автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.04, диссертация на тему:Архитектурно-ландшафтная организация пешеходных пространств на основе сценарного подхода

Коробова, Галина Вячеславовна
город
Москва
год
1990
специальность ВАК РФ
18.00.04
Автореферат по архитектуре на тему «Архитектурно-ландшафтная организация пешеходных пространств на основе сценарного подхода»

Автореферат диссертации по теме "Архитектурно-ландшафтная организация пешеходных пространств на основе сценарного подхода"

центральны!'! ндшо-ксслщовательский и проектный институт по. градостроительству

Еа гравсх рукописи

Архитектор КОРОБОВА Галина Вячеславовна

УДК 7ii.ii2.0ii7i2.3a7

АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ НА ОСНОВЕ СЦЕНАРНОГО ПОДХОДА

Специальность ib.00.04 - градостроительство, £н:!оннбя планировка, ландлафтпая архитектура н пх&шровка сельских населенных «ост

автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Москва - 1990 • -

Диссертация выполнена в Центральном научно-исследовательском и проектной институте по градостроительству '

Научны! руководитель - профессор В.Н.Белоусов

Официальные оппоненты: доктор архитектуру Ю.П..Бочаров ■ ■ . • кандидат архитектура Н.П. Титоьа

Ведущая организация - • Научно-исследовательский к проектнн.

институт генерального плана г.Москва

• ■ ■ I ■

Защита состоится "у/" 1990 г. в"/^ час. на

заседании Специализированного совета Д-033.01.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора архитектуры при ЦНИИП градостроительства

Адрес: г. Москва, 117331, пр. Вернадского, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в метсдфонде ЦЗИИП градостроительства.

Автореферат разослан " $ " 1990 г.

Ученый секретарь 'Специализированного совета, кандидат архитектуры

Г.А.ШОЯН

Актуальность исследования обусловлена неудовлвтворяталыпвш эстетическими качествами пространственной сряди большинства нших городов. Нэ только районн нового строительства, по и исторические центры страдают от 'современной-практики прострапствпшой организации среды,- для которой характерны празэбрягенио к природным особенностям местности, историческое л культуртсуу паслэдязэ, 'нввалиров-ка рельефа и гидрографической сата, безликость застройка, ляксып-лвксность и низков качество элвмзятаряого благоустройства. Пстрзб-ность.в эстетически организованной, удобной и одухотворенной среде и недостаточность условий для реализации.этой потребности составляют содерзаннз. современного конфликта мезцу человеком и средой aro обитания.

Когда Запад столкнулся с аналогичной проблемой необходимости гуманизации своих морально и физически деградируших пропиаренных городов, важнсЗшуз рать в ренессансе концепций планирования а проектирования городе ¡сего окружения сыграла лгншафтная архитектура. Ландаафтно организованное пространство стато синоннмом экологически здорового и эстетически привлекательного города.

Ландшафтная архитектура раажзуэт ерздовой подход з градостроительстве и архитектура, првдполагазздяй проектирование нэ объектов в городе, а города та® целостное систеш, оптимально благоприятной для обитания человека, где каздяя иолочь имеет ценность и зна^а-мость, соотносила со всеии остадьакки элементами ог.рузекгл. Ландшафтная архитектура кат средство организации пространственной среды в городе смеет, как ызяиыун, два урогая:'городской, с соотвзтст-вулцими арсаналш лзд^фтяо-градостроятаташз: средств, и локалнпй, где решаются задачи создания прееиетного окружения человека.

. В организации пространственной среды и предметного окружения человека в городекроке ландшафтной архитектуры участвуют декоративное искусство и дизайн, но именно ландшафтная архитектура вы, полняет координирующие функциями именно ландшафтный архитектор

может разрабатывать на общегородской уровне концепции благоустрой-...ства» оборудования, оформления, озеленения открытых пространств :.; как системы, . взаимосвязанной с другими территориально-пространст-венныыи подсислгеш^ города,, и конкретизировать эту концепцию для ' отдельных районов, зон, открытых пространств., ЧСцбнарный метод, перенесенный в-градостроительство из практики } садово-паркового.искусства.во второй половине ХУШ века, учитывает восприятие городской срады: в движении и-рассматривает предметы не только в системе пространственных-координат, но и во времени, что • дабт врзмозсность"режиссировать" взаимодействие визуально воспринимаемых компонентов среды как гармоничного целого, обладающего ху-. дожественным воздействием. • ? - •

. Научной базой исследования явились принципиальные теоретические . полеявния архитектурно-пространственной организации городской среды, изложенные в работах Л.Н.Авцотыша, К.Н.Айанасьева, М.Г.Бархи-. на, В.Н.Белоуоова.^Ю.П.Бочарова, А.В.^унина, В.В.Владимирова. А.Э. - 1Утнова, А.В.Иконникова, Я.В.Косицкого, Л.Н.Кулаги, В.А.Лаврова, И.Г.Лажавы, И.М.Смоляра,' И.А.^жна, ,К.К.Шешельгиса, В.А.Шкварико-ва. З.Н.Яргиной; вопросы лащцпаФтного градостроительства и архитектуры - в работах А.М.Базилевича, А. Н. Белкина, Ю. А.Бондаря, H.H. •; Бочаровой, А.П.Вергунова, В.Р.Крогиуса, Е.М.Микулиной, С.С.Ожегова, Г.А.Потаева, Э.П.ЦгрвинаСа» С.Г.Пушкарева. И.Д.Родичкина, Дж. Сай-мовдеа, С.Д.Соколова, В.П.Стаускаса,- А.В.Сычевой, Н.П.Титовой, Б.Е.Хромова, Г.Экбо; вопросы визуально-пространственной организацш психологических и эмоциональных свойств , среды — в работах Р.Аркхей-ua, Е. Л. Беляевой, К.Вейхерта, В. Л.Глазычева, Г.Б.Забельшанского,

Ю.И.Курбатова, К.Нянча, А.Моля, Г.Б.Минервина, А.Г.Раппопорта, И.А.Страутманиса.

