. / Рос. акад. архитектуры и строит, наук (РААСН), Науч.-ислед. ин-т теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ); Гл. ред. А.В. Иконников. -М.: Стройиздат, 2001. 688 с.: ил.

15. Ткачев В.Н. История архитектуры. / В.Н. Ткачев. М.: Высш. шк., 1987. - 270 с.: ил. Библиогр.: с. 264. - Предм. указ.: 265-267.

16. Хоанг Д. К. Архитектура Вьетнама (Этапы развития и проблемы сохранения) : автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. архитектуры / Хоанг Дао Кинь ; Моск. архит. ин-т. М., 1977. - 16 с. : ил. - Библиогр.: с. 16.

17. Ardant du Picq. Nhung don luy cua Kinh thanh Hue / Ardant du Picq, Dang Nhu Tung dich, Hieu dinh: Phan Xung // Nhung nguoi ban Co do Hue T.ll -1924. - Hue, Nxb. Thuan Hoa, 2002. - Tr. 316-343.

18. Cantin P. Nhuong dia Phap о Hue tu 1884 den 1889 Du an phong thu thuc hien / P. Cantin., Dang Nhu Tung dich // Nhung nguoi ban со do Hue - T.3 -1916. - Hue, Nxb. Thuan Hoa, 1997. - Tr. 382-393.

19. Chau Thu Ha. Di san kien true dau the ky XX tai thanh pho Da Lat va van de bao ton / Chau Thu Ha // Kien true Viet Nam. 2001. - № 2. - Tr. 26-27.

20. Dang Thai Hoang. Cac bai nghien cuu ly luan phe binh dich thuat kien true : 2 T. / Dang Thai Hoang. H.: Nxb. Xay dung, 2002-2003.

21. Dang Thai Hoang. Cac xu huong trong viec hinh thanh va phat trien kien true nha biet thu kieu Phap o Ha Noi / Dang Thai Hoang // Kien true. 1995. - № 5. - Tr. 28-31.

22. Dang Thai Hoang. Kien true Ha noi the ky XIX the ky XX / Dang Thai Hoang. - Xuat ban lan thu 2, co bo sung. - H.: Nxb. Ha Noi, 1999. - 221 tr.

23. Doan Minh Khoi. Tu tuong trien hoc va nghe thuat xay dung do thi phuong Tay / Doan Minh Khoi // Kien true. 2000. - № 6. - Tr. 34-36.

24. Francois Tainturier. Kien true va quy hoach do thi Sai Gon thoi Phap thuoc / Francois Tainturier, Nhat Khanh dich // Kien true Viet Nam. 1999. - № 2. -Tr. 52-55.

25. Hoai Anh. Kien true Gia Dinh Sai Gon nua dau the ky XIX / Hoai Anh // Kien true Viet Nam. - 1998. - № 6. - Tr. 15-16.

26. Hue di san van hoa the gioi: Sach anh. H.: Van hoa thong tin, 1995.144 tr.

27. Huynh Quoc Binh. Quan the Cung An Dinh mot cong trinh со gia tri ve lich su, kien true cua thanh pho Hue / Huynh Quoc Binh, Phung Phu, Tran Ba Viet // Kien true Viet Nam. - 2002. - № 2. - Tr. 36-39.

28. Le Thanh Son. Su giao thoa van hoa trong kien true Viet Nam tu giua the ky XIX den giua the ky XX / Le Thanh Son // Kien true. 1999. - № 2. - Tr. 22-29.

29. Lebris E. Truong Quoc hoc / E. Lebris., Dang Nhu Tung dich // Nhung nguoi ban со do Hue T.3 -1916. - Hue, Nxb. Thuan Hoa, 1997. - Tr. 90-94.

30. Ngo Huy Quynh. Tim hieu lich su kien true Viet Nam / Ngo Huy Quynh. H.: Nxb. Xay dung, 2000. - 280 tr.

31. Ngo Huy Quynh. Kien true Ha Noi thoi Phap thuoc / Ngo Huy Quynh// Kien true Viet Nam. -1999. № 6. - Tr. 46-49.

32. Ngo Van Doanh. Kien true Phap о Sai Gon / Ngo Van Doanh // Kien true Viet Nam. 2000. - № 2. - Tr. 29-31.

33. Nguyen Ba Dang. Nghe thuat kien true biet thu Da Lat / Nguyen Ba Dang // Kien true Viet Nam. 1999. - № 1. - Tr. 12-13.

