автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Архитектурное наследие 1920-30-х годов в формировании облика Екатеринбурга

кандидата архитектуры
Мартынович, Ольга Вадимовна
город
Екатеринбург
год
2004
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Архитектурное наследие 1920-30-х годов в формировании облика Екатеринбурга»

Автореферат диссертации по теме "Архитектурное наследие 1920-30-х годов в формировании облика Екатеринбурга"

На правах рукописи

Мартынович Ольга Вадимовна

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ 1920-30-Х ГОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЛИКА ЕКАТЕРИНБУРГА

Специальность 18.00.01 «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Екатеринбург - 2004

Работа выполнена в Уральской государственной архитектурно-художественной академии

Научный руководитель - доктор архитектуры, профессор

Холодова Людмила Петровна

Официальные оппоненты доктор архитектуры, профессор

Штиглиц Маргарита Сергеевна, кандидат архитектуры, профессор Иовлев Валерий Иванович

Ведущая организация - Уральское региональное отделение Российской

академии архитектуры и строительных наук

Защита диссертации состоится «23» декабря 2004 г в 12 часов на Специализированном совете К 212 279 01 при Уральской государственной архитектурно-художественной академии по присуждению ученой степени кандидата архитектуры

Адрес 620075, г Екатеринбург, ул Карла Либкнехта, 23

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральской государственной архитектурно-художественной академии

Автореферат разослан «23 » ноября 2004 г Ученый секретарь

диссертационного совета К 212 279 01 кандидат архитектуры, доцент

Актуальность исследования

Период 20-30-х годов XX века имеет высокую значимость для архитектуры г Екатеринбурга как начало формирования современного облика города Большая коллекция объектов архитектурного наследия данного периода, в которой насчитывается около ста пятидесяти зданий, формирует основные городские пространства Историко-культурная ценность этих зданий несомненна, но архитектурно-эстетическая - вызывает спорные суждения Невысокое качество строительства скрадывает архитектурно-художественный образ зданий, и, прежде всего, это проявляется в жилой застройке Отрицательное отношение общественности к архитектуре екатеринбургского конструктивизма на сегодняшний день не способствует развитию идеи сохранения и использования ее потенциала Отсутствие удачных примеров реконструкции и реновации, несогласованность предмета охраны с количеством проводимых реконструкций, новое строительство в границах охранных зон памятников демонстрируют отсутствие системного подхода к сохранению наследия конструктивизма

Актуальность данного исследования выражается в необходимости разработки системного подхода к охране архитектурного наследия 1920-30-х годов с определением его значения на современном этапе развития города В работе анализируются пространственно-композиционные взаимосвязи объектов конструктивизма с историческим и современным окружением, которые свидетельствуют о процессе изменения значимости отдельных зданий, комплексов и наследия в целом

Нашумевший конструктивизм канул в историю, поэтому сейчас крайне важно восполнить пробел в исследовании архитектуры 1920-30-х годов Стратегия перспективного развития Екатеринбурга должна учитывать значение архитектуры данного периода как ключа к формированию современного облика города с «авангардны

Состояние вопроса

История конструктивизма как явления в советской архитектуре широко представлена в работах Н Алещенко, М Н Астафьевой-Длугач, Ю П Волчка, Б М Давидсона, Е В Звагельской, И. А Казусь, Н П Овчинниковой, А А Старикова, В А Колясникова, Л И Токмениновой, В Э Хазановой, С О Хан-Магомедова и др В них выявляются общие проблемы архитектуры авангарда и региональная специфика отдельных объектов

Базовыми трудами и публикациями, выражающими теоретическую концепцию конструктивизма, философские истоки его возникновения, а также социальные предпосылки для возникновения новых форм строительства являются работы М Гинзбурга, Я Чернихова, И В Ламцова М А Туркуса, Н А Милютина и др

Исследования последних лет преимущественно направлены на

- разработку комплексного подхода к осуществлению реконструктивных мер по отношению к архитектурному наследию 1920-30-х гг и его сохранению (в работах Б М Кирикова, М Макагоповой Б Голдхоорна, В Э Стадникова, В П Ковалевского и др );

- выявление национального своеобразия в архитектуре конструктивизма и влияния интернациональных взаимосвязей (в работах Н В Невзшдина, А Г Токарева, Л Г Василенко, Г А Лебедева, Б Глаудинова, Л К Долуханяна),

- изучение особенностей градостроительного и архитектурного развития городов в 1920-е гг, этапов формирования соцгородов (в работах ВЭ Алешина, Н Н Лоховой, Е В Конышевой, Н В Свириной, Н В Чепкуновой и ДР)

Тематика работ названных авторов свидетельствует о том, что теоретическая разработка проблемы сохранения архитектурного наследия конструктивизма необоснованно считается достаточной Отсутствуют работы, посвященные исследованию современных архитектурно-градостроительных условий его существования, определению влияния проводимых реконструкций

и городских преобразований, в том числе нового строительства в границах изучаемых объектов, на значимость архитектурного наследия 1920-30-х годов

Объектом исследования является архитектурное наследие конца 20-х -первой половины 30-х годов XX века в современном Екатеринбурге

Предметом исследования служит выявление ценности архитектурно-художественных и градостроительных характеристик архитектурного наследия 20-30-х годов XX века в условиях современной архитектурной среды г Екатеринбурга

Хронологические границы исследования охватывают период с конца 1920-х годов до 2004 года включительно Объект исследования рассматривается во взаимосвязи с архитектурой дореволюционного и современного периодов, а также перспективным развитием города

Цель исследования заключается в разработке подхода к определению значения архитектурного наследия конструктивизма в формировании архитектурной среды города Задачи исследования

- обоснование градостроительной роли архитектурного наследия конструктивизма в формировании генерального плана города и принципов, в соответствии с которыми велось строительство в 20-30-е гг XX века;

определение этапов развития пространственно-временных характеристик и качественного изменения роли объектов архитектурного наследия конструктивизма;

выявление основных факторов изменения архитектурно-градостроительного облика наследия 1920-30-х годов в последние десятилетия и предшествующие периоды;

исследование типов и параметров взаимосвязей зданий конструктивизма с историческим и современным архитектурным окружением, композиционно-образных характеристик объектов конструктивизма в сложившейся архитектурной среде;

определение ценностных критериев архитектурного наследия как объекта современной архитектурной среды города,

определение задач по охране и использованию архитектурного наследия конструктивизма

Методика исследования основана на системно-структурном и сравнительном анализе Схемы и таблицы разработаны путем сопоставления архивных документов и других источников с итогами камеральной обработки результатов натурного обследования объектов и опроса жителей Екатеринбурга

Практическая значимость определяется использованием результатов в предпроектном исследовании объектов 1920-30-х годов при реконструкции и строительстве новых зданий на территориях, прилегающих к охранным зонам памятников,

для совершенствования методики охраны историко-культурного наследия 1920-30-х годов,

- для составления специального обучающего курса с целью повышения квалификации специалистов в области архитектуры и градостроительства, введения отдельных частей исследования в лекционные академические курсы и практические занятия по специальности «Архитектура»,

для исследований современного значения архитектуры конструктивизма в других городах.