Цель работы - разработать методические положения и рекомендации по организация пространственных »лементов пешеходных маршрутов на основе архитектурного сценария.

Основные задачи:

- проанализировать, оценить возможности я систематнаировать приемы и средства- ландшафтной, архитектуры, декоративного искусства и дизайна применительно к задачам пространственной и эмоциональной организации пешеходных маршрутов;

- усовершенствовать1и развить методы.анализа визуально восприни маемых качеств пространственной среды и ее элементов;

- разработать метод построения архитектурно-ландшафтного сценария.

Об ъ ё к т исследования - пешеходные пространства городов, совпадающие с.важнейшими ландтафтно-планировочными направлениями их развития в условиях сохраняемой застройки /гг. Боровск, Курск, Ярославль, Звенигород/, в условиях реконструкции /гг. Ульяновск, Руза/ и нового строительства /г. Костамукша, пос. Костромской АЭС/.

Пред м е г исследования - взаимосвязь и взаимозависимость элементов городской пространственной среды, используемых и воспринимаемых человеком в процессе ее пешеходного освоения. * "

Научная новизн. а заключается в разработке методического подхода, позволявшего анализировать и решать вопросы пространственной организации среды с заданными эмоциональными характеристиками на всех уровнях градостроительного проектирования - от ландшафта города до предметного наполнения локального пространства.

Нотогпка исследования нащцу с изучением ^гературнах есгочлзтпов а Еатуршшн обсдедозадшямз вклочаот р&зра-йпзйнеез в ДЗЗЩ градостроительства приемы анализа ландшафтно-пда-ЕфОЕШяых характерасатк территории города и исхорЕюэ-культурных црсдпосыиж формнровахия пространственной среди, используются: метод сдвига уровней срострглстЕэнноЁ организация срзды К.Войхерта, метод оцзша слссност склугтоз Кшс тиара-Рея, откорректированный прнмо-ене&зьно к архптоптуряки объектам А.Н.Прохоранко и В.5.1уляевш, изэд* Сн"якн эстетических качеств праедпяашшх Езделий, принятый в врс1'щйлг1Шо£ эстетике, грая э-етататическгй метод выделения границ .цозгргльной зоны горэдоа А.М.йшлша.-

Ера т,1 пчоокое значение работы заключается • и ЕосатааоваЕЯв-иатсдоз- ан&лхза ЕЕзуашю аоспрккшаегдас качеств срадн даа Ешвташш характера •конфлЕктнкх- ситуаций и определения пзтой ек рггггля срздстЕлаи дацдЕаЗтпой архитектуры, а также для хгтЗсра СЕТхжапького-Еарзанта.застро^кя.кля благоустройства в процесса прсс™Ера~~КЕя. Ерэ^э того, предакжшннй мете? построения арст-тастурао-лгнпггя^тного сценария может быть использован в качестве уЕйгзрсаяьногв г.зсхруг.;сЕгг, проактпрованЕя городской среды с эадан-ягяса Г'"Г|^поиалькы7/71 характеристиками.

. Нп а ■ а и н т у выносятся:

- кетед построения архптсглурно-лашщга5тного сценария;

- комплексная М97СДП5Г1 количественной ошнкя Еизуально воспрянииае-ш качеств городской пространственной среды, дифференцированная для харэдов различной велЕчлны.

Внедрение осуществлено в проектах ж НИР ЦНИШ грацос- . тротаедьссва, ШШШзрэлгшглш: -зданий ж спортивных сооружений им.

^ Б,С.1£азэлцева, ШИН гскуоствозкания .^шютврства культуры СССР: I. Гргдаатроатольннз основы преобразования и развития малых населг-н-е?з мест Нечерноземной воны РСФСР /Отчет.- М.: ЦНИШ град острой-

тольстг-а, £ госрогкстрзцкп SI036753, IS82.

. Обс&агняе теоряп йормпролглгя ело™:г;ггл.ся ггалих я ср-зшптх городов я подготовка елтзэт но?одэтсс:>г.-г пологенай п.о улутсзкга я* арллтектупю-худсгсствоккогэ о5.тгл /Огчет,- М.: ШИИЗ градостроительства, ^ гсзреглстрации 01,83.0 004953, 1СГ.З.

. Город Еозольск. иоторпко-гр2дсстр.-н';:с.ГгпМгЗ очерк /Гон сг"гс па-¡птников история я гультурн Кзлухсгой области - М.: НШ , :озна.'1г~. IP53.

:. Рекомендают по форглров^тгав л рекочстру^тпи объектов озелгле-няя в городах "oc,,.f>T>cj:c;5 области /Отчет.- М.: Ш^Ш. градоссрог-тальстгл, J5 госреглотрснт CI.Si.О 022025, I9S3.

>. Рекомендации по форетровг.пзп .тдазпгЗтноа п худозеетвепзо-чотзтз-чоской ера;;:; nccezza. а?0 /Отт:ст.~ *!.: ВНИИ гр-?ос-

троатвльствз, кнг.Л? Т-22Г,37, I??а.

3. Сказание нлтчно-?/ого:гк"!>окоЕ почата л разработка лргдлесек-.т 3 по фогаглрог^лпэ аг>л!гоу.,13,гно---худо7:~пгг,глг1ого оформзепля г.Курева /0тч5?.- ;-!.: ЕНИШ грагосгрг-г.те^зсггл, й гсорэтаатг-^л 01.85.0 130433, ICS3.