34. Nguyen Ba Dang. Su chuyen doi chuc nang nha о va cac cong trinh duoc xay dung tu thoi Phap thuoc tai Ha Noi / Nguyen Ba Dang, Nguyen Vu Phuong // Kien true Viet Nam. 2002. - № 6. - Tr. 11-13.

35. Nguyen Ba Dang. Truyen thong va doi moi trong kien true Viet Nam / Nguyen Ba Dang // Tuyen tap nghien cuu khoa hoc / Vien nghien cuu Kien true. H., 1998.-Tr. 41-45.

36. Nguyen Dinh Toan. Kien true dia phuong Phap о Ha Noi / Nguyen Dinh Toan // Kien true Viet Nam. -1997. № 6. - Tr. 30-32.

37. Nguyen Dinh Toan. Kien true thuoc dia о Hue / Nguyen Dinh Toan I I Ky yeu hoi nghi chuyen gia "Danh gia quy kien true do thi Hue" / Hoi kien true su Viet Nam, UBND TP Hue, So XD TT Hue. Hue, 2003. - Tr. 107-115.

38. Nguyen Dinh Toan. Kien true Viet Nam qua cac trieu dai / Nguyen Dinh Toan. H.: Nxb. Xay dung, 2002. - 272 tr.

39. Nguyen Dinh Toan. Mot so nhan to kien true truyen thong ban dia trong cong trinh truong Vien Dong Вас Co / Nguyen Dinh Toan // Kien true. -1998.-№4.-Tr. 38-39.

40. Nguyen Dinh Toan. Phu thong su Вас Ky / Nguyen Dinh Toan // Kien true. 1997. - № 6. - Tr. 39-41.

41. Nguyen Dinh Toan. Phu toan quyen Dong Duong / Nguyen Dinh Toan // Kien true. 1997. - № 4. - Tr. 39-41.

42. Nguyen Hong Kien. Kien true со truyen Viet / Nguyen Hong Kien // Kien true. 1996. - № 3. - Tr. 36-43.

43. Nguyen Huu Thai. Nhung van de kien true duong dai Viet Nam / Nguyen Huu Thai. H.: Nxb Xay dung, 2002. - 284 tr.

44. Nguyen Huu Thong. Tien canh cua nhung ngoi nha vuon Hue / Nguyen Huu Thong // Kien true. 2003. - № 3. Tr. 58-60.

45. Nguyen Thua Ну. Do thi Viet Nam duoi thoi Nguyen / Nguyen Thua Ну, Do Bang, Nguyen Van Dang. Hue : Nxb Thuan Hoa, 2000. - 193 tr.

46. Nguyen Van Dang. Dae diem do thi Hue thoi phong kien / Nguyen Van Dang // Kien true Viet Nam. -1997. № 1. - Tr. 53-55.

47. Nhieu tac gia. Do thi со Viet Nam / Vien su hoc. H. : Knxb, 1989.351 tr.

48. Nhieu tac gia. Phu Xuan Hue tu do thi со den hien dai / Tuyen chon va thuc hien: Nguyen Duy Hien, Le Van Thuyen. - Hue : Nxb. Thuan Hoa, 1999. -161 tr.

49. Phan Thanh Hai. Kinh do Вас Kinh Co do Hue tuong dong va di biet / Phan Thanh Hai // Kien true. - 1999. - № 2. - Tr. 41-44.

50. Phan Thuan An. Dai chien sy tran vong о Hue / Phan Thuan An // Kien true. 1995.-№1.-Tr. 30-32.

51. Phan Thuan An. Kien true Co do Hue / Phan Thuan An. Hue. : Nxb Thuan Hoa, 2000. -196 tr.

52. Phan Thuan An. Kien true Phap ben bo song Huong / Phan Thuan An, Nguyen Quoc Thong // Kien true. 1999. - № 5. - Tr. 55-58.

