автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Библиотечно-библиографическое управление художественным развитием личности (теоретические основания)

доктора педагогических наук
Зубов, Юрий Сергеевич
город
Москва
год
1988
специальность ВАК РФ
05.25.03
Автореферат по документальной информации на тему «Библиотечно-библиографическое управление художественным развитием личности (теоретические основания)»

Автореферат диссертации по теме "Библиотечно-библиографическое управление художественным развитием личности (теоретические основания)"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА БИБЛИОТЕКА СССР им. В.И. ЛЕНИНА

На правах рукописи УДК 02.001:317.38(043.3)

ЗУБОВ Юрий Сергеевич

ЁИБЛИОТЕЧШ-БИБЛИОГРАФЙЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ ( теоретический основания)

Специальность $ 05.25.03 Библиотековедение и библиографоведение

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук

МОСКВА - 1988

Работа выполнена на кафедре отраслевой библиографии Московского ордена Трудового Красного Эншленн государственного внотитута кулыуры

Официальные оцпононты - доктор педагогических наук.профеооо

НЛ.М0НЦШ

доктор педагогичеоках наук,профеооо АЛ.АЙЭЬНБЕРГ

доктор филооофокюс наук, профессор В.Н.САЬШШ

Ведущая организация: Ленинградский ордена Дружбы народов государственной инотитут культуры им. Н.К.Крупской

Защита ооотоитоя 1988 г, в (О »¡ао.

на заседания специализированного оовета Д 092.03.01 по защита диссертаций ыа оовсканне ученой отепеня доктора наук при Государственно! библиотеке СССР имени В.И.Ленина

Адрес: 101000, Иооква-ценгр, проспект Калинина, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в кабинете библиотековеде Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина.

Автореферат разослан • (> " 0$ 1968 г.

Ученый секретарь специализированного ооЕета, каедлдат пвд.наук, доцент

Э.Р.Сукнасян

Актуальность исследования

Проблемы научного управления глте^ально-экономичеокой и духовной жизнью советского общества, процессами формирования нового человека - идейно убежденной, ооциально-активной, гармоничеоки развитой личности - приобретают все большее значение по мере возрастания роли "человечеокого фактора". В статье 20 Конституции СССР запиоано; "В соответствии о ксалуниотическим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит целью расширение реальных возможностей для применения г.; иданами своих творч-ских оил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности"1'.

Вернооть этому положению оо воей силсй подтверждена на ХХУ11 съезде КПСС. В принятой оъездом Новой редакции Программы партии оказано: "КПСС пру-эдт большое значение более пояжя.?/ и глубокому освоению грудящимися массами богатств духовной и материальной культуры, активному приобщении иг к художественному творчеству. Последовательно руководствуясь ленинскими принципами культурного строительства, партия будет заботиться об эстетическом воспитании трудящихся, подраставдих поколений на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры... Сфера культуры призвана удовлетворять возрастайте запросы различных; категорий населения, обеопечивать необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества народа, развивать способности, обогащать социалистический образ жизни, формировать потребности и высокие эстетические вкусы. Непременное условие успешного решения этих задач партия видит в постоянна« совершенствовании содержания к методов культурно-просветительной работы.

В современных условиях художественное развитие становится неотъемлемой частью всестороннего развития человека. Искусство -могучее оредство социализащ.,1 индивида, приобщения его к общечеловеческому опыту, запечатленному в художественных произведения:-., созданных мастерами литературы и изобразительного искусства, пузики и архитектуры, театра и кино. Оно играет исключительно пахнув роль в комплексном воспитании советских лядей, особенно моло-

Конституция (Основной закон) Соота Советских Социалистических

республик. - М.: Политиздат, 1900. - С. 10.

2' Материалы аХУП съезда КПСС. - М.: Политиздат,1^86, - С. 100.

дета, развивает универсальные способности, необходимые в лобои виде деятельности: змоцаонально-рационалыую целостность восприятия действительности, творчеокое воображуше, интуиции, чувотво оовершенотва. Выоохая оценка общественной рола искусства был а дана о трибуны ХХУП оъезда КПСС, а также на встречах Генерального секретаря ЦК КПСС Ы.С.Горбачева о творческой интеллигенцией.

Иокусство в его лучших образцах называют "млром прекрасного". Он огромен и многообразен. Высший смысл его в том, что"ч принадлежать всем, кто стремится в.: овладеть. Современному ооциа-льовдчеокому общеотву нужно, чтобы двери в мир прекраоного откри-диоь каждому - ради овладения худсжеотвенщш ценностями и про-я^лерия собственных творческих способностей. Для этого созданы необходимые объективные предпосылки. Вопрос все более переводится в субъективную плоскоогь и может быть сформулярован известными славами К.Маркса: "Боли ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художеотьенно образованным человеком"

В решении эт<~4 задачи наше социалистическое общество всемерно помогает индивиду. Система образования, радио, телевидение, печать, клубы, библиотека, народные университеты, музгл, филармонии неоут в народную аудиторию огрошпе потоки просветительской информации, опоообствушдей художественному развитию личности, освоению ею вое новых ¡фостранотв а ценностей художественной культуры, а также вовлечению каждого индивида в те или иныо практические виды художественной деятельности. Но реальный процеоо оо~ военяя этих богатств еще не имеет под собой единой научной управленческой основы, обеспечивающей высокую, эффективность художественной о развития личности, согласованность в работе государственных и общественных институтов, принимающих участие в художеотво»-но-аотетическом воопитании трудящихся.

Следуя заветам В,И.Лёнина, Коммунистическая партия стремится планомерно руководить этим. процеооом и формировать его результаты, о чем ярко свидетельствуют соотцотствупцие положения Новой редакции Программы KLJC, постановления Центрального К «лиге та партии и Советского правительства по вопросил образования, культуры и аскусотва. В счете э*ях документов, в свете перспектив развития советского общества, намачешшх У.ТУП съездом КПСС, научное иоследова1Ше проблем управл лшя художественным развитием личности,

I. Маркс К., Эщ-ельс 9. Об искусстве. - В 2-х т. - ГЛ. - М.: Иокусство, 1976. - С. 153.

в та числе в сфере культурно-просветительной работы и библиотечного дела, приобретает веоьма актуальное значение.

Цаучная новизна полученных в ходе исследования результатов

В оилу названных выше факторов художественное развитие личности приобретает все более характер остро современной а сложной комплексной проблемы, которая 8а последние два девятилетия отала объектом изучения многих, порою далеких одна от другой, наук. И каждая находит в нем свой, специфический предает исследования, В философии художественное развитие личности рассматривается как гносеологическая проблема, связанная со спецификой художественно» гэ познания действительности; в эстетике а педагогике интерео к нему обуолавлев ролью искусства в эотетачеогм освоении мира а эстетическом воспитании лвдей; в теории культуры - ролы) художественной культур" в жизни общ», зтва я личнооти; в социологии - факторами, харавтчриэупцшн отепень вовлеченное та в художественную жизнь различных содаально-демографическях групп; в психологии »тот интерео связан с поихаяеоккки механизмами мышления и воопрг ятия; в информатике и кибернетике » о типами информации, упраэг денвем инфориационндаи потопав, с возможностями машинного моделирования художественного творчеотва; в . лтературоведения и яокуо-ствоведческих науках - с проблемой вэаимодейотвия искусства к его потребителей - читателей, слушателей, зрителей; в клубозедения -о вопросами формирования социально активной личности в самодеятельных коллективах я клубах по интерасам; в библиотековед яяя я библиографоведеняи - о организованной пропагандой искусства я эстетических знаний в чятательокой среда, о проблемой руководства . самообразовательным чтенаем, -.

Все названные науки, каждая на овоем участке, отремятоя в конечном счете к одному - к выявлению закономерноетой :удожеотвен-ного развития личности в целях более эффективного, научно обоснованного управления этим процессом. Отсвда неизбеиш возникает . потребность в объединении ах достижений в единую, целостную теорию управления художественным развитием личности, прилокщую в той или иной мере ко всем областям, с которыми ото развитие соприкасается. Эта теория, в '•чтороЛ остро !у?Л1?тсл и баблиотечно-библиогра^ичо~коо дело, до сих пор но была создана. В данной ра~

йоте предпринята попытка в этом направленна, что и определяет принмтаальщю научную новизну таведенног > исследования.

Библиотековедение и библиографоведении не имеют достаточных собственных теоретических ресурсов (в частгости, необходимого категориально-понятийного аппарата) для фундаментального исследования проблем художественного развития личности. Но они в состоянии, опирагль на библиотеч-:э-библт,ографичвС1!ую практику, сформировать научный подход, позволяющий оуммировать достижения всех других наук в изучении художественного развития личности как внутренне закономерного, научпо управляемого процесоа. Этот подход основывается на том, что художественное развитие личности везде и всегда в определенном аспекте еоть инфодаациошо~поюсологи-чеокий яроцеоо. а в сфере библиотечно-библиографических Еоздейот-вий на личность - это по преимуществу информационно-психологичео-кий процесс, протекающий в форме читательской деятельности. Данная ид?я стала ведущей, генеральной для соискателя в разработке поставленной проЗлегты.

