автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Архитектура католических храмов Западной Европы ХХ в.
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Жемчугова, Владислава Александровна
4 Введение
12 ГЛАВА I. Основные этапы становления раннехристианской архитектуры 30 Выводы по I главе
33 ГЛАВА П. Литургическое движение и основные вопросы организации храмового пространства в католической и протестантской архитектуре Западной Европы XX в. 35 Литургическое движение и религиозная архитектура
Западной Европы до 1914 г. 43 Религиозная архитектура Германии и основные тенденции в западноевропейской культовой архитектуре в период между I и II мировыми войнами 67 П Собор Ватикана и влияние литургического движения на религиозную архитектуру Германии, Италии, Франции после 1945 г. 93 Выводы по П главе
95 ГЛАВА III. Формирование тенденций в современной архитектуре католических храмов Западной Европы 97 «Литургический функционализм» (Р.Шварц, X. ван дер
Лаан, минимализм) 122 Традиционализм. Идентификация здания с религиозным содержанием путем использования традиционных исторических форм церковной архитектуры (Е.Плечник, регионализм, школа Э.Стефана, М.Ботта) 151 «Органическая архитектура». Трактовка здания церкви как скульптуры, обладающей собственными генетическими кодами, связанными с природными формами (Ле Корбюзье, Дж.Микелуччи)
Введение 2001 год, диссертация по архитектуре, Жемчугова, Владислава Александровна
Актуальность исследования. Интерес, который европейские архитекторы проявляют в последние десятилетия к созданию «религиозного пространства», несмотря на всеобщую секуляризацию, можно интерпретировать как последствие изменений, происходящих в современном обществе. В проектировании культовых сооружений многие видят для себя интересную возможность обратиться к символической стороне архитектуры.
Религиозная архитектура на протяжении всего XX в. являлась сферой приложения сил архитекторов-практиков и, одновременно, объектом теоретических разработок. Многочисленные исследования последних лет, охватывающие опыт проектирования как для католической, так и для протестантской конфессий, позволяют очертить круг проблем и выделить основные направления, существующие в современной европейской культовой архитектуре. Центром внимания в этой области, наряду с работами признанных мастеров (А.Гауди, Д.Бем, А.Аалто, Э.Г.Асплунд, Е.Плечник, Ле Корбюзье, Дж.Микелуччи), стало творчество таких архитекторов, как С.Леверенц, П.Кельзинг, О.Бартнинг, Р.Шварц, Э.Стефан и др. Изучение современной архитектуры католической и протестантской церкви представляет интерес для русских архитекторов в первую очередь потому, что материалы, касающиеся этой области, отсутствуют в нашем обиходе, а также по той причине, что, как показывает проектная практика, одной из основных проблем в архитектуре современной православной церкви в настоящее время является проблема свободы творчества. Эту проблему в России в начале XX в., в период активного храмового строительства, ставил еще А.В.Щусев1.
Профессиональный уровень проектирования современных культовых зданий весьма различен. Интерес представляет в первую очередь само явление в целом - результат взаимодействия официальной церкви и архитекторов, то, чего не произошло в православных странах Европы в первой трети XX в., где, несмотря на отдельные попытки модернизации, культовая архитектура ориентировалась на традиционные формы (неорусский, неорумынский, неовизантийский стили). В России с началом первой мировой войны традиция религиозного строительства оказалась прерванной на три четверти века. С началом второй мировой войны она почти на полстолетия прервалась в других странах Восточной Европы, ориентированных на православие. В то же время в Западной Европе, в католической и протестантской традиции, строительство храмов не прекращалось.
Изменения, произошедшие в политической жизни России в середине 1980-х гг., послужили толчком к возобновлению храмового строительства и возрождению церковной жизни. Прерванный революцией процесс осмысления национальной архитектурной традиции в храмовом зодчестве только начинает возобновляться.
В этих условиях параллельное изучение западной практики храмового строительства второй половины XX в. приобретает особую актуальность. Интерес представляют как практический опыт, так и теоретические исследования зарубежных архитекторов. Поиск новых форм, образного языка, сочетание символико-литургического содержания и «оболочки», амбиции автора и требования заказчика —
1 Взгляды на русскую религиозную архитектуру конца XIX - начала XX вв. Щусев изложил в статье Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре (Зодчий. - 1905. - № 11. - С.132-133), затронув в этой небольшой по объему работе важнейшие вопросы, связанные с проектированием культового здания - создание образа храма, свобода архитектора в выборе средств изобразительного языка, проблемы взаимодействия заказчика (церкви) и автора проекта. все эти вопросы требуют вдумчивого и профессионального подхода, не ограничивающегося обычным копированием существующих образцов. Анализируя различные аспекты современной религиозной архитектуры, необходимо ясно представлять весь культурный пласт: в первую очередь литургическое движение и его влияние на культовую архитектуру, реформы, касающиеся религиозного искусства, а также наиболее значимые разработки архитекторов в этой области.
В качестве объекта исследования выбраны работы западноевропейских архитекторов и теоретиков религиозной архитектуры XX в.1 Выстроить четкую линию развития достаточно сложно в силу того, что проекты и постройки весьма разнохарактерны. Они зависят от большого числа факторов, в том числе от градостроительного контекста, стиля, личности архитектора, и проследить контакты и взаимовлияния в этой области проблематично. Теоретические работы носят в основном обзорный, критический или частный проблемный характер. Сами теоретики и критики современной архитектуры отмечают определенную сложность в типологической систематизации данного материала; не случайно эта тема была исключена из работ таких исследователей, как Н.Певзнер (А History of Building Types).