Научная новизна работы:

- обоснована структура градостроительной системы города в 1920-30-е годы, изучены планировочные принципы и композиционные приемы застройки;

- впервые изучены ценностные характеристики объектов архитектурного наследия 20-30-х годов XX века в контексте архитектурной среды на примере Екатеринбурга,

предложен подход к структурированию охранной деятельности в отношении архитектурного наследия конструктивизма На защиту выносятся:

1 Обоснование принципов взаимосвязи отдельных объектов 1920-30-х годов на градостроительном уровне

2 Результаты анализа композиционных, архитектурно-пространственных и градостроительных условий взаимодействия зданий 1920-30-х годов с элементами архитектурной среды

3 Рекомендации по совершенствованию подхода к охране памятников архитектурного наследия 1920-30-х гт

Апробация работы. Основные положения работы опубликованы в печати и освещены на международных научных конференциях «Архитектура Ивана Леонидова» (г Москва, 2002 г) и «Непрерывное архитектурное образование' проблемы и перспективы» (г Волгоград, 2004 г)

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения (7 стр ), двух глав (60 стр ), заключения (2 стр ), библиографического списка литературы (10 стр) и приложений (51 стр) Приложения содержат графический материал, схемы, таблицы, карты города Краткое содержание работы

В первой главе «Градостроительная роль архитектурного наследия конструктивизма в формировании генерального плана города» раскрывается значение объектов конструктивизма в градостроительной системе Свердловска-Екатеринбурга, на формирование которой повлияли новые типы зданий, новые принципы строительства, новый архитектурный образ, продиктованные новым социальным содержанием Выявляются и оцениваются градообразующие уровни, составляющие систему архитектурного наследия 1920-30-х гг

Первый уровень - общегородской центр (в современном понимании -исторический центр, территориальные границы которого определены

комплексной зоной особого регулирования градостроительной деятельности «Исторический Екатеринбург»)

Строительство зданий в исторической части города было направлено на формирование нового образа, нового масштаба и, кроме того, новых высоких эстетических характеристик архитектурной среды Возведение объектов в 1920-30-е гт стало реновацией существующего промышленного центра В современной архитектурной ситуации центра сохраняется значение объектов конструктивизма как ориентиров, пространственных доминант, а также символов города Объекты рассредоточены на основных градоформирующих узлах площадей, улиц и не формируют крупных ансамблей Здания участвуют в рядовой застройке как композиционные акценты и образуют «визуальные комплексы». В этом заключается основное отличие принципа формирования нового центра Свердловска от столичных образцов, где возводились целые форумы, правительственные центры Для Свердловска характерен другой путь развития' штучная (одночастная) застройка зданиями административно-делового характера, жилищно-бытовыми коммунами, зданиями культурного назначения «Визуальные комплексы» являются ключевыми элементами градостроительного комплекса 1920-30-х годов

Второй уровень - автономное градостроительное образование -соцгород (район Уралмаш).

Строительство в районе Уралмаш велось не только с позиций его градостроительного формирования и создания новых типов зданий, но и решало задачу удешевления проектирования с помощью научных методов и, соответственно, экономии материалов, а также наискорейшего обеспечения рабочих Уральского машиностроительного завода жильем Решение практических задач строительства и прагматичный подход к нему согласуются с невысокими эстетическими качествами архитектуры жилого фонда Здания, формирующие жилой сектор ценной исторической застройки соцгорода, не имеют ярко выраженных стилистических черт конструктивизма Существенное

влияние на архитектурно-художественный облик соцгорода оказали общественные постройки, расположенные в его центральной части, в непосредственной близости к площади 1 -ой Пятилетки

В истории строительства объектов первого и второго уровней наблюдаются интересные факты, говорящие о разнице стратегических планов и подходов к строительству, определяющих планировочные принципы и архитектурно-художественные особенности

Общим для центра Свердловска и соцгорода Уралмашзавода является комплексное строительство, характерное для конструктивизма, которое исключало разобщенность и конфликность стилевого и планировочного решений Особую ценность в комплексной застройке центра города представляют объекты, расположенные на проспекте Ленина и улице Малышева На проспекте Ленина здания 1920-30-х гг составляют 10,4 % от общего количества памятников истории, культуры и архитектуры, которое равно 80 % от всего числа зданий на проспекте Постройкам конструктивизма принадлежит главная роль в формировании облика ведущих площадей' Коммунаров, Труда, Парижской коммуны, и отчасти площади 1905 года

Третий уровень - архитектурный комплекс.

Композиционные приемы организации комплексной застройки, выраженные в принципе свободного включения пространства в объемную композицию зданий, в построение их архитектурно-художественного образа, рассматриваются как начало возникновения новых пространственных связей между «каркасом» и «тканью» города Динамика и ритм объемно-пространственной и планировочной композиции комплексов органично дополняют регулярно-прямолинейную основу планировочных осей центра города и архитектурную среду Абсолютно новые для города композиционные приемы комплексной застройки обусловили возникновение дополнительных пространственных связей между объектами и основными градообразующими элементами Формированию новых градостроительных связей сопутствует

изменение характера застройки существующих площадей и организация новых Реконструкция площадей связана с разрушением храмов, освобождением территорий для нового строительства, наделением «места» новым символическим содержанием, которое подчеркивалось активным использованием монументально-декоративной символики в объемах и оформлении строящихся зданий Семантическая составляющая архитектурных форм новых зданий, отражающая суть советской идеологии, является важной для определения архитектурно-художественной роли зданий 1920-30-х годов в городской среде

Строительство архитектурных комплексов в соответствии с идеей обобществления быта по существу велось лишь в самом Свердловске (нынешнем центральном районе города) В районе Уралмаш возводились либо отдельные здания, либо группы зданий, образующие застройку квартала и объединенные композиционным решением, но не отвечающие в полной мере понятию «комплекс»

Четвертый уровень - отдельное здание.

Несмотря на характерное для конструктивизма комплексное строительство, возводятся отдельные жилые и общественные здания Точечное возведение объектов в рядовой застройке улиц, часто имеющих вокруг свободное пространство, либо угловое расположение в комплексе характерно также и для первых двух уровней Жилой дом приобретает новое трактование, отличающееся от принятого в предыдущие исторические периоды Предназначенные для жилья усадьбы и особняки XIX века имели более эффектный вид, чем общественные здания, что связано с индивидуальными вкусами владельцев Индивидуальность заказа, при учитывании существующих мерок архитектурно-строительной этики, обеспечивала неповторимость облика здания Напротив, архитектурно-художественные характеристики жилого здания нового типа (в том числе гостиничного) определялись государственным заказом Лучшие образцы жилых зданий,

расположенные в центральной части Свердловска и предназначенные для партийных деятелей, командного состава НКВД, имеют насыщенную объемно-пространственную композицию

В строительстве 1920-30-х гг. отмечается ряд принципов, раскрывающих значение объектов конструктивизма в формировании генерального плана города'

- стихийность (опережение разработанного генерального плана фактом строительства);

- автономность;

- комплексность;

- стилистическое единство;

- организация новых типов архитектурных пространств,

- многофункциональность,

- экономичность проектных решений

Помимо того, что объекты центра города, района Уралмаш - комплексы и отдельные здания - фигурируют в качестве элементов композиционно-планировочной структуры, они являются элементами объемно-пространственной среды. Несмотря на то, что в архитектуре Екатеринбурга использована лишь часть тех конструктивных приемов и средств выразительности, которые были характерны для конструктивизма, эстетика зданий 1920-30-х гг во многом определяет облик улиц и площадей центра города и района Уралмаш. Период активного строительства в тенденциях конструктивизма связан с приобретением городом нового облика, появлением новых типов архитектурных пространств

Во взаимодействии архитектуры конструктивизма с архитектурной средой выделяются два основных типа архитектурно-пространственной, градостроительной, смысловой взаимосвязи объектов с окружением

Первый тип - взаимодействие с исторической архитектурной средой

(т е предшествующими этапами развития облика города) Данному типу соответствуют следующие характеристики

а) контрастность архитектурных форм;

Проявляется в характерном для Екатеринбурга сочетании зданий конструктивизма с архитектурой, определяющей смысл города-завода, зданиями XIX века в стилистике классицизма, эклектики, сочетании комплексной застройки с одиночным домостроением и принципом ансамблевости, противопоставлении объемно-пространственных решений объектов авангарда фронтальным композициям классических зданий и разреженности застройки 1920-30-х гг - высокой плотности застройки улицы зданиями XIX века «Камерный» характер исторического архитектурного окружения контрастирует со зданиями конструктивизма, а эстетические качества архитектуры 1920-30-х гг в данном типе взаимодействия со средой имеют высокий уровень выразительности

б) визуальная локализация;

Свойственна единичным примерам сочетания с архитектурой начала XX века в формах модерна Рассредоточенность объектов в структуре улицы является определяющим качеством данного типа взаимодействия архитектуры конструктивизма с окружением

в) единство композиционной основы;

Характерно участкам комплексной застройки периода 1920-30-х гг, формирующим выразительный архитектурный образ городской среды

Второй тип - взаимодействие с современной архитектурной средой.