7. Кссл<?доьпть гс.-дллркс услззюй ер^тактуряо-плашфовочзсЯ cp-.-zi-загоя, с^орудог.- л я г. тсхшггесгого лсг.г;гл<:кля лзкго.гЗтпо-рзкрг-а-пионккх тзррлтор»:3 и ргзрабата^г- зрвллокекгя по ссстаглопто в составе гэнал»ка •:о:,:!7л;:-:сг:л: с.тач яяяаието <5лг»гсуь тройства г озеленения городов /Отчет.- М.: ПЗГШ градостроительства, й госрэгпстртда 01.86.0 082783, Т.~8В„

8. Кошкокаяаа охс:.:а гудстоственного ойортгения г. Ульяновска /г.с-слодоват;. тго'ттлпх'.о условий арх тгркгурно-яланпрсво'дюз opг?.!,"?"^-пяя, сборудог-гглкя п т-аг."ос.кого ■* -•гс?.с4п*я л^пиЗтно-рекре.г^п-оннкх Toppr.xopiiii к p"."parto'.>xi.. пгтдлег.екпя по созтг-глсмгп п составе rann.TT.nn. Ko."a.icr.c.nur схем вшчанего б."лгоусттуг*стла л тое-лзнеп'^ /Отчет.- М.: IlvMI грачостгсггл**отгз, S гоорегхсапигл 01.86.0 0175.12, 1937.

'9. Провести исследования и разработать нормативные требования к основным параметрам малых форм архитектуры на стадии проектирования,- изготовления.и Ексдлуатацш /Отчет.- М. : ЦНИИП'градостроительства, Jé госрегксТрации 01.87.0 054930, 1988. Ï0, йойснлтедьная зайиска по- научно-метедической помощи и схемам- ' иллюстрациям при разработка - тэО. строительств. Ульяновского центра июсрозЛвйрЬвйки /Огчет.- м. : градостроительства, гос ■ petticïfâiSîi ôï.88.0 0Ô2768. Ï988. ' ... . £1.К0ШЛё£31Ш 61оиа жудо$ественного оформления г.Балаково /Отчет.-M.i ЩЙШ ?рэйОС1гроитольства, 1988.' Ï2.1t3ii^ypomû SpoôKT эскиз-идеи новых видов малых Форм архитектуры, BiàueHïôfc rôpôâôK&ro дизайна й благоустройства территорий общее-■sBeHHO-ay-Sbîypaa й торговых центров г.Москвы,'.вторая премия Союза apaiêRiôpôb КЯСР, 1989. . ■*

А п р о .6 à ii h я. Основные результаты работы отражены в сообщениях на ХЙ й -5311 научно-практичеевдх конференциях , молодых специа-• Листов ЦНЙШ Градостроительства /1981 и 1982гг./, семинаре по вопросам ландшаф^ЬЙ архитектуры на'ВДНХ СССР /1982г./, на секциях НТС ДНИИП град00?рёй®еЛьстБа' ло проблемам оздоровления городской среды - /протокол i'i 9 ОТ 8.12.1987г./ и по проблемам малых городов /прото-" кол JÉ 10 от 29.9VÏS89T. и К 2 от 2.03.1987г./, на градостроительном совете Госк5ЩЖ¥®КТури СССР /протокол & 2 от 27.05:1988г./, на секторе Свой& еаш^ков художественной культуры ШШ'искусствозна-taa & ш .стбрй^тл Культуры СССР «/протокол от 9.02.1983г./.

J^ccepTisQHfl состоит "из введения, трех глав, .основных выводов и библиографии, объем работы,- страниц машинописного текста. Иллюстрации выполнены на планшетах, содержащих чертежи, рисунки, фо-.t тографии, графики и таблицы.

По теме диссертаайй адубликоЕано девять .работ.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава посвящала архлтектурхо-градостроительныи средствам оргааизации прострахствзхясй срвды и задачам, которые оии прязважы репать. Первый раздел раскрывает значения основных используемых терминов и понятий. Во втором разделе рассматриваются задачи и средства пространственной организации на уровне города и локальных пространств. Рассматривается- иерархическая структура организации пространственно?, среды, элементы которой - природные и антропогенные составляющие - определяют эстетическую выразительность и своеобразие города. В этой иерархическое структуре основанием "пирамиды" является природная подоснова - наиболее стабильный, структуре- н £ормообразующий ¿актор развития города. Элементы каждой последующе Г ступени зависят в своем развитии от предыдущих, определятацнх направление и характер их развития. Завершает это построение элементы предметного наполнения городской среды. Эти легко заменяемые и возобновляемые элементы среды могут вычленяться для изучения /как методический прием/, но для принятия решения необходимо рассматривать среду в целостности.

Использование в качестве средств пространственной организации ландшафтной архиаэмуры, декоративного искусства и дизайна позволяет оперировать в рамках сформировавшихся открытых пространств на лок&чьном уровне, тактично Енедряясь в сложившуюся ткань города без ее радикальных изменений.

Преобразование и эстетическая организация пространственной среды города может производиться только поэтапно. Первоочередными объектами долеты стать главные улицы, площади а другие общественно значимые территории центра, которые в дальнейшей будут играть роль "катализаторов" /эталонов/ для периферийных районов. К* выбор определяется следующими крнтераяо:

- глгоргло-:у-~ тутлшя к социальная значимость;

- вш'меийпз salíislüjmx • элементов • простраЕствэшю-лла^учмкк

- .кого-кариеса города; . .

- значение . для/'оójs&ji гоего города;

. - вэшгосггзь.-с' оснрвпист -шшснэЕтгаг. породной подосновы.

:/В егрук^ра-сбрсз;^ ::ар^;гернстд1с,города,-.представление о .его . дк:?рЗ-'имеет..сзрайелрзтцев-. значение. Уровень к качество эстетич-зско! " .•■Ьрслйл'аагак.-ррортранствекнрй средйкгего торода.-находится в тесной

■ с <5ст.е?дчсзг,ой ..организазлей -центра к ого .вздущх У^йхомекго»-.- главгшх площадей, ддегах С&дйстьенко значимых tci v ••рЕто^ЪУ незтсшатогепае .'йоторк, i:йг. йрапЕЛо;';.совпздает с вахнейша-

■ ,:,гг:"осл7.г2 -з .структур! .города, Соьер-■• .-'noKaxsosaiuia- 'пгг-зтрг-ггстгг^оЛ оргачпгсиш'.-тлаЕ.ша -улиц -и плсдеде!!