Основным результатом, определяпдим научную новизну исследования и личный вклад автора в педагогическую науку, является создание на базе современных достижений и понятийного аппарата ряда наук целостной теории художественного развития личности как общественно детерминированного, научно управляемого стадиального информациоано-психологт"1еского процесса, осуществляющегося в формах перцептивной (восприятие), познавательной (знание) и цвшоот-но-ориентационной' (вку.:;) деятельности, и приложение этой теории к разработке научных принципов библиотечно-библиографпческого управления самообразовательным чтением. , Более конкретно научная новизна полученных соискателем ре» зультатов состоит в следующем:

а) Разработана методологическая основа для интеграции достижений наук, объектом которых в той или иной мере является художественное развитие личное-га, - иШющащзонно-лсихолопаеский под-С его позиций это развитие реализуется в различи!« видах информационной деятельности и на разных качеотвешых уровнях восприятия, познания и оценки социальной информации. Информационно-пси-хглоптскяй подход позволяет существенно обогатить тсерли а ко-•гг>дику библиотсчно-баблиографического у!граэлетИ1я духовнпм, в том че<х1с худююзтябнннм развитием личности и может бить весьма эф-при:.'.г'; рл1 в другпх с^ярах, гдз это развитие осудостнляет-

- б -

ся (г'.ооовкэ сродства информации п пропаганды, государственная система образования а воспитания» клубные учреждения и пр.);

б) С позиций о того подхода дала новая чнтоттретацад непрерывного образования как научно управляемой информационной деятельности (в тел члелз - члтатольской) в условиях НТР и развивавдегося ооцзаязогаческого ебщеотаа. Это позволяло выявить специфику управ-лзигл общим я ху; изотвоникм (как его коитурси) развитием личноо-ез. з сопшшх званьях органазозгнной системы непрерывного общего образовался, вкяглая бпбяпотзкд;

о) На основа данного подхода видзянута н обоснована новая запаяогпчеокая концэпцзя соцаадыюЗ информация как двухслойной, ЯшсотсмпчэскоЯ опекай. Одпп ез одой составляет первичная документальная шгфергадпя трах уровней (оообззнаэ - произведение - нн- • г7;ор?.гащюнта$ поте:;), второй - птфпчко-дофмвитвльная, библиографическая Е.а|орг.'лцзя, такяэ трахурозназая (бзбчиографяческое оооб-ПЭ1ПЭ ~ бЕблпографлчосдоз пособаа •• опстейа библиографических по-осбпй). Бибяиотрз?йя з этсачг'ана трактуется как отражение первичного ппформацяоняого потока, а з гасшеИ свозй форме - как спотема свернутого ананта н сподаот&згтспглноэ средство управления читательской деятельностью;

г) 1'крор':зхс1о:гло-по.гко.тогглзс1сй подход позволял на сснова яотеградая шившей созрекзйЕга ссщзалпстпчэской эстетики п псяхо-яогачаокой пауки разработать цзяоетнуа пр^агогачаскуп теории ту-дог.осгсзклого развптзя лзчпоотя, в которой ото развитие выступа-, от особиц контурен обцзго духовного развитая, изоморфно еку,прод-огавляе? собой отадп&шшй процзоо социализации личности в облао-2?» худогзствзшюй культуры (освсзнЕа этой культура на лгагтчео-ксп я двух тоорэтетзекзх урЬвшас - историческом я фплооофско-эо-гзтпчосксгл) а по трем вэдушм направлениям, соответствулцю* ооиоэ-шш видам информационной дэягальноста (гзрцэптивяой - развитие воопряятпя, познавательной - формирование система эстетических зьанпй, цзшюотно-оряентацноняоа - становление эотетичйокого вку-за). Эта теория позволила наметать главные этапы специального самообразования, овязанные о практическое видами художественной деятельности (овладение "технологией" художественного ремесла, хлассиче; .аш наследием в данной области, теорией в методологией

а конкретном виде практической художественной деятельности);

д) Приложение этих общетеоретических оснований к области 1иблиотечпо-б- Злиографпе^кого дола дало возможность:

- выявить исторические тенденции отечественного библиотековедения и библиографоведения, связанные о руководством (управлением) художественным самообразованием в формах. чих1-/оль6кой деятельности;

- показать, что практика бЕблиогачно-библи^ ."ра^ гческой работы в втом плане развивалась в тесной связи о теорией и обогащала ее, в то время как теория, в свою очередь, служила важным отиму-лятором плодотворного развития конкретной практической деятельности;

; - обосновать теоретические основы ныне действу чей и развивающейся в СССР уникальной система рекомэндательных библиографических поообий в помощь художественному развитию'личности как совокупности самообразовательных программ чтения 'рох уровней - > предметно-структурных, иоторико-худоЕзстаошшх в фалософско-эотэ-тячеоких, обеопечиващих ото развитие по всем магистраяьяш направлениям (восприятие, знания, вкус);

- оформулировать принцип цэяоотноотв как главный оиотемооб-раэувдий фактор организации биб:.:'зграфичоской информация в пособии в пшощь самообразованию, обеспачивалций самообразовательную работу читателя в рамках социально значимой программы при широ-•кой свободе индивидуального выбора материала дяя чтения; '

- разработать алгоритмы наиболее аффективных сграгвгий сшо-образовательного чтения, оонованные на инфсрладаошю-психскогаче-ском подходе. ... '

Таким образ01.1, защищаемая диосертр.тщя является тсооетачоокгт исследованием актуальной и крупной по масштаба;.! соцпяяьно-кудь-турной проблемы, а примененный для ее реиеяия ин&ормащюнно-пои-хологический подход может положить начало новому направлении в библиографоведении и библиотековедении, связанному о объединением их усилий в изучении возможностей управления читательской деятельностью. устремленной на социально значимые цели.

Экспериментально-практическая база исследования

Хотя исследование имеет теоретический характер и нацелено на разработку основ и принципов управления .духовным развитием личности как информационным процеооом, в диосертации широко попользованы дс-.лтенкя экспериментальной науки и другие конкретные данные, обобдапдие общественную практику. В псовой частя ра-

богу пра теоретических построэыях соискатель во многом опирался на достияэнзя экспериментальной психология и биокибернетики, в которых моделируются пошгаескао процеооы. отражающие закономзр-ноота интеллектуального развитая индшаида та разных возрастных отадаях. Во второй я третьей частах базой для теоретических обобщений послуквля ксякротно-содзологаческЕЗ исследования гудокаст-Езшиа натерэсог щкольлпкеэ, молодежи, взрослых, состава и направленности гя чтонпя. .

Поскольку дасоортацйя загибается по специальности "Библиотековедение я бяблвсграфовздеяиом, в ней в большой мэре присутствует З"спетемзнтально-гтракгачос1иш материалы этого профиля, в разработка котошх дгассзртадт нмнглал непосредственное личное участие. С 1953. по 1263 гг. сояскатеяь работал в Отделе рекомендательной библиография Государственной библиотеки СССР им. В .И.Ле-клна, завода в кем сектором литература и иокусотва. Именно в этот пзрпод оаотема рекшендателшк пособий в помощь художественному самообразовании спродэдчяаоь з слои: сановных чертах и были созданы во всех ее зпзкьлх прзлткчзскнз образцы. Диссертант сам явился о остам толем 10 псзсЗзЯ е»?оЗ тематики я выступал в качества научного редактора 'болзэ 40 других (деятельность по научному родзктированяа бабяпографзчеогтг пособий 1БЯ и других библиотек прсдаташаяь п посла перехода оозскатзяя на педагогическую работу в 1563 г. в МсоковсккЗ государственна институт культуры). В чполз поообпй, оостазязпах оспозу ндае действующей системы а вы-зздетх под научной редакцпой даосертанта, имеется ряд серийных задавай: "Искусство" (1958-1364 , 4 выпуска), "В помощь олутателш унязэроятетсв культуры" (1961-1962, ГО выпусков), "В -'Яре прекрасного" (1970-1981, Ю Ьыпусков) а др. Крене того, под тучной рэдаацивй'диссертанта в 70~е года были изданы рекомевдательн о • библаографачзскяэ пособия по яокуоотву, подготовленные сотрудниками Гссударотвонной центральной театральной библиотеки и Государственной республиканской юношеской библиотеки РСФСР им. 50-ло-тия ВЖСМ. Во воех этих пособиях реализованы в той иной мере теоретические и методические положения, изложенные в данной дас-оертации (в методических предисловиях, советах читателям, в типах и стру! уре «ообразователышх программ чтшия и пр.).