К этому типу взаимодействия относятся здания, строившиеся на отдаленных участках от центрального ядра города и характеризующиеся сочетанием с более поздними постройками Данному типу соответствуют следующие характеристики

г) одномасштабность;

Выражается в сочетании с поздней застройкой в неоклассическом стиле Эстетические качества зданий 1920-30-х гг подчеркнуты элементами архитектурных форм примыкающих к ним неоклассических зданий (башенками, шпилями)

д) дополнение, завершение архитектурного комплекса. Проявляется во взаимодействии с современной архитектурой, развивающейся как в духе историзма, так и в поисках нового стиля, новых художественных образов К современным постройкам, взаимодействующим с архитектурой конструктивизма, принадлежат и культовые здания, с возведением которых значительно преображается облик центральной части города, восполняется историческая ценность мест, в границах которых расположены здания 1920-30-х гг

Названные два типа взаимодействия архитектуры конструктивизма с архитектурной средой объединяет рассредоточенность зданий 1920-30-х гг в планировочной структуре города.

В главе исследованы условия восприятия зданий конструктивизма, определяемые типом взаимосвязи с архитектурным окружением, способствующие эстетической оценке знаково-коммуникативного содержания архитектурной формы здания

Во второй главе «Формирование современной архитектурной среды в районах застройки 1920-30-х годов» проводится анализ современных архитектурных ситуаций, сложившихся вокруг изучаемого объекта Через исследование модификаций архитектурной среды (насыщения городского пространства новыми элементами), в которой находятся объекты, раскрывается специфика архитектурного наследия конструктивизма Рассматривается изменение самого объекта (его функционального назначения, планировки, конструктивных особенностей, архитектурных элементов внешнего облика) Выделяются периоды в истории развития пространственных характеристик архитектурного окружения зданий 1920-30-х годов,

определяющие смену значений последних Первый период (конец 1920-х 1940-е гг) характеризуется господствующим влиянием объектов конструктивизма, проявившимся в формировании основных градообразующих направлений - пр Ленина, улиц вдоль поймы реки Исеть, в границах плотины, стрелки городского пруда и выхода к ул Челюскинцев Становление новой градообразующей системы на рубеже 1920-30-х гт - определяющий фактор господства архитектуры конструктивизма

Архитектурное развитие города, начиная с 1934 года, связано с возникновением «архитектуры переходного периода» Новые принципы строительства, новые задачи по созданию идеологически выразительной архитектуры с использованием классических форм проявились в художественном оформлении фасадов незавершенных зданий, проектировавшихся в стиле «конструктивизм»

Второй период, охватывает временной промежуток с 1940-х гг до начала 1960-х гг, в течение которого активизируется строительство в стиле «неоклассицизм» Конструктивистские здания оказываются встроенными в рядовую ансамблевую застройку Смена творческого направления в архитектуре связана со строительством в уже заданных направлениях и заполнением участков дисперсной застройки Идеи градостроительного планирования 1920-х - начала 30-х годов реализовывались на протяжении всего реконструктивного периода, несмотря на отсутствие утвержденного генплана города, хотя образ города формировался уже в новом ключе, направленном на решение художественных вопросов архитектуры и ансамблевости Разнообразные приемы художественного оформления фасадов, привнесенные в незаконченные объекты конструктивизма, определили их новое значение в ходе развития визуального облика города

Третий период (1960-е-нач 1990-х гг) связан с появлением новых доминант, ориентиров, со строительством крупных общественных сооружений и снижением в ряде случаев значения исторической застройки 1920-30-х

годов Монотонная архитектура жилых зданий заполняет «резервные» участки между объектами 1920-30-х годов Существенный ущерб памятникам Екатеринбурга был нанесен в 1990-е гг бесчисленными мелкими реконструкциями, связанными с некорректным изменением конструктивных элементов зданий

Четвертый период (с 1990-х гг по настоящее время) характерен поиском путей модернизации архитектурно-исторической среды, включающей памятники конструктивизма; насыщением новыми элементами, создающими новые видовые кадры Возникающие пространственно-композиционные связи между объектами архитектурного наследия конструктивизма и современной застройкой свидетельствуют о смене архитектурно-пространственных кодов среды В этом состоит суть происходящих явлений на современном этапе развития города Процесс последовательных изменений архитектурной среды города ведет к изменению эстетической, градостроительной, социальной роли архитектурного наследия конструктивизма

Факторы, влияющие на архитектуру конструктивизма, на сегодняшний день составляют следующие группы

1 Изменение изначально заложенного функционального назначения зданий с соответствующей перепланировкой, приводящее к смене смысловых характеристик и их исторического значения

2 Организация дополнительных входных групп в здание, что влияет на его экстерьер К этой же группе относятся конструктивные изменения, внесенные в ходе реконструкции

3 Современные пристрои к зданиям 1920-30-х годов

Наносной характер изменений проступает не только в многочисленных примерах пристроев, перепланировок, утраты важных композиционных элементов фасадов здания (балконов, ритма оконных переплетов и т д ), но и в опосредованном влиянии следующих факторов- колористическая интерпретация фасадов,

Визуальный эффект цветового решения фасадов зданий состоит в имитации каркасной системы средствами цветовой композиции и композиционно-художественной передаче тектоники здания Несоблюдение условия соответствия облика здания авторскому замыслу при ремонте (реконструкции) отражается на его образных характеристиках Элементы, определяющие тектонику здания, начинают играть роль декоративного оформления, сливаются с общей плоскостью фасада, что приводит к обезличиванию памятника и сознательному умалению значимости архитектурных элементов. Результат наблюдений указывает на недостаточное внимание, уделяемое колористическому решению фасадов зданий 1920-30-х годов, для которых оно является важной составляющей архитектурно-художественного образа

- изменение условий нормального обзора, утрата важных видовых коридоров на объект,

Данный фактор влияет на значимость архитектурных особенностей зданий конструктивизма, равно как и на их градообразующую роль в структуре города Сжатость масштаба улиц по сравнению с условиями 1920-х годов приводит в ряде случаев к невозможности целостного восприятия здания и утрате выразительности объемно-пространственной композиции

влияние нового строительства на образные характеристики исторической застройки

Действие данного фактора проявляется на уровне композиционно-пространственных изменений в границах территорий памятников

С целью определения уровня знаний об архитектуре 1920-30-х годов у населения и моделирования ситуации, в которой находятся здания, был проведен опрос по типу кабинетного интервью В результате интервью выявлено, что укоренившееся представление о Екатеринбурге-Свердловске связано у большинства опрашиваемых с его значением промышленного города России, города-завода Значимость периода 1920-30-х годов для истории

развития города признается немногими и лишь во вторую очередь Обработка данных показала, что данный прием весьма результативен и может быть использован при обследовании зданий и изучении их роли в современном архитектурном контексте Сравнительный анализ результатов опроса, материалов натурного обследования с архивными сведениями и систематизация данных привели к следующему выводу ценностные критерии архитектурного наследия конструктивизма как объекта современной архитектурной среды не сопоставимы с его значением как элемента исторической среды города

Итогом исследования является разработанный подход к изучению и охране архитектурного наследия конструктивизма, позволяющий определить его значение в формировании современной архитектурной среды. Основой разработанного комплексного подхода является объединение возможностей конкурсного проектирования и результатов научно-исследовательской работы с предлагаемыми в) популяризацией научных результатов среди широкой общественности, г) использованием их для совершенствования охранной деятельности и д) включением в разработку новых образовательных программ для специалистов Завершенность подхода обеспечивает включение в него следующих мероприятий:

1) формирование массива данных о строительной деятельности в границах комплексной застройки 1920-30-х гг. на основе системно-структурного анализа; определение ценности объектов в связи с изменениями в структуре каждого градообразующего уровня: исторического центра, соцгорода, комплекса и отдельного здания,

2) проведение кабинетного интервью, результатом которого является блок сведений об образных характеристиках отдельных зданий и значимости элементов градообразующих уровней, о целостности всей системы архитектурного наследия 1920-30-х гг.