Предмет исследования. Вопросы организации храмового пространства и композиционной техники современных архитекторов, работающих в области религиозной архитектуры; вопросы взаимосвязи функции (литургических требований) и архитектурного решения; влияние литургического движения и реформ II Собора Ватикана на западноевропейскую культовую архитектуру XX в.;
1 О.Бартнинг, Р.Шварц, Г.Тессеноу, Т.Фишер, М.Вебер, Э.Стефан, Д.Бем, СШерре, Л.Фиджини, Дж.Поллини, Л.Кварони, Ле Корбюзье, Дж.Микелуччи, Г.Бем, Х.Бьенефельд, Г.Хюльсманн, М.Ботта, А.Росси и др. В качестве примеров выбраны в основном реализованные проекты современных храмов; вопросы реконструкции, реставрации, воссоздания утраченных сооружений, а также проектирования церковных комплексов в данной работе не затрагиваются. вопросы, связанные с формированием тенденций в католической архитектуре.
Проблема исследования. В настоящее время католическая церковь находится в довольно сложной ситуации: наиболее известные из современных религиозных зданий отличаются определенным технологическим формализмом, неоправданными сценографическими эффектами или подражательным монументализмом. Констатируя этот факт, исследователи не могут пока предложить выхода из создавшейся ситуации. На наш взгляд, очень многое зависит именно от архитектора, от его умения тактично и грамотно решать поставленные задачи, следуя литургическим нормам и используя язык современных форм1. Эта проблема более чем сложна, но разрешима. Велико число достаточно убедительных и талантливых работ: последовательные разработки в области культовой архитектуры (А.Гауди, Е.Плечник, Э.Стефан, Р.Шварц), находки мастеров (Ле Корбюзье, М.Ботта), коллективные штудии (школы аббатства Марии JIaax и Ротенфельса) или, наконец, индивидуальные исследования, независимые от вкусов, доминирующих в мире культуры.
Можно утверждать, что архитектура католической церкви, пройдя через современные стили, в последние десятилетия возвращается если не к историзму, то к использованию пространственных моделей прошлого, узнаваемых на «генном» уровне непосредственным заказчиком - территориальной общиной.
Если, начиная с шестидесятых годов, тенденция к абстрагированию в области образного языка казалась естественной, то сейчас очевидно, что эта тенденция является более чем спорной и
1 «Религиозная архитектура последних двадцати лет использует язык, .связанный больше с секуляризмом, нежели с трансцендентализмом. Совершенствование этого языка в условиях свободы проектирования, не характерной ни для какого другого типа общественного здания, лишь маскирует абсолютное отсутствие теории, делающее понятным иронический афоризм Филиппа Джонсона: «Обладая американским менталитетом, немыслимо строить здание, которое должно использоваться только один раз в неделю», - пишет А.Р.Бурелли (Burelli A.R. La breve etemita del tempio II Lotus international. - 1990. - № 65. - C.53). приводит к вытеснению образности. Часто не представляется возможным отличить церкви различных конфессий. В связи с этим в последние годы растет число исследований, посвященных именно образной стороне архитектуры.
Цель данного исследования - выявить и охарактеризовать существующие в настоящее время направления в современной религиозной архитектуре Западной Европы. Рассматривалась католическая архитектура как наиболее проблемная область; протестантские храмы использованы в качестве сравнительных примеров.
Рабочая гипотеза. В рамках современной западноевропейской религиозной архитектуры можно с достаточной уверенностью обозначить несколько направлений. Основным критерием может служить сочетание функциональных литургических требований к организации пространства и авторских профессиональных приемов, непосредственно относящихся к религиозной архитектуре.
Взгляды раннехристианских «иконографов» и «иконоборцев» в современной архитектуре католической церкви могут быть идентифицированы: точка зрения «иконографов» соотнесена с позицией экспрессионистов и постмодернистских имитаторов стилистических моделей прошлого (Э.Стефан, А.Росси, М.Ботта), «иконоборцев» - с позицией функционалистов и рационалистов (Р.Шварц, X. ван дер Лаан). В творчестве одного автора в разные периоды могут проявляться различные тенденции, поэтому можно говорить о неких этапах в стадиальном развитии профессиональных представлений о современном храме.
Задачи исследования: - обозначив основные тенденции в развитии современной западноевропейской религиозной архитектуры, выявить конкретные приемы, характеризующие практику ведущих мастеров;
- путем исследования взаимосвязи функционального и архитектурного решения, традиции и новаторства определить наиболее содержательные, творчески состоявшиеся направления.
Теоретической базой исследования послужили:
- работы, посвященные фундаментальным проблемам теории и истории современной архитектуры1;
- основные труды по современной религиозной архитектуре2;
- монографии о творчестве отдельных авторов и исследования, касающихся определенных проектов и построек3;
- обширный комплекс публикаций, посвященных работам практиков и теоретиков современной западноевропейской архитектуры4;
- теоретические разработки архитекторов в области религиозной архитектуры католичества и протестантизма5;
- работы, касающиеся проблем литургического движения, реформ в католичестве и протестантизме и их отражения в религиозной архитектуре XX в.6
Методология. В работе проведен функциональный и морфологический анализ архитектуры храмов в связи с литургическими проблемами современной католической и
1 Л.Беневоло, Б.Зеви, А.Иконников, Э.Кауфманн, Н.Певзнер, К.Фрамптон, В.Хайт.