- а -

Апробация исследования п его знач низ для баблао-течно-библиографическоЗ щ антики.

Вое основные положения и материал??, вошедшие в диссертацию. опубликованы в гечати.

Впервые теоретические позиции автора, касающиеся рекомендательной библиографии, била взлояаиы в статье "Об основных *пр-тах системы библиографических иоообгЛ по худокоствешгой литера-туг*>" (1960). Ряд теоретико-штодических положений, относящихся к проблемам художественного развития личности средствами баб.тио-те^но-библиографачаской работы, изложен в учебном пособии "Библя-ография литературы по ис.^оству" (1966), в учебник'. "Библиография иокусотва" (1973), написанном в соавторство о 2.П.Погорелой и А.А.Туровской;

В ТП-Ю-е годы соискателем бшщ опубликованы теоретически^ статьи в специальной печати, в которых игл впервые был пршенен \ информационно-психологический подход к исследованию читательской деятельности в контекоте концепций непрерывного сбразо£-.лия. В вх чиоле: "О целоотнооти рекомендатеяьио-библаографичеокшс пооо-бий в помощь самообразованию (Опыт сиотегшо-струкоурного анализа)" (1973), "На пути создания научной классификации читателей" (1. 77), "Библиотека и непрерывное образование" (1978), "Библиография как систома свернутого знания" (1981). Многие высказашшо в них положения нашли положительный отклик в публикациях других исследователей. Статья о научной классификация читателей вызвала пкрокуь дискуссию на страницах журнала "Советское библиотековедение" (1977-1981).

По материалам диооертации был сделай ряд научных докладов на Всесоюзных конференциях и совещаниях по проблемам идеймо-воо-патательной работы библиотек, а также на с^етско-болгарскои симпозиуме в Москве в 1976 г.

Вся основная проб.^матиш диссертации ьашла отражение в монографии соискателя "Библиография и художественное развитие личности" (М.; Книга, 1979. - 144 е.), получившзй положительные отзывы в печати.-Эта работа была отмечена премией в конкурсе на лучшую работу по специальности "Библиотековедение и библиогра- . 5ля" п 1980 г.

Многие теоретико-методические положения диссертация, над

которой автор работал болов 15 чет, наша отражение в учебных прог^днк для библиотечных факультетов вузов. Это учебные программы куроов "Библиография искусогаа" (1966, 1973, 1988), "Еиб-ласграфая художественной литературы е литьра-гуроведения" (1976), "Издания литературно-художественного комплекса" (1988). Наиболь-сее витание в этих учебных материалах уделено теоретическим основа . рекомендательной библиографии в псмсгаь художественному самообразованию в харадтеристпке различных параметров соответству-кцэй оистэш библиографических подобий, а такке вопросам использования изданий п библиография литературно-художественного комплекса в массовых бяблпотздах. Бабяпографая искусства как самостоятельная учебная двсцаплана была впервые формирована и развернуто язлояона соискателем в учебном поообии для вузов "Библиография литературы по искусству" (1966) а учебнике для библиотечных техникумов "Отрасяовкз еяблпографяа" (И1®, раздел "Реко-иэндотедьаая блбляографм литературы по искусству"). Она получила завераенноз развитие в учебнике для вузе "Библиография искусства" (2973, в ооавторствь о ЕЛ «Погорелой и А.Л.Туровской).

На ооноз^ ляаезртащошгк гзтерзалоз разработан спецкуро "Бяблясгра^йя а худвгвотвзшоэ раггптпе личности", который в те-1ЭН23 ряда лет тшгаотся сяудеагам библиотечного факультета МГИК

Значекпа встолнзнкого яозлояовашщ для библиотечно-^ябляо-ггт':Т'Т?еской практику закляч^тсл в следующем!

- библиотекаря и бйблвографы страны, осуществляющие руководство иасоовш чтением, получила возможность более глубоко осмыслять своп пропагандастско-просветательокую деятельность как важ-нуп чаоть общегосударственной онстеын непрерывного образования, органичнее .увязывать работу библиотек о другими авеньями данной сясте-ма;

- баблнотакарв-практвка получила на вооружение научно-теоретическую основу эффективного управления читательской деятель-г стью в целях художественного развития личности;

- разработанные соискателем понятия вкстеноивног. и интенсивного оамообразованая позволяют организовать основные стратегия в управления читательской деятельностью л дат- возможность ориентироваться в библиотечной работе на .качественные показатели}

.. - сформулированные в дасоертациа принципы подбора книг для эффективного раавиващего чтения (библиографические алгоритмы) позволяют значительно ус вегшенстйовать методику пропаганды ля-

тературц в помощь самообразованию как в пзчатных библиографических пособиях, так и в устных формах, в непосредственном общении библиотекаря с читателем;

- охарактеризованные диссертантом принципы создания системы рекомендательных пособий, составления разного чипа и уровня самообразовательных программ чтения помогут аффективнее использовать наличный арсенал рекомендательной библиографии худоквотвенно-эо-тетичеокого комплекса, методически совершеннее составлять поио-би" "малых форм", максимально приближенные к фондам конкретных • б4блжгек;

I понятие о рекомендательно-библиографическом пособии - помочь самообразованию ка" о целостной ориентировочно-поисковой системе дает возможность библиотекарям (а через них - и читателям) полнее использовать информационный'потенциал каждого пособия, максимально индивидуализировать самообразовательное чтение в рамках той воспитательно-образовательной задачи, на решение до-торой нацелено дашюе пособие;

- принятие на практическое вооружение теоретико-методических положений, ввдвинутых и обоснованных в защищаемой диссертации, становится реально осуществимым но двум главным причинам:

I) в связи о централ"зацией библиотечного дела в СССР, обеопечи-. гтщей более высокий, чем превде, уровень в единс-во принципов методического руководства библиотеками, 2) в связи о тем, что из вузов культуры уже более 10 лет выпускаются специалисты, прошад-пше ооответствувдий курс обучения.

Мттодологичеокая база исследования

Главной методологической основой при проведении настоящего исследования послужила для оо.*искателя труды К.Маркса, Ф.Энгельса я В.И.Ленина, в которах в фалооофсксм и социологическом плане рассматриваются вопрооы духовной жизни общества в условиях разных формаций! в частности выдвинуты фундаментальные для диосер-танта 1ФИНЦИП развитии « а токке понятия "художественное развитие личностия "художественное развитие человечества"3'.

Автором изучены документы КПСС и Советского правительства, копирегазирующие эти положения в тех или иных аспектах, а также

1) Ленин В.И. Поли, о обр. с^ч. - Т. 29. - С. 228.

2) .»арке К.,.Энгельс Ф. Об искусстве. - Т.1. -М.: Искусство, 1976, - С, 240.

3) Ленян В.И. О литературе я искусстве. - Н.: Худож. лит., 19?9. . * V* 219«

материалы, связанные с раэработ-эй Государственной программы эотешческого воспитания населения страны.

Большой теоретический материал по исследуемой проблематике (вопросы образования, художественного восстания, значение и организация самообразовательной деятельности и пр.) диссертанту даяя труда русских революционных демократов ,В .В .Стаоова, А.ВДу-нача^ зкого, Н.К .Крупской.

В разработке методологии исследования автор широко опирался на монографии крупных советски., я прогреооивннх зарубежных ученых, представителей различных наук - философов, культурологов, эотетиков, педагогов, психологов, ипформатиков, социологов, искусствоведов, книговедов, библиотековедов, библиогрвфоведов и др. Их тлена называются далее, при изложении содержания диссертации по частям и главам.

НеогрняккУ подопорьем в выявлении современного потенциала ооветской паука, тенденций ее развития, нов.,-: направлений и методов в исследовании соцаальнсмпоихологичег'пх и информационных процессов явилпь для диссертанта многие коллективные монографии последнего времена. В дх числе: "Принцип развития" (1972), "Управление, информация, яптоллект" (1976), "Принцип развития в психология" (1973), "Проблема социологии я психологии чтения" (1975), "Художественная культура я развитие личности" (I 78) "Методологичеокса проблемы . рогпозирования я управлений в облао-та художественной культуры" (1980), "Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесо и управление" (1Э83), "Вопросы социального функционирования художественной культуры" (1984), коллективные сборники ГБЛ по теоретическим проблемам рекомендательной ^ лбллографаи я руководства мае овнм чтением.

Комплексный характер работы, оложнооть ее проблематика потребовала от диссертанта применения различных методов иоследо-

"ЗЯИЯ.