Данный подход предполагает заключение об архитектурно-художественной, градостроительной и объемно-планировочной ценности элементов градообразующих уровней на основе предварительных наблюдений (натурных изысканиях), сбора исходной информации, ее обработки и сравнительного анализа Предварительные наблюдения касаются выявления типовых изменений ценностных характеристик объектов с их фотофиксацией Сбор исходной информации включает архивные сведения об истории развития территорий, граничащих с объектом, о самих объектах, систематизацию данных по каждому градообразующему уровню с выявлением планировочных, объемно-пространственных особенностей, принципов развития застройки, сопоставление данных об этих процессах с современным состоянием памятников Камеральная обработка данных и сравнительный анализ проводятся в три этапа'

- выявление типов складывающихся архитектурно-пространственных, композиционных и семантических связей с объектами конструктивизма,

- выявление факторов, определяющих изменение условий нормального обзора памятников, их функционального назначения, а также объемно-пространственной композиции и конструктивных особенностей, составляющие основу архитектурно-художественного образа, определение пути развития ценностных характеристик,

- соотнесение изменяющихся характеристик архитектурного наследия конструктивизма с его значением как элемента исторической среды

Разработанный подход к изучению и охране архитектурного наследия конструктивизма позволяет сформулировать значение архитектурного наследия конца 1920-х - первой половины 1930-х гг в формировании архитектурной среды города и определить направление архитектурно-градостроительной политики в области его использования и сохранения

Основные выводы и результаты исследования:

1 Обоснована градообразующая роль архитектурного наследия конструктивизма в формировании генерального плана города Она основывается на новизне композиционно-планировочных и объемно-пространственных характеристик четырех уровней градостроительной системы Свердловска 1920-30-х гт общегородского центра, соцгорода, архитектурного комплекса и отдельного здания

2 Выявлен характер взаимодействия архитектурно-художественных качеств отдельных зданий и комплексов, их историко-культурного значения, особенностей визуального восприятия, с архитектурной средой, в которой они находятся. Во взаимодействии зданий 20-30-х годов XX века с исторической архитектурной средой выделяются следующие параметры контрастность архитектурных форм, визуальная локализация, единство композиционной основы; с современной архитектурой одномасштабность, дополнение, ■завершение архитектурного комплекса. В таком соотнесении с общим характером застройки выражается архитектурно-художественная, образная, композиционная и градостроительная значимость объектов 1920-30-х гг.

3. Сформулированы ценностные критерии архитектурного наследия 1920-30-х гг как объекта современной архитектурной среды города

Архитектурно-художественная ценность архитектурного наследия 1920-30-х гт как объекта современной архитектурной среды города заключается в.

стилистическом единстве комплексной застройки, - объемно-пространственных и планировочных решениях архитектурных комплексов,

облике здания, соответствующего в основных частях объемно-пространственной композиции и конструктивных элементах первоначальному

Градостроительная ценность сохраняется за комплексами, входящими в систему архитектурного наследия 1920-30-х годов (Уралмаш - как пример

крупнейшего комплексного строительства, жилые и общественные комплексы, а также отдельные здания, формирующие центральные улицы, площади),

Конструктивная ценность заключается в конструктивной системе зданий, позволяющей производить внутреннюю перепланировку и реконструкцию надстройкой этажа, с изменением содержания архитектурной формы В этом архитектура конструктивизма выгодно отличается от реконструктивного потенциала зданий дореволюционного фонда

Типологическая ценность состоит в востребованности первоначального функционального назначения зданий (жилое, клуб, больница, промышленное), что обосновывает необходимость их сохранения

4 Составлена периодизация истории развития пространственных характеристик архитектурного окружения зданий конструктивизма, определяющая смену их значений

5 Определены группы факторов, приводящих к изменению смысловых характеристик объектов, разрушению целостной эстетики зданий, нарушению исходного облика здания, определяющих условия визуального восприятия архитектуры зданий конструктивизма, а также их градообразующую роль в планировочной структуре города

6 Разработан подход к определению значения архитектурного наследия конструктивизма в формировании архитектурной среды города

Публикации автора по теме исследования:

Мартынович О В Архитектура конструктивизма сохранить или изменить? // Стройкомплекс Среднего Урала - 2003 - № 7-8 (67-68) -С. 66-69.

Мартынович О В Предложение по обучению специалистов в области сохранения архитектурного наследия 1920-30-х гг // Материалы международной научной конференции «Непрерывное архитектурное образование проблемы и перспективы» - Волгоград, 19-25 сент 2004 -С 80-83

Мартынович О В Символика архитектурных объектов периода 20-30-х годов XX века в Екатеринбурге // Стройкомплекс Среднего Урала -2004 - № 1-2 (73-74). - С. 42-44

Мартынович О В Современное значение архитектуры клубов и дворцов культуры 1920-30-х годов в Екатеринбурге // Стройкомплекс Среднего Урала -2004 -№9(81) - С 40-42

Тираж 100 экз Заказ № 16 от 10 11.2004 г Отпечатано в копировальном сатане «АСМ-электроника» 620075, г Екатеринбург, ул Красноармейская, 1

Р 2 6 О 2 5

РНБ Русский фонд

2006-4 4123

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Мартынович, Ольга Вадимовна

Введение.

Глава I. Градостроительная роль архитектурного наследия конструктивизма в формировании генерального плана города.

1.1. Структура взаимосвязей зданий 1920-30-х годов на градостроительном уровне.

1.2. Архитектурно-художественная роль зданий 1920-30-х годов в городской среде.

Глава Q. Формирование современной архитектурной среды в районах застройки 1920-30-х годов.

2.1. Градостроительная и архитектурная значимость объектов конструктивизма.

2.2. Типовые ситуации изменения объектов конструктивизма с позиций формообразования и условий восприятия.

2.3. Задачи по охране и использованию объектов архитектурного наследия конструктивизма.

Введение 2004 год, диссертация по архитектуре, Мартынович, Ольга Вадимовна

Двадцатые-тридцатые годы XX века имеют высокую значимость для архитектуры города Екатеринбурга как начальный период формирования современного облика города. Большая коллекция объектов архитектурного наследия данного периода, в которой насчитывается около ста пятидесяти зданий, формирует основные городские пространства. Историко-культурная ценность этих зданий несомненна, но архитектурно-эстетическая - вызывает спорные суждения. Невысокое качество строительства скрадывает архитектурно-художественный образ зданий, и, прежде всего, это проявляется в жилой застройке. Отрицательное отношение общественности к архитектуре екатеринбургского конструктивизма на сегодняшний день не способствует развитию идеи сохранения и использования ее потенциала. Отсутствие удачных примеров реконструкции и реновации, несогласованность предмета охраны с количеством проводимых реконструкций, новое строительство в границах охранных зон памятников демонстрируют отсутствие системного подхода к сохранению наследия конструктивизма.