2 О.Бартнинг, С.Бенедетти, М.Бергамо, В.Вейрес, Б.Кале, П.Карбонара, А.Касси Рамелли, Дж.Э.Киддер Смит, А.Корнольди, Р.Магвайр, К.Мюррей, Э.Р.Норман, С.Робин, Дж.Фредиани, Г.ПГнелль, ЛПГрейер.
3 Дж.Алин, Ч. д'Амато, А.Беллуцци, ТБоэрзма, А.Р.Бурелли, Г.Вайсс, Г.Вангерин, М.Зундерманн, Г.Каппеллато, Ц. де Карли, Ф. даль Ко, К.Конфорти, П.Кречич, Ж.Ж.Лагуерта, П. де Лано, С.Легге, Дж.Луган, Х.Мук, В.Паван, В.Пент, Ж.Петит, Э.Пицци, В.Сави, Р.Тома, Т.Фабер, Дж.Фанелли, А.Ферленга, Б.Флек, К.Фляйг,
A.Хофф, Г.Хюльсманн, Ф.Челлини, М.Шпайдаль.
4 Материалы изданий, посвященных вопросам религиозной архитектуры и искусства: «Arte religioso actual», «Arte cristiana», «Chiesa e quartiere», «Chiesa oggi», «Das Mtinster», «Fede e arte», «Kunst und Kirche», «L'art sacre», «Nuove chiese»; публикации в архитектурных изданиях: «А+U», «Architectural Record)), «Architectural Review», «Casabella», «Controspazio», «Domus», «L'architettura: cronache e storia», «Lotus International», «Parametro», «Phalaris», «Zodiac».
5 Я. ван Акен, О.Бартнинг, М.Бергамо, М.Вебер, К.Гурлитт, Р.Шварц.
6 В.Бирнбаум, Л.Буайе, Р.Гвардшш, Дж.Грассо, Ф.Дебьюст, Т.Клаузер, Г.Меншинг,
B.Трапп, А.Элберти. протестантской конфессий, рассматриваемыми на общем историко-культурном фоне.
В качестве материалов исследования использованы литературные источники, фотографии, авторские чертежи, рисунки и эскизы1. Материалы выставок последних лет2, посвященных религиозной архитектуре XXв., а также конкурсов3 позволяют составить достаточно полное представление о современной ситуации в европейской религиозной архитектуре.
Границы исследования продиктованы общими временными рамками- начало 1900-х- конец 1990-хгг. Дается краткий очерк, касающийся литургического движения, относящегося преимущественно к первой трети XX в., и реформ II Собора Ватикана (1960-е гг.); рассматриваются в основном проекты и постройки, относящиеся к периоду 1960-1990 гг. Основное внимание уделено архитектуре стран, в которых литургическое движение развивалось наиболее активно: Германия, Франция, Италия.
Научная новизна исследования:
- введение в отечественный научный обиход значительного массива обработанного и систематизированного автором практического и теоретического материала по западноевропейской религиозной архитектуре;
- системное обобщение представленной проблемы, нехарактерное для зарубежных исследователей.
1 Основные материалы, касающиеся современной архитектуры католической и протестантской церкви, были собраны в 1998-1999 гг. во время стажировки в аспирантуре Архитектурного института в Венеции (Istituto Universitario di Architettura di Venezia); стипендия Министерства иностранных дел Италии дала возможность ознакомиться с реализациями последних лет во Франции, Германии и Австрии, а также с работами итальянских архитекторов.
2 В частности, IV Биеннале религиозной архитектуры (1990), выставка Architettura е spazio sacro nella modernitii («Архитектура и религиозное пространство современности»), прошедшая в 1992 г. в рамках Венецианского Биеннале, выставка Lo spazio sacro nel'900 («Религиозное пространство XX века», Виченца, 2000).
3 В т.ч. Nuove chiese per il terzo millennio («Новые церкви третьего тысячелетия», 1993), 50 chiese per Roma 2000 («50 церквей для Рима-2000», 1994).
11
На защиту выносятся:
- результаты функционального и морфологического анализа, выявляющие основные тенденции в современной западноевропейской архитектуре католической церкви;
- результаты композиционного анализа, представленные как система приемов, определяющих актуальную специфику творческой практики ведущих мастеров современной религиозной архитектуры.
Практическая ценность работы заключается прежде всего в систематизации и анализе материала, результаты которого могут послужить:
- для освоения отечественными архитекторами-практиками современного опыта европейской религиозной архитектуры;
- для отечественных и зарубежных исследователей - научным опытом и посылом к разработке проблемы традиции и новаторства в религиозной архитектуре второй половины XX в.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в четырех статьях и представлены на конференциях Московского архитектурного института.
Заключение диссертация на тему "Архитектура католических храмов Западной Европы ХХ в."
Основные выводы и результаты исследования
1. Установление хронологической последовательности и систематизация материала позволили обозначить основную линию развития современной религиозной архитектуры Западной Европы и соотнести ее с реформами в католичестве и протестантизме.
2. Проведенный функциональный и морфологический анализ позволил обозначить тенденции в современной западноевропейской католической архитектуре и соотнести пространственную структуру храмов, взятых в качестве примеров, с основными литургическими требованиями, связанными с положениями II Собора Ватикана: достижение максимального участия верующих в богослужении, устранение дистанции между священником и общиной.