Важнейшее маото ореди них занимает системный метод. На его основе построена вся концепция управления художественным развитием личнооти, дана системная интерпретация непре-ывного образования к«« информационной деятельности, построена теория художественного развития личности как стадпадьпого полиотруктурного инфордашонно-психологического процзсса, разработана классификация

- Ц -

видов художественной деятельности, ввдвану». системно-структурный вариант трактовки социальной информация, 'вютчавций в качестве одного из уровней библиографическую информацию, ц, лаконац, рассмотрена система рекомендательных бнбляогр&^ичеснях пособий в п ;мощь художественному самообразованию. ,

В диссертации широко применялся метод моделирование» 0. .его помощью построены модели структуры и динамика читательской деятельности в целом я. изоморфные ям модели, отражающие уровня и направления художественного развития личности. Модеррованяе прв-мекзно разработке библиографических алгоритмов управления само-oópWoBfтельным чтением, к построению различных типоз я уровней самообразовательных программ. При этом надо подчеркнуть, что данные модели не только теоретические, онн воалощзны в конкретно дейотвущих библиографических поообиях.

В ряде глав соискатели использован исторический метод. Например, он применен в главах "Художественное развитие народа -одна из задач культух-ной революции в СССР", "Библиография как оно тема свернутого зньШ2|;% "Sfwei' и концепция худокаотаенного развития личности в отечественном бвбляографоведании" н др. ..

Во всех главах диссертация испольэоаан метод всточниковедче-окого анализа, что позволяло автору лроолодять о необходимой объективностью позиция других иоследовательй в каадтм кз раоог,ы? триваемых вопрооов я показать новизну или известные отличия собственного подхода. В этом плане часто использовался таккэ сравнительный метод. ' ' .

Оуппаментальний дяя защищаемого исоледсаания общенаучный принцип развития потребовал применить к анализу процессов художественного развития личности и задач, библиотечно-библиографаче-скаго управления этим процессом метод вооховденая от абстрактного к конкретному, что yira было плодотворно осуществлено в библно-грефоведении Ю.Ы.Тутовым и р.П.Корауновым.

Обьекг и предмет исследования. его цели и задачи .

Объектом исол''дованьл являетоя художественное развитие личности как процеоо ее социализации в сфер художественной культуры.

предмет исследования - теоретические основания библттечно-бпблиографичеокого упраг~эния етим процеооом. .','..:

Главную падь исследования ?зтор видел в разработке научных оопох) библиотечяо-библаохрафического управления художественный развитием личноотя как Ш1фармационно-поихологяческим процеоосм яо двум основным линиям - экотенсивгсго а интенсивного оамообра-еования о помощью специализированной оистемц рекомецдатольныг. библяографачеишх поообий я аффективных методик формирования вн-дш. кальках самообразовательных программ чтения.

В задачи доследования входило решение ряда неразработанных яли мало разработанных проблем«

- Осмысление худогзотвзкного развитая яячноотн как опецвфя-чеогого направления п непрерывном образовании в уоловкях НТР а современного социалистического общества;

- Выявление объг гстнше псторячоокпх закономерностей приобрети ^удящихся изсс я ценное тягл художественной культура на разных эт-тлах социалистического строительства в СССР;

- Разработка состешшх представлений с художественном развитии лпчноотп как управляемом ннформапионг >-поихологячвсксм процессе, имеющем авоа внутреннее закономерности (уровня о направления развитгл, нацеленность пнтереоав личности на потребительские, репродуктивные или созидательно-творческие вида деятельно-oía)i ■

- йзучзниэ даятельноста государственных а обдостпе^шх $ш-отптутоз, обэспэчяваппях cj, .«япзовшшое непрерывное худовэстаен-поз образование а воспитание' личности на современном этапа, я спагрфгпзского вклада каадого аз них в в то дело;

- Обоснование библиография как оообого zona социальной вн-с$аркадла, прздшшнаяаинса для управления читательской деятельности};

- Разработка тапоэ самообразовательных программ чтения г тосрзютэскях основ езотэмы пособий в помощь художественному рзэвятет личности;

- Анализ дейотвувдей системы рекомендательных бйбляографя-чвекзх поообий данного целевого назначения, возможно-тей ее аффективного ясйользовшшя в совершенствования;

- Изучение всех плодотворных идей, выдвинут!: ' п развитых в библиотековедения, библиографоведении и сопредельных науках, я чх интеграция в рамках инфорлационно-псгасологического подхода к управлению общим и художественным развитием личности в практике массовые библиотек; . .

- Разработка целостной системы понятий и терминов, связанной с художественным развитием личнооти как научно управляемым процессом. ■ • .

Положения, выносимые на защиту

1. Художественное развитие личности есть процесс ее оаци&-лизация в сфере художественной культуры, который в одном из нейших аспектов являетоя процессом глформациошо-психологичвским. В ьлм плане он характеризуется: а) использованием различных та-пда социальной информации (собственно художественной, научно-по-пудярпой, критшсо-публициотической), б) движением по трем основ-' ным направлениям (развита художественного воспраг.оия, формирование системы эстетических знаний, становление я обогащение художественного вкуса), в) .стадиальностью, т.е. движением по каждому из направлений от одного качественно определенного уровня

к другому, более высокому. Вое это делает процеоо художественного развития личности принципиально управляемым о помощью внешних воздействий и со стороны самой личности.

2. Управление художественным развитием личности наиболее эффективно осуществляется в сиотеме организованного непрерывного общего образований, главными звеньями которой является государственные учебные заведения, массовые средства информации и пропаганды, клубные уч сведения, массовые библиотеки. Специфика библиотек ооотоит в том, что в них художественное развитие личности ооущеотвляетоя в форме свободно?, читательской деятельности и потому требует особых средств и методов организации.

3. Важнейшим оредогвоы управления читательгкой деятельностью, нацеленной на художественное самообразование, является рекомендательная библиография, организованная в специализированную сиотему пособий, в которой вся актуальная художественная культура отражена в упорядоченной форме свернутого знания и представлена на трех уровнях е.'о освоения в тр^ типах программ самообразовательного чтения - предаетно-структурной, историко-ху-дожаотвенной в £члооофс^о~эотех'МчеокоЕ.Кааяое пособие в системе должно на основе принципа целостности отражать художественную культуру (ила ее законченны" фрагмент) в рамках одной из названных программ, обеопечввать свободное развертывание читательский деятельности в экотенг чвном (вширь) и интенсивном (вглубь) режимах о установкой на вое главные компоненты художественного раз-

вития индог*а (восприятие, знаь_я, вкуо).

4. Эффективное управление художастаенным развитием личности о заранее запрограммированными качественными результатами может ооуществлятьоя (на "основе пособий и без них; о помощью "библиографических алгбритмов" - стратегий развивавшего чтения, в которых реализуются принципы доотупности, дополнительности, оензити»-ноотн, репрбзентг ивности я др. -

' СТРУШРА И ОСНСВНСЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех основных частей (с подразделением их на главы и параграфы), заключения, списка-цитированной и иопользовя"чой литературы. Такая структура обусловлена дедуктивным методам изучения поставленных в исследовании ?адач я проблем: а) общих основ управления духовным развитием личности кыс информационно-психологическям процессом непрерывного образования, осуществляющегося в значительной мере в форме читательской деятельности, б) рас'мотрением специфики художественно-|ч> развитая личности как особого контура в непрерывном общем образовании применительно к разным его звеньям, в том числе к мао-ровнм библиотекам, в) средотв и методов библиотечно-бибиографического управления художественным развитием личности на г нове\ йнформационно-психологичаско"о подхода. •

Во Введении, характеризуется акту алы-^сть диссертационного исследования, научная новизна, теоретическая я практическая значимость полученных автором результатов, методологическая я иоточ-гаковвдческая база исследования, его объект и предмет, цела в задачи, а также положения, вносимые на защиту»

Первая часть дясоертации озаглавлена "^нформанионно-пощо-¿гогическяа основы самообрааовательной читательской деятельное^". рна состоит иэ двух глав: I) "Специфика 1 понхологичеохие особенной самообразовательной читательской деятельности как динамического фактора непрерывного образования я воестороннего развя-' тая личности", 2) "Социальная информация - яоточник духовного • развития личности я средогво управления читательской деятельное

В доеной частя работы автору источниковедческой базой пооду-|или труды многих видных советских ученых: философов В .Г.Афанасьева, ОЛахтомина, Б.МЛСедрова, ПЛ$.Котшна, М.В.Моотопаненко, Д.А.Саляева, -'..Г.Сгшркина, педагогов, психологов, поихофизяода-

гов и кибернетиков Н.М.Амооова, П.К.Анохина, Б.Г.Ананьева, В J?, Аоеева, Е.И.Бойко, АД.Брушпшокаго, С.ЛЗыготского, ПЛГальперина, 'А.В.Даринокаго, А,Р.Лурия, Н Л .Монахова, И-ЗЛавлава, A.B. Петровского, Я.АЛономарева, 0. Л .Рубинштейна, Д.Н.Узнадэе, ГЛ. Щукиной, теоретиков книговедения и библиограф а И.Е.Барен5ауш, А. И.Барсука, Э. К .Беспаловой, М.Г.ВохршевоЙ, А.А.Грвчшс1ша, ИЛ. Гудовщиковой, Л.Н.Кастртнно4, О Л .Коршунова, И.Г.Моргештерна, 1 НЛ1.Сикорского, К.Р .Оимона, АЛ .Соколова, Д.Ю.Теплова, вл, А.Я .Черняка. В ряде случаев диооертант обращался к исоледоваг-immi зарубежных ученых - Д.Брунера, Н.Винера, Т.К*ща, П.Яакграна, "ЙЛефюва, Т.Хюсена, Дж.Ширн и др.