Активное строительство последних лет в центральной части города дает основание считать, что в облике города происходят качественные изменения, влияющие на архитектурную среду в целом, и на архитектурное наследие конструктивизма в частности. В настоящее время в рамках разработки стратегии устойчивого развития Екатеринбурга утверждаются архитектурные и градостроительные положения по развитию центра города. Однако обоснование значения архитектурных объектов 1920-30-х годов, формирующих основные городские пространства, а также их ценностных характеристик остается актуальным вопросом для изучения.

Актуальность данного исследования выражается в необходимости разработки системного подхода к охране архитектурного наследия 1920-30-х годов с определением его значения на современном этапе развития города. В работе анализируются пространственно-композиционные взаимосвязи объектов конструктивизма с историческим и современным окружением, которые свидетельствуют о процессе изменения значимости отдельных зданий, комплексов и наследия в целом.

Нашумевший конструктивизм канул в историю, поэтому сейчас крайне важно восполнить пробел в исследовании архитектуры 1920-30-х годов. Стратегия перспективного развития Екатеринбурга должна учитывать значение архитектуры данного периода как ключа к формированию современного облика города с «авангардным лицом».

Теоретической основой для исследования послужили работы современных российских и зарубежных исследователей, монографии, заметки и воспоминания архитекторов, теоретиков конструктивизма, а также материалы из музейных архивов г. Екатеринбурга, освещающие исторические факты. В работах таких российских архитекторов, историков и теоретиков, как Н. Алещенко, М.Н. Астафьева-Длугач, Ю.П. Волчок, Б.М. Давидсон, Е.В. Звагельская, И. А. Казусь, Н.П. Овчинникова, А.А. Стариков, Л.И. Токменинова, В.Э. Хазанова, С.О. Хан-Магомедов, [4-6,11,12,23,36,67,93,99-102,109,110115] и других, освещены проблемы теории и практики 20-30-х годов XX века, широко представлена история конструктивизма как явления в советской архитектуре. В работах данных авторов рассматриваются истоки возникновения концепции конструктивизма, идеологические и социальные предпосылки возникновения новых форм строительства. Базовыми трудами и публикациями, выражающими теоретическую концепцию конструктивизма, являются работы М. Гинзбурга, Я. Чернихова, И.В. Ламцова М.А. Туркуса и др. [27, 120, 128]. Философские истоки возникновения конструктивизма, а также социальные предпосылки, способствующие появлению новых форм строительства, представлены в книге Н.А. Милютина «Соцгород» [58, 59]. В ней подробно изложены социальные, идеологические и экономические задачи, стоящие перед обществом в 1920-30-е годы и указан путь их реализации - массовое строительство. Интерес представляют модели функционального зонирования целого города и модуля жилой ячейки минимальной площади.

Ряд статей из периодических изданий, выходивших в 1920-30-е годы, также приведен в качестве источников данного исследования [68, 69, 91, 97, 104].

Многочисленные научные работы по теории и истории архитектуры, обращенные к исследованию данного периода, нацелены на введение в научный оборот нового фактического материала и на его оценку в историческом аспекте. В них выявляются общие проблемы архитектуры авангарда и определяется региональная специфика отдельных объектов. Исследования последних лет направлены преимущественно на:

- разработку комплексного подхода к осуществлению реконструктивных мер в отношении архитектурного наследия и его сохранению через выяснение особенностей градостроительного и архитектурного формирования городов в 1920-1930-е годы (в диссертации В.Э. Стадникова «Архитектура Самары в 1920-30-е годы»);

- разработку методики совершенствования планировочной структуры жилых комплексов в соответствии с требованиями современности и изучение проблемы модернизации зданий (в диссертации В.П. Ковалевского «Модернизация городских жилых территорий, застроенных в двадцатых-тридцатых годах»);

- изучение совокупности показателей, свидетельствующих в пользу рациональности сохранения кварталов массовой застройки 1920-30-х годов (приводится в статье Т. Царевой «Модели нового быта»);

- изучение проблемы организации архитектурно-градостроительного проектирования в СССР с 1917-го по 1933-й годы (в работе И.А. Казусь);

- выявление национального своеобразия и влияния интернациональных взаимосвязей в архитектуре конструктивизма Украины, Казахстана, Армении и СССР раскрывается в работах Н.В. Невзгодина, А.Г. Токарева, Л.Г. Василенко, Г.А. Лебедева, Б. Глаудинова, Л.К. Долуханяна;

- изучение особенностей градостроительного и архитектурного развития городов и этапов формирования соцгородов [2, 3, 21, 42, 50, 80, 82-84, 124];

- определение этапов развития отечественного архитектуроведения в период с 1920-х по 1990-е годы (в диссертации и монографии Н.П. Овчинниковой);

- раскрытие этапов трансформации и эволюции облика советских городов (в исследовании Н.В. Свириной);

- анализ архитектурных и других процессов, сопутствующих формированию нового архитектурного образа объектов новой типологии [28, 119].

Изучением периода конструктивизма в архитектуре Свердловска занимались Н. Алещенко, Б.М. Давидсон, позже Л.И. Токменинова и др. Специалистами отмечаются проблемы формообразования и градостроительные изменения в Екатеринбурге, произошедшие с появлением зданий в стиле «конструктивизм» [17, 18, 32, 34, 35, 53, 54, 56, 70, 73, 74, 75, 108]. В личных воспоминаниях современников строительства 1920-30-х гг. дается описание зданий конструктивизма во взаимосвязи с событиями и процессами тех лет, отражающими условия централизованной государственной политики.

Многочисленные статьи (Б.М. Кирикова, М. Макагоповой (Санкт-Петербург), Б. Голдхоорна (Москва), И. Невзгодина (Нидерланды), Л.И. Токмениновой (Екатеринбург) и др. раскрывают проблемы использования и сохранения отдельных объектов, вопросы их государственной охраны и результаты проводимых реконструктивных мероприятий.

Часть источников, содержащая авторские и коллективные исследования, а также нормативные документы, посвящена проблемам сохранения архитектурно-исторической среды [10,15,25,30,37,38,40,41,44,60,66,78,81, 96, 115,116, 125, 131].

Архитектурное наследие конструктивизма рассматривается в вышеперечисленных работах как комплекс, участвующий в процессе архитектурно-градостроительного развития и совершенствования городов, как неприкосновенное «культурное поле». Практические результаты реконструкции и реновации объектов, динамика этих преобразований во взаимосвязи с развивающейся городской планировочной структурой и архитектурной средой остаются неисследованными.

Отдельным блоком выделяются исследования в сфере искусствоведения и философии [ 14,31,49,63,107], направленные на введение нового фактического материала в научный обиход и на его оценку в историко-культурном аспекте. Данные исследования ориентированы не столько на ценностно-смысловой анализ архитектурных форм, сколько на идеологическую сторону социалистического строительства. В них уделяется внимание таким понятиям, как «потенциал функционального, эстетического смысла архитектуры», «потребности человека», «право человека».

В теоретическую базу исследования входят работы по основам психологии восприятия архитектурной среды (Е.А. Беляевой, В.И. Иовлева, К. Линча), а также по семиотике и семиотике пространства [13, 87, 118, 121].

Тематика работ названных авторов свидетельствует о том, что теоретическая разработка проблемы сохранения архитектурного наследия конструктивизма необоснованно считается достаточной. Отсутствуют работы, посвященные исследованию современных архитектурно-градостроительных условий, в которых находятся объекты 20-30-х гг. XX века, определению влияния проводимых реконструкций и городских преобразований, в том числе нового строительства в границах изучаемых объектов, на значимость архитектурного наследия 1920-30-х годов. Научная работа по определению значения данного наследия в условиях современного города необходима и своевременна для решения назревшей проблемы.

Цель исследования заключается в разработке подхода к определению значения архитектурного наследия конструктивизма в формировании архитектурной среды города.