3, Архитектурный анализ позволил выявить достаточно ограниченную систему приемов, используемых современными архитекторами при проектировании католического храма.
4. Сопоставление заданного функционального смысла и систем композиционных приемов дало возможность определить, что в современной архитектуре католической церкви формирование направлений происходит за счет акцентирования той или иной характеристики здания. Простота системы литургических «полюсов», лежащих в основе как католического, так и протестантского храма, дает возможность создания бесконечного числа вариантов и интерпретаций «оболочки».
Идентификация здания с религиозным содержанием достигается следующими способами:
4.1. Преобладанием функционального аспекта и максимальной простотой архитектурного решения (Р.Шварц, X. ван дер Лаан, А. Сиза, Э.Легович). В рамках этого направления с точки зрения католической церкви имеет место разделение позиций проекта и религиозного опыта. Это архитектура протестантская по своей сути, лишенная прямой связи с многовековой христианской традицией. В работах наиболее ярких представителей этого направления, Р.Шварца и X. ван дер Лаана, несмотря на формальное новаторство, сохраняются литургические и пространственные качества, присущие христианскому храму - церковь выделена из контекста, благодаря чистоте архитектурных форм акцентируется значение литургического действия, соблюдается принцип динамического равновесия.
4.2. Использованием традиционных «знаковых» форм и декоративных приемов, центрических схем пространственной организации, связанных с историей христианской архитектуры, но соответствующих современным литургическим требованиям (Е.Плечник, Э.Стефан, Х.Бьенефельд, Г.Хюльсманн, М.Ботта). Проекты этих мастеров отличает оптимальное соотношение литургического содержания и декоративных характеристик, соблюдены функциональные требования, сохраняются образность и выразительность, свойственные католической религиозной архитектуре. Эта линия в достаточной мере отвечает современным требованиям официальной католической церкви.
4.3. Трактовкой здания церкви как скульптуры, обладающей собственными генетическими кодами, связанными с природными и историческими формами (Jle Корбюзье, Дж.Микелуччи). Если у Корбюзье в капелле Нотр-Дам-дю-О, несмотря на сложную форму здания, литургическая геометрия плана выражена четко и ясно, то в проектах Микелуччи архитектурные характеристики здания в большей или меньшей степени независимы от функционального содержания.
При прямом обращении к формам светской архитектуры (О.Перре, Л.Фиджини, Дж.Поллини, Л.Кварони) утрачивается смысловая дистанция между культовым зданием и окружением. Процесс секуляризации религиозной архитектуры, начавшийся в эпоху Ренессанса и затем продолжившийся в архитектуре классицизма, к концу XX в. получает свое логическое завершение. Если в протестантской архитектуре в соответствии с конфессиональными установками данное направление сегодня наиболее перспективно, то в католической оно практически изжило себя, о чем свидетельствует возросший в последнее время интерес со стороны официальной церкви и архитектурной общественности к работам мастеров, обращающихся к наследию христианской архитектуры.
Протестантскую архитектуру XX в. отличает тенденция к созданию общественных центров, ядром которых является храм, в католичестве при использовании форм общественных зданий само культовое здание становится светским, утрачивая связь с традицией. 5. Потенциал развития современной католической архитектуры, на наш взгляд, заключается в следовании genius logi, в отказе от искусственных, надуманных элементов, в поиске образов, архетипов,
168 лишенных подражательного историзма, что отличает работы мастеров школы Э.Стефана - Г.Хюльсманна, Х.Бьенефельда. 6. В целом с позиций внутренней логики творческого процесса зодчего проведенный анализ позволяет констатировать следующее:
6.1. Определенная литургическим движением установка на воссоздание существа раннехристианских традиций в религиозной архитектуре и данная П Собором Ватикана свобода изобразительного языка были по-разному восприняты и реализованы архитекторами. Одной из основных причин этого можно считать технический прогресс в строительстве и связанный с ним поиск новых нетрадиционных форм: интернациональный стиль, постмодернизм, деконструктивизм и др.
6.2. В большинстве случаев в силу различных объективных и субъективных причин архитектор выделил из единой религиозной установки функциональную, формальную или декоративную задачу и, превратив ее в приоритетную, достиг локального, в целом сомнительного успеха.
6.3. Только в тех случаях, когда мастер воспринял данную установку как единую целостность и его творческий процесс был ориентирован не на ту или иную локальную профессиональную задачу, а на глубинные культурные установки, результатом явились здания, ставшие лучшими образцами западноевропейской культовой архитектуры XX в. - работы Р.Шварца, X. ван дер Лаана, Ле Корбюзье, М.Ботта.
Заключение
В целом надо отметить, что после поворота, совершенного культовой архитектурой в шестидесятые годы двадцатого века (связанного, прежде всего, с реформами П Собора Ватикана), были предприняты многочисленные попытки создания новых форм в архитектуре католической и протестантской церкви, но в этой области проектировщики столкнулись с проблемами, которые в последнее время воспринимаются особенно остро как теоретиками, так и практиками. В чем они заключаются?
Литургическое движение XX в., как в католичестве, так и в протестантизме, сделало очевидным важность смысловой наполненности и символики архитектурных форм. На Ватиканском Соборе, в частности, подчеркивалось, что культовая архитектура должна использовать язык, понятный современному человеку, но, тем не менее, связанный с истоками церкви, с ее корнями, уходящими в раннее христианство.