Чу В первой главе, не,основе изучения современных прогресси»-ннх педагогических идей и ооответствупдей общественной практики, показано, что в условиях научно-технической революции непрерывное образование являетс-т магистральным руслом духовного развития личности, ее интеллектуальной социализации. Это особенно справедливо для СССР я других социалистических стран.

В непрерывном образована'! неразрывно овязаны организованное обучение и целенаправленное самообразование. Самообразование -активно-личноотное начало в непрерывном образовании. Опираясь на знания, навыки и умения,'полученные и закрепленные впроцесое обучения, оно оегодая сопутствует последнему лабс на его базе ; помогает личнооти развиваться дальше - гашрь (экстенсивный путь самообразования) я вглубь (интенсивный путь самообразования). Еще одна важнейшая функция'самообразования г обновление ранее приобмзтенных индивидом знаний.;

В основе непрерывного образования всехда так или иначе лежит информационная деятельность - потребительская, репродуктивная или созидательно-творческая. Читательская деятельность - разновидность информационно-потребительской деятельности и важнейшая форма самообразования. Она может быть направлена как на общее развитие личное те, та« и на удовлетворение ее потребностей, связанных о конкретными шфрмационно-репродуктивными и.информа-. ционно-оозидательными пида:Л дзятелыюоти.

Самообразовательная читательская деятельность характеризуемся информационными и мотивгщионными типами предпочтений, облада-иг-'.'ли собственными "эффектами развития". Обогащение.набора предпочтений, с„ии из которых нацелены т типы информации /иудожест- . венной, научной, публицистической), а другие - иаввд'ипформа-

цяоиной деятельности (перцептивно!^ познавательной, ценноотно-ориентационюй), установление динамических.связей между ними -вайшй путь гармонизации духовного развития личности.

Непрерывное образование - стадиальный процесо. На кеядой стадии личность овладевает качественно новым уровнем знаний и приемов (алгоритмов) анализа а переработка информации. Переход о одной стадии 1а другую связан в читательской деятельности либо о новой озупеньэ в обучении, либо о интенсивным самообразование?!. В само'-бразавшпщ этот переход, как правило, имеет место на участке дсэдггарупцего интереса.

Читательская деятельность, как и вообще всякая психическая деятельность, является по своей судаостной природе ориентировочно-исследовательской. Это указнвазт на внутреннем потребность личности а системной предстазгвняп об окружающей среде, о различных "предгдетгавс областях" я пх огруктуре, а также в средствах,, обесшчававдих возможность индивидуального выбора тех источников йнформада, которые для донного индивида являются наиболее привлекательными (аттрактивными) а релевантными. . Все это свидетельствует о том, что самообразовательная читательская деятельность в принципе управляема и что такое управление мояет быть организовано ка строго научной основе. • Прплоазнве системного анализа к непрерывному образованию в его шфрмационно-поихологическач аопекте отнооатся к сфере высших теоретических обобщений. Однако именно такой подход позволяет перевести проблему управления духовным развитием личности в практическую плоскость. В условиях экспоненциального роста знаний, лавинных потоков информации практическим измерителем духовного развития личнооти уже не может быть степень энциклопедизма. Им может быть только отепет» вовлеченности индивида в различные : вида информационной деятельности.

В данной главе диссертации показано, что в информационном плане человеческая деятельность реализуется в трех ведущих направлениях: как потребительская, репродуктивная а созидательная. Это значит, что первым и главным условием гармонического развития личности является включение ее во все эти сферы информации:- • Ной деятельности. Другие задачи Выступают как производные от основной. К ним отнооятся: а) развертывание видов деятельности в каждом из назвшшых направлений (пространство развития), б) развитие личности'в процессе конкретного вида информационной деяте-

льнооти (стадиальнооть развитая, его кач »стве гНые уровни).

В информационном плане всаимодействие индивида о объективным мирон состоит из комплекса пеихичбкех действий? I) чувстве шого восприятия информации, 2) ее осмьоленик в плане сознания. 3) сценки этой информации, 4) практического ее использования. Отмечается, что здэоь име;от меото два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса - ш.гераоразацва социальной информации (перевод ее извне в план сознана*: V и ее гкотераоризации (перевод из внутреннего плана в практическое внешнее действие)» -В философской а культурологической литературе этик понятиям соответствуют понятия "распредмечивание" и "опредмечивание".

Читательская деятельность, которая непосредственно связана • о темсй данного исследования, всегда и главным образом связана о "распредмечиванием", потреблениям информации.

"Распредмечивание" (извлечение и усвоение информации) может выступать как самоценный'процесс, направленный на внутреннее обогащение личности, вне оатчи с хошфетшда практическими целями, т.е. осуществляется "для общего развития". В этом случае данный процесс может дифференцироваться на ряд самостоятельных ввдов информационной деятельности: пет.рптивную (ведущим является чувственное восприятие ияформапяи как содержательной форма), познавательную (ведущая роль принадлежат рациональному познанию, содержания информации) в ценностно-орявятадионную (главным в деятельности является оценка информации в единстве содержания и формы). Эти виды деятельности порождают а развивают соответствующие потребности: эстетические (потребности в красоте, в искуоопзо), познавательные (потребности в истине, а достоззрном акания), регь костно-ориентационнык (потребности в ценностных ориентирах в уо-тановках). ..

Психолого-педагогические исследования позволяют достаточно четко обозначить а основную стадии развития человека как мыслящего существа. Укажем здесь на тря высших,' характеризующих развитие человека о подросткового возраста, когда он становя*. л активным читателем: ,

I'. Умение объедлшть ряд сходных явлена® в одну "ггедметную область" на основе конотитуярувдих поптяй.

2. Понимание причинно-следственннх й/ата генетических связей, характеризувдих данг'ю предавшую область.

3. Способность объединять раз»« предметные области в едя-

ну» систему представлений о мире в овете новейших достижений общечеловеческого теоретического знания и практического опыта.

.Принципы видовой структуры информационно-потребительской деятельности и стадиальности развития индивида являются главными инструментами активного воздействия на процесс духовного развития личности. Они по оути своей общие, универсальные и позволяют выдвинуть гипотезу, что любое направление интеллектуального развития личности может осуществляться как управляемый на их основе процесс .

Во второй гллве диссертации автор анализирует общие и книговедческие концепции социальной информации, сформулированные целостно или в отдельных фрагментах советскими учеными. При этом учтены воззрения на эту проблем и некоторых зарубежных исследователей. Соискателем, на основе сопоставления и критического анализа различных теоретических представлений, предлагается собственная интерпретация общей теории социальной информации, в еа системно-структурном вариекте. Суть развиваемых автором поло-жакай сводится к следующему.

Социальная информация функционирует на двух структурных уровнях - первично-документальном я вторично-документальна* (библиографическом) . Первачнйй уровень (слой) - генетически более ранний. В этом- слое идет накопление'эмпирических и теоретических знаний. В нем исторически сложилось три иерархических образования: сообщения трех типов (образные, понятийные, смешанные), произведения как системы сообщений ~ также трех типов (художественные, научные, публицистические) и организованные информационные' потоки определенного функционального назначения (в соответствия оо сложной дифференциацией современной- общественной жизни). Каждое из назвшшых образований первично-документальной шь формация обладает управленческими :.озможн остями, предназначено не только для накопления и передачи информации определенного типа я степени организованности, но я для определенного (эмоционального* содержательного, идеологического и пр.) воздействия на общество в целом, его ооциально-демографические группы и отдельную личность. Это оообенно характерно для органпзованнт: информационных потоков.