Задачи исследования:

- обоснование градостроительной роли архитектурного наследия конструктивизма в формировании генерального плана города и принципов, в соответствии с которыми велось строительство в 20-30-е гг. XX века;

- определение этапов развития пространственно-временных характеристик и качественного изменения роли объектов архитектурного наследия конструктивизма; выявление основных факторов изменения архитектурно-градостроительного облика наследия 1920-30-х годов в последние десятилетия и предшествующие периоды;

- исследование типов и параметров взаимосвязи зданий конструктивизма с историческим и современным архитектурным окружением, композиционно-образных характеристик объектов конструктивизма в сложившейся архитектурной среде;

- определение ценностных критериев архитектурного наследия как объекта современной архитектурной среды города;

- определение задач по охране и использованию архитектурного наследия конструктивизма.

Объектом исследования является архитектурное наследие конца 20-х -первой пол. 30-х годов XX века в современном Екатеринбурге.

Предметом исследования служит выявление ценности архитектурно-художественных и градостроительных характеристик архитектурного наследия 20-30-х годов XX века в условиях современной архитектурной среды г. Екатеринбурга.

Методика исследования основана на системно-структурном анализе; проведении натурных изысканий, составлении периодизации, систематизации материала, сравнительном анализе, семантическом и морфологическом анализе объектов 20-30-х годов XX века. Схемы и таблицы разработаны путем сопоставления и анализа архивных документов и других источников с итогами камеральной обработки результатов натурного обследования объектов и опроса жителей г. Екатеринбурга.

Хронологические границы исследования охватывают период с конца 1920-х годов до 2004-го года включительно. Объект исследования рассматривается во взаимосвязи с архитектурой дореволюционного и современного периодов, а также перспективным развитием города.

Научная новизна работы:

- обоснована структура градостроительной системы города 1920-30-х гг., изучены планировочные принципы и композиционные приемы застройки;

- впервые изучены ценностные характеристики объектов архитектурного наследия 20-30-х годов XX века в контексте архитектурной среды, на примере Екатеринбурга;

- предложен подход к структурированию охранной деятельности в отношении архитектурного наследия конструктивизма.

Практическая значимость работы определяется использованием результатов:

- в предпроектном исследовании объектов 1920-30-х годов при реконструкции и строительстве новых зданий на территориях, прилегающих к охранным зонам памятников;

- для совершенствования методики охраны историко-культурного наследия 1920-30-х годов;

- для составления специального обучающего курса с целью повышения квалификации специалистов в области архитектуры и градостроительства, введения отдельных частей исследования в лекционные академические курсы и практические занятия по специальности «Архитектура»;

- для исследований современного значения архитектуры конструктивизма в других городах.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, иллюстративного материала. Общий объем составляет 130 страниц.

Заключение диссертация на тему "Архитектурное наследие 1920-30-х годов в формировании облика Екатеринбурга"

Заключение

Итогом проведенного исследования является сформулированное значение архитектурного наследия конструктивизма в формировании архитектурной среды г. Екатеринбурга и новый подход к его изучению. Последовательное решение поставленных задач привело к следующим результатам:

1. Обоснована градостроительная роль архитектурного наследия конструктивизма в формировании генерального плана города. Она основывается на новизне композиционно-планировочных и объемно-пространственных характеристик четырех градообразующих уровней: общественного центра, соцгорода, архитектурного комплекса и отдельного здания, образующих градообразующую систему Свердловска 1920-30-х гг.

2. Выявлен характер взаимодействия архитектурно-художественных качеств отдельных зданий и комплексов, их историко-культурного значения, особенностей визуального восприятия с архитектурной средой, в которой они находятся.

3. Сформулированы ценностные характеристики архитектурного наследия 1920-30-х гг.

4. Составлена периодизация истории развития пространственных характеристик архитектурного окружения зданий конструктивизма, определяющая смену их значений.

5. Выявлены группы факторов, приводящих к изменению смысловых характеристик объектов, к разрушению целостной эстетики зданий, нарушению исходного облика здания, определяющих условия визуального восприятия архитектуры зданий конструктивизма, а также их градообразующую роль в планировочной структуре города.

6. Разработан подход к определению значения архитектурного наследия конструктивизма в формировании архитектурной среды города. Подход весьма результативен и может быть использован для решения проблемы сохранения историко-культурного наследия.

Результаты впервые проведенного анализа современных ситуаций, складывающихся в окружении памятников архитектуры рассматриваемого периода, определили пробелы в его изучении. Включение метода кабинетного интервью в исследование и сопоставление результатов опроса и натурных изысканий с положениями психологии восприятия архитектурной среды позволили широко изучить значение архитектурного наследия конструктивизма на примере Екатеринбурга. Сравнительным анализом выявлены этапы последовательного снижения значимости объектов. В историческом срезе представлено развитие пространственных, смысловых и образных характеристик, условий визуального восприятия, градостроительной роли в планировочной структуре города и архитектурно-конструктивных признаков стилевой принадлежности к конструктивизму. Значение зданий в современной архитектурной среде подтверждено характером взаимосвязи с условиями нового строительства в границах исторической застройки, факторами, нарушающими целостный облик среды, в формировании которой они принимают участие.

Предложенный подход способствует созданию целостного представления об архитектуре конструктивизма в значении элемента исторического наследия и объекта современной городской среды.

Библиография Мартынович, Ольга Вадимовна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Авакумов А. Архитектура. Среда обитания// шостранец. 2000. - 6 июня. -№21

2. Агеев С.С. Знакомьтесь Уралмаш, изд. 1998. - 200 с.

3. Алешин В.Э. Развитие представления о социалистическом поселении в градостроительстве Украины в 1920-х-начале 1930-хгодов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. Архитектуры М., 1987. - 24 с.

4. Алещенко Н. 20-е годы оставили нам// Уральский рабочий. -1984. 4 июля

5. Алещенко Н.В. Градостроительное значение и архитектурные особенности построек периода первых пятилеток в Свердловске// Вопросы градостроительства и архитектуры Урала. М., 1987. - 150 с.

6. Алещенко Н. Первенцы пятилеток//Вечерний Свердловск. 1981. - 6 янв.

7. Анфимов В. По проекту архитектора Оранского//Екатеринбургская неделя. 1999,- 19 дек.

8. Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов/А.В.Степанов, Г.И.Иванова, Н.И.Нечаев. -М.: Стройиздат, 1993.-295 с.

9. Архитектура и эмоциональный мир человека/Г.Б. Забелыпанский, Г.Б. Минервин, А.Г.Раппапорт. М. : Стройиздат, 1985. - 208 с.

10. Архитектурно-историческая среда/О.И. Пруцин, Б. Рымашевский, В. Борусевич. -М.: Стройиздат, 1990. 408 с.

11. Астафьева-Длугач М.И. Формирование проблематики теории и истории советской архитектуры, 1917-1954 гг. (Опыт историогр. исслед.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра архитектуры М., 1990. - 45, 1. с.

12. Астафьева-Длугач М.И. Традиции и авангард в советской архитектуре. -Образы истории отечественной архитектуры новейшего времени. М.: НИИТАГ РААСН, 1996.

13. Барг Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика/Пер. с фр. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1994. - 616 с.

14. Батракова С.П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX века. М.: Наука, 1990. - 304 с.

15. Беккер А.Ю., Щенков А.С. Современная городская среда и архитектурное наследие: Эстетический аспект / ЦНИИ теории и истории архитектуры. -М.: Стройиздат, 1986. 204 с.

16. Беляева Е.А. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977. - 127 с.

17. Бердников Н. В память о комиссаре// Вечерний Свердловск. 1977. -15 нояб.

18. Бердников Н. Улица в один квартал// Вечерний Свердловск. 1981. -14 марта

19. Благоустройство улицы Ленина// Уральский рабочий. -1930.-6 июня

20. Боков А. Про Ар деко//Проект России. 2001. - 27 марта (19). - С. 48

21. Букин В.П., Пискунов В. А. Свердловск. Свердл.: Средне-Урал. Кн. Издат-во, 1982.-250 с.