По мнению многочисленных исследователей религиозной архитектуры, сегодня мы находимся в противоречивой ситуации: церкви, построенные после Собора, несмотря на интересные пространственные решения, во многом не удовлетворяют литургическим требованиям (связанным с сугубо утилитарными вещами: размещением алтаря, мест для прихожан и т. д.) и не пользуются популярностью среди верующих. Причина, по-видимому, заключается в следующем: архитекторы, занимающиеся проектированием культовых зданий, работают в основном над созданием формы, «оболочки», часто пытаясь выразить в проекте собственное мироощущение и собственную философию.
Несмотря на реформы II Собора, требования к литургическому содержанию в последние десять лет ужесточились; архитекторы же, понимая необходимость «соответствовать», тем не менее, не желают копировать исторические образцы и повторять то, что сделано в предыдущие годы. В целом наблюдается некоторая растерянность, пришедшая на смену той увлеченности, с которой проектировались и строились церкви после Собора. Очень часто попытки вместить в проект все (символику, литургику, исторические ссылки, современные формы) оказываются малоудачными. В этих случаях неспособность архитектора предложить здание действительно торжественное и содержательное по образу - феномен, особенно ярко проявляющийся в католическом мире - происходит, по всей видимости, не столько от возможностей архитектора, сколько от прихоти заказчика. Это еще раз доказывает, что архитектор, берясь за такую сложную задачу, как проектирование храма, должен свободно ориентироваться как в вопросах литургии, так и в вопросах традиционного смысла и символики форм1.
Современная культовая архитектура в определенной степени стала объектом творческих поисков интеллектуалов, экуменических в своей основе; здесь прослеживается сходство с идеальными построениями
1 Результаты нескольких конкурсов, прошедших в последние годы, также дали возможность критикам оценить современную ситуацию в религиозной архитектуре. Широкую известность получил конкурс «Церкви третьего тысячелетия» («Nuove chiese per il terzo millennio»), проведенный в 1993 г. по инициативе римской католической церкви и собравший таких звезд, как Т.Андо, Г.Бениш, Ф.Гери, С.Калатрава, Р.Майер, ПЭйзенман и др. (см.: Nuove chiese per il terzo millennio. -Vicenza: Koine, 1993).
Первую премию получил Р.Майер, впервые в своем творчестве обратившийся к культовой архитектуре. Его церковь состояла из L-образной структуры коммунального центра и объема, образуемого бетонными парусами, прорезанными широкими световыми проемами. В целом же большинство представленных работ отличались некоторой утопичностью и, скорее, являли собой «упражнения на тему», нежели реальные проекты.
Европейский конкурс 1994 г. «50 церквей для Рима-2000» («50 chiese per Roma 2000»), в котором приняли участие в основном итальянские архитекторы, отличался от предыдущего сугубо утилитарным подходом к решению задач, поставленных реальным заказчиком - римской епархией, и не дал особенно интересных результатов.
Всего в конкурсе участвовали более 500 архитекторов и мастерских. Необходимость подобного конкурса была отмечена папой Римским Иоанном Павлом II, поощрявшим в преддверии 2000-летия христианства активное храмовое строительство (см.: Concorso еигорео 50 chiese per Roma 2000. - Milano: L'Arca, 1994).
Ренессанса, неоплатоническими и во многом, по сути, внехристианскими. Открытие линейной перспективы и приход к натурализму привели к секуляризации искусства и исчезновению традиционных для раннего христианства образности и языка символов. Сегодня ни в архитектуре, ни в живописи не присутствуют ясные формы кодификации, нововведения формальны и преимущественно интуитивны. Кроме того, с архитектурной точки зрения, абсолютный отказ от традиции, приверженность чистой геометрической форме «опустошает» культовое здание, приравнивая его к любому другому. На наш взгляд, осмысление и выявление символического и образного аспекта в настоящее время важно и необходимо именно в религиозной архитектуре, изначально представляющей в зодчестве максимально возможную смысловую и художественную полноту и целостность культуры.
Библиография Жемчугова, Владислава Александровна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
1. Документы 1. Ватиканского Собора. - М.: Паолине, 1998. - 589 с.
2. КунцлерМ. Литургия церкви,- М.: Христианская Россия, 2000,304 с.
3. Минкявичус И.К. Буржуазная культура, идеология и современная культовая архитектура / Архитектура Запада. М.: Стройиздат, 1975. -Кн.2,-С. 154-174.
4. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. С.Пб: Лига Плюс, 1999. - 413 с.
5. ХайтВ. Современная культовая архитектура капиталистических стран // Архитектура СССР. 1968. - № 10. - С.50-54.
6. Щусев А.В. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре // Зодчий. 1905. - № 11. - С. 132-133.
7. Ahlin J. Sigurd Lewerentz architect. Stockolm; Byggforlaget, 1987.191 c.
8. Alberti L.B. L'architettura. Milano: II Polifilo, 1968. - 580 c.
9. Aldo Rossi: architettura 1959-1987 / a cura di Ferlenga A. Milano: Electa, 1987.-315 c.
10. Alvar Aalto / red. Fleig K. Zurich: Girsberger, 1963. - 271 c.
11. Architettura e arte dei gesuiti / a cura di Wittkower R., Jaffe I.B. Milano: Electa, 1992. - 163 c.
12. Architettura e spazio sacro nella modernita / a cura di Gennaro P. Milano: Abitare Segesta, 1992. - 341 c.
13. ArnheimR. Note a proposito delParchitettura religiosa/ Mario Botta. Cinque architetture Milano: Scira, 1996. - C.30-36.