53. Phan Thuan An. Kinh thanh Hue / Phan Thuan An. Hue. : Nxb. Thuan Hoa, 1999. - 380 tr.

54. Terunobu Fijumori. Thanh pho Ha noi va cac cong trinh kien true / Terunobu Fijumori // Kien true. 1995. - № 6. - Tr. 32-35.

55. Ton Thanh Chi. Trung tu bao ton di tich Tinh Minh Lau trong tong the di tich Cung Dien Tho Dai Noi Hue / Ton Thanh Chi, Phung Phu // Kien true Viet Nam. - 2002. - № 6. - Tr. 36-39.

56. Tran Ba Viet. Bao ton ton tao kien true thoi Phap trong su phat trien ben vung cua thanh pho Hue di san / Tran Ba Viet // Thoi gian da chung minh / Trung tam BTDTCD Hue. Hue, 2003. - Tr. 95-98.

57. Tran Hung. Thang Long Ha Noi muoi the ky do thi hoa / Tran Hung, Nguyen Quoc Thong. - H.: Nxb Xay dung, 2004. - 354 tr.

58. Tran Quoc Bao. Nhung sang tac theo xu huong dan toe hien dai cua the he kien true su tot nghiep Cao dang my thuat Dong duong truoc nam 1945 / Tran Quoc Bao // Kien true. - 1997. - № 5. - Tr. 23-25.

59. Tran Quoc Bao. Phong each kien true Dong Duong nhung tim toi dau tien theo huong hien dai va dan toe / Tran Quoc Bao // Kien true. - 1996. - № 5. -Tr. 27-29.

60. Vu Huy Phuc. Lich su Viet Nam 1858 1896 / Vu Huy Phuc (eh. b.), Pham Quang Trung, Nguyen Ngoc Co. - H. : Nxb. Khoa hoc xa hoi, 2003. - 879 tr.

61. Vu Tam Lang. Kien true со Viet Nam / Vu Tam Lang. H.: Nxb. Xay dung, 1999. - 216 tr.

62. Nguyen Dinh Toan. Nhung nhan to tu nhien va truyen thong van hoa ban dia trong kien true thoi Phap thuoc о Viet Nam : Luan an TS KT Kien true : 2.17.01 / Nguyen Dinh Toan. H., 1998. -166 tr.

63. Ton That Dai. Cac xu huong kien true о Viet Nam tu cuoi the ky XIX den cuoi the ky XX.: Luan an PTS Kien true : 2.17.08. / Ton That Dai. H., 1988. -131 tr.

64. Du an "Chinh trang va tu bo canh quan tong the An Dinh Cung thanh pho Hue. Giai doan 1: phuc vu Festival 2002" / Vien Khoa hoc Cong nghe Xay dung (IBST).-Hue., 2002.

65. Du an "Khao sat, dieu tra, danh gia he ket cau va de xuat giai phap sua chua, gia cuong cac cong trinh xay dung thoi Phap thuoc tai thanh pho Hue" / Vien Khoa hoc Cong nghe Xay dung (IBST). Hue, 2000.

66. Trung tam bao ton di tich со do Hue / Huesoft. Hue. : TT BTDT Co do Hue, 2003 -.- http://www.hueworldheritage.org.vn/, tieng Viet.

67. НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

68. Хо, Х.Н. Основные этапы развития архитектуры Вьетнама / Х.Н. Хо // Докл. 63-й науч. конф. профессоров, преподавателей, науч. работников, инженеров и аспирантов ун-та / С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. -СПБ., 2006. 4.3. - С.138-142 : ил.

69. Хо, Х.Н. Стилистические предпочтения колониальной архитектуры г. Хюэ. / Х.Н. Хо // Промышленное и гражданское строительство. 2007. - № 8.-С. - .-Библиогр.: с. .

70. Хо, Х.Н. Стилистические предпочтения французской колониальной архитектуры во Вьетнаме. / Х.Н. Хо // "Архитектон: известия вузов". 2007. -№17. Режим доступа: http://archvuz.ru/rnagazine/Numbers/2007l, свободный,-Загл. с экрана. - Яз. рус.