22. Василенко Л.Г. Интернациональные взаимосвязи и их влияние на новаторскую архитектуру УССР в 1920-е, начале 1930-х годов: Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 1991. - 24 с.

23. Волчок Ю.П., Иванова Е.К., Кацнельсон Р.А. Конструкции и форма в советской архитектуре. М.: Стройиздат, 1980. - 263 с.

24. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург: Уралмедиздат, 1995.- 120 с.

25. Восстановление Дома Наркомфина (интервью Голдхоорна Б. с Гинзбургом А.) // Проект России. 1999. - № 12. - С. 90-92

26. Воспоминания почетного уралмашевца Анфимова. Фонд Музея УЗТМ, Екатеринбург, 1980 г. - 120 с.

27. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. М.: Госиздат, 1924. - 238 с.

28. Главатских Л.Ю. Эволюция архитектуры жилых и общественных зданий г. Новосибирска 20-30-х годов XX столетия: Автореф. дис. канд. архитектуры. Новосибирск, 1999. - 22 с.

29. Глаудинов Б. Пути развития Советской архитектуры Казахстана 1920-1970 гг.: Автореф. дис. канд. архитектуры. -М., 1970. -27 с.

30. Голдхоорн Б. Новая жизнь фабрики Ван Неле // Проект России. 1999. -№ 12.-С. 82-83

31. Гутнов А.Э., Глазычев B.JT. Мир архитектуры: Лицо города. М.: Мол Гвардия, 1990. - 350 с.

32. Дехтерева А. Синтетический театр 20-30-х годов// Архитектура СССР. -1991.- №4 1-128.-С. 67

33. Долуханан Л.К. Архитектура Советской Армении 1920-х и начала 1930-х гг.: Автореф. дис. канд. архитектуры. Л., 1970. - 24 с.

34. Зайцев В. Свердловск в Мадриде, «Мадрид» в Свердловске// Вечерний Свердловск. 1986. - 1 дек.

35. Зайцев В. С молнией на фасаде// Вечерний Свердловск. 1979. - 5 дек.

36. Казусь И.А. Организация архитектурно-градостроительного проектирования в СССР, этапы, проблемы, противоречия (1917-1933): Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 2001. - 29 с.

37. Кайперс М. Памятники модернизма в Нидерландах // Проект России. -1999.-№12.- С. 82-84

38. Кириков Б., Макагопова М., Невзгодин И. Проблемы охраны памятников архитектуры 1920-1930-х гг. в С.-Петербурге и городах Урало-Сибирского региона// Проект России. -1999. № 12. - С. 93-95

39. Ковалевский В.П. Модернизация городских жилых территорий, застроенных в двадцатых-тридцатых годах (на примере Москвы): Дис. канд. техн.наук. -М., 2001 г. 149 с.

40. Колясников В.А., Лемегов А.В. Историко-градостроительное зонирование Екатеринбурга // Стройкомплекс Среднего Урала. 2003. - №6. - С.20-25

41. Колясников В.А. Историческая среда Екатеринбурга: объект и предмет охраны // Стройкомплекс Среднего Урала. 2004. - №9 (81). - С.32-34

42. Конышева Е.В. Градостроительство и архитектура г. Челябинска конца 1920-х середины 1950-х годов: Автореф. дис. канд. искусствовед. СПб, 2003.-24 с.

43. Кудинова А. Воспето время свое// За власть советов. 1991. - № 11 (6)

44. Кузьмин А. Предвижу серьезные проблемы в отношении конструктивизма// Проект Классика. IX-MMIII. - 2003. - С. 23-25

45. Кришке В./ Krischke Wolfgang. Архитектура современности созрела для музея? //Аспекты. -1988. С. 9

46. Курбатов В.В. Советская архитектура: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1988,- 208 с.

47. Лебедев Г.А. Украинская архитектура 1920-начала 1930-х гг. Основные тенденции развития: Автореф. дис. канд. архитектуры Киев, 1971. -23 с.

48. Линч К. Образ города М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.

49. Локтев В. О неведении художника и иносказательности его искусства//Архитектура СССР. 1997. - № 4. С. 13

50. Лохова Н.Н. Архитектурно-планировочное наследие 20-50-х годов XX века в градостроительстве Урала: Дис. канд. архитектуры. Новосибирск, 1997. -152 с.

51. Маллер С. Дом-пила// Вечерний Свердловск. 1976. - 10 февр.

52. Медведева М. Зодчий Уралмаша// Екатеринбургская неделя. 1999. - 12 марта. -№ 10 (265)

53. Мартынович О.В. Архитектура конструктивизма: сохранить или изменить?//Стройкомплекс Среднего Урала. 2003. - № 7-8 (67-68). - С. 66-69

54. Мартынович О.В. Современное значение архитектуры клубов и Дворцов Культуры 1920-30-х годов в Екатеринбурге//Стройкомплекс Среднего Урала. -2004. -№ 9 (81). -С. 40-42

55. Мартынович О.В. Символика архитектурных объектов периода 20-30-х годов XX века в Екатеринбурге//Стройкомплекс Среднего Урала. 2004. -№ 1-2 (73-74). - С. 42-44

56. Махлин М. Чем барокко отличается от барака?//Российская бизнес-газета. -2003. 30 дек.

57. Милютин Н.А. Основные вопросы теории советской архитектуры//Советская архитектура. 1933. — № 2. - С. 13

58. Милютин Н.А. Соцгород. Проблема строительства социалистических городов. М. Л., 1930. - 110 с.

59. Молема Я. Мороженое моего детства// Проект России. 1999. - № 12. -С. 85-87

60. Музей архитектуры и промышленной техники Урала, ф. № 3, on. № 1, ед. 18/26; on. № 1, ед. 16/22; ф. № 5, on. № 1, ед. 13/5; ф. № 14, on. № 1, ед. 32/4; on. № 1, ед. 7; on. № 1, ед. 44/9; оп. №1, ед. 64/2, 3-5.

61. Невзгодин Н.В. Российско-нидерландские архитектурные связи первой трети XX века в Урало-сибирском регионе: Дис. канд. архитектуры. -Новосибирск, 2000. 249 с.

62. Неизвестный архитектор Баухауза на Урале / Каталог выставки в честь 100-летнего юбилея Беллы Шефлера. Екатеринбург: «Филантроп», 2002. 23 с.

63. Николенко Т.Ю., Фесенко Д.Е. Архитектурные конкурсы: вчера и сегодня//Архитектура и строительство России. 1992. - №-3. - С. 20-22

64. Новый этап освоения наследия советского конструктивизма в Голландии//Проект России. 1996. - № 1. - С. 67-69

65. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ//Российская газета. 2002. - 29 июня. - №116-117 (2984-2985).

66. Овчинникова Н.П. Вопросы исследования отечественного архитектуроведения. СПб.: СПбГАСУ, 2000. 164 с.

67. О достоинстве советского архитектора// Архитектура СССР. -1937. № 9. - С.2-3

68. Опыт стройки 1934. № 6, 12, 1937. - № 6, 1938. - № 5

69. Павленко М. Симбиоз старого и нового в архитектуре Свердловска 192030-х гг.//Архитектура. Строительство. Дизайн. 2000. - № 5 (21). -С. 57-59

70. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной. Справочник под ред. Б.М. Кирикова СПб.: Альт-Софт, 2000.-880 с.

71. Паспорта на здания 20-30-х гг. XX века, материалы согласований по реконструкциям Архива Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области.

72. Первая в Соцгороде//Вечерний Свердловск. 1984. - 17 июня

73. Петунина Т. Вавилонская башня в Свердловске// Уральский рабочий. -1984. 8 апр.

74. Полянский А. Первый дом Уралмаша//Вечерний Свердловск. -1973. 23 сент.