'r.y.zí.Tyjzi'ü.a ет^сскай потенциал центра, .создает предке " с.чш: cno.qc4c7J.y3T- форлсроватш икдивэдуадь-

- кого сфгхх. ззэуоде.< В -r.cvopiroeóCTC: городах • г,то ломогавт. .раскрыть

■ -хульт^-гк-:- Сэто.г'ътг.ъ- snoisroro.' п .ногис'яызгвтея повременным услова---. см-создает. tí"£:rurpr*j;T;?oro.-■ психологического клпггата.- Ео хссх .случая •^ссгсрлг^хаог-пйпв^сросттс'пог-лсвдод крепк, способствует соэдапзго-нсо-

рьыж'тяя. личности. vgczpeK5K"OpocTpcT:c5rsm;ca--opi'c:iii3a^Jit-^cKa.TbHoro -уровня должны решать"." в "^СгТР■■ой{зЕ-копцсгдап^г^питгл--!:ла?щш£5:та города, .Вкачес •гае нютдрлвнтй-,-;-пе:.*згЕ£ГС#ео -радр^бсаать: 'чонделцЗйо," целрлмуюгея из •Езогсаа ивтодк::анап1за-характеристик-ландшафта го-;-ро»а,-:-коД2?г3255роаан2ги9 • пршакстельнэ- к задаче ирелодоваизя.

. Ltibhoü '-tíUía-cü •Проьхуатгс?взщс8 оргы;?.за:п1.ч.-городского-центра • •: является создание яг-к^фя-лх -нрострацотв, Бзагалоодязаннше пс

- юохэзекмь маршрутами.' lija' атом 'црЕрэдная лсдозкога, плакировка ь за

- с'трзйса расскатрква-лся sax-увловвд задачи»' а. средствами решения

архахевгуца. городской диза£д и докоративноо

искусство, обладапцие широкими возмо.т.ностя?.ы эмоционального воздействия, композиционно-пространственной организации, создания предметного окружения, обращенного к ценностным ориентация^ человека, реализации городских функций на локальном уровне, способные в ряде случаев снять или существенно■ослабить конфликтные ситуации.

Последний раздел главы посвящен анализу п систсултазации приемов и средств, используемых в организации городской пространственной среды на локальном уровне. Выявлешг их композиционные воэмагности /доминирование, акцентирование, разделение, связь, Маскировка нежелательных компонентов и т.д./, возможности эмоционального воздействия и функционального обеспечения. Разработана таблица приемов.и средств пространственной организации локальпого уровня применительно' к условиям и задачам исследования. Элементы ландшафтной архитектуры, декоративного искусства и дизайна сгруппированы в семь блоков по морфологическим.и функциональна признакам /первичное благоустройство, природные'элементы и знаки природы, художественное оформление,- визуальная информация,"городская мебель, специализированное оборудование и технические устройства/. Решаемые педачи объединены в четыре блока в соответствии с градостроительными требованиями, предъявляемыми к открытым пространствам /композионно-прострадствен-ная организация, эстетическая и эмоциональная организация,удовлетворение потребностей человека и реализация основных функций его жизнедеятельности в городе/..

Создание системы пешеходках маршрутов, взаимосвязанных общностью зрительных впечатлений, требует разработки. новых методов проектирования пространственной среды, обеспечгшатаих целостность ее восприятия в процессе движения. Для -обеспечения профессионального уровня организации городской прострагственной среды целесообразно предусмотреть разработку соответствувдего раздела в состава проект-но-сметной документации на каждом этапа градостроительного прсактирования.

- ю -

раскрывает психологячеовяе з. згдоцкональиыв особен.. Еосга гсзптг^яшя цространстЕзкной среды". Скрещение ктеоршпоэволи ло садойтнк пошкэшго "мехаяЕзш" воовдеяяея проотракстааквой сред

■ как .гставнрму процессу сдбккя и ^ отбора сущесгза.чныхпрйзвайов ее гв дпц^ывдэсё! я еннтеза в.цзлостаай образ окхукеная.: Установлено,

■ кто лс^ргенгл эстетического удовдетзоревдг при ■воедтияята. архн-' ,• срацн вдобэдшзг медтвдйв условия:

■ - крхйггке-- целостной . гдафдщйв. /градостроитР-яькой и лакальвоа/^ каи ; сг^/пгурн"Худогзстэежрго постгседая пр^редамегйой средн. : уравно

¿шп&жеаузадутрзщжэ .деейий^у оу^адагороог^ззотв- в объемов; '.

- ярко, внрзжеяйта хар^гтврнш: особенностей, опрэдвляпшх щ^^дуёлгдость среды;

. -■ врвгз&тсдаш вр*шт>гавоспрш?Ря ка^оггтгок^оа. аначгмоств восори-оЗсектов;

- соответствие прпотранствевно-временных. паремэтров срады особенное . там зрэнпя человека, и скорости его передвижения. ' ,

■ К Еай.гагоггржгншт уодовггсл восприятия, когда, затруднена трактов ка ухздежаго к -хашадгля:' коксурарудаие образы,. относится/отсутства - кфпЗзтяг. акшник моментов-. есипоэщпикабкточноегь ■ несущественных злеяуггов,. нейсюзятр^нссгь гредкагн к .мекашгеесвае ракета., восщяиией . .Скздудаай раздал: Езскэдез езасазу эиоцаонзльнкс характеристик '•, .ощякщ :.прост2ЯЭ»*в. На. оспове •йзу^оии »талещнрх • образцов. Ж -ю- ли тератп^ьег естот^яя ■жк^ья* хЖеЕрхцяо закснкизраоста: время, В те^гша которого, сохраняется активность восяршпгяя /сорог, яа кото-рьш.дащ воЕотчаокЕ организованная срода перестает лоспрщшиаться еж восприиЕмавтсл отрицательно/, сосгааяяет 25 минут и соответству от отрэзц? Евгз&щцного пути 1300-Г700 м /в зашскйсста ■ от скорости • перодл^аая/. ЦротдагвЕккетг? цугнзрреягдах одного композиционного приема^ -ноглрчзЕцзл аоЕОюазоогь „войзашяхгв. -сосхшгдя&т от 70-100. и до ■ 400-500-й /ссотвэхсевз'ию, от 2-3* до 5-6™ кеы./. Швдамвдгов врзаэ обзора бозазкг регяпригай 4-5 с»., клгаальное - 8-10 сек.