Поскольку, однако, первичная документально-фн.;оировашал информация накапливаемся в течение веков экспоненциально, ео использование а целях просвещения и образовшш, воспитания и идо,о-

~яо -

логического воздействия на об^еокю и личность всэ более оолоа-няется. Вследствие этого на опгдаланнок 1 оторячвском этапе отал формироваться особый ораентирозочно-пояоксзый слой социальной информации - вторично-документальный, в ко гором первичная информация представлена в "озернутом" и упорядо шнном (по разным признакам) виде. Важнейшее место в этом слое ^анадлёжит бяблиогро- . фической информации как системе гваттутого знания, зафиксированное го в печатных изданиях п других тараетровашшх источниках человеческой мысли, В диссертации доказываемая, что ястррически развитие библиографии оладовало за развитием научного знания б приобретало изоморфные ему структура. В нсотоядао время полпструктур-ной сиотеш научного знания ооотвзтотвует изолорфная ецу поли-структутяая система библиографической информации, одно из главных назначений которой состоя? в управления читательской деятельностью, в том чиоле в целях всестороннего развития личности. .

Управление этой деятельность?) сродотвама библиографии осуществляется на трех яорархячеакчж уровнях: б2блпса'р:црцчоского загнала. (описания документа), библкохрафачэ оного пособия как организованной по определенному принципу совокупности комментированных или некомментярованных сигналов и, наконец, сиотеш библиографических поообий. выполнницеи высшие управленчеокЕв функцяа, связанные о использованием больших анфорьадаоянцх ьгаооивов я потоков при разрешении, .задал важного общественного значения (помощь науке и производству, образованью и воспитанию, развитии в использованию художественной культуры и т.д., и т.п.).

Таким образом, в первой части диссертационного всоледоиакал о позиций информационно-психологического подхода духовное разсз-тие личности в условия--: ШР показано как процеоо непрерывного образования, выявлены закономерности этого процеооа, создайте предпосылки для научного управления им, обоснована роль библиографии как эффективного оредотяа управления читательской деятельностью в любых общественно важных целях, в тем чиоле - в целях всестороннего развития личности.

Вторая часть диссертации - "Управление художественным развитием личности о позицг* информапаонно-иодхологпчоского псисода". Здесь три главы: Гл. 3. "Художественное развитие народа - одна из задач культурной революции в СССР", Гл. 4. "Общие закономерности художественного раавитгч личности", Гл, 5. "Специфика художественного развития .личности в основных звеньях системы непро-

рывного образования".

: Главная задача этой части работы - выявить взаимосвязи общего и художественного развития личности, объективные закономерности последнего и специфический вклад, который вносит з художественное развитие личности кадцое конкретное звено организованного непрерывного.образования, в тс« числе массовые библиотеки.

При разработка проблематики второй части диосертации автором учтены и гритически проанализированы работы ряда представителей ооциалиотичоокой эстетики и искусствознания (В.В.Ванслова,

A.И.Егорова, Е.С.Громова, Л.А.Зеленова, А.Я.Зиоя, Э.Иона, М.С. Кагана, О.В.Лармяна, Б.С.Мейлаха, А.С.Молчановой, В.А.Разумного,

B.Н.Самохина, В.К.Скатерщикова, С.X.Раппопорта, М.Б.Хралчетсо, В.Р.Щербины и др.), педагогов и психологов (А.В .Бакушинского, Л.И.Белльвой, Д. С .Выготского, Л.Г0ЖабицкоЙ, Н.Н.Волкова, А.В.За-порожца, Н.ИЖиященко, В .С .Кузина» Б.Т.Лихачева, О.И.Никифоровой и др.), культурологов и социологов (А.И.Арнольдова, Л.П.Буевой, М.П.Кима, Л.НЖогана, Б.Д.Парыгина,'Ю.А.Шерковина, Б.М.Фирсова, Ю.У.Фохта-Бабушкина и др.), библиотековедов, библиографоведов и клубоведов (К.Й.Абрамова, А Л. Айзенберга, Б.Ч.Бачалдина, А.Н.Ванеева, Н.ЕДобрыниной, Л.М.Инькозой, В.Л.Заславского, Н.С.Карта-шова, С.ИЛСоровициной, В .В.Серова, В.Д.Стельмах, С.А.Трубникова, В.С.Цукермана и др.).

В главе, открывающей эту часть, утверждаются две главных адеа: а) сделать сокровща искусства доступными всему народу -особое направление борьбы Коммунистической партии за осуществление ее идеала; б) проблема приближения искусства к народу и народа к искусству « фундаментальный принцип культурной политики КЛИО, сформулированный В.И.Лс.'шным и неукоснительно осуществлявшийся в практической деятельности : шлей партии применительно к конкретны?/, историческим условиям культурной революцип в стране и к задачам, которые доминировали прежде всего в организации образования и массовс.1 пропаганда.

Анализируя лещшские высказывания, работы А.В.Луначарского, Н.К .Крупской, других видных деятелей партии, автор стремился показать, что партия всегда рассматривала художественную жизнь в стране как на;,»шо и идеологически угграаляешй процесс. мпу.^маты которого могут б;, гь. сформированы. при учете факторов коп.кГ"" т-но-исторического развития общества,-движущегося, по пути коммун»-

стического строительства. В ланной главе показано, что главной задачей собственно художественного развития и воспитания масо было в первые годы Советской власти утверждение искусства как специфической формы идейного воздействия на массовую аудиторию, а следовательно и утверждение принципов партийности. классовости в подходе к пропаганде художественных произведений как прошлых времен, тел и современное ?и. В ЯП-40-е годы, когда формирование социалистического общества начало все более осознаваться как исторически закономерный процесо и стал проявляться огромный интерес к проблеме преемственности в развитии революциокно-освобода-толыии идей, во всех сферах, идеологической деятельности (я пре-вде всего - в системе образования) утвердился также принцип историзма. и на первое место выступила пропаганда классики - главной линии в развитии мировой и отечественной культуры. Это ярко проявилось в. перестройке школьных программ, в организации массовой пропаганды искусства средствами печати и радиовещания, в лекционной деятельности, развернутой обществом "Знание".

При рассмотрении тенденций развития культурной и, в частности, художественной жизни в СССР в последние десятилетия, после • ХХП съезда КПСС, принявшего новур Программу партии,, доминирующей оказалась тенденция к созданию объективных условий для всесто- . ронного, в том числе - художественного развития личности. Отсвда огромный одаиг в разработке проблем эстетики, в пропаганде кзкуо-ства и всего комплекса художественно-эстетических знаний, ч раз-: витяи университетов ¿ультуры и формировании системы непрерывного художественного образования в нашей стране. В этих условиях, как подчеркивалось на ХХУП оъпзде КПСС, формирование разумных потреб-ностзй и интересов каждого человека отало одной из важнейших ваг-дач социальной политики партии, что и обусловливает крайнюю необходимость научной разработки проблем управления процессами духовного развития личности на современном этапе и о учетом более отдаленных исторических перспектив.

Автор доказывает, что в этой овязи особое значение пряМре-тает разработка теоретических'основ духовного, в том числе и художественного развития личности как научно управляемого процесса. Обоснованию, исследованию художественного развития.личности и посвящена следуицая глава второй части диссертации.

Спираясь на труди видных эстетиков и искусствоведов, педагогов и психологов, соискатель выдвигает целостную информационно-психологическузо теорию художественного развития личности как в

потребительских, так и в-практических рядах деятельности. Худо-явственное развитие личности трактуется здесь как непрерывный и стадиальный процесс, осуществляющийся по трем главным направлениям: развитие художественного восприятия. формирование системы .. художественно-эстетических знаний, возвышение и обогащение худо' жественно-эстётического вкуса.

В кавдом из направлений вычленены три качественных уровня художественного разъигия личности, характеризующих этот процесо и позволямциг ставить в связи о ним конкретные управленческие задачи. При этом показана взаимосвязь соответствующих стадий в разных направлениях художественного развития, динамика их взаимодействия, обусловленная экстенсивными и интенсивными режимами самообразовательной деятельности или организованного обучения. В качестве ведущего фактора художественного развития личности диссертантом выдвигается формирование системы художественно-эо-тетических знаний, активно спооооству^ей и развития художественного восприятия и возвышению эстетического вкуса. Стержневой (в информационно-психологическом аспекте) автор считает зту проблему а для практических видов художественной деятельности. Таким образом, именно непрерывное художественное образование еоть главный участок, научного .управления процессами художественного развития личности.

В пооледней главе второй часта диссертации рассматривается советская система непрерывного образования, ее основные звенья, где организованно, т.е. как прогнозируемый и управляемый процесо. осуществляется художественное развитие личности. 3 соответствии о взгляда® автора, основным фактором развития выступает государственная система образования, в которой ведущим является процесс стадиального формирошпш художественно-эстетических знаний в сочетании с направленное! ,ю на овладение навыками художественного восприятия и критической оценки произведений литературы и искусства. Автор стремится доказать, что система "школа - вуз" объективно создает в нашей страно все условия для того, чтобы интересующийся искусством человек мог подняться до высот художественной образованности, характеризующие наиболее культурный слой современного советского общества. Установки фзвргш-екого (1988 г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам непрерывного обраяозиш и эстетичсского в<;.тирания подтверждают базову» роль аколн и зу-за в формировали)! всесторонне развитой личности.