75. Порсев И. Вековой юбилей зодчего//За тяжелое машиностроение. -1974. -22 окт.

76. Программа курса «Советская архитектура» и методические разработки по семинарским занятиям и научно-исследовательской работе студентов. Свердловский архитектурный институт. Свердловск, 1986. - 32 с.

77. Проект зон охраны памятников истории и культуры центральной части г. Екатеринбурга. Екатеринбург, УралГАХА. - 2002.

78. Рабинович Р.И., Шерстобитов C.JI. Улицы Свердловска. Свердл. Св. книжное изд-во, 1964 -108 с.

79. Региональные особенности градостроительства Урала/Под ред. В.А.Колясникова. Екатеринбург: Изд-во «Архитектон», 1996.-302 с.

80. Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия /Сост. С.Н.Молчанов; Научно-производств. центр по охране ииспользованию памятников истории и культуры Свердл. Обл. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001 - 520 с.

81. Свердловск. Свердл. - Средне-Уральское книжное издательство, 1946. -104 с.

82. Свердловск. Справочник-путеводитель/Ред. Кириенко. Свердл.: Среднеуральское книжное издательство. 1966. -270 с.

83. Свердловск (строительство и архитектура)/Н.С.Алферов, Г.И.Белянкин и др.; под ред. Е.И.Астафьева. М.: Стройиздат, 1980. - 160 с.

84. Свирина Н.В. Городская среда Оренбурга XVIII-XX веков: Архитектурно-художественные аспекты: Автореф. дис. канд. архитектуры. М, 2002. -30 с.

85. Седов В. Пасынок охраны памятников// Проект России. 2000. - №12. -С. 90-92

86. Семиотика пространства: Сб. научн. тр. Международной Ассоц. Семиотики пространства/Под ред. А. А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999.- 687 с.

87. Симиненко В.И. Архитектурно-градостроительные проблемы сохранения массовой исторической застройки (На примере городов Урала): Дис. канд. архитектуры. М., 1985. - 250 с.

88. Сиренко Э.А. Преобразование планировочной структуры Москвы в первой половине XX века: Дис. канд. архитектуры. М., 2000. - 205 с.

89. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.- 344 с.

90. Современная архитектура 1926-1933 гг.

91. Стадников В.Э. Архитектура Самары в 1920-1930-е годы: Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 2000. - 24 с.

92. Стариков А.А., Звагельская В.Е., Черняк Е.Н., Токменинова Л.И. Екатеринбург: История города в архитектуре. Екатеринбург: Сократ, 1998.-239 с.

93. Стариков А. А., Колясников В. А., Дектерев С.А. Генеральный план города-градостроительное обеспечение стратегии развития Екатеринбурга// Стройкомплекс Урала. 12. - 2002. - С. 28-30

94. Теория композиции в советской архитектуре/ под ред. J1 .И. Кирилловой. -М.: Стройиздат, 1986. 255 с.

95. Ткаченко С. Реставрация дома Мельникова // Проект России. 1999. -№ 12.-С. 9697. 41 миллион рублей вкладывается в строительство большого Свердловска// Уральский рабочий. — 1930. 7 янв.

96. Токарев А.Г. Преемственность в архитектуре и градостроительстве Ростова-на-Дону 1920-1930-х гг.: Дис. канд. архитектуры. М., 2000. -347 с.

97. Токменинова Л.И. Архитектура конструктивизма в Екатеринбурге-Свердловске // Екатеринбург: историко-культурное наследие и современность. Материалы научно-практического семинара. Екатеринбург, 1996. С.76-84

98. Токменинова Л.И. Екатеринбург-Свердловск: архитектурная лихорадка 2030 гг.//Наука Урала. 1992. -№10. - С.6

99. Токменинова Л.И. Памятники архитектуры советского периода в Екатеринбурге/ЛПроект России. 1998. - № 17. - С. 86-90

100. Токменинова Л.И. Эпоха домов переходного периода // Наука Урала. -1991.-№50.-С. 12

101. Уральский завод тяжелого машиностроения 1928-1933/ Предисловие А.Ф.Толоконцева Свердловск-Москва: Уральское областное государственное издательство, 1933 г. - 170 с.104. Уральский рабочий 1925 г.

102. Фотографии Мартынович О.В. Екатеринбург, 2001-2004 гг.

103. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. Е.А.Дубченко; под ред. В.Л.Хайта. М.: Стройиздат, 1990.-535 с.

104. Фридман Д. Дом промышленности в Свердловске// Уральский рабочий. -1930. 3 марта

105. ХазановаВ.Э. Опыт изучения истории советской архитектуры 1917-1932 гг.: Автореф. дис. доктора искусствоведения, М., 1996. - 21 с.

106. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. -М.: Стройиздат, 1996.-709 с.

107. Хан-Магомедов С.О. ИНХУК и ранний конструктивизм. М.: Архитектура, 1994. - 180 с. (из серии книг «Авангард»).

108. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм концепция формообразования. -М.: Стройиздат, 2003. - 700 с.

109. Хан-Магомедов С.О. Русский классический авангард XX века // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2000. - № 5 (21). - С. 28

110. Хан-Магомедов С.О. У истоков формирования АСНОВА и ОСА две архитектурные группы ИНХУКА. - М.: Стройиздат, 1994. - 180 с.

111. Хан-Магомедов С.О. Уничтожит ли авангард классику?//Проект Классика. EX-MMIII. - 2003. - С. 20-22

112. Хасиева С.А. Архитектура городской среды. М.: Стройиздат, 2001. -200 с.

113. Царева Т. Модели нового быта// Проект России. 2000. - №25. - С. 49-52

114. Человек и город: пространства, формы, смысл: Материалы межд. конгресса Межд. ассоциации семиотики пространства (Санкт-Петербург, 1995 г.) Т.П/ гл. редактор А. А.Барабанов. Екатеринбург: Архитектон, 1998 г. - 259 с.

115. ЧепкуноваН.В. Архитектура профсоюзных клубов Подмосковья 1927-1930 гг.: Дис. канд. архитектуры. -М., 2001. 190 с.

116. Чернихов Я. Основы современной архитектуры. Экспериментально-исследовательские работы. JL: изд. Ленинградского общества архитекторов, 2-ое изд. доп., 1931. - 96 с.

117. Чертов Л.Ф. К семиотике пространственных кодов // Семиотика пространства: Сб. научн. тр. Международной Ассоц. Семиотики пространства/ Под ред. А.А. Барабанова. Ек.: Архитектон, 1999. - С. 93.

118. Четыре поколения одного дома// Вечерний Свердловск. — 1977. 13 окт.

119. Чиняков А.Г. Братья Веснины М.: Стройиздат. - 1970. - 178 с.

120. Шелушинин А.Д. К истории архитектуры Свердловска (конструктивизм 1920-1930 годов) // Из истории художественной культуры. Екатеринбург -Свердловск. К 250-летию/ Свердл., 1997. - С. 72-82

121. Шепелев И.П., Шумилов М.С. Реконструкция городской застройки. М.: Высшая школа, 2000. - 271 с.

122. Штиглиц М.С. Промышленная архитектура Петербурга. 2-ое изд., испр., доп. СПб.: Журнал «Нева», 1996. - 132 с.

123. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. Учебное пособие/ В.И.Иовлев. Еатеринбург: Архитектон, 1996. - 304 с.

124. Элементы архитектурно-пространственной композиции: Учебное пособие/ В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.А. Туркус. -М.: Стройиздат, 1968. -168 с.

125. A plan of action for the international scientific committee on education + theory //The Docomomo Journal, № 30, march 2004, p. 29.

126. East West. Каталог. - Екатеринбург - С. 83-85, 90.131. http://archcenter.ru/rus/about/Avangard/default.asp (материалы официального сайта Центра современной архитектуры, Москва).