- п -

Определены оптимальные и допустимые параметра плгаядсй а улвц з за-вгсйыгоста от этденостй'застройка. ?Люгообразиэ зрительная яартяп систематизировано и сведено к. девяти группам в завасгмоств о? губаны обзора, угла зретая, харчгаара-грзнвц я расподокемчд до-жегтг-

: юпщх линяй.

• Двадга'.-чстЬрпчвскиг-я -етона- согданнкх открытке пространств с тоЭД -.зраййг.-вх' соо1В5гс1аая''©сй!91дзяэяяйнкм эгаяоннкм зар^тйтарисг:-кам ншшл ряд пегатишкх таздекциЗ, кадржар, замгк^ разлитой си-

:стемы еткрятых пространств, йтхтяцяояалько знатаглга элауепти которых

■ бвли закр^Шйнн архптезтурнка дс-.'лначгата, упро^гнлоЗ нотЖорея-пяровашой "структурой, а тгэйе- вататланяв гхсгтаба, отсутствие /нарушение/ ксгягйЗЕПйоянса пелсетпости оетяягнх пространств л застрсл-ка и др. .

Завершает главу раздал, госпгаанякй лтегодг.ч аааляза я сленга визуально воспрпни/аеетсс »ттсстз средн.1 Езссиотрэкн язезсткко методы графического изображения эмопярналыгого воздайстазя пространственной среды К.Взйхерта я яаззгаестввйнпЯ оташзд елгсжеетт». г.плрття застройки В.0.1Уля<з?л, предложена ях-гтяийййЕШя, депешптольио учатьгааппшг техническое ссстогапг'э орадн,.- плагтаку и детаж'ронкг садов зданий, состояние благсус трсйстга, Елзур-тт-лоз загрзг.квйяа

■ среды, а тажяа шшрзгзнность зркгаяьяих вл-з-аг-тззлЛ. Мо^кгпщгроЕяз-ный метод опакет дазуальво вскшряярягзймн* качзстз городской: прост-райствбнной среды заключается з йосгрсеяга грзйка, на готтаонгата-ной оса которого представлэна ярестрзкстЕагзао-гзрямаЕЕгд дсследозз,-

- тёльность- восприятия оргакута. ■ в по' аэряказльноЯ - безразмерное эяачаяие . - аЕглглгруигкх 2л:сторсл. '

■ Дагеэ в «дакш'масштаба яа.^дном чяртжэ страятея гр?.3пяи по каадса^у гашвзззруачс^у "фгахощ' я на-'вх овядастзи ягряжп яготзгая Еравая, сз^е-ствущее пажеише. На втог -тэртсп мо-

жет б?1ть Ёазкщга 'П01®зй*яаЕ5Ш уровяяь прострако-

твеннсй организации, определяемый концепцией архитектурно-художественного развития города и замыслом автора. Интерпретация графиков . позволяет определить степень использования потенциальных качеств анализируемого маршрута, конфликтные ситуации, возможности их снятия или смягчения, а также предложить приемы и средства,- которые могут ,быть использована. Эта методика позволяет также /по сокраценноцу набору ф^оров/ непосредственно в процессе проектирования оценить ва-. рианты застроЛ.ч и выбрать оптимальный с точки зрения его пространственной организации.

Дйя проверки методики результаты оценок архитектурных объектов, полученные автором по предложенной методике, были сопоставлены с оценками реальных наблюдателей - трех групп по 10 человек в каждой . /архитекторы, студенты-искусствоведы и непрофессионалы/ и дали достаточно высокий лроцент совпадений - 12%, &7% и 832 соответственно.

Итоговая комплексная оценка не является абсолютной величиной, она относительна и дает возможность ^сопоставить эстетические качес-. тва локальных пространств, воспринимаемых последовательно. Этот метод апробирован в ходе предпроектного анализа ряда объектов, а также в процессе проектирования при выборе оптимального варианта про. актного предложения.

Ддя оценки зстотпческих качеств малых Форм архитектуры и объектов городского дизайна предложена методика, учитывающая сложность силуэта объекта и экспертную оцангу по ряду факторов, аналогичных, используешм в технической эстетике /соответствие функции, выразительность формы, запошнаеыость и др./.

Третья глава посвяДена архитектурно-ландшафтному сценарию как методу пространственно! .организации городской среды. Критический ■я. анализ, ряда пешеходных улиц, реализованных у нас и за рубежом, показывает, что помимо удаления транспорта с-,пути пешехода необходимо соблюдение многих других условий, обеспечивающих наряду с эстетическим комфортом удовлетворение таких потребностей человека, как позна-

.вательной, потребительской, утплптарноЗ, рокмафоасаЗ я других,' «согласность выбора, обеспечрраечуа вводенпе^ узко сясзка.'гаг.рогсгппгс ,маршрутов /торговая -улила, улгц?.-заловвдкш£ и т.п.А.'Орпснтацня яро-ектирозакпя на восприятие среди в д^глгпда,: гездйезз четвертого дз-•мерсния,- неизбежо внзцзает •необходимость"синтеза архитектура п сценического действия; В глчеотпе инструмента для ротопгл ото!1 ггелрос-той задачи предлагается- метод 'а^тектурио-лзндггХ-тного сценария*

• При ':разрзботК0 -ароштектурю-лз^дйа^тного сценария долтеа со&тз-датьоч ртя пр:л.цапов, сгрушшровз:ших в трг. блгка: I. Кокис®ипионно-проогрзнсгнаннь'» пгннцнт.