В разделах этой главы показано, как на основа "школьного" образования (параллельно или последовательно} осуществляется художественное'развитие советских людей в сфере масоовнх средств , информации и пропаганда, клубник учреждений и массовых библиотек. Подчеркивается значение всех звеньев именно как единой система, где каждое звено выполняет'свои специфические функции, имеет о другими существенные че:)Ты сходства и различия. Так, государственные учебные заведения закладывают основы художественного образования, опираясь на "жесткие", стабильные учебные программы о относительно узким "ассортиментом" художественных ценностей, но зато с основательной их прорабогчой по воем трем направлениям и на всех уровнях развития. Притом управление ведется на основе повседневной "обратной связи", что исключительно важно. Достоинство оредств массовой информации и пропаганды усматриваемся в том, что они создают мощное "эстетическое поле", организуют непрерывные потоки актуальной художественной информации, состоящие из рсда специалрчлрог-зншк блоков, одни из которых решают комплексные задачи в художественном развитии аудитории, а другие устремлены к пергс-.птивной, познавательной или цвнностно-ориентационной деятельности реьпиентов, о учетом образовательно-культурного уровня последнк.:. Массовка средства информация и пропаганда поддерживают я всемерно активизируют воеобщий инторео к иокусотву и художественной жизни, формируют и развивают художественные интересы и потребности личности. Отсутствие при этом непосредственной обратной связи компенсируется ориентацией индивида на конкретную референтную группу, л оообой стратегией педагогических воздействий :-'а маосавую аудиторию о помощью "культурных лидеров", передач я программ соревновательного, дискуссионного характера и т.д. '

Специфику клубных учреждений как самостоятельного звена ояс-темы непрерывного художественного образования автор усматривает я тем, что в клубе личность тлеет возможность активно включиться непосредственно в любые, виды художественной деятельном.', организованные в формах прямого и свободного обшеиия. в том чиоле - в практические видп? деятельности на всех уровнях (кружок, студия, .творческий коллектив). В, «том параграфе разработана классификация видов клубной деятельности, обусловленная единством ор-ганизационно-улравленчеекчг задач, связанных с приобщением личности к богатствам художественной культуры, к участив в ее рао-

проотранениа и созидания (развлекать тан; ъ, развлекательно-познавательные, познавательные й творческие виды я формы деятельности).

Наконец, библиотечное звено системы, широко аопользуя опыт а методы массовых средотв информации и пропаганды, а также клубных учреждений, обладает тем преимуществом, что организует не-, прорывное художественное образование а развитие ;ачности прежде всего в форме самообразовательной читательокой деятельности, иакоимально учтивая индивидуальные склонности и предпочтения читателей и шеста о мм направляя процесс их художественного, развития по социально значимому а актуальному руслу. Опорой для этого служат конкретные методика руководства самообразовательным чтением и оообенно специализированная система рексмездателышх библиографических пособий в помощь художественному развитию читателей, их самообразованию.

В третьей, заключительной частя диссертации, озаглавленной "Реализация ан<Ьормациоияр-псйхологичеокого подхода в сфере бкб-лиоточно-бнблиографического управления художественным развитием личности". выделено также три главы: I. "Идеи а концепции худо-кестваняого развития личности в отечественном библиотековедении и библиографоведениа", 2. "Система рекомендательных библиографических пособий в помощь художественному самообразованию'^ а) "Общие принципы библиотечно-библиографического управления художеот-пеннш развитием читателей (стратегии чтения)".

Автор начинает рассмотрение названных проблем в источниковедческом а пакта, как они исторически формировались в трудах отечественных ученых а специалистов. Показан вклад в их разработку Н.А.Рубаюша, А.А.Петрова, Л,Р.Когана, Е.И.Рыскина,, O.A. Трубникова, М.И.Давидовой, А.М.Горбунова, Н.И.Гусевой к других исследователей. Подчеркиваете, чт„ о самого начала рекомендательная библиография, в помощь худояеетвошюму самообразованию осознавалась интуитивно теоретикама-библаографоведамп как средство руководства (т.е. управления) читательской деятельноотью в целях худогкестБйино-остатического развития личности, а само это развитие понималось как стадиальный и многоаспектный процесс, расчленяющийся более или менее четко на различные виды читательской деятельности: перцептивную, р,повивающую худогастасчшое восприятие, кознаватильнув, обогацашуи знаниями в облает« худоу.ептвги-

ной культуры, и ыенноотно-огденталионнув. формирующую художественный вкус и способность критического суждения. Иными словами, каждый из теоретиков исходил (явно или неявно) из принципа pas-вития и именно на нем основывал овои идеи руководства чтением литературы эстетического комплекса.

Совокупность этих теоретических идей, одних - в большей, других ~ з меньшей степищ^и легла в основу специализированной системы рекомендательных пособий в пг'ощь художественному самообразованию. Вопросам ее формирования посвящена следующая глава данной части диссертации. На призере рекомендательной библиография искусства, изучением которой в ;;элом другие исследователя Г"я чти не занимались, автор показывает пути формирования системы рекомендательных пособий художественно-эстетического комплекоа, особо вцделяя в ней в качеотве "ядра" пособия в помощь самообразовательной работе читателей разных возрастных групп и уровней подготовки. Главное внимание сосредоточено на деятельности в этой области i'ocy дарственной с'мблиотеки СССР им. В.И.Ленина,что связано также с личным участием соискателя в этой работе в качество одного из ее организаторов, составителей я редакторов пособий.

Анализируя далее структурные уровни и функциональныэ особенности сформировавшейся в БО-ТО-х годах оиотемы пособий в помощь художественному самообразованию, автор показывает, что идея стадиальности художественного, развития личности ота^а в процеосс э!'ой работы базовой, исходной. Отчетливее всего она проступает в иерархической отруктуре данной оиотемы, которую образуют три типа самообразовательных программ чтения - предпзР-но-структурные. иетоггжо-худояестзвннш и филооофско-эотетичео-кие. Каждая из них оодержит в себе элементы экстенсивного я интенсивного путей художественного развития читателей. Важное кэ-сто уделено роли рекомендательной библиогпафии в комплексной организации развития по всем трем основным направлениям (восприятие, знания, вкус). Диссертант оообо подчеркивает, что'рекомендательная библиография, способствуя своими средствами развитию художественного воспр.лтия и формированию системы эстет* геских знаний, выполняет функции особого рода публицистики, вооружая читателей ценностными критериями для выбора рекомендуемой литературы. Показан творчески" вклад в методику составления рекомендательных пособий С.П.Бавина, Л.Р.Беловой, С.М.ВоЯкиной, Л.М.

Горбунове!., О.А.Гурболикоаой, Н,Й.Г;с91 й, Б Д.Золотаревой, М.Е. Зелениной, Э^Жабе^киной, А.А.Куниной, Е.Е.Лев иней, О.С.Оотрой, В.И:Петровокой, В.А.ПоСкиной, Л.Ю.Румановой, Е.М.Сахаровой, ИД, Семибратовой, З.П.Шалашовой я других библиографов-практиков.

Глава о системе рекомендательных библиографических пособий в помощь художественному оамообраэов&тшю завершается рассмотрением принципа целостности пособия как главной управлениеской основы самообразовательной читательской деятельности. Сознательное применение эс.го принципа в прахтг'.е составления рекомендательных поообий превращает каждое из них в целоотную ориентировочно-поисковую оиотему большого социального значения а высокой стелена эффективности. В целоотности пособия слиты воедино партийность а научность подходг библвографаг-оостазителя.к пропаганде эстетических данностей и решению образовательно-воспитательных задач. Рассматривая конкретные библиографические пособия, в том числе созданные при его непосредственном участии, соискатель показывает, что кавдое такое пособив: а) отражает в свернутом виде целостный фрагмент национальной или общечеловеческой художественной кул?.ауры, б) дает о нем читателю предварительное, установочное знание, в) позволяет освоить этот слой актуальной культуры индивидуальным путем, на основе свободного выбора источников самообразовательного чтения.

Одна из оообо важных и социально значимых идей, которые развиваются в этой части исследования, заключается в том, что советская рекомендательная библиография; в целом и каждое конкретное пособие в чаотноста отражают те знания,, понятия, ценностные критерии, которыми владеет современное социалистическое общество в целом (или его определенный культурный слой), и каждому индивиду эта издания помогают получить первоначальное представление о данной целостности художественной культуры. В то же время каждый ин-дчвнд эту целостность культуры постигает ообедэепным путем, что ведет, при споообнооти каядого понимать;, всех, к возмокнооти в каких-то вопросах быть эрудированнее, духовно развитее других, т.о. к взаимному духовно^ обогащения индивидов, когда овободное развитие каждого способствует развитию всех и - наоборот. Такой подход к рекомендательной библиографии позволяет значительно поднять ,ее преотиж как социального феномена» уяснить ее ослую социальтсую значимость о более глубоких теоретических позиций.