14. Augusto Romano Burelli e Paola Gennaro: opere 1982-1994 / a cura di Gennaro P. Udine, 1994. - 95 c.
15. Augusto Romano Burelli, Paola Gennaro, S.Elena in Montenars, S.Giorgio in Montenars / a cura di Petrasan M. Treviso: Pagus, 1992. - 67 c.
16. Baradel V. L'opera di Cucchi nella cappella del Monte Tamaro / Mario Botta. Cinque architetture. Milano: Scira, 1996. - C. 149-152.
17. Bassegoda—Nonell J. L'architettura sacra di Gaudi e la sua continuita fino ai nostri giorni / Architettura e spazio sacro nella modernita / a cur a di Gennaro P. Milano: Abitare Segesta, 1992. - C. 129-132.
18. Belluzzi A., Conforti C. Lo spazio sacro nelFarchitettura di Michelucci. -Torino: Allemandi & C., 1987. 146 c.
19. Benedetti S. Architettura sacra oggi: evento e progetto. Roma: Gangemi, 1995.-301 c.
20. Bergamo M. Caratteri dello spazio liturgico/ L'architettura dell'edificio sacro / a cura di Cornoldi A. II,- Roma: Officina, 1997. - C. 137-159.
21. Biedrzynski R. Kirchen unserer Zeit. Munchen: Hirmer, 1958.- 127 c.
22. Billot M. Le Pere Couturier et l'art sacre / Paris 1937-1957. Paris: Centre Georges Pompidou, 1981. -C. 196-205.
23. BlochE. Spirito dell'Utopia. Firenze: La Nuova Italia, 1980. - 361 c.
24. Boersma T. Imre Makovecz, hongaars architect. Rotterdam: Nederlands Architectuurinstituut, 1989. - 96 c.
25. BorsiF. Cronache di architettura italiana. II progetto della chiesa di Longarone di Giovanni Michelucci // Casabella. 1968. - № 326. - C.46-51.
26. Bouyer L. Architettura e liturgia. III - Magnano: Qiqajon, Comunita di Bose. - 98 c.
27. Bredow J., Lerch H. Materialien zum Werk des Architekten Otto Bartning. Darmstadt: Das Beispiel, 1983. - 144 c.
28. Bucciarelli P. Architettura sacra nella Germania degli anni Venti: tra rinnovamento liturgico e spirito del Gotico/ Architettura e spazio sacro nella modernita / a cura di Gennaro P. Milano: Abitare Segesta, 1992. -C. 148-154.
29. Burelli A.R., Gennaro P. Chiese di San Giorgio e di Sant'Elena Imperatrice in Montenars // Lotus International. 1990 - № 5. - C.53-77.
30. Burelli A.R. La breve etemita del tempio // Lotus international. 1990. -№ 65 - C.53-59.
31. Burelli A.R. Centralita ed assialita nella chiesa contemporanea / L'architettura deU'edificio sacro / a cura di Cornoldi A. II. - Roma: Officina, 1997.-C. 133-135.
32. Busetto G. Dentro lo spazio / Mario Botta. Cinque architetture. Milano: Scira, 1996.-C. 102-108.
33. Cappellato G. Un giovane architetto istriano, Eligio Legovic// Phalaris. -1988. -№ 6. -C.14-16.
34. Cappellato G. Eligio Legovic: progettare in Istria // Parametro, 1989 -№ 173.-C. 84-86.
35. Cappellato G. Geometrie per il sacro / Mario Botta. Cinque architetture. -Milano: Scira, 1996. C.54-60.
36. Carlo A. de, Мог A., QuaroniL., SibillaA. Chiesa della Sacra Familia a Genova // Chiesa & Quartiere. 1959. - № 11. - C.78-89.
37. CiorraP. Ludovico Quaroni 1911-1987. -Milano: Electa, 1989. 191 c.
38. CoF, dal. Mario Botta: architettura 1960-1985.-Milano: Electa, 1985.287 c.
39. Concorso europeo 50 chiese per Roma 2000. Milano: L'Arca, 1994. -175 c.
40. Cornoldi A. Atlante del ventesimo secolo/ L'architettura dell'edificio sacro / a cura di Cornoldi A. II. - Roma: Officina, 1997. - C. 169-173.
41. Cornoldi A. Caratteri deU'edificio / L'architettura deU'edificio sacro/ a cura di Cornoldi A. II. - Roma: Officina, 1997. - C.77-117.
42. DebuystF. Permanenza di un'architettura specificamente liturgica da Guardini ai giorni nostri / Architettura e spazio sacro nella modernita / a cura di Gennaro P. Milano: Abitare Segesta, 1992. - C.54-57.
43. Dimitris Pikionis 1887-1968. London: Architectural Association, 1989. -100 c.
44. ElbertiA. Dalla religiosita naturale alia fede. Centralita del mistero pasquale nella riforma liturgica / Spazi celebrativi, figurazionearchitettonica, simbolismo liturgico / a cura di Bergamo M. Venezia: И Cardo, 1994. - C.33-46.
45. Faber T. Nuova architettura danese. Milano: Edizioni di Comunita, 1968.-219 c.
46. Fanelli G. Auguste Perret. Roma-Bari: Laterza, 1991. - 198 c.
47. FerlengaA., Polano S. Joze Plecnik. Progetti e citta. Milano: Electa, 1990.-209 c.
48. FerlengaA., Verde P. Dom Hans van der Laan, le opere, gli scritti. -Milano: Electa, 2000. 201 c.
49. Fleck B. Alvaro Siza. Basel: Birkhauser, 1992. - 143 c.
50. Frediani G. Le chiese. Roma-Bari: Laterza, 1997. - 158 c.
51. GarauG. La materia/ L'architettura deU'edificio sacro/ a cura di Cornoldi A. II. - Roma: Officina, 1997. - C.59-68.
52. Gossel P., Leuthauser G. Architecture in the Twentieth Century. Koln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1991. - 432 c.
53. GuardiniR. Die neuerbaute Fronleichnamskirche in Aachen// Die Schildgenossen. -1931.11. -C.263-275.
54. Guerra A., Morresi M. Gabetti e Isola: opere di architettura. Milano: Electa, 1996. - 358 c.
55. Guida alle nuove chiese di Roma/ a cura di RattiP.- Roma: Gangemi,1990. 166 c.
56. HautecoeurL. Mystique et architecture. Symbolisme du cercle et de la coupole. Paris: A. et J.Picard, 1954. - 673 c.
57. Heinz Tesar / red. Waechter-Bohm L. Wien-New York: Springer, 1995.- 152 c.
58. Herselle Krinsky C. Synagogues of Europe. New York: The Architectural History Foundation; Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1985. - 456 c.
59. Hoff A., Muck H., Thoma R. Dominikus Bohm- Leben und Werk.-Mimchen-Zurich: Schnell & Steiner, 1962. 541 c.
60. II linguaggio della pietra / a cura di Pavan V. II. - Venezia: Arsenale,1991.-131c.
61. KahleB. Deutsche Kirchenbaukunst des 20. Jahrhunderts. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschafit, 1990. -271 c.
62. Kidder Smith G.E. The New Architecture of Europe. New York: The World Publishing Co., Meridian Books, 1961.-393 c.
63. Krautheimer R. Architettura paleocristiana e bizantina. Torino: Einaudi, 1989.-618 c.
64. Krautheimer R. Architettura sacra paleocristiana e medievale e altri saggi su Rinascimento e barocco. Torino: Bollati Borraghieri, 1993. - 327 c.
65. Krecic P. Plecnik. Milano: Jaca Book, 1993. - 256 c.
66. L'architettura dell'edificio sacro / a cura di Cornoldi A. П. - Roma: Officina, 1997.-279 c.
67. Lahuerta J.J. Antoni Gaudi 1852-1926: architettura, ideologia e politica. -Milano: Electa, 1992. 346 c.
68. Le nuove chiese della diocesi di Milano 1945-1993 / a cura di De Carli C. Milano: Vita e Pensiero, 1994. - 294 c.
69. Lercaro G. La chiesa nella citta: discorsi e interventi sull'architettura sacra. Cinisello Balsamo: San Paolo, 1996. - 166 c.
70. Llano P. de, Castanheira C. Alvaro Sisa: opere e progetti. Milano: Electa, 1995.-201 c.
71. Los S. L'architettura delle chiese cattoliche / Spazi celebrativi, figurazione architettonica, simbolismo liturgico / a cura di Bergamo M. Venezia: II Cardo, 1994. —C.47-54.
72. Louis I. Kahn. Complete Works, 1935-1974/ ed. RonnerH., Jhaveri S. -Basel-Boston: Birkhauser, 1987. 437 c.
73. Maguire R., Murray K. Modern Churches of the World. London, 1965. -356 c.
74. Mainstone R.J. Hagia Sophia: Architecture, Structure and Liturgy of Justinians great Church. New York: Thames and Hudson, 1988. - 288 c.
75. Mango C. Architettura bizantina. Milano: Electa, 1978. -213 c.
76. Mario Botta. Cinque architetture. Milano: Scira, 1996. - 162 c.
77. Mario Botta. La cathedrale d'Evry. Milano: Scira, 1996. - 79 c.
78. MichelisM.de. Heinrich Tessenow. 1876-1950. Milano: Electa, 1991.346 c.
79. Moos S. von. Le Corbusier, Elements of a Synthesis. V. - Cambridge, Mass-London: The MIT Press, 1985. - 431 c.
80. MuckH. Liturgische Erneuerung und kirchliches Bauen // Kunst und Kirche. 1987. - № 3. - C. 190.
81. Norberg-Schulz C. La chiesa come «imago mundi»/ Architettura e spazio sacro nella modernitd / a cura di GennaroP. Milano: Abitare Segesta, 1992. -C.45^48.
82. Norberg-SchulzC. Luogi tra cielo e terra/ Mario Botta. Cinque architetture. Milano: Scira, 1996. - C. 13-15.
83. Norman E.R. The House of God: church Architecture, Style and History. -London: Thames and Hudson, 1950. -312 c.
84. Nuove chiese per il terzio millemiio. Vicenza: Koine, 1993. - 280 c.
85. OechslinW. Mario Botta: Farchitettura sacra, l'espressione e la pietra/ Mario Botta. Cinque architetture. Milano: Scira, 1996. - C. 126-130.
86. Pauly D. Le Corbusier: la chapelle de Ronchamp. Basel-Boston-Berlin: Birkhauser, 1997. - 136 c.
87. Pehnt W. Die Architektur des Expressionismus. Stuttgart: Hatje, 1973. -231 c.
88. Pehnt W. Rudolf Schwarz. Architekt einer anderen Moderne. Stuttgart: Hatje, 1997.-315 c.
89. Pehnt W., Strohl H. Rudolf Schwarz. 1897-1961. Milano: Electa, 2000. -351 c.
90. Peter Celsing. Stockolm: Arkitekturmuseet, 1972. - 190 c.
91. Petit J. Mario Botta. Progetto per una chiesa a Mogno. Lugano: Fidia Edizioni d'Arte, 1992. - 147 c.
92. Pirzio-Biroli R. La conversione del tipo bizantino. Architettura e mistero del rito ortodosso / Architettura e spazio sacro nella modernita / a cura di Gennaro P. Milano: Abitare Segesta, 1992. - C. 127-128.
93. Pizzi E, La chiesa di San Pietro Apostolo a Sartirana di Merate / Mario Botta. Cinque architetture. Milano: Scira, 1996. -C.78-84.
94. Pottie P., Simonnet C. Tourette / Le Corbusier, une encyclopedic. Paris: Centre Georges Pompidou, 1987. - C.406-408.
95. Quarta Biennale d'Arte Sacra / a cura di Di Bonaventura A. Pescara: Sala, 1990. - 348 c.
96. ReichlitiB. Heinrich Tessenow: negli appunti di uno studente berlinese, 1929-32 // Casabella. 1970. - № 349. - C.37^14.
97. Robin S. Eglises modernes. Paris: Hermann, 1980. - 167 c.
98. Rogers E.N. Architetti laid per le chiese// Casabella, 1960. - №238. -C.l-11.
99. RosaG. II contesto/ L'architettura dell'edificio sacro/ a cura di Cornoldi A. II. - Roma: Officina Edizioni, 1997. - C.69-76.
100. Sacralbauten. Berlin: Ernst & Sohn, Verlag fur Architektur und Technische Wissenschafiten, 1997. - 459 c.
101. Savi V. Figini e Pollini: architetture 1927-1989. Milano: Electa, 1990. -146 c.
102. ScalesseT. Architettura sacra in Germania/ Quarta Biennale d'Arte Sacra / a cura di Di Bonaventura A. Pescara: Sala, 1990. - C.265-297.
103. ScalesseT. Chiese in Europa nel dopoguerra: note sull'opere di Dominicus Bdhm e Gottfried BOhm / L'architettura sacra oggi. Rimini: II Cerchio, 1990. - C.265-297.
104. Schmidt H, Schmidt M. II linguaggio delle immagini iconografia cristiana. Roma: CNE, 1988. - 287 c.
105. Schwarz R. Baustelle Deutschland // Die Schildgenossen. 1932. -№ 12.-C. 1-17.
106. SchwarzR. Die Fronleichnamskirche// Die Schildgenossen.- 1931. — №11.-C.2 84-287.
107. Schwarz R. Die Neue Burg / Burg Rothenfels 1919/1920,- Rothenfels, 1929. -C.27-35.
108. Schwarz R. Erneuerung des Kirchenbaus? // Die Form. 1930. - № 5. -C.545-556.
109. Schwarz R. Kirchenbau. Welt vor der Schwelle. Heidelberg: Kerle, 1960.-351 c.
110. Schwarz R. Neues Bauen? // Die Schildgenossen. 1929. - № 9. - C.207-217.
111. SchwarzR Uber Baukunst// Die Schildgenossen.- 1923/24.- C.273-284.
112. Schwarz R. Vom Bau der Kirche. II. - Heidelberg, 1947. -167 c.
113. ServadioL. Una sfera sull'acqua// Chiesa oggi. 1998. - № 28. - C.40-47.
114. SkutelisN. Archetipi/ L'architettura dell'edificio sacro/ a cura di Cornoldi A. II. - Roma: Officina, 1997. - C.49-54.
115. Spazi celebrativi, figurazione architettonica, simbolismo liturgico / a cura di Bergamo M. Venezia: И Cardo, 1994. - 164 c.
116. SpeidelM., LeggeS. Heinz Bienefeld. Bauten und Projekte. Koln: Walter Kdnig, 1991.-219 c.
117. SundermannM. Emil Steffan// Archives d'Architecture Moderne.-1981. -№21.
118. Sundermann M. И silenzio entro le mura. Emil Steffan e la sua scuola/ Architettura e spazio sacro nella modernM / a cura di Gennaro P. Milano: Abitare Segesta, 1992. - C.155-159.
119. Trattati d'arte del Cinquecento: fra Manierismo e Controriforma / a cura di Barocchi P. Bari: Laterza, 1962. - 720 c.
120. TrebbiG. Adeguamenti liturgici dello spazio celebrativo/ L'architettura dell'edificio sacro / a cura di Cornoldi A. II. - Roma: Officina, 1997. -C. 161-167.
121. Una chiesa di Mario Botta a Pordenone// Casabella. 1992. - № 11. -C.25.
-
Похожие работы
- Архитектурно-художественные характеристики римско-католических храмов Южной и Восточной Украины
- Монастырское зодчество Беларуси
- Архитектура зданий Римско-католической и Евангелическо-лютеранской церквей в Сибири и на Дальнем Востоке
- Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке, 1792-1917 гг.
- Принципы сохранения и преемственного развития православной архитектурно-градостроительной традиции региона