- 'анфиладное построеняо открнтнх пространств;

- наличие выразительного -глазного гло-чепта коглюзипии, обчеизччгл*)-щого е-э целостность к вапо?*пкае'юсть;

- пространственное разнообразно, иеглпчож'.о прсо!?атрпвпе.чоста пара-рута на больном его прсигтакгл!;

- завершенность, как стоИ&гъ проработанности деталям нптясго яруса улицы;

- незавершенность, гак свойство- ргстущгл: гсгшсзссай, псзеол.ттзр9 рп-зв2глть"простр«и:стванш.'П стру::турн.

Ш Ссяетн )-сгамловыз ктхнцггш. -.'свжетнгд юсклзстзаннобть и целостность впечатления го. прегяло-нии всего ьг.рзруга;

- притягательность и непредсказуемость зрительной тфор^ти;

- нарсотанив -эмоционального г.ап'^гплг.л в .последовательном черздова-ниа зрагельных '.картин с -ЕЦцаинял-л главного эггтзлктого сгасета;

- перавг.ойеркоа касщ'ешю пространств зрительной кк^огг.'.ап'.Сл, чзре-• довдгсо- э«опаоналвнкх акцептов а пауз;

- "открытость" сценария, возможность дяльксЕпгего .ргзвптгя сгпота ила допелнзнкя iiorio.il темой. - ■ -

'ИЗ. Суксинонэлькна приппхаы.

- наекчениозть срсдн функлиями, их взаимосвязь, гибкость, кобиль-

когть;

- аакроЕжензво начаха и гонца маршрута функционально зкачгшага объектами, играадими рань фокусов социального притяжения;

- неравномерность наскдеиш функциями, чередование активных и пасси-вяех участков, недопущение размещения на одной территории взаимо-сзыючащих функций;

- удовлетворение потребностей человека в городе и обеспечение успе-шяоа реализации городских функций открытых пространств.

Организация пространственной среды на основе архитектурно-ландшафтного сценария предполагает такке соблвдение ряда требований, раскрывающих и дополняющих перечисленные выше принципы. Так, например, анфиладное построение открытых пространств как основной композиционны* прием предполагает сохранение единства фасада, уличной, застройки на большем ее протяжении. Нобходимкм требованием является соответствие линейных характеристик открытых пространств условиям эстетического восприятия, а также возможность в любой момент прервать маршрут и выйти на боковую улицу к' остановке общественного транспорта в пределах пятиминутной доступности.

Тема архитектурно-ландшафтного сценария - это главный мотив образных характеристик среды. В отличие от традиционного литературного сценария, в архитектурном главная тема не может быть выбрана произвольно - она должна раскрывать своеобразие жизни города в конкретных исторических, социально-экономических, культурных и природных условиях. В русле главной темы могут развиваться второстепенные теин в,соответствии с общей концепцией художественного развития города, выражая композиционно-пространственное и функциональное своеобразие среды, составлявшее смысловую, ассоциативную основу их разработки.

ЬдалоЕо три подхода к построению смета архитектурно-ландшафт-иого сценария - по хроникальному принципу, когда отсутствуют или

слабо выражены архитектурные пли-природные доминанты а ежегнал глава строится по принципу чередования зрительных эпизодов при активном участии средств лацциафтной архитектуру, элементов декоративного искусства и дизайна. При наличии сильных природных или архитектурных дожнант екгхет строится на флипнационкой ссново с интригой и развязкой,,при этом приемы предметной организации среды играет подчиненную архитектуре роль. Сгиет может строиться и на сочетании этих двух, подходов. . ;

Установлены следупциз условия выделения первичных маршрутов:

- протяженность'не более 1,3 - 1,7 км; '

- наличие начальных и конечных точек маршрута, представленных социально значимыми объектами;

- интенсивность' внутренних связей, выраженная в общности функциональных, визуально-пространственных и смысловых характеристик.

Предпосылками создания первичных маршрутов являются: возможность выделения зон ил» улиц с преимущественно пешеходным движением; наличие социально значимых объектов /в исторических городах - памятников истории и'культуры/; -привлекательность пространственной среды; общность функционального и архитектурно-художественного содержания среды. . -'

На примерах различных градостроительных ситуаций палых и больших городов рассмотрены варианты организации систем пешеходных маршрутов. Выявлено, что в-крупных городах■потенциально возможны слоглие, разветвленные, .многоузловые, с. шарнирными типа»® связей, Я-маршрутные системы',''-'элементы которых -первичные маршруты - имеют Енракеннув функциональную специализации и начальные и конечные тонсл г/лрирутов, обладахщие сильным фокусом социального притяжения. В глалых городах потенциально возможны преимущественно линейные полиЗунтздаональныз одноэлементные, реже двух-трехэлемонтные системы, в отдельных случаях включащзе первичные маршруты в пригородной зоне, ойладапцие как сильными, так-и..слабыми' начальными или конечными точками маршрута

- Г6 -

С^ ^цгхзй лох^тлзслзз в пр0страаст£еш0--пла:-п;р0Е0ТгЮ2 сгяукгуре, $о-зр;хзяквг.п. которых недостаточно сглзк. Сделай гтвод, что при ор-га:г.зг15Л систем еклоходе:,-* глрт^гоа пэсог.ад^ло для кдтшкх городов сЕцон-о.' на г^работке 'сариирнья" связей, соедпняпдих порнич-сяа гг^тсртг:.7 с различш?.« скхоию-снггеловггт. фуакпиональпо-прост-хярйгсгб^зсглх'^а, для гота - пз рззрабояуу преимущест-.•л,')г.с:л;п.п: караггутоз., Огосд слега состав е последовательность процедур, працшест®уицях разработка архктсг.^урно-ла1г.дЕа'5тЕого сценаргл:

- Езучонло сбпрсмнного сззта-Еля, к-дьтуг-зо-ксторэтзского наследия

к хаглхзглЕх: есцЕально-ркономкчзсксго развитая города на перспективу;

- гезллэ пгс;ргдной шдосновн к планировочных харажгзрчстик городского лозч'гдТ.га;

расрабзгйй кокцззггл; дзсстранственной организации городской среды /сга\:к арпхтег.турю-хзНЕПш.'Хтного и зудо-хзстЕекиото развития города/;

- ееейлсцез центральной чг&те города;

- агалн? г.о^ззпцасякс-прдстранствзннях характеристик цонтральноЛ

собсткс''«« архмтектур'г.о-ланзиаЪтксго сценария пешзхо-дн:гх трлтттов прзг,полагает следующую кослбдоват&льность действий:

- н<бор аотсзЕцпалвко возкояк.чх кслзходних матшрутов;

- гсгтдсксгча оденгл злзуахыю всспрянпмасм:п качеств пространственной среды вабраннйзе ьарарутов и анализ сестлзтетяия линейккх пара-кгтров плшпчроЕгчнс-Й структура открытых пространств условиям впзу-е о-хтого ¿-оспистия;

- екагиз глрягктов 'зестро?кп и вкбор оптимального с точки зрения црсстранстЕЗИясй организации сродн /в условиях нового строительства ЕЛ" рзД'МЛйЪНО! рОХОЦСТГрОПШ/;

- определенно главкой и БюрсзгеЕоакьж тем спйнарпя, разработка его сгясяюП канвы, организация .тотальных пгоглмцетв в соответствии со схемой спспарпя;

- организация предметного окружения /выбор приемов и срэдстз дандса-фтиой архитектуры, вэдача заданий на разработку элементов художественно-декоративного оформления и городского дизайна/;

- перенос проекта в натуру и корректировка по месту.

Разработка архитектурно-ландшафтного сценарта не обязательно должна быть жестко привязана к определенно?^ этапу градостроительного проектирования - накопленный оп?;т свидетельствует о возттаостп его успешного применения, как методического приема, при разработке проекта генплана нового малого города /сценарный, план решотпя системы открытых пространств центра поселка Костромской АЭС/, рэдяжазхБкоЯ реконструкции главней улппн малого исторического города /Г^гза/, схем комплексного художественного оформления, крупных городов /Курск, Ульяновск, Ьадаково/, оценке вариантов застройки и выборе оптимального в составе ТЭО проекта застройки Ульяновского центра гакроэлектроники, а.также для организации предметного окружения летального пространства перед крупным торговым центром.

.ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ К РЕЗУЛЬТАТ РАБ01Ы

1. Метод архитвктуряо-лацдлгафтного сценария позволяет реализовать принцип приоритета общечеловеческих ценностей в процессе пространственной организации городской среды, путем раскрытая природных, национальных, культурно-исторических к других особенностей конкретного города и создания оптлматашк условий для удовлетворения потребностей его жителей.

2. Метод архитектурно-ландшафтного сценария позволяет организовывать городскую пространственною среду с заданными визуальтая и эмоциональными свойствами, раскслзаемш/а в пространствснно-врвменноЯ последовательности воспрзятля открытых городских пространств как определенной архитектурной темы. Сценарий долзон разрабатываться ка основа концепции пространственной организпппа городской сроды, определяемой наиболее стабильными ее состапг.ттт^ш /рельеф, гидрография,

сложившаяся планировочная структура/, а также кулыурно-историческиы наследием; Первоочередными объектами для разработки сценария являются главные улицы и. площади города, где возможна.организация.пешеходного и пешеходно-транспортного движения. Выбор первоочередных объектов определяется их историко-культурной и социальной значимостью, ролью в пространственно-планировочном каркасе и. визуальном облике города,/взаимосвязью-с природной подосновой, а также сложившимися : пешеходными потоками.

' 3. Одной из главных задач Пространственной организации' городского центра является создания системы локальных пространств, взаимосвязанных пешеходными маршрутами на основе общности зрительных впечатлений,- а ведущими средствами-ее решения - ландшафтная архитектура, декоративное искусство и городской дизайн. Б условиях нового строительства или радикальной реконструкции метод архитектурно-ландшафтного-сценария может способствовать также выбору оптимальных приемов, застройки. В целях обеспечения профессионального уровня орга-

*..',. ' - ■ ■ v"1.

низации городской пространственной среды и архитектурно-планировочного благоустройства целесообразно введение соответствующих разделов в состав проактно-сметной документации.

4;- Психологические и эмоциональные особенности зрения человека определяют необходимость соблюдения ряда" требований к организации ■ -городской-среды: соответствие пространственно-временных параметров открытых пространств специфике восприятия человеком своего окружения и скорооти его передвижения, соответствие времени восприятия • композиционной значимости объектов, наличие ярко выраженных особенностей, обусловливающих индивидуальность зрительных картин и их запоминаемость.

5. Модификация известных методов оценки визуально воспринимаемых качеств городской среды по.комплексу.факторов дает возможность оценить уровень пространственной организации, сложность силуэта,

деталировку и пластику фасадов зданий, напряженность зрительных впечатлений с учетом их технического состояния, оптического загрязнения среды и наличия благоустройства. Методика дифференцирована для городов различной величины. Апробация этого метода в.ряде проектов показала возможность с его помощью определять степень использования потенциальных качеств анализируемого маршрута, конфликтные ситуации и - возможности их снятия или смягчения, а также используемые для этого приемы и средства. Кроме того, метод позволяет /по сокращенному набору факторов/ непосредственно в процессе проектирования "оценйть варианты застройки и выбрать~оптимальный.

-" 6. Выявлена необходимость соблвдения определенных принципов построения архитектурно-ландшафтного сценария,' которые можно сгруппировать в три блока: " ,

-- ког.шозишЬнно-простшнственнне - непрерывность и целостность композиции, наличие главного элемента, обеспечивающего запоминаемость . .маршрута",.пространственное разнообразие;/элемент неожиданности/, завершенность детальной проработки низшего яруса улицы и открытость композиции к дальнейшее развитию системы маршрутов; .

- сюжетно-смчоловыё г взашосвязанность и целостность впечатлений, притягательное и и непредсказуемость зрительной информации, чередование эмоционально активных и пассивных участков, последовательное чередование зрительных картин с нарастанием эмоционального напряжения, выделение главного зрительного события, необходимость учета возможности движения в обоих направлениях;

- функциональные - наснценность среды функциями, соответствие планировочного решения функциональному назначению открытых, пространств, недопущение размещения на одной территории взаимоисключающих функций, закрепление начала и конца маршрута функционально значимыми объектами, удовлетворение не только эстетических, но и утилитарных потребностей человека.

- 7. Проз транстгопкоП осповоа раскрытая ссжетяой канвы и реализации заакела архитег.тухно-лаццсаЛтЕого сценария является система пе-шеходйих и пздшходно-транспортнкх маршрутов, основными структурными асамептйет которых, кроме линейных отрезков пути, являются начальное и конечные точки-маршрута /очень сильные, сильные, умеренные и слабые/ и связи /жесткие, контактные, шарнирные/. Для малых, средних -городов характерны преиглущественно линейные, с жесткими и кон-тактшдга связями , реке У- и Х-образные марптутнне системы. Двд цен. тральной часта- городов большей численности характерны сложные ,р£ве-твлепниа многоузловые системы с разлитыми типами связей. ' '

Развитее сюжетной канвы сценария-может строиться.по хроникальному правдапу сочетания зрительных, эпизодов, на кульшнационной основа с. кнтригой и развязкой, и на.сочетании этих двух принципов.-

8.'Мотсд архитектурно-ланятфтного сценария позволяет подойти, к городу как феномену культуры, "проявить" и сделать доступным и наглядным своеобразия культурного значения открытых пространств конкретного города. Приемы визуализации смысловых корней средствами -ландшафтной архитектуры, декоративного искусства и городского ди-за?а1а различны для исторически сложившихся к новых городов. В первом случае содержание среды раскрывается в усилении'образного зву-. чшшг истор^ко-1суль!1урного*наследия, во втором необходимо насвдение пространственной среды культурной информацией, опирающейся на более шрокув региональную базу /природное и культурное своеобразие об-ласта, края, республики/ а также на раскрытие специфики'ведущего производства. .. . "

Мотод архитектурно-ландшафтного • сценария позволяет' наряду с решением достаточно крупных градостроительных задач выйти на предло-.гшшя по предметному наполнению локальных' городских, пространств и сформулировать требованшс по составу элементов оборудования, оформления, благоустройства, озелегггийи т.п., их'• конетруктивзо?.^ и архи-тзжтурЕо-яуяохестБЗЕЖйу ршвшш, компоновка, стилевым особенности и т.д.

)стлп и псзлпазяатпльмпсть

лрхитектняна-ланаша^тнпгэ сценария

'.ОМИЕППЧТ r.VOÎTwtlCTfïHMm'l ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ЛЛНАШАОТА. ПРЕДСТАВЛЕННАЯ коип-1ЕКСНОЧ СХЕМОЙ />РХИТ£ХТГРИО-Л*НД11КеТНОГО ВЛЛГСУСТРОЙСТВ А.

•A3PAFOTKA Д5>Я:!ТЕ!:ТГРНО-ЛА!Ш'.!АСТНОГО СТСНАРИЯ nçWEXOAHHX МАРШМТОЗ:

■laeaemme зоны центра

¡»азглготка сяясетнои *акям сценария

П - таш Х7Дсг*есг2бнноЗ 11 "л счвйегно-тегяи -веской доятелъности в гезеин» задач на |

i 1 Gl задачи ueoctdeihct-/__вв!тчоЛ оргаяйзадта

m

i" ..hl "'ptlifulle (аагс'.ттггзист**

ж

Л Âvî-i—"f"!

-Il I

По тема диссертации опубликованы следуюте работы:

1. Влияние региональных условий на Армирование облика малых городов и сельских населенных пунктов /совместно с Г.Б.Омольяненко/. В сб. "Градостроительство и районная плакировка", М., ЦНИИП градостроительства, 1982.

2. Проблема преемственного развития малых исторических городов /совместно с А.Корзун и л. Бромштейн/. В сб. "Соврсмзияцз проблемы Формирования малых и средних городов", 1.1., ЩИйц градостроительства,

3. Рекомендации по Формированию арюиектурно-худохествэнного облика города в процессе его развития /совместно с Е.Марковш; О.Яайду-ровой, В.шсаревской/. М., ВДШП градостроительства, 1985.

4. Методические проблемы улучшения эстетических качеств городских ландпиФтно-рвкреациоиньЬр территорий /совместно с С.Соколовым и С.Дутпкаревш/. В сб. "Дути повышения эстетических качеств и эффективности использования городских лавдиафтно-рекреацаонных территорий", М., ЦШШ градостроительства, 1987.

5. Повышение эстетических качеств пространственной среды малых городов средствами архитектурно-лашшагбтного благоустройства. Обзор ШЛИ Госградданстроя СССР, вш.10,'М., 1987.

6. Большой выигрыш "малыш формами" /совместно с С.Невежиной/. "Архитектура" № 10, 1983.

7. Слово о режиссуре восприятия. "Архитектура и строительство Москвы" Jé Г, 1989. .

8. Архитектурное решение технических устройств и комплексность оборудования городской среды. "Архитектура и строительство Москвы

% 12, 1989.

9. Дизайн московских улиц /послесловие к конкурсу/. "Архитектура и : строительство Москвы" & 7, 1990.

В печать 1.11.1990г.

Тираж 120 экз.

Ротапринт ЦНИИП градостроительства

Заказ 170