В последней главе третьей части диссертации выдвигается но-

вал в библиотековедении и бИлиографовеДении глея формирования библиографических алгоритмов. ~*.е. четких предписаний относительно подбора книг и порядка их чтения, определяющих наиболее аффективные стратегии самообразовательной работы с книгой. В основе каждого такого типового алгоритма лежит определенный прилип» Принципы эти ранее никогда явно не формулировались, хотя интуитивно широко использовалась в б' Злиотечно-библиографической практике, во всех формах руководства самообразовательным чтением,

В числе таких важнейших принципов, позволяющих эффективно управлять самообразовательной деятельностью читателей библиотек и прогнозировать ее результаты, автором ввделены: а) принцип доступности, ориентирующий читателя доходить в изучении важного вопроса до предела понимания используемых текстов, <0 принцип дополнительности. гребущий разумного сочетания в самообраз.оватиль-ном чтении по избранной тема различных типов литература (худоко-ствегшой, научной, публицистической), в) принцип включенности знания, согласно которому любо? содержащееся в книге знание есть фрагмент более широкой'картины мира и в то se время выступает как панорама более деталигированного, дробного знания, г) принцип репрезентативности. предусмаг'ивапций уотановку при изучении любой теш на определенный круг, наиболее компетентных авторов или наиболее значимых изданий, д) принцип рреемотБепноотп знанул. обязывающий к сочетанию в самообразовательном чтении петочнихоз классической ценности и современной, новой литературы, о) щш-цип сензитпвнооти. основывающийся на создании при подбора книг новой познавательной ситуации, когда один и тот кэ вопроо в различных источниках выступает в качественно новом освещении. Эта и некоторые другие раг.^ботанные соискателем принципы формировавши "библиографических алгоритмов" трактованы в диссертации в основном применительно к теме исследования, т#£. к проблемам художественного развития личности. Однако они, по-видимому, могут быть использованы практически и в более широком диапазоне: в управлении самообразовательной деятзлькостыз вообще, в устных, наглядных и печатных формах оказания помощи самообразованию читателей, в развития чите"бльской культуры, необходимой для ^еморе-хуляции читательской деятельности, имекгой целью эффективное интеллектуальное развитие личности в любой области знания или человеческой практики ...

В Заключении к диссертации соискатель оушпрует свои теоре-

тическяе изыскания и выводы, овязаяные о информационно-психологическим подходом к проблемам управления общим и художественным развитием личности как новым направлением в библиотековедческих и библяаграфоведчеоких исследованиях.

Выдвигаются задачи:

- широкого использования в этих и смеша науках как фундаментальных, так я "овейших экспериментальных достижений воех наук о человеке;

■ - дальнейшей интеграции научных понятий, объяснямцих процессы интеллектуального развития личности и тем самым создающих воо более благоприятные условия для научного управления этим процессом;

- более углублении..э теоретического и оообенно экспериментального изучения отдельных направлений и стадий (уровней) в общем и художественном развития личности;

- включения этих программ в планы научно-исследовательской работы специальных библиотачно-библиографичвс.^сс кафедр институтов культуры;

- обогащения .общих и специальных библиотековедческих и библиографоведчеоких диоциплян, преподаваемых в вузах культуры, ояотемными представлениями о проблемах и путях-научного угг-авлг-ная интеллектуальным развитием личности в библиотеках о учетом новых тенденций в других звеньях оистамы г-прерывного образования;

- совершенствования координации различных звеньев системы непрерывного образования в решении общей задачи формирования гармонически развитого, художественно образованного чел зекг как активного участника социальной и культурной жизни своей страны

а условиях ае ускоренного развития;

- практической разработка новых мот^тяк развивающего чте!шя, обладающих высокоэффективными я реально измеримыми конечными результатами в качественных изменениях потребностей и интереоов читателей, занимающихся художественным самообразованием или во« влекаемнх в эту работу;

- углубления информационно-психологического и оиотошю-етрук-гуртюго плодов и дальнейшему совершенствованию системы рокомегь-ъч .¿лышх библиографических пособий в помощь самообразованию, в г*-м чппче •• художественное;

- йсслг.до. шея й совершенствования ориентировочно-понсконих

возможностей конкретных типсл библиографических пособий я особенно специальных серий, предназначенных в помощь самообразовании;

- организации на новых началах конкретно-социологических исследований л библиотечно-библиографичеокой работе, ориентированных на получение качественных:, показателей худ оке стве нно-э о-тетического развития читателей о учетом эффективности использо-т вания больших в малых форм рекомендательной библиографии и, в особенности, на проверку эффективности "библиографических алгоритмов".

На основе выдвигаемых задач разработаны практические рекомендации:.

а) для ведущих бяблиотечно-библиографичеокях центров'Гоо. библиотека СССР им. В.И.Ленина, Гос. республиканская юношебкая библиотек РС5СР им. 50-летяя ВЛКСМ и др.);

б) для централизованных библиотечных оистем Министерства культуры СССР;

в) для учебных заведений, готовящих специалистов библиотечно-библиографиче ского дела.

Список работ, опубликове. :ных по теме диссертации?

I. Библиография г. художественное развитие личности: Монография. - М.! Книга, 1979. - 144 о. (Основная публикация).

. 2. Об основных чертах системы библиографических пособий по художественной литературе // Сов. библиография. - 1960. - * 3.

- С. 15-24.

3. Художественную литературу - на службу пропаганде коммунистических идей // В помощь работе библиотек по эстетическому воопитаиию: Сб. - М., 1962. - С. 7-20.

4. Привлекать адддадо к литеразуровепению и критике // Библиотекарь. - 1969ч -г- - С. 50-53.

5. Роль книги в художаоадзаном воопитании Л Библиотекарь.

- 19тгта I. - с. 38-43.

6. Отраслевые биС иографвд:' Учебник для библ. техн. - М.: Просвещенно, 19 ТО. - С. 431-484. (Разде - "Рекомендательная библиография литературы по искусству"')..

?. Библиография »скус^тва: Учебник для блбл. ф-тов. - М.: Книга, 1973 (Сев:,;, с Е .1! .Логср^лой ц. А «Л «ТУРОвскоИ). -'304 с.

В, 0 целостности рекомендательных библиографических поообай в помощь самообразованию: Опыт оис гема-у-отруктурного анализа // Севр.проблемы развития рекомендательной библиографииУ Сб. статей.

- М., 1973. - С. 93-107. )(

9. Постановление "О литературно-художественной критике - и некоторые вопрооы улучшения ра--боты библиотек по эстетическому воопитанию // Библиотека в эстетиче кое воопатшше: Сб. отатей.

- М., 1973. - С. 22-36.

10. Типология литературы в свете информационных потребностей а. ¿апрс. ¿в чата'х-лей // .60 пт советской книга. Секция общих проблем книговедения: Тез. докл. - М., 1977, - С. 23-31,

11. На пута оозданая научной классификации читателей // Сов, библаотековеденаа. - 1977. - * 2. - С. 36-53.

12. Библиотека а непрерывное образование // Сов% бйблиотэко-ведение. - 1978. - Л 3. - С. 24-36.

13. Художественное развитие народа - одна ИЗ задач культурной революции в СССР // Проблемы коммунистического воспитания трудящихся в библиотечной а клубной рабсш Со» статей. - М., 1978. - С. 3-28.

14. Библиография как система свернутое ЭНания // Теорета-ко-методологическае проблемы современного советского библиогра-фоведеная! Сб. науч. трудов. - Ы»> 1981, 23-40.

15. Реализация принципа научйоста й райШандательной библиографии.// Рек. библиография йаиюв йродстйо коммунистического воспитания и научнсгтехн, прогревов» Об» ОМ^Й. - М., 1983. -

С. 23-29.

16. алгоритм библиографйчосйом Изучения произведений печати и его значение для книговедческой практики // Книга и социальные прогресс. У Всесоюзная койферейцш по книговедению. Сокция :бщях проблем книговедения. - МЛ ГБЛ, 1984. - С. 33-36.

17. Основные направления йнавнепфикации учебного процесса на библиотвЧ1ШХ факультетах // АкТйвные метода преподавашш специальных диоциплин на бйбдаоТеч1Ш факультетах вузов культуры, -М.: ШЖ, 1987. - С. 6-12.

18. Библиограф: профессия я деятельность в условиях перо-стройка (В ооват» о Н.А.Сллдневой) // Библиотекарь. - 1983. -

- с;

Подписано в печать 12.05 88.

Тираж 200 экз. Заказ №3/^ .Ротапринт